Групп различной экстремистской направленности ученые. Преступления террористической и экстремистской направленности (выписка из статей Уголовного кодекса Российской Федерации)

ПРИЧИНЫ, СОЗДАЮЩИЕ БЛАГОПРИЯТНУЮ ПОЧВУ ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВНУТРЕННИЕ ВНЕШНИЕ связаны с изменениями, происходящими с государственных и общественных структурах под воздействием которых формируется внутреннее побуждение совершать указанные деяния

Внутренние факторы, способствующие росту экстремистских проявлений 1) Экономические факторы: экономические кризисы, порождающие безработицу и нищету; криминализация некоторых секторов экономики; большое социальное расслоения в обществе; наличие на той или иной территории запасов природных богатств, что может вызвать рост сепаратистских настроений 2) Социально-политические факторы: ослабление государственной власти и пассивность ее силовых структур; высокая коррумпированность чиновничьего аппарата; криминализация общества; содействие экстремистской деятельности со стороны представителей зарубежных общественных организаций 3) Идеологические факторы: отсутствие в государстве общепризнанной идеологической концепции, находящей поддержку со стороны большей части населения

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114 - ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". В ст. 1 Закона под категорию экстремистской деятельности (экстремизма) подпали следующие действия: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" ч. 1 ст. 63 УК РФ; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально - технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ это деяния, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

КЛАССИФИЦИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 1)В зависимости от особенностей использования квалифицирующих признаков в построении составов конкретных преступлений: - Преступления, где экстремистские действия выступают как квалифицированная форма совершения другого общественно опасного деяния - мотив (экстремистские действия) является обстоятельством отягчающим ответственность за иные виды преступлений. - Преступления, заключающиеся только в осуществлении деяний, признаваемых экстремизмом - самостоятельные составы, предусматривающие ответственность за отдельные деяния экстремистского характера.

КЛАССИФИЦИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 2)В зависимости от родового объекта посягательства выделяют: - Экстремистские преступления, посягающие на личность, в частности на физическое благополучие конкретного лица, его жизнь и здоровье (ст. 105, 111, 112, 115, 116, 117, 119, 136 УК РФ); - Экстремистские преступления, посягающие на общественную безопасность и общественный порядок (хулиганство, вандализм и надругательство над телами умерших и местами их захоронения); - Экстремистские преступления, посягающие на основы конституционного строя и безопасность государства («классические» экстремистские преступления ст. 280, 282 - 2822 УК РФ).

КЛАССИФИЦИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 3)В зависимости от формы проявления, преступления, посягающие на основы конституционного строя и безопасности государства делятся на: - Преступления, не связанные с деятельностью организаций (ст. 280 УК РФ - публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; ст. 282 УК РФ - возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства); - Преступления, связанные с деятельностью организаций (ст. 2821 УК РФ - организация экстремистского сообщества; ст. 2822 УК РФ организация деятельности экстремистской организации). - Преступления, совершаемые с использованием служебного положения - данный признак содержится в качестве квалифицирующего в части 3 статьи 2821 УК РФ. Поскольку в рамках других составов рассматриваемой группы таких признаков нет, а также, в связи с этим, появляется специальный субъект можно выделить его как еще один вид преступлений экстремистской направленности.

Объект преступлений экстремистской направленности - это различные по своему характеру общественные блага, на которые посягает экстремистская деятельность. Единого родового и видового объектов преступлений экстремисткой направленности не существует, что обусловлено многообразием видов экстремистской деятельности.

МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ТРИ РОДОВЫХ ОБЪЕКТА: личность человека - ст. 105, 111, 112, 115, 116, 117, 119; общественная безопасность и общественный порядок - ст. 213, 214; государственная власть - статьи 280, 282. 1, 282. 2 УК РФ. Следует обратить внимание на то, что большинство преступлений экстремистской направленности является двуобъектными.

В Конституции РФ гарантии равенства содержаться в трех статьях, а именно в: ч. 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19 и ч. 2 ст. 29 Конституции РФ. В соответствие с указанными статьями в России: Запрещается создание и деятельность общественных объединений, действия и цели которых направлены на разжигание расовой, национальной и религиозной розни; Не допускается пропаганда и агитация, возбуждающая социальную, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства; Закрепляется принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения…, а также других обстоятельств.

Общественно опасные деяния в преступлениях экстремистской направленности выражается исключительно в форме действий, которые, в свою очередь, подразделяются на несколько групп: 1)Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды (ст. 282 УК РФ) это высказывания, обосновывающие и утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применение насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп.

2)Действия, направленные на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе (ст. 282 УК РФ). Верховный Суда определил, что «унижение достоинства человека - это отрицательная оценка личности в обобщенном виде, направленная на ее дискредитацию, подрыв авторитета человека в своих собственных глазах» . Проще сказать, это дискриминационное отношение к определенному лицу или группе лиц по указанным выше признакам. Унижение может быть выражено в распространение ложных, извращенных сведений об истории, культуре, обычаях, психологическом складе, верованиях, идеях, событиях, памятниках и документах, позорящих и оскорбляющих этническую или конфессиональную группу либо её отдельных представителей

3)Подстрекательство к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ) – форма, в которой реализуются публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Публичные призывы - деяния подстрекателей, сами не осуществляющие экстремистской деятельности, к которой призывают, либо еще не начали её осуществлять. Пленум установил, что публичные призывы это выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности. Направленность призывов должна устанавливаться с учетом ФЗ «О противодействие экстремистской деятельности» . 4)Создание, руководство или организация деятельности экстремистских сообществ и организаций (ст. 282. 1 и 282. 2 УК РФ).

Субъектом преступлений экстремистской направленности, как и любого другого преступления может быть физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. УК РФ различает вменяемых в зависимости от возраста. Так, по общему правилу субъектом экстремистского преступления может быть лицо, достигшее возраста шестнадцати лет (статьи 116, 117, 119, 244, 280, 2822 УК РФ). Наряду с этим, по отдельным категориям преступлений возраст уголовной ответственности составляет четырнадцать лет. В статье 20 УК РФ представлены пять таких составов преступлений экстремистской направленности: убийство (ст. 105 УК РФ); умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью (ст. 111 и 112 УК РФ); хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 213 УК РФ); вандализм (ст. 214 УК РФ).

Преступления экстремистской направленности могут быть совершены специальным субъектом лицом с использованием своего служебного положения, что является квалифицирующим признаком (ст. 282 и 282. 1 УК РФ). Служебное положение предполагает наличие профессиональных функций и полномочий, что также влияет на возраст преступника, так как с соответствие с российским законодательством лица могут заниматься трудовой деятельностью (в том числе и связанную с обладанием служебными полномочиями) после достижения совершеннолетнего возраста. А по отдельным профессиональным сферам возрастной ценз еще выше.

Преступления экстремисткой направленности характеризуются умышленной формой вины, что обусловлено объективной стороной составов, которая состоит в совершении осознанных и целесообразных действий. Однако в зависимости от наступления общественно-опасных последствий объем умысла различен. В преступлениях с материальным составом, умыслом охватываются не только действия из экстремистских побуждений, но и последствия. Например, ч. 2 ст. 105 УК РФ умысел распространяется на действия - нанесения побоев и цель таких действий - лишение человека жизни. Для формальных составов преступлений достаточно чтобы умыслом охватывались лишь деяния. Так, для квалификации деяния по ст. 282. 1 УК РФ достаточно умысла на создание экстремистского сообщества без достижения каких-либо результатов.

Владимир Кашепов, заведующий отделом Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

В последние годы в общественной жизни России возникло и получило распространение такое антиобщественное явление, содержащее угрозу национальной безопасности, как экстремизм. Его адепты не ограничиваются консолидацией системы общественно опасных взглядов и пропагандой антиконституционных теорий в целях их внедрения в общественное сознание. Многообразие теоретических антиобщественных взглядов выстраивается ими в своеобразную идеологию, находящую свое внешнее отражение в формировании различных организационных структур, ставящих своей целью осуществление экстремистской деятельности, вовлечение в нее представителей молодежи.

Активизация деятельности по созданию молодежных объединений экстремистской направленности не прошла мимо внимания политических партий, общественных объединений и основных органов печати <1>. В них описывалась деятельность "скинхедов", "Российского национального единства", Национал-большевистской партии, "Актива красной молодежи", различных религиозных сект. Все эти организации или по крайней мере многие из них стремятся расширить свое влияние, создают свои местные структуры и ячейки в регионах Российской Федерации.

<1> Грызлов Б. Экстремизм как угроза суверенной демократии // Российская газета. 2006. 15 декабря; Обращение членов Общественной палаты Российской Федерации к палатам Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу необходимости совершенствования законодательства в сфере противодействия экстремизму // Российская газета. 2006. 7 июня.

Стремление внедриться в политическую жизнь страны, с тем чтобы оказывать противоправное влияние на ее развитие, представляет угрозу национальной безопасности России. Актуальность противодействия экстремистской деятельности во всех ее проявлениях требует, по нашему мнению, более пристального внимания со стороны законодательной власти, активизации правоприменительной наступательности органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Требуется высококвалифицированное обобщение и анализ судебной практики отправления правосудия по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности в связи с многообразными фактами явно снисходительной оценки судами некоторых преступных деяний этой категории, вызвавших недоумение общественности. Основной вектор усилий идеологов этих организаций направлен на то, чтобы распространить свои взгляды и привлечь к своей деятельности морально неустойчивых представителей молодежи, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, склонных к своему жизнеутверждению не в созидательной, а в разрушительной деятельности <2>.

<2> Колонтаевская И.Ф. Психологические проблемы профилактики молодежного экстремизма // Проблемы исполнения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, и применения иных мер уголовно-правового характера в отношении несовершеннолетних: Сб. Ч. 1. Вологда, 2006. С. 66.

Экстремизм как идеология нетерпимости, возбуждения ненависти либо вражды, унижения достоинства человека либо группы лиц по признакам расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе выражается в совершении публичных противоправных действий. Он несовместим с утверждаемыми Конституцией РФ основами государственной и общественной жизни.

Общественная опасность экстремизма и таких его разновидностей, как ксенофобия в любых проявлениях, а прежде всего - в форме открытого насилия, представляет собой угрозу не только национальной безопасности России, но и международной стабильности.

Проявлениями экстремизма (по сути дела - агрессивной нетерпимости) являются этносепаратистские конфликты и дискриминация национальных меньшинств, насильственные конфликты между представителями разных культур и вероисповеданий, между различными политическими движениями, а в целом между несовпадающими системами идеологических убеждений. Экстремистская нетерпимость отрицает этническое и религиозное многообразие, составляющее важнейший фактор исторического развития России, подрывает принципы суверенной демократии, ведет к нарушению прав человека, угрожает стабильному сосуществованию наций и социальных групп в российском обществе, препятствует достижению гражданского согласия, утверждению и развитию демократических ценностей.

Опасность экстремизма для национальной безопасности России и необходимость активного противодействия его проявлениям со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, средств массовой информации, институтов гражданского общества требуют пристального внимания к состоянию законодательства и эффективности деятельности правоохранительных органов. Следует признать, что эта опасность оценивается не всегда адекватно не только средствами массовой информации, общественным сознанием, но и судебной практикой, отдельными представителями науки уголовного права. Одной из причин такого положения является отсутствие четкого законодательного определения понятий "экстремизм", "экстремистская деятельность", что в свою очередь негативно сказывается на активности и эффективности работы правоохранительных органов.

В настоящее время явно недостаточно проведения ими эпизодической предупредительной работы, а по сути весьма снисходительного отношения к фактам экстремистского поведения молодых людей, рассматриваемым как проявления простого хулиганства, вандализма и других деяний незначительной общественной опасности. При этом не учитываются характер внешних форм объективной стороны этих деяний и побудительных мотивов их совершения. Утверждению такой позиции сотрудников милиции и некоторых судей благоприятствуют, по нашему мнению, определенные издержки проведенной в начале века либерализации уголовной ответственности несовершеннолетних в части назначения наказаний (ч. 6 - 6.2 ст. 88 УК РФ) при декриминализации ряда составов (ч. 1 ст. 213, ст. 265 УК РФ), создания льготных условий при назначении условного осуждения (ч. 6.2 ст. 88 УК РФ) и условно-досрочном освобождении от отбывания наказания (ст. 93 УК РФ).

Противодействию преступлениям экстремистской направленности призвано содействовать установление уголовной ответственности за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ), организацию экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК РФ) и организацию деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ).

Криминализация перечисленных деяний вызвала разные отклики. Большинство специалистов уголовного права восприняли эти новеллы положительно, рассматривая их как первый шаг в направлении активизации уголовно-правового противодействия реально существующему экстремизму, но были высказаны и иные суждения. Так, профессор В.В. Лунеев, фактически отрицая факт роста в стране опасности экстремизма, считает включение в УК РФ ст. 282, 282.1, 282.2 искусственной криминализацией политической и социальной мотивации, обусловленной лишь политическими соображениями и коррупционным лоббизмом. Этими статьями, по мнению В.В. Лунеева, политизируются хулиганство, вандализм, повреждение памятников "в целях нагнетания обстановки якобы растущего в стране экстремизма (чего не было даже в сталинские времена)". Противопоставляя рассматриваемые нормы УК РФ законодательной практике стран ЕС, где "не культивируется фашизм (?)", а внимание обращается на "обеспечение неприкаянной молодежи и подростков работой и учебой", названный нами автор фактически отрицает значение применения мер уголовно-правового воздействия для пресечения проявлений экстремизма <3>. Поддержать приведенную позицию представляется весьма сложным.

<3> Десять лет Уголовному кодексу Российской Федерации: достоинства и недостатки (научно-практическая конференция) // Государство и право. 2006. N 9. С. 108.

Конституция РФ обязывает государство гарантировать равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 19). Она не допускает пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещает пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29). Совокупность ст. 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ представляет уголовно-правовое сопровождение утверждаемого Конституцией РФ национального, расового и религиозного равноправия всех лиц, находящихся на территории Российской Федерации под защитой ее законов.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" признает таковой: а) деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, средств массовой информации либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности РФ; подрыв безопасности РФ; захват или присвоение властных полномочий; осуществление террористической деятельности; создание незаконных вооруженных формирований; возбуждение национальной или религиозной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно вражды в отношении какой-либо социальной группы; б) публичное демонстрирование нацистской атрибутики, а также финансирование указанных видов деятельности либо иное содействие их совершению.

В этом достаточно обширном перечне правонарушений административная ответственность предусмотрена лишь за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения (ст. 20.3 КоАП РФ). Остальные экстремистские действия преследуются в уголовно-правовом порядке.

Направленность перечисленных деяний свидетельствует об их цели нарушить общественную безопасность в стране или регионе Российской Федерации путем возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды. Закон не указывает, в чем конкретно выражаются эти действия и в какой форме они осуществляются. Поэтому установление цели и мотива совершения представляется необходимым условием признания этих действий экстремистскими.

Неординарность устанавливаемого законодателем соединения преступных деяний, имеющих различные объекты посягательств, определяет особенности применения этих составов, сложности квалификации названных в них деяний. Они могут совершаться как по отдельности, так и в сочетании, вызывая проблемы определения характера совокупности преступлений (ст. 17 УК РФ). Сама структура размещения этих статей, последовательность их изложения в гл. 29 УК РФ представляется недостаточно обоснованной. Так, не определив содержания понятия экстремистской деятельности, в отсутствие легальной дефиниции экстремизма УК РФ устанавливает уголовную ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ в ред. от 09.07.1999 и 25.07.2002). Объектами данного преступления являются конституционный строй РФ и общественная безопасность. Его объективная сторона выражается в активных подстрекательских действиях, совершаемых в устной или письменной форме, направленных на совершение преступлений против государственной власти и носящих публичный характер.

Публичность означает открытый характер призывов, обращенных к неопределенному кругу лиц с целью побудить массы людей совершить экстремистские действия или осуществлять экстремистскую деятельность. Преступление считается оконченным с момента провозглашения призывов в устной форме или с момента их распространения в письменной или изобразительной форме. При этом не обязательно, чтобы призывы были восприняты и реализованы.

Экстремистским сообществом УК РФ (ст. 282.1) признает организованную группу, создаваемую для подготовки или совершения по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы преступлений экстремистской направленности, которые предусмотрены ст. 148, 149, ч. 1, 2 ст. 213, ст. 214, 243, 244, 280 и 282 УК РФ.

Анализ диспозиции ч. 1 ст. 282.1 УК РФ показывает, что в ней определяется цель организации экстремистского сообщества, расширяется круг мотивов совершения экстремистских преступлений путем включения в их перечень политической, идеологической ненависти. В отличие от положений ч. 4 ст. 35 и ст. 210 УК РФ создание экстремистского сообщества предполагает цель совершения не только тяжких и особо тяжких преступлений, но и преступлений средней и небольшой тяжести. В этой норме конкретизируется цель создания объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества, которая предполагает разработку планов и (или) условий для совершения преступлений экстремистской направленности.

Субъектом рассматриваемого преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Однако при совершении преступления экстремистской направленности в форме хулиганства при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 213 УК РФ) или вандализма подлежит уголовной ответственности виновное лицо, достигшее ко времени совершения преступления 14 лет (ч. 2 ст. 20 УК РФ).

Субъективная сторона этого состава характеризуется прямым умыслом, т.е. виновный должен сознавать, что своими действиями унижает национальное достоинство или религиозные чувства людей или желает возбудить национальную, расовую или религиозную вражду. Вместе с тем особое значение при квалификации рассматриваемых деяний и установлении содержания субъективной стороны состава приобретает определение мотива этого деяния. При квалификации деяния как преступления экстремистской направленности необходимо установление одного из мотивов, указанных в ч. 1 ст. 282.1 УК РФ. В этих случаях мотив утрачивает свой обычный факультативный характер и становится обязательным элементом субъективной стороны состава, подлежащим непременному доказыванию. Это означает, что основным отличительным признаком состава преступления экстремистской направленности закон признает наличие специального мотива или их совокупности, перечень которых определяется ч. 1 ст. 282.1 УК РФ.

В связи со сказанным мы не можем согласиться с позицией авторов комментария к УК РФ, утверждающих, что мотив преступления не влияет на квалификацию преступления по ч. 1 ст. 282 УК РФ и может учитываться только при назначении наказания <4>.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. В.М. Лебедева) включен в информационный банк согласно публикации - Юрайт, 2004 (издание третье, дополненное и исправленное).

<4> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева. М.: Норма, 2002. С. 702.

Действительно, совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды признается законом обстоятельством, отягчающим наказание (п. "е" ч. 1 ст. 63 УК РФ) при совершении и иных преступлений. Более того, наличие этого мотива выступает в качестве квалифицирующего обстоятельства при совершении преступлений, предусмотренных п. "л" ч. 2 ст. 105 и п. "е" ч. 2 ст. 111 УК РФ. Причинение вреда жизни или здоровью даже одного лица при совершении насильственных действий, указанных в ч. 2 ст. 282 УК РФ, требует квалификации этих деяний по совокупности.

Вместе с тем перечень этих мотивов, их содержание имеют иной смысл при квалификации деяния по ч. 1 ст. 282 УК РФ и нуждаются в ином к себе отношении. Экстремистский характер мотива совершения общественно опасного деяния необходимо устанавливать при расследовании преступления, в том числе с привлечением соответствующих специалистов. Характер мотива следует доказывать с использованием всех средств, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Наличие экстремистского умысла при совершении части вошедших в совокупность преступлений деяний не должно игнорироваться правоприменителем, не может перекрываться прямым умыслом более тяжких преступлений, сложившихся в совокупность.

Экстремистское сообщество рассматривается как особый вид специального преступного сообщества (ст. 210 УК РФ), так как составляющая его организованная группа (организация) не отвечает всем указанным в ч. 4 ст. 35 УК РФ признакам.

Организация экстремистского сообщества является многообъектным преступлением и посягает на внутреннюю безопасность государства, его конституционный строй, права и свободы граждан, их национальные и религиозные интересы. Организация такого сообщества является формальным составом преступления. Данное деяние считается оконченным независимо от наступления вредных последствий.

Введение уголовной ответственности за создание названных объединений означает признание подготовительной преступной деятельности оконченным преступлением. Вступление в экстремистское сообщество рассматривается в ч. 2 ст. 282.1 УК РФ как участие в таком сообществе. Примечанием к названной статье, имеющим предупредительное значение, предусматривается возможность освобождения от уголовной ответственности лица, добровольно прекратившего участие в таком сообществе, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Квалифицированным видом рассматриваемого преступления является создание экстремистского сообщества, руководство им или участие в нем лица с использованием служебного положения.

Помимо организации преступного сообщества, уголовный закон предусматривает ответственность за организацию его деятельности, когда судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ). Так, в конце 2004 г. в подмосковном городе Химки были задержаны двое таджиков, пытавшихся сбыть 14 кг тротила "братьям по вере". По данным правоохранительных органов, оба являлись членами экстремистской группировки "Хиб-ут-тахрир аль Ислами" ("Партия исламского освобождения"). Эта законспирированная организация экстремистского толка, ставящая целью устранение неисламских правительств и установление исламского правления путем создания "Всемирного исламского халифата", была основана в 1953 г. и первоначально ставила целью освобождение Палестины от израильтян. В дальнейшем ее руководство объявило джихад всем неверным. По данным правоохранительных органов, ее члены действуют с помощью воинствующей пропаганды, сочетаемой с нетерпимостью к другим религиям и целенаправленной работой по внесению раскола в общество. В феврале 2003 г. Верховный Суд РФ признал "Хиб-ут-тахрир аль Ислами" террористической организацией и запретил ее деятельность на территории России. В Самаре сотрудниками областного УФСБ были задержаны двое граждан Киргизии и гражданин России. Все они были членами указанной организации. При проведении обыска у них были обнаружены граната, около 200 книг и брошюр, более 700 листовок на русском, узбекском и арабском языках, руководство по вербовке агентов. Как установило следствие, в состав группировки входили 15 человек. Они вели отчет о проделанной работе и поддерживали связь с членами организации в других странах, в том числе и через Интернет. По этому факту было возбуждено дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 282 УК РФ <5>.

Уголовная ответственность за организацию деятельности экстремистской организации или участие в ней после вступления в законную силу решения суда о ликвидации общественного или религиозного объединения либо иной организации в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности наступает за неисполнение указанного решения суда. Таким образом, объектом названного преступного деяния выступает также установленный законом порядок исполнения судебных решений.

Изложенный краткий обзор особенностей содержания и правоприменения законодательства об ответственности за совершение экстремистских преступлений позволяет сделать вывод о неполноте законодательства в сфере уголовно-правового противодействия таковой. Необходимость его дополнения вызывается тем, что имеющийся в Федеральном законе "О противодействии экстремистской деятельности" перечень признаков экстремизма уже не в полной мере соответствует новым угрозам и вызовам, которые возникают перед Российским государством и обществом в настоящее время.

Определенным шагом в этом направлении явился Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", которые касаются таких ее признаков, как воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, применение насилия в отношении представителей государственной власти, совершение действий, направленных на нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, национальной принадлежностью, вероисповеданием и др.

В связи с этим депутаты Государственной Думы РФ предлагают внести определенные изменения в УК РФ, расширив в нем перечень видов экстремистской деятельности и отнесения к ним, в частности, массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, национальной или религиозной ненависти или вражды. Как проявления экстремизма предлагается рассматривать (помимо ранее названных) пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной принадлежности. Экстремизмом предлагается также признать создание печатных, аудио- и визуальных материалов для публичного использования, если в них содержится хотя бы один признак экстремистской деятельности. Автор данных материалов должен признаваться виновным в осуществлении экстремистской деятельности. Установление уголовной и административной ответственности за названные правонарушения потребует соответствующих изменений и дополнений норм УК РФ и КоАП РФ, что позволит усовершенствовать технико-юридическую форму и ранее принятых норм о противодействии экстремизму <6>.

б) повлекшие по неосторожности смерть человека;

в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения .

3. Пособничество в совершении преступления, предусмотренного статьей 205 настоящего Кодекса.

Примечание:

1. Под финансированием терроризма понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных , , 205.2 , , , , , , , , и настоящего Кодекса, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

1.1. Под пособничеством в настоящей статье понимаются умышленное содействие совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий к его совершению, а также обещание скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации.

Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства

в) организованной группой.

Статья 282.1. Организация экстремистского сообщества

1. Создание экстремистского сообщества, то есть организованной группы лиц для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности, а равно руководство таким экстремистским сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества в целях разработки планов и (или) условий для совершения преступлений экстремистской направленности.

2. Участие в экстремистском сообществе.

3. Деяния, предусмотренные или настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения.

Примечание: Под преступлениями экстремистской направленности понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса и пунктом «е» части первой статьи 63 настоящего Кодекса.

Статья 282.2. Организация деятельности экстремистской организации

1. Организация деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

2. Участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Примечание:

Лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Указана дата переноса документа на новую платформу 1C-bitrix.

Объективные признаки преступлений экстремистской направленности.

Объект преступлений экстремистской направленности - это различные по своему характеру общественные блага, на которые посягает экстремистская деятельность. Единого родового и видового объектов преступлений экстремисткой направленности не существует, что обусловлено многообразием видов экстремистской деятельности. Опираясь на Указание Генпрокуратуры РФ, в котором перечислены преступления экстремистской направленности, можно выделить три родовых объекта:

· личность человека - ст. 105, 111, 112, 115, 116, 117, 119;

· общественная безопасность и общественный порядок - ст. 213, 214;

· государственная власть - статьи 280, 282, 282 1 , 282 2 УК РФ.

Это говорит о том, что данные противоправные деяния посягают на три самые существенные блага современного общества, которые ставят преступления экстремистской направленности на одно из самых приоритетных мест в системе уголовно-правого регулирования.

Следует обратить внимание на то, что большинство преступлений экстремистской направленности является двуобъектными. Как правило, это характерно для тех составов, в которых экстремистский мотив выступает в качестве квалифицирующего признака. Например, ч.2 статья 105 УК РФ - жизнь человека, ч. 2 статьи 111 УК РФ - здоровье человека и другие, где данные объекты выступают основными. Но в силу специального мотива совершения преступлений экстремистской направленности, помимо основного объекта они посягают на равноправие людей, их личное и коллективное достоинство.

Именно наличие дополнительного объекта в виде равноправия людей независимо от их личных свойств позволяет: объединить различные по своим характеристикам противоправные деяния в общее понятия «преступления экстремистской направленности»; назначать виновным более жесткие виды наказания; отграничить менее тяжкие деяния от более тяжких.

Все экстремистские преступления независимо от родового, видового, а также основного непосредственного объектов, всегда имеют один общий объект посягательства - закрепленное Конституцией РФ формально-юридическое равенство физических лиц независимо от разных личных свойств. Однако, сводить объект экстремистских преступлений исключительно к положениям Конституции неправильно, поскольку между последней и Уголовный кодексом РФ есть определенные несоответствия. Рассмотрим эти противоречия поподробнее.



В Конституции РФ гарантии равенства содержаться в трех статьях, а именно в: ч. 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19 и ч. 2 ст. 29 Конституции РФ. В соответствие с указанными статьями в России:

· Запрещается создание и деятельность общественных объединений, действия и цели которых направлены на разжигание расовой, национальной и религиозной розни;

· Не допускается пропаганда и агитация, возбуждающая социальную, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства;

· Закрепляется принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения…, а также других обстоятельств.

Таким образом, исходя из буквального толкования текста Конституции РФ видно, что в ней не содержится признака объекта разжигания розни по отношению к какой-либо социальной группе, отраженный в УК РФ. Тем не менее, именно формулировка статьи 19 Конституции РФ «другие обстоятельства» дает основание говорить, что преступления экстремистской направленности имеют своим непосредственным объектом закрепленные Конституцией РФ положения. По этой причине, данная статья является единственной, которая хотя косвенно, но указывает на недопустимость совершения действий по мотиву ненависти и вражды в отношении социальной группы.

Следовательно, объектом преступлений экстремистской направленности является гарантированное Конституцией РФ равноправие людей независимо от политической, идеологической, расовой, религиозной принадлежности, а также подразумеваемое равноправие между социальными группами.

Субъективные признаки преступлений экстремистской направленности.

Субъектом преступлений экстремистской направленности, как и любого другого преступления может быть физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. УК РФ различает вменяемых в зависимости от возраста. Так, по общему правилу субъектом экстремистского преступления может быть лицо, достигшее возраста шестнадцати лет (статьи 116, 117, 119, 244, 280, 282 2 УК РФ). Наряду с этим, по отдельным категориям преступлений возраст уголовной ответственности составляет четырнадцать лет. В статье 20 УК РФ представлены пять таких составов преступлений экстремистской направленности: убийство (ст. 105 УК РФ); умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью (ст. 111 и 112 УК РФ); хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 213 УК РФ); вандализм (ст. 214 УК РФ).

Такая позиция законодателя обусловлена ростом числа тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных лицами данной возрастной категории. По данным Генпрокуратуры РФ за первое полугодие 2009 года 27 % осужденных за преступления экстремистской направленности были несовершеннолетние, из них 20% лица до шестнадцати лет. Таким образом, экстремистская преступность имеет тенденцию к «омоложению».

Также, преступления экстремистской направленности могут быть совершены специальным субъектом - лицом с использованием своего служебного положения, что является квалифицирующим признаком (ст. 282 и 282 1 УК РФ). Служебное положение предполагает наличие профессиональных функций и полномочий, что также влияет на возраст преступника, так как с соответствие с российским законодательством лица могут заниматься трудовой деятельностью (в том числе и связанную с обладанием служебными полномочиями) после достижения совершеннолетнего возраста. А по отдельным профессиональным сферам возрастной ценз еще выше.

В тоже время, отсутствует четкая формулировка, что же понимать под использованием служебного положения. В научных трудах, есть мнения, что при квалификации служебных, в том числе и экстремистских преступлений, необходимо использовать определение должностного лица, содержащееся в примечание к ст. 285 УК РФ. Определенную ясность в этом вопросе внес Пленум ВС РФ, где под должностным положением понимается значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинение иных лиц, в отношение которого осуществляется руководство должностного лица. Во многих научных работах указывается, что в понятие «служебное положение» следует включить не только служебные полномочия, но и авторитет, что расширяет толкование этого квалифицирующего признака.

Таким образом, требование к возрасту уголовной ответственности выделяет три группы преступлений экстремистской направленности: преступления, ответственность за которые наступает с 14 лет (статьи 105, 111, 112, 213, 214 УК РФ); с 16 лет (статьи 116, 117, 119, 244, 280, 282.2 УК РФ); не ранее 18 лет (ч. 2 ст. 282 УК РФ и ч. 3 ст. 282.1 УК РФ).

По данным статистики по отдельным преступлениям возраст уголовной ответственности существенно завышен. Увеличивается количество преступлений по ч. 2 статей 116 и 117 УК РФ, совершаемых в составе групп, в которых участвуют лица не достигшими 16 лет. Более взрослые члены молодежных групп вовлекают менее взрослых лиц для совершения деяний, связанных с побоями и истязаниями. В этом случае, члены таких групп, не достигшие 16 лет, освобождаются от уголовной ответственности. Однако, их деяния по-прежнему представляют высокую общественную опасность, а отсутствие должного наказания формирует чувство безнаказанности и вседозволенности у подростков. Так, 20-летний студент одного из ВУЗов вместе с тремя своими несовершеннолетними знакомыми в микрорайоне «Студенческий городок» избили двоих студентов - граждан Экваториальной Гвинеи. Поскольку двое из соучастников не достигли возраста уголовной ответственности в отношении них уголовное преследование было прекращено. По моему мнению, сложившаяся ситуация ставит вопрос о необходимости снижения возраста уголовной ответственности с 16 на 14 лет за преступления по ч. 2 ст. 116 УК РФ.

Особенность субъекта преступлений экстремистской направленности состоит не только в возрастном цензе, но и в характеристики личности виновного. Многие отечественные ученые занимались исследованием криминологической характеристики лиц, совершающих преступления экстремистской направленности и их классификации.

Так, Растокинский А.В. в зависимости от роли лиц, совершающих преступления экстремистской направленности в составе экстремистской группы, выделяет четыре вида таких лиц: хулиганствующие «попутчики»; посредственные или второстепенные исполнители; непосредственные или «идейные» исполнители и координаторы, составляющие «ядро» или «актив» экстремистской организации; лидеры, организаторы и спонсоры, использующие экстремистов в собственных целях и обеспечивающие им прикрытие от преследования. Её недостатком является то, что она относится лишь к групповому экстремизму, и не применима для индивидуального.

Так, Узденов Р.М. в зависимости от степени подверженности лиц, совершающих преступления, экстремистским воззрениям, выделяет их типы:

идейно-самостоятельный тип - личность, осознанно и целесообразно вступающая на путь экстремизма; «зависимый тип» (экстремист за компанию) - личность, чья социальная позиция формируется за счет активного внешнего воздействия микросферы, СМИ и других источников.

В зависимости от мотивов деятельности данные типы делятся на подтипы:

1) экстремист-хулиган - преследует цель экстремистского характера при наличии хулиганских мотивов, либо преследует цель хулиганского характера при наличии экстремистских мотивов;

2) корыстный экстремист - преследует цель экстремистского характера при наличии корыстных мотивов, и наоборот.

3) обычный экстремист - имеет цель и мотивы экстремистского характера.

Субъективная сторона преступлений экстремистской направленности выражается в вине и мотивах. Преступления экстремисткой направленности характеризуются умышленной формой вины, что обусловлено объективной стороной составов, которая состоит в совершении осознанных и целесообразных действий. Однако в зависимости от наступления общественно-опасных последствий объем умысла различен. В преступлениях с материальным составом, умыслом охватываются не только действия из экстремистских побуждений, но и последствия. Например, ч. 2 ст. 105 УК РФ умысел распространяется на действия - нанесения побоев и цель таких действий - лишение человека жизни. Для формальных составов преступлений достаточно чтобы умыслом охватывались лишь деяния. Так, для квалификации деяния по ст. 282 1 УК РФ достаточно умысла на создание экстремистского сообщества без достижения каких-либо результатов.

Отличие преступлений экстремистской направленности от смежных составов.

Наиболее характерным смежным составом является статья 210 УК РФ «Организация преступного сообщества». Между ним и составом статьи 282 1 УК РФ существуют общие признаки.

Во-первых, наличие понятия сообщества. К сожалению, в литературе и в разъяснениях Пленума ВС РФ не отражена четкая позиция, что понимать под сообществом в смысле 282 1 УК - особый вид преступного сообщества, разновидность организованной преступной группы или самостоятельное понятие. Как было сказано ранее, экстремистское сообщество имеет общие черты и с организованной группой, и с преступным сообществом.

Во-вторых, формальный характер составов - оба преступления считаются оконченными с момента создания сообщества, независимо от того были ли совершены иные преступления, ради которых сообщество было создано.

В-третьих, конструкция двух указанных составов предусматривает ответственность за организацию, руководство и простое участие.

Ярко выраженной отличительной чертой является цель создания и деятельности сообщества. Если преступное сообщество имеет своей целью совершение тяжких и особо тяжких преступлений, то экстремистское сообщество направлено на совершение преступлений экстремистского характера и не все их них являются тяжкими и особо тяжкими деяниями.

Следующим смежным составом, от которого необходимо отграничивать преступления экстремистской направленности, является - террористический акт (ст. 205 УК РФ). Прежде всего, эти преступления различаются по объекту посягательства. Непосредственным основным объектом состава п. «а» ч. 2 ст. 282 УК РФ являются основы конституционного строя и безопасность государства, а дополнительным объектом выступают конституционные права и свободы граждан. Террористическая деятельность посягает на иные объекты. Непосредственным основным объектом является общественная безопасность, а дополнительным - жизнь человека, собственность, отношения, обеспечивающие нормальное функционирование органов власти.

Признаки объективной стороны состава ст. 282 УК РФ могут конкурировать с террористическим актом, если первое совершается с применением насилия или с угрозой его применения (взрывов, поджогов). Разница в том, что взрывы, пожары при террористическом акте всегда создают потенциальную опасность гибели людей, причинение имущественного ущерба либо иные тяжкие последствия. А так как состав ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды) является формальным, то необязательным является опасность наступления каких-либо последствий.

Последним отличительным признаком данных составов является цель. Преступление, предусмотренное ст. 282 УК РФ, совершается с целью возбуждения расовой, национальной или религиозной вражды либо уничтожение человеческого достоинства, а целью террористического акты является воздействие на принятие решений органами власти. Если перечисленные в ст. 282 УК РФ цели достигаются путем совершения террористического акта, то содеянное квалифицируется по совокупности деяний, предусмотренных статьями 205 и 282 УК РФ.

Заслуживает внимания проблема отграничений публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности от подстрекательства к совершению иных преступлений. Статья 280 УК РФ устанавливает ответственность за призывы к осуществлению различных видов экстремистской деятельности, закрепленных в ФЗ «О противодействие экстремистской деятельности». Однако, каждое из таких преступлений может быть совершено в соучастии в форме подстрекательства, поскольку склонить другое лицо к совершению преступления можно различными способами, в том числе и публичными призывами. Тем не менее, между данными составами есть отличительные признаки. Во-первых, подстрекательство, совершенное путем призывов к осуществлению преступной деятельности должно быть направлено конкретному адресату. Так, призывы к совершению террористического акта, где известны время, место, против кого направлен и другие обстоятельства, не входят в состав статьи 280 УК РФ, а квалифицируются по ч. 4 ст. 33, ст. 205 УК РФ. Во-вторых, факт совершения преступления, к которому призывали. Так, состав ст. 280 УК РФ является формальным - преступление считается оконченным независимо от того было ли совершено преступление, к которому призывали или нет, а для подстрекательства важен свершившийся факт преступления. В-третьих, признак публичности. Если призывы по ст. 280 УК РФ должны быть доступны неопределенному кругу лиц, то подстрекательство к совершению преступления возможно, как публично, так и непублично. Поэтому, непубличные призывы к осуществлению экстремистской деятельности должны квалифицироваться как подстрекательство.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что преступления экстремистской направленности для нынешней Российской Федерации стали одной из внутренних проблем, угрожающих стабильности и национальной безопасности России. Решения проблем экстремистской преступности является одной из приоритетных задач государства, которая отражена в официальных источниках.

В рамках курсовой работы были исследованы наиболее сложные и актуальные вопросы, связанные с пониманием сущности и составов преступлений экстремистской направленности, на которые правоприменительная практика не может дать однозначного ответа. Таким образом, сложившаяся в изучаемой сфере обстановка обусловила следующие выводы:

1) Изучение вопроса, связанного с характеристикой личности лиц, совершающих преступления экстремистской направленности свидетельствует о том, что виновными в указанных деяниях чаще всего являются молодые, социально слабо адаптивные люди с высокими запросами и самооценкой, но не обладающие высоким уровнем образования и материальной обеспеченности.

2) Изучение изложенных в курсовой работе проблем требует внесения в Уголовный Кодекс РФ следующих изменений и дополнений:

· Изменить признаки объективной стороны преступления, предусмотренного статьей 280 УК РФ так, чтобы в ней был отражен исчерпывающий перечень деяний экстремистского характера, призывы к которым криминализированы. При этом в указанный перечень деяний экстремистского характера не стоит включать публичное оправдание терроризма и иную террористическую деятельность, так как оно уже криминализировано в статье 205 2 УК РФ;

· Снизить возраст уголовной ответственности за преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 116 УК РФ, с шестнадцати на четырнадцать лет, так как этот возраст (14 лет) достаточен - лицо способно осознавать, что своими действиями причиняет боль потерпевшему. Поэтому список деяний, закрепленных в ст. 20 УК РФ, устанавливающий ответственность с 14 лет, должен пополниться ч. 2 ст. 116 УК РФ.

· Необходимо дополнить статью 282 УК РФ примечанием, в котором будет содержаться официальное определение социальной группы. Например: «социальная группа - это группа людей, которые в силу профессиональной деятельности, осуществления систематических совместных действий, а также в силу открыто выраженных личных, религиозных, политических и иных убеждений, имеют общие интересы или формы самовыражения, самоидентификации, не противоречащие закону».

· Для того, чтобы определение «экстремистского сообщества» соответствовало уровню законодательной техники Уголовного Кодекса РФ, необходимо закрепить в качестве примечания к статье 282 1 УК РФ легальную трактовку данного термина, которая бы раскрывала особенные черты, отличающие экстремистское сообщество от преступного сообщества и организованной группы лиц. Например, Экстремистским сообществом является структурированная организованная группа либо объединение организованных групп, осуществляющих свою деятельность под единым руководством, члены которой объединяются в целях совершения одного или нескольких преступлений экстремистской направленности.

· Поскольку категория «унижение» имеет субъективной характер, в результате чего противоправные действия в отношение одних лиц будут являются унизительными, а в отношении других таковыми не являются, необходимо конкретизировать ситуацию и закрепить критерии унижения достоинства личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I. Нормативные правовые акты.

2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996г. №63 - ФЗ // СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2954.

3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. №11 г. Москва «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности».

II. Учебная, научная литература.

5. Ростокинский А.В. Преступления экстремистской направленности как проявления субкультурных конфликтов молодежных объединений: Автореф. дис. доктора юрид. наук. - Москва, 2008. - 38с.

6. Радченко В.И. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. - 2-е издание. - М., 2010. - С. 55.

7. Леньшин Д.И. Преступления экстремистской направленности по уголовному праву РФ: Дис. канд. юрид. наук. - М., 2011. -179с.

8. Фридинский С.Н. Противодействие экстремистской деятельности (экстремизму) в России (социально-правовое и криминологическое исследование): Дис. доктора юрид. наук. - М., 2011. - 366с.

9. Доника Е.Е. О некоторых проблемах противодействия экстремизму в России на современном этапе / Е. Е. Доника // Труды Академии управления МВД России-2014-№3-С.6-8.

10. Ещенко С.А. Меры противодействия проявлению экстремизма в России: постановка проблемы / С. А. Ещенко // Общество и право-2014-№ 2-С.11-15.

11. Зубок Ю. А. Молодежный экстремизм: сущность и особенности проявления / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Социологические исследования. - 2014. - № 5. - С. 37- 47.

III. Эмпирические материалы.

12. Агапов П.В. Преступления экстремистской направленности: вопросы толкования и практики // Законность. - 2011. - №10. - С. 28-31

13. Бешукова З.М. К вопросу о понятии преступления экстремистской направленности // Общество и право. - 2011. - №1. - С. 35-38

14. Лаврин А.С. Сущностные черты преступлений экстремистской направленности // Грамота. - 2012. - №1. - С. 116-119


Доника Е.Е. О некоторых проблемах противодействия экстремизму в России на современном этапе / Е. Е. Доника // Труды Академии управления МВД России-2014-№3-С.6-8.

Леньшин Д.И. Преступления экстремистской направленности по уголовному праву РФ: Дис. канд. юрид. наук. - М., 2011. –179с.

Ростокинский А.В. Преступления экстремистской направленности как проявления субкультурных конфликтов молодежных объединений: Автореф. дис. доктора юрид. наук. - Москва, 2008. – 38с.

Ещенко С.А. Меры противодействия проявлению экстремизма в России: постановка проблемы / С. А. Ещенко // Общество и право- 2014- № -С.11-15.

Фридинский С.Н. Противодействие экстремистской деятельности (экстремизму) в России (социально-правовое и криминологическое исследование): Дис. доктора юрид. наук. - М., 2011. – 366с.

Агапов П.В. Преступления экстремистской направленности: вопросы толкования и практики // Законность. - 2011. - №10. - С. 28-31

Лаврин А.С. Сущностные черты преступлений экстремистской направленности // Грамота. - 2012. - №1. - С. 116-119

Зубок Ю. А. Молодежный экстремизм: сущность и особенности проявления / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Социологические исследования. - 2014. - № 5. - С. 37- 47.

Коряковцев В.В., Питулько К.В. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ. – СПб: Питер, 2010. - С. 659.

Бешукова З.М. К вопросу о понятии преступления экстремистской направленности // Общество и право. - 2011.- №1. - С. 35-38

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

И.С. СУХАНОВА,

адъюнкт очной формы обучения кафедры уголовного права Уральского юридического института МВД России,

старший лейтенант полиции

Научная специальность: 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

E-mail: [email protected] Научный руководитель: заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Сабанин С.Н. Рецензент: кандидат юридических наук, доцент Щетинина Н.В.

Аннотация. Статья посвящена проблеме определения объекта преступлений экстремистской направленности, обусловленной неоднозначными представлениями о сущности таких преступлений и об их месте в Особенной части УК РФ. Ключевые слова: экстремизм, преступления экстремистской направленности, объект преступления, УК РФ.

THE PECULIARITIES OF THE TARGET OF EXTREMIST CRIMES

graduated in a military academy of full-time tuition of chair of criminal law of the Ministry of Internal Affairs Ural legal institute of Russia, senior police lieutenant

Annotation. Article is devoted to a problem of definition of object of crimes of the extremist orientation caused by ambiguous ideas of essence of such crimes and about their place in Special part of the Criminal code of the Russian Federation. Keywords: extremism, extremism-oriented crimes, object of crime, Criminal code of the Russian Federation.

Проблему установления объекта преступления можно назвать одной из наиболее сложных в теории уголовного права и практике правоприменительной деятельности. Учение об объекте преступления на разных этапах своего развития было представлено несколькими теориями, сторонники которых в качестве объекта преступления рассматривали: субъективные права, блага, интересы, общественные отношения, нормы права и др. .

Признавая важность нормального функционирования определенных общественных отношений для общества и государства, законодатель переводит объект уголовно-правовой охраны в элемент состава преступления, устанавливая его границы посредством описания в диспозиции статьи Особенной части УК РФ других его элементов. От того, насколько точно в диспозиции статьи Особенной части УК РФ указана сфера отношений, нормальному функционированию которых преступление причиняет вред, зависит соблюдение принципа законности при применении норм уголовного права, поскольку преступлением признается только деяние, предусмотренное уголовным законом .

Поддерживая доминирующую точку зрения в науке отечественного уголовного права, под объектом преступления мы понимаем общественные отноше-

ния, охраняемые уголовным законом, которым преступлением причиняется вред либо создается реальная угроза причинения вреда.

Согласно уголовно-правовой доктрине, разделы построены по родовому объекту преступления, главы - по видовому, а статьи - по непосредственному объекту. Следовательно, родовым объектом преступлений, предусмотренных разд. X УК РФ «Преступления против государственной власти», следует считать систему общественных отношений, обеспечивающих незыблемость основ конституционного строя и безопасность государства, публичные интересы эффективного функционирования государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а также интересы нормального функционирования судебной власти и управленческой деятельности исполнительной власти.

Наиболее опасными из преступлений, закрепленных в этом разделе, являются посягательства на основы конституционного строя и безопасность государства, поскольку они затрагивают фундамент общественного, политического и государственного строя РФ, ее суверенитет, внешнюю и внутреннюю безопасность .

Видовым объектом этой группы преступлений являются общественные отношения, обеспечиваю-

Актуальные проблемы уголовного права и криминологии

щие незыблемость и стабильность основ конституционного строя и безопасности государства.

Однако, по поводу определения непосредственного объекта преступлений экстремистской направленности в литературе нет однозначного мнения. Так, А.А. Турышев предлагает все проявления экстремистской деятельности разделить на две группы по направленности на объект посягательства:

1) преступления, непосредственно направленные на совершение экстремистской деятельности (ст. 282, 282.1, 282.2 УК РФ), в которых основным непосредственным объектом являются основы конституционного строя, направленные на обеспечение целостности и безопасности многонациональной, многорелигиозной страны, что возможно при соблюдении идеи равноправия людей независимо от социальной, идеологической, политической, расовой, национальной и религиозной принадлежности;

2) преступления, содержащие в качестве квалифицирующего признака экстремистский мотив (п. «л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111, п. «е» ч. 2 ст. 112, п. «б» ч. 2 ст. 115, п. «б» ч. 2 ст. 116, п. «з» ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 119, ч. 4 ст. 150, ч. 2 ст. 214, ч. 2 ст. 244 УК РФ) - основной непосредственный объект определяется местом состава преступления в структуре УК РФ, а основы конституционного строя выступают дополнительным факультативным объектом .

Д.И. Леньшин считает, что экстремистские деяния выступают квалифицированной формой совершения таких преступлений, как убийство, умышленное причинение легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью, побои, истязание, хулиганство, вандализм, большинство из которых закреплены в гл. 16 УК РФ «Преступления против жизни и здоровья», что позволяет сделать вывод о том, что объектом преступлений экстремистской направленности является, прежде всего, физическое благополучие конкретного лица, его жизнь и здоровье. Остальные из анализируемых преступлений посягают на общественный порядок, общественную безопасность и общественную нравственность .

Д.Н. Саркисов полагает, что правильнее было бы считать непосредственным объектом преступлений экстремистской направленности не основы конституционного строя, а нормальные взаимоотношения лиц и групп лиц разных полов, рас, национальностей, социальных групп, языка, происхождения, религии, а также провозглашенный Конституцией РФ запрет на

провоцирование ненависти или вражды по названным и иным признакам .

А.В. Ростокинский, в свою очередь, указывает на тот факт, что без экстремистской деятельности невозможно обеспечить массовую поддержку и исключить массовое противодействие лицам, планирующим и подготавливающим преступления против государственной безопасности, конституционного строя России, мира и безопасности человечества, вследствие чего, объектом рассматриваемых преступлений является общественная безопасность, дестабилизация которой отражается на деятельности государственных институтов и конституционном строе, мире и безопасности человечества опосредованно, т.е. через дезорганизацию взаимодействия институтов публичной власти и общества .

И.И. Бикеев предлагает преступления экстремистской направленности включить в круг преступлений против общественного спокойствия. По мнению автора, анализируемые преступления гораздо меньше посягают на основы конституционного строя и безопасности государства, чем на общественное спокойствие, под которым следует понимать психологическое состояние общества как совокупности индивидов, при котором население ощущает стабильность, размеренность, упорядоченность и нормальное развитие общественных процессов, защищенность охраняемых государством ценностей от преступных деяний, способных причинить вред многим лицам (объектам) .

Мы не разделяем предложенные указанными авторами позиции. Более того, изучение теоретических источников позволяет сделать вывод об отсутствии единого подхода к пониманию собственно терминов «общественная безопасность» и «преступления против общественной безопасности».

Так, по мнению В.П. Малкова понятием общественной безопасности обозначается состояние защищенности личности, общества и государства преимущественно от разнообразных внутренних угроз общеопасного (общего) характера . М.М. Мусаев видовым объектом этих преступлений называет общественную безопасность в узком смысле слова, которая включает в себя основы общей безопасности, общественный порядок в узком его значении, безопасность соблюдения специальных правил производства работ или деятельности, безопасность правил обращения с общеопасными предметами . В.В. Боровиков указывает, что преступления против общественной

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права и криминологии

безопасности нарушают нормальные условия жизнедеятельности людей, реализации их прав и интересов, функционирования общественных и государственных институтов, поддержания общественного порядка, производства различного рода работ и обращения с источниками повышенной опасности . В.С. Комиссаров отмечает, что преступления против общественной безопасности причиняют существенный вред или создают реальную угрозу причинения вреда безопасным условиям жизни общества .

Общественную безопасность, действительно, можно считать объектом любого преступления, поскольку в качестве его обязательного признака, наряду с виновностью, уголовной противоправностью и наказуемостью, названа общественная опасность, которая, в свою очередь, является основополагающим оправданием применения к виновному в совершении преступления ограничений и лишений его прав и свобод. Так, А. Лохвицкий считал «опасность действия для общества» обязательным признаком преступления, А.А. Пионт-ковский подчеркивал, что преступная деятельность «сталкивается с теми или иными интересами общежития и создает опасность для существования этих интересов или даже непосредственно их попирает и разрушает. Ввиду этого она представляется обыкновенно деятельностью вредной и опасной для охраняемых господствующим правопорядком благ и жизненных интересов общежития вообще, является деятельностью антисоциальной» .

По мнению подавляющего большинства юристов, общественная опасность преступления заключается в том, что каждое преступление причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда. В свою очередь, Н.Д. Дурманов утверждал, что основное содержание преступления в уголовном праве - это общественная опасность деяния, которая, прежде всего, зависит от важности объекта, на который направлено посягательство . Аналогичная точка зрения выражена в известной монографии Н.Ф. Кузнецовой «Преступление и преступность», где понятие общественной опасности раскрыто следующим образом: «деяние вредоносно для общества, иными словами, общественная опасность деяния состоит в том, что оно причиняет вред или создает угрозу причинения определенного вреда общественным отношениям ... Ведущими и определяющими для общественной опасности всей совокупности преступлений являются объективные

признаки деяния, а среди них - объект и последствие преступления» .

Понятие «безопасность» содержалось в утратившем силу Законе РФ от 5 марта 1992 г. № «О безопасности», в соответствии со ст. 1 которого под безопасностью понималось «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

Федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 г. «О безопасности» заявленное в названии основополагающее определение для данного нормативного правового акта не содержит, однако безопасность государства - это часть национальной безопасности РФ. В соответствии с п. 6 Указа Президента РФ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» под национальной безопасностью понимается «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства ».

В п. 37 анализируемого Указа закреплено, что одним из основных источников угроз национальной безопасности России в сфере государственной и общественной безопасности является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране.

Так как многие авторы считают, что нормы о преступлениях экстремистской направленности включены в гл. 29 УК РФ необоснованно, поскольку видовым объектом этих преступлений является общественная безопасность, а не основы конституционного строя и безопасности государства, представляется необходимым проанализировать эти две составляющие.

Общественная опасность преступлений, предусмотренных гл. 24 УК РФ, высока в связи со спецификой объекта посягательства. Именно направленность на нарушение стабильных отношений по обеспечению безопасности общественного спокойствия и нормального жизнеобеспечения общества ставит эти преступления в ряд наиболее опасных. В связи с тем, что преступления данной группы посягают на общественные отношения по обеспечению безопасных условий суще-

Актуальные проблемы уголовного права и криминологии

ствования, жизнедеятельности общества, объединяющим моментом преступлений этой группы является возможность их совершения в любой области жизнедеятельности общества, связанная с причинением тяжкого вреда неограниченному кругу физических лиц, организаций, предприятий, государству. В связи с этим, возможность причинения тяжкого вреда основам конституционного строя и безопасности государства не исключается, поскольку, безопасность государства, наряду с личной безопасностью и безопасностью общества, являются составной частью безопасности в целом.

Следующим аргументом, поддерживающим нашу точку зрения по поводу обоснованного включения преступлений экстремистской направленности в гл. 29 УК РФ, является объяснение С.А. Авакьяна: «Как Конституция является документом и государства, и общества, так и «конституционный строй» надо считать категорией государства и общества. Они имеют единые основы существования и развития. Более того, категория «конституционный строй» отражает устои, прежде всего общества «как среды обитания» государства и далее уже самого государства . Именно таким образом нами понимается и используется дефиниция «конституционный строй».

Помимо вышеназванных замечаний, ученые, занимающиеся изучением обозначенной проблемы, высказывая мнение о необходимости включения уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за совершение преступлений экстремистской направленности, в гл. 24 УК РФ «Преступления против общественной безопасности», предлагают различные пути выхода из сложившегося положения. Так, Е.П. Сергун под преступлениями террористического характера понимает особую криминальную форму экстремизма, дополнительным характеризующим признаком которой является террор как средство достижения политических целей , поскольку, согласно ст. 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», террористическая деятельность является одной из форм проявления экстремизма. Однако, по нашему мнению, законодатель верно поместил анализируемые преступления в те главы, в которых они находятся, различая их по цели. Преступления экстремисткой направленности совершаются с целью возбуждения расовой, национальной или религиозной вражды, либо унижения человеческого достоинства; целью террористического акта является воздействие на принятие решений органами власти или международными организациями.

Отдельные отечественные исследователи, высказываясь за формирование иного, чем в действующем законе, подхода к определению объекта некоторых видов преступлений, затрагивали и вопросы альтернативного объекта преступлений экстремистской направленности. Так, В.Г. Беспалько настаивает на необходимости закрепления в уголовном законе в качестве родового объекта противоправного посягательства такого понятия как «духовная безопасность». Автор предлагает пересмотреть сложившиеся представления о непосредственных объектах отдельных составов преступлений и объединить некоторые уголовно-правовые нормы в самостоятельную главу уголовного закона, которую предлагается назвать «Преступления против духовной безопасности» и включить в разд. IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» УК РФ» .

Таким образом, по нашему мнению, законодатель неслучайно изначально (когда еще данный термин не был так политизирован) поместил анализируемые статьи в гл. 29 УК РФ как специальные нормы, преследуя цель индивидуализации наказания. Общественная опасность преступлений экстремистской направленности велика в силу того, что в качестве потерпевшего избирается не конкретная личность, а представитель какой-либо социальной группы. Поэтому вред причиняется не только фактическому потерпевшему, но и остальным представителям той или иной группы лиц, поскольку они начинают опасаться будущих посягательств в свой адрес. Необходимо отметить, что в настоящее время многие авторы предлагают включить рассматриваемые статьи в гл. 24 УК РФ ввиду того, что под экстремистской деятельностью они понимают, например, массовые беспорядки, хулиганство, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, но эти действия регламентируются существующими самостоятельными составами, предусмотренными ст. 212 и 213 УК РФ соответственно. На наш взгляд, под экстремистской деятельностью следует понимать не уличные драки скинхедов и неофашистов между собой, а действительно деяния, направленные на насильственный захват или удержание власти, на насильственное изменение основ конституционного строя, и созданные для выполнения этих действий организованные формы. Так как, несмотря на закрепленное в Конституции РФ

Актуальные проблемы уголовного права и криминологии

идеологическое и политическое многообразие, неконституционны любые партии, организации, общественные объединения, имеющие целью насильственное изменение конституционного строя. Политический плюрализм не безграничен, он опирается на юридические основы, определяющие внешние рамки деятельности общественных объединений, цели которых сопряжены с конституционным строем. Речь идет именно о насильственном изменении. Следовательно, любые призывы или требования изменения конституционного строя РФ в соответствии с установленными Конституцией и законами процедурами не могут признаваться неконституционными; таковыми являются только такие действия (или пропаганда таких действий), которые носят антиконституционный характер и несовместимы с Конституцией РФ. Как представляется, речь должна идти не о психологическом воздействии, экономическом или политическом давлении (забастовки, стачки и пр.), а о насильственном лишении конституционных органов законодательной, исполнительной и судебной власти возможности осуществлять свои функции и полномочия. Формы такого воспрепятствования могут быть различными, но для признания их антиконституционными необходимо реальное использование насилия для изменения конституционного строя РФ . Категория «конституционный строй» предполагает многообразие объединений и взглядов, пусть взаимно и противоречивых, но позволяющих гражданам выразить свое отношение к тому, как развиваются государство и общество.

Боле того, о том, что анализируемым посягательством нарушаются именно общественные отношения, обеспечивающие незыблемость основ конституционного строя и безопасность государства, свидетельствует указанный законодателем в диспозиции статьи признак субъективной стороны - цель. В свою очередь, преступления экстремисткой направленности совершаются с целью возбуждения расовой, национальной или религиозной вражды либо унижения человеческого достоинства, целью террористического акта является воздействие на принятие решений органами власти или международными организациями.

Литература

1. Вишнякова Н.В. Объект и предмет преступлений против собственности. Омск. 2008.

2. Винокуров В.Н. Объект преступления: систематизация и квалификация. Красноярск, 2011.

3. Российское уголовное право. В 2 т. Т. 2. Особенная часть: Учебник / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, В.С. Комиссарова, А.И. Рарога; 3-е изд., перераб. и доп. М., 2010.

4. Турышев А.А. Уголовно-правовая характеристика экстремизма // Научный портал МВД России. № 1. 2010.

5. Леньшин Д.И. К вопросу о классификации преступлений экстремистской направленности // Евразийский юридический журнал. 2010. № 7 (26).

6. Саркисов Д.Н. Уголовно-правовые средства противодействия экстремистской деятельности: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2010.

7. Ростокинский А.В. Об объекте и классификации экстремистских преступлений // Черные дыры в Российском законодательстве. 2012. № 1.

8. Бикеев И.И. Общественная безопасность как объект преступления по российскому уголовному праву // Следователь. 2007. №7.

9. Уголовное право России. Часть Особенная: Учебник / Отв. ред. проф. Л.Л. Кругликов. М., 2004.

10. Мусаев М.М. Уголовно-правовой и криминологический анализ незаконного изготовления оружия (по материалам Республики Дагестан): Дисс. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2004.

11. Боровиков В.Б. Преступления против общественной безопасности: вопросы ответственности и совершенствования законодательства // Уголовное право. 2006. № 4.

12. Уголовное право России. Часть Особенная: Полутом 2: Учебник / Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комисарова. М., 2005.

13. Пионтковский А. А. Учение о преступлении по советскому уголовному праву. М., 1961.

14. Дурманов Н.Д. Понятие преступления. М., 1948.

15. Кузнецова Н. Ф. Преступление и преступность. М., 1969.

16. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

17. Ростокинский А.В. Преступления экстремистской направленности как проявления субкультурных конфликтов молодежных объединений: уголовно-правовые и криминологические проблемы: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2008; Скудин А.С. Правовые меры противодействия экстремизму: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2011.

18. Конституционное право России. Учебный курс: Учеб. пособие. В 2 т. М., 2011.

19. СергунЕ.П. Экстремизм в российском уголовном праве: Дисс. ... канд. юрид. наук. Тамбов, 2009.

20. Беспалько В.Г. Духовная безопасность как объект уголовно-правовой охраны // Право и безопасность. 2006. № 3-4.

21. Комментарий к Конституции РФ / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М., 2009.