Обеспечение исполнения федерального бюджета осуществляет. Исполнение бюджетов бюджетной системы рф

» » Исполнение федерального бюджета

Исполнение федерального бюджета


Вернуться назад на

В РФ в настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Эти органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Казначейское исполнение бюджетов основывается на принципе единства кассы, который предусматривает зачисление всех поступающих , привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами РФ в соответствии с законодательством РФ. На основе принципа единства кассы исполняются бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ.

Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи. Последняя составляется главным распорядителем бюджетных средств по их распорядителям и получателям на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня его утверждения.

На основании бюджетных росписей главных распорядителей орган, ответственный за составление проекта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджетную роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета. Сводная роспись утверждается руководителем указанного органа в установленном порядке и не позднее 17 дней после утверждения бюджета направляется в орган, исполняющий бюджет.

Одновременно сводная роспись направляется для сведения в соответствующие представительный и контрольные органы.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

Перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются:

Составление и утверждение бюджетной росписи;
утверждение и доведение уведомлений об ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям средств и бюджетным учреждениям;
утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей средств;
принятие денежных обязательств получателями средств;
подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.

В течение 10 дней со дня утверждения сводной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит показатели указанной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей.

Доведение показателей сводной росписи осуществляется в форме уведомлений об ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.

Уведомление об ассигнованиях не предоставляет права принятия обязательств по осуществлению и платежей.

Изменение объемов ассигнований, доведенных в уведомлениях о бюджетных ассигнованиях, возможно лишь в случаях и пределах, которые установлены Бюджетным кодексом. Уполномоченный исполнительный орган и распорядители средств обязаны довести до всех нижестоящих распорядителей и получателей средств уведомления об изменении бюджетных ассигнований в течение 15 дней со дня принятия решения об их изменении.

В течение 10 дней со дня получения уведомления об ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя средств смету доходов и расходов по установленной форме. В течение пяти дней со дня представления указанной сметы распорядитель утверждает эту смету.

Смета доходов и расходов бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем, утверждается руководителем главного распорядителя.

В связи с исполнением бюджета возникают бюджетные обязательства – признанные органом, исполняющим бюджет, обязанности совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока.

Бюджетные обязательства имеют некоторые размеры, т.е. лимит бюджетных обязательств – объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца. Эти лимиты для распорядителей и получателей средств утверждаются органом, исполняющим бюджет, на основе проектов распределения, утвержденных главными распорядителями.

Лимит бюджетных обязательств не может отличаться от объема ассигнований в расчете на квартал. Но изменение лимитов возможно в случае изменения бюджетных ассигнований, а также в случае блокировки расходов.

Изменение лимитов бюджетных обязательств возможно и без изменения ассигнований, если орган, исполняющий бюджет, отсрочил исполнение предоставленных лимитов. Орган, исполняющий бюджет, вправе отсрочить предоставление лимита распорядителям и получателям средств на период до трех месяцев. При этом отсроченные бюджетные обязательства не могут превышать 10% ассигнований, установленных на квартал, в котором производится отсрочка бюджетных обязательств.

Получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов.

Формы платежных документов утверждаются Минфином РФ по согласованию с ЦБ РФ.

Орган, исполняющий бюджет, совершает расходование бюджетных средств после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов, требованиям Бюджетного кодекса, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств. Перечень и формы документов, представляемых в орган, исполняющий бюджет, для подтверждения денежных обязательств, утверждаются правовым актом органа исполнительной власти.

Орган, исполняющий бюджет, осуществляет процедуру подтверждения исполнения денежных обязательств и не позднее трех дней с момента представления платежных документов совершает разрешительную надпись.

Объемы принятых и исполненных денежных обязательств не могут превышать лимиты бюджетных обязательств. Объем подтвержденных денежных обязательств не может превышать объем принятых денежных обязательств. Подтвержденные денежные обязательства могут отличаться от принятых денежных обязательств только в случае отказа органа, исполняющего бюджет, подтвердить принятые денежные обязательства.

Орган, исполняющий бюджет, может отказаться подтвердить принятые бюджетные обязательства исключительно в следующих случаях:

При несоответствии принятых денежных обязательств требованиям Бюджетного кодекса;
при несоответствии принятых денежных обязательств закону о бюджете, доведенным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств;
при несоответствии принятых бюджетных обязательств утвержденной смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
при блокировке расходов.

Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц. Объем расходуемых средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств.

Изменение бюджетных ассигнований по сравнению с доведенными в уведомлении об ассигнованиях для каждого получателя бюджетных средств может быть произведено вследствие введения режима сокращения расходов бюджета, исполнения бюджета по доходам сверх утвержденных законом о бюджете либо вследствие перемещения бюджетных ассигнований главным распорядителем.

Бюджетный кодекс предусматривает порядок сокращения расходов бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10% годовых назначений, Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган вправе принять решение о введении режима сокращения расходов бюджета и ввести указанный режим.

Распорядители и получатели бюджетных средств уведомляются о введении режима сокращения расходов не позднее чем за 15 дней до его введения.

На основании решения о введении этого режима производится сокращение неиспользованных лимитов бюджетных обязательств. Отмена режима сокращения расходов, изменение размеров сокращения расходов производятся органом, принявшим решение о его введении.

Бюджетный кодекс предусматривает особый порядок действий при сокращении расходов бюджета более чем на 10%. Если при исполнении бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов более чем на 10% годовых назначений, орган исполнительной власти представляет законодательному органу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете.

Если проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете не принимается в течение 15 дней, орган исполнительной власти имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета впредь до принятия законодательного решения по данному.

Законодательство содержит положения об основаниях для блокировки расходов бюджета. Под блокировкой расходов бюджета понимается сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств (субъект РФ, муниципальное образование или другой получатель бюджетных средств) на выполнение определенных условий, однако к моменту составления указанных лимитов либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными.

Блокировка расходов осуществляется по решению руководите ля финансового органа на любом этапе исполнения бюджета.

Блокировке могут быть подвергнуты:

Расходы бюджета исключительно в размерах, в которых их финансирование было связано условиями, определенными Бюджетным кодексом либо законом о бюджете. Блокировка расходов, финансирование которых не было связано условиями, определенными Кодексом либо законом о бюджете, является нарушением бюджетного законодательства, если не было фактов нецелевого использования средств;
расходы бюджета, по которым выявлены факты нецелевого использования.

Руководитель финансового органа отменяет решение о блокировке расходов по ходатайству соответствующего главного распорядителя или другого получателя бюджетных средств только после выполнения последним условий, невыполнение которых повлекло блокировку расходов.

В случае если при исполнении бюджета получены доходы сверх утвержденных законом о бюджете, они направляются на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон о бюджете. При этом уполномоченный исполнительный орган подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись.

Если такие доходы получены бюджетными учреждениями отплатных услуг и иной , они направляются на финансирование расходов данных учреждений.

В случае необходимости направить дополнительные доходы на иные цели либо в случае превышения ожидаемых фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10% финансирование расходов бюджета сверх утвержденных ассигнований, осуществляется после внесения изменений и дополнений в закон о бюджете. Внесение этих изменений и дополнений принимается по итогам исполнения бюджета за квартал (полугодие), в котором указанное превышение было получено.

Законопроект о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете в связи с получением дополнительных доходов должен быть рассмотрен во внеочередном порядке в течение 15 дней со дня его внесения. Если законопроект не принимается в срок, орган исполнительной власти имеет право осуществить равномерную индексацию расходов бюджета по всем направлениям после сокращения дефицита бюджета и погашения долговых обязательств.

Главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств имеют право перемещать бюджетные ассигнования между получателями в объеме не более 5% ассигнований, доведенных до получателя.

Объемы бюджетных ассигнований для главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств в расчете на год могут отличаться от утвержденных объемов ассигнований по всем обстоятельствам не более чем на 10% утвержденных ассигнований, а для получателя бюджетных средств – не более чем на 15%.

Орган, исполняющий бюджет, вправе перемещать бюджетные ассигнования, выделенные главному распорядителю, между разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов функциональной классификации расходов в пределах 10% выделенных ему ассигнований. Уведомление об этих перемещениях производится одновременно с доведением уведомлений о лимитах бюджетных обязательств.

В случае установления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств возможно проведение зачета денежных средств (исключительно при условии наличия задолженности получателя бюджетных средств по платежам в бюджет). Этот порядок не распространяется на зачет налогов и сборов.

В Бюджетном кодексе особо отмечается недопустимость размещения бюджетных средств на банковских депозитах, передачи бюджетных средств в с целью получения дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

Если бюджетному учреждению, финансируемому на основе сметы, задерживают финансирование более чем на два месяца или финансируют не более чем на 75% от объема бюджетных ассигнований, установленного уведомлением о бюджетных ассигнованиях за квартал, оно вправе самостоятельно определять направление кассового расхода в пределах доведенных вышестоящим распорядителем средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.

Получатели бюджетных средств наделены определенными правами в случаях их недофинансирования. Так, если в течение нормативного срока лимит бюджетных обязательств не финансируется в полном объеме, получатель имеет право на компенсацию в размере недофинансирования. Компенсация осуществляется по судебному акту.

При этом недофинансирование означает разницу между доведенным лимитом бюджетных обязательств и объемом средств, зачисленных на получателя либо объемом средств, списанных с единого счета бюджета в пользу получателя бюджетных средств, в период действия лимита.

Бюджетное законодательство устанавливает особый правовой режим иммунитета бюджетов, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта, предусматривающего:

Возмещение в размере недофинансирования в случае, если взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета;
возмещение убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или их должностных лиц, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином . Бюджетный учет организуется органом, исполняющим бюджет. Единый бюджетного учета устанавливается федеральным правительством.

Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и представление отчетности осуществляются уполномоченным исполнительным органом. Единая методология отчетности об исполнении бюджета устанавливается Правительством РФ.

Для организации бюджетного процесса важным является дата завершения бюджетного года и связанные с этим бюджетные процедуры. Финансовый год завершается 31 декабря. Тогда же прекращают свое действие лимиты бюджетных обязательств.

Принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение денежных обязательств должно быть завершено 28 декабря. До 31 декабря включительно орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждениям лицевые счета.

После завершения операций по принятым денежным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного года.

Основы казначейского исполнения федерального бюджета.

Казначейское исполнение федерального бюджета означает, что Федеральное казначейство осуществляет:

Регистрацию поступлений;
регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств;
совершение разрешительной надписи на право расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;
платежи от имени получателей средств федерального бюджета.

Исполнение федерального бюджета осуществляется путем отражения всех операций и средств бюджета в системе балансовых счетов Казначейства. При исполнении бюджета запрещается осуществление операций минуя систему названных счетов.

Единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства) находится в ЦБ РФ.

Казначейское исполнение доходов федерального бюджета предусматривает:

Перечисление и зачисление доходов бюджета на единый счет федерального бюджета;
распределение в соответствии с утвержденным бюджетом федеральных регулирующих налогов;
возврат излишне уплаченных сумм доходов;
учет доходов бюджета и отчетность о его доходах в соответствии с .

Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Минфином РФ и утверждается министром в течение 15 дней со дня принятия закона о бюджете. Утвержденная сводная бюджетная роспись передается на исполнение Казначейству и направляется для сведения в и Счетную палату.

Для того чтобы исключить финансирование расходов и платежи, не предусмотренные законом о бюджете или не обеспеченные поступлениями доходов и средствами заимствований бюджета, предусмотрены процедуры санкционирования расходов федерального бюджета.

Это санкционирование включает:

Утверждение и доведение ассигнований до распорядителей и получателей средств бюджета и уточнение смет доходов и расходов распорядителям средств и бюджетным учреждениям;
утверждение и доведение до распорядителей и получателей средств бюджета лимитов бюджетных обязательств;
принятие денежных обязательств получателями средств бюджета;
подтверждение денежных обязательств федерального бюджета.

На основании сводной бюджетной росписи бюджета и ассигнований из бюджета, сообщенных Казначейством, орган, исполняющий бюджет, в течение 20 дней со дня утверждения сводной росписи доводит объемы бюджетных ассигнований до нижестоящих распорядителей и получателей средств через органы Федерального казначейства.

Изменение бюджетных ассигнований из федерального бюджета осуществляется министром финансов РФ, главными распорядителями.

При утверждении и доведении лимитов бюджетных обязательств устанавливается определенный объем распорядительных прав получателей средств бюджета на принятие денежных обязательств бюджета.

Лимиты бюджетных обязательств формируются на период до трех месяцев на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета, доведенных ассигнований и прогноза поступления доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета.

Лимиты для главных распорядителей утверждаются Федеральным казначейством. Распределение бюджетных обязательств между распорядителями и получателями средств бюджета утверждается главными распорядителями.

Лимиты доводятся до нижестоящих распорядителей и получателей через Казначейство в форме уведомления о лимите бюджетных обязательств федерального бюджета. Лимиты должны быть доведены до получателей не позднее, чем за пять дней до начала срока их действия. Казначейство вправе отсрочить предоставление прав на принятие бюджетных обязательств распорядителям и получателям на период до трех месяцев.

Принятие обязательств осуществляется путем заключения получателем и поставщиком продукции (работ, услуг) договоров (контрактов). Объем принятых денежных обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета в текущем году, не должен превышать лимиты обязательств в структуре показателей бюджетной классификации РФ.

Казначейство совершает расходование средств бюджета после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расхода, требованиям Бюджетного кодекса, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств.

Казначейство осуществляет процедуры выверки и подтверждения исполнения денежных обязательств и не позднее трех дней с момента представления документов совершает разрешительную надпись. Объем принятых денежных обязательств не может превышать лимиты бюджетных обязательств. Объем подтвержденных денежных обязательств не может превышать объем принятых денежных обязательств. Объем подтвержденных денежных обязательств может отличаться от объема принятых денежных обязательств только в случае отказа Казначейства подтвердить принятые денежные обязательства.

Подтвержденное денежное обязательство федерального бюджета является основанием для совершения расходования средств федерального бюджета.

Финансирование расходов федерального бюджета осуществляется Федеральным казначейством и представляет собой последователь но совершаемые действия:

Разрешение (распоряжение) на осуществление платежа;
осуществление платежа.

Совершение разрешительной надписи (разрешение на осуществление платежа) и распоряжение об осуществлении платежа не могут быть даны одним и тем же должностным лицом органа, исполняющего бюджет.

На основании представленных получателем средств платежных документов Казначейство в день совершения разрешительной надписи осуществляет платеж, списав средства с единого счета федерального бюджета и отразив выполненную операцию на лице вом счете.

Перечисление средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ в рамках межбюджетных отношений должно быть завершено 20 декабря.

Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств, открываемых в едином учетном регистре Казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета.

На лицевом счете отражается объем средств бюджета, которыми располагает распорядитель либо получатель в процессе реализации процедур санкционирования и финансирования расходов федерального бюджета.

Средства от предпринимательской деятельности и использования государственной собственности бюджетного учреждения зачисляются на единый счет федерального бюджета в соответствующем территориальном органе Казначейства.

Бюджетное учреждение вправе распоряжаться средствами, зачисленными на его лицевой счет, только в том размере, который отражен на счете.

При недостатке средств бюджета для выполнения заданий органа исполнительной власти бюджетное учреждение может использовать для этого средства от предпринимательской деятельности и использования государственного имущества. Сумма превышения фактически полученных бюджетным учреждением средств от предпринимательской деятельности и использования государственной собственности над средствами, учтенными в смете доходов и расходов, остается в распоряжении бюджетного учреждения.

При наличии на счете бюджета (лицевом счете получателя) средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств осуществляется в порядке поступления подтвержденных платежных обязательств и других документов на списание, в том числе судебных актов.

Предусмотрена следующая календарная очередность:

В первую очередь – списание по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц;
во вторую очередь – списание по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для возмещения реального ущерба в размере недофинансирования, а также возмещения убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;
в третью очередь – списание, предусматривающее возврат излишне уплаченных и ошибочно зачисленных доходов в бюджет;
в четвертую очередь – списание по платежным документам, предусматривающим финансирование расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга;
в пятую очередь – списание по платежным документам, предусматривающим финансирование иных расходов бюджета.

Все операции, связанные с поступлением в Федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов бюджета, регистрируются в Главной книге Федерального казначейства.

Казначейство ведет сводный реестр получателей средств бюджета.

Бюджетный кодекс регламентирует изменение бюджетных ассигнований из федерального бюджета. Изменение ассигнований по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого получателя средств бюджета может быть осуществлено вследствие введения режимов сокращения или увеличения расходов федерального бюджета либо произведено главным распорядителем средств федерального бюджета в пределах своих полномочий.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10% годовых назначений, Правительство РФ вправе принять решение о введении режима сокращения расходов бюджета и ввести указанный режим.

В решении о введении такого режима должны быть указаны дата, с которой вводится указанный режим, и размеры сокращения расходов бюджета. При этом сокращение ассигнований не должно составлять более 10% годовых назначений по каждому главному распорядителю, а также по каждому объекту, включенному в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы.

На основании решения о введении режима сокращения расходов производится сокращение лимитов бюджетных обязательств.

Отмена режима сокращения расходов бюджета производится Правительством РФ.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений в него, что может привести к неполному финансированию по сравнению с утвержденным бюджетом более чем на 10% годовых назначений, Правительство РФ представляет в Думу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете.

Если проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете не принимается в указанный срок, Правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета впредь до принятия закона по данному вопросу.

Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом о бюджете, направляются Минфином РФ на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон о бюджете. При этом Минфин РФ подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись.

В случае необходимости направить дополнительные доходы на другие цели либо в случае превышения ожидаемых фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10% финансирование расходов бюджета сверх ассигнований, утвержденных законом о бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в этот закон. Внесение изменений и дополнений в закон принимается по итогам исполнения бюджета за квартал (полугодие), в котором указанное превышение было получено.

Законопроект о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете в связи с получением дополнительных доходов вносится Правительством РФ в Думу не позднее чем через 10 дней после рассмотрения на заседании Думы отчета об исполнении бюджета за квартал (полугодие), в котором превышение доходов было получено.

Если законопроект не принимается в срок, Правительство РФ имеет право осуществить равномерную индексацию расходов бюджета по всем направлениям после сокращения дефицита бюджета и погашения долговых обязательств. м
Министр финансов может разрешить перераспределение средств бюджета по разделам, подразделам, видам расходов и предметным статьям в пределах средств, выделенных главному распорядителю или получателю, в размере не более 10% ассигнований.

Министр имеет право сократить лимиты бюджетных обязательств по сравнению с ассигнованиями, если ассигнования в соответствии с законом о бюджете выделялись при условии выполнения главным распорядителем (субъектом РФ или другим получателем) определенных требований, а к моменту составления лимитов бюджетных обязательств эти требования оказались невыполненными.

Министр имеет право отменить решение о блокировке расходов по ходатайству соответствующего главного распорядителя (другого получателя бюджетных средств) только после выполнения последним условий, невыполнение которых повлекло за собой блокировку.

Министр имеет право на блокировку расходов при выявлении фактов нецелевого использования средств.

Министр финансов не может сократить или увеличить объемы ассигнований по главным распорядителям более чем на 5% ассигнований, утвержденных законом о бюджете, за исключением решений о блокировке расходов.

Правительство РФ представляет ежеквартальные и

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Омский филиал Финуниверситета

Кафедра «Финансы и кредит»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Бюджетная система РФ»

Исполнение федерального бюджета РФ

Выполнила Бисикеева Динара Темирхановна

Проверил Хаиров Бари Галимович

1. Исполнение бюджета

1. Исполнение бюджета

Исполнение бюджета -- наиболее ответственная этап бюджетного процесса, заключающийся в реализации главного финансового плана того или иного национально-административного или территориального образования. Его цель заключается в обеспечении достаточного финансирования государственных мероприятий, предусмотренных бюджетами, на основе своевременного и полного поступления доходов. Тем самым дается оценка всей предварительной деятельности как исполнительных органов власти при составлении бюджета, так и представительных органов в ходе его рассмотрения и утверждения.

При исполнении бюджетов решаются следующие задачи:

1) обеспечение аккумуляции плановых поступлений бюджетов;

2) выявление и максимальная мобилизация резервов бюджетных поступлений;

3) своевременное и полное финансирование государственных мероприятий;

4) ориентация бюджетных организаций на экономное расходование государственных средств;

5) регулярное проведение контроля выполнения обязательств перед бюджетами, соблюдение финансовой дисциплины.

«Если на первый трех стадиях бюджетного процесса основную работу проводят только государственные службы, то в последней, четвертой, участвуют все министерства, ведомства и большое количество различный организаций, находящихся в какой-либо связи с движением государственных средств.

Возглавляют работу исполнительные органы государственной власти, администрации субъектов РФ и местный административно-территориальных образований. В своей деятельности они руководствуются Конституцией РФ, а также действующим законодательством по гражданским, финансовым, бюджетным, налоговым, уголовным и другим вопросам. В них определены права, обязанности и ответственность в рамках исполнения бюджетов» .

Исполнение бюджетов складывается из трех основных участков:

· исполнения доходной части бюджетов;

· исполнения расходной части бюджетов;

· контроля поступлений и расходов бюджетов.

Исполнение бюджетов осуществляется согласно организационным планам, в которых определены: мероприятия по поступлениям или расходам, сроки выполнения и ответственные органы (должностные лица).

В Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов. Все бюджеты: РФ исполняются по принципу единства кассы, согласно которому исполнительные органы являются кассирами распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Принцип единства кассы означает зачисление доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление расходов с единого счета бюджета.

2. Исполнение федерального бюджета РФ

При казначейском исполнении федерального бюджета Федеральное казначейство РФ осуществляет:

1) регистрацию поступлений;

2) открытие и закрытие счетов федерального бюджета;

3) регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств;

4) совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;

5) осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета.

Исполнение бюджета ведется путем отражения операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Единый счет федерального бюджета (казначейства) находится в Банке России. Счета Федерального казначейства в Банке России и кредитных организациях ведутся на основании договоров.

Исполнение федерального бюджета по доходам предусматривает:

· перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального бюджета;

· распределение федеральных регулирующих налогов;

· возврат излишне уплаченных сумм доходов;

· учет и отчетность о доходах федерального бюджета.

Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Минфином РФ и утверждается Министром финансов РФ в течение 15 дней со дня принятия закона о федеральном бюджете. Утвержденная сводная бюджетная роспись передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется в Федеральное Собрание и Счетную палату РФ.

В целях исключения нецелевого использования средств или затрат, не обеспеченных доходами федерального бюджета, применяется санкционирование расходов федерального бюджета, которое включает:

· утверждение и доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до распорядителей и получателей средств федерального бюджета и уточнение смет доходов и расходов;

· принятие денежных обязательств получателями средств;

· подтверждение денежных обязательств.

На основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета и ассигнований из федерального бюджета исполняющий орган в течение 20 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи доводит объемы ассигнований из федерального бюджета до нижестоящих распорядителей и получателей средств через органы Федерального казначейства. Изменение бюджетных ассигнований осуществляется министром финансов РФ и главными распорядителями средств федерального бюджета.

Права получателей средств на принятие денежных обязательств устанавливаются в ходе утверждения и доведения лимитов бюджетных обязательств, которые формируются на срок до трех месяцев на основании сводной бюджетной росписи, доведенных бюджетных ассигнований и прогноза доходов федерального бюджета. Лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств утверждаются Федеральным казначейством.

Распределение бюджетных обязательств между распорядителями и получателями средств утверждается главными распорядителями. Утвержденные лимиты бюджетных обязательств за 5 дней до начала срока действия доводятся до нижестоящих распорядителей и получателей средств через Федеральное казначейство. Последнее вправе отсрочить принятие бюджетных обязательств распорядителям и получателям средств на период до трех месяцев.

Принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств осуществляется путем заключения договоров с поставщиками продукции (работ, услуг). Федеральное казначейство расходует бюджетные средства после проверки соответствия платежных документов требованиям Бюджетного кодекса РФ, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам обязательств.

Объем принятых обязательств не может превышать лимиты бюджетных обязательств. Объем подтвержденных обязательств не должен превышать объем принятых обязательств. Подтвержденное денежное обязательство является основанием для расходования средств федерального бюджета.

Финансирование расходов федерального бюджета складывается из двух действий: разрешения на платеж и осуществления платежа, которые не могут совершаться одним и тем же должностным лицом органа, исполняющего бюджет. На основе представленных платежных документов Федеральное казначейство в день совершения разрешительной надписи осуществляет платеж, списав средства с единого счета федерального бюджета в пользу физических и юридических лиц. Сумма платежа не может превышать сумму, указанную в подтвержденных денежных обязательствах. Перечисление средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации завершается 20 декабря.

Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется по лицевым счетам бюджетных средств (далее - лицевые счета), открываемым в Федеральном казначействе для каждого распорядителя и получателя средств федерального бюджета. На лицевом счете отражаются средства федерального бюджета, которыми располагает распорядитель либо получатель этих средств.

При недостатке средств бюджета бюджетное учреждение может использовать средства от предпринимательской деятельности и использования государственного имущества. Такие средства зачисляются на единый счет федерального бюджета в территориальном органе Федерального казначейства, который обязан отразить средства на лицевом счете учреждения в течение дня.

Важное значение в процессе исполнения бюджета средств имеет очередность списания денежных средств со счета бюджета и лицевых счетов получателей. При наличии на счете бюджета денежных средств их списание ведется в порядке поступления подтвержденных платежных обязательств (календарная очередность). При недостатке средств на счете списание осуществляется в следующей очередности:

1) списание по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан в результате незаконных действий (бездействия) органов власти или их должностных лиц;

2) списание по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для возмещения реального ущерба в размере недофинансирования, а также возмещения убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов власти;

3) списание, предусматривающее возврат излишне уплаченных и ошибочно зачисленных доходов в бюджет;

4) списание по платежным документам на обслуживание государственного или муниципального долга;

5) списание по платежным документам, предусматривающим финансирование иных расходов бюджета.

«Изменение бюджетных ассигнований из федерального бюджета для каждого получателя может быть осуществлено вследствие введения режимов сокращения или увеличения расходов федерального бюджета, либо произведено главным распорядителем средств федерального бюджета. Режим сокращения расходов федерального бюджета вводится при снижении доходов или источников финансирования дефицита федерального бюджета, приводящего к недофинансированию плановых расходов не более чем на 10% годовых назначений. В решении указываются дата ввода режима и размеры сокращения расходов федерального бюджета. При этом сокращение бюджетных ассигнований не должно составлять более 10% годовых назначений по каждому главному распорядителю бюджетных средств, а также по каждому объекту адресной инвестиционной и целевой программ. Отмена режима производится Правительством РФ» .

При снижении поступлений в федеральный бюджет, приводящем к недофинансированию плановых расходов более чем на 10%, Правительство РФ представляет в Госдуму проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете. Если проект закона не принимается в указанный срок, то Правительство РФ пропорционально сокращает расходы федерального бюджета до принятия федерального закона по данному вопросу. Сверхплановые доходы направляются Минфином РФ на уменьшение дефицита и сокращение долговых обязательств федерального бюджета. При этом Минфин РФ подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись. Для использования дополнительных доходов на другие цели либо в случае превышения ожидаемых доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10% финансирование расходов федерального бюджета осуществляется после внесения изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете.

Законопроект о внесении изменений и дополнений в федеральный бюджет в связи с дополнительными доходами вносится Правительством РФ в Госдуму не позднее чем через 10 дней после рассмотрения Госдумой отчета об исполнении федерального бюджета за квартал (полугодие), в котором превышение доходов было фактически получено. Если законопроект не принимается в срок, Правительство РФ может осуществить равномерную индексацию расходов федерального бюджета по всем направлениям после сокращения дефицита федерального бюджета и погашения долговых обязательств. Министр финансов РФ может:

· разрешить перераспределение средств федерального бюджета по разделам, подразделам, видам расходов и предметным статьям в пределах средств, выделенных главному распорядителю или получателю, в размере не более 10% ассигнований;

· сократить лимиты бюджетный обязательств, если ассигнования выделялись при условии выполнения главным распорядителем бюджетных средств определенных требований, а к моменту составления лимитов бюджетный обязательств эти требования оказались невыполненными;

· отменить решение о блокировке расходов по ходатайству главного распорядителя бюджетных средств (другого получателя бюджетных средств) только после выполнения последним условий, невыполнение которых повлекло за собой блокировку расходов;

· осуществить блокировку расходов при выявлении нецелевого использования бюджетных средств.

Министр финансов РФ не может сократить или увеличить объемы ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств более чем на 5% плановых ассигнований, за исключением решений о блокировке расходов. Все распоряжения министра финансов о перераспределении средств федерального бюджета между главными распорядителями бюджетных средств и блокировке расходов доводятся до главных распорядителей и представляются в качестве приложений к отчету об исполнении федерального бюджета.

Правительство РФ представляет годовой и ежеквартальные отчеты об исполнении федерального бюджета в Федеральное Собрание и Счетную палату.

Действие лимитов бюджетных обязательств и исполнение федерального бюджета завершаются 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря.

По 31 декабря Федеральное казначейство обязано оплатить подтвержденные бюджетные обязательства. Счета исполнения федерального бюджета закрываются в 24 часа 31 декабря.

Средства, полученные от предпринимательской деятельности и не использованные до 31 декабря, зачисляются на вновь открываемые бюджетным учреждениям лицевые счета.

После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам года остаток средств на едином счете федерального бюджета учитывается в качестве остатка средств на начало очередного финансового года. Образовавшиеся излишки средств на начало текущего финансового года, дополнительно полученные доходы или достигнутая экономия средств используются по решению представительных органов власти

Непосредственное исполнение бюджетов возлагается на финансовые органы во главе с Минфином РФ и происходит по росписи доходов и расходов. На основании росписи доходов и расходов федерального бюджета проводится контроль поступлений в бюджет и отпуска средств на финансирование мероприятий. Роспись составляется по всем подразделениям бюджетной классификации согласно с поквартальным распределением доходов и расходов, планами и сводами смет расходов министерств и ведомств и подписывается руководителем финансовых органов.

Под кассовым исполнением бюджета понимается прием кредитными учреждениями доходов, а также хранение, распределение и выдача средств на расходы. До недавнего времени кассовое исполнение возлагалось на ЦБ РФ и систему банковских учреждений различных административно-территориальных образований. С 1994 г. эта функция постепенно передается органам Федерального казначейства.

Федеральное казначейство РФ в центре и на местах несет полную ответственность за кассовое исполнение бюджета, обеспечение правильной организации, учета, документооборота и контроля при зачислении доходов и расходовании бюджетных средств, своевременное представление отчетности о кассовом исполнении бюджета.

В ходе кассового исполнения бюджета Федеральное казначейство осуществляет все необходимые функции, включающие:

· учет кредитов по бюджетам и перевод их из одного банка в другой;

· учет доходов и расходов бюджетов, составление отчетности по остаткам и предоставление отчетности финансовым органам;

· контроль за представлением предприятиями поручений на перечисление средств в бюджет;

· расчетное и кассовое обслуживание бюджетных учреждений;

· контроль расходования бюджетных средств на предприятиях.

Для выполнения данных мероприятий каждому местному бюджету открывается основной текущий счет, на который зачисляются все поступления и с которого ведется выдача средств в пределах остатков. По каждому местному бюджету открываются текущие счета распорядителям кредитов, с которых производятся расчетные операции. По кассовому исполнению бюджетов составляются оперативные ежемесячные и годовые отчеты.

федеральный бюджет финансовый государственный

Список использованной литературы

2. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. - 486 с.

3. Бюджетная система России: Учебник для ВУЗов/ под ред. проф. Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ, 2007 - 550 с.

4. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М.: 2003. - 225 с.

5. Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 367 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исполнение бюджета и контроль за расходованием государственных средств в России. Бухгалтерские службы бюджетных организаций. Оптимизация расходования бюджетных средств. Право осуществлять авансовые платежи. Нормы, установленные ГК РФ.

    реферат , добавлен 19.09.2006

    Исполнение бюджета как важнейший этап бюджетного процесса по мобилизации и использованию бюджетных средств. Принципы исполнения бюджета. Понятие бюджетных росписи и обязательства. Функции Федерального казначейства в бюджетном процессе государства.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2009

    Проверка правильности использования средств, выделенных из федерального бюджета. Использование бюджетных и внебюджетных средств учреждениями образования. Эффективность применения средств федерального бюджета, выделенных субъектам Российской Федерации.

    реферат , добавлен 02.12.2010

    Сущность расходов федерального бюджета, их роль в решении социально экономических задач. Классификация и особенности бюджетных расходов. Факторы, определяющие величину бюджетных расходов. Анализ структуры и динамики расходов федерального бюджета РФ.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2017

    Исполнение федерального бюджета и необходимость организации Федерального казначейства, задачи и функции соответствующих государственных органов, сфера их полномочий, организационная структура. Принципы управления исполнением Федерального бюджета.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2015

    Правила учета территориальными органами казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет федерального бюджета. Доведение до главных распорядителей объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов.

    реферат , добавлен 04.11.2009

    Организация планирования и финансирования расходов на учреждения культуры и искусства. Анализ государственных программ в сфере культуры и искусства в РБ. Проблемы и пути совершенствования бюджетных ассигнований федерального бюджета по данным разделам.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2014

    Резервы увеличения доходов бюджетной системы Российской Федерации. Противодействия уклонению от уплаты налогов и обязательных платежей. Расходы на реализацию государственных программ. Изменения объемов бюджетных ассигнований. Сбалансированность бюджета.

    контрольная работа , добавлен 15.12.2014

    Структура бюджетной системы России и роль федерального бюджета в ее составе. Основные виды налоговых доходов и расходов бюджета. Условия предоставления бюджетных дотаций, субсидий и ссуд. Анализ динамики оказания финансовой помощи из федерального бюджета.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2012

    Порядок завершения операций по исполнению федерального бюджета в текущем финансовом году. Определение величины расходов краевого бюджета на текущий год по каждому функциональному разделу. Использование метода индексации расчета бюджетных ассигнований.

Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между функ-ци-я-ми и субъ-ек-та-ми го-су-дар-ствен-ной вла-сти РФ‚ ко-то-рые их ис-пол-ня-ют: к каж-дой по-зи-ции, дан-ной в пер-вом столб-це, под-бе-ри-те со-от-вет-ству-ю-щую по-зи-цию из вто-ро-го столб-ца.

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

A Б В Г Д

Пояснение.

Функции Президента РФ:

1) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

2) Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.

3) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

4) Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

5) Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Полномочия Президента РФ целесообразно рассматривать, объединив их в группы в зависимости от сфер государственной жизни, в которых действует Президент РФ. Президент РФ и Правительство РФ. Наиболее тесным образом Президент РФ сотрудничает с исполнительной властью, и хотя по Конституции РФ он не является главой исполнительной власти, анализ его конституционных полномочий позволяет утверждать, что фактически Президент РФ выступает в роли главы исполнительной власти:

1) Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ (п. «а» ст. 83).

2) Президент РФ утверждает представленные ему Председателем Правительства РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112). Указом Президента РФ от 17 августа 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» * выделен ряд министерств и ведомств, которые напрямую подчиняются Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3) По предложению Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (п. «д» ст. 83).

4) Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст. 83).

5) Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83).

Место Президента РФ в системе государственной власти России (а по большому счету - его социальное назначение и политическая роль в жизни страны в целом) определяется возложенными на него Конституцией РФ (ст. 80) функциями:

1) Представительская функция (являясь главой суверенного государства, Президент без каких-либо дополнительных полномочий представляет Российскую Федерацию как в международных отношениях, так и внутри страны - в отношениях с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, различными институтами гражданского общества (политическими партиями и общественными объединениями, конфессиями, объединениями предпринимателей, науки, образования, культуры, спорта, молодежными, ветеранскими организациями, различными диаспорами и т. п.).

2) Функция гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета, независимости и государственной целостности Российской Федерации.

3) Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (причем органов государственной власти различных ветвей и уровней).

4) Определение основных направлений внутренней и внешней политики государства (разумеется, не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами).

Для реализации указанных функций Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы наделяют Президента РФ достаточно широкими полномочиями, которые могут быть объединены в следующие группы:

1) Полномочия, связанные с формированием других государственных органов и назначением должностных лиц (назначение с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; назначение по представлению Председателя Правительства РФ членов Правительства; принятие решения об отставке Правительства РФ; назначение судей федеральных судов (за исключением судей высших судебных инстанций - Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ); назначение пяти членов Центральной избирательной комиссии РФ и т. д.).

2) Полномочия по взаимодействию с Федеральным Собранием, участию в законодательном (нормотворческом) процессе, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти (назначение выборов депутатов Государственной Думы; обладание правом законодательной инициативы; промульгация (подписание и обнародование) федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов о поправках к Конституции РФ; обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; использование согласительных процедур для преодоления разногласий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между региональными органами государственной власти, включая обращение в суд для разрешения спора и т. д.).

3) Полномочия в области внешней политики (осуществление руководства внешней политикой Российской Федерации; ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации; назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях и др.).

4) Полномочия в области обороны и безопасности (утверждение военной доктрины; назначение и освобождение высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации; выполнение полномочий Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами РФ; введение на всей территории Российской Федерации или в отдельных местностях специальных правовых режимов военного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года «О военном положении») или чрезвычайного положения (в соответствии с федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года «О чрезвычайном положении») и т. п.)

5) Полномочия в сфере правового регулирования статуса личности (решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища; учреждение государственных наград, награждение государственными наградами, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий; осуществление помилования и др.).

Предмет ведения Государственной Думы:

1) Обсуждение и принятие законов.

2) Обсуждение и принятие федерального бюджета.

3) Установление налогов и сборов, финансовое регулирование.

4) Ратификация международных договоров, вопросы войны и мира.

5) Вопросы статуса и защиты государственных границ.

6) Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

7) Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.

8) Назначение на должность и освобождение от должности: Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счётной палаты и половины состава ее аудиторов (от лат. auditor - слушатель - бухгалтер-ревизор, который проверяет состояние финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий), уполномоченного по правам человека в РФ.

9) Объявление амнистии.

10) Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

А) объявление амнистии - Государственная Дума.

Б) осуществление помилования - Президент РФ.

B) обеспечение исполнения федерального бюджета - Правительство РФ.

Г) принятие федеральных законов - Государственная Дума.

Д) осуществление управления федеральной собственностью - Правительство РФ.

Ответ: 21323.

Ответ: 21323

Положение об Управлении обеспечения исполнения федерального бюджета Федерального казначейства

I. Общие положения

1. Управление обеспечения исполнения федерального бюджета Федерального казначейства (далее - Управление) является структурным подразделением центрального аппарата Федерального казначейства, созданным в целях обеспечения осуществления Федеральным казначейством в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительной функции по обеспечению исполнения федерального бюджета в части прогнозирования, кассового планирования средств федерального бюджета и управления операциями на едином счете федерального бюджета и координации работы территориальных органов Федерального казначейства в части выполнения ими бюджетных полномочий по обеспечению исполнения федерального бюджета.

2. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями Федерального казначейства и его территориальными органами.

3. Управление руководствуется в своей деятельности международными договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, регулирующими вопросы деятельности Федерального казначейства, Положением о Федеральном казначействе, приказами Федерального казначейства, а также настоящим Положением.

4. Работа Управления организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника Управления за состояние дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений.

II. Полномочия

5. Управление осуществляет следующие полномочия:

5.1. обеспечивает проведение операций со средствами на едином счете федерального бюджета;

5.2. обеспечивает проведение операций со средствами федерального бюджета в части подкрепления счетов территориальных органов Федерального казначейства;

5.3. составляет и ведет кассовый план исполнения федерального бюджета в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации;

5.4. прогнозирует объем доходов и объем поступлений источников финансирования дефицита федерального бюджета в федеральный бюджет, прогнозирует объем расходов и платежей по источникам финансирования дефицита федерального бюджета;

5.5. прогнозирует объем средств, необходимых для обеспечения расходов и платежей федерального бюджета в иностранных валютах и представляет в установленном порядке предложения руководству Федерального казначейства;

5.6. выполняет мониторинг состояния единого счета федерального бюджета в целях определения недостаточности (избыточности) средств федерального бюджета для исполнения расходных обязательств;

5.7. участвует в подготовке предложений по повышению эффективности управления средствами на едином счете федерального бюджета и по управлению ликвидностью единого казначейского счета;

5.8. подготавливает оперативную информацию о кассовом исполнении федерального бюджета, справочные и аналитические материалы для представления руководству Федерального казначейства и Министерства финансов Российской Федерации, а также другим внешним пользователям в пределах компетенции Управления;

5.9. подготавливает материалы для Интернет - сайта Федерального казначейства в пределах компетенции Управления;

5.10. участвует в разработке совместно с другими структурными подразделениями центрального аппарата Федерального казначейства предложений по совершенствованию практики применения нормативных правовых актов в пределах компетенции Управления;

5.11. изучает международный опыт работы казначейского исполнения бюджета в пределах компетенции Управления;

5.12 участвует в рассмотрении заключений и актов проверок Счетной палаты Российской Федерации в пределах компетенции Управления;

5.13. подготавливает и представляет в установленном порядке предложения по профессиональной подготовке работников Управления, их переподготовке, повышению квалификации и стажировке;

5.14. проводит мониторинг счетов Федерального казначейства и его территориальных органов, включая счета по учету средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, счетов по учету средств, поступающих во временное распоряжение федеральных казенных учреждений, а также, счетов для учета средств федеральных бюджетных (автономных) учреждений и государственных компаний;

5.15. обеспечивает подготовку оперативной информации о состоянии счетов по учету средств федерального бюджета (за исключением счетов по учету средств нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда и средств Фонда национального благосостояния);

5.16. обеспечивает доведение в установленном порядке соответствующим органам Федерального казначейства Уведомлений о поступлениях в иностранной валюте;

5.17. обеспечивает формирование раздела II отчетов об исполнении Соглашения об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозной таможенной пошлины (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 года, Соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода от 19 ноября 2010 года в части, относящейся к полномочиям Управления;

5.18. осуществляет совместно со структурными подразделениями центрального аппарата Федерального казначейства мероприятий по:

  • открытию (закрытию) в Банке России и кредитных организациях счетов Федерального казначейства по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации (за исключением счетов по учету средств нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда и средств Фонда национального благосостояния);
  • установлению режимов счетов;
  • установлению условий обслуживания счетов;
  • заключению с Банком России и другими кредитными организациями договоров и дополнительных соглашений к ним по обмену электронными документами (за исключением счетов по учету средств нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда и средств Фонда национального благосостояния),
  • заключению соглашений по обмену информацией в электронном виде с Центральным банком Российской Федерации,
  • организации вступления и работы территориальных органов Федерального казначейства в системе банковских электронных срочных платежей Банка России;

5.19. участвует в проведении мероприятий по минимизации наличного денежного оборота в секторе государственного управления;

5.20. осуществляет координацию работы территориальных органов Федерального казначейства в части выполнения ими бюджетных полномочий по:

  • открытию в учреждениях Банка России и кредитных организациях счетов по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, установлению режимов этих счетов;
  • направлению в учреждения Центрального банка Российской Федерации и кредитные организации представлений о приостановлении операций в валюте Российской Федерации по счетам, открытым участникам бюджетного процесса и бюджетным учреждениям в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;

5.21. осуществляет подготовку справочных и аналитических материалов для представления руководству Федерального казначейства и внешним пользователям по вопросам, относящимся к полномочиям Управления;

5.22. осуществляет разработку необходимых предложений по совершенствованию нормативно - методологической базы для реализации полномочий Управления;

5.23. участвует в подготовке предложений по повышению эффективности управления средствами на счетах федерального бюджета (за исключением счетов по учету средств нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда и средств Фонда национального благосостояния);

5.24. проводит совместно со структурными подразделениями центрального аппарата Федерального казначейства и Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства мероприятия по приемке прикладного программного обеспечения и технологических регламентов работы центрального аппарата, Межрегионального операционного управления и территориальных органов Федерального казначейства в рамках полномочий Управления;

5.25. участвует в организации и проведении всероссийских (межрегиональных) совещаний с территориальными органами Федерального казначейства в установленной сфере деятельности;

5.26. координирует работу территориальных органов Федерального казначейства в части выполнения ими полномочий по:

  • открытию, закрытию, переоформлению и ведению лицевых счетов участников бюджетного процесса федерального уровня, лицевых счетов, открываемых в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, для учета операций со средствами юридического лица (его обособленного подразделения), не являющегося в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получателем средств федерального бюджета;
  • кассовому обслуживанию исполнения федерального бюджета;
  • осуществлению кассовых выплат из бюджета Союзного государства от имени и по поручению получателей средств бюджета Союзного государства, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства;
  • осуществлению кассовых выплат за счет средств бюджетных (автономных) учреждений федерального уровня;
  • санкционированию оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также бюджетных (автономных) учреждений федерального уровня, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства;
  • осуществлению учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета;
  • осуществлению приостановления в предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации случаях операций по лицевым счетам, открытым главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета в органах Федерального казначейства;
  • выполнению ими бюджетных полномочий по осуществлению управления операциями на едином счете федерального бюджета;

5.27. обеспечивает в пределах компетенции Управления доведение в установленном порядке до территориальных органов Федерального казначейства данных об объектах капитального строительства, мероприятиях (укрупненных инвестиционных проектах), объектах недвижимости, включаемых в федеральную адресную инвестиционную программу на соответствующий финансовый год и на плановый период;

5.28. формирует и представляет на рассмотрение руководству Федерального казначейства, управлениям центрального аппарата Федерального казначейства оперативную и иную информацию, относящуюся к компетенции Управления;

5.29. осуществляет в установленном порядке документооборот и делопроизводство, работу по комплектованию, хранению и сдаче в архив документов и иных материалов Управления;

5.30. обеспечивает организацию проведения на постоянной основе мониторинга бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета;

5.31. обеспечивает в пределах компетенции Управления проведение мониторинга и анализа данных информационных систем Федерального казначейства, а также данных иных систем, ведение и обеспечение функционирования которых осуществляется Федеральным казначейством;

5.32. обеспечивает в пределах компетенции Управления координацию работы структурных подразделений Федерального казначейства и его территориальных органов по проведению мониторинга данных информационных систем;

5.33. обеспечивает подготовку необходимых материалов руководству Федерального казначейства по результатам мониторинга и анализа данных информационных систем;

5.34. обеспечивает организацию информационного взаимодействия с контрольно-надзорными органами;

5.35. участвует в разработке нормативных актов в пределах компетенции Управления, в том числе:

5.35.1. участвует в подготовке предложений по законодательному и нормативному регулированию сферы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд;

5.35.2. участвует в подготовке нормативных правовых актов Федерального казначейства;

5.36. участвует в подготовке предложений по развитию официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

5.37. обеспечивает подготовку и представление в установленном порядке предложений по повышению квалификации сотрудников Управления в пределах компетенции Управления;

5.38. участвует в изучении опыта зарубежных стран в пределах компетенции Управления, вырабатывает предложения по его практическому использованию;

5.39. участвует в установленном порядке в совещаниях по вопросам, относящимся к компетенции Управления, инициирует в случае необходимости привлечение для участия в них сотрудников структурных подразделений центрального аппарата Федерального казначейства и его территориальных органов;

5.40. осуществляет подготовку предложений, принимает участие в постановке задач, внедрении и приемке информационных систем, необходимых для реализации полномочий Управления;

5.41. обеспечивает подготовку в установленном порядке заключений и разъяснений в пределах компетенции Управления;

5.42. обеспечивает подготовку проектов запросов и получение в установленном порядке от структурных подразделений центрального аппарата Федерального казначейства, территориальных органов Федерального казначейства, должностных лиц сведений, необходимых для принятия решений в пределах компетенции Управления;

5.43. направляет предложения руководству Федерального казначейства о привлечении в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научных и иных организаций, а также ученых и специалистов;

5.44. обеспечивает проведение операций по покупке/продаже иностранной валюты за валюту Российской Федерации, а также за иностранную валюту и операций по переводу средств в иностранной валюте со счетов Федерального казначейства;

5.45. осуществляет эксплуатацию абонентского пункта Автоматизированной системы Учетно-операционной системы Московского региона Федерального казначейства;

5.46. участвует в подготовке предложений по повышению эффективности управления средствами на счетах федерального бюджета (за исключением счетов по учету средств нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда и средств Фонда национального благосостояния);

5.47. обеспечивает в пределах компетенции Управления своевременное и полное рассмотрение обращений граждан и юридических лиц, подготовку ответов на указанные обращения в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.48. участвует в разработке и осуществлении мероприятий по обеспечению режима секретности и защите сведений, составляющих государственную тайну, в Управлении;

5.49. выполняет иные полномочия, установленные приказами Федерального казначейства.

III. Организация деятельности Управления

6. Управление подчиняется заместителю руководителя Федерального казначейства, курирующему и контролирующему деятельность Управления.

Структура и штатная численность сотрудников Управления утверждаются руководителем Федерального казначейства.

7. Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Федерального казначейства.

8. Начальник Управления:

8.1. руководит деятельностью Управления и организует его работу в рамках возложенных на Управление задач и функций;

8.2. распределяет обязанности между заместителями начальника Управления и отделами Управления;

8.3. представляет заместителю руководителя Федерального казначейства, курирующему и контролирующему деятельность Управления, предложения по вопросам подбора и расстановки кадров в Управлении;

8.4. вносит заместителю руководителя Федерального казначейства, курирующему и контролирующему деятельность Управления, предложения о поощрении сотрудников Управления, а также о применении к ним дисциплинарных взысканий;

8.5. участвует в установленном порядке в совещаниях, проводимых руководством Федерального казначейства;

8.6. формирует текущие и стратегические планы работ и показатели деятельности Управления;

8.7. организует рассмотрение в Управлении запросов организаций и обращений граждан по вопросам, входящим в его компетенцию, принимает меры по своевременному и правильному их разрешению.

9. Начальник и другие сотрудники Управления несут персональную ответственность за визируемые и подписываемые документы.

10. Начальник Управления и каждый сотрудник Управления несут ответственность за разглашение государственной тайны и сведений конфиденциального характера, ставших им известными в порядке исполнения служебного задания.

11. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на Управление полномочий несет начальник Управления.

12. Ответственность сотрудников Управления устанавливается должностными регламентами.

Каждый сотрудник Управления несет ответственность за качество и своевременное выполнение задач, возложенных лично на него.

13. Возложение на Управление функций, не относящихся к его компетенции, не допускается.

14. Начальник Управления по мере необходимости вносит предложения заместителю руководителя Федерального казначейства, курирующему и контролирующему деятельность Управления, об изменении и дополнении настоящего Положения.

Приложенные документы


Исполнение бюджета начинается с 1 января или после его утверждения законодательными органами власти. Эта стадия бюджетного процесса имеет своей целью выполнение доходной и расходной частей бюджетов.

Основная задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм. Ответственность за исполнение федерального бюджета возложена на исполнительные органы власти - Министерство финансов и находящиеся в его ведении Федеральное казначейство, Федеральную налоговую службу; Федеральную таможенную службу и другие органы.
Исполнение бюджета связано со следующими понятиями.
Главный распорядитель бюджетных средств - это органы государственной власти РФ, имеющие право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств (министерства и ведомства).
Распорядитель бюджетных средств - это орган государственной власти или местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.
Бюджетная роспись - это документ по квартальному или по месячному распределению доходов и расходов соответствующего бюджета. Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификацией.
Лимиты бюджетных средств - это объемы выделяемых из бюджета средств на период, не превышающий трех месяцев. Лимиты устанавливаются на основе бюджетной росписи и доводятся до всех распорядителей бюджетных средств.
Существуют две системы исполнения бюджета: банковская и казначейская.
В РФ исполнение федерального бюджета осуществляется в соответствии с казначейской системой. Делается попытка перевести на казначейское исполнение территориальные бюджеты.
Принципиальное отличие казначейской системы исполнения бюджета от банковской заключается в том, что органы казначейства выступают кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств. При казначейской системе обязательства бюджетополучателей по принятию к исполнению и последующему осуществлению платежей за предоставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги от имени и по поручению их берет на себя и осуществляет казначейство, обеспечивая при этом целевое использование бюджетных средств.
В основе исполнения бюджетов всех уровней лежит принцип единства кассы, т.е. зачисление всех поступающих доходов и средств на единый бюджетный счет и осуществление с этого счета всех предусмотренных расходов и платежей.
Исполнение бюджетов осуществляется на основе отражения всех операций и средства бюджетов в системе балансовых счетов Федерального казначейства, причем осуществление операций, минуя ее, запрещено. Счета Федерального казначейства находятся в Банке России и кредитных организациях, которые ведут их на основании договоров.
Все операции, связанные с поступлением доходов бюджетов и поступлениями из источников финансирования дефицитов бюджетов, а также с санкционированием и финансированием расходов бюджетов, регистрируются органами казначейства в Главной книге казначейства. Казначейство ведет сводный реестр получателей бюджетных средств в соответствии с порядком регистрации и учета получателей бюджетных средств, установленным Министерством финансов РФ. Главная книга казначейства ведется на основе плана счетов, утвержденного Федеральным казначейством. Записи в Главной книге осуществляются по факту совершения соответствующих операций в процессе исполнения бюджетов. Данные Главной книги казначейства являются основой для формирования отчетов об исполнении бюджетов.
Если в процессе исполнения бюджета на всех уровнях управления происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов, применяется режим секвестра - пропорциональное сокращение расходов по всем статьям бюджетной классификации.
Стадия исполнения бюджета длится 1 год и завершается 31 декабря. Счета Федерального казначейства, используемые для исполнения бюджетов завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.
После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.
После окончания финансового года Министерством финансов составляется отчет об исполнении бюджета, который утверждается на следующий год.

Контрольные вопросы Назовите стадии бюджетного процесса. Перечислите участников бюджетного процесса. Какие бюджетные полномочия имеют федеральные органы законодательной и исполнительной власти? Какой состав имеет бюджетная классификация РФ? Чем определяется ее значение в бюджетном процессе? В чем заключается процесс составления проекта бюджета? Дайте характеристику процедуры рассмотрения и утверждения бюджета. Каковы задачи стадии исполнения бюджета? Какой орган власти осуществляет кассовое исполнение федерального бюджета, в чем оно заключается? В чем отличие казначейской системы исполнения бюджета от банковской?