Дошкольное учреждение для детей с овз. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Законодательную и нормативную базу современного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями составляют:

Закон РФ "Об образованы? ";

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" - введение новых государственных принципов российского образования, новая типология образовательных учреждений, изменения некоторых организационно-правовых аспектов специального образования. Дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), утв. Постановлением Правительства РФ от 01-07.95 № 677.

Эти встречи были посвящены выбору наиболее актуальной информации, которая была обобщена после обширных чтений, бесед, обсуждений, до достижения общего согласия исследователей, чтобы затем сформулировать и начать строительство расследования. Определение проблемы: как интегрировать детей с синдромом Дауна на дошкольном уровне с помощью методологических стратегий в социальной сфере?

Поделитесь социальными навыками посредством интеграции детей с синдромом Дауна, в систему регулярного образования. Выбор и применение инструментов: Сборник библиографических данных. Анализ и интерпретация данных. В соответствии с этим исследованием и предложенными нами проблемами мы предлагаем несколько методологических стратегий; В первом случае мы представляем стратегии для работы в классе в качестве образовательного процесса, позже мы предлагаем ежедневную работу с детьми, и, наконец, мы предлагаем три образовательных проекта, являясь этими стратегиями педагогический вклад в детей, у которых есть синдром и что они интегрированы в систему регулярного образования, с тем, что они работают в совместной форме и все являются протагонистами каждого опыта и собственного обучения.

Постановления Правительства РФ> инструктивные письма Министерства образования и науки РФ регулируют отдельные вопросы функционирования дошкольных учреждений системы специального образования.

2. Дети с отклонениями в развитии воспитываются в дошкольных образовательных учреждениях и в учреждениях "Начальная школа - детский сад" следующих видов:

Согласно теории прикладного поведенческого анализа и концепции зоны проксимального развития, которая относится к тем поведению, в котором взрослый или другой человек должен помогать ребенку, поскольку эти поведения еще не консолидированы или полностью не приобретены; то есть они находятся в процессе полного господства, поэтому такая помощь необходима. Этот аспект важен, поскольку эти поведения - это те, которые попадают в зону проксимального развития, те, которые обнаружены и выбраны для начала лечения, таким образом, что их обучение легче для ребенка, поскольку они не требуют такого большого усилия как те, в которых они не проявились, даже не начало их.

компенсирующего - обучение детей с теми или иными отклонениями в развитии;

комбинированного - группы для нормально развивающихся детей и группы компенсирующего вида;

общеразвивающего - в условиях интегрированного (совместно с нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной поддержке ребенка с отклонениями в развитии. Широкое распространение интегрированного обучения в детских садах общеразвивающего вида в современных условиях не представляется возможным из-за отсутствия необходимой для этого материально-технической базы, кадрового обеспечения и др. Специалисты считают, что модели интеграции сегодня могут быть реализованы в обще развивающих группах детских садов комбинированного вида и в центрах развития ребенка, где легче создать соответствующие условия. Кроме того, существуют:

Таким образом, очевидно, что ребенок должен сначала наблюдать за тем, что делает взрослый, т.е. модель; то ребенок должен подражать ему и выполнять свою деятельность, предоставляя всю необходимую поддержку; постепенно откажется от предоставленной помощи, пока ребенок полностью не завершит свою деятельность.

Социализация имеет важное значение для автономии и независимости детей с синдромом Дауна, а также для тех, у кого есть проблемы в их развитии, и они не могут заботиться о себе, поэтому им постоянно помогают родители или другие взрослые. Процесс социализации происходит совместно с людьми и с окружающим нас миром.

группы кратковременного пребывания - для дошкольников с отклонениями в развитии, которые воспитываются в домашних условиях;

образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа - для детей, нуждающихся в длительном лечении; Iучреждения дополнительного образования - центры дополнительного образования, детские оздоровительные центры различного профиля и др.

Поскольку ребенок рождается, он начинает приобретать язык. На этом этапе ребенок реагирует, рефлексами, на то, что он захватывает через чувства, и через это ребенок начинает общаться. На этом этапе он начинает взаимодействовать с людьми через выражение своих чувств через плач и улыбки.

Ребенок также должен иметь возможность реагировать на его изображение в зеркале и в игру, которую он будет делать один и сопровождать. Он выполняет действия, чтобы привлечь внимание окружающих и способен реагировать при прослушивании музыки. Он начинает распознавать некоторые части тела и может остановиться, сесть и обнять куклу. В этом возрасте он начинает выражать себя словами и словарем, который растет с каждым днем, он умеет имитировать шумы с большей точностью. Игры, которые он играет, сложнее, теперь он может делиться, уважать и ждать поворотов, искать объекты, отраженные в зеркале, играть в одиночку или сопровождать, подчиняясь простым правилам.

Наиболее приемлемая организационная форма для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, которые особенно тяжело переживают трудности перехода к школьному! обучению, - образовательное учреждение "Начальная школа ~\ детский сад".

Основная его цель - осуществление образовательного процесса путем обеспечения:

преемственности между дошкольным и начальным образованием;

Ребенок внимательно следит за действиями, которые выполняют взрослые. При прослушивании музыки происходит ритмичное движение. В возрасте от двух до четырех лет это улучшает вашу способность изучать части тела. Ребенок должен уметь отвечать и задавать вопросы. Теперь вы можете выражать действия, используя глаголы в настоящем и в прошлом. Их игры более сложны, и они будут делать это самостоятельно или в сопровождении. Его реакция на музыку усовершенствуется, и он способен отличать компас, медленные и быстрые ритмы, громкий или мягкий громкость, и будет присутствовать и реагировать на взрослых.

оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья; физического и психического развития детей. Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются" в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного (как отмечает Ю.В. Морозова). Обучение и воспитание в этих учреждениях осуществляется в соответствии с действующими коррекционно-развивающими программами для каждой категории детей с отклонениями в развитии.

Наконец, от четырех до пяти лет, ребенок может теперь делать простые просьбы и узнавать больше частей своего тела. Он может повторять фразы из пяти слов, как дни недели, он также может дифференцировать утро со дня и ночи, он может быть расположен во времени и пространстве. Его больше интересует то, что делают взрослые, участвуя в их действиях. Его игры более сложны, он сможет ждать своей очереди в игре и уже способен предположить или притворяться.

Следует отметить, что презентация методологических стратегий, относящихся к средствам массовой информации и театру, которые намекают на их реализацию, дети могут экспериментировать с инновационными стратегиями, являясь основными участниками этих методологий, включая семью, общину и педагогов, являясь частью учебного плана с активным участием.

Наполняемость групп зависит от вида нарушений и возраста. По возрасту- две возрастные группы:

До 3 лет;

Старше 3 лет.

По видам нарушений:

С тяжелыми нарушениями речи - до 6 и 10 чел. (т.е. для первой группы - до 6 чел., для второй - до 10 чел.);

Для часто болеющих - до 10 и 15 чел.;

Со сложными (комплексными) дефектами - до 5 чел. для обеих возрастных групп;

Затем мы задали себе вопрос: как интегрировать детей с синдромом Дауна на дошкольном уровне с помощью методологических стратегий в социальной области? Мы исследовали синдром Дауна, и после сбора информации мы проанализировали, что в зависимости от стимуляции, вы понимаете это, будет прогресс в развитии и развитии трисомы.

Социализация детей с синдромом Дауна такая же, как у детей, у которых этого нет, единственная разница в том, что процесс происходит медленнее у детей с синдромом Дауна. Агентами, участвующими в процессе социализации детей с синдромом Дауна, являются семья, учителя, сверстники и общество в целом, они непосредственно влияют на поведение детей.

С иными отклонениями в развитии - до 10 и 15 чел. (соответственно) и т. п.

5. Группы кратковременного пребывания предназначены для дошкольников с отклонениями в развитии, которые воспитываются в основном в домашних условиях.

В этих группах осуществляется:

Психолого-педагогическая помощь детям;

Консультативно-методическая поддержка родителей;

Синдром Дауна - это не болезнь, потому что если бы это было так, то оно было бы излечено наркотиками, синдром - это набор признаков или характеристик, которые воссоединились по тому соотношению, что врач нашел фамилию Вниз. Изучив эту тему, было приятно и стимулировать наше развитие как людей, мы могли понять, что очень важно интегрировать и включить этих детей в систему регулярного образования, мы также считаем, что учебные заведения, такие как школы и детские сады, должны иметь с необходимыми инструментами для интеграции этих детей.

Из опыта мы узнали, что лучше для ребенка с особыми образовательными потребностями, особенно с синдромом Дауна, иметь возможность общаться с детьми с раннего возраста. Именно в те времена, которые мы рассматриваем, сам ребенок еще не полностью осознает свой дефицит и не является его спутниками. Вместе они имеют возможность учиться жить вместе, общаться и принимать друг друга. Общий опыт интересен для всех: для детей с синдромом Дауна, поскольку они могут испытывать стандартные эталонные модели у своих сверстников; потому что они узнают, что в их среде есть также дети с особыми образовательными потребностями, такие как дети вниз, у которых есть физические характеристики, которые их характеризуют, и что это не является препятствием для того, чтобы иметь возможность взаимодействовать с другими одноклассниками.

Социальная адаптация детей;

Формирование предпосылок учебной деятельности.

Занятия проводятся индивидуально или подгруппами (2-3 ребенка) в присутствии родителей в удобное для них время. Продолжительность занятий - 5 часов в неделю.

6. Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - центры:

Детский сад и детский сад являются первым институционализированным учебным и учебным пространством, в котором участвуют девочки и мальчики. В нем социализация и игра связаны с присвоением дисциплинарного содержания. Сад должен быть открытым учебным заведением и строить обучение в самом широком смысле этого слова не только для детей и педагогов, но и для родителей и сообщества в целом.

В связи с вышеизложенным можно было работать над темой разнообразия, а также с особыми образовательными потребностями и их интеграцией. Мы считаем, что на начальном этапе мальчик и девочка, которые представляют синдром Дауна, важны для общения и общения с детьми, у которых этого синдрома нет в общих образовательных центрах. Уместно, чтобы дети с образовательными потребностями были интегрированы с раннего возраста в окружающее их сообщество, поскольку было бы более целесообразным включить их и их семьи.

Диагностики и консультирования;

Психолого-медико-социального сопровождения;

Психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др.

Обслуживают разные возрастные категории - от 3 до 18 лет. В этих центрах находятся дети:

С высокой степенью педагогической запущенности;

С нарушениями эмоционально-волевой сферы;

Дети с синдромом Дауна при выполнении одних и тех же задач, функций, ролей, игр, действий в целом, что другие дети, их возраст, начнут думать о себе как о фундаментальной части общества, в котором они вставлены вместо чувства неспособный или исключенный из него.

Все дети на этом этапе должны научиться решать всевозможные проблемы и ситуации, которые им представлены, поскольку таким образом они развивают мышление и ум, которые должны активировать, они также учатся преодолевать препятствия, которые могут возникнуть в будущее.

