Случаи принудительной ликвидации юридического лица. Фирма предоставила в налоговую недостоверные сведения

Бизнес по разным причинам становится не нужен своим владельцам. Иногда о нем предпочитают «забыть», надеясь на «ликвидацию» ООО по решению налогового органа об исключении фирмы из ЕГРЮЛ. Когда возможно такое исключение и какие последствия ожидают собственника, рассмотрим далее.

Почему налоговики могут «закрыть» фирму

Всем понятны причины, по которым собственник стремится избавиться от ставшего ненужным бизнеса. Но иногда «закрытие» происходит не по его желанию, а по воле контролирующих органов. Перечислим, когда возможна ликвидация ООО по инициативе налоговой инспекции:

  • организация более чем 12 месяцев не отчитывается в инспекцию по установленным формам, и по ее банковским счетам не проводятся операции. В этом случае организация считается прекратившей свою деятельность;
  • у организации нет средств на проведение добровольного «закрытия», и с собственников средства на эти цели взыскать невозможно;
  • организация в течение 6 месяцев не исправляет в ЕГРЮЛ содержащуюся в нем недостоверную информацию о себе. Происходит это, когда инспекция, не получив от организации ответов на свои вопросы, внесла в реестр запись о наличии недостоверной информации.

Отметим, что последние два основания действуют с сентября 2017 г.

Когда начало принудительной ликвидации ООО налоговой невозможно

Контролеры, даже при наличии на то оснований, не всегда могут начать процедуру исключения фирмы из госреестра юрлиц. Процесс исключения не будет запущен, если:

  • суд постановил начать процедуру банкротства в отношении такой организации. С 28 июня 2017 г. сведения о возбуждении дела по заявлению о банкротстве включаются в ЕГРЮЛ, как и сведения о всех этапах банкротства;
  • у организации есть долги в бюджет, срок исковой давности по которым еще не прошел. В связи с новыми полномочиями налоговиков в отношении взыскания долгов по страховым взносам это справедливо и при наличии у фирмы непросроченных долгов в фонды.

Суды считают, что наличие «бюджетных» долгов не является препятствием для ликвидации ООО по инициативе налоговой, но контролеры полагают, что в этом случае будет нарушен порядок самой процедуры исключения.

Как исключают из госреестра

Когда у контролеров есть причины для исключения организации из реестра юрлиц, ими принимается соответствующее решение. Сообщение о нем публикуется в специализированном СМИ. Здесь же сообщается порядок, в котором заинтересованные лица могут направить свои возражения. Сделать это возможно в течение 3 месяцев.

Если заявления от заинтересованных лиц есть, то процесс «ликвидации» ООО налоговым органом через исключение из реестра прекращается. При таких обстоятельствах «закрытие» может произойти либо в итоге добровольной ликвидации, либо в итоге процедуры банкротства.

Поэтому, если налоговая принимает решение об исключении из ЕГРЮЛ фирмы, имеющей долги в бюджет, она тут же должна подать заявление как кредитор и тем самым прекратить процесс исключения. Т.е. «налоговая ликвидация» ООО в случае с должниками в бюджет невозможна.

Если заявлений не поступило, юрлицо исключается из реестра.

Могут ли взыскать с учредителя долги исключенной фирмы

С 28 июня 2017 г. законодательно закреплена норма, согласно которой исключение фирмы из ЕГРЮЛ, инициированное налоговой, формирует для ее владельца те же последствия, что и при ликвидации. Если фирма признана недействующей и произошло «закрытие» фирмы налоговой службой, а кредиторы сумели доказать, что это случилось по вине владельцев организации, то владельцы будут обязаны погасить неоплаченные долги.

Подразумевает полное прекращение правового статуса такого лица без каких-либо вариантов перехода его прав и обязанностей к другим субъектам. Ликвидация юридических лиц - процедура достаточно продолжительная, она включает в себя определенные этапы и способы, которые мы и рассмотрим в данной статье.

