Ст 13 фз 115 о правовом положении. Правовое положение иностранных граждан в РФ: закон и его основы, группы иностранцев и их статус

Иностранные граждане проживают в чужом государстве и зачастую их права более ограничены, чем у коренных жителей, имеющих местное гражданство. Чтобы обучаться или работать обязательно нужно иметь особое разрешение от государственных органов. Для того, чтобы вести контроль и регулировать правоотношения был принят

Общие положения закона

Закон о положении иностранных граждан в РФ был принят Государственной Думой 21 июня 2002 года, а одобрен Советом Федерации 10 июля того же года. Последние изменения произошли 29 июля 2017 года. В этом законе 7 глав и 38 статей, но некоторые его положения и пункты до сих пор рассматриваются и изменяются для улучшения качества жизни иностранных граждан. Данный Федеральный закон регулирует правоотношения между иностранными гражданами и органами государственной власти. Он используется, когда иностранные граждане приезжают в Российскую Федерацию для ведения бизнеса, трудовой деятельности или просто проживания.

  • В первой главе описаны и оформлены все общие положения закона. Составлены понятия и термины и их определения, описаны все основные положения временного проживания иностранного гражданина на территории Российской Федерации. Кто, как и когда выдает разрешение на проживание и вся информация о постоянном проживании иностранного гражданина. Какие могут быть причины или основания для того, чтобы человек получил отказ на временное или постоянное проживание. Описаны особенности разрешений на жилье для лиц, проводящих трудовую деятельность, военную службу, предпринимательскую деятельность и т. д.;
  • В главе номер два оформлены приглашения от граждан Российской Федерации на въезд для иностранных лиц. Приглашение может быть выслано, чтобы лицо могло обучаться на территории или для того, чтобы работать;
  • В третьей была оформлена регистрация иностранных граждан, но 18 июля 2006 года она утратила силу;
  • В г. четыре был оформлен учет иностранных граждан, но 18 июля 2006 года эта глава утратила силу;
  • В пятой описан учет миграционных служб об иностранных лицах, приезжающих в Российскую Федерацию. Каким образом ведется государственный и федеральный контроль, последствия несоблюдения сроков и ответственность за это, полномочия органов по ведению учета и контроля. Пятая глава имеет подпункт, в котором описаны ситуации международной передачи иностранных граждан;
  • Согласно шестой главе иностранные лица несут ответственность при нарушении описываемого закона. Оформлены ситуации и способы несения наказания;
  • В седьмой главе описаны заключительные положения и дополнительные условия, требования Федерального закона 115.

Основами для настоящего закона считаются Конституция РФ и международные договоры.

226 ФЗ о войсках национальной гвардии читайте

Какие были внесены изменения?

Последние изменения в 115 ФЗ о правовом положении иностранных граждан были внесены 29 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 243. При последней редакции произошло не очень много изменений. В статью восемь, пункт 3.2 был добавлен абзац. В этом абзаце оформлена информация о том, что если русскоговорящий житель Украины приехал на территорию Российской Федерации и ему должны выдать вид на жительство, он обязан принести заявление, подписанное в нотариальной конторе, о том, что отказывается от своего украинского гражданства. В статью 14 был добавлен пункт 1.1, в котором описаны ситуации и лица, когда иностранный гражданин имеет право на работу в государственных органах и военную службу. Такие лица могут иметь гражданство Российской Федерации и другой страны, но при этом обязаны принести на службу письменный отказ от гражданства другой страны, подписанный у нотариуса.

В пятой статье ФЗ 115 о правовом положении иностранных граждан в РФ оформлены все нюансы и основные условия временного пребывания иностранного лица на территории Российской Федерации. Сроки пребывания иностранцев определяются выданной им визой, но существуют и исключения. При посещении страны при помощи безвизового режима, лицо имеет право находиться на территории 90 суток. По истечению сроков гражданин обязан покинуть территорию Российской Федерации. Информация об этом была внесена в закон в 2015 году.

В статье номер семь описаны ситуации, когда гражданин может получить отказ об аннулировании или выдачи временного разрешения на проживание.

Отказ или аннулирование может произойти, если:

  • Гражданин несет угрозу окружающим или угрозу безопасности Российской Федерации, ратуя за насильственное изменение Конституции и законодательства;
  • Прибыл без визы и не предоставил документы для получения временной регистрации;
  • Оказывает содействие террористам или даже совершает действия, являющиеся террористической угрозой;
  • Является зависимым от наркотических веществ или переносчиком ВИЧ;
  • До того, как получить разрешение на временное проживание в течение пяти лет хотя бы раз был выслан или депортирован из страны;
  • Был заключен брак, иностранное лицо получило временное разрешение, но затем суд признал брак недействительным;
  • Предоставил ложные, несоответствующие или поддельные документы;
  • Гражданин проживает за пределами Российской Федерации больше полугода;
  • Осужден по любой из статей Уголовного Кодекса, совершил тяжкое преступление;
  • Уехал из России на ПМЖ в другую страну;
  • Въехал на территорию России и в течение трех лет не обзавелся жильем или местом прописки;
  • От двух и больше раз иностранное лицо было осуждено судебным органом за административное нарушение.

Федеральный закон 115 Ф3 с изменениями в статье 13 описывает трудовую деятельность, работу иностранных лиц на территории РФ. Они имеют право выбрать профессию по своим способностям и желанию и распоряжаться выданным на работе имуществом. Работодатель же обязан получить специальное разрешение на привлечение к работе граждан из-за границы. Последние изменения этой статьи были внесены 29 июля 2017 года, в пункт 4.13 о том, что все иностранные граждане, занимающиеся инновационной научной деятельностью регулируются другим законом, ФЗ 216 об инновационной научной деятельности. Руководители организаций, нанимающие приезжих из-за границы, обязаны заключить с ними договор, в котором прописываются все условия труда и официального проживания лица на территории Российской Федерации. Руководителем, нанимающим иностранного гражданина тоже может быть иностранец, но у него должно быть официальное разрешение на ведение предпринимательской деятельности.

Действующая редакция ФЗ 115

Вся информация о проживании, работе и других действиях описана в ФЗ о правовом положении иностранных граждан. В любых договорах, связанных с приезжими из-за границы, как договор купли-продажи или трудовой договор, основополагающим законом считается именно 115. Для того, чтобы не ошибиться с подачей заявлений, пакетом документов или нарушением сроков, для граждан Российской Федерации правильно выслать приглашение на обучение или работу, рекомендуется ознакомиться с описываемым законом.

Скачать Федеральный закон 115 «О правовом положении иностранных граждан» Российской Федерации можно

Иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в РФ, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в РФ, являются:

1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

2) разрешение на временное проживание;

3) вид на жительство;

4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

Согласно пункту 3 статьи 62 Конституции России иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. К отношениям с участием иностранных граждан в РФ применяется так называемый "национальный режим",т.е. уравнивание, с небольшими исключениями, правового статуса иностранных граждан и граждан РФ.

Их статус регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Иностранцы и лица без гражданства делятся на временно пребывающих на российской территории, временно и постоянно проживающих на ней.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в России определяется сроком действия выданной ему визы (максимум 90 дней в 180-тидневные периоды) или законом, если он имел право на безвизовый въезд в страну. Так, соглашением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества, заключенным в г. Санкт-Петербурге 19.11.2010 установлено, что срок временного пребывания трудящегося-мигранта и членов его семьи определяется сроком действия трудового договора трудящегося-мигранта с работодателем, а срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и срок временного пребывания в РФ членов его семьи определяются сроком действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту.

Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента.

Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ и поступающего на военную службу по контракту, определяется приказом Минобороны РФ от 02.04.2004 г. №101.

Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах РФ на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

По общему правилу иностранные граждане:

Не обладают правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, а также участвовать в референдуме РФ и ее субъектов. Однако постоянно проживающие в РФ иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Не могут быть призваны на военную службу по призыву (альтернативную гражданскую службу).

Въезд на территорию РФ для учебы или работы возможен только по приглашениям, выданным МИД РФ или ФМС России по ходатайствую приглашающей стороны.

При въезде на территорию страны для временного пребывания иностранец или лицо без гражданства заполняет миграционную карту, которая является документом, который содержит сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служит для контроля за его временным пребыванием в Российской Федерации.

Выдача прибывающим иностранным гражданам бланков миграционных карт осуществляется бесплатно:

а) при следовании воздушным (морским, речным) транспортом - членами экипажей воздушных (морских, речных) судов;

б) при следовании железнодорожным транспортом - членами бригад поездов;

в) при следовании автомобильным транспортом общего пользования (автобусами) - водителями;

г) при следовании личным (частным) транспортом или пешим порядком - должностными лицами органа пограничного контроля.

Въездные и выездные части миграционных карт (талоны "А" и "В") заполняются лично владельцами документов, дающих право на въезд и пребывание на территории РФ, разборчиво, без помарок и исправлений чернильной или шариковой авторучкой с чернилами (пастой) черного, синего или фиолетового цвета. В случае если иностранный гражданин не владеет русским языком, допускается заполнение им сведений о себе буквами латинского алфавита в соответствии с данными, указанными в паспорте или ином документе, удостоверяющем его личность.

Миграционная карта заполняется на каждого иностранного гражданина независимо от возраста.

Отметки о въезде / выезде проставляются в графах "Для служебных отметок" миграционных карт должностными лицами органа пограничного (а для транзитных пассажиров - и иммиграционного) контроля в момент прохождения иностранными гражданами пограничного (иммиграционного) контроля.

Заполненные въездные части миграционных карт (талоны "А") с проставленными в них отметками о въезде изымаются должностными лицами органа пограничного контроля у владельцев при въезде в Российскую Федерацию.

Выездные части миграционных карт (талоны "В"), с проставленными в них отметками о въезде, хранятся у иностранных граждан в течение всего периода их пребывания на территории Российской Федерации и сдаются должностным лицам органа пограничного контроля при выезде из Российской Федерации.

При въезде на территорию РФ с декабря 2014 года иностранные граждан и лица без гражданства обязаны пройти дактилоскопию.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания. Если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней.

Нормативные правовые акты, регулирующие права и обязанности иностранных граждан в России:

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

2. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.12.2014)

3. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

4. Приказ Министра обороны РФ от 02.04.2004 № 101 "О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту"

5. Решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 09.12.2010 № 65 "О ходе выполнения Плана действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации"

Иностранцы — это лица, которые проживают в другом государстве, но не являются его гражданами.

Иностранные граждане имеют доказательства того, что они принадлежат к гражданству другого государства. Обычно права иностранных граждан ограничены в отличие от жителей, которые имеют гражданство конкретной страны. Чтобы устроиться на работу, требуется специальное разрешение. Государство, в котором живут иностранные граждане, может позаботиться о высылке или депортации.

Чтобы урегулировать отношения к иностранным жителям, был принят Федеральный закон.

Действующий Федеральный закон определяет права иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Он регулирует взаимоотношения между иностранными лицам и органами местного самоуправления, государственной власти, должностными лицами. Отношения с иностранными гражданами возникают при проживании или осуществления предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации.

ФЗ-15 был одобрен Государственной думой и вступил в силу после одобрения Совета Федерации 10 июля 2002 года. Последние изменения были внесены 17 апреля 2017 года.

Текст ФЗ-115

Настоящий Федеральный закон №115 (ФЗ «О правовом положении иностранных граждан») включает 7 глав и 38 статей. Законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и определяется международными договорами РФ.

Чтобы просмотреть последние изменения, дополнения и поправки, скачайте закон в последней редакции по следующей .

Последние изменения в закон «О правовом положении иностранных граждан в России»

Последние изменения в ФЗ-155 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» были внесены 17 апреля 2017 года. Поправки, внесенные в закон, носят технический характер, сохраняя порядок операций, подлежащих контролю.

Статья 18

Статья 18 ФЗ-115 была дополнена пунктами 3,5-3,6. Она описывает особенности постоянного проживания граждан на территории РФ. В случае выдачи вида на жительства пункты 1 и 2 статьи 18 становятся недействительными:

  • Жителю из-за рубежа;
  • Близкому родственнику.

Согласно закону для получения вида на жительства необходимо предоставить справку о реабилитации. Она выдается в органах внутренних дел или в прокуратуре.

Дополнительно были внесены изменения в пункт 8 статьи 9 действующего закона.

Статья 9

Вид на жительство не выдается иностранцу, если он не соответствует подпунктам 1-7, 12, 13 действующего ФЗ. Если документ имеется, он также аннулируется в соответствии с вышеописанными пунктами.

Ниже рассмотрены основные статьи закона, в содержание которых изменения не вносились.

Статья 5

Ст 5 ФЗ-115 описывает порядок и сроки временного пребывания иностранного гражданина на территории РФ. Срок пребывания соответствует сроку выдачи визы. Исключением считаются случаи, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Статья 7

В ст 7 ФЗ-115 перечислены основания для отказа в выдаче вида на жительство иностранному гражданину.

Список оснований :

  • Иностранный гражданин насильственно пытается изменить конституционные основы РФ. Создает угрозу безопасности РФ или граждан;
  • Связан с террористическими группировками, оказывает им помощь и поддерживает их цели;
  • Привлекался к административной ответственности, был депортирован и т.д. за предшествующие 5 лет;
  • Предоставил поддельное удостоверение личности или сообщил в контролирующие органы недействительную информацию о себе;
  • Был осужден за тяжкое преступление по закону;
  • Имеет судимость за совершение тяжкого/особо тяжкого преступления;
  • Привлекался к административной ответственности по нарушению общественного порядка несколько раз за последние 12 месяцев;
  • Со дня получения вида на жительство в течение 180 суток не был устроен на официальную работу или не имел доходов или достаточных денежных средств для содержания членов семьи.

Статья 13

В ст 13 ФЗ-155 описывается возможность трудиться на территории РФ. Жители из-за рубежа могут:

  • Доказать квалификационные навыки к труду;
  • Выбирать профессию и сферу деятельности;
  • Пользоваться собственным имуществом для организации предпринимательской деятельности.

В качестве работодателя выступает юридическое или физическое лицо с правом закона на привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности. Труд жителей из-за рубежа используется на основании заключенного с ними трудового договора. Работодателем может быть иностранное лицо, которое имеет зарегистрированное, согласно закону, индивидуальное предпринимательство в Российской Федерации.

Статья 27

Ст 27 ФЗ-115 при последней редакции утратила законную силу.

Чтобы скачать действующий закон с изменениями и дополнениями, перейдите по указанной .

В результате проводимого Российской Федерацией курса на преодоление тоталитарного изоляционизма и интеграцию страны с мировым сообществом на территории Российской Федерации стало проживать — постоянно и временно — много иностранных граждан и лиц без гражданства. устанавливает, что они пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами. Исключения возможны только в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ). Роль закона, регулирующего правовое положение иностранцев в России, выполняет Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в редакции от 29 декабря 2010 г.).

Иностранными гражданами в России признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства. К ним приравниваются лица без гражданства и те лица, которые имеют вид на жительство.

В понятие «иностранные граждане» включаются разные категории лиц с иностранным гражданством, а также без гражданства. Это могут быть сотрудники дипломатических и консульских представительств (и члены их семей), постоянно проживающие в России иностранные граждане, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, а также лица, временно пребывающие в России (члены экипажей иностранных самолетов и морских судов, туристы, бизнесмены, деятели науки и культуры, родственники российских граждан и др.). Особую группу составляют беженцы, правовое положение которых регулируется специальными актами.

Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Это касается их личных прав (неприкосновенность личности и жилища, свобода совести и т. д.), а также экономических, социальных и культурных прав, если они предусмотрены для неграждан (право на экономическую деятельность и частную собственность, трудовую деятельность, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение, образование, участие в общественных организациях, пользование достижениями культуры и проч.). Постоянно проживающие иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме. Но они лишены тех прав, преимущественно из категории политических, которые согласно российской Конституции и законам предоставляются только гражданам РФ (занятие некоторых государственных должностей, участие в политических партиях, право избирать и быть избранными в органы государственной власти, участие в референдумах и др.). Существуют некоторые ограничения прав, например свободы передвижений. Иностранный гражданин вправе защищать свои права всеми предусмотренными Конституцией РФ средствами, включая право на обращение в суд.

Тот же принцип лежит в основе определения обязанностей иностранных граждан. Эти граждане не несут военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ (согласно Конституции РФ это обязанность только граждан РФ), но на них распространяется конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, беречь памятники истории и культуры. Иностранные граждане обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, действующие на территории России.

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в Российской Федерации, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных. Закон устанавливает порядок передачи и приема иностранных граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии.

Сотрудники дипломатических и консульских представительств и члены их семей обладают иммунитетом и привилегиями, установленными международным правом, вследствие чего юрисдикция Российской Федерации на них не распространяется. Некоторые категории лиц (лица, обладающие консульским иммунитетом, члены экипажей самолетов и морских судов, военнослужащие, находящиеся в России по долгу службы) подчиняются юрисдикции Российской Федерации в определенных пределах.

Перемещения иностранных граждан, связанные с их въездом в Россию, транзитным проездом, передвижением потерритории России, при измененении места жительства регулируются Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в редакции от 23 декабря 2010 г.). Предусмотрены уведомительный и разрешительный порядок регистрации по месту жительства, права и обязанности таких лиц, ответственность за нарушение правил миграционного учета.

Введенные в 2006 г. изменения в законодательство об иностранных гражданах существенно улучшили регулирование процессов трудовой миграции в России. Предусматривается возможность самостоятельного получения иностранными гражданами, прибывшими в Россию в безвизовом порядке, разрешений на работу в 10-дневный срок со дня подачи заявления. Работодателям предоставляется право привлекать таких иностранных работников без получения разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы и исполнения связанных с его получением обременений при условии соответствия иностранного работника установленным законодательством обязательным требованиям к состоянию здоровья, профессии, специальности и квалификации.

В целях регулирования миграционных потоков иностранных граждан, прибывающих в Россию в порядке, не требующем получения визы. Правительству РФ предоставляются полномочия по увеличению или сокращению установленного 90-суточного срока временного пребывания в Российской Федерации как в целом, так и на территории одного или нескольких субъектов РФ для отдельных категорий временно пребывающих иностранных граждан. Новые миграционные квоты позволят учитывать не только количественные, но и качественные (профессия, квалификация) характеристики трудовых мигрантов, регулировать миграционные потоки на уровне Российской Федерации и уровне субъектов РФ.

Квота на выдачу разрешений на осуществление трудовой деятельности может устанавливаться Правительством РФ для всех категорий иностранных работников с учетом социально-экономического развития Российской Федерации, потребности в привлечении иностранных работников, эффективности использования иностранной рабочей силы и ее вклада в экономику и социальную сферу страны. Ежегодно постановлением Правительства РФ утверждается квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в порядке, не требующем визы.

Закон устанавливает, что временное проживание иностранцев по квоте Правительства РФ разрешается на три года. Но некоторые категории получают разрешение без учета квоты (состоявшие в гражданстве СССР или родившиеся в России, имеющие детей, состоящих в гражданстве РФ, состоящие в браке с гражданином РФ и др.).

В целях борьбы с нелегальной эмиграцией Российской Федерацией в марте 2007 г. ратифицировано Соглашение с Европейским Сообществом о реадмиссии, предусматривающее выявление и возвращение лиц, которые не соответствуют условиям въезда на территорию Российской Федерации или на территорию одного из государств ЕС либо условиям пребывания или проживания на данных территориях.

Российская Федерация — правопреемник и правопродолжатель Российского государства, Российской республики, РСФСР и СССР. Эта непрерывность (континуитет) российской государственности отражается на институте российского гражданства, порождая особый порядок приобретения гражданства, государственной поддержки, правовой защиты в отношении граждан РФ, постоянно проживающих за рубежом, или выходцев из России (эмигрантов), состоявших в гражданстве России или СССР, но ставших гражданами другого государства или лицами без гражданства. Эти лица, как и их потомки, называются соотечественниками, и их правовое положение регулируется Федеральным законом «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (в редакции от 23 июля 2010 г.).

Указанный Закон закрепляет порядок и основания признания и подтверждения принадлежности к соотечественникам, принципы и цели государственной политики России в отношении соотечественников. Соотечественники имеют право на приобретение гражданства РФ в упрошенном порядке. Россия способствует сокращению числа лиц без гражданства среди соотечественников, а органы государственной власти содействуют добровольному переселению соотечественников в Россию. Установлен порядок приобретения российского гражданства для каждой группы соотечественников и формы государственной поддержки в области основных прав и свобод человека и гражданина, в экономической и социальной областях, в области культуры, языка и образования, в области информации.

Основы правового положения неграждан в Российской Федерации

Иностранные граждане — это лица, не являющиеся российскими гражданами и имеющие доказательства гражданства иностранного государства (если есть и то, и другое, это состояние двойного, множественного гражданства, что регулируется иначе).

Особенности правового положения иностранцев в России зависят от того, находятся они в этой стране временно или проживают постоянно, присутствуют в стране законно или являются нелегальными иммигрантами, от договоров России с тем или иным государством. Особой категорией иностранных граждан являются главы и сотрудники дипломатических представительств и консульств. Они имеют определенные привилегии и иммунитеты, установленные российскими законами и международными соглашениями. Однако в отношении всех иностранных граждан, лиц без гражданства, с множественным гражданством существует общий принцип: они должны соблюдать законы страны пребывания, их деятельность не должна наносить ущерба интересам Российского государства, законным интересам граждан РФ и других лиц. Иностранец, проживающий в России, должен иметь доход, позволяющий содержать себя и семью.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Он распространяется и на лиц без гражданства, если в отношении них не действуют специальные правила. Срок пребывания иностранного гражданина в России определяется сроком выданной ему визы, а срок временного пребывания в порядке, не требующем визы, не может превышать 90 дней. В данном случае введен уведомительный порядок при приглашениях: приглашающая сторона уведомляет об этом соответствующий федеральный орган. Для заключивших трудовое или гражданско-правовое соглашение по выполнению работ или услуг срок временного пребывания продлевается на срок договора, но не более чем на год. От этого порядка следует отличать временное проживание иностранца в России. Такое разрешение иностранцу выдается сроком на три года (но в пределах квоты, число таких лиц утверждается Правительством РФ). Отказ в выдаче разрешения на временное проживание возможен, в частности, если иностранец поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность, осужден, не может содержать себя и свою семью в пределах прожиточного минимума, не имеет жилого помещения. В течение срока действия разрешения на временное проживание иностранцу может быть выдан вид на жительство (с 14 лет) с фотографией (дети до 14 лет вносятся в вид на жительство родителей). Он дает право на постоянное проживание в Российской Федерации. Вид на жительство выдается на пять лет и может неоднократно продлеваться.

Иностранец может быть приглашен в Российскую Федерацию любым физическим лицом, организацией, в том числе для обучения и трудовой деятельности, но приглашения оформляются официально и выдаются федеральным органом исполнительной власти. Приглашения для трудовой деятельности оформляются особо — в размере квоты (числа лиц), ежегодно утверждаемой Правительством РФ (на 2003 г. квота составляла 530 тыс. человек, на 2004 г. — 213 тыс. с резервом 20 тыс. 332 человека), на 2006 г. — 329 300, на 2008 г. — 140 790 человек (с распределением по субъектам РФ), на 2009 г. — первоначально 3,9 млн, но затем это число сокращено. До оформления приглашения работники центров занятости дают заключение о целесообразности приглашения иностранной рабочей силы, и если в регионе есть незанятые лица, стоящие на учете для получения работы, в приглашении может быть отказано. О приглашении иммигрантов на работу в соответствии с квотой Правительства РФ необходимо уведомлять Федеральную миграционную службу (вместо прежнего разрешения). При законной иммиграции иностранцу выдается особый документ - иммиграционная карта.

Проживающие в России иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правом на труд, на предпринимательскую деятельность, на отдых, на образование, правом собственности и другими социально-экономическими и культурными правами. Они вправе вступать в профсоюзы, кооперативы, спортивные и другие объединения (кроме политических), если это не противоречит их уставам. Иностранцы и лица без гражданства пользуются личными конституционными правами (свобода совести, неприкосновенность личности, жилища и др.), могут вступать в брак с гражданами РФ и другими лицами (во всех случаях — иного пола), вправе обращаться в суд.

Иностранцы и лица без гражданства не могут участвовать в выборах в органы государственной власти, в референдумах Российской Федерации и субъектов РФ (но, как говорилось выше, при определенных условиях, на основе международных соглашений и взаимности вправе участвовать в местных выборах и референдумах), не могут быть членами политических партий, занимать государственные должности. В соответствии с российским законодательством иностранцы не вправе иметь контрольный пакет акций в электронных средствах массовой информации (на газеты, журналы это ограничение не распространяется). Ограничено иностранцев на землю. Некоторые рабочие места могут быть закрыты для иностранцев (иностранец не может быть командиром воздушного судна, работать ведущим на радио и телевидении, иностранцы не могут быть приняты на любую работу в военные городки, объекты, связанные с государственной тайной, организации, связанные с ядерным производством), а преимущества при приеме на разрешенные виды работ могут отдаваться собственным гражданам. Для посещения ряда объектов иностранцам требуется разрешение (территории закрытых административно- территориальных образований, военных городков, пограничных зон, объекты, на которых размещены органы государственной власти, есть «ограниченные зоны» в субъектах РФ и др.). Запрещена деятельность иностранных торговцев на розничных рынках.

Иностранцы наравне с гражданами РФ несут многие обязанности. Они обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, платить налоги, бережно относиться к природным богатствам, беречь памятники истории и культуры, однако они не обязаны служить в армии. За совершение преступлений, административных или иных правонарушений на территории РФ иностранцы и лица без гражданства несут ответственность наряду с гражданами РФ. Эта ответственность не распространяется на лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом.

При нарушении иностранцами сроков пребывания в России к ним может быть применена депортация - административное выдворение (без судебного решения) за пределы России. Меры по выдворению таких иностранцев и лиц без гражданства могут осуществлять федеральные органы — МВД России, ФСБ России, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Министерство здравоохранения и социального развития РФ и др. (всего девять министерств и ведомств).

Право на политическое убежище

Политическое убежище в России предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 26 июля 1995 г. При этом предоставление убежища тем или иным лицам не должно рассматриваться как недружественный акт по отношению к другим государствам. Политическое убежище предоставляется лицам, преследуемым (если есть реальная угроза преследования) в стране их гражданской принадлежности или обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые соответствуют общедемократическим принципам, признанным мировым сообществом, и нормам международного права. Оно не предоставляется, если действия, совершенные лицами, просящими убежища, признаются в России преступлением, противоречат целям и принципам ООН, а также если это лицо представило заведомо ложные сведения, имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется, прибыло из страны с устоявшимися демократическими традициями в области защиты прав человека или с которой Россия имеет соглашение о безвизовом пересечении границ.

Ходатайство о предоставлении политического убежища подается на имя Президента РФ. Предоставление политического убежища осуществляется указом Президента РФ. Лицу, получивщему убежище, выдается свидетельство и оформляется вид на жительство. Такое лицо пользуется правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ с учетом ограничений, установленных законами или международными договорами РФ.

Выдача () граждан РФ не допускается, как и в других странах. Не допускается выдача лиц, преследуемых за политические убеждения или за действия, не признаваемые в России преступлениями. Экстрадиция других лиц, обвиняемых в совершении преступлений в других странах, и передача осужденных для отбывания наказания в других странах возможна на основании федерального закона или международного договора РФ (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ).

Правовое положение иностранных граждан обусловлено законами, изложенными в Конституции РФ. Если федеральные законы или международные соглашения не предусматривают какие-либо иные положения, то они имеют те же права и несут такую же ответственность, как и россияне.

«Декларацией о правах человека», провозглашенной ООН в 1985 году, обеспечены основные права человека (предусмотренные в Международных договорах о правах человека), в том числе гарантированные не гражданам. Пакты являются юридически обязательными документами, которые требуют от каждого государства, которое ратифицировало их для защиты определенных прав человека для всех лиц на своей территории и под ее юрисдикцией.

Образец вида на жительство в России

Получение ВНЖ

Чтобы получить вид на жительство, иностранцу необходимо предоставить статус временного жителя, который выдается в пределах квотирования, установленного российским правительством, учитывающего демографические и другие факторы, и распределенного между федеративными регионами. Некоторым лицам могут выдаваться такие разрешения за пределами квот: тем, кто инвестировал в экономическое развитие страны или заключил брачный союз с гражданином России.

В то же время он может быть аннулирован в ряде случаев, когда не соблюдается резидентство или другие налагаемые на статус обязательства. Например, если иностранный гражданин находился в пределах принимающей стороны более установленного определенного срока; при неоднократном нарушении правил миграционной регистрации; представлял угрозу национальной безопасности, или в случае совершения серьезного преступления, тогда лицо становится объектом депортации. В ряде случаев данный статус может быть обусловлен определенным типом занятости или ведением бизнеса. Обладатели имеют те же обязательства, что и граждане РФ относительно налогов.

Регистрация резидентов обязательна в РФ.

Существуют отдельные регистры для иностранных граждан (или лиц без гражданства). Временное проживание регистрируется по заявлению работодателя или администратора отеля и так далее. Запрос также подается в течение 7 дней.