Организационно правовые формы коммерческой деятельности. Организационно-правовые формы субъектов коммерческой деятельности

Организационно-правовые формы субъектов коммерческой деятельности

На рынке товаров и услуг коммерческую деятельность осуществляют организации и предприятия различных организационно-правовых форм (юридические лица), а также физические лица (индивидуальные предприниматели). Следует отметить, что торговля - традиционный для малого бизнеса сектор экономики. На малые предприятия1 приходится свыше 80% от общего числа предприятий, для которых розничная торговля является основным видом деятельности. В оптовой торговле субъектами малого предпринимательства являются более 95% предприятий. В соответствии с ГК РФ юридическим лицом признается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая им по своим обязательствам. Такая организация может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны также иметь самостоятельный баланс или смету.

Этот акт еще раз подчеркивает «предпочтение» некоммерческих ассоциаций со стороны местных властей при заключении контрактов на предоставление услуг. На этом фоне и после нескольких лет парламентских дебатов парламент принял Закон о реформе социальной помощи. В Закон включены многие положения, не все из которых имеют здесь значение. Для целей настоящей статьи следует упомянуть те правовые положения, которые касаются.

Парламентские дебаты и многочисленные семинары и конференции, которые проводились в ходе осуществления Закона, постоянно подчеркивали необходимость лучшего определения отношений между национальными и местными органами власти. Они также подчеркнули необходимость введения другого способа интерпретации связи между государственными органами и некоммерческими организациями в правовой и социальной системе Италии. Рассматривая отношения между национальными и местными органами власти в подпункте 3, в Законе также разъясняется, что полезно углубить пути и условия, в которых власти государства относятся к некоммерческим организациям.

Права и обязанности юридического лица должны соответствовать целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах. Отдельными видами деятельности, перечень которых определœен Федеральным законом от 8 августа 2001 ᴦ. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Это известно как «принцип субсидиарности». Раздел 1 затем призывает эти власти «признать и продвигать» роль некоммерческих организаций в «программировании, организации и управлении интегрированной системой». Однако в Законе также говорится, что управление и предоставление социальных услуг а также некоммерческих организаций.

Наряду с некоммерческими организациями закон предусматривает участие семей, организаций самопомощи и профсоюзов, тем самым намекая на намерение законодательного органа расширить спектр организованных органов, отвечающих за построение новой социальной помощи система.

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 ᴦ. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателœей". Он регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц не только при их создании, но и при реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц.

Что касается фактических отношений между государственными органами и некоммерческими организациями, то последние, по-видимому, рассматриваются как стабильные и квалифицированные партнеры, а не только для предоставления социальных услуг, но и для их развития и организации. Они должны будут обеспечить полный потенциал реализации проектов некоммерческих организаций, чтобы уважать их своеобразную самобытность. Из того, что обсуждалось в предыдущем абзаце, следует, что роль, которую некоммерческие организации будут играть в новой схеме предоставления социальных услуг, предусмотренной Законом, весьма значительна.

Учитывая зависимость отформы собственности, на которой базируются юридические лица, они делятся на частные, государственные и муниципальные.

Государственные и муниципальные юридические лица действуют в форме унитарных предприятий. Правовое положение государственного и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации определœены в Федеральном законе от 14 ноября 2002 ᴦ. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Некоммерческие организации призваны активно участвовать в определении новой системы социального обеспечения и осуществлять ее на местном уровне. В частности, некоммерческие организации, учитывая опыт, накопленный «на местах» и имеющий потенциал для инноваций, могут фактически сыграть решающую роль в планировании и развитии социальных услуг. Разумеется, многое будет зависеть от того, как местные власти на разных уровнях будут рассматривать присутствие некоммерческих организаций в процессе планирования.

В самом деле, если последние считаются просто «пассивными» терминами реализации, а именно, как маскировка государственных должностей, их роль будет незначительной. С другой стороны, если их участие и потенциал считаются плодотворными и очень важными для всего местного сообщества, некоммерческие организации, несомненно, будут переживать новую эру развития.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделœенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество такого предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию, и от их имени права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Однако новая перспектива, предусмотренная новым законодательством - уже ощутимым в некоторых частях Италии, требует более глубокого понимания со стороны некоммерческих организаций. Фактически, они часто более ориентированы на то, чтобы действовать как операционные подразделения «от имени» государственного управления, а не выступать в качестве прямого и организованного выражения гражданского общества. Такая ориентация оказывает большое влияние на способы, с помощью которых социальные службы были заключены местными органами власти.

Власти очень заинтересованы в экономии денег, и поэтому они склонны доверять управление одной услугой некоммерческой организации, предлагающей самую низкую цену в тендере. И, наконец, этот Закон заставляет публичные власти нести ответственность за продвижение мер по поддержке и квалифицированию некоммерческих организаций для контрактов на социальное обслуживание, а также посредством обучения и благоприятного доступа к европейским фондам.

По основным целям деятельности юридические лица бывают коммерческими или некоммерческими организациями,

Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли, которая распределяется между их участниками. Οʜᴎ могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:

В политической ситуации, в которой шла ожесточенная дискуссия о необходимости приближения к полностью федералистской реформе государства, в основе лежит вопрос о реформе социальной помощи. Действительно, правительство, с момента представления своего первоначального законопроекта, решительно прояснило, что любая реформа социальной помощи также подразумевает определенную степень передачи полномочий от центрального правительства до местных властей. Именно с этой точки зрения и направлением Закон предусматривает ряд мер и действий, которые должны координироваться и управляться совместно различными полномочиями государства.

‣‣‣ хозяйственные товарищества (полное товарищество, товарищество на вере);

‣‣‣ хозяйственные общества (открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью);

‣‣‣ производственные кооперативы;

‣‣‣ унитарные предприятия (государственные, муниципальные).

Наибольшее распространение в нашей стране получили коммерческие организации в форме обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ.

В частности, законодательная база нового закона предусматривает, что центральное правительство будет отвечать за принятие некоторых общих и руководящих положений, которые должны выполняться региональными правительствами и городскими советами соответственно.

Текст Закона изобилует ссылками на передачу полномочий и прямой ответственности местных властей. Хотя это уже реальность во многих частях Италии, такой особый подход может создать место для трудностей и недоразумений. Жесткая логика, согласно которой центральное правительство просто передает свою власть другим государственным органам, часто перед лицом предыдущего правительственного акта, который устанавливает и определяет большинство правил, которым должны следовать делегированные государственные органы, представляется довольно неэффективная форма деволюции.

Правовое положение, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников определœены в Федеральном законе от 8 февраля 1998 ᴦ. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделœен на доли определœенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества, внесшие вклады в уставный капитал общества не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников общества.

Фактически, простая передача полномочий без четкой и четкой структуры, в которой некоммерческие организации должны участвовать в разработке и внедрении программ социального обслуживания, должна реплицировать на местном уровне те же недостатки, что и давно характеризуют вмешательство на национальном уровне.

Это особенно верно в отношении власти, предоставленной государству для замены первоначальных членов совета директоров государственными должностными лицами. Но их управление более сродни управлению частными фондами. В новом законодательстве Правительства должно быть указано следующее.

Порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров регламентируются Федеральным законом от 26 декабря 1995 ᴦ. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Этот закон, кроме того, обеспечивает защиту прав и интересов акционеров.

Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделœен на определœенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций. Участники общества вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества.

Вышеизложенное описание исторической и правовой эволюции итальянского некоммерческого сектора помогает уточнить, что некоммерческие организации уже давно укоренены в обществе и что на них повлияло множество правовых изменений. Эти изменения не всегда были полезны для благотворительных организаций. На протяжении многих лет такая юридическая ситуация также приводила к тому, что многие ученые и законодательные органы задавались вопросом о том, может ли быть обеспечена более полная реформа. Действительно, ясно, что существование слишком многих законов затрудняет выдвижение общего закона о некоммерческих организациях.

Для некоммерческих организаций (потребительские кооперативы, общественные, религиозные и благотворительные организации, фонды и т. п.) извлечение и распределœение прибыли не является основной целью их деятельности. Οʜᴎ вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целœей, ради которых они созданы, :: соответствующую этим целям.

Кроме того, налоговый закон часто переплетается с гражданским правом и влияет на него до такой степени, что во многих случаях ежедневное управление и деятельность некоммерческих организаций в значительной степени определяются положениями о налогах. Несколько предложений было сделано для упрощения реформ. В течение последних десяти лет были подготовлены три основных предложения для внесения поправок в настоящую правовую базу, касающуюся некоммерческих организаций. Ниже приводятся краткие описания этих предложений.

Специальные нормативные акты о социальных предприятиях. Это предложение намеревается создать новую конкретную юридическую форму организации, называемую «социальное предприятие», посредством множества специальных новых законов. Эта новая форма должна рассматриваться как предприятие, преследующее цель, отличную от прибыли. Таким образом, новая юридическая форма должна быть добавлена ​​к ассоциациям и фондам, с одной стороны, и к компаниям, с другой. Предложенное предприятие должно быть организационной моделью, в которой должны смешиваться ассоциативные и корпоративные символы.

Так, предпринимательскую деятельность могут осуществлять потребительские кооперативы. В частности, для организаций, действующих в соответствии с Законом РФ от 19 июня 1992 ᴦ. № 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", основными задачами являются:

‣‣‣ создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами;

Преимущества этого юридического решения можно суммировать следующим образом. Наличие четко разработанной, стандартизованной и конкретной новой юридической формы; который прост в использовании; и которые могут быть изменены по мере необходимости для каждого обстоятельства. К недостаткам, которые будут внесены в предложение, будут следующие.

Определенная жесткость, поскольку организационная форма будет доступна только для социальных предприятий; другая категория организации будет добавлена ​​к уже существующим, что увеличит путаницу при интерпретации и применении новой модели; и могут возникнуть проблемы с увязкой новой правовой формы с юридическими формами, предусмотренными действующим Гражданским кодексом. Изменения в Первой книге Гражданского кодекса.

‣‣‣ закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственных продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией;

‣‣‣ производство продовольственных и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;

Они заявляют, что это изменение необходимо для того, чтобы ассоциации и фонды, которые характеризуются ограничением нераспространения, осуществляли экономическую деятельность, то есть деятельность, связанную с производством и обменом услугами на рынке.

Создание в Гражданском кодексе новой категории коллективных организаций, по-видимому, направлено на то, чтобы признать, что ассоциации и фонды, которые представляют собой традиционные выражения гражданского общества, могут расширить сферу своей деятельности в объеме осуществления коммерческой или коммерческой деятельности, хотя сохраняя свои фундаментальные персонажи без изменений. В этой связи поправка, которая должна быть внесена в отношении фондов и ассоциаций, должна подразумевать юридически общее определение ограничений, не связанных с распределением.

‣‣‣ оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуᴦ.

Доходы потребительского общества, полученные от его предпринимательской деятельности, после внесения предусмотренных законодательством обязательных платежей направляются в фонды потребительского общества для осуществления расчетов с кредиторами и кооперативных выплат.

Действительно, такой принцип был принят некоторыми специальными актами, касающимися некоммерческих организаций, а также основной судебной практикой и судебными решениями. Кроме того, рассматриваемое предложение заявляет, что в случае ассоциаций и фондов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, они должны подчиняться тем же положениям, что и корпорации в целом, тем самым прямо ссылаясь на законы, включенные в пятую книгу Гражданского кодекса.

Преимуществами этого юридического решения будут следующие. С интерпретационной точки зрения, был бы принят четкий критерий, по которому можно было бы отличать прибыль и не для прибыли, а именно ограничение, не связанное с распределением; и никаких специальных действий не требуется выдвигать. К недостаткам этого конкретного решения относятся.

Независимо от организационно-правовой формы всœе юридические лица осуществляют свою деятельность на основании учредительных документов. Это должна быть устав, учредительный договор или и то и другое вместе. Учредительный договор заключается, а устав утверждается учредителями (участниками) юридического лица. Некоммерческие организации в предусмотренных законом случаях могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

В учредительных документах указывают:

‣‣‣ наименование юридического лица (с обязательным указанием его организационно-правовой формы, а для коммерческих организаций - фирменного наименования, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должна быть зарегистрировано в установленном порядке);

‣‣‣ место нахождения юридического лица (оно, как правило, определяется местом его государственной регистрации);

‣‣‣ порядок управления деятельностью юридического лица (закрепляется порядок назначения или избрания высшего органа управления, представительного, исполнительного и других органов, круг решаемых ими вопросов и т. д.);

‣‣‣ другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

К примеру, учредительными документами должна быть установлен порядок ликвидации юридического лица. Основанием для этого должна быть:

‣‣‣ добровольное решение участников либо уполномоченного учредительными документами органа юридического лица (к примеру, в связи с истечением срока, на который оно создавалось; с достижением цели, ради которой оно

создано, и др.);

‣‣‣ решение суда (к примеру, в случае осуществления деятельности без лицензии, дающей право на это, или деятельности, запрещенной законом; в случае признания банкротом и других, предусмотренных законодательством, случаях).

Как уже отмечалось выше, субъектами коммерческой деятельности могут являться не только юридические, но и физические лица. Гражданским кодексом РФ закреплено право граждан заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального

предпринимателя.

К такой деятельности применяются те же правила Гражданского кодекса РФ, которыми регулируется деятельность коммерческих организаций, в случае если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Организационно-правовые формы субъектов коммерческой деятельности - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Организационно-правовые формы субъектов коммерческой деятельности" 2014, 2015.

1. Хозяйственные товарищества-в соответствии с Гражданским кодексом существует два вида хозяйственных товариществ: полное товарищество и товарищество на вере. Участники товарищества в целом обязаны непосредственно участвовать в его деятельности, вследствие чего эта деятельность представляет собой объединённые действия участников товарищества, т.е. участники фактически ведут от имени товарищества самостоятельную предпринимательскую деятельность. Именно поэтому в Кодексе установлено, что участниками полных товариществ могут быть только индивидуальные предприниматели, поскольку только эти лица вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Товарищество признаётся полным, если его участники в соответствии с заключённым между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Статус полного товарищества в наибольшей степени подходит для коммерческих организаций с небольшим количеством участников. Минимальное количество участников-двое, максимальное не ограничено. Учредительным документом полного товарищества является учредительный договор. Договором определяются условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, порядок управления деятельностью полного товарищества, процедура выхода учредителей из его состава, условия о размере и составе складочного капитала товарищества, о размере и порядке изменения долей каждого из участников в складочном капитале, о размере, составе, сроках и порядке внесения ими вкладов, об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов. Учредительный договор должен быть подписан всеми участниками.

Существует три варианта ведения дел полного товарищества:

1) каждый участник полного товарищества самостоятельно ведёт хозяйственную деятельность от имени товарищества, т.е. обладает полной автономией воли. Но в то же время его действия должны полностью соответствовать общим интересам товарищества. Более того, участник не вправе совершать от своего имени в своих интересах или в интересах третьих лиц сделки, однородные с теми, которые составляют предмет деятельности полного товарищества.

2) участники полного товарищества совместно ведут дела товарищества, т.е. все сделки от имени товарищества совершаются не иначе как на основе совместного решения всех участников.

3) ведение дел полного товарищества поручается одному из участников. В этом случае остальные участники принимают весьма пассивное участие в деятельности товарищества, а если и совершают от имени товарищества какие-либо сделки, то не иначе как на основании доверенности «управляющего» участника.

Как большинство юридических лиц, полное товарищество может быть ликвидировано по решению его участников или по решению суда, однако для ликвидации полного товарищества существует ещё два основания: во-первых, в случае изменения состава участников полного товарищества, если его учредительным договором не предусмотрена возможность продолжения деятельности; во-вторых, в случае когда в товариществе остаётся единственный участник и оно не преобразуется в хозяйственное общество.

2. Товарищество на вере-это товарищество, в которое входят два типа участников: один или несколько полных товарищей, осуществляющих от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающих по обязательствам товарищества всем своим имуществом, т.е. являются по статусу предринимателями, и один или несколько вкладчиков, не участвующих в управлении делами товарищества и несущих риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, лишь в пределах сумм внесённых ими вкладов. Для товарищества на вере, так же как и для полного товарищества, существует три варианта ведения хозяйственной деятельности:

1) каждый полный товарищ самостоятельно ведёт хозяйственную деятельность от имени товарищества, т.е. обладает полной автономией воли;

2) полные товарищи на вере совместно ведут дела товарищества, т.е. все сделки совершаются не иначе как на основе совместного решения всех полных участников;

3) ведение дел товарищества на вере поручается одному из полных товарищей.

Как и в полном товариществе, в товариществе на вере осуществляется строгий контроль за изменением состава полных товарищей. Товарищество на вере, так же как и полное товарищество, может ликвидироваться по решению его участников или по решению суда. Кроме того, товарищество на вере подлежит ликвидации при выбытии всех участвовавших в нём вкладчиков.

Основной недостаток товарищества-ответственность его участников. В силу указанных обстоятельств товарищества предпочтительнее всего создавать в сферах предпринимательской деятельности, по своей природе связанных с небольшим риском, в основном товарищества-форма для малого предпринимательства.

3. Хозяйственные общества (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью)- учреждённая одним или несколькими лицами коммерческая организация, уставный лапитал которой разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Фирменное наименование общества должно содержать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью». Термин «ограниченная ответственность» означает, что:

· учредители общества не отвечают по его обязательствам-их риск ограничивается только потерей имущества, в качестве вклада в уставный капитал общества;

· общество не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Учредителями общества с ограниченной ответственностью могут быть любые граждане и юридические лица, в том числе и иностранные. Общества с ограниченной ответственностью имеет смысл создавать для осуществления деятельности, сопряжённой со значительным риском. Наряду с обществом с ограниченной ответственностью существует и такая организационно-правовая форма коммерческой деятельности, как общество с дополнительной ответственностью. Деятельность общества с дополнительной ответственностью, в основном регулируется по правилам, регламентирующим деятельность общества с ограниченной ответственностью. Его фирменное наименование должно содержать наименование общества и слова «с дополнительной ответственностью». Особенность общества с дополнительной ответственностью состоит в том, что ответственность участников по его обязательствам не ограничивается размером их первоначального вклада в уставный капитал-участники общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам собственным имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости вкладов, определяемом учредительными документами.

К тому же при банкротсве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если учредительными документами не установлен иной порядок.

4. Акционерное общество-это хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определённое число одинаковых долей, каждая из которых выражена ценной бумагой (акцией). Выпуск акций и их обращение являются основной особенностью акционерного общества, отличающей его от других организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц. Указанная особенность обусловливает преимущества акционерного общества, прежде всего открытого акционерного общества, по сравнению с другими формами предпринимательства. К таким преимуществам следует отнести: свободу концентрации и движения капитала, стабильность существования, ограниченную ответственность и профессиальное управление.

Создание акционерного общества может осуществляться в результате его учреждения или реорганизации уже существующего юридического лица. В качестве учредителей общества могут выступать граждане и юридические лица, в том числе одно лицо. Однако в качестве единственного учредителя акционерного общества не может выступать другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано только по решению общего собрания акционеров или суда в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Реорганизация акционерного общества в форме слияния, присоединения или разделения порождает много проблем, связанных с погашением прежних и выпуском новых акций, увеличением уставного капитала, защитой прав акционеров, которые могут быть нарушены в результате реорганизации и т.д.

Акционерное общество может быть преобразовано только в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив.

5. Производственные кооперативы-добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности. Производственный кооператив, подобно хозяйственным товариществам, представляет собой объединение лиц и их имущественных паевых взносов, и предполагает личное участие его членов в деятельности кооператива.

Законодательство определяет минимальное количество членов кооператива-оно не должно быть менее пяти человек. В отличие от хозяйственных товариществ, имеющих простую и гибкую схему управления, непосредственное руководство деятельностью кооператива возлагается на его исполнительные органы-правление и его председателя. Высшим органом управления кооператива является общее собрание его членов, к исключительной компетенции которого относится решение следующих вопросов:

· изменение устава кооператива;

· образование наблюдательного совета и прекращение полномочий его членов, а также образование и прекращение полномочий исполнительных органов кооператива, если это право по уставу не перелано его наблюдательному совету;

· приём и исключение членов кооператива;

· решение о реорганизации и ликвидации кооператива.

Производственный кооператив может ликвидироваться по решению его членов или по решению суда.

Также существуют специфические формы коммерческой деятельности, применимые лишь в государственном секторе экономики-государственные и муниципальные унитарные предприятия (унитарные предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения, в том числе дочерние предприятия, а также федеральные казённые предприятия).