Согласно полученной нами информации, чилийское общество меняется с ритмами и чувствами, которые не имеют исторических прецедентов; следовательно, образование должно динамично реагировать на эти новые сценарии и готовить новые поколения для полного участия в соответствии с их возможностями и личными характеристиками.

Подвергшиеся насилию;

Вынужденные покинуть семью;

Из семей беженцев, вынужденных переселенцев. Основные направления деятельности данных учреждений по отношению к дошкольникам:

Диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении;

Образование детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, с состоянием соматического и психического здоровья;

Таким образом, в ситуации дошкольных детей, говоря о дошкольной интеграции, общество со своими ценностями и ориентациями становится очевидным благодаря своей семье, конкретным сообществам, к которым они принадлежат и в которых они участвуют, и других социальных институтов. Поэтому важно, чтобы каждый опыт воспитания и интеграции в раннем возрасте усиливал скоординированный вклад сообщества в учебную работу, во взаимную обратную связь, принимая во внимание права детей. Согласно образовательным стратегиям, которые мы предлагаем в этом исследовании, мы можем заключить, что каждый из них вносит соответствующий вклад в интеграцию, поскольку все они разработаны с намерением детей соотносить и обмениваться в интегральном ключе со своими одноклассниками и учителями, работая как в команде, так и индивидуально, чтобы дети с синдромом Дауна чувствовали себя важной частью этого образовательного сообщества, интегрированы и участвуют во всех видах методологий, которые выполняются.

Организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;

Психокоррекционная и психопрофилатическая работа;

Проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.

7. Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа: санаторные школы-интернаты;

санаторно-лесные школы;

санаторные детские дома для детей-сирот и Детей, оставшихся без попечения родителей.

Эти методологические стратегии предлагают возможность найти новые социальные формы работы и сосуществования, поскольку все чаще и быстрее, ребенок должен сообщать все, что знает и знает, а также должен знать и понимать, что делают другие коллег, сравнивая и проверяя в то же время с их собственным опытом. Благодаря коллективной деятельности человек приобретает осознание принадлежности к группе и, таким образом, в то же время наслаждается тем, что это подразумевает. Коллективная деятельность позволяет обогащать одно и другое, поскольку совместная деятельность и общий опыт являются незаменимыми условиями для хорошего принятия в пределах собственной группы.

Предназначены для детей, которые нуждаются в длительном лечении.

8. Дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекцийных) школах и школах-интернатах создаются для детей с выраженными отклонениями в развяжи.

Образовательные программы в этих отделениях, как отмечает Ю.В. Морозова, рассчитаны на года, в течение которых у ребенка формируются предпосылки учебной деятельности в необходимой коррекционно-развивающей среде.

9. Постоянно действующие психолого-медико-педагогаческие комиссии (ПМПК) осуществляют комплектование дошкольных образовательных учреждений специального назначения, а также решают вопросы перевода и направления ребенка в то или иное учреждение (группу).

. 22.Основные виды специальных школ для детей с различными нарушениями развития

1. Организацию обучения и воспитания детей школьного возраста с особыми образовательными потребностями регулируют следующие документы:

Закон РФ "Об образовании";

Закон РФ "О социальной защите инвалидов";

Семейный кодекс РФ;

Постановление Правительства РФ "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии";

письмо Министерства образования РФ "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIIIвидов".

2. В нормативно-правовых и официальных документах эти школы называются по их видовому порядковому номеру. Финансирование специальных (коррекционных) образовательных учреждений осуществляется соответствующим учредителем. В нашей стране функционируют специальные образовательные учреждения для других категории детей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности.

3. Особенности специальных школ:

обучение в соответствии со специальным образовательным стандартом;

выпускники (кроме школы VIIIвида - для детей с умственной отсталостью) получают цензовое образование, соответствующее уровню образования в массовой общеобразовательной школе;

направление ребенка в специальную школу только с согласия родителей и на основании заключения ПМПК;

для детей со сложной структурой дефекта создается специальный класс (группа);

для детей с выраженными нарушениями в умственном развитии и сопутствующими другими нарушениями открываются соответствующие классы;

обеспечение медицинского и психологического сопровождения силами штатных специалистов, поддерживающих в школе охранительный режим и участвующих в профконсультировании;

помощь в процессе адаптации и интеграции оказывает социальный педагог;

трудовая пред профессиональная подготовка воспитанников.

. Специальные школы I и II видов

Особенности организации обучения.

равноправное обучение языку словесной и жестокой речи;

в школах, работающих на билингвистической основе, ведение учебного процесса на языке жестовой речи;

индивидуальные и групповые занятия - развитие слухового восприятия, формирование произносительной стороны устной речи;

классы для детей со сложной структурой дефекта;

наполняемость класса (группы) - до 6 чел.

В специальных школах для слабослышащих и детей - школах IIвида - организуются два отделения:

первое - для детей с легким недоразвитием речи, связанным с нарушением слуха;

второе - для детей с глубоким недоразвитием речи, также связанным с нарушением слуха.

Особенности организации обучения в первом отделении:

обучение с 7 лет;

наполняемость класса - до 10 чел.; начальное общее образование - 4-5 лет; основное общее образование - 6 лет; среднее общее образование - 2 года;

Особенности организации обучения во старом отделения образование:

начальное - 5-6 лет или 6-7;

основное - 6 лет;

среднее - 2 года;

подготовительный класс (для детей, не имеющих дошкольной подготовки);

наполняемость класса - до 8 чел;

индивидуальные и групповые занятия (с применением слуховых аппаратов и звукозаписывающей аппаратуры) по развитию слухового и слухозрительного восприятия; формирование и коррекция произносительной стороны речи;

занятия фонетической ритмикой с музыкальным сопровождением,

Специальные школы III и IV видов

Специальные школы для незрячих детей - школы Ш вид.

