Профессиональные компетенции по направлению подготовки педагогическое образование. Научно-исследовательская работа предполагает самостоятельную исследовательскую работу студента под руководством высококвалифицированного научного руководителя. Наименование

Понятие "Государственный образовательный стандарт" в ранге базового термина сферы образования было впервые введено в России в 1992 году Федеральным законом Российской Федерации "Об образовании". Мы уже отмечали ранее, что в этом стандарте, согласно законодательству, фиксируются нормы, относящиеся к содержанию образовательных программ и, главное, к уровню подготовки выпускников школ и вузов. Это вызвало неоднозначную реакцию во всех слоях академического сообщества, от учителей начальных классов до маститых профессоров вузов.

Онлайн-инструкторы «Готовность». Будут ли онлайн-инструкторы готовы отвечать на вызовы, вызванные прогнозируемым увеличением требований учеников к онлайн-обучению? Около половины респондентов предсказали, что денежная поддержка и педагогическая компетентность онлайн-инструкторов наиболее существенно повлияют на успех их онлайн-программ. Кроме того, преподаватели «технической компетенции» стали третьим наиболее важным фактором. Тем не менее, как показано в Таблице 2, педагогическое мастерство было сочтено более важным, чем технологические навыки эффективного онлайн-обучения.

В менталитете российского общества слово "стандарт" воспринимается как что-то крайне жесткое, однозначное, пусть даже и образцовое, символ унификации и отказа от вариативности. Механический перенос такого понятия в мир человеческих отношений, в котором яркая личность со своей неповторимой индивидуальностью ценится выше всего, кажется не просто нелепым (неумным), но и кощунственным. Правда, понятие "образование" в России исторически связано с представлением о "создании себя по образу Бога", так что высокий образец для саморазвития и духовного совершенствования присутствовал при воспитании и обучении в школах России издревле.

Что касается потребностей в педагогической компетентности онлайн-инструкторов, большинство респондентов ожидали, что онлайн-инструкторы, как правило, получат какую-то подготовку в онлайновом обучении либо внутри страны, либо извне к году. Опрос спросил респондентов о своих прогнозах, связанных с ростом онлайн-образования в ближайшие несколько лет. Респонденты указали, что больше внимания будет уделяться смешанному обучению, которое сочетается лицом к лицу с онлайн-предложениями, чем на полностью онлайн-курсах.

Опрошенные предсказали явный сдвиг от примерно четверти классов, которые сегодня смешиваются, возможно, с подавляющим большинством курсов, имеющих некоторый веб-компонент к концу десятилетия. В настоящем исследовании респонденты предсказали качество онлайн-образования в ближайшем будущем и о том, как онлайн-курсы будут преподаваться и оцениваться.

Но нельзя, по мнению многих педагогов, директивно, "сверху", утверждать стандарт на характеристику личности выпускника российской школы или университета. Большой заслугой создателей российских государственных образовательных стандартов явилось то, что они с самого начала отказались от их идентификации со стандартами в техносфере. Образовательные стандарты проектировались на принципиально другой основе, предполагающей создание широкого поля для свободы преподавания и обучения в рамках единого образовательного пространства.

Качество будущего онлайн-образования. Кроме того, большинство респондентов предсказали, что качество онлайновых курсов будет превосходить или аналогично традиционному обучению. Только 8 процентов прогнозировали, что качество онлайновых курсов будет хуже.

Аналогичным образом, подавляющее большинство респондентов прогнозировали, что результаты обучения онлайн-студентов будут либо такими же, как или выше, чем у традиционно обучаемых студентов. По сути, тенденция к качеству и результатам обучения для устойчивого и значительного улучшения в течение ближайшего десятилетия, Хотя мы не спрашивали о причинах повышения качества, такие цифры должны быть интересными и ценными для администраторов, преподавателей, студентов и других участников онлайн-обучения.

При этом присущая советскому периоду идея нормирования или декретирования в сфере убеждений человека, его идеологических или религиозных взглядов, личностных характеристик, была сразу отвергнута. Со своей стороны Комитет по государственным стандартам России еще в 1993 г. дал по этому поводу специальное разъяснение, указав, что на стандарты в сфере образования не распространяются правила, действующие для создания стандартов в сфере производства материальных ценностей, и исключили, таким образом, образовательные стандарты из сферы своего ведения.

Девять процентов сказали, что требуется дополнительное технологическое обучение. Эта озабоченность по поводу саморегуляции ученика является иронией в мире, где доминируют и управляются системами управления обучением, которые в основном используются для управления учащимися, о чем упоминалось ранее. Последующие опросы могут касаться того, воспринимают ли учащиеся это смешанное сообщение и предпочитают ли они, чтобы они управлялись онлайн или участвовали в более самостоятельных онлайн-средах.

Инструкторы, способные преподавать онлайн, имеют решающее значение для качества онлайн-обучения. Например, в этом исследовании было установлено, что наиболее важными навыками для онлайн-инструктора в течение следующих нескольких лет будут способы смягчения или облегчения обучения, а также для разработки или планирования высококачественные онлайн-курсы. Будучи экспертом по предмету, это был следующий наиболее важный навык. Фактически, результаты показывают, что навыки планирования и модерации, возможно, более важны, чем фактические «преподавания» или навыков чтения в онлайн-курсах. онлайн-инструкторы являются модераторами или фасилитаторами обучения студентов.

