Виды целевого назначения земельных участков в рф. Целевое назначение и разрешенное использование - юридические признаки земельного участка

Земля страны представляет собой недвижимое имущество, владельцем которого выступает государство. Оно может распоряжаться ею по своему усмотрению. Вся территория разделена на участки. У них есть свои границы, установленные в соответствии с законодательством страны. Нормы предусматривают регистрацию таких наделов в кадастровой палате.

Земля: виды земельных участков

Наделы, которые находятся в государственной собственности, нельзя арендовать, продать, купить. Действующим законодательством допускается изменение разрешенного вида земельного участкам. При объединении либо разделении наделов, формируются новые границы территории. Они именуются искусственно созданными. Прежние наделы при этом прекращают свое существование непосредственно после регистрации новых в государственном реестре и получении соответствующих документов.

Классификатор видов использования земельных участков

Вся территория страны разделена на определенные категории по целевому и экономическому признаку. В частности, существуют следующие виды использования земельных участков:


Каждый разрешенный вид земельных участков обладает как специальным, так и общим целевым назначением. Разные группы могут быть тесно связаны друг с другом. Они взаимно переплетаются и дополняются, согласно зонированию. Наделы могут быть неделимыми либо делимыми. К последним относят те, которые после зонирования могут образовать несколько участков. Неделимые наделы не могут быть разделены.

Важный момент

Наделы любой формы собственности должны проходить госрегистрацию. После этой процедуры территориям присваиваются уникальные кадастровые номера. Собственник может распоряжаться наделом исключительно в соответствии с целевым назначением. Установление и изменение вида земельного участка осуществляется только по решению органа власти.

Территория сельхозназначения

К ней относят виды земельных участков, предоставляемых для осуществления с/х деятельности. Как правило, они располагаются за пределами населенных пунктов. В данную категорию входят наделы:


К территории сельхозназначения относят также внутрихозяйственные дороги, угодья, здания, посадки и пр.

Водный и лесной фонд

Большая часть этих земель находится под природными объектами. В частности, территории водного фонда - это:

  1. Болота.
  2. Ледники.
  3. Водоемы.
  4. Реки.

К ним также относят участки, на которых расположены гидротехнические сооружения. К лесному фонду относят лес и лесное хозяйство.

Территория промышленного назначения

В нее включены виды земельных участков, предназначенные для:

  1. Строительства объектов промышленного назначения.
  2. Транспортной сети.
  3. Объектов связи.
  4. Оборонных комплексов.
  5. Энергетических учреждений.

Эти территории могут быть в государственной, коммунальной либо частной собственности.

Поселения

Виды земельных участков, включенные в данную группу, предназначены для развития и застройки городов и сел. Территории поселений разделены на зоны. Их границы утверждаются или изменяются органами местной власти. Населенные пункты включают в себя земли инженерных, общественных, жилых и прочих инфраструктур. Надел может относиться только к одной зоне. Территории общего использования, которые отводятся для площадей, улиц, дорог, водоемов, скверов и пр., не могут быть приватизированы. При этом они могут относиться к различным зонам. Границы городов и прочих населенных пунктов отделяют их от прочих участков.

Особо охраняемые территории

К ним относят виды земельных участков, представляющих историческую и культурную ценность. ФЗ не допускается эксплуатация этих территорий, кроме как по целевому назначению. К данной категории относят:


Территории садоводческих, огороднических и дачных объединений

Эти категории относятся к землям поселений. Регулирование отношений с такими наделами осуществляется ФЗ №66. Его нормами устанавливается три категории юридических лиц, которые могут быть созданы гражданами для реализации прав:

  1. Некоммерческие объединения.
  2. Потребительские кооперативы.
  3. Садово-огороднические и дачные товарищества некоммерческого типа.

В последнем случае имущество, которое формируется за счет взносов всех членов, является их общей собственностью. Участники потребительского кооператива объединяют паи. Таким образом, они создают общее имущество. Собственником самого кооператива является юрлицо. Имущество, которое сформировано взносами членов некоммерческого объединения, также принадлежит юридическому лицу. Граждане, которые ведут дачное и садово-огородническое хозяйство, могут пользоваться инфраструктурой и материальными ценностями кооператива. При этом может устанавливаться определенная плата, оформленная письменно.

Специфика законодательства

ФЗ № 66 регламентирует порядок предоставления, зонирования земель, предназначенных для дачного и садово-огороднического использования. Нормами также устанавливаются правила формирования некоммерческих объединений. В Законе отражены принципы регулирования и управления, установлены обязанности и права участников, специфика приватизации наделов. ФЗ не допускает изменения целевого назначения и вида использования указанных земель при осуществлении сделок с ними.

Особенности владения и распоряжения территориями

Все виды прав на земельные участки могут рассматриваться с двух позиций. Они могут выступать в качестве юридических фактов. В соответствии с ними возникают права обладания участком. Они также рассматриваются как комплекс возможностей, касающихся распоряжения, владения и эксплуатации территорий. Данные позиции тесно связаны. Основание правообладания устанавливает рамки правомочий, а они, в свою очередь, зависят от оснований, по которым гражданам принадлежит тот или иной надел.

  1. Собственность.
  2. Владение.
  3. Распоряжение.
  4. Пользование.

Собственность возникает при наличии следующих условий:

  1. Земельной правоспособности физлица.
  2. Соблюдения правил получения надела.

Гражданин должен обладать правами, позволяющими ему быть собственником и в соответствии с этим нести обязанности и реализовывать юридические возможности самостоятельно. Соблюдение правил, по которым приобретается надел, предусматривает выполнение условий купли-продажи, соответствие договора типовому образцу и прочее.

Владение

Данное право предполагает возможность собственника не допускать посторонних на свою территорию либо ограничить круг лиц, имеющих доступ. В некоторых случаях владение распространяется на территории, находящейся за границами надела, принадлежащего собственнику. К примеру, право сервитута. Владение имеет ряд государственных ограничений. Например, гражданин не может запретить вход госинспекторов, осуществляющих контрольные мероприятия.

Распоряжение

Данное право ограничивается законодательными рамками в степени, которая возникла вследствие необходимости не допустить реализацию частных интересов во вред общественным. Примером может служить сделка с территорией, находящейся в общей собственности. При продаже своей доли гражданин не должен нарушать право преимущественного приобретения других владельцев.

Предупреждение коллизий

Для сохранения общественных и частных интересов в процессе распоряжения земельными участками предусмотрен определенный порядок регулирования процедуры оформления прав на надел. Так, специальной регистрации подлежат:

  • Все совершаемые сделки.
  • Права собственности на землю и на сооружения, расположенные на ней и пр.

Учитывая особенности рассматриваемых объектов, законодательство устанавливает относительную и реальную собственность граждан. В последнем случае право существует на участки, определенные на местности в натуре. В этих случаях нет необходимости проводить уточнение границ, юридических возможностей. Относительное право предусмотрено для земельных участков, находящихся в собственности товариществ и хозяйственных обществ, двух и более граждан одновременно. В этих случаях в качестве объектов выступают доли надела, не выделенные в натуре. Для обращения их в реальную собственность требуется уточнение границ и выполнение иных технических и юридических процедур.

Земельный кодекс РФ в качестве одного из принципов земельного законодательства установил деление земель на категории. Принадлежность земель к той или иной категории предопределяет основное их целевое назначение и соответствующий правовой режим использования земель каждой конкретной категории (с учетом зонирования и разрешенного использования). Отнесение земель к категориям и перевод их из одной в другую определяется и производится компетентными органами власти , но не самими пользователями земли. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории земель, целевого назначения и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Целевое назначение земель – это особое направление использования земель, функции земель в общественных отношениях: средство производства, база для развития промышленности, место проживания людей и расположения всех существующих природных объектов.

В соответствии с Земельным кодексом РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются в зависимости от категории земель на следующие:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Разрешенное использование – это особенности использования земель внутри установленных категорий. Правовой режим земель зависит также и от установленного разрешенного использования. Виды и условия разрешенного использования устанавливаются для каждой категории отдельно. Например, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства определены Градостроительным кодексом РФ. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.

Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением

Некоторое время назад, когда разрешили пустить в свободную продажу землю сельхозназначения, начался настоящий бум по скупке недорогих и перспективных участков. Но вот когда граждане захотели обзавестись хозяйством и выстроить на своем участке дом, выяснилось, что делать этого никак нельзя – не позволяет целевое назначение участка. Вот тут-то многие и столкнулись с проблемой, которая кажется практически неразрешимой – как изменить целевое назначение земельного участка.

Что такое – целевое назначение земельного участка

В соответствии с Земельным Кодексом Российской Федерации, каждый земельный участок имеет свою категорию и свое целевое предназначение. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы сохранить окружающую среду и сберечь невосполнимые богатства, используя землю наиболее целесообразным способом. А во-вторых, для того, чтобы можно было гармонично развивать территории, составляя ближайшие и более отдаленные планы. Очевидно что каждый землевладелец не раз заглядывал в имеющееся у него свидетельство о собственности на участок. И наверняка видел, что первым пунктом там идее категория земель Их по существующему законодательству всего семь:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли для застройки;
  • природоохранные территории;
  • территории историко-культурного значения;
  • территории лесного фонда;
  • территории водного фонда;
  • земли промышленности, связи, транспорта, энергетики, обороны и иного назначения.

Помимо этого, каждая категория имеет еще и собственное деление – целевое назначение земельного участка или вид его разрешенного использования. Так земли сельскохозяйственного назначения разрешено использовать для выпаса скота, для пашен, для ведения крестьянского фермерского хозяйства, но также и для дачного строительства, садоводства или огородничества.

Прежде, чем заниматься вопросом изменения целевого назначения земельного участка, в первую очередь нужно понять, а что же вы, собственно хотите сделать с той землей, которая у вас имеется. И действовать в зависимости от этого. Может быть, для ваших целей вполне достаточно изменить целевое назначение в пределах разрешенной категории – это наиболее простой вариант. А возможно, вам понадобится переводить земли из одной категории в другую. Этот вариант достаточно сложный, трудоемкий, длительный и далеко не всегда выполнимый. Так не стоит ожидать, что вам позволят вырубить участок, попадающий под земли лесного фонда или под особо охраняемые территории для того чтобы построить там дом. С другой стороны, если вы напротив, вдруг решите придать своему участку статус особо охраняемых земель, это можно будет сделать практически без проблем. Вот только вряд ли вам это действительно нужно, ведь распоряжаться таким участком станет весьма затруднительно.

Как изменить целевое назначение земельного участка

Давайте пойдем по наиболее простому пути и рассмотрим, как изменить целевое назначение участка без смены категории земель. Наиболее частым вариантом на практике является тот, когда человек, имея у себя на руках свидетельство о собственности на земли сельхозназначения с целевым назначением пашни или пастбища, хочет выстроить там дом, где можно было бы жить. Наверняка, вы уже поняли что ИЖС – это совсем другая категория земель – земли под застройку. Но давайте подумаем, а действительно ли вам необходим ИЖС? Почему бы не рассмотреть иные варианты, имеющиеся в вашем распоряжении – дачное строительство, садоводство, крестьянское фермерское хозяйство, например. Все варианты подобных целевых назначений вполне допускают строительство капитальных домов, и если вас не особенно беспокоит вопрос регистрации – почему бы ими не воспользоваться? Нужно сказать, что при приложении определенных усилий, вы сможете добиться разрешения и на регистрацию в подобных домах, но это уже совершенно отдельная тема разговора.

Что нужно сделать, чтобы изменить целевое назначение участка

Конечно же подать заявление в администрацию того района, в котором находится ваш земельный участок. К нему нужно приложить определенный пакет документов, который включает в себя:

  • паспорт или удостоверение личности;
  • если вы действуете по доверенности, то соответствующим образом оформленную у нотариуса доверенность;
  • правоустанавливающие документы – подлинники и копии;
  • выписку из кадастрового плана земельного участка;
  • ситуационный план земельного участка, показывающий его расположение и расположение прилегающих участков.

Не забудьте в заявлении подробно обосновать, для чего вам нужна смена целевого назначения участка и как именно вы собираетесь его использовать.

Согласно установленной процедуре, большинство подобных вопросов должно пройти обсуждение на публичных слушаниях. Для их проведения администрация делает соответствующее уведомление в местных средствах массовых информации, где указывает день и место, куда все заинтересованные лица могут пойти для того чтобы высказать свое мнение по этому вопросу. Это могут быть собственники смежных земельных участков, экологи, просто местные жители, в общем, все, кого изменение целевого назначения вашего участка так или иначе затрагивает либо интересует. Окончательное решение администрация может вынести только с учетом всех высказанных мнений и пожеланий. Максимально разрешенные сроки, в которые вы должны получить ответ – 2 месяца с момента подачи вами заявления.

Если изменение целевого назначения вашего участка соответствует законодательству и будет признано допустимым, то вам на руки выдадут соответствующее постановление за подписью главы администрации муниципального образования.

Но это только половина дела. После получения такого постановления, вам придется обратиться в кадастровую палату для того, чтобы внести необходимые сведения об изменении целевого назначения в кадастровый паспорт участка. Этот этап, как правило, проходит без проблем, так же, как и заключительный этап – регистрация изменений в Госреестре и получение нового свидетельства о собственности на участок, имеющий теперь совсем другое целевое назначение.

Земли России составляют ее земельный фонд, представляющий собой множество земельных участков с более или менее точно определенными на местности границами. Использование каждого такого участка производится в соответствии с конкретным правовым режимом, который определяет целевое назначение земельного участка.

Назначение земель как принцип земельного права

Это право основано на ряде принципов, один из которых гласит, что земельные участки должны использоваться в соответствии с их назначением, установленным земельным законодательством. Пользователи не имеют права изменять целевое назначение земельного участка, не заручившись согласием органов госвласти. Это назначение, согласно Конституции РФ, устанавливается как федеральным законодательством, так и законами субъектов РФ и отражается в земельном кадастре и ЕГРП.

Чем целевое назначение отличается от категории земель

Под первым из этих понятий подразумевается то особое направление их использования, те функции, которые данный тип земель выполняет в различных общественных отношениях. Так, сельхозземли являются средством для производства продукции растениеводства и животноводства, земли лесов являются жизненной субстанцией для существования лесной растительности и т. д.

Земельные участки, имеющие общее для всех них целевое назначение земельного участка, объединяются в совокупность таких участков с целью их классификации и учета, называемую категорией земель. Таким образом, между понятиями «категория земель» и «целевое назначение» имеется определенная разница: первое из них – это элемент законодательно установленной классификации земель, а второе – это признак, на основании которого она ведется.

Как классифицируются земли в РФ по их целевому назначению

Законодатели, создавая ЗК РФ, выделили следующие возможные типы целевого назначения земельных участков:

Производство сельхозпродукции;

Размещение населенных пунктов;

Размещение объектов хоздеятельности человека:

  • промышленных;
  • транспортных;
  • энергетических;
  • объектов связи и телевещания;
  • оборонных объектов и объектов, связанных с космической деятельностью;
  • объектов спецназначения;

Размещение объектов и территорий с режимом особой охраны;

Размещение естественных и искусственных водоемов;

Размещение лесных массивов;

Запас земель.

Получилось всего семь типов назначений земель, хотя могло быть выбрано и большее их число. Каждому типу целевого назначения ЗК РФ поставил в соответствие определенную категорию земель от 1-й (сельхозземли) до 7-й (земли в запасе).

Соотношение между площадями категорий земель РФ

По данным Росреестра, общая площадь земельного фонда РФ на 1.01.2015 составила 1709,8 млн га. Больше всего российских земель занято лесами (категория 6) – 65,3 %, сельхозземлями (категория 1) занято 23,0 %, землями запаса (категория 7) – 5,9 %. Землями под объектами и территориями с режимом особой охраны (категория 4) занято 2,0 %, землями под водоемами (категория 5) – 1,6 %, землями под населенными пунктами (категория 2) – 1,2 %, землями под объектами хоздеятельности человека (категория 3) занят 1,0 % общей площади земель РФ.

Классификатор целевого назначения земельных участков

Направления целевого использования участков земли определяются их категориями. Однако внутри них возможны различные виды такого использования, носящие наименование видов разрешенного использования (ВРИ). Эти виды определяются по классификатору ВРИ земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития РФ и вступившему в силу с 24.12.2014.

Следует отметить, что зачастую в различных статьях в Интернете вместо понятия «ВРИ земельного участка» используется его аналог - «виды целевого назначения земельного участка», которое официально используется в земельном законодательстве Украины. Вероятно, такой разнобой в терминологии был вызван отчасти тем обстоятельством, что, хотя в ЗК РФ неоднократно упоминается о «разрешенном использовании земельного участка», однако не содержится его нормативного определения. Но после выхода классификатора ВРИ земельных участков следует использовать формулировки в его редакции.

Структура классификатора ВРИ земельных участков

Все возможные ВРИ в классификаторе отнесены к 12 условным группам - от 1-й до 12-й, т. е. их количество превышает число категорий земель по ЗК РФ. Кроме групп ВРИ, соответствующих категориям сельхозземель, лесов, водоемов, территорий с особой охраной, земель запаса, появилась группа ВРИ №2 для участков под размещение жилых построек, ВРИ №3 для участков под объекты капстроительства, назначением которых будет удовлетворение различных человеческих потребностей, ВРИ №4 для участков под размещение объектов капстроительства с целью извлечения прибыли (банки, торговые предприятия и т. д.). Отдельной группы ВРИ (№6) удостоились участки под размещение объектов промышленности, а также транспортных объектов (путей сообщения) – №7.

Каждая группа содержит от 18 (№1) до 4 (№12) различных ВРИ со своими цифровыми кодами, состоящими из двух полей: номера группы ВРИ от 1 до 12, кода ВРИ от 0 до 18.

Зачем нужна смена целевого назначения земельного участка

Обладатели прав на участки земли обязаны вести использование их в том направлении, которое соответствует их назначению. Оно определяется категорией земель и записано в кадастровый паспорт участка. Самостоятельно изменять это назначение запрещено. Нарушение этого требования признается административным правонарушением и наказывается согласно КоАП РФ.

Однако экономическая и социальная целесообразность могут обусловить объективные причины, для того чтобы поменять целевое назначение земельного участка. Эта замена должна проходить по специальной юридической процедуре. Решение о том, что такое изменение возможно (или невозможно), будет приниматься различными органами власти в зависимости от его собственника. Если собственность на землю федеральная, то изменить целевое назначение земельного участка может только Правительство РФ. Если собственником земли является субъект РФ, то решать будет орган госвласти субъекта РФ. Назначение земель, относящихся к муниципальной или частной собственности, изменяют органы местной власти. По сельхозземлям во всех случаях, кроме земель, относящихся к федеральной собственности, решение о том, что изменяется их назначение, принимают на уровне субъекта РФ.

Процедура изменения назначения земель

Как поменять целевое назначение земельного участка? Обладатель прав на участок, заинтересованный в изменении его назначения, должен подать ходатайство об этом в орган госвласти, уполномоченный рассматривать такое ходатайство (ст. выше).

Рассмотрев его, соответствующий орган госвласти принимает акт о внесении изменений в статус участка либо отказывает в этом в следующие сроки:

  • в срок не более 3-х месяцев, если иное не установлено законодательством РФ;
  • в срок не более 2-х месяцев, если ходатайство рассматривает субъект РФ или орган местной власти.

Акт о внесении изменений должен содержать:

  • границы, площадь и кадастровый номер участка;
  • основания для изменения назначения земель;
  • конечную категорию земель участка;
  • исходную категорию земель участка.

Уполномоченный орган, принявший акт, направляет его копию в течение 5-ти дней с даты его принятия в Росреестр. Последний, осуществив изменение целевого назначения земельного участка на основании акта путем внесения новых сведений в кадастровый паспорт участка, уведомляет о них заинтересованных правообладателей земельного участка и делает соответствующую запись в Единый госреестр прав на недвижимость (ЕГРП).

Новое назначение считается вступившим в силу с даты внесения изменений о нем в ЕГРП. Переоформлять какие-либо документы на земельный участок после этого не нужно.

Содержание ходатайства о смене назначения земли

Ходатайство должно содержать:

  • текущую категорию по ЗК;
  • кадастровый номер;
  • запрашиваемую категорию по ЗК;
  • источник прав заявителя на участок;
  • чем обосновано изменение.

К ходатайству прилагаются:

  • выписка из ЕГРП по участку;
  • копии личных документов ходатайствующего физлица, выписка из ЕГРИП при ходатайстве от индивидуального предпринимателя или выписка из ЕГРЮЛ при ходатайстве от юрлица;
  • заключение экологической госэкспертизы (если она необходима);
  • согласие собственника участка со сменой его назначения, если ходатайство от землепользователя.

Целевое назначение земель на Украине

ЗК Украины классифицирует земли по признаку основного целевого назначения по 9 категориям, которые частично (сельхозземли, леса, водоемы, объекты хоздеятельности человека) совпадают с категориями земель по ЗК РФ. В отдельные категории, в отличие от ЗК РФ, вынесены земли под жилыми постройками и общественными объектами, а также земли под оздоровительными объектами, земли для рекреации и земли, имеющие историко-культурное назначение.

По данным украинской Госслужбы по вопросам картографии, геодезии и кадастра, общая площадь земельного фонда страны - 60,4 млн га, из которых сельхозземли занимают 41,8 млн га, или 70 %, и только 17 % (10,4 млн га) - леса.

Около 90 % всех сельхозземель распаеваны, т. е. большинство сельских жителей имеют на руках госакты на земельные участки. Поскольку на Украине действует многолетний мораторий на продажу сельхозземель, то большинство участков сданы в аренду крупным агрохолдингам.

Целевое назначение земельного участка Украина зачастую изменяется при отводе перспективных участков под коммерческое строительство коттеджных городков и торговых объектов, особенно в окрестностях Киева и крупных областных центров.

Как построена система классификации земель на Украине

Множество различных направлений использования земель по каждой их категории обусловило принятие еще в 1998 г. Украинского классификатора видов целевого назначения земель. Все возможные виды целевого назначения разбиты в нем на 9 секций, обозначенных буквами английского алфавита, причем наименования их строго соответствуют категориям земель по ЗК Украины. Таким образом, классификация земель на Украине идет по схеме «основное целевое назначение земельного участка по ЗК Украины» – «конкретный вид целевого назначения по Классификатору видов» без введения дополнительного понятия ВРИ, как это сделано в земельном законодательстве РФ. В общем же содержание одноименных секций украинского классификатора видов целевого назначения в основном соответствует содержанию групп российского классификатора ВРИ.

Порядок изменения назначения земель на Украине

Как изменить целевое назначение земельного участка в Украине? Такие изменения осуществляются по проектам землеустройства относительно отвода земельных участков, у которых изменяется назначение. Проекты землеустройства заказываются в инициативном порядке правообладателями на земельные участки, ходатайствующими об изменении, специализированным землеустроительным фирмам, а порядок их разработки утвержден законом.

  1. заявление;
  2. оригинал проекта землеустройства, являющийся основанием для внесения изменения вида назначения участка;
  3. документ об оплате услуг по внесению запрашиваемых изменений.

Проверив соответствие документов установленным требованиям, кадастровый госрегистратор вносит соответствующие изменения и предоставляет ходатайствующему выписку из земельного кадастра, подтверждающую факт внесения изменений. Выписка из кадастра является бессрочной.