Профессиональные стандарты в практике профессионального образования. Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта

Транскрипт

1 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА: РЕАЛИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Бережнова О.В., г. Орел Бурное социально-экономическое развитие российского общества в XXI веке привело к серьезным трансформациям в системе образования в целом и на дошкольном его уровне, в частности. Качественное изменение системы дошкольного образования объявлено приоритетным направлением социального блока Правительства РФ. Перед педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций (далее ДОО) стоит сейчас нелегкая задача построить свою работу так, чтобы она и соответствовала стратегии развития отечественного образования, и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. В этой связи важное значение приобретают такие профессиональные качества педагога ДОО, как: - видение современных задач дошкольного образования; - наличие гуманной педагогической позиции по отношению к ребенку, культуре, творчеству; - умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей; - проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка; - умение создавать и обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду; - умение работать с содержанием обучения и педагогическими технологиями, придавать им личностно-смысловую направленность; - умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению современных подходов и технологий, оценивать их результативность;

В некоторых случаях нехватка занятости, специальные схемы досрочного выхода на пенсию должны облегчать рынок труда. Но другие тревожные причины, такие как плохое состояние здоровья или инвалидность, особенно в отношении работников ручного труда, привели к досрочному выходу на пенсию. Если мы посмотрим больше на положительную сторону монеты, общества и экономики могут легко извлечь выгоду из накопленного опыта и навыков пожилых работников, которые могут быть использованы для адаптации молодых неопытных работников, и это приводит к улучшению использование людских ресурсов.

2 - способность к самообразованию. По сути, мы говорим о новом профессиональном мировоззрении педагогических кадров, их способности адаптироваться к современным меняющимся условиям. Профессионал сегодня должен стать социально ценной личностью, а профессионализм социальным явлением. До 2015 года для каждой профессии будут разработаны новые профессиональные стандарты. Минтруда России подготовило на этот счет поправки в Трудовой кодекс , которые уже одобрило Правительство РФ. Документ вводит новые понятия и регулирует вопросы разработки профессиональных стандартов. Так, в Трудовом кодексе появились определения «квалификации работника» и «профессионального стандарта» . Квалификация работника «уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника» , необходимых для осуществления им профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт - требования к квалификации работника, «характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности» . Разработка профессиональных стандартов значимая часть Плана деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на годы по обеспечению достижения ряда общественно значимых целей деятельности Правительства РФ. В частности, работа по достижению первой цели «Достойный труд, справедливая зарплата» планируется по нескольким направлениям, в числе которых и «Квалификация и профессиональные достижения определяют размер заработной платы работников» . В основе работы по данному направлению формирование национальной системы профессиональных квалификаций, включающей пересмотр квалификационных требований к уровню подготовки специалистов, утверждение 800 профессиональных стандартов, создание 2

В то же время мы могли бы снизить высокую стоимость социальных расходов на пенсию и другие социальные пособия. Прогнозы показывают, что демографическое давление на социальные расходы, которое связывается со старением общества, начнет расти в течение первого десятилетия следующего столетия, когда поколение «демографического взрыва» достигнет возраста выхода на пенсию.

Консультирование должно быть адресовано как работодателям, так и пожилым людям, которые все еще находятся или не работают в своей работе. Субъектами консультаций могут быть: условия места работы, вопросы здоровья и т.д. в этом аспекте анализ трудовых потребностей и возможностей может снизить нагрузку труда за счет реорганизации работы, обучения адаптации, управления временем и рекомендаций для использования гибких вариантов в целом. Ориентация работодателя также может помочь определить подходящие рабочие места для пожилых людей и лучше использовать человеческий капитал пожилых работников для достижения оптимальной передачи навыков молодым сотрудникам.

3 базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. В числе проектов профессиональных стандартов значатся и стандарты для специалистов в области образования руководителей образовательной и научной организации, специалистов в области воспитания и педагогической психологии, преподавателей, научных работников и педагогов. Последние «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» уже утверждены и «заработают» как нормативный документ с 1 января 2015 года. Для кого разработан этот документ? В первую очередь, для работодателей, которые смогут применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом; при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Профессиональный стандарт призван также повысить мотивацию педагогических работников к труду в целом и качеству образования в частности за счет установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности. Унифицированные требования стандарта обеспечат педагогам возможность самостоятельно оценивать уровень собственной квалификации, планировать карьеру. Готово ли принять этот документ профессиональное сообщество педагогов системы образования? Профессиональные стандарты существовали и в советское время, все они были записаны в единых квалификационно-тарифных справочниках, но давно уже устарели и потребовали «модернизации». Новые профессиональные стандарты должны стать для работодателей основой для установления более конкретных требований к работнику с учетом специфики деятельности организации в современных социально-экономических условиях. Положения 3

Миграционные процессы - еще один важный элемент влияния на рынке труда как на национальном, так и на международном уровне. В Европейском Союзе у нас теперь есть свободное передвижение рабочих для всех государств-членов. Мигрирующие потоки сильно определяются различиями в уровнях доходов между страной происхождения и страной иммиграции. Давление на эмиграцию по экономическим причинам является низким среди стран с равным уровнем развития. Недостатки на определенных уровнях квалификации могут также вызывать миграционные потоки, как это было более 20 лет назад, когда спрос на рабочих для низкоквалифицированных рабочих мест удовлетворялся большим потоком необученных или полуквалифицированных рабочих-мигрантов из стран, не являющихся членами Европейского сообщества, например, Турции в случае Германии.

if ($this->show_pages_images && $page_num doc["images_node_id"]) { continue; } // $snip = Library::get_smart_snippet($text, DocShare_Docs::CHARS_LIMIT_PAGE_IMAGE_TITLE); $snips = Library::get_text_chunks($text, 4); ?>

4 стандартов будут учитываться и при формировании Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) профобразования. Таким образом, должна решиться появившаяся в последние годы проблема, когда выпускник учебного заведения обладает одними профессиональными навыками, а работодателю требуются совсем другие . Наличие специального образования, особенно на старте профессиональной деятельности, важное условие успешной педагогической карьеры. Однако анализ стандартов высшего и среднего профессионального образования позволяет сделать вывод о несоответствии существующего уровня образования выпускников этих учреждений требованиям, которые будут предъявляться к ним при поступлении на работу. Например, в действующем ФГОС среднего профессионального образования по специальности «дошкольное образование» предусмотрено освоение учащимися следующих профессиональных модулей. Таблица 1 Фрагмент ФГОС среднего профессионального образования: специальность дошкольное образование, квалификация воспитатель детей дошкольного возраста Название профессионального Выпускник должен уметь модуля 1. Организация занятий по основным - определять цели и задачи, общеобразовательным программам планировать и проводить занятия; дошкольного образования осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников на занятиях; анализировать занятия; вести документацию, обеспечивающую организацию 4

Этот тип эмиграции из менее развитых стран имеет тенденцию иметь эффект автоматического роста, который также называется «самонаводящейся иммиграцией». Иностранцы занимают рабочие места, которые менее привлекательны для домашних работников. Позже они отправляются на более желательные рабочие места и покидают поле для трудящихся-мигрантов, что делает их еще более незаменимыми. Другим аспектом этого процесса самообслуживания является то, что иностранные рабочие, как правило, приносят свои семьи, друзей и знакомых в страну.

С открытием границ стран Центральной и Восточной Европы в начале 90-х годов началось еще большее давление этих государств на западную Европу. Существует большая миграция, поскольку региональные экономические области, близкие к границам, растут вместе. Рабочие извести особенно быстро меняются в соседней стране. Но «приход и движение», которое часто происходит в этих регионах, очевидно, не приносит столько рабочих для рабочих, сколько реальной миграции. Миграция с ее различными аспектами проявления в значительной степени является фактором, который усиливает и влияет на рынок труда. и в социальных условиях, чем дольше сохраняется процесс глобализации и интернационализации, компании, которые действуют на международном уровне, предпочитают экспертов, которые становятся все более квалифицированными, то есть гибкими, лингвистически, технически и культурно, и профессионалами, которые движутся на региональном уровне.

5 2. Организация различных видов деятельности и общения детей занятий - определять цели и задачи различных видов деятельности (игровой, трудовой, продуктивной) и общения детей дошкольного возраста Если обратить внимание на название первого модуля, то получается, что занятие продолжает оставаться основной формой организации обучения, что не соответствует утвержденной концепции образования дошкольников и современным требованиям. Организации же других форм обучения дошкольников в режиме дня (мастерских, лабораторий и пр.) в колледжах не должны учить. А из детских видов деятельности (профессиональный модуль 2) упор делается лишь на игровую, трудовую, продуктивную и общение. А как же познавательно-исследовательская деятельность, конструктивная, музыкальная? Получается, что уже на старте, в процессе получения профобразования, задаются не те требования, а наслаивающиеся новшества окончательно дезориентируют выпускника. ФГОС высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавров и магистров («Образование и педагогика») не конкретизируют содержание программ вариативной части, практики и научно-исследовательской работы студентов, делегируя эту проблему самим высшим учебным заведениям. ФГОС высшего профессионального образования по направлениям подготовки специалитета (известного нам как «специальное дошкольное образование») в настоящее время нет. В принятом профессиональном стандарте установлены требования к образованию и обучению педагога, особые условия допуска к работе, трудовые 5

Мобильность труда для отдельных лиц и обществ Существует также большая потребность в рассмотрении предложений о рекомендациях и рекомендациях. Необходимым условием для лучшего решения проблем миграции является сопровождение этих процессов всей необходимой информацией и помощью. Профессиональное руководство может помочь работникам узнать близкие к возможностям трудоустройства в других странах, но также должны быть проинформированы об ограничениях, таких как разрешения на работу, проблемы с жильем, признание дипломов, культурные различия, условия проживания и проживания, образовательные и языковые требования.

6 действия, необходимые знания и умения, другие характеристики. Как сделать так, чтобы педагоги соответствовали этим достаточно строгим критериям? Известно, что стандарт это необходимый набор минимальных требований, а в документе они явно завышены и часто не обоснованы. Нельзя требовать от работника тех знаний и умений, которым его не учили (к примеру, работе с одаренными детьми, в условиях реализации программ инклюзивного образования и др.). Не получится ли так, что большинство педагогов окажутся не соответствующими требованиям стандарта? В связи с тем, рассмотрим предложенный нами макет профессионального стандарта педагога (таблица 2). Таблица 2 Фрагмент макета профессионального стандарта педагога Раздел III «Характеристика обобщенных трудовых функций» требования к образованию и высшее профессиональное образование или обучению среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации требования к опыту практической работы требования к опыту практической работы не предъявляются особые условия допуска к работе к педагогической деятельности не допускаются лица: 6

До, во время и после миграционных процессов существует постоянная потребность в руководстве и рекомендации по многокультурному качеству. Безработица как глобальное явление. После разработки некоторых очень важных аспектов - в основном взаимозависимых - развития рынка труда мы должны обратить внимание на явление, которое во многих аспектах является следствием описанных ранее процессов. Международная организация труда заявила, что эта ситуация является наихудшим развитием безработицы после депрессии 1930-х годов и называет ее «глобальным кризисом», который ухудшился в последние годы.

7 дополнительные характеристики обобщенных трудовых функций последовательное описание всех обобщенных трудовых функций, составляющих вид профессиональной деятельности - лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; - имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством РФ; - признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; - имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем наименования базовой группы, должности (профессии) или специальности в соответствии с Общероссийским классификатором занятий, Единым квалификационным справочником, Общероссийским классификатором специальностей по образованию - трудовые действия; - необходимые умения; - необходимые знания; - другие характеристики (соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики) Таким образом, нам предложен важный документ, который будет в конечном итоге определять статус педагога, его обязанности, возможности, гарантии существования в современном образовательном пространстве. В ходе общественного обсуждения стандарта нам обещали, что он должен прийти на смену «морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим деятельность педагога» . Надеемся, что так и будет. 7

Рост уровня безработицы сопровождается стагнацией или падением заработной платы и сдвигом в сторону неформальных или неполных рабочих мест. Как правило, экономическое производство и занятость тесно взаимосвязаны, и в последние годы мировая экономика приписывается с большим разнообразием. Таким образом, у нас есть только один «рост без рабочих мест». Вы не можете ожидать умеренного экономического роста для снижения безработицы. Рост производства часто обусловлен производительностью труда, что также уменьшает количество рабочих мест.

В то же время глобальная рабочая сила постоянно расширяется, что отражает как рост населения, так и рост показателей участия. Еще одной важной глобальной тенденцией является движение к неформальной занятости, особенно в Африке и Латинской Америке, и все больше и больше компаний используют субподрядчиков, неоплачиваемых семейных работников и работников микропредприятий. Последствиями повышения уровня участия являются высокая урбанизация и рост неформального сектора в связи с тем, что рабочие места созданы в условиях низкой производительности и в основном в секторе услуг.

8 Список литературы 1. Бережнова О.В. Проблема стандартизации профессиональной деятельности педагога дошкольной организации // Управление дошкольным образовательным учреждением Общественное обсуждение проекта концепции и содержания профессионального стандарта учителя // Профессиональный стандарт педагога. Проект // Минобрнауки России. URL: 3. План деятельности Минтруда России на годы // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. URL: 4. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») от 17 января 2011 г., Приказ Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр») от 14 января 2010 г., 35 (с изменениями и дополнениями от 31 мая 2011 г.). 6. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности Дошкольное образование» от 5 ноября 2009 г., Приказ Минтруда России «Об утверждении перечня проектов профессиональных стандартов, разработка которых предусмотрена в годах за счет средств федерального бюджета» от 8 мая 2013 г., 200 (с изменениями и дополнениями от 5 сентября 2013 г.). 8

Безработица по-прежнему растет в большинстве регионов мира. Для будущего роста в предстоящем десятилетии перспектива работы показывает очень похожий показатель также в промышленно развитых странах с рыночной экономикой. Общие изменения спроса на рабочую силу по профессиям и уровню квалификации.

Что касается изменений в профессиях, то в будущем рост занятости прогнозируется более активно в сферах управления, администрирования, управления, методов и профессионалов. Организационные и технологические изменения в обрабатывающей промышленности требовали более высокого уровня грамотности и использования номеров, в то время как изменения в услугах требовали большего мастерства в использовании компьютеров и в понимании абстрактных принципов. Кроме того, будущий спрос на рабочую силу будет расти быстрее в секторах, обладающих большими знаниями и навыками.

9 8. Приказ Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 г., 544н. 9. ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» от 3 декабря 2012 г., 236-ФЗ. 9

Развитие компьютерных технологий повлияет на технологические изменения как один из наиболее важных факторов. Исследования влияния новых автоматических технологий на навыки в целом поддерживают концепцию, согласно которой «сложность, ответственность, абстракция и взаимозависимость возникли в большинстве профессий». Это исследование тенденций рынка труда и безработицы показывает, что экономический рост, производственные и отраслевые изменения и политические изменения в основном определяют потребности в рабочей силе, а демографические тенденции, миграцию, урбанизацию и участие в рабочей силе. работники влияют на предложение о работе.

Подготовила и провела: старший воспитатель МБДОУ д/с 27 «Чароит» Киселева М.И. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность

LOGO Профессиональный стандарт педагога МОУ ДПО «Методический центр ПКПР» г.о. Орехово-Зуево август 2014г. ОСНОВНЫЕ РАЗРАБОТЧИКИ СТАНДАРТА ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»

В недалеком будущем капитал будет становиться все более ограниченным, интерес будет расти настолько, что с экономической точки зрения больше не будет смысла, чтобы повысить производительность, потому что не будет никаких экономических выгод. В то же время снижение природных ресурсов сделает их все более дорогими, а большое количество людей с более высокой квалификацией обратятся к рынку труда. Вчерашняя парадигма, небольшая дешевая ловкость, становится высокой ловкостью - низкая стоимость. Изменение социальных ценностей и новое видение экономики, особенно в экологических аспектах, могут формировать новые взгляды и поведение в отношении ресурсов природы и человеческой работы.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,

ПЕРЕХОД НА РАБОТУ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Основания для разработки профессиональных стандартов Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. 597 «О мероприятиях по реализации

И для этого более экологического понимания потребуется новая концепция ориентации, учитывающая экологические последствия выбора профессии и способы решения растущей проблемы отсутствия работы. Рекомендации по увеличению занятости. Во всех рекомендациях международных организаций активные инструменты рынка труда занимают очень высокое место в масштабах усилий, которые рекомендованы для содействия интеграции или реинтеграции людей на рынке труда.

Каковы активные меры в этом отношении? Очевидна важность начальной подготовки в начале трудовой жизни. В дополнение к начальной подготовке молодых людей последующая подготовка взрослых становится все более фактором конкурентоспособности. Европейская комиссия установила, что последующая подготовка является неоспоримой инвестицией в людские ресурсы, из которых выгодна экономика.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТР ПРАВОВОЙ ПОДДЕРЖИ «ПРОФЗАЩИТА» Профстандарты работников что необходимо знать и к чему готовиться при введении профстандартов Профстандарты. История вопроса Указ

Последующая подготовка, оплачиваемая в основном немецкими компаниями, а также безработными, оплачиваемыми бюро по трудоустройству, стала ключевым фактором для инноваций и производительности в Германии. Кроме того, все виды субсидий на интеграцию безработных с точки зрения субсидий на заработную плату, освобождение от налогов и сокращение социальных расходов приводят к тому, что работодатели вынуждены брать на работу безработных.

В Германии мы включаем создание такого рода, выплачивая деньги, эквивалентные пособию по безработице для государственных или частных работодателей, если они нанимают безработного на новую работу в области охраны окружающей среды, в социальных службах или в уходе за молодыми людьми. Здесь мы сочетаем структурные изменения с созданием рабочих мест. В дополнение к прямому сокращению безработицы, как косвенно, приводит к увеличению числа рабочих мест в офисах снабжения, которые служат и дополняют вновь созданные рабочие места.

Должностная инструкция работника государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад. 1 УТВЕРЖДАЮ Заведующий ГБДОУ (дата) (ФИО) 1. Общие положения 2 1.1. Занимаемая должность:

1 2 Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 5 августа 2016 г. n 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем

(Последние изменения в законодательстве РФ) Что такое профессиональный стандарт и квалификация работника? Федеральным законом от 03.12.2012 г. 236-ФЗ в Трудовом кодексе РФ закреплены понятия «квалификация

Сопроводительный текс к презентации на тему: «Профессиональный педагогический стандарт» Подготовил: ст. воспитатель Лаптева Ю.Ю. Профессиональные стандарты: понятие, структура, содержание и применение.

Компетенции педагогических работников ДОУ Что такое педагогические компетенции? Понятие «компетенция» рассматривается как совокупность заданных извне требований к знаниям, умениям, навыкам, необходимым

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР МОНИТОРИНГА И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Профессиональные

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ, НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ, ОСНОВНОМ ОБЩЕМ, СРЕДНЕМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ) (ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ) Старший воспитатель МБДОУ д\с 47 Харина Н.В.

Профессиональный стандарт педагога (к презентации) 1. Педагог ключевая фигура реформирования образования. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА: ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ Осипцова Жанна Петровна, к.ю.н., заведующий экономико-аналитическим отделом аппарата Московской городской организации Профсоюза работников народного

Приложение 1 ПРОЕКТ УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2015 г. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Руководитель образовательной организации Регистрационный номер Содержание

Методическое объединение Тема: «Профессиональный стандарт педагога» Цель: Познакомить педагогов с профессиональным стандартом «Педагог» и провести самоанализ соответствия требованиям Профстандарта. 1.

Государственно бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования центр повышения квалификации специалистов «Информационно-методический центр» Колпинского

1. Общие положения 1.1.Настоящее Положение о соотношении учебной и другой педагогической работы в пределах рабочей недели и учебного года с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации

Государственное бюджетное образовательное учреждение профессиональная образовательная организация «Магнитогорский технологический колледж имени В.П. Омельченко» ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

2 мая 2015 года N 122-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТАТЬИ 11 И 73 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Квалификационные разряды и характеристики должностей в образовательные учреждения Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит" В соответствии с пунктом 4 статьи 12

LOGO 24.09.2015 г. Вебинар 1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» Региональный научно-методический центр экспертной оценки педагогической

ГБОУ ДПО ТОИУУ КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ О мерах по внедрению профессионального стандарта педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем

Презентация кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка института детства РГПУ им.а.и.герцена Савиновой Людмилы Юрьевны Приказом

Лист 2 Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании трудового договора с методистом многопрофильного колледжа (далее методист) в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской

Профессиональный стандарт педагога, как нормативная основа педагогической деятельности Ерофеева Нина Юрьевна доктор педагогических наук, профессор Цель онлайн-педсовета обсуждение профессионального педагогического

АCCОЦИАЦИЯ Авиационный персонал «Квалификационные требования Профессиональные стандарты» Докладчик - Анастасия Мирошниченко, Руководитель Ассоциации «Авиационный персонал» Профстандарты Федеральный закон

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТР ПРАВОВОЙ ПОДДЕРЖИ «ПРОФЗАЩИТА» Профстандарт «Педагог». Вопросы введения и применения профстандартов В образовательной сфере приняты следующие профстандарты,

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РФ МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Рекомендации участников Всероссийского съезда «Профессиональный стандарт

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования Четкая позиция государства в области разработки современных профессиональных стандартов начала формироваться в 2007 году, когда было заключено

МОДУЛЬ 5. РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НА УРОВНЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ Основные термины и их определения: вид профессиональной деятельности - совокупность обобщенных

Лист 1 Документ не подлежит передаче, воспроизведению и копированию без письменного разрешения представителя руководства по качеству Лист 2 Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на

ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УТВЕРЖДАЮ Ректор ВИВТ И.Я.Львович 201 г. Дополнительная профессиональная программа повышения

Министерство образования и науки РФ УМО Вузов России по психолого-педагогическому образованию Московский городской психолого-педагогический университет Внедрение стандарта профессиональной деятельности

Вы спрашивали? Консультация юриста Ванюков Игорь Викторович Юрисконсульт Иркутского института повышения квалификации работников образования Сегодня в сети действует ресурс информационный портал «Реализация

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Актуальные вопросы кадрового обеспечения системы закупок. Профессиональные стандарты в сфере закупок» БОРОВЫХ Юлия Сергеевна 18 декабря 2015 г. Требования к «закупщикам» 2 Закон 44-ФЗ Требования

Профессиональный стандарт 01.004: Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от

2013 год Введение государственных профессиональных стандартов Программа социальных реформ в РФ на период 1996-2000 годов, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26.02.1997 222; Концепция действий

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке применения профессиональных стандартов в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Московской области «Егорьевский техникум» 1. Общие положения 1.1.Положение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.

Профессиональный стандарт является новой формой определения квалификации работника по сравнению с единым тарифно-квалификационным справочником (ЕТКС) работ и профессий Для применения профстандартов федеральным

Поправочный коэффициент устанавливается на уровне 1. К1 - специальные гарантированные надбавки (Приложение 3) К2 - специальные гарантированные надбавки молодым специалистам (Приложение 4) С стимулирующие

Нормативная база государственной аккредитации образовательной деятельности Федеральный закон от 29.12.2012 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» Закон Российской Федерации

Педсовет «Обновление образовательного процесса в ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования» Форма: круглый стол Задачи: Познакомить педагогов с понятием «ФГОС», «Стандарт». Дать общую характеристику стандартов.

НОВЫЕ ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ Кириллов Андрей Владимирович Декан факультета управления РГСУ, Первый заместитель председателя правления национального союза «Управление

ПРОЕКТ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З 2013 г. Москва Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным

РЕСУРСНЫЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Перспективы внедрения Павлов Андрей Викторович, руководитель

Часто задаваемые вопросы о Профессиональном стандарте «Внутренний аудитор» 1) Что такое «профессиональный стандарт» (ПС)? Профессиональный стандарт это нормативно-правовой акт, принятый Министерством труда

Министерство образования Нижегородской области О реализации мероприятий по модернизации программ дошкольного образования Шмонина Любовь Витальевна, начальник управления дошкольного, общего и дополнительного

Образовательная программа по профессиональному обучению программа профессиональной подготовки по должности служащего 24236 Младший воспитатель составлена на основе квалификационных требований, утвержденных

Национальная система квалификаций России как инструмент согласования спроса и предложения на профессиональные квалификации Ефимова С.А., директор Центра профессионального образования Самарской области

Порядок внедрения профессионального стандарта «Педагог» в Красноярском крае. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва "Об утверждении профессионального

ПРОЕКТ УТВЕРЖДЕН приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2015 г. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Руководитель образовательной Содержание I. Общие сведения... 2 II. Описание трудовых

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Магнитогорский технологический колледж» ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Профессиональный стандарт педагога ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ многофункциональный нормативный документ, систематизирующий трудовые функции, выполняемые работниками, и требования к необходимым для этого

ПОЛОЖЕНИЕ О СООТНОШЕНИИ УЧЕБНОЙ И ДРУГОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПРЕДЕЛАХ РАБОЧЕЙ НЕДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду 116 «Солнечный»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 27 «Зарничка» г Южно-Сахалинска (МБДОУ 27 «Зарничка») Отчет по введению и реализации ФГОС ДО на 2014-2015

Дискуссионная площадка «Профессиональный стандарт педагога: от нормативного документа к ценностносмысловой педагогической деятельности современного Учителя» Вопросы: Кто может считаться современным учителем?

Положение о профессиональной переподготовке и повышении квалификации педагогических работников 1.Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано с целью соблюдения законодательства РФ в области образования

Презентация «Рабочей программы для первой младшей группы 2016-2017г» «Рабочая программа (далее - Программа) для первой младшей группы (от 2 до 3 лет) группы 1 на 2016 2017 учебный год разработана в соответствии

Банк нормативных документов ФГОС СПО нового поколения Наименование документа Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС 1 Закон «Об образовании» (в последней редакции, в том числе: -в ред. Федеральных

2. Основные количественные характеристики системы дошкольного образования Единица 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 измерения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Численность детей в возрасте 1 7лет человек 157 167 170

Условия реализации Федерального государственного образовательного стандарта Нормативно-правовая база Нормативно-правовые документы федерального уровня; регионального уровня (приказы ДОО, методические рекомендации

Приложение 1 План график введения Профессионального стандарта педагога на 2016-2017гг Цель: создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня профессионального развития педагогов в условиях

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Магнитогорский технологический колледж» ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Применение профессиональных стандартов в организациях Презентация подготовлена Учреждением «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров» 8 495 688 82 92 www.trudsud.ru НОРМАТИВНЫЕ

Негосударственное частное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский лингвистический социальный институт» РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО УТВЕРЖДЕНО Ученым Советом института Ректор НЧОУ ВО АЛСИ

Развитие системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМАМИ Предпосылки создания НСК недостаток квалифицированного персонала, что является сдерживающим

В январе 2015 года Министерство образования и науки РФ выпустило методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов. Одновременно приняты рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов. Несмотря на принятые рекомендации в течение всего 2015 года происходило утверждение федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования без учета принятых профессиональных стандартов.

Вероятно, это связано с тем, что принято решение о разработке новой версии образовательных стандартов.

Действительно, по направлению подготовки «Металлургия» разработаны проекты федеральных государственных образовательных стандартов уже с учетом этих рекомендаций. В качестве положительного в новой версии стандартов можно отметить ликвидацию разделения программ на академического и прикладного бакалавра.

И при этом в стандарте отсутствуют:

Перечень профессиональных задач, которые выпускник должен быть готов решать в соответствии с видом профессиональной деятельности

Перечень профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник в соответствии с видами деятельности;

Перечень возможных видов профессиональной деятельности выпускника.

В новой версии стандарта указано, что «при разработке программы бакалавриата требования к результатам освоения программы Организация (ранее вуз - авторы) в части профессиональных компетенций формирует на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии)».

Причем, организация высшего образования самостоятельно осуществляет выбор соответствующих профессиональной деятельности выпускников профессиональных стандартов.

На основе требований стандартов организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы (п.5 статьи 12 закона «Об образовании в Российской Федерации»), которые определяют содержание образования и представляют собой комплекс документов в составе:

Компетентностная модель выпускника данного направления (специальности);

Учебный план с перечнем дисциплин, обеспечивающих формирование планируемых компетентностей выпускника;

Программы учебных дисциплин;

Программы практик;

Методические материалы, обеспечивающие аудиторную и самостоятельную работу студентов.

Итак, в основе образовательной программы - компетентностная модель будущего выпускника. В новой версии образовательного стандарта приведены универсальные (общекультурные) и общепрофессиональные компетенции, выступающие в качестве результатов образования. А вот профессиональные компетенции выпускника Организация устанавливает самостоятельно, исходя из направленности (профиля) программы подготовки на основе содержания обобщенных трудовых функций из соответствующих профессиональных стандартов, выбранных самой Организацией.

Нужно также учесть, что Организация самостоятельно устанавливает область, сферу, задачи, при необходимости, объекты профессиональной деятельности выпускников. При формировании образовательной программы Организация может воспользоваться примерной основной образовательной программой (ПООП), утвержденной Минобром России.

В проекте новой версии образовательного стандарта по направлению «Металлургия» рекомендуется использовать 31 профессиональный стандарт специалистов различного профиля, которые представляют собой характеристику квалификации и трудовые функции производственных мастеров. Это характеристика организатора производства, знающего технологию, оборудование, способы контроля. Базовые компетентности такого специалиста – способность руководить коллективом работников, анализировать технологический процесс и принимать решения, вести документацию. Нужны ли они выпускнику программы бакалавриата? Безусловно. Но если ориентироваться только на них, организации получения высшего образования превратятся в производственные училища, готовящих работников под конкретное производство, причем в основном управленцев.

Нельзя не замечать тенденций развития современного производства, базирующихся на информационных технологиях, автоматизации, роботизации. Это приведет к качественному изменению системы управления производственным процессом и такие должности, как мастер участка, цеха, постепенно исчезнут.

В статье российских специалистов в области менеджмента качества Ю.П. Адлера и В.Л. Шпера убедительно показано, что в надвигающейся 3 – ей промышленной революции возникает потребность в переходе от человека – исполнителя (человека – винтика) к человеку – творцу . Потребуются работники, способные быстро переучиваться, осваивать новое, менять стереотипы поведения. Таким работникам нужны прочные фундаментальные знания, широкий кругозор.

Высшее образование – это образование не под должность, не под конкретный вид деятельности. Это формирование системы взглядов, развитие интеллекта, но не в общем, а в определенной избранной самим обучаемым области знаний и умений, называемой специальностью.

При переходе к уровневой системе подготовки кадров по направлениям предполагалось, что на первом уровне – бакалавриате - обучаемые получат «широкое» образование, учитывая их самостоятельное трудоустройство. А подготовка по конкретной выбранной специальности данного направления будет осуществляться работодателем возможно с привлечением обучающей организации. Но этого не произошло! Работодатели требуют выпускника, подготовленного под конкретную должность. А он всего лишь – бакалавр, не имеющий практических навыков.

Образовательные стандарты по специальностям, утвержденные в 2015 - 2016 годах, должны быть также пересмотрены, так как в них повторяются недостатки стандартов бакалаврской подготовки. Так, в рамках специальности Горное дело (21.05.04) предполагается вести подготовку по 12 специализациям, существенно различающимся по научному фундаменту. Ведь эти специализации – бывшие специальности. Как можно объединить фундаментальную подготовку по таким разным специализациям как «Горные машины и оборудование» и «Взрывное дело»?

Объединять специальности в одно направление можно лишь по единой фундаментальной подготовке, а не по принадлежности к профессиональной области. Целесообразно при необходимости использовать разные варианты фундаментальной подготовки и это должно быть отражено в стандартах.

Перейдя на выпуск бакалавров, наша высшая школа «потеряла» инженерную подготовку обучаемых. Как сформулировал профессор МИСиС Б.А. Прудковский: «Инженер должен обладать тремя профессиональными ключевыми компетентностями: уметь исследовать, проектировать и управлять» . Здесь появляются варианты как для образовательной организации, так и для обучаемых:

Освоить все представленные компетентности (конечно, в обобщенном виде);

Освоить одну из ключевых компетентностей (глубоко, основательно) и стать инженером – исследователем, либо разработчиком, конструктором, проектантом, либо инженером по управлению технологическим процессом и коллективом работников, участвующих в его осуществлении.

Ориентация на имеющиеся профессиональные стандарты – это подготовка специалистов в области управления. Но развитие экономики определяется деятельностью инженеров – исследователей и разработчиков.

Конечно, будут разработаны ПС технологов, конструкторов и исследователей. И с какими же из них устанавливать соответствие? В России 34 организации высшего образования ведут подготовку по направлению «Металлургия» и каждая из них будет разрабатывать собственную программу подготовки бакалавров, опираясь на те ПС, которые соответствуют их базовому предприятию. А как же с подготовкой инженеров – творцов? И как в таком случае обеспечить единство образовательного пространства?

Как отметил профессор Российского государственного университета нефти и газа В.С. Шейнбаум: «Целью инженерной деятельностью является создание и использование на основе научного знания технических объектов» . В основе любой деятельности лежат цели, которые предопределяют выбор средств их достижения. Цели и средства «соединятся» при осуществлении процесса создания продукта (технического объекта). Один из основоположников менеджмента качества Э. Деминг призывал рассматривать любую деятельность как технологический процесс . Значит, создание технического объекта – это технологический процесс, для осуществления которого нужны знания и умения их использовать.

Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 2, п.1), а любой процесс - преобразование входов в выходы. Входы в образовательном процессе – это не только обучаемые, это, прежде всего, требования к конечному «продукту» - выпускнику, то есть к его компетентностям.

Конечно, компетентностный подход не стал для отечественной педагогики чем –то необычным. В нашем высшем образовании в основу учебного процесса были положены ЗУНы (знания, умения, навыки). Но компетентностный подход положен в основу проектирования и осуществления всего образовательного процесса, он ориентирует на умения, не ограничивается знаниями. Надо признать, что это продвижение в системе получения высшего образования.

В образовательных стандартах результаты освоения программы бакалавра представлены как компетенции, хотя в процессе разработки макета стандарта были предложения о введении двух понятий: «компетенция» и «компетентность», которые широко используются в нашей стране. Мы хотели бы обратить внимание на некоторые отличия этих двух понятий и представить нашу позицию по этому вопросу.

На семинаре «Высшее образование на базе результатов обучения- Шотландский опыт» (февраль 2008 года) отмечалось: «отсутствие ясности и единого понимания в отношении некоторых ключевых терминов, связанных с введением результатов обучения, может препятствовать их эффективной реализации» .

Вслед за И.А. Зимней мы рассматриваем компетентность как характеристику выраженной способности применять знания, умения и навыки и проявлять социально-личностные свойства, которая является фактической оценкой работодателем (потребителем) качества выпускника по его пригодности к результативной работе. Компетентности можно отнести к обобщенным характеристикам личности.

В целом же задача высшего образования заключается в формировании социально – профессиональной компетентности выпускника, как это сформулировала И.А. Зимняя .

Личностные свойства и способности обучаемых И.А. Зимняя определила как основания для формирования компетентностей.

В новом национальном стандарте ГОСТ Р ИСО 9000-2015 также дано определение компетентности: «способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов». Практически полное соответствие!

Компетенции же - это способность к конкретному действию, т. е. практические умения, имеющие отношения к предметной области, т.е. эти способности формируются при изучении каждой дисциплины, на практике, в процессе общения, научной работы. Компетенции характеризуют частные умения личности в отличие от компетентности.

Компетентность не должна противопоставляться профессиональной квалификации, но и не должна отождествляться с ней. По мнению И.А.Зимней, профессионал – это человек, который в совершенстве владеет действиями, предусмотренными должностными обязанностями. Таким образом, профессионализм – это всего лишь один из компонентов компетентности.

Для гарантии качества подготовки выпускников и соответствия международным требованиям разработанную образовательной организацией компетентностную модель, необходимо предоставить на согласование и рецензирование работодателям, которые сопоставят ее с должностными обязанностями работников соответствующих квалификационных уровней или с профессиональным стандартом.

Как показал многолетний опыт, подготовка специалистов в организациях высшего образования будет результативной, если все учебные дисциплины взаимосвязаны по содержанию. Они должны быть так выстроены в учебном плане, чтобы обеспечить не столько накопление знаний обучаемыми, сколько непрерывное повышение уровня готовности решения ими разнообразных проблем на основе синтеза знаний.

В любой образовательной программе учебные дисциплины различаются не только содержанием, но и требуемым уровнем овладения. Целесообразно их рассматривать как цели обучения. Б.Блум выделил шесть уровней целей обучения: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. И это должно найти отражение в каждой учебной дисциплине.

На заседании Совета по науке и образованию (декабрь 2014 года) Президент страны В.В. Путин, отмечая сложную ситуацию, в которой оказалась Россия, призвал отечественных инженеров «найти собственные, оригинальные решения задач, стоящих перед экономикой и промышленностью». Именно таких инженеров должна выпускать система высшего профессионального образования. Этому будет способствовать инновационное обучение, развивающее способности к творчеству, к разнообразным формам мышления, к сотрудничеству с другими людьми.

Так что же профессиональные стандарты не нужны образовательным организациям высшего образования? Нет, нужны. Только нужны они для формирования компетентностных моделей в структуре образовательного стандарта, но в большей степени в образовательных программах, которые приближены к сфере труда. Но основное применение ПС должны найти при формировании моделей профессиональной среды каждой специальности или группы специальностей.

Уместно вспомнить пожелание Альберта Швейцера: «Людей нужно учить на примерах, иначе они ничему не научатся».

В этой связи считаем целесообразным обратиться к организации учебного процесса с использованием модели профессиональной среды (МПС), идеология которого была разработана в МИСиС в 90 – е годы прошедшего столетия .

Модель профессиональной среды - системное описание, отражающее производственные (профессиональные) условия, в которых предполагается работать будущему специалисту. Предназначается МПС для создания отдельных или комплексных учебных проблемных ситуаций, а также для организации деловых дидактических игр.

Использование МПС в учебном процессе обеспечивает методологическое единство изучаемых курсов, а также профессиональную ориентацию общенаучных и общеинженерных дисциплин в соответствии с требованиями специальности. Преподаватели этих кафедр, не владеющие специальностью, грамотно и квалифицированно могут ставить профессиональные задачи студентам - путем ссылки на соответствующую часть МПС.

Требования к выпускнику, расположенные по уровням освоения специальности - по курсам, делают компетентностную модель рабочим документом, определяющим систему целей, которые должны достигаться в ходе поэтапного продвижения студента по ступеням познания от первого курса до последнего.

Уровень подготовки по курсам обучения (как и уровень подготовки в целом) формируется учебными дисциплинами. Следовательно, каждая кафедра вносит свой вклад в подготовку специалистов.

Требования компетентностной модели (как результаты обучения) могут быть распределены по кафедрам или группам кафедр в соответствии с их профилями. На основе задач МПС кафедрами могут быть составлены пакеты индивидуальных заданий студентам - образуется система целей и соответствующая система индивидуальных учебных заданий, охватывающая всю специальность в целом по всем дисциплинам и всем периодам обучения (курсам, семестрам).

Главное достоинство такой системы заданий в том, что из нее можно выбирать задачи, хорошо иллюстрирующие учебный материал по математике, физике, программированию и т. д. И в то же время они остаются реальными профессиональными задачами, каждая из которых имеет свою «координату», свое место в системе профессиональной подготовки.

Профессиональные стандарты необходимо использовать при реализации программ бакалавриата путем учета квалификационных требований при формировании компетентностных моделей выпускников, разработки моделей профессиональных сред, рабочих программ учебных дисциплин, практик, тем проектов и работ.

Но подготовка выпускников технических направлений уровня бакалавров уже в недалеком будущем станет тормозом для развития современной инновационной экономики.

В первую очередь это проявится в наукоемких отраслях и в отраслях со сложными производственными агрегатами (металлургия, химическое производство) и сложными техническими объектами (ракетостроение, судостроение, авиастроение). Возвращение инженерной подготовки в организации высшего образования – веление времени.

Не будем забывать пророческие слова А. Ахматовой: «Будущее бросает свою тень задолго до того как войти».

Список литературы

1. Адлер Ю.П., Шпер В.Л. Образование в XXI в.: проблемы, перспективы, решения. //Качество и жизнь. - 2015. - №4 - С.37-45.

2. Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход. Под научной редакцией В.И. Байденко. М., Изд. «Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов», 2009.- 534с.

3. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека. //Высшее образование сегодня», 2005.- №11.- С. 14-20.

4. Круглов М.Г., Шишков Г.М. Менеджмент качества как он есть. М.: «ЭКСМО», 2006. - 539с.

5. Прудковский Б.А. Зачем металлургу математические модели? М.: Изд. «Наука»,1989. - 189с. 6.Соловьев В.П.,Крупин Ю.А., Перескокова Т.А. Образование для инновационной экономики. Изд.«ТНТ», Старый Оскол, 2014г.-269с.

7. Шейнбаум В. С. Методология инженерной деятельности. М.: Изд. «Нефть и газ», 2001. -199с.