2 организация контроля учредителем деятельности подведомственных учреждений. Контроль учредителя за деятельностью подведомственных государственных (муниципальных) учреждений

Приложение к приказу отдела

образования

ПОРЯДОК

Настоящий Порядок регулирует осуществление ведомственного финансового контроля в образовательных учреждениях, учредителем которых является Отдел образования администрации Абатского муниципального района.

1. Общие положения

В целях настоящего Порядка ведомственный финансовый контроль - это контроль за законностью, рациональностью и эффективностью использования бюджетных средств и средств, полученных от иной приносящей доход деятельности, за использованием муниципальной собственности (далее - бюджетные средства).

Цель ведомственного финансового контроля - оценка обоснованности и эффективности использования бюджетных средств, законность совершения финансовых операций, а также выявления резервов по повышению эффективности использования бюджетных средств.

Ведомственный финансовый контроль осуществляет Отдел образования администрации Абатского муниципального района (далее - Учредитель).

Учредитель осуществляет ведомственный финансовый контроль за использованием бюджетных средств.

Учредитель проводит проверки подведомственных образовательных учреждений в соответствии с планами проверок.

Объектами контроля Учредителя являются подведомственные образовательные учреждения.

2. Основные задачи и формы ведомственного финансового контроля

Основными задачами финансового контроля являются:

Предупреждение финансовых нарушений;

Выявление резервов улучшения финансовой деятельности;

Принятие мер по улучшению деятельности объектов контроля.

Учредитель осуществляет следующие формы финансового контроля:

предварительный контроль - на стадии составления и рассмотрения проектов бюджетов. На данном этапе проверяются правовые основания для принятия расходных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, целесообразность расходов в планируемом году, обоснованность прогнозируемой суммы.

текущий (оперативный) контроль - на стадии расходования бюджетных средств. На этом этапе контролируется своевременность и достоверность представления отчетных данных по использованию бюджетных средств.

последующий контроль - осуществляется по факту расходования бюджетных средств путем проведения проверок. В ходе проверок устанавливается законность и достоверность финансовых операций, проверяется эффективность использования бюджетных средств, выявляются резервы ее повышения.

3. Полномочия Учредителя при организации проверок

При организации проведения проверок учредитель выполняет следующие функции:

Составляет, согласовывает с Уполномоченным органом, осуществляющим муниципальный финансовый контроль в Абатском муниципальном районе, утверждает годовой план с разбивкой по месяцам и представляет его в Уполномоченный орган. Изменения в план вносятся по согласованию с Уполномоченным органом.

Проводит проверки в соответствии с планами.

Проводит внеплановые проверки в пределах своей компетенции при поступлении соответствующих поручений от главы района, Уполномоченного органа или по собственной инициативе.

Учредитель предоставляет отчеты о контрольной деятельности в уполномоченный орган – до 3 числа месяца, следующего за отчетным, годового – до 11 января года, следующего за отчетным.

Принимает меры по устранению выявленных нарушений по материалам проверок.

Осуществляет иные полномочия, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

4. Полномочия Учредителя при проведении проверки

В целях реализации деятельности по осуществлению ведомственного финансового контроля Учредитель имеет право:

Проводить проверки, в ходе которых:

Проверять в учреждениях, получающих средства федерального, регионального и местного бюджетов , в учреждениях, использующих материальные ценности, находящиеся в муниципальной собственности, в денежные документы , регистры бухгалтерского учета , отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств , ценных бумаг , материальных ценностей, а
также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально-ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных мероприятий;

Проверять правомерность и эффективность использования средств
федерального, регионального и местного бюджетов и материальных ценностей, находящихся в муниципальной собственности, по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов .

Проводить в учреждениях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные
ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой
организации (встречная проверка).

Осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми учреждениями выявленных нарушений, в том
числе путем добровольного возмещения средств.

Принимать меры, предусмотренные действующим законодательством.

5. Общие требования к предоставлению планов проверок, проведению и оформлению результатов проверок и предоставлению отчетов о контрольной деятельности

Отдел образования администрации Абатского муниципального района обязан в срок до 20 сентября текущего года представлять в Уполномоченный орган проект плана проверок на согласование.

К проекту плана Отдела образования администрации Абатского муниципального района прилагается ведомственная структура расходов бюджета согласно уточненной бюджетной росписи на проверяемый период, где по каждому направлению расходов должна быть указана дата последней проверки, период проверки и орган, проводивший проверку.

После согласования с Уполномоченным органом объектов контроля и направлений расходов, подлежащих проверке, план направляется на утверждение начальнику Отдела образования администрации Абатского муниципального района.

При планировании объектов контроля и направлений расходов учитывать, что периодичность проверок должна составлять не реже одного раза в 2 года.

Срок проведения проверки не может превышать 45 календарных дней. Продление срока проверки осуществляется начальником Отдела образования администрации Абатского муниципального района, на основании мотивированной докладной записки руководителя контрольной группы, но не более чем на 30 рабочих дней. Решение о назначении проверки оформляется приказом, в котором указывается наименование объекта ведомственного финансового контроля, проверяемый период, тема проверки, основание проведения проверки, персональный состав контрольной группы, срок проведения проверки.

В ходе проверки использования средств федерального, регионального и местного бюджетов проводятся контрольные действия:

по документальному изучению в проверяемом периоде финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов объекта ведомственного финансового контроля, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации;

по фактическому изучению в проверяемом периоде вопросов программы проверки путем осмотра, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров;

по изучению учредительных и регистрационных документов (по форме и содержанию);

по изучению полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансовых операций в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (бюджетной) отчетности, в том числе путем сопоставления записей в. учетных регистрах с первичными учетными документами,

показателей бухгалтерской (бюджетной) отчетности с данными аналитического учета ;

по изучению фактического наличия, сохранности и правильного использования материальных ценностей, находящихся в муниципальной собственности, в том числе денежных средств и ценных бумаг, достоверности расчетов, объемов поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, операций по формированию затрат и финансовых результатов.

При проведении проверки в обязательном порядке проводятся контрольные действия в отношении кассовых и расчетных операций, операций по лицевым и расчетным счетам, операций с материальными ценностями

Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом.

Сплошной способ заключается в проведении контрольного действия в отношении всей совокупности финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу программы проверки.

Выборочный способ заключается в проведении контрольного действия в отношении части финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к одному вопросу программы проверки. Объем выборки и ее состав определяются таким образом, чтобы обеспечить возможность оценки изучаемого вопроса программы плановой проверки .

В ходе проверки участниками контрольной группы составляются справки по результатам проведения ими контрольных действий по отдельным вопросам программы проверки. Справки прилагаются к акту проверки, а информация, изложенная в них, учитывается при составлении акта проверки.

Результаты проверки оформляются актом в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента окончания проверки. Акт проверки подписывается руководителем группы проверки, руководителем и главным бухгалтером (либо уполномоченным на то лицом) проверяемого учреждения. Руководитель группы проверки устанавливает по согласованию с руководителем проверяемого учреждения срок для ознакомления последнего с актом проверки и его подписания, но не более 5 рабочих дней со дня вручения ему акта.

При наличии возражений или замечаний по акту проверки, подписывающие его должностные лица проверяемой организации делают
соответствующую запись (перед своей подписью) и одновременно представляет руководителю группы письменные возражения или замечания,
которые приобщаются к акту проверки и являются их неотъемлемой частью.

Руководитель и члены группы проверки в срок до 5 рабочих дней момента поступления возражений или замечаний обязаны проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения, которые после рассмотрения и утверждения начальником Отдела образования администрации Абатского муниципального района направляются в проверяемую организацию и приобщаются к материалам ревизии.

Руководители проверяемых объектов обязаны создавать условия для работы проверяющих, предоставлять им необходимые помещения, средства транспорта и связи, обеспечивать техническое обслуживание проверяющих и выполнение работ по делопроизводству.

Сроки предоставления отчетов о контрольной деятельности Отделу образования администрации Абатского муниципального района- до 3 числа месяца, следующего за отчетным, годового - до 11 января года, следующего за отчетным.

6.Реализация материалов проверок

Предложения по устранению выявленных нарушений, привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения направляются в проверяемое учреждение в месячный срок с момента подписания акта
проверки.

Информация проверенной организации о принятых мерах по устранению выявленных в ходе проверки нарушений представляется в Отдел образования администрации Абатского муниципального района, не позднее месяца с момента получения предложений об устранении нарушений.

7. Порядок применения мер принуждения

Меры принуждения к нарушителям бюджетного законодательства, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации, применяются Отделом образования администрации Абатского муниципального района в соответствии с его полномочиями, по согласованию с главой администрации Абатского муниципального района.

В районных (городских) отделах народного образования должность специалиста, работавшего с образовательными учреждениями, именовалась — инспектор. В настоящее время подобная должность специалиста муниципальных органов управления образованием (далее — МОУО), как правило, называется специалист-эксперт, ибо этот работник является муниципальным служащим.

Говорят, как назовут корабль, так он и поплывёт.

Инспе́ктор - должностное лицо, осуществляющее инспекцию; в различных организациях и ведомствах - название должности, связанной с надзором, контролем (контролер, наблюдатель, надзиратель, смотритель) – из Википедии.

Поэтому основная работа инспектора отдела народного образования сводилась к контролю за соблюдением законодательства в области образования и деятельностью образовательных учреждений по обеспечению качества образования.

Специалист-эксперт – это должность государственной или муниципальной гражданской службы, категории «специалисты». В обязанности специалиста – эксперта, как правило, входит аналитическая, прогностическая, проектная, координационная и информационная деятельность, организационно-методическое обеспечение организации учебного процесса в части внедрения передовых методик обучения, инновационных технологий и новых методических разработок, совершенствование применения принципов модульного, сетевого и дистанционного обучения, а также, участие в организации и проведении проверок, оценке и контроле качества и эффективности работы образовательных организаций. Как видим, инспекторский контроль не является преобладающей функцией специалиста–эксперта.

В соответствии с законодательством муниципальный орган управления образованием, осуществляющий переданные ему местными органами власти полномочия по управлению в сфере образования, в т.ч. и полномочия учредителя муниципальных образовательных учреждений, обладая компетенциями учредителя, обязан осуществлять контроль за их деятельностью, целями которого могут быть:

  • исполнение законодательства в сфере образования;
  • анализ соблюдения муниципальными образовательными организациями установленного порядка оказания муниципальных услуг (выполнения работ), соответствия фактического объема, качества услуг (работ), оказанных (выполненных) учреждениями, плановым значениям, установленным муниципальным заданием;
  • оказание услуг (выполнение работ) за плату сверх государственного (муниципального) задания;
  • выявление отклонений в деятельности учреждения по исполнению муниципального задания и выработка предложений по их устранению;
  • определение эффективности использования бюджетных средств при осуществлении деятельности учреждения;
  • формирование информационной базы об объеме, качестве, порядке оказания учреждениями в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполняемых работ) в целях оптимизации расходов бюджета;
  • другие, определяемые муниципалитетом.

Как правило, порядок (административный регламент)) организации такого контроля устанавливается распорядительным актом администрации муниципального образования или муниципального органа управления образованием. Например, приказом начальника управления образования «Об утверждении Порядка осуществления контроля за деятельностью муниципальных образовательных учреждений муниципального образования…», постановлением администрации муниципального образования … «Об утверждении положения (положений) о контроле за деятельностью муниципальных образовательных учреждений», Административным регламентом МОУО «Проведение проверок при осуществлении муниципального контроля в области образования», постановлением администрации муниципального образования «О передаче функций и полномочий учредителя муниципальных образовательных учреждений», и др. Контрольные функции МОУО могут быть определены также Положением о МОУО или его Уставом.

Примерный перечень вопросов, проверка по которым входит в полномочия муниципального органа управления образованием:

  • соответствие локальных актов образовательной организации муниципальным правовым актам в области образования;
  • выполнение норм и правил, установленных уставом и локальными актами образовательной организации;
  • оплата труда работников образовательной организации;
  • материально-техническое и финансовое обеспечение образовательного процесса — эффективное использование ресурсов;
  • обеспечение гражданам, проживающим на территории муниципального образования, возможности выбора форм получения образования, образовательной организации;
  • реализация региональных и муниципальных программ развития образования;
  • качество выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (работ);
  • совершенствование программно-методического обеспечения образовательного процесса;
  • организация питания обучающихся, воспитанников;
  • выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности — педагогический аспект;
  • обеспечение выполнения требований нормативных правовых актов регионального и муниципального уровней по вопросам антитеррористической деятельности и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • результаты управленческой деятельности в образовательной организации по вопросам:

1) организация внутришкольного контроля;

2) состояние спортивно-оздоровительной, профилактической и воспитательной работы в образовательной организации, дополнительного образования детей;

3) выполнение установленного порядка промежуточной и итоговой аттестаций и осуществления текущего контроля успеваемости обучающихся;

4) охрана здоровья обучающихся и воспитанников;

5) оснащенность учебного процесса и оборудования учебных кабинетов;

6) повышение квалификации педагогических работников;

7) другие вопросы.

При проведении контрольного мероприятия могут запрашиваться:

  • учредительные документы образовательной организации;
  • локальные акты, изданные образовательной организацией в пределах её компетенции, в том числе:

а) документы, регламентирующие структуру управления деятельностью организации;

б) документы, регламентирующие права и обязанности работников организации;

в) документы, регламентирующие внутренний распорядок образовательной организации;

г) документы, регламентирующие оказание платных образовательных услуг;

д) приказы, распоряжения, протоколы заседаний органов общественного управления организации;

е) другие документы.

Нормативная база

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — закон № 294-ФЗ)
  • Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1;
  • Положение о государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 № 164;
  • Методическое письмо Рособрнадзора РФ от 16.07.2012 г. №05-2680 «Методические рекомендации государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях»;
  • Региональные и муниципальные нормативные правовые акты по вопросам надзора и контроля в сфере образования.

Специалисту- эксперту, участвующему в проверках, полезно также ознакомиться с письмами Минобразования РФ от 10.09.1999 N 22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности» и от 13.07.1998 N 577-30 «О введении в действие Инструкции о порядке инспектирования» (вместе с «Инструкцией…», утв. Минобразования РФ 04.06.1998).

Правовые аспекты контроля

1. По определению, данному в законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ст. 2) проверка — это «совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами».

2. Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя МОУО. Она может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в этих документах (п. 1 ст. 14 Закона № 294-ФЗ). Их копии, заверенные печатью, вручаются под роспись руководителю или его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений проверяющими.

3. Основаниями контроля могут быть:

  • план (план – график) работы МОУО;
  • приказ начальника МОУО;
  • обращение руководителя образовательного учреждения в МОУО;
  • обращение физических лиц и юридических лиц в МОУО (администрацию, прокуратуру, средства массовой информации и т.д.) по фактам нарушений в области образования или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью воспитанников, обучающихся, работников образовательных учреждений.

4. Руководители образовательных учреждений должны быть предупреждены о предстоящей проверке и ознакомлены с ее планом-заданием (п. 3, 4 ст. 14 Закона № 294-ФЗ). Оперативная проверка возможна без предупреждения.

5. Срок проведения проверки образовательного учреждения не может превышать двадцати рабочих дней (п. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ). Как правило, проверка образовательного учреждения занимает не более 10 рабочих дней.

6. При проведении проверок в качестве экспертов могут привлекаться сторонние (компетентные) организации, отдельные специалисты, в том числе других отраслевых (функциональных) органов администрации муниципального образования, высококвалифицированные педагоги образовательных учреждений, за исключением работников, состоящих в трудовых отношениях с данной образовательной организацией.

7.По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах (п.1 ст. 16 Закона № 294-ФЗ). В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, образовательное учреждение в течение пятнадцати дней с даты получения акта вправе представить в МОУО в письменной форме свои возражения (п. 12,16 Закона № 294-ФЗ).

8.В соответствии с законодательством МОУО не вправе:

  • проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям МОУО;
  • осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя или его уполномоченного представителя (за исключением случая проверки информации о причинении вреда жизни, здоровью обучающихся и работающих, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера);
  • требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
  • распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
  • превышать установленные сроки проведения проверки;
  • осуществлять выдачу юридическим лицам предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

9.Перечень грубых нарушений, недопустимых при проведении проверок (п. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ):

  • нарушение сроков проведения плановых проверок;
  • проведение плановых проверок не в соответствии с утвержденными ежегодными планами плановых проверок, не включенных в ежегодный план проведения плановых проверок;
  • нарушение сроков уведомлений о проведении плановой или внеплановой проверок;
  • проведение внеплановой проверки без установленных оснований или без согласования с органами прокуратуры;
  • проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора);
  • привлечение к проведению проверки неаккредитованных в установленном порядке граждан и организаций;
  • участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки;
  • требование документов, не относящихся к предмету проверки;
  • превышение установленных сроков проведения проверки;
  • непредставление оформленного акта проверки.

10. При осуществлении контроля за деятельностью образовательных учреждений проверяющие лица вправе:

  • в пределах своей компетенции запрашивать и получать от учреждения информацию, документы и материалы, относящиеся к предмету контроля и необходимые для его осуществления;
  • беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые проверяемым учреждением, иметь доступ к документам и материалам учреждения, осматривать занимаемые учреждением территории и помещения;
  • знакомиться с информацией, касающейся деятельности проверяемого учреждения и хранящейся в электронной форме в базах данных проверяемого учреждения;
  • знакомиться с технической документацией к электронным базам данных учреждения.

Правительство Москвы
ДЕПАРТАМЕНТ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Об утверждении Порядка осуществления контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений, подведомственных Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы


Во исполнение пункта 3 постановления Правительства Москвы от 15 февраля 2011 года N 30-ПП "О порядке осуществления контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений города Москвы" и в целях обеспечения контроля за деятельностью подведомственных Департаменту бюджетных и казенных учреждений:

1. Утвердить Порядок осуществления контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений, подведомственных Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы города Москвы (приложение к настоящему приказу).

2. Установить, что контроль за деятельностью государственных бюджетных и казенных учреждений осуществляется отраслевыми структурными подразделениями Департамента по направлениям деятельности, Управлением финансирования, учета и отчетности, Управлением планирования, Управлением государственной службы, кадров и охраны труда, Правовым управлением, Управлением имущественно-земельных отношений, отделом размещения государственного городского заказа, контрольно-ревизионным отделом в соответствии с положениями о структурных подразделениях.

3. Первым заместителям, заместителям руководителя Департамента:

3.1. Обеспечить внесение изменений в положения о структурных подразделениях по направлениям деятельности, учитывающие изменение правового положения государственных учреждений и настоящий Порядок.

3.2. Усилить ведомственный контроль за деятельностью подведомственных учреждений.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Департамента Доркину И.С.

Руководитель Департамента
жилищно-коммунального хозяйства
и благоустройства города Москвы
А.В.Цыбин

Приложение. Порядок осуществления контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы

Приложение
к распоряжению Департамента
жилищно-коммунального хозяйства
и благоустройства города Москвы
от 27 мая 2011 года N 05-14-319/1

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет общие принципы и требования к организации и осуществлению контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (далее - Департамент), в том числе в целях определения правильности формирования государственных заданий, планирования бюджетных расходов, законности, целевого характера, эффективного использования средств бюджета города Москвы и государственного имущества, в том числе особо ценного движимого имущества.

1.2. Контроль за деятельностью бюджетных и казенных учреждений (далее - учреждение) осуществляется Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, исполняющим функции и полномочия учредителя бюджетных и казенных учреждений, в соответствии с:

- Бюджетным кодексом Российской Федерации ;

- Гражданским кодексом Российской Федерации ;

- Трудовым кодексом Российской Федерации ;

- Федеральным законом от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" ;

- Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" ;

- Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" ;

- Законом города Москвы от 19.12.2007 N 49 "Об основах управления собственностью города Москвы" ;

- Законом города Москвы от 26.12.2007 N 53 "Об имущественной казне города Москвы" ;

- Положением о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы;

- уставами государственных учреждений;

- иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, города Москвы и локальными актами Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.

2. Цели и предмет контроля деятельности учреждений

2.1. Основными целями контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений являются:

2.1.1. Оценка правильности формирования государственного задания в части объемов и (или) качества предоставляемых учреждением государственных услуг (выполняемых работ).

2.1.2. Оценка правильности определения суммы субсидии, подлежащей перечислению бюджетному учреждению (исходя из объема государственного задания), составления сметы казенного учреждения, начальной цены государственных контрактов.

2.1.3. Выявление отклонений в деятельности учреждения по исполнению государственного задания (соотношение плановых и фактических значений результатов, выполнение дополнительных видов деятельности при невыполнении или некачественном выполнении основных видов деятельности и др.), выработка рекомендаций по их устранению.

2.1.4. Определение эффективности и выявление отклонений от целевого использования бюджетных средств при осуществлении деятельности учреждения.

2.1.5. Оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

2.1.6. Определение эффективности и выявление отклонений от целевого использования объектов собственности города Москвы, оценка обеспечения сохранности государственного имущества.

2.1.7. Подтверждение соблюдения действующего законодательства при осуществлении деятельности учреждения.

2.1.8. Формирование информационной базы об объеме и качестве предоставляемых в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполняемых работ) в целях оптимизации расходов бюджета.

2.2. Предметом контроля являются:

2.2.1. Формирование государственного задания на оказание услуг (выполнение работ), определение суммы субсидии, подлежащей перечислению бюджетному учреждению, формирование сметы казенного учреждения.

2.2.2. Формирование и выполнение плана финансово-хозяйственной деятельности.

2.2.3. Осуществление основных видов деятельности, предусмотренных уставом учреждения, в том числе выполнение государственного задания.

2.2.4. Использование бюджетных средств.

2.3.5. Деятельность учреждения, связанная с использованием и распоряжением имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, а также обеспечение его сохранности.

2.3.6. Обеспечение учреждением публичности своей деятельности, а также доступности, в том числе информационной, оказываемых им услуг.

3. Формы, методы и периодичность осуществления контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений

3.1. Контроль за деятельностью бюджетных и казенных учреждений осуществляется с использованием форм предварительного, текущего и последующего контроля.

Предварительный контроль осуществляется до подписания, утверждения документа, совершения хозяйственной операции на стадии составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности, формирования и утверждения государственного задания, установления, рассмотрения и утверждения смет казенных учреждений, объема субсидий, подлежащих перечислению бюджетным учреждениям, согласования договоров, соглашений и других документов, в том числе при санкционировании операций.

Текущий контроль осуществляется в процессе исполнения государственного задания, плана финансово-хозяйственной деятельности, сметы казенного учреждения, выполнения основных видов деятельности, предусмотренных уставом учреждения, путем анализа оперативных данных и отчетности учреждения.

Последующий контроль осуществляется после выполнения определенных этапов планов, заданий, исполнения смет, совершения хозяйственных операций путем проведения проверок отчетности учреждения и его деятельности, которые включает в себя в том числе проверку выполнения государственных заданий, эффективного и целевого использования бюджетных средств, государственного имущества, выполнения государственных контрактов и гражданско-правовых договоров, осуществления финансово-хозяйственной деятельности, оценку результатов, состава, качества и (или) объема (содержания) оказываемых учреждением государственных услуг (выполняемых работ).

3.2. Методами предварительного, текущего и последующего контроля являются:

3.2.1. Мониторинг (наблюдение) - постоянный контроль со стороны учредителя за показателями деятельности учреждения.

3.2.2. Камеральная (документальная) проверка (анализ) деятельности учреждения, проводимая по месту нахождения учредителя учреждения, по мере поступления проектов планов, проектов государственных заданий, расчетов субсидий, смет, отчетности о выполнении государственного задания, отчетов о выполнении плана финансово-хозяйственной деятельности или исполнении бюджетной сметы, сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности, бюджетной и бухгалтерской отчетности, иных отчетных документов и сведений о деятельности государственного учреждения.

3.2.3. Выездная проверка, являющаяся методом текущего и последующего контроля, осуществляется структурными отделами и управлениями Департамента по месту нахождения бюджетного или казенного учреждения или его имущества на основании распоряжения (приказа) руководителя Департамента в соответствии с Регламентом организации и осуществления ведомственного контроля, утвержденного руководителем Департамента.

3.3. Выездные проверки осуществляются в плановом и внеплановом порядке.

3.3.1. Плановая проверка проводится на основании плана, утвержденного руководителем Департамента.

3.3.2. Основанием для проведения внеплановых проверок являются:

- истечение срока исполнения бюджетным или казенным учреждением Департамента ранее выданного приказа (предписания) об устранении выявленных нарушений и недостатков;

- распоряжения (приказы) Департамента;

- информация органов местного самоуправления, прокуратуры Российской Федерации и города Москвы, правоохранительных органов о нарушениях законодательства Российской Федерации и города Москвы в деятельности бюджетного и казенного учреждения Департамента;

- мотивированные сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации о нарушениях законодательства Российской Федерации и города Москвы в деятельности бюджетных и казенных учреждений города Москвы, в том числе о ненадлежащем качестве предоставления государственных услуг (выполнения работ), использовании государственного имущества, в том числе особо ценного движимого имущества.

3.3.3. В отношении одного бюджетного или казенного учреждения плановая выездная проверка финансово-хозяйственной деятельности в рамках последующего контроля проводится, как правило, не реже одного раза в три года.

4. Результаты проверок

4.1. По результатам проверки, осуществленной на основании распоряжения (приказа) Департамента, составляется акт проверки.

4.2. В случае выявления при проведении проверки нарушений в деятельности бюджетного или казенного учреждения результаты проверки оформляются приказом Департамента с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения, а также мер ответственности виновных должностных лиц, допустивших нарушения.

4.3. Результаты проведенных контрольных мероприятий учитываются при оценке эффективности и результативности деятельности бюджетных и казенных учреждений города Москвы.

4.4. Информация о результатах и последующего контроля, а также о мерах, принятых по результатам контрольных мероприятий, в течение месяца после завершения контрольных мероприятий подлежат размещению в сети Интернет на официальном сайте Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Федеральным законом предусмотрены действенные механизмы контроля деятельности учреждения, в том числе за выполнением государственного (муниципального) задания, за состоянием размера кредиторской задолженности, за совершением крупных сделок и пр. Федеральным законом предусмотрено составление и утверждение для каждого учреждения плана финансово-хозяйственной деятельности, а также отчета о результатах деятельности и иных документов, предусмотренных пунктом 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ в редакции Федерального закона. В целях обеспечения открытости и доступности документов, определенных пунктом 3.3. данной статьи государственное (муниципальное) учреждение предоставляет соответствующую информацию в Федеральное казначейство (территориальные представительства Федерального казначейства), после чего предоставленные сведения публикуются Казначейством России на специально созданном официальном сайте в сети Интернет (пункт 3.5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ в редакции Федерального закона). Таким образом, устанавливаются новые нормы, направленные на обеспечение прозрачности деятельности государственных (муниципальных) учреждений, их подотчетности перед учредителем и потребителями услуг. Вместо информации об исполнении сметы предметом отчетности бюджетного (автономного) учреждения становится отчет о результатах деятельности и об использовании закрепленного за учреждением имущества . Публичность и открытость деятельности учреждений задает новый, существенно больший уровень их ответственности перед учредителями и потребителями. Одновременно Федеральным законом предусмотрена и персональная ответственность руководителя бюджетного учреждения за результаты деятельности учреждения вплоть до увольнения. Так в соответствии с частью 13 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ в редакции Федерального закона, статьями 14, 15 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, руководитель учреждения несет ответственность в размере убытков, причиненных в результате совершения сделки, не получившей предварительного согласия учредителя (наблюдательного совета – для автономных учреждений). Кроме того, учредитель, при заключении трудового договора с руководителем бюджетного учреждения предусматривает в нем: 1) права и обязанности руководителя; 2) показатели оценки эффективности и результативности его деятельности; 3) условия оплаты труда руководителя; 4) срок действия трудового договора, если такой срок установлен учредительными документами бюджетного учреждения; 5) условие о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные учредителем (часть 27 статьи 30 Федерального закона). Ответственность руководителя автономного учреждения регулируется положениями Федерального закона от 3 ноября 2006 г. №174-ФЗ.

  1. Порядок организации работ по реализации положений Федерального закона (логика шагов)

В соответствии с пунктом 13 статьи 33 Федерального закона субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям предоставлен длительный переходный период с 01 января 2011 года по 01 июля 2012 года, в течение которого органы власти имеют возможность тщательно проработать весь комплекс вопросов, связанных с реализацией основных положений Федерального закона. Общая логика действий, направленных на реализацию Федерального закона, может быть представлена как последовательность взаимоувязанных шагов на рисунке 3.Рисунок 3. Рекомендуемые шаги, направленные на реализацию Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ П
ервый шаг в реализации положений Федерального закона – формирование перечней государственных (муниципальных) услуг (работ)
(далее – перечни услуг), которые оказываются в целях обеспечения предусмотренных законодательством полномочий в соответствующих сферах деятельности. Перечни услуг формируются органом власти (учредителем) в целях формирования государственных (муниципальных) заданий на оказание услуг (выполнение работ). Представляется целесообразным сформировать полный отраслевой перечень услуг, оказываемых учреждениями субъекта Российской Федерации и муниципальных образований в соответствии с установленным объемом полномочий. Отраслевой перечень услуг формирует орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в таких сферах деятельности, как: образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, культура, социальная защита, транспорт и т.д. После формирования отраслевых перечней услуг, учредитель на основе отраслевых перечней услуг будет формировать ведомственные перечни услуг для своих подведомственных учреждений.Второй шаг , следующий за формированием перечней услуг, - анализ сети подведомственных учреждений и, при необходимости, принятие решений о создании учреждений, в том числе путем изменения их типа . В процессе анализа, учредители определяют насколько существующая сеть учреждений способна эффективно оказывать услуги, предусмотренные отраслевыми и ведомственными перечнями услуг 2 , после чего, в случае необходимости, принимают решение об изменении типа, реорганизации, ликвидации или создании государственного (муниципального) учреждения. Анализ сети подведомственных учреждений рекомендуется выполнять одновременно (параллельно) с первым шагом – формированием перечней услуг. Решение о создании учреждения на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности, а также об изменении типа учреждений принимается в порядке, устанавливаемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования соответственно. Изменение типа бюджетного (казенного) учреждения в целях создания автономного учреждения, а также изменение типа автономного учреждения в целях создания бюджетного или казенного учреждения осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ (часть 3 статьи 17.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего учреждения принимается по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения, если такое решение не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан, в том числе права на получение бесплатного образования, права на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям, права на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь (часть 4 статьи 5 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ). Решение об изменении типа учреждения может быть принято учредителем как в процессе реализации второго шага, так и в любой момент в целях повышения эффективности деятельности подведомственных учреждений. Такое решение должно приниматься с учетом условий и результатов деятельности учреждения, задач развития, складывающейся конъюнктуры и т.п.Третий шаг - определение учредителем перечней особо ценного движимого имущества и перечней недвижимого имущества , закрепленного за каждым подведомственным бюджетным (автономным) учреждением учредителем или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества. 3 Данную работу необходимо осуществлять в целях расчета субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания подведомственными бюджетными и автономными учреждениями 4 , а также для определения имущества, которым учреждение не вправе распоряжаться без согласия учредителя 5 и на которое не может распространяться ответственность по обязательствам автономных и бюджетных учреждений 6 .Четвертый шаг – определение объема нормативных затрат, связанных с оказанием услуг учреждениями . В соответствии со статьей 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона к бюджетным ассигнованиям на оказание услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на обеспечение функций казенных учреждений (по смете), а также предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими услуг. Таким образом, в целях финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания необходимо определить размер нормативных затрат по каждой услуге, включенной в соответствующий перечень услуг.Пятый шаг – формирование и финансовое обеспечение государственных (муниципальных) заданий . Порядок формирования и финансового обеспечения государственных (муниципальных) заданий устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования (части 3 и 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона). Шестой шаг – определение учредителем порядка формирования перечней платных услуг и порядка, устанавливающего условия их оказания . Рекомендуется проводить четкую политику в части оказания платных услуг подведомственными учреждениями. Платные услуги должны быть отражены в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения, что обеспечит условия для контроля за приносящей доход деятельностью учреждения со стороны учредителя. Четкое отделение платных услуг от гарантированных бесплатных услуг для потребителя, оказываемых учреждениями, является важным фактором успешной реализации Федерального закона в части обеспечения повышения доступности государственных (муниципальных) услуг. Важнейшим шагом при реализации положений Федерального закона является определение порядка (регламента) мониторинга реализации Федерального закона, порядка контроля за исполнением государственного (муниципального) задания и порядка составления отчета о результатах деятельности государственных (муниципальных) учреждений . Все вышеперечисленные шаги будут более подробно рассмотрены в соответствующих разделах настоящих комплексных рекомендаций. В целях оказания методической помощи субъектам Российской Федерации размещены проекты 9 модельных актов высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и модельных нормативных правовых актов финансовых органов субъектов Российской Федерации, в том числе модельный Закон субъекта Российской Федерации "Об отдельных мерах по совершенствованию правового положения государственных учреждений субъекта Российской Федерации в переходный период" (размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации –).

    КОНТРОЛЬ УЧРЕДИТЕЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ

    С.А. КОЗЛОВА

    ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМЫ ДЛЯ БЮДЖЕТА

    Необходимость проведения данной реформы была обусловлена тем, что действующие в Российской Федерации бюджетные учреждения создавались в условиях прежде всего экономических, отличных от существующей в настоящее время ситуации в стране. Такие учреждения функционировали, хотя и в отрыве от требований, предъявляемых к оказанию государственных и муниципальных услуг.
    Следует отметить, что ранее действовавший правовой статус государственных (муниципальных) учреждений не вырабатывал у них стимула к повышению эффективности деятельности, улучшению качества оказываемых услуг, что в первую очередь было вызвано сметным финансированием бюджетных учреждений. Данные положения подтверждают неэффективность работы бюджетных учреждений. Кроме того, отсутствовал прозрачный контроль за деятельностью администраций и органов управления таких учреждений.
    Перед государством всегда стоит проблема нехватки бюджетных средств для содержания многочисленных государственных и муниципальных учреждений, выполняющих социальные функции. Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" введено квотирование, т.е. будут выделяться денежные средства из соответствующего бюджета на определенный объем и перечень оказываемых услуг.

    ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМЫ ДЛЯ САМИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

    В условиях бюджетного дефицита госучреждения оказывали платные услуги, но статус заработанных средств долгое время в законодательстве был не определен: не существовало однозначного ответа на вопрос: внебюджетные деньги являются собственностью бюджетного учреждения или собственностью учредителя (государства), надо ли с них платить налоги?
    Смысл Федерального закона N 83-ФЗ заключается в делении государственных (муниципальных) учреждений на три группы. Это автономные, бюджетные нового типа и казенные. Их финансирование теперь будет обеспечиваться на основе государственного задания через бюджетные ассигнования в виде субсидий для автономных и бюджетных учреждений и в виде бюджетной сметы - для казенных.
    Концептуальный смысл Закона - дать школам, медучреждениям, организациям культуры и прочим больше самостоятельности, позволить им тратить бюджетные деньги по своему усмотрению, да еще и иметь легальные доходы за оказываемые дополнительные услуги. При этом первоочередным остается полное выполнение финансируемого госзаказа, а все остальное - дополнение к основной деятельности. В Законе оговорено: государственные (муниципальные) учреждения не могут быть частными, их собственниками являются РФ, ее субъект или муниципальное образование. Надо отметить, что к казенным образовательным учреждениям будут относиться те, которые выполняют государственный заказ по содержанию и воспитанию детей-сирот, коррекционные школы, спецшколы, школы при колониях и малокомплектные сельские школы.
    Согласно Федеральному закону статус казенных учреждений идентичен существующему, закрепленному в действующем законодательстве РФ правовому статусу бюджетного учреждения, с дополнительным ограничением в виде зачисления всех полученных учреждением средств от приносящей доходы деятельности в соответствующий бюджет.
    Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Также оно не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги.
    Бюджетные образовательные учреждения с расширенными полномочиями составят основной перечень общеобразовательных школ. Что касается автономных учреждений, то это те, кто помимо своей образовательной деятельности активно предоставляет еще дополнительные услуги и имеет часть бюджетных расходов от предпринимательской деятельности.
    Тот или иной правовой режим имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления, есть компенсация соответствующей модели финансового обеспечения соответствующего вида деятельности. Таким образом, выбор типа государственного или муниципального учреждения есть выбор не только порядка финансирования, но и выбор степени свободы в хозяйствовании с имуществом собственника.
    В настоящее время на уровне субъектов Федерации и органов местного самоуправления принято решение о статусе того или иного госучреждения; утверждены в целях расчета субсидий подведомственным бюджетным учреждениям перечни недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними учредителем или приобретенного бюджетными учреждениями за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества.
    Реформирование системы финансирования государственных учреждений теперь будет осуществляться в пределах стандартов в области образования, медицины, культуры, которые принимаются за основу государственного задания бюджетным, автономным и казенным учреждениям.
    С 1 января 2011 г. субсидиарная ответственность собственника имущества бюджетного и автономного учреждения исключена (ст. 33 ФЗ N 83-ФЗ).
    Наряду с предусмотренной в настоящее время законодательством РФ юридической ответственностью (административной, уголовной) руководитель несет также персональную ответственность за просроченную кредиторскую задолженность бюджетного учреждения, превышающую предельно допустимые значения, установленную органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, за превышение которой трудовой договор с ним может быть расторгнут в одностороннем порядке (п. 6 ст. 19 Закона N 83-ФЗ).
    Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных в результате совершения крупной сделки, в случае если эта сделка не была предварительно согласована с учредителем (п. 12 ст. 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях").
    Таким образом, за просроченную кредиторскую задолженность будет предусматриваться увольнение, что, в свою очередь, предполагает от учредителя бюджетного учреждения постоянный мониторинг финансового состояния учреждения.
    Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 сентября 2010 г. N 981 утвержден Порядок определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности федерального бюджетного учреждения, подведомственного Министерству образования и науки Российской Федерации, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем федерального бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
    Предельно допустимое значение просроченной кредиторской задолженности по следующим видам не должно превышать:
    - кредиторской задолженности по начисленным выплатам по оплате труда перед работниками бюджетного учреждения свыше трех месяцев подряд;
    - кредиторской задолженности по оплате налогов, сборов, взносов и иных обязательных платежей, уплачиваемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в том числе штрафов, пеней и санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, взносов и иных обязательных платежей в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, а также административных штрафов и штрафов, установленных уголовным законодательством Российской Федерации, свыше шести месяцев;
    - иной кредиторской задолженности свыше шести месяцев и свыше 20% величины активов бюджетного учреждения по итогам предшествующего финансового года.
    Руководители бюджетных учреждений ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в Департамент инвестиционного развития и федерального имущества информацию о состоянии кредиторской задолженности бюджетного учреждения.
    Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 сентября 2010 г. N 787н утвержден Порядок определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности федерального бюджетного учреждения, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем федерального бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
    Установлено, что размер предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности бюджетного учреждения составляет не более 2% объема источников финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения (финансовых требований по доходам и объемам финансирования, определяемых методом начисления) на 1 января года, следующего за отчетным, в том числе:
    - субсидии на выполнение государственного задания;
    - целевые субсидии;
    - бюджетные инвестиции;
    - иные источники финансового обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Объем предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности бюджетного учреждения определяется по каждому источнику в отдельности. Бюджетным учреждением по итогам финансового года проводится инвентаризация кредиторской задолженности на 1 января года, следующего за отчетным.
    Представленные сведения о кредиторской задолженности и установленный комплект документов проходят процедуру проверки обоснованности кредиторской задолженности в Департаменте учетной политики и контроля Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
    Приказом Минспорттуризма России от 13 сентября 2010 г. N 973 утвержден Порядок определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем федерального бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
    Порядок устанавливает процедуру контроля за состоянием просроченной кредиторской задолженности федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, правила определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности бюджетного учреждения за счет средств федерального бюджета и за счет доходов, полученных от платной и иной приносящей доход деятельности, и определяет действия Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации в случае превышения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности.
    В целях настоящего Порядка просроченная кредиторская задолженность разделяется на следующие группы:
    - кредиторская задолженность по оплате труда и иным выплатам персоналу, срок погашения которой, установленный локальными актами бюджетного учреждения, регулирующими трудовые отношения, и законодательством Российской Федерации, истек;
    - кредиторская задолженность по налоговым и иным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, срок погашения которой, предусмотренный законодательством Российской Федерации, истек;
    - кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками, срок погашения которой, предусмотренный заключенными договорами и законодательством Российской Федерации, истек;
    - общая кредиторская задолженность по всем имеющимся обязательствам, срок погашения которой, предусмотренный законодательством Российской Федерации, истек.
    Предельно допустимое значение просроченной кредиторской задолженности по каждой из групп определяется как:
    - наличие кредиторской задолженности по заработной плате, срок невыплаты которой превышает два месяца с момента, установленного локальными нормативными актами бюджетного учреждения как дата выплаты заработной платы;
    - наличие кредиторской задолженности по налоговым и иным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, срок неуплаты которых превышает три месяца с даты, когда платежи должны были быть осуществлены;
    - наличие кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками, срок неуплаты которых превышает три месяца с даты, когда платежи должны были быть осуществлены;
    - превышение величины просроченной общей кредиторской задолженности над стоимостью активов бюджетного учреждения, за исключением стоимости особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества, на отчетную дату.
    Ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, бюджетное учреждение представляет в Департамент бухгалтерского учета, отчетности и контрольно-ревизионной деятельности Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации отчетность о состоянии кредиторской задолженности и просроченной кредиторской задолженности в соответствии с требованиями, установленными Департаментом. На основании указанной отчетности Департамент бухгалтерского учета, отчетности и контрольно-ревизионной деятельности осуществляет ежемесячный мониторинг кредиторской задолженности и просроченной кредиторской задолженности.
    Ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, бюджетное учреждение представляет в Департамент бухгалтерского учета, отчетности и контрольно-ревизионной деятельности сведения о просроченной кредиторской задолженности и стоимости активов, сформированные на основании данных бухгалтерского учета в соответствии с требованиями, установленными Департаментом с пояснительной запиской, в которой указываются причины возникновения просроченной кредиторской задолженности, прилагается план ее погашения с указанием конкретных мероприятий и сроков их реализации.
    При наличии просроченной кредиторской задолженности по результатам рассмотрения отчетности, указанной в пунктах 4 и 5 Порядка, Департамент бухгалтерского учета, отчетности и контрольно-ревизионной деятельности рассматривает причины образования просроченной кредиторской задолженности и меры, принимаемые бюджетным учреждением по ее погашению, с заслушиванием доклада руководителя бюджетного учреждения.
    По результатам рассмотрения Департамент бухгалтерского учета, отчетности и контрольно-ревизионной деятельности готовит на имя министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации или уполномоченного им лица доклад с оценкой действий руководителя бюджетного учреждения, содержащий предложение о расторжении трудового договора или рекомендации по урегулированию просроченной кредиторской задолженности.
    На основании предложений Департамент бухгалтерского учета, отчетности и контрольно-ревизионной деятельности Министром спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации или уполномоченным им лицом принимается решение о расторжении трудового договора с руководителем учреждения в соответствии с п. 3 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации или об утверждении плана мероприятий по урегулированию просроченной кредиторской задолженности.
    Руководитель бюджетного учреждения также несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных в результате совершения крупной сделки, в случае если эта сделка не была предварительно согласована с учредителем (п. 12 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях").
    Крупной сделкой признается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с Федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей этого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки (п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
    Думается, что исключение законодателем субсидиарной ответственности и ограничение лишь в части привлечением руководителя образовательного учреждения к административной, уголовной и персональной ответственности не будет способствовать эффективной деятельности учреждений. В обоснование к указанному выше отметим, что зачастую образовательные учреждения, как показывает судебная практика, являются неплатежеспособными даже в части оплаты коммунальных услуг.
    Представляется, что собственник не только казенного, но и бюджетного учреждения должен нести субсидиарную ответственность по долгам созданного им учреждения, равно как собственник и автономного учреждения должен отвечать по обязательствам созданного им автономного учреждения.
    Исключение субсидиарной ответственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований по обязательствам созданных ими и полностью подконтрольных им государственных учреждений ущемляет права кредиторов таких учреждений и не соответствуют принципам регулирования рыночных отношений. Указанные положения об отсутствии субсидиарной ответственности собственника могут дестабилизировать экономический оборот.
    Представляется, что установление субсидиарной ответственности учредителей по обязательствам государственных учреждений будет способствовать выполнению задач реформирования гражданского законодательства, обеспечению стабильности гражданско-правового регулирования и устойчивости гражданского оборота; усилению и повышении эффективности гражданско-правовой ответственности; упорядочению всей системы гражданского законодательства.
    Закон N 83-ФЗ установил действенные механизмы контроля за деятельностью учреждения, в том числе за:
    - выполнением задания;
    - состоянием размера кредиторской задолженности;
    - совершением крупных сделок.
    Один из механизмов контроля - публичность и открытость деятельности учреждений, которые обеспечиваются путем размещения информации об учреждении на специально созданном официальном сайте в сети Интернет. Соответствующую информацию, в том числе план финансово-хозяйственной деятельности учреждения и отчет о результатах его деятельности, учреждение должно представить в Федеральное казначейство для последующего размещения информации на официальном сайте (п. 3.5 ст. 32 Закона об НКО в редакции Закона N 83-ФЗ, вступающего в силу 1 января 2012 г.).
    Во исполнение п. 3.5 ст. 32 Закона об НКО Минфин России своим Приказом от 21 июля 2001 г. N 86н утвердил Порядок предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта (далее - Порядок N 86н). Официальным сайтом Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации об учреждениях установлен сайт www.bus.gov.ru.
    Публичность и открытость деятельности учреждений предполагает новый, существенно больший уровень их ответственности перед учредителями и потребителями услуг.
    Таким образом, как уже было отмечено, Закон N 83-ФЗ предусматривает и персональную ответственность руководителя бюджетного учреждения за результаты деятельности учреждения вплоть до увольнения.
    При заключении трудового договора с руководителем учредитель бюджетного учреждения теперь должен предусматривать права и обязанности руководителя, показатели оценки эффективности и результативности его деятельности, условия оплаты труда руководителя, срок действия трудового договора, если такой срок установлен учредительными документами бюджетного учреждения.
    Однако помимо этих условий теперь должно быть предусмотрено и условие о том, что трудовой договор с руководителем может быть расторгнут по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом РФ при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения, установленные учредителем (п. 27 ст. 30 Закона N 83-ФЗ).
    Кроме того, согласно п. 13 ст. 9.2 Закона об НКО, ст. 14 и 15 Закона N 174-ФЗ руководитель учреждения несет ответственность в размере убытков, причиненных в результате совершения крупной сделки, не получившей предварительного согласия:
    - учредителя - для бюджетных учреждений;
    - наблюдательного совета - для автономных учреждений.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.