Правовые статусы земельных участков и виды их разрешенного использования. Как проверить правовой статус земельного участка и назначение используемой земли по кадастровому номеру и адресу? Правовой статус земель в рф

www. ***** – создание и оптимизация сайтов. Курсы по созданию сайтов.

www. ***** – сравнение сайтов конкурентов и другие виды анализа

Введение

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

Цементирующим и основополагающим объектом земельных отношений выступает земельный участок. Понятие "земельный участок" является юридически определенной категорией.

ЗК РФ земельный участок как объект земельных отношений определяет как часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Цель данной работы - исследовать наиболее сложные и слабо разработанные вопросы по одному из основных объектов земельных отношений - земельному участку и дать разъяснения по вопросам его правового регулирования. В работе освещаются такие вопросы как:

Понятие земельного участка;

Земельный участок как объект землеустройства. Основные понятия, правовое регулирование;

Инвентаризация земельных участков и его цели;

Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Вопросы правового регулирования;

Залог земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

Налогообложение земельных участков и др.

1. Понятие земельного участка

I. Федеральные законы, законы Российской Федерации, законы РСФСР:

Федеральный закон от 01.01.01 года N 78-ФЗ "О землеустройстве"

Земельный кодекс РФ от 01.01.01 г. N 136-ФЗ (в ред. от 01.01.01 г.) (гл. XI. Мониторинг земель, землеустройство и государственный земельный кадастр. Ст. 68, 69);

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ (в ред. от 01.01.01 г.);

Федеральный закон от 01.01.01 г. N 101-ФЗ (в ред. от 01.01.01 г.) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (ст. 4, 17);

Федеральный закон от 01.01.01 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды " (далее - Закон об охране окружающей среды);

Федеральный закон от 01.01.01 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (глава 4. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности);

Закон о земельном кадастре;

Федеральный закон от 01.01.01 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (предусматривает реализацию землеустроительных мероприятий при осуществлении историко-культурной экспертизы);

II. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации:

Земельное законодательство субъектов РФ (в соответствии с Конституцией РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации).

III. Подзаконные нормативные правовые акты:

Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты имеют определенное значение в регулировании земельных отношений. Они восполняют пробелы, которые остаются в земельном законодательстве, конкретизируют или развивают нормы законодательных актов:

Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. N 833 "О государственном земельном контроле";

Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. N 514 "Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства";

Постановление Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 396 "Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства";

Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. N 273 "Об утверждении Положения о контроле за проведением землеустройства";

Постановление Правительства РФ от 01.01.01 г. N 659 (в ред. от 01.01.01 г.) "О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам";

- "Инструкция по межеванию земель" (утв. Роскомземом 8 апреля 1996 г.).

4. Земельный участок как объект землеустройства. Проведение обязательного землеустройства

Одним из основным случаев когда проведение землеустройства является обязательным - это при предоставлении и изъятии земельных участков (см. подробнее ст. 3 федерального закона от 01.01.01 года N 78-ФЗ "О землеустройстве").

Действующим земельным, гражданским, природоресурсным и иным законодательством земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственных целей, несельскохозяйственных нужд, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства
, дачного и жилищного строительства (см., например, гл. IV "Постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками" Земельного кодекса РФ; гл. 17 Гражданского кодекса РФ (часть первая).

Изъятие земель - это прекращение в установленном законом порядке права владения, пользования или права собственности на конкретный земельный участок юридических и физических лиц.

Случаи изъятия земельных участков также установлены действующим земельным, гражданским, природоресурсным и иным законодательством. Приоритетным является земельное законодательство. Общий порядок изъятия и предоставления земельных участков предусмотрен Земельным кодексом РФ.

3. Остальные случаи, когда землеустройство проводится в обязательном порядке, связаны с охраной земель, проведением природоохранных, землевосстановительных и иных мероприятий, а именно:

При определении границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;

При перераспределении используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;

При выявлении нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

При проведении мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления части объектов землеустройства могут быть ограничены в использовании.

5. Инвентаризация земельных участков и его цели

Инвентаризация земель в Российской Федерации регулируется федеральным законом от 01.01.01 года N 78-ФЗ "О землеустройстве", под которой понимается учет и оценка земель (ст. 13).

Инвентаризация земель проводится для уточнения или установления местоположения:

Объектов землеустройства;

Их границ (без закрепления на местности). Кроме того, инвентаризация земель проводится для выявления неиспользованных земель, нерационально используемых земель или используемых не по целевому назначению, а также не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков.

Инвентаризация земель проводится в том случае, если существует угроза возникновения процессов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель, в отношении групп земельных участков или на отдельных земельных участках.

Инвентаризация земель может проводиться:

На территории РФ;

На территориях субъектов РФ;

На территориях других административно-территориальных образований;

На землях отдельных категорий;

В территориальных зонах.

Сегодня де-юре действует ряд ведомственных актов Роскомзема (неотмененных, и потому они могут применяться в части, не противоречащей действующему законодательству), устанавливающих порядок проведения инвентаризации отдельных категорий земель с целью определения возможности предоставления их гражданам для индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства и иных целей.

Границы, совпадающие с линейными сооружениями (заборами, фасадами зданий, элементами дорожной сети и т. д.);

Пропаханные линии суходольных границ.

Пункты ОМС размещают равномерно на территории населенных пунктов, дачных поселков, участков садовых товариществ, сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других предприятий с плотностью, указанной в таблице. Пункты ОМС могут не совпадать с межевыми знаками границ земельного участка. Их следует размещать на местности с учетом:

Доступности для геодезических определений при восстановлении положения утраченных межевых знаков;

Защищенности от разрушений в результате хозяйственной деятельности и природных явлений.

Пункты ОМС следует по возможности размещать на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности .

Межевые знаки размещают на всех поворотных точках границы земельного участка, кроме границ, проходящих по "живым урочищам" и линейным сооружениям, совпадающим с границами земельного участка.

Пункты ОМС окапывают в виде круглых канав с внутренним диаметром 2,0 м, глубиной 0,3 м, шириной в нижней части 0,2 м и верхней части 0,5 м. Над центром насыпается курган высотой 0,1 м.

В качестве межевых знаков используют деревянные колья высотой 75-80 см, диаметром 5-7 см, железные штыри и трубы, забитые в грунт на 0,4-0,6 м.

Межевые знаки на поверхности без покрытия окапываются круглой канавой с внутренним диаметром 0,8 м, глубиной 0,2 м и шириной в нижней части 0,2 м.

Границы земельных участков, проходящие по "живым урочищам", закрепляются межевыми знаками только на стыках с суходольными границами.

При установке межевой знак ориентируют таким образом, чтобы его лицевая сторона (с надписями) была обращена к следующему межевому знаку при движении по границе по ходу часовой стрелки.

Пункты ОМС после закладки сдаются по акту на наблюдение за сохранностью:

Городской, поселковой или сельской администрации, если они построены на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

Собственнику, владельцу, пользователю земельного участка, если они находятся на его земельном участке.

Если пункт ОМС совмещен с межевым знаком, то он сдается на наблюдение за сохранностью всем собственникам, владельцам и пользователям размежевываемых земельных участков.

В процессе подготовительных работ осуществляют сбор и анализируют следующие исходные материалы:

Проект землеустройства, материалы инвентаризации земель;

Постановление районной, городской (поселковой) или сельской администрации о предоставлении гражданину или юридическому лицу земельного участка;

Договоры купли-продажи и сведения о других сделках с земельным участком;

Выписки из книги регистрации земельного участка;

Сведения о наличии межевых споров по данному земельному участку;

Чертеж границ или кадастровые карты (планы) с границами земельного участка;

Топографические карты и планы;

Фотопланы и фотоснимки, приведенные к заданному масштабу;

Схемы и списки координат пунктов ГГС;

Схемы и списки координат пунктов ОМС;

Списки координат межевых знаков, затрагиваемых проектом землеустройства, а также проектные координаты вновь образуемого или трансформируемого земельного участка;

Сведения об особом режиме использования земель.

Полевое обследование производят с целью проверки сохранности пунктов геодезической опоры, выбора наиболее выгодной технологии работ и размещения пунктов опорной межевой сети.

Результаты обследования отражаются на схемах ГГС, ОМС или ранее изготовленном чертеже границ земельного участка.

В результате полевого обследования выясняют возможности применения тех или иных методов и приборов для закрепления пунктов ОМС, межевых знаков и определения их координат.

Составляется акт проверки состояния ранее установленных пограничных знаков земельного участка.

Межевание земель выполняют в соответствии с техническим проектом, в котором обосновывают содержание, объемы, трудовые затраты, необходимые материалы, сметную стоимость , сроки выполнения и технику безопасности работ. Технический проект межевания земель составляют на каждый населенный пункт, дачный поселок, садоводческое товарищество, на крупные сельскохозяйственные и лесохозяйственные предприятия и т. д.

Межевание земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального строительства, выполняют в соответствии с техническим заданием , выданным на основе технического проекта.

Технический проект межевания земель утверждает районный (городской) комитет по земельным ресурсам и землеустройству.

Технический проект включает:

Текстовую часть;

Графические материалы;

Смету затрат и расчеты необходимых материалов.

В текстовой части технического проекта отражают:

Сведения о геодезической основе;

Сведения о ранее выполненных межевых работах;

Технологию геодезических работ и закрепления новых или восстановления утраченных границ;

Организацию и сроки межевания земельного участка;

Перечень материалов, подлежащих сдаче в комитет по земельным ресурсам и землеустройству.

К техническому проекту прикладывают разбивочный чертеж, составленный в удобном для работы масштабе, на котором отображают существующие и проектируемые:

Пункты ГГС и ОМС (ОМЗ);

Межевые знаки;

Угловые и линейные данные для геодезических измерений;

Названия и номера размежевываемого и смежных с ним земельных участков.

На разбивочном чертеже проектируемые пункты ОМС и межевые знаки и их названия показываются красным цветом.

Разбивочный чертеж может составляться на копии ранее изготовленного чертежа границ земельного участка или кадастровой карты (плана), приведенной к удобному для работы масштабу.

Собственники, владельцы и пользователи размежевываемого и смежных с ним земельных участков заблаговременно, не позднее чем за 2 дня до начала работ, извещаются о времени проведения межевых работ.

Извещения вручаются под расписку с указанием времени вручения. Извещения и расписки составляются в двух экземплярах, один экземпляр подшивается в межевое дело.

Установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.

После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.

Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).

При межевании земель выполняются также работы по определению координат межевых знаков, определению площади земельного участка.

Площадь земельного участка вычисляют в основном аналитическими методами по координатам межевых знаков, полученным геодезическими и фотограмметрическими методами.

Вычисленную площадь земельного участка Рвыч сравнивают с площадью, указанной в правоустанавливающем документе Рдок (постановлении администрации, свидетельстве на право собственности , договоре купли-продажи и т. д.), для чего вычисляют разность

дельта Р = Рвыч - Рдок,

которую сравнивают с допустимой погрешностью определения площади дельта Рдоп, вычисляемой по формуле:

дельта Рдоп = 2 x mp,

где mp - средняя квадратичная погрешность определения площади земельного участка.

При дельта Р < дельта Рдоп за окончательное значение площади принимается площадь, указанная в правоустанавливающем документе.

При дельта Р > дельта Рдоп материалы межевания земель направляют для внесения изменений в правоустанавливающий документ (постановление администрации, свидетельство на право собственности, договор купли-продажи и т. д.).

Существенной частью работ по межеванию земель является составление чертежа границ земельного участка, который делается инженером-землеустроителем, выполнявшим межевые работы, и утверждается руководителем местного органа по управлению земельными ресурсами.

В процессе и по завершении межевания земельных участков производитель работ осуществляет текущий контроль и приемку законченной продукции.

При выполнении работ физическим лицом , имеющим лицензию на выполнение межевых работ, текущий контроль и приемку законченной продукции осуществляет комитет по земельным ресурсам и землеустройству или уполномоченная им проектно-изыскательская организация по землеустройству.

Текущий контроль и приемку результатов межевания земель производитель работ выполняет с целью установления их соответствия установленным требованиям.

Результаты контроля и приемки оформляют актами установленной формы.

В целях контроля производитель работ выполняет дополнительные контрольные измерения, осматривает в натуре межевые знаки и устанавливает соответствие их оформления требованиям настоящей Инструкции. Количество дополнительных контрольных измерений обосновывается в техническом проекте.

При приемке завершенных работ проверяющий устанавливает:

Наличие списков координат пунктов ГГС, ОМС (ОМЗ) и межевых знаков;

Систему координат и схему привязки межевых знаков к опорным геодезическим пунктам;

Правильность ведения журналов геодезических измерений;

Правильность установления и закрепления границ земельного участка;

Допустимость погрешностей геодезических определений и вычисления площади земельного участка;

Соответствие вычисленной площади земельного участка площади, указанной в документе, удостоверяющем права собственника на земельный участок;

Правильность оформления чертежа границ земельного участка;

Правильность оформления межевого дела и т. д.

По завершении межевых работ производитель работ формирует и сдает в комитет по земельным ресурсам и землеустройству межевое дело, в которое включаются:

1. Пояснительная записка;

2. Копия или выписка из решений государственных, муниципальных и местных организаций о предоставлении земельного участка;

3. Копия или выписка из документов, на основании которых установлен особый режим использования земель;

4. Копия договора о купле-продаже, дарственной, завещания или другого документа (если такие действия осуществлялись);

5. Справки о вкрапленных земельных участках;

6. Списки координат пунктов ОМС;

7. Списки координат межевых знаков;

8. Акт проверки состояния ранее установленных границ земельного участка;

9. Технический проект (задание) с рабочим (разбивочным) чертежом;

10. Извещения о вызове собственников, владельцев и пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков для участия в действиях по межеванию земель;

11. Доверенности лицам, уполномоченным собственниками, владельцами, пользователями земельных участков, на участие в установлении, согласовании и закреплении на местности границ размежевываемого земельного участка;

12. Акт установления и согласования границ земельного участка;

13. Акт о сдаче пунктов ОМС на наблюдение за сохранностью;

14. Акт контроля и приемки материалов межевания земель производителем работ;

15. Чертеж границ земельного участка;

16. Ведомость вычисления площади земельного участка;

17. Акт государственного контроля за установлением и сохранностью межевых знаков.

Межевое дело регистрируется и постоянно хранится в межевом архиве комитета по земельным ресурсам и землеустройству.

Межевание земель населенных пунктов имеет свои особенности, это нашло отражение и в нормативных правовых и ведомственных актах по данному вопросу.

Так, при межевании территорий используются методики установления границ землепользований (межевания) при застройке городов и других поселений, утверждаемые совместными решениями Федеральной службы земельного кадастра России, Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Министерства имущественных отношений Российской Федерации.

Характеристики и сведения о земельном участке вносимые в государственный кадастр недвижимости ГКН. Площадь местоположение правовой статус и другие характеристики участка отражаются в государственном кадастре недвижимости. Каждый земельный участок сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости имеет неповторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учётный номер кадастровый номер. Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учёта.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


1.Земельный участок……………………………………………………2-3

2. Типы земельных участков в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан ……………………………..3-5

3. Особенности правового положения земельного участка…………………...........................................................................5-6

4. Характеристики и сведения о земельном участке, вносимые в государственный кадастр недвижимости (ГКН)……………………..7-11

Земельный участок.

Земельный участок — часть земной поверхности , имеющая фиксированную границу . Площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики участка отражаются в государственном кадастре недвижимости . Правовой статус участка определяет форму законного владения, его целевое назначение и разрешенное использование. Согласно Земельному кодексу РФ , границы участка должны быть определены в соответствии с федеральными законами.

Статья 9 Конституции РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Земельные участки (земли) являются недвижимым имуществом и объектом гражданского оборота. Осуществляя властные полномочия на своей территории, государство устанавливает обязательные для исполнения всеми пользователями земли экологические требования в интересах общества, контролирует использование земель, определяет охранные зоны, публичные сервитуты и т. д. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают своё существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 Земельного Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Каждый земельный участок относится к определённой Земельным кодексом Российской Федерации категории земель. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории :

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населённых пунктов;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий. В соответствии с законодательством возможен перевод земельного участка из одной категории в другую. Целевым назначением и разрешённым использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешённое использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Земельные участки могут быть выведены из оборота либо ограничены в обороте. Земельные участки, отнесённые к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесённые к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Типы земельных участков в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан:

  • Садовый земельный участок — земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нём и хозяйственных строений и сооружений).
  • Огородный земельный участок — земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории) .
  • Дачный земельный участок — земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нём или жилого дома с правом регистрации проживания в нём и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля) .

Каждый земельный участок, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости , имеет неповторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учётный номер (кадастровый номер ). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учёта . Все земельные участки, независимо от форм собственности, подлежат государственному кадастровому учёту. 1 марта 2008 года вступил в силу Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», в соответствии с которым создаётся единый систематизированный свод сведений о недвижимом имуществе. Объектами государственного кадастрового учёта являются земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершённого строительства.

Согласно вышеназванному Закону кадастровый учёт осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учёт объекта недвижимости, например, земельного участка), прекращением его существования (снятие с учёта объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.

В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках земельного участка:

  • кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
  • описание местоположения границ;
  • площадь;
  • ранее присвоенный государственный учётный номер;
  • категория земель и разрешённый вид использования (РВИ) земельных участков;
  • описание границ земельных участков, их отдельных частей;
  • кадастровый номер иного объекта недвижимости, образованного в результате преобразования объекта недвижимости, если последний являлся объектом недвижимости, из которого образован иной объект недвижимости;
  • зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения);
  • сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости;
  • кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершённого строительства, если объектом недвижимости является земельный участок;
  • адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости;
  • сведения о вещных правах на объект недвижимости и об обладателях этих прав в объёме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка
  • почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с собственником объекта недвижимости или с лицом, обладающим данным земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования;
  • сведения о кадастровом инженере , выполнявшем кадастровые работы в отношении объекта недвижимости;
  • сведения о прекращении существования объекта недвижимости, если объект недвижимости прекратил существование.

Особенности правового положения земельного участка

Земля является объектом недвижимости , причём любое иное имущество, прочно связанное с ней, является недвижимостью только в силу своей связи с землей.

Земельный участок может находиться либо в частной собственности, либо в государственной собственности, либо в муниципальной собственности. При этом граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, а также землями с/х назначения.

Земельный участок может находиться на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, на праве ограниченного пользования чужим участком (сервитут), на праве аренды и на праве безвозмездного срочного пользования. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются, распоряжаться такими участками они также не могут. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, казённым предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретённое гражданином до введения в действие Земельного Кодекса, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие Кодекса не допускается. Распоряжение земельным участком, находящимся на таком праве, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству.

С правовой точки зрения земельный участок может быть признан делимым либо неделимым. Делимым признается участок, который может быть разделён на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный участок, разрешённое использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Вновь образованные части земельного участка должны соответствовать установленным предельным минимальным и максимальным размерам земельных участков, определёнными градостроительным регламентом на соответствующую территориальную зону. Помимо предельных размеров земельных участков, в градостроительном регламенте устанавливаются виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Характеристики и сведения о земельном участке, вносимые в государственный кадастр недвижимости (ГКН)

В ГКН вносятся сведения об уникальных характеристиках земельного участка

1) вид объекта недвижимости (земельный участок);

2) кадастровый номер и дата внесения кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;

3) Описание местоположения границ земельного участка (список координат характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы земельного участка в метрах с округлением до 0,01 метра и с указанием погрешности определения, система координат)

4) площадь в квадратных метрах с округлением до 1 квадратного метра с указанием погрешности вычисления

Также в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения о земельном участке:

  • ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый или условный номер), если такой номер был присвоен в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона О ГКН (т.е. до 1 марта 2008г.), и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке;
  • кадастровый номер (номера) земельного участка (земельных участков), в результате раздела, объединения или перераспределения которого (которых) был образован существующий земельный участок (исходный земельный участок), либо кадастровый номер земельного участка, в результате выдела в счет доли в праве общей долевой собственности из которого был образован существующий земельный участок;
  • кадастровые номера земельных участков, образуемых из существующего земельного участка;
  • номер кадастрового квартала, в котором находится земельный участок;
  • категория земель, к которой отнесен земельный участок;
  • разрешенное использование земельного участка;
  • кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;
  • сведения о вещных правах на земельный участок в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости;
  • сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав земельный участок, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения) распространяются на часть объекта недвижимости, в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости;
  • о кадастровой стоимости;
  • сведения о лесах, расположенных в пределах земельного участка (лесничество (лесопарк), участковое лесничество, номера лесных кварталов, к которым относится указанный участок (при их наличии), категория лесов (резервная, эксплуатационная, защитная);
  • сведения о водных объектах, расположенных в пределах земельного участка (вид водного объекта (река, озеро, водохранилище, болото и т.д.), наименование водного объекта (при его наличии);
  • сведения об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, в объеме сведений, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.

В соответствии со ст. 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:

1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства);

2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;

3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок;

4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства;

5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение;

6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

Статья 9 Конституции РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы, на которые распространяются властные полномочия государства, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории .

Осуществляя властные полномочия на своей территории, государство устанавливает обязательные для исполнения всеми пользователями земли экологические требования в интересах общества, контролирует использование земель, определяет охранные зоны, публичные сервитуты и т. д. Поэтому использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются:

  1. предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
  2. обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Земельным кодексом установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, а также землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

  1. сохранению почв и их плодородия;
  2. защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
  3. защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определённых условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);
  4. ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
  5. сохранению достигнутого уровня мелиорации;
  6. рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
  7. сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В целях охраны земель должны разрабатываться федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учётом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.
Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учётом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.
Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.
При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы должен сниматься и использоваться для улучшения малопродуктивных земель.
Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.
Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.
В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязнённых территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Список литературы:

  1. Земельный участок // Юридический словарь. 2000.
  2. Статья 11.1. Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001 N 136-ФЗ
  3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (с послед. редакциями), статья 7 .
  4. Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" . Консультант Плюс.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

1278. Проект договора купли продажи земельного участка сельскохозяйственного назначения 749.85 KB
В чем состоят особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения. Каков порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения находящихся в государственной и муниципальной собственности с целью создания крестьянского фермерского хозяйства. Укажите публично-правовые ограничения оборота земель сельскохозяйственного назначения. Раскройте особенности правового режима садовых земельных участков огородных земельных участков дачных земельных участков.
19376. Сущность анализа оборотных активов. Оценка стоимости земельного участка 102.75 KB
Рациональное формирование и эффективное использование оборотных средств в современных условиях является весьма актуальной проблемой для многих предприятий. Торговля, во всех ее проявлениях, занимает все большее место в предпринимательской деятельности экономических субъектов.
7421. Исследование домовладения и земельного участка, функционально связанного с ним, с целью определения рыночной стоимости, г. Краснодар, ул. Базарная, 95 3.29 MB
7429. Исследование домовладения и земельного участка, функционально связанного с ним, расположенного по адресу: РТ, г. Мензелинск, ул. Комарова, с целью определения рыночной стоимости 1.49 MB
Оценка рыночной стоимости домовладения и земельного участка, функционально связанного с ним, с использованием 2-х подходов: затратного, сравнительного. Земельный участок оценивался сравнительным подходом – методом сравнения продаж.
7428. Исследование домовладения и земельного участка, функционально связанного с ним, расположенных по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, с.Веденщина, д.9-г.с целью определения рыночной стоимости 2.75 MB
Целью выпускной аттестационной работы является закрепление теоретических знаний при освоении специальной дисциплины «Исследование строительных объектов и территории функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки», полученных слушателем в процессе обучения.
7427. Исследование домовладения и земельного участка, функционально связанного с ним, расположенных по адресу: Иркутская область, Шелеховский район, пос. Большой Луг, ул. Молодежная, д. 26 с целью определения рыночной стоимости 1.85 MB
Проведена оценка рыночной стоимости домовладения и земельного участка, функционально связанного с ним, с использованием 2-х подходов: затратного и сравнительного. Земельный участок оценивался сравнительным подходом – методом сравнения продаж.
14051. Сравнительная характеристика правового положения частнопрактикующих и государственных нотариусов 15.17 KB
Нотариат в России представляет собой систему органов юстиции а также должностных лиц которым в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате предоставлено право совершать нотариальные действия. В эту систему входят Министерство юстиции Российской Федерации министерства юстиции республик входящих в состав Российской Федерации управления юстиции субъектов Российской Федерации государственные нотариальные конторы нотариусы занимающиеся частной практикой должностные лица органов исполнительной власти...
11777. Особенности правового режима земель населенных пунктов 1.26 MB
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Особая функция по распоряжению земельными участками находящимися в государственной или муниципальной собственности возложена на органы местного самоуправления районные и поселковые администрации...
9882. Особенности правового регулирования материальной ответственности работников 563.4 KB
Общие признаки материальной ответственности сторон трудового договора. Понятие и виды материальной ответственности сторон трудового договора. Отличие материальной ответственности от других видов юридической ответственности. Особенности правового регулирования материальной ответственности работников.
18283. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних работников 79.26 KB
Говорят будто меж возрастом и соц способностями индивидума есть взаимозависимость и будто возраст работает аспектом занятия либо оставления тех либо других соц ролей к примеру школьный возраст гражданское совершеннолетие возраст введения в супружество возраст истока трудящийся деловитости. На данном фоне проистекает приспособление молодых людей к сообществу проф самоопределение и правило трудящийся деловитости. Около данном нужно держать в голове будто про целых в отсутствии выпускания вариантов дел в согласовании с долею 2-ой...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕЖИМА ЗЕМЕЛЬ

Понятие «правового режима земель»

земля фонд правоотношение целевой

В земельном праве распространенным термином является «правовой режим земель»- особая правовая конструкция, позволяющая обеспечить единство и дифференциацию правового статуса видов земель, составляющих земельный фонд РФ.

Кроме этого, одним из принципов земельного законодательства, закрепленных в Земельном кодексе РФ, является установленное в ст. 1 положение, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) Земли сельскохозяйственного назначения.

2) Земли населенных пунктов.

3) Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

4) Земли особо охраняемых природных территорий и объектов.

5) Земли лесного фонда.

6) Земли водного фонда.

7) Земли запаса.

Критерием их разграничения является различное целевое назначение, определяющее цель, в соответствии с которой они используются. Под целевым назначением в широком смысле можно понимать особое направление использования земель в зависимости от той роли, которую выполняет земля в общественных отношениях. Известно, что земля - это средство производства, база для развития промышленности, место проживания людей и расположения всех существующих природных объектов. Использование земельного участка, его функция является относительно стабильной, имеет свои особенности, что составляет особый правовой режим каждой категории.

Строгое следование субъектами земельных правоотношений целевому использованию земель является важнейший составляющей всего земельного законодательства, так как правовой режим эксплуатации земельных участков в первую очередь выражается в отнесении их к конкретным категориям земель. Суть принципа использования земель в соответствии с их основным целевым назначением заключается в том, что ни собственник земельного участка, ни его владелец, пользователь или арендатор не вправе изменить целевое назначение земельного участка по своему усмотрению. Категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, договорах, предметом которых являются земельные участки, документах кадастра недвижимости, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в других случаях, установленных законодательном.

Единство правового статуса земель обеспечивает конструкция «правовой режим» благодаря совокупности ее элементов, присущих любому виду земель: определению вида земель, подпадающих под данный режим; определению круга государственных органов, осуществляющих руководство использованием этих земель; определению круга субъектов, осуществляющих использование земель; установлению их правомочий по использованию земель и установлению ответственности за нарушения данного земельно-правового режима.

Перевод земель из одной категории в другую

Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в соответствии с требованиями п. 1 ст. 8 ЗК РФ в отношении:

Земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством РФ;

Земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ;

Земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения,- органами местного самоуправления;

Земель, находящихся в частной собственности:

а)земель сельскохозяйственного назначения, - органами исполнительной власти субъектов РФ;

б)земель иного целевого назначения, - органами местного самоуправления.

В соответствии с п.3 ст. 8 ЗК РФ нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую служит основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Федеральным законом РФ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ.

Для переводе земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:

1) Кадастровый номер земельного участка.

3) Обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую.

4) Права на земельный участок.

К ходатайству необходимо приложить землеустроительную, градостроительную и иную документацию, связанную с использованием, охраной и перераспределением земель: выписку их государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; копии документов, удостоверяющих личность заявителя, выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, заключение государственной экспертизы, в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами, расчеты потерь сельскохозяйственного производства и (или) потерь лесного хозяйства.

По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель из одной категории в другую. Данное решение является ненормативным актом органа государственной власти субъекта РФ и может быть обжаловано в суд в установленном порядке (срок подачи жалобы - 3 месяца).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Состав земель Российской Федерации. Перевод земель из одной категории в другую. Основополагающие принципы земельного права. Определение правового режима земель, порядок перевода земель из одной категории в другую. Условия аренды земельных участков.

    контрольная работа , добавлен 21.06.2010

    Состав земель Российской Федерации, их классификация по целевому назначению. Порядок перевода земель из одной категории в другую. Основания для отказа в переводе земель. Законодательная компетенция субъектов управления земельными ресурсами, их полномочия.

    контрольная работа , добавлен 21.06.2010

    Правовой механизм перевода земель и земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда в другие категории. Анализ действующего законодательства о переводе земель особо охраняемых природных территорий в другие категории.

    дипломная работа , добавлен 05.06.2015

    Сущность порядка отнесения земель к категориям согласно Земельному кодексу, их основные виды. Правовое регулирование перевода земель из одной категории в другую. Особенности полномочий органов общей компетенции в области использования и охраны земель.

    контрольная работа , добавлен 29.10.2013

    Субъекты земельных правоотношений в Российской Федерации. Категории граждан, которые вправе выступать участниками имущественных и земельных отношений. Принцип распределения всех земель по своему целевому назначению. Правовой режим земельных участков.

    контрольная работа , добавлен 18.05.2011

    Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию: перечень возможных случаев, правовая база и основания отказа. Правовая компетенция субъектов управления земельными ресурсами.

    контрольная работа , добавлен 13.08.2009

    Особенности правового режима земель, порядок предоставления земельных участков из земель населенных пунктов для долевого строительства многоквартирных домов. Проект договора аренды земельного участка. Зонирование территорий при использовании земель.

    контрольная работа , добавлен 01.01.2014

    Порядок передачи земель, находящихся в государственной собственности, в частную собственность юридических лиц. Правовой режим земель водного фонда, возникновение права водопользования. Классификация использования водных объектов по целевому назначению.

    контрольная работа , добавлен 05.08.2010

    Определение единообразного подхода к правовому регулированию составных частей земель Республики Беларусь. Статус земель сельскохозяйственного назначения. Специфика государственного управления в области использования и охраны сельскохозяйственных земель.

    реферат , добавлен 17.09.2012

    Земельный участок, предоставленный для жилищного строительства: понятие, признаки. Понятие и элементы правового режима земель. Субъекты, имеющие право на предоставление земельных участков для жилищного строительства в составе земель населенных пунктов.

Все без исключения объекты недвижимого имущества подлежат процедуре регистрации. В результате каждый из них получает свой определенный статус, обозначающий ту или иную степень прав владения и распоряжения территорией, которая допускает наличие:

  • временного;
  • учтенного ранее;
  • учтенного;
  • архивного;
  • аннулированного статуса.

Понятие «временного» для недвижимого имущества прочно закрепилось в юридической практике, и является свидетельством того, что определенную территорию фактический собственник не зарегистрировал в Росреестре.

Таким образом, человек по факту не имеет на надел никаких прав ни на взятие в аренду, ни на полноценное распоряжение. Раскроем более детально, сущность «временного» статуса земельного участка и каким образом сохранить право собственности, если вы являетесь обладателем такого участка.

Тонкости понятия «временный» для надела

По своей сути данный статус свидетельствует о том, что границы земли внесено в кадастровый реестр, но не было выполнено регистрацию имущественных прав человеком. Следовательно, человек может фактически распоряжаться территорией, но не считается собственником за всех законных основаниях. Подобный статус присваивается в тех случаях, когда на территории земли нет межевания с соседними.

Снять данный статус можно при регистрации объекта в Росреестре при соблюдении установленных законом норм и сроков. Ссылаясь на 24 и 25 статьи Кадастрового Закона, информация, принадлежащая к временной категории, не входит в юрисдикцию данного регистрационного органа.

Использование данного статуса допускается исключительно для выполнения регистрации прав собственности в государственных учреждениях, выполнения работ на территории или ее продаже.

Рамки действия статуса и ограничения

Еще до 17 года особы, имеющие участки земли, зарегистрированные только в кадастре, имели возможность беспрепятственно оформить кадастровый номер и зарегистрировать право собственности. Однако с 01.01.2017 вступило в законную силу решение о принятии единой структуры реестра прав собственности на земельные территории – ЕГРН.

С этого периода понятие «временный» полностью исчезает. Те граждане, которые не успели до 2017 года зафиксировать свои имущественные права в Росреестре, могут воспользоваться дополнительным периодом, продленным до 22 года.

Важно! Если в фиксированный период времени не зарегистрировать имущественные права, то со статуса «временный» земельный участок перейдет в новый статус — «аннулированный»

Дата, которая считается началом изменения статуса, является датой, когда уполномоченными органами местной власти, представленной в роли представителя кадастровой палаты, приняли соответствующее решение изменить статус либо по истечению срока давности данного статуса надела в ГКН.



Важно учесть наличие нюанса в данном деле, касательно способа формирования территории участка. Если она изначально была образована из состава иной территории, иными словами отделился, то срок оформления регистрации в течение двух лет считается недействительным. В таком случае собственник надела имеет законные основания поставить либо снять территорию с реестра в любое удобное время.

По каким критериям временному участку присваивается статус удостоверенный?

По данным понятием подразумевается принадлежность определенной территории органам гос. власти или муниципалитету. В данном случае владельцу часть массива была передана ранее в аренду на определенный временной промежуток. Если территория имеет именно такой статус, то в любой момент государство может изъять ее.

Если территория относится к собственности государства и у гражданина пребывает в статусе «временный», то он может на протяжении двух лет оформить имущественные права, например, взять надел в аренду или получить полноценное право собственности. В противном случае, не сделав данную процедуру в указанный срок, земля будет подлежать аннуляции.

Допускается на законных основаниях выставление участка на общие торги, участие в процедуре отчуждения для прокладки трасс или трубопроводов коммуникаций.

Можно ли снять надел с учета, имеющий «временный» статус?

В данном случае стоит отметить, что права владения территорией, которой распоряжается гражданин, имеют условный характер. Все действия, выполняемые с землей, носят незаконный характер. В связи с этим, если своевременно не оформить право собственности в отведенный законом временной промежуток, то статус «временный» будет считаться просроченным.

Важно! По желанию хозяина можно отказаться от землевладения, написав отказ и предоставив его в регистрационную палату местного самоуправленческого органа.

Законные основания снятия статуса

Ключевыми основаниями, позволяющими снять временный статус с определенной территории, выступают:

  • акты государственного или локального типа, обладающие законной силой в местных компетентных органах власти;
  • осуществление сделок, оформленных в виде договоров всех типов;
  • приватизация территории;
  • принятие участка по наследству;
  • акты, подтверждающие право владения граждан;
  • акты о передаче прав на владение участком от одного собственника другому;
  • прочие документы, обладающие юридической и законной силой.



У кого есть полномочия снять «временный» участок с реестра в кадастровой палате

На основе ФЗ процедура снятия с реестра происходит непосредственно при обращении в регистрационный орган. Для этого нужно подать полный пакет документов, подтверждающих необходимость проведения данной процедуры.

Если собственников у территории с временным статусом несколько, и они не способны прийти к общему согласию – стоит подавать иск в судебную инстанцию.

Тонкости регистрации «временного» участка

Для установки надела на учет в кадастровой палате нужно собрать полный перечень документов, состоящий из:

  • письменного заявления;
  • документов, подтверждающих право владения территорией;
  • паспорта собственника;
  • актов купли-продажи участка и т.д.

Раздел происходит непосредственно в кадастровой палате. Обратившись в данный государственный орган, заявителю потребуется внимательно отнестись к заполнению заявления.

Перечень необходимой документации

Для подтверждения регистрационных прав и прав собственности определенного участка необходимо предоставить:

  • документ, заверяющий личность заявителя;
  • документы правоустанавливающего характера на землю;
  • документы из кадастровой палаты;
  • документ, подтверждающий факт уплаты госпошлины;
  • заявление.

По окончанию процедуры регистрации заявитель получает на руки правоустанавливающие документы о наличии прав собственности. При этом статус участка «временный» автоматически сменяется на «учтенный».

Пример заявления на регистрацию временного статуса земельного участка

WORD — Пример заявления на регистрацию временного статуса земельного участка



Могут ли участок аннулировать без согласия собственника?

Аннулированию подлежат все виды земельных участков, срок которые не превышает 2-х лет. По истечению данного временного периода, согласно действующему законодательству РФ, происходит аннуляция. При этом согласия у фактического собственника не спрашивают. Аннуляции подлежат и те временные участки, которые было внесено в учет позднее марта 2008 г.

Также процедуре аннуляции подлежат наделы с временным статусом при:

  • подаче соответствующего заявления;
  • предоставлении прав собственности на имеющийся объект недвижимости;
  • наличии ограничений или обременений на права собственности с подачей заявления в кадастровую палату.

Оформление временного участка в аренду

Поменять временный статус надела можно, оформив на нее аренду. Стоит учесть, что процедура взятия в аренду оформляется непосредственно в государственном муниципалитете, а не у юридических или физических лиц.

Процесс оформления происходит в следующей последовательности:

  1. Сбор необходимой документации.
  2. Составление заявления и его подача в администрацию муниципалитета.
  3. Проведение межевания территории (потребуется в том случае, если выбранная территория не включена в учет кадастровой палатой).
  4. Оформление заявки на участие в аукционных торгах (при наличии нескольких претендентов).
  5. Составление договора аренды.
  6. Регистрация соглашения в Росреестре.

Подготовка документов для оформления аренды

Заявителю в данном случае потребуется предоставить полный пакет документов. Оформляя договор аренды важно учитывать наличие особенностей параметров и характеристик участка, типы сооружений, размещенных на территории и цель взятия надела в аренду. К числу основных документов, требуемых для оформления договора, относятся:

  • заявление установленного образца;
  • копии ИНН и паспорта (обязательно заверенные в нотариальной палате);
  • ЕГРН выписка и документы уставного типа (при оформлении договора с юр. лицом);
  • план надела с точными границами и размещением;
  • кадастровый паспорт;
  • документы правоустанавливающего характера на имеющиеся сооружения;
  • оценка надела;
  • оригинальные выписки из ФССП и Федеральной налоговой службы, подтверждающие отсутствие у заявителя обременений всех типов.

Важно! От сложившихся ситуаций при оформлении процедуры взятия надела в аренду могут потребоваться дополнительные документы.

Допускается ли оформление договора купли-продажи участка с временным статусом?

Оформление данной гражданско-правовой процедуры допускается в редких случаях. Для этого собственнику необходимо иметь правоустанавливающий акт государственного образца.

Важно учесть один момент, что без проведения процедуры регистрации права собственности особы, продающей территорию, такая сделка приравнивается к недействительной, а сам участок не может выступать в качестве предмета оборота между гражданами. В противном случае новому владельцу придется столкнуться с проблемами переоформления и установления прав собственности.



Еще один нюанс оформления сделки – срок постановки на учет. В случае, если владелец не узаконил свои права на владение территорией, то участок приравнивается к такому, который вышел за пределы гражданского оборота. По данному статусу составленный договор о купле-продаже надела признается недействительным. Чтобы не попасть впросак, рекомендуется перед покупкой участка земли ознакомиться с регистрационными документами, подтверждающими права на владения.

Важно! Процедура вступления нового владельца в имущественные права будет невозможна до тех пор, пока предыдущий владелец не оформит регистрационные права на него.

Можно ли самостоятельно проверить статус надела

Доступ к достоверным данным касательно статуса вашей территории земли есть на публичной кадастровой карте. Она находится на специализированном портале Росреестра. На карте содержится вся необходимая информация, касательно участков на территории РФ, внесенных в ГКН.