Формы добровольной подготовки граждан к военной службе. Обязательная подготовка граждан к военной службе презентация к уроку по обж на тему

Обязательная подготовка граждан к военной службе

Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе определена Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Цель обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе -дать допризывникам основные понятия о воинской обязанности и военной службе, структуре и вооружения армии и флота, жизни и деятельности подразделений и частей, научить их владеть оружием и строевыми приемами, закалить физически и морально.

Подготовка граждан к военной службе – это совокупность мероприя- тий, проводимых органами государственной власти, предприятиями, учрежде- ниями, и организациями, должностными лицами по подготовке граждан к военной службе в Вооруженных Силах Российской федерации. Она подразделяется на два периода и предусматривает:

· получение начальных знаний в области обороны;

· подготовку по основам военной службы (на занятиях по ОБЖ и БЖ);

· военно-патриотическое воспитание;

· подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

· медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Первый период Допризывным считается возраст до момента первоначальной постановки на воинский учет (по достижении возраста 17 лет). В этот период подготовка граждан к военной службе направлена на достижение общеобразовательного уровня, определяющего пригодность к исполнению воинской обязанности (совершенствование физических качеств, выработка необходимых психоло-гических качеств и умений работать в коллективе, определение индивидуальных наклонностей и возможностей, первоначальный профессиональный отбор).

Второй период – подготовка к военной службе граждан призывного возраста. Призывник – гражданин Российской Федерации, состоящий на воинском учете, до момента отправки его со сборного пункта к месту прохождения военной службы. (Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет). В этот период происходит совершенствование первоначальных знаний в области обороны, изучение требований к индивидуальным психологическим качествам специалистов по воинским должностям, прохождение учебных сборов в учебном заведении по основам военной службы.

Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством российской Федерации. Получение гражданами начальных знаний в области обороны осуществляется в общеобразовательных учреждениях в ходе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности». На занятиях учащиеся :



· знакомятся с организацией системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций;

· изучают основы здорового образа жизни;

· получают необходимые знания об обороне государства и о воинской обязанности;

· приобретают практические навыки по гражданской обороне.

Подготовку по основам военной службе проходят все граждане мужского пола. Эта подготовка проводится в соответствии с государственным образовательным стандартом, который предусматривает:

· получение гражданами знаний основных положений статей Конституции и Законов российской Федерации об основах обороны государства и воной службы, об основных требованиях уставов Вооруженных Сил РФ;

· знакомство с образцами вооружения и военной техники, размещением и бытом личного состава воинских частей, их боевыми традициями;

· приобретение необходимых знаний и практических навыков по гражданской обороне и оказанию первой медицинской помощи.

Подготовка по основам военной службызавершаетсяпроведением учебных сборов , которые проводятся с юношами – студентами в конце третьего курса. По результатам прохождения учебных сборов каждый студент получает оценкку по основам военной службы.

Подготовка по ВУС (военно – учетным специальностям) проводится в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования с гражданами мужского пола, достигшими возраста 17 лет.

Задачи подготовки по военно – учетным специальностям:

· воспитывать в юношах, подлежащих призыву на военную службу, готовность защищать Отечество, безупречно выполнять воинский долг;

· знакомить их с вооружением, военной техникой и прививать практиче-ские навыки в самостоятельной работе с ними;

· совершенствовать знания по основам военной службы, полученные в общеобразовательных средних учебных заведениях.

Основная нагрузка по подготовке граждан по ВУС лежит на ДОСАФ. Число граждан, проходящих подготовку по ВУС определяется Министерством обороны Российской Федерации. Решение о направлении юношей на военную службу в соответствии с полученной подготовкой выносит призывная комиссия.

Медицинское освидетельствование и обследование, проведение лечебно оздоровительных мероприятий возлагается на органы управления и учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, которые работают во взаимодействии с военными комиссариатами.

Лечебно –оздоровительные мероприятия включают:

· проведение до первоначальной постановки на воинский учет ежегод- ных углубленных профилактических медицинских осмотров, лечения, диспансер- ного наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием допризывников;

· проведение профилактических и лечебно – оздоровительных меропри- ятий с гражданами после первоначальной постановки на воинский учет, а также с признанными при призыве временно не годными к военной службе.

Военно – патриотическое воспитание – составляющая форма обязатель- ной подготовки граждан к военной службе и направлена на воспитание у молодежи готовности к защите Родины. Патриотическое воспитание - это воспи -тание важнейших духовно – нравственных и культурно –исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, мировоззрения и судьбы Россиян. Патриотическое воспитание формирует не просто гражданина, а гражданина – патриота в самом высоком смысле этого слова.

Основными задачами военно – патриотического воспитания

являются:

· повышение престижа государственной и особенно военной службы;

· создание новой, эффективной системы военно – патриотического вос- пиания, обеспечивающей развитие у молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;

· создание механизма, обеспечивающего функционирования системы военно -патриотического воспитания.

Подготовка граждан к военной службе в соответствии с законом подразделяется на обязательную и добровольную.

Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает: медицинские обследования и освидетельствования, а при необходимости и с согласия гражданина - лечебно-оздоровительные мероприятия.

Подготовка учащихся к военной службе осуществляется также в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности», в котором предусмотрено получение обучающимися необходимых знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение навыков по гражданской обороне. Обязательная подготовка граждан к военной службе может также осуществляться в ходе военных сборов.

Гражданин при первоначальной постановке на воинский учет подлежит медицинскому освидетельствованию врачами-специалистами: хирургом, терапевтом, невропатологом. окулистом, отоларингологом, стоматологом и, при необходимости, психиатром, врачами других специальностей.

В случае невозможности на месте получить медицинское заключение о годности гражданина к военной службе, комиссия по постановке граждан на воинский учет может направить его на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение.

Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

Занятия военно-прикладными видами спорта;

Овладение военно-учетными специальностями;

Обучение в учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан;

Обучение студентов (курсантов) по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при вузах.

Гражданин, которому в установленном порядке присвоен первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, пользуется правом внеконкурсного поступления в военное училище и выбора рода войск в соответствии с его спортивной подготовкой при призыве на военную службу.

Овладение военно-учетными специальностями.

Обучение в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола: кадетские (суворовские), морские кадетские (нахимовские) и музыкальные кадетские корпуса.

Несовершеннолетний гражданин мужского пола - сирота или оставшийся без попечения родителей, зачисляется в кадетские корпуса без экзаменов - по результатам обследования и медицинского освидетельствования. Гражданин, успешно завершивший обучение в кадетском корпусе, пользуется правом поступления в военное училище без экзаменов.

Призыв граждан на военную службу.

Решение о призыве гражданина на военную службу может быть принято только после дости­жения им 18-летнего возраста.

Призыв граждан на военную службу осуществляется два раза в год - с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

От призыва на военную службу освобождается гражданин:

    признанный негодным или ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья;

    проходящий или прошедший военную службу;

    прошедший военную службу в вооруженных силах другого государства;

    имеющий неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления;

    гражданин, родной брат которого погиб или умер во время прохождения военной службы по призыву.

Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину:

Признанному временно негодным к военной службе по состоянию здоровья - на срок до одного года;

Занятому уходом за членом семьи, нуждающимся в посторонней помощи и не находящимся на полном государственном содержании, при отсутствии других лиц, обязанных по закону доставлять указанному члену семьи содержание и заботиться о нем;

» имеющего двух и более детей;

Имеющего ребенка в возрасте до трех лет;

Кроме того, право отсрочки от призыва на военную службу имеет гражданин:

Избранный депутатом - на срок депутатских полномочий;

Имеющий высшее "педагогическое образование и постоянно работающий на педагогической должности в сельской местности - на время такой работы;

Постоянно работающий врачом в сельской местности.

Гражданин, не явившийся по вызову военного комиссариата в указанный срок без уважительной причины, считается уклонившимся от исполнения воинской обязанности и подлежит административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Гражданин, не явившийся по повестке военного комиссариата о призыве на военную службу в указанный срок без уважительной причины, или получивший путем обмана незаконное освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, подлежит уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 80 УК РФ «Уклонение от очередного призыва на действительную военную службу» - наказывается лишением свободы на срок от 1 до 3 лет. То же деяние, совершенное путем причинения себе телесного повреждения, или путем иного обмана, наказывается лишением свободы на срок от1 до 5 лет).

Уважительными причинами неявки по вызову военного комиссариата или повестке военного комиссара при условии документального подтверждения причины неявки являются:

Заболевание или увечье гражданина, связанные с потерей его трудоспособности:

Препятствие стихийного характера или иное, не зависящее от воли гражданина обстоятельство, лишившее его возможности явиться в указанные в вызове военного комиссариата или повестке военного комиссара место и срок;

Иное обстоятельство, признанное судом уважительной причиной.

Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане мужского пола в возрасте от 18 до 40 лет и граждане женского пола в возрасте от 20 до 40 лет.

Контракт о прохождении военной службы заключается в письменной форме между гражданином и Министерством обороны. Отбор кандидатов для поступления на военную службу по

Основанием для отказа в заключении контракта является:

Отсутствие в воинской части вакантных должностей;

Неполное соответствие гражданина требованиям, предъявляемым к поступающим на военную службу по контракту;

Наличие у граждан женского пола или не состоящих в браке граждан мужского пола ребенка в возрасте до 8 лет.

По общеобразовательному цензу;

По уровню профессиональной подготовки;

По выполнению нормативов физической подготовки.

Указанные требования и нормативы устанавливаются Министерством обороны и проверяются специальными аттестационными комиссиями воинских частей.

С гражданином, впервые поступающим на военную службу по контракту, контракт о прохождении военной службы заключается:

с поступающим на воинскую должность, замещаемую солдатами (матросами), а также сержантами (старшинами) - на 3 года;

С поступающими на воинскую должность, замещаемую прапорщиками (мичманами) - на 5 лет;

С военнослужащими - курсантами военно-учебных заведений - на время обучения в вузе и на 5 лет военной службы после его окончания.

Альтернативная служба.

Гражданин вправе в соответствии с законом вместо прохождения военной службы проходить альтернативную службу.

Сроки военной службы.

Для военнослужащих устанавливаются следующие сроки военной службы:

Для имеющих высшее образование и проходящих военную службу по призыву - 12 месяцев;

Для проходящих военную службу по призыву в соответствии с условиями контракта о военном обучении по программе подготовки офицеров запаса - 24 месяца;

Началом военной службы считается день зачисления гражданина в список личного состава воинской части. Окончанием военной службы считается день истечения срока военной службы. Никто не вправе продлить гражданину истекший срок военной службы.

Досрочному увольнению с военной службы подлежит военнослужащий:

Лишенный воинского звания.

14.10.2013 12692 0

Цели урока. Изучить назначение, структуру и содержание добровольной подготовки к военной службе.

Проверка домашнего задания.

1. Ситуационная задача. Гражданин М. после окончания 9-го класса нигде не работал и не учился. После этого он устро­ился на должность курьера в коммерческую фирму, где и про­работал до достижения 17-летнего возраста. При первоначальной постановке на воинский учет он изъявил желание пройти подготовку по военно-учетной специальности «водитель». Как должен поступить военный комиссар райо­на, отвечая на просьбу гражданина М.?

Ответ: военный комиссар имеет право направить гражданина М. про­ходить подготовку по военно-учетной специальности, однако до этого граж­данин М. должен пройти подготовку по основам военной службы на одном из учебных пунктов организаций.

2. Ситуационная задача. При одной из школ города организован военно-патриотический клуб. В нем проводит занятия по военной истории и воинским традициям священник местной церкви. Не противоречит ли такое положение закону, ведь школа в нашей стране отделена от церкви?

Ответ: не противоречит. Пункт 19 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе гласит: «В военно-патриотическом воспитании граждан могут принимать участие общественные и религиозные объединения, деятельность которых разрешена на территории Российской Федерации».

3. Обязательно ли изучение основ военной службы в негосударственном образовательном учреждении «Женская историко-филологическая православная гимназия»?

Ответ: нет, т.к. такую подготовку должны проходить только юноши.

4. Ситуационная задача. Обучающаяся в государственной школе в городе Воронеже гражданка Молдовы Ирина С. подала заявление с просьбой допустить ее к прохождению военных сборов после окончания 10-го класса. Как должен ответить на это заявление директор школы?

Ответ: отказом. Причин здесь две - к прохождению военных сборов допускаются граждане России мужского пола.

5. Ответьте на вопросы:

1. Как законодательство формулирует понятие «обязательная подготовка к военной службе?

2. Каковы цели обязательной подготовки к военной службе?

3. Что включает в себя обязательная подготовка к военной службе?

4. Существует ли обязательная подготовка к военной службе за рубежом?

5. Где граждане России получают начальные знания в области обороны?

6. Какие задачи решает военно-патриотическое воспитание граж­дан?

7. Что включает в себя медицинское освидетельствование граж­дан и для чего оно проводится?

8. Для чего организуется подготовка граждан по военно-учетным специальностям?

9. Кто проводит эту подготовку?

Изучение нового материала. Вступительное слово учителя.

Как вы поняли из прошлого урока, обязательная подготовка к военной службе организуется и проводится для все граждан Российской Федерации мужского пола, достигших 16-летнего возраста. Граждане, не прошедшие обязательную подготовку к военной службе в учебных заведениях (школах, училищах, техникумах, лицеях колледжах и так далее) обязаны пройти ее до призыва на учебных пунктах, специально создаваемых для этой цели.

В то же время закон предусматривает и прохождение подготовки к военной службе на добровольных началах. При этом граждане сами выбирают программу подготовки, получают дополнительные по сравнению с обязательной подготовкой к военной службе знания умения и навыки. В некоторых случаях граждане, прошедшие добровольную подготовку к военной службе и успешно сдавшие выпускные экзамены, получают ряд преимуществ, которые позволяю им выполнять воинскую обязанность в ином порядке. Итак, тема сегодняшнего урока - добровольная подготовка к военной службе.

Вопросы для активизации знаний.

1. Как вы думаете, что такое добровольная подготовка к военной службе?

2. Что она включает в себя?

3. Каковы цели добровольной подготовки к военной службе?

4. Что вы знаете о суворовских, нахимовском военных училищах и кадетских корпусах?

5. Что вы знаете о военных кафедрах при гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования (ОУВПО)?

6. Что вы знаете об учебных военных центрах при гражданских ОУВПО?

Беседа. В дополнение к материалу, изложенному в параграфе 2.4 учебника (с. 47-50):

Комментарий к статьям 17-19 Закона «О воинской обязанности и военной службе». Извлечение.

Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе

Комментарий к ст. 17

1. В ст. 17 Федерального закона «О воинской обязанности и воен­ной службе» регулируется один из видов подготовки граждан к военной службе - добровольная подготовка. Добровольная подготовка, так же, как и обязательная, осуществляется в порядке, определяе­мом Правительством Российской Федерации. На основании Феде­рального закона Правительством Российской Федерации принят ряд правовых актов, в которых определяется порядок добровольной под­готовки граждан к военной службе.

Добровольность подготовки гражданина к военной службе как характерный признак данного вида подготовки к военной службе предполагает, прежде всего, что принятие решения о прохождении этой подготовки зависит от волеизъявления гражданина. Наличие у граждан права принимать по своему усмотрению упомянутое реше­ние в наибольшей степени отличает ее от обязательной подготовки.

2. Формы добровольной подготовки гражданина к военной служ­бе, которыми являются следующие:

- занятие военно-прикладными видами спорта;

- обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образова­ния, а также в военных оркестрах Вооруженных сил Российской Фе­дерации, других войск, воинских формирований и органов;

- обучение по программе подготовки офицеров запаса на воен­ных кафедрах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном уч­реждении высшего профессионального образования.

3. Добровольность подготовки граждан к военной службе позволяет им самостоятельно избрать форму такой подготовки.

А. Занятие военно-прикладными видами спорта как форма добро­вольной подготовки выражается в занятии гражданами, подлежа­щими призыву на военную службу, определенными, включенными в специальный перечень видами спорта.

Б. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, является формой добровольной подготовки к военной службе граж­дан определенной возрастной группы. Эта подготовка осуществляет­ся в образовательных учреждениях среднего (полного) общего обра­зования, а также в военных оркестрах.

Согласно п. 1 ст. 19 комментируемого Закона образовательными учреждениями среднего (полного) общего образования с дополни­тельными образовательными программами являются суворовские военные училища, нахимовские военно-морские училища, военно-музыкальные училища, а также иные аналогичные образовательные учреждения, создаваемые Правительством Российской Федерации. К упомянутым иным образовательным учреждениям с дополнительными образовательными программами относятся кадетские (морские кадетские) корпуса. Кроме того, обучение по дополнительным образовательным программам может осуществляться в таких образовательных учреждениях, как кадетские школы (кадетские школы-интернаты).

Дополнительные образовательные программы предусматривают получение гражданами первичных знаний и навыков военного дела воспитание у них высоких морально-психологических, деловых организаторских качеств, физической выносливости и стойкости. По дополнительным образовательным программам ведется военная (военно-морская, летная), физическая, психологическая и другая специальная подготовка. Обучение по дополнительным образовательным программам в суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах, кадетских (морских кадетских) корпусах, кадетских школах и кадетских школах-интернатах включает практические полевые (морские) занятия.

Кроме того, обучение по дополнительным образовательным программам осуществляется в военных оркестрах.

В. Конечной целью обучения граждан на военных кафедрах является подготовка офицеров. Поэтому из числа форм добровольной подготовки граждан к военной службе наиболее высокий уровень такой подготовки обеспечивает обучение студентов по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах.

4. Разработка государственных образовательных стандартов, программ и методик подготовки граждан к военной службе на военный кафедрах осуществляется с участием Министерства обороны Российской Федерации. Программы подготовки офицеров запаса на военных кафедрах могут предусматривать обучение граждан женского пола.

Обучаются на военных кафедрах граждане, которые заключили контракт об обучении по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре и о прохождении военной службы по призыву после получения воинского звания офицера. Обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации в Положении о военном обучении студентов. [...]

7. Учебные сборы или стажировки, предусмотренные программами подготовки офицеров запаса, проходят обучающиеся по этим программам граждане мужского пола.

Продолжительность учебных сборов (стажировок) по всем военным специальностям за исключением специальностей «штурман­ская авиация» и «штурманская морская авиация» - 30 дней.

Продолжительность учебных сборов (стажировок) по военным специальностям «штурманская авиация» и «штурманская морская авиация» - 75 дней, в том числе 30 дней - в каникулярное время основного обучения в образовательном учреждении высшего профес­сионального образования и 45 дней - после защиты дипломных про­ектов (работ).

8. В период военного обучения студенты сдают зачеты и экзаме­ны, которые учитываются наравне с оценками, полученными по дру­гим дисциплинам в образовательном учреждении высшего профессионального образования. После прохождения программы военного обучения и учебных сборов (стажировок) студенты сдают выпускные экзамены, которые проводятся в воинских частях (на кораблях), учебных центрах или при образовательном учреждении высшего профессионального образования и принимаются специально созданными для этого экзаменационными комиссиями.

Гражданам, успешно завершившим обучение по программе под­готовки офицеров запаса, в аттестационном порядке присваивается воинское звание офицера.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

1. Что составляет правовую основу добровольной подго­товки гражданина к военной службе?

2. Какие формы дополнительной подготовки к военной службе вы теперь знаете?

3. Какие преимущества получают граждане, занимающиеся воен­но-прикладными видами спорта?

4. Для чего были созданы Суворовские и Нахимовские военные училища и какую задачу они решают сейчас?

5. Какова цель создания Военно-музыкального училища?

6. Чем отличаются кадетские корпуса от Суворовских и Нахимов­ского военного училища?

7. Как организована в настоящее время военная подготовка студентов государственных образовательных учреждений высше­го профессионального образования?

8. Чем отличается правовое положение студентов, обучающихся на военных кафедрах и студентов, обучающихся в учебно-воен­ных центрах?

9. Как исполняют военную обязанность выпускники военных ка­федр и военно-учебных центров?

Домашнее задание.

1. Отметьте знаком « + » мероприятия, относящиеся к до­бровольной подготовке граждан к военной службе:

Занятия в поисковых, военно-исторических, военно-патри­отических кружках, клубах, обществах и организациях;

- участие в работе школьных музеев, посвященных подвигам земляков в годы Великой Отечественной войны, войны в Афганистане, антитеррорис­ тической операции на Северном Кавказе;

- занятие военно-прикладными видами спорта;

- занятия боевыми единоборствами;

Участие в акциях молодежных движений, посвященных заботе о ветеранах Великой Отечественной войны;

Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в во­енных оркестрах Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

Самостоятельное овладение специальностями, родственными военно-учетным;

Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафед­рах при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

2. Ситуационная задача. Начальнику военной кафедры ПВО МГУ им. М.В. Ломоносова подано заявление о приеме от студентки Александры 3. физического факультета. Имеет ли право начальник кафедры допустить гражданку 3. к участию в сдаче испытаний для поступления на кафедру?

3. Ситуационная задача. Гражданин Н. регулярно с 12 лет занимался автомобильным спортом, к 17 годам стал мастером спорта в этом виде. После окончания школы он поступал в Рязанский военный инженерный автомо­бильный институт. После сдачи вступительных экзаменов Н. набрал количе­ство баллов, с которыми в институт могли зачислить только часть кандидатов. Зачислит ли начальник института гражданина Н. в военный институт?

Страницы учебника 47-50.

>>Обязательная подготовка граждан к военной службе


3.3. Обязательная подготовка граждан к военной службе

Обязательная подготовка гражданина к военной службе определена Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». Обязательная подготовка к военной службе предусматривает:

Получение начальных знаний в области обороны;
- подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования , образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций;
- военно-патриотическое воспитание;
- подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;
- медицинское освидетельствование и медицинское обследование;
- проведение лечебно-оздоровительных мероприятий. Обязательную подготовку гражданина к военной службе условно можно разделить на два периода.

Первый период - подготовка к военной службе граждан допризывного возраста.

Допризывным считается возраст до момента первоначальной постановки на воинский учет.

(Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет.)

Второй период - подготовка к военной службе граждан призывного возраста. Призывник - гражданин Российской Федерации, состоящий на воинском учете, до момента отправки его со сборного пункта к месту прохождения военной службы. (Призыву на военную службу подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет.)

В первый период подготовка граждан к военной службе в основном должна быть направлена на достижение общеобразовательного уровня, определяющего пригодность к исполнению воинской обязанности. Работа идет по следующим направлениям: совершенствование физических качеств, выработка необходимых психологических качеств и умений работать в коллективе и малых группах, определение индивидуальных наклонностей и возможностей, первоначальный профессиональный отбор (определение склонностей и предрасположенности к определенным профессиям).

В этот период обучающиеся должны получить начальные знания в области обороны.

Во второй период подготовка граждан к военной службе должна носить более целенаправленный характер с учетом рекомендаций по результатам профессионального психологического отбора во время первоначальной постановки на воинский учет.

В этот период каждый призывник должен стремиться развить в себе необходимые качества, характерные для выбранной (рекомендованной) военной специальности.

Во второй период целесообразно детально ознакомиться с основами военной службы по призыву (по контракту), основными требованиями к уровню здоровья при прохождении медицинского освидетельствования, изучить требования к индивидуальным психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям. Уяснив все требования к выбранной военной специальности, важно спланировать систему индивидуальной подготовки так, чтобы максимально подготовиться к выполнению обязанностей военной службы по выбранной (рекомендованной) военной специальности.

С учетом индивидуально-психологических качеств человека воинские должности, комплектуемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, подразделяются на классы сходных воинских должностей: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения и технологические. Рассмотрим качества, которыми должен обладать человек, готовясь к выполнению обязанностей по той или иной военной специальности.

Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям

1. Командные воинские должности.

Среди воинских должностей особо необходимо выделить должности командиров отделений, экипажей, станций, боевых расчетов, постов и т. п. Они являются самыми многочисленными среди должностей командного профиля и считаются основными в деле руководства, обучения и воспитания солдат и матросов.

Основные требования к военнослужащим, занимающим указанные командные должности, определены их служебными обязанностями. Общие обязанности излагаются в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Командир отделения в мирное и военное время отвечает: за успешное выполнение отделением боевых задач; за обучение, воспитание, строевую выправку и внешний вид подчиненных; за правильное использование и сбережение вооружения, военной техники, снаряжения, обмундирования, обуви и за содержание их в порядке и исправности. Он подчиняется командиру взвода и его заместителю и является непосредственным начальником личного состава.

Для этого каждый командир должен обладать качествами организатора, воспитателя и специалиста.

Для того чтобы успешно исполнять обязанности на командных должностях, человек должен выработать у себя ряд необходимых качеств.

Надо иметь хорошую, разностороннюю физическую подготовку. Обладать ясной и разборчивой речью, уметь кратко и логически обоснованно излагать свои мысли, доходчиво ставить подчиненным задачу. Знать основы педагогики и основные принципы обучения и воспитания и методы формирования у подчиненных нужных качеств для исполнения воинской обязанности. Важно обладать глубокими знаниями и необходимыми навыками, чтобы в короткие сроки освоить профессию по профилю отделения до уровня специалиста 1-го или 2-го класса. Быть ознакомленным с основами управления воинским коллективом, правилами оценки обстановки, уяснения поставленных задач, принятия решения, организации исполнения, достижения намеченных результатов, контроля исполнения.

Необходимо воспитывать в себе ряд психологических качеств:

Способность сознательно и беспрекословно подчиняться требованиям законов, воинских уставов, приказов командиров;
- умение быстро переключаться с одной работы на другую и направлять свою деятельность на достижение конечного результата;
- упорство и последовательность в преодолении трудностей для достижения поставленной цели;
- умение владеть собой в любой обстановке и организовать подчиненных на выполнение поставленной задачи.

2. Операторские воинские должности.

Современное оружие и боевая техника представляют собой сложный комплекс различных систем, работой которых управляет человек. Нормальная работа этих систем обеспечивается оператором - специалистом, управляющим с пульта работой сложного оборудования (например, ЭВМ), радиолокационной станцией и др.

Деятельность оператора при разных системах различна, но каждый ее вид имеет одинаковые операции: это прием, оценка и переработка информации, принятие решения, действия по реализации этого решения, контроль результатов исполнения.

В зависимости от содержания и характера операторских обязанностей различают несколько видов должностей операторов: операторы-технологи, операторы-диспетчеры, операторы-исследователи и др.

Операторы-технологи. Например, наводчик-оператор решает задачи, связанные с процессом придания оружию определенного положения в пространстве перед выстрелом для обеспечения встречи снаряда с целью. Этот процесс включает в себя и выбор цели, и установку прицельных данных, и наводку оружия.

Операторы-диспетчеры координируют из единого пункта управления действия технических средств. Так, например, операторы контрольно-измерительных постов главных энергетических установок подводных лодок контролируют режим и исправность работы энергетических установок.

Операторы-исследователи изучают обстановку, т. е. факторы и условия, в которых осуществляется подготовка и ведение боевых действий. К ним относятся операторы-наблюдатели, операторы ввода информации.

Деятельность оператора сопряжена со значительными психологическими нагрузками, так как требует быстроты и безошибочности выполняемых действий и операций.

От оператора требуется крепкое здоровье, высокий уровень профессиональной натренированности, умение поддерживать длительную работоспособность.

Оператору необходим ряд профессионально важных качеств: развитая оперативная и долговременная память; способность к длительной концентрации внимания; умение выделить в информации главное; точность и быстрота восприятия; хорошая координация движений; эмоциональная устойчивость; аккуратность и ответственность.

Развитию операторских качеств способствуют: хорошее знание математики; работа на компьютере; выполнение различных схем и расчетов; занятия теннисом, спортивной стрельбой, фехтованием; увлечение фотографией.

3. Воинские должности связи и наблюдения.

Связь - основное средство управления войсками и оружием.

В зависимости от используемых средств связи и среды распространения сигналов связь делится: на проводную, радиосвязь, радиорелейную (радиосвязь по линии, образованной цепочкой приемопередающих радиостанций - ретрансляторов, осуществляется на дециметровых и сантиметровых волнах), тропосферную (радиосвязь, при которой используется переизлучение деци- и сантиметровых радиоволн электрически неоднородной тропосферой), космическую (через космические аппараты), оптическую, лазерную и связь подвижными средствами (фельдъегерско-почтовую).

Деятельность связистов осуществляется в вынужденном темпе и сопряжена со значительными физическими и эмоциональными нагрузками, которые могут неизмеримо возрастать в условиях информационной войны при применении противником различных помех.

Для успешного исполнения обязанностей на должностях связи и наблюдения военнослужащим необходимы следующие профессионально важные качества: острый слух и зрение; развитая оперативная память; правильная дикция и разборчивый почерк; хорошее владение русским языком; подвижность кистей и пальцев рук; развитое чувство ритма; выносливость нервной системы.

Способствуют развитию необходимых качеств: конструирование радиоаппаратуры, увлечение физикой, радиоспортом, музыкальные наклонности.

4. Водительские воинские должности.

Одной из основных черт современной армии является высокая мобильность войск , которая обеспечивается наличием в войсках большого количества самодвижущейся техники. В Вооруженных Силах к самодвижущимся машинам относятся автомобильная и бронетанковая техника, подводные и надводные корабли, железнодорожные и транспортные средства. Поэтому водительские должностные обязанности определяются характером, назначением и особенностями эксплуатации самодвижущихся машин.

Автомобильную технику составляют военные автомобили всех видов, гусеничные и колесные тягачи, тракторы, прицепы и др.

Бронетанковая техника включает в себя различные классы боевых машин, имеющих броневую защиту.

В число самодвижущихся машин входят и боевые корабли самого различного назначения.

Это объясняет наличие многообразия водительских воинских должностей, но все они имеют много сходных обязанностей, а следовательно, схожи и требования к профессионально-психологическим качествам, определяющим их профессиональную пригодность.

В основе профессиональных требований к водительскому составу лежат их функциональные обязанности. К исходным водительским обязанностям можно отнести:

Умение водить самодвижущуюся военную технику днем и ночью, в любое время года, в различных погодных условиях и в условиях боевой обстановки;
- соблюдать установленные правила движения;
- своевременно проводить техническое обслуживание, осмотры, ремонт и регулировку материальной части;
- управлять механизмами и контролировать их работу в условиях быстроменяющейся обстановки.

Для успешного исполнения водительских обязанностей каждый военный водитель должен быть физически здоровым, закаленным и выносливым. В профессиональном отношении водитель должен иметь прочные знания принципов действия, назначения, устройства, правил эксплуатации и обслуживания подвижного средства, установленных правил движения и сигналов. Кроме того, каждый военный водитель должен обладать:

Высокой нервно-психической устойчивостью;
- развитой зрительной и слуховой памятью;
- быстрой реакцией и хорошей координацией движений;
- умением сохранять работоспособность;
- нормальным цветоощущением.

Для тренировки и развития качеств, необходимых при исполнении обязанностей водителя, способствуют:

Занятия техническими дисциплинами, ручным ремеслом, автомобилем, работа на сельскохозяйственной технике;
- занятия видами спорта, развивающие физическую выносливость, точность координации движения рук и ног (лыжи, коньки, спортивное ориентирование, вождение мопеда, мотоцикла и др.).

5. Воинские должности специального назначения.

Воинские должности специального назначения - это должности разведчиков, саперов, пожарных, водолазов и др. Деятельность на этих должностях осуществляется в особо напряженных, часто в экстремальных условиях и связана с чрезмерными эмоциональными и физическими нагрузками. Эти особенности отражены в основных требованиях к военным, служащим на должностях специального назначения.

Военнослужащие должны:

Безошибочно выполнять должностные обязанности;
- в действиях группой строжайше следовать указаниям непосредственного начальника;
- в самостоятельных действиях избегать шаблона, выполнение заданий осуществлять с учетом обстановки;
- мастерски применять и использовать штатное оружие, технику, специальное снаряжение;
- действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и находчивость.

Для успешного исполнения своих обязанностей военнослужащие должны обладать крепким здоровьем, высокой физической подготовленностью, высокими морально-боевыми качествами: мужеством, самоотверженностью, чувством ответственности, коллективизма, войскового товарищества.

Они должны постоянно совершенствовать координацию движений, воспитывать в себе ловкость, сообразительность, самообладание и выдержку, наблюдательность и точный глазомер, умение быстро перерабатывать большой объем информации и принимать единственно верные решения.

6. Технические воинские должности.

Поддержание готовности и работоспособности вооружения и военной техники обеспечивают военнослужащие, занимающие технические воинские должности.

Вооружение и военная техника чрезвычайно многообразны, поэтому существует многообразное количество воинских должностей по обслуживанию и ремонту материальной части.

Каждая конкретная техническая воинская должность имеет свои особенности по требованиям, которые предъявляются к специалисту, но вместе с тем все эти должности имеют много общего.

Специалисты, получившие технические специальности, должны:

уметь выявлять причины неисправностей техники и устранять их; осуществлять ремонт и настройку механизмов; выявлять и устранять дефекты, неисправности деталей, узлов, блоков в процессе их регулировки и испытания.

Специалисты, занимающие технические должности, должны: знать основы механики, квантовой физики, электроники, оптики; уметь читать чертежи, разбираться в показаниях приборов; знать конструктивные особенности обслуживаемой техники.

Для успешного исполнения обязанностей на технических должностях специалисты должны обладать рядом профессиональных качеств:

развитой оперативной памятью, нормальным цветоощущением, склонностью к работе на технике.

7. Прочие воинские должности.

Среди воинских должностей особое место занимают прочие должности, не предъявляющие специфических требований к индивидуальным профессионально-психологическим качествам военнослужащих. К ним относятся должности стрелков, гранатометчиков и пулеметчиков. Это самые массовые должности в Сухопутных войсках.

Стрелки, гранатометчики и пулеметчики должны обладать такими профессионально важными качествами, как смелость, решительность, мужество, самообладание, исполнительность, дисциплинированность, быстрота двигательной реакции, точный глазомер, физическая выносливость.

Вопросы и задания

1. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе.
2. Основные требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов на командных воинских должностях.
3. Необходимые профессиональные качества для исполнения обязанностей на операторских должностях.
4. Водительские воинские должности и особенности подготовки военнослужащих.
5. Воинские должности специального назначения и технологические воинские должности, основные требования по их исполнению.

Смирнов А. Т., Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2002. - 159 с. - ил.