Критерии чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации, вызванные транспортом Действия после железнодорожной аварии

Общественный транспорт плотно вошел в жизнь современного человека и стал восприниматься как обыденное явление. Многие начали забывать, что транспорт, особенно общественный имеет повышенный уровень опасности. Он предназначен для перевозки большого количества людей на различные расстояния. Городской транспорт функционирует в пределах городской черты. Это автобусы, троллейбусы, маршрутные такси, метро и трамваи. Большая часть пассажирского потока перекладывается именно на них. Техническим средствам свойственны поломки, замыкания проводов, возгорания. Кроме того, не исключены аварии из-за чрезвычайных происшествий на дороге. Различные опасные ситуации, в которых могут пострадать не только пассажиры в салоне, но и пешеходы, зависят от вида транспорта.

Наиболее распространенные причины аварий на общественном транспорте:

  • Столкновения с другими участниками на дороге;
  • Технические поломки, включая утечки газа, бензина;
  • Резкое торможение;
  • Затопление транспорта водой при падении в водоем;
  • Удары электрическим током;
  • Возгорания;
  • Схождение с рельсов.

В метрополитене опасность также представляет эскалатор, на котором люди могут получать травмы, из-за не соблюдения рекомендуемых правил безопасного использования, а также столпотворения и баловства.

Как обезопасить себя

Не получить травму в процессе поездки поможет соблюдение профилактических действий. К сожалению, не во всех маршрутных средствах и местах остановки общественного транспорта можно ознакомиться с тем, как необходимо себя вести, чтобы избежать увечий.

Правила довольно просты. Для того чтобы не стать жертвой нападения или грабежа следует избегать остановок, на которых никого нет. Особенно, если время позднее и само место плохо освещено. Если вы заходите в безлюдный пассажирский салон, то старайтесь расположиться рядом с водителем или кондуктором. Выбор останавливайте на одиночных сиденьях, чтобы к вам не мог подсесть посторонний человек.

Втискиваться в сильно переполненный транспорт крайне опасно. Лучше опоздать в пункт назначения, чем получить травму и провести пару недель на больничном, а так же не забывайте о карманных воришках. Не стойте рядом с входными дверьми, на подножке или ступеньках. Ели вашу одежду зажало, сообщите водителю.

Следите за детьми. Часто малыши играют во время поездки с дверьми, и при внезапном их открытии оказываются придавленными или получают травмы. Особенно часто прижимаются руки детей из-за того, что ребенок находится без контроля.

Сумка не должна находиться за спиной. Пользуясь электричкой, выбирайте вагон с большим количеством людей. Стоять в тамбуре опасно. При наличии в салоне агрессивной или пьяной группы людей, лучше пересесть от них подальше или поменять вагон.

Выходите из транспорта только, когда он полностью остановился. Не запрыгивайте в салон при движении. Если вы стоите, держитесь за поручни или спинки сидений. Не надейтесь на то, что сможете удержать равновесие при резком торможении. Старайтесь не располагаться на близком расстоянии с острыми или режущими предметами (трости, зонты).

Ходить по салону во время движения также опасно. Как бы вам не хотелось немного поспать во время дороги, лучше этого делать. Человек во сне или сразу после него не сможет быстро включиться в изменившуюся ситуацию. Его движения будут замедленными и своевременно среагировать правильно на опасность не сможет.

Действия при аварии

  • При столкновении следует сгруппироваться. Крепче возьмитесь за поручни. Встаньте удобнее и противодействуйте возможному падению.
  • Если Вы сидите, то используйте пол в качестве опоры для ног. Скрестите руки над головой и наклоните ее к груди.
  • Если автобус падает на бок, а вы сидите у окна, то как можно скорее положите на стекло сумку или пакет. Это ослабит удар, и предохранит лицо от возможных осколков.
  • Покидайте транспорт, используя аварийные выходы (они указаны в салоне).

По-возможности помогайте раненным пассажирам, а также детям и пожилым людям покинуть аварийное транспортное средство. В электротранспорте при повреждении проводов безопаснее всего находится сидя. К поручням и корпусу в этой ситуации прикасаться запрещается. Выходить следует прыжком, используя обе ноги одновременно. Это необходимо, чтобы не попасть под воздействие электрического тока в результате шагового напряжение.

Как спастись из горящего и тонущего транспорта

Заметив первые признаки возможного пожара в салоне движущегося транспорта – немедленно сообщите кондуктору. При его отсутствии свяжитесь с водителем.

Если возгорание небольшое, то справиться с ним можно с помощью любых подручных средств. Это может быть земля, песок, сок, молоко, вода. Сохраняйте спокойствие. Эмоции в таких ситуациях мало помогают. В большинстве видов общественного транспорта под сиденьями есть огнетушитель. Используйте его.

Важно: убедитесь, что огнетушитель не порошкового типа, так как использование в замкнутом пространстве может иметь негативные последствия.

При сильном задымлении первоочередной задачей должна стать защита органов дыхания. Здесь используйте части верхней одежды (воротник, ворот свитера, шарф) либо увлажните любую ткань.

Если двери не открылись автоматически, используйте специальные кнопки. Выбивайте окна, предназначенные для выхода из транспорта в таких случаях. Покидать транспорт необходимо без паники. Не толкайте других людей, не хватайте их за руки, не ставьте подножки. По правилам сначала следует дать выйти из горящего салона детям, пострадавшим и людям пожилого возраста.

Больше всего пугают людей аварии общественного транспорта, связанные с его падением в воду и последующим затоплением. Здесь также нужно придерживаться лишь определенной схемы действий.

  • Пока транспорт находится на поверхности воды, следует выбираться через окна.
  • Если вы не успели выбраться из салона до полного затопления, то освободитесь от тяжелой верхней одежды. Сделайте несколько глубоких вдохов и выплывайте через окно, так как дверь из-за разницы давления открыть будет очень тяжело, и вы потеряете много сил, которые вам понадобятся для всплытия.
  • Быстрее достичь поверхности поможет толчок от корпуса, поэтому постарайтесь оттолкнуться ногами от транспорта.
  • Окажите помочь людям, которые не умеют плавать или с трудом держатся на воде.

Оказавшись на берегу, дождитесь врачей и пройдите медицинский осмотр.

Правила поведения в метрополитене

К зонам наибольшей опасности в метро относят:

  1. Турникет . Это специальное устройство, которое ограничивает проход людей для проверки оплаты проезда. По правилам пользования запрещается проходить турникет толпой. К травмам может привести, если вы предпримете попытку перепрыгнуть его.
  2. Эскалатор . Запрещается самостоятельно останавливать или блокировать его движение. Садиться на ступени, также не рекомендуется ставить тяжелые вещи. Не бегите по эскалатору, не толкайте людей, не перепрыгивайте через ступени – это зачастую приводит к телесным повреждениям.
  3. Перрон . Нельзя стоять у края платформы. Обычно зона опасности обозначена ограничительной желтой линией.
  4. Вагоны состава .

Аварии в метрополитене могут быть вызваны различными причинами.

Это могут быть:

  • Столкновения поездов из-за ошибки машиниста или диспетчера;
  • технические поломки;
  • перебои в подаче электричества;
  • съезд с рельсов;
  • взрывы в случаи перевозки опасных веществ;
  • противозаконных действий пассажиров.

Ознакомьтесь также с другими материалами

Общая характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Опасность техносферы для населения и окружающей природной среды обуславливается наличием в хозяйстве страны большого количества радиационно-, химически-, биологически, пожаро- и взрывоопасных производств и технологий. Таких производств в России насчитывается около 45 тысяч. Возможность возникновения здесь аварий усугубляется высокой степенью износа основных производственных фондов, падением производственной и технологической дисциплины.

Число техногенных ЧС из года в год растёт, усугубляются последствия и масштабы их воздействия, сохраняется высокая степень опасности от аварий и катастроф, которых насчитывается более 40 видов.

ЧС техногенного характера весьма разнообразны как по причинам их возникновения, так и масштабам. Необходимо учитывать, что все они являются непосредственным результатом деятельности человека.

По характеру явлений их подразделяют на шесть групп:

· аварии на химически опасных объектах;

· аварии на радиационно опасных объектах;

· аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах;

· аварии на гидродинамических объектах;

· аварии на транспорте;

· аварии на коммунально-энергетических сетях.

Техногенная авария - это чрезвычайное событие, возникающее по техногенным причинам (производственным, конструктивным, технологическим и эксплуатационным), а также из-за внешних воздействий, заключающихся в повреждении, выхода из строя, разрушения технологических устройств и сооружений.

По характеру явлений, определяющих особенности воздействия поражающих факторов на людей и окружающую среду, аварии могут быть:

· с выбросом (угрозой выброса) опасных веществ (химических, радиоактивных, биологических и др.);

· на системах жизнеобеспечения (коммунально-энергетических, очистных и др.);

· на гидродинамических объектах;

· на транспорте.

Крупномасштабные аварии, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжёлые последствия, называют техногенными катастрофами .

Чрезвычайные ситуации на транспорте.

Все люди, независимо от возраста и положения, пользуются различными видами транспортных средств. Но далеко не все задумываются о том, что современный транспорт – зона повышенной опасности. Особенностью современного транспорта является его большая насыщенность энергией. Наиболее энергоёмкими видами транспортных средств являются трамваи, троллейбусы, метрополитен и железнодорожный транспорт.

Автомобильный транспорт прочно вошёл в категорию самых опасных. За последние несколько десятилетий не проходило недели, чтобы то из одного, то из другого района земного шара не приходило сообщение о жуткой аварии с участием пассажирского автобуса, а иной раз и о катастрофе сразу нескольких автомобилей. Большинство из подобных происшествий случалось в «рискованных» районах, среди которых традиционно числятся Китай, Индия, страны Латинской Америки. Однако, увы, не стали исключением Великобритания, Франция, Испания, Италия, США, Россия.

Различают следующие виды дорожно-транспортных происшествий:

· наезды на людей и другие подвижные объекты, находившиеся в полосе движения автомобиля;

· наезды на неподвижные объекты (в том числе и на стоящие на дороге транспортные средства);

· столкновения автомобилей друг с другом и другими средствами – встречные, боковые при попутном движении и перекрестные, происходящие под различными углами;

· опрокидывание транспортных средств в результате заноса, потери управления, неблагоприятных дорожных условий, применения водителем резких или неправильных приёмов управления.

Человек, едущий в транспорте, должен соблюдать некоторые предосторожности, способные уменьшить опасность получить травму в случае ДТП:

· в случае ДТП безопасность гарантируется устойчивым фиксированным положением тела – сидя в кресле, наклонитесь вперёд и положите скрещенные руки на стоящее впереди кресло, голову прижмите к рукам, ноги продвиньте вперёд, но не просовывайте под кресло, т.к. сломанное кресло может повредить ноги;

· при падении группируйтесь, закройте голову руками. Не пытайтесь остановить падение, ухватившись за поручень или что-то другое. Это приводит к вывихам и переломам;

· не засыпайте во время движения: опасно не только проспать свою остановку, сколько получить травму при маневре или резком торможении;

· если в салоне возник пожар, немедленно сообщите об этом водителю;

· при ДТП откройте двери кнопкой аварийного открытия дверей. Если этого не удаётся, разбейте боковые окна;

· по возможности сами гасите огонь с помощью огнетушителя, находящегося в салоне;

· выбравшись из горящего салона, сразу начинайте помогать другим.

Несколько слов о личной безопасности при пользовании транспортом:

· в тёмное время суток избегайте пустынных остановок. Ожидая транспорт, необходимо стоять на хорошо освещенном месте рядом с другими людьми;

· вещи держите на виду. Не засматривайтесь в окно, если на полу стоит сумка или чемодан. Лучше всего держать вещи на коленях. Если не удалось сесть, сумку или портфель прислоните к стене;

· избегайте пустых автобусов, трамваев, троллейбусов, вагонов метро. Если всё же приходится ехать поздно, то садиться лучше около водителя, причём не у окна, а ближе к проходу, чтобы к вам неудобно было подсесть. Если подозрительный незнакомец хочет сесть рядом, пропустите его к окну или пересядьте.

Экстремальные ситуации в метро могут возникнуть:

· на эскалаторе;

· на платформе;

· в вагоне поезда.

Опаснее всего нарушать правила пользования метрополитеном на эскалаторе.

Чрезвычайные ситуации на транспорте


1. Особенности аварий на транспорте

Значительное число техногенных катастроф происходит на транспорте. Транспорт является важнейшим связующим звеном частей любой страны, звеном современного многоотраслевого хозяйства. Транспорт, кроме пассажиров, перевозит массу разнообразных грузов. Многие из этих грузов представляют для человека значительную угрозу. Они могут гореть, взрываться, отравлять и заражать окружающую среду.

Ежегодно в Украине перевозится транспортом около 900 млн. тонн грузов и свыше 3 млрд. пассажиров. На железнодорожный транспорт приходится до 60% грузовых перевозок, автомобильный – 26, речной и морской – 14. Взрывоопасные, пожароопасные, химические и другие опасные вещества составляют 155 общего объема перевозок.

Чтобы предотвратить вредное влияние перевозимых грузов на окружающую среду, транспортные средства специально оборудуются. Но, несмотря на это, далеко не всегда удается избежать чрезвычайного происшествия, в том числе и с человеческими жертвами. 50% всех аварий и катастроф, возникающих в хозяйстве, приходится на транспорт.

Основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций являются ошибки человека и техническое состояние того или иного транспортного средства. Усилия в борьбе с транспортными авариями и катастрофами должны быть направлены на их предотвращение. Вовремя принятые меры полностью их исключают или значительно уменьшают потери.

помощь пострадавший автокатастрофа


2. Чрезвычайные ситуации на автомобильном транспорте

Проблемы, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций на автомобильном транспорте, присущи всем странам мира. В последние годы резко возросло число личных автомобилей, движение стало намного интенсивнее и как следствие возрастает риск различного рода аварий. Согласно принятым в Украине критериям, к чрезвычайным ситуациям на автомобильном транспорте относятся те дорожно-транспортные происшествия, следствием которых была гибель 3 и более человек или когда число пострадавших составило 5 и более человек.

Главные причины ЧС на автомобильном транспорте:

Различные нарушения правил дорожного движения;

Техническая неисправность автомобиля;

Превышение скорости движения;

Управление автомобилем в нетрезвом состоянии;

Плохие дороги (в том числе и скользкие);

Неисправности автомобилей (прежде всего – тормозной системы и рулевого управления);

Недостаточная подготовка лиц, управляющих автомобилями, слабая их реакция, низкая эмоциональная устойчивость;

Невыполнение правил перевозки опасных грузов и несоблюдение при этом необходимых требований безопасности;

Неудовлетворительное состояние дорог.

Иногда на проезжей части можно видеть открытые люки, не огороженные и неосвещенные участки ремонтных работ, отсутствие предупреждающих об опасности знаков. Все это в совокупности приводит к огромным потерям.

Если авария неизбежна:

Не покидайте машину до ее остановки (выжить в машине легче, чем вне ее);

Следует управлять машиной до последней возможности, сохраняя самообладание;

Нужно сделать все возможное, чтобы уйти от встречного удара. Кювет, забор, кустарник и даже дерево лучше идущего на вас автомобиля;

Если нет такой возможности, постарайтесь перевести встречный удар в скользящий, боковой.

Самое важное в любой аварии – не препятствовать перемещению тела вперед и защитить голову. Пассажир должен закрыть голову руками и завалиться набок, напрячь все мышцы и не расслабляться до полной остановки автомобиля. Если рядом находится ребенок – необходимо крепко прижать его к себе, накрыть собой и также завалиться набок. Следует помнить, что наиболее опасное место пассажира в автомобиле – переднее сиденье.

После того как удар произошел, прежде всего, необходимо определиться, где (в каком месте автомобиля) и в каком положении вы находитесь, не подтекает ли бензин и т.д. В зависимости от ситуации нужно покинуть автомобиль через дверь или окно. Помните! Делать это нужно как можно быстрее. Очень часто происходит загорание автомобиля с последующим взрывом. Если не открываются ни двери, ни окна – следует разбить стекло.

Основные работы при крупных автомобильных авариях проводят специальные команды, имеющие автокраны, машины техпомощи с приспособлениями для резки металла, реечными домкратами, клиньями, тросами и другим необходимым инструментом.

Для ликвидации последствий аварий с автомобилями, перевозящими химически опасные, взрывчатые, ядовитые, радиоактивные вещества, привлекаются специализированные формирования.


2.1 Оказание первой помощи пострадавшему в автокатастрофе

Первоочередной задачей при оказании доврачебной помощи является устранение опасности, угрожающей жизни пострадавшего. При автокатастрофе главное – своевременно оказать первую медицинскую помощь пострадавшим. И должно быть это сделано не позднее первых 20, от силы 30 мин. Иначе будет поздно.

Главные опасности:

Потеря сознания;

Обильное кровотечение;

Нарушение сердечной деятельности и дыхания;

Тяжелые черепно-мозговые травмы и повреждения позвоночника;

Клиническая смерть.

Надо иметь в виду, что водитель и пассажиры чаще всего получают ранения головы, конечностей и грудной клетки от ударов конструкциями дверей, рулевой колонки, передней стенки кузова и ветровым стеклом. Дополнительные травмы наносят предметы, находящиеся в машине. Пешеходы наибольшие повреждения получают от ударов бамперами, крыльями, фарами и капотом. Около 60% всех ранений – результат вторичного удара о дорожное полотно, бордюрный камень.

Что делать? Каждый водитель проходящей машины, каждый пешеход обязаны немедленно принять все возможные меры по спасению людей, оказанию им самой первой медицинской помощи, особенно остановки кровотечений. На место происшествия вызываются работники ГАИ, скорая медицинская и техническая помощь. Место катастрофы ограждается предупредительными знаками.

Пострадавшие после оказания им первой медицинской помощи доставляются в ближайшие лечебные учреждения.

Порядок оказания первой медицинской помощи:

Остановить кровотечение, угрожающее жизни;

При отсутствии дыхания – сделать искусственное дыхание и вентиляцию легких;

При отсутствии пульса – одновременно с искусственным дыханием проводить непрямой массаж сердца;

При шоке – ограничить подвижность, утеплить, дать горячее питье, обезболивающее средство;

При черепно-мозговых травмах и повреждениях позвоночника – обеспечить неподвижность, дать обезболивающее средство;

При потере сознания – расстегнуть одежду, положить на спину так, чтобы голова была ниже ног, сбрызнуть лицо и грудь холодной водой, поднести к носу нашатырный спирт. Если результат не достигнут, следует проверить, свободны ли дыхательные пути;

При клинической смерти – убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии и дыхания (при помощи зеркала) и только потом приступить к реанимационным действиям.

Схема оказания помощи при автодорожном происшествии, если пострадавший находится без сознания:

Убедиться в наличии пульса на сонной артерии и реакции зрачков на свет;

Быстрее повернуть пострадавшего на живот;

Очистить с помощью платка или салфетки ротовую полость;

При кровотечении – наложить кровоостанавливающие жгуты;

На раны – стерильные повязки;

При подозрении на переломы костей конечностей наложить шины;

Подкладывать под голову подушку, сумку или свернутую одежду;

Переносить или перетаскивать пострадавшего с места происшествия без крайней необходимости (угроза взрыва, пожар и т.п.);

Самостоятельно транспортировать пострадавшего (при возможности вызвать спасательные службы).

2.2 Пожар в автомобиле

Есть три наиболее важные вещи, которые надо всегда иметь в автомобиле: аптечку с медикаментами, огнетушитель и несинтетическую накидку.

Если автомобиль загорелся, то:

Остановите автомобиль и выключите двигатель;

Поставьте машину на тормоз и блокируйте колеса (неустойчивое положение может усугубить инцидент);

Выставите сигналы на дорогу;

Займитесь жертвами;

Вызовите помощь (медицинскую и техническую), пожарных, милицию;

Следите, чтобы не было утечки бензина (сигарета или даже маленький камешек способный вызвать трение, могут стать причиной пожара).

Огонь в автомобиле зарождается почти всегда под капотом мотора из-за разрыва трубопровода, подающего бензин, либо в результате загорания в карбюраторе или газовом баллоне. Первое, что необходимо сделать – это разъединить контакты, вытащив ключ из замка зажигания.

Если машина работает на газе, закрываются два крана, расположенные в багажнике на баке с топливом. После этого направить струю огнетушителя на основание пламени; если его нет - использовать песок, землю, накидку, одежду. Эффективен также пакет с водой, брошенный с силой на объятые пламенем части автомобиля.

Если пожар затронул только карбюратор, достаточно включить мотор на максимальные обороты, что поможет потушить огонь;

Если есть раненые, их необходимо отнести в безопасное место;

Если огонь охватил заднюю часть машины, где находится бензобак, единственное, что остается сделать - это быстро удалиться от машины;

Сцены из фильмов, где взрывается автомобиль, в жизни довольно редки; это может произойти, если бензобак почти пустой или машина работает на газовой установке;

Если пожар охватил салон автомобиля, знайте: опасность велика, огонь быстро распространяется по обивке, состоящей из ткани, пластика и синтетических волокон.

2.3 Советы водителям

1. Внимательность и предусмотрительность:

Нет правил, единых для всех условий движения. Кроме одного – за рулем всегда надо быть максимально осторожным и внимательным. Оно поможет вам избежать многих опасных ситуаций;

Ездите понятно для окружающих! Старайтесь управлять автомобилем так, чтобы ваши действия никогда не были неожиданными для других водителей и пешеходов;

Если поведение другого водителя вам не очень понятно, снижайте скорость;

Если водитель впереди снижает скорость, не спешите его обогнать, а осознайте сначала, почему он это делает;

Не будьте самоуверенны, остерегайтесь неуверенных лиц;

Приучайтесь управлять автомобилем, заглядывая далеко вперед и назад;

Нельзя водить автомобиль в расчете на то, что избегать опасностей вам помогут умение и предусмотрительность других водителей. Нужно всегда самому быть готовым избежать опасных последствий ошибок или легкомыслия окружающих;

Будьте психологом! Двигаясь за другим автомобилем, старайтесь предусмотреть действия его водителя, чтобы быть готовым ко всяким неожиданностям.

2. Бдительность и усталость:

Опасное дело – двигаться без остановок длительное время, это притупляет внимание;

Монотонная езда имеет гипнотическое действие. Время от времени меняйте темп движения, останавливайтесь для отдыха;

Держите руль без напряжения, но обязательно двумя руками. Это позволяет вести автомобиль без больших усилий и мгновенно выравнивать его при толчках;

Ночью водитель утомляется быстрее из-за напряженного зрения и повышенного внимания. Поэтому нужно чаще останавливаться для отдыха;

Никогда не управляйте автомобилем, если вы не здоровы или ощущаете утомление.

3. Соблюдение дистанций:

В потоке машин интервал и дистанция – самое главное в обеспечении безопасности движения.

Не «работайте локтями» на дороге: по обе стороны вашего автомобиля всегда должно оставаться хотя бы по пол метра пространства;

При встречах с автопоездом интервал нужно увеличивать до одного метра, потому что прицеп редко когда идет по следу тягача;

Приучитесь всегда держаться правее. Хороший водитель должен занимать на дороге места не больше, чем ему положено;

Не «висите на хвосте» у впереди идущего автомобиля. Это утомительно и всегда опасно для всех участников движения.

4. Помните о тормозах:

Умелое применение тормозов – самое убедительное свидетельство высокого мастерства водителя. Оно тем выше, чем реже и более плавно вы тормозите;

Резкое торможение – прямой путь к заносу и выходу автомобиля из подчинения;

Старайтесь всегда держаться такой дистанции, чтобы тормозить только в крайнем случае;

Снизив скорость на одну треть, вы сократите тормозной путь больше, чем в два раза;

Всегда проверяйте работу тормозов, когда садитесь за руль автомобиля (особенно незнакомого);

Доведите управление тормозами до полного автоматизма – и вы выиграете немало времени для оценки дорожной обстановки;

Ни в чем так не видна разница между мастером и неопытным водителем, как в пользовании коробкой передачи и тормозами.

5. Внимание, поворот:

Только повороты дорог по-настоящему проверяют наше умение водить безопасно автомобиль;

Умело проехать поворот – не значит проехать его быстро;

Не пробуйте проходить повороты на высокой скорости (дорога – не гоночный трек, не спешите!)

Непосредственно на повороте забудьте о педалях сцепления и тормозах;

Визг шин при повороте – визитная карточка неопытного водителя;

Заранее снижайте скорость, пусть автомобиль поворачивает на колесах, а не на крыше;

Лучший стиль при повороте – всегда двигаться по своей полосе на дороге.

6. Не бойтесь заноса:

Скользкая дорога не терпит резкого торможения. Умеренность и плавность во всем – это первейший закон на такой дороге;

Помните, что занос легче упредить, чем преодолеть, когда он уже возник;

При заносе не касайтесь тормозной педали. Сохранить прежнее направление движения помогут только спокойствие и умелая работа рулем;

На скользкой дороге лучший способ тормозить – без использования тормозов;

Если под колесами неожиданно появился лед, не впадайте в панику, на трезвую голову всегда можно найти выход из затруднительного положения;

Попав на скользкий участок дороги, нет ничего хуже, чем сбросить «газ»;

Скользкой дорога может быть в любую пору года, особенно в дождь. Постоянно следите за состоянием дорожного полотна.

7. Безопасная скорость:

Скорость – достоинство автомобиля, если ведет его человек предусмотрительный и рассудительный;

Скорость становится опасной, когда не соответствует условиям движения;

Помните! Чем больше скорость, тем труднее остановить автомобиль. С ростом скорости автомобиля, скорость человеческих реакций не растет;

Будьте рассудительны в выборе скорости. Она всегда должна быть такой, чтобы тормозной путь не превышал расстояния видимости;

Чем выше скорость, тем меньше времени исправить возможные ошибки.

Общественный транспорт стал неотъемлемым элементом в жизни современного человека. Но, к сожалению, он несет потенциальную опасность как для пассажиров и водителя, так и для остальных участников дорожного движения. Автобусы, трамваи, троллейбусы могут попасть в ДТП. Автобус, едущий по опасному участку пути, может упасть в реку или сорваться со скалы, в случае если водитель не справится с управлением.

Возможны и аварии внутри самого транспорта, в первую очередь — пожар. Также вполне реальна угроза удара током в троллейбусе или трамвае.

И, наконец, общественный транспорт, как и любой другой, представляет для вас опасность, если вы отдельный участник дорожного движения: пешеход, велосипедист, водитель автомобиля итд.

Основные правила безопасности

При ожидании общественного транспорта, старайтесь избегать пустынных и неосвещенных остановок. Стойте в месте, которое хорошо освещено, рядом с другими людьми. Будьте, однако, внимательны: многолюдные остановки являются местом деятельности карманников.

Если вы едете поздно вечером или ночью, старайтесь занять место возле водителя, чтобы постороннему человеку было неудобно к вам подсесть. Все же, если незнакомец(ка) пытается подсесть к вам, пропустите его к окну или пересядьте. В случае повторного навязывания своего общества, попросите оставить вас в покое, настолько громко, чтобы водитель тоже вас услышал. Важно не оставлять свои вещи без внимания. Если в общественном транспорте едет или пьяный возбужденный человек, старайтесь не встречаться с ним глазами.

При поездке на поезде, в электричке, старайтесь занять место в вагоне, где наибольшее количество пассажиров. Располагайтесь как можно ближе к пульту вызовы полиции, проследите, чтобы при необходимости вам ничего не преграждало путь. Не стойте в тамбуре и держитесь подальше от выпивающих компаний.

Пожар в общественном транспорте

Если в салоне общественного транспорта началось , немедленно сообщите водителю. Затем обеспечьте эвакуацию: откройте двери с помощью аварийной кнопки, а если это невозможно — разбейте боковые окна или откройте аварийные люки. Постарайтесь потушить огонь с помощью огнетушителя: он должен находиться у водителя. Если до водителя добраться затруднительно, пусть вам передадут огнетушитель.

Не паникуйте и не давайте паниковать остальным.

В первую очередь спасайте детей и наиболее беспомощных людей. Старайтесь избегать давок, спасайте из них беспомощных людей. Выбивайте окна, если давки образовываются.

Постарайтесь не дышать, пока не выберетесь из транспорта, и сразу же, как покинете его, помогайте прочим пассажирам. Будьте осторожны с металлическими частями транспорта: не прикасайтесь сами и не давайте прикасаться другим, так как металл может быть .

Правила безопасности в метро

Эскалатор. Пока вы движетесь на эскалаторе, держитесь за поручень и не касайтесь неподвижных предметов. Придерживайте свой багаж, поставленный на ступеньки. Обязательно держите за руку или на руках детей, не давайте им баловаться. Не рекомендуется сидеть на ступеньках. Если эскалатор разогнался, но тормоза не сработали — остается лишь перескочить через балюстраду на соседнюю лестницу. Не ходите по неработающему эскалатору без крайней на то необходимости, так как тот может начать движение.

Перрон. За ограничительную линию на платформе не заступайте. Следует немедленно подать знак машинисту круговыми движениями руки, если вы увидели, как кто-то упал между вагонами стоящего поезда. Потом вызовите любого служащего метро. Если вдруг вы сами оказались на путях, не вздумайте подниматься на платформу, подтягиваясь за ее край: под ней проложен 800 V контактный рельс. Если поезда не видно и не слышно, бегите к часам, к «голове» платформы. А если поезд уже показался, ложитесь между рельсами. Закройте глаза, кричите, пойте — это поможет не сойти с ума. Главное — не шевелитесь. Затем во весь голос зовите на помощь.

Если вы забыли или по иной причине не смогли забрать свои вещи в вагоне, сообщите дежурному метро номер поезда и в каком вагоне вещи были оставлены. Номер поезда написан на лобовом стекле последнего вагона. Если вы заметили бесхозный багаж, чемодан, сумку или коробку — сообщите об этом работнику метро, а сами отойдите подальше от находки и постарайтесь увести других: находка может быть .

В случае, если поезд задержался в тоннеле и пассажиры начинают и падать в обморок — откройте или разбейте окна тяжелым твердым предметом.

На сегодняшний день в связи с огромными потребностями населения транспортная сеть развивается семимильными шагами, но одновременно с комфортом и скоростью передвижения возрастает число аварий и катастроф. Так что же такое транспорт, без которого в наше время не обойтись. Транспорт-совокупность средств, предназначенных для перемещения людей и грузов из одного места в другое. Транспортные коммуникации объединяют все районы нашей страны, что является необходимым условием её территориальной целостности.

Главный критерий в различии аварий и катастроф заключается в тяжести последствий и наличии человеческих жертв. Рассмотрим их по отдельности.

Авария - это повреждение машины, станка, оборудования, здания, сооружения.

Катастрофа - это крупная авария с большими человеческими жертвами, событие с весьма трагическими последствиями.

В данной работе мы рассмотрим наиболее характерные аварии и катастрофы на автомобильном, железнодорожном, авиационном и водном видах транспорта.

1. Аварии на автомобильном транспорте (ДТП)

В наше время автомобиль является не роскошью, а средством передвижения, а в отдаленных городах и селах, незаменимым средством передвижения. Автомобиль может позволить себе практически любой человек, достигший 18 лет в работоспособном возрасте. В связи с ростом числа автотранспорта, растет и количество аварий и катастроф на дороге.

Основные причины дорожно-транспортных происшествий это, прежде всего нарушение правил дорожного движения, техническая неисправность автотранспорта, недостаточная подготовка лиц, управляющих транспортом и горе водители в нетрезвом состоянии.

Другой причиной дорожных аварий является плохое состояние дорог в нашей стране. Порой на дороге можно увидеть открытые люки канализаций, неогороженные участки ремонтных работ, неосвещенные перекрестки, пешеходные переходы и дворы, отсутствие предупреждающих об опасности знаков.

Все эти причины в совокупности приводят к очень печальной статистике смертей на дороге. Только в Москве за 2010 год погибло 763человека, ранено 13592 человека, а по всей России эти цифры просто ошеломляющие 26576 погибших и 250635 человек получили ранения разной степени тяжести.

При дорожно-транспортных происшествиях повлекших ранения людей самое главное своевременно оказать первую медицинскую помощь и это должно быть произведено не позднее 20-30 минут. По статистике 80% раненых погибает в первые 3 часа. Кровопотеря в течение первого часа бывает настолько велика, что даже блестяще проведенная операция не спасает человеку жизнь. Поэтому очень важна доврачебная помощь, но, к сожалению, в нашей стране, уровень медицинской подготовки участников дорожного движения и сотрудников ГИБДД крайне низок.

ДТП подразделяют на:

· Столкновение

· Опрокидывание

· Наезд на стоящее ТС

· Наезд на пешехода

· Наезд на препятствие

· Наезд на велосипедиста

· Наезд на гужевой транспорт

· Наезд на животных

2. Аварии на железнодорожном транспорте

Железнодорожный транспорт - вид транспорта, выполняющий перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям с помощью локомотивной тяги. Среди всех видов транспорта этот транспорт занимает ведущее место, что объясняется его универсальностью. Основные преимущества: высокая провозная способность, эффективность перевозок габаритных грузов на дальние расстояния, сравнительно большие скорости.

Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности путей подвижного состава, средств сигнализации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов.

Особенности ликвидации последствий аварий на железнодорожном транспорте:

1. Большая масса подвижного состава

2. Высокая скорость передвижения состава (до 200 км/час), а экстренный тормозной путь составляет несколько сотен метров

3. Наличие на пути следования опасных участков дорог (мосты, тоннели, спуски, подъемы, переезды, сортировочные горки)

4. Наличие электрического тока высокого напряжения (до 30 кВ)

5. Влияние человеческого фактора на причины аварии (управление локомотивом, комплектование состава, диспетчерское обслуживание)

6. Многообразие поражающих факторов и возможность их комбинированных сочетаний

Но, несмотря на все вышеперечисленное, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

3. Аварии на авиационном транспорте

Авиационный транспорт, он же воздушный один из видов транспорта осуществляет перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты с помощью авиационной техники.

Основными причинами авиакатастроф являются: отказ техники, человеческий фактор (ошибки в управлении авиатранспортными средствами, а также ошибки диспетчеров и прочего персонала), боевые действия и терроризм, неблагоприятные погодные условия, ошибка военных ПВО.

К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров. На сегодня, пожалуй, наиболее опасной и часто встречающейся трагедией на борту самолета являются пожар и взрыв.

Спасательные и аварийные работы можно разделить на два вида: первые - проводимые членами экипажа, вторые - организуемые наземными службами. Экипажу для принятия мер, как правило, не хватает времени. Все происходит крайне быстротечно. Экипаж подает сигнал бедствия и приземляется в ближайшем аэропорту. Перед самой посадкой открываются все входные двери и люки, освобождаются проходы к ним. Как только самолет остановился, организуется немедленная эвакуация людей на безопасное расстояние.

За последний год в России сильно увеличилось количество авиакатастроф, большинство из них случилось по вине отказа технике и ошибки пилотов. Совсем недавно Самолет Як-42 с хоккейной командой «Локомотив» на борту потерпел крушение под Ярославлем. Известно, что на борту находились 37 членов команды и клуба, 36 человек погибли. Основной причиной крушения считается отказ техники.

4. Аварии на водном транспорте

авария транспорт дорожный происшествие

Водный транспорт - транспорт, использующий естественные и искусственные водоёмы. Основным транспортным средством является судно.

Водный транспорт отличается высокой провозной способностью и очень низкой себестоимостью перевозок; кроме того, он позволяет перевозить почти любые крупногабаритные грузы. Далее, водный транспорт жизненно важен там, где невозможны сухопутные перевозки: между континентами, островами. Важной разновидностью водного транспорта являются паромы.

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей: капитанов, лоцманов и членов экипажа. Многие аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывание судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.

Как пример катастрофы на водном транспорте можно привести крушение теплохода «Булгария». Двухпалубный теплоход «Булгария» затонул в Волге в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана. По окончательным данным, из 201 человека, находившегося на борту, спаслось 79. Гибель остальных 122 человек подтверждена. Крушение произошло из-за нарушения правил безопасности движения водного транспорта.

К работам по спасению судна привлекаются специальные суда-спасатели, буксиры, пожарные катера, экипажи других плавсредств, специальные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ.

5. Самый безопасный вид транспорта

Статистические данные и общественное мнение по этому вопросу очень различаются. Одно можно сказать точно: абсолютно безопасных видов транспорта не существует. Тем не менее многие опасения пассажиров перед использованием того или иного вида транспорта необоснованны. Согласно опросу, который в 2006 году провел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), самолеты по уровню безопасности разместились на последнем месте, а железнодорожный транспорт попал на первое место. Положительную оценку ему дают 70% опрошенных, а "безусловно опасным" считают лишь 15%. Негативные отзывы получила авиация. 84% опрошенных считают, что такие путешествия опасны, а 33% - что очень опасны. Подобные оценки были и у водного транспорта: 44% воспринимают его как опасный способ передвижения и лишь 39% - как безопасный. А самый популярный вид транспорт - автомобильный - оценивается неоднозначно: 48% считают его безопасным, 50% - опасным. Статистика утверждает обратное. Самым безопасным считается самолет, после него идет водный и железнодорожный транспорт. А вот автомобили считаются самым опасным средством передвижения. Данные рассчитываются, исходя из количества пострадавших при использовании того или иного вида транспорта. В наибольшей безопасности мы ощущаем себя в железнодорожном транспорте. Но по статистике количество аварий намного выше, чем в авиации. Обычно они не такие массовые и получают меньший общественный резонанс. По подсчетам ICAO (Международная организация гражданской авиации - учреждение ООН, которое устанавливает международные нормы гражданской авиации), на миллион вылетов приходится одна катастрофа, чего не скажешь об автомобильных и других авариях. Но любая авиакатастрофа, даже самого маленького летательного аппарата, сразу же привлекает внимание СМИ. Это способствует формированию негативного мнения об авиации, как об очень опасном виде передвижения. Однако расследование авиакатастроф говорят о том, что они происходят из-за стечения редчайших обстоятельств, возможность возникновения которых минимальна. Вероятность того, что пассажир, севший в самолет, погибнет в авиакатастрофе, составляет примерно 1/8 000 000. Если пассажир будет садиться каждый день на случайный рейс, ему понадобится 21 000 лет чтобы погибнуть. Также ошибочным считается мнение о том, что в случае авиакатастрофы шансы выжить минимальны. Согласно результатам анализа 568 авиационных происшествий, произошедших в США с 1983 по 2000 годы, погибшие составляют лишь 5% от общего числа пассажиров, находящихся на борту. Согласно этой статистике, из 53 487 человек, попавших в авиакатастрофы, 51 207 остались в живых. В результате более подробного изучения 26 серьезных аварий, сопровождавшихся сильными ударами лайнеров о землю, их разламыванием на части и пожарами, выяснилось, что спаслось в этих катастрофах примерно 50% людей, находившихся на борту. Вероятность выживания команды пассажиров и пилотов увеличивается, если самолет совершает аварийное приводнение, даже если и не рассчитан на подобные меры. Специалисты утверждают, что приводнение увеличивает шансы выживания людей на 50%. В 2012 году в российских авиакатастрофах погибло всего 57 человек. На фоне статистики авиакатстоф, не очень радужной выглядит статистика аварийности на дорогах. Только в Российской Федерации за 2012 год произошло 203 597 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибли 27 991 человека, а 258 618 получили ранения (официальная статистика ГИБДД). Конечно, если брать за основу количество пройденных километров, то самым безопасным видом транспорта можно смело считать космический. За всю историю развития только 3 космических корабля не долетело до земли (2 у американцев и 1 у нас). Кстати, космический туризм, не смотря на свою стоимость, приобретает всю большую популярность, а число желающих посетить космос постоянно растет.

Заключение

Транспорт, какой бы он не был, это источник повышенной опасности не только для его пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей.

В связи с последними крупными авариями и катастрофами на транспорте государство ужесточает наказание за нарушение правил использования транспортных средств, но этого не достаточно. Главные меры государства по борьбе с авариями и катастрофами должны быть направлены на их профилактику и предупреждение.

43. Природные ЧС

Вид природной чрезвычайной ситуации

Опасные явления

Космогенная

Падение на Землю астероидов, столкновение Земли с кометами, кометные ливни, столкновение Земли с метеоритами и болидными потоками, магнитные бури

Геофизическая

Землетрясения, извержения вулканов

Геологическая (экзогенная геологическая)

Оползни, сели, обвалы, осыпи, лавины, склоновый смыв, просадка лессовых пород, просадка (обвалы) земной поверхности в результате карста, абразия, эрозия, курумы, пыльные бури

Метеорологическая

Бури (9–11 баллов), ураганы (12–15 баллов), смерчи (торнадо), шквалы, вертикальные вихри (потоки)

Гидрометеорологическая

Крупный град, сильный дождь (ливень), сильный снегопад, сильный гололед, сильный мороз, сильная метель, сильная жара, сильный туман, засуха, суховей, заморозки

Морская гидрологическая

Тропические циклоны (тайфуны), цунами, сильное волнение (5 баллов и более), сильное колебание уровня моря, сильный тягун в портах, ранний ледяной покров или припай, напор льдов, интенсивный дрейф льдов, непроходимый (труднопроходимый лед), обледенение судов, отрыв прибрежных льдов

Гидрологическая

Высокие уровни воды, половодье, дождевые паводки, заторы и зажоры, ветровые нагоны, низкие уровни воды, ранний ледостав и преждевременное появление льда на судоходных водоемах и реках, повышение уровня грунтовых вод (подтопление)

Природные пожары

Лесные пожары, пожары степных и хлебных массивов, торфяные пожары, подземные пожары горючих ископаемых

Под стихийными бедствиями понимают природные явления (землетрясения, наводнения, оползни, снежные лавины, сели, ураганы, пожары и др.), носящие чрезвычайный характер и приводящие к нарушению нормаль­ной деятельности населения, гибели людей, разрушению и уничтожению материальных ценностей.

Стихийные бедствия могут возникать как независимо друг от друга, так и во взаимодействии: одно из них может повлечь за собой другое. Неко­торые из них часто возникают в результате не всегда разумной деятельности человека (например, лесные и торфяные пожары).

За последние 20 лет XX века от стихийных бедствий в мире пострадало в общей сложности более 800 млн. человек (свыше 40 млн. человек в год), погибло более 140 тыс. человек, а ежегодный материальный ущерб составил более 100 млрд. долларов.

Наглядными примерами могут служить три стихийных бедствия в 1995 г.

    Сан-Анджело, Техас, США, 28 мая 1995 года: смерчи и град обрушились на город с 90-тысячным населением; причиненный ущерб оценивается в 120 миллионов американских долларов.

    Аккра, Гана, 4 июля 1995 года: самые обильные за последние почти 60 лет осадки вызвали сильные наводнения. Около 200 000 жителей потеряли все свое имущество, еще более 500 000 не могли попасть в свои дома, и 22 человека погибли.

    Кобе, Япония, 17 января 1995 года: землетрясение, длившееся всего 20 секунд, унесло жизни тысяч людей; десятки тысяч получили ранения, и сотни остались без крова.

Разрушительная сила стихийных бедствий огромна, но не безгранич­на. При соответствующих мерах по их прогнозированию, предотвращению, своевременном оповещении населения об их приближении, своевременном принятии мер защиты и решительной борьбе с ними губительных последст­вий вполне можно избежать или свести их к минимуму.

В Федеральном законе РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация определяется как «обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жерт­вы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери или нарушения условий жизнедеятельности людей».

Определение ЧС служит базовым при решении вопросов классифика­ции ЧС природного и техногенного характера. В общем определении источ­ника ЧС понимается опасное природное явление, авария и опасное техноген­ное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современ­ных средств поражения, в результате чего произошла или может произойти ЧС.

Рассматривая причины возникновения ЧС в природной сфере, их источниками являются:

    Источником природной ЧС является опасное природное явление или процесс (ГОСТ Р 22.0.03-95).

    Источником биолого-социальной ЧС является особо опасная или широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений (ГОСТ Р 22.0.04-95).

Опасное природное явление - стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения или продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.

Стихийное бедствие - катастрофическое природное явление (или процесс), которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, зна­чительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Для практических нужд общую классификацию ЧС лучше всего построить по типам и видам лежащих в основе чрезвычайных событий. Она будет наиболее обобщающей, т.к. раскрывает сущность явлений, происходящих при чрезвычайных событиях. Важной является также классификация, построенная по масштабу распространения чрезвычайных событий.

Классификация неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов может быть представлена следующим образом:

Геофизические опасные явления:

    землетрясения;

    извержение вулканов.

Геологические опасные явления (экзогенные геологические явления):

  • обвалы, осыпи;

  • склоновый смыв;

    просадка лессовых пород;

    просадка (провал) земной поверхности в результате карста;

    абразия, эрозия;

  • пыльные бури.

Метеорологические и агрометеорологические опасные явления:

    бури (9-11 баллов);

    ураганы (12-15 баллов);

    смерчи, торнадо;

  • вертикальные вихри;

    крупный град;

    сильный дождь (ливень);

    сильный снегопад;

    сильный гололед;

    сильный мороз;

    сильная метель;

    сильная жара;

    сильный туман;

  • заморозки.

Морские гидрологические опасные явления:

    тропические циклоны (тайфуны);

  • сильное волнение (5 баллов и более);

    сильное колебание уровня моря;

    сильный тягун в портах;

    ранний ледяной покров и припай;

    напор льдов, интенсивный дрейф льдов;

    непроходимый (труднопроходимый) лед;

    обледенение судов и портовых сооружений;

    отрыв прибрежных льдов.

Гидрологические опасные явления:

    высокие уровни воды (наводнения);

    половодье;

    дождевые паводки;

    заторы и зажоры;

    ветровые нагоны;

    низкие уровни воды;

    ранний ледостав и появление льда на судоходных водоемах и реках.

Гидрогеологические опасные явления:

    низкие уровни грунтовых вод;

    высокие уровни грунтовых вод.

Природные пожары:

    лесные пожары;

    пожары степных и хлебных массивов;

    торфяные пожары;

    подземные пожары горючих ископаемых.

Инфекционная заболеваемость людей:

    групповые случаи опасных инфекционных заболеваний;

    эпидемическая вспышка опасных инфекционных заболеваний;

    эпидемия;

    пандемия;

    инфекционные заболевания людей невыявленной этиологии.

Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных:

    единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний;

    инфекционные заболевания не выявленной этиологии и др.

Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями:

    прогрессирующая эпифитотия;

    панфитотия;

    болезнь сельскохозяйственных растений невыявленной этиологии;

    массовое распространение вредителей растений.

Стихийные бедствия, опасные природные явления весьма частые явления в нашей стране. Каждый год в том или ином регионе происходят сильные разливы рек, прорывы дамб и плотин, землетрясения, бури и ураганы, лесные и торфяные пожары.

Каждому стихийному бедствию, опасному природному явлению присущи свои особенности, характер поражений, объем и масштабы разрушений, величина бедствий и человеческих потерь. Каждое по-своему накладывает отпечаток на окружающую среду.

Знание причин возникновения и характера стихийных бедствий позволяет при заблаговременном принятии мер защиты, при разумном поведении населения в значительной мере снизить все виды потерь. Одна из главных проблем, которая сегодня выходит на первый план - правильное прогнозирование возникновения и развития стихийных бедствий, заблаговременное предупреждение как органов власти, так и населения о приближающейся опасности. Очень важны и крайне необходимы работы по всемерной локализации стихийных бедствий с целью сужения зоны разрушений, оказания своевременной помощи пострадавшим. Там, где им противостоят высокая организованность, четкие и продуманные мероприятия федеральных и местных органов власти, подразделений и частей МЧС, специализированных сил и средств других министерств и ведомств в сочетании с умелыми действиями населения, более эффективно осуществляются мероприятие по ликвидации их последствий.

Часто при анализе причин возникновения стихийных бедствий не учитывают социально-экономические причины. Но не редко природные явления оказываются опасными тогда, когда человек "подставляет" себя, свои средства производства и природные ресурсы. Стихийные бедствия было бы точнее назвать бедствиями природопользования, вызываемых как природными опасностями, так и малой управляемостью процессами экономического развития.

Возможные причины стихийных бедствий:

    применение технологий производства и средств жизнеобеспечения, уязвимых для воздействия природных сил;

    воздействие человека на среду, приумножающее ее потенциальные опасности;

    заселение заведомо опасных территорий.

Современная научно-техническая революция потребовала ресурсного освоения регионов с неблагоприятными природными условиями, вызвала бурное развитие и усложнение сети всевозможных коммуникаций, пересекающих опасные участки. Созданы такие энергетические, химические и биотехнические предприятия, повреждение которых оползнем, лавиной или землетрясением грозит ущербом, несравнимым даже от самых крупных стихийных бедствий доиндустриального прошлого. В течении всей истории человечества технологическое и пространственное развитие производства ведет к усилению риска стихийных бедствий.

Снижение подверженности населения и объектов экономики риску стихийных бедствий можно достичь путем размещения населенных пунктов и промышленных объектов вне опасных зон, а в дальнейшем - путем ограничений в деле освоения опасных регионов и создания потенциально опасных производств. Известно, что стоимость градостроительства в горных районах, наиболее подверженных стихийным бедствиям, в среднем в 3-4 раза выше, чем в равнинных регионах. Региональные различия в стоимости мер защиты от природных опасностей еще выше.

Изменения естественных причин стихийных бедствий можно достигнуть путем активного подавления источников природных опасностей или ограничения зон их проявления.

ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИИ

Если первые толчки застали вас дома (на 1-м этаже), надо немедленно взять детей и как можно скорее выбежать на улицу. В вашем распоряжении не более 15 – 20 секунд.

Те, кто оказался на 2-м и последующих этажах, встать в дверных и балконных проемах, распахнув двери и прижав к себе ребенка. Или чтобы не пораниться кусками штукатурки, стекла, посуды, картин, светильников, спрятаться под стол, кровать, в платяной шкаф, закрыв лицо руками. Можно воспользоваться углами, образованными капитальными стенами, узкими коридорами внутри здания, встать возле опорных колонн, т.к. эти места наиболее прочны. Здесь больше шансов остаться невредимыми. Ни в коем случае не прыгать из окон и балконов.

Как только толчки прекратятся, немедленно выйти на улицу, подальше от зданий, на свободную площадку. Ни в коем случае нельзя пользоваться лифтом , так как он может застрять в любой момент.

Если первые толчки застали вас на улице , немедленно отойдите от зданий и сооружений, заборов и столбов – они могут упасть и придавить.

Нельзя прятаться в нижних этажах и подвальных помещениях зданий.

Все транспортные средства, особенно рельсовые, останавливают, а пассажиры покидают их и отходят на безопасное расстояние. Особую организованность необходимо проявлять, выходя из вокзалов, театров, магазинов. Нужно точно выполнять распоряжения администрации.

Запрещается пользоваться лифтом, прыгать с верхних этажей, зажигать спички, свечи.

Не приближайтесь к предприятиям, имеющим воспламеняющиеся, ядовитые и взрывоопасные вещества. Не стойте на мостах и путепроводах. Не прикасайтесь к проводам.

ПОМНИТЕ , после первого могут последовать повторные толчки. Будьте готовы к этому и предупредите других. Это может произойти через несколько часов, а иногда и суток.

В момент разрушения опасность представляют также разлетающиеся кирпичи, стекла, карнизы, осветительная аппаратура, вывески, дорожные знаки, столбы. Почти всегда землетрясения сопровождаются пожарами, вызванными утечкой газа или замыканием электрических проводов.

Надо заранее продумать и знать свои правила поведения и поступки. Сохранять порядок, дисциплину и самообладание. Не загромождать коридоры, проходы, лестничные клетки. В спальне над кроватями не должно быть полок и тяжелых картин.

Каждый обязан незамедлительно принять участие в спасательных работах.

Вулканические извержения происходят в основном в горных районах, где располагается множество действующих или временно уснувших вулканов. Извержение вулкана может произойти в любое время, как днем, так и поздно ночью. Очень часты извержения вулканов в момент или после землетрясения, когда тектанические почвенные пласты сталкиваются и под их воздействием происходит выброс магмы.

Извержение вулкана происходит потому, что в глубинах горы постоянно происходят различные химические явления, которые однажды достигают своего пика, происходит сильнейший взрыв, а за ним и выброс этих веществ на поверхность земли.

Перед извержением из вулкана обычно выделяется множество разнообразных удушающих газов и паров, а также выбросы пепла и кусков горных пород. Этот пепел и куски горных пород напоминают град и способны покрыть землю слоем в несколько сантиметров. Только спустя некоторое время после этого происходит сильнейший взрыв и из вулкана вниз устремляются потоки раскаленной лавы. Эта лава сметает все на своем пути, превращая огромные города в груды пепла.

Скорость ее движения равносильна скорости течения реки, и убежать от нее просто невозможно. Укрыться где-то от лавы также нельзя, так как деревья она просто сжигает, да и огненная вода, как ее еще называют, содержит множество газов, которые, испаряясь, отравляют воздух и губят все живое.

Спастись от этой огненной реки можно только единственным способом – взобраться на возвышенность или гору выше той, откуда извергается пламя. В этом случае потоки лавы не смогут добраться до вас. Сделать это, конечно, не так-то просто, особенно если учесть, что скорость лавы во много раз превышает скорость движения человека.

В первую очередь необходимо определить, в каком направлении движется лава, а также возможное изменение ее направления, и после этого устремиться в ту сторону, в которую лава, на ваш взгляд, двигаться не должна. Чтобы избежать встречи с раскаленной магмой, необходимо взобраться на самое высокое место. А так как в воздухе непременно будут витать различные газообразные испарения, вредные для человека, необходимо использовать противогаз, а на крайний случай изготовить марлевую повязку, которая позволит предотвратить ожоги дыхательных путей.

Так как в воздухе обязательно будут витать осколки древесины, пепел, мелкий камень, необходимо защитить голову и лицо. Для этого следует использовать строительные каски или какие-либо другие маски или головные уборы. Поднимаясь на возвышенности, необходимо пригибаться. Чем выше в гору вы поднимаетесь, тем ниже следует приклоняться, так как газовые пары, витающие в воздухе, действуют на человека отравляюще.

Есть мнение, что от лавы лучше всего спасаться в водоеме: реке, озере или же море. Ни в коем случае. Попав в реку, лава просто превратит ее в кипящее месиво. Быть заживо сваренным – перспектива не из лучших. Спастись в море на корабле, конечно, можно, но только в том случае, если он успеет отойти от берега на очень большое расстояние и поднявшиеся под воздействием лавы волны не вернут корабль к берегу.

Спастись в воздухе также маловероятно, особенно если пытаться взлететь где-то поблизости от объекта извержения. Парящие и вздымающиеся в воздух куски огненного метала и других предметов легко сделают из летательного аппарата решето. К тому же облако дыма настолько густое, что через него практически ничего не видно. Если же летательный аппарат находится далеко от места извержения, то в этом случае он является самым оптимальным решением для спасения.

Извержение вулкана – это настоящая катастрофа, способная превратить в руины самые огромные города и унести жизни тысячи людей. Но даже в такой ситуации, при правильной организации и мерах спасения, можно не только остаться в живых, но и спасти других людей. Самое главное – не паниковать и действовать быстро и решительно. Выигранное время – это уже половина успеха, а в данной ситуации именно оно является самым главным.