Нормативные затраты. Одной методикой определения нормативных затрат стало больше (Желонкина М.Н.)

Система «стандарт-кост» - инструмент управления для планиро­вания затрат и контроля за ними. Она может использоваться и при позаказном, и при попроцессном методах калькулирования себестоимости. Когда организация применяет «стандарт-кост», все затраты, влияющие на счета запасов и себестоимость реализованной продукции, выступают как нормативные (стандартные), или предопределенные, а не факти­ческие. Вместе с анализом поведения затрат и анализом «затраты - объем - прибыль» нормативные затраты обеспечивают в учетной сис­теме основу для контроля бюджетов.

Система нормативных (стандартных) затрат служит для оценки де­ятельности отдельных работников и компании в целом, подготовки бюд­жетов и прогнозов, помогает принять решение об установлении реаль­ных цен. Эта система широко используется во всем мире практически всеми производственными компаниями. Основные цели и результаты их ранжирования для системы «стандарт-кост» в разных странах представ­лены в таблице.

Нормативные затраты представляют собой тщательно рассчи­танные предопределенные затраты, которые обычно выражаются в рас­чете на единицу готовой продукции.

Нормативные затраты включают три элемента производственных затрат:

Прямые материальные затраты;

Прямые затраты труда;

Общепроизводственные расходы.

Несмотря на некоторую схожесть, следует различать учет норма­тивных материальных затрат и учет накладных расходов по нормативам. Нормативные затраты основаны на инженерных оценках и расчетах, прогнозных данных о потреблении, изучении трудовых операций, зави­сят от типа и качества используемых материалов. Нормативы накладных расходов основаны на более простых предположениях - на базе данных о прошлых затратах.

Между понятиями «нормативные затраты» и «бюджетные затра­ты» концептуальной разницы нет. Теоретически они определяются оди­наково. Но на практике, как правило, термин «нормативные затраты» от­носится к единичному законченному продукту, а «бюджетные затра­ты» - к общему их количеству.

Еще одним преимуществом использования системы «стандарт-кост» является экономия на ведении учетных записей. На первый взгляд может показаться, что использование нормативов требует больших за­трат на ведение учета по сравнению с системой фактических издержек. На самом деле применение нормативов затрат упрощает ведение учета. Например, все индивидуальные данные о материале за месяц можно просуммировать и одной проводкой списать с кредита счета «Запасы материалов». Аналогично нет необходимости каждому рабочему фикси­ровать время, затраченное на каждую операцию. Все нормативные пря­мые трудозатраты определены заранее.

При использовании системы «стандарт-кост» дополнительные за­траты возникают лишь при установлении индивидуальных нормативов. Как правило, эти затраты незначительны. Многие нормативы применя­ются месяцами или даже годами без изменений. Только существенные изменения, такие, как изменение конструкции изделия, освоение нового изделия, вызывают необходимость пересмотра нормативов. Ценовые составляющие нормативных затрат обновляются, как правило, ежегодно или чаще для того, чтобы можно было отразить влияние инфляции и дру­гих факторов на цены приобретаемых материалов или стоимость рабочей силы. Пересмотр нормативов общехозяйственных расходов осуще­ствляется в большинстве организаций независимо от того, применяется система «стандарт-кост» или нет.

Учет затрат по нормативам (стандартам) представляет собой целостную концепцию. Если ее применяют в полном объеме, то все дан­ные о фактических производственных затратах замещаются норматив­ными (стандартными) значениями. Такие счета, как «Запасы материа­лов», «Незавершенное производство», «Запасы готовой продукции» и «Себестоимость реализованной продукции» (и по дебету, и по кредиту) ведут с использованием нормативных, а не фактических затрат. Бухгал­тер ведет отдельные счета фактических затрат, чтобы в конце учетного периода сравнить их с нормативными. Разница между нормативными и фактическими затратами называется отклонением. Если обнаружива­ется отклонение, бухгалтер должен выяснить причину его происхожде­ния. Этот процесс, известный как анализ отклонений, - эффективный инструмент контроля затрат и всей системы управления.

Нормативные затраты на единицу производственного продукта состоят из шести элементов:

1. Нормативная цена основных материалов.

2. Нормативное количество основных материалов.

3. Нормативное рабочее время (по прямым трудозатратам).

4. Нормативная ставка прямой оплаты труда.

5. Нормативный коэффициент переменных общепроизводствен­ных расходов.

6. Нормативный коэффициент постоянных общепроизводствен­ных расходов.

Для организаций, оказывающих услуги, применяются только по­следние четыре, так как эти организации не используют сырье и матери­алы в своих операциях.

Нормативные затраты основных материалов определяются умно­жением нормативной цены этих материалов на нормативное их количест­во. Нормативная цена основных материалов представляет собой тща­тельную оценку затрат определенного вида основных материалов на следующий учетный период. Ответственность за установление норма­тивных цен на все основные материалы несет агент по закупкам. Опре­деляя нормативные цены, он должен учесть все возможные увеличения цен, количественные изменения на рынке материалов, новые источники поставок и др. Также он совершает все фактические закупки.

Нормативное количество основных материалов - оценка ожи­даемого количества, которое будет использовано. Такая оценка являет­ся одной из наиболее трудных задач в установлении нормативов. На нее оказывают влияние специфика конструкции изделий, качество основных материалов, возраст и производительность машин и оборудования, ква­лификация и опыт рабочих. Определенный брак и потери неизбежны, и это необходимо учитывать при расчете нормативного количества мате­риалов. Обычно эти нормативы устанавливают менеджеры, отвечающие за производство, или бухгалтер, ведущий учет затрат, привлекая для их разработки инженеров, агентов по закупке материалов и машинных опе­раторов.

Нормативные прямые затраты труда исчисляются умножением нормо-часов труда на нормативную ставку прямой оплаты труда. Норма­тивное рабочее время (по прямым трудозатратам) отражает время, не­обходимое для каждого подразделения, станка или процесса, чтобы про­извести одну единицу или одну партию изделий. Во многих случаях нормативное время на единицу составляет небольшую долю часа. Нормо-часы трудовых затрат должны пересматриваться, если происходит замена машин и оборудования или изменяется квалификация рабочей силы. Ответственность за разработку этого норматива несут менеджер соответствующего подразделения и куратор.

Нормативная ставка прямой оплаты труда выражает почасовые прямые затраты труда, ожидаемые в следующем учетном периоде для каждой функции или вида работ. На практике ставки прямой оплаты тру­да достаточно легко определяемы, так как они либо зафиксированы в трудовом контракте, либо устанавливаются самой организацией. Хотя диапазон ставок предусматривается для каждого разряда рабочих, внутри которого эти ставки различаются, для каждой операции принима­ют средние нормативные ставки. И даже если рабочий, изготовивший продукт, в действительности получает меньше, при исчислении норма­тивных прямых затрат труда используют нормативную ставку оплаты.

Общепроизводственные нормативные расходы представляют собой сумму оценок переменных и постоянных общепроизводственных расходов в следующем учетном периоде. Эти оценки основаны на нор­мативных коэффициентах, вычисленных таким же образом, как нормативы, рассмотренные раньше. Однако существует одно главное разли­чие: нормативный коэффициент общепроизводственных расходов со­стоит из двух частей - для переменных и для постоянных затрат, при расчете которых используют разные базы.

Нормативный коэффициент переменных общепроизвод­ственных расходов находят делением общих планируемых переменных общепроизводственных затрат на планируемое количественное выра­жение определенной базы, например ожидаемое количество норматив­ных машино-часов или нормо-часов трудозатрат. (Может быть использо­вана другая база, если машино-часы или нормо-часы не являются подходящей мерой для переменных общепроизводственных расходов.) Формула на базе нормо-часов выглядит следующим образом:

Нормативный коэффициент постоянных общепроизводствен­ных расходов находят делением общих планируемых постоянных об­щепроизводственных расходов на нормальную производительность (мощность), выраженную в нормо-часах трудозатрат:

Использование показателя нормальной мощности в качестве базы дает уверенность в том, что все постоянные общепроизводственные расходы будут отнесены на производимый продукт, когда нормальная мощность достигнута.

Если фактический выпуск превышает запланированный и норма­тивные трудозатраты выше, чем нормальные, возникает благоприятная ситуация. Фактически постоянные общепроизводственные расходы на единицу продукции будут меньше, чем нормативные. Но если фактичес­кий выпуск не соответствует ожиданиям (запланированному уровню), т.е. падает ниже нормальной мощности, то запланированная сумма по­стоянных ОПР будет приходиться на меньший объем продукции.

В России и за рубежом накоплен большой опыт по определению нормативов и работе с ними. В рамках плановой социалистической экономики очень широко применялись различные методы нормирования труда и материальных затрат, а также учета затрат по нормативам, которые позднее были незаслуженно забыты российскими менеджерами. К сожалению, зачастую только для создания адекватной нормативной базы руководителям предприятия приходится пройти длительный путь, исходным пунктом которого становится попытка самостоятельно формулировать основные положения системы Тейлора, разработанной в конце позапрошлого века

Организация и порядок расчета нормативных затрат

Нормативные затраты представляют собой тщательно рассчитанные предопределенные (стандартные) затраты, которые выражаются обычно в расчете на единицу готовой продукции.

В общем случае нормативные затраты включают три элемента производственных затрат. Каждый из них можно представить в виде двух составляющих - натуральной и стоимостной для прямых и переменной и постоянной для косвенных затрат.

1. Прямые материальные затраты.

1.1. Нормативная цена основных материалов.

1.2. Нормативное количество основных материалов.

2. Прямые затраты труда.

2.1. Нормативное рабочее время (по прямым трудозатратам).

2.2. Нормативная ставка прямой оплаты труда.

3. Общепроизводственные расходы.

3.1. Нормативный коэффициент переменных общепроизводственных расходов.

3.2. Нормативный коэффициент постоянных общепроизводственных расходов.

Если речь идет не только о производственных, но и об общехозяйственных затратах, должен появиться еще один (четвертый) элемент - общехозяйственные расходы.

Многие нормативы предприятие применяет длительное время без изменений. Необходимость пересмотра натуральной части нормативов вызывают только изменение конструкции или технологии производства изделия, модификация или освоение нового продукта.

Ценовые составляющие нормативных затрат обновляются чаще, чтобы можно было отразить влияние инфляции и других факторов на цены приобретаемых материалов и стоимость рабочей силы.

Чтобы иметь возможность использовать нормативный метод с реальной отдачей, предприятию требуется не только создание отчетной базы для нормирования и планирования затрат. Необходимо также обеспечить:

  • сбор данных о фактических и нормативных производственных затратах;
  • регистрацию и учет в оперативном порядке изменений норм и нормативов, отклонений от норм по местам и причинам их возникновения (рабочим местам, бригадам, участкам, стадиям, переделам, цехам и проч.);
  • контроль и обобщение данных о фактических потерях и непроизводительных расходах, а также о неиспользованных резервах повышения эффективности деятельности;
  • определение рационального нормативного уровня затрат (себестоимости) на производство продукции;
  • исчисление фактической себестоимости продукции (работ, услуг) на основе предварительно рассчитанных нормативных затрат.

При этом должны быть высоки достоверность, точность и оперативность учета.

Для введения на предприятии системы нормативного учета затрат надо решить ряд задач:

  • провести нормирование для создания нормативной базы;
  • организовать учет таким образом, чтобы обеспечить идентификацию и контроль отклонений;
  • определить процедуру работы с отклонениями, обеспечения регулирующих воздействий.

Нормирование

Учет нормативных прямых затрат и учет косвенных расходов по нормативам различны. Нормативные затраты основаны на инженерных оценках и расчетах, прогнозных данных о потреблении, изучении трудовых операций, зависят от типа и качества используемых материалов.

Нормативы косвенных расходов основаны, как правило, на более простых предположениях - на базе данных о прошлых затратах.

Нормативное количество основных материалов - оценка ожидаемого количества материалов, которое будет использовано с учетом отходов и прочих потерь.

Нормативное количество основных материалов определяется исходя из норм расхода и нормативов использования основных материалов.

Под нормой расхода материала понимается его максимально допустимое количество для производства единицы продукции или работы установленного качества при определенных организационно-технических условиях производства.

Система норм расхода и нормативов использования материалов включает следующие разновидности:

  • нормы расхода на единицу продукции или работы;
  • нормы расхода на ремонтно-эксплуатационные нужды;
  • нормы расхода на единицу технического параметра;
  • нормы потерь и отходов в производстве;
  • нормативные показатели рационального использования сырья и материалов (коэффициент использования материала, выход годного, процент извлечения и т.п.);
  • нормативные коэффициенты эффективности мероприятий (коэффициент экономии, коэффициент замены и т.п.).

В норму расхода включают максимально допустимую величину потерь и ту часть отходов, которую нельзя использовать по прямому назначению на данном предприятии.

Нормы расхода материалов устанавливают при максимальной дифференциации элементов затрат, которые в своей совокупности образуют состав нормы.

Состав нормы расхода в общем виде для большинства процессов производства, а также подавляющей части сырья, материалов, топлива, энергии формируется:

  • из полезного расхода;
  • технологических отходов и потерь;
  • организационно-технических отходов и потерь.

Полезный расход включает такое количество материала, которое непосредственно входит в готовое изделие, и представляет собой конструкционную материалоемкость, то есть чистую массу изделия.

Технологические отходы и потери характеризуют затраты материальных ресурсов, обусловленные видом технологического процесса, а также уровнем технологии производства.

Организационно-технические отходы и потери непосредственно не связаны с технологией обработки материалов и зависят от организационных условий производства и организации материально-технического снабжения. Такие затраты нельзя считать неизбежными, но нередко определенная их часть неустранима в рамках существующих правил поставки и хранения и должна быть учтена в норме. Это, например, отходы металлопроката и пиломатериалов при их раскрое.

В нормы расхода материалов нельзя включать потери и отходы, вызванные отступлением от технологических процессов, режимов работы, установленных форм организации производства и снабжения. Потери, вызванные отступлениями от установленных стандартов качества сырья и материалов, а также затраты, вызванные браком, тоже не учитывают в составе нормы расхода материала.

Все виды нормируемых отходов и потерь подробно анализируются и классифицируются, чтобы можно было рассчитать их предельно допустимую величину. При этом необходимо учитывать возможность вторичного использования отходов и утилизации по прямому назначению в процессе производства.

Методы установления технически обоснованных норм

Важнейшим требованием, предъявляемым к системе норм и нормативов расхода материальных ресурсов, является научная обоснованность их разработки. Именно поэтому в процессе разработки норм расхода материала огромное значение имеют применяемые методы.

Основными методами установления технически обоснованных норм расхода материалов считаются расчетно-аналитический и опытный методы.

Опытный метод позволяет установить норму расхода материала по протоколам, фиксирующим количество израсходованного материала при опытах в лабораторных или цеховых условиях. При этом необходимо, чтобы процесс потребления материала при наблюдениях и замерах максимально соответствовал регламентированным организационно-техническим условиям производства на текущий период и не допускалось необоснованных затрат материала.

Нормообразующие элементы затрат материальных ресурсов определяют на основе замеров по результатам опыта (эксперимента), которому предшествует анализ резервов экономии.

Расчетно-аналитический метод наиболее прогрессивный. Он основан на расчете нормообразующих элементов затрат и технико-экономическом обосновании нормативов потерь и отходов. Расчетный метод разработки норм не исключает, а, напротив, предполагает в конкретных случаях проведение специальных производственных наблюдений или экспериментов.

Часто применяемый в практике предприятий отчетно-статистический способ нормирования основывается на отчетных данных о фактическом расходе материалов за прошедший период, которые могут включать разнообразные необоснованные потери. Этот метод не позволяет правильно выявить размеры отходов и потерь, установить причины их возникновения и не дает возможности определить меры, необходимые для их ликвидации или сокращения в будущем.

Принимая решение об использовании на предприятии нормативного метода учета затрат, следует задаться вопросом: окупятся ли затраты на разработку и внедрение теми результатами, которые планируют получить от реализации нормативного метода?

Справка

Нормирование - процесс разработки нормативов и установления норм.

Нормативы - установленные требования к чему-либо, а также представленные в виде таблиц, графиков, номограмм, формул и т.п. взаимосвязи, с помощью которых определяются применимость норм и их изменения.

Пример 1

Расчет нормативной себестоимости на единицу продукции по составляющим

Расчет нормативных производственных затрат на один степлер

Составляющие

Денежные единицы

Основные материалы:

пластмасса (12 д.е./м 2 х 0,03 м 2)

подвижной механизм (22,5 д.е./шт, х 1 шт.)

Прямые затраты труда:

штамповочный цех (0,01 ч/карандаш х 15 д.е./ч)

сборочный цех (0,05 ч/карандаш х 20 д.е./ч)

Общепроизводственные расходы:

переменные (0,06 ч/карандаш х 10,00* д.е./ч)

постоянные (0,06 ч/карандаш х 15,00* д.е./ч)

Итого нормативных затрат на степлер

*За базу распределения переменной и постоянной частей общепроизводственных расходов в примере принято количество прямых трудозатрат в часах (0,01 + 0,05 = 0,06).

Пример 2

Состав нормы расхода металла в литейном производстве:

Q м = Q г + Q л + Q у,

где Q м - вес металлозавалки;

Q г - вес годного литья;

Q л - вес возвратных отходов (литники);

Q у - вес безвозвратных потерь (угар).

Пример 3

Определение нормы расхода ткани при пошиве брюк

Нормы расхода рулонных материалов устанавливают вычерчиванием деталей изделия с наиболее эффективной укладкой. Нормы могут различаться для разных размеров брюк. Для определения нормы расхода к чистой площади добавляют установленный процент площади межлекальных отходов. Отходы устанавливают по данным многолетних наблюдений фактического расхода материалов.

Елена Алексеева , к.э.н., Надежда Иванова , к.э.н., НП «Объединение контроллеров»

Вскоре после издания в октябре 2014 года рекомендаций по установлению общих требований к порядку расчета объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания Минфин сделал следующий шаг по внедрению в практику единых нормативов затрат. Финансовое ведомство предложило органам власти примеры расчета нормативов на оказание услуг и тем самым наглядно продемонстрировало, как многочисленные формулы превращаются в деньги.

Рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, включенных в базовые перечни, опубликованы на официальном сайте Минфина . Примеры приведены в отношении пяти услуг, предоставляемых учреждениями различных профилей деятельности. По итогам расчетов становится ясно, из чего конкретно складывается годовая стоимость услуги - обслуживания одного пользователя библиотеки, обучения одного ребенка в музыкальной школе, получения одним студентом среднего профессионального образования, содержания одного проживающего в доме-интернате для престарелых и инвалидов, подготовки одного спортсмена-пловца на этапе высшего спортивного мастерства.

Методическая помощь, оказываемая Минфином, призвана облегчить федеральным органам исполнительной власти работу по подготовке в своих сферах регулирования общих требований к порядку определения нормативных затрат (в соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 69.2 БК РФ ). Кроме того, данные рекомендации пригодятся органам-учредителям, которые должны будут, опираясь на новые правила, определить нормативные затраты на оказание услуг и содержание имущества для подведомственной сети, а также самим учреждениям, принимающим участие в расчете нормативов.

По замыслу Минфина, общий порядок определения нормативных затрат, предусмотренный п. 4 ст. 69.2 БК РФ и разъясненный в , позволит обеспечить предоставление населению услуг установленного качества независимо от места их получения. При этом нормативная стоимость таких услуг для однотипных учреждений должна быть одинаковой, а отраслевая и региональная специфика, различия в материально-техническом и кадровом обеспечении учреждений могут быть учтены посредством применения к установленным нормативам корректирующих коэффициентов.

Рассмотрим подробнее, каким образом финансовое ведомство предлагает формировать норматив на оказание услуги.

Основная формула расчета

Согласно п. 4 Рекомендаций № 02-01-09/49180 при определении нормативных затрат на оказание государственной или муниципальной услуги надо учитывать несколько составляющих. Все они рассчитываются с помощью большого количества формул и исходных данных, однако общий алгоритм расчета сводится к следующему.
Норматив на оказание услуги
Нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги:

1) на оплату труда персонала, занятого в предоставлении услуги;

2) на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания услуги;

3) иные нормативные затраты, связанные с оказанием услуги

Нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением учитываемых в составе затрат на содержание имущества):

1) на коммунальные услуги;

4) на приобретение услуг связи;

5) на приобретение транспортных услуг;

6) на оплату труда персонала, не занятого в предоставлении услуги;

7) на прочие общехозяйственные нужды

Как пояснено в Рекомендациях № 02-01-09/49180 , в качестве исходных данных следует брать нормы, установленные федеральными законами и иными правовыми актами, ГОСТами, СНиПами, СанПиНами, федеральными стандартами и регламентами оказания государственных (муниципальных) услуг. В частности, образовательным учреждениям нужно опираться на ФГОСы, утвержденные Минобрнауки для соответствующего уровня образования, а учреждениям физкультуры и спорта - на федеральные стандарты спортивной подготовки по соответствующему виду спорта, утвержденные Минспортом. В свою очередь, библиотеки могут черпать информацию в том числе из Межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках , принятых Постановлением Минтруда РФ от 03.02.1997 № 6 .

Впрочем, нормативные затраты на оказание услуги можно определить и в отсутствие утвержденных стандартов и регламентов. Приведенные в Рекомендациях № 02-01-09/49180 формулы позволяют сделать это.

Остановимся на некоторых расчетных процедурах. Но прежде отметим, что Минфин в подготовленных примерах использует условные расчеты : ими охвачены далеко не все расходы учреждений на оплату труда (включены не все штатные единицы, необходимые для оказания той или иной услуги), приобретение материальных запасов, коммунальных услуг и др. Поэтому в действительности итоговые цифры могут быть больше.

Затраты на непосредственное оказание услуги

Первая из трех частей данного норматива - нормативные затраты на оплату труда работников , непосредственно связанных с оказанием услуги. Расчет таких затрат приведем в отношении услуги по подготовке спортсмена на этапе высшего спортивного мастерства .
Нормативное количество услуг Комментарий
1 2 = 3 / 4 3 4 5
Тренер 0,25 1 4 Численность группы спортсменов в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки по плаванию на этапе высшего спортивного мастерства - 4 человека. На группу предусмотрен 1 тренер
Инструктор-методист 0,05 1 20 В силу федерального стандарта спортивной подготовки по плаванию 1 методист предусмотрен на 5 тренеров или 20 спортсменов
Наименование ресурса (штатной единицы) Норма ресурса (на единицу услуги) Цена единицы ресурса, руб. Комментарий
1 2 3 4 = 2 х 3 5
Тренер 0,25 590 000 147 500 В качестве цены единицы ресурса взят годовой ФОТ работника, включая страховые взносы, а также взносы на травматизм
Инструктор-методист 0,05 470 000 23 500
Итого 171 000

Вторая составляющая прямых затрат на услугу - нормативные затраты на приобретение материальных запасов . Расчет продемонстрируем на примере услуги по обучению в музыкальной школе .

Как и в предыдущем случае, сначала определяются нормы материальных запасов на оказание единицы услуги.

Норма ресурса (на единицу услуги) Нормативное количество ресурса Нормативное количество услуг Комментарий
1 2 = 3 / 4 3 4 5
0,01 1 10 Предусмотрено по 1 комплекту на 1 группу из 10 человек
0,01 1 10
0,01 1 10

Затем определяются нормативные затраты на приобретение материальных запасов:

Наименование ресурса (материальный запас) Норма ресурса (на единицу услуги) Срок использования ресурса (лет) Цена единицы ресурса, руб. Нормативные затраты (на единицу услуги), руб. в год Комментарий
1 2 3 4 5 = 2 х 4 / 3 6
Комплект таблиц по музыкальным инструментам 0,1 5 1 000 20 В качестве цены единицы ресурса используется его закупочная стоимость на момент планирования, скорректированная на индексы-дефляторы по группам товаров
Комплект ударно-шумовых народных инструментов 0,1 3 4 000 133,3
Синтезатор с подставкой (комплект) 0,1 5 10 000 200
Итого 1 148
Иные затраты , непосредственно связанные с оказанием услуги, рассчитываются аналогичным образом. В их состав входят, например, обслуживание информационно-справочной системы библиотеки, приобретение учебной литературы в музыкальной школе, повышение квалификации педагогического персонала в учреждении СПО, организация питания в доме-интернате, проведение учебно-тренировочных сборов для спортсменов.

В данную группу также могут включаться затраты учреждения по договорам, заключенным со сторонними специалистами (например, на медицинское обслуживание). Если соответствующий стандарт оказания услуги предусматривает такое обслуживание, а в штате учреждения нет нужного специалиста, эти расходы при расчете нормативов, непосредственно связанных с оказанием услуги, включаются в группу иных затрат.

Затраты на общехозяйственные нужды

В свою очередь, при определении данного вида затрат суммируется семь детализированных групп. Поскольку принципы расчета во всех этих случаях практически одинаковы, приведем лишь два примера.

Так, расчет нормативных затрат на содержание объектов недвижимого имущества , эксплуатируемых в процессе предоставления услуги, продемонстрируем на примере учреждения среднего профессионального образования . Для этого потребуется установить сумму плановых расходов на содержание недвижимости (подчеркнем, что при их оценке финансовое ведомство учло не все составляющие затрат, поэтому стоимость использования имущества в примерах занижена).

Пример 1

Плановые затраты на вывоз твердых бытовых отходов, техническое обслуживание и ремонт охранной сигнализации, содержание прилегающих территорий составляют 1,3 млн руб. в год.

Для дальнейших расчетов необходимо определить два параметра:

1. Общее полезное время использования имущественного комплекса в год на оказание услуги. Данный параметр определяется так.

Имущественный комплекс (образовательное учреждение) осуществляет услугу в течение 225 дней (45 учебных недель в год при пятидневной рабочей неделе). Нормативное количество обучающихся составляет 100 человек (нормативное количество групп - 10, число человек в группе - 10). Таким образом, общее полезное время работы образовательного учреждения равняется 22 500 человеко-дням (225 дней х 100 чел.).

2. Норма времени использования имущественного комплекса на оказание услуги. В соответствии с требованиями к образовательной нагрузке среднего профессионального образования этот показатель составляет 225 дней в году.

Теперь на основе полученных данных рассчитаем стоимость единицы времени использования (аренды) имущественного комплекса учреждения на оказание услуги в части затрат на содержание недвижимого имущества: 1 300 000 / 22 500 = 57,77 (руб. в день на единицу услуги).

Обратите внимание, что два указанных параметра применяются при расчете всех нормативных затрат, участвующих в формировании норматива на общехозяйственные нужды. В частности, общее полезное время использования имущественного комплекса необходимо для того, чтобы правильно рассчитать величину затрат на общехозяйственные нужды, которые должны включаться в стоимость услуги. То есть использование названных параметров как раз и отражает суть нормативного метода: благодаря им можно высчитать, сколько реально стоит содержание имущественного комплекса в единицу времени и на единицу услуги. В противном случае все расходы на содержание учреждения были бы распределены между услугами вне зависимости от интенсивности использования имущества и загруженности учреждения.

Наконец, нормативные затраты на оплату труда административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала рассчитаем на примере услуги проживания в доме-интернате .

Пример 2

Плановые затраты на оплату труда директора учреждения и его заместителя (с начислениями) составляют 1,2 млн руб. в год. Имущественный комплекс (дом-интернат) функционирует круглосуточно 365 дней в году, в учреждении 720 койко-мест.

Рассчитаем общее полезное время использования имущественного комплекса в год на оказание услуги: 365 дн. х 720 койко-мест = 262 800 койко-дней.

В силу требований к содержанию граждан пожилого возраста и инвалидов в домах-интернатах норма времени использования имущественного комплекса на оказание услуги - 365 дней в году.

Стоимость единицы времени использования (аренды) имущественного комплекса учреждения на оказание услуги в части затрат на персонал, не задействованный в непосредственном предоставлении услуги: 1 200 000 / 262 800 = 4,6 (руб. в день на единицу услуги).

Использование результатов расчетов

Как известно, применять нормативные затраты на оказание услуг и содержание имущества органы власти, осуществляющие полномочия учредителя, должны будут при формировании субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий, выдаваемых учреждениям на 2016 год (на 2016 год и плановый период). А это значит, что учредителям и подведомственным учреждениям необходимо уже в ближайшем будущем приступить к расчетам нормативных затрат по новым правилам.

Но что делать, если исходя из полученных нормативов размер субсидии для учреждения оказался существенно выше либо ниже прежнего финансирования? В этом случае финансовое ведомство рекомендует проверить корректность расчетов по следующим позициям :

  1. стоимость ресурсов, указанных в расчетах (например, может быть выбран самый дорогой или самый дешевый ресурс);
  2. нормы использования ресурсов - учтена ли возможность их использования одновременно несколькими получателями услуг (например, педагог проводит занятие для группы обучающихся, бассейн одновременно используется несколькими спортсменами);
  3. сроки использования ресурса;
  4. затраты на эксплуатацию имущественного комплекса (все ли учитывается при распределении затрат на одну услугу?).
По мнению Минфина, объективные исходные данные и корректные расчеты позволяют получить при использовании предложенной методики нормативные затраты, адекватные реальной ситуации в учреждениях.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

«НОРМИРОВАНИЕ ЗАТРАТ»

Выполнил: ст-т 3к. 2гр. Б/У

Велибеков М.В.

Проверила: Авдеева Л.Б.

Махачкала 2009

Введение

1. Понятие о нормировании затрат

2. Формирование нормативов по прямым статьям затрат

3. Порядок составления смет по общепроизводственным расходам

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы курсовой работы в том, что на предприятиях все большее значение приобретает нормирование затрат. Одним из основных показателей работы предприятия является себестоимость продукции. Исчисление себестоимости единицы отдельных видов продукции, работ или услуг и всей товарной продукции называется калькуляцией. Различают плановую, сметную, нормативную и отчетную (или фактическую) калькуляции.

Плановой калькуляцией определяют среднюю себестоимость продукции или выполненных работ на плановый период (год, квартал). Составляют их из прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труда, использования оборудования и нормы расходов по организации обслуживания производства. Эти нормы расходов являются средними для планируемого периода. Разновидностью плановых являются сметные калькуляции, которые составляют на разовые изделия или определение цен, расчетов с заказчиками и других целей.

Нормативные калькуляции составляют на основе действующих на начало года, месяца, норм расхода сырья, материалов и других затрат (текущих норм затрат). Текущие нормы затрат соответствуют производственным мощностям предприятия на данном этапе его работы. Текущие нормы затрат в начале года, как правило, выше средних норм затрат, заложенных в плановую калькуляцию, а в конце года, наоборот, ниже. Поэтому и нормативная себестоимость продукции в начале года, как правило, выше, а в конце года – ниже.

Отчетные или фактические калькуляции составляют по данным бухгалтерского отчета о фактических затратах на производство продукции и отражают фактическую себестоимость произведенной продукции или выполненных работ. В фактическую себестоимость продукции включают и не планируемые непроизводственные расходы.

Калькулирование себестоимости произведенной продукции осуществляют различными методами. Под методом калькуляции понимают систему приемов, используемых для исчисления себестоимости калькуляционной единицы. Выбор метода калькулирования себестоимости продукции зависит от типа производства, его сложности, наличия незавершенного производства, длительности производственного цикла, номенклатуры вырабатываемой продукции.

На промышленных предприятиях применяют нормативный, позаказный, попередельный, попроцессный (простой) методы учета затрат и калькулирования фактической себестоимости продукции.

Целью исследования курсовой работы является нормирование затрат на предприятиях.

Исходя из поставленной цели в курсовой работе выведены следующие задачи:

Раскрытие понятия о нормировании затрат;

Исследование нормативов по прямым статьям затрат;

Изучение порядка составления смет по общепроизводственным расходам.

Функцию нормирования следует рассматривать как процесс разработки научно обоснованных расчетных величин, устанавливающих количественную и качественную оценку различных элементов, используемых в процессе производства и управления. Нормативные затраты представляют собой тщательно рассчитанные предопределенные затраты и обычно выражаются в расчете на единицу готовой продукции. Стандарты норм и нормативов разрабатываются предприятием самостоятельно. Все нормативы можно подразделить на три уровня.

Первый уровень - по отношению к применяемому методу расчета цен. Идеальные нормативы предполагают наиболее благоприятные цены на потребляемые ресурсы. Нормальные нормативы рассчитываются по средним в течение экономического цикла ценам. Текущие нормативы предусматривают расчет на основе цен определенного учетного периода, как ожидаемых, так и действующих в этот период.

Базисные нормативы - цены устанавливаются и остаются неизменными с начала до конца текущего года. Обычно применяются для исчисления индексных цен.

Второй уровень - по отношению к использованию производственных мощностей.

Теоретические нормативы - это затраты, достигнутые предприятием при хорошем или идеальном использовании производственных мощностей, то есть при полном использовании мощности, нормированной величине времени отдыха, полном отсутствии брака, простоя, порчи. Нормативы прошлого среднего использования рассматриваются по статистическим данным и включают уже затраты времени на брак, простои и порчу, то есть недостатки предыдущего периода. Нормативы нормального исполнения - это ожидаемый средний уровень напряженности норм в будущем периоде.

Третий уровень - по отношению к объему выпуска продукции. Цель разработки таких нормативов - увеличение объема производства продукции. Теоретические нормативы определяются производственной мощностью в объеме 100%.Практические нормативы устанавливаются предприятием близко к теоретическому уровню с учетом неизбежных потерь. Нормальные нормативы основаны на достижении объема производства исходя из средней величины высшего и низшего объемов производства в течение цикла.

Ожидаемые нормативы рассчитываются на основе конкретных условий производства и при ожидаемом объеме выпуска продукции.

На практике нормирование может осуществляться по трем элементам производственных затрат:

1. Прямые материальные затраты. В рамках данного элемента подлежат нормированию цены на основные материалы, а также ожидаемое количество основных материалов, которое будет использовано. Как правило, ответственность за установление нормативных цен на все основные материалы несет отдел материально-технического снабжения, а также планово- экономический отдел. Определение нормативного количества основных материалов является одной из наиболее трудных задач нормирования. На данный показатель оказывают влияние ряд факторов: специфика конструкции изделий, качество основных материалов, возраст и производительность машин и оборудования, квалификация и опыт рабочих. Важным элементом нормирования количества основных материалов является определение коэффициентов брака и потерь. Разработка данных нормативов осуществляется под руководством планово-экономического отдела, в ней принимают участие начальники и экономисты производственных подразделений, конструкторы, технологи, работники отдела материально-технического снабжения.

2.Прямые затраты труда. При нормировании данного элемента устанавливаются нормы времени, а также нормативная ставка оплаты труда основных производственных рабочих. Норма времени - это время, отведенное на производство единицы продукции или выполнение определенной работы

Нормируемое время подразделяется на:

Подготовительно-заключительное, то есть затрачиваемое рабочим на выполнение следующих работ:

получение технической документации и ознакомление (чертежи, описание технологического процесса);

подготовка оборудования (наладка, переналадка), инструмента, приспособлений, мерителей (подбор и получение);

действия, связанные с окончанием обработки.

Подготовительно-заключительное время затрачивается на всю партию деталей и не зависит от ее величины.

Основное время - это время, в течение которого непосредственно производится технологический процесс (изменяется форма, размеры, физико-химические свойства детали или изделия). Основное время может быть ручным, машинно-ручным, машинно-автоматическим, аппаратурным.

Вспомогательное время затрачивается на выполнение отдельных элементов работы, таких как установка и съем детали (изделия); закрепление и открепление детали (изделия); измерения; подвод и отвод инструментов; включение и выключение оборудования.

В условиях массового и серийного производства, когда применяются групповые методы обработки или когда происходят аппаратурные технологические процессы (термические, гальванические и т. п.), основное и вспомогательное время устанавливается на партию, зависящую от пропускной способности оборудования. Время организационного обслуживания рабочего места, то есть время на уборку отходов и рабочего места, получение и сдачу инструментов, мерителей, приборов, приемку рабочего места от сменщика, затрачиваемое на протяжении смены. Время технического обслуживания рабочего места - смазка, подналадка, смена затупившегося инструмента в течение смены. Время на отдых и естественные (личные) надобности устанавливается для поддержки работоспособности рабочего в течение смены.

Нормо-часы трудовых затрат должны пересматриваться, если происходит замена машин и оборудования или изменяется классификация рабочей силы. Разработка данного норматива, как правило, осуществляется менеджером и экономистами производственных подразделений.

Нормативные ставки оплаты труда устанавливаются отделом труда и заработной платы и фиксируются в трудовом контракте. Несмотря на то, что диапазон ставок предусматривается для каждого разряда рабочих, внутри которого эти ставки различаются, чаще всего для каждой операции устанавливаются средние нормативные ставки.

3. Накладные (косвенные) затраты. Нормирование накладных расходов представляет собой сумму оценок постоянной и переменной составляющей накладных расходов в следующем учетном периоде.

Нормы расходов - научно-обоснованный параметр, который отображает допустимый объем расходов конкретных ресурсов. На практике определение и суть нормы расходов может меняться, в зависимости от сферы:

- нормы расходов в бюджетном праве - норматив (размер затрат) для каждой конкретно взятой расчетной единицы (больного в медицинском учреждении, школьника и так далее);

- нормы расходов в производстве - максимально допустимый объем материалов и сырья, которое должно быть затрачено для производства той или иной продукции.

Нормы расходов: сущность, признаки, классификация

Норма - показатель (числовой параметр), который научно обоснован и отображает расходы тех или иных ресурсов в сфере экономики. Расчет нормы, как правило, ведется для определенных производственно-технических параметров. Норматив - расчетный параметр, касающийся издержек рабочего времени, валютных и материальных средств, применяемых в нормировании трудовой деятельности, планировании хозяйственной и производственной сферы. Задача норматива - обеспечить наивысший уровень эффективности производства, который должен быть не ниже установленного рынком увеличения финансовых результатов над уровнем расходов.

Сложившиеся на рынке нормативы с учетом зарубежного планирования отображают завершающий этап в производственной сфере, а действующие нормы - расходы экономических ресурсов на его воплощение в определенных критериях.

На современном этапе существует одна общая норма прогрессивных норм, а также нормативов затрат (расходов) в сфере материального и бюджетного обеспечения. Основная цель создания системы - достижение пропорциональности, научной обоснованности и сбалансированности планов, а также оперативное выявление и применение имеющихся резервов.

Все нормы и нормативы можно классифицировать по различным группам и признакам в зависимости от сферы применения :

1. Для бюджетной сферы нормы расходов классифицируются:

- по содержанию они делятся на денежные и материальные. В первом случае речь идет о нормах, которые выступают в роли стоимостного выражения натуральных норм. Для расчета параметра денежной нормы достаточно умножить расходы в натуральном виде на цену, установленную государством;

- по юридическому законодательству и свойствам нормы расходов можно разделить на два типа - обязательные и расчетные. На практике обязательные нормы устанавливаются соответствующими актами и не подлежат корректировкам. В данную категорию можно отнести нормы расходов на питание, ставки заработной платы и так далее. Расчетные нормы - средние расходы на конкретную расчетную единицу. Определение расчетной нормы - задача самого учреждения. Расчет производится с учетом финансовых норм и условий работы, которые характерны для конкретного предприятия.