Способы ликвидации предприятия

Согласно ГК РФ, ликвидация может происходить двумя способами: по обычной и по принудительной процедуре. Обычные и принудительные способы включают разные основания. Суть обычного порядка состоит в том, что вердикт о ликвидации юридического лица выносят его учредители или участники. Отличие же принудительного порядка в том, что решение о прекращении деятельности организации принимается в судебном порядке. Принудительная ликвидация юридических лиц проводится в случаях, когда предприятие совершало определенные незаконные действия.

Добровольный порядок ликвидации

Учредители могут добровольно закрыть свое предприятие в таких случаях:

Цель, которую они ставили при создании организации, полностью достигнута;

Юридическое лицо создавалось на определенный срок, соответственно, по окончании этого периода оно подлежит ликвидации;

Регистрация предприятия недействительна по решению суда;

Могут предусматриваться и другие основания, так как данный перечень на вышеуказанных случаях не исчерпывается.

Принудительное прекращение деятельности

Как было упомянуто, вынужденная ликвидация юридических лиц возможна только по решению судебной инстанции. Для этого могут быть следующие основания:

Осуществление деятельности, которая прямо запрещается законодательством.

При грубом или неоднократном нарушении определенных нормативных актов.

Уставные цели организации не соответствуют действительности (это касается, в частности, религиозных или благотворительных учреждений).

Несостоятельность организации (не относится к госпредприятиям). На последнем основании, как показывает судебная практика, довольно часто происходит ликвидация юридических лиц. Банкротство, которое не подтверждается документально, уголовно наказуемо.

В других случаях, которые указаны в законе.

Этапы процесса ликвидации

Для принудительной ликвидации предприятия иск в суд могут подавать только уполномоченные на это законом органы. Другие субъекты не могут обратиться с таким видом иска. Задача судебной инстанции - удовлетворить или не удовлетворить их заявление. Самим же процессом непосредственной ликвидации организации занимается учредитель компании. Ликвидация юридических лиц - процедура довольно сложная и трудоемкая. Как при добровольной, так и при вынужденной ликвидации назначенная комиссия обязана провести такие действия: опубликовать сведения о прекращении деятельности, оповестить кредиторов о последующем закрытии организации, составить промежуточный ликвидационный баланс, рассчитаться с кредиторами. После произведения всех необходимых выплат составляется окончательный баланс.

Когда юридическое лицо считается закрытым?

Только после проведения всех необходимых согласно закону действий учредитель должен провести завершающую стадию ликвидации - внесение записи о завершении деятельности субъекта в единый государственный реестр юридических лиц. Часто многие путают такие понятия, как реорганизация и ликвидация юридических лиц. Это совершенно разные процессы. Реорганизация предприятия - это переход прав и обязанностей к другому учреждению путем слияния, разделения, выделения, преобразования либо присоединения. А это уже совсем другая тема.

Бывают случаи, когда предпринимателю приходится принимать непростое решение: ликвидировать свою фирму. Иногда это единственный способ, чтобы избежать уголовного преследования и обезопасить себя. Ситуацию, конечно, можно попробовать решить и менее радикальными способами. Даже если фирма изначально предполагалась как «однодневка». Но мы рассмотрим крайний вариант: как происходит (порядок действий).

Добровольный вид ликвидации: с чего все начинается

Процедура может быть произведена как в добровольном, так и в принудительном порядке. Добровольная ликвидация предприятия порядок действий имеет следующий:

  1. Принятие решения и назначение ликвидатора и комиссии.
  2. Направление письма в налоговую о решении ликвидировать ООО. В ответ на это будет выдано извещение о том, что компания в настоящее время ликвидируется. Об этом вносится запись в ЕГРЮЛ.
  3. Далее сообщается о ликвидации публично. На этой стадии выявляются кредиторы, а также дебиторская задолженность. Эту информацию получают из документов бухучета, а также заключения ревизора и аудитора, актов проверок и иных документов. Комиссия уведомляет кредиторов о и сообщает о сроке, в течение которого могут быть предъявлены требования имущественного характера.
  4. По окончании этого срока проводится заседание комиссии, где утверждается ликвидационный баланс промежуточный. В нем должны предусматриваться сведения об имуществе ликвидируемой организации, перечень требований и информация об их рассмотрении.
  5. Принятое на заседании решение сообщается во внебюджетные фонды. А промежуточный ликвидационный баланс орган регистрации направляет в отделы:
  • взыскания задолженности;
  • камеральных проверок;
  • выездных проверок;
  • юридический для мероприятий контроля.

