Формы подтверждения соответствия установлены законом.

1. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

2. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

3. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

обязательной сертификации.

4. Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается настоящим Федеральным законом.

Федеральный закон «О Техническом регулировании» - N 184-ФЗ - контролирует процессы и отношения, появляющиеся в ходе разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними действиям по проектированию, строительству, перевозке, производству, монтажу, хранению, наладке, эксплуатации, реализации, оценке соответствия, утилизации, выполнению работ или оказанию услуг. Не распространяет свою силу на область экономического нормирования (на ценообразование, сметное нормирование в строительстве и т.п.). Занимается такими вопросами, как порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента, стандартизация, цели, принципы и формы подтверждения соответствия, обязательное подтверждение соответствия, нарушение требований технических регламентов, отзыв продукции, аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий и т.д.

Формой подтверждения соответствия в общем случае называется порядок подтверждения соответствия. Термины «подтверждение соответствия» и «сертификация» идентичны. Поэтому формы подтверждения соответствия – формы сертификации. Подтверждение соответствия может осуществляться в отношении разных нормативных документов, например, государственных или международных стандартов, правил, технических условий, договоров, технических регламентов и других нормативов. Подтвердить соответствие можно только требованиям определенной нормативной документации.

ФЗ № 184 «О техническом регулировании» уточняет, что формы подтверждения соответствия, сформулированные в данном законодательном документе, являются именно документальным удостоверением соответствия и относятся к подтверждению исполнения требований Технических регламентов, условий договоров и положений стандартов.

На основе ФЗ форма подтверждения соответствия может быть обязательной или добровольной.

При этом ФЗ № 184 в качестве обязательной формы подтверждения соответствия называет две формы: декларирование соответствия и обязательную сертификацию.

Таким образом, на основе ФЗ № 184 предусмотрено три формы подтверждения соответствия:

  • обязательная сертификация;
  • декларирование соответствия (обязательное);
  • добровольная сертификация.

Соответственно, закон предусматривает три документальных формы подтверждения соответствия:

Созданы две формы подтверждения соответствия (сертификация и декларирование) были в Европейском союзе. Здесь существует подход, основанный на определении степени потенциальной опасности товара. В соответствии с этим используется соответствующая форма сертификации: для наиболее опасных групп товаров следует обязательная оценка соответствия в аккредитованных сертификационных органах; для менее опасной продукции может применяться декларирование производителем (представителем производителя) или продавцом безопасности продукции.

Разница в этих двух формах состоит в степени ответственности заявителей и органов сертификации. При сертификации продукции документ соответствия оформляет и отвечает за него сертификационный орган, в другом случае заявитель сам принимает декларацию о соответствии на основании испытаний продукции, орган сертификации лишь регистрирует документ, ответственность за сведения, представленные в декларации, ложатся на декларанта.

В отличие от российского законодательства декларирование в Европе – это добровольная форма подтверждения соответствия. Там не существует установленного документа и твердого порядка регистрации их. В качестве декларации может выступать паспорт изделия, например.

В России законодательно установлена необходимость введения декларирования в качестве основной формы оценки соответствия, вместо обязательной сертификации. На это направляет Указ Президента РФ № 797 от 15 мая2008 г, который определяет, что для осуществления в России предпринимательской деятельности, необходимы неотложные меры по ликвидации административных ограничений.

Другие федеральные законы и сертификация

ФЗ № 52 от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ввел две формы оценки соответствия продукции, которые явились аналогом обязательной сертификации и просуществовали в РФ длительное время (до 1 июля2010 г., когда вступило в действие законодательство Таможенного Союза — ТС). Это документы: Свидетельство о государственной регистрации РФ и Санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ). Они по сути являлись формами оценки соответствия, но не были указаны в ФЗ № 184, как формы подтверждения соответствия.

Решение Комиссии ТС (КТС) № 299 от 28.05.2010 г. ввело в действие две новых формы оценки соответствия, назвав их добровольными: Экспертное заключение Роспотребнадзора (которое заменило Свидетельство о государственной регистрации РФ и СЭЗ) и Свидетельство государственной регистрации ТС. Хотя их называют добровольными формами оценки соответствия, но эти документы должны быть представлены при возникновении ситуации на границе, которая требует санитарного надзора за перемещаемым грузом (без них груз не будет допущен в РФ), а также при первом выходе на рынок России продукции, которая указана в Перечне товаров, утвержденных решением КТС № 299.

