Пособие по освобождению из мест лишения свободы. Как получить финансовую помощь после освобождения из исправительной колонии

В данной статье подробно рассказывается про помощь осужденным после освобождения, и все что об этом надо знать. Людям, которые отсидели свой срок и вышли из тюрьмы достаточно трудно адаптироваться к жизни на свободе. Трудности вызывает изменившееся, за время отбывания наказания, общество, и нежелание брать на работу осужденного человека. И один из самых часто задаваемых вопросов, это предусмотрена ли законом помощь осужденным после освобождения? Мы готовы ответить на этот вопрос.

Есть ли помощь осужденным после освобождения

Законодательство РФ на данный момент не предусматривает обязательной выдачи помощи осужденным после освобождения. Есть только статья 181 УИК Российской Федерации.
Она обеспечивает:

  1. Перемещение с заключения к местоположению места проживания.
  2. Пропитание на время перемещения к месту проживания или деньги для их покупки.
  3. Если есть необходимость, то обеспечивается одежда.

В большинстве регионах РФ есть специальные общественные и государственные учреждения, которые обеспечивают помощь осужденным после освобождения. В их обязанности входит выдача разных видов помощи, чтобы освободившийся смог приспособиться к проживанию на воле. В неё входит помощь в поиске работы, жилья, выдача денежных средств. В поиске таких организаций помогут учреждения социальной защиты населения, местная Администрация и полиция.

Если у освобожденного заключенного нет места проживания, он может местную Администрацию, там он сможет написать заявление об установлении в очередь на получения жилья по статье 49-52 Жилищного кодекса Российской федерации. Поскольку эта отрасль недостаточно развита в России, придется очень долго ждать.

Когда осужденного освободили, он обратно возвращается к жизни на воле. Им помогают приспособиться к свободной жизни. Для обеспечения социальных возможностей принимают социальные и экономические мероприятия. За восемь недель до освобождения или раньше, за пол года до конца вынужденных работ, а тех осужденным у которых срок меньше пол года — после судебного приговора, администрация заведения отбытия срока следует сообщить службе занятости, местной Администрации дату выхода на волю, место проживания, наличие жилища, специальность и трудоспособность человека. Чтобы психологически подготовить осужденного, с ним проводятся общевоспитательные беседы. Сотрудники учреждения объясняют его права и обязанности согласно законам РФ.

С любым заключенным проводиться разговоры о его планах на жизнь после обретения свободы. Спрашивают о будущем пункте проживания, возможностях в будущем обеспечить себя пунктом жительства и доходом. Так же ему объясняют надобность соблюдения законов Российской Федерации, обязанность прибыть на назначенный пункт проживания и по прибытию через три дня направиться в местное отделение полиции, чтобы зарегистрироваться. Администрация места отбытия наказания должна передать его вещи и другие ценности и средства, паспорт с другими документами, свидетельствующими о его личности, важные бумаги, трудовую книгу и справку, свидетельствующую об его освобождении.

Право осужденного на трудоустройство

Организация мероприятий, которые помогают осужденному трудоустроиться должны быть выполнена членами социальной защиты осужденных, при участии глава группы, членами групп специального учета и других служб. Возможно привлечение специалистов из других социальных организаций.

Право осужденного на бесплатную дорогу к пункту жительства

Согласно первой части 181 статьи УИК РФ, освобожденные обеспечиваются бесплатным перемещение к пункту своего жительства. Для перемещения к пункту проживания освобождённым осужденным выдаются деньги на кратчайший путь к пункту жительства на пользование городским или пригородным транспортом. Количество денег зависит от тарифов общественного транспорта.

Если освобожденные осужденные являются инвалидами, престарелыми лицами или несовершеннолетними, у которых отсутствуют родители, обеспечиваются средствами для покупки проезда до учреждения предоставляющие им жилье и другие услуги.

Помощь осужденным после освобождения в обеспечении пропитание или материальными средствами.

Осужденные после освобождения должны иметь минимальную норму продуктов питания на время перемещение к пункту проживания. Так же, ему дозволено выдать, вместо пропитания, денежные средства, которых хватит на покупку пропитания. Сумма денег зависит от цены минимальной нормы пропитания.

Все время нахождения в дороге к пункту жительства исчисляется с расписания транспорта, которым он перемещается. Если дорога больше четверти дня, то пропитание выдается на день.

