Продажа автомобиля в бюджетном учреждении через аукцион. Может ли учреждение продать данные материальные производственные запасы без разрешения учредителя, и если да, то как данная операция должна отражаться в бухгалтерском и налоговом учете учреждения? Д

Учреждение продало автомобиль. О том, как показать в учете бюджетного учреждения выбытие и продажу транспортного средств, читайте далее.

Проводки

Продажу транспортного средства оформите актом (п. 34 Инструкции № 157н). Это может быть акт по форме 0504101 или произвольной формы с указанием всех обязательных реквизитов. Проводки выглядят так:

Дебет 0 104 05 410 Кредит 0 101 05 410

Списана начисленная амортизация;

Дебет 0 401 10 172 Кредит 0 101 05 410

Списана остаточная стоимость автомобиля;

Дебет 2 209 83 560 Кредит 2 401 10 172
- начислен доход за реализуемый автомобиль.

Оформите акт

Реализацию основных средств в бухучете отражайте на основании акта (п. 34 Инструкции по применению Единого плана счетов). Но приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н форма такого акта, которая была бы обязательна к применению, не утверждена. Поэтому вы можете сами закрепить в учетной политике, какой акт нужно составить.

Отметка в инвентарной карточке

Сделайте отметку о выбытии основного средства в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031).

Это может быть:

С месяца, следующего за тем, в котором основное средство выбыло (то есть списано со счета 101 00), прекратите начислять по нему амортизацию (п. 87 Инструкции по применению Единого плана счетов).

В бухучете выбытие имущества из состава основных средств отражают по балансовой стоимости: по дебету счетов 104 00 «Амортизация» (в сумме начисленной амортизации) и 401 10 «Доходы текущего финансового года» (в сумме остаточной стоимости) и кредиту счета 101 00 «Основные средства».

Остаточную стоимость учитывают в момент реализации объекта. Ее определяют по формуле:

Бюджетные учреждения не вправе реализовать основные средства без согласия учредителя (собственника) в следующих случаях:

  • при реализации недвижимого имущества;
  • основные средства включены в состав особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением собственником (приобретенного за счет средств, выделенных собственником);
  • сделка по реализации признается крупной или в совершении сделки имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными статьей 27 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

Остальным имуществом бюджетное учреждение распоряжается самостоятельно.

Доходы от реализации основных средств - движимого имущества поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. При этом вырученные средства остаются в распоряжении учреждения даже при реализации особо ценного движимого имущества (если было получено согласие собственника на его реализацию). Однако при согласовании сделок с таким имуществом учредитель может определить условия, конкретные направления расходования средств, полученных от этой продажи. Например, погашение кредиторской задолженности.

Перечислите средства

Средства от продажи недвижимости нужно перечислить в доход соответствующего бюджета. Такие правила следуют из пункта 3 статьи 298 ГК РФ, статьи 41 БК РФ, пунктов 10, 13 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ и разъяснены в письме Минфина России от 15 мая 2012 г. № 02-13- 06/1714.

При перечислении в бюджет надо указать в платежном документе код классификации доходов бюджета. Он зависит от того, в какой бюджет направляются деньги и кто является главным администратором доходов данного поступления. Например, при продаже федерального недвижимого имущества необходимо использовать код 000 1 14 02028 02 0000 410. При этом в разрядах 1-3 укажите код главного администратора.

В учете реализацию основных средств, а также расходы, связанные с ней (например, на оценку, транспортировку), отразите проводками:

ХХ - аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета

Доходы от продажи движимого имущества оформите проводками.

Может ли учреждение продать данные материальные производственные запасы без разрешения учредителя, и если да, то как данная операция должна отражаться в бухгалтерском и налоговом учете учреждения?

У бюджетного учреждения - получателя субсидии на выполнение государственного задания на складе числятся запасные части для автотранспорта, учтенные по виду обеспечения 4 - субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания. Данные запасные части учреждение не планирует использовать в своей деятельности.

Имущество бюджетного учреждения, принадлежащее ему на праве оперативного управления, находится в собственности соответствующего публично-правового образования (ст.ст. 120, 214, 215, 296 ГК РФ).

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетного учреждения, а также имущество, приобретенное таким учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление учреждения в порядке, действующим законодательством для приобретения (п. 2 ст. 299 ГК РФ).

Действующее законодательство существенно ограничивает права собственника в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетных учреждений (ст. 298 ГК РФ; п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ). Так, например, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться только:

Особо ценным закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества;

Недвижимым имуществом.

Остальным же имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. При этом в соответствии с действующим законодательством, к особо ценному движимому имуществу отнесены быть не могут (п. 11 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества").

Таким образом, если иное прямо не установлено действующими нормативными правовыми актами, бюджетное учреждение вправе самостоятельно принять решение о наиболее эффективном способе использования запасных частей. В частности, должностными лицами учреждения может быть принято обоснованное решение об их реализации.

Операции по реализации имущества относятся к приносящей доход деятельности бюджетного (автономного) учреждения (п. 4 ст. 9.2, п. 1 ст. 24 Закона N 7-ФЗ, ст. 4 Закона N 174-ФЗ). В свою очередь, доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного (автономного) учреждения (п.п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ).

Данное правило распространяется на доходы, поступающие учреждениям при реализации практически любого имущества, в том числе особо ценного движимого имущества, а также имущества, принятого учреждениями к балансовому учету в период их деятельности в статусе получателей бюджетных средств (смотрите, например, письмо от 24.04.2012 N 02-04-10/1464). Исключение составляют только доходы от реализации недвижимого имущества - согласно требованиям ст. 41 БК РФ средства от продажи недвижимого имущества бюджетных и автономных учреждений подлежат перечислению в доход бюджета.

Начисление доходов отражается бюджетными учреждениями по дебету счета 0 205 00 000 "Расчеты по доходам" в общеустановленном порядке - методом начисления (п.п. 3, 197, 295 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н). В рамках приносящей доход деятельности (с кодом "2") такими учреждениями отражаются, в частности, доходы от реализации любого имущества учреждения, в том числе и учтенного по виду финансового обеспечения 4 - субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания.

При этом списание реализованного имущества отражается в учете по подстатье 172 "Доходы от реализации активов" КОСГУ, что прямо предусмотрено положениями п. 37 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Учитывая изложенное, операции по реализации запасных частей, учтенных по виду финансового обеспечения 4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, могут быть отражены в учете с применением следующих корреспонденций:

Дебет 4 401 10 172 Кредит 4 105 36 440

Списана с баланса стоимость запасных частей;

Дебет 2 205 71 560 Кредит 2 401 10 172

Отражена выручка от реализации запасных частей;

Дебет 2 401 10 172 Кредит 2 303 04 730

Отражен НДС по реализованным запасным частям (по стоимости реализации).

Налог на прибыль и НДС

На основании пп. 1 п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249 НК РФ выручка от реализации имущества (без учета НДС) признается доходом от реализации (письма Минфина России от 01.03.2012 N 03-03-10/18, от 10.11.2011 N 03-03-05/105).

Операции по реализации нефинансовых активов, товаров, а также имущественных прав, осуществляемые госучреждениями, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке ((письма Минфина России от 01.11.2012 N 03-07-11/474, от 06.06.2012 N 03-03-05/48, от 05.04.2012 N 03-07-11/100). Освобождение от уплаты НДС на основании пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрено только при реализации товаров отечественного и зарубежного производства по перечням, утверждаемым Правительством РФ.

Налоговая база по НДС и порядок ее определения при реализации имущества установлены статьями 153 и 154 НК РФ. Налоговые ставки и порядок налога определены в статьях 164 и 166 НК РФ соответственно.

Эксперт службы Правового консалтинга Миллиард Мария

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

При продаже автомобиля, который находится в распоряжении муниципального образования, следует руководствоваться положениями Закона № 178-ФЗ. Т.е. в данном случае, заказчик (бюджетным учреждением) не вправе применять положения Закона № 44-ФЗ . Положения Закона № 44-ФЗ определяют порядок заключения контрактов на закупку (а не на продажу) товаров, работ, услуг для нужд заказчика.

Адрес официального сайта РФ в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов определен www.torgi.gov.ru.

Нужно ли проводить конкурентную процедуру для продажи муниципального имущества (автомобиль, остаточная цена 500 тыс. руб.) или можно заключить прямой договор купли-продажи?

В статье 1 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон № 178-ФЗ) установлено, что под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Следовательно, при продаже автомобиля, который находится в распоряжении муниципального образования, следует руководствоваться положениями Закона № 178-ФЗ.

Приватизация муниципального имущества может осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 13 Закона № 178-ФЗ, согласно которой для продажи государственного имущества, помимо акций и имущественных комплексов унитарных предприятий, используются следующие способы:

  • аукционе ;
  • продажа муниципального имущества на конкурсе ;
  • продажа муниципального имущества посредством публичного предложения;
  • продажа муниципального имущества без объявления цены.

Приватизация муниципального имущества, помимо акций и имущественных комплексов унитарных предприятий, может быть осуществлена иным, помимо аукциона или конкурса, способом, только если аукцион или конкурс по продаже муниципального имущества был признан не состоявшимся в силу отсутствия заявок либо участия в нем одного покупателя (п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 24 Закона № 178-ФЗ).

По мнению же Минэкономразвития России, изложенному в письме от 18.11.2011 № Д08-4644, такой способ приватизации как конкурс применим только в случае, когда он прямо предусмотрен законом, а именно ст. 20 Закона № 178-ФЗ: в отношении акций (доли) в уставном капитале открытого акционерного общества (общества с ограниченной ответственностью), которые составляют более чем 50% уставного капитала указанных обществ, если в отношении такого имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия. Продажа иного имущества на конкурсе Законом № 178-ФЗ не предусмотрена.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в данном случае приватизация муниципального имущества (автомобиля) возможна только путем продажи на аукционе, который может быть проведен в электронной форме (ст. 32.1 Закона № 178-ФЗ). Порядок организации и проведения продажи в электронной форме установлен в разделе II «Проведение продажи имущества на аукционе» Положения об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 № 860.

Решение об условиях приватизации муниципального имущества принимает орган местного самоуправления (п. 4 ст. 14 Закона № 178-ФЗ).

Также отмечаем, что согласно ч. 2 ст. 15 Закона № 178-ФЗ информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в официальном печатном издании, а также размещению на официальном сайте в сети Интернет, сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети Интернет, официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов не менее чем за 30 дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено Законом № 178-ФЗ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 адрес официального сайта РФ в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов определен www.torgi.gov.ru.

Журнал - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.

Порядок получения согласия на реализацию имущества определяется собственником (учредителем) (подп. «л» п. 3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 537).

Собственник (учредитель) определяет перечень документов, необходимых для согласования реализации, порядок их представления и рассмотрения. Данный перечень включает:

  • сопроводительное письмо с пояснительной запиской о необходимости реализации и причинах нецелесообразности дальнейшего использования;
  • отчет об оценке рыночной стоимости имущества;
  • копию лицензии оценщика;
  • копию технического паспорта;
  • справку о балансовой стоимости объекта;
  • копию свидетельства о регистрации транспортного средства;
  • сведения о прохождении последнего техосмотра.

Также при реализации актива выставляются счета-фактуры, которые регистрируются продавцом в книге продаж. Формы и правила их заполнения определены постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 .

Реализация автомобиля оформляется договором купли-продажи. Порядок его оформления регулируется положениями главы 30 Гражданского кодекса РФ. При этом казенное учреждение выступает непосредственно в роли продавца. В преамбуле договора купли-продажи целесообразно указать реквизиты документа, дающего разрешение на реализацию. Также необходимо предусмотреть обязательное проведение оценки независимыми оценщиками (ст. 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ).

Учреждение вправе заключить с контрагентом договор купли-продажи напрямую, то есть без проведения торгов, если иное не предусмотрено внутренними актами собственника имущества или самого учреждения.

При реализации амортизируемого имущества расходами, уменьшающими налогооблагаемую базу, являются остаточная стоимость реализуемого имущества и расходы по продаже.

Если же реализуемое имущество приобретается за счет целевого финансирования либо получено от учредителя, то стоимость имущества не облагается налогом на прибыль. То же самое касается и расходов, связанных с реализацией.

Расчет НДС

Операции казенных учреждений по реализации подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке (письма Минфина России от 1 ноября 2012 г. № 03-07-11/474 , от 6 июня 2012 г. № 03-03-05/48 , от 5 апреля 2012 г. № 03-07-11/100).

Порядок определения налогооблагаемой базы по НДС при реализации имущества установлен Налогового кодекса РФ, налоговые ставки и порядок исчисления налога определены в статьях и Налогового кодекса РФ соответственно.

Как правило, казенные учреждения реализуют имущество, в первоначальную стоимость которого уже включен «входной» НДС, то есть налог еще не возмещался. В этом случае налоговая база определяется как разница между ценой реализации, исчисленной исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Налогового кодекса РФ, с учетом НДС, и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок) (п. 3 ст. 154 Налогового кодекса РФ). При этом остаточная стоимость определяется по данным бухгалтерского учета (письма Минфина России от 26 марта 2007 г. № 03-07-05/16 , от 9 октября 2006 г. № 03-04-11/120). Сумма НДС в этом случае определяется по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 Налогового кодекса РФ).

Если же разница между ценой реализуемого имущества и его остаточной стоимостью равна нулю либо получен убыток, налог не исчисляется (письмо Минфина России от 3 июля 2012 г. № 03-07-05/18).

В тех случаях, когда актив, подлежащий реализации, числится на балансе без учета НДС (налог был предъявлен к вычету), сумма НДС начисляется с цены реализации этого актива по ставке 18 процентов (п. 1 ст. 154 Налогового кодекса РФ).

Согласно пункту 3 статьи 168 Налогового кодекса РФ, при реализации товаров должны быть выставлены соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней со дня отгрузки (передачи имущественных прав).

Бухгалтерский учет

Согласно пункту 9 Инструкции № 162н, списание (выбытие) основных средств вследствие реализации отражается на основании первичного учетного документа - Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001).

Для уплаты налогов на прибыль и НДС казенному учреждению доводятся лимиты по бюджетным обязательствам по виду расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов и иных платежей» и подстатье 290 «Прочие расходы» Классификации операций сектора государственного управления (письмо Минфина России от 1 августа 2012 г. № 02-03-09/3040).

Порядок отражения в учете операций, связанных с продажей автомобиля, рассмотрим на примере.

Пример

На балансе казенного учреждения числится автомобиль первоначальной стоимостью 3 000 000 руб. Сумма начисленной амортизации составляет 2 000 000 руб. Учредитель дал согласие на реализацию автомобиля. В результате независимой оценки рыночная стоимость автомобиля - 2 118 000 руб. Стоимость услуг оценщика равна 3000 руб. По этой цене заключен договор купли-продажи. В соответствии с Инструкцией № 162н продажа транспортного средства отражается следующими бухгалтерскими записями:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списан автомобиль с баланса учреждения

Списана сумма начисленной амортизации

1 104 35 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости транспортных средств - иного движимого имущества учреждения»

1 101 35 410

Списана остаточная стоимость автомобиля

1 401 10 172

1 101 35 410
«Уменьшение стоимости транспортных средств - иного движимого имущества учреждения»

1 000 000 (3 000 000 - 2 000 000)

Начислены расходы на независимую оценку

1 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»

1 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

Начислен доход от реализации с учетом НДС

1 205 71 560

1 401 10 172
«Доходы от операций с активами»

Начислен НДС с выручки

1 401 20 290
«Прочие расходы»

1 303 04 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»

170 542,37 (2 118 000 - (3 000 000 - 2 000 000) x 18/118)

Начислен налог на прибыль с выручки

1 401 20 290
«Прочие расходы»

1 303 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»

38 9491,53 (2 118 000 - 170542,37) x 20%

Отражено поступление в доход бюджета средств от продажи

Если учреждение является администратором доходов бюджета

1 210 02 410
«Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет от выбытия основных средств»

1 205 71 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с основными средствами»

Если учреждение не является администратором доходов бюджета по кассовым поступлениям

1 304 04 410
«Внутриведомственные расчеты по доходам от выбытия основных средств»

1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»