Положение о государственном жилищном надзоре. Положение о государственном жилищном надзоре Постановлением правительства рф от 11.06 493

учету жилищного фонда;

порядку переустройства и перепланировки жилых помещений;

определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

управлению многоквартирными домами;

выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;

раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;

созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов;

предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;

созданию и деятельности советов многоквартирных домов;

определению размера и внесению платы за коммунальные услуги;

обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов;

деятельности региональных операторов по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;

порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

формированию фондов капитального ремонта;

наличию договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией, соответствующей требованиям, установленным Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования";

составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг);

обоснованности размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которыми не принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера такой платы;

порядку размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт 11 дополнен подпунктом "а.1" с 26 сентября 2018 г. - Постановление Правительства России от 13 сентября 2018 г. N 1090

а.1) требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов";

б) других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

13. По решению руководителя органа государственного жилищного надзора к участию в проведении проверок могут привлекаться эксперты и экспертные организации, аккредитированные в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 689, для проведения необходимых исследований (включая научные исследования), испытаний, экспертиз, анализа и оценки.

14. При осуществлении систематического наблюдения за исполнением обязательных требований и анализа поступивших в орган государственного жилищного надзора документов, сведений и размещенной на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") информации об их деятельности орган государственного жилищного надзора:

а) проверяет своевременность, полноту и достоверность поступивших документов и сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

б) изучает размещенную на официальных сайтах указанных лиц в сети "Интернет" информацию об их деятельности.

15. Результаты систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований используются при планировании и проведении органом государственного жилищного надзора плановых и внеплановых проверок.

16. Орган государственного жилищного надзора в сроки, установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет":

18. Методическое обеспечение государственного жилищного надзора осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Обзор документа
Жилищный госнадзор: общие требования.
Утверждено Положение о государственном жилищном надзоре.
Задачи надзора: предупредить, выявить и пресечь нарушения требований к формированию фондов капремонта, использованию жилфонда, общего имущества в многоквартирных домах, юрлицам, ИП, управляющим такими домами, отвечающим за содержание и ремонт общего имущества, предоставляющим коммунальные услуги, специализированным НКО, отвечающим за капремонт общего имущества. Также речь идет о соблюдении требований энергоэффективности и оснащенности помещений приборами учета ресурсов.
Надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок соблюдения указанных требований, систематического наблюдения за их исполнением, анализа и прогнозирования состояния такого исполнения, принятия мер по пресечению и (или) устранению нарушений.
Надзор проводится органами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом субъекта региона. Это делается с учетом требований положения.
Государственные жилищные инспектора должны иметь служебные удостоверения единого образца, установленного указанным высшим органом.
Методическое обеспечение надзора возложено на Минрегион России.
Постановление Правительства РФ о государственной жилищной инспекции признано утратившим силу.

Постановление Правительства РФ от 11 июня 2013 г. N 493 "О государственном жилищном надзоре"

На основании пункта 161 статьи 12 и части 2 статьи 20 Жилищного
кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном жилищном
надзоре.
2. Установить, что Министерство регионального развития Российской
Федерации осуществляет координацию деятельности органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный
жилищный надзор.
3. Министерству регионального развития Российской Федерации
утвердить методические рекомендации по разработке порядка осуществления
государственного жилищного надзора в субъектах Российской Федерации, в
том числе порядка взаимодействия органов муниципального жилищного
контроля с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющими региональный жилищный надзор, и
административных регламентов исполнения функций по государственному
жилищному надзору и муниципальному жилищному контролю.
4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской
Федерации утвердить в пределах установленной в субъекте Российской
Федерации штатной численности органов государственной власти субъекта
Российской Федерации норматив штатной численности сотрудников органов
государственного жилищного надзора, обеспечивающий выполнение полномочий,
возложенных на такие органы статьей 20 Жилищного кодекса Российской
Федерации.
5. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября
1994 г. N 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 23,
ст. 2566);
постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля
1995 г. N 182 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения
Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1995, N 10, ст. 894);
пункт 1 изменений и дополнений, которые вносятся в решения
Правительства Российской Федерации по жилищным вопросам, утвержденные
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г.
N 1303 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42,
ст. 4788);
пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации
от 6 февраля 2006 г. N 75 "О порядке проведения органом местного
самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для
управления многоквартирным домом" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2006, N 7, ст. 786).

Председатель Правительства
Российской Федерации Д. Медведев

Положение
о государственном жилищном надзоре
(утв. постановлением Правительства РФ от 11 июня 2013 г. N 493)

1. Настоящее Положение устанавливает требования к организации и
проведению государственного жилищного надзора.
2. Задачами государственного жилищного надзора являются
предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной

индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в
соответствии с жилищным законодательством, законодательством об
энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к
использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм
собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их
использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества
собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов
капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление
многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по
содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах,
предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений
в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих
организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на
обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в
многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и
оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами
учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные
требования).
3. Государственный жилищный надзор осуществляется посредством:
а) организации и проведения проверок выполнения органами
государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими
лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных
требований;
б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации
мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;
в) систематического наблюдения за исполнением обязательных
требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных
требований при осуществлении органами государственной власти, органами
местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями и гражданами своей деятельности.
4. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
(региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы
государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим
исполнительным органом государственной власти субъекта Российской
Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.
5. Порядок осуществления государственного жилищного надзора в том
числе включает:
а) наименование органа государственного жилищного надзора;
б) структуру органа государственного жилищного надзора и порядок
организации его деятельности;
в) полномочия и функции органа государственного жилищного надзора;
г) перечень должностных лиц органа государственного жилищного
надзора, являющихся государственными жилищными инспекторами, и их
полномочия;
д) порядок раскрытия органом государственного жилищного надзора
информации о результатах проводимых проверок соблюдения обязательных
требований, а также об эффективности государственного жилищного надзора;
е) порядок взаимодействия органа государственного жилищного надзора
с органами муниципального жилищного контроля и органами местного
самоуправления, осуществляющими полномочия, установленные частью 11
статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, с саморегулируемыми
организациями в сфере управления многоквартирными домами или иными
объединениями юридических лиц независимо от организационно-правовой формы
или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по
управлению многоквартирными домами, а также с объединениями
(ассоциациями, союзами) товариществ собственников жилья, жилищных,
жилищно-строительных и иных специализированных потребительских
кооперативов;
ж) порядок проведения проверок соблюдения органами государственной
власти, органами местного самоуправления и гражданами обязательных
требований;
з) другие положения, предусмотренные настоящим Положением.
6. В случае если законом субъекта Российской Федерации предусмотрено
наделение отдельными государственными полномочиями по государственному
жилищному надзору органов местного самоуправления (за исключением
полномочий по государственному жилищному надзору по предупреждению,
выявлению и пресечению нарушений органами государственной власти,
органами местного самоуправления обязательных требований), порядок
осуществления государственного жилищного надзора должен предусматривать
особенности осуществления государственного жилищного надзора органами
местного самоуправления с учетом требований, содержащихся в пункте 5
настоящего Положения.
7. Государственные жилищные инспектора при осуществлении полномочий
по государственному жилищному надзору пользуются правами,
предусмотренными частью 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской
Федерации, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные
статьями 15 - 18 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля", а также несут
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации
за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них
полномочий.
8. Государственные жилищные инспектора имеют служебные удостоверения
единого образца, установленного высшим исполнительным органом
государственной власти субъекта Российской Федерации.
9. К отношениям, связанным с организацией и проведением проверок
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения
Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных частями 41
- 43 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
10. В целях осуществления государственного жилищного надзора органы
государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий
организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные
проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона "О защите
прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
11. Предметом проверок является соблюдение органами государственной
власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами,
индивидуальными предпринимателями и гражданами:
а) обязательных требований к:
жилым помещениям, их использованию и содержанию;
содержанию общего имущества в многоквартирном доме;
порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого
помещения в жилое помещение;
порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений
непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим
сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством
Российской Федерацией положением;
учету жилищного фонда;
порядку переустройства и перепланировки жилых помещений;
определению состава, содержанию и использованию общего имущества
собственников помещений в многоквартирном доме;
управлению многоквартирными домами;
выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными
домами (в том числе управляющими организациями, товариществами
собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными
специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими
управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по
выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества
в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным
домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию
и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с
требованиями законодательства Российской Федерации;
установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;
раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством
Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями,
осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;
созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо
жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного
потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов;
предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям
помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
созданию и деятельности советов многоквартирных домов;
определению размера и внесению платы за коммунальные услуги;
обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и
жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических
ресурсов и эксплуатации таких приборов;
деятельности специализированных некоммерческих организаций,
указанных в пункте 2 настоящего Положения, по финансированию капитального
ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными
домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом,
в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме,
договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и
договоров об использовании общего имущества собственников помещений в
многоквартирном доме;
формированию фондов капитального ремонта;
б) других обязательных требований к использованию и сохранности
жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных
жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о
повышении энергетической эффективности.
12. Содержание, сроки и последовательность выполнения
административных процедур при осуществлении государственного жилищного
надзора устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми
и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 16 мая 2011 г. N 373.
13. По решению руководителя органа государственного жилищного
надзора к участию в проведении проверок могут привлекаться эксперты и
экспертные организации, аккредитированные в порядке, установленном
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г.
N 689, для проведения необходимых исследований (включая научные
исследования), испытаний, экспертиз, анализа и оценки.
14. При осуществлении систематического наблюдения за исполнением
обязательных требований и анализа поступивших в орган государственного
жилищного надзора документов, сведений и размещенной на официальных
сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления,
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет") информации об их деятельности орган государственного
жилищного надзора:
а) проверяет своевременность, полноту и достоверность поступивших
документов и сведений в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации;
б) изучает размещенную на официальных сайтах указанных лиц в сети
"Интернет" информацию об их деятельности.
15. Результаты систематического наблюдения за исполнением
обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения
обязательных требований используются при планировании и проведении
органом государственного жилищного надзора плановых и внеплановых
проверок.
16. Орган государственного жилищного надзора в сроки, установленные
высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской
Федерации, размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет":
а) ежегодный план проведения плановых проверок;
б) сведения о результатах плановых и внеплановых проверок, (с учетом
требований законодательства Российской Федерации о защите персональных
данных);
в) ежегодные доклады об осуществлении регионального государственного
жилищного надзора и эффективности такого надзора;
г) тексты рекомендаций и информацию, которые содействуют выполнению
обязательных требований.
17. Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов
государственного жилищного надзора при проведении проверок могут быть
обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
18. Методическое обеспечение государственного жилищного надзора
осуществляется Министерством регионального развития Российской Федерации.

Действующий

2. Установить, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный жилищный надзор.

3. Министерству регионального развития Российской Федерации утвердить методические рекомендации по разработке порядка осуществления государственного жилищного надзора в субъектах Российской Федерации, в том числе порядка взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный жилищный надзор, и административных регламентов исполнения функций по государственному жилищному надзору и муниципальному жилищному контролю.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить в пределах установленной в субъекте Российской Федерации штатной численности органов государственной власти субъекта Российской Федерации норматив штатной численности сотрудников органов государственного жилищного надзора, обеспечивающий выполнение полномочий, возложенных на такие органы Жилищного кодекса Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 23, ст. 2566);

Правительства Российской Федерации от 24 февраля 1995 г. N 182 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 894);

Изменений и дополнений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации по жилищным вопросам, утвержденные Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1303 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст. 4788);

Пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 7, ст. 786).

2. Задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с , об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования).

А) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований;

В) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

4. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.

Д) порядок раскрытия органом государственного жилищного надзора информации о результатах проводимых проверок соблюдения обязательных требований, а также об эффективности государственного жилищного надзора;

Е) порядок взаимодействия органа государственного жилищного надзора с органами муниципального жилищного контроля и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия, установленные Жилищного кодекса Российской Федерации, с саморегулируемыми организациями в сфере управления многоквартирными домами или иными объединениями юридических лиц независимо от организационно-правовой формы или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, а также с объединениями (ассоциациями, союзами) товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных и иных специализированных потребительских кооперативов;

Ж) порядок проведения проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления и гражданами обязательных требований;

6. В случае если законом субъекта Российской Федерации предусмотрено наделение отдельными государственными полномочиями по государственному жилищному надзору органов местного самоуправления (за исключением полномочий по государственному жилищному надзору по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления обязательных требований), порядок осуществления государственного жилищного надзора должен предусматривать особенности осуществления государственного жилищного надзора органами местного самоуправления с учетом требований, содержащихся в настоящего Положения.

7. Государственные жилищные инспектора при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными Жилищного кодекса Российской Федерации, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.

8. Государственные жилищные инспектора имеют служебные удостоверения единого образца, установленного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Особенности экономики и рынка труда формируют риски неравенства доходов на различных этапах жизненного цикла семьи. С точки зрения сохранения социальной стабильности важным показателем является соотношение средней пенсии и заработной платы, и город Москва отличается самым низким значением данного показателя: 19,7% в 2009 году при среднем по Российской Федерации - 33,1%. При высоком уровне душевых доходов социальные трансферты, включающие все федеральные и региональные пенсии, пособия и другие социальные выплаты в денежном выражении, вносят меньший по сравнению с другими субъектами Российской Федерации вклад в доходы населения: в 2009 году - 10,3% при среднем по Российской Федерации уровне 14,8%. В целях преодоления неравенства в доходах трудоспособных граждан и пенсионеров в городе Москве установлена региональная социальная доплата к пенсии для неработающих пенсионеров до величины городского социального стандарта. В результате доля московской социальной доплаты к пенсии составляет 23,3% от всего объема пенсий москвичей (в 2009 году указанный показатель составлял 12,8%). Высокий уровень душевых выплат и совокупных расходов на реализацию Государственной программы формирует риски финансовой устойчивости бюджета города Москвы, поэтому данная мера поддержки должна соответствовать самым жестким требованиям к эффективности социальных выплат с точки зрения целевого использования ресурсов.

Длительный период город Москва отличался самым низким уровнем бедности, однако в последние годы ситуация изменилась и ряд субъектов Российской Федерации обогнали город Москву по темпам снижения бедности. Город Москва стал 6 регионом в рейтинге, отдав первенство Республике Татарстан (8,4%), городу Санкт-Петербургу (9,2%), Липецкой области (9,8%), Московской области (10,1%) и Белгородской области (10,1%). Поэтому для системы социальной поддержки жителей города Москвы задача снижения уровня бедности сохраняет особую актуальность в общей системе приоритетов.

Среди различных категорий населения города Москвы в числе бедных чаще всего оказываются семьи с детьми, но самыми высокими рисками бедности отличаются многодетные и неполные семьи и семьи, имеющие детей-инвалидов.

Именно приоритетная поддержка таких семей, имеющих детей, позволит решить задачу снижения общего уровня бедности. В настоящее время в городе Москве выплачивается 41 вид ежемесячных и единовременных пособий семьям с детьми. Большое количество пособий затрудняет оценку эффективности оказываемых мер социальной поддержки. Назрела необходимость унификации социальной поддержки для семей с детьми на основе нового ежемесячного пособия для детей из бедных семей.

Для определения приоритетов развития системы социальной поддержки населения принципиальное значение имеет динамика неравенства доходов населения. Город Москва отличается самой высокой дифференциацией доходов, хотя в последние годы происходит некоторое снижение неравенства - за период с 2007 по 2009 год коэффициент дифференциации фондов сократился с 41 до 33 раз - этот показатель существенно выше среднероссийского уровня (16,7 раза). Существенным фактором неравенства является концентрация в городе Москве доходов от собственности, которые составляют 17% от общего объема доходов при 6,5% в среднем по Российской Федерации. Город Москва - это единственный субъект Российской Федерации, где среднедушевые доходы превышают среднюю заработную плату. Усиление адресной поддержки бедных позволит нивелировать негативные эффекты неравенства, обусловленные спецификой экономического развития.

Характеристика сложившейся системы социальной поддержки.

Реализация государственной политики в области социальной защиты населения является одной из основных задач (далее также - Департамент). Департамент организует работу управлений социальной защиты населения города Москвы, учреждений нестационарного и стационарного социального обслуживания населения, реабилитационных учреждений для инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья, ресурсного центра для инвалидов, учреждений социальной помощи для бездомных граждан, центра автоматизированного начисления социальных выплат и подготовки аналитической информации по социальной защите населения города Москвы, социальных приютов для детей, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и других государственных учреждений, осуществляющих деятельность в области социальной защиты населения.

За последние годы в городе Москве сформировалась система учреждений социального обслуживания, обеспечивающая различные формы социального обслуживания престарелых и инвалидов - это центры социального обслуживания, социальные жилые дома, пансионаты для ветеранов труда, психоневрологические и детские дома-интернаты. В целях дополнительной социальной поддержки одиноких пожилых граждан в системе Департамента с 1994 года создано и функционирует Государственное унитарное предприятие "Моссоцгарантия", которое на основе договоров пожизненного содержания с иждивением, заключаемых с одинокими гражданами в обмен на передачу в собственность города принадлежащего им жилья, выплачивает ежемесячную компенсацию и осуществляет уход за престарелыми.

Миграционная привлекательность города Москвы обусловила необходимость принятия экстренных мер по профилактике бродяжничества и попрошайничества в городе. В городе открыты социальные учреждения для бездомных и новые типы учреждений по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.

На 1 января 2013 года гражданам пожилого возраста и инвалидам услуги предоставляли 34 территориальных центра социального обслуживания, 3 центра социального обслуживания и 35 стационарных учреждений. В состав центров социального обслуживания входят:

а) 1200 отделений социального и социально-медицинского обслуживания на дому, в которых на обслуживании находятся более 136,6 тыс. пенсионеров и инвалидов. Необходимую им помощь оказывают более 15 тыс. социальных работников. Средняя нагрузка на одного социального работника - 8-9 человек;

б) 170 отделений дневного пребывания (в том числе 4 отделения дневного пребывания со стационаром), в которых граждане получают необходимые социальные услуги, горячее питание и организованный досуг. Ежегодно услугами таких центров пользуется более 60 тыс. человек;

в) в 8 пансионатах для ветеранов труда и 6 психоневрологических интернатах функционируют 15 патронажных отделений на 1706 клиентов.

В 2012 году в центры социального обслуживания обратилось 2,5 млн. человек.

В городе Москве функционировало 35 стационарных учреждений (на сентябрь 2011 года) (10 пансионатов для ветеранов войны и труда, 17 психоневрологических интернатов, геронтопсихиатрический центр милосердия, пансионат для инвалидов по зрению, пансионат "Никольский парк", социально-реабилитационный центр ветеранов войн и вооруженных сил, 4 социальных жилых дома на 483 квартиры). В подведомственных стационарных учреждениях проживает более 15 тыс. человек.

В ведомственное подчинение Департамента передаются учреждения, в которых содержатся и воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, а также все учреждения по работе с семьями с детьми.

На сегодняшний день система этих учреждений состоит из:

26 центров социальной помощи семье и детям;

72 отделений социальной помощи семье и детям;

11 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;

21 детского дома;

9 школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7 детских домов-интернатов для умственно отсталых детей.

По состоянию на 1 января 2013 года в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится 1041 воспитанник.

При Департаменте функционирует "горячая линия" по приему информации о детях, попавших в трудную жизненную ситуацию.

В последние годы одной из востребованных форм социальной реабилитации несовершеннолетних и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, является деятельность отделений дневного пребывания социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, в которых ежегодно проходят реабилитацию около 2 тыс. детей.

Учреждения социальной защиты населения обеспечивают постинтернатную адаптацию выпускников детских домов и школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях обеспечения комплексной социальной поддержки семей с детьми в системе социальной защиты населения города функционирует сеть отделений по работе с детьми в территориальных центрах социального обслуживания (ТЦСО) и центрах социального обслуживания (ЦСО) и центрах социальной помощи семье и детям (ЦСПСиД).

Несмотря на широкую сеть государственных учреждений, оказывающих услуги по уходу, социальному обслуживанию и организации досуга льготных категорий граждан, не удается удовлетворить спрос в данных услугах в полном объеме. Возрастает потребность в новых формах социального обслуживания, в том числе с использованием компьютерных информационных технологий. Не в полном объеме дифференцированы платные услуги в зависимости от нуждаемости получателей таких услуг (их дохода). В наименьшей степени удовлетворен спрос на услуги для инвалидов и семей с детьми. Эта проблема требует расширения спектра и форм оказания услуг, включая создание мобильных бригад, предоставляющих услуги инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности, службы персональных помощников, внедрения в практику инновационных форм реабилитации и оздоровления детей и молодых инвалидов, нестационарных форм обслуживания семей с детьми, создания групп кратковременного пребывания детей дошкольного возраста в центрах социальной помощи семье и детям.

Лучшие практики привлечения внебюджетных средств для расширения ресурсной обеспеченности сети учреждений уже сформировались в городе Москве, но не получили в полной мере должного распространения. Развитие данного направления должно определить вектор модернизации системы социальной защиты населения.

По охвату социальными выплатами город Москва отличается высоким уровнем социальной защищенности населения. По оценкам Департамента, треть жителей получает хотя бы один вид социальных выплат из регионального бюджета, которые формируют 3% доходов населения в целом, или 9% доходов семей, получающих данные выплаты. По душевым расходам на социальную политику город Москва является безусловным лидером.

В связи с включением в Государственную программу показателей развития отраслей с учетом средств федерального бюджета и внебюджетных государственных фондов общий объем средств на реализацию мероприятий Государственной программы в 2012-2016 годах составляет 4486369475,25 тыс. рублей, что на 2366444476,25 тыс. рублей больше по сравнению с ранее утвержденными 2119924999,0 тыс. рублей (приложение 4 к Государственной программе).

2. Прогноз развития сферы социальной поддержки населения

Планируемые результаты и показатели

Государственной программы

Для оценки эффективности деятельности системы социальной поддержки населения предлагается использовать три макроэкономических показателя. Их выбор обусловлен тем, что они реально учитывают эффекты, генерируемые системой социальной поддержки населения, и направлены на повышение уровня жизни населения, борьбу с бедностью, снижение социального неравенства:

Доля населения с доходом ниже величины прожиточного минимума (ключевой показатель эффективности (далее - КПЭ) 1 уровня). Данный показатель позволяет количественно оценить конечные общественно значимые результаты реализации Государственной программы с позиций обеспечения роста материального благосостояния населения, снижения уровня бедности посредством представления мер социальной поддержки, направленных на увеличение доходов граждан. Показатель определяется на основе данных, ежеквартально рассчитываемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов путем их соизмерения с величиной прожиточного минимума.

Введение данного показателя в качестве целевого предполагает, что мероприятия как Государственной программы в целом, так и входящих в ее состав подпрограмм, должны ориентироваться на необходимость и в конечном счете способствовать снижению уровня бедности населения в городе Москве на основе социальной поддержки граждан.

Прогнозируемое снижение данного показателя будет обеспечиваться за счет реализации в рамках Государственной программы мероприятий, обеспечивающих последовательное расширение, в том числе в рамках совершенствования федерального законодательства и законодательства города Москвы, адресного подхода, основанного на оценке нуждаемости, как при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, так и при организации социального обслуживания населения и социальной поддержки семьи с детьми. Планируемые значения показателя к 2016 году снизятся с 10% в 2012 году до 9,5%;

Доля городских общественных зданий, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения (показатель КПЭ 1 уровня). Главным звеном в системе интеграции инвалидов является работа по созданию в городе комфортной безбарьерной среды. Чтобы обеспечить инвалидам возможность вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, в Государственной программе предусмотрены меры для обеспечения инвалидам доступа к объектам инженерной и транспортной инфраструктуры, учреждениям здравоохранения, культуры и искусства, к другим объектам инфраструктуры, а также приспособления жилых помещений для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения. Предлагаемый показатель ориентирован на оценку конечных результатов от мероприятий, нацеленных на решение данной задачи. Определяется как отношение числа городских общественных зданий, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, к общей численности общественных зданий.

В - число общественных зданий в городе Москве, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, объектов;

N - общая численность городских общественных зданий, объектов.

Источники исходных данных - данные органов исполнительной . Планируется повысить уровень доступности городских общественных зданий для инвалидов к 2016 году с 73% в 2012 году до 85%;

Средний доход неработающего пенсионера - получателя доплаты к пенсии в месяц (показатель КПЭ 1 уровня). Данный показатель позволяет количественно оценить конечные общественно значимые результаты реализации Государственной программы с позиций обеспечения роста материального благосостояния населения, снижения уровня бедности посредством предоставления мер социальной поддержки, направленных на обеспечение доходов граждан. Устанавливается нормативными правовыми актами города Москвы на очередной год. В расчет данного показателя включаются средний размер пенсии (данные Пенсионного фонда Российской Федерации), региональная социальная доплата к пенсии неработающего пенсионера до установленного нормативным правовым актом Правительства Москвы городского социального стандарта, выплаты на бесплатный проезд, зубопротезирование, санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения и обратно. Не учитываются доходы пенсионеров, имеющих льготный статус (группу инвалидности, особые заслуги и др.).

Показатель определяется по формуле:

П - средний размер пенсии;

РСД - средний размер региональной социальной доплаты;

В - сумма выплат;

В = В1 + В2 + ... + Вi, Вi - выплата.

Источники исходных данных - данные органов социальной защиты населения и Пенсионного фонда Российской Федерации.

Планируется достижение показателя по итогам реализации Государственной программы с 14131 рубля (в 2011 году) до 17294 рублей (в 2016 году).

3. Цели и задачи Государственной программы

С учетом задач, поставленных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 июня 2011 г., Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, а также решений, принятых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, целью Государственной программы является повышение уровня и качества жизни жителей города Москвы, нуждающихся в социальной поддержке, сокращение бедности за счет развития адресных форм социальной защиты населения. На достижение цели направлены все подпрограммы (приложение 1 к Государственной программе).

Под уровнем жизни в Государственной программе понимается уровень доходной, жилищной и имущественной обеспеченности населения. Под качеством жизни - доступность и уровень потребления услуг социальной сферы, включая образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культуру и спорт.

В целях повышения уровня жизни населения создана и совершенствуется система социальных выплат в денежной и натуральной форме, предоставляемых за счет средств бюджета города Москвы, а повышение качества жизни достигается посредством увеличения объема и повышения качества предоставляемых социальных услуг, в том числе услуг по социальной адаптации. В совокупности меры социальной защиты должны быть эффективными и результативными. Предлагается три стратегические задачи, на решение которых будут направлены все подпрограммы:

Улучшение качества социального обслуживания и введение новых форм социальных услуг для населения;

Повышение эффективности мер социальной поддержки за счет развития и усиления адресного оказания социальной помощи жителям города Москвы;

Сокращение уровня бедности и социальной исключенности.

4. Сроки и этапы реализации Государственной программы

и плановые значения конечных результатов

Государственная программа реализуется в период с 2012 по 2016 год и предусматривает следующие этапы:

Этап 1: 01.01.2012-31.12.2013 - этап оптимизации системы социальных выплат и подготовки к модернизационным преобразованиям в системе социальной поддержки и создания ресурсной, методологической, нормативно-правовой основы для модернизационных преобразований.

Этап 2: 01.01.2014-31.12.2016 - этап модернизационных преобразований.

Данный подход к формированию Государственной программы отражен в программных мероприятиях и динамике значений целевых показателей (приложения 2-4 к Государственной программе).

Обзор основных проблем и рисков социально-экономического развития и сложившейся системы социальной защиты населения города Москвы позволяет сформулировать следующие направления модернизационного развития:

Удельный вес детей младшего школьного возраста и детей из малообеспеченных семей, охваченных бесплатным питанием в образовательных учреждениях, составит 100%;

Удельный вес малообеспеченных семей с детьми, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, к числу малообеспеченных семей с детьми, состоящих на учете в данных учреждениях, вырастет до 100%;

Количество пенсионеров, получающих региональную социальную доплату, - 2210 человек;

Доля ветеранов Великой Отечественной войны, охваченных социальными услугами от числа нуждающихся, увеличится до 100%;

Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов, охваченных социальным обслуживанием, из числа обратившихся достигнет 90%;

Удельный вес инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями, от общего числа обратившихся вырастет до 100%;

Доля трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов, имеющих трудовые рекомендации, достигнет 83,9%;

Удельный вес инвалидов, охваченных реабилитационными услугами, составит 90%;

Доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных учреждениях всех типов, вырастет до 99,215%;

Доля жизнеустроенных бездомных граждан от общего числа обратившихся в социальные учреждения увеличится до 30%;

Количество граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания, достигнет 4063779 человек;

Количество государственных услуг в сфере социальной защиты населения, доступных в электронном виде, вырастет до 30 услуг;

Количество граждан, оформивших государственные услуги в сфере социальной защиты населения в режиме онлайн, увеличится до 100000 человек.

5. Обоснование состава и значение конечных результатов

Государственной программы, подпрограмм, результатов

основных мероприятий

Определение состава и значений конечных результатов Государственной программы, подпрограмм, результатов основных мероприятий позволяет достичь к окончанию срока реализации Государственной программы ее целей. Государственная программа содержит направления деятельности, обеспечивающие реализацию принятых публичных обязательств и модернизацию сложившейся системы социальной поддержки в целях повышения ее эффективности и результативности.

Каждое мероприятие Государственной программы ориентировано на конечные результаты, планируемые значения которых отражены в приложении 2 к Государственной программе.

Расчеты объемов бюджетных ассигнований бюджета города Москвы на выплаты отдельным категориям граждан (исполнение публичных нормативных обязательств) приводятся в приложении 6 к Государственной программе.

6. Перечень подпрограмм Государственной программы

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЖИЛИЩНОМ НАДЗОРЕ

На основании пункта 16.1 статьи 12 и части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном жилищном надзоре.

2. Установить, что Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный жилищный надзор.

3. Министерству регионального развития Российской Федерации утвердить методические рекомендации по разработке порядка осуществления государственного жилищного надзора в субъектах Российской Федерации, в том числе порядка взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный жилищный надзор, и административных регламентов исполнения функций по государственному жилищному надзору и муниципальному жилищному контролю.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить в пределах установленной в субъекте Российской Федерации штатной численности органов государственной власти субъекта Российской Федерации норматив штатной численности сотрудников органов государственного жилищного надзора, обеспечивающий выполнение полномочий, возложенных на такие органы статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

5. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 23, ст. 2566);

постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 1995 г. N 182 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 894);

пункт 1 изменений и дополнений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации по жилищным вопросам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1303 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст. 4788);

пункт 5 постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 7, ст. 786).

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждено

постановлением Правительства

Российской Федерации