Кто обеспечивает исполнения федерального бюджета. Исполнение бюджетов в рф

Рассмотрим понятие, принципы и этапы исполнения бюджета .

Понятие исполнения бюджета

Исполнение бюджета представляет собой один из важнейших этапов бюджетного процесса мобилизации и экономного использования бюджетных средств, в процессе которого участвуют органы исполнительной власти, налоговые и финансовые органы, кредитные учреждения, налогоплательщики и получатели бюджетных средств.

В основу исполнения бюджета положены принципы :

Единства бюджетного счета (кассы), предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех расходов с единого бюджетного счета;

Обеспечение расходов в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.

Исполнение бюджета начинается с момента принятия органом законодательной или представительной власти закона о бюджете . Финансовые органы на основе закона о бюджете готовят организационный план , в котором расписываются все задачи подразделений финансовых органов по обеспечению выполнения бюджета.

Кроме того, в финансовых органах на основе данных бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов , которая утверждается исполнительным органом власти.

Бюджетная роспись представляет собой документ, в котором детально отражаются показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с бюджетной классификацией по срокам финансового года в плане распорядителей и получателей бюджетных средств.

Роспись доходов и расходов составляется по каждому главному распорядителю бюджетных средств по всем разделам, главам и статьям бюджетной классификации. Роспись составляется на основе балансов доходов и расходов, смет расходов бюджетополучателей.

Кассовое исполнение бюджета или операции по бюджетным счетам по зачислению доходов в бюджет и по платежам из средств бюджета осуществляется органом федерального казначейства или уполномоченным банком, в котором открыт счет на получение средств из бюджета.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

Перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

Распределение средств по разделам, подразделам и статьям в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

Возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

Учет доходов бюджета и составление отчетов о доходности соответствующего бюджета.

Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Минфином России и утверждается министром в течение 15 дней со дня принятия федерального закона о федеральном бюджете. Утвержденная сводная роспись передается на исполнение Федерального казначейства РФ и направляется для сведения в Федеральное Собрание РФ и Счетную палату РФ.

Исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов.

Исполнение бюджета имеет ряд этапов .

1. Утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств .

Согласно бюджетной росписи в течение 20 дней со дня ее утверждения финансовый орган и главные распорядители доводят объемы бюджетных ассигнований до нижестоящих распорядителей и бюджетополучателей бюджетных средств через Федеральное казначейство (для местных бюджетов через уполномоченные банки).

2. Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями , которое представляет собой оформленное бюджетное обязательство на получение из бюджета денежных средств. На основании бюджетного обязательства бюджетополучатели приобретают право на осуществление расходов бюджетных средств в пределах установленных лимитов. По бюджетному обязательству бюджетополучатели на основании заключенных договоров осуществляют расчеты с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг.

3. Подтверждение и проверка исполнения бюджетных обязательств .

Расходование бюджетных средств не может быть произведено без завершения исполнения бюджетных обязательств. Бюджетополучатели обязаны предоставить в финансовые органы документы, подтверждающие реальные бюджетные обязательства.

4. Расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам .

Расходование бюджетных средств осуществляется в форме списания денежных средств с бюджетных счетов бюджетополучателей в пользу лиц, предоставивших услуги бюджетополучателям.

Основанием для расходования средств является платежный документ и подотчетная бюджетная сумма денежных средств, списанных с бюджетных счетов бюджетополучателей. Платежный документ представляет собой кассовый бюджетный расход.

Правительство РФ постановлением от 09.12.2017 № 1496 (далее – Постановление № 1496) определило меры по обеспечению исполнения федерального бюджета начиная с 2018 года и планового периода 2019 и 2020 годов.

Обзор постановления

Федеральный бюджет на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов утвержден Федеральным законом от 05.12.2017 № 362-ФЗ . Для его реализации Минфин России подготовил текст Постановления № 1496 . Так, в части доходов федерального бюджета главным администраторам доходов федерального бюджета поручено принимать меры по обеспечению поступления налогов и сборов, а также других обязательных платежей.
Кроме того, главным администраторам доходов федерального бюджета предписано принимать меры:

Помимо этого, Постановление № 1496 содержит перечень поручений участниками бюджетного процесса по исполнению федерального закона о федеральном бюджете.
Положение по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного Постановлением № 1496 (далее – Положение № 1496), имеет в отличие от постановления Правительства РФ от 30.12.2016 № 1551 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее – Постановление № 1551), четкую структуру из шести разделов:

- общие положения;
- требования к срокам и порядку утверждения, распределения, изменения, доведения ЛБО и принятия бюджетных обязательств;
- предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов;
- предоставление из федерального бюджета субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, исполнителям работ, услуг бюджетных инвестиций юридическим лицам;
-

Все операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций по распределению поступлений отчетного финансового года между бюджетами бюджетной системы РФ. Последние производятся в первые пять рабочих дней текущего финансового года и отражаются в отчетности об исполнении бюджетов отчетного финансового года.

Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего года прекращают свое действие 31 декабря. До последнего рабочего дня года включительно орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить санкционированные к оплате бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете бюджета. Не использованные получателями остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями на единый счет бюджета.

Неиспользованные межбюджетные трансферты, полученные в форме субвенций и субсидий, подлежат использованию в очередном финансовом году на те же цели.

Исполнение бюджета представляет собой процесс непосредственного формирования доходов и конкретное целевое использование денежных средств в соответствии с законодательством. Основным документом является бюджет, а оперативное исполнение его осуществляется в соответствии с росписью доходов и расходов.
Роспись доходов и расходов (бюджетная роспись) - это документ
опоквартальном распределении доходов и расходов соответствующего бюджета, устанавливающий использование бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств всех уровней по бюджетной классификации.
Структура доходов федерального бюджета включает в себя:
налоговые доходы, в том числе: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы, лицензионные сборы, платежи за пользование ресурсами, имущественные налоги, платежи пошлинного характера, налоги с физических лиц, местные налоги и др.;
неналоговые доходы, в том числе:
-доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
-дивиденды по акциям, принадлежащим государству;
-доходы от сдачи в аренду имущества, земли;
-проценты от размещения в банках временно свободных средств бюджета;
-доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;
-часть прибыли Центрального банка Российской Федерации;
-платежи от государственных и муниципальных организаций и предприятий;
-плата за выделение квот;
-доходы от продажи имущества, земли и нематериальных активов;
-доходы от реализации государственных запасов;
-административные платежи и сборы, штрафы, санкции и возмещение ущерба;
-доходы от внешнеэкономической деятельности;
прочие поступления;
доходы целевых бюджетных фондов, в которые входят следующие фонды:
-Федеральный и территориальные дорожные фонды;
-Фонд развития таможенной системы Российской Федерации;
-Федеральный и территориальные фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы;
-Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов;
-Государственный фонд борьбы с преступностью;
-Федеральный и территориальные экологические фонды;
-некоторые другие фонды.
Структура расходов федерального бюджета характеризуется направлением денежных средств на финансирование выполнения государством функций: экономической, социальной, оборонной и др. В частности, основные средства бюджета направляются на:
государственное управление;
международную деятельность;
оборону;
правоохранительную деятельность и обеспечение государственной безопасности;
содержание судебной системы;
финансирование отраслей хозяйствования: промышленности, . сельского хозяйства, строительства и др.;
¦развитие инфраструктуры;
образование;
культуру и искусство;
социальную политику;
здравоохранение и физическую культуру;
¦другие цели, включая предоставление ссуд;
прочие расходы, в том числе: резервные фонды, финансовая помощь, государственная поддержка;
расходы целевых бюджетных фондов;
всего расходов.
Кроме того, все расходы подразделяются на расходы капитального характера и текущие расходы. Расходы капитального характера предназначены, например, на новое строительство, реконструкцию, развитие государственной и муниципальной собственности и др. В состав текущих расходов включаются, например, расходы на содержание органов государственной власти, на оборону, науку, социальную сферу, компенсационные выплаты и др.
Средства бюджета могут направляться на финансирование долгосрочных целевых программ, выходящих за пределы одного года и включаемых в бюджеты последующих лет. Перечень и объемы финансирования целевых программ утверждаются на очередной финансовый год в качестве приложения к бюджету.
Для реализации государственных проектов, имеющих государственное значение, может использоваться потенциал Бюджета развития Российской Федерации. Он является источником важных государственных инвестиций.
Ответственными государственными органами, отвечающими за исполнение федерального бюджета, являются:
Министерство по налогам и сборам и его подразделения, которые контролируют полноту исчисления и уплаты налогов и сборов во всех уровнях экономики;
Государственный таможенный комитет Российской Федерации, осуществляющий сбор доходов от внешнеэкономической деятельности всех хозяйствующих субъектов;
Федеральный комитет по управлению государственным имуществом и Федеральный фонд государственного имущества, которые осуществляют сбор средств от использования и продажи имущества;
Главное управление федерального казначейства и его подразделения, в функциональные обязанности которых входит:
-организация исполнения и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами при помощи счетов казначейства в банках;
-регулирование взаимоотношений между федеральным бюджетом Российской Федерации и бюджетами различных уровней, государственными внебюджетными фондами и контроль;
-управление и обслуживание совместно с Центральным банком Российской Федерации и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
-разработка методологии и инструкций по порядку ведения учетных операций, ведение операций по учету государственной казны;
-распределение мобилизованных денежных средств через налоги, сборы, другие платежи по уровням бюджетной системы производится методами и формами бюджетного регулирования.
Кассовое исполнение бюджета производится учреждениями банков, где открыты счета соответствующих бюджетов или учреждениями казначейства.
Формирование доходов федерального бюджета предусматривает: перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета, распределение регулирующих доходов, учет доходов бюджета и составление отчетности, контроль за формированием доходной части бюджета.
В процессе исполнения бюджета денежные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств (бюджетные ассигнования), направляются по их целевому назначению в соответствии со статьями, разделами и подразделами бюджета. Распорядители бюджетных средств подразделяются на:
главных распорядителей средств федерального бюджета - органы государственной власти Российской Федерации (в лице руководителей), имеющие право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов;
главных распорядителей средств бюджетов субъектов Федерации и средств местных бюджетов - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение (в лице руководителя), наделенные правом распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям.
В целях реализации бюджетной политики и эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании и усиления контроля, целевым использованием денежных средств образована единая система органов федерального казначейства. Эта система состоит из Главного управления федерального казначейства и подчиненных ему территориальных органов. Казначейство и его подразделения подчиняются Министерству финансов Российской Федерации, являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков.
Исполнение бюджета осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных процедур санкционирования и финансирования.
Санкционирование включает в себя:
утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
уточнение смет доходов и расходов по распорядителям средств федерального бюджета;
¦утверждение и доведение до распорядителей и получателей средств федерального бюджета лимитов объемов бюджетных ассигнований;
¦принятие денежных обязательств получателями средств федерального бюджета и их подтверждение.
Процедура финансирования состоит именно в расходовании бюджетных средств. Неиспользованные средства, оставшиеся на едином счете федерального бюджета, подлежат учету в качестве остатка на начало следующего года. Бюджетное финансирование - это процесс предоставления денежных средств хозяйствующим субъектам на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Оно базируется на определенных принципах и характеризуется специфическими формами предоставления средств. К принципам бюджетного финансирования можно отнести:
получение максимального эффекта от использования бюджетных средств. Эффект может выражаться в увеличении ресурсов государства или в решении социально-экономических задач;
¦строго целевой характер использования бюджетных средств;
предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей деятельности с учетом использования ранее отпущенных средств;
безвозвратность и бесплатность основной части бюджетных ассигнований. К бюджетному финансированию можно отнести и предоставление бюджетных кредитов.
На практике государство использует следующие разновидности предоставления бюджетных средств: финансирование по системе «нетто- бюджет» и по системе «брутто-бюджет». Первая характеризуется тем, что бюджетные средства предусматриваются и направляются на ограниченный круг расходов, при второй - бюджетные средства используются для организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании, на все виды текущих и капитальных расходов.
Контрольные вопросы
1.Что такое роспись доходов и расходов федерального бюджета?
2.Дайте характеристику и раскройте содержание доходов федерального бюджета.
3.Охарактеризуйте структуру расходов федерального бюджета.
4.Какие органы ответственны за исполнение федерального бюджета?
5.Какова роль казначейства в исполнении федерального бюджета?

Исполнение бюджета - следующая стадия бюджетного процесса после его утверждения. Из всех стадий бюджетного процесса исполнение бюджета представляет собой наиболее трудоемкий процесс и связано с деятельностью многочисленных органов власти по исполнению бюджета. По сути, на этой стадии происходит основная текущая работа системы налоговых, таможенных и других органов по сбору запланированных налоговых и неналоговых доходов бюджетов, а также распределение имеющихся бюджетных средств в соответствии с законами о бюджете между участниками бюджетного процесса. В представленной главе рассмотрены вопросы исполнения бюджетов бюджетной системы РФ по доходам и расходам. В частности, раскрыто назначение сводной бюджетной росписи и кассового плана, определены особенности казначейской системы исполнения бюджета, ее основные преимущества перед банковской системой исполнения бюджета, действовавшей ранее.

Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Казначейством России. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

В настоящее время в Российской Федерации действует казначейская система исполнения бюджета, пришедшая взамен действовавшей в России с 1918 по 1992 гг. банковской системы кассового исполнения бюджета. На самом деле, система казначейств уже существовала в России вплоть до 1917 г., но была упразднена. Поэтому образование в Российской Федерации единой централизованной системы органов Казначейства России ознаменовало второе рождение казначейской системы исполнения бюджета.

Действовавшая ранее банковская система исполнения бюджета обладала существенными недостатками. В частности, средства по поручению Минфина России переводились с главного счета бюджета в Госбанке на счета министерств и ведомств. Министерства и ведомства в качестве главных распорядителей бюджетных средств самостоятельно распределяли эти средства между текущими счетами по учету бюджетных средств нижестоящих распорядителей и получателей бюджета, с которых производились конечные расчеты с поставщиками.

В результате средства бюджета были рассредоточены по множеству счетов по учету средств федерального бюджета. Централизованный сбор информации о движении финансовых потоков не осуществлялся. При такой системе исполнения бюджета возможно было проконтролировать только первую стадию движения денежных средств - с главного счета расходов федерального бюджета на счета главных распорядителей бюджетных средств. В дальнейшем бюджетные средства просто терялись. Отсутствовала система надлежащего государственного финансового контроля. В данных условиях распространенным явлением было нецелевое использование бюджетных средств, а именно: использование бюджетных средств с целью получения дивидендов и процентов от их размещения, расходование средств сверх утвержденных лимитов финансирования.

Отсутствие законодательного регулирования порядка открытия бюджетных счетов явилось главной причиной перемещения большинства счетов бюджетов в коммерческие банки, которые уже не могли дать гарантии их сохранности. При банковской системе исполнения бюджета не удавалось наладить получение своевременной и достоверной информации о состоянии бюджетных счетов, возникали задержки в перечислении бюджетных средств.

Таким образом, после распада СССР в начале 1990-х гг. в России назрела необходимость создания государственного органа, способного обеспечить жесткий контроль за движением государственных средств, искоренить нецелевое использование бюджетных средств, укрепить финансовую дисциплину на государственном уровне.

В 1992 г. Указом Президента РФ от 08.12.1992 № 1556 «О Федеральном казначействе» в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств была создана единая централизованная система органов Казначейства России с подчинением ее Министру финансов РФ. Это означало передачу централизованной системе органов Казначейства России всех функций по исполнению и контролю за исполнением федерального бюджета. Основной целью создания казначейской системы исполнения федерального бюджета явилось обеспечение устойчивости финансовой системы.

Казначейская система исполнения бюджета отличается от банковской прежде всего тем, что в ее основе лежит принцип единства кассы. Этот принцип означает, что казначейство на едином счете концентрирует все денежные потоки, возникающие в процессе исполнения бюджета, как по доходам, так и расходам бюджета. Вместо множества разрозненных счетов распорядителей бюджетных средств вводится единый счет Казначейства России, на котором отражаются все поступления в федеральный бюджет и все платежи, осуществляемые из федерального бюджета.

В 2004 г. в ходе административной реформы было принято решение о выделении Казначейства России в отдельную федеральную службу, В своем новом качестве Казначейство России начало функционировать с 1 января 2005 г. Сегодня Казначейство России выполняет одну из ведущих ролей в ходе бюджетного процесса.

В систему органов Казначейства России входят управления Казначейства России по субъектам РФ и более 2 тыс. органов на местах.

При кассовом обслуживании исполнения бюджетов (ст. 241.1 БК):
- учет операций со средствами бюджетов осуществляется на единых счетах бюджетов, открытых органам Казначейства России отдельно для каждого бюджета в учреждениях ЦБ РФ;
- управление средствами на единых счетах бюджетов осуществляют финансовые органы, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами или иные уполномоченные органы в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, муниципальными правовыми актами;
- кассовые выплаты из бюджета осуществляются органом Казначейства России на основании платежных документов, представленных в орган Казначейства России, в порядке очередности их представления и в пределах фактического наличия остатка средств на едином счете бюджета;
- все операции по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета проводятся и учитываются органом Казначейства России по кодам бюджетной классификации РФ.

Для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ Казначейство России открывает в ЦБ РФ счета, через которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Казначейством России либо органом государственной власти субъекта РФ.
Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом). Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Сводная бюджетная роспись - документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с БК в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.

Включение в сводную бюджетную роспись бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета в части выплат из бюджета позволит отразить в сводной бюджетной росписи все кассовые потоки из бюджета и установить единые процедуры при ее исполнении.

Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нес осуществляется руководителем финансового органа.

Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджетов государственных внебюджетных фондов устанавливается органом управления государственного внебюджетного фонда. Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.
В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

В ходе исполнения бюджета показатели сводной бюджетной росписи могут быть изменены в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете:
- в случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств - с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5% общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году;
- в случае изменения состава или полномочий (функций) главных распорядителей бюджетных средств (подведомственных им казенных учреждений), вступления в силу законов, предусматривающих осуществление полномочий органов государственной власти субъектов РФ (органов местного самоуправления) за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, использования средств резервных фондов и иным образом зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований, распределения бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств на конкурсной основе и по иным основаниям, связанным с особенностями исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями бюджетных средств, установленным законом (решением) о бюджете, - в пределах объема бюджетных ассигнований;
- в случае перераспределения бюджетных ассигнований между текущим финансовым годом и плановым периодом - в пределах предусмотренных законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период главному распорядителю бюджетных средств на соответствующий финансовый год общего объема бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг и общего объема бюджетных ассигнований по соответствующим разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов либо по соответствующим разделам, подразделам, целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов на текущий финансовый год и плановый период;
- в случае увеличения бюджетных ассигнований по отдельным разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета за счет экономии по использованию в текущем финансовом году бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг - в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю бюджетных средств в текущем финансовом году на оказание государственных (муниципальных) услуг при условии, что увеличение бюджетных ассигнований по соответствующему виду расходов не превышает 10%;
- в случае перераспределения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение публичных нормативных обязательств между разделами, подразделами, целевыми статьями, группами (группами и подгруппами) видов расходов либо между разделами, подразделами, целевыми статьями (государственными (муниципальными) программами и непрограммными направлениями деятельности), группами (группами и подгруппами) видов расходов классификации расходов бюджетов в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренного главному распорядителю бюджетных средств на исполнение публичных нормативных обязательств в текущем финансовом году;
- в случае получения субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, а также в случае сокращения (возврата при отсутствии потребности) указанных средств;
- в случае проведения реструктуризации государственного (муниципального) долга в соответствии с БК;
- в случае перераспределения бюджетных ассигнований между видами источников финансирования дефицита бюджета при образовании экономии в ходе исполнения бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год;
- в случае изменения типа государственных (муниципальных) учреждений и организационно-прав о вой формы государственных (муниципальных) унитарных предприятий;
- в случае перераспределения бюджетных ассигнований на обслуживание государственного и муниципального долга между подразделами классификации расходов бюджетов в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на обслуживание государственного и муниципального долга;
- в случае увеличения бюджетных ассигнований текущего финансового года на оплату заключенных государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных (муниципальных) контрактов оплате в отчетном финансовом году, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований на исполнение указанных государственных (муниципальных) контрактов в соответствии с требованиями, установленными БК (ст. 217 БК).

Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам доводятся до главных распорядителей бюджетных средств до начала очередного финансового года.

В сводную бюджетную роспись включаются бюджетные ассигнования по источникам финансирования дефицита бюджета, кроме операций по управлению остатками средств на едином счете бюджета.

В ходе исполнения федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи могут быть изменены в соответствии с решениями Минфина России без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете:
- в случае осуществления выплат, сокращающих долговые обязательства;
- в случае перераспределения бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам государственных внебюджетных фондов РФ на исполнение публичных нормативных обязательств между разделами, подразделами, целевыми статьями (государственными программами Российской Федерации и не программными направлениями деятельности), группами видов расходов классификации расходов бюджетов в пределах общего объема межбюджетных трансфертов, предусмотренного главному распорядителю средств федерального бюджета на исполнение публичных нормативных обязательств в текущем финансовом году на основании предложения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего координацию деятельности государственных внебюджетных фондов РФ.

Под кассовым планом понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.

В кассовом плане устанавливается предельный объем денежных средств, используемых на осуществление операций по управлению остатками средств на едином счете бюджета.

Финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом) устанавливает порядок составления и ведения кассового плана, а также состав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана.

Прогноз кассовых выплат из бюджета по оплате государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров формируется с учетом определенных при планировании закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд сроков и объемов оплаты денежных обязательств по заключаемым государственным (муниципальным) контрактам, иным договорам.

Составление и ведение кассового плана осуществляется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) или уполномоченным органом исполнительной власти (местной администрации) (ст. 217.1 БК).

Так, на федеральном уровне Порядок составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году утвержден приказом Минфина России от 09.12.2013 №117н.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:
- зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным БК, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями Б К, со счетов органов Казначейства России и иных поступлений в бюджет;
-перечисление излишне распределенных сумм, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
- зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством РФ;
- уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы РФ;
- перечисление Казначейством России излишне распределенных сумм, средств, необходимых для осуществления возврата (зачета, уточнения) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Казначейства России, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, в порядке, установленном Минфином России.

Последовательное описание этапов и процедур исполнения бюджета по доходам и расходам предусматривает право финансовых органов на установление порядка исполнения соответствующего бюджета в рамках установленных БК требований.

Так, исполнение бюджета по расходам определяет обязательные этапы по исполнению бюджета исходя из «жизненного цикла» бюджетного обязательства (принятие, подтверждение, санкционирование оплаты, подтверждение исполнения). Исполнение бюджета по расходам предусматривает:
- принятие бюджетных обязательств;
- подтверждение денежных обязательств;
- санкционирование оплаты денежных обязательств;
- подтверждение исполнения денежных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в пределах доведенных до него с текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств.

Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии с платежными документами (ст. 218.1 БК).

Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с положениями БК.

Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы РФ, субъектов международного права, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств (ст. 219 БК).

Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них, устанавливается соответствующим финансовым органом. Бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств. Бюджетные росписи распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями и доведенными им лимитами бюджетных обязательств.

Утверждение бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляются главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств. Показатели бюджетной росписи по расходам доводятся до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года.

Учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в Казначействе России или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования).

Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение.

Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения.

Дополнительным инструментом в целях управления средствами бюджета является закрепление в БК понятия «предельные объемы финансирования».

В случае и порядке, установленных финансовым органом, при организации исполнения бюджета по расходам могут предусматриваться утверждение и доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предельного объема оплаты денежных обязательств в соответствующем периоде текущего финансового года (предельные объемы финансирования).

Предельные объемы финансирования устанавливаются в целом в отношении главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств помесячно или поквартально нарастающим итогом с начала текущего финансового года либо на соответствующий квартал на основе заявок на финансирование главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

Доходы, фактически полученные при исполнении федерального бюджета сверх утвержденного законом (решением) о бюджете на текущий финансовый год и плановый период общего объема доходов (без учета нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений), могут направляться Минфином России без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период на замещение государственных заимствований, погашение государственного долга Российской Федерации, а также на исполнение публичных нормативных обязательств Российской Федерации в случае недостаточности предусмотренных на их исполнение бюджетных ассигнований.

Субсидии и субвенции, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете доходов, направляются на увеличение расходов соответственно целям предоставления субсидий и субвенций с внесением изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период) (ст. 232 БК).

Размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускаются.

Иммунитет бюджетов бюджетной системы РФ представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных БК.

Порядок расходования бюджетных ассигнований на реализацию специальных секретных программ устанавливается Президентом РФ. Контроль за расходованием средств при реализации специальных секретных программ осуществляют только органы, на которые это возложено Президентом РФ. Итоги проверки расходования средств на специальные секретные программы представляются исключительно Президенту РФ, председателям палат Федерального Собрания РФ и специальным комиссиям палат.

Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года также прекращают свое действие 31 декабря.

До последнего рабочего дня текущего финансового года включительно орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить санкционированные к оплате в установленном порядке бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете бюджета.

Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета.
Межбюджетные трансферты, полученные в форме субвенций и субсидий, не использованные в текущем финансовом году, подлежат использованию в очередном финансовом году на те же цели.

При установлении соответствующим главным распорядителем средств бюджета, из которого были предоставлены межбюджетные трансферты, отсутствия потребности в них остаток указанных межбюджетных трансфертов подлежит возврату в доходы бюджета, из которого они были предоставлены.