Принимаются дети:

незрячие;

с остаточным зрением (0,04 и ниже);

с более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессир;

глазными болезнями.

обучение ~ с 6-7 лет (иногда с 8-9 лет); класса - до 8 чел.; общий срок обучения - 12 лет.

Специальные школы для слабовидящих детей - школы IVвида.

Принимаются:

слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией (учитываются: поле зрения, острота зрения вблизи, форма и течение патологии); дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих, и часто рецидивирующих заболеваниях зрения; при наличии астенических явлений, возникающих во время чтения и письма на близком расстоянии; дети с косоглазием и амблиопией (острота зрения свыше 0,4).

Особенности организации обучения:

обучение - с 6-7 лет; наполняемость класса - до 12 чел.; продолжительность общего обучения - 2 лет.

Ввиду небольшого числа школ IIIиIVвидов возможно совместное обучение незрячих и слабовидящих детей, а также детей с косоглазием и амблиопией.

Специальные школы V и VI видов

1. Обучение школах для детей с тяжелыми нарушениями речи -школах У вида.

Основное общее образование - 10-11 лет.

В 1-й класс принимаются дети в возрасте 7-9 лет, в подготовительный - с 6-7 лет.

При устранении речевого нарушения (по заключению ПМПК) ребенок переводится в обычную школу.

Организуются одно или два отделения:

Первое - обучение детей с общим недоразвитием речи тяжелой степени, а также с общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием;

Второе - для детей, имеющих тяжелую форму заикания при нормально развитой речи.

В этих отделениях могут создаваться классы (группы) для воспитанников с однородными нарушениями речи.

Особенности организации обучения:

Специальная логопедическая и педагогическая помощь в процессе обучения и воспитания;

Специальный речевой режим.

2. Школа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - шкала VIвида.

Обучение в 1-м классе - с 7 лет;

Начальное общее образование - 4-5 лет;

Основное общее образование - 6 лет;

Среднее общее образование - 2 года, Особенности организации обучения:

Имеется подготовительный класс;

Наполняемость в группе - до 10 чел;

Специальный двигательный режим;

Обучение и воспитание организовано в единстве с комплекс ной коррекцией двигательной сферы, речи и познавательно деятельности ребенка.

Специальные школы VII и VIII видов

Специальные школы для детей с трудностями (с задержкой психического развития) - школы VIIвида:

начальное общее образование - 3-5 лет; основное общее образование - 5 лет.

По мере коррекции отклонений лети могут переводиться

обычную школу.

Особенности организации обучения:

дети принимаются только в подготовительный, 1-й 2-й классы (в виде исключения - в 3-й кл.). наполняемость учебной группы - до 12 чел.; ребенок при уточнении диагноза обучается в течение года; индивидуальные и групповые занятия; логопедические занятия.

Специальные школы для детей с умственной отсталостью ~ школы VIIIвида.

Особенности организации обучения:

итоговый экзамен - по трудовому обучению;

по состоянию здоровья некоторые выпускники освобождают от экзамена;

прием в подготовительный или 1-й класс - с 7-8 лет;

в подготовительном классе - подготовка ребенка к школе, уточнение диагноза;

наполняемость - до 6-8 чел. (подготовительный класс); до 12 чел. (в остальных классах);

сроки обучения - 8, 9, 10 лет (9 и 10 лет - с классом профессиональной подготовки);

возможна углубленная трудовая подготовка (при наличии необходимой материальной базы).

3. В ряде школ создаются специальные классы для детей с глубокой умственной отсталостью (5-6 чел.).

Комплектование классов для детей с тяжелой формой интеллектуального недоразвития проводится по трем уровням:

I- с 6 до 9 лет;

II- с 9 до 12 лет;

III- с 13 до 18 лет.

Особенности организации обучения:

Не принимаются лети, страдающие психопатией, эпилепсией, другими психическими заболеваниями, требующими активного лечения. Такие дети могут посещать консультативные группы вместе с родителями;

Режим работы класса (группы) - по договоренности с родителями;

Индивидуальный образовательный маршрут - в соответствии с психофизическими возможностями ребенка.

Другие формы специального образования школьников с отклонениями в развитии

1. Специальные детские дома и школы-интернаты предназначены для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеющих особые образовательные потребности. В данных учреждениях воспитываются и обучаются в основном такие дети и подростки, у которых отмечены интеллектуальная недостаточность и трудности в обучении.

2. Организация обучения на дому возможна для лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих образовательные учреждения.

Процесс обучения организует ближайшее (по месту нахождения) образовательное учреждение на основании медицинского заключения в отношении детей, страдающих соматическими заболеваниями, либо на основании психолого-медико-педагогической комиссии или медико-социальной экспертной комиссии. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение в домашних условиях, устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Обучение на дому носит индивидуальный характер.

Итоговую аттестацию и выдачу документа о соответствующем

уровне образования обеспечивает образовательное учреждение.

3. Центры реабилитации создаются для обучения и воспитания детей со сложными или с тяжелыми недостатками.

Занятия в центрах реабилитации организуются по программам индивидуального и (или) группового обучения с количеством обучающихся в группе не более 10 чел, а со сложным дефектом - до 6 чел.

Задачи центров реабилитации:

Формирование навыков - общения, самообслуживания, элементарных трудовых;;

Организация занятий по индивидуальным учебным программам.;

4. Логопедическая служба оказывает помощь детям, которые имеют различные нарушения речи и обучаются в образовательных учреждениях общего назначения; Организация логопедической помощи - исходя из количества детей, нуждающихся в логопедической помощи:

в штат образовательного учреждения общего назначения вводится должность учителя-логопеда",

в структуре органа управления образованием создается логопедический кабинету

организуется логопедический центр - учреждение с правами юридического лица.

Наиболее широко распространенная форма - логопедический пункт при общеобразовательном учреждении (как отмечает Н.М. Назарова).

Основные задачи логопедического пункта:

коррекция нарушения устной и письменной речи;

своевременное предупреждение неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями;

распространение логопедических знаний среди родителей и педагогов,

5. В современных условиях развития специального образования создаются новые модели специальных образовательных учреждений, которые удовлетворяют особые образовательные потребности детей с отклонениями в развитии.

В настоящее время в Москве, Новгороде, Санкт-Петербурге, Ярославле, Махачкале, в Сибири и на Урале успешно работает модель многофункционального специального образовательного учреждения, выполняющего следующие функции:

образования;

психолого-педагогического консультационного центра;

центра социальных услуг для малоимущих слоев населения;

центра образовательных услуг в получении начального профессионального образования.

В московской школе-интернате № 65 воспитанникам предлагается комплексная программа, включающая:

дифференцированный личностно-ориентированный образовательный процесс, который осуществляется в тесной связи с индивидуализированной медико-реабилитационной поддержкой и социально-педагогической помощью;

благоприятный психологический климат и комфортную социокультурную среду образования в целом.

Псковский лечебно-педагогический центр проводит работу по включению в образовательное пространство детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

23. Профессиональная реабилитация лиц с ограниченной трудоспособностью

1. Конституция РФ и Федеральный закон "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" закрепляют право на профессиональную реабилитацию лиц с ограниченной трудоспособностью. Законодательными актами определены:

Федеральная базовая программа реабилитации;

Индивидуальная программа реабилитации лиц с ограниченной трудоспособностью (инвалидов).

2. Инвалидность - любое ограничение или отсутствие (в результате дефекта) способности осуществлять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются. нормальными для человека (определение Всемирной организации здравоохранения - ВОЗ).

В соответствии с российскими законами инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья, обусловленное:

Заболеванием;

Последствиями травм;

Анатомическими дефектами.

Все инвалиды делятся на несколько групп по разным основаниям:

По возрасту;

Причинам происхождения инвалидности;

Трудоспособности.

В свою очередь, существуют группы по трудоспособности:

Инвалиды 1 группы - нетрудоспособные;

Инвалиды 2 группы - временно нетрудоспособные, или трудоспособные в ограниченных сферах;

Инвалиды IIIгруппы - трудоспособные в щадящих условиях труда. Присвоение той или иной группы инвалидности зависит от характера нарушений здоровья.

Iгруппа инвалидности:

Стойкое, значительно выраженное расстройство функций организма;

Существенное нарушение способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации в окружающем пространстве, а также способности к обучению, контролю за своими действиями.

IIгруппа инвалидности:

стойкое, выраженное расстройство функций организма;

ограничение возможностей обучения и трудовой деятельности, самообслуживания, передвижения, ориентации, обучения, контроля за своими действиями.

IIIгруппа инвалидности:

стойкое, но незначительно или умеренно выраженное расстройство функций организма;

некоторое ограничение способности к обучению, трудовой деятельности, самообслуживанию, передвижению, ориентации в окружающем пространстве и общению.

3. Индивидуальная программа реабилитации - это комплекс мер (медицинских, психологических, педагогических, социальных), направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма и восстановление (или формирование) способности к выполнению определенных видов деятельности, в том числе профессионально-трудовой. Имеет рекомендательный характер и составляется специалистами (медиками, психологами, педагогами, социальными работниками, представителями службы занятости) Государственной службы медико-социальной экспертизы после всестороннего комплексного обследования лица с ограниченной трудоспособностью.

В соответствии с данной программой проводится профессиональная ориентация.

23.Профессиональная ориентация и профессиональное образование лиц с ограниченной трудоспособностью

1. Профессиональная ориентация - обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и в выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда. Профориентацнонная работа включает социально-педагогическое сопровождение, социально-трудовую поддержку - посредническую помощь в получении профессиональной подготовки.

Направления профессиональной ориентации:

профессиональная информация;

профессиональная консультация;

профессиональный подбор:

профессиональная, производственная и социальная адаптация.

Педагоги специальных образовательных учреждений на основе использования различных форм и методов должны подготовить детей к обоснованному выбору профессии с учетом их индивидуальных особенностей. Этапы профориентационной работы (по О.Е Булановой):

младший школьный возраст - подготовка детей к трудовым усилиям, ознакомление с профессиями, с миром труда, формирование у них потребности своим трудом приносить пользу другим;

возраст 10-2 лет - включение детей в общественно-полезный труд, формирование мотивов выбора профессии, интереса к конкретной трудовой деятельности;

возраст 12-14 лет - у детей должны быть сформированы систематический знания, а также умение ориентироваться в мире профессий, интерес к конкретной профессии;

возраст 14-17 лет - социально-профессиональная направленность подготовки к труду в сфере материального производства с учетом психофизических возможностей детей.

2. Человек с ограниченной трудоспособностью (в зависимости от характера и степени тяжести нарушения) может получить профессиональное образование - начальное, среднее, высшее.

Начальное профессиональное образование имеет своей целью подготовку, как правило, на базе общего образования квалифицированных работников по всем основным направлениям общественно полезной деятельности. Оно может быть получено в профессионально-технических училищах и иных типах учебных заведений данного уровня.

Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования специалистов среднего звена для всех отраслей народного хозяйства. Среднее профессиональное образование может быть получено в среднем специальном учебном заведении (училище, колледже) или в высшем учебном заведении на первой ступени высшего профессионального образования.

Высшее профессиональное образование может быть получено в университетах, академиях, институтах, консерваториях, высших профессиональных школах.

По завершении обучения на каждой из ступеней выпускник получает диплом, который дает право заниматься профессиональной деятельностью или перейти к следующему этапу образования.

Решению проблемы профессионального образования и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности способствуют новые модели специальных учебных заведений, которые реально осуществляют профессиональную подготовку и трудоустройство своих воспитанников.

Обучение студентов-инвалидов организовано в ряде специальных высших учебных заведений:

Московский институт-интернат для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

Институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета;

Государственный специализированный институт искусств Минкультуры России;

Заочный институт реабилитации и профессиональной подготовки незрячих Всероссийского общества инвалидов (г. Волоколамск Московской области).

Также студенты с ограниченными возможностями включаются в общей образовательный поток вуза (отдельные группы или факультеты):

МВТУ им. Н.Э. Баумана (Москва);

МЛГУ (Москва);

РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург).

Зарубежный опыт показывает, что лица с ограниченной трудоспособностью имеют равные с остальными возможности образования и последующей трудовой деятельности. В нашей стране (как отмечает Н.М. Назарова) инвалиды не всегда имеют такие возможности для получения профессионального образования: количество студентов с ограниченной трудоспособностью, обучающихся в вузах России, составляет всего около тысячи человек.

В Российской Федерации работающие инвалиды составляют около 11% от общего числа имеющих инвалидность, хотя, по некоторым данным, 2/3 из них могут и желают трудиться.

24.Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями

1. Социальная помощь (по определению Л.И. Аксеновой) - это система гуманитарных услуг (правоохранных здравоохранительных, образовательных, психотерапевтических, реабилитационных, консультационных, благотворительных) представителям экономически не обеспеченных, социально слабых, психологически уязвимых слоев и групп населения в целях улучшения их способности к социальному функционированию. Социальная помощь оказывается учреждениями социального обслуживания. Ь Социальное обслуживание - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических. Социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2. Социально-педагогическая деятельность (по определению В.А. Никитина) состоит в обеспечении образовательно-воспитательными средствами направленной социализации личности, в передаче индивиду (и освоении им) социального опыта человечества, обретении или восстановлении социальной ориентации социального функционирования.

В социально-педагогическую деятельность входят процессы:

образования, обучения и воспитания;

интериоризации (преобразование строения предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания);

экстериоризации (процесс перехода от внутренней психической деятельности к внешней, предметной) социокупьтурных программ и общественного наследия.

Организация социально-педагогической деятельности в условиях нарушения развития приобретает специфический коррекционно-компенсаторный характер и является мощным адаптирующим фактором.

Важным аспектом социально-педагогической деятельности является социальная реабилитация - процесс восстановления основных социальных функций личности.

Социальная интеграция (по определению Л.И. Аксеновой) полное, равноправное включение личности во все необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус, достижение возможности полноценной независимой жизни и самореализации в обществе.

Социальная интеграция - показатель эффективности организации социально-педагогической деятельности в сфере социальных институтов коррекционно-компенсаторной направленности.

Основное положение современной системы социально-педагогической помощи - приоритет личности и семьи.

Законодательную и нормативную базу современного дошкольного образования детей с ограниченными возможностями составляют:

Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» – введение новых государственных принципов российского образования, новая типология образовательных учреждений, изменения некоторых организационно-правовых аспектов специального образования.

Дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), утв. Постановлением Правительства РФ от 01-07.95 № 677.

Постановления Правительства РФ, инструктивные письма Министерства образования и науки РФ регулируют отдельные вопросы функционирования дошкольных учреждений системы специального образования. Процесс становления государственной системы специального образования в нашей стране начался в 20-30-х гг. К началу 70-х гг. была выстроена достаточно широкая, дифференцированная сеть дошкольных учреждений специального назначения:

ясли-сады;

детские сады,

дошкольные детские дома;

дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детски домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.

В ходе становления и развития сети специальных дошкольных учреждений учеными и практиками были разработаны принципы методы и приемы выявления, коррекции и профилактики отклонений в развитии детей, заложены многие традиции коррекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится система специального дошкольного образования и в настоящее время. Были заложены следующие организационные принципы построения специального дошкольного образования .

1) В соответствии с принципом комплектования учреждений по принципу ведущего отклонения в развитии создавались дошкольные учреждения (группы) для детей:

с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих); с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и амблиопией);

с нарушениями речи (для детей с заиканием, общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием); с нарушениями интеллекта (умственно отсталых); с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

2) Меньшая по сравнению с массовыми детскими садами наполняемость групп (до 15 воспитанников).

3) Введение в штат специальных дошкольных учреждений таких специалистов-дефектологов, как олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопеды, а также дополнительных медицинских работников.

4) Образовательный процесс в специализированных дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии со специальными комплексными программами обучения и воспитания, разработанными для каждой категории детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и утвержденными Министерством образования РФ.

5) Перераспределение видов занятий между воспитателями и дефектологами. Так, занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, конструированию, по развитию игровой деятельности в части специальных дошкольных учреждений проводятся не воспитателями, а учителями-дефектологами.

6) Организация специальных видов занятий, таких, как развитие слухового восприятия и коррекция звукопроизношения, развитие зрительного восприятия, лечебная физкультура и др. Подобные направления работы имеются и в обычных детских садах, где они включаются в содержание общеразвивающих занятий и, как правило, не выделяются структурно в сетке занятий.

7) Бесплатность. Известно, что родители вносят некоторую плату за пребывание детей в обычном детском саду. Для детей с отклонениями в развитии сделано исключение – с их родителей не взимается никакой платы (см. письмо Министерства просвещения СССР от 04.06.74 № 58-М «О содержании за государственный счет детей с дефектами физического или психического развития» (Указанное право по сей день регламентируется этим документом).

Вся работа в специальных дошкольных учреждениях была подчинена единой цели – помочь семьям в воспитании «проблемных детей, максимально реализовав их потенциальные возможности. Характерным признаком советской системы образования бы довольно строгие правила приема детей с отклонениями в развитии в дошкольные учреждения. Во-первых, таких детей не принимали в массовые детские сады. Если же у воспитанника общеобразовательного дошкольного учреждения отклонения в развитии выявлялись позже, в ходе обучения, то вопрос о его выводе из состава этого учреждения и переводе в специализированное учреждение или групп решался достаточно жестко.

Во-вторых, был установлен достаточно обширный перечень диагнозов, которые исключали возможность получения общего дошкольного образования. Так, в специальные дошкольные учреждения не принимали детей с комбинированными, комплексными отклонениями в развитии. Например, в дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха не подлежали приему слепоглухие, умственно отсталые дети. В то же время в учреждения для детей с нарушениями зрения и с нарушениями интеллекта не принимали глухих и слабослышащих. Помощь таким детям осуществлялась в единичных учреждениях образования и далее не в каждом регионе России. Кроме того, не подлежали приему дети, страдающие эпилепсией, шизофренией, психопатоподобным поведением, дети с умственной отсталостью в степени имбецильности и идиотии, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, требующие индивидуального ухода. Семьи, воспитывающие таких детей, вынуждены были обходиться в отношении образования своими силами и зачастую ограничивались медицинскими мероприятиями.

Созданная сеть специализированных дошкольных учреждений внесла огромный положительный вклад в организацию системы всеобщего дошкольного образования, однако оказалась недостаточно гибкой в отношении большой группы детей со специальными потребностями, не подпадающими под нормы отбора и комплектования этих учреждений.

Принятые в 1992 г. Закон Российской Федерации «Об образовании» и в 1995г. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» ввели новые государственные принципы организации образования в России, новую типологию образовательных учреждений, произвели изменения и в ряде организационно-правовых аспектов специального образования.

Утвержденные в последующие годы соответствующие типовые положения для каждого как уже существующего, так и нового типа образовательных учреждений открыли новые возможности для функционирования широкой сети образовательных учреждений, в которых дети дошкольного возраста со специальными потребностями, а также их семьи получают необходимую психолого-педагогическую и медико-социальную помощь.

Прежде всего это дошкольные образовательные учреждения (далее –ДОУ). Для семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия, необходимые для полноценного развития таких детей. В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 677, ДОУ обеспечивает воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения ПМПК.

Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида. Обучение и воспитание в этих дошкольных учреждениях осуществляются в соответствии со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории детей с отклонениями в развитии.

Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида нарушений и возраста (две возрастные группы: до 3 лет и старше 3 лет) и составляет соответственно для детей:

с тяжелыми нарушениями речи – до 6 и 10 человек;

с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет – до 12 человек;

глухих – до 6 человек для обеих возрастных групп; слабослышащих – до 6 и 8 человек; слепых – до 6 человек для обеих возрастных групп; слабовидящих, для детей с амблиопией, косоглазием – до 10 человек;

с нарушениями опорно-двигательного аппарата – до 6 и 8 человек;

с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) – до 10 человек;

с задержкой психического развития – до 6 и 10 человек; с глубокой умственной отсталостью только в возрасте старше 3 лет – до 8 человек;

с туберкулезной интоксикацией – до 10 и 15 человек;

часто болеющих – до 10 и 15 человек;

со сложными (комплексными) дефектами – до 5 человек обеих возрастных групп;

с иными отклонениями в развитии – до 10 и 15 человек.

Для детей с отклонениями в развитии, которые по разным причинам не могут посещать дошкольные учреждения в обычном режиме, в ДОУ организуются группы кратковременного пребывания. Задачами этих групп являются оказание своевременной психолого-педагогической помощи таким детям, консультативно-методическая поддержка их родителей (законных представителей в организации воспитания и обучения ребенка, социальная адаптация детей и формирование предпосылок учебной деятельное. В таких группах занятия проводятся преимущественно индивидуально или небольшими подгруппами (по 2-3 ребенка) в присутствии родителей в удобное для них время. Эта новая организационная форма предполагает занятия с разными специалистами. Общая продолжительность которых ограничена пятью часам неделю. (Основание: инструктивное письмо Минобразования России от 29.06.99 № 129/23-16 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии».

Указанные детские сады и группы подпадают под современное определение, использующееся в нормативных документах «Специальные (коррекционные) образовательные учреждения обучающихся, воспитанников, с отклонениями в развитии».

