Федеральный образовательный стандарт по биологии. Биология. Биология как наука. методы биологии

Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться .

Для завершения основной учебной программы требуется не менее 33 кредитов. Введение в курс колледжа Все разделы должны содержать: Основной компонент «навыков выживания» для первокурсников Информация о возможностях участия Обсуждение вопросов разнообразия Требование об участии. Студенты могут проходить курс иностранного языка на втором семестре через тестирование места жительства или согласие со стороны. Колледж Письмо Студенты должны уметь писать и читать эффективно. . Дизайн базовой программы компетенции предполагает, что выпускники средних школ соответствуют минимальным стандартам университета.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Дмитрий Анатольевич Медведев отметил:

«Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. Естественно у педагогов возникает вопрос: чем новый стандарт общего образования отличается от действующего стандарта, утвержденного Министерством образования РФ в 2004 г?

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Существуют возможности для тестирования некоторых основных требований к степени бакалавра. Студенты должны получить не менее 19 кредитов. Цель этнических исследований - пробудить умы и настроения студентов к проблемам расы и этнической принадлежности в Соединенных Штатах, а также к социальным реалиям и моральным вызовам расизма в США. Он стремится помочь студентам выполнить свои интеллектуальные, моральные и социальные потенциала и призывает их устранить барьеры, которые могут помешать другим реализовать свой собственный потенциал.

отличие нового образовательного стандарта от действующего федерального компонента ГОС.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Государственные образовательные стандарты общего образования (стандарты I поколения).

Цель изучения изобразительного искусства - помочь ученикам познакомиться с историческим и культурным наследием изобразительного искусства. Они также должны получить базовое понимание творческих процессов, форм и концепций, используемых в искусстве. Цель изучения гуманитарных наук состоит в том, чтобы исследовать диапазон человеческой мысли и опыта - достижения и неудачи, радости и печали, комедию и трагедию, жизнь и смерть. Он должен подтолкнуть учащихся к пониманию и оценке того, как другие, прошлые и настоящие, исторические и вымышленные, боролись с этими проблемами. Это требование выполняется, принимая не менее трех кредитов на одобренных курсах в каждой из этих трех областей: изобразительное искусство, история и гуманитарные науки. Цель гендерных исследований - помочь учащимся лучше понять себя как ответственных лиц, работающих в контексте гендерного культурного контекста, уделяя особое внимание перспективам, связанным с женщинами.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента: Федеральный компонент; Региональный (национально-региональный) компонент; Компонент образовательного учреждения. ЗУН

утвержден и введен в действие с 1 января 2010 года приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(ФГОС)

Международное образование. Цель международного образования - дать студентам возможность понять наше место в мире и предоставить базовые знания о культурах, людях или странах за пределами Соединенных Штатов. Цель изучения естественных наук - помочь учащимся понять природу и как процессы научного исследования приводят к новым открытиям. Кредиты должны приниматься на одобренных курсах в одной из областей естественных наук. Курс естественных наук должен включать лабораторный компонент.

Система, многообразие и эволюция живой природы

Целью изучения социальных наук является развитие понимания социальных систем, динамики индивидуального и группового поведения и сил, действующих в социальных отношениях. 6 кредитов должны быть приняты на одобренных курсах по двум различным дисциплинам.

Приоритетная цель современного российского образования - полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться.

«Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны.

Курс может отвечать более чем одному требованию либерального искусства, но ни один студент не может использовать один курс для выполнения более двух требований к либеральным исследованиям. Курсы, которые должны быть одобрены двумя спонсирующими программами.

Для выполнения основных требований к учебным программам могут использоваться только утвержденные курсы. Цель курса математики-биологии в Математической Лицензии двоякая. Обучения математики введена в математические модели, используемых в биологии, и обладающее знание биологии, которые делают их способными взаимодействовать с биологами, позволяют студентам присоединиться к биологии мастерам с большим опытом в области математики высоко ценится в некоторых секторах биологии. Этот курс зависит от присутствия на различных сайтах исследовательских лабораторий международной славы во всех дисциплинах, в частности, в области математики.

Ключевые особенности ФГОС. Стандарты первого поколения 2004 г. были ориентированы на решение основной задачи - сохранение единого образовательного пространства страны, обеспечение доступности образования в пределах минимального достаточного уровня его содержания. ФГОС – развивающий и прогностический инструмент модернизации системы образования. Значительно расширяется сфера действия и назначение образовательного стандарта.

Большинство преподавателей степени математики проводят исследовательскую деятельность в этих лабораториях. Научный бакалавриат является предпочтительным. Начальное обучение Непрерывное образование. Конкретная цель этого пути с точки зрения компетенции трижды.

Специальные методы обучения

Изучите фундаментальные знания в области математики и биологии, научитесь моделировать ситуацию в результате биологии с помощью математических инструментов.

Курсы по биологии делятся с бакалавром биологии.

1 класс 1.09.2010 1.09.2011 1.09.2012 1.09.2013 1.09.2014 1.09.2015 1 класс 10 класс 10 класс 5 класс 5 класс 1.09.2016 1.09.2017 1.09.2018 1.09.2019 1.09.2020 Введение ФГОС по мере готовности Обязательное введение ФГОС ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Ученики 5-х классов вместо природоведения будут изучать естествознание – это более интегрированный курс, полностью соответствующий задачам нового стандарта. ФГОС 10-11 классов, в 2020-2021 учебном году, предусматривает естествознание как базовый курс гуманитарного профиля. ФГОС 5-9 классов, который мы сегодня обсуждаем, предусматривает обязательное изучение биологии, физики, химии – здесь никаких изменений нет в сравнении с действующим стандартом.

Методы проверки знаний

Приложения, отношения: взаимный образ, прямой образ, инъекция, сюръекция, биекция. Монотонные, ограниченные, периодические функции, график функции, состав двух функций Производные составной функции Взаимные функции обычных биективных функций Примитивы функции, интеграл функции на интервале, интеграл и площадь, операции над примитивами, примитивы обычных функций, интеграция по частям, изменение переменной, линейные дифференциальные уравнения первого порядка и второго порядка с постоянными коэффициентами, метод изменения константы, операции над векторами, скалярное произведение, ортогональность, норма, Неравенство Коши-Шварца, треугольное неравенство, детерминант 2 векторов плоскости, векторное произведение Базы и ориентиры, векторный директор линии и базис плоскости, система параметрических уравнений, декартовы уравнения. Напоминания о комплексных, алгебраических обозначениях, операциях, сопряженных, модульных, формулах Эйлера, экспоненциальном обозначении. Степень, операции над многочленами, производный многочлен, биномиальная формула, корни. Теорема Больцано-Вейерштрасса. Функция действительной переменной. Пределы, непрерывность, дифференцируемость. Теорема о промежуточных значениях, теорема Ролла, теорема и неравенство конечных приращений. Производные более высокого порядка, правило Лейбница. Вектор-матричный продукт, гауссовские сводные методы, обратные к матрице. Определитель матрицы. 2 × Масштабирование матрицы, вычисление изображения и ядра. Определения, векторные подпространства, суммы подпространств, подпространство, порожденное семейством векторов. Свободные семьи, генераторы, размеры и базы. Ранг векторной системы. Теорема ядра, изображения, рангов. Давая смысл профессиональному и профессиональному персональному проекту, ставя его перед профессиональной реальностью. Приобретая базовые знания в письменном и устном общении и в проекте. Ожидаемые результаты: первая оценка проекта профессионального персонала. Определить, укрепить или опросить профессиональный и обучающий проект ученика; инициировать профессиональную сеть. Положительные терминологические ряды, критерии сравнения, серия ссылок, критерии Коши и Д'Аламберта Эквиваленты частичных сумм и остатков Абсолютно сходящиеся ряды продуктов Сюиты и ряд функций Простая и равномерная сходимость последовательности реальные или сложные функции. Непрерывность, выводимость предела последовательности функций Равномерная аппроксимация непрерывных функций, теорема Стоуна-Вейерштрасса Ряд функций, простая сходимость, равномерная сходимость, нормальная сходимость Непрерывность и дифференцируемость суммы ряда функций, Интерпретация рядов и интегралов. Интегральное выражение коэффициентов. Определитель квадратной матрицы, фундаментальные свойства и детерминантные расчеты. Группа перестановок конечного множества, разложение перестановки в произведение непересекающихся циклов, транспозиций. Определитель линейного приложения. Извлеченные детерминанты и матричные ранговые характеристики собственных значений, собственные векторы и собственные пространства эндоморфизма. Диагонализируемый эндоморфизм, тригонализируемый, характеризация. Интеграл пошаговой функции на отрезке, интегрируемая функция Коши-Шварц и неравенство Минковского Интегральная функция ее верхней границы Интегральная и примитивная фундаментальная теорема интегрального исчисления Приближенные методы вычисления интеграла. Расчеты кратных интегралы, изменения переменных. Интегральные абсолютно сходящиеся. Примеры положительных функции, критерии для сравнения. Сравнение сходимости обобщенных интегралов и рядов. Интегральных и люксов. Монотонные теоремы сходимости и доминировали сходимость. Определение Коэффициенты Фурье периодической и кусочно-непрерывной функции. Работа над пониманием структуры научных статей, резюме статей, а также написание небольшого научного проекта и его письменного и устного представления. Аминокислоты и пептиды: структуры, особые свойства, структурно-функциональные соотношения связанные с ним экспериментальные подходы Углеводы: моно, ди-олиго, полисахариды, накопление энергии, структурно-функциональные соотношения, поверхностные полисахариды, связанные экспериментальные подходы Липиды: жирные кислоты построение сложных липидов: моно - и триглицеридов, глицерофосфолипидов, сфинголипидов, общий вид биологической мембраны, связанные с ней экспериментальные подходы. описание не доступно. Частичные производные комплексной функции Неравенство конечных приращений Частичные производные высшего порядка. Редукция симметричного эндоморфизма. Мультипликативные арифметические функции. Основная теорема алгебры. Сложность вещественного векторного пространства. Минимальный многочлен, теорема Кэли-Гамильтона. Характеристические подпространства, разложение Данфорда, редукция Жордана. Используется для решения систем линейных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами. Евклидова и эрмитова пространства. Примеры ортогональных полиномиальных последовательностей. Заместитель эндоморфизм, эндоморфизмы самосопряженный. Нормальные эндоморфизмы и уменьшение нормальных эндоморфизмов. Ортогональные АВТОМОРФИЗМЫ, унитарные, ортогональные матрицы, блок. Симметрии ортогональны, ортогональные проекции. Диагонализация самосопряжённых эндоморфизмов, матрица версии. Уменьшенные ортогональные автоморфизмы, Факторизация ортогонального автоморфизма в произведение гиперплоских симметрий. Билинейные формы, квадратичные формы. Положительные симметричные матрицы, положительно определенные. Характеристика, квадратные корни, факторизация Холецкого. Кривые в полярных координатах. Метрические свойства: длина параметризованная дуга изогнута по оси абсцисс, Френ, кривизна поверхность. Определения, касательная плоскость, нормальные кривизны, геодезическое, основной код кривизны корректоров. ошибка: Выполнение кода, указанные вторая теореме Шеннон, емкость канала, симметричный канал; линейный код, расстояние Хэмминга, различные терминалы, матрица генератора, матрица управления, примеры кода. Работа над математической темой под руководством учителя-исследователя. Написание исследовательского отчета и устной защиты. описание не доступно. описание не доступно. описание не доступно. Монотонная сходимость, Доминируемая сходимость, Лемма Фату, Теорема Виталия, Сходимость в мере. Особый случай полярных и сферических координат. С самого начала греческая математика возникла против бесконечности, но греческим математикам удалось преодолеть это гносеологическое препятствие в обход или устранение проблемы бесконечной Бесконечности как положительного понятия. Между философскими, теологическими и физическими мотивами правильное математическое обращение с бесконечным приведет к построению геометрии бесконечного и исчисление. Мы будем изучать развитие этой концепции работой двух великих математиков. Дезарг который превращает традицию построения геометрии бесконечности в ограниченном пространстве, что сферы. Лейбниц основал перерасчет бесконечным путем преодоления трудностей, непосредственно связанных с новой наукой о движении. Новизна: Дифференциал в точке функции, определенной на открытии пространства конечной размерности, дифференцируемой функции на открытых свойствах, связь с непрерывностью. Неравенство Тейлора-Лагранжа, интегральное выражение остального, формула Тейлора-Юнга. Касательное пространство, нормальное пространство. Теорема о неявных функциях. Выпуклые части, выпуклая оболочка части действительного аффинного пространства. Барицентры, барицентрические координаты. Коммутативное разложение изометрии на трансляцию и изометрию фиксированной точки Разложение изометрии на произведение отражений. Сходства, интерпретация с использованием комплексных чисел в случае размерности Исследование изометрий в размерности 2 и Примеры групп изометрий в размерности 2. Изучение коник в евклидовом пространстве. Углы в размерности 2: векторные углы, прямые углы. Сила точки по отношению к кругу. Пересечение сферы и плоскости двух сфер. Геометрия треугольника. Метрические соотношения. Фокальные и бифокальные определения. Декартово уравнение коники. сокращение ортонормальной ссылки. Параметрические представления коники, открытые, замкнутые, внутренние, адгезионные Характеристика замкнутых, адгезионных и плотностных по последовательностям Непрерывность, равномерная непрерывность, липшицевы функции. Полное пространство, банаховы пространства. Компактные пространства, характеризация открытыми оверлеями, сюитами, теорема Гейне. Характеризация в векторном пространстве конечной размерности. Непрерывные линейные приложения, норма непрерывного линейного приложения Связь, связность по дугам, связные компоненты Гильбертовы пространства в любой размерности.

  • Элементы теории множеств.
  • Люксы увеличены, минус, монотонны.
  • Арифметические и геометрические сюиты.
  • Люксы определяются повторением.
  • Основная, второстепенная, верхняя граница.
  • Извлеченные люки, адгезионная ценность.
  • Люксы Коши и конвергенция.
  • Абсолютно сходящиеся ряды.
  • Непрерывность, дифференцируемость, интегрируемость.
  • Ортогональные группы, изометрии.
  • Плоские графы, формула Эйлера, обсуждение окраски.
  • Полиномы по модулю р, число корней.
  • Квадраты и не квадраты, закон квадратичной взаимности.
  • Измеряемые функции, поставленные.
  • Интеграл интегрируемой функции, свойства.
Уровень участия в борьбе с гендерными стереотипами выше в странах, где половое воспитание уже давно является обязательным предметом в школах.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ Личностные (ценностные). Метапредметные (компетентностные). Предметные.

Реализация компетентностного подхода средствами предмета биологии: - формировать предметную компетентность, связанную с открытием учащимися значений биологических терминов: ткань, орган, система органов, организм, многоклеточный организм; - создать условия для развития общепредметных компетенций: владение логическими операциями посредством анализа взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями.

Универсальные учебные действия (УУД) главная составляющая любого умения; совокупность способов, приемов, используемых обучаемым; независимость от предметного содержания. УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные

Характеристика примерной программы по биологии Программа включает 4 раздела: Пояснительная записка(цели и задачи); Основное содержание курса; Примерное тематическое планирование (2 варианта); Рекомендации по оснащению учебного процесса.

Характеристика примерной программы по биологии Включает следующие содержательные линии: Многообразие и эволюция органического мира; Биологическая природа и социальная сущность человека; Уровневая организация живой природы.

Характеристика примерной программы по биологии Содержание примерной программы структурировано в виде трех разделов: Живые организмы; Человек и его здоровье; Общие биологические закономерности.

Особенности примерной программы по биологии Сохранена традиция изложения учебного материала на уровне учебных программ. Введена характеристика основных видов деятельности учащихся, нацеливающая на формирование умений использовать знания в практической деятельности, в новых нестандартных ситуациях.

Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, практической деятельности людей.Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов . Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма .

Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость . Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов . Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

Наблюдений за ростом и развитием растений и животных; опытов по изучению состава почвы, процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения животных; изучение клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий; распознавание органов, систем органов растений и животных; выявление изменчивости организмов.

СИСТЕМА, МНОГООБРАЗИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Роль растений, животных, бактерий, грибов и лишайников в экосистемах, жизни человека и собственной деятельности. Вирусы - неклеточные формы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Использование бактерий и грибов в биотехнологии.

Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин - основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.

Проведение простых биологических исследований: распознавание растений разных отделов, животных разных типов, наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур и домашних животных; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).

ЧЕЛОВЕК - ЧАСТЬ БИОСФЕРЫ

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни .

Место и роль человека в системе органического мира , его сходство с животными и отличие от них.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.

Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет . Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета . Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Обмен веществ и превращения энергии. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье . Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.

Психология и поведение человека. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Проведение простых биологических исследований: наблюдений за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания); распознавание на таблицах органов и систем органов человека; определение норм рационального питания; анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

ВЗАИМОСВЯЗИ ОРГАНИЗМОВ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.

Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский - основоположник учения о биосфере . Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Проведение простых биологических исследований: наблюдений за сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме; анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии ученик должен

знать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;

уметь

находить:

объяснять:

  • роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
  • родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
  • взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
  • родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

проводить простые биологические исследования:

  • ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.