Последние нормативные документы в образовании. Нормативно-правовые документы в сфере образования. Реферат: Нормативно-правовые документы, используемые образовательными учреждениями при работе

Нормативные документы являются основанием для определения затрат времени для выполнения конкретных работ по делопроизобразо­вания.

Национально-региональные компоненты государственных обра­зовательных стандартов.

Федеральные, региональные нормативы финансирования образо­вания (по мере утверждения).

Тарифные коэффициенты ETC (единой тарифной сетки); мини­мальные размеры оплаты труда.

Один из первых вопросов, поднятых иностранцами, переезжающими в Россию на работу, заключается в том, имеют ли их дети право учиться в местных школах. Конечно, они могут выбирать частные школы, но как насчет государственных школ? Дети иностранцев, проживающих в России, имеют право на бесплатное образование в России на тех же условиях, что и местные граждане. Но это происходит только после получения официального статуса жителей страны, по данным Министерства образования России.

Родители должны отправить форму в выбранную школу, а также свидетельство о рождении и регистрацию в стране, медицинскую форму и номер индивидуального медицинского страхования, которые могут быть приобретены всеми законными резидентами России и их детьми.

Нормативные документы, регулирующие: льготы, виды и нормы материального обеспечения детей в детском саду, а также педаго­гических работников государственных и муниципальных образо­вательных учреждений, установленные федеральными и штатны­ми органами государственной власти и управления.

Федеральные, региональные требования к ДОУ в части строитель­ных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья воспитан­ников, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудо­вания учебных, игровых помещений, условия аренды зданий, по­мещений учреждений.

Форма должна быть заполнена на русском языке на портале государственных услуг Российской Федерации. После регистрации родитель может переслать заявку, которая продлится до Москвы до 15 декабря. Запрос читается и отвечает в течение 30 дней. После этого школа отправляет приглашение, и необходимые документы должны быть отправлены в печать.

Портал государственной службы предлагает три школы выбора родителей, одна из которых расположена по соседству, где зарегистрирован дом семьи. Кандидат считается после основной группы детей, добавляет Чарай. Дети могут посещать местную школу или выбирать домашнюю школу, с экзаменами и сертификатами, которые проводятся в местной школе.

Порядок присвоения государственных наград и почетных званий работникам образования.

Свидетельство о государственной аккредитации, выданное орга­ном управления образованием; аттестационное заключение госу­дарственной аттестационной службы о соответствии содержания, уровня и качества воспитания и образования дошкольников требо­ваниям государственного образовательного стандарта; аттестаци­онный лист и решение аттестации очной комиссии об аттестации руководителя ДОУ.

В любом случае, они должны учиться: образование является обязательным для несовершеннолетних в России. Если родители не регистрируют своих детей, муниципальное бюро детских услуг имеет право удерживать их на законных основаниях и даже депортировать своих детей.

Вход в школу на полпути. Образование возможно только при достаточном знании русского языка. Ребенок, который не говорит по-русски, может снизить доход всего класса. Для решения этой проблемы Министерство образования приступило к реализации ряда программ, помогающих детям изучать русский язык. Они являются подразделением российской государственной школьной системы.

Книга приказов и распоряжений заведующего ДОУ.

Приказ Минобразования РФ от 11 марта 1998 г. № 622 «О службе охраны труда образовательного учреждения».Правовой статус коллектива и его членов - это законные интере­сы, права и обязанности всех сотрудников, предусмотренные тру­довым законодательством и Правилами внутреннего трудового рас­порядка. Члены трудового коллектива имеют право на отдых, безо­пасные условия труда, самоуправление. Сотрудники детского сада участвуют в составлении годового плана работы своего ДОУ. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 35) общее руководство государственным, муниципальным образовательным уч­реждением осуществляет выборный представительный орган - Совет образовательного учреждения. Коллегиальный орган самоуправления создается по решению общего собрания, в состав которого входят работники данного учреждения, представители родительской общест­венности и других заинтересованных организаций. Положение о Со­вете определяется Уставом образовательного учреждения и утвер­ждается общим собранием.

В течение учебного года дети, которые не говорят на родном русском языке, должны достичь базового уровня языковых знаний, необходимых для продвижения учебы. По словам руководителя программы русского языка в школе № 157 Севды Сеидовой, основными предметами исследований являются грамматика и фонетика, которые также сочетаются с классами ручных навыков и физического воспитания.

Домашнее задание обычно делается с помощью учителя, потому что родители обычно не говорят по-русски. По словам Сеидовой, после года обучения ребенок получает психологические и педагогические рекомендации для будущего образования в государственной школе.

Все формы управленческой деятельности отражаются в докумен­тах , которые выступают способом и средством реализации возложен­ных на аппарат управления функций. В процессе управления инфор­мация, зафиксированная в этих документах, не только выступает как основание для принятия решения, но может быть и доказательством его исполнения, источником для анализа и обобщений, материалом для справочно-поисковой работы. Таким образом, в управленческой деятельности документ выступает как предмет и результат труда.


Совокупность взаимосвязанных документов, применяемых в опре­деленной сфере, составляет систему документации.

Основные требования к оформлению документов сегодня базиру­ются прежде всего на государственных стандартах. Делопроизводство в управлении составляет полный цикл обработки и движения доку­ментов в учреждении с момента их создания (или получения) до завер­шения исполнения и отправки. Документация исчисляется количест­вом входящих, исходящих и внутренних документов:

Поступающих в учреждение;

Созданных в данном учреждении и отправленных адресату;

Созданных в данном учреждении и предназначенных для его собст­венных потребностей.

Руководители воспитательно-образовательных учреждений долж­ны направлять свои усилия на достижение целей и задач, стоящих пе­ред педагогами в новых социально-экономических и социокультурных условиях жизни.

Социологическое исследование при помощи анкет призвано вы­явить информацию, необходимую не только для улучшения воспита­тельно-образовательной ситуации в конкретном микрорайоне (городе, поселке), но и для разрешения общих проблем дошкольного воспита­ния. Поставленные вопросы помогут педагогам узнать, как часто дети посещают дошкольные учреждения, как родители относятся к созданию альтернативных ДОУ (мини-школа, семейный детский сад на дому, про­гулочные группы и т. д.), в какое из них родители хотели бы определить своего ребенка, какие дополнительные услуги они желали бы для своих детей, в каких мероприятиях дошкольного учреждения приняли бы уча­стие (см. прил. 1). В современных условиях целесообразно выявить и платежеспособность семей, ибо дополнительные услуги - платные.

Результаты анкетирования также помогут администрации при плани­ровании воспитательно-образовательной работы.

Только после такой большой предварительной работы готовится «визитная карточка» учреждения - схема, отражающая все направ­ления ДОУ. «Визитная карточка» - это прежде всего фиксация назначения и функций такого учреждения. В ней должны быть отра­жены следующие данные: вид и категория учреждения, спектр обра­зовательных услуг для детей и родителей, с какими заинтересован­ными организациями дошкольное учреждение взаимодействует и др. Ставя перед собой и коллективом задачи, руководитель учитывает и результаты уже проведенной работы, подправляя и корректируя их.

Введение………………………………………………………...................................................2

Глава 1. Общие характеристики образовательных учреждений..........……………………………………………………………………………….....3

Глава 2. Нормативно-правовые документы, используемые образовательными учреждениями при работе……………………………..……………………………………………………………….……7

2.1. Конституция Российской Федерации………………………...………….........7

2.2. Закон Российской Федерации «Об образовании»………………………..8

2.3. Гражданский кодекс Российской Федерации………...……...………....10

Заключение………………………………………………………………………………………...11

Список используемой литературы……………………………………....................12

Введение

Актуальность темы: общество никогда не будет существовать без образования. Люди с древних времен работали над тем, как лучше передать приобретенный опыт из одного поколения в другое. Так появилось образование. Любое цивилизованное общество наряду с функциями производства должно создавать образовательную систему для своего прогрессивного развития. Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; системы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Любая система образования – это комплекс институтов образования. Основным типом института образования являются образовательные учреждения, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и реализующие одну или несколько образовательных программ.

Образовательные учреждения РФ бывают разных и типов, от детский садов до высший учебных заведений, но все они используют в своей работе специальные нормативно – правовые документы, разработанные государством для регулирования самого процесса воспитания и образования.

Цель работы - изучить общую характеристику образовательных учреждений и охарактеризовать все нормативно-правовые документы, используемые в системе образования.

Задача работы: провести анализ литературы по теме исследования, ознакомиться с нормативно-правовыми документами, используемыми в системе образования.

Глава 1. Общие характеристики образовательных учреждений

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций). Однако действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории того или иного государства независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. В России к образовательным институтам относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс; профессионального образования (начального, среднего и высшего профессионального образования).

Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детский ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития. Одной из целей дошкольного образовательного учреждения является подготовка детей к обучению в школе.

Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями – гимназиями и лицеями. Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени: I ступень - начальная школа (3-4 года); II ступень - основная школа (5 лет); III ступень - средняя школа (2 - 3 года). Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.

Задачами начального образования является воспитание и развитие обучающихся, обучение их чтению, письму, счету, основным навыкам учебной деятельности, элементами творческого мышления, простейшим навыкам самоконтроля, культуры поведения и речи, а также основам личной гигиены и здорового образа жизни. Основное общее образование должно создать условия для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Оно является базой для получения среднего (полного) общего образования, а также для начального и среднего профессионального образования. Основная школа является обязательной. Выпускники основной школы продолжают обучение в средней школе. Они также имеют право продолжать образование в профессиональных учебных заведениях различного типа и профиля с разными сроками обучения, в вечерних и заочных средних общеобразовательных школах. Средняя школа обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения, создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, активного их включения в жизнь общества.

Вечерние и заочные школы для работающей молодежи открываются преимущественно на базе школ третьей ступени. В этих школах учащиеся могут получить интересующее их профильно-дифференцированное среднее образование или дополнить одну профильную образовательную подготовку другой.

Для обучающихся с отклонениями в развитии создаются специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера , обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Для подростков с общественно опасным девиантным поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку. Направление учащихся в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.

Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования.

Начальное профессиональное образование обеспечивает подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного или полного общего образования.

Среднее профессиональное образование направлено на подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Базой для его получения могут быть основное или полное общее и начальное профессиональное образование. Среднее профессиональное образование может быть осуществлено на двух образовательных уровнях - базовом и повышенном. Срок обучения на базе основного общего образования составляет не менее трех лет.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Его можно получить в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях) - университетах, академиях, институтах, колледжах. Основные образовательные программы высшего образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням. Установлены следующие ступени высшего образования: неполное высшее образование; бакалавриат; подготовка дипломированных специалистов; магистратура.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Для его получения созданы институты, аспирантуры, докторантуры, ординатуры, адъюнктуры при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях. Послевузовское профессиональное образование также можно условно разделить на две ступени: подготовка и защита диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук и доктора наук по специальности.

Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в специально создаваемых учреждениях дополнительного образования - учреждениях повышения квалификации, курсах, центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов и др.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и других причин, созданы детские дома. Сеть детских домов в России включает дошкольные детские дома (для детей 3-7 лет); смешанные (для дошкольников и детей школьного возраста); детские дома для детей школьного возраста (от 7 до 18 лет).

Рассмотрев все типы образовательных учреждений, можно сделать вывод, что государство предусматривает равнодоступное и качественное образование для всех своих граждан. Нет ни одного человека, который был бы лишен права на получение основного среднего образования. Для граждан, желающих продолжать свое обучение, существуют профессиональные образовательные учреждения. Но, несмотря на существующее особенности и разнообразие учреждений образования, государством предусмотрены единые нормативно-правовые документы, на которые должны опираться все участники процесса воспитания и образования.

Глава 2. Нормативно правовые документы, используемые при работе образовательных учреждений

Поскольку сфера образования представляет собой совокупность субъектов, взаимодействующих между собой и с другими субъектами, безусловно, необходимо знать установленные правила, механизмы и процедуры этого взаимодействия. Основные правила взаимодействия установлены следующими документами: Конституцией Российской Федерации; Законом Российской Федерации «Об образовании»; Гражданским кодексом Российской Федерации; другими законодательными и нормативными актами.

1.1. Конституция Российской Федерации

Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. установлены общие принципы государственной политики в сфере образования: в частности, статья 43 провозглашает, что каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях; каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Эти положения Конституции устанавливают наиболее общие принципы функционирования системы образования. Все отношения в образовании строятся исходя из этих положений, в соответствии с ними.

2.2. Закон Российской Федерации «Об образовании»

Конституционные положения конкретизируются в положениях других законодательных актов. В области образования такая конкретизация осуществлена принятым 10 июля 1992 г. основополагающим для системы образования Законом Российской Федерации «Об образовании». Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Закон «Об образовании» состоит из шести глав: общие положения, система образования, управление системой образования, экономика системы образования, социальные гарантии реализации прав граждан на образование,

международная деятельность в области образования. В соответствии со статьей 8 Закона «Об образовании» система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность: взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

На первое место в определении поставлены образовательные программы и государственные образовательные стандарты, т. е. установленные государством материальные и нематериальные условия осуществления образовательного процесса. Государственный образовательный стандарт - это утверждаемый государственными органами нормативный акт, устанавливающий комплекс требований к содержанию образования определенного уровня. В структуре государственного образовательного стандарта выделяют федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Последний разрабатывается и утверждается самим учреждением с учетом интересов и потребностей обучающихся и в соответствии с возможностями организации учебного процесса. Значение федерального компонента заключается в том, что содержание образования не может быть уже, чем предусмотрено именно этим компонентом. Таким образом, обеспечивается единство федерального образовательного пространства. Федеральный компонент определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников. Основные положения государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также порядок их разработки и утверждения устанавливаются федеральным законом. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством РФ. Государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в 10 лет. Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1994 г. № 174 был определен Порядок разработки федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования. Федеральные компоненты основного общего образования утверждает Правительство Российской Федерации, а других уровней образования - федеральный исполнительный орган в области образования: в настоящее время - Министерство образования и науки Российской Федерации.

2.3. Гражданский кодекс Российской Федерации и другие законодательные и нормативные акты

Гражданский кодекс Российской Федерации – есть главный документ, определяющий основные условия участия организаций в гражданских (равноправных) отношениях.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется также следующими нормативными документами: типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных; разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений; иными нормативными документами, устанавливающими порядок решения конкретных проблем в сфере образования.

Совокупность указанных законодательных и нормативных актов определяет условия функционирования сферы образования и входящих в нее субъектов. Эти документы, безусловно, необходимо учитывать в практической деятельности всем образовательным организациями, независимо от того, являются ли они государственными или нет.

Рассмотрев все основные нормативно-правовые документы используемые учреждениями образования в своей работе, можно сделать вывод, что государство строго регулирует все аспекты образовательного процесса.

Заключение:

Для полноценного развития и прогресса современного общества необходимо качественное и равнодоступное образование. В России, как в стране, где образование – это развитая и ценная сфера жизни людей, предусматриваются равные возможности получения образования всеми его гражданами. Это видно из существования разнообразных видов учреждений образования и особенностей их функционирования: дошкольные; общеобразовательные; специальные для детей с отклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс; профессионального образования.

Деятельность каждого образовательного учреждения все зависимости от своего статуса и функций должна регулироваться определенным набором документов. К таким документам относятся: Конституция Российской Федерации, закон Российской Федерации „Об образовании", Гражданский кодекс Российской Федерации. Исходя из этих документов можно сделать вывод, что образовательная система РФ достаточно развитая и в ней регулируются все отношения между участниками процесса образования.

Список использованной литературы:

1. Закон РФ об образовании. Глава II. Система образования. Статья 8. Понятие системы образования. [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.ruob.ru

2. Закон Российской Федерации «Об образовании». [Электронный ресурс], режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/

3. Закон Российской Федерации «Об образовании». [Электронный ресурс], режим доступа: http://ozpp.ru/zknd/obra/Закон

4. Конституция Россииской Федерации. [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.constitution.ru

5. Общая характеристика системы образования России. Лекция № 2 [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru

6. Сластенин В. А. Общая характеристика системы образования. [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.library.by

7. Федорова М. Ю. Нормативно – правовое обеспечение образования/ М. Ю. Федорова. - учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2008.