Направления правоохранительной. Основные направления правоохранительной деятельности — реферат

· Особое место в системе правоохранительных органов занимают конституционный контроль и правосудие. Конституционный контроль как самостоятельный вид охраны права направлен на обеспечение соответствия Конституции РФ действующих нормативных правовых актов, соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых правовых актов или их отдельных норм. Эту функцию выполняет Конституционный Суд РФ.

· Обеспечивая права и законные интересы граждан, государственных и иных публичных органов, общественных объединений, хозяйственных организаций, суд в конечном итоге дает оценку их деятельности, в том числе и деятельности всех других правоохранительных органов.

· В России функционирует система федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных (экономических) судов, а также мировые судьи – суды субъектов РФ. При Верховном Суде рФ состоит Судебный департамент, задача которого заключается в организационном обеспечении судебной деятельности.

· Прокурорский надзор включает надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на всей территории страны. К функциям прокуратуры также отнесено расследование преступлений и участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел. Систему прокуратуры, возглавляемую Генеральным прокурором, составляют прокуратуры субъектов РФ, а также прокуратуры городов, районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры.

· Обеспечение охраны порядка и безопасности включает реализацию мер по защите прав и свобод человека, безопасности граждан, общества и государства, пресечение противоправных проявлений. Эти функции осуществляют Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, налоговая полиция, таможенные службы. Министерство юстиции участвует в обеспечении нормотворческой деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, организует исполнение судебных постановлений, лицензирует оказание правовых услуг, регистрирует уставы общественных объединений и др.

· Выявление и расследование преступлений – особое направление правоохранительной деятельности должностных лиц, входящих в соответствующие подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции и таможенных служб. Их задачи – выявить все обстоятельства преступлений, установить лиц, их совершивших, для передачи в установленном порядке в суд или реабилитации невиновных в досудебной стадии судопроизводства.

· Правовое обеспечение и правовая помощь – составляющая часть мер правоохраны, которые осуществляют адвокаты и нотариусы. Функции адвокатов – оказание юридической помощи в форме правовых консультаций, защиты на следствии и уголовном суде, представительство в гражданском суде или в иных государственных органах. Нотариусы удостоверяют имущественные и иные права граждан и обеспечивают соблюдение закона при совершении гражданско-правовых сделок.



· Негосударственная правоохранительная деятельность реализуется общественными организациями, создаваемыми по инициативе граждан, которые функционируют самостоятельно или в помощь государственным органам, а также в форме оказания на договорной основе возмездных услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов.

2 Правоохранительные органы: понятие, задачи и система.

Защита прав и свобод гражданина и человека – конституционная обязанность государства. Полномочия по их охране возложены на специальные созданные государственной властью структуры, именуемые правоохранительными органами.

Что же следует считать правоохранительными органами? Сам термин «правоохранительные органы» в последнее время активно используется законодателем. Однако ни в одном нормативном акте данное словосочетание не расшифровывается. В связи с этим перед авторами настоящего пособия стоит задача сформулировать свое собственное определение данного термина.

Прежде всего рассмотрим признаки, которые выделяют правоохранительные органы из общей массы социальных образований.

Первый признак связан с целью деятельности правоохранительных органов. Цель эта вытекает из наименования органов. Это охрана права. Охрана права подразумевает: а) восстановление нарушенного права; б) наказание правонарушителя; в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя. Как явствует из данного толкования, охрана права следует за нарушением права. Иными словами, право охраняется лишь тогда, когда оно нарушено. По общему правилу так действительно и бывает: нельзя никого осудить до преступления. Однако представляется, что суть охраны права тремя приведенными выше задачами не исчерпывается. Гражданину важно не только, чтобы его нарушенное право оперативно восстанавливалось, а нарушители карались по справедливости, но чтобы его права не нарушались вовсе. В этой связи целесообразно в суть охраны права добавить еще такую составляющую, как создание условий, препятствующих нарушению права.



Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства, а также других объектов, в частности окружающей среды.

Нарушенное право порождает обязанность государства проявить соответствующую реакцию в виде осуждения или санкции. Право на это возникает лишь в случае установления всех обстоятельств правонарушения. Выяснением реальной картины противоправных событий и занимаются уполномоченные государством правоохранительные органы. Они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений.

Отсюда вытекает второй признак правоохранительных органов: правоохранительные органы – это государственные органы. Все правоохранительные органы создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование (как правило, юридическое). Приведенный признак поглощает собой целый ряд черт, которые отдельные авторы выделяют в качестве самостоятельных признаков правоохранительных органов, как то: осуществление правоохранительной деятельности специальными лицами; обязательность принимаемых этими лицами решений.

Требования к специалистам правоохранительных органов и пределы их полномочий закреплены в законе. Отсюда третий признак: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами. В качестве примера можно привести законы «О милиции», «О Прокуратуре Российской Федерации, „О Федеральной службе безопасности“ и т. д.

Для своего нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия. Поэтому правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. В этом заключается четвертый признак, отделяющий их от иных государственных структур.

Названные признаки присущи всем без исключения правоохранительным органам. Их можно обозначить как признаки первой очереди. Отсутствие хотя бы одного из них означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.

Вместе с тем есть признаки, которые принадлежат лишь некоторым правоохранительным органам. Это так называемые признаки второй очереди. При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган. Однако даже при отсутствии всех признаков второй очереди невозможно сделать противоположный вывод.

К признакам второй очереди относятся:

– право применения норм уголовного закона;

– осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме. Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.

Опираясь на приведенные выше признаки, можно сформулировать определение правоохранительных органов.

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Под приведенное определение подходит большинство правоохранительных органов, в частности милиция, прокуратура, органы безопасности и т. д. Однако у отдельных образований явно правоохранительной направленности могут отсутствовать некоторые признаки. В качестве примера можно привести такую организацию, стоящую на позиции охраны прав граждан, как адвокатура. Из приведенных признаков к адвокатуре подойдут лишь два: цель деятельности и функционирование на основе закона. Таким образом, формально такие органы нельзя назвать правоохранительными. Однако они, бесспорно, являются правоохранительными по сути и, главное, по целям своей деятельности.

Для того чтобы выделить правоохранительный характер деятельности этих органов и в то же время показать, что в узком понимании они не являются правоохранительными, представители нижегородской школы процессуалистов (в частности, В. Т. Томин) ввели особый термин «квазиправоохранительные органы». Этот термин образован при помощи латинской приставки «квази-», имеющей два значения: а) мнимый, ненастоящий; б) почти, близко. В данном случае указанная частица применена во втором значении.

Таким образом, квазиправоохранительные органы – это государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам.

К квазиправоохранительным органам кроме названной уже адвокатуры можно отнести нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую службу предприятий и организаций.

К основным видам правоохранительной деятельности относят:

Конституционный контроль

Правосудие

Прокурорский надзор

Охранно-общественный порядок

Расследования преступления

Защита прав и законных интересов, и оказание юридической помощи.

Правовая работа и т.д.

Конституционный контроль представляет собой социальный вид государственной деятельности, направленный на обеспечение правильного применения Конституции РФ (КРФ) и принятых на ее основе законов, на защиту закрепленного в них конституционного строя государства. Этот контроль осуществляется Конституционным судом РФ.

Правосудие - важная направленная правоохранительная деятельность государства, поскольку его реализует только суд в особом процессуальном порядке. Правосудие обладает рядом специальных признаков:

Осуществление только указанными в законе способами:

Гражданские дела

Уголовные дела

Дело об административных правонарушениях

Реализуется с соблюдением особого порядка (процедуры) установленного процессуальным

Осуществляется особым органом - судом

Прокурорский надзор направлен на опротестование и отмену противоречащих закону актов государственного управления, общественных организаций, а так же предотвращение, пресечение противоречащих действий должностных лиц и граждан. Этот надзор осуществляется генеральным прокурором РФ и его всеми подчиненными.

Охрана общественного порядка - деятельность по предотвращению, пресечению правонарушений. Она возложена на органы Министерства Внутренних Дел РФ.

Расследование преступления - деятельность особых должностных лиц - следователей, оперативных сотрудников и т.д., осуществляемая с целью раскрытия преступления, и завлечения лиц их совершивших для придания суду или реабилитации невиновных. Следственный аппарат имеется в МВД, ФСБ и т.д.…так же имеется следственный комитет который выделен из прокуратуры.

Защита прав и интересов граждан и организаций и оказание им юридической помощи осуществляющейся, прежде всего адвокатурой в форме дачи консультаций по правовым вопросам, составляющих разного рода деловых бумаг, выступление адвокатов в суде. Адвокатура является общественной организацией.

Правовая работа как вид правоохранительной деятельности возложена на юридические службы, она направлена на обеспечение законности в гражданском обороте, особенно в сфере договорных отношений. Юрисконсульты содействуют правопорядку путем составления договоров, визирование приказов, консультирование сотрудников. и т.д.

Другие направленные правоохранительные деятельности обеспечиваются таможенными органами, органами ФСБ, нотариатом. И т.д.

Задачи конкретных правоохранительных органов установлены в законодательных актах, регулирующих их организованность и деятельность.(закон о полиции)

Выделение различных направлений правоохранительной деятельности обусловлено многообразием ее задач. Каждое из этих направлений осуществляется различными группами правоохранительных органов и имеет свои относительно самостоятельные задачи. Тем не менее все эти направления объединяет общая сущность правоохранительной деятельности, они тесно взаимозависимы и дополняют друг друга.

Необходимо выделить пять основных направлений правоохранительной деятельности:

  • 1) правосудие;
  • 2) прокурорский надзор;
  • 3) предварительное расследование уголовных дел;
  • 4) оперативно-розыскная деятельность;
  • 5) организационное обеспечение деятельности судов.

Рассмотрим в общих чертах систему правоохранительных органов в России.

Правосудие в России осуществляется только судами (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ). Суды как органы правосудия занимают наиболее важное место в системе правоохранительных органов. Право на судебную защиту гарантировано ст. 46 Конституции РФ. Судебная защита - основной механизм разрешения юридических конфликтов, защиты и восстановления нарушенных прав.

Так, правосудие как главное направление правоохранительной деятельности реализуется всеми судами, входящими в судебную систему России. В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" судебную систему России составляют суды общей юрисдикции, осуществляющие рассмотрение подведомственных им гражданских, уголовных и административных дел, арбитражные суды, осуществляющие правосудие по экономическим спорам, а также Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Прокурорский надзор - это функция прокуратуры по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, за исполнением законов органами, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, судебными приставами, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Согласно ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации законов. Органы прокуратуры действуют в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Органы прокуратуры в настоящее время наделены весьма обширной компетенцией, включающей помимо прокурорского надзора также полномочия по уголовному преследованию, участию в рассмотрении дел судами, по координации деятельности по борьбе с преступностью, участию в правотворческой деятельности и международном сотрудничестве.

Предварительное расследование уголовных дел - это деятельность, осуществляемая прокурором, следователем и дознавателями с целью предварительного (досудебного) разрешения правовых вопросов по делу, прежде всего установления события и состава преступления, обвиняемых в его совершении лиц, то есть информации, необходимой для разрешения дела судом. Расследование именуется предварительным потому, что оно предшествует производству в суде, где проводится судебное следствие и принимается от имени государства решение по делу. Предварительное расследование осуществляется следователями и дознавателями различных правоохранительных органов - прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственной противопожарной службы, органов службы судебных приставов.

Оперативно-розыскная деятельность согласно ст. 1 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" - это вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то данным Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (ст. 2 указанного Закона). Эту деятельность осуществляют оперативные подразделения органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов, Службы внешней разведки, Министерства юстиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности").

Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ, арбитражных судов - на Высший Арбитражный Суд РФ. Организационное обеспечение деятельности судов высшего звена - Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суд РФ осуществляется аппаратами этих судов. К этому направлению правоохранительной деятельности тесно примыкают призванные способствовать реализации правосудия функции по исполнению судебных решений и уголовных наказаний, обеспечению установленного порядка деятельности судов, которые возложены на органы Министерства юстиции РФ.

Ряд правоведов выделяют такие направления, как нотариат и адвокатура. Это неверно. Во-первых, нотариальная деятельность является удостоверительной по своему характеру и не может рассматриваться как правоохранительная. Кроме того, нотариальные конторы (как частные, так и государственные) не являются органами государственной власти.

Адвокатура тоже не является правоохранительным органом. Согласно п. 1 и п. 2 ст. 3 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляя свою деятельность на основе принципа независимости. Тем не менее адвокатура тесным образом связана с деятельностью правоохранительных органов и способствуют охране правопорядка, обеспечению прав и свобод личности.

Как правоохранительные органы рассматриваются частные детективные и охранные структуры. Их, нельзя ставить в один ряд с судом, органами внутренних дел и прокуратурой, так как на них не возложена ответственность за реализацию правоохранительной функции государства, и их деятельность не выходит за рамки, определяемые гражданско-правовыми договорами, заключаемыми этими организациями с их клиентами.

Вместе с этим большое число государственных и негосударственных организаций так или иначе связаны с применением права: это органы социального обеспечения, органы местного самоуправления, государственные фонды обязательного страхования и т.д., но их задачи мало связаны с охраной правопорядка, и носят более узкий характер. В связи с этим неприменимо излишне широкое толкование правоохранительной деятельности.

Одно из центральных мест в деятельности государства занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите и свобод человека и , охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в ст. 2 Конституции недвусмысленно сказано: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”. Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45 : “Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”.

По своей сути приведенные и другие конституционные предписания требуют, чтобы все государственные органы выполняли названные задачи. Одновременно сами граждане, разумеется, не лишаются возможности отстаивать любыми законными способами свои права и свободы, активно добиваться выполнения государственными органами возложенных на них полномочий, содействовать им в этом.

Специально обеспечением законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями занимается круг органов, которые давно принято именовать органами охраны общественного порядка (нередко их называют и органами охраны правопорядка ), т. е. органами, которые призваны охранять обусловленный экономическими, социальными, нравственными, культурными, историческими и иными факторами, Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России.

Весьма близко к понятию органов охраны общественного порядка (правопорядка) примыкает понятие “правоохранительные органы ”. Понятия эти весьма схожи, но не идентичны. Круг конкретных органов, которые они имеют в виду, не совпадает. Не все органы охраны общественного порядка (правопорядка) можно считать правоохранительными. Равным образом среди правоохранительных есть такие, которые не занимаются и не должны заниматься охраной общественного порядка или правопорядка в широком смысле этого слова.

Правоохранительная деятельность - вид государственной деятельности, самым непосредственным образом связанной с охраной права, обладающей рядом существенных признаков:

  • имеется в виду охрана права, которая может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия (регламентируемых законом мер государственного принуждения и взыскания);
  • применяемые при ее осуществлении юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона (только закон может служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание; орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания);
  • реализуется в установленном законом порядке, т.е. с соблюдением определенных процедур;
  • ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные государственные органы.

Таким образом, правоохранительная деятельность - это государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Следует иметь ввиду, что сфера охраны права значительно шире, чем сфера борьбы с преступностью или нарушениями общественного порядка . Право должно охраняться не только от подобных, явно недопустимых актов беззакония или антиобщественных явлений. В не меньшей мере недопустимыми являются также все и всякие иные проявления противоправности, попытки недозволенно ограничивать, злонамеренно ущемлять или умалять любые права и законные интересы, кому бы они ни принадлежали - российскому гражданину, иностранцу, лицу без , какому-то должностному лицу, коммерсанту, государственной или негосударственной организации.

Задачи правоохранительной деятельности

Вопрос о задачах правоохранительной деятельности, как и вопрос о ее понятии и содержании, в целом пока что в законодательном порядке четко не решен.
Однако о них можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной степени решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов. К таким актам можно отнести, например, Закон о безопасности, Закон о милиции, Закон о судебной системе, Закон о судоустройстве, ГПК, УПК и некоторые другие. На основании анализа этих законов вполне допустим вывод о том, что задачи правоохранительной деятельности целесообразно подразделять на две группы :

  1. задачи общие , характерные для всех ее направлений;
  2. задачи конкретные, специфические для отдельных направлений.

Основное содержание общих задач - то, что сказано в ст. 1 Закона о безопасности, где подчеркнуто, в частности, что основными объектами, которые должны защищаться системой государственных органов, в том числе правоохранительных, являются: “личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, и территориальная целостность”.

Для конкретных видов правоохранительных органов и реализации возложенных на них полномочий законодательство предусматривает свои, специфические задачи : для Конституционного Суда РФ - одни, для - другие, для арбитражных судов - третьи, для прокуратуры - четвертые, для милиции - пятые и т. д. Существуют свои задачи и у конкретных направлений (функций) правоохранительной деятельности.

Основные направления (функции) правоохранительной деятельности

Направления (функции) правоохранительной деятельности:

  • конституционный контроль (устранение нарушений предписаний Конституции РФ);
  • правосудие (разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях);
  • организационное обеспечение деятельности судов (создание условий для нормальной деятельности судов);
  • прокурорский надзор (выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования);
  • выявление и расследование преступлений (раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде);
  • оказание юридической помощи (предоставление всем, кому это необходимо, возможности пользоваться квалифицированной юридической помощью, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности, а равно оказание других юридических услуг).

Все названные направления (функции) взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Правосудие - правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к защите, восстановлению, обеспечению реализации, осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Реализации задач, стоящих перед ним, так или иначе подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций.

Конституционный контроль в не меньшей мере оказывает активное влияние на осуществление других направлений (функций) правоохранительной деятельности. Его реализация - это прежде всего обеспечение претворения в жизнь конституционных предписаний, в том числе тех, что напрямую связаны с надлежащим осуществлением как правосудия, гарантиями его законности, обоснованности и справедливости, так и прокурорского надзора, организационного обеспечения деятельности судов, выявления и расследования преступлений, оказания юридической помощи.
Поэтому о правосудии и конституционном контроле, не умаляя ни в коей мере значения других правоохранительных функций, можно говорить как о сердцевине, центральном звене их системы в целом и т.п.

Введение 3
1. Основные направления правоохранительной деятельности и общая характеристика правоохранительных органов РФ 4
2. Законности, ее роль в жизни общества и соотношение
с правами личности 10
3. Проблемы укрепления законности и реальность прав человека и гражданина 13
4. Обеспечение законности в деятельности ОВД, как средство охраны и защиты прав граждан 16
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Введение

Актуальность настоящей работы заключается в том, что Конституция РФ провозглашает Россию демократическим правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. ст. 1 - 2 Конституции РФ). В соответствии с Конституцией на первое место в уголовном праве России поставлена цель охраны от преступных посягательств прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 УК РФ), в интересах которого должно действовать государство.
Одним из существенных гарантов обеспечения правопорядка, защиты законных интересов личности и общества в целом является законность как общеправовой идеал, к достижению которого должно стремиться любое цивилизованное общество.
Традиционно законность отождествлялась с нормопослушностью, правоприменительной дисциплиной, точным и неуклонным исполнением всех предписаний закона. В уголовном праве принцип законности подразумевает соблюдение закона органами власти при квалификации деяния либо отнесении деяния в разряд преступления.
Органы внутренних дел призваны выступать гарантом прав и законных интересов всех без исключения граждан (будь то преступник или пострадавший от преступления, материально обеспеченный человек или нищий и т.д.) и в своей деятельности должны подчиняться только закону.
Целью настоящей работы является рассмотрение правоохранительных органы РФ как субъектов обеспечения прав человека и гражданина.

1. Основные направления правоохранительной деятельности и общая характеристика правоохранительных органов РФ

Выделение различных направлений правоохранительной деятельности обусловлено многообразием ее задач. Каждое из этих направлений осуществляется различными группами правоохранительных органов и имеет свои относительно самостоятельные задачи. Тем не менее все эти направления объединяет общая сущность правоохранительной деятельности, они тесно взаимозависимы и дополняют друг друга.
Представляется возможным выделить пять основных направлений правоохранительной деятельности:
1) правосудие;
2) прокурорский надзор;
3) предварительное расследование уголовных дел;
4) оперативно-розыскная деятельность;
5) организационное обеспечение деятельности судов.
Рассмотрим в общих чертах систему правоохранительных органов в России в соответствии с указанными выше основными направлениями правоохранительной деятельности.
Правосудие в России осуществляется исключительно судами (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ). Суды как органы правосудия занимают наиболее важное место в системе правоохранительных органов. Право на судебную защиту гарантировано ст. 46 Конституции РФ. Судебная защита - основной механизм разрешения юридических конфликтов, защиты и восстановления нарушенных прав в демократическом правовом государстве. Именно суд в силу своего независимого, высокого статуса способен наиболее эффективно, беспристрастно и профессионально осуществлять эти задачи. Концепция судебной реформы, разработанная группой известных ученых-юристов и принятая Верховным Советом РСФСР в 1992 г., провозгласила, что "на арену общественной жизни выходит независимый, свободный от корыстных интересов и политических симпатий суд, выступающий гарантом законности и справедливости, играющий для государства ту же роль, какая в человеке принадлежит совести. Поэтому ядром всякой судебной реформы выступают преобразования суда и процесса, под знаком и во имя которых изменяется предназначение и деятельность других органов и институтов".
Вместе с тем в последнее время появилась точка зрения, согласно которой суд не является правоохранительным органом. Это, как представляется, вызвано узкой трактовкой понятия правоохранительной деятельности лишь как деятельности по пресечению и расследованию преступлений и иных правонарушений. Включая суд в число правоохранительных органов, мы никоим образом не наделяем его функциями обвинительными, функциями уголовного преследования, не ставим в один ряд с органами прокуратуры и внутренних дел. Напротив, признавая суд главным органом, осуществляющим охрану права в обществе, мы подчеркиваем его независимый статус от органов государственного обвинения, что обеспечивает его роль не только как гаранта закона и справедливости, но и как органа, способного защитить человека от произвола самого государства.
В большинстве учебной литературы в качестве самостоятельного направления правоохранительной деятельности рассматривается конституционный контроль. Однако, на наш взгляд, конституционный контроль охватывается понятием правосудия по следующим основаниям. В России функция конституционного контроля осуществляется судебным органом - Конституционным Судом Российской Федерации. Последний выступает в качестве одного из высших органов судебной власти России. Согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При этом правосудие является исключительной прерогативой судебной власти, суда. Судебная власть, являясь содержанием деятельности судебных органов, реализуется посредством своей единственно возможной формы - осуществления правосудия. Конституционный Суд РФ осуществляет правосудие путем разрешения конституционно-правовых споров о соответствии Конституции РФ различных нормативно-правовых актов по обращению заинтересованных государственных органов и должностных лиц, а также по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов на основании таких принципов как независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Сущность правосудия состоит в том, что оно выступает в качестве главного механизма в разрешении споров о праве. Главная же особенность деятельности Конституционного Суда РФ при осуществлении им правосудия состоит в том, что он решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов (ст. 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г.).