Дополнительные меры поддержки семей имеющих детей. Закон о материнском капитале в последней редакции

С 1 января 2007 года на территории РФ начала функционировать новая форма поддержки для семей, имеющих детей, получившая название «материнский капитал». Проект ФЗ был разработан Минфин РФ. В настоящее время (2013 год) действует закон регулирующий порядок его предоставления и использования на территории РФ. Основополагающим документом является Федеральный закон РФ от 29.12. 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». ФЗ был разработан с целью формирования эффективных средств для создания условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь. Понятие материнского капитала содержится в данном ФЗ.

Согласно ФЗ № 265 это средства, выделяемые Минфин РФ из федерального бюджета и передаваемые в бюджет ПФ РФ чтобы выплатить материнский капитал. Закон неоднократно претерпевал изменения. Так, в 07.06.2013 года проект преобразований был включен ФЗ № 128, он отчасти изменил закон об использовании поддержки (статьи 8 и 10).

Правом на получение материнского капитала, как гласит закон 2013, пользуются обладатели специализированного именного сертификата. Он предоставляется женщинам, родившим или усыновившим второго, либо третьего ребёнка (при условии, что ранее они не воспользовались данным правом) начиная с 1.01.2007 года, когда вступил с действие законопроект.

Закон РФ №256 оговаривает, что при установлении права на материнский капитал не учитываются те дети, в отношении которых лица, претендующие на его получение, были лишены родительских прав или было отменено усыновление (на основе соответствующих ФЗ).

Получение дополнительных мер поддержки РФ в форме «материнского капитала» — это не исключительное право женщины, воспользоваться им могут и мужчины, так как ФЗ этого не запрещает. Соответствующие случаи устанавливает закон РФ № 256: смерть матери ребенка, объявление ею умершей, лишение ее родительских или совершение женщиной в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления против личности, отмена усыновления. Право на получение «материнского капитала» переходит непосредственно к самому ребенку (или к детям), если отец и мать были лишены его по причинам, который установил ФЗ № 256.

Условия предоставления государственной поддержки

Получить материнский капитал от РФ в 2013 году можно лишь по истечении 3-х лет с момента рождения второго (третьего) ребенка (в соответствие с ФЗ №256). В течение этого периода ведется учет лиц, имеющих право на материнский капитал в форме федерального регистра, об этом гласит рассматриваемый закон 2013 года о материнском капитале.

После возникновения соответствующего права в любое время мать, отец или сам ребенок (в зависимости от того, кому законодательство 2013 дает право принять материнский капитал) могут обратиться в ПФР для получения государственного сертификата. Данное правило закреплено в статье 4 ФЗ № 265. Сертификат предоставляется после подачи заявления и всех необходимых документов на материнский капитал (паспорт заявителя, свидетельство о рождении детей, либо документ об их усыновлении), более подробный перечень содержит закон. Решение о его выдаче принимается в месячный срок. Причинами для отказа в соответствии с ФЗ могут послужить отсутствие или прекращение права на материнский капитал, либо предоставление недостоверных сведений. Закон говорит о том, что отказ на предоставление материнского капитала может быть обжалован или в суд, или в вышестоящий орган ПФР.

ФЗ РФ № 256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает размер материнского капитала. Первоначально (в 2007 году, что предусматривал законопроект) он составлял 250 000 рублей. В 2013 эта сумма стала равна 408 960,5 рублей. Закон гласит о том, что размер поддержки не зависит от региона проживания лица, имеющего право на его получение. Ежегодно проводится индексация размера материнского капитала с целью установления адекватной суммы с учетом инфляции (исключением не стал и 2013 год, проект закона был подготовлен заблаговременно).

Улучшение жилищных условий за счет средств государственной поддержки

Законодательство 2013 предусматривает три возможности для использования материнского капитала. Первое из них, которое закрепляет закон – это улучшение жилищных условий. В связи с тем, что для молодых семей квартирный вопрос стоит очень остро, данное направление стало довольно популярным среди лиц, имеющих право на материнский капитал. Закон говорит о том, что это может быть приобретение жилого помещения, строительство дома с привлечением подрядчиков или своими силами, компенсация затрат на построенное или отремонтированное жилище, оплата первого взноса для ипотеки или ее погашение (полностью/ частично), участие в долевом строительстве.

Какое бы направление не было выбрано лицами, имеющими право на получение материнского капитала, главное, чтобы жилое помещение находилось в границах РФ, это прямо предусматривает закон. Кроме того, действует исключительное право, дающее возможность воспользоваться правом на материнский капитал до истечения 3х летнего периода (с момента его возникновения), если средства будут расходоваться на улучшение жилищных условий.

Принятое новое постановление Правительства № 862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» более детально регулирует то, как материнский капитал используется на улучшение жилищных условий, дополняя закон.

Данный акт Правительства закрепляет нормы о направлениях использования материнского капитала, а также порядок предоставления средств. Постановление Правительства (в пункте 5-13) устанавливает перечень документов, которые нужно представить, чтобы получить материнский капитал и порядок действий в каждом конкретном случае.

Например, Постановление Правительства предусматривает, что если улучшение жилищных условий будет осуществляться путем строительства дома без привлечения подрядной организации, то заявитель желающий получить материнский капитал должен подать в ПФР:

  1. документ о законном праве (собственности, аренды, пожизненного наследуемого владения и т.д.) на земельный участок,
  2. разрешение на строительство,
  3. обязательство в течение полугода после получения кадастрового плана оформить помещение в надлежащем порядке.

При этом Постановление Правительства оговаривает, что средства материнского капитала представляются не единовременно, а двумя равными частями:

  1. после подачи заявления;
  2. по истечении 6ти месяцев с момента, когда материнский капитал был выдан впервые, но только при условии соблюдения всех требований, которые предусматривает законодательство.