Добровольный вид ликвидации: продажа имущества

Процедура ликвидации предприятия продолжается в виде осуществления продажи имущества в порядке, который установлен для исполнения судебных решений. Это приходится делать в случае, если материальных средств недостаточно для погашения кредиторских требований.

Ликвидационная комиссия обязана обратить имущество в деньги для того, чтобы рассчитаться с кредиторами. Если после продажи достаточных средств для расчета с кредиторами не набралось, то ликвидация может быть осуществлена в порядке банкротства.

Основными средствами, которыми рассчитываются с кредиторами, являются деньги. Однако такая форма расчета не является обязательной. Если кредитор согласен, то требования могут быть удовлетворены иным имуществом.

Добровольный вид ликвидации: завершающий этап

С того момента, как органом регистрации согласован промежуточный баланс, в план ликвидации предприятия входит обязанность ликвидационной комиссии произвести денежные выплаты кредиторам. Это производится по определенной очередности.

Сначала должны быть удовлетворены требования граждан, перед которыми организация ответственна за причинение вреда здоровью, жизни, за капитализацию платежей и за моральный вред.

Далее производится расчет и выплачивается компенсация при ликвидации предприятия, оплата труда, выплата выходных пособий лиц, с которыми были заключены трудовые договоры, вознаграждения по авторским договорам.

Переход с одной очереди на другую осуществляется лишь после того, как компенсация при ликвидации предприятия предыдущей очереди была полностью погашена. Все требования удовлетворяются за счет тех средств, которые были получены от продажи залоговых предметов, в основном перед другими кредиторами. Исключения составляют лишь обязательства первой и второй очередей кредиторов, так как по ним требования появились еще до того как был заключен договор залога. Если за счет этих средств требования кредиторов не были удовлетворены средствами от залога, то они будут погашаться вместе с кредиторскими требованиями следующей очереди.

После проведения расчетов и комиссия проводит заседание, где утверждается баланс. Далее имущество распределяется между участниками, закрываются счета в банке.

Затем в орган регистрации необходимо подать:

  • заявление, где подтверждается ликвидация предприятия, порядок действий в соответствии с установленными законом нормами, произведенные с кредиторами расчеты и согласование ликвидации с государственными органами в установленном законом порядке;
  • ликвидационный баланс;
  • оплата госпошлины.

После этого выдается свидетельство о и оно исключается из ЕГРЮЛ.

Принудительная ликвидация

Если при создании организации был грубо нарушен закон, и устранить последствия не представляется возможным, может назначиться принудительная ликвидация предприятия. Сроки ее обычно те же, что и при добровольной форме.

Иск в суд может быть подан налоговыми органами. Чаще всего основанием такового являются грубые нарушения законодательства в отношении налогов. Тогда налоговики обращаются в арбитражный суд, ссылаясь на конкретные статьи НК РФ, которые были нарушены.

Частыми причинами подачи исков бывают случаи, когда организации не приводят в соответствие с установленными законом требованиями учредительные документы.

Ликвидация по решению суда

Судом может быть назначена ликвидация предприятия (сроки которой всегда устанавливаются индивидуально), если имело место осуществление деятельности:

  • без необходимого разрешения;
  • запрещенная законом;
  • с грубыми или неоднократными нарушениями законов или других правовых актов;
  • по другим основаниям.

Кроме того, предприятие может быть ликвидировано после признания его банкротом. В этом случае уполномоченные государственные органы и ОМС имеют право предъявить требование о ликвидации, обратясь с иском в суд.

Вне зависимости от того, по каким причинам производится ликвидация предприятия, процедура будет продолжаться в соответствии с законом о несостоятельности, если в процессе выяснится, что компания не может удовлетворить требования кредиторов.

Банкротство

В данном случае собственник принимает соответствующее решение, формируется комиссия по ликвидации, которая направляет заявление в налоговую. Инспекцией выдается свидетельство, где подтверждается начало ликвидации. Там составляется реестр кредиторов, где видно, что рассчитаться по требованиям не представляется возможным. На основании этого можно подавать в арбитражный суд заявление о банкротстве, приложив необходимые документы о бедственном положении предприятия.
В печати размещается публикация, и кредиторы могут в течение месяца предъявить претензии к ней.

В это же время суд назначает конкурсного управляющего, на которого лягут обязанности по ликвидации. Когда в виде банкротства закончена ликвидация предприятия, порядок действий обязует управляющего направить в налоговую определение о завершении производства. А налоговая инспекция выдает свидетельство об исключении фирмы из Единого государственного реестра.

Альтернативные варианты

Или, например, ликвидация может быть далеко не единственным способом решения проблем. Существует несколько иных, более бескровных вариантов.

  1. Смена директора и учредителя.
  2. Реорганизация.

Рассмотрим вкратце, в чем заключаются эти способы.

и директора

Это самый простой и легкий путь. Его плюс заключается в том, что после переизбрания обязанность отчетности переходит к новому руководителю. Изменения в органе регистрации будут сделаны в течение 10-14 дней.

Реорганизация

Этот альтернативный вариант будет длиться дольше, в течение 2-3 месяцев. Реорганизация возможна в виде слияния или присоединения.

Иногда считают работники: ликвидация предприятия и реорганизация — это одно и то же. Однако такое суждение неверно. Ведь при реорганизации обязанности и права этой компании просто переходят ко вновь созданному юридическому лицу, в котором учредителями являются участники тех предприятий, которые реорганизуются. Но в этом случае рекомендуется все равно сначала провести смену директора, а потом уже приступать к процедуре реорганизации.

Бизнесмены, решившие ликвидировать свою организацию, должны знать, каким способом это сделать можно правильно и законно.

Определим 5 самых главных и актуальных способов ликвидации организации и расскажем, в каких случаях действенен и эффективен будет тот или иной вариант.

Добровольная ликвидация

Этот способ закрытия организации - самый желательный. Часто причиной такой ликвидации становится потеря интереса к бизнесу. Как правило, при этом компания окупает все расходы, приносит некую прибыль и планы осуществляются.

К добровольному закрытию стремятся практически все бизнесмены.

Добровольная ликвидация проходит в несколько этапов:

  1. Ликвидация осуществляется обязательно по решению комиссии, управляющей организацией, то есть решить, закрывать или нет фирму, должны все участники-руководители. Бизнесмен должен собрать комиссию.
  2. Далее следует обязательно составить протокол с общего собрания.
  3. Затем необходимо проинформировать ФНС о ликвидации. Срок на уведомление 3 дня.
  4. Вместе с протоколом руководитель организации должен направить заявление, оформленное на бланках Р15001, Р15002.
  5. Предприниматель получает свидетельство, которое означает начало ликвидации. Об этом следует оповестить ФСС и ПФ РФ.
  6. Созывается ликвидационная комиссия, которая публикует в СМИ объявление о закрытии данной компании и выявляет кредиторов (ст.63 ГК РФ). На выявление кредиторов требуется по закону 2 месяца.
  7. В том случае, если имеется задолженность, то по истечении 2 месяцев, информацию об итоговом балансе предприятия передают в ФНС. Как закрыть ООО с нулевым балансом самостоятельно - пошаговая инструкция
  8. В ФНС начальник организации подает заявление на бланке р16001 со всеми необходимыми документами, подтверждающими баланс предприятия, публикацию объявления и протокол собрания.

9. Спустя 5 дней с подачи заявления руководитель должен получить на руки окончательную документацию. В налоговой следует получить свидетельство о внесении изменений в ЕГРЮЛ.

10. Автоматически , без обращения начальника компании, организация снимается с учета в Росстате.

Помните, при добровольной ликвидации компании вас будет ожидать полная проверка со стороны налоговой службы и ПФР РФ.

Бухгалтерская и налоговая документация обязательно должны быть в полном порядке!

Принудительная ликвидация

Самый нежелательный способ закрытия предприятия – принудительный. Проблема состоит в том, что осуществляется этот процесс только через судебную инстанцию.

Подать исковое заявление могут:

  1. Органы, осуществляющие регистрацию юридических лиц.
  2. Прокурор.
  3. Налоговые службы.
  4. Антимонопольные органы.
  5. Центробанк РФ.
  6. Госуполномоченный орган в области негосударственного пенсионного обеспечения.
  7. Заинтересованные лица в ликвидации фонда, например, учредители или органы, обладающие учредительной документацией.

После обращения представителей указанных выше органов, судом будет рассматриваться дело.

Важно понимать, что для обращения в суд должны быть весомые основания.

Самые распространенные причины, которые приводят к принудительной ликвидации:

  1. Грубые нарушения законодательства, которые принесли или приносят неустранимый характер (ФЗ-31).
  2. Ведение бизнеса без лицензии (ст.61 ГК РФ).
  3. Осуществление противозаконной деятельности (ФЗ-31).
  4. Повторное нарушение законодательства.
  5. Банкротство (ст. 61 и 65 ГК РФ).
  6. Выбытие участников из товарищества (ст.81 и 86 ГК РФ).
  7. Увеличение числа сотрудников в ООО или ОАО выше допустимого предела (ст.88 и 97 ГК РФ).
  8. Нарушение в уплате уставного капитала (ст. 90 ГК РФ).
  9. Проведение банковских операций без лицензии.
  10. Неуплата налогов.
  11. Непредставление отчетности в налоговые органы или ПФР в течение 1 года.

После вынесения решения суда будет ясно - ликвидируют предприятие, или нет.

Ликвидация через банкротство

Этот способ закрытия предприятия напрямую связан с отсутствием возможности выполнить обязательства перед кредиторами.

Банкротство фирмы не наступает моментально. Компании дается время – 3 месяца – на восстановление финансового благополучия.

Если организации не удастся улучшить свое материальное положение, то предусмотрена ликвидация.

Ликвидация через банкротство может проводиться двумя способами:

  1. Добровольным. В этом случае руководитель организации может начать действовать при самых плачевных обстоятельствах, а потом доказать, что вы пытались исправить нарушения.
  2. Принудительным. Этот вариант проходит через судебную инстанцию. В этом случае все ошибки и нарушения вы не сможете решить и ликвидация организации будет единственным решением.

В суде могут назначить конкурсное производство , когда уже нет возможности расплатиться с кредиторами.

Цель такой меры – поиск и выявление имущества должника, ликвидация организации и удовлетворение требований кредиторов.

Примерный срок конкурсного производства – полгода. За это время управлять компанией банкрота будет собрание кредиторов или управляющий, назначенный судом.

После проведения отчетного периода конкурсный управляющий выносит решение о ликвидации или отмене ликвидации предприятия. Он должен подать свое заявление в суд. Затем судья должен либо согласиться с ним, либо отказать.

Если решение было вынесено не в пользу бизнесмена, то в течение 5 дней налоговые органы должны выдать соответствующие документы о ликвидации компании через банкротство.

Реорганизация предприятия

Под этим способом закрытия подразумевается передача прав и обязанностей к третьему лицу или лицам .

Реорганизация – это не ликвидация. Их отличия состоят в том, что при реорганизации права переходят, а в случае закрытия – исчезают.

Существует несколько видом реорганизации компании. Применяются они тогда, когда не хочется дожидаться принудительной ликвидации организации или официальное закрытие нельзя провести.

Перечислим, какие виды есть:

  1. Слияние.
  2. Присоединение.
  3. Преобразование.
  4. Разделение.
  5. Выделение.

По сути, компания не ликвидируется, а продолжает существовать, но - под другим названием, другими юридическими данными, то есть - принимает иную форму.

Помните, что при таком закрытии предприятия за нарушения все равно будет отвечать прежний руководитель.

Реорганизация бывает и принудительная (ст.57 ГК РФ). Например, при неправильной документации, неверной отчетности, функционировании без лицензии и т.п. Надзорные органы могут вынести решение провести реорганизацию, чтобы улучшить работу компании, согласно законодательству.

Ликвидация путем присоединения

Одним из возможных вариантов прекращения деятельности юрлица является его принудительная ликвидация через суд по требованию налогового органа. Однако правомерность данной процедуры можно оспорить. На практике у налогоплательщика есть ряд преимуществ при оспаривании оснований принудительной ликвидации, о них и пойдет речь в данной статье.

Деятельность юридического лица может быть прекращена несколькими путями: по волеизъявлению учредителей (либо уполномоченного на это органа организации) или по решению суда, то есть принудительно.
Обратиться в суд с требованием о ликвидации юрлица может государственный орган или орган местного самоуправления, которому законом предоставлено соответствующее право. К ним относятся, в частности, налоговые органы, которые вправе предъявлять в суд иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы и о признании недействительной госрегистрации юрлица или госрегистрации физлица в качестве ИП (п. 11 ст. 7 Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации”).
Принудительная ликвидация юрлица возможна в следующих случаях (п. 3 ст. 61 ГК РФ):

  • при обнаружении грубых нарушений закона, допущенных на этапе создания юрлица, причем если эти нарушения нельзя исправить или устранить;
  • при осуществлении деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого свидетельства о допуске к определенному виду работ;
  • при осуществлении деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократными или грубыми нарушениями закона;
  • при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;
  • при невозможности достижения целей, ради которых оно создано.

Также юрлицо может быть ликвидировано, если стоимость его имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то есть в случае признания его банкротом.
Обратите внимание: при ликвидации организации ее деятельность прекращается без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Ликвидация недействующего юрлица во внесудебном порядке

Регистрирующий орган может исключить юрлицо из ЕГРЮЛ без обращения в суд в том случае, если оно фактически прекратило свою деятельность. Недействующим юрлицо признается тогда, когда оно в течение последних двенадцати месяцев (предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения) не представляло отчетность, предусмотренную законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”).
Стоит отметить, что исключение юрлица из ЕГРЮЛ – даже в том случае, если оно обладает признаками недействующего юрлица, – является правом, но не обязанностью регистрирующего органа. То обстоятельство, что регистрирующий орган не воспользовался таким правом, не рассматривается судами как нарушение требований закона в связи с неисполнением возложенных на него обязанностей (например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.08.2013 по делу N А27-15710/2012).
Регистрирующий орган при принятии решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должен опубликовать его в органах печати в течение трех дней. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с таким исключением из реестра.
В случае направления заявлений (срок для направления составляет три месяца со дня опубликования решения регистрирующего органа) решение об исключении недействующего юрлица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юрлицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (то есть в соответствии со статьей 61 ГК РФ).
Исключение недействующего юрлица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда такое лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пени и санкциям перед бюджетами разных уровней, при этом принимается во внимание отсутствие у должника какого-либо имущества, на которое может быть обращено взыскание в погашение задолженности (п. 1 постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67, определение ВАС РФ от 22.10.2013 N ВАС-14257/13 по делу N А82-13099/2012).

Обратите внимание! Налоговики вправе требовать через суд ликвидации юридического лица в случае обнаружения допущенных при его создании грубых и неустранимых нарушений закона.

Устранимые нарушения – не причина для ликвидации!

Судьи считают, что само по себе нарушение закона не может являться единственным основанием для прекращения деятельности юридического лица путем его ликвидации при условии, что допущенные нарушения носят устранимый характер (постановление Конституционного суда РФ от 18.07.2003 N 14-П).
В пункте 3 статьи 61 Гражданского кодекса указан перечень положений, нарушение которых может привести к ликвидации юрлица. Однако этот факт не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию – в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Ведь нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду с учетом всех обстоятельств дела оценить вызванные ими последствия и принять решение о ликвидации юрлица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Судебная практика также иллюстрирует затруднения реализации налоговыми органами своего права требования принудительной ликвидации через суд. Например, суд отклонил доводы инспекции о недостоверности сведений, послуживших основанием для регистрации ООО, а также внесения изменений в учредительные документы об учредителе и месте нахождения юрлица, поскольку данные обстоятельства не могут быть отнесены к нарушениям, носящим неустранимый характер. При рассмотрении материалов дела суд отклонил ссылку инспекции на протокол допроса учредителя (по данным ЕГРЮЛ), согласно которому последний им не являлся и не обращался с заявлением о его госрегистрации при создании ООО. При этом никакими другими доказательствами, кроме показаний этого лица, данное обстоятельство не подтверждалось (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2013 по делу N А56-33784/2012).

Важно знать. Если стоимость чистых активов ООО становится меньше минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации, если не устранит это снижение в установленном порядке (п. 4 ст. 90 ГК РФ).

Связь с фирмой по юрадресу невозможна

Местонахождение (место госрегистрации) юридического лица должно указываться в его учредительных документах и (или) в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 52; п. 2, 3, 5 ст. 54 ГК РФ).
Юрлицо, не находящееся по месту своей регистрации, несет риски, связанные с неполучением почтовой корреспонденции, направленной по этому адресу. При этом почтовые письма будут считаться доставленными ему надлежащим образом.
Налоговый орган наделен возможностью проверить, находится ли в действительности постоянно действующий исполнительный орган по адресу, указанному в представленном заявлении на госрегистрацию, после ее проведения. Критерий достоверного адреса выражается в действительном нахождении организации по заявленному местонахождению.
Если связь с юрлицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (его представители по адресу не располагаются, и корреспонденция возвращается с пометкой “организация выбыла”, “за истечением срока хранения” и т.п.), регистрирующий орган направит этому юрлицу (в т.ч. в адрес его учредителей (у частников) и лица, имеющего право действовать от его имени без доверенности) уведомление о необходимости представления достоверных сведений о его адресе. Регистрирующий орган в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица (п. 6 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61).
Судебная практика не поддерживает позицию налоговых органов в решении принудительной ликвидации в том случае, если не установит, что несоответствие адреса в уставе и в заявлении на регистрацию юрлица повлекло какие-либо негативные последствия для третьих лиц, нарушение их прав и законных интересов. Суды отклоняют доводы инспекций о том, что существенными нарушениями, достаточными в совокупности для процедуры принудительной ликвидации, являются:

  • указание недостоверных сведений в учредительных документах юрлица препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля;
  • нарушение требований к форме и содержанию документов, предъявляемых при регистрации, приравнивается к их отсутствию;
  • неосуществление с момента создания финансово-хозяйственной деятельности, непредоставление отчетности, отсутствие открытых счетов в банке (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.09.2013 по делу N А82-10460/2012).

Законодательством не предусмотрено принятие налоговым органом такого ненормативного акта как предписание, обязывающее фирму внести изменения в учредительные документы в части ее место нахождения, а также зарегистрировать их в установленном порядке. Такая позиция подтверждается судебной практикой (решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.07.2014 по делу N А60-16016/2013).
Правовые последствия устранения выявленных налоговым органом нарушений, предусмотренные, в частности, пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, могут повлечь к привлечению к административной или уголовной или ответственности.
Обратите внимание: в госрегистрации создаваемого юридического лица может быть отказано, только если в заявлении будет указан несуществующий адрес. О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее:

  • адрес обозначен как местонахождение большого количества других юрлиц (адрес массовой регистрации), в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна;
  • адрес в действительности не существует, или находившийся по нему объект недвижимости разрушен;
  • адрес является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;
  • адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юрлицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти и т.п.);
  • имеется заявление от собственника объекта недвижимости о том, что он не разрешает регистрировать юрлица по этому адресу.

При наличии хотя бы одного из таких обстоятельств сведения об адресе юрлица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61).
При этом у налоговиков нет оснований для отказа в регистрации по заявленному адресу, если постоянно действующего исполнительного органа юрлица там нет, то есть – нет ни офиса, ни представителей организации.
Отметим также: с 1 июля 2014 года при выявлении в ходе оказания госуслуг факта отсутствия в информационной адресной системе госреестра сведений об адресе инспекция не вправе отказать юрлицу в госрегистрации и обязана совместно с уполномоченным органом провести работу по его уточнению либо его внесению в этот реестр (Закон от 28.12.2013 N 443-ФЗ, письмо ФНС России от 22.08.2014 N ЗН-4-1/16666).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, по сути, достоверность сведений ЕГРЮЛ об адресе организации обеспечивается добросовестностью лица, представляющего заявление о ее регистрации.

На заметку. Стоит иметь в виду, что налоговый орган при установлении факта недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юрлица, должен доводить информацию об этом в 10-дневный срок до банков, в которых открыты счета организации для приостановления операций по ним (письмо ФНС России от 25.06.2014 N СА-4-14/12088).

Чистые активы организации ниже минимального размера уставного капитала

Одним из оснований принудительной ликвидации ООО является уменьшение стоимости чистых активов относительно размера уставного капитала по окончании второго или каждого последующего финансового года.
Чтобы избежать такой ситуации организации следует:

  • увеличить стоимость чистых активов до размера уставного капитала в порядке и в срок, которые предусмотрены законом об обществах с ограниченной ответственностью (п. 4 ст. 90 ГК РФ в ред., вступившей в силу с 01.09.2014);
  • или же зарегистрировать в установленном порядке уменьшение уставного капитала (п. 4 ст. 90 ГК РФ)

Судьи считают, что отрицательное значение стоимости чистых активов общества не всегда является признаком ухудшающегося финансового состояния общества и само по себе не свидетельствует о необходимости ликвидации общества, поскольку может быть исправлено принятием соответствующих мер (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2012 N 06АП-4292/2012).
Кроме того, есть судебная практика, согласно которой сделан вывод о том, что само по себе несоблюдение юрлицом установленного законом порядка действий при установлении факта снижения стоимости чистых активов ниже минимального размера уставного капитала не является безусловным основанием для удовлетворения иска о его ликвидации (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.07.2012 по делу N А33-5916/2012).
Стоит отметить, что в редакции, действующей с 1 сентября 2014 года, пункт 4 статьи 90 Гражданского кодекса изменился как раз в части порядка действий юрлица при снижении чистых активов относительно уставного капитала. Можно предположить, что эти изменения не повлияют на оценку судами споров по таким обстоятельствам, так как арбитрам предписано руководствоваться единым подходом к их разрешению.

Фирма предоставила в налоговую недостоверные сведения

Непредставление (несвоевременное представление) или представление недостоверных сведений о юрлице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий госрегистрацию, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).
Если же в регистрирующий орган были представлены заведомо ложные сведения, но такое действие не содержало уголовно наказуемого деяния, то в этом случае предусмотрена также административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц в размере пяти тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).
Привлечение лица к административной ответственности по таким основаниям, например, возможно при факте несвоевременного представления предпринимателем в налоговый орган сведений об основном документе гражданина Российской Федерации (паспорте) при его замене или утере. Такой вывод подтверждается судебной практикой (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.01.2009 N Ф08-8210/2008 по делу N А53-17269/2008-С4-48, постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.01.2009 по делу N А21-2001/2008, постановление ФАС Уральского округа от 22.01.2010 N Ф09-11176/09-С1 по делу N А50-22858/2009).
Если же налоговый орган получит информацию о подложности представленных документов, непричастности лица, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ, к заявлению о госрегистрации или деятельности организации либо наличии иных признаков уголовно наказуемых деяний, то соответствующие материалы инспекция направит в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела (письмо ФНС России от 25.06.2014 N СА-4-14/12088).
Из смысла статьи 170.1 Уголовного кодекса фальсификацией ЕГРЮЛ является представление в орган, осуществляющий госрегистрацию юрлиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные данные, в целях внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений:

  • об учредителях (участниках) организации;
  • о размерах и номинальной стоимости долей участия учредителей в уставном капитале;
  • о зарегистрированных владельцах именных ценных бумаг;
  • о количестве, номинальной стоимости и категории именных ценных бумаг, об обременении ценной бумаги или доли;
  • о лице, осуществляющем управление ценной бумагой или долей, переходящих в порядке наследования;
  • о руководителе постоянно действующего исполнительного органа или об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юрлица, либо в иных целях, направленных на приобретение прав на чужое имущество.

Такие незаконные действия наказываются штрафом в размере от 100 до 300 тысяч рублей либо принудительными работами на срок до двух лет или лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до 100 тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до шести месяцев или без такового (постановление президиума Московского городского суда от 31.01.2014 по делу N 44у-17/14, постановление Московского городского суда от 30.05.2013 N 4у/2-3453).

Теги: 0 0 Адвокаты https://сайт/wp-content/uploads/2017/11/logo1-300x40.png Адвокаты 2014-11-24 13:07:02 2016-03-29 17:56:08 Принудительная ликвидация организации