Казенное учреждения полномочия. Чем казенное учреждение отличается от бюджетного – сравнительная характеристика Права казенного учреждения

Г осударственные (муниципальные) казенные учреждения являются специфической формой некоммерческих организаций. Учитывая тот факт, что переходный период для казенных учреждений продлится весь 2011 год и они имеют право в переходный период получать доход от коммерческой деятельности, при одновременном бюджетном финансировании, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью таких подведомственных учреждений со стороны собственника должен быть усилен. В статье рассматриваются наиболее актуальные вопросы деятельности государственных (муниципальных) казенных учреждений.

Правовые особенности государственных (муниципальных) казенных учреждений

Согласно Федеральному Закону РФ от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Закон № 83-ФЗ) создан новый тип государственных (муниципальных) учреждений - казенные учреждения. Одновременно внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ. Закон № 83-ФЗ вступает в действие с 01.01.2011. В то же время законодатель пока не внес изменения и дополнения в Гражданский кодекс РФ. Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ все государственные (муниципальные) учреждения разделяются на бюджетные и автономные. То есть на 01.01.2011 гражданское законодательство приведено в соответствие с бюджетным. По своей правовой основе казенное учреждение является некоммерческой организацией.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и/или исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Таким образом, казенное учреждение не является аналогом федерального государственного унитарного предприятия, а представляет собой юридическое лицо, решающее определенные задачи в ключе полномочий федерального органа исполнительного власти или органа местного самоуправления. Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение имеет следующие правовые особенности:

  1. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность только в том случае, если такое право предусмотрено в его учредительных документах (ст. 41 Бюджетного кодекса РФ). Все иные виды деятельности (не указанные в учредительных документах) будут считаться незаконными.

    Пример 1

    Свернуть Показать

    В уставе казенного учреждения, занимающегося аварийно-спасательными вопросами, записано, что оно может осуществлять виды деятельности, приносящей доходы. К таким видам относится поверка датчиков и приборов, обеспечивающих пожарную безопасность, и издание соответствующей справочной литературы. Если же казенное заведение за плату будет издавать художественную литературу, печатать визитки, ремонтировать приборы и т.п., то такая деятельность будет считаться незаконной, даже если она и будет приносить доходы, не сопоставимые с разрешенной.

    Доходы, поступающие казенному учреждению от «разрешенной коммерческой деятельности», у него не остаются, а в полном объеме поступают в доход соответствующего бюджета РФ и учитываются на отдельных лицевых счетах. Согласно ст. 41 Бюджетного кодекса РФ доходы, полученные казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, поступают в бюджеты соответствующих уровней без уплаты налогов и сборов, то есть «в полном объеме». Такие доходы не включаются в расчет налоговой базы по налогу на прибыль, а расходы, понесенные казенным учреждением, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Согласно приказу Минфина РФ от 17.08.2010 № 92н (далее - Приказ № 92н) срок действия генеральных разрешений, выдаваемых казенным учреждениям на открытие лицевых счетов по учету средств, поступающих от приносящей доход деятельности, продлен до 01.01.2012. Если новое казенное учреждение создано до вышеуказанного срока, то вместо генерального выдается обычное разрешение. Также Приказом № 92н установлено, что доходы казенных учреждений от платных услуг, оказываемых юридическим и физическим лицам, поступают в бюджет соответствующего уровня. До 01.01.2012 федеральные казенные учреждения и казенные учреждения субъектов РФ и муниципальных образований могут использовать внебюджетные средства для обеспечения своей деятельности, на стимулирующие выплаты сотрудникам и развитие материально-технической и производственной базы.
    Согласно п. 19 ст. 33 Закона № 83-ФЗ для казенных учреждений устанавливаются особые условия оказания платных услуг в переходный период. Особыми условиями является наличие генерального разрешения, выдаваемого главным распорядителем бюджетных средств, на оказание платных услуг. В генеральном разрешении в обязательном порядке должны быть указаны: источники образования и направления использования внебюджетных средств; нормативно-правовые акты РФ, устанавливающие источники образования внебюджетных средств; положения устава казенного учреждения, регламентирующие порядок оказания платных услуг и виды оказываемых платных услуг; гражданско-правовые договоры, предусматривающие получение средств с целью возмещения расходов по содержанию имущества.

  2. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в органах Федерального Казначейства.
  3. Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика. То есть оно может самостоятельно, без уведомления, с собственником или исполнительным государственным органом, в ведении которого оно находится, инициировать судебные иски.
  4. Казенное учреждение не имеет права получать или предоставлять кредиты (займы), а также приобретать ценные бумаги. Также казенное учреждение не получает бюджетные кредиты и бюджетные субсидии. Любой договор кредита (займа), по которому казенное учреждение выступает одной из сторон, будет считаться ничтожным, так как противоречит действующему законодательству. Это подтверждается и арбитражной практикой.

Судебная практика

Свернуть Показать

Согласно постановлению ФАС МО от 08.04.2009 № КГ-А40/1448-09 договор кредита (займа), заключенный бюджетным учреждением в нарушение нормы абз. 2 п. 4 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, является ничтожной сделкой.

И хотя в настоящее время арбитражные суды еще не успели «наработать» практику по спорам с участием казенных предприятий, вышеуказанное постановление ФАС Московского округа продолжает действовать, так как эта норма, ранее распространяемая на ФГУ, распространяется и на казенные учреждения.

К казенным учреждениям будут относиться не всякие федеральные государственные (муниципальные), а только те, которые указаны в ст. 31 Закона № 83-ФЗ. К ним относятся:

То есть к казенным учреждениям отнесены те учреждения, которые по определению должны содержаться за счет бюджетов всех уровней и не могут заниматься приносящей доход деятельностью. Их цель - оказание государственных (муниципальных) услуг и выполнение государственных (муниципальных) функций.

Все казенные учреждения, согласно Приказу № 92н, подлежат внесению в Сводный реестр участников бюджетного процесса.

Ликвидация казенных учреждений имеет особенности, указанные в ст. 19.1 Федерального закона РФ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ), согласно которому решение о ликвидации федерального казенного учреждения принимает Правительство РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия учредителя; решение о ликвидации казенного учреждения субъекта РФ принимает исполнительный орган субъекта РФ; решение о ликвидации муниципального казенного учреждения принимает администрация муниципального образования.

Особенностью ликвидации казенных учреждений является то, что в процессе ликвидации кредитор не имеет права требовать досрочного исполнения обязательств перед ним, а также прекращения обязательств и возмещения убытков.

Перевод государственных учреждений в казенные не будет осуществляться одномоментно. Согласно п. 9 ст. 21 Закона № 83-ФЗ до 01.01.2012 будет действовать переходный период. В течение переходного периода все федеральные законы и иные нормативные акты, а также нормативные акты субъектов РФ и муниципальных образований будут действовать для казенных учреждений в части, не противоречащей норме Закона № 83-ФЗ. Также в части, не противоречащей Закону № 83-ФЗ, для казенных учреждений будут действовать и нормативные акты, регулирующие вопросы размещения заказов для государственных нужд.

В переходный период казенные учреждения не имеют права переоткрывать лицевые счета по зачислению доходов, а все внебюджетные доходы, полученные казенными учреждениями, в доход бюджета не зачисляются. Согласно ст. 30 Закона № 83-ФЗ в 2011 году федеральные казенные учреждения имеют право использовать денежные средства, поступившие от приносящей доход деятельности, в качестве дополнительного источника финансирования выполнения ими своих функций, сверх доведенных ЛБО и бюджетных ассигнований. Последнее потребует от органов государственного (муниципального) управления усиления и расширения контроля за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных казенных учреждений и за направлениями расходования ими полученных доходов.

Согласно ст. 4 Федерального закона РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» казенные учреждения обязаны проводить тендеры при любых видах закупок.

К 01.01.2012 г. в оперативном управлении казенных учреждений остается имущество, ранее закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями, и процедуры перерегистрации уже не потребуются. Также в связи с нормой ст. 31 Закона № 83-ФЗ не потребуется переназначать руководителей учреждений. Казенным учреждением не потребуется проводить процедуру перерегистрации или повторного получения лицензий на отдельные виды деятельности, подлежащие лицензированию. К казенным учреждениям перейдут уже имеющиеся лицензии. Кроме того, в переходном периоде не производится перерегистрация казенного учреждения, так как требуется только внести соответствующие изменения в его учредительные документы.

Вообще, отличительная черта процесса возникновения в Российской Федерации нового типа бюджетных учреждений состоит в том, что процесс их создания не является реорганизацией. В основном казенные учреждения будут решать государственные задачи в сфере обеспечения безопасности, правопорядка и обороноспособности государства.

Права и обязанности учредителей государственных (муниципальных) казенных учреждений

Согласно ст. 15 Закона № 7-ФЗ учредителями казенных учреждений (для определенного типа таких учреждений) выступают: Правительство РФ, исполнительный орган власти субъекта РФ, администрация муниципального образования. На вышеперечисленные органы возложены и вопросы утверждения и регистрации уставов казенных учреждений.

Пример 2

Свернуть Показать

Устав казенного учреждения должен содержать следующие сведения:

  • наименование казенного учреждения;
  • сведения о собственнике имущества и сведения об органе государственной власти, осуществляющем функции оперативного управления казенным учреждением;
  • сведения о том, какая сделка для данного казенного учреждения является крупной;
  • перечень видов деятельности, которые казенное учреждение может осуществлять в соответствии с задачами своего создания и функционирования;
  • сведения о руководителе казенного учреждения и его полномочия. Обязательно должен быть пункт о возможности расторжения контракта с руководителем в одностороннем порядке по инициативе собственника.

Также в уставе могут быть зафиксированы сведения о структуре казенного учреждения, порядке назначения и освобождения от должности ряда должностных лиц и пр.

В целях эффективного руководства подведомственными организациями Правительством РФ было опубликовано постановление от 26.07.2010 № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» (далее - Постановление № 537). Постановление № 537 дает федеральным органам исполнительной власти широкие полномочия в части создания, реорганизации, ликвидации казенного учреждения. В компетенцию федерального органа исполнительной власти входит назначение руководителя, формирование и финансирование госзаданий на оказание госуслуг, а также согласование участия казенного учреждения в хозяйственных обществах и некоммерческих организациях, распоряжение любым имуществом, как движимым, так и недвижимым, находящимся в хозяйственном ведении казенного учреждения.

Постановление № 537 указывает, что заключение сделок с недвижимым имуществом и участие в хозяйственных обществах должны в обязательном порядке получить одобрение Росимущества. Казенные учреждения могут заключать крупные сделки и/или сделки с заинтересованностью только с одобрения и по согласованию с учредителями (то есть с федеральными органами исполнительной власти).

Наибольший интерес представляют крупные сделки и сделки с заинтересованностью. Как известно, ранее это требование распространялось только на ФГУПы. Казенное учреждение может совершать крупные сделки только с согласия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия его учредителя.

Согласно п. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ крупной считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества, которым казенное учреждение имеет право распоряжаться самостоятельно, а также с передачей такого имущества в пользование или залог при условии, что цена сделки или стоимость отчуждаемого/передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов казенного учреждения на последнюю отчетную дату, если уставом не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Таким образом, законодатель передал право определения размера крупной сделки в ведение федерального органа исполнительной власти, который должен установить ее размер, одинаковый для всей отрасли.

Пример 3

Свернуть Показать

Размер балансовой стоимости активов казенного учреждения на отчетную дату составил 37 000 000 руб. Если крупной сделкой будет считаться сделка, превышающая 10% от балансовой стоимости активов, то ее размер составит 3 700 000 руб.

Если же в уставе казенного учреждения будет указана фиксированная сумма крупной сделки, например, «крупной считается сделка, превышающая 1 млн руб.», то для совершения операций с денежными средствами или имуществом необходимо получить согласие собственника.

Ответственность за убытки, понесенные в результате совершения крупной сделки, несет руководитель казенного учреждения. Причем ответственность руководитель казенного учреждения несет вне зависимости от того, была данная сделка признана недействительной или нет. Недействительной признается такая крупная сделка, которая была совершена без согласия учредителя казенного учреждения (т.е. федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа субъекта РФ или муниципального органа власти). Сделка признается недействительной по искам либо учредителя, либо собственно казенного учреждения в том случае, если будет доказано, что контрагент по сделке знал или должен был знать об отсутствии предварительного согласия учредителя на совершение такой сделки.

Обеспечение финансово-хозяйственной деятельности своих подведомственных казенных учреждений учредители осуществляют в рамках доведенных до них государственных или муниципальных заданий. Государственное задание будет готовиться для казенных учреждений на основании решения федерального органа исполнительной власти РФ, субъекта Федерации или муниципального образования, который осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета. Показатели государственного задания являются основой для составления сметы казенного учреждения.

Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ финансирование бюджетных учреждений осуществляется на основании бюджетной сметы и за счет средств бюджета соответствующего уровня. В соответствии с приказом Минфина РФ от 30.07.2010 № 84н «Общие требования к составлению, утверждению и ведению бюджетной сметы государственного (муниципального) учреждения» с 2011 года распространяются и на казенные учреждения. А это означает, что для казенных учреждений будет действовать система утвержденных лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) по отдельным статьям (направлениям) финансирования. ЛБО устанавливаются в соответствии со сметой расходов казенного учреждения (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Если ЛБО недостаточны для функционирования казенного учреждения, то согласно ст. 13 Закона № 83-ФЗ по обязательствам, ранее взятым на себя казенным учреждением, отвечает федеральный орган исполнительной власти РФ, субъекта Федерации или муниципального образования, который осуществляет полномочия собственника. Однако это не означает возможность корректировки ЛБО и доведения до казенного учреждения новых бюджетных расписаний.

Налоговые аспекты деятельности государственных (муниципальных) казенных учреждений

Налоговые аспекты деятельности казенных учреждений имеют следующие особенности:

  • лимиты бюджетных обязательств, доводимые до казенных учреждений главными распорядителями бюджетных средств, согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, относятся к средствам целевого финансирования и не включаются в состав доходов, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль;
  • согласно п. 3 ст. 16 Закона № 83-ФЗ расходы казенных учреждений, связанные с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг и/или выполнением ими государственных (муниципальных) функций, не учитываются в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Таким образом, казенные учреждения должны вести раздельную систему учета затрат, как не включаемых, так и включаемых в расчет налоговой базы по налогу на прибыль.

Особенностью налогообложения казенных учреждений является то, что согласно ст. 41 Бюджетного кодекса РФ в составе неналоговых доходов учитываются в полном объеме доходы от платных услуг и от иной приносящей доход деятельности. К неналоговым доходам казенных учреждений относятся: арендная плата от использования государственного/муниципального имущества; от продажи имущества, находящегося в государственной/муниципальной собственности; от оказания платных услуг. Все перечисленные виды доходов не включаются в состав налоговой базы по налогу на прибыль.

Согласно ст. 333.35 НК РФ казенные учреждения освобождаются от уплаты государственной пошлины. Это означает, что казенные учреждения не уплачивают госпошлину, так же, как и федеральные (местные) органы государственного управления и их территориальные органы.

Пример 4

Свернуть Показать

Казенное учреждение обратилось к государственному нотариусу за совершением нотариальных действий в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 333.18 НК РФ. В этом случае оно не будет уплачивать госпошлину как бюджетное учреждение, полностью финансируемое из бюджета.

В ряде случаев освобождение от уплаты пошлины трактуется неверно, когда при этом понимается неуплата казенными учреждениями государственной пошлины только за какие-либо иные действия, кроме обращений в суд. Такая позиция «подкрепляется» нормой п. 2 ст. 333.17 НК РФ, из которой следует, что плательщиками госпошлины признаются организации в том случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий. Однако это требование налогового законодательства распространялось на федеральные государственные унитарные предприятия и с 2011 года не распространяется на казенные учреждения. Казенное учреждение будет уплачивать государственную пошлину только в том случае, если оно выступает ответчиком в суде и если при этом решение суда принято не в его пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Пример 5

Свернуть Показать

Если казенное учреждение все-таки ошибочно уплатило госпошлину (например, за рассмотрение дела в суде), то ему необходимо обратиться в налоговый орган по месту своей регистрации с заявлением о возврате уплаченной госпошлины или же обратиться в бухгалтерию суда, рассмотревшего дело, с аналогичной просьбой.

Если суд принял решение в его пользу, то казенное учреждение как истец освобождается от уплаты государственной пошлины. В этом случае все затраты истца ответчик возместит на основании судебного решения.

Казенное учреждение имеет право сдавать имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, в аренду, но только при наличии письменного согласия собственника данного имущества. Доходы от сдачи в аренду казенными предприятиями имущества не включаются в расчет налоговой базы по налогу на прибыль. Это подтверждается и письмом Минфина РФ от 13.07.2010 № 03-03-05/151.

Доходы, полученные казенным учреждением от сдачи в аренду имущества, находящегося у него в оперативном управлении, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость. Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база исчисляется по каждому сданному в аренду объекту отдельно.

Пример 6

Свернуть Показать

Федеральное казенное учреждение сдает в аренду три помещения. Стоимость арендной платы в месяц составляет, соответственно, 100 тыс. руб., 60 тыс. руб. и 50 тыс. Сумма уплачиваемого НДС, исчисляемого по каждому объекту, составит 115 254 руб. (100 000 руб. + 15 254 руб. НДС); 69 153 руб. (60 000 руб. + 9 153 руб. НДС); 57 627 руб. (50 000 руб. + 7 627 руб. НДС). Налоговая база по НДС по сдаваемым в аренду помещениям составит 242 034 руб.


Какие действия необходимо предпринять для отнесения государственного (муниципального) учреждения к типу казенного? В чем отличие казенных учреждений от бюджетных и автономных? Вопросы – общие, ответы – индивидуальны для каждого учреждения. И зависят как от норм законодательства, так и от специфики деятельности организации, в т. ч. ее конкурентоспособности на рынке услуг и отраслевой принадлежности. В рамках данной статьи рассмотрим наиболее важные организационно-правовые моменты создания казенных учреждений.

«Инвентаризация» учреждений государственного сектора

По данным 2010 г. в субъектах РФ существует 278 тысяч государственных и муниципальных учреждений. Это огромная сеть, которая подлежит «инвентаризации» с целью определения эффективности деятельности входящих в нее учреждений и дальнейшей оптимизации (модернизации).

В соответствии с положениями ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ) функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом РФ, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя).

На федеральном уровне действует Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений @ и внесения в них изменений, установленный постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539 (далее - постановление Правительства РФ № 539), в котором полномочиями по принятию соответствующего решения об изменении типа учреждения обладает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, т. е. субъект бюджетного планирования.

ПРИМИТЕ К СВЕДЕНИЮ

ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ ТИПА УЧРЕЖДЕНИЯ

Изменение типа государственного (муниципального) бюджетного учреждения в целях создания казенного или казенного учреждения в целях создания бюджетного осуществляется в определенном порядке:

1 Правительством РФ – в отношении федеральных учреждений

2 Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении учреждений субъекта РФ

3 Местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных учреждений

В порядке установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (администрацией муниципального образования) указанное решение может принимать орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, либо непосредственно высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (администрация муниципального образования).

Критерии при выборе учреждения

Рассмотрим, каким образом определяет типы учреждений законодательство РФ.

Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ)).

Бюджетное учреждение - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Автономное учреждение - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

ГЛАВНОЕ

Для установления типа учреждений необходимо:

1 определить основные категории учреждений по каждой отрасли (например, в образовании: школы, детские сады, детские клубы, коррекционные школы, интернаты и пр.);

2 определить, какие государственные (муниципальные) услуги они оказывают;

3 определить оптимальный тип учреждений для каждой категории (группы) - автономные, бюджетные, казенные;

5 определить перечень учреждений подлежащих переводу в автономные, бюджетные и казенные;

6 разработать программу оптимизации сети учреждений по отраслям и начать ее реализацию с обязательным определением пилотных учреждений на уровне субъекта РФ и муниципалитета.

Таким образом, единственным типом государственного (муниципального) учреждения, имеющим право выполнять государственные функции , является казенное учреждение.

Данное утверждение имеет опосредованное подтверждение в п. 11 ст. 161 БК РФ, согласно которому правовое положение казенных учреждений распространяется на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами.

Согласно постановлению Правительства РФ № 539, в случае если изменение типа федерального учреждения приведет к невозможности осуществления им государственных функций, учредитель представляет федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, пояснительную записку, содержащую информацию о федеральном учреждении, которому указанные государственные функции будут переданы.

Первым критерием при выборе типа учреждения является возможность выполнения им государственных (муниципальных) функций.

Следующим критерием является сфера деятельности , в которой создается учреждение.

Для автономного учреждения сфера деятельности ограничена - наука, образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт, а также иные сферы в случаях, установленных федеральными законами. Например, Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» устанавливает возможность создания в форме автономных учреждений федеральных университетов, а Градостроительный кодекс РФ -автономных учреждений по проведению государственной экспертизы проектов документов территориального планирования.

Все автономные учреждения, созданные вне указанных сфер деятельности (в т. ч. путем изменения типа) подлежат реорганизации или ликвидации в течение одного года со дня официального опубликования Закона № 83-ФЗ (ч. 14 ст. 31 Закона № 83-Ф3).

ГЛАВНОЕ

Согласно ч. 1 ст. 31 Закона № 83-ФЗ к статусу казенных отнесены:

1 управления объединений, соединений и воинские части Вооруженных Сил России, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;

2 учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;

3 специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

4 учреждения МВД России, Главного управления специальных программ Президента РФ, ФМС России, Федеральной таможенной службы, ФСБ России, Службы внешней разведки России, Федеральной службы охраны Российской Федерации, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС России, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;

5 психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

Для бюджетного учреждения сфера деятельности не ограничена, хотя отмечены приоритетные направления, в которых они создаются - наука, образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт.

Для казенного учреждения сфера деятельности не ограничена .

К казенным должны быть отнесены учреждения, которые действуют в интересах общества, выполняя специфические услуги, которые не могут быть оказаны кем-либо кроме публичного правового образования.

Еще одним критерием отнесения государственного (муниципального) учреждения к типу казенного является осуществление им приносящей доход деятельности .

Согласно п. 4 ст. 298 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами. При этом доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, и являются доходом соответствующего бюджета (п. 5 ст. 41 БК РФ).

Если учреждение осуществляет платные услуги в большом объеме, то при переходе в статус казенного, высока вероятность, что оно потеряет заинтересованность в их оказании.

У казенного учреждения не будет раздела на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом к балансовым счетам №№ 40503, 40603, 40703.

Для справки

При создании казенных учреждений в силу ст. 31 Закона 83-ФЗ:

  • не производится переназначение руководителя и иных работников учреждения;
  • имущество не перезакрепляется (т. е. признается закрепленным на праве оперативного управления без принятия дополнительного решения);
  • лицензии, свидетельства об аккредитации, иные разрешительные документы, выданные учреждению, продолжают действовать;
  • не производится перерегистрация – только вносятся изменения в устав.

Единственным исключением из общего правила будут являться учреждения системы исполнения наказаний. В соответствии с п. 10 ст. 241 БК РФ доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет.

Указанные доходы отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых данным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Минфином России.

Порядок использования средств, полученных с применением труда осужденных, установлен приказом Минфина России от 21.07.2010 № 73н.

К размышлению

Учреждения, которые можно отнести к казенным:

  • образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
  • специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа;
  • оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении

В соответствии с поручением Правительственной комиссии по проведению административной реформы разрабатываются комплексные отраслевые методические рекомендации для субъектов РФ и муниципальных образований, в т. ч. в части рекомендаций по отнесению учреждений к тому или иному типу в зависимости от отраслевой специфики.

Например, с учетом выраженной социальной направленности деятельности, обусловленной особенностями контингента обучающихся, воспитанников (дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, с отклонениями в поведении, оказавшиеся в экстремальных условиях, жертвы насилия, а также дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, проживающие в малоимущих семьях и т. п.), в случае отсутствия у образовательного учреждения достаточного экономического (включая приносящую доход деятельность и другие дополнительные (внебюджетные) источники финансового обеспечения, в т. ч. добровольные пожертвования) и управленческого потенциала, целесообразно отнести к типу казенного учреждения.

Для справки

По сути, статус казенных учреждений будет идентичен существующему, закрепленному в действующем законодательстве РФ правовому статусу бюджетного учреждения, с дополнительным ограничением в виде зачисления всех полученных учреждением средств от приносящей доход деятельности в соответствующий бюджет.

При этом согласно Методическим рекомендациям по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1505-р, данные образовательные учреждения могут быть отнесены и к бюджетным.

Важные моменты при переходе в статус казенных учреждений

При переходе учреждения в статус казенного с учетом требований установленных Законом № 83-ФЗ целесообразно обратить внимание на следующее.

ГЛАВНОЕ

4 пункта, которые должны быть в учредительных документах:

1 общие сведения об учреждении (наименование, тип, местонахождение, наименование органа осуществляющего функции и полномочия учредителя и собственника имущества);

2 исчерпывающий перечень видов деятельности;

3 положения об открытии лицевых счетов;

4 указание на субсидиарную ответственность публичного правового образования по обязательствам казенного учреждения.

Необходимо определить срок (не позднее 1 января 2012 г.), после которого доходы от оказания казенными учреждениями приносящей доход деятельности начинают зачисляться в доход соответствующего бюджета (п. 2 ч. 16 ст. 33 Закона № 83-ФЗ). Для федеральных казенных учреждений это 1 января 2012 г. (ч. 7 ст. 33 Закона № 83-ФЗ). Для казенных учреждений субъектов РФ дата должна быть установлена законом субъекта РФ, а для муниципальных учреждений - нормативными правовыми актами уполномоченного органа местного самоуправления (п. 4 ч. 16 ст. 33 Закона № 83-ФЗ).

В соответствие с положениями приказа Минфина России от 30.07.2010 № 84н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 20 ноября 2007 г. № 112н» необходимо привести в соответствие с нормами названного приказа порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения.

На основании приказа Минфина России от 30.09.2010 № 114н «Об определении общих требований к составлению и утверждению отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ними государственного (муниципального) имущества» следует разработать порядок составления и утверждения соответствующего отчета.

До 1 июня 2011 г. всем федеральным, и до 1 декабря 2011 г. - региональным и муниципальным учреждениям необходимо привести в соответствие с изменившимся правовым положением свои учредительные документы.

В целях изменения учредительных документов федеральным государственным учреждениям следует руководствоваться положениями постановления Правительства РФ № 539. А региональным и муниципальным - аналогичными нормативными правовыми документами, разработанными на соответствующем уровне.

Муниципальное казенное учреждение занимается предоставлением гражданам государственных услуг, и через которые выполняются функции государства. В зависимости от вида деятельности , разные казенные учреждения имеют разные полномочия, права и обязанности не только перед государством, но и перед гражданами.

Когда и как были созданы

Муниципальные казенные учреждения родились вместе с государством. Само слово «казенное» буквально означает, что учреждение существует за счет поступлений из государственной казны.

Изначально их функциями были сбор податей с населения государства и дальнейшее использование их на содержание:

  • военным;
  • чиновникам;
  • строительства дорог и общественных мест, например, церквей и соборов;
  • на содержание тюрем и приютов.

При Петре Великом еще на строительство музеев, учебных заведений, верфей и даже городов. Все эти объекты являются казенными, так как на их строительство и содержание расходовались государственные средства. Их предназначение – решение крупных государственных задач при строительстве общественных сооружений.

Виды учреждений, в зависимости от выполняемой деятельности

Казенные учреждения занимаются следующими видами деятельности:

  • управление воинскими подразделениями и частями. Армия является казенным учреждением и существует полностью за счет бюджетных (казенных) средств. Она выполняет функции защиты государства и граждан этого государства от агрессии со стороны других стран. Армия имеет жесткую структуру, свой суд, все чиновники военных ведомств подчиняются строгой дисциплине;
  • обеспечение нормальной работы тюрем и исправительных учреждений, в том числе для несовершеннолетних;
  • медицинские учреждения больницы, в том числе дома для содержания сумасшедших, реабилитационные центры;
  • отделения полиции.

Все они находятся на содержании государства и не могут, в соответствии с российскими законами, заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, за исключением тех, которые разрешены законом и прописаны в уставных документах.

Круг полномочий, права и обязанности сотрудников в таких ведомствах регулируется специальными законами, указами и инструкциями. Ответственность за работу учреждения несет руководитель. Он должен следить не только за тем как и на что расходуются получаемые из госказны средства, но и отчитываться перед государством.

Чем они могут заниматься

Казенное учреждение – это не какое-нибудь государственное предприятие. Это специально созданное юридическое лицо для решения определенных государственных задач. В соответствии со статьей бюджетные учреждения могут:

  • заниматься деятельностью, которая приносит доход, но при этом она должна быть прописана в учредительных документах. Остальные виды деятельности будут незаконны. Доходы, полученные ими должны перечисляться в местные бюджеты без уплаты налогов и сборов.
  • Проводить операции с деньгами, полученными из госбюджета.
  • Участвовать в судебных разбирательствах, в том числе, связанных непосредственно с деятельностью учреждения и быть инициатором таких разбирательств.

Оно не имеет права заключать какие-либо торговые операции, в том числе получение/выдача , инвестиции в ценные бумаги и иностранную валюту. Если учреждение решает предъявить иск какому-либо банку или кредитной организации на основе договора, то такой договор считается недействительным, так как сам факт его составления считается незаконным.

Платят ли казенные учреждения налоги?

Они платят налоги, но налогообложение таких заведений имеет свои особенности , такие как:

  • суммы бюджетных обязательств, которые в соответствии с российским законодательством не учитываются в составе доходов, которые создают налогооблагаемую базу, так как бюджет не является источником прибыли;
  • расходы, которые связаны с предоставлением государственных услуг населению или выполнения ими своего основного предназначения. Они не входят в состав расходов, уменьшающих налоговую базу дохода на прибыль. Поэтому для их учета ведется раздельная система учета, в которой доходы от основной и дополнительной деятельности учитываются на разных счетах.

Все доходы от предоставления платных услуг или какой-либо другой коммерческой деятельности не облагаются налогом. Например, от сдачи помещений в аренду или продажи имущества. Также муниципальные учреждения освобождены от уплаты пошлины.

Все получаемые от такой деятельности средства должны переводиться в бюджет . Учреждения обязаны уплачивать налог на имущество и земельный налог, если в местном законодательстве не прописано, что те освобождаются такого вида налогообложения.

Наше законодательство полностью урегулировало такой вопрос как порядок и цели создания, реорганизации и . Регистрация таких учреждений — длительный процесс, требующий тщательной подготовки. На территории РФ муниципальные организации могут быть трех типов: автономными, казенными или бюджетными. Создаются подобные общества решением администрации субъекта. Так какие же шаги следует пройти, чтобы зарегистрировать муниципальную организацию?

Необходимые документы

Регистрация проходит в два этапа. Сначала следует подготовить проектную документацию и предоставить ее на утверждение в Администрацию. На данном этапе потребуется создать и согласовать следующие документы:

  • Постановление о создании МУ;
  • проект создания МУ;
  • пояснительная записка к Проекту;
  • Устав МУ.

Про конкретные документы для открытия муниципального бюджетного, автономного или казенного учреждения читайте ниже.

Данное видео расскажет про формирование плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения:

Проект создания муниципального учреждения

Принявшие решение о создании муниципального учреждения органы управления должны подготовить Проект создания. Разрабатывать его будут функциональные органы Администрации или ответственные лица. Документ должен содержать следующие пункты:

  • Наименование и тип создаваемого учреждения;
  • цели деятельности;
  • учредители из Администрации;
  • недвижимое имущество, которое передается МУ (здания и земли);
  • численность сотрудников по ШР;
  • мероприятия по созданию МУ, ответственные лица, органы и сроки.

Проект после согласования с Администрацией, обязательно должен быть опубликован в СМИ.

Вместе с ним ответственными лицами подается Пояснительная записка к нему, а также Устав создаваемого МУ, если он уже разработан.

Пояснительная записка к Проекту

Разработчик должен создать пояснительную записку к документу, в которой будет расписано:

  • Целесообразность создания учреждения;
  • необходимость предоставить организации (если требуется) право управления.

Пояснительная записка должна быть обязательно согласована с теми органами, в ведении которых будет находиться создаваемая организация.

Устав

После того, как Администрацией будет принято Постановление о создании муниципального учреждения (казенного, бюджетного и т.п.), участниками его создается . Данный документ может подаваться на рассмотрение вместе с Проектом, или начать разрабатываться спустя 2 недели после его согласования.

В Уставе должны быть оговорены основополагающие принципы деятельности, а также определенные данные:

  • Местонахождение МУ или его исполнительного органа;
  • перечень учредителей;
  • сведения о собственнике имущества, которое предоставляется учреждению;
  • оргструктура организации;
  • перечень разрешенных видов деятельности;
  • перечень органов МУ и их полномочий;
  • порядок пользования имуществом;
  • порядок открытия счетов, .

Списание имущества казенных учреждений рассмотрено в данном видеоролике:

Регистрация в органах

Регистрация муниципального учреждения (казенных, автономных, бюджетных) проходит так же, как и регистрация любого другого общества.

  • Если МУ не имеет целью получать доход в ходе своей деятельности, оно признается некоммерческим и документы на его создание подаются в МинЮст.
  • Если же в Уставе прописана коммерческая деятельность, регистрировать ее следует в ФНС.

В регистрирующий орган соответственно типу деятельности подаются следующие документы:

  1. с нотариально заверенными подписями учредителей.
  2. Постановление о создании МУ;
  3. Решение об утверждении учредительных документов.
  4. Устав муниципального учреждения.
  5. Учредительный договор (если предусмотрен).
  6. Квитанцию об уплате госпошлины.
  7. Сведения о местонахождении организации (договор аренды или свидетельство на собственность).