Довольно подробно Постановление Правительства определяет порядок использования средств материнского капитала на погашение ипотечных кредитов и прочих займов, имеющих целевое назначение – улучшение жилищных условий.

Так, Постановление Правительства закрепляет правило, что размер средств материнского капитала не может быть больше, чем размер долга. Кроме того, средства не выдаются «на руки», а перечисляются в безналичной форме на счет банка-кредитора. Такое же правило действует для случаев покупки квартиры, когда деньги получает продавец, что также закрепило Постановление Правительства.

Образование детей на средства материнского капитала

Вторым направлением расходования средств материнского капитала, которое предусматривает закон, является оплата образовательных услуг детей, содержания их в образовательном учреждении, либо проживание в общежитие. Законодательство 2013 закрепляет несколько условий для реализации материнского капитала по данному направлению:

  • во-первых, он не должен достичь 25летнего возраста на момент оказания соответствующих услуг;
  • во-вторых, образовательное учреждение должно пройти государственную аккредитацию и находиться в пределах РФ.

Постановление Правительства, регулирующее особенности правоотношений складывающихся при направлении средств материнского капитала по данному направлению, не было разработано на 2013 год, в этой части действует исключительно закон.

Пенсионные накопления матери, как одно из направлений средств материнского капитала

Третье направление, предусмотренное в ФЗ – формирование средств пенсионных накоплений матери. Они могут быть переданы в негосударственный пенсионный фонд или в доверительное управление управляющей компании. Выбор остается за мамой двух (трех) детей.

Закон РФ № 256 не устанавливает каких-либо ограничений на разделение средств материнского капитала, то есть часть из них можно направить на улучшение жилищных условий, а другую на образование. Плюс ФЗ допускает возможность использовать право на него не единовременно, а распорядиться частично, отложив остаток на более поздний период.

Закон РФ устанавливает временные рамки, в течение которых можно воспользоваться правом на получение материнского капитала – до 31.12.2016 года. При этом следует учитывать, что ФЗ устанавливает предельный срок для рождения или усыновления ребенка. Использовать сам материнский капитал, как гласит закон, можно и после 2016 года.

Критика ФЗ № 256

Итак, как восприняли закон и постановление Правительства в народе. В большинстве своем нововведения ФЗ для граждан были полезны. Материнский капитал в РФ был воспринят положительно и дал ожидаемые результаты – эксперты отмечают, что 2007 года по 2013 наблюдался рост числа новорожденных детей в России.

Однако некоторые негативно высказываются о том, что было введено в действие законодательство 2013 о материнском капитале, усматривая в нем желание РФ, поспособствовать обогащению банков. Все дело в том, что самым популярным прогнозируемым (еще, когда проект закона был на стадии разработки) направлением для средств материнского капитала было улучшение жилищных условий. Оформить сделку купли-продажи квартиры без привлечения кредитных средств проблемно для большинства граждан, и даже материальная поддержка РФ не способна решить данную ситуацию. Вот и получается, что родители направляют свой материнский капитал на погашение ипотеки или внесение первоначального платежа.

Специалисты утверждают, что материнский капитал не способен сыграть какой-то роли в создании достойного уровня жизни для семей с детьми, а значит, принятый закон в 2013 году не отвечает цели, закреплённой им же. Это обстоятельство было очевидно, когда проект ФЗ был на стадии принятия. Таким образом, многие взяли кредиты, выплачивать которые они будут в течение долгого периода времени. Многомиллионные займы смогут внести далеко не все. Вот и получается, что жилищные условия на самом деле улучшат лишь немногие из числа воспользовавшихся материнским капиталом.

Вторым негативным явлением, обнаружившимся после того, как проект ФЗ №256 был принят, стало увеличение рождаемости среди неблагополучных слоев общества. Желание получить «легкие» деньги вызвало демографический взрыв среди алкоголиков, наркоманов и прочих людей, ведущих аморальный образ жизни. Что в итоге? Огромное количество брошенных детей, увеличение числа воспитанников детских домов.

Принятый проект ФЗ РФ № 256 2013, регулирующего отношения связанные с получением материнского капитала, вызвал еще одно негативное последствие — волну мошенничества. Разработанный закон содержит пробелы, спорные моменты, неоднозначные трактовки, которые позволяют на вполне легальных основаниях использовать материнский капитал не по назначению. Грамотные люди научились обходить закон РФ 2013, а доверчивые родители, желающие получить материнский капитал «на руки» остались без своих средств. Такое добровольное согласие стоило им материальной поддержки, которая по идее должна была улучшить жизнь их детей.

Удивительно, что законодательство 2013 не предусматривает систему, чтобы защитить материнский капитал от мошенников. Известно, что закон, вводящий материальные льготы, всегда порождает желание людей получить легкие деньги. Да, законодательство РФ закрепляет УК статью 159 «Мошенничество», которая дает возможность привлечь к ответственности виновных лиц. Однако не мешало бы, и разработать проект закона, который обеспечивал превентивное воздействие для желающих использовать материнский капитал не по назначению.

Попытка урегулировать данную проблему была осуществлена в 2013 году ФЗ № 128. Данный законопроект уже упоминался ранее. Закон № 128 о материнском капитале внес изменения в условия предоставления средств государственной поддержки. В частности был ограничен круг субъектов, займы которых можно погасить за счет материнского капитала. Законопроект № 128 установил, что кредитные средства должны быть перечислены на расчётный счет самого получателя государственной поддержки или его супруга.

Дальнейшая судьба материнского капитала

На сегодняшний день в 2013 году довольно актуален вопрос, что же будет после 2016 года, разработан ли новый проект ФЗ? Неужели материнский капитал будет отменен? Следует отметить, что Минфин РФ рассматривает предложение о продлении срока его действия вплоть до 2025 года, подготовлен соответствующий проект ФЗ.

Возможно, материнский капитал будет предоставлять по-прежнему, но с некоторыми изменениями, внесенными в закон. Так, представители Минфин говорят о том, что проект ФЗ предусматривает следующее положение: размер материнского капитала будет зависеть от обеспеченности семьи. Уже сегодня эти изменения вызывают бурю негодования.

Эксперты отмечают, что рассматриваемый проект ФЗ разрушит действенный демографический механизм, на смену ему придет лишь очередная мера социальной поддержки Минфин РФ. Плюс, данный законопроект повлечет за собой сокрытие доходов большей частью населения, что обернется, в том числе падением размеров налоговых отчислений в бюджет.

Подводя итог на 2013 год Пенсионный фонд РФ и Минфин утверждают, что почти за 7 лет было выдано примерно 4,5 млн. сертификатов. Превалирующая часть из них была направлена на улучшение жилищных условий (примерно половина). Как правило, граждане используют сертификат для погашения части займа, в редких случаях – для покупки жилья без кредитных средств. Ежегодно Минфин в закон о бюджете вносит графу, о выделении на выплату материнского капитала порядка 330 млрд. рублей. В 2013 году по оценкам специалистов Минфин РФ материнский капитал в размере более 400 тыс. рублей, вполне может обеспечить покрытие первоначального взноса за квартиру стоимость, которой составляет 2,5 млн. рублей.

Эксперты заявляют, что если в 2017 году будет принят рассматриваемый проект ФЗ и материнский капитал отменят, либо он начнет действовать в худшем виде, то РФ ожидают «90е», когда рождаемость упала на критический уровень. Государство, в лице Правительства и прочих уполномоченных органов, заинтересовано в улучшении демографической ситуации в своей стране, в том числе принимая закон, который способствует этому. Оно должно предпринять меры по увеличению размера материнского капитала и разработать законопроект изменений в действующий ФЗ, регулирующий порядок его предоставления. Какие будут дальнейшие действия Правительства и иных уполномоченных органов, и как будет развиваться законодательство 2013 и положение РФ о материнском капитале, покажет время.

Видео: Неприятный правовой казус в Горнозаводске с сертификатом на материнский капитал


Приказы Минфина и ФНС России

    "О новых формах налоговых уведомлений, направляемых физическим лицам для оплаты имущественных налогов и НДФЛ"

    "Об изменениях Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н"

    "Об указании кодов по ОКТМО в формах налоговой отчетности по налогу на имущество организаций"

    "О правомерности отнесения земельных участков, предоставленных Росгидромету, к земельным участкам, ограниченным в обороте" (вместе с "Письмом" Минприроды России от 14.03.2019 N 21-30/5800 "Об отнесении земельных участков, предоставленных Росгидромету, к земельным участкам, используемым для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд", "Письмом" Росгидромета от 06.03.2019 N 140-01701/19и "Об отнесении земельных участков, предоставленных Росгидромету, к земельным

    "О налогообложении легковых автомобилей марки "VOLVO" модели (версии) "XC90", марки "Lexus" модели (версии) "LX 570", марки "Ford" модели (версии) "Explorer Limited" и марки "БЕНТЛИ КОНТИНЕНТАЛЬ GT SPEED" транспортным налогом с учетом повышающего коэффициента" (вместе с "Письмом" Минпромторга России от 21.05.2019 N 33173/20)

    "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 132н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"

    "О внесении изменений в приложение N 24 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 11 апреля 2016 г. N 116 "Об утверждении форм ежеквартальной и годовой бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, представляемой в Правительство Российской Федерации, перечня таких форм, а также рекомендаций по формированию некоторых форм"

    "По вопросу представления сведений о доходах физических лиц и расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в случае закрытия обособленного подразделения организации"

    "О внесении изменений в приказ ФНС России от 15.07.2011 N ММВ-7-6/443@"

    "О направлении письма Минфина России от 01.03.2019 N 03-11-09/13546" (вместе с "Письмом" Минфина России от 01.03.2019 N 03-11-09/13546)

    "О направлении письма" (вместе с "Письмом" Минфина России от 08.05.2019 N 03-13-08/33666)

    "О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н"

    "О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н"

    "О размещении сервиса "Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки"

    "О подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения"

    "По вопросу заключения и порядка оплаты по контракту исполнителю, применяющему упрощенную систему налогообложения"

    "О размещении и предоставлении информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации"

    "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления"

    "О внесении изменений в приказ ФНС России от 19.07.2017 N ЕД-7-1/561@ (в редакции приказа ФНС России от 18.09.2018 N ММВ-7-1/540@)"

    "По вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов наймодателя жилого помещения в виде сумм оплаты нанимателем жилого помещения за коммунальные услуги в части, которая зависит от их фактического потребления и фиксируется на основании показаний установленных надлежащим образом индивидуальных приборов учета" (вместе с "Письмом" Минфина России от 29.04.2019 N 03-04-07/31733)

    "О разъяснении положений подпункта "а" пункта 12 Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов""

    "О направлении поручения"

    "По вопросам применения плательщиками страховых взносов пониженных тарифов страховых взносов"

    "О направлении порядка оценки полноты сведений, указанных организацией в заявлении о проведении налогового мониторинга и документах (информации)"

    "О направлении обзора судебной практики по спорам, связанным с квалификацией деятельности физических лиц в качестве предпринимательской в целях налогообложения"

    "О повышении эффективности работы и оптимизации структур управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации"

    "Об исчислении сроков, определенных до конкретной даты без указания "включительно""

    "Об утверждении плана подготовки Единого Контакт-центра ФНС России к проведению информационной кампании по уплате имущественных налогов физических лиц в 2019 году"

    налоговой ставке в отношении дачных земельных участков в связи со вступлением в силу с 01.01.2019 части 7 статьи 54 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ" (вместе с "Письмом" Минфина России от 27.04.2019 N 03-05-04-02/31408 "Об исчислении земельного налога в отношении дачных земельных участков")

    "По вопросу исчисления страховых взносов индивидуальными предпринимателями, которые в течение расчетного периода перешли на специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", а затем утратили право на применение или отказались от применения данного специального налогового режима" (вместе с "Письмом" Минфина России от 15.04.2019 N 03-15-07/26948)

Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

Государственной Думой

Советом Федерации

Настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей

1. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее - дополнительные меры государственной поддержки);

2) материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом;

3) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

Статья 3. Право на дополнительные меры государственной поддержки

1. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.

2. При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

3. Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.

4. В случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с частью 3 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.

5. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи.

6. Право на дополнительные меры государственной поддержки, возникшее у ребенка (детей в равных долях) по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 настоящей статьи, прекращается в случае его смерти или объявления его умершим.

7. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Статья 4. Федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки

1. В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее - регистр).

2. Регистр содержит следующую информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;

2) фамилию, имя, отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении;

3) дату рождения;

5) адрес места жительства;

6) серию и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дату выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;

7) дату включения в регистр;

8) сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство);

9) сведения о материнском (семейном) капитале (размере материнского (семейного) капитала, выбранном направлении (направлениях) распоряжения им и о его использовании);

10) сведения о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки.

3. Информация о лице, содержащаяся в регистре, относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к персональным данным граждан (физических лиц).

4. Ведение регистра осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития.

5. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, является государственным информационным ресурсом, функции оператора которого осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.

6. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, предоставляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами по межведомственным запросам органов, предоставляющих государственные услуги, или органов, предоставляющих муниципальные услуги, с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".

7. Информация об установлении дополнительных мер государственной поддержки лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Статья 5. Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал и его выдача

1. Лица, указанные в частях 1, 3 - 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на бумажном носителе или в форме электронного документа (далее - сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).

1.1. Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, получившее сертификат, не представило указанные документы самостоятельно. Соответствующие органы и организации обязаны рассмотреть межведомственные запросы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и направить ответ в срок, не превышающий пяти календарных дней со дня их поступления в такие органы и организации.

2. Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата.

4. При рассмотрении заявления о выдаче сертификата территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, в том числе сведения о фактах лишения родительских прав, об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра. Указанные запросы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат рассмотрению соответствующими органами в четырнадцатидневный срок с даты их поступления.

5. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять дней с даты вынесения соответствующего решения направляет лицу, подавшему заявление о выдаче сертификата, уведомление об удовлетворении либо отказе в удовлетворении его заявления. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр указанное уведомление направляется в многофункциональный центр.

6. Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются:

1) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;

3) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;

4) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.

7. В случае отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение. Решение об отказе в удовлетворении заявления о выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.

8. Лица, подавшие заявление о выдаче сертификата, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность сведений, содержащихся в представляемых ими документах.

9. Лица, у которых возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, предусмотренным частями 3 - 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители вправе обратиться с заявлением о выдаче сертификата в порядке, установленном настоящей статьей.

10. По достижении ребенком (детьми) совершеннолетия либо по приобретении им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия законные представители обязаны передать сертификат ребенку (детям).

Статья 6. Размер материнского (семейного) капитала

1. Материнский (семейный) капитал устанавливается в размере 250 000 рублей.

2. Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. В таком же порядке осуществляется пересмотр размера оставшейся части суммы средств материнского (семейного) капитала.

3. Размер материнского (семейного) капитала уменьшается на сумму средств, использованных в результате распоряжения этим капиталом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

4. Пенсионный фонд Российской Федерации по запросу лица, получившего сертификат, предоставляет информацию о размере материнского (семейного) капитала либо в случае распоряжения частью материнского (семейного) капитала о размере его оставшейся части на бумажном носителе или в электронной форме в соответствии с требованиями, установленными статьей 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Порядок предоставления лицу, получившему сертификат, по его запросу информации о размере материнского (семейного) капитала либо в случае распоряжения частью материнского (семейного) капитала о размере его оставшейся части устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

Статья 7. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала

1. Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. В случаях, если у ребенка (детей) право на дополнительные меры государственной поддержки возникло по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, распоряжение средствами материнского (семейного) капитала осуществляется усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) с предварительного разрешения органа опеки и попечительства или самим ребенком (детьми) по достижении им (ими) совершеннолетия или приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия. Заявление о распоряжении может быть подано усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения ребенка, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи. Если право на дополнительные меры государственной поддержки возникло в связи с усыновлением данного ребенка, заявление о распоряжении может быть подано не ранее чем по истечении трех лет после указанной даты, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, право на который возникло у ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей и находящегося (находящихся) в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется ребенком (детьми) не ранее достижения им (ими) совершеннолетия либо приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.

3. Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребенком (детьми);

3) формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;

5) получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".

4. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям, установленным настоящим Федеральным законом.

5. Правила подачи заявления о распоряжении, а также перечень документов, необходимых для реализации права распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.

6.1. Заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования, на оплату иных связанных с получением дошкольного образования расходов, а также на получение ежемесячной выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей".

7. В случае распоряжения в полном объеме средствами материнского (семейного) капитала лицами, получившими сертификат, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в срок, указанный в части 4 статьи 6 настоящего Федерального закона, уведомляет данных лиц о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки. Уведомление производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в форме, обеспечивающей возможность подтверждения факта уведомления.

Статья 8. Порядок рассмотрения заявления о распоряжении

1. Заявление о распоряжении подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении.

1.1. Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и заявитель не представил указанные документы самостоятельно. Соответствующие органы обязаны рассмотреть межведомственные запросы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и направить ответ в срок, установленный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

1.2. При рассмотрении заявления о распоряжении территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять факт выдачи представленных документов путем направления запросов в соответствующие органы. Указанные запросы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат рассмотрению соответствующими органами в четырнадцатидневный срок с даты их поступления.

2. В удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае:

1) прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;

2) нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении;

3) указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом;

4) указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении;

5) ограничения лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом (до момента отмены ограничения в родительских правах в установленном порядке);

6) отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, у лица, указанного в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации (на период отобрания ребенка);

7) несоответствия организации, с которой заключен договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения, требованиям, установленным частью 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также несоблюдения условия, установленного частью 8 статьи 10 настоящего Федерального закона.

3. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через пять дней с даты вынесения соответствующего решения направляет лицу, подавшему заявление о распоряжении, уведомление об удовлетворении или отказе в удовлетворении его заявления. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр указанное уведомление направляется в многофункциональный центр.

4. В случае отказа в удовлетворении заявления о распоряжении в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение.

5. Уведомление заявителей производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в форме, обеспечивающей возможность подтверждения факта уведомления. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр указанное уведомление направляется в многофункциональный центр.

6. Решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.

7. В случае удовлетворения заявления о распоряжении территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обеспечивает перевод средств материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении в порядке и сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Перевод средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и учет их в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации

1. Средства материнского (семейного) капитала переводятся из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации по заявке Пенсионного фонда Российской Федерации. Порядок перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, предусматривающий в том числе периодичность и сроки перевода, объем переводимых средств, устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Средства материнского (семейного) капитала, поступившие из федерального бюджета, отражаются в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом в расходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации предусматривается направление соответствующих денежных средств на основании заявлений о распоряжении в соответствии со статьями 10, 11 и 11.1 настоящего Федерального закона.

3. Расходы, связанные с ведением регистра, изготовлением и выдачей сертификатов, а также с обеспечением реализации права на распоряжение материнским (семейным) капиталом, осуществляются за счет средств федерального бюджета и учитываются в общем объеме расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год в составе расходов на содержание органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

4. При исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год учет операций, связанных с зачислением, использованием и расходованием средств материнского (семейного) капитала, ведется Пенсионным фондом Российской Федерации на соответствующих счетах бюджетного учета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Направление средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий

1. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться:

1) на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели;

2) на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.

1.1. Часть средств материнского (семейного) капитала в сумме, не превышающей 50 процентов размера средств материнского (семейного) капитала, полагающихся лицу, получившему сертификат, на дату подачи им заявления о распоряжении, может быть выдана в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства при представлении засвидетельствованных в установленном законом порядке:

1) копий документов лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги), подтверждающих право собственности на земельный участок, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право аренды земельного участка либо право безвозмездного пользования земельным участком, предназначенным для индивидуального жилищного строительства, на котором осуществляется строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства;

2) копии разрешения на строительство, выданного лицу, получившему сертификат, или его супругу (супруге);

3) выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на объект индивидуального жилищного строительства в случае его реконструкции;

4) письменного обязательства лица (лиц), на которое (которых) оформлено разрешение на строительство, в течение шести месяцев после получения кадастрового паспорта объекта индивидуального жилищного строительства оформить жилое помещение, построенное (реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей).

1.1-1. Документы, предусмотренные пунктами 1 - 3 части 1.1 настоящей статьи, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, получившее сертификат, не представило указанные документы самостоятельно.

1.2. Часть средств материнского (семейного) капитала, оставшаяся в результате распоряжения ими в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи, может быть использована на те же цели не ранее чем по истечении шести месяцев со дня предыдущего направления части средств материнского (семейного) капитала при представлении лицом, получившим сертификат, документа органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Выдача указанного документа осуществляется по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

1.3. Средства материнского (семейного) капитала на основании заявления о распоряжении лица, получившего сертификат, могут быть выданы в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на компенсацию затрат за построенный (реконструированный с учетом требований части 1.2 настоящей статьи) им или его супругом (супругой) объект индивидуального жилищного строительства при представлении засвидетельствованных в установленном законом порядке:

1) копий документов лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги), подтверждающих право собственности на земельный участок, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право аренды земельного участка либо право безвозмездного пользования земельным участком, предназначенным для индивидуального жилищного строительства, на котором осуществлено строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства;

2) выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на построенный объект индивидуального жилищного строительства, возникшем не ранее 1 января 2007 года, либо на реконструированный после 1 января 2007 года объект индивидуального жилищного строительства - независимо от даты возникновения указанного права;

3) письменного обязательства лица (лиц), в чьей собственности находится объект индивидуального жилищного строительства, оформить указанный объект в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) в течение шести месяцев после перечисления Пенсионным фондом Российской Федерации средств материнского (семейного) капитала - в случае, если объект индивидуального жилищного строительства оформлен не в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей).

1.4. Документы, указанные в пунктах 1 и 2 части 1.3 настоящей статьи, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, получившее сертификат, не представило указанные документы самостоятельно.

2. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть использованы на исполнение связанных с улучшением жилищных условий обязательств, возникших до даты приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки.

3. Приобретаемое с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала жилое помещение должно находиться на территории Российской Федерации.

4. Жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.

5. Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут направляться на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

7. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставленным гражданам по договору займа, в том числе обеспеченного ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенному с одной из организаций, являющейся:

1) кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности";

2) утратил силу. - Федеральный закон от 08.03.2015 N 54-ФЗ;

3) кредитным потребительским кооперативом в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", осуществляющим свою деятельность не менее трех лет со дня государственной регистрации;

4) иной организацией, осуществляющей предоставление займа по договору займа, исполнение обязательства по которому обеспечено ипотекой.

8. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения при условии предоставления лицом, получившим сертификат, или его супругом (супругой) документа, подтверждающего получение им займа путем безналичного перечисления на счет, открытый лицом, получившим сертификат, или его супругом (супругой) в кредитной организации.

Статья 11. Направление средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми)

1. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любой организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг.

2. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены:

1) на оплату платных образовательных услуг;

3) на оплату иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на получение образования как родным ребенком (детьми), так и усыновленным (усыновленными), в том числе первым, вторым, третьим ребенком и (или) последующими детьми. Возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, на дату начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет.

4. Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 11.1. Направление средств материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов

1. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на основании заявления о распоряжении направляются на приобретение допущенных к обращению на территории Российской Федерации товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации путем компенсации расходов на приобретение таких товаров и услуг (за исключением расходов на медицинские услуги, а также на реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предусмотренные федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). Перечень товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Приобретение товаров, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, подтверждается договорами купли-продажи, либо товарными или кассовыми чеками, либо иными документами, подтверждающими оплату таких товаров. Наличие приобретенного для ребенка-инвалида товара подтверждается актом проверки, составленным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания.

3. Приобретение услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, подтверждается договорами об их оказании, заключенными с организациями или индивидуальными предпринимателями в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

4. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, как для родного ребенка-инвалида (детей-инвалидов), так и для усыновленного (усыновленных), в том числе первого, второго, третьего ребенка-инвалида и (или) последующих детей-инвалидов.

5. Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, путем компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Направление средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии

1. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала по представленному женщинами, перечисленными в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, заявлению о распоряжении могут направляться на формирование накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" и Федеральным законом от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

2. Женщины, выбравшие направление средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии, до дня назначения накопительной пенсии вправе отказаться от использования средств (части средств) по указанному направлению при условии осуществления их использования по направлению (направлениям), предусмотренному (предусмотренным) статьями 10, 11 и 11.1 настоящего Федерального закона.

3. Заявление об отказе от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии может быть подано в сроки, установленные частью 6 статьи 7 настоящего Федерального закона.

4. Правила отказа от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

5. Женщины, перечисленные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, не принявшие решение о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, вправе при назначении накопительной пенсии учесть средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в составе пенсионных накоплений.

Статья 13. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 года и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2021 года.

2. Установить, что заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала в первом полугодии 2010 года подается до 1 октября 2009 года.

Президент

Российской Федерации

Москва, Кремль

256 ФЗ «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей» был создан для улучшения условий проживания несовершеннолетних детей и их семей.

Материнский капитал, по законодательству России, представляет собой поддержку тех семей, у которых есть дети, не достигшие 18-летнего возраста. Рассчитывать на поддержку вправе семьи, у которых рождается второй, третий или последующий ребенок. Главным условием для получения материнского капитала от государства является:

  • наличие у ребенка российского гражданства;
  • родители ранее не принимали иную помощь от правительства.

Закон о материнском капитале был принят Государственной Думой 22 декабря 2006 года. 27 декабря того же года законопроект был одобрен Советом Федерации. Вступил 256 ФЗ в законную силу с января 2007 года. Последние изменения вносились правительством в 2016 году.

Краткое содержание законодательного акта о материнском капитале отражает 13 статей:

  • В первой статье указываются основания, по которым был создан Федеральный Закон 256 о материнском капитале. Все основания закреплены в Конституции России;
  • Вторая статья содержит все основные понятия, которые затрагивают законодательный акт;
  • Третья статья указывает перечень лиц, которые вправе рассчитывать на государственную поддержку;
  • В четвертой содержатся положения, касающиеся Федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительную поддержку;
  • Пятая устанавливает порядок и условия выдачи сертификата на получение семейного (материнского) капитала;
  • Шестая ст. гласит о размере семейного капитала;
  • Седьмая отражает, как граждане вправе распоряжаться полученными деньгами;
  • В восьмой статье описана процедура и порядок рассмотрения заявления на получение материнского капитала;
  • Девятая ст. посвящена процедуре перевода денежных средств, полученных от государства в Пенсионный Фонд России;
  • В десятой обозначены условия использования материнского капитала для улучшения жилищных условий;
  • 11-ая ст. данного закона о денежном капитале регламентирует распределение полученных денежных средств от государства. По закону, средства материнского капитала, граждане вправе направить на получение образования детьми, или как указано в ст. 11.1, на приобретение товаров и услуг. Приобретенные товары и услуги за счет государственных средств должны быть предназначены для социальной адаптации в обществе детей-инвалидов;
  • В 12 ст. настоящего закона о маткапитале установлены правила формирования накопительной пенсии;
  • Последняя 13-ая часть закона о материнском капитале содержит заключительные положения.

Скачать текст закона

Федеральный Закон №256, вступивший в законную силу в 2007 году, совершенствуется. Поэтому, периодически в документ вносятся дополнения и изменения. За последние 10 лет законодательный акт претерпел внесение 20 изменений.

Скачать последнюю редакцию 256 Федерального Закона «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей» со всеми изменениями можно по Так же можно ознакомиться со .

Последние изменения закона о материнском капитале

Внесение изменений и дополнений в законодательные акты необходимы для устранения причин, которые неблагоприятно воздействуют на применение закона на практике, и ФЗ о мат. капитале не исключение. Из-за инфляции государство ежегодно пересматривает закон о финансовой помощи. Последние изменения ФЗ о материнском капитале претерпел 28 декабря 2016 года.

П 4 ст 10

Эта статья ФЗ о материнском капитале содержит сведения о направлении полученных средств на улучшение жилищных условий. По закону, средства могут быть направлены:

  • на покупку жилья;
  • на строительства жилья;
  • на реконструкцию жилого объекта.

4-ый пункт содержит информацию, что купленное (построенное, реконструированное) жилье оформляется на родителей, но с указанием долей на детей. Приобретенное (построенное или реконструированное) жилье обязательно должно находиться на территории России.

В п 4 ст 10 ФЗ «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей» не были внесены изменения в последней редакции.

Ст 7 256 ФЗ

В этой статье указываются требования, как распоряжаться полученной денежной помощью. По закону о материнском капитале, потратить средства вправе лица, получившие сертификат на следующие цели:

  • на улучшение условий проживания;
  • на получение ребенком образования;
  • на создание накопительной пенсии;
  • на покупку товаров и услуг, которые помогут социально адаптироваться детям-инвалидам в обществе.

Она претерпела внесение изменений много раз, однако в последней редакции корректировки в нее не были внесены.

Ст 3 256 ФЗ

Она устанавливает права на дополнительную помощь семьям, в которых рождается второй ребенок и другие дети. Денежную поддержку от государства вправе получать:

  • женщины, которые родили или усыновили второе дитя (период рождения или усыновления считается от 1 января 2007 года);
  • женщины, которые родили или усыновили третьего или последующих детей после 1 января 2007 года, но при условии, что ранее не получали подобную материальную помощь от государства;
  • по закону, мужчины также вправе рассчитывать на получение материнского капитала, но при наличии оснований. Основания — гражданин является многодетным или единственным родителем или опекуном второго или последующий детей, ранее он не воспользовался материнским капиталом, если дитя было усыновлено, то решение суда о присуждении опекунства должно вступить в силу после 1 января 2007.

В 2016 году изменения и дополнения в статью 3 закона о материнском капитале не вносились.

Все изменения и дополнения, применимые к Федеральному Закону о материнском капитале в декабре 2016, вступили в законную силу с 1 января 2017.

"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 5

В настоящее время одной из главных задач государства является решение демографической проблемы. Для ее решения принят Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Закон N 256-ФЗ). Такой дополнительной мерой, в частности, является обеспечение возможности получения детьми образования. Для достижения этих целей данным Законом вводится такое понятие, как материнский (семейный) капитал. О том, кому он выделяется, в каких размерах и как им можно воспользоваться, читайте в данной статье.

Общие положения

Материнский (семейный) капитал представляет собой денежные средства, которые выделяются для реализации предоставленных данным Законом прав, в частности на получение образования. Данные средства не выдаются на руки, а аккумулируются на счетах Пенсионного фонда. Они направляются на получение образования путем безналичного перечисления их на счета образовательных учреждений.

Согласно ст. 3 Закона N 256-ФЗ право на получение материнского капитала возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, у следующих граждан РФ независимо от места их жительства:

  • женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 г.;
  • женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
  • мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г.

Однако при возникновении прав на материнский капитал у перечисленных выше лиц не учитываются дети, в отношении которых они были лишены родительских прав или было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

Право на дополнительную государственную поддержку может возникнуть у отца (усыновителя) ребенка с наступлением следующих случаев:

  • смерть женщины или объявление ее умершей;
  • лишение ее родительских прав;
  • совершение женщиной в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности;
  • отмена усыновления ребенка.

Если у отца (усыновителя) с возникновением вышеперечисленных случаев также пропадает право на получение материнского капитала, то право возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательном учреждении любого типа и вида независимо от его организационно-правовой формы (за исключением образовательного учреждения дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.

Как было указано выше, право на дополнительные меры государственной поддержки (материнский капитал) возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), которое может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня их рождения (усыновления).

Учет лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки

Согласно ст. 4 Закона N 256-ФЗ для реализации указанного права в федеральном регистре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, осуществляется их учет. Данный регистр содержит такую информацию, как:

  • страховой номер индивидуального лицевого счета в ПФР;
  • фамилию, имя, отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении;
  • дату рождения;
  • адрес места жительства;
  • серию и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дату выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;
  • дату включения в регистр;
  • сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство);
  • сведения о материнском (семейном) капитале (размере материнского (семейного) капитала, выбранном направлении (направлениях) распоряжения им и о его использовании);
  • сведения о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки.

Ведение такого регистра возложено на Пенсионный фонд и его территориальные органы в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития.

Размер материнского капитала

Изначально размер материнского капитала в соответствии со ст. 6 Закона N 256-ФЗ составлял 250 000 руб. Однако этим Законом было предусмотрено, что данная сумма должна пересматриваться (индексироваться) с учетом темпов инфляции и будет устанавливаться в соответствии с годовым бюджетом. Причем индексации подлежит как вся сумма материнского (семейного) капитала, так и ее оставшаяся часть в случаях частичного использования на цели, предусмотренные Законом N 256-ФЗ. При этом указывается, что изменение размера материнского (семейного) капитала, а также его оставшейся части с учетом темпов роста инфляции будет осуществляться до перечисления денежных средств из федерального бюджета в бюджет ПФР. Это позволит государству своевременно спланировать сумму в средствах федерального бюджета, на которую был проиндексирован материнский (семейный) капитал. ПФР должен извещать получателей материнского капитала ежегодно в срок до 1 сентября о его размере, чтобы все изменения размера материнского (семейного) капитала своевременно были известны его получателям, предоставляя тем самым возможность наиболее рационально его использовать.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" размер материнского капитала в 2008 г. составляет 271 250 руб.

Порядок получения

Документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, является государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. Документом, регулирующим порядок его получения, является Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 873 "О Порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал". Лица, имеющие право на получение материнского (семейного) капитала, могут в любое время обратиться лично или через законных представителей в территориальный орган ПФР по месту жительства с заявлением о выдаче сертификата. Граждане РФ, выехавшие на постоянное место жительства за пределы территории РФ и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории РФ, подают заявление непосредственно в Пенсионный фонд.

Территориальный орган Пенсионного фонда при рассмотрении заявления вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах.

Не позднее пяти дней с даты вынесения соответствующего решения территориальный орган Пенсионного фонда направляет лицу, подавшему заявление о выдаче сертификата, уведомление об удовлетворении либо отказе в удовлетворении его заявления.

Лицу, подавшему заявление, может быть отказано по следующим основаниям:

  • отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки;
  • прекращение права;
  • представление недостоверных сведений, в том числе об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;
  • прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.

Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 N 82 "Об утверждении Правил подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала" лица, обладающие государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал, в целях реализации права распоряжения этими средствами подают заявление по установленной форме. Оно может быть подано в любое время по истечении 2 лет и 6 месяцев со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей:

  • не позднее 1 мая текущего года - для распоряжения средствами материнского капитала во втором полугодии текущего года;
  • не позднее 1 октября текущего года - для распоряжения средствами материнского капитала в первом полугодии года, следующего за годом подачи заявления о распоряжении (для распоряжения средствами материнского капитала в первом полугодии 2010 г. заявление о распоряжении подается до 1 октября 2009 г.).

К заявлению о распоряжении прилагаются следующие документы:

  • сертификат (его дубликат);
  • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования лица, получившего сертификат;
  • документы, удостоверяющие личность, место жительства (пребывания) лица, получившего сертификат;
  • документы, удостоверяющие личность, место жительства (пребывания) и полномочия представителя лица, получившего сертификат, - в случае подачи заявления о распоряжении через представителя лица, получившего сертификат.

Направление средств материнского капитала на получение образования

Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории РФ, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг.

Основным документом, регулирующим порядок направления средств материнского капитала на получение ребенком образования, является Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 926 "Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов".

Данные средства направляются на оплату предоставляемых образовательными учреждениями платных образовательных услуг территориальным органом Пенсионного фонда в соответствии с договором на оказание платных образовательных услуг, заключенным между лицом, получившим сертификат, и образовательным учреждением. Оплата производится путем безналичного перечисления на счета (лицевые счета) образовательных учреждений, указанные в договоре на оказание платных образовательных услуг.

В этом случае к заявлению о распоряжении средствами прилагаются заверенные указанным образовательным учреждением копии:

а) договора на оказание платных образовательных услуг;

б) лицензии на право осуществления образовательной деятельности, выданной образовательному учреждению;

в) свидетельства о государственной аккредитации негосударственного образовательного учреждения (за исключением дошкольного образовательного учреждения, образовательного учреждения дополнительного образования детей).

Кроме того, средства материнского капитала могут быть направлены на оплату проживания в общежитии, предоставляемом образовательным учреждением иногородним обучающимся на период обучения. При направлении средств на оплату проживания в общежитии к заявлению о распоряжении средствами следует приложить такие документы, как:

а) договор найма жилого помещения в общежитии (с указанием суммы и сроков внесения платы);

б) справку из образовательного учреждения, подтверждающую факт проживания ребенка (детей) в общежитии.

Плата за проживание в общежитии направляется территориальным органом Пенсионного фонда в соответствии с договором найма жилого помещения в общежитии путем безналичного перечисления на счета (лицевые счета) образовательных учреждений, указанные в договоре найма жилого помещения в общежитии.

Перечисление территориальным органом Пенсионного фонда средств на получение образования ребенком (детьми) на счет (лицевой счет) образовательного учреждения может приостанавливаться в связи с предоставлением студенту академического отпуска. В этих целях лицо, получившее сертификат, направляет в территориальный орган Пенсионного фонда заявление об отказе в направлении средств на получение образования ребенком (детьми) с приложением копии приказа о предоставлении студенту академического отпуска, заверенной образовательным учреждением.

Территориальным органом Пенсионного фонда перечисление средств на получение образования возобновляется на основании заявления о распоряжении средствами с приложением к нему копии приказа о допуске студента к образовательному процессу.

Получение ребенком образовательных услуг может быть прекращено до истечения срока действия договора на оказание платных образовательных услуг в связи с его отчислением из образовательного учреждения в том числе:

  • в случае неуспеваемости;
  • по собственному желанию;
  • в связи с его смертью.

В этом случае лицо, получившее сертификат, обязано известить территориальный орган Пенсионного фонда, направив заявление об отказе в направлении средств (с указанием причины отказа), к которому прилагается документ (его заверенная копия) об отчислении из образовательного учреждения или свидетельство о смерти ребенка (детей) (решение суда об объявлении его (их) умершими).

В свою очередь, образовательное учреждение при отчислении обучающегося, на получение образования которого направлены средства, в недельный срок с даты издания приказа об отчислении направляет информацию об этом в территориальный орган Пенсионного фонда и лицу, получившему сертификат.

Бухгалтерский учет

Начисление платы за обучение ребенка в образовательном учреждении производится на основании договоров о платных образовательных услугах.

Согласно п. 139 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н, аналитический учет расчетов с дебиторами ведется в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам либо в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051).

В бухгалтерском учете начисление платы отражается проводкой:

Дебет счета 2 205 03 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"

Кредит счета 2 401 01 130 "Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг".

Перечисление средств материнского капитала производится территориальными органами Пенсионного фонда на лицевой счет образовательного учреждения, открытый в органах Федерального казначейства, или на текущий счет в кредитной организации и отражается проводками:

Дебет счета 2 201 01 510 "Поступления денежных средств учреждения на банковские счета"

Кредит счета 2 205 03 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг".

И.Зернова

Зам. главного редактора журнала

"Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение"