Основные ограничения связанные с гражданской службой. Основы государственной службы и кадровой политики

В условиях, продолжающейся в стране реформы государственного управления проблема ограничения прав государственных служащих приобретает высокую актуальность, так как одной из основных ее задач признается создание органами государственной власти оптимальных условий для реализации прав и свобод граждан.

В связи с этим возникает необходимость в четком нормативном закреплении ограничений, от которых во многом зависит эффективность профессиональной деятельности по исполнению полномочий государственных органов, законность принятия решений и гарантированность соблюдения прав человека гражданскими служащими.

Установленные Законом № 79-ФЗ ограничения, связанные с гражданской службой, заключаются в ряде правил, за рамки которых гражданским служащим выходить запрещено. Их назначение - обеспечить четкую работу государственных служащих, способствовать созданию условий для их независимости от различного рода государственных и негосударственных структур, предотвращению возможных злоупотреблений. В связи с этим недопустимым является нечеткое определение категории правовых ограничений, связанных с государственной гражданской службой.

Статья 16 Закона устанавливает правоограничения, т.е. обстоятельства (случаи), при которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе. Указанные обстоятельства имеют абсолютный характер. Их соблюдение обязательно.

Закон о гражданской службе, определяя статус государственного служащего, накладывает ограничения, правовая природа которых связана с правами, а именно с правами, которых гражданский служащий не имеет, пока состоит на гражданской службе. Ограничения, установленные законом, установлены и действуют и при прохождении гражданской службы, и при поступлении на гражданскую службу, т.е. относятся к гражданину, который еще не стал гражданским служащим.

Права и свободы человека и гражданина в соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, существующие ограничения, связанные с гражданской службой, имеют легитимный характер, т.е. они оправданны и необходимы для защиты конституционного строя, прав и законных интересов гражданина.

Предназначение ограничений и запретов, связанных с государственной службой:

установить препятствия для злоупотребления властными полномочиями;

создать условия для независимости служебной деятельности от групп давления;

гарантировать осуществление гражданскими служащими своих прав;

обеспечить эффективную служебную деятельность.

Закон за несоблюдение ограничений и запретов предусматривает прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы.

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

Вступление в законную силу решения суда при осуждении гражданина или гражданского служащего к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной (гражданской) службы, является ограничением для прохождения гражданской службы.

Отказ гражданина при поступлении или гражданского служащего при прохождении гражданской службы от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, является препятствием для прохождения службы только тогда, когда исполнение обязанностей связано с использованием таких сведений.

Допуск к государственной тайне - это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений (ст. 2 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) "О государственной тайне"). Собрание законодательства РФ. 1997. N 41. Ст. 8220-8235.

А доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - это санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

Наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, является основанием для отказа в поступлении на службу.

Гражданскому служащему, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы, предоставляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы.

Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае несоответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.

Перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством РФ.

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Гражданский служащий должен быть гражданином Российской Федерации. Выход из гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства другого государства ведет к расторжению служебного контракта, освобождению гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнению с гражданской службы по решению представителя нанимателя со дня выхода из гражданства Российской Федерации.

Наличие гражданства другого государства также является ограничением, связанным с гражданской службой.

Предоставление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу не допускается. В случае нарушения данного ограничения возможно расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в случае предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта.

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае непредставления установленных настоящим Законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В соответствии с п. 9 ст. 15 гражданский служащий обязан предоставить сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе и обязательствах имущественного характера.

В настоящее время действует Указ Президента РФ от 15 мая 1997 г. N 484 (в ред. Указа Президента РФ от 25.07.2000 N 1358) "О предоставлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе" Собрание законодательства РФ. 2000. №20. Ст.2239., которым что в рамках организации кадровой работы ведется работа по проверке достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на гражданскую службу, а также по проверке сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных комментируемым Федеральным законом и другими федеральными законами, перечислено среди общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.

Таким образом, ограничение прав государственных гражданских служащих можно определить как гарантированность реализации служебной деятельности в сфере соблюдения государственными служащими публичного интереса (прав и законных интересов граждан и организаций) и пресечения различного рода злоупотреблений своими обязанностями.

Комментарий к статье 16

1. Ограничения, связанные с гражданской службой и установленные комментируемой статьей, имеют четкое и достаточно обоснованное назначение. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Положения нормы Закона N 79-ФЗ не вступают в противоречие с конституционными, поскольку совокупность ограничений установлена в целях:

Защиты конституционного строя;

Защиты нравственности, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан от некачественной реализации государственного властного воздействия, а следовательно, нарушения гражданских прав, свобод и законных интересов;

Обеспечения эффективной реализации государственных функций;

Высокой управляемости системой государственной службы;

Обеспечения обороны и безопасности государства.

Положения комментируемой статьи носят императивный характер, однако перечень ограничений, указанных в ч. 1, не является исчерпывающим, поскольку в ч. 2 определена возможность установления иных ограничений, устанавливаемых федеральными законами. Из смысла Закона следует, что ограничения, связанные с гражданской службой, устанавливаются только на федеральном уровне и уменьшены или увеличены законами субъектов РФ быть не могут.

Все ограничения можно условно разделить на две группы:

Ограничения, действующие в отношении лиц, желающих заместить должность гражданской службы (например, гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу);

Ограничения, распространяющиеся на лиц, осуществляющих государственно-служебные полномочия (например, гражданин не может оставаться на должности гражданской службы в случае выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства).

В качестве первого ограничения в сфере гражданской службы п. 1 ч. 1 комментируемой статьи названо признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда. Статья 29 ГК определяет критерии недееспособности: "Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством". Статья 30 ГК называет критерии ограничения дееспособности: "Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством".

Порядок признания лица недееспособным или ограничения дееспособности определяется в гл. 31 ГПК (ст. 281 - 286).

Очевидно, что лицо, признанное недееспособным или дееспособность которого ограничена, не может понимать значения своих действий, осуществлять служебную деятельность, а следовательно, быть допущенным к замещению должности.

Однако по общему правилу, сформулированному в п. 3 ст. 29 и п. 2 ст. 30 ГК, если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограничен в дееспособности, отпали, суд признает его дееспособным или отменяет ограничение его дееспособности. Поскольку дополнительных ограничений в законодательстве о гражданской службе не содержится, можно полагать, что лицо, восстановленное в дееспособности, может претендовать на замещение должности гражданской службы.

В случае если на момент утраты или ограничения дееспособности гражданин состоял на гражданской службе, он подлежит увольнению.

Второе ограничение п. 2 ч. 1 комментируемой статьи связано с осуждением гражданина к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, или же в случае наличия неснятой или непогашенной судимости.

Данное ограничение, так же как и предыдущее, направлено как на лиц, желающих заместить должность, так и на лиц, находящихся на гражданской службе. Однако из смысла комментируемой статьи следует, что лицо, осужденное к наказанию, не исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, может оставаться гражданским служащим или же претендовать на замещение должности гражданской службы. Такое положение противоречит нормам самого Закона и требует соответствующей корректировки, поскольку ч. 8 ст. 18 определяет обязанность гражданского служащего не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство.

Вместе с тем ст. 114 УПК предусматривает при необходимости возможность временного отстранения от должности на основании Постановления судьи. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы. Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК.

Следует отметить, что УК также рассматривает возможность отстранения от должности, но уже в виде меры уголовного наказания - в ст. 44 установлено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а в ст. 47 изложены порядок и основания применения данной санкции.

Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судом по ходатайству осужденного судимость может быть снята до истечения срока погашения судимости.

Отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, также является ограничением в сфере гражданской службы (п. 3 ч. 1 комментируемой статьи). Оно распространяется на следующие категории лиц, которые не могут быть приняты на гражданскую службу или не могут находиться на гражданской службе:

Желающих заместить должность;

Замещающих должность, если исполнение служебных обязанностей связано с использованием означенных сведений;

Замещающих должность, объем, содержание и функциональное назначение которой подвергается изменениям по данному вопросу;

Отказывающихся от перевода на другую должность, связанную с обязательством прохождения процедуры допуска к соответствующим сведениям или отказа от профессиональной переподготовки в связи с сокращением должностей гражданской службы.

Важным условием, названным в п. 3 ч. 1 комментируемой статьи, является указание на непосредственную связанность исполнения должностных обязанностей с использованием в этом процессе указанных сведений. Как следует из смысла данной нормы, перечень сведений, относимых к государственной и иной охраняемой федеральным законом тайне, может устанавливаться только федеральным законом. В соответствии со ст. 5 Закона РФ "О государственной тайне" государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области;

2) сведения в области экономики, науки и техники;

3) сведения в области внешней политики и экономики;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

В ст. 7 и 9 указанного Закона определяются сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию, и порядок отнесения сведений к государственной тайне, что является гарантией законности установления ограничений и специального служебного режима для государственных служащих.

Несмотря на то, что ст. 21 Закона РФ "О государственной тайне" предусматривает добровольность допуска должностных лиц к государственной тайне, для определенных должностей гражданской службы получение допуска к засекреченной информации является обязательным условием реализации служебных обязанностей. Более того, оформление допуска и работа с данными сведениями налагает на гражданского служащего дополнительные обязанности:

Принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

Согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 Закона РФ "О государственной тайне";

Письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

Ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение, и др.

Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Отказ от получения любой формы допуска является основанием для отказа в возникновении или отмены служебного правоотношения.

Следует отметить, что положение комментируемой статьи имеет расширение в Законе РФ "О государственной тайне", где в ст. 23 установлено, что прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

Ограничение п. 4 ч. 1 комментируемой статьи, связанное с наличием заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, направлено как на лиц, претендующих на замещение гражданской должности, так и на лиц, уже замещающих должности. Существенным условием данного ограничения является необходимость подтверждения заболевания медицинским заключением, форма которого устанавливается Правительством РФ. Это требование Закона является реализацией положения ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 , где указано, что государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность.

Ведомости РФ. 1993. N 33. Ст. 1318.

Вместе с тем п. 4 ч. 1 комментируемой статьи направлен и на защиту граждан от взаимодействия с гражданским служащим, подвергнувшимся опасному для себя и (или) окружающих заболеванию. В целях определения сущности заболевания и отнесения его к опасному Минздравсоцразвития России издан Приказ от 22 августа 2005 г. N 535 "Об утверждении Классификации и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" , где утверждены:

БНА. 2005. N 38.

Классификация основных видов нарушений функций организма и степень их выраженности;

Классификация основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий;

Критерии установления степени ограничения способности к трудовой деятельности. Общая же регламентация осуществляется Постановлением Правительства РФ от 1 декабря

2004 г. N 715 "Об утверждении Перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих" .

СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4916.

Психические заболевания и запрещаемые для лиц, страдающих ими, виды профессиональной деятельности имеют еще более детальную регламентацию и формализованы в Перечне медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377 (в ред. от 23 сентября 2002 г.) .

САПП РФ. 1993. N 18. Ст. 1602; СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2459, N 32. Ст. 3910; 2000. N 31. Ст. 3288; 2002. N 39. Ст. 3796.

По общему правилу, вытекающему из ст. 26 Закона, при поступлении на гражданскую службу представления специального медицинского документа не требуется. Однако для лиц, желающих заместить определенные должности, предусматривается обязанность представления медицинского заключения о состоянии здоровья. Так, например, в Приказе ФТС России от 8 сентября 2006 г. N 858 "Об утверждении Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, порядке и сроках работы конкурсных комиссий в таможенных органах Российской Федерации" п. 6 устанавливает обязанность гражданина, изъявившего желание участвовать в конкурсе, представить в кадровое подразделение таможенного органа документ об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению.

БНА. 2006. N 44.

В специальных нормативных актах определяется, что лица, осуществляющее государственно-служебную деятельность, обязаны проходить регулярные медицинские осмотры. Если в медицинском заключении будет установлено, что гражданский служащий не может и дальше исполнять должностные обязанности по замещаемой должности, то ему должна быть предоставлена соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы (в случае, если заболевание не является опасным для окружающих).

В случае установления в медицинском заключении заболевания, опасного для окружающих, служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется со службы в связи с несоответствием замещаемой должности по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона).

Ограничение п. 5 ч. 1 комментируемой статьи, связанное с состоянием близкого родства или свойства, является достаточно сложным. Во-первых, оговариваются случаи недопустимости служебных отношений, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью и подконтрольностью одного служащего другому, т.е. совместное осуществление служебных отношений лицами, состоящими в отношениях свойства или родства. Иные случаи не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в замещении должности. Также не должно являться основанием для отказа в замещении гражданской должности состояние родства или свойства, если должности предусмотрены в одном структурном подразделении, но не соподчинены и не подконтрольны. Во-вторых, на законодательном уровне не урегулирован вопрос о необходимости изменения государственно- служебного состояния в случае прямого повышения одного из служащих, состоящего в близком родстве или свойстве. Очевидно, что право на карьерный рост не может быть ограничено данным основанием. Поэтому представляются возможными несколько вариантов разрешения такой коллизии:

Предложение о переводе на другую должность гражданской службы лица, которое становится непосредственно подчинено или подконтрольно повышаемому служащему;

Предоставление повышаемому служащему новой должности в ином структурном подразделении органа государственной власти и т.п.

Названные варианты, однако, требуют добровольного согласия и одного и другого служащего, поэтому необходима скорейшая разработка механизма обеспечения карьерного роста служащего в случае возможности возникновения отношений служебной зависимости (соподчиненности) в процессе служебного роста (повышения).

Основаниями отказа в возникновении или прекращении служебного правоотношения по норме п. 6 ч. 1 комментируемой статьи являются:

Выход из гражданства Российской Федерации;

Приобретение гражданства другого государства;

Наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ (п. 6, 7 ч. 1 комментируемой статьи).

Рассматриваемые ограничения имеют конституционную природу, поскольку:

Во-первых, ст. 32 Конституции РФ называет единственную категорию граждан, правомочных замещать должности государственной службы, - граждане Российской Федерации;

Во-вторых, ст. 15 закрепляет приоритет международных договоров РФ над внутренним законодательством и определяет их в качестве составной части российской правовой системы;

В-третьих, ст. 62 определяет, что наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.

Следовательно, в определенных случаях, оговоренных в международных договорах, лица, имеющие соответствующее гражданство иностранного государства, могут находиться на должностях гражданской службы. Как представляется, эта особенность может быть присуща такому виду гражданской службы, как дипломатическая.

Следует отметить, что в Законе N 79-ФЗ данные ограничения не получили качественного развития, поскольку в нем не содержится даже общего регулирования многих возможных ситуаций, например:

Может ли лицо, обладающее в соответствии с международным договором двойным гражданством и определяющее свое постоянное место жительства не в Российской Федерации, оставаться на должности гражданской службы;

Какие должности могут занимать лица, обладающие двойным гражданством (здесь же должны быть учтены вопросы возможности оформления допуска к определенным сведениям);

Каковым является момент прекращения служебного правоотношения в случае осуществления гражданским служащим процедуры приобретения второго гражданства без отказа от гражданства Российской Федерации и т.п.

Однако при отсутствии вышеназванных исключений ст. 41 Закона определяет, что гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется на основе расторжения служебного контракта:

Со дня выхода из гражданства Российской Федерации;

Со дня приобретения гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Ограничением в сфере гражданской службы (п. 8 ч. 1 комментируемой статьи) является представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу. Однако обязанность доказывания (подтверждения) правомерности представленных документов и сведений возлагается на соответствующих уполномоченных лиц (структурные подразделения органов).

В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 44 Закона организация проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на гражданскую службу, а также оформление допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется создаваемыми подразделениями (например, кадровыми службами) в рамках кадровой работы (ч. 2 ст. 44).

В процессе проведения проверки кадровые службы должны руководствоваться принципом неразглашения ставших известными сведений конфиденциального характера, поскольку ч. 1 ст. 23 Конституции РФ устанавливает право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Кроме того, целая совокупность требований к работе с персональной информацией установлена в ст. 42 Закона. Здесь же предусматривается и ответственность гражданского служащего, виновного в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и передачу персональных данных другого государственного служащего.

Если в результате проверки будут выявлены факты представления ложных сведений или документов, то это обстоятельство должно рассматриваться как:

Препятствие для замещения гражданской должности;

Основание для расторжения служебного контракта, освобождения от должности и увольнения с гражданской службы (п. 7 ч. 1 ст. 37 Закона).

Следует отдельно подчеркнуть, что в случае способствования гражданским служащим формированию неправомерных документов, он может быть привлечен к уголовной ответственности. Так, в соответствии со ст. 292 УК уголовным деянием является служебный подлог, т.е. внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.

Последним ограничением в сфере гражданской службы названо непредставление установленных законом сведений или представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (п. 9 ч. 1 комментируемой статьи). Данное основание непосредственно связано с запретами, установленными в ст. 17 Закона, к которым относятся:

Запрет участия на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией;

Запрет на осуществление предпринимательской деятельности;

Запрет приобретения в установленных случаях ценных бумаг;

Запрет на получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.

Представление названной информации, кроме того, вменяется гражданскому служащему в обязанность, неисполнение которой влечет аннулирование государственно-служебного правоотношения. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 15 Закона гражданский служащий обязан представлять в установленном порядке сведения:

О себе и членах своей семьи;

О полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения;

Об обязательствах имущественного характера.

Общий порядок представления таких сведений указан в ст. 20 Закона, а более детальные правила и процедуры определены в Указе Президента РФ от 15 мая 1997 г. N 484 "О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе" (в ред. от 25 июля 2000 г.) .

СЗ РФ. 1997. N 20. Ст. 2239; 1998. N 10. Ст. 1160; 1999. N 23. Ст. 2818; 2000. N 31. Ст.

Основная контрольная функция в данной сфере осуществляется в пределах кадровой работы, одним из направлений которой согласно п. 19 ч. 1 ст. 44 Закона является организация проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Очевидно, что данное ограничение в определенных случаях может квалифицироваться как уголовно наказуемое деяние и рассматриваться одновременно и как ограничение, указанное в п. 9 ч. 1 комментируемой статьи. То есть если в соответствии со ст. 198 УК будет доказан факт уклонения от уплаты налогов и (или) сборов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным, то в служебном правоотношении это должно рассматриваться как непредставление сведений или представление заведомо ложных сведений о доходах и имуществе.

2. Как указано в ч. 2 комментируемой статьи, ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, могут устанавливаться только федеральными законами. Например, Законом РФ "О государственной тайне" устанавливаются дополнительные ограничения для должностных лиц или граждан (в том числе гражданских служащих), допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне. Ограничения могут касаться:

Права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;

Права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

Права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

Правомочия субъектов РФ заключаются в обеспечении реализации положений федерального законодательства. Руководствуясь перечнем ограничений, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, субъекты РФ включают их в собственные законы о гражданской службе.

3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи гражданские служащие несут ответственность за несоблюдение ограничений прежде всего по нормам Закона N 79-ФЗ, а также и на основе других федеральных законов. В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона несоблюдение ограничений, связанных с гражданской службой, влечет дисциплинарную ответственность, что в данном случае является одним из общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы. По этому основанию могут быть прекращены государственно-служебные отношения с любыми гражданскими служащими, независимо от замещаемой ими должности гражданской службы, ее категории и группы.

Например, в случае непредставления гражданским служащим сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера специально уполномоченное подразделение федерального государственного органа проводит проверку в соответствии с требованиями Указа Президента РФ от 1 июня 1998 г. N 641 "О мерах по организации проверки сведений, представляемых лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и должности федеральной государственной гражданской службы" (в ред. от 28 июня 2005 г.) , по результатам которой готовит и направляет лицу или федеральному государственному органу, уполномоченным принимать решения о назначении на должность и об освобождении от должности лиц, в отношении которых проводилась проверка, заключение о нецелесообразности назначения лица на должность федеральной гражданской службы либо об освобождении его от замещаемой должности федеральной гражданской службы.

СЗ РФ. 1998. N 23. Ст. 2502; 1999. N 23. Ст. 2818; 2005. N 28. Ст. 2865.

В отдельных случаях несоблюдение ограничений, связанных с гражданской службой, помимо прекращения государственно-служебных отношений может повлечь наступление административной или уголовной ответственности. Так, если в результате проверки представленных гражданским служащим сведений о доходах обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков совершения преступления или административного правонарушения, то руководитель федерального государственного органа, давший поручение об организации проверки, обязан известить об этом правоохранительные органы (п. 8 данного Указа). Данное извещение может стать поводом для возбуждения в отношении гражданского служащего дела об административном правонарушении (например, по ст. 15.16 КоАП) или уголовного дела (ст. 198 УК).

В случае представления гражданином при поступлении на гражданскую службу подложных документов наступает уголовная ответственность в соответствии с ч. 3 ст. 327 УК. Подложным является личный или официальный документ (паспорт, военный билет, документы об образовании: аттестаты, дипломы, свидетельства и т.п.), если в нем любая часть содержания или формы не соответствует действительности. Использование заведомо подложного документа при поступлении на гражданскую службу представляет собой действия, связанные с его предъявлением соответствующему должностному лицу либо представлением в государственный орган в качестве подлинного. Данное деяние наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.

ОГРАНИЧЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ:

Важной особенностью правового положения государственных служащих является то, что на них распространяются обширные правоограничения, нормативно закрепленные в Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ». Без понимания проблемы ограничений и запретов, связанных с институтом службы, а конкретно с поступлением и нахождением на службе, не возможно осмыслить феномен деятельности аппарата властных органов 50 . Это особенно важно для системы государственного управления, которая выступает одновременно в качестве инструмента и источника определенных ограничений.

Под термином «ограничения, связанные со службой» следует понимать установленные законодательством пределы реализации гражданином прав на поступление и нахождения на службе, выражающиеся в обеспечении необходимого баланса между интересами личности, коллектива, общества и государства.

Ограничения означают, что при наличии или возникновении определенных обстоятельств, гражданин не может быть принят на службу, а служащий, уже занимающий должность гражданской службы, должен быть освобожден от этой должности и уволен со службы.

Трудовой кодекс РФ, запрещая дискриминацию в сфере труда, не относит к к таковой установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом. Ограничения на государственной гражданской службе следует рассматривать как необходимый элемент, отражающий специфику этой профессиональной служебной деятельности.

Можно определить принципы, исходя из которых, устанавливаются ограничения на государственной гражданской службе:

Формой ограничения прав гражданина выступает федеральный закон; установленные ограничения должны быть четко сформулированы и не допускать произвольного толкования. Норма, ограничивающая права граждан, должна определять пределы ограничений.

Целью установления рассматриваемых ограничений выступает стабильность государственной гражданской службы;

Критерием ограничения прав гражданина выступает крайняя необходимость, при соблюдении условий наличия реального или возможного причинения вреда интересам государства; причиняемый вред гражданским правам меньше, чем предотвращаемый вред;

Ограничения не персонифицированы, их действие распространяется на каждого;

Ограничения прав граждан на поступление и прохождение государственной гражданской службы не должны нарушать международные обязательства Российской Федерации. Не допускается ограничение фундаментальных прав гражданина и дискриминации на основе пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами государственного служащего.

Таким образом, определение границ допустимого ограничение гражданских прав по вопросам поступления и нахождения на государственной службе относится к полномочиям только федерального законодателя. Регламентирую правовое положение служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождение, государство вправе устанавливать в этой сфере особые правила. Установление таких правил на службу обусловлено задачами, принципами организации и функционирования службы, целью обеспечения подержания ее высокого уровня, особенностями деятельности лиц, замещающих должности службы.

Законодательством установлены следующие ограничения на поступление и нахождение на гражданской службе:

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

С точки зрения осуществления трудовой функции в гражданском служащем должны сочетаться качества:

1) фактическая способность к труду как осознанной, целесообразной и волевой деятельности;

2) способность своими действиями приобретать, изменять и прекращать возникающие в связи с реализацией своей способности к труду субъективные права и юридические обязанности, нести юридическую ответственность 51 .

В случае если гражданин вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, он может быть признан судом недееспособным. Ограниченно дееспособными могут быть признаны судом лица, которые вследствие злоупотребления спиртными напиткам или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение. В случае признания гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным трудовой договор прекращается, служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы.

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность ис­полнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу.

Лишение права занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления предусмотрено в ст. 47 УК РФ 52 . Вступившее в законную силу решение суда является основанием для отказа в приеме на должности, указанные в приговоре. Действует указанный запрет в течение срока, определенного судом. Осуждение гражданина, желающего быть принятым или находящегося на государственной службе, к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также наличие у него не снятой или не поашенной судимости также является ограничением доступа к службе.

Из положений уголовного законодательства не вытекает требования о том, что наличие судимости в прошлом является ограничением для поступле­ния на государственную гражданскую службу. В соответ­ствии с ч. 6 ст. 86 Уголовного кодекса РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.

С.Ю. Кабашов отмечает, что на практике наличие снятой или погашенной судимости может существенно повлиять на решение конкурсной комиссии или представителя нанимателя, принимающего распоряжение о приеме на службу.

Между тем ст. 13 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены по мотивам, связанным с использованием различных способов обработки персональных данных или обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.

Гражданин не может быть принят на государственную службу в случае отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей на должности государственной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений.

Отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, является препятствием для поступления на государственную службу и служащему для продолжения прохождения службы. Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188 53 .

Гражданин не может быть принят на государственную службу, а служащий не может находиться на государственной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступле­нию на службу или ее прохождению и подтвержденного заключением меди­цинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма Заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Государственными гражданскими служащими могут быть граждане, способные по состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на соответствующие органы местного самоуправления.

Для сохранения и восстановления работоспособности государственные служащие обязаны проходить медицинское освидетельствование и медицинское обследование, осуществлять требуемые лечебно - оздоровительные мероприятия. С учетом принципа стабильного функционирования гражданской службы препятствием для поступления на службу или ее прохождения является определенное заболевание, наличие которого подтверждается заключением медицинском учреждения. Практика утверждения такого рода перечней сводится к тому, что они утверждаются для определенных категорий работников (например, «Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи», утвержденный постановлением Совета судей РФ от 26.12.2002 М 78)

Гражданин не может быть принят на государственную службу, а служащий не может находиться на государственной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) со служащим, если замещение должности государственной связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них Другому.

Это ограничение отражает специальный правовой режим, установленный законодателем для государственной службы, отличающийся от предусмотренного в ТК РФ: в соответствии с ч. 2 ст. 3 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения и др. обстоятельств, не связанных с деловыми качествами ра­ботника.

Гражданин не может быть принят на государственную службу, а служащий не может находиться на государственной службе в случае прекращения, выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации) (п. п. 6, 7 ст. 16 Закона о государственной гражданской службе РФ).

Поступление иностранцев на государственную гражданскую службу в Российской Федерации возможно лишь для граждан ино­странных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право нахо­диться на такой службе. Такие договоры заключены между Российской Федерацией и Республикой Армения, Республикой Казахстан и др.

В Законе «О государственной гражданской службе РФ» данные ограничения «не получили качественного развития» 55 ,поскольку в нем не содержатся даже общего регулирования многих возможных ситуаций, например:

Может ли лицо, обладающее в соответствии с международным договором двойным гражданством и определяющее свое постоянное место жительства не в Российской Федерации, оставаться на должности гражданской службы;

Какие должности могут занимать лица, обладающие двойным гражданством;

Каковым является момент прекращения служебного правоотношения в случае осуществления гражданским служащим процедуры приобретения второго гражданства без отказа от гражданства РФ.

Кроме того, согласно п. 12 ч. 1 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе безусловным основанием прекращения служебного контракта является выход гражданского служащего из гражданства РФ. Между тем следующий пункт данной статьи (п. 13) предусматривает увольнение гражданского служащего вследствие несоблюдения ограничений, связанных с прохождением гражданской службы. В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 одним из таких ограничений является выход из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства. Возникает вопрос: по какому из оснований, предусмотренных статьей 33 Закона в качестве равноправных, следует уволить гражданского служащего (п. 12 или п. 13) 56 .

Очевидно, что законодательные формулировки ограничений, связанные с гражданством государственных служащих нуждаются в приведение в состояние, соответствующее высокому статусу федеральных законов.

Гражданин не может быть принят на государственную службу, а служащий не может находиться на государственной службе в случае представления подложных документов или заведо­мо ложных сведений при поступлении на службу.

Высказывается мнение, согласно которому данное ограничение является излишним. Так, С.В. Наймушин указывает, что при представлении подложных документов или ложных сведений, которые касаются возраста, наличия граж­данства Российской Федерации, квалификационных требований, отказ в посту­плении на государственную гражданскую службу должен в первую очередь основываться на несоответствии квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на наличии ограничений, установленных законодательством о государственной гражданской службе, объективно препят­ствующих поступлению на службу или нахождению на ней, и пр. Кроме того, предоставление подложных документов является основанием для расторжения трудового договора в силу ст. 81 ТК РФ 57 .

С.Н. Братановский отмечает, что закон не указывает, какие именно заведомо ложные сведения имеются в виду. В том случае, когда речь идет о сведениях, влияющих на назначение лица на соответствующую должность, данное ограничение будет, безусловно, оправданным. Если же речь идет о малозначи­мой информации или информации, не имеющей значения для приема на муни­ципальную службу (наличие детей, место рождения и т.п.), отказа приеме на службу по данному основанию вряд ли следует считать целесообразным.

Гражданин не может быть принят на государственную службу, а служащий не может находиться на государственной службе, в случае непредоставления установленных Федеральным законом о государственной гражданской службе.

Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами сведений или предоставление заведомо ложных сведений. Речь в данном случае идет о сведениях о доходах гражданина, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а так же о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае утраты Представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции законом о гссслужбе, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» И другими федеральными законами.

Коррупция государственных служащих, а также высших должностных лиц в последние годы все больше становится проблемой привлекающей внимание государства. Федеральный закон «О противодействии коррупции» налагает ограничения на все категории граждан, замещающих должности государственной службы:

Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора (ст. 12);

Ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные субъектов Российской Федерации.

Ограничения и обязанности, налагаемые на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для задач, поставленных перед федеральными государственными органами (ст. 12.2);

Обязанность передачи ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов (ст. 12.3);

Ограничения, запреты и обязанности, налагаемые на работников, замещающих должности в государственных корпорациях, иных организациях, соз­даваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работ­ников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед феде­ральными государственными органами (ст. 12.4).

В предусмотренном Федеральными законами «О государственной служ­бе», «О противодействии коррупции» порядке могут устанавливаться и другие ограничения.

ЗАПРЕТЫ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ:

Запрет - это способ правового регулирования, который представляет собой государственно-властное веление, указывающее на недопустимость определенного поведения под угрозой наступления ответственности. Под запретами, связанными с гражданской службой, понимаются нормативно установленные требования, предъявляемыми к гражданским служащим, воздерживаться от совершения определенных действий и ведения определенной деятельности, обеспеченные возможностью применения мер юридической ответственности.

Цель установления запретов состоит в том, чтобы:

Обеспечить эффективную профессиональную деятельность по исполнению полномочий государственных и муниципальных органов;

Установить препятствия возможному злоупотреблению гражданских служащих;

Создать условия для независимости служебной деятельности.

Запреты имеют абсолютный характер и не связаны непосредственно с исполнением гражданским служащим официальных обязанностей. Если запреты нарушаются в процессе служебной деятельности, то это обстоятельство отягчает ответственность служащего.

Специфика запретов как служебных обязанностей состоит в том, что государственный служащий в процессе служебной деятельности реализует часть компетенции государственного органа и в связи с этим обладает правом принимать в одностороннем порядке управленческие решения, обязательные для исполнения лицами, не находящимися непосредственно в его служебном подчинении, что обуславливает необходимость наличия таких запретов.

Законодательством установлены следующие запреты, связанные с государственной гражданской службой:

Запрет гражданскому служащему участвовать на платной основе в дея­тельности органа управления коммерческой организацией‚ за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Гражданским служащим не запрещено участвовать на платной основе в органе управления некоммерческой организации 58 . Служащий может состоять членом органа управления организации, если это предусмотрено федеральным законом или если это ему поручено в законодательном поряд­ке.

Запрет гражданскому служащему замещать должность гражданской службы в случае:

Избрания или назначения на государственную должность. В соответствии с указами Президента РФ заместители председателя Правительства РФ и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

Избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессио­нального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной орга­низации, созданной в государственном органе.

Запрет гражданскому служащему заниматься предпринимательской деятельностью.

Запрет нацелен, в первую очередь, на недопущение конфликта интересов и злоупотребления служащим своими полномочиями. С запретом заниматься предпринимательской деятельностью связано требование представлять сведе­ния об имущественном положении.

Согласно установленному порядку предоставления сведений федеральные государственные служащие обязаны подавать сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не только на себя, но и на супругов, а также несовершеннолетних детей. В Указе Президента РФ от 18 мая 2009№ 559 59 содержится рекомендация органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления руководствоваться обозна­ченным Указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов РФ, государственными гражданскими служащими субъектов РФ сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера предоставляются всеми государственными служащими без исключений.

Определение предпринимательской деятельности в ГК РФ (ч. 1 ст. 2) не допускает расширительного толкования применительно к рассматриваемой сит­уации: речь идет исключительно о лицах, зарегистрированных в качестве предпринимателей. Поэтому нельзя признать однозначно верной распростра­ненную точку зрения, согласно которой гражданскому служащему запрещено любое оказание услуг, выполнение работ с целью извлечения прибыли; владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом, составляющим материальную основу предпринимательской деятельности, а именно: зданиями, сооружениями, оборудованием, машинами, земельными участками, иными вещами, используемыми в производственном процессе и в коммерческой деятельности 60 .

Запрет гражданскому служащему приобретать, в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход.

Запрет государственному служащему быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, орга­не местного самоуправления, в которых он замещает должность государственной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Запрет государственному и муниципальному служащему получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

Цель запрета принимать подарки и другие вознаграждения состоит в том, чтобы служащие не нарушали нормы профессиональной этики и не оказывали предпочтения каким-либо частным лицам на основе семейных, дружеских или иных связей, помимо служебных, а также юридическим лицам, в которых они заинтересованы.

Запрет государственному служащему выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности государственных органов РФ, государственных органов субъектов РФ и Т.Д.

Запрет государственному и муниципальному служащему использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое государст­венное имущество.

Запрет государственному и муниципальному служащему разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Запрет государственному служащему допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массо­вой информации, в отношении деятельности государственных органов, их ру­ководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы.

Служащий органически связан с властью, он осуществляет свои полномочия от имени и по поручению органов государства. Профессиональная этика требует: если государственный служащий не согласен с решениями, принимаемыми органом, в котором он занимает должность государственной гражданской службы, он должен уведомить об этом свое руководство и при игнорировании его позиции уволиться со службы. Действующее законодательство не преду­сматривает для гражданских служащих возможности "бегст­ва к общественности" т.е. публичного обращения. Даже если исчерпаны все внутренние служебные возможности выяснения отношений с руководством, служащий обязан хранить молчание по всем фактам, составляющим служебную информацию, и ссылки чиновника на необходимость проинформировать общественность, согласно данному запрету, не могут служить оправданием. В соот­ветствии с нормами закона и профессиональной этики, служащий не имеет пра­ва апелляции к средствам массовой информации. Информацию для СМИ впра­ве давать только уполномоченные на это должностные лица.

Запрет государственному служащему использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве гражданского слу­жащего, если это не входит в его должностные обязанности.

Законодателем не запрещается лицам, замещающим государственные должности, государственным служащим быть членами какой-либо политической партии. Запрещается только использо­вать преимущества своего должностного положения в отношении данной пар­тии.

А.Б. Юдина отмечает, что законодатель не раскрывает понятия преимущества должностного или служебного положения. Отсутствие расшифровки данного понятия может породить различное толкование и применение на практике. В этой связи целесообразно было бы перенять опыт избирательного законодательства (см. п. 5 ст. 40 Федерального закона с Об основных гарантиях из­бирательных пряв и права на участие в референдуме граждан РФ»), а котором четко описывается, что понимается под использованием преимуществ должно­стного и служебного положения.

Запрет государственному служащему создавать в го­сударственных органах, в органах местного самоуправления и т.д. структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур.

Запрет государственному служащему прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спо­ра.

Запрет государственному служащему входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательских советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законо­дательством РФ.

Запрет государственному служащему заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачивае­мой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Честь, оказанная государственному служащему, слу­жить своему государству и гражданам, подвергается серьезному подозрению, если служащий самостоятельно занимается деятельностью, финансируемой из-за рубежа, и которая по его незнанию может быть направлена к подрыву авторитета государства, субъектов Российской Федерации, политического руково­дства страны и региона, на отрицание конституционного строя, ценностей, сложившихся в нашем государстве.

Запрет, установленный Федеральными законами от 07.05.2013 № 79-ФЗ и от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ст. 7.1). Определенному кругу лиц, замещающих (занимающих), в том числе должности государственной гражданской службы, ограничено право открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Запрет охватывает, в том числе супругов и несовершеннолетних детей перечисленных в законах категорий служащих. Целью установления запрета является обеспечение национальной безопасности России, упорядочение лоббистской деятельности, увеличение инвестирования средств в национальную экономику и повышение эффективности противодействия коррупции. На отдельные категории служащих, в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона от 07.05.2013 № 70-ФЗ, была возложена обязанность закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. Нарушение запрета, в соответствии с законодательством, определяющим правовой статус соответствующего должностного лица, влечет освобождение от соответствующей должности в связи с утратой доверия.

Ограничение – это фактическое обстоятельство, наличие которого препятствует гражданину поступить на службу, а служащему находиться на службе.

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6)выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7)наличия гражданства другого государства (других государств),если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Запрет представляет собой категорическое требование законодателя не совершать каких-либо действий и не вести определенную деятельность, несоблюдение которого влечет за собой юридическую ответственность. Назначение запретов, связанных с гражданской службой, состоит в обеспечении эффективной профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в предотвращении служебных злоупотреблений; создании условий для формирования отношений доверия между государственными органами и населением.



1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

2. Гражданскому служащему запрещается замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе.

3. Гражданскому служащему запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, то есть производством, реализацией или приобретением продукции или товаров, оказанием услуг, выполнением работ, распоряжаться имуществом, составляющим материальную основу предпринимательской деятельности, а именно зданиями, сооружениями, оборудованием, машинами, земельными участками, иными вещами, используемыми в производственном процессе и в коммерческой деятельности. Запрещено также приобретать имущественные права на нематериальные объекты - товарные знаки, промышленные образцы, «ноу-хау», фирменные наименования. Гражданским служащим запрещено лично или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, паев, долей участия при принятии решений общим собранием хозяйственного сообщества.

4. Гражданский служащий не может быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, либо в государственном органе или организации, непосредственно подчиненными данному государственному органу. Гражданский служащий, получивший полномочия представлять интересы третьих лиц в государственном органе, в котором он работает, либо в структурах, подчиненных или подконтрольных этому органу, обязан устраниться от ведения дел от имени государственного органа и доложить об этом представителю нанимателя.



5. Гражданские служащие не вправе получать вознаграждения от физических и юридических лиц, связанные с исполнением должностных обязанностей. Этот запрет установлен для того, чтобы гражданские служащие не оказывали предпочтения каким-либо лицам на основе семейных, дружеских или иных связей, не были обязанными по отношению к организациям, желающим получить от них конкретную выгоду.

6. Гражданскому служащему запрещается выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями. Гражданским служащим следует воздерживаться от выездов за границу по личным делам за счет принимающей стороны или за счет предприятий, учреждений, организаций, граждан

7. Законодательство запрещает гражданскому служащему использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам. Такого рода деяния влекут применение дисциплинарных санкций, вплоть до увольнения. При этом дисциплинарное взыскание может налагаться независимо от привлечения к материальной, административной или уголовной ответственности.

8. Законодательство содержит запрет гражданскому служащему разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или конфиденциальную информацию, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением им должностных обязанностей.

9. Гражданский служащий не должен допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности.

10. Гражданскому служащему запрещено без письменного разрешения представителя нанимателя принимать награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных организаций, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями. Если в должностные обязанности не входит взаимодействие с организациями и объединениями, принявшими в отношении него решение о награждении, назначении премии, присвоении почетного или специального звания, то он имеет право получить без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания.

11. Запрещено гражданскому служащему использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума.

12. прещение гражданскому служащему использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности, вытекает из положений Конституции Российской Федерации, признающей идеологическое и политическое многообразие, многопартийность в России. В Российской Федерации никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной.

13. Гражданскому служащему запрещено создавать или способствовать созданию в государственных органах структур политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений и способствовать созданию указанных структур.

14. Гражданский служащий не имеет права прекратить исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора. Данный запрет основывается на том, что гражданский служащий осуществляет свои полномочия от имени государства, поэтому отказ от работы либо снижение результативности труда могут отрицательным образом сказаться на функционировании государственного органа.

15. Гражданину запрещено после увольнения с гражданской службы замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности.

Он не вправе также разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами;

11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

2. Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением ограничений, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральными законами.

3. Ответственность за несоблюдение ограничений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.