Хотя ФЗ № 184, определяет, что обязательные формы подтверждения соответствия могут применяться лишь относительно установления исполнения обязательных требований Технических регламентов, а обязательная сертификация устанавливается лишь ФЗ № 184. Но до настоящего времени в РФ существуют обязательные формы оценки соответствия в других (кроме системы сертификации ГОСТ Р) обязательных системах оценки соответствия, которых в РФ – 16.

Они были созданы в соответствии с ФЗ № 5151-1 от 10 июня1993 г. «О сертификации продукции и услуг» и действуют по правилам ими установленным. Каждая обязательная система содержит свой перечень продукции, которая требует обязательного подтверждения соответствия.

Система пожарной сертификации МЧС была приведена в соответствие с ФЗ № 184 путем принятия Технического регламента «О пожарных требованиях» (ФЗ № 123 от 22.07.2008 г.), который вступил в силу с 1 мая 2009 года.

Обязательная сертификация, как форма оценки соответствия

Обязательная сертификация относится к одной из форм обеспечения государственного контроля безопасности продукции. В ходе процедуры сертификации выдается документ — сертификат соответствия. Иначе обязательную сертификацию определяют как «сертификацию в законодательно регулируемой сфере».

В соответствии с ФЗ № 184 такая форма подтверждения соответствия, как обязательная сертификация относится лишь в исполнению обязательных требований Технических регламентов.

Порядок подтверждения соответствия, кроме формы документа, включает и схемы сертификации или декларирования, от которых существенным образом зависит процедура подтверждения соответствия и тот набор обязательных документов, которые следует представить заявителю.

Но на переходный период, до вступления в действие ТР, установление обязательности подтверждения соответствия и утверждение Перечней такой продукции (корректировок к ним) поручено Правительству РФ (на основе ФЗ «О защите прав потребителей»).

Т.е. в этом случае ФЗ «О защите прав потребителей» вводит форму подтверждения соответствия, а также обязательные требования. В соответствии с данным законом обязательная сертификация, как форма подтверждения соответствия, должна применяться для удостоверения безопасности продукции для здоровья и жизни потребителей, предотвращения вреда имуществу потребителя и окружающей среде. В соответствии с ФЗ «Об энергосбережении» обязательной сертификации по характеристикам энергоэффективности подлежит продукция, потребляющая энергию.

Декларирование в России, как обязательная форма оценка соответствия

Декларирование также является формой подтверждения соответствия требованиям Технических регламентов. Исключение – переходный период. В это время форма оценки соответствия с оформлением декларации производится на основе той же законодательной базы, что и обязательная сертификация.

Сертификат соответствия и декларация о соответствии с точки зрения ФЗ № 184 имеют одинаковую юридическую силу. Но в соответствии с реформой технического регулирования в РФ, которая направлена, в том числе, на гармонизацию с международными требованиями и формами подтверждения соответствия, обязательная сертификация будет заменяться (и уже заменяется) декларированием продукции или оформлением добровольных форм оценки соответствия.

Принято считать, что по завершении реформы только около 10 % продукции, обращаемой на российском рынке, будет подлежать обязательной сертификации, а около 60 % потребует декларирования (обязательного, пока данное требование сформулировано российским законодательством). А оставшиеся 30 % продукции не потребуют обязательных форм подтверждения соответствия.

Добровольная сертификация, как форма оценки соответствия

Добровольная сертификация производится по инициативе заявителя на основе договорных отношений между органом по сертификации и заявителем. Данная форма подтверждения соответствия может происходить для определения соответствия стандартам организаций (включая, технические условия), национальным и международным стандартам, условиям договора, требованиям систем добровольной сертификации.

Объектами добровольной сертификации могут быть все объекты оценки соответствия, указанные в ФЗ № 184:

  • процессы (технологические, производственные, реализации, хранения, транспортировки, утилизации и прочие);
  • продукция;
  • работы и услуги;
  • системы менеджмента предприятий и организаций;
  • персонал и другие.

Подтверждением прохождения процедуры добровольной сертификации является присвоение объекту знака соответствия. Он аналогичен знаку соответствия обязательной системы сертификации, но вокруг графического знака, как правило, присутствует надпись «добровольная сертификация».

Каждая добровольная система сертификации, кроме определения объектов оценки соответствия, порядка (т.е. формы подтверждения соответствия), требований к объектам, может утверждать знак маркировки продукции.