Что же представляет собой российский образовательный стандарт, в частности, государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования? Рассмотрим вначале ГОС ВПО с позиции документоведения, т.е. познакомимся с назначением этого документа, его формой, структурой, содержанием и порядком разработки.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) согласно законодательства предназначен для обеспечения:

Более половины опрошенных респондентов предсказали, что онлайн-сотрудничество, обучение на основе конкретных случаев и проблемное обучение будут предпочтительными учебными методами для онлайн-инструкторов в предстоящем десятилетии. Напротив, мало кто из респондентов ожидал, что преподаватели будут полагаться на лекции, моделирование или сократительное обучение для их онлайн-обучения в будущем. Другими словами, респонденты-респонденты прогнозировали, что в будущем будут использоваться более ориентированные на учащегося методы, что указывает на заметный сдвиг от традиционных подходов, ориентированных на учителя.


Единого образовательного пространства России при обеспечении свободы реализации национальных образовательных программ;

Качества высшего образования;

Возможности для объективной оценки на основе ГОС ВПО деятельности высших учебных заведений;

Признания и установления эквивалентности документов иностранных государств.

Наши результаты также показали, что в целом респонденты в течение следующих нескольких лет предполагали, что Интернет станет инструментом виртуального взаимодействия или сотрудничества, критического мышления и расширенного участия учащихся, а не как возможности для создания идеи для учащихся и выражения творчества. Это неудивительно, учитывая, что большинство инструкций по высшему образованию ориентировано на потребление и оценку знаний, а не на его создание. Возможно, отделы и подразделения онлайн-обучения должны предложить больше примеров того, как успешно внедрять творческие и генерирующие онлайн-задачи и действия.

Любой стандарт для определенной образовательной программы, будь-то подготовка учителя или инженера, юриста или экономиста, состоит из двух частей:

Федеральный компонент; национально-региональный компонент. В федеральный компонент, утверждаемый Минобразованием России, наряду с требованиями, относящимися к содержанию образовательной программы и уровню подготовки освоивших ее лиц, входят также:

Оценка и оценка онлайн-курсов. Оценка является важной частью обеспечения качества онлайн-курсов и программ. В таблице 4 обобщаются респонденты «прогнозы о будущих тенденциях, связанных с оценкой онлайн-обучения». На вопрос о том, как качество онлайн-образования будет наиболее эффективно измеряться в течение ближайшего десятилетия, 44 процента ответили, что сравнение онлайн-успеваемости с учащимися которые будут выполняться в режиме реального времени, расчеты рентабельности инвестиций и оценки курса студента.

Очевидно, что респонденты считают, что индивидуальная инструкция предоставляет действительные контрольный показатель для результатов обучения и обучения, а эффективность в Интернете должна, по крайней мере, равняться его эффективности. Такие взгляды, в то время как политически важные, похоже, забывают, что большая часть обучения, которое происходит в Интернете, не может иметь место в режиме доставки лицом к лицу. также предполагает, что индивидуальное обучение превосходит.

Расчетный срок освоения этой программы для очной и заочной форм

Обучения; требования к условию ее реализации; требования к итоговой аттестации выпускников.

Национально-региональный компонент утверждается самим вузом и служит для отражения в содержании образования национально-региональных особенностей подготовки специалистов. Как правило, первый компонент относительно содержания программы обучения составляет примерно 65%, а второй — 35% от полного объема.

Что касается форм оценки, которые будут использоваться в течение следующих нескольких лет, респонденты предсказывали, что викторины онлайн-практики и экзамены будут наиболее широко использоваться, а затем онлайн-опрос и опрос, оценки курса и онлайн-опросы и экзамены. В частности, более 90 процентов респондентов прогнозировали, что онлайн-опросы будут использоваться в качестве важного инструмента для изучения студентов или как учебное устройство в дополнение к оценке студентов и оценке курса. Этот вывод подтверждает нашу уверенность в том, что онлайн-опросы дают возможность быть ориентированными на учащегося, потому что они позволяют студентам собирать, анализировать и сообщать о реальных данных и проектах.

Сразу же отметим, что подобная структура позволяет решить диалектически противоречивую задачу сохранения единства образовательного пространства, не подавляя интересов, традиций и научных школ субъектов Российской Федерации.

Федеральный компонент любого стандарта, во-первых, должен включать требования к содержанию образовательной программы, разделенные на четыре блока: блок общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин; блок математических и общих естественнонаучных дисциплин; блок общепрофессиональных дисциплин; блок специальных дисциплин.

Поскольку высшие учебные заведения продолжают охватывать и обсуждать онлайн-обучение, важно предусмотреть, куда направляется поле. Каким может быть следующее поколение интерактивных учебных сред? Будут ли они перемещаться со складов студентов в онлайн-среде, чтобы вовлечь их в интерактивную и мотивационную деятельность? Какие технологические и педагогические преимущества они будут предлагать? Текущие исследования дают представление о педагогических и технологических возможностях. Ясно, что мы вступаем в уникальную и захватывающую эпоху онлайн-обучения и обучения.

Это означает, что для каждого блока в стандарте должны быть указаны дисциплины, входящие в него, и очень кратко (несколько строк) их содержание. Должны быть также указаны содержания учебных и профессиональных практик. Особо отметим, что как федеральный, так и вузовский компонент стандарта в той части, где описано содержание образования, должны выделять часть времени на дисциплины, которые студент может выбрать по собственному желанию.

И, возможно, идеальная электронная буря становится менее мутной и зловещей. Учреждениям высшего образования необходимо рассмотреть вопрос о том, готовы ли они удовлетворить растущие требования учеников в ближайшие годы. Прежде всего, большинство респондентов согласились с тем, что смешанное обучение будет иметь большее значение в высшем образовании в будущем. Хотя некоторые учреждения уже приняли смешанное обучение, многие другие медленнее принимают его по разным причинам. Возможно, руководство от учреждения имеет решающее значение для преподавателей, чтобы получить адекватную поддержку для осуществления изменений в учебном процессе.

Во-вторых, федеральный компонент должен содержать требования к уровню подготовки выпускников, освоивших содержание всей программы обучения. Это, в свою очередь, означает, что разработчики конкретного ГОС должны, исходя из понимания профессиональной деятельности того или иного специалиста, описать те итоговые знания, умения и навыки, которые обеспечат ему профессиональную компетентность в сфере труда, для которой он подготовлен.

Если качество онлайн-образования улучшится, как прогнозируется в этом исследовании, кампусы также должны изучить педагогические проблемы онлайн-обучения. Представленные здесь данные также указывают на то, что продолжающийся взрыв в онлайновом обучении привлечет повышенное внимание к семинарам, курсам и дипломным программам в отношении того, как умеренно или наставлять онлайн-обучение. Учитывая, что многие респонденты рассчитывают получить какую-то подготовку и поддержку со стороны своих учреждений, чтобы быть готовыми к онлайн-обучению, колледжи и университеты должны учитывать, как они будут реагировать на эти потребности.

Не должна быть опущена при этом и общая культура личности, т.е. среди требований к выпускнику, скажем, инженерного профиля должны быть и требования к его знаниям в сфере психологии, философии, культурологии, педагогики, владению иностранными языками и т.п. Фактически содержащиеся в ГОС требования к уровню подготовки выпускника указывают не степень усвоения им тех или иных дисциплин, а относятся сразу к группе родственных дисциплин, т.е. носят междисциплинарный характер.

Кроме того, наше исследование показывает, что последипломные учреждения, наконец, сосредотачиваются на том, как онлайн-обучение может развивать навыки взаимодействия с учащимися и оценки. Фактически, большинство из них теперь видят потенциал Сети в ближайшие годы как инструмент для виртуального взаимодействия или сотрудничества, критического мышления и расширенного взаимодействия с учащимися, хотя и не обязательно как инструмент для творческого и индивидуального выражения.

В этом обзоре также прогнозируется огромный рост программ онлайн-сертификации и повторной сертификации, а также некоторый рост программ сопутствующих и магистерских программ в течение ближайшего десятилетия. С точки зрения технологии исследование показывает интерес к онлайн-инструкторам в области беспроводных технологий, моделирования, цифровых библиотек и объектов многократного использования. Возможно, мы входим в мир, где учебные объекты будут у нас под рукой. Изучение объектов по разным темам, вероятно, будет чем-то, что вы можете захватить, как журналы и газеты, на пути в самолет, автобус или поезд.

Опыт создания первого поколения ГОС ВПО показал, что эти требования, исходя из выше сказанного, можно отнести к различным градациям уровня усвоения.

Характерные требования в порядке возрастания градаций можно сгруппировать следующим образом:

Иметь представление о процессе, явлении, понимать их природу и т.п.; знать, почему и как, решать (или иметь навыки решения) задачи определенного класса;

Ограничения на исследования и рекомендации для исследований

Кроме того, поскольку пропускная способность увеличивается с использованием интернет-технологий и возможностей нового поколения, задачи моделирования и игры, которые участвуют онлайн-пользователи, будут более реалистичными и аутентичными. Прошло более двух лет с тех пор, как мы провели опрос. На этот раз мы получили возможность увидеть, как разыгрывались прогнозы, сделанные нашими респондентами. Мы по-прежнему стали свидетелями ускоренного роста требований учащегося к онлайн-обучению, а также возможности для повышения онлайн-педагогики, в частности, благодаря недавнему движению с открытым исходным кодом.

Владеть знаниями на методологическом уровне, позволяющем применять их для решения нестандартных задач в нештатных ситуациях.

Интересно отметить, что в США стандартные требования к овладению математикой имеют очень широкое семантическое поле в сфере формулировки характера требований. Учащиеся должны уметь: анализировать, знать, логично рассуждать, объяснять, описывать, понимать, представлять, применять, решать, соотносить, истолковывать, исследовать, сравнивать, узнавать и т.д., — более 50 терминов.

В-третьих, федеральный компонент содержит сведения о том, какие итоговые испытания предстоит выдержать выпускнику вуза для присвоения ему соответствующей квалификации с вручением диплома. Это могут быть: экзамен по отдельной дисциплине (например, по предмету, который учитель будет преподавать в школе) или по циклу дисциплин; защита перед комиссией выполненного дипломного проекта (например, для инженерных специальностей) или дипломной исследовательской работы (для окончивших факультеты естественных наук а университетах). Кроме того, разработчики должны кратко описать степень сложности этих испытаний и время для подготовки к ним. Так, для большинства образовательных программ на подготовку дипломных проектов и работ отводится более полугода, считая преддипломную практику.

И, наконец, документ должен содержать ряд сведений о сфере действия стандарта, его разработчиках, дате утверждения и т.п. Рассмотрим созданные в последние годы и реально действующие стандарты ВПО как инструмент влияния на качество российского образования.

Головной научной организацией, координирующей разработку ГОС для высшего профессионального образования (ВПО), выступил Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Непосредственно создание ГОС осуществляли более 70 учебно-методических объединений и 20 научно-методических советов. Общее число разработчиков составляло" несколько тысяч человек. К концу 1996 года были разработаны и утверждены Министерством образования в области высшего профессионального образования: по направлениям подготовки (бакалаврские программы) — 92 стандарта; по специальностям — более 400 стандартов; по магистерским программам — более 220 стандартов.

Разработка ГОС велась в два этапа. На первом (1992-1993 гг.) были сформированы на основе ГОС образовательные программы подготовки бакалавров. Затем, в 1994-1995 гг. на основе ГОС были созданы образовательные программы подготовки специалистов, а позднее — магистров.

Принципиальным решением при разработке ГОС явилось усиление фундаментальности образования. При этом под фундаментальностью понимались не просто научные знания, составляющие фундамент естественнонаучного мировоззрения выпускника, а сочетание фундаментальных знаний, необходимых для всестороннего развития личности. Это означает, что к фундаментальному образованию отнесены как естественные и математические дисциплины (физика, химия, математика и др.), так и гуманитарные и социально-экономические (философия, психология, филология, история, экономика, физическая культура и др.).

Объем фундаментальной естественнонаучной подготовки для специальностей технического профиля был увеличен, в среднем, на 30%, а для большинства гуманитарных направлений изучение в высшей школе дисциплин этого профиля вводилось впервые. Естественно, объем этого цикла для гуманитариев был в 2-3 раза меньше и представлял собой.небольшой интегральный курс современного естествознания, дополненный необходимыми сведениями по математике и информатике.

Цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин состоял из 10 курсов, часть из которых присутствовала в том или ином виде в образовательных программах советского времени, а некоторые (культурология, политология, социология) вводились впервые.

Произведенные изменения были направлены как на устранение деформации ряда учебных дисциплин, вызванных абсолютным приоритетом в советское время одного политического учения; так и на расширение общекультурной подготовки студента, приобщения его к мировому гуманитарному знанию.

Еще одним принципиальным решением в области фундаментальности высшего образования при создании ГОС ВПО явилось междисциплинарное описание ряда требований к выпускнику. Эти требования, являясь интегральными показателями интеллектуального развития личности, связаны практически со всеми учебными дисциплинами..

Такой подход к описанию требований ориентировал преподавателей вузов на усиление взаимосвязи различных дисциплин, создание интегральных курсов, обеспечивающих формирование целостного научного представления о процессах и явлениях, происходящих в мире природы и общества. Для достижения высокого уровня готовности выпускников к творческой высокой и тнтеллектуальной деятельности создатели ГОС ВПО перенесли центр внимания субъектов образовательного процесса на методологию изучаемых в высшей школе наук, методологию деятельности, моделирование и проектирование. Поэтому более 60% требований к выпускнику— это владение методами различных расчетов, принятия решений, контроля и оценки, прогнозирования, а также принципы моделирования, менеджмента, маркетинга, управления и т.п.

И, наконец, в рамках создания ГОС ВПО был сделан реальный шаг к обеспечению широкого профиля дипломированного специалиста. Введено 90 направлений четырехлетней подготовки бакалавра, на базе которой достраивалась научная специализация (магистратура) и подготовка дипломированного специалиста. Многоуровневая подготовка позволяет студентам получить фундаментальную подготовку по широкому направлению и лишь затем на этой базе — узкую специализированную.

Теперь коснемся использования ГОС ВПО в качестве основы для объективной оценки деятельности вузов в части подготовки специалистов. Отметим тот факт, что укрупненный характер содержащихся в них требований, каждое из которых распадается на множество требований-задач, не позволяет напрямую проверить соответствие уровня подготовки выпускника этим требованиям. Можно в этой связи сказать лишь о том, что требования, содержащиеся в ГОС, выступали в стандартах первого поколения скорее в качестве ориентиров для организации объективного контроля, чем в роли диагностируемых норм.

Однако, эти ориентиры позволили упорядочить работу вузовских комиссий, осуществляющих итоговый контроль выпускников, сделав более прозрачной и понятной эту процедуру как для студентов, так и для членов этих высоких комиссий, имеющих в России статус государственных (председатели таких комиссий по представлению ректора вуза назначаются федеральным государственным органом управления образования, куда, кстати, направляются и где анализируются отчеты об их работе, представленные председателем).

После выхода в 1996 году закона РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в структуру ГОС ВПО были внесены существенные дополнения и изменения. Кроме того, накопленный опыт вузов по использованию ГОС для реализации образовательных программ выявили ряд их "конструктивных" недостатков.

Наиболее "ощутимые" из них, это:

Недостаточная вариативность блока гуманитарных и социально-экономических дисциплин, его неориентированность на будущую профессию выпускника;

Уже упомянутая невозможность использования требований, содержащихся в документе и применяемых в процессе промежуточного контроля, для прямой диагностики уровня подготовки выпускников;

Неоправданные различия в содержании образовательных программ родственного профиля, затрудняющих рациональную организацию учебного процесса в многопрофильных вузах;

Несогласованность ГОС ВПО со стандартами других уровней образования и между собой.

В ходе обновления ГОС (1999-2000 гг.) были выделены инварианты (ядро) ГОС ряда близких по научному базису специальностей и именно это ядро сделано объектом стандартизации на уровне государственного органа управления образованием. Это привело к существенному сокращению объектов ГОС ВПО федерального уровня и расширило правовое поле вузовского уровня.

Более гибко представлен блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин. В качестве обязательных для изучения студентами всех вузов выделены лишь четыре дисциплины (философия, история, физическая культура и иностранный язык), а остальные включаются в программу обучения по решению вуза и выбору студента. Существенно изменилась форма требований к выпускнику. В обновленных стандартах она представлена не только в виде требований к их знаниям, но и в виде набора задач профессиональной деятельности, с которыми он должен уметь справиться. Из стандарта также фактически исключены все ранее содержавшиеся в них требования, проверить выполнение которых на итоговых испытаниях не представляется возможным,

Введен раздел "Требования к абитуриентам" для определения необходимого предшествующего уровня образования и для унификации требований к абитуриенту.

В заключение еще раз вернемся к тому, что же представляет собой российский государственный образовательный стандарт, с позиции непосредственных субъектов педагогического процесса — студентов и преподавателей.

Для российских вузов, в течение многих десятилетий живших в жестких рамках типовых учебных планов и программ, регламентировавших от имени государства весь объем образовательной программы, новый базовый документ — существенный шаг по направлению к академической автономии и свободе преподавания (вряд ли две строки стандарта, раскрывающие, например, содержание 4-семестрового курса физики, можно считать ограничениями творческой инициативы педагога). С позиции студента, получившего право на участие в формировании своей индивидуальной образовательной траектории — это тоже шаг к свободе обучения. Поэтому ГОС ВПО сегодня можно рассматривать как стандарт, фактически закрепляющий свободы преподавателя и студента с учетом интересов государства и общества в целом.

Суммируя вышесказанное, можно сказать, что ГОС - это совокупность норм и положений, согласующих (гармонизирующих) основные требования к содержанию, проведению и результатам обучения и воспитания со стороны всех субъектов, заинтересованных в деятельности образовательной системы.

Как же конкретно выглядит ГОС, какова его структура? В проекте «Реформа образования в РФ: концепция и основные задачи очередного этапа» отмечается, что разработка ГОС имеет первостепенное значение для реформы содержания образования. ГОСы призваны «… расширить возможности для непрерывного образования и академической мобильности, они должны соответствовать запросам личности, общества, государства…иметь инструментально - педагогическую организацию, опирающуюся на строго определенные для каждой ступени обучения нормы». ГОСы не должны препятствовать реализации вариативных программ, они должны обеспечивать их преемственность по всем уровням и ступеням образования. ГОС ВПО устанавливает: Структуру ВПО (ПОП)

Общие требования к ПОП и условиям их реализации Общие нормативы учебной нагрузки студента и ее объем Академические свободы вуза в определении содержания ВПО Общие требования к перечню направлений (специальностей ВПО Порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в качестве федерального компонента. Правила госконтроля за соблюдением требований ГОС.

Ранее этот государственный стандарт имел номер 540600 (согласно Классификатору направлений и специальностей высшего профессионального образования)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования Российской Федерации

В.Д.Шадриков

«_27__»___03_____________2000 г.

Номер государственной регистрации

288 пед/маг_________________

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ540600ПЕДАГОГИКА

Степень (квалификация) - магистр педагогики

Вводится с момента утверждения

МОСКВА 2000

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ

540600ПЕДАГОГИКА

1.1. Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации №_______ от ________________.

1.2 Степень (квалификация) выпускника – магистр педагогики (с указанием программы специализированной подготовки)

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра по направлению540600Педагогика при очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра (2 года).

1.3. Квалификационная характеристика выпускника

Магистр подготовлен к научно-исследовательской и педагогической деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки в области образования.

Выпускник, получивший степень (квалификацию) магистра педагогики, должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на научно-исследовательскую работу в предметной области знаний; использовать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных; владеть современными методами исследований, которые применяются в области психолого-педагогического образования и анализировать результаты процесса обучения. в различных типах учебных заведений, включая средние профессиональные и высшие учебные заведения; проектировать и реализовывать в практике обучения новое содержание учебных предметов; диагностировать уровень образованности. Деятельность выпускника направлена на психологическое обеспечение образовательных систем посредством оказания психологической помощи участникам учебно-воспитательного процесса в образовательных, научно-исследовательских учреждениях, в семьях, в сферах культуры и быта, а также в учреждениях социальной реабилитации, социальной помощи и защиты.

Выпускник, получивший степень (квалификацию) магистра, должен знать Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения научно-исследовательских, научно-методических и организационно-управленческих задач; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Выпускники по нап равлению 540600 Педагогика подготовлены к выполнению следующих видов професси ональной деятельности в соответствии с уровнем своей квалификации:

· научно-исследовательской;

· преподавательской;

· коррекционно - развивающей;

· консультационной;

· культурно-просветительской;

· организационно-воспитательной;

· социально-педагогической.

1.4.Возможности продолжения образования

Магистр подготовлен к обучению в аспирантуре преимущественно по научным специальностям:

13.00.00.Педагогические науки

19.00.00 Психологические науки

1.5. Аннотированный перечень магистерских программ (проблемное поле направления подготовки) :

Дошкольное образование

Программа направлена на расширение и углубление знанийпсихолого-педагогических теорий и систем, повышение уровня компетентностиспециалиста в области содержания и технологии дошкольного образования.

Начальное образование

Программа направлена на расширение и углубление знаний и повышение общепрофессиональной и специальной компетентностив области начального образования.

Социальная педагогика.

Программа предусматривает углубленную подготовку в области социальной педагогики: расширение теоретических знаний, формирование умений планировать и проводить исследование, осуществить социально-педагогическое проектирование. Ориентирована на подготовку специалистов, готовых к деятельности в области социально-педагогической науки и практики, преподавателей социально-педагогических дисциплин в профессиональных учебных заведениях.

Высшее образование

Программа направлена на подготовку специалистов, готовых к исследованию психолого-педагогических проблем системы высшего образования, к педагогической и научной деятельности в высших учебных заведениях.

Педагогическая психология

Программа предусматривает углубленную подготовку в области педагогической психологии: расширение теоретических знаний, формирование умений планировать и проводить исследование, осуществить психолого-педагогическое проектирование. Ориентирована на подготовку специалистов способных осуществлять научно-педагогическую и проектировочную деятельность в образовательных и научных учреждениях различного типа.

Психология развития

Программа предполагает углубленную подготовку в области психологии развития: расширение теоретических знаний, формирование умений планировать и проводить исследование, осуществлять проектирование сопровождения развития человека. Ориентирована на подготовку специалистов способных осуществлять научно-педагогическую и проектировочную деятельность в образовательных и научных учреждениях различного типа.

Социальная психология в образовании

Программа направлена на углубленную подготовку в области социальной психологии:расширение теоретических знаний, формирование умения планировать и проводить исследование,осуществлять социально-психологическое проектирование основных форм межличностного,внутригруппового имежгруппового взаимодействия.Ориентирована на подготовку специалистов,способных осуществлятьнаучно-педагогическуюи проектировочную деятельностьвобразовательных и научных учреждениях разного типа.

Организационная психология в образовании

Программа направлена на угл_e5дование, осуществлять организационную диагностику и психологическое проектирование организационного развития.Ориентирована наподготовкуспециалистов,способных осуществлятьнаучно-педагогическуюипроектировочную деятельность в образовательных и научных учреждениях разного типа.

Психологическое консультирование в образовании

Программа предполагает углубленную подготовку в области психологического консультирования: расширение теоретических и методологических знаний, формирование умений и навыков индивидуального и группового консультирования. Ориентирована наподготовкуспециалистов,способных осуществлятьнаучно-педагогическую деятельность и оказывать психологическую помощь вобразовательных и научных учреждениях различного типа.

Дифференциальная психология, психодиагностика в образовании

Программа предусматривает углубленную подготовку в области дифференциальной психологии и психодиагностики: расширение теоретических знаний, формирование умений проводить психологические исследования и психодиагностические обследования, разрабатывать и адаптировать психодиагностические средства. Направлена на подготовку специалистов, способных работать вобразовательных и научных учреждениях различного типа.

Психология речи и психолингвистика

Программа предусматривает углубленную подготовку специалистов, работающих на стыке психологии и лингвистики, в области психологии речи и лингвистики текста: расширение теоретических знаний междисциплинарного характера, формирование умений проводить психологические исследования и психодиагностические обследования с помощью методов гуманистической психологии, использующей вербальный и символический материалы, а также создавать психодиагностические методы на основе психолингвистического анализа текстов. Программа ориентирована на подготовку специалистов в области разработки и использования новейших методов психолингвистики.

Научно-исследовательская составляющая каждой из аннотированных магистерских программ по решению Ученого совета вуза реализуется через авторские магистерские программы (магистерские специализации), отражающие существующие в данном вузе научно-педагогические школы по конкретным разделам соответствующих наук.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА, И УСЛОВИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА

2.1. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра, должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.

2.2. Лица, имеющие диплом бакалавра по направлению 540600 Педагогика, зачисляются на специализированную магистерскую подготовку на конкурсной основе. Условия конкурсного отбора определяются вузом на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по данному направлению.

2.3. Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра по данному направлению и имеющие высшее профессиональное образование, профиль которого не указан в п.2.2, допускаются к конкурсу по результатам сдачи экзаменов по дисциплинам, необходимым для освоения программы подготовки магистра и предусмотренным государственным образовательным стандартом подготовки бакалавра по данному направлению.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ
540600 ПЕДАГОГИКА

3.1.Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик, программы научно-исследовательской работы.

3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

3.3. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из основной образовательной программы подготовки бакалавра и программы специализированной подготовки магистра, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента и научно-исследовательской работы. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки магистра должна иметь следующую структуру:

в соответствии спрограммой подготовки бакалавра:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - общие математические иестественнонаучные дисциплины,

цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;

цикл ДПП – дисциплины профильной подготовки;

цикл ФТД - факультативные дисциплины;

ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра;

в соответствии с программой специализированной подготовки:

цикл ДНМ - дисциплины направления специализированной подготовки;

цикл СДМ – специальные дисциплины магистерской подготовки;

НИРМ- н аучная (научно-исследовательская и (или) научно-педагогическая) работа магистра;

ИГАМ - итоговая государственная аттестация магистра.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ540600ПЕДАГОГИКА

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра по данному направлению определены в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 540600 Педагогика

Итого часов подготовки бакалавра

7344

Требования к обязательному минимуму содержания
специализированной подготовки

ДНМ.00

Дисциплины направления

1134

ДНМ.Ф.00

Федеральный компонент

700

ДНМ.Ф.01

Современные проблемы науки

Современные представления о предмете иструктурепсихолого-педагогических наук. Обоснованиекатегориально-понятийногоаппарата. Проблема согласования и выбора психолого-педагогических теорий, концепций, идей. Критерии достоверности научного знания. Проблема построения эксперимента. Эвристическая ценность эксперимента в психологии и педагогике. Проблема методов получения нового знания. Актуальность научной проблемы становления человека как субъектаобразования. Проблема интеграции междисциплинарных знаний. Исследование современных междисциплинарных проблем педагогики и психологии.

ДНМ.Ф.02

Педагогика и психология высшей школы.

Роль педагогики и психологии в непрерывном педагогическом образовании. Задачи педагогики и психологии высшей школы. Содержание высшего педагогического образования. Образовательный стандарт высшей школы. учебная программа, учебный план. Образовательный процесс в высшей школе. Методы и формы обучения студентов. Педагог как организатор образовательного процесса. Студент как субъект учебной деятельности и самообразования.

100

ДНМ.Ф.03

Информационные технологии в науке и образовании

Наука и познание,основные методологическиепринципы.Общаяи частная картины мира в информационной парадигме.Информационная и информационно-педагогическая картины мира. Основные положения информационно-педагогической картины мира. Информационная картина мира и электронно-коммуникативные системы и технологиинепрерывногообразования. Информационные технологии научных исследований. Научные исследования и научная информация в педагогике. Информационные технологии в образовании. Аудиовизуальные, компьютерные и видеокомпьютерные технологии в образовании.

100

ДНМ.Ф.04

Методология психолого-педагогических исследований

Исследователь как субъект творческой деятельности.Сущность психолого-педагогических исследований. Объекты методологии в педагогике и психологии (теория, концепция, парадигмы). Соотношение общенаучной и частнонаучной методологии. Круг актуальных методологических вопросов в педагогике и психологии. Значение методологических оснований в конкретном исследовании. Общая характеристика методов исследования. Обработка, интерпретация, оформление научных данных.

Национально-региональный (вузовский) компонент

434

ДНМ.04

Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом)

ДНМ.05

СДМ.00

Специальные дисциплины

Состав и содержание специальных дисциплин определяется требованиями специализации магистра при реализации конкретной магистерской программы

900

ДМВ.00

Дисциплины по выбору студента

НИРМ.00

Научно-исследовательская работа

1854

НИРМ.01

Научно-исследовательская работа в семестре

НИРМ.02

Подготовка магистерской диссертации

1080

ИГАМ.00

Итоговая государственная аттестация, в том числе защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)


2 недели

Итого часов специализированной подготовки магистра:

3888

Всего:

11232

5. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ540600ПЕДАГОГИКА

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения 312 недель , в том числе:

основная образовательная программа подготовки бакалавра- 208 недель

специализированная программа подготовки магистра- 104 недели

из них:

Теоретическое обучение ,

включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы,

в том числе лабораторные, подготовку

выпускной квалификационной работы72 недели

Экзаменационные сессиине более 2 недель.

Практики не менее 11 недель;

в том числе:

научно-исследовательская практикане менее 5 недель;

научно-педагогическая практикане менее 6 недель.

Итоговая государственная аттестация,

включаязащиту выпускной квалификационной работыне менее 2 недель

Каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска)не менее 7 недель.

5.2. Сроки освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно - заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного п. 1.2 настоящего государственного образовательного стандарта. в том числе по программе подготовки бакалавра - на один год.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.

5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе подготовки бакалавра - 27 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательное практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.

5.5. При очно - заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю,

5.6. При очной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

6?? ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ540600ПЕДАГОГИКА

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки магистра, включая ее научно-исследовательскую часть

6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе настоящего государственного образовательного стандарта магистра.

Дисциплины по выборуявляются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) по дисциплинам рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).

В период действия данного документа перечень магистерских программ может быть изменен и дополнен в установленном порядке.

Требования к научно-исследовательской части программы

Научно-исследовательская работа предполагает самостоятельную исследовательскую работу студента под руководством высококвалифицированного научного руководителя.

Научно-исследовательская часть программы подготовки магистра должна обеспечить овладение студентами следующими умениями:

- ставить задачи и формировать план психолого-педагогического исследования;

- выполнять библиографическую работу с использованием современных компьютерных технологий;

- выбирать необходимые методы исследования, знать современные методики исследования и модифицировать их для целей конкретного исследования;

- обрабатывать полученные результаты, анализировать и интерпретировать их с учетом данных, имеющихся в научной и научно-методической литературе;

- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, докладов и т.д.

6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин - в пределах 5% при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;

предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2-4 часа в неделю;

осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.

6.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы подготовкимагистра, включая ее научно-исследовательскую часть

6.2.1. Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается деканом факультета.

6.2.2.Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться педагогическими кадрами,имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и соответствующую квалификацию (степень), систематически занимающимисянаучно-исследовательской и научно-методической деятельностью; УМО на основании реальных данных может установить необходимую долю преподавателей, имеющих ученую степень и звание.

6.2.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна осуществляться на высоком уровне, предполагающем наличие необходимого лабораторно-практического и информационного обеспечения учебного процесса для подготовки высококвалифицированных исследователей и преподавателей, в том числе перечень профессиональных журналов, реферативных журналов, требования к научной литературе; указание о наличии информационных баз и доступа к различным сетевым источникам информации.

Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а к моменту аттестации направленияуровень обеспеченности учебно-методической литературой должен быть не менее 0,5 экземпляра на 1 студента дневного отделения.

Реализация основной образовательной программы подготовки магистра должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, а также наглядным пособиям, мультимедийным, аудио-, видеоматериалам.

6.2.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки магистра, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом.

6.2.5Требования к организации практик

Научно-исследовательская практика проводитсянабазеобразовательных учреждений, психологических центров, учреждений социальной реабилитации,социальной помощи и защиты, которые могут рассматриваться какэкспериментальныеплощадки для проведения исследований в области психологического образования. В ходе практики студентам предоставляется возможность проведения исследований по разработанной ими программе. Предпочтительным является выполнение исследований по теме магистерской диссертации.По итогам практики студентом предоставляется аналитический отчет с описанием методики и полученных результатов исследования.

Научно-педагогическая практика проводитсяна базе специализированных школ,школ-гимназий, лицеев, средних специальных и высших (педагогических) учебных заведений. В ходе практики студенты должны спланировать и реализовать планобразовательнойдеятельностисгруппой учащихся,разработать и провести систему уроков, отражающих завершенный отрезок процесса обучения на базе содержания однойизпрофильных дисциплин. При этом они должны показать владение современными технологиями и методиками обучения. По итогам практики студентом предоставляется отчет с анализом всех видов его деятельности.

7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

540600ПЕДАГОГИКА

7.1. Требования к профессиональной подготовленности магистра

7.1.1. Общие требования к уровню подготовки магистра определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра и требованиями, обусловленными специализированной подготовкой. Требования к уровню подготовки бакалавра изложены в п.7 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования бакалавра по направлению 540600Педагогика.

7.1.2.Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра

Магистр педагогикиподготовлен к решению профессионально-образовательных задач, соответствующих его степени (квалификации), что предполагает:

владение навыкамисамостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующих широкого образования в соответствующем направлении;

умения:

формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельностии требующие углубленных профессиональных знаний;

выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;

обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать ихс учетом имеющихся литературных данных;

вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.

7.1.3. Специальные требования. Требования к подготовке магистра по научно-исследовательской части программы специализированной подготовки определяются вузом. УМО может дополнительно рекомендовать требования, обеспечивающие выпускнику возможность выполнять определенные виды профессиональной деятельности, отражающие содержание специализированной п од готовки.

7.2. Требования к итоговой государственной аттестации магистра

7.2.1. Общие требования к государственной итоговой аттестации.

Итоговая государственная аттестация магистра педагогики п включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и государственный экзамен.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности магистра педагогики к выполнению образовательных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п. 1.4 вышеупомянутого стандарта.

По желанию студентов вуз может проводить дополнительные государственные экзамены по дисциплинам, которые входят в перечень приемных экзаменов в аспирантуру. Оценки, полученные студентами на всех государственных экзаменах, могут быть засчитаны в качестве результатов вступительных экзаменов в аспирантуру по отраслям науки 13.00.00.Педагогические науки; 19.00.00 Психологические науки

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

7.2.2. Требования к магистерской диссертации магистра

Магистерская диссертация должна быть представлена в форме рукописи.

Требования к содержанию, объему и структуре магистерской диссертации магистра определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по направлению 540600 Педагогика и методических рекомендаций УМО по педагогическомуобразованию.

Время, отводимое на подготовку квалификационной работы, составляет для магистране менее двадцати недель.

7.2.3.Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению 540600 Педагогики определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО по педагогическому образованию, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденном Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по направлению 540600 Педагогика.

Уровень требований, предъявляемый на государственных экзаменах в магистратуре должен соответствоватьуровню требований вступительных экзаменов в аспирантуру или кандидатских экзаменов по непрофилирующим дисциплинам для соответствующего научного направления.