Социальная защита детей. Проблемы социальной защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пути их решения

В Конвенции о правах ребенка отмечается, что "ребенком является любое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, в отношении данного ребенка он не достигает совершеннолетия ранее". (1.С). Можно сказать, что дети - это особенно социально-демографическая группа населения, которая, имея возрастные границы от рождения до 18 лет. Свои специфические потребности, интересы и права, но не обладает достаточной способностью отстаивать и защищать их перед обществом.

Детство-стадия жизненного цикла человека, на которой продолжается становление организма. Развитие его наиболее важных функций, наиболее активно осуществляется социализация индивида, которая включает усвоение определенной системы знаний. Норм и ценностей, овладение социальной ролью, что позволяет ребенку формироваться и функционировать как полноценный член общества, личность.

Изучение детства в разных обществах сегодня многоаспектным и междисциплинарным явлением. Сегодня достаточно остро стоит вопрос о положении детей. Под этим понятием мы понимаем совокупность условий, которые сложились в обществе для выживания и развития детей. К этим условиям можно отнести: степень материального обеспечения жизни детей состояние охраны здоровья детей, развитие сети оздоровительных учреждений, систему общественного образования и воспитания, воспитательные возможности семьи, развитость государственной заботы о детях и нормы отстаивающих жизненно важные права и интересы детей.

Специфика и основное направление социальной политики в области детства в современных условиях - устранение негативных последствий процессов, которые происходят в обществе, и создание условий для переориентации действующих и появления новых социальных институтов, которые должны удовлетворять потребности, реализовать интересы ребенка.

первая - создание социальных, экономических и правовых условий для удовлетворения наиболее важных потребностей и интересов в конкретной ситуации. Имеется в виду преодоление сдерживающих факторов по организации детского питания, системы образования и здравоохранения, а также - институтов и учреждений, которые обеспечивают физическое, духовное и культурное развитие детей;

вторая - компенсация обособленности некоторой категории детей, гарантия их выживания.

В сложных условиях развития России важно не только своевременно констатировать или предусмотреть возможные негативные последствия для детей в результате различных социальных изменений, но и противостоять этим последствиям через систему социальной защиты.

Социальная защита следует понимать как систему мер, направленных на восстановление внешних социально-экономических, политических, медико-экологических, правовых, психолого-педагогических условий, обеспечивающих на современном уровне выживание и развитие детей, на преодоление ситуации, когда действия отдельных лиц или институтов наносят непосредственный вред здоровью, психическому, моральному, интеллектуальному развитию ребенка.

Согласно отечественной практикой интересы детей как особой социально-демографической группы к этому времени учитываются в основном только в рамках государственной семейной политики. А в этом случае, как известно, не все запросы и интересы ребенка могут быть удовлетворены через семью. Потребность в общении, получении новой информации, активной, творческой, продуктивной деятельности, совершенствовании своих способностей, умений и т.д. - все это может реализоваться благодаря включению ребенка в широкие общественные структуры, школу, сферу окружающей среды и искусства, культуры, молодежной субкультуры. Ведь социальная политика в области детства должна охватывать все сферы жизнедеятельности ребенка.

Основными задачами социальной политики (в различных условиях) могут быть:

Контроль над работой детских учреждений различного типа;

Социально-медицинская помощь детям;

Информационно-правовая помощь несовершеннолетним по вопросам образования, приобретения профессии, трудоустройства, реализации культурных и досуговых потребностей и другие.

Конечно, положительных результатов можно достичь не просто проявляющую заботу о конкретном ребенке (хотя и это необходимо), а учитывая кардинальные решения, которые влияют на целое поколение, возрастные или социальные группы. Такими возможностями, в первую очередь, безусловно, обладает школа .

В последние годы усиливается интерес к вопросу защиты детей, и направлен он не на абстрактную защиту прав детей, а на такую ​​защиту, который бы отвечал основным принципам и нормам международного права, при этом особое внимание обращается на ответственность родителей и педагогов за судьбу ребенка. Поэтому школа должна осуществлять пропаганду и разъяснение материалов Конвенции посредством определенных структур просветительского плана, введения мини курсу "Права ребенка" с учетом особенностей возрастных групп и принципа доступности.

Определенным ориентиром в выборе средств воспитательных воздействий на детей в процессе реализации норм Конвенции есть желание развивать и укреплять в них чувство чести, собственного достоинства, без которых даже достаточно прочные знания положений Конвенции не обеспечат защищенности личности, ее свободной самореализации. Гуманизация процесса социально-педагогического воздействия на детей разного возраста предусматривает, прежде всего, субъективное развитие и саморазвитие личности. Формирование внутренней установки на самообразование и самовоспитание, имеет развивающий характер. В процессе деятельности детей следует ориентироваться на положение о том, что любая деятельность, будучи система – образующей, должна быть коллективной, творческой, личностно значимой.