В процессе бюджетного нормирования затрат Правительством страны устанавливается ряд нормативов - величины затрат, которые не имеют связи с единицей нормирования. К примеру, это могут быть проценты, насчитанные на зарплату.;

- по степени охвата расходов на конкретную единицу финансирования все расходные нормы делятся на два типа - укрупненные и индивидуальные. Особого внимания заслуживают индивидуальные нормы. Они (как расчетные, так и обязательные) используются в процессе составления персональных смет. Что касается укрупненных норм расходов, то они формируются при создании бюджета различных уровней и представляют собой какой-то общий объем расходов на плановый параметр;

- по характеру принадлежности :

1) Личные нормы. Здесь подразумевается, что роль объекта нормирования и играет определенная единица товара (продукции, работы). Например, это может быть сборочная единица, технологическая операция или набор;

2) Групповые нормы. Параметры, которые отображает нормы затрат материалов, требуемых для создания более крупной единицы монотипной продукции (работы). В промышленной сфере к данной категории можно отнести нормы для таких элементов, как телек, трактор, грузовой кар и так далее. Групповые нормы, как правило, зависят от индивидуальных параметров и применяются на более высоких уровнях планирования.


2. Для производственной сферы характеристики нормирования можно поделить на несколько основных групп :

Нормы в результативности публичного процесса производства;

Нормативы и нормы в отношении расходов (издержек) труда, а также выплаты заработной платы. Сюда можно отнести тарифные ставки, нормы выработки, временные нормы на вид товара, должностные оклады и так далее;

Нормативы и нормы в отношении затрат материальных ресурсов. С их помощью можно определить расходы материальных ресурсов на всех видах производства (на вспомогательном и основном). При этом показатели определяют нормы сбытовых, производственных и товарных запасов сырьевой продукции, горючих и смазочных материалов;

Нормативы и нормы в отношении применения мощностей в производстве, а также нормы продолжительности их освоения;

Нормативные показатели удельных вложений (капитальных инвестиции) на каждую из единиц вводимой мощности, восстановление уже работающего оборудования с целью увеличения объемов вырабатываемой продукции;

Нормативы и нормы в отношении применения того или иного оборудования и техники;

Финансовые нормы. Отображают нормы расходов в отношении оплаты услуг, обслуживания, затрат на мотивированные мероприятия;

Нормы в социально-экономической сфере и прочие виды нормированных расходов.

Также нормы расходов классифицируются по ряду признаков:

- по степени агрегирования изготовленного товара - групповые, индивидуальные и средневзвешенные;

- по степени агрегирования материальных ресурсов - сводные и специфицированные;

- по периоду действия - месячные (30-31 день), квартальные (три месяца) и годовые.

К примеру, нормы затрат при выполнении отделочных работ могут выглядеть следующим образом:


Вне зависимости от классификации нормы расходов - это плановые параметры, которые нельзя отождествлять с реальными расходами ресурсов, сложившимися в процессе производства товара на том или ином предприятии.
Нормы расходов, которые отражают общественно необходимые , относят к категории прогрессивных. При этом в роли объекта нормирования, как правило, выступает основной тип продукции (услуги, работы), для которой и происходит определение нормы расхода.

Нормы расходов: способы планирования и расчета

Планирование норм расходов наибольшего внимания заслуживает в производственной сфере. Большинство компаний используют целую группу способов, позволяющих определить нормы материальных ресурсов. Сюда можно отнести следующие методы - опытнейший (на основе приобретенного опыта), расчетно-аналитический (подразумевает проведение соответствующих расчетов) и отчетно-статистический (формируется на базе отчетов и существующей статистики).

В качестве базы для разработки прогрессивных норм расходов выступает малоотходная разработка, передовая техника, а также организация трудовой и производственной работы.

Классификация материала - основа для установки норм расхода по каждой из позиций в номенклатуре. При этом нормы расходов выступают базой для дальнейшего вычисления необходимых объемов материалов для производства единицы товара. В дальнейшем создается план снабжения, рассчитывается товара, вырабатывается четкая стратегия экономного применения материальных ресурсов и так далее.

По сути, норма расхода материала - объем сырья (материала), необходимого для изготовления единицы товара. С помощью таких норм можно планировать производство, ведь в руках есть мощный и главное - точный ориентир для дальнейшей оптимизации.


В практической сфере применения нормированного расхода материалов нашли отражения два вида расчетов:

1. Графоаналитический метод - подразумевает сопоставление фактических (реальных) затрат и протоколов, отражающих объем израсходованного сырья при создании опытных образцов. В дальнейшем данные переносятся на специальные графики, и проводится анализ с помощью современного программного обеспечения.

2. Расчетный метод подразумевает точный (подетальный) анализ расхода сырья (материалов) с применением технической документации и имеющихся чертежей.

При разработке норм расходов стоит учесть два ключевых фактора - полезные материала (на производство той или иной единицы товара), не утилизируемые отходы и невозвратные потери. Последние, как правило, обусловлены несовершенством применяемой техники, а также низкой квалификацией некоторого персонала.

Качество и правильность рассчитанных норм расходов можно определить по целой группе показателей, а именно :

По коэффициенту использования материала на производство изделия (детали);
- по удельному весу отходов в производственном процессе. Здесь сравнивается масса изделия до начала обработки и после завершения данного процесса;
- по проценту выхода пригодных к дальнейшей эксплуатации изделий.

Все разработанные нормы должны быть зафиксированы в специальных бумагах, а именно:

В ведомостях сводных норм для каждого конкретного изделия;
- в картах подетальных норм затрат материалов;
- в картах, отображающих раскрой материала;
- в форме извещения об изменении норм расхода материалов.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш