Государственный водный реестр содержит разделы. Государственный водный реестр Внесение сведений в государственный водный реестр

Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, собственности физических и юридических лиц, об использовании водных ресурсов, о речных бассейнах и бассейновых округах (реестр данных - это перечень учтенных объектов в государственном кадастре недвижимости РФ).

Водные объекты составляют важный аспект государственной политики и управления в области использования и охраны природных ресурсов, которые осуществляются путем:

  • установления порядка и ведения государственного водного реестра;
  • утверждения решения о владении, пользовании и распоряжении водными объектами;
  • разработки и реализации схем комплексного использования и охраны вод;
  • осуществления госнадзора за использованием и охраной водных объектов;
  • организации и осуществления государственного мониторинга вод;
  • осуществления деятельности бассейновых советов.

Распоряжением Правительства РФ утверждена водная стратегия, определяющая деятельность по развитию водохозяйственного комплекса, обеспечивающего устойчивое водопользование, охрану водных объектов и защиту от негативного воздействия вод. Стратегия предусматривает сохранение водных экосистем, обеспечение водными ресурсами населения и отраслей экономики и развитие системы мониторинга водных объектов. В соответствии с этим в водохозяйственных комплексах планируется:

  • совершенствование правовой базы и системы управления;
  • внедрение инновационных технологий по рациональному водопользованию, охраны и улучшению качества вод;
  • достижение уровня защищенности населения от негативного воздействия вод;
  • развитие научно-технической базы и обеспечение квалифицированными кадрами;
  • определение конкурентных преимуществ российского водоресурсного потенциала на внешних рынках .

Схемы комплексного использования и охраны водных объектов включают в себя материалы о состоянии и использовании водных объектов. Схемы являются основой водохозяйственных мероприятий, разрабатываются в целях определения потребностей в водных ресурсах и устанавливают:

  • перечень водохозяйственных и водоохранных мероприятий;
  • показатели количества и качества воды, водохозяйственные балансы;
  • лимиты забора воды из водного объекта и лимиты сброса сточных вод;
  • нормы допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты;
  • перечень мероприятий и показатели уменьшения негативного воздействия вод;
  • предполагаемый объем финансовых средств для схем комплексного использования.

Задачей государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов является соблюдение требований к использованию и охране водных объектов, а также правового режима земельных участков и объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон.

Под государственным надзором понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление нарушения требований, установленных в соответствии с международными договорами РФ, Водным кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными актами, посредством проведения проверок и мероприятий по контролю на водных объектах и в водоохранных зонах, принятия мер по устранению нарушений и исполнением требований. Должностные лица органов государственного надзора имеют право:

  • получать информацию и документы, необходимые для проверки деятельности;
  • посещать территории и объекты недвижимости для проведения контроля;
  • проводить исследования проб сточных вод и вод водных объектов;
  • выдавать предписания об устранении нарушений, проведении мероприятий по охране водных объектов и нормативам допустимого воздействия на водные объекты;
  • осматривать и задерживать суда, допустившие загрязнение вредными веществами;
  • уведомлять о результатах проверок и нарушениях использования водных объектов;
  • привлекать экспертов к проведению контроля, предъявлять иски в суд;
  • проверять соблюдение требований к использованию и охране водных объектов, расположенных в границах водоохранных зон .

Государственный надзор осуществляются Росприроднадзором и органами исполнительной власти субъектов РФ. Нарушениями природоохранного законодательства в пределах водоохранных зон являются:

  • движение и стоянка автотранспорта;
  • самовольное занятие защитных полос;
  • незаконная добыча общераспространенных полезных ископаемых;
  • захламление, захоронение отходов и сброс неочищенных сточных вод;
  • пользование водным объектом без документов.

Государственный мониторинг водных объектов устанавливается

Правительством РФ. Организация и осуществление мониторинга проводятся Федеральным агентством водных ресурсов (далее - Росводресурсы), Федеральным агентством по недропользованию (далее - Роснедра), Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ. При осуществлении мониторинга организаторы взаимодействуют с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор); Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор); Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор); Федеральным агентством по рыболовству (Росрыболовство).

Роспотребнадзор ведет социально-гигиенический мониторинг по оценке качества воды источников питьевого и хозяйственнобытового водоснабжения, а также состояния водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы. Контроль за санитарным состоянием водоемов осуществляется госсанэпиднадзором. Росрыболовство проводит мониторинг объектов рыбохозяйственного назначения. Собственники водных объектов и водопользователи ведут учет забора вод из водных объектов и сброса сточных вод, их качества, ведут наблюдения за водными объектами и водоохранными зонами. Одной из первоочередных задач Водной стратегии РФ является развитие системы мониторинга водных объектов, включая развитие и модернизацию государственной наблюдательной сети лабораторных исследований вод и грунтов и создание единой автоматизированной информационной системы мониторинга водных объектов .

Статья 31. Государственный водный реестр

  • проверено сегодня
  • кодекс от 01.01.2019
  • вступила в силу 01.01.2007

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 01.11.2013 08.05.2013 01.01.2013 01.01.2007

Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.

В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.

Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

В государственный водный реестр включаются документированные сведения:

  • 1) о бассейновых округах;
  • 2) о речных бассейнах;
  • 3) о водохозяйственных участках;
  • 4) о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях;
  • 5) о водохозяйственных системах;
  • 6) об использовании водных объектов, в том числе о водопотреблении и сбросе вод, в том числе сточных вод, в водные объекты;
  • 7) о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах;
  • 8) о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями их использования;
  • 9) о решениях о предоставлении водных объектов в пользование;
  • 10) о договорах водопользования;
  • 10.1) о разрешениях на захоронение донного грунта в морях или их отдельных частях;
  • 10.2) о местоположении береговой линии (границы водного объекта);
  • 11) об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами.

Сбор и хранение документированных сведений о подземных водных объектах осуществляются в соответствии с законодательством о недрах.

Документированные сведения государственного водного реестра относятся к государственным информационным ресурсам. Документированные сведения государственного водного реестра носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.

В течение пяти рабочих дней уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти предоставляет заинтересованному лицу сведения из государственного водного реестра или в письменной форме направляет ему мотивированный отказ в предоставлении таких сведений. Отказ может быть обжалован заинтересованным лицом в судебном порядке.

За предоставление копий документов, указанных в части 4 настоящей статьи, взимается плата. Размер указанной платы, порядок её взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Информация о предоставлении водных объектов в пользование размещается на официальном сайте уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Ведение государственного водного реестра осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


Государственный водный реестр

Наименование параметра Значение
Тема статьи:
Рубрика (тематическая категория) Экология

Государственный водный реестр

Государственный водный реестр – систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.

1) о бассейновых округах;

2) о речных бассейнах;

Государственный водный реестр – это систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.

В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования.

Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целœевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

В государственный водный реестр включаются документированные сведения:

1) о бассейновых округах;

2) о речных бассейнах;

3) о водохозяйственных участках;

4) о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в т.ч. об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях;

5) о водохозяйственных системах;

6) об использовании водных объектов, в т.ч. о водопотреблении и водоотведении;

7) о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах;

8) о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, других зонах с особыми условиями их использования;

9) о решениях о предоставлении водных объектов в пользование;

10) о договорах водопользования;

11) об иных документах, на основании которых возникает право собственности на водные объекты или право пользования водными объектами.

Государственный водный реестр - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Государственный водный реестр" 2017, 2018.

  • · «Водные объекты и водные ресурсы»;
  • · «Водопользование»;
  • · «Инфраструктура на водных объектах».
  • · «Водные объекты и водные ресурсы»

Водные ресурсы - это пригодные для использования человеком воды.Водные ресурсы сосредоточенны в поверхностных и подземных водных объектах, атмосфере и почве (табл.2.1). Активно используемые водные ресурсы образуют водный фонд.

Табл.4.1 Характеристика мировых запасов вод

Водный фонд - совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр. Наиболее широко используются реки, подземные водоносные горизонты и озера, в которых сосредоточено 55% ресурса. Озера и подземные воды, кроме ресурса характеризуются статическими (вековыми) запасами, которые составляют около 54068км 3 (табл.2.2).

Табл.4.2 Суммарные водные ресурсы России (по данным Центра регистра и кадастра)

*В том числе 227 км 3 /год речного стока, поступающего с территории других государств.

Рис.4.1

Запасы пресной воды, сосредоточенные в Российской федерации, оцениваются объемом 50 км 3 . Водообеспеченность населения в этом случае составляет около 1000 л/сут*чел, при средней потребности в воде около 200 л/сут*чел. Однако, неравномерность распределения водных ресурсов и расселения людей оказывают решающее значение в водообеспечении населения и отраслей экономики. В наиболее освоенных районах европейской части страны, где сосредоточено до 80% населения и производственного потенциала, сосредоточено менее 10% водных ресурсов.

Сведения о водных объектах представлены в Государственном водном реестре. Государственный водный реестр - это постоянно пополняемый и обновляемый систематизированный свод данных о водных объектах и их использовании. Он создается в целях информационного обеспечения комплексного и целевого использования водных объектов, их охраны, планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

Государственный водный реестр содержит сведения:

о водных объектах и их бассейнах, особенностях их водного режима, их физико-географических, морфометрических и других особенностях;

о водохозяйственных системах и использовании водных объектов для водопотребления и водоотведения;

о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, других зонах с особыми условиями их использования;

о предоставлении водных объектов в пользование и о договорах водопользования.

Поверхностные водные ресурсы

Болота занимают 140,8 млн. га, что составляет около 8% территории страны. Основные массивы сосредоточены в Северо-Западном регионе, на севере Центрального региона, юге Уральского и в Сибирском регионах. Вболотах сосредоточено около 3000 км 3 статических запасов природных вод. Среднемноголетние эксплуатационные ресурсы болот составляют порядка 300 км 3 /год.Болота содержат большое количество воды, но низкого качества, что не позволяет ее использовать даже для технических целей. Требуемая водоподготовка, в настоящее время, слишком дорогая, поэтому воды болот в Российской федерации не используются для целей водопотребления.

Болота играют важную роль в формировании гидрологического и гидрохимического режима рек. Замедленный водообмен болот позволяет аккумулировать сток с водосборной площади во время снеготаяния и выпадения дождей и перераспределять его в течение года, делая режим стока более равномерным. Поэтому болота приводят к снижению расходов половодья и паводков и увеличению объемов стока в меженные периоды.


Рис.4.2

Болота являются своеобразным биологическим фильтром, который снижает загрязненность поверхностного стока и тем самым регулирует гидрохимический режим стока.

Ледники являются существенными аккумуляторами пресной воды. На территории России основная масса ледников сосредоточена на арктических островах и в горных районах. Ледники выполняют функцию перераспределения стока и атмосферных осадков и регулирования стока горных рек. Для использования интерес представляют ледники горных районов, определяющие водность горных рек.

Рис.4.3

Рассматривается возможность использования воды айсбергов. Транспортировка айсберга объемом 10 млрд. м 3 в Калифорнию (США) и создание специального водохранилища, где будет накапливаться талая вода из айсберга, потребует не больше 1 млн. долларов , стоимость же полученной воды составит не меньше 100 млн. долларов . Использование пресной воды ледника намного выгодней опреснения солёной воды или транспортировки пресной воды из отдаленных районов.

Озера. На территории России расположено 2,7 млн. озёр с общим запасом пресной воды 26,5 тыс. км 3 . Самое глубокое пресноводное озеро мира - Байкал. Его глубина достигает более 1,5 км. В нём сосредоточено 23тыс. км 3 воды, или 20% мировых и 87% национальных запасов пресных вод. По территории России озёра распределены неравномерно. Северо-Западный регион считается краем озер.

В природе озера выполняют следующие основные функции:

аккумулирующая - вещества, стекающие с территории водосбора и транспортируемые реками, накапливаются в озерах;

регулирующая - озера принимают на себя часть стоков поступающих с территории водосбора, снижая высоту половодий и паводков, создавая более равномерный внутригодовой режим стока рек.

Табл.4.3 Характеристика крупных озер России

В настоящее время озёра служат источником питьевого, промышленного и сельскохозяйственного водоснабжения. Озера используются для целей туризма, отдыха, спорта . Озера всегда использовались для рыбохозяйственных целей.

Подземные водные ресурсы обладают более высокой степенью защищенности от техногенного загрязнения, поэтому их экологическое состояние, по сравнению с поверхностными водами, намного лучше, что определяет максимальное их использование для хозяйственно-питьевого водоснабжения.

Естественные ресурсы подземных вод составляют примерно 790 км 3 /год. Потенциальные эксплуатационные ресурсы составляют около 316 км 3 /год. Более трети потенциальных ресурсов сосредоточены в европейской части страны. Небольшие запасы пресных подземных вод сосредоточены в Северо-западном регионе, на юге Приволжского, в Южном и отдельных областях Центрального регионов. В целом по стране степень освоения запасов подземных вод не превышает 19%.

В ряде стран (например, Венгрия, Исландия) для теплоснабжения и получения электроэнергии широко используются термальные подземные воды. Россия обладает весьма значительными потенциальными ресурсами таких вод в Дальневосточном и Сибирском регионах, но их разведанные запасы и использование невелики.

К началу 2000 года в России было разведано 60 месторождений термальных вод, в том числе 5 месторождений имеют эксплуатационный ресурс 315 тыс. м 3 /сутки. Добыча воды производилась из 28 месторождений с годовым объемом 34 млн. м 3 . Общая мощность российских геотермальных станций и установок составляет немногим более 500 МВт.

Рис. 4.4

Подземные воды играют громадную роль в природе, участвуя практически во всех физико-географических процессах, происходящих в литосфере. Благодаря их перемещению происходит перенос растворенных веществ, растения получают питательные соли и влагу. Подземные воды активно влияют на формирование рельефа: оползни, эрозия; вызывают при определенных условиях заболачивание. Они участвуют в питании рек и озер, являясь при этом самой устойчивой частью стока.

Реки. В России насчитывается свыше 3 млн. рек общей длиной более 9.5 млн. км. Общий объем речного стока страны составляет 4043 км 3 /год.

Речной сток формируется за счет поверхностного и подземного питания. Поверхностный сток образуется на территории водосборной площади в результате выпадения дождей и таяния снега. Время добегания поверхностного стока до рек с наиболее удаленных точек водосборной площади зависит от рельефа местности, густоты речной сети и водно-физических свойств почво-грунтов, и составляет примерно 1…15 суток. Проходя по поверхности водосбора сток приобретает специфичный гидрологический режим и формирует свой гидрохимический состав за счет вымыва веществ из почвы. Так удельный вымыв фосфора с территории водосбора, занятой смешанными лесами, составляет порядка 0.056 кг/га, луга дают реке около 0.1кг/га, а для низинных болот эта величина составляет 0.4 кг/га. Объем вымыва фосфора с сельскохозяйственных площадей изменяется в пределах 1 - 5кг/га, т.е. в 3-100раз больше чем с естественных угодий.

Табл. 4.4 Основные характеристики крупных рек России.

Площадь водосбора, тыс.км 2

Длина, км

Средне-многолетний расход, м 3 /с

Объем стока, км 3

Западная Двина

Рис.4.5

(Классификация рек по протяженности:

ручьи - протяженность до 10км,

малые реки 10…100км,

средние реки 100…300км,

крупные - более 300 км).

Таким образом, качественный и количественный сток рек определяется условиями, которые складываются на водосборной площади, что позволяет считать его индикатором состояния и мерой использования территории водосбора.

Подземный сток делится на две составляющие: грунтовый (сток первого безнапорного водоносного горизонта) и межпластовый сток. Грунтовый сток более инертен по сравнению с поверхностным и позволяет учитывать в основном сезонные изменения. При этом грунтовый сток, также как и поверхностный сток, может служить индикатором состояния водосборной площади и условий хозяйственной деятельности человека. Наиболее постоянным в количественном и качественном плане является сток собственно подземных вод, т.е. вод второго и нижележащих водоносных горизонтов. Он обеспечивает реке определенную фоновую составляющую, гарантируя минимальный объем воды в реке и его качество. Важными для речной экосистемы являются сезонные изменения стока, так как в сезонном плане существенно изменяются функции реки.

Летний меженный период характеризуется относительно малыми расходами, глубинами и скоростями течения воды. Это создает благоприятный температурный режим, вода насыщается кислородом, что способствует росту и развитию водной биоты. Биомасса растительных организмов увеличивается за счет поглощения биогенных веществ, что ведет к снижению их концентрации в воде, т.е. происходит самоочищение воды.

В осенний период заканчивается активная вегетация, что сопровождается снижением прироста биомассы водных организмов. Снижается температура воды, что сопровождается: увеличением прозрачности воды, за счет снижения биомассы планктона и осаждения взвешенных веществ на дно; увеличением содержание кислорода в воде, за счет повышения предела растворимости; снижением интенсивности протекания физико-химических процессов. Все это подготавливает условия перезимовки биоты.

Зимний период покоя, перед очередным этапом активной жизнедеятельности, который наступает весной.

Весна характеризуется большими расходами, глубинами и скоростями течения воды. Так, на весенний период приходится до 60-80 объема годового стока. Бурные потоки воды обладают большой транспортирующей способность, что позволяет рекам очиститься от наносов и отложений (самоочищение реки), которые выносятся на заливные луга, откладываются в старицы или перераспределяются по руслу реки. При этом за счет стоков с водосборной площади, особенно с заливных пойм вода насыщается биогенными веществами.

Большинство крупных рек протекают по равнинам. Равнинные реки имеют широкие долины и небольшие уклоны, что определяет спокойный режим стока с небольшими скоростями. Например, наименьший средний уклон имеет река Обь, который составляет 0.00004, а наибольший уклон равнинных рек имеет Енисей, который на участках доходит до 0.00037.

Водохранилища. Водохранилища позволяют обеспечить гарантированное водоснабжение за счет перераспределения водных ресурсов. В настоящее время в России функционируют2290 водохранилищ объемом свыше 1 млн. м 3 и 30 тыс. малых водохранилищ и прудов. Общая емкость водохранилищ составляет 800км 3 .Ккрупным и особо крупным объектам относятся 325 водохранилищ (емкостью более 10 млн. м 3). Наибольшее количество водохранилищ находится в Приволжском регионе - 600, Центрально-Черноземном - 434, Уральском - 383. Самые крупные водохранилища находятся в азиатской части России. Так, средний объем одного водохранилища Сибирского региона достигает 26,4 км 3 , Дальневосточного - 7,4 км 3 , а например Приволжского региона - 1,4 км 3 .

Наряду с позитивной ролью водохранилищ следует отметить их негативное влияние на окружающую среду, которое заключается, например, в следующем:

затопление и подтопление земельных угодий;

разрушение берегов;

активизация оползневых явлений, в зону которых попадают многие населенные пункты, включая такие крупные, как Волгоград, Саратов, Ульяновск;

ухудшение технического состояния гидроузлов, большинство из которых нуждается в текущем ремонте, а сотни находятся в предаварийном состоянии.

Право пользования водными объектами производно от права собственности. Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут приобрести право пользования поверхностным водным объектом в порядке, предусмотренном Водным кодексом РФ, а подземным водным объектом - в порядке, предусмотренном горным законодательством.

· «Водопользование»

В основу понятия «право водопользования» заложено понятие «водопользование». Согласно ст. 1 Водного кодекса использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

В качестве примеров водопользования можно привести самые разнообразные случаи: забор воды из озера, реки, купание, судоходство, сплав древесины, рыболовство и т.д.

Водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом;

Право водопользования является институтом водного права и одновременно может рассматриваться в качестве субъективного права, принадлежащего конкретному водопользователю.

Виды права водопользования

Водный кодекс предусматривает следующие виды права водопользования:

В зависимости от цели использования водных объектов:

для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения,

сброса сточных вод и (или) дренажных вод,

производства электрической энергии,

водного и воздушного транспорта,

сплава древесины и иных предусмотренных Водным Кодексом целей.

Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование водопользование подразделяется на:

1) совместное водопользование;

2) обособленное водопользование.

Совместное водопользование имеет место, когда водный объект предоставляется в пользование нескольким субъектам для одного или нескольких видов использования.

Обособленное водопользование может осуществляться: для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления рыбоводства.

По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на:

1) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;

2) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;

3) водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Сроки водопользования

Предельный срок предоставления водных объектов в пользование зависит от основания возникновения права водопользования.

Так, предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем двадцать лет.

Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления законодательством не закреплен. Т.е. в каждом конкретном случае орган, принимающий решение о предоставлении водного объекта в пользование, вправе определить этот срок в зависимости от характера водопользования.

Объектами права водопользования являются водные объекты, о которых речь шла выше.

Субъектами права водопользования или водопользователями являются граждане и юридические лица, которым предоставлено данное право.

Особых требований к субъектам Водный кодекс РФ не устанавливает. Как отмечалось выше, здесь действуют общие положения Гражданского кодекса о право и дееспособности.

В отношении отдельных видов использования водных объектов могут устанавливаться дополнительные требования к водопользователям. Например, Правилами использования поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов, утвержденных постановлением Правительства РФ 30 декабря 2006 года, предусмотрено, что юридическое лицо, физическое лицо или индивидуальный предприниматель при использовании водных объектов для взлета, посадки воздушных судов:

обязаны знать и соблюдать требования правил охраны жизни людей на водных объектах и установленные органами местного самоуправления правила использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

  • · «Инфраструктура на водных объектах»:
  • - о водохозяйственных системах;
  • 08.06.2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.06.2006 г. № 73-ФЗ «О введение в действие Водного кодекса Российской Федерации». Этим нормативным актом были внесены изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту - Закон о регистрации) в частности, появилась статья 22.1, которой установлено, что права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, их ограничения (обременения), сделки с указанными сооружениями подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по месту нахождения данных объектов.

При этом обязательным приложением к документам, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на гидротехнические сооружения, расположенные на водных объектах, являются документы, которые подготовлены в соответствии с водным законодательством и в которых в графической форме обозначены схемы размещения этих сооружений (п.2 ст. 22.1 Закона о регистрации).

Водный кодекс Российской Федерации (далее по тексту ВК РФ) определяет водный объект как природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод, в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (ст. 1 ВК РФ). Понятие гидротехнического сооружения дано в ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» согласно которой к таким относятся: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы и другие. Таким образом, перечень видов гидротехнических сооружений является открытым. Более подробная информация о гидротехнических сооружениях и их классификациях содержится в СНиП 2.6.01-86 «Гидротехнические сооружения». Согласно этому документу гидротехнические сооружения подразделяются на постоянные и временные. В тексте СНиП можно также найти ряд специальных терминов (отстойник, водовод, слип и другие) Все эти термины укажут государственному регистратору, с чем именно он имеет дело. Принимая сооружение, расположенное на водном объекте, за гидротехническое или иное, государственный регистратор в первую очередь должен ориентироваться именно на нормы Федеральных законов. Сооружение может являться гидротехническим, но фактически не располагаться на водном объекте. К подобным объектам могут относится отдельно размещенные мелиоративные сооружения (ст.2 Федерального закона от 10.01.1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель»). Информация о том, что конкретный объект является гидротехническим или иным сооружением, должна присутствовать в документах, содержащих его описание (кадастровый паспорт).

Государственный водный реестр - систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации , муниципальных образований, физических и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об использовании водных объектов, о речных бассейнах и бассейновых округах .

Государственный водный реестр регистрирует договоры водопользования, решения о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования .

Государственный водный реестр содержит разделы:

  • «Водные объекты и водные ресурсы»;
  • «Водопользование»;
  • «Инфраструктура на водных объектах».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Порядок получения ипотечного кредита

    ✪ Week 9, continued

Субтитры

Мы будем говорить о том, что такое ипотечный кредит, в чем его отличие от используемого часто слова «ипотека» и в чем его отличие от жилищного ипотечного кредита – это еще один термин, который очень часто употребляется на рынке. Итак, ипотека – это разновидность имущественного залога. В данном случае особенность в том, что залог остается у заемщика кредита. Таким образом получить ипотечный кредит можно под залог имеющегося у заемщика жилья или приобретаемого жилья. Когда мы говорим о залоге для получения ипотечного кредита, мы имеем в виду недвижимость. В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации под недвижимостью или недвижимым имуществом, недвижимыми вещами понимаются земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Сюда относятся здания, сооружения и незавершенные объекты строительства. Таким образом, стоит отметить, что в случае с залогом вы можете рассматривать свою квартиру, можете рассматривать квартиру, которую вы хотите купить. Традиционно крупными участниками ипотечного кредитования являются: заемщик, он же называется залогодатель – тот, кто предлагает залог для обеспечения кредита; кредитор, залогодержатель – тот, кто принимает на себя залог на обеспечение кредита, сюда относятся риелторские компании и риелторы, ипотечные брокеры, и сюда относится государство, потому что ипотека – это залог, но не всякий залог является ипотекой. Основное качество залога – это его публичность. Дело в том, что при регистрации имущества, которое вы приобретаете в ипотеку, соответствующий орган, а именно государственный регистратор, делает запись в едином государственном реестре прав об обременении на данное имущество, обременение – то есть залог. Таким образом любое заинтересованное лицо может запросить справку и получить сведения о том, что данное имущество находится в залоге. Таким образом, отличительными особенностями ипотечного кредита является то, что в залоге, во-первых, находится имущество. Второе – то, что в обязательном порядке требуется первоначальный взнос. Здесь есть одна особенность: первоначальный взнос традиционно считается – 20-30 %. На сегодняшний день есть специальные ипотечные программы, где первоначальный взнос рассматривается на уровне 10 % от стоимости жилой недвижимости, которую вы будете приобретать. И есть особые ипотечные программы, в которых возможно приобрести квартиру в ипотеку без первоначального взноса. Предметом ипотеки является недвижимость, и здесь нужно сказать, что взыскание в том случае, если вы не выплатите вовремя ипотечный кредит или нарушите кредитную дисциплину, платежную дисциплину, взыскание будет обращено именно на заложенное имущество, а не на какое другое. Что такое жилищный ипотечный кредит? Вот в том случае, когда мы рассматриваем ипотеку, рассматриваем залог, мы рассматриваем ее с целью приобрести, как правило, жилье. Вот в этом случае мы и говорим о жилищном ипотечном кредите, то есть кредите, который берется под залог недвижимого имущества с целью приобретения жилья, и само жилье в этом случае выступает залогом. Единственный вопрос, который возникает сегодня на рынке: какое жилье вы хотите приобрести? Приобрести можно жилье на вторичном рынке. Вторичный рынок – это когда переходит право собственности от физического лица к физическому лицу. Или на первичном рынке, когда вы приобретаете его у застройщика. Но сразу оговорюсь, что приобрести жилье на вторичном рынке несколько проще, чем на первичном, хотя на сегодняшний день распространены программы банков, которые имеют соглашение о сотрудничестве со строительными компаниями, полностью доверяют таким компаниям, и в этом случае они позволяют иметь наиболее интересные условия при приобретении жилья по ипотечным программам в строящемся доме. До тех пор, пока дом не сдан государственной комиссии, на него не оформлено свидетельство о государственной регистрации, вы становитесь не покупателем, вы становитесь инвестором. В таком случае речь идет о переуступке права инвестора. Ну и здесь, в данном случае, если компания хорошо себя зарекомендовала на рынке, если у нее есть соглашение с банком, если банк четко доверяет и знает сроки сдачи такого объекта, то в этом случае, как правило, проблем не возникает. Но все-таки заемщик должен быть готов, что на сегодняшний день при приобретении квартиры в кредит до государственной регистрации может пройти от 6 месяцев до 3 лет. Если вы приобретаете квартиру на вторичном рынке, здесь, как правило, все проще. Что вы должны сделать первым шагом: вы должны обратиться в банк и получить решение кредитного комитета, показав банку все ваши доходы. Здесь может быть двоякая ситуация: банк может удовлетворить, вообще говоря, форма, которая разработана в банке для того, чтобы все доходы в нее были внесены, либо второй вариант – вы прилагаете форму 2 НДФЛ. В том случае, если кредитный комитет вам дает добро, дает разрешение, вы идете на рынок и смотрите квартиры. В том случае, когда вам нравится квартира – это еще полбеды, она должна удовлетворить банк. Какие здесь вопросы возникают для того, чтобы банк был полностью удовлетворен и одобрил этот объект недвижимости? Прежде всего, не должно быть никаких незарегистрированных перепланировок. Должна быть у квартиры чистая история, связанная с переходом права собственности от одного физического лица к другому. Не должно быть ущемления прав и так далее. Вот это второй шаг. Если квартира абсолютно устраивает и банк, и вас лично, вы можете двигаться дальше. Третьим этапом вы должны получить заключение оценщика о рыночной стоимости жилья, которое вы выбрали на рынке. В том случае, когда вы получили оценку (здесь будьте внимательны, затраты на проведение оценки ложатся полностью на заемщика), вы предлагаете уже результат свидетельства о проведенной оценке банку. И банк, и страховая компания, которая аккредитована банком (это обязательное условие на сегодняшний день, на рынке компании сотрудничают с банками), и банк предложит вам перечень компаний, в которую вы можете обратиться. Следующим этапом вы должны подписать кредитный договор. Вы подписываете кредитный договор, а дальше должны решить с продавцом квартиры, в какой форме его удовлетворят денежные средства, которые вы будете вносить за приобретаемое жилье. Здесь может быть два варианта: либо это может быть безналичный расчет (в этом случае нужно будет открыть счет в банке, куда банк-кредитор может перечислить денежные средства), либо тут возникает вопрос с арендой банковской ячейки. Здесь тоже один момент: в том случае, если в банке, с которым вы заключили кредитный договор, нет депозитария, вы должны будете арендовать ячейку в другом банке, но тогда затраты на перечисление денежных средств из банка, где вы заключили кредитный договор в банк, где вы арендовали ячейку, также ложатся на вас. После того, как получены денежные средства продавцом квартиры, может потребоваться нотариальное удостоверение. В принципе, законодательно нотариальное удостоверение договора не требуется, но банки иногда требуют прежде всего подписи, удостоверенные нотариально на закладной, а здесь один момент, что отношение между залогодержателем и залогодателем оформляется именной бумагой, называемой закладной. После того, как вы собрали этот пакет документов, через 30 дней вы должны получить свидетельство о государственной регистрации. После этого вы становитесь полноправным владельцем имущества. Единственное: вы можете пользоваться, вы владеете этим имуществом, но вы не имеете права распоряжаться. В принципе, есть еще одно дополнительное условие: по согласованию с банком вы можете прописать, или без согласования, как это принято в кредитной программе банка, вы можете прописать свою семью, близких и так далее, вы не можете продать, вы не можете отчуждать и так далее. Но на сегодняшний день вы становитесь полноправным владельцем этого имущества, но при этом оплачиваете банку ежемесячный платеж, который включает погашение основной суммы кредита и процентов по нему.

Водные объекты и водные ресурсы

В этот раздел включаются сведения.