Подтверждение соответствия осуществляется в целях :

    удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров;

    содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

    повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

    создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов :

    доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

    недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

    установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;

    уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

    недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

    защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

    недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Формы подтверждения соответствия . Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия) и обязательной сертификации .

В современной международной терминологии ИСО (словарь ИСО/МЭК 17000) под сертификацией понимается: действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. В этом определении подчеркивается:

1. Действия по сертификации осуществляет независимая от производителя и потребителя третья сторона.

2. Оценка соответствия производится данным образом, т.е. существуют система, правила, процедуры и управление деятельностью по сертификации.

3. Сертификация распространяется не только на продукцию, но и на процессы, в том числе на процессы управления качеством на предприятии, а также на персонал.

В законе «О техническом регулировании» дано следующее определение сертификации:

Сертификация – форма осуществления органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. В области обязательной сертификации осуществляется государственный надзор и контроль.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации, и содержит сведения, перечень которых предусмотрен в законе. Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом.

Декларирование соответствия осуществляется либо на основании только собственных доказательств (техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений, другие документы), либо на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра). До вступления в силу соответствующих технических регламентов схема декларирования соответствия на основе собственных доказательств допускается для применения только изготовителями или только лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя (ст.46, п.4).

Декларация о соответствии – документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории Российской Федерации.

В обязательной сфере сертификация и декларирование в совокупности с государственным надзором должны обеспечить защиту потребительского рынка от опасной продукции. Более предпочтительным в перспективе считается механизм декларирования, поскольку он снимает административное давление с производителя, повышает его ответственность, снижает затраты заявителя (в несколько раз) и, одновременно, делает более эффективным государственный контроль.

В добровольной сфере сертификация должна обеспечить подтверждение заявленных показателей качества продукции или услуги. Добровольная сертификация может осуществляться по инициативе заявителя для установления соответствия продукции, процесса или услуги национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации и условиям договоров.

Объекты сертификации. В соответствии со ст. 23, п. 1 ФЗ «О техническом регулировании» объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ. Продукцию или услугу, в отношении которой сертификация обязательна, ранее устанавливали законы РФ («Об обеспечении единства измерений», «Об атомной энергии», «Об оружии» и др.), а в последующем будут устанавливать технические регламенты, принятые федеральным законом или постановлением Правительства РФ.

Согласно ст. 21, п. 1 «добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров». Любые объекты, в отношении которых национальными стандартами, стандартами организаций, сводами правил, системами добровольной сертификации и условиями договоров установлены требования, могут являться объектами добровольной сертификации. В системе добровольной сертификации должны быть установлены: перечень (номенклатура) объектов, подлежащих сертификации, и их характеристики (с указанием документов, где они приведены), на соответствие которым осуществляется сертификация.

До дня вступления в силу соответствующих ТР:

Правительство РФ (и ФОИВ) вправе вносить изменения в правовые акты (и НД ФОИВ), применяемые до дня вступления в силу ТР.

Правительство РФ ежегодно утверждает единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.

Обязательная оценка соответствия (подтверждение соответствия, государственный контроль (надзор)), а также маркирование продукции знаком соответствия осуществляются согласно принятым до дня вступления в силу закона №65-ФЗ правовым актам РФ и НД ФОИВ.

При ввозе на территорию России продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, в таможенный орган одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия по спискам продукции с указанием кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, утвержденным Правительством Российской Федерации на основании технических регламентов. Предоставление декларации о соответствии или сертификата соответствия не требуется, если таможенным режимом не предусмотрена возможность отчуждения продукции на таможенной территории Российской Федерации. Полученные за пределами территории Российской Федерации документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции могут быть признаны в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Работы и услуги не подлежат государственному контролю и надзору . Такой подход является следствием сближения Российских правил сертификации с международными. Дело в различии трактовок понятия «стандарт» в законе «О техническом регулировании» и в Соглашении ВТО по техническим барьерам в торговле. Согласно Соглашению стандарты применяются только в отношении товаров, а не услуг (работ). Международную торговлю услугами регулирует другое соглашение – Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). ГАТС в отношении услуг не применяет термины «технический регламент» и «стандарт», а применяет термин «меры», под которыми понимаются законы и подзаконные акты, принятые государством, но отнюдь не добровольные соглашения на уровне юридических лиц по регулированию торговли услугами. Под «услугой» понимается любой вид услуг (включая «работы») в любом секторе экономики, за исключением услуг, предоставляемых органами власти при осуществлении ими властных полномочий.