Многие изменения в сфере отечественного образования происходят под влиянием зарубежного опыта. Так, в развитых странах по отношению к детям со специальными потребностями широко применяются разные модели интеграции в среду нормально развивающихся детей. В условиях российского дошкольного образования интегрированное обучение внедряется в практику медленно и осторожно, поскольку для его осуществления детские сады общеразвивающего вида должны иметь массу условий – специальное кадровое и материально-техническое обеспечение для проведения коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы с детьми. Наиболее реальным применение интегрированного обучения сейчас видится по отношению к детям, которые, несмотря на наличие того или иного отклонения в развитии, имеют близкий к возрастной норме уровень психофизического развития и психологическую готовность к совместному обучению с нормально развивающимися сверстниками. Специалисты, распространяющие идеи интеграции, полагают, что в настоящее время такие условия легче создать: а) в общеразвивающих группах детских садов комбинированного вида, где функционируют также и компенсирующие группы; б) в центрах развития ребенка, где осуществление коррекционной работы со всеми воспитанниками ДОУ изначально должно быть заложено в устав.

Дошкольники с отклонениями в развитии могут посещать образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основы функционирования таких учреждений заложены в соответствующем Типовом положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19.09.97 № 1204.

Образовательные учреждения общего типа создаются для детей с 3 до 10 лет. Основная цель учреждения - осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития детей.

Известно, что для каждого ребенка период перехода к школьному обучению является кризисным. Ребенок сталкивается не только с новым видом деятельности – с учебной деятельностью, но должен привыкнуть и к новому коллективу детей и взрослых; новому режиму, и к новой обстановке. Для детей со специальными потребностями, испытывающими трудности в обучении, общении, социальной адаптации переживание такого кризиса особо тяжело. Эти дети особо нуждаются в щадящем подходе при переходе из детского сада в школу. Поэтому образовательное учреждение «начальная школа – детский сад» может рассматриваться как наиболее комфортная организационная форма для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Ребенок имеет возможность начинать школьную жизнь в знакомой, привычной обстановке вместе с большинством тех детей, которые посещали одну дошкольную группу. Кроме того, учителя начальных классов, как правило, хорошо знакомы с воспитанниками подготовительных к школе групп и имеют возможность осуществлять индивидуально дифференцированный подход к каждому «проблемному» первокласснику практически с первых дней школьного обучения.

Еще один тип образовательных учреждений, где организуется воспитание и обучение детей со специальными потребностями, образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, типовое положение которое утверждено постановлением Правительства РФ о 31.07.98 №867.

Здесь речь идет о различных центрах: диагностики и консультирования; психолого-медико-социального сопровождения; психолого-педагогической реабилитации и коррекции; лечебной педагогики и дифференцированного обучения и др. Эти учреждения рассчитаны на детей с 3 до 18 лет. Контингент этих учреждений специфичен – это дети:

С высокой степенью педагогической запущенности, отказывающиеся посещать общеобразовательные учреждения;

С нарушениями эмоционально-волевой сферы; подвергшиеся различным формам психического и физического насилия;

Вынужденные покинуть семью, в том числе по причине несовершеннолетия матери;

Из семей беженцев, вынужденных переселенцев, а также пострадавшие от стихийных бедствий и техногенных катастроф и др.

Среди перечисленных групп детей встречается не мало детей с отклонениями в психическом или физическом развитии. С ними работают педагоги-психологи, социальные педагог учителя-дефектологи, учителя-логопеды, медицинский персонал.

Основные направления деятельности таких учреждений по отношению к детям дошкольного возраста:

Диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении детей;

Образование детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и психического здоровья;

Организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;

Психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми; проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.

В нашей стране существуют также различные оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (санаторные школы-интернаты, санаторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Эти учреждения создаются в целях оказания помощи семье в воспитании и получении образования, проведении реабилитационных и лечебно- оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защите и разностороннем развитии детей, нуждающихся в длительном лечении. В соответствии с Типовым положением, утвержденным постановлением Правительства от 28.08.97 № 1117, в таких учреждениях могут открываться группы для детей дошкольного возраста.

Нередки случаи, когда дети с отклонениями в развитии до 5-6-летнего возраста не воспитывались в дошкольном учреждении. Для подготовки таких детей к обучению в школе предусматривается ряд организационных форм. Для детей с выраженными отклонениями в развитии создаются дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах. Образовательные программы в них рассчитаны на 1-2 года, в течение которых у ребенка формируют предпосылки учебной деятельности в необходимой коррекционно-развивающей среде. Контингент таких отделений (групп) составляют преимущественно дети, у которых поздно выявлено отклонение в развитии, или дети, не имевшие ранее возможности посещать специализированное образовательное учреждение (например, при отсутствии детского сада компенсирующего вида в месте проживания семьи).

Кроме того, согласно инструктивному письму Минобразования России от 22.07.97 № 990/14-15 «О подготовке детей к школе» благоприятные условия для подготовки детей к школе могут быть созданы для детей 3-6 лет на базе ДОУ, а для детей 5-6 лет – на базе общеобразовательных учреждений (школ). Для проведения занятий могут комплектоваться группы, ориентированные на всестороннее развитие детей в соответствии с задачами дошкольного образования, консультативные группы для детей, которые могут посещать отдельные занятия с логопедом, психологом, дефектологом. Количество занятий зависит от возраста ребенка.

Отбор детей с отклонениями в развитии во все типы и виды; образовательных учреждений осуществляет психолого-медико-педагогическая комиссия. Родители могут самостоятельно обратиться на прием в ПМПК. Но обычно они приходят сюда уже с направлением из лечебно-профилактического учреждения (поликлиники, детской больницы, сурдологического центра и пр.). Комиссия дает заключение о состоянии психофизического развития ребенка и рекомендации о дальнейших формах обучения.