В этой статье вы узнали, про помощь осужденным после освобождения. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

Редактор: Игорь Решетов

Пишите соответствующее заявление на имя администрации ИК.

Статья 181 УПК РФ. Оказание помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания

1. Осужденным, освобождаемым от ограничения свободы, ареста или лишения свободы на определенный срок, обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

2. При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются одеждой за счет государства. Им может быть выдано единовременное денежное пособие в размере, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

3. Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией учреждения, исполняющего наказание.

4. При освобождении от отбывания ограничения свободы, ареста или лишения свободы осужденных, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе, осужденных беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних осужденных администрация учреждения, исполняющего наказание, заблаговременно ставит в известность об их освобождении родственников либо иных лиц.

5. Осужденные, указанные в части четвертой настоящей статьи, освобождаемые из исправительных учреждений, а также несовершеннолетние осужденные в возрасте до 16 лет направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника исправительного учреждения.

1. В целях успешной адаптации освобождаемых из мест ограничения или лишения свободы к условиям жизни гражданского общества, а также из соображений гуманности комментируемая статья предусматривает различные формы материальной поддержки таких лиц в начальный период после отбытия ими наказания. В настоящее время по ряду объективных причин не все осужденные, содержащиеся в ИУ, обеспечены оплачиваемой работой, многие из них имеют низкие заработки. Поэтому к моменту освобождения они могут нуждаться в материальной помощи, которая предоставляется администрацией ИУ.

2. Материальная помощь выражается прежде всего в оплате транспортных расходов освобожденного, который получает бесплатный билет до конечного пункта по избранному месту жительства.

Обычно освобожденным оплачивается проезд в общих железнодорожных вагонах, но с учетом особенностей транспортного сообщения с тем или иным населенным пунктом им может обеспечиваться проезд водным (в каютах 3 класса), автомобильным или воздушным транспортом. Лицам, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, беременным женщинам и женщинам, следующим к месту жительства вместе с малолетними детьми, выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты 2 класса. По желанию осужденного, при условии доплаты разницы в тарифе, ему могут быть приобретены билеты с более комфортабельными условиями проезда.

На время следования в пути освобожденные от отбывания наказания обеспечиваются продуктами питания или, по их желанию, деньгами по установленным нормам. Беременные женщины и женщины, имеющие малолетних детей, а также освобождаемые больные снабжаются питанием исходя из норм, установленных в учреждениях для соответствующих категорий осужденных.

3. Иные формы материальной помощи из числа предусмотренных законом предоставляются только тем, кто в них нуждается. В частности, по заявлению осужденного ему при освобождении бесплатно выдается одежда и обувь по сезону. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. N 800 "О размере единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы" при отсутствии у освобожденного средств ему может быть выдано единовременное денежное пособие в размере 720 руб. Законом не запрещено использование в этих целях и иных средств, например из общественных фондов помощи осужденным, создаваемых в учреждениях, исполняющих наказания, за счет финансовых поступлений от благотворительных организаций.

4. В соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции РФ освобожденный, как и все граждане, имеет право на неприкосновенность частной жизни , личную и семейную тайну. С учетом этого обстоятельства, а также неограниченного права осужденных на переписку закон в общем порядке не предусматривает обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, сообщать о предстоящем освобождении родственников осужденного и иных лиц, кроме предусмотренных ч. 1 ст. 180 УИК. Исключение в этом плане сделано лишь в отношении осужденных несовершеннолетних, беременных женщин, женщин, имеющих малолетних детей, и больных осужденных, нуждающихся в постороннем уходе. Об их освобождении ставятся в известность родственники, органы опеки и попечительства, органы и учреждения Минздравсоцразвития России.

При отсутствии родственников о предстоящем освобождении осужденного могут быть извещены иные лица, достигшие совершеннолетия и заслуживающие доверия.

Законодателем не определены сроки подобного извещения, а упомянуто лишь о его заблаговременности. Не указана и форма извещения. Представляется, что по общему правилу администрация учреждения, исполняющего наказание, должна направлять письменное уведомление об освобождении осужденного его родственникам, иным лицам, органам и учреждениям, названным выше, в сроки, указанные в ч. 1 ст. 180 УИК. Однако в отдельных случаях возможны отступления от этого правила, если, например, незадолго до освобождения произошло ухудшение состояния здоровья осужденного, поступило известие о невозможности приезда его родственника и т.п.

При неприбытии родственников и иных лиц, способных сопровождать освобожденного из числа больных лиц, нуждающихся в постороннем уходе, беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, освобожденный направляется к месту жительства в сопровождении работника ИУ.

Как уже указывалось, отбывание наказания в местах лишения свободы, как правило, приводит к разрыву социально полезных связей с семьей, родственниками, трудовым коллективом по прежнему месту работы. Испытываемые лицом, отбывшим наказание в виде лишения свободы, трудности в бытовом и трудовом устройстве нередко толкают этих граждан к совершению новых преступлений. Поэтому законодатель совершенно справедливо включил в Уголовно-исполнительный кодекс РФ главу, посвященную вопросам помощи лицам, освобожденным от отбывания наказания, и контролю над ними.

На администрацию учреждения, исполняющего наказание, возлагается обязанность подготовки таких лиц к предстоящему освобождению. Проводится психологическая работа с осужденными, ознакомление с действующим законодательством, в частности, разъясняются их права и обязанности.

Но оказания одной лишь информационной поддержки бывает недостаточно. Необходима и материальная помощь, так как не все осужденные, содержащиеся в исправительном учреждении, обеспечены оплачиваемой работой, многие имеют низкие заработки. Оказание этой помощи возложено законодателем на администрацию учреждения, исполняющего наказание (ст.181 УИК РФ). Данная помощь выражается, прежде всего, в оплате транспортных расходов, в предоставлении необходимой по сезону одежды или средств па ее приобретение, снабжение освобожденного продуктами питания на время следования до места жительства или деньгами по установленным нормам.

Кроме указанных видов материальной помощи, при наличии денежных средств из специального фонда может быть выдано единовременное пособие в размере установленного законом минимального размера оплаты труда. Однако стоит заметить, что в Российской Федерации не так уж много исправительных учреждений имеет свободные денежные средства не только для выдачи указанного пособия, но и для элементарной оплаты проезда освобожденного.

Действующий Уголовно-исполнительный кодекс РФ проявляет особое внимание и к осужденным, нуждающимся в постороннем уходе, обязывая администрацию исправительного учреждения заблаговременно извещать родственников осужденного об его освобождении, а в случае их отсутствия других лиц, достигших совершеннолетия и заслуживающих доверия.

При неприбытии родственников либо иных лиц, способных сопровождать освобожденного, данное лицо направляется к месту жительства в сопровождении работника исправительного учреждения.

Не вызывает сомнения, что закрепление в законе описанных выше норм об оказании помощи осужденным, освобождаемым от наказания, способствует первоначальному вхождению в среду жизни на свободе, препятствует совершению правонарушений в течение нескольких первых дней пребывания вне пределов исправительного учреждения.

Важен и тот факт, что важнейшим фактором, устраняющим причины и условия преступлений, является труд. "В процессе труда. формируются основные нравственные качества личности; трудолюбие, потребность вести честный образ жизни". Труд является способом самовыражения личности, ее самоутверждения. Незанятость трудовой деятельностью не исключает потребности человека в самоутверждении и приводит к извращенным способам удовлетворения этой потребности, в частности, к совершению преступлений. Незанятость трудом лишает освобожденного из мест лишения свободы возможности быстро восстановить в полном объеме общественные связи. Поэтому даже если он живет на личные сбережения, средства родственников, случайные заработки отсутствие постоянной трудовой деятельности - само по себе неблагоприятный фактор, увеличивающий вероятность рецидива преступлений.

Труд важнейший фактор ресоциализации освобожденных из мест лишения свободы, а их трудовое устройство - основное условие возвращения их к нормальной жизни на свободе.

Не случайно, поэтому кроме помощи предоставляемой осужденным при освобождении законодатель предусматривает возможность первоочередного трудоустройства данных граждан через центры занятости населения. Закон Российской Федерации "О занятости населения"Федеральный Закон «О занятости населения в Российской Федерации" № 1032-1 от 19. 04.1991 года (в ред. ФЗ № 11 от 23. 02.2013 года и изм., внесенными Проставлением Конституционного Суда РФ от 16. 12.1997 г. № 20-П, от 23. 04.2012 г. № 10-П) относит этих лиц к числу, пользующихся повышенной социальной защитой. Чтобы местные администрации и центры занятости населения могли оказать своевременную помощь освобожденным, закон предписывает администрацию исправительного учреждения не позднее сроков, указанных в ст.180 УИК РФ, уведомлять органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, его трудоспособности и имеющихся специальностях.

Но, не смотря на это, освобожденные не всегда обращаются в центры занятости населения в целях поиска работы, да и сами центры занятости иногда не могут помочь данной категории лиц. Так, в 2012 г. в Центр занятости населения г. Котлас Архангельской области обратилось по поводу трудоустройства 85 освобожденных из мест лишения свободы, из них нашли работу" только 15 человек. Данный вывод подтверждает и наше анкетное исследование. Только 2% респондентов устроились на работу с помощью депутатов, администрации города, центров занятости населения, 1% с помощью администрации ИУ. 12% - с помощью родственников. Подавляющее же большинство (67%) нашли работу самостоятельно. 13% респондентов так и не могли найти работу". Примечательно то, что после освобождения практически все 100% опрошенных лиц стремились трудоустроиться, и лишь 3% не хотели работать.

Можно объяснить столь низкий спрос на освобожденных па рынке труда низкой квалификацией их (59% анкетированных лиц - рабочие. 23% - вообще без определенного рода занятий), вследствие чего они не представляют интереса для производства, а обязать администрацию предприятия принять их на работу практически невозможно

В связи с этим, мы считаем верным решение законодателя предоставлять право местным, региональным и федеральным органам власти устанавливать предприятиям, учреждениям, организациям, независимо от форм собственности квоты для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, к числу которых отнесены и лица, освобожденные из мест лишения свободы.

Причиной же того, что некоторая часть освобожденных от отбывания наказания не стремится найти работу, скорее всего, связано с тем, что труд перестал быть конституционно закрепленной обязанностью каждого гражданина страны, поэтому "более заманчивым для них в силу глубокой нравственной деформации, является поиск легких заработков, лежащих за пределами общественного производства.

Определенной эффективностью обладают общественные работы, призванные обеспечивать сохранение мотивации к труду, социальную поддержку лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы (именно к этой категории относится большинство освобожденных из мест лишения свободы). Но надо указать на тот факт, что в настоящее время многие лица отказываются от участия в общественных работах, мотивируя это низким заработком, которые они получат за свои услуги.

С вопросом трудоустройства неразрывно связан и вопрос обеспечения освобожденных лиц жильем.

Как уже отмечалось, по результатам проведенного автором исследования выяснилось, что 95% опрошенных лиц имеет постоянное место жительства, и лишь 5% не имеют его.

Поэтому для этих 5% опрошенных и других 500 тысяч лиц без определенного места жительства и лиц, потерявших жилье вследствие отбытия наказания, поиск ночлега в первую ночь после прибытия превращается в сложнейшую, острую проблему. Решение ее во многом способствует, по нашему мнению, рецидиву.

Предоставление временного жилища нуждающимся освобожденным в день их прибытия - одна из насущных проблем организации работы с лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

На данный момент Федеральным законом РФ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" Федеральный закон от 10. 12.1995 № 195-ФЗ (ред. от 23. 07.2008) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» предусмотрено создание социальных служб, действующих на принципах адресности, доступности, добровольности, гуманности, конфиденциальности, профилактической направленности (ст.5).

Среди перечисленных в законе социальных учреждений и служб существенную помощь могут оказать трудоспособным освобожденным, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, дома ночного пребывания и отделения срочного социального обслуживания. Благодаря содействию, оказываемому сотрудниками этих учреждений - предоставление ночлега, талонов на бесплатное горячее питание, материальная помощь, выделение одежды, обуви, других предметов первой необходимости, оказание юридической помощи в целях защиты их прав, психологической поддержки, содействие в получении временного жилого помещения, предоставление иных услуг, обусловленных региональными особенностями и предусмотренных региональным перечнем гарантированных государством социальных услуг - лица, освобожденные их мест лишения свободы и не имеющие места проживания, в значительной степени имеют меньше стимулов к совершению правонарушений в первое время после освобождения. Так, созданный в г. Котлас Архангельской обл. Центр социального обслуживания населения за 2011 год оказал срочную социальную помощь 34 освобожденным из мест лишения свободы. Однако в Сводной программе социальной защиты малоимущих слоев населения г. Котлас на 2012 год предусмотрено, что помощь освобожденным будет предоставляться лишь при наличии регистрации, за исключением выдачи талонов на питание лицам, следующим до избранного места жительства. Введение этого ограничения может негативно повлиять и не без того нелегкий процесс ресоциализации.

Следует отметить также то, что на территории Архангельской области действует всего лишь один дом ночного пребывания, расположенный в городе Архангельск, а отделы социального обслуживания открыты только в городах: Архангельске, Северодвинске, Новодвинске, Котласе и Онеге, то есть в пяти районах области, и конечно, этого количества центров явно недостаточно для оказания повсеместного содействия освобожденным.

Представляются интересными результаты нашего анкетного исследования по поводу существования подобных центров в нашей стране. Был задан вопрос "Как вы относитесь к содержанию центров социальной адаптации?". Подавляющее большинство (57%) считают нужным существование подобных центров, 25% - бесполезным, 16% выразило желание обратиться в такой центр после освобождения и только 0,6% (1 человек из 160) имеет опыт обращения в такой центр. При этом лишь 11% респондентов знают, где находится подобный центр. В связи с этим представляется уместным, чтобы администрация исправительного учреждения сообщала освобождаемым лицам о местонахождении центров социальной адаптации, причем не только по выбранному ими постоянному месту жительства, но и находящихся на пути следования.

Особо стоит вопрос адаптации к жизни на свободе освобожденных пенсионного возраста и инвалидов 1, 2 групп. Для них законодатель предусматривает возможность направления данных лиц органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых. Кроме того, во исполнение Закона РФ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (в ред. ФЗ от 10. 01.2003 № 15-ФЗ, от 22. 08.2004 № 122-ФЗ, от 21. 11.2011 № 326-ФЗ) от 02. 08.1995 г. № 122-ФЗ создаются центры социального обслуживания населения, о которых уже упоминалось. Одной из главных задач их деятельности является социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе освобожденных из мест лишения свободы.

Подобные центры создаются в целях оказания отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в материальном положении, а также психологического статуса.

Зачисление граждан на обслуживание центром производится приказом администрации центра на основании следующих документов:

личного заявления;

заявления попечителя:

заключения специалиста по социальной работе;

направления территориальных органов социальной защиты населения, опеки и попечительства, образования, здравоохранения и внутренних дел, общественных организаций и объединений;

справки учреждения здравоохранения об отсутствии медицинских противопоказаний к обслуживанию.

В составе центра возможно создание 13 отделений, в том числе социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, дневного пребывания, временного проживания в центре.

Но, тем не менее, в связи с переполненностью домов-интернатов и непринятием органами социальной защиты действенных мер к расширению сети названных учреждений, повсеместно возникают препятствия при устройстве туда указанной категории лиц.

Очевидно, что оказание помощи лицам, отбывшим лишение свободы, в бытовом и трудовом устройстве имеет своей целью не только создание нормальных условий, но и предполагает обратную взаимосвязь - их активное включение в созидательную деятельность. Без взаимного стремления освобожденных и государства к успешной адаптации первых в условиях жизни на свободе невозможно достичь этой цели.

И оказывающие помощь государственные и общественные органы имеют право знать, насколько эффективна и достаточна оказанная ими помощь.

Ежегодно из мест лишения свободы освобождаются тысячи человек. Эти люди, получив свободу, нуждаются в - многие не могут найти работу, зарегистрироваться по месту жительства. Иногда у них нет мобильного телефона, поэтому с ними трудно связаться. А у некоторых - даже одежды по сезону. И нередко, не найдя работы и жилья, бывший заключенный вновь становится на путь преступления...

Помочь им на первое время могут в районном территориальном центре социального обслуживания . Его сотрудники, кстати, готовы сами сделать первый шаг.

РУВД регулярно сообщает нам сведения о лицах, освободившихся из мест лишения свободы, - рассказывает заведующая отделом социальной адаптации и реабилитации территориального центра социального обслуживания населения Ленинского района г. Минска Наталья Рокманс . - И мы высылаем этим людям информацию о том, что они могут обратиться к нам за помощью - специальные памятки со всеми нашими телефонами и описанием услуг, которые мы можем им оказать.

Кстати, центр социального обслуживания населения, по словам Натальи Рокманс, может оказать бывшим заключенным материальную помощь (в виде государственной адресной социальной помощи ). Единственное обязательное условие для ее получения - должен зарегистрироваться в отделе по трудоустройству в качестве безработного . Лица, освободившиеся из мест лишения свободы, могут получить в центре и гуманитарную помощь: одеждой, постельным бельем, продуктовыми наборами. Если требуется юридическая или психологическая помощь, ее тоже окажут, причем бесплатно.

Мы также проводим для таких людей различные акции, тренинги, семинары, - говорит Наталья Рокманс. - В основном это касается профориентации. Например, акция «Шаг навстречу» , на которую приглашаются представители организаций и предприятий района, а также лица, вышедшие из мест лишения свободы, - с тем, чтобы ознакомить людей с вакансиями и условиями, что могут предложить им предприятия. Конечно, чаще всего это неквалифицированный труд, но он может стать отправной точкой для дальнейшего профессионального роста.

Положительные примеры есть, но и отрицательных тоже хватает, - не скрывает фактов заведующая отделом социальной адаптации и реабилитации. - Многие устраиваются на работу, но не все задерживаются на ней.

В целом она отмечает, что обращаются в центр не слишком активно, и в основном за материальной помощью. Но тут есть условие - нужно быть зарегистрированным как безработный, однако не все хотят его выполнять, отмечает Наталья Рокманс.

С ней согласен психолог центра Вадим Женевский . «Бывших заключенных в основном интересует материальная составляющая нашей помощи, - утверждает он. - Большинство из них считает, что психологическая помощь им не нужна. Но мы, когда даем им, например, гуманитарную помощь, всегда стараемся убедить прийти еще и на психологическую консультацию или тренинг. Работать с ними непросто: в большинстве это замкнутые, недоверчивые люди, которые плохо идут на контакт ».

Самое главное, конечно, - это трудоустройство, - продолжает Вадим Женевский. - И здесь важно помочь им адекватно оценить себя и свои возможности. Потому что у некоторых имеются амбиции, не всегда обоснованные. Хотя большинство все же понимает то, что они находятся не в самом выгодном положении на рынке труда, но, тем не менее, они часто не хотят принимать этого. Психолог как раз и может помочь разобраться в себе и понять, на что человек может претендовать, чего он может достичь и какие усилия для этого могут понадобиться.

Поиск работы – и так-то занятие не из лёгких. Ежедневно десятки резюме рассылают вчерашние выпускники вузов и ведущие специалисты, по тем или иным причинам оставшиеся не у дел. Но есть и такая категория граждан, для которых проблема трудоустройства стоит особенно остро. Речь идёт о бывших заключённых. Rjob разузнал, почему работодатели не хотят иметь дело с теми, кто вышел на свободу из мест не столь отдалённых, кем могут работать вчерашние арестанты и на чью помощь рассчитывать.

Профпроблемы экс-заключённых

Как в России, так и за границей люди, имевшие судимость, сталкиваются с неприятием в обществе. Доказать свою порядочность, профпригодность и продемонстрировать трудовые навыки им труднее, нежели обычным гражданам. По понятным причинам работодатели относятся к бывшим заключенным настороженно, а потому, перестраховываясь, отдают предпочтение сотруднику с незапятнанной репутацией.

«Так как доверия к бывшим заключённым практически нет, то им стараются отказать при любом удобном случае. Редко бывшего заключённого оформляют в штат без лишних вопросов и проверок», – отмечает эксперт в области трансформации мышления и увеличения личного дохода, сертифицированный коуч Международной ассоциации русскоговорящих коучей, бизнес-консультант Международной консалтинговой компании Алишер Отабаев.

По сведениям эксперта, выпущенные на свободу мужчины и женщины чаще всего устраиваются на самые низшие должности на заводах и в коммерческих структурах. Они торгуют на рынках, убирают мусор, охраняют предприятия (что встречается очень редко).

Юрист МКА «Курганов и партнёры»

Проблема трудоустройства - одна из основных проблем, с которыми сталкиваются бывшие осуждённые после выхода на свободу.

Несмотря на то, что заключённый, отбывший наказание, имеет такие же права при устройстве на работу, как и все остальные, большинство работодателей не желают пересекаться в трудовых отношениях с данной категорией лиц и отказывают в приёме на работу. Безусловно, напрямую работодатель не сообщит об истинной причине отказа, поскольку отказ по такой причине запрещен законодательством. Исключение составляют лишь сферы деятельности, где такое требование, как отсутствие судимости, является обязательным при приёме на работу.

В Трудовом кодексе РФ прописано, что людям, имеющим судимость или подвергавшимся уголовному преследованию, запрещено заниматься педагогической деятельностью и деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

«На деле же этот список гораздо шире. Бывшим заключённым практически невозможно устроиться на работу контролёром, экономистом, госслужащим, охранником, делопроизводителем, товароведом и даже геодезистом», – считает Алишер Отабаев.

Кто и как помогает бывшим заключённым

Николай Калмыков

Кандидат социологических наук, директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС

В настоящий момент в самой системе Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) проводится значительная работа по обеспечению трудом и предоставлению заключённым возможностей получения новых компетенций, востребованных на рынке труда.

Конечно, зачастую могут возникать предубеждения. Однако хороший мастер всегда будет нужен на производстве. Существующая тюремная система делает шаги в сторону обеспечения комфортного трудоустройства бывших заключённых. Но, к сожалению, эта задача не может быть решена только лишь ФСИН. Необходимо активнее вовлекать бизнес, как крупный, так и малый и средний. Но здесь возникает проблема недостаточного развития долгосрочного планирования работы с кадрами. А ведь это те самые трудовые ресурсы, которых порой так не хватает отечественному бизнесу и в которые обязательно нужно инвестировать.

По словам Алишера Отабаева, бывшим заключённым обязаны помогать в Центре социальной адаптации. Но есть один нюанс – если гражданин не взял направление ещё будучи в тюрьме, то в Центре в 90% случаев его не примут.

«В настоящее время, если у бывшего заключённого возникают сложности при устройстве на работу, он может обратиться в Центр занятости населения, где ему постараются помочь. Также существуют специализированные фонды, оказывающие помощь лицам, вышедшим на свободу. Одним из таких является, например, фонд «В защиту прав заключённых», помогающий лицам, освободившимся из мест лишения свободы, устроиться на работу. Если найти работу у бывшего заключённого всё же не получается, он имеет право на получение пособия по безработице», – резюмирует Екатерина Бахматова.

Тем, кто нарушил закон, но пытается реабилитироваться и зарабатывать на жизнь честным трудом, придётся прикладывать двойные усилия, чтобы доказать собственную порядочность и трудоспособность.

Алишер Отабаев

Коуч, бизнес-консультант

В первую очередь всем бывшим заключённым необходимо пройти небольшую адаптацию и взять под контроль свои эмоции, потому что они сталкиваются с сильнейшим давлением со стороны окружения и социума. Не каждый может его выдержать и продолжать идти правильным путём. Чтобы успешно устроиться в жизни, таким людям надо определить свой талант. Когда они будут заниматься любимым делом и помогать людям, они не просто смогут добиться значимых результатов, но и кардинально измениться в лучшую сторону.

До тех пор, пока в обществе не научатся относиться к экс-заключённым непредвзято, у бывших арестантов нет шансов встать на праведный путь.

В подавляющем большинстве вышедшим на свободу не дают возможность занять хорошую должность в крупной компании.

Поэтому им будет намного легче создать свое дело и развивать его. Как показывает статистика, около 15% бывших заключенных добиваются успеха в бизнесе. Я рекомендую им найти интересное дело, которое не противоречит уголовному кодексу РФ, и на его основе построить бизнес. Главной движущей силой вышедших на свободу является стремление быть востребованными. Если они увидит, что нужны в этом мире, то их отношение к миру изменится.

Добавим, что по данным ФСИН, более трети освобождённых из-под ареста возвращаются в исправительные учреждения, совершив новое преступление. Чаще всего так происходит в связи с тем, что бывший заключённый не смог адаптироваться в обществе. Именно поэтому так важно вовремя протянуть руку помощи тем, кто хочет исправиться.

В фонде «В защиту прав заключённых» совместно с ФСИН эту задачу решают посредством проекта «Ресоциализация и трудоустройство заключённых». Сейчас фонд оказывает помощь в трудоустройстве россиян, осуждённых за преступления небольшой или средней тяжести. Работать можно вахтовым методом, специального образования или особых профессиональных навыков при этом не требуется. Однако на данный момент фонд трудоустраивает только тех, кто имеет регистрацию в Москве или Московской области. Скачать анкету соискателя можно на сайте фонда «В защиту прав заключённых» . Заполненную анкету следует присылать по адресу: [email protected] .

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!