С этой целью социальный работник или педагог должен разработать механизм интеграции позитивных по своему содержанию фронтальных, основательных и индивидуальных действий, которые воспринимает каждый ребенок. Кроме того если педагогически целесообразной организацией среды школы как внутреннего (предметно-эстетического, пространственного, духовного) так и связи с внешним (социальным, естественным и влияние на него). Ведь для специалиста должно быть важным не только то, что и как делает ребенок, подросток, но и в каких условиях разворачивается его деятельность. Это позволяет превратить школу в своеобразную общину, основанную на господстве гуманистических ценностей.

Анализируя опыт отечественной социально-педагогической работы, можно отметить такие ценностные личностные установки, которыми пользоваться специалист социально-педагогической сферы. Опираясь на основные положения Конвенции, с целью реализации принципа гуманизации социализирующую процесса; педагогический гуманизм, который проявляется в уважении личности ребенка, его достоинства, восприятии ее запросов, интересов уверенности в собственных силах, эмпатическое понимание детей и подростков, сотрудничества; диалогизм; личностная позиция социального работника или педагога, его способность к творческому самовыражению, глубокое знание основных законов, постановлений и нормативных документов, касающихся проблем детей разных категорий .

Раньше люди понятия не имели о правах детей. Ребенка рассматривали как второстепенный материал, из которого должен образоваться полноценный человек. К мыслям ребенка не прислушались, потому что считали их зрелыми, но не рациональными. Взрослые должны полную власть над детьми, а детям ничего не оставалось, как воспринимать все это как должное, потому что неграмотность населения о правах и обязанностях детей, неосведомленность самих детей всегда оставалась и остается актуальной проблемой общества.

С течением времени ситуация постепенно менялась. В начале века права ребенка рассматривались, в основном, как меры по защите от рабства, детского труда, торговли детьми, проституции несовершеннолетних, полной власти родителей, экономической эксплуатации.

Первые попытки создания пакета норм, которые регламентировали международную защиту детей, сделаны Лигой наций сразу после окончания Первой Мировой войны. При этом в самом Уставе Лиги наций не было позиций, которые непосредственно касались защиты детей. Однако в пределах правовой - творческой деятельности этой международной организации были подписаны соглашения о прекращении торговли женщинами и детьми. Наиболее существенным актом по защите детей, принятым Лиги наций, стала Женевская декларация 1924 года.

После Второй Мировой войны, ООН (после создания в 1945 году) приняла в 1948 году Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечалось, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи. .

В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, которая имела 10 коротких, декларативных статей, программных положений, которые призывали родителей, отдельных лиц, государственные органы, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы и соблюдать их. Это были 10 социальных и правовых принципов, оказавших значительное влияние на политику, дела правительства и людей во всем мире.

Однако декларация (лат.Dekclaratia - провозглашения) - не обязывает, не имеет определенной обязательной силы, это лишь рекомендация. . Новые времена, ухудшение положения детей, нуждались в более конкретных законов и мер, международных договоров по защите и обеспечению прав ребенка.

Не менее важными в плане защиты прав детей является создание международных организаций: Детский фонд ООН (1946г.), ЮНИСЕФ -международная межправительственная организация, основной функцией которой стало предоставление материальной помощи в работе с детьми в разных странах и поддержка мероприятий по воспитанию детей; Межамериканский Институт ребенка в США (1919г.); Всемирный совет по вопросам одаренных и талантливых детей в Англии (1975); Международная федерация детской содружества в Норвегии (1948г.), Международный комитет детей и юношей в Женеве (1957) Европейское Бюро по вопросам детей и молодежи (1949г.) и другие.

Функционирование и деятельность международных неправительственных организаций способствуют развитию институционального сотрудничества по защите детей. Хотя только ЮНИСЕФ является единственной международной организацией универсального типа, которая решает проблемы защиты прав ребенка .

Основным правовым принципом защиты детей является равенство прав всех детей. В ст.1 Декларации прав ребенка 1959 ООН провозгласила, что перечисленные Декларации прав должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и ограничений.

Особенностью прав ребенка является необходимость специальной защиты этих прав, которые были обеспечены возможности и благоприятные условия для свободного и полноценного развития детей. Наилучшее обеспечение интересов и потребностей ребенка - вот главный приоритет в защите прав ребенка.

26 ноября 1945 года в Париже 850 делегаток из 40 стран собрались на первый учредительный конгресс Международной демократической федерации женщин. Конгресс стал историческим, так как никогда еще ни одна женская организация не ставила перед собой такой задачи – защищать жизнь и счастье юного поколения планеты. Борьба за благополучие детей стала для феде­рации на долгие годы одним из главных направлений ее деятельности. В послевоенные годы, по данным ООН, свыше 80 млн детей плохо питались, остро нуждались в медицинской помощи, многим было недоступно обра­зование. Международная демократическая федерация женщин привлекла к этой проблеме внимание правительств и общественности.

На одном из заседаний совета федерации было решено ежегодно 1 июня отмечать «Международный день защиты детей». В принятой тогда резолюции гово­рилось: «Защищать повсюду право на жизнь, право на здоровье, право на образование для всех детей земного шара – вот основная цель...». Впервые этот день отме­чался в 1950 году в 51 стране.

Благодаря настойчивым действиям женщин планеты и прогрессивных организаций мира, 20 ноября 1959 года ООН приняла Декларацию прав ребенка – первый в истории правовой документ такого рода. В ней говорилось: «Человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». Декларация определила основные права, которы­ми должны пользоваться дети всех стран.

1979 год был объявлен Международным годом ре­бенка, и в рамках его проведена всемирная конферен­ция «За мирное и счастливое будущее всех детей».

В России правовая база социальной защиты детства включает международное законодательство, российские государственные законы и местные по­ложения, инструкции, методики. Международное законодательство по защите детства представлено Хар­тией детства, Декларацией прав ребенка. В качестве государственной правовой базы социальной защиты детства выступают Конституция Российской Федера­ции, Закон о семье, Закон об образовании. В России действует президентская программа «Дети России» (Указ Президента Российской Федерации от 18.08.94 г. № 474).

В Российской Федерации 42 млн детей в возрасте до 18 лет, что составляет 28,5% всего населения. Детс­кая смертность, являющаяся индикатором социально­го здоровья нации, в России в 2–2,5 раза превышает аналогичные показатели в США, Франции, Англии, Только 10% российских детей признаются практичес­ки здоровыми после окончания школы, более 40% име­ют хронические заболевания. Растет число детей, име­ющих психические и неврологические отклонения: таких детей 7,5 млн, т. е. каждый третий учащийся, а квалифицированной помощью охвачены только 350 тыс. детей (159,с.4).

Постоянно растет число детей-инвалидов. В после­дние годы серьезнейшей проблемой становится соци­альное сиротство. В Российской Федерации более 500 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, причем лишь 5% из них не имеют родите­лей, а у 95% – родители живы, но либо лишены родительских прав, либо по различным причинам отказались от своих детей. Это дети, которых неблагополучные семьи «вытеснили» на улицу. Неуклонно растет число бомжей и попрошаек.

Особую обеспокоенность вызывают дети с девиантным поведением. Растет число несовершеннолетних, зарегистрированных в органах внутренних дел в связи с совершением правонарушений, отмечается непре­рывный рост детской преступности. Возрастает число неработающих и неучащихся трудоспособных подрос­тков, совершивших преступления. В подростковой среде растет чувство агрессивности, раздражения, неуве­ренности в завтрашнем дне. Все это весьма серьезные симптомы ухудшения нравственного и психического состояния общества.

Многочисленные межнациональные и вооруженные конфликты привели к появлению новой проблемы –дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев. Вызы­вает тревогу положение детей, проживающих в районах Крайнего Севера. Миграция некоренного населения из северных территорий обостряет кадровую ситуацию и социальные проблемы, в том числе и проблемы образова­ния. До сих пор не решены многие проблемы детей, под­вергшихся воздействию последствий Чернобыльской аварии и других экологических катастроф. С каждым годом увеличивается число детей школьного возраста, находящихся вне школы. Положение детей в России до­стигло предельной остроты.

Система защиты детства начинается с защиты се­мьи, матери и ребенка. Правовое обеспечение этой социальной сферы России является одним из самых разработанных. На социальную защиту младенцев и детей дошкольного возраста мобилизованы учрежде­ния здравоохранения, образования и социального обес­печения. Вместе с тем, учреждения защиты семьи, матери и ребенка финансируются недостаточно, что заставляет искать дополнительные средства для про­ведения мер социальной защиты детей.

Расширяется психологическая помощь детям и молодежи. В частности, проводятся мероприятия, фор­мирующие устойчивость против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения.

В настоящее время уже более чем в 50 регионах России организованы центры психолого-педагогичес­кой реабилитации детей и подростков. Создаются пси­холого-медико-педагогические консультации, логопе­дические центры и другие подобные учреждения для детей. В них специалисты-психологи оказывают реаль­ную помощь всем обездоленным и нуждающимся в заботе детям.

Социальная защита детства требует серьезной материально-экономической базы, которая в России развивалась неравномерно. Были периоды, когда и в дореволюционной, и в доперестроечной России детс­ких учреждений насчитывалось достаточно, чтобы удов­летворить потребности в соответствующих социально-воспитательных мероприятиях, а забота о здоровье матери ребенка обеспечивала стране лучшие показа­тели в мире. И система образования в 70–80-х годах решала задачи подготовки к жизни, труду, продолже­нию образования на уровне более высоком, чем в боль­шинстве развитых стран мира.

Современная материально-экономическая база социальной защиты детства значительно ослаблена. Прежде всего надо отметить, что благополучие многих семей пошатнулось, родительские узы ослабли. Затраты на воспитание детей в общем семейном бюджете возросли, но они идут в основном на питание, одежду, обувь, школьные письменные принадлежности, а на книги, театр, экскурсии и другие воспитательные ме­роприятия средств не остается. Принципиально поло­жение не меняется, несмотря на то, что 24 из 38,3 млн детей до 18 лет получают ежемесячные пособия. Сни­зилось качество питания детей.

С каждым годом уменьшается число вводимых школ, детских садов и яслей, больниц, поликлиник и родильных домов. Год от года выпускается все меньше детских и юношеских художественных фильмов, муль­тфильмов, сокращаются тиражи детских изданий. Имеются трудности с учебниками. Все это отнюдьнеспособствует укреплению социальной защищенности детей.

9.2. Президентская программа «Дети России»

Программа была принята в 1994 году и дополнена в 1996 году.

Целью президентской программы «Дети России» является создание благоприятных условий для жизне­деятельности детей, обеспечение их социальной защи­ты в период социально-экономических преобразований и реформ.

В состав президентской программы «Дети России» входят федеральные целевые программы (далее име­нуются–программы) «Дети-инвалиды», «Дети-сиро­ты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирова­ние семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха де­тей», «Дети семей беженцев и вынужденных пересе­ленцев», «Безопасное материнство» (1997).

Программа «Дети-инвалиды» направлена на фор­мирование основ комплексного решения проблем де­тей с ограниченными возможностями и семей, в кото­рых они воспитываются, создание условий для их полноценной жизни.

В этих целях предусматривается проведение ком­плекса мероприятий по повышению эффективности профилактики детской инвалидности, созданию систе­мы реабилитации детей-инвалидов, приобщению к за­нятиям спортом, развитию их творческих способнос­тей, разработке и выпуску технических изделий и средств реабилитации, подготовке специальных кадров, работающих с детьми, имеющими физические и ум­ственные ограничения, а также организация научных исследований по актуальным проблемам детской ин­валидности.

Программа «Дети-сироты» включает комплекс мер по предупреждению причин появления социального сиротства и созданию наиболее благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни. В частности, предусматрива­ется: развитие форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; материально-техническое, научно-методическое и кадровое обеспечение учреждений для этой категории детей; совершенствова­ние охраны здоровья, психологической поддержки и со­циальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также нормативно-правовое обес­печение охраны прав этих детей.

Программа «Дети Севера» нацелена на создание условий для нормального физического, психического и культурного развития детей, живущих в районах Край­него Севера, и в первую очередь, детей малочислен­ных народов Севера; совершенствование социальной и правовой защиты детей, беременных женщин и кор­мящих матерей, проживающих на Севере; проведение научных исследований по различным аспектам разви­тия детей Севера.

Программа «Дети Чернобыля» предусматривает проведение мероприятий, направленных на снижение воздействия на детей неблагоприятных факторов чер­нобыльской катастрофы: совершенствование медицин­ской и реабилитационной помощи детям и беременным женщинам, подвергшимся радиационному воздей­ствию; развитие психологической службы в целях со­здания единой сети медицинской, социальной и психо­логической помощи детям и семье; обеспечение детей, проживающих на территориях зоны радиационного воздействия, продуктами с повышенными лечебными свойствами; укрепление материально-технической базы детских лечебно-профилактических, школьных и дошкольных учреждений; проведение научных иссле­дований по проблемам детей, подвергшихся радиаци­онному воздействию.

Программа «Планирование семьи» направлена на создание службы планирования семьи; поддержание государственных и общественных структур планиро­вания семьи на федеральном и региональном уровнях; обеспечение управления и организацию правовой ос­новы деятельности службы планирования семьи; со­вершенствование информационной системы по воп­росам сексуального и репродуктивного поведения, этики семейно-брачных отношений; формирование сексуальной культуры в обществе, начиная с детского возраста, в единой системе санитарно-гигиенического воспитания населения; производство и закупку современных средств контрацепции; внедрение сис­темы подготовки специалистов по планированию се­мьи и проведение специальных научных исследова­ний в этой области.

Программа «Развитие индустрии детского пита­ния» направлена на решение комплекса задач по обес­печению физиологической потребности детей раннего возраста в специальных продуктах детского питания. Предусмотрены разработка и освоение промышленно­го производства новых продуктов питания для здоро­вых и больных детей; создание и серийное изготовле­ние необходимого технологического оборудования, развитие материально-технической базы отрасли за счет технического переоснащения, реконструкции дей­ствующих и строительство новых специализированных предприятий; подготовка экологически благополучных сельскохозяйственных зон для обеспечения промыш­ленности сырьем гарантированного качества; органи­зация производства современных видов тары и тароупаковочных материалов, обеспечивающих сохранность, необходимую дозировку и транспортировку продуктов детского питания; совершенствование системы их ре­ализации и доставки потребителям.

Программа «Одаренные дети» нацелена на созда­ние условий для развития возможностей и способнос­тей юных дарований. Она включает систему мерпо развитию сети образовательных учреждений и экспе­риментальных площадок для работы с одаренными детьми, укреплению их материально-технической базы; подготовке специалистов для работы с одаренными и талантливыми детьми; внедрению новых образователь­ных технологий обучения и развития одаренных детей; проведению исследований по проблемам одаренности ребенка.

Программа « Организация летнего отдыха детей» ориентирована на сохранение и стабилизацию систе­мы детского отдыха и оздоровления в современных условиях; расширение сети учреждений детского от­дыха и оздоровления на основе различных форм соб­ственности; увеличение числа детей и подростков, ох­ваченных организованными формами летнего отдыха; разработку научно-методических и правовых основ организации летнего отдыха детей в современных ус­ловиях; организационное, санитарно-медицинское и.кадровое обеспечение учреждений летнего отдыха и оздоровления детей, повышение эффективности летне­го отдыха.

Программа «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев» включает комплекс мероприятий, на­правленных на охрану жизни, здоровья и адаптации детей семей беженцев и вынужденных переселенцев; предупреждение социального сиротства; оказание эк­стренной помощи детям семей беженцев и вынужден­ных переселенцев; обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и охрану здоровья детей, находящихся в центрах временного размещения семей беженцев и вынужденных переселенцев; оказание социально-психологической и педагогической помощи этим детям; внедрение новых педагогических техноло­гий компенсирующего обучения; обеспечение право­вой и социальной защиты детей семей беженцев и вынужденных переселенцев.

Программа «Безопасное материнство» направле­на на создание необходимых условий для улучшения состояния здоровья женщин-матерей, снижения пос­леродовой заболеваемости, инвалидности и материнс­кой смертности, преодоления кризисных тенденций в воспроизводстве населения в Российской Федерации. Предусматривается разработка и реализация дополни­тельных мер по совершенствованию организации и качества акушерско-гинекологической помощи женщи­нам, проведению специальных научных исследований в области акушерства и гинекологии, улучшению под­готовки медицинских кадров в этой сфере, информа­ционному обеспечению населения по вопросам безо­пасного материнства, здорового образа жизни.

Координацию работы по реализации президентс­кой программы «Дети России» осуществляет Мини­стерство труда и социального развития Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти – го­сударственные заказчики программ – создают для ко­ординации работ по их реализации экспортно-координа­ционные советы из числа руководителей структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объедине­ний, являющихся исполнителями мероприятий программ.


Похожая информация.


Существует широкий круг проблем, порождающих сиротство. Проблема сиротства носит глобальный характер и приобрела всероссийский масштаб. В то же время позитивный опыт ее решения имеет локальный «точечный» характер. Таким образом, возникает серьезный разрыв между насущным требованием развертывания крупномасштабной работы и имеющимся ресурсом для ее осуществления. Зарецкий В.К., Дубровская М.О., Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. « Пути решения проблемы сиротства в России» // М.: ООО "Вопросы психологии", 2002. - С. 123.

Очевидно, главная проблема заключается в том, что вся система борьбы с сиротством, в особенности - ее государственная часть, фактически не справляются с российской ситуацией, не достигает тех целей, которые должна достигать.

«Внутренние» проблемы борьбы с сиротством очень условно можно разделить на экономические, юридические, социально-культурные, педагогические, организационные, стратегические, а также проблемы, связанные с тем, как сиротство представлено в общественном мнении.

1. Экономические проблемы.

Многие эксперты отмечают, что система российских пособий при беременности и родах, для детей из бедных семей и тому подобное, не может рассматриваться, как экономический стимул рожать или принимать детей в семью. Ни одно из этих пособий не обеспечивает даже 25% среднего дохода домохозяйств, что является европейской нормой, - отмечают И.И. Корчагина, А.И. Пишняк, М.А. МалковаОвчарова Л.Н., Ярская-Смирнова Е.Р. «Факторы семейного неблагополучия и механизмы профилактики социального сиротства» // Независимый институт социальной политики, 2010. - С.15.. Большинство экспертов согласны с тем, что необходимо увеличить размеры детского пособия и пособия для инвалидов детства, увеличить размер пособия одиноким матерям, по утере кормильца, придумать систему льгот для молодой семьи.

К экономическим проблемам борьбы с сиротством относится недостаточность средств, выделяемых государством: денег на зарплаты специалистам, на переобучение, на создание различных центров поддержки и сопровождения семьи.

2. Юридические проблемы.

Долгое время в России существовали серьезные юридические проблемы в деле усыновления и других форм семейного устройства сирот. Сама процедура усыновления была сложной, длительной и запутанной. Сейчас такого рода проблемы в основном преодолены, однако принятым в сентябре 2008 года ФЗ № 48 оказались недовольны и усыновители, и патронатные организации.

С одной стороны, с принятием данного ФЗ № 48 усыновление стало самой материально невыгодной формой семейного устройства для потенциальных родителей. За ребенка в этом случае новым родителям полагается только единовременное пособие - 8860 рублей 54 копейки. По статистике на начало июля 2009 года усыновлены всего 5554 сироты.

Большинство семей теперь предпочитают оформлять опекунство. Попечителям, помимо единовременной выплаты в размере 9592 рублей 3 копеек, в зависимости от возраста ребенка полагается ежемесячно от 5410 до 6160 рублей, не считая существующих в отдельных регионах вознаграждений из местной казны и прочих доплат.

Многие эксперты считают, что необходима коррекция действующего закона и другие изменения законодательства, например, в сторону дифференциации размеров и направлений государственной помощи для категорий «сироты» и «социальные сироты».

3. Социальные и культурные проблемы.

За десятилетие гражданской войны и первых лет строительства был нанесен мощнейший удар по патриархальному укладу российского общества и связям между поколениями. Практически уничтоженными оказались дворянство, купечество, интеллигенция, духовенство, крестьянство, считавшие основами своего существования продолжение рода, семейные узы и связи, уважение к старшим.

Последовавший затем советский социализм предлагал технократическую модель семьи, где различные общественные приспособления: ясли, детские сады, школы с продленным днем и интернаты должны были «освободить» родителей от хлопот, связанных с воспитанием детей, а заодно - и от тесных эмоциональных связей с ними. После краха советского социализма общество не обрело новых ценностей, а процесс разрушения семьи продолжился.

С 2007 года государство объявило семейное устройство детей-сирот приоритетным направлением, но сама семья и ее поддержка не является приоритетом государственной социальной политики и значимым предметом общественного беспокойства. Однако, чтобы бороться с сиротством с помощью семейного устройства детей, необходимо, прежде всего, наличие стабильных семей, готовых брать детей на воспитание.

4. Педагогические проблемы.

Педагогических проблем в области борьбы с сиротством много и они имеют разный характер.

Во-первых, в целом сирот значительно хуже обучают, чем других детей. Многие из них и сами не горят желание учиться, но, фактически, не существует системы обучения, которая учитывала бы их особенности и была бы при этом эффективной. Достаточно сложно они интегрируются и в обычных школах и профессионально-технических заведениях.

Во-вторых, крайне низок уровень знаний в обществе о самом сиротстве - о его масштабах, причинах, способах борьбы с ним. В обществе имеют хождение самые фантастические мифы о феномене сиротства и самих сиротах.

В-третьих, низок и профессиональный уровень специалистов, работающих с сиротами - педагогов, воспитателей, психологов, социальных работников и работников различных центров сопровождения семей и сирот. Это отмечают многие эксперты и признают необходимость колоссальной образовательной работы.

Недостаточно высок уровень представлений о сиротстве специалистов-медиков. В частности, если речь идет о ребенке, родившемся с серьезными проблемами здоровья, многие врачи, выступая в качестве «институализированного советчика» часто наставляют родителей на путь отказа от ребенка. По-прежнему, широко распространено мнение «Вы еще родите другого, нормального, а этого оставьте». И другие специалисты все еще искренне считают, что ребенку, например, с ДЦП, в интернате лучше, чем в семье - «там качественный уход» - говорят они. То есть работа должна вестись не только с общественностью, но и, в первую очередь, со специалистами, оказывающими непосредственное влияние на принятие родителями решения.

5. Проблемы, связанные с тем, как сиротство представлено в российском общественном сознании.

В российском обществе наблюдается низкий уровень осведомленности как о самой проблеме, так и о способах ее решения. Усыновление и помещение в сиротское учреждение - по-прежнему две самых известных формы устройства сирот. Искаженно и представление о законодательстве относительно сиротства. Можно отметить низкую личную вовлеченность населения. Больше 75 % опрошенных считают, что сиротам должно помогать государство. Каждые четверо из пяти опрошенных уверенны, что простые граждане не должны принимать в этом участие. Те, кто оказывает помощь, то есть помогает в основном материально, концентрируясь на дарении игрушек и вещей.

Идея об усыновлении ребенка не присутствует в сознании людей. Эти 75% опрошенных даже никогда и не задумывались о том, чтобы взять ребенка в семью. Бытует представление о сиротах как об обезличенной массе. Причем, эта масса, по представлениям, очень велика. В общественном мнении доминирует показатель «тысячи». К сожалению, в нашем обществе сложился устойчивый негативный стереотип о детях-сиротах. 89% высказываний, характеризующих детей-сирот, дают отрицательную характеристику этим детям: «дети с тяжелыми наследственными заболеваниями», «яблоко от яблони недалеко падает», « детей плохая генетика», «это дети наркоманов и алкоголиков с их генами», «запущенность», «дети все с отклонениями».

6. Организационные проблемы.

Сложившаяся в России система выявления, сопровождения и устройства детей-сирот является сложной, многоуровневой и многофункциональной, а проще сказать - запутанной, громоздкой и разделенной по ведомствам. Она характеризуется фрагментарностью и ведомственной разобщенностью, отсутствием эффективной координации работы, ориентированностью на управление учреждениями, а не на результаты, слабостью мониторинга и индивидуальной работы с детьми.

Органы опеки и попечительства играют ключевую роль в системе сопровождения и устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Из-за множественности функций и многочисленности персонала органов опеки, они фактические не в состоянии осуществлять индивидуальное сопровождение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Отсутствуют федеральная и региональные структуры органов опеки и попечительства.

Координирующую роль в системе социальной защиты детей призваны играть комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН). Их функции часто совпадают с обязанностями органов опеки, что приводит к дублированию в работе, снижению ответственности за достижение позитивных результатов их деятельности.

7. Стратегические проблемы борьбы с сиротством.

Под стратегическими проблемами понимаются проблемы, связанные с главными направлениями борьбы с сиротством и ее основными целями.

Одна из таких проблем, связанная именно с пониманием целей и природы борьбы с сиротством - отсутствие профилактики сиротства. Под профилактикой сиротства очень многие специалисты, занимающиеся судьбами и устройством сирот, понимаю, фактически, работу с уже состоявшимися сиротами, а не работу, предупрежденную их появление. Зарецкий В.К., Дубровская М.О., Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. «Пути решения проблемы сиротства в России.» // М.: ООО "Вопросы психологии", 2002. - С. 120.

По мнению многих экспертов, в эпицентре стоит разрушение семейных ценностей, общее снижение морали и нравственности в обществе, отсутствие воспитательной работы с детьми. Очень важно защитить, прежде всего, законодательно, несовершеннолетних от влияния индустрии, зарабатывающей на сексе как на товаре или услуге.

Фундаментальной профилактикой социального сиротства является создание условий для обретения несовершеннолетними ответственной позиции по отношению к себе и к миру в школьном и семейном воспитании. Из школы практически уходит воспитательный процесс.

Невозможно с позиции системного подхода сделать обучение эффективным без влияния на личность в целом. В семьях нравственное воспитание ослабело из-за большой занятости большинства родителей и невозможности адекватной опоры на многолетние традиции семейного воспитания из-за новых резких изменений общественно-экономических основ жизни с 1993 года.

Таким образом, в деле борьбы с сиротством существует очень много проблем, и необходимо заниматься их комплексным решением. Самыми острыми среди них являются:

Недостаточность финансовых и организационных ресурсов;

Непродуманность размеров этой поддержки в случаях разных форм семейного устройства, демотивирующая некоторые его формы;

Отсутствие адекватных форм образования детей-сирот и воспитательной работы с ними;

Низкий уровень понимания проблемы сиротства общественности и многими специалистами в целом, которые непосредственно влияют на их судьбу;

Негативные стереотипы и мифы общественного сознания в связи с проблемой сиротства;

Слабая профилактика сиротства. Гордеева М.В. «Сиротство в России: проблемы и пути их решения», 2011. - С. 195.

Традиционным для нашей культуры является нравственное, гуманное, милосердное и толерантное отношение к детям и молодежи, которые требуют особого внимания вследствие инвалидности или отклонений в физическом или умственном развитии. К сожалению, исторически сложилась ситуация, при которой эта категория детей и молодежи в течение длительного времени оставалась социально незащищенной, и даже в определенной степени изолированной от социума, а открытое обсуждение проблем по инвалидности было непопулярным в обществе. Находясь в условиях интернатного учреждения или на воспитании в семье, дети-инвалиды и их семьи лишены возможности вести полноценный образ жизни. Часто эти дети оказываются неподготовленными к жизни в открытой среде, которая не соответствует их особым потребностям, в частности, в создании безбарьерной инфраструктуры, обеспечении беспрепятственного доступа к информации и коммуникации.

Родиться, или стать «не таким, как надо» - всегда большое несчастье для ребенка. О людях с ограниченными возможностями часто говорят не как о равноправных членах общества, а как о балласте или грузе. Собственно говоря, даже само слово «инвалид», которое обычно используют в этой социальной группе, имеет оскорбительное значение. Именно поэтому рекомендуется использовать термин «ребенок с ограниченными возможностями», как это делается во всем цивилизованном мире. Подписав Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах ребенка, государства-участники берут на себя обязательства проявлять особую заботу о детях с ограниченными возможностями и обеспечивать им человеческие условия, при которых дети будут расти с чувством собственного достоинства, уверенности в себе и возможностью участвовать в жизни общества.

Современная социальная защита инвалидов со стороны государства заключается в:

К сожалению, сегодня в обществе фактически практикуется сегрегация в отношении инвалидов, а ее следствием является нетолерантное отношение большинства граждан к ним. В контексте этого возникает необходимость не только адаптировать ребенка-инвалида к социуму, но и изменить отношение людей к нему. Ведь на сегодняшний день насчитывается огромное количество детей с различными видами физических и психических ограничений. И общество, которое претендует на высокий уровень гуманности и цивилизованности, не должно отвлечься от своих детей. Посредником в этом длинном и нелегком процессе естественно должен стать социальный работник. Это полностью соответствует его профессиональному направлению. Закон «Об охране детства» определяет такую категорию детей, как: «Ребенок-инвалид - ребенок со стойким расстройством функций организма, вызванным заболеванием, травмой или врожденными пороками умственного или физического развития, обусловливающие ограничения его нормальной жизнедеятельности и необходимость дополнительной социальной помощи и защиты».

Инвалидность у детей резко ограничивает возможность включения ребенка в адекватные для его возраста воспитательные и педагогические процессы. Это значительное ограничение жизнедеятельности, что приводит к социальной дезадаптации, поэтому ребенок-инвалид имеет особые потребности в развитии психофизических возможностей, доступе к объектам социального окружения и средствам коммуникации, социализации и самореализации. Жизнь ребенка-инвалида проходит в условиях депривации. Социальная ситуация его развития отличается от образа жизни и воспитания здорового ребенка. Такой ребенок, независимо от наличия у него ограничений, которые свидетельствуют об инвалидности, должен быть включен в сферу коммуникации, игры со сверстниками. Однако окружающие часто уклоняются от общения с инвалидами. Возникает ситуация несогласованности объективной необходимости осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка с невозможностью ее полноценной реализации. Социальная депривация углубляется за счет длительного пребывания больного ребенка в интернатных заведениях, где ограничен социальный опыт и общение осуществляется только между такими же детьми-инвалидами. При таких обстоятельствах у них задерживается развитие социальных и коммуникативных навыков, формируется недостаточно адекватное представление об окружающем мире. Исходя из этого, очевидна необходимость интеграции людей с ограниченными возможностями в общество через создание им условий для максимальной самореализации.

Социальные работники и социальные педагоги могут и должны помогать детям с ограниченными возможностями стать равноправными людьми, преодолевая неосведомленность общества относительно детей-инвалидов, которая приводит к дискриминации остальных.

На сегодняшний день есть острая необходимость изучения социального и юридического статуса детей с ограниченными возможностями, в частности: причины, которые мешают их равноправию с другими детьми:

  • отсутствие соответствующих законов или предвзятость населения;
  • влияние степени инвалидности на отношение к ним общества, а, следовательно, возможность адаптации к социальной среде;
  • приспособленность социальной среды (зданий, транспорта, дорог и других общественных мест) для пользования такими детьми.

Деятельность государства относительно инвалида должна проявляться в создании правовых, экономических, политических, социально-бытовых и социально-психологических условий для удовлетворения их потребностей в восстановлении здоровья, материальном обеспечении, посильной трудовой и общественной деятельности.

Новейшие концепции воспитания ценностных ориентаций у студенческой молодежи в учреждениях образования инклюзивной ориентации

В процессе изучения проблемы формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в учебных заведениях инклюзивной ориентации особого внимания требует раскрытие причин и условий, при которых ценности становятся полноценными жизненными ориентирами, субъектными приоритетами.

Современная молодежь демонстрирует активное участие в общественной жизни, не имея собственных взглядов на проблему ценностей. Общественные перемены разжигают противоречия по изменению сегодняшних, прошлых и будущих приоритетов. Данные противоречия могут быть разрешены путем ориентации личности молодого человека на общественно важные и значимые ценности.

Процесс формирования ценностных ориентаций является неоднозначным и проблемным. Формирование ценностных ориентаций характеризуется многообразием целей, результатов. Обусловлено это широким проявлением человеческой природы и личностными проявлениями.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что усиление кризиса социального и финансового сектора, развитие жестких рыночных отношений на фоне демократизации общества значительно уменьшает доверие к власти. Происходит разделение общества, члены которого исповедуют синтез ценностных ориентаций, присущих различным течениям и социальным группам.

Суть ценностных ориентаций заключается в ситуативной оценке и выборе определенных шаблонов, характеризующих оценку и отбор модели поведения. Процесс формирования ценностных ориентаций развивает способность оценивать факты реальности и выбирать их, а также стиль поведения в согласовании с принципом «добро-зло».

В условиях стремительного развития цивилизации ценности страны, расы, класса претерпевают трансформации, при этом возникают противоречия между жизнью людей и результатами ее жизнедеятельности. Решение данного противоречия зависит от формирования нового мировосприятия (духовности), основа которого содержит ценностные приоритеты человеческой личности, нового образа жизни.

Система ценностных ориентаций является индивидуальной для каждой отдельной личности, к тому же она тесно связана с мотивами и потребностями, целями и установками, а также с интересами личности. Если принимать во внимание, что интересы являются неустойчивыми и постоянно изменяются в течение развития личности, тогда ценностные установки и ориентации постоянно отрабатываются, совершенствуются.

Взаимодействие ценностных ориентаций в индивидуальной ценностной иерархии определяет типы жизненных позиций и стратегий личности, а также природу их согласованности с нормами и правилами, личностными сущностями и требованиями. Одни и те же ценности могу применяться людьми в совершенно разных целях, поэтому переоценка ценностной категории способна вызвать разрушение ценности, обязательно отразится и на разрушении системы ценностей общества и как следствие произойдет дезорганизация общественного сознания.

Таким образом, сформированные ценностные ориентации выполняют приоритетную роль в мотивации поведения студенческой молодежи. С помощью существующей системы ценностных ориентаций они воспринимают конкретную действительность. Система ценностных ориентаций сочетается с личностной позицией студента и с индивидуальным видением реальных ситуаций. Ценностные ориентации определяют природу обоснования личностных жизненных планов, действий и поступков.