Исполнение федерального бюджета осуществляется через. Исполнение федерального бюджета


Налоговые доходы, в том числе: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы, лицензионные сборы, платежи за пользование ресурсами, имущественные налоги, платежи пошлинного характера, налоги с физических лиц, местные налоги и др.;

Структура расходов федерального бюджета характеризуется направлением денежных средств на финансирование выполнения государством функций: экономической, социальной, оборонной и др.

Бесплатная библиотека — учебники, шпаргалки, кандидатский минимум

В финансовых органах готовится организационный план, в котором предусматриваются задачи подразделений каждого финансового органа по обеспечению выполнения бюджета. Далее проводится работа по поквартальному распределению бюджета, направленная на равномерную мобилизацию бюджетных доходов и бесперебойное обеспечение денежными средствами мероприятий, финансируемых из бюджета.

В финансовом органе на основании показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти.

За исполнение федерального бюджета отвечает

у ТБУРБДПН ууут Й РПСЧМЕОЙЕН ЛПННЕТЮЕУЛЙИ ВБОЛПЧ, ДМС ЛПФПТЩИ ЙУРПМОЕОЙЕ ВАДЦЕФБ ОЕ ОПУЙМП РТЙПТЙФЕФОПЗП ИБТБЛФЕТБ, нЙОЙУФЕТУФЧП ЖЙОБОУПЧ РПФЕТСМП ЛПОФТПМШ ЪБ ВАДЦЕФОЩНЙ УТЕДУФЧБНЙ. ЮФП ИБТБЛФЕТЙЪПЧБМПУШ ЪБДЕТЦЛБНЙ Ч РЕТЕЮЙУМЕОЙЙ ОБМПЗПЧ Ч ВАДЦЕФ, Б ФБЛЦЕ ОЕУЧПЕЧТЕНЕООЩН ЖЙОБОУЙТПЧБОЙЕН ВАДЦЕФОЩИ ТБУИПДПЧ ЙМЙ ОЕГЕМЕЧЩН ЙУРПМШЪПЧБОЙЕН УТЕДУФЧ ВАДЦЕФБ. чУЕ ЬФП ПВХУМПЧЙМЙ РЕТЕИПД Л ЛБЪОБЮЕКУЛПК УЙУФЕНЕ ЙУРПМОЕОЙС ВАДЦЕФПЧ, Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ ЖЕДЕТБМШОПЗП ВАДЦЕФБ.

Исполнение федерального бюджета

Этот принцип означает зачисление всех доходов на единый счет бюджета и осуществление всех расходов с этого единого счета.

1. , как и бюджетов других уровней, обеспечивается на основе бюджетной росписи. Она подготавливается главным распорядителем бюджетных средств с разбивкой по получателям средств на основе функциональной и экономической классификаций расходов.

Основы исполнения бюджетов

Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2006 г. N 10-П части четвертая, пятая и шестая статьи 215.1 настоящего Кодекса признаны не противоречащими Конституции РФ

Часть четвертая статьи 215.

Основы организации бюджетов бюджетной системы РФ

Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Как правило, раз в год, во время утверждения проекта бюджета разворачивается настоящая война за бюджетные дотации и финансирование. Эта война затрагивает всех: как министерства и исследовательские институты, так и государственные предприятия, и частный сектор.

Основы российского права

Оперативное исполнение бюджета заключается в принятии мер к поступлению запланированных доходов, в предоставлении финансовых средств на мероприятия, предусмотренные бюджетной росписью, контроле за правильным их использованием.

В исполнении бюджета в какой-то мере участвуют все государственные органы, бюджетные предприятия, учреждения и другие организации. Однако наиболее существенная роль в этой области принадлежит органам налоговой службы, ответственным за собирание денежных средств, финансовым органам и кредитным учреждениям.

Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:

реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года;

Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год в течение 1,5 месяцев после представления отчета в ГД, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий.

В России федеральный бюджет переведен на казначейское исполнение.

Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. В процессе исполнения федерального бюджета запрещается проводить операции в системе балансовых счетов федерального казначейства.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

  1. Перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
  2. Распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
  3. Возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
  4. Учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

Для регулирования процесса расходования средств Министерство финансов Р.Ф. составляет бюджетную роспись расходов федерального бюджета и передает ее на исполнение Федеральному казначейству.

На основании сводной бюджетной росписи орган исполняющий бюджет в течении 20 дней со дня утверждения бюджетной росписи доводит объемы бюджетных ассигнований из федерального бюджета до получателей средств через органы федерального казначейства.

Федеральное казначейство регистрирует все операции связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов, а также и финансированием расходов федерального бюджета в Главной книге казначейства.

Министерство финансов Р.Ф. представляет ежеквартальные отчеты об исполнении федерального бюджета в Федеральное Собрание. Один экземпляр квартального и годового отчета об исполнении федерального бюджета представляется в Счетную палату Р.Ф.

Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря. После завершения операций остаток средств на единм счете федерального бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.

Отчет об исполнении федерального бюджета Правительство Р.Ф. представляет в Государственную Думу и Счетную палату Р.Ф. на проверку и заключение не позднее 1 июня следующего за отчетным года.

Счетная палата Р.Ф. проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета Р.Ф. используя материалы проверок и ревизий.

После получения заключения Счетной палаты Р.Ф. Государственная дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета за финансовый год и заслушивает:

  1. Доклад руководителя федерального казначейства об исполнении федерального бюджета;
  2. Доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета;
  3. Заключение Председателя Счетной палаты Р.Ф.
  4. Доклад Генерального прокурора Р.Ф. о соблюдении законности в области бюджетного законодательства.

По результатам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты Р.Ф. Государственная Дума принимает одно из следующих решений:

  1. Об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;
  2. Об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

На этом этапе обеспечивается сбор запланированных доходов и осуществляются расходы в соответствии с разработанной экономической и социальной политикой. Поэтому исполнение бюджета состоит из двух параллельных процессов — сбора доходов и осуществления расходов .

Исполнение бюджета основывается на принципе единства кассы . Этот принцип означает зачисление всех доходов на единый счет бюджета и осуществление всех расходов с этого единого счета.

При исполнении федерального бюджета по доходам обеспечивается:

  • перечисление всех доходов на единый счет;
  • распределение регулирующих налогов в соответствии с утвержденным бюджетом;
  • учет доходов в соответствии с РФ.

Исполнение федерального бюджета по расходам предусматривает:

  • составление и утверждение сводной бюджетной росписи;
  • утверждение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и их доведение до распорядителей и получателей бюджетных средств;
  • утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
  • принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
  • подтверждение денежных обязательств, принятых получателями бюджетных средств со стороны Федерального казначейства;
  • расходование средств.

1. Исполнение федерального бюджета, как и бюджетов других уровней, обеспечивается на основе бюджетной росписи . Она подготавливается главным распорядителем бюджетных средств с разбивкой по получателям средств на основе функциональной и экономической классификаций расходов. Бюджетная роспись составляется с поквартальной разбивкой и представляется в Министерство финансов.

Министерство финансов на основе бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств подготавливает сводную бюджетную роспись , которая должна быть составлена в течение 15 дней после утверждения федерального бюджета.

2. В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи Федеральное казначейство доводит показатели росписи до распорядителей и получателей бюджетных средств. Доведение показателей сводной бюджетной росписи осуществляется в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях.

Уведомление о бюджетных ассигнованиях не представляет бюджетополучателям права принятия обязательств по осуществлению платежей. Это значит, что они еще не могут заключать договоры на приобретение товаров и оплату услуг.

3. Федеральное казначейство принимает на себя бюджетные обязательства и выделяет главным распорядителям лимиты бюджетных обязательств .

Бюджетное обязательство — признанная Федеральным казначейством обязанность совершать расходование бюджетных средств. Эта обязанность возникает на основе закона о бюджете и сводной бюджетной росписи.

Лимит бюджетных средств — это объем бюджетных обязательств, утверждаемый для конкретного распорядителя и конкретного получателя бюджетных средств в соответствии со сводной бюджетной росписью.

Лимиты бюджетных обязательств федерального бюджета формируются на период до трех месяцев. Они утверждаются Федеральным казначейством как подразделением Минфина.

Распределение бюджетных обязательств между распорядителями и получателями средств утверждается главными распорядителями бюджетных средств. Утвержденные лимиты бюджетных обязательств доводятся до нижестоящих распорядителей и получателей средств Федеральным казначейством в форме уведомления о лимите бюджетных обязательств федерального бюджета .

4. Имея уведомление о лимите бюджетных обязательств, получатели бюджетных средств могут осуществлять расходы в пределах выделенных им средств. Иными словами, они принимают на себя денежные обязательства, т. е. заключают договоры на приобретение товаров и оплату услуг, составляют платежные документы и передают их в Федеральное казначейство.

5. Федеральное казначейство проверяет правомочность получателя бюджетных средств осуществлять конкретные виды расходов. Средства могут расходоваться лишь в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств.

6. Осуществляется расходование бюджетных средств, т. е. их списание с единого счета бюджета в пользу конкретных организаций.

Вправе осуществлять блокировку бюджетных средств .

Блокировка расходов бюджета — это сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями, либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования выделялись на определенных условиях, оказавшихся невыполненными.

Блокировка расходов бюджета осуществляется также при выявлении органами государственного финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств.

Если в процессе исполнения федерального бюджета происходит снижение поступлений доходов не более чем на 5%, министр финансов вправе самостоятельно принять решение о сокращении расходов федерального бюджета.

Если в процессе исполнения федерального бюджета происходит снижение поступлений доходов более чем на 5%, но не более чем на 10%, то правительство РФ может самостоятельно принять решение о сокращении расходов федерального бюджета.

Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря. В этот день прекращают действовать лимиты бюджетных обязательств.

Принятие бюджетных обязательств завершается до 25 декабря. Федеральное казначейство обязано оплатить до 31 декабря принятые и подтвержденные бюджетные обязательства.

После окончания финансового года остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит зачислению в доходы бюджета нового финансового года.

Отчетность об исполнении федерального бюджета

В конце каждого финансового года все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты о полученных и израсходованных средствах. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений.

Министерство финансов готовит сводный отчет о расходовании средств федерального бюджета. Этот отчет утверждается правительством РФ.

Ежегодно не позднее 1 июня текущего года правительство РФ представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Государственную думу и Счетную палату РФ. Отчет должен быть составлен в соответствии с бюджетной классификацией, которая применялась при утверждении закона о федеральном бюджете.

Вместе с отчетом об исполнении федерального бюджета в Государственную думу направляются следующие документы:
  • отчет об использовании средств резервного фонда правительства РФ и резервного фонда президента РФ;
  • отчет Министерства финансов РФ о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
  • отчет Министерства финансов РФ о предоставленных государственных гарантиях;
  • отчет о внутренних и внешних заимствованиях Российской Федерации по видам заимствований.

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в течение 1,5 месяцев после представления указанного отчета в Государственную думу.

Заключение Счетной палаты РФ по отчету правительства РФ об исполнении федерального бюджета включает:
  • заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов РФ и по каждому главному распорядителю средств федерального бюджета;
  • заключение по каждому случаю финансирования расходов, не предусмотренных либо законом о федеральном бюджете, либо бюджетной росписью, с указанием руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших указанные решения;
  • анализ предоставления и погашения бюджетных кредитов и бюджетных ссуд;
  • анализ предоставленных обязательств по государственным гарантиям;
  • анализ предоставления бюджетных инвестиций.

Государственная дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты РФ.

При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная дума заслушивает:
  • доклад руководителя Федерального казначейства об исполнении федерального бюджета;
  • доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета;
  • доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства;
  • заключение председателя Счетной палаты РФ.

По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная дума принимает решение либо об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета, либо о его отклонении.

Исполнение бюджета – это этап бюджетного процесса, который начинается с момента утверждения закона обюджетезаконодательным органом власти и продолжается в течение финансового года. Его содержание заключается в выполнении доходной и расходной частибюджетасоответствующего уровня – федерального, регионального или местного. Можно выделить две стороны этого процесса:

    исполнения бюджетапо доходам. Его задачей которого является обеспечение полного и своевременного поступления в бюджетотдельных видов доходов, в первую очередь,налогови другихобязательных платежей, по каждому источнику в соответствии с утвержденным бюджетным планом;

    исполнение по расходам, которое означает последовательное финансирование мероприятий, предусмотренных законом о бюджете, в пределах утвержденных сумм.

Бюджетная роспись – это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджетаи поступлений из источников финансированиядефицита бюджета, устанавливающий распределениебюджетных ассигнованиймеждуполучателями бюджетных средстви составляемый в соответствии сбюджетной классификацией. Она является основой дляисполнения бюджетоввсех уровней.

Бюджетная росписьсоставляетсяглавными распорядителямибюджетных средств по подведомственнымраспорядителями получателям на основе утвержденногобюджета. Она формируется в соответствии с функциональной иэкономической классификациямирасходов и имеет поквартальную разбивку. В течение 10 дней со дня утверждения закона обюджетероспись должна быть представлена в орган исполнительной власти, который отвечает за составлениебюджета(на федеральном уровне это Министерство финансов). На основании росписей, подготовленныхглавными распорядителямибюджетных средств, Министерство финансов формируетсводную бюджетную роспись. Она должна быть составлена и утверждена министром финансов в течение 15 дней со дня принятия закона о федеральном бюджете. Затем своднаябюджетная росписьпередается на исполнениеФедеральному казначействуи направляется для сведения в представительный и контрольные органы – Федеральное Собрание и Счетную палату.

В процессе исполнения бюджетаорганы исполнительной власти могут вносить изменения по различным направлениям расходов, но они должны осуществляться в пределах утвержденныхассигнований. Поскольку финансовые ресурсы государства ограничены, на практике используется так называемоелимитирование расходов . Это означает, что финансирование отдельных расходных статей осуществляется в пределах установленных лимитов, превышать которые не допускается.

В процессе исполнении бюджетанередко возникает экономия по отдельным статьям расходов или дополнительные поступления из доходных источников. Образующаяся в итоге сумма превышения доходов над расходами, именуемаясвободными бюджетными средствами, зачисляется в бюджети не подлежит изъятию. Она может быть израсходованы только в том случае, если профинансированы все расходы, предусмотренные планом. Решение об использовании свободных бюджетных средств принимается законодательной властью по предложению соответствующего исполнительного органа.

Казначейское исполнение бюджета

В России установлено казначейское исполнение бюджетов. Это означает, что организация исполнения иисполнение бюджетовосуществляется органамиисполнительной власти . Исполнительные органы управляют счетами бюджетов, являются кассирами всехраспорядителейиполучателей бюджетных средств. От имени и по поручениюбюджетных учрежденийони осуществляют платежи за счет средствбюджета.

Казначейство – это орган исполнительной власти, осуществляющий исполнение государственного бюджета.Казначействасуществуют в большинстве стран мира. К их полномочиям относится ведение операций с бюджетными средствами: регистрация поступлений вбюджет, регулирование объемов и сроков принятиябюджетных обязательств, выдача разрешения на право осуществления расходов в рамках утвержденных лимитов, осуществление платежей от именибюджетных учреждений.

К числу задач, решаемых органами казначействав России, относятся:

    организация, осуществление и контроль за исполнением государственного бюджета, управление доходами ирасходами бюджетана счетахказначейства;

    регулирование финансовых отношений между бюджетоми государственнымивнебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;

    краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовыхресурсов, оперативное управление ими;

    сбор, обработка и анализ информации о состояниигосударственных финансов; составление отчетности о финансовых операциях побюджетуи овнебюджетных фондах, представление ее законодательным и исполнительным органам власти;

    управление и обслуживание совместно с Центральным банком и другими уполномоченными банками внутреннего и внешнего долгаРФ;

    разработка методологических материалов и инструкций, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства; подготовка проектабюджетной классификации, учет государственной казны РФ.

В России органы федерального казначействапредставляют собой единую централизованную систему, которая входит в состав Министерства финансов.Казначействоведет сводный реестрглавных распорядителей,распорядителейи получателей средствфедерального бюджета, оно осуществляет регистрациюбюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из бюджетных средств. К функциямказначействаотносится предварительный и текущий контроль заисполнением бюджета, составление отчета о его исполнении. При выявлении нарушений оно направляетраспорядителямсредств, бюджетополучателям и банковским учреждениям представления с требованием об их устранении, обеспечивает контроль за выполнением этих требований.Казначействообладает правом приостанавливать операции полицевым счетамраспорядителейиполучателей бюджетных средств, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по целевому назначению. В пределах своей компетенции оно может налагать штрафы.

Система органов казначействав России создана по территориальному принципу и включает три уровня:

1. Главное управление федерального казначейства.

2. управления федерального казначейства по субъектам федерации;

3. отделения федерального казначейства по городам, районам и районам в городах (кроме городов районного подчинения). Осуществляют формирование доходной части бюджетана соответствующих территориях, обеспечивают целевое финансирование расходов по отдельным бюджетополучателям, а также информируют вышестоящие органы о ходе исполненияфедерального бюджетана данной территории.

Все органы Федерального казначействаявляются юридическими лицами. Поскольку их основной задачей является обеспечение исполнения закона обюджете, они не вправе принимать каких-либо самостоятельных решений об объемах, целевом назначении доходов и расходов или составе бюджетополучателей.

Основным принципом исполнения бюджетаявляется принципединства кассы . Он означает зачисление всех доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджетана единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета . Соблюдение данного принципа необходимо для обеспечения единства бюджетной системы, сглаживания неравномерности поступления доходов вбюджеткак по времени, так и по территориям. В Россиибюджетывсех уровнейбюджетной системыисполняются на основе принципаединства кассы.

Казначействонесет ответственность за правильность исполненияфедерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами, полноту и своевременность зачисления средств на счета получателей. Оно отвечает за своевременность представления отчетов и других сведений, связанных сисполнением бюджета, осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства. В сферу ответственностиказначействавходит также финансирование расходов, не включенных вбюджетную роспись, а также финансирование расходов сверх утвержденных лимитовбюджетных обязательств.

Исполнение бюджетовпо доходам

Важнейшим элементом исполнения бюджетаявляется формирование его доходной части в соответствии с утвержденным планом. Участниками этого процесса являются:

    налогоплательщики и плательщики сборов(юридические и физические лица), которые перечисляют вбюджетустановленныеналогии другиеобязательные платежи;

    учреждения Центрального банка и коммерческие банки, производящие безналичные расчеты между плательщиками и получателем средств;

    органы Федерального казначейства , которые получают перечисленные в бюджетсредства и ведут их учет;

    налоговые органы (Министерство РФ по налогамисборам), ведущие учет налогоплательщиков, контролирующие правильность исполнения ими своих налоговых обязательств, а также регулирующие отношения по возврату и зачету уплаченныхналогов.

Источниками доходной части государственного бюджетаявляютсяналоги, уплачиваемые вбюджетывсех уровней, а также различные виды неналоговых поступлений. Состав уплачиваемыхналогови порядок их исчисления определяется налоговым законодательством, пропорция распределения между уровнямибюджетной системы– законом обюджете. Получателяминалоговявляются территориальные органыФедерального казначейства, имеющиелицевые счетав банках. Налоговый орган, в котором зарегистрирован налогоплательщик, работает с определенным территориальным органомказначейства, решая с ним все вопросы по учету, возврату и зачетуналогов. На счет данного казначейского органа плательщик и должен перечислить своиобязательные платежи.

Исполнение бюджетовпо доходам предусматривает выполнение следующих операций:

    перечисление и зачисление доходов на единый бюджетный счет;

    учет доходов в соответствии с бюджетной классификациейи составление отчетности одоходах бюджета;

    распределение регулирующих доходовмеждубюджетамиразличных уровней в порядке, предусмотренном законом обюджете;

    возврат сумм налогов, излишне уплаченных вбюджет.

Исполнение бюджетапо расходам

Особенностью исполнения бюджетапо расходам является то, что эта часть формируется расчетно и полностью зависит от объема доходных поступлений. Расходы осуществляются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином бюджетном счете. При этом обязательно соблюдаются две последовательные процедуры –санкционирование и финансирование .Финансирование заключается в расходовании бюджетных средств. Задача санкционирования расходов заключается в том, чтобы обеспечить принятие к финансированию только тех расходов, которые предусмотрены утвержденным законом о бюджетеи обеспечены поступлениями вбюджетдоходов и заимствований. Порядок и правила санкционирования расходов устанавливаютсяФедеральным казначейством. Основными этапами санкционирования являются:

    составление и утверждение бюджетной росписи;

    утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованияхдораспорядителейиполучателей бюджетных средств, утверждениесметдоходов и расходовраспорядителямсредств ибюджетным учреждениям;

    утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательствдораспорядителейиполучателей бюджетных средств;

    принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

    подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Основой для осуществления расходов государства является закон о бюджете, принятый на текущий год, ибюджетная роспись. В общем виде процесс расходования средствбюджетавыглядит следующим образом. На основе росписи для каждогобюджетного учрежденияопределяется объембюджетных ассигнований. Получив уведомление о нем, учреждение составляетсметусвоих расходов.Сметаутверждается вышестоящимраспорядителемсредств и представляется вказначейство. Для всех бюджетополучателей устанавливаются лимитыбюджетных обязательств– предельный объем расходов, который может быть профинансирован из государственногобюджета.Бюджетные учреждениясамостоятельно не осуществляют платежи; все платежные документы направляютсяказначейству, которое проверяет целевой характер расходов и лишь затем производит платеж. Рассмотрим эти этапы более подробно.

В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписиказначействодоводит ее показатели до всех нижестоящихраспорядителейиполучателей бюджетных средств, направляя имуведомления о бюджетных ассигнованиях на очередной период. Такие уведомления еще не предоставляют права принятия обязательств по осуществлению бюджетных расходов, они являются инструментом их планирования. Изменения в распределениеассигнованийизфедерального бюджетавправе вносить министр финансов иглавные распорядителисредствфедерального бюджета. Если такое решение было принято, в течение 15 дней уведомления об изменении должны быть доведены дораспорядителейсредств и бюджетополучателей.

После того, как бюджетное учреждениеполучило уведомление обассигнованиях, оно должно в течение 10 дней составитьсмету своих доходов и расходов. Подготовленная сметапредставляется вышестоящемураспорядителюбюджетных средств, который в течение 5 дней ее утверждает. Если учреждение являетсяглавным распорядителембюджетных средств,сметаутверждается его руководителем. В течение одного рабочего дня после утверждениясметанаправляетсяказначейству.

На основе доведенных бюджетных ассигнований,бюджетной росписии прогноза поступления доходов и поступлений из источников финансированиядефицита бюджетадля каждогораспорядителясредств и бюджетополучателя утверждаютсялимиты бюджетных обязательств . Они определяются на срок не более 3 месяцев. Под бюджетным обязательством понимается признанная казначействомобязанность совершить расходование средств соответствующегобюджетав течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом обюджетеи своднойбюджетной росписью. Дляглавных распорядителейбюджетных средств лимиты утверждаютсяФедеральным казначейством. Для нижестоящихбюджетных учрежденийони устанавливаютсяглавными распорядителями. Утвержденные лимиты должны быть до всех бюджетополучателей не позднее чем за 5 дней до начала их действия. Такие уведомления направляются черезказначейство, которое отвечает за их своевременность. Лимиты по всем получателям средствфедерального бюджетасводятся в единый реестр, который представляетсяказначействомв Счетную палату.

Орган федерального казначействапроверяет все платежные документы на предмет правильности их оформления, целевого характера платежей, соответствия расходов утвержденнойсметеи лимитамбюджетных обязательств. Он может отказаться подтвердить принятыебюджетные обязательствав следующих случаях:

    при несоответствии принятых обязательств требованиям бюджетного законодательства (при отсутствии документов, подтверждающих правомерность оплаты – договор, счет-фактура, акт выполнения работ и т.п.)

    при несоответствии принятых обязательств закону о бюджете, доведеннымбюджетным ассигнованиями лимитамбюджетных обязательств(например, если сумма платежа превышает остатки средств по той статьеэкономической классификации, которая была указана в платежном поручении);

    при несоответствии принятых бюджетных обязательствутвержденнойсметедоходов и расходов учреждения (например, если данные расходы не были предусмотренысметой);

    при блокировке расходов.

Финансирование расходов включает два последовательных действия: разрешение на осуществление платежа и собственно платеж. Органы казначействанесут ответственность за полноту и своевременность перечисления бюджетных средств их получателям. Платеж осуществляетсяказначействомв день совершения разрешительной надписи, при этом средства списываются с единого бюджетного счета. Все платежные документы, принятые отраспорядителей, направляютсяказначействомв банк, который исполняет их черезлицевой счетказначейства. Банк осуществляет операции полицевому счетув пределах остатка средств на нем, за сумму и назначение платежа он ответственности не несет.

Лицевые счетабюджетных учрежденийоткрываются в соответствующем территориальном органеФедерального казначейства. На них отражается объем средств, которым данное учреждение располагает при осуществлении расходов. В зависимости от того, по каким целевым статьям организация получает финансирование, она должна открыть нескольколицевых счетовв органахказначейства. Порядок учета операций, открытия и ведениялицевых счетовустанавливается Главным управлениемфедерального казначейства.

Через лицевые счетаосуществляются:

    финансирование расходов учреждений на основании бюджетных назначений, утвержденных смет, других обоснований и расчетов;

    межбюджетные расчеты с администрациями субъектов РФ и муниципальных образований по трансфертам,дотациям;

    компенсации, субвенции,субсидии, целевые программы;

    предоставление средств федерального бюджетана условиях возвратности и платности;

    расчеты с предприятиями и организациями в части компенсаций и социальных выплат по федеральным программам.

Корректировка бюджетав процессе его исполнения

В процессе исполнения бюджетаего расходная часть может корректироваться в зависимости от того, в каком объеме поступают доходы и достаточно ли их для покрытия всех предусмотренных расходов. Для того, чтобы исключить принятие каких-либо чрезвычайных решений, порядок действий органов власти в таких ситуациях регулируется законодательством. Для случаев, когда фактическиедоходы бюджетаоказываютсяменьше утвержденной величины, законом предусмотрено два варианта действий. Если изменение доходов по сравнению с бюджетным планом незначительно, решения о сокращении бюджетных расходовпринимается органами исполнительной власти. Если же фактическиедоходы бюджетасущественно ниже запланированных, необходимо внесение изменений в закон обюджете, которое предполагает участие законодателей.

Бюджетным кодексом РФ установлен следующий порядок сокращения расходов федерального бюджета:

1. если в процессе исполнения федерального бюджетанедофинансирование расходовне превышает 10% от плана, режим их сокращения вводится высшим органом исполнительной власти – Правительством РФ . При этом расходы бюджетапо всем их видам и получателям должны быть уменьшены в одной и той же пропорции. Решение правительства также должно быть обнародовано, сроки уведомления о нем всехраспорядителейи бюджетополучателей аналогичны предыдущему случаю. Отмена режима сокращениябюджетных расходовпроизводится тем органом власти, который принял решение о его введении;

2. если снижение доходных поступлений таково, что оно требует сокращения расходов более чем на 10% от годовых назначений, изменения бюджетного плана должны быть утверждены законодателями. Для этого правительство разрабатывает и представляет в Государственную Думу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете. Вместе с законопроектом Думе направляются следующие материалы:

    отчет об исполнении федерального бюджетаза истекший период текущего финансового года;

    отчеты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих сбордоходов федерального бюджета, за истекший период текущего года;

    отчет об использовании средств резервного фонда Правительства РФ и резервного фонда Президента РФ;

    отчеты Министерства финансов и других уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных кредитови ссуд;

    анализ причин и факторов, обусловивших необходимость внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете.

Бюджетный учет и отчетность об исполнении бюджета

К функциям казначействаотносится организация и ведение учета по исполнениюфедерального бюджета. Бюджетный учет основан на едином плане счетов, который устанавливается Правительством. Учету подлежат все доходы, расходы, дефицит (профицит)бюджета, поступления из источников финансирования дефицита, а также операции с бюджетными средствами. Они отражаютсяказначействомв соответствующих регистрах учета.

Казначействоопределяет порядок ведения учета и составления отчетности обисполнении бюджетоввсех уровнейбюджетной системы, а такжесметрасходовбюджетных учреждений. Главное управлениефедерального казначействаутверждает отчетность по формам, содержанию и срокам представления.

Завершение бюджетного года

Исполнение бюджетазавершается 31 декабря с окончанием финансового года. Порядок его завершения для всех участниковбюджетного процессаустанавливается Центральным банком и Министерством финансов.

Завершающим этапом исполнения бюджетаявляются заключительные обороты, после которых составляется отчет обисполнении бюджетаза год. В период заключительных оборотов операции полицевым счетамс бюджетными средствами осуществляются до определенной даты. В последний их день осуществляется операция по перечислению средств прошлого года.

31 декабря прекращают свое действие лимиты бюджетных обязательств, и счета, которые использовались дляисполнения бюджета, в 24 часа подлежат закрытию. До этого моментаФедеральное казначействообязано оплатить все принятые и подтвержденныебюджетные обязательства. Чтобы обеспечить соблюдение установленных сроков, принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается, а их подтверждение должно быть завершеноказначейством28 декабря. После того, как все операции по принятым денежным обязательствам завершены, остаток средств на едином бюджетном счете учитывается вдоходах бюджетаследующего финансового года.

2. Аналитическая часть, вариант 3

Список используемой литературы

1. Исполнение федерального бюджета в РФ

Исполнение бюджета - это важнейший этап бюджетного процесса действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица-плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

Исполнение бюджета основано на следующих принципах: единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета; обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.

Исполнение бюджета начинается после его утверждения органом представительной власти. В финансовых органах готовится организационный план, в котором предусматриваются задачи подразделений каждого финансового органа по обеспечению выполнения бюджета. Далее проводится работа по поквартальному распределению бюджета, направленная на равномерную мобилизацию бюджетных доходов и бесперебойное обеспечение денежными средствами мероприятий, финансируемых из бюджета. В финансовом органе на основании показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти.

Бюджетная роспись представляет собой документ, содержащий детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств, и направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные органы.

Роспись доходов и расходов составляется по каждому главному распорядителю бюджетных средств и по всем разделам, главам и статьям бюджетной классификации. Она разрабатывается на основании балансов доходов и расходов, смет расходов бюджетополучателей. Утвержденная роспись доходов и расходов бюджета документ, регламентирующий взыскание платежей в бюджет и открытие кредитов для финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете. Кассовое исполнение бюджета, т.е. операции со средствами на бюджетных счетах по зачислению доходов бюджета и платежам за счет бюджетных средств, осуществляется либо органом Федерального казначейства, либо уполномоченным банком, в котором открыт счет бюджета.

Исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов, и имеет ряд этапов.

1) Утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств. На основании бюджетной росписи в течение 20 дней со дня ее утверждения Финансовый орган и главные распорядители бюджетных ассигнований на период действия утвержденного бюджета доводят объемы ассигнований из бюджета вышестоящими распорядителями бюджетных средств до нижестоящих распорядителей и получателей через Федеральное казначейство посредством представления утвержденного распределения средств федерального бюджета либо через уполномоченные банки (для местных бюджетов).

2) Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями.

Бюджетное обязательство - это оформленное бюджетополучателями право предъявления требования к бюджету. На основании доведенных до получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств они имеют право принятия обязательств на осуществление расходов. Лимиты бюджетных обязательств формируются финансовым органом и доводятся до всех получателей бюджетных средств. На основании уведомлений о выделенном лимите бюджетных обязательств получатель средств бюджета обладает правом осуществления закупок, начисления установленных денежных выплат, принятия иных обязательств бюджета. Принятие обязательств при осуществлении закупок оформляется соответствующими договорами с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг.

3) Подтверждение и выверка исполнения бюджетных обязательств. Расходование бюджетных средств не может быть произведено без завершения исполнения бюджетных обязательств. Бюджетополучатель обязан представлять в финансовый орган документы, подтверждающие реализацию бюджетных обязательств.

4) Расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам. Расходование бюджетных средств осуществляется в форме списания денежных средств бюджетных счетов в целях исполнения платежных обязательств бюджетов в пользу юридических и физических лиц. Основанием для расходования бюджетных средств является платежный документ, оформленный в порядке, установленном финансовым органом. При этом объем расходуемых бюджетных средств не может превышать исполненных подтвержденных бюджетных обязательств. Сумма денежных средств, списанных с бюджетного счета в целях исполнения платежного обязательства, представляет собой кассовый бюджетных расход.

В Российской Федерации с 1992 г. введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов РФ образовано Федеральное казначейство.

Основные функции Федерального казначейства в бюджетном процессе государства: организация исполнения федерального бюджета; контроль за его исполнением; управление бюджетными доходами и расходами; регулирование межбюджетных отношений; финансовое исполнение внебюджетных фондов; управление и обслуживание государственного внешнего и внутреннего долгов Российской Федерации; осуществление учета и отчетности по движению средств федерального бюджета.

При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешений на право осуществления расходов в рамках выделенных ассигнований, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагаются на Федеральное казначейство.

Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе: отражения Федеральным казначейством всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов; централизации в Федеральном казначействе всех поступлений в федеральный бюджет и платежей из федерального бюджета; совершения Федеральным казначейством всех кассовых операций с использованием единого счета и управления этим счетом.

Кассовое исполнение федерального бюджета Российской федерации возлагается на Федеральное казначейство.

Федеральному казначейству принадлежит право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, а также определения их режима. Единый счет федерального бюджета - он же единый счет Федерального казначейства находится в Центральном банке Российской Федерации.

Таким образом, исполнение федерального бюджета по доходам включает: перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет Федерального казначейства; распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов; возврат излишне уплаченных сумм доходов; учет доходов федерального бюджета и отчетность о доходах федерального бюджета в соответствии с Бюджетной классификацией.

Исполнение расходов федерального бюджета предусматривает осуществление процедур санкционирования и финансирования этих расходов.

Санкционирование расходов федерального бюджета включает в себя: утверждение и доведение бюджетных ассигнований из федерального бюджета; утверждение и доведение лимитов обязательств федерального бюджета; принятие обязательств федерального бюджета; подтверждение платежных обязательств федерального, бюджета.

В ходе исполнения бюджета возможны изменения плановой величины расходов. Изменение бюджетных ассигнований по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого бюджетополучателя может быть осуществлено введением режима сокращения расходов бюджета главным распорядителем бюджетных средств в пределах его полномочий.

Одна из основных причин изменения бюджетных ассигнований - невыполнение плана по доходам. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений доходов бюджета или источников покрытия дефицита, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 5%, то руководитель финансового органа вправе самостоятельно принять решение и ввести режим сокращения расходов. При этом в решении о введении режима сокращения расходов должны быть указаны дата, с которой вводится режим сокращения, а также размеры сокращения.

Если же в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений доходов бюджета или источников покрытия дефицита, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10%, то орган исполнительной власти вправе принять решение и ввести режим сокращения расходов. При этом в решении о введении режима сокращения расходов должны быть указаны дата, с которой вводится режим сокращения, а также размеры сокращения. В этом случае сокращение расходов осуществляется в одной и той же пропорции для всех видов расходов и бюджетополучателей, а также объектов, включенных в адресную инвестиционную программу.

Аудит исполнения бюджета. При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в исполнительном органе субъекта Российской Федерации или местного самоуправления может назначаться внутренний аудит отчета об исполнении бюджета, осуществляемый органами Министерства финансов Российской Федерации согласно заключенным соглашениям между исполнительным органом субъекта Российской Федерации или местного самоуправления и Министерства финансов Российской Федерации.

В установленном порядке финансовые органы представляют квартальные и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительные органы власти. Годовой отчет об исполнении бюджета представляется в контрольно-счетный орган представительного органа власти. Квартальные отчеты об исполнении бюджета подлежат утверждению исполнительным высшим органам власти. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом власти.