В связи с указанным Ростехрегулирование в своем Информационном письме от 11 июля 2003 года № ВК-110-28/2522 «О сертификации услуг в Системе сертификации ГОСТ Р» сообщил, что со дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании» услуги не являются объектом обязательного подтверждения соответствия, и что обязательное подтверждение соответствия осуществляется только в отношении продукции.

В то же время, обязательная сертификация потенциально опасных для жизни, здоровья и имущества потребителя услуг была введена в России на основании законов: «О защите прав потребителей», «Об атомной энергии», «О безопасности дорожного движения», «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» и др.

Различают формы подтверждения соответствия в законодательно регулируемой сфере (обязательные требования, касающиеся безопасности продукции, маркировка знаком обращения на рынке) и в законодательно не регулируемой сфере (добровольные требования, маркировка знаком соответствия НД). В международной практике знаки соответствия в законодательно регулируемой сфере обычно указываются как certificateofconfidence, а в законодательно не регулируемой –certificateofconformity.

Знаки соответствия, применяемые в системе ГОСТ Р, показаны на рисунке.

Второй формой подтверждения соответствия является обязательное подтверждение соответствия. В статье 23 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее Закон 184-ФЗ) устанавливаются общие требования к обязательному подтверждению соответствия, эти требования касаются обоих форм и декларирования соответствия и обязательной сертификации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона №184-ФЗ, оно проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом и исключительно на соответствие требований технического регламента.

Статья называет объектами, подлежащими обязательной сертификации, только продукцию, выпускаемую в обращение на территории Российской Федерации. Что означает данное указание закона? Скорее всего имеется в виду, что подтверждение соответствия должно проводится до поступления товаров на рынок силами изготовителя товаров. На последующих стадиях продвижения товара подтверждение соответствия будет производиться в форме государственного контроля и надзора уполномоченными на это органами. Также из положений статьи 23 Закона №184-ФЗ можно сделать вывод, что продукция, подлежащая обязательному подтверждению соответствия, должна предназначаться для дальнейшего продвижения и обращения на рынке.

Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия устанавливаются только техническим регламентом. При установлении их обязательно учитывается такой фактор, как степень риска недостижения целей технического регламента.

Существует две формы обязательного подтверждения соответствия:

· декларирование соответствия;

· обязательная сертификация.

Оба документа, и декларация соответствия, и сертификат обладают одинаковой юридической силой независимо от схем обязательного подтверждения соответствия. И декларация и сертификат действуют на всей территории Российской Федерации.

Процедура обязательной сертификации является платной, работы по сертификации оплачиваются лицом, подавшим заявку на ее проведение (заявителем).

Методика определения стоимости проведения работ по обязательной сертификации устанавливается Правительством Российской Федерации. Эта методика предусматривает применение единых правил и принципов установления цен на продукцию одинаковых или сходных видов независимо от страны и (или места) ее происхождения, а также лиц, которые являются ее заявителями.

Необходимо заметить, что в настоящее время система технического регулирования в Российской Федерации находится в состоянии длящейся реформы, и многие документы регулирующие вопросы обязательной сертификации утратили силу, а технические регламенты так и не приняты.

Знаку обращения на рынке посвящена статья 27 закона №184-ФЗ. Характеризуя данную правовую норму нужно заметить, что в Законе №184-ФЗ знаку обращения на рынке отводится значимая роль. Раньше подобной функциональной принадлежностью обладал знак соответствия, который был предусмотрен Законом о сертификации.

Знаком обращения на рынке маркируется продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном Законом №184-ФЗ. Изображение знака обращения на рынке утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2003 года №696. Этим же постановлением утверждено и описание знака обращения на рынке. В соответствии с данным Постановлением:

«Знак обращения на рынке представляет собой сочетание букв «Т» (с точкой над ней) и «Р», вписанных в букву «С», стилизованную под измерительную скобу, имеющую одинаковые высоту и ширину.

Изображение знака обращения на рынке должно быть одноцветным и контрастировать с цветом поверхности, на которую оно нанесено».

Обратите внимание!

Знак обращения на рынке не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях.

Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется самостоятельно заявителем, способ нанесения маркировки не установлен, пунктом 2 статьи 27 Закона №184-ФЗ этот знак наносится любым удобным для заявителя способом. Все расходы по маркировке несет заявитель.

Не может быть маркирована знаком обращения на рынке продукция, чье соответствие требованиям технических регламентов не было подтверждено в установленном законом порядке. При нарушении этого правила наступает ответственность по статье 14.7. КоАП РФ «Обман потребителей».

Более подробно вопросы ответственности за нарушение в области подтверждения соответствия будут рассмотрены в разделе этой книги.

Статьей 28 Закона №184-ФЗ устанавливаются основные права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия. Необходимо заметить, что данной статьей регламентированы права заявителя независимо от формы обязательного подтверждения соответствия, то есть они распространяются и на декларирование соответствия и на обязательную сертификацию.

Пункт 1 статьи 28 закона №184-ФЗ посвящен основным правам заявителя. Согласно этому пункту заявитель имеет право:

· выбрать самостоятельно формы и схему подтверждения соответствия, которая предусмотрена для соответствующих видов продукции определенными техническими регламентами;

Анализируя данное положение закона можно сделать вывод, что для одной и той же продукции могут применяться различные формы обязательного подтверждения соответствия. В случае, если техническим регламентом предусмотрено несколько схем соответствия для данного вида продукции, заявитель вправе выбрать для себя одну из схем:

· обратиться в любой орган по сертификации, область аккредитации которого позволяет ему осуществлять сертификацию продукции, которую желает сертифицировать заявитель;

· обжаловать в орган по аккредитации неправомерные действия органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров), в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 28 Закона №184-ФЗ устанавливаются основные обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия. В соотвтествии с данным пунктом заявитель обязан:

«обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;

выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;

указывать в сопроводительной технической документации и при маркировке продукции сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;

предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии);

приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек либо действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено;

извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;

приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов».

Некоторые обязанности перешли в новый закон из действовавшего ранее Закона о сертификации, это следующие обязанности:

· обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;

· выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;

· предъявлять органам государственного контроля и заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Список обязанностей значительно расширен, и появление остальных (новых обязанностей) можно назвать одним из достаточно значимых достижений для системы технического регулирования. Для большей эффективности правоприменения целесообразно было бы еще внести в КоАП РФ и Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ) статьи, устанавливающие ответственность за нарушение данных обязанностей.

Со вступлением в силу Закона №184-ФЗ значительные изменения претерпели условия ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. Новые условия соответствуют общей концепции закона, соответствуют введенным им изменениям. В частности, условия построены на том, что из правомочий федеральных органов исполнительной власти исключены права на решение соответствующих вопросов.

Так как в соответствии со статьей 23 Закона №184-ФЗ объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая к обращению на территории Российской Федерации. Что значит продукция выпускаемая в обращение? Это продукция готовая, продукция, которая реализуется изготовителем находящимся на территории Российской Федерации, либо же продукция ввозимая на территорию Российской Федерации, которая выпускается в таможенном режиме выпуска для свободного обращения согласно правилам Таможенного кодекса Российской Федерации.

Итак, установленные Законом №184-ФЗ условия ввоза распространяются на продукцию, ввоз и оборот которой разрешен, и которая предназначена для использования, продажи в соответствии с ее прямым назначением. Например, не будет распространяться данный порядок на продукцию, находящуюся транзитом на территории Российской Федерации, или продукцию, поступающую для дипломатических представительств, находящихся на территории Российской Федерации.

Именно на продукцию, соответствующую перечисленным характеристикам, распространяются положения, содержащиеся в пункте 1 статьи 29 закона №184-ФЗ, и при помещении продукции под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации. В таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются:

· декларация о соответствии или,

· сертификат соответствия,

· документы об их признании в соответствии со статьей 30 Закона №184-ФЗ.

Вопрос о признании результатов соответствия будет более подробно рассмотрен автором в разделе 3. данной книги.

Представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенный режим отказа в пользу государства.

Еще одно условие, установленное законодательством Российской Федерации: продукция должна быть внесена в списки, составленные на основании технических регламентов и утвержденные Правительством Российской Федерации с указанием кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Эти списки составляются для целей таможенного оформления. Так, ранее действовал Порядок ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Приказом Государственного таможенного комитета России от 23 мая 1994 года №217. Затем этот Порядок был отменен Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 8 декабря 2003 года №1401 «Об упорядочении нормативной правовой базы ГТК России». А новый документ, регулирующий порядок ввоза на территорию Российской Федерации продукции, требующей обязательного подтверждения соответствия, так и не принят. В пункте 3 статьи 29 Закона №184-ФЗ сказано, что порядок ввоза продукции, требующей обязательного подтверждения соответствия, которая определяется в описанных выше списках, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 29 закона №184-ФЗ продукция, определяемая составляемыми Правительством Российской Федерации списками, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации, и помещаемая под таможенные режимы, которыми не предусмотрена возможность ее отчуждения, выпускается таможенными органами Российской Федерации на территорию Российской Федерации без представления декларации о соответствии, сертификата соответствия и иных предусмотренных пунктом 1 статьи 29 Закона №184-ФЗ документов о соответствии.

Продукция, представленная на рынке Российской Федерации, не вся производится и выпускается на ее территории. А система технического регулирования, существующая в нашей стране, предусматривает подтверждение соответствия только для продукции, выпущенной в обращение в Российской Федерации. Именно это регулирует статья 30 Закона №184-ФЗ, в которой говорится о признании результатов подтверждения соответствия.

Российская Федерация заключила с рядом стран международные договоры, в соответствии с которыми полученные за пределами территории Российской Федерации документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, а также протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции могут быть признаны на территории Российской Федерации. В таком случае продукция выпускается на территорию Российской Федерации без дополнительных повторных исследований. Порядок признания зарубежных документов о соответствии предусмотрен в заключенных договорах. В настоящее время такие договоры заключены с Грузией, Эстонией и другими странами.

Можно сделать вывод, что при поставке на территорию Российской Федерации иностранной продукции, которая в соответствии с законодательством России подлежит обязательному подтверждению соответствия в условиях договоров о поставке должно быть предусмотрено обязательство поставщика предоставить сертификат или иных необходимые документы, подтверждающие ее соответствие установленным требованиям, так как от их наличия может зависеть вопрос о получении разрешения на ввоз продукции на территорию Российской Федерации.

Более подробно с вопросами, касающимися правового регулирования правил сертификации продукции и услуг, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Сертификация продукции и услуг. Правовое регулирование. Практика. Документы».

Обязательное подтверждение соответствия проводиться только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технических регламентов.

Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция , выпускаемая в обращение на территории РФ. При этом следует отметить, что продукция, изготовленная на предприятии и используемая только на нем, например, составные части или узлы конечной продукции, не подлежит обязательному подтверждению соответствия. Но если она поступает к покупателю в качестве готового изделия, например, в качестве запасных частей, она подлежит обязательному подтверждению соответствия.

Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах декларирования соответствия или обязательной сертификации .

9.5.1 Декларирование соответствия требованиям технических регламентов осуществляется по одной из следующих схем :

- принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств ;

- принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (далее – третья сторона ).

Схема декларирования с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в том случае, если собственные доказательства заявителя являются недостаточными для достоверного подтверждения соответствия или важности продукции.

Заявителем, осуществляющим обязательное подтверждение соответствия, может быть юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющееся изготовителем или продавцом. Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом. Ими могут быть, например, изготовители или продавцы продукции, но не могут быть исполнители работ, т.к. обязательному подтверждению соответствия может подвергаться только продукция.

При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказатель-ственные материалы в целях подтверждения соответствия про-дукции требованиям технических регламентов. В качестве доказа-тельственных материалов используются техническая документа-ция, результаты собственных исследований и измерений, другие документы. Состав этих материалов определяется техническим регламентом.

Результатом декларирования соответствия является деклара-ция о соответствии – документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Содержание декларации непосредственно определено Законом.


Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать :

Наименование и местонахождение заявителя и изготовителя;

Информацию об объекте подтверждения соответствия;

Наименование технического регламента, на соответствие требований которого подтверждается продукция;

Указание на схему декларирования соответствия;

Заявление заявителя о безопасности продукции;

Сведения о проведенных исследованиях и измерениях, сертификате системы качества;

Срок действия декларации о соответствии;

Иные предусмотренные техническим регламентом сведения.

Новым в содержании декларации является заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании по прямому назначению.

Оформленная декларация о соответствии подлежит регистрации федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Этим Закон повысил уровень регистрации (ранее он проводился в органе по сертификации). Декларация приобретает юридическую силу только после регистрации.

9.5.2 Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации при этом устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Закон не предусматривает создания систем обязательной сертификации. Соответствие продукции требованиям технических регламентов удостоверяется сертификатомсоответствия , выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Сертификат соответствия включает в себя :

Наименование и местонахождение заявителя, изготовителя продукции и органа по сертификации;

Информацию об объекте сертификации;

Наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;

Информацию о представленных заявителем документах и о проведенных испытаниях и измерениях;

Срок действия сертификата соответствия.

Определение содержания сертификата Законом является примером проводимой в нем линии на изъятие полномочий в области обязательной сертификации у федеральных органов исполнительной власти (они лишь утверждают форму сертификата).

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу .

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации , аккредитованным в порядке, установленном Правительством РФ. Ранее порядок аккредитации устанавливался органом, создающим систему обязательной сертификации.

Орган по сертификации выполняет следующие функции :

Привлекает для проведения исследований и измерений аккредитованные испытательные лаборатории;

Осуществляет контроль за объектами сертификации, если он предусмотрен схемой обязательной сертификации или договором;

Ведет реестр выданных им сертификатов соответствия;

Информирует органы госконтроля о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее;

Приостанавливает или прекращает действие выданного им сертификата соответствия.

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию (Ростехрегулирование) ведет единый общероссийс-кий реестр выданных сертификатов соответствия, порядок ведения которого устанавливает Правительство РФ. Реестр формируется на основании сведений, представляемых органами по обязательной сертификации.

Исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами) в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по аккредитации. Причем, заявитель не может непосредственно обращаться в испытательную лабораторию для проведения испытаний продукции, а органы по аккредитации не вправе представлять испытательным лабораториям сведения о заявителе. Это необходимо для объективности испытаний, одним из условий которой является анонимность испытываемой продукции.

Результаты испытаний и измерений оформляются протоколами , на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия или об отказе в выдаче. Но наличие протокола не является единственным основанием для принятия таких решений. Например, может быть предусмотрена аттестация производства .

Основные требования к испытательным лабораториям :

Независимость;

Беспристрастность;

Неприкосновенность;

Техническая компетентность.

Продукция, соответствующая требованиям технических регламентов, маркируется знаком обращения на рынке . Его изображение устанавливается Правительством РФ, он не является специально защищенным знаком и наносится в информационных целях . Маркировка знаком осуществляется заявителем самостоя-тельно любым удобным для него способом. Условием применения знака является наличие на продукцию зарегистрированной декларации о соответствии или сертификата соответствия, выданного органом по обязательной сертификации.

Как сказано выше, обязательное подтверждение соответствия осуществляет физическое или юридическое лицо, которое является заявителем . Он имеет следующие права :

Выбирать форму и схему подтверждения соответствия;

Обращаться для обязательной сертификации в любой орган по сертификации;

Обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомер-ные действия органов по сертификации и испытательных лабораторий.

Среди прав заявителя важным является право выбора формы и схемы подтверждения соответствия из тех, которые предусмот-рены техническим регламентом.

Заявитель кроме прав имеет также и обязанности , основными из которых являются:

Обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;

Выпускать в обращение продукцию только после подтверждения соответствия;

Указывать в документации и при маркировке продукции сведения о сертификате соответствия;

Предъявлять в органы государственного контроля (надзора), а также заинтересованным лицам документы о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии);

Приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата истек или его действие прекращено.

Под заинтересованными лицами в данном случае следует понимать приобретателя продукции. Порядок удостоверения копии сертификата соответствия установлен Правительством РФ. Она может быть удостоверена держателем подлинника, нотариусом или органом по сертификации, выдавшим сертификат.

Необходимым условием деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий является их аккредитация, т.е. официальное признание права проводить работы в области подтверждения соответствия. Основной целью аккредитации является установление и подтверждение способности соответствующего органа проводить работы при наличии необходимого оборудования и подготовленного персонала. Порядок аккредитации устанавливает Правительство РФ.

Основными целями аккредитации являются:

- подтверждение компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий;

- обеспечение доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации;

- создание условий для признания результатов деятельности органов сертификации.

Основные принципы аккредитации органов по сертификации:

Добровольность;

Открытость и доступность правил аккредитации;

Компетентность и независимость органов, осуществляющих аккредитацию;

Обеспечение равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;

Недопустимость совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия;

Недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях.