Как встать на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий. Очередь на улучшение жилищных условий

Сейчас мы с вами живем в то время, когда большинство граждан считаются нуждающимися в . Все потому что нынешний уровень дохода низок в сравнении с ценами. Поэтому каждому нужно понимать, как встать на очередь на улучшение жилищных условий. Никто не застрахован от такой ситуации – вдруг понадобится. Возможно, даже ваши знакомые решать обратиться в определенные службы, чтобы изменить свою жилплощадь. Но не будут знать куда идти и к кому обращаться.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Закон относительно этого вопроса

Закон Российской Федерации говорит о том, что всем нуждающимся и малоимущим должна быть предоставлена жилплощадь по более доступным ценам или вообще бесплатно выделена из жилищного фонда страны. Эти граждане должны быть поставлены в очередь, чтобы улучшить свои жилищные условия по праву. Очередь на улучшение жилищных условий является живой. Каждый из участников должен доказать, что он является нуждающимся или малоимущим. Причем для этого ему понадобятся специальные документы.

Основные условия, которые могут позволить стать гражданам малоимущими:

  • Совсем не иметь квартиры или другой жилплощади;
  • Быть собственником квартиры, территория которой гораздо меньше положенной нормы;
  • Жить в загородном доме, который не был признан жилым помещением;
  • Совместно проживать с лицом, которое было признано психически больным.

Существует категория граждан, которые становятся участниками подобной программы и встают в очередь на улучшение жилищных условий без очереди по своему праву. Это сироты, люди, пострадавшие из-за стихийных бедствий, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АС и другие.

Какие нужны документы?

Для постановки в очередь на улучшение жилищных условий потребуется определенный пакет документов. Это может быть общий пакет и дополнительный.

  • Регистрации всех участников программы за последние 5-10 лет, которые признаны нуждающимися;
  • Техническая характеристика жилплощади из БТИ;
  • Ордеры, договора, санитарные паспорта, охранные свидетельства на ту недвижимость, о которой идет речь;
  • В случаях, если один их супругов зарегистрирован по другому адресу, то необходимы будут документы и на ту жилплощадь;
  • Справки с места работы;
  • Свидетельство о браке и о рождении детей;
  • Копии военных билетов и удостоверяющих документов;
  • Выписки о наличии льгот и субсидий;
  • Если квартира была признаны непригодной для проживания, то вам будет необходим особый акт от приемной комиссии.

После того, как вы соберете всю необходимую документацию, вам стоит учесть, что процесс будет достаточно длительным и не факт, что он завершится для вас успешно. Большинство малоимущих будет претендовать не на льготы или , а на бесплатную передачу его из государственной собственности. А такой недвижимости сейчас практически не осталось.

Также стоит учесть, что те лица, которые являются иностранными гражданами, вообще не могут претендовать на получения подобного жилья. И не могут стать в очередь на улучшение жилищных условий .

Очередь или без очереди?

Некоторым лицам, имеющим статус незащищенных в социальном плане, необходимо будет ждать своей очереди на ряду со всеми остальными претендентами. Подобные субсидии могут получить в основном только те, кто имеет для этого достаточные основания – аварийное состояние дома, проживание с психически нездоровым родственником или квадратные метры квартиры, которые не соответствуют нормам и праву.

А согласно последнему решению правительства, матери-одиночки и сироты больше не могут претендовать на улучшение своего жилища без очереди.

Существует только несколько категорий граждан, которым не придется долго стоять в очереди. К таким можно отнести граждан, жилье которых признано не подлежащим восстановлению. Так же больных тяжелыми хроническими заболеваниями по типу туберкулеза или психического расстройства.

Для остальных же очередь может тянуться бесконечно долго. Редко когда данная проблема решалась за пару месяцев. Такое бывало лишь в экстренных ситуациях.

Также стоит сразу учесть понятие совместной собственности, которая может быть у разведенных супругов. И такие вряд ли смогут претендовать на улучшение жилья, если оно попадет под 2 нормы. Проверить это можно в Россреестре по общему запросу.

Как встать на учет?

После того, как вы собрали все необходимые документы, вам нужно будет подать их вместе с заявлением в советующую организацию. Которая в свою очередь выдаст вам справку о принятии этих документов. После этого в течение месяца ваш вопрос будет рассмотрен. Если он будет положительным, то вам выдадут свидетельство, и вы получите свою квартиру. Единственным «но» можно считать тот факт, что получите вы ее не раньше, чем через десять лет, а то и все двадцать. При этом не будет иметь значения тот факт, что вы мать-одиночка или сирота. Поэтому большинство людей старается придумать какой- то другой выход из ситуации и получить жилье через ипотеку. К примеру, мать двух детей может получить жилье в кредит под материнский капитал, а молодая семья может воспользоваться специализированной программой.

Ипотека для молодых семей

Подобная программа была разработана не так давно и дает возможность покупать квартиры молодым семьям при помощи субсидий. Важно чтобы возраст супругов не превышал 35 лет. Размер субсидии может быть разным и рассчитывается исходя из цены жилища и региона, в котором проходит сделка. Особенно это будет выгодно тем, у кого несколько маленьких детей в семье. Ведь государство берет на себя выплату около 35% кредита и плюс по 5% на каждого из детей. Остальная сумма остается за родителями.

Важно помнить, что вы обязательно должны стоять в очереди на улучшение жилищных условий, иначе воспользоваться подобной субсидией по ипотеке вы не сможете.

Материнский капитал

Что касается молодых матерей, которые считаются одиночками и имеют одного или несколько детей. Они могут воспользоваться другой программой по типу материнского капитала. Ведь каждая женщина после рождения ребенка получают достаточно крупную сумму денег на свой счет. И при необходимости она может их потратить на улучшение и покупку своего жилья. Для этого ей нужно будет обратиться и получить в пенсионном фонде справку с остатком денег на счете ее материнского капитала, выбрать подходящие условия кредитования и подать заявление, но не куда угодно, а также в банк и пенсионный фонд. Кроме этого, вам могут понадобиться и другие документы, которые будут зависеть от того, на каких условиях вы берете кредит.

Кому еще положены льготы?

Кроме вышеперечисленных существуют и другие категории граждан, которым необходимо улучшить свои жилищные условия. Еще одной группой нуждающихся на получении льгот и субсидий можно считать инвалидов. Существует даже определенный закон, который устанавливает не только размер их льгот на коммунальные платежи, но еще и размер жилища, на которое они могут претендовать.

В первую очередь на улучшение жилищных условий могут ставить инвалидов первой и второй группы вместе с их семьями, если их признали нуждающимися. Они могут стать в очередь согласно порядку как по месту жительства, так и по месту работы. При этом каждый инвалид имеет право на отдельную комнату для себя в квартире, которую должен получить.

Если же инвалиду требуется реабилитация, и в данный момент он находится медицинских учреждениях и центрах. Он все равно имеет право на постановку на учет и получение жилья согласно нормам права.

Льготы и их размер четко описываются в законе и зависят от того, к какой категории относится нуждающийся. Чаще всего преимущество получают Герои Советского Союза и лица с тяжелыми заболеваниями. Но при этом нужно иметь при себе подтверждающие документы.

Другие льготы могут распространяться на оплату коммунальных платежей в виде скидки 50%. На оплату топлива в недвижимости, которая топится только им.

Список льгот для разных категорий граждан достаточно обширен. Все равно их достаточно сложно получить. Самое главное дождаться такого необходимого жилья. Именно поэтому большинство не занимается подобным вопросом.

Дорогие читатели!

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно).

Жилищный вопрос до сих пор является самым актуальным в России.

Многие россияне так и не имеют собственного жилья. Некоторым категориям населения государство даёт право получить новое, достойное жильё. Для этого нужно получить статус нуждающегося в новом жилплощади.

На каких основаниях могут признать нуждающимся и какие действия необходимо будет предпринять для этого? Об этом рассказывается в данной статье.

Законодательное регулирование вопроса

В Конституции РФ зафиксировано, что каждый гражданин нашей страны имеет право на собственную жилплощадь.

В Жилищном кодексе закреплено, что россияне имеют право купить жильё на выгодных условиях. Для этого желающему должен быть присвоен статус нуждающегося в новой жилплощади .

Так, в статье 49 отражено, что такие граждане должны быть поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении нынешних условий жительства (а также признанные малоимущими – процедура присвоения этого статуса определяется нормами, действующими в конкретном населённом пункте).

В статье 51 выделен категории населения, которые могут быть признаны нуждающимися в получении нового жилья. Так, были выделены определённые критерии, по которым присваивается данный статус. В основном – касающиеся условий проживания.

Итак, нуждающимся признают в следующих случаях :

Критерии определения

Нуждающимися в жилплощади признают :

Главным критерием , согласно которому принимают решение о присвоении статуса нуждающегося в новой жилой площади, является размер жилья , в котором в данный момент проживает претендент и его семья. В РФ на федеральном уровне не установлена минимальная норма квадратных метров в расчёте на одного человека. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

При этом учтите, что в регионах действуют свои нормы площади на число человек, проживающих в одной квартире. Обозначенная площадь установлена в качестве минимальной – она не может быть меньше на уровне субъекта, а решения о её увеличении принимаются решениями местных властей. Причём эта цифра может отличаться в разных населённых пунктах, расположенных в одном регионе.

Попадающие в данную категорию могут встать в очередь и самостоятельно выбрать подходящее жильё и госпрограмму. Таким гражданам даётся право купить соответствующую жилплощадь на льготных условиях, а затем его.

Они могут получить следующие виды помощи :

  • Оформить в банке на льготных условиях.
  • Погасить часть ипотеки за госсчёт.
  • Получить от государства материальные средства для приобретения жилья.

Всё это возможно в том случае, если вас и членов вашей семьи признали нуждающимися в улучшении жилищных условий.

При присвоении данного статуса также учитывается доход обращающегося и членов его семьи. Государство в первую очередь помогает тем, кто не в состоянии на свои средства приобрести достойное жильё или оплачивать ипотечный кредит. Для этого рассчитывается общий доход семьи и сравнивается с прожиточным минимумом, действующим в конкретном населённом пункте (но не ниже того, что установлен федеральным законодательством).

Осуществление учета граждан

При определении уровня нуждаемости претендентов учитывают половозрастные особенности семейства. Таким образом:

Встречаются случаи, когда гражданин признаётся нуждающимся сразу по ряду причин (скажем, проживает в слишком маленькой квартире, расположенной в аварийном доме). В данном случае он может получить от государства финансовую поддержку только по одной программе, которую выберет самостоятельно.

Каждому гражданину, зарегистрированному в очереди на получение новой жилплощади, присваивается номер . После постановки в очередь нуждающийся должен будет ежегодно подавать ряд документов о своём финансовом положении и условиях проживания. Если его положение изменится в лучшую сторону, гражданин лишается права на получение госпомощи, и его исключают из очереди.

Список претендентов на получение жилья

Нуждающийся должен постоянно отслеживать, продвинулся ли он в очереди. Ожидание может длиться десятки лет (если льготник не двигается в очереди в ускоренном порядке).

Учётом всех нуждающихся занимаются в местном Департаменте жилищной политики .

Отследить свой номер в очереди можно несколькими путями:

  • Подав заявление в отдел, который занимается предоставлением жилья. Подготовьте два экземпляра заявления – один подаётся в органы, а на втором должны будут поставить отметку о получении письменного обращения.
  • Отправить заказным письмом запрос в тот же Жилищный отдел. Вам должны будут ответить в течение следующих 30 дней.
  • Самостоятельно обратиться в местную администрацию.
  • Зайти на онлайн сервис вашего населённого пункта, в котором содержатся все сведения о каждом гражданине, вставшем в очередь.

Подтверждение статуса

Согласно ЖК, для этого претендент должен быть признан :

  • Малоимущим.
  • Нуждающимся в новой жилплощади.

Для этого в местные органы подаётся заявление и необходимый перечень документов . Список может меняться в зависимости от ситуации (основания постановки в очередь и т.п.) и региона.

Но в большинстве случаев вам нужно будет подготовить :

Документы подаются в МФЦ или местную администрацию . На их рассмотрение отводится 30 дней. После того, как будет принято решение о присвоении или отказе, заявителя должны уведомить в письменной форме в следующие 3 дня. При отказе в получении статуса в извещении укажут причины, на основании которых было принято такое решение.

Пройдя все необходимые этапы и получив статус нуждающегося, льготнику должны предоставит соответствующую справку . Она является правоустанавливающим документом, на основе которого он сможет получить госпомощь в получении собственного жилья.

В ней будут указаны :

  • Паспортные данные нуждающегося и всех граждан, проживающих с ним.
  • Основные сведения о жилплощади, в которой он проживает в настоящее время (квадратура, технические характеристики, состояние, соответствие нормам санитарии и безопасности и пр.).

Возможные причины отказа

Чаще всего отказывают в следующих случаях :

Для мошенников государство ввело жесткие меры. Если в ходе проверки будет выявлено, что заявитель попытался подделать документы или предоставил неверные сведения, то он на следующие 5 лет лишается права на признание нуждающимся в новом жилье, а значит, лишится возможности стать участником любой госпрограммы предоставления помощи в улучшении жилищных условий.

Что делать в случае отказа

Если заявитель не согласен с принятым решением, он может отстоять свои права в судебном порядке , подав соответствующее исковое заявление. При этом все издержки, возникшие в процессе судебного разбирательства, будут покрыты за счёт того, кто проиграет дело.

В заявлении нужно будет указать :

  • ФИО пострадавшего, его подпись и адрес проживания.
  • Дата составления иска.
  • Полное название судебной инстанции, которая займётся рассмотрением дела.
  • Конкретное решение местных органов, которое должно быть признано недействительным.
  • Квитанция, подтверждающая оплату госпошлины.

О том, как встать на очередь для получения жилой недвижимости от государства, смотрите в следующем видеосюжете:

Для очень многих семей нашей страны остро стоит квартирный вопрос. Каждый год регистрируется огромное количество браков, рождается много детей. Любая семья мечтает жить отдельно в комфортабельных условиях, а не ютиться вместе с многочисленными родственниками на нескольких квадратных метрах. Наше законодательство позволяет встать на очередь, чтобы решить квартирный вопрос. Но сделать это довольно непросто. Так как встать на очередь на улучшение жилищных условий?

Кто имеет право улучшить свои жилищные условия

Категория граждан, которым государство помогает решить квартирный вопрос, довольно немногочисленна. После поправок к Жилищному кодексу государство поддерживает лишь малоимущие семьи . Они обладают правом вставать на очередь по улучшению жилищных условий. Чтобы малоимущая семья получила такой статус, необходимо предоставить в местные органы административного управления или в соцзащиту необходимые документы.

Ценз оседлости является еще одним условием для предоставления такого права. Претендент должен не меньше 10 лет проживать на одном и том же месте. К тому же последние пять лет он не имеет права создавать непригодные условия для проживания.

Таким образом, государство помогает решить квартирный вопрос следующим гражданам:

  • Которые проживают в неприватизированной квартире или кто не имеет в собственности жилое помещение.
  • Арендаторам или владельцам жилого помещения, квадратные метры которого на одного человека выходят меньше, чем положено по норме.
  • Проживающими в таком жилом помещении, которое считается непригодным для этого.
  • Если в одной квартире живут семьи, не являющиеся друг другу родственниками.

Особое внимание государство уделяет многодетным семьям. Для этой категории помощь в улучшении жилищных условий могут предоставить как федеральные, так и местные органы власти.

Как образуется очередь на улучшение жилищных условий

В первую очередь государство помогает категории граждан, имеющих льготы . К ним относятся:

Жилищные проблемы решаются на возмездной и безвозмездной основе. Возмездная основа подразумевает покупку квартиры по льготной программе или при помощи жилищного сертификата. Это может быть:

  • Социальная ипотека.
  • Покупка жилья наличными или с помощью кредита, используя выделенные субсидии из госбюджета.
  • Приобретение жилья с помощью рассрочки.
  • Приобретение квартиры по жилищному сертификату.
  • Приобретение квартиры по договору найма, приняв условия вступления в накопительную систему.

Если квартира приобретается многодетной семьей из жилищного фонда города, то в этом случае им предоставляется социальная поддержка в виде списания 1/3 части стоимости жилья.

Безвозмездная основа подразумевает получение гражданами бесплатного жилья, но оно будет являться собственностью муниципалитета.

На какое жилье можно претендовать

В соответствии с договором, дающим право пользоваться муниципальным жильем, семья обеспечивается жилым помещением, пригодным для проживания, взамен неподходящего. На одного члена семьи по закону приходится 18 м2 жилой площади . Из этого следует, что супружеская пара может быть обеспечена квартирой площадью не больше 44 м2. Неполная семья, состоящая из двух человек, претендует на получение двухкомнатной квартиры, имеющей общую площадь не больше 50 м2. Если супружеская пара имеет ребенка, то им могут предоставить двухкомнатную квартиру с общей площадью в 62 м2.

Если член семьи страдает хроническим заболеванием , которое внесено в федеральный список болезней, то рассчитывать норму жилья будут с учетом того, что такому больному требуется изолированное помещение в квартире.

Если гражданин, считающийся малоимущим, имеет в собственности жилое помещение с площадью, меньше положенной по закону, то на приобретение жилья государство выделяет ему субсидию. При этом площадь предоставляемого жилья не должна быть меньше полагаемых на всех членов семьи квадратных метров.

Каждый регион оказывает социальную поддержку многодетным семьям. Поэтому такие семьи по вопросу оказания помощи должны обращаться в жилищное управление и органы соцзащиты по месту своей регистрации.

Куда обращаться, чтобы встать на очередь

Чтобы встать на очередь для улучшения своих жилищных условий, граждане должны быть признаны нуждающимися в государственной помощи. Для этого нужно обратиться в администрацию по месту прописки в жилищный отдел. Кроме того, встать на очередь для решения квартирного вопроса можно и по месту своей работы. Стоять в двух очередях не запрещается .

Если гражданин недееспособный, всеми документами должен заниматься его законный представитель. Со всех документов необходимо снять копии, которые прилагаются вместе с оригиналами.

Необходимые документы

Чтобы встать на очередь для улучшения своих жилищных условий, пишется соответствующее заявление и вместе с пакетом документов подается в районное управление. Подписывают заявление все заинтересованные члены семьи.

Необходимо предоставить:

Как происходит постановка на очередь

После принятия заявления от нуждающегося гражданина, оно фиксируется в специальном журнале . Затем проводится исследование жилого помещения, по окончании которого составляется акт, в котором указывается, что жилищно-бытовые условия были обследованы. На основании этого акта принимается окончательное решение, подлежит ли этот гражданин постановке на очередь по улучшению жилищных условий или нет. Если вынесено положительное решение, заводится учетное дело, а человеку присваивают номер в очереди. Если было отказано, гражданину разъясняют причину этого.

Стоит помнить, что чиновники очень внимательно проверяют все предоставленные гражданами данные. При обнаружении жилищной комиссией у нуждающегося претендента жилого помещения, которое соответствует всем законодательным нормам, даже если оно находится далеко за пределами конкретного региона, шанс улучшить жилищные условия будет равен нулю.

Как только гражданин получит извещение о том, что он признан нуждающимся, в течение года он должен выбрать , какой жилищной программой воспользоваться. Если к определенному сроку он не успеет подать соответствующее заявление, запись о признании его нуждающимся ликвидируется.

Особые условия для многодетных семей

Многодетные семьи относятся к категории первоочередников, поэтому существуют государственные программы поддержки таких семей, в том числе и направленные на улучшение жилищных условий.

Чтобы такую семью поставили на очередь и она могла стать участником федеральной или региональной программы, необходимо иметь троих или более несовершеннолетних детей , или детей, которым еще не исполнилось 23 года, и которые учатся в высших учебных заведениях на дневном отделении. К необходимым документам просто прикладывают копии свидетельств о рождении детей и при необходимости справку, которая подтверждает, что семья является малоимущей.

К сожалению, не все российские граждане могут самостоятельно обеспечить себе достойные условия для проживания. Одни семьи живут в домах, не отвечающих даже минимальным техническим и санитарным нормам, другие, нарушая все существующие нормативы, ютятся на маленьких площадях, а третьи, вообще не имеют никакого жилья, и поэтому вынуждены разменивать одну съемную квартиру на другую. Становится ясно, что без помощи государства здесь не обойтись. К счастью, подобная помощь в виде целевой программы улучшения жилищных условий, сегодня в нашей стране существует.

Т.к. снабдить абсолютно всех квадратными метрами не представляется возможным, существует определенные категории лиц, которые имеют полное право рассчитывать на подобную поддержку государства. Именно о них, и о процедуре улучшения условий проживания, в общем, и пойдет речь в нашей статье.

Кто может получить право на улучшение жилищных условий

Процедура и условия улучшения жилищных условий довольно конкретно изложены в Жилищном кодексе РФ. К примеру, согласно положениям главы 7 «Основания и порядок предоставления жилого помещения по соглашению социального найма» ЖК РФ, право на улучшение жилищных условий имеют:

Лица, признанные нуждающимися в помощи и не снимающими жилье по договорам соцнайма, объектами которых является квартира или дом, состоящие в муниципальной или государственной собственности.

Лица, признанные остро нуждающимися и малоимущими, учитывая уровень дохода семьи и стоимости всего имущества, состоящего в собственности членов семьи.

Лица, уже снимающие жилье по соглашениям социального найма. Такие имеют право на улучшение жилищных условий только тогда, когда они не обеспечены положенной жилой площадью по расчету на одного члена семьи. Когда в семье несколько жильцов арендуют жилье на основании соглашения социального найма, то для расчета жилищного минимума на одного жильца будет определяться совокупная общая площадь арендного жилья.

Лица, владеющие аварийными домовладениями, которые не отвечают минимальным требованиям законодательства России и негодны для жизни в них.

Лица – собственники или арендаторы жилых площадей, которые живут в этих помещениях вместе с людьми, страдающими болезнями , делающими проживание с ними опасным (сюда следует причислить кишечные инфекции, не подлежащие медикаментозному лечению, устойчивые психические расстройства, тяжелые формы туберкулеза, онкологические образования, сопровождающиеся сильными выделениями и т.д.). Список хронических болезней, при которых опасно совместное проживание, прописан в постановлении Правительства № 378 от 16.06.2006 г.

Сразу скажем, что для лиц, вставших на очередь, субсидии на улучшение жилищных условий будут выделятся в форме предоставления им квадратных метров в домах муниципального или же государственного жилфонда в силу соглашения социального найма. Получается, полноправным владельцем недвижимости лицо стать не сможет. Граждане прочих государств и лица без определенного гражданства не могут рассчитывать на получение подобной помощи. Это прерогатива только российских граждан.

Также, очередь на жилые квадратные метры матери одиночке и подобным категориям лиц, причисленным к социально незащищенным категориям людей, придется дожидаться на общих основаниях.

Установленные жилищные нормативы

Право на улучшение жилищных условий есть шанс получить только тогда, когда лицо будет официально признано «нуждающимся в жилье» . Когда же говорится о собственниках аварийной недвижимости и лицах, делящих квартиру с родственниками, страдающими крайними формами хронических болезней, то положено отталкиваться от учетной жилищной нормы.

Стандартной нормой площади жилого помещения считается минимальный метраж площади жилого помещения, какой причитается каждому жильцу. Данная норма рассчитывается в каждом субъекте РФ организациями местного самоуправления. На пример, в столице или Вологде данная норма составляет 10 м кв. для собственных квартир и 15 м кв. – для коммунальных, в Самаре норма куда скромнее - всего лишь 8 кв. м. В отношении отдельных категорий населения, в число которых входят военнослужащие, инвалиды детства, судьи Конституционного суда и т.д., подобные нормы могут немного разниться: они устанавливаются Указами Президента и федеральными нормативными актами.

Крайне важно знать, что права на улучшение жилищных условий матерям одиночкам не предусматривают для них послаблений по расчету учетной нормы. При расчете учетной жилищной нормы берется общий метраж квартиры, учитывая санузел, кухню, коридоры и т.д. Далее будет складываться метраж всей недвижимости, которой владеют члены семьи (или которые они арендуют по соглашению социального найма), но при условии, что они находятся в одном и том же городе. Значит, если у мужа, живущего в Москве, имеется жилье в Калуге, его метраж не будет суммироваться со столичными квадратными метрами.

Кто имеет право на внеочередное улучшение жилищных условий

Мы уже отметили, что процесс улучшение жилищных условий применений к матерям одиночкам проистекает на общих началах и без каких-либо послаблений. Значит, подобная категория граждан не имеет права на внеочередное приобретение социального жилья. Плюс, с 1 января 2013 года на внеочередное приобретение жилья утратили право и дети-сироты, которые после роспуска из детского дома остаются без какого-либо жилья.

На внеочередное предоставление жилья могут претендовать только:

Лица, жилье которых в законном порядке установлено непригодными для нормальной жизни и реконструкции, а также ремонту не подлежит (отталкиваясь именно от этой нормы, государство довольно быстро может снабдить жильем семьи, пострадавшие в следствии взрывов в многоквартирных домах и т.д.).

Лица, страдающие тяжелыми хроническими болезнями (исчерпывающий перечень приведен в п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ)

Обычно, квартира вне очереди выдается не слишком скоро: только в крайних случаях у граждан есть шанс получить муниципальную квартиру в течение 2-4 месяцев.

Имеется немаловажный нюанс, который следует знать соискателям на социальное жилье – «совместная собственность». Когда у разведенных супругов имеется квартира, метраж которой превышает 2 учетные нормы (когда нет детей) или 3 и более учетные нормы (когда в семье 1 и более детей), ни один из бывших супругов не может надеяться на получение жилья, даже если по документам не живет с другим супругом.

Какой порядок постановки в очередь

Для того чтобы встать на очередь, следует предоставить в исполнительный территориальный орган по месту регистрации следующие бумаги:

Паспорта каждого члена семьи;

Выписку о регистрации имеющегося жилья на каждого из членов данной семьи;

Правоустанавливающие бумаги на жилье, находящееся в законной собственности (в распоряжении) у соискателя и совместно с ним живущих членов его семьи;

Выписки с места работы и обучения всех членов семейства.

Оригиналы свидетельств о рождении малолетних детей, СНИЛС, пенсионных книжек, свидетельств о регистрации брака членов семьи (когда имеется).

Далее, после подачи заявки о постановке на учет соискатель получает письменное подтверждение от уполномоченного сотрудника учреждения о принятии бумаг. Затем, в течение 30 дней со времени подачи заявки, лицо, подавшее заявку на постановку на учет, должно получить письменный ответ. Когда он положительный, гражданин может надеяться на получение квартиры. На практике, даже если не брать в расчет очередь на жилье матерей одиночек и иных социально незащищенных прослоек населения, примерный срок предоставления квартир «очередникам» составляет 15 - 20 лет. Только поэтому граждане ищут альтернативу, в том числе – и связанную с получением ипотечных кредитов. Так называемая социальная ипотека и ипотека с участием маткапитала являются довольно приемлемыми вариантами в подобных ситуациях.

Предоставление бесплатного жилья - мера беспрецедентная для всякого государства.

Безвозмездная передача государственных домовладений в личное пользование крайне ограничена и находится под строжайшим контролем муниципальных и общественных организаций. Для того, чтобы претендовать на бесплатное получение жилья надо удовлетворять обширному комплексу условий, иметь возможность документально подтвердить свое право на улучшение жилищных условий и обладать поистине стоическим терпением.

По правде говоря, в наше время получить социальное жилье способны граждане России, проживающие в крайне стесненных обстоятельствах, насчет которых государство абсолютно уверено, что другим способом они жилплощадь не получат.

Кто может претендовать на получение социального жилья

Основные претенденты на получение муниципального жилья по договору социального найма это граждане Российской Федерации, которые признаны местным органом власти:

а) малоимущими;

б) нуждающимися в предоставлении жилья.

Обе этих категории сложные и неоднозначные. Для того, чтобы уяснить, имеет ли право гражданин на улучшение жилищных условий, необходимо провести непростые вычисления по формулам, содержащим ряд параметров, значения которых меняются ежеквартально, а информация разбросана по различным источникам.

Получить социальное жилье в Москве могут только малоимущие, в столице на это установлено жесткое ограничение, но и стоимость жилья очень высока. В Санкт-Петербурге к малоимущим добавляются многодетные семьи с тремя и более детьми, ветераны Великой Отечественной войны или боевых действий, инвалиды, Герои Советского Союза, а также реабилитированные коренные ленинградцы, утратившие жилище в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями.

Признание граждан малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилья ограничено рядом условий и требует предоставления немаленького пакета документов. Попробуем разобраться в технологии определения правоспособности и алгоритме постановки на учет на получение социального жилья.

Основные термины и законы

Гарантируя право на жилище, Конституция Российской Федерации не определяет механизм и условия его получения. Для этого существует Жилищный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 марта 2005 года.

В Жилищном кодексе установлены основные принципы, условия социального найма; требования к претендентам на получение социального жилья. Все, кто предполагает, что имеет право на улучшение жилищных условий за государственный счет должен в первую очередь изучить главу 7 Жилищного кодекса, поскольку остальные законодательные и подзаконные акты должны не противоречить Кодексу.

Социальное жилье

Социальное жилье - жилое помещение, принадлежащее государству или муниципалитету, которое предоставляется гражданам по договору бессрочного социального найма.

В настоящее время к социальному жилью относятся все жилые помещения, которые не прошли приватизацию и находятся в государственном или в муниципальном жилищном фонде.

Жилым помещением называется недвижимое имущество, которое обладает следующими признаками: изолированность, и пригодность для постоянного проживания людей. В скобках замечу, что к недвижимому имуществу относятся, в частности, океанические лайнеры и космические корабли, но Жилищный кодекс ограничивается понятиями «жилой дом», «квартира» и «комната».

Важным для понимания некоторых положений Кодекса являются термины «общая площадь жилого помещения», «площадь жилого помещения», «норма предоставления», «учетная норма площади».

Общая площадь жилого помещения (площадь квартиры)

К общей площади жилого помещения (п.5 ст.15 ЖК РФ) относится суммарная площадь всех частей жилого помещения, включая кухню, ванную и туалет, чуланы и др., за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Понятие общей площади жилого помещения по ЖК РФ соответствует понятию площади квартиры по "Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации" (утв. приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 г. N 37, с последующими изменениями от 04.09.2000 и 19.05.2008, именуемая далее Инструкция), на которую ссылаются СНИПы (например, СНИП 31-01-2003). Согласно Инструкции «показатели площади квартиры используются для целей официального статистического учета жилищного фонда в Российской Федерации, оплаты жилья и коммунальных услуг, определения социальной нормы жилья и иных целей». Иными словами именно этот показатель должен по идее определять уровень обеспеченности граждан жильем. Это и естественно, ведь живем то мы с вами не на балконе.

Однако на деле некоторые субъекты, включая Москву, имеют свое представление на этот счет. В Москве действует Закон города Москвы № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14 июня 2006 года (в последней редакции от 05.10.2011), именуемый далее Закон Москвы. В частности, в нем расшифровываются основные понятия, где описание общей площади жилого помещения совпадает с ЖК РФ (п. 4 ст.1 Закона Москвы), но в целях определения социальных норм не используется — вместо этого все нормы отталкиваются от площади жилого помещения с учетом балконов и лоджий. В Законе Москвы общая площадь вспоминается лишь единожды — в ст. 39 о праве жителей города Москвы на замену своего жилого помещения на жилое помещение меньшего размера (!).

Площадь жилого помещения (общая площадь квартиры)

Площадь жилого помещения включает все, что находится за входной дверью: комнаты с кухней и санузлом, террасы, балконы и др. Методики расчета площади жилого помещения ЖК РФ не устанавливает, впрочем как и не вводит даже такого понятия, поэтому из текста ЖК РФ не понятно, чем именно отличается общая площадь от «просто» площади. Однако ЖК РФ содержит следующее (п.7 ст. 57 ЖК РФ): «При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности». Также именно такая формулировка площади возникает и в ст. 50, посвященной норме предоставления и учетной норме.

Москва, естественно, воспользовалась невнятностью ЖК РФ и в своем Законе Москвы ввела понятие площади жилого помещения как «суммы площадей всех частей этого помещения, включая площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, в том числе площади балконов, лоджий, веранд и террас» (п.3 ст.1). Никакого понижающего коэффициента для балконов и лоджий при этом в Законе Москвы не предусматривается. Именно такое понимание о площади использовано в Москве для определения норм предоставления и учетных норм.

Аналогом понятия площади жилого помещения по Инструкции является общая площадь квартиры, рассчитываемая как «сумма площадей ее помещений, встроенных шкафов, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий - 0,5, для балконов и террас - 0,3, для веранд и холодных кладовых — 1,0». Согласно Инструкции показатель общей площади квартиры используется для «государственного статистического наблюдения объемов жилищного строительства в Российской Федерации (завершенного и незавершенного жилищного строительства за соответствующий период) и иных целей». То есть данный показатель необходим для статистики валового ввода жилья в эксплуатацию — тут нельзя не учитывать площади балконов, так как они все же «строятся» и должны влиять на статистку, пусть и с понижающим коэффициентом.

Как видите, московские власти воспользовались лазейкой и для определения социальных норм используют совершенно не те показатели площади. Доказать же незаконность такой методики невозможно — ЖК РФ, хотя и невнятен по трактовкам, но является законом более высокого ранга, чем Инструкция.

Норма предоставления

Норма предоставления - «минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма» (п.1 ст. 50 ЖК РФ). Эта норма устанавливается органами местного самоуправления исходя из местных реалий. То есть в соответствии с этой нормой и будут предоставлять жилье по социальному найму.

Согласно Закону Москвы (п.5 ст.1) «норма предоставления площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления) - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого городом Москвой».

Ну и, наконец, п.3 ст.20 Закона Москвы: «Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека».

Учетная норма

Учетная норма - минимальный размер жилого помещения в расчете на одного жильца. По учетной норме отсчитывается граница уровня обеспеченности общей площадью жилья (п.4 ст. 50 ЖК РФ). Учетная норма устанавливается местным органом самоуправления. По сути — по действующей учетной норме в конкретном регионе принимается решение, нуждается ли гражданин в улучшении условий или нет. Учетная норма не может превышать норму предоставления (п.5 ст. 50 ЖК РФ) — хотя понятнее было бы сформулировать наоборот — норма предоставления не может быть меньше учетной нормы, то есть предоставляют столько же, либо больше.

Для Москвы, аналогично ситуации с нормой предоставления, учетная норма отталкивается именно от площади жилого помещения (с лоджиями и балконами). На текущий момент согласно п.3 ст.9 Закона Москвы норма составляет 10 кв.м. на человека. То есть, чтобы быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, например, в однокомнатной квартире площадью 33 кв.м. должно быть «прописано» минимум 4(четыре) человека, причем никто из них не должен иметь иной жилплощади в собственности или в пользовании (п.1-2 ст. 9 Закона Москвы).

Малоимущие - как определяется уровень обеспеченности

Для Жилищного кодекса понятие «малоимущие» вовсе не означает людей, зарплата которых меньше прожиточного минимума. Основным критерием отнесения семьи к категории малоимущих является возможность приобретения жилья для обеспечения всех членов семьи по норме предоставления жилплощади, ориентируясь на среднюю стоимость домовладений в регионе.

Если имущественная обеспеченность семьи меньше стоимости жилой площади, которую необходимо приобрести для обеспечения членов семьи по норме предоставления на одного человека, семья признается малоимущей.

С первого взгляда определить, является семья малоимущей или нет, довольно затруднительно. В формулу расчета входит с десяток не всегда очевидных показателей. Например, понятие «член семьи» в данном случае выступает как правовая категория, а не биологическая и означает проживающих на одной площади в рамках одного лицевого счета. Если лицевые счета разделены - то и семьи врозь, невзирая на родную кровь. Некоторые законы безапелляционно манипулируют родственными связями: «Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи» (закон г. Москвы от 18 июня 2008 года № 24).

По столичному региону методика расчета признания жителей Москвы малоимущими с целью постановки на учет на улучшение жилищных условий приведена в Постановлении Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП.

Определение имущественной обеспеченности

Имущественная обеспеченность складывается из дохода семьи и стоимости имущества, подлежащего налогообложению.

а) Расчет дохода семьи

Доход семьи рассчитывается по формуле, включающей разницу между ежемесячным совокупным доходом членов семьи и суммарным прожиточным минимумом, умноженную на расчетный период в месяцах (по Москве - 20 лет, то есть 240 месяцев).

Совокупный доход берется за последние 2 года перед подачей заявления.

Прожиточный минимум на душу населения берется из действующего в регионе на день подачи заявления нормативного акта, который обновляется ежеквартально.

Данные по конкретному региону лучше искать на официальных сайтах по субъектам Российской Федерации, там информация актуализируется чаще. По Москве, например, сведения Росстата уже устарели. Новый прожиточный минимум утвержден Постановлением Правительства Москвы от 20.03.2012 г. № 94-ПП и составляет 9128 рублей на душу населения.

б) Расчет стоимости имущества семьи, подлежащей налогообложению

Стоимость имущества семьи складывается из собственности, принадлежащей членам семьи, за исключением помещений, пригодных к проживанию:

Стоимость жилья, находящегося в собственности членов семьи, при исчислении имущественной обеспеченности не прибавляется к доходам, но учитывается при определении обеспеченности жильем. То есть комната, квартира, часть жилья, принадлежащая членам семьи, прибавляется не в денежном выражении, а к метражу общей площади, не зависимо от того, где бы эта собственность не находилась: под Магаданом или на Кипре.

Исчисление стоимости необходимой жилплощади

Площадь, необходимая для проживания семьи, вычисляется как разница между площадью, которую получила бы семья в соответствии с принятыми в регионе нормативами и общей площадью жилья, находящегося в собственности у членов семьи. Соответственно, если у семьи во владении по частям или в целостном варианте имеется жилплощадь в объемах больше норматива, такая семья на учет не ставится и малоимущей не признается.

О принятых в регионах нормативах предоставления жилой площади информацию надо искать на сайтах местной исполнительной власти. В Москве, Санкт-Петербурге с областями этот норматив составляет 18 кв.м. В Новосибирской области - 15 кв.м., в Калининграде от 15 до 18 кв.м. на каждого члена семьи.

При исчислении стоимости этой абстрактной жилплощади следует ориентироваться на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по регионам России, ежеквартально утверждаемую Министерством регионального развития РФ. Последний такой приказ был подписан 29 марта 2012 г. № 143. Согласно данным на 2 квартал 2012 года, среднерыночная стоимость квадратного метра жилья больше всего в Москве - 85 тысяч 500 рублей, и в Московской области: 44 тысячи 250 рублей. Ненамного отстает Санкт-Петербург - 50 800 рублей и Ненецкий автономный округ - 47 050 рублей. Самое дешевое жилье в Карачаево-Черкесской Республике - 20 700 рублей, Чеченской Республике - 21 050 руб. и Республике Ингушетия - 21 100 рублей. В Центральном федеральном округе самая низкая рыночная стоимость жилья в Курской и Орловской областях, соответственно: 22 700 рублей и 25 300 руб. Невысока среднерыночная стоимость одного квадратного метра жилья в Саратове - 23 750 рублей, Ульяновской области - 25 400 рублей и Ставропольском крае - 24 500 рублей.

Порядок признания малоимущим в Москве и необходимые документы

В Москве до прошлого года признание граждан малоимущими осуществлял Департамент социальной защиты населения города, но с апреля 2011 года эта функция совершенно логично перешла к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, сосредоточив дела жилищные в одних руках (Постановление правительства Москвы от 22.02.2011 г. № 44-ПП).

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП в окружной отдел Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предоставляются:

1. Заявление по образцу, опубликованному на сайте Департамента жилищной политике и жилого фонда г. Москвы http://housing.mos.ru/dmghtml/needreg/forms.html ;

2. Паспорта заявителя и членов его семьи старше 14 лет и свидетельства о рождении на детей;

3. Свидетельство или уведомление ИНН (о присвоении идентификационного номера налогоплательщика) на каждого совершеннолетнего члена семьи;

4. Документы, определяющие состав семьи: свидетельства о заключении брака, рождении детей; единый жилищный документ на квартиру, где проживает заявитель.

5. Документы, подтверждающие виды и размер совокупного дохода семьи. В первую очередь, это справки о доходах по месту работы всех работающих членов семьи по форме № 2-НДФЛ за два календарных года, а также трудовые книжки. Полный перечень документов о доходах содержит 21 пункт и охватывает все возможные источники получения денег, от стипендий до доходов от акций, за исключением единовременных страховых выплат и пособия на погребение.

6. Документы, подтверждающие наличие в собственности членов семьи имущества, подлежащего налогообложению (кроме помещений, пригодных для проживания):

В спорных случаях дополнительно прилагается решение суда о вселении члена семьи в жилое помещение. При проживании в одном жилом помещении разных семей необходимо представить договор социального найма (коммерческого найма, безвозмездного пользования и др.).

Если Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы принимает решение о признании заявителя малоимущем, на его адрес направляется извещение. Итоговый документ - копию Решения заявитель может получить в окружном филиале Департамента.

Условия для признания гражданина или семьи нуждающимися в жилом помещении

После признания семьи малоимущей в установленном порядке можно приступать к следующему этапу: к признанию в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В Москве, согласно уже упомянутому выше Закону Москвы (№ 29 от 14 июня 2006 года) на постановку на учет в качестве нуждающихся в социальном жилье могут претендовать малоимущие граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие на территории Москвы не менее 10 лет (суммарно) и не ухудшавшие жилищные условия последние 5 лет.

Необходимым условием является одна из ситуаций:

1) Размер площади жилого помещения на каждого члена семьи меньше учетной нормы.

Учетная норма устанавливается в каждом регионе. В Москве, Подмосковье, Краснодаре, Челябинске и др. учетная норма составляет 10 кв.м. на человека в отдельной квартире и 15 кв.м. в коммуналке; в Санкт-Петербурге - 9 кв.м., в Калининграде - 12 кв.м., в Оренбурге - 12,5 кв.м., в Череповце и Владивостоке - 13 кв.м., и так далее. В Республике Марий Эл в одном районе учетная норма 14 кв. м на человека, а в другом 18 кв. м.

При определении площади, закрепленной за семьей, приплюсовывается площадь жилья, находящегося в собственности у каждого из лиц, перечисленных в заявлении о постановке на учет.

2) Семья проживает в ветхом и не подлежащем ремонту жилье.

Ветхий и не подлежащий ремонту дом должен быть признан непригодным для проживания в установленном порядке по заключению межведомственной комиссии на основании акта обследования помещения. Орган исполнительной власти (в данном примере - Правительство Москвы) принимает решение о признании жилого дома аварийным; в решении устанавливаются сроки отселения жильцов, источники финансирования по отселению из жилого дома и др.

3) В коммуналке проживает хронически больной в тяжелой форме жилец.

Перечень тяжелых болезней, делающих невыносимой соседство в коммунальной квартире дан в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378. Это такие болезни, как туберкулез в открытой форме, эпилепсия с частыми припадками, гангрена конечностей и др.

4) В доме отсутствуют хотя бы одно из следующих удобств: электричество, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка.

5) Члены семьи не являются собственниками жилья и вообще не обладают никаким жилищем, но имеют право проживания на территории Москвы и могут это доказать.

Из перечисленных условий наибольшую сложность вызывает вопрос намеренного ухудшения жилищных условий.

В Жилищном кодексе, в статье 70 за нанимателем жилого помещения, иначе - ответственным квартиросъемщиком, закреплено право на вселение членов семьи: супруга, своих детей и родителей, а также других родственников на свое усмотрение. Но пользоваться этим правом претенденту на улучшение жилищных условий следует осмотрительно, чтобы не совершить такого, за что могут исключить или отодвинуть по очереди назад.

Московские правила досконально описывают запрещенные и разрешенные действия.

Ответственный квартиросъемщик, не опасаясь санкций, может вселять:

  • своих несовершеннолетних детей;
  • супруга (супругу) и других родственников только при условии, что они ранее стояли на жилищном учете в Столице;
  • нетрудоспособных родителей, оставшихся без жилья в результате его ветхости и аварийности либо добровольно и безвозмездно от него отказавшихся;
  • временных жильцов.

Влекут ухудшение жилищных условий:

  • сделки, меняющие порядок пользования жилым помещением, обмены и размены;
  • изменение состава семьи, в том числе за счет расторжения брака, а также вселение иных членов семьи;
  • продажа, дарение и иные действия, направленные на отчуждение помещений, принадлежащих членам семьи;
  • выдел доли собственниками жилых помещений.

Здесь приведены наиболее часто встречающиеся моменты. Полный список разрешенных и запрещенных действий смотрите в ст. 10 Закона Москвы.

Порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Если все условия соблюдены, составляется заявление по форме, утвержденной региональным органом власти, которое подписывается всеми членами семьи заявителя, пожелавшими быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Поскольку в Москве действует «Служба одного окна», то процесс признания гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении с 2011 года проводится за одну стадию, хотя малоимущность можно подтвердить отдельно. Формы бланков и образцы заполнения заявлений опубликованы на сайте Департамента жилищной политике и жилого фонда г. Москвы http://housing.mos.ru/dmghtml/needreg/forms.html, а процесс подачи заявления и набор необходимых документов изложены в Регламенте рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан, утвержденного Постановлением Правительства г. Москвы от 7 апреля 2011 г. N 115-ПП.

В Санкт-Петербурге решение о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении и учет граждан, претендующих на социальный найм осуществляют жилищные отделы администраций районов Санкт-Петербурга, а документы принимают в Многофункциональных центрах предоставления государственных услуг. Форма заявления и перечень документов для постановки на учет опубликованы на информационном портале «Государственные услуги в Санкт-Петербурге»: http://gu.spb.ru .

Документы для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

В Москве по месту жительства заявителя необходимо подать заявление, подписанное всеми заинтересованными членами семьи, а также следующие документы (копии и оригиналы для сверки):

  • паспорта, свидетельства о рождении на несовершеннолетних детей и иные документы, на гражданина Российской Федерации, подтверждающие личность и место жительства заявителя и членов его семьи;
  • свидетельства о браке, разводе и об иных родственных отношениях, связывающих лица, указанные в заявлении;
  • копия решения о признании семьи малоимущей, если заявитель озаботился об этом заранее, либо пакет документов, подтверждающий размер доходов за последние два года, и сведения об имеющемся имуществе (кроме жилья, пригодного для проживания).

В особых случаях дополнительно прилагаются документы:

  • о праве собственности членов семьи на жилые помещений, пригодные для проживания, в том числе расположенные за пределами города Москвы или Российской Федерации за последние 5 лет;
  • о наличии прав на внеочередное получение жилых помещений по договору социального найма, которыми обладают граждане, проживающие в ветхих строениях, дети-сироты, бывшие заключенные и демобилизованные из Вооруженных Сил РФ, а также тяжело больные граждане по перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.

Также ответственному квартиросъемщику необходимо доказать факт проживания в Москве не менее 10 лет, если он в этот период выезжал за пределы муниципального округа, предъявив соответствующие выписки из домовой книги.

Документы из БТИ, выписку из домовой книги и другие документы по текущему месту жительства заявителя сотрудники «Службы одного окна» запросят самостоятельно.

В случае принятия положительного решения о постановке семьи на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма, а этот вопрос решается теоретически в течение месяца, заявителю направляется соответствующее извещение. Копию Решения можно получить в течение 10 дней после обращения в уполномоченный орган (в Москве - окружное отделение Департамента жилищной политики и жилищного фонда).

На что можно претендовать и кто первый в очереди

В Москве договор социального найма заключается на жилье общей площадью не менее 18 кв.м. на человека. При этом, в силу архитектурных особенностей городского строительства, супружеская пара может претендовать на однокомнатную квартиру площадью до 44 квадратных метров; не пара - на двухкомнатную квартиру до 50 кв.м.; супруги с ребенком получат двухкомнатную квартиру до 62 кв.м. а на троих самостоятельных граждан придется трехкомнатная квартира площадью до 74 кв.м.

Если в семье есть тяжело больной хроник по федеральному списку болезней, ему полагается изолированное жилое помещение в квартире.

В первую очередь социальное жилье получают сироты, демобилизованные и вернувшиеся из заключения москвичи, если они за время отсутствия утратили жилье. Во вторую очередь - тяжело больные хроники; в третью - жильцы аварийных домов, не пригодных для проживания.

За что снимают с учета или отодвигают очередь

Причины очевидны: выезд на постоянное место жительства из Москвы; изменение жилищных условий в результате получения жилья, изменения состава семьи; утрата правовых оснований на социальный наем; получение субсидий на доступное жилье.

Московские власти проверяют жилищные и имущественные условия стоящих на учете граждан раз в пять лет, за год до подхода очереди на получение жилья и непосредственно перед выдачей ключей на новую квартиру. Проверки проходят без участия очередников: в компетентные организации рассылаются запросы и в случае выявления несоответствия или утраты основания для получения жилья, семья снимается с учета.

Если при окончательной проверке перед выпиской ордера на жилье в Москве обнаружится, что очередник совершил действия, квалифицированные как ухудшение жилищных условий, его задвинут в очередь на несколько лет назад.

Также в конец очереди на следующий год могут отправить за три отказа от предлагаемых квартир.

Реально ли получить социальное жилье?

Кто-то же получает! Согласно данным Росстата в 2010 году всего по России жилье получили 244 тысячи семей (включая одиноких), из них в жилье в Москве - 9701, в Санкт-Петербурге - 16602. Правда, на учете остается 2,8 миллиона нуждающихся в получении жилья, да и тенденция не радует: последние шесть лет жилье получает по 5-6% семей, стоящих на учете. Такими темпами срок ожидания составит 19-20 лет.

Государственные чиновники делают все, чтобы барьеры на пути получения бесплатного социального жилья были как можно выше и круче. Закон цепляется за любой повод, который может послужить причиной отказа. Санкции за намеренное ухудшение жилищных условий является самым распространенным приемом.

Рассмотрим теоретическую житейскую ситуацию: семья из четырех человек (наниматель с женой и его родители) проживают в квартире общей площадью 38 квадратных метра. У супруги имеется в собственности часть квартиры площадью 15 кв.м. в городе Коряжма Архангельской области, где проживает ее непутевый брат с третьей женой и детьми. Факт наличия собственности зафиксирован в Едином реестре, и скрывать его бесполезно.

В семье рождается ребенок. В квартире становится очень тесно, но с учетом наличия у жены собственности в дальнем краю, суммарный размер площади все равно превышает 10 кв.м. на каждого члена семьи.

Варианты, спасающие ситуацию: развод с формальной выпиской жены из квартиры; избавление от собственности в городе Коряжма; прописка кого-нибудь из многочисленных племянников жены; разделение лицевого счета и выделение родителям отдельной доли с постановкой только их на учет - смотрите в подпункте 2 статьи 10 закона г. Москвы № 29-2006 г. «Действия, повлекшие ухудшение жилищных условий». Пять лет в нарушении прав постановки на учет на получение жилья гарантировано!

Это тот самый случай, когда наследство умершей бабушки может заставить искренне скорбеть о покойной даже очень толстокожих внуков.

Известна история, когда отказывали в постановке на учет ветерану войны в связи с тем, что его дочка продала принадлежащую ей часть другой квартиры, то есть намеренно ухудшила жилищные условия семьи. «Ждите 5 лет», - предложили 85-летнему ветерану оптимисты из Департамента жилищной политики.

Для того чтобы за двадцать лет ожидания не нарушить правила и условия получения бесплатного жилья надо быть не слишком успешной, довольно терпеливой и очень стабильной семьей. Гораздо проще и выгоднее принять участие в какой-нибудь государственной или городской программе, типа «Молодой семье - доступное жилье» или социальной ипотеке, либо в других мероприятиях, частично субсидируемых из местного или федерального бюджета.

Законы и подзаконные акты

«Жилищный кодекс Российской Федерации», утвержденный Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»

Закон города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»

Закон города Москвы от 25 января 2006 года № 7 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»

Постановление Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП О мерах по реализации Закона города Москвы «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»

Закон Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге»