Решение проблемы миграции в современном мире. Внутренняя миграция: актуальные проблемы

Миграция представляет собой часть современной мировой глобализации. Существующая в громадных масштабах миграция вовлекает в свой оборот миллионы людей, перекраивая этнографическую карту мира, ужесточая конкурентную борьбу, на мировом рынке труда. Миграция - явление, неизбежным следствием которого становится усложнение экономической и общественной жизни. И в тоже время она открывает новые возможности. Согласно исследованиям ООН каждый 35-й человек в мире настоящее время является мигрантом. Легальные или нелегальные эмигранты составляют сейчас более 15% населения в более чем 50 странах. Миграция существовала всегда. Стихийность и непоследовательность социально-экономических реформ, политическая нестабильность в постсоветских республиках стали причиной массовой безработицы, обнищания народа. Люди в поисках работы стали мигрировать по всему миру, многие предпочли ехать в Россию. В стране резко увеличился приток неконтролируемой иностранной рабочей силы. Счет идет не на тысячи, а на миллионы. Большинство мигрантов приезжает из крупных городов и столиц (около 60%) или из небольших городов (около 25%); мигрантов из села мало (не более 15%).Крупные города и густонаселенные регионы России наводнены мигрантами, что в условиях экономической нестабильности вызывает напряжение, как в социальной инфраструктуре, так и на рынке труда. При официальном уровне безработицы порядка 5,5 миллионов, иностранные трудовые эмигранты по данным Госкомстата занимают порядка 4 миллионов рабочих мест. По прогнозам к 2030 году их число достигнет почти 20 % от населения страны (Приложение 1.). Такая «перспектива» развития миграционных процессов в обществе воспринимается крайне негативно.

Особой проблемой для многих стран является нелегальная миграция, которая состоит из трех компонентов: нелегальный въезд, нелегальное пребывание и нелегальная занятость. В России наиболее распространена нелегальная занятость. Из тех, кто работает, разрешение на работу имеют менее 30%, а регистрацию по месту жительства - около 50,% да и те в основном фальшивые. Мигранты трудятся в разных сферах. Например, в Москве у них такое распределение: 43% - на стройках, их удел - должности чернорабочих, каменщиков и бетонщиков; 21% - торгуют на вещевых и продуктовых рынках; 14% - ремонтируют квартиры и всевозможные конторы; 8% - работают слесарями в автосервисе; 6% - трудятся на низовых позициях в ресторанах и кафе; 5% - крутят баранки автобусов и троллейбусов; 3% - окопались в столичных офисах.

Часто миграция имеет криминогенный характер, что обостряет и без того сложную криминальную обстановку в стране. По данным Генпрокуратуры 96 тысяч уголовников, объявленных в розыск по СНГ, находятся сегодня в России под видом иммигрантов. В своем выступлении на правительственном часе в Госдуме об основных приоритетах миграционной политики и о мерах, принимаемых правительством РФ по совершенствованию действующего законодательства, заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин отметил, что за последние 10 лет число преступлений, совершённых иностранными гражданами в России увеличилось в 2,5 раза. При этом удельный вес граждан СНГ составляет более 90 процентов (Приложения 2,3). Анализ угроз национальной безопасности России в миграционной сфере показал, что в основном они связаны, хотя и незначительно, с формированием различных криминальных национальных сообществ, моноэтнического бизнеса, теневых секторов экономики в регионах с привлечением нелегальных мигрантов. Все это порождает массу проблем для власти и общества.

На заседании Совета безопасности России в октябре 2012 года было констатировано, что проблемы незаконной иммиграции и связанная с нею криминальная деятельность, достигли масштаба угроз национальной безопасности. Основной поток незаконной миграции около (90%) в Россию идет из стран СНГ, (10%) - из стран дальнего зарубежья, прежде всего, из Юго-Восточной Азии. Численность незаконных мигрантов в регионах России (Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Владивосток, Хабаровск и прилегающие области, Республика Бурятия, Омская и Оренбургская области) варьирует от 0,5 до 3% населения, в Москве она составляет более 10%. Безусловно, катализатором притока нелегальных мигрантов в Россию служит упрощенный и безвизовый режим со странами СНГ. Опрос, мигрантов показал, что по гостевым визам в Россию въехали (39%), туристическим (31%) и учебным (11%). Часть респондентов (16%) въехала в Россию без виз, используя безвизовый режим въезда со странами СНГ. Незаконно пересекли границу (3%). Данные c разных участков границы РФ и опроса задержанных на пограничных пунктах показали, что основными направлениями потоков незаконной миграции являются:

  • а) на въезд в Российскую Федерацию: российско-китайский, российско-монгольский и российско-казахстанский участки государственной границы, воздушные пункты пропуска Москвы и Санкт-Петербурга;
  • б) на выезд из Российской Федерации - российско-финляндская граница, граница с государствами Балтии, российско-украинская граница, воздушные пункты пропуска Москвы и Санкт-Петербурга.

В последние годы многие страны мира, особенно Европы, страдают от демографического кризиса, от недостатка рабочих рук. В нашей стране, контуры этой проблемы стали вырисовываться, начиная с 80-х годов, когда соотношение вступающих в трудоспособный возраст и выходящих из него поколений стало критический меняться. Уже через десять лет Россия вступила в полосу депопуляции. Каждый год страна по разным причинам теряет почти миллион человек, из них в трудоспособном возрасте в среднем умирает 450 тысяч мужчин и 60 тысяч женщин. Прогноз на будущее тоже не утешителен по подсчетам Госкомстата РФ, после 2005 года в стране ожидается естественная убыль трудоспособного населения, которая составит за 10 лет 14%. К этому времени каждый третий из числа пожилых людей будет относиться к группе самых старых (75 лет и старше). Уменьшение числа работающего населения по отношению к пенсионерам приведет к перенапряжению системы социального обеспечения и дефициту на рынке труда. В ежегодном американском докладе-прогнозе (Mapping the Global Future) развития ситуации в мире до 2020 года, подготовленном авторитетным Национальным советом по разведке США, авторам исследования достаточно пессимистичным видится демографическое будущее России: «Продолжится существующая тенденция снижение рождаемости и сокращение продолжительности жизни, что может серьезно повлиять на политическое развитие, а также на трудовые ресурсы и здоровье людей».

Очевидно, что если в России начнется экономический подъем и возрастет потребность в рабочей силе, то демографическая проблема может стать фактором, ограничивающим возможности экономического и социального роста. Рабочая сила станет, пожалуй, самым дефицитным ресурсом. По прогнозам, в ближайшие годы нас ожидает дефицит рабочей силы от 5 до 7 млн. человек. Для устойчивого экономического развития России необходимо, чтобы каждый год в страну въезжало около миллиона мигрантов трудоспособного возраста. Привлечение рабочей силы практикуется во всем мире, и мы тоже заинтересованы в такой практике. Миграция населения (прежде всего трудовая) - нормальное и даже позитивное явление, позволяющее восполнить естественную убыль числа трудоспособных лиц в результате смерти и старения. Анализ состояния миграционных процессов в России свидетельствует о том, что основным источником роста населения и трудовых ресурсов страны в течение последних десятилетий является миграция.

В создавшихся условиях, пусть даже это кому-то и не нравится, миграция объективно становится для России фактором желательным и необходимым. Пока только миграция сдерживает резкое сокращение численности населения страны и восполняет ее трудовые ресурсы. Поэтому в последнее время государство рассматривает мигрантов, не просто, как лимитчиков, а как стратегический трудовой ресурс. В тоже время избыточная бесконтрольная миграция опасна, так как она может изменить культурно-этнографическую карту страны ослабить ее общественно-политическое единство. Отсюда понятны опасения Председателя Совета Федерации С. Миронова, который высказался против решения демографической проблемы в России только за счет мигрантов, указывая на известные события во Франции. Спикер верхней палаты за повышения рождаемости и доведение населения России до 300 млн. человек. В своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ в прошлом году В.В. Путин подчеркнул, что демографическую ситуацию в стране надо менять, и делать это надо с помощью трех составляющих. Первое - снижение смертности. Второе - эффективная миграционная политика. И третье - повышение рождаемости. «Никакие меры в области миграции не позволят решить проблему без увеличения рождаемости», - указывает глава государства. Для этого, он считает, надо проводить демографическую и семейную политику, создавать нормальные условия для рождения и воспитания детей. «Для улучшения жизни людей, - заявил Президент РФ, - у России, существует огромный потенциал». Для России с ее гигантской территорией и бескрайними просторами вопрос демографической стабильности для обеспечения целостности государства и национальной безопасности особенно актуален. У наших дальневосточных соседей, которые имеют к России территориальные притязания, наблюдается другая проблема, крайний дефицит земель пригодных для жизни. Как пишет Академик РАМН В.П. Казначеев, во всей азиатской части России к 2025-2030 гг. останется всего 8-9 млн. человек в трудоспособном возрасте, в то время как по ту сторону китайской границы будет находиться до 600 млн. человек. Сможет ли Россия выдержать такое давление? Что мы сможем противопоставить? В таких условиях, как бы нам самим не оказаться чужестранцами в родной стране! Уже сейчас граждане Китая на Дальнем Востоке составляют около половины населения некоторых районов Амурской области, Хабаровского и Приморского краев. Ими создаются множество фирм, занимающихся визовой поддержкой и оформлением документов китайцам, стремящихся иммигрировать в Россию. Появились фирмы специализирующиеся на освоении новых российских городов, где про китайцев только слышали. Идет концентрация средств китайских предпринимателей в России для организации с их помощью поставок в Китай природного сырья и промышленных изделий. В тоже время из Китая в Россию идет ввоз крупных партий низкокачественных товаров, продуктов питания и контрабанды.

Сокращение коренного населения приграничных территорий на востоке страны и массовое заселение их иммигрантами не отвечает геополитическим интересам РФ. Ситуация на Дальнем Востоке требует принятия срочных мер:

  • 1) укрепление контрольно-визовой службы на границе для пресечения нелегальной миграции;
  • 2) создание нормальных социально-экономических условий для местного населения;
  • 3) массовое привлечение эмигрантов из стран СНГ в этот регион с перспективой трудоустройства и получения российского гражданства; Все это должно способствовать решению следующих задач:
    • - заселению пустующих земель и защите их от миграционной экспансии со стороны стран Юго-Восточной Азии;
    • - ослаблению миграционных потоков в центральные густонаселенные и южные регионы страны;
    • - уменьшению оттока местного населения вглубь страны.

По словам спикера Госдумы Бориса Грызлова: «Крупные экономические проекты, прежде всего проекты по развитию Сибири и Дальнего Востока, могут стать привлекательными для жителей бывших союзных республик. Работа там найдется не только для граждан России, но и для наших соотечественников, и для тех иностранцев, кто готов и хочет поработать у нас временно».

Состояние миграционных дел в России показывает неэффективность существующего миграционного законодательства и слабость официальных структур, занимающихся вопросами учета и обеспечения занятости трудовой миграции. Россия в последние годы стала напоминать проходной двор, куда мигранты толпами приезжают, уезжают и никто у нас не знает, где они были, чем они занимались. По данным Директора Федеральной миграционной службы (ФСМ) К. Ромодановского, только за один год в Россию взъезжает до 20 миллионов мигрантов, и только 15% имеют письменный контракт с работодателем. Это говорит об очень низком уровне формализации трудовых отношений у мигрантов с работодателем. В первую очередь это отрицательно сказываются на социальной и правовой защищенности самих работающих мигрантов. Не выгодно это и государству, мимо казны которого проходят огромные деньги. Много нелегалов работает на торговых рынках. Например, в одной Москве официально зарегистрировано 170 рынков. В прошлом году казна с них получила 468 миллионов рублей налогов, в то время как товарооборот на этих рынках составил 300 миллиардов рублей. Экономический ущерб от теневой экономики оценивается миллиардами долларов, утекающих из страны. По данным Федеральной налоговой службы РФ, только прямые убытки, ежегодно наносимые нелегальными иммигрантами, составляют более 200 миллиардов рублей. Для сравнения, 200 миллиардов рублей сопоставимы с расходами федерального бюджета, выделяемыми в этом году на образование или на социальную политику. При этом сумма денежных переводов из РФ граждан Грузии составляет примерно 20% ВВП этой страны, граждан Молдавии - 30%. Почти 50% всей приобретаемой в российских банках наличной валюты истребуется по документам иностранцев. В минувшем году эта сумма составила почти 8 миллиардов долларов.

Необходимо срочно вывести миграцию из теневого сектора экономики, придать ей цивилизованные формы, восстановить финансовые потери; добиться того, чтобы миграция стала фактором социально-экономического роста страны, а не угрозой ее национальной безопасности.

В тоже время надо изменить отношение в обществе и к самим мигрантам. Они, можно сказать, находятся в положении современных рабов, труд которых практически ничего не стоит. В целях получения сверхприбыли предприниматели предпочитают брать на работу нелегалов, подход работодателей к гастарбайтерам прост: лопату побольше, зарплату поменьше. Из гастарбайтеров выжимают все, и еще при этом экономят на элементарных требованиях охраны труда, что часто приводит к тяжелым травмам и человеческим жертвам. Пример тому недавняя трагедия на Басманном рынке в г. Москве, когда в результате обрушения крыши погибло 66 человек. Все они, кроме двух, были приезжими из стран СНГ. Опять же все случилось из-за алчности руководства рынка, которое, нарушив все запреты технической комиссии, продолжало эксплуатацию здания. Сколько за год по тем же причинам погибает гастарбайтеров на производстве и на стройках, по-видимому, мало кого интересует, и никто не несет за это ответственность. Мигранты, ни от чего не застрахованы и практически беззащитны перед любыми нарушениями их прав и интересов. Этим активно пользуются криминальные группы, создавая свой черный рынок труда по законам средневековья. Чтобы навести порядок в этой сфере, прежде всего, необходимо легализовать мигрантов, защитить их скромные права. Надо дать возможность гастарбайтерам честно трудится, жить в человеческих условиях, платить налоги государству, а не взятки чиновникам и полиции.

«Россия заинтересована в привлечении трудовых ресурсов из-за рубежа, но те, кто приезжает к нам, должны не нарушать закон. Соблюдение правил, в том числе уплата налогов, позволит обеспечить социальные гарантии и самим мигрантам. При этом, миграционное законодательство не обязательно должно быть жестким: жесткость нужна в контроле над его соблюдением». Об этом заявил журналистам спикер Госдумы Борис Грызлов, комментируя вопросы миграционной политики и миграционного законодательства в Международный день мигранта 18 декабря. Геополитические и национальные интересы России требуют срочных мер по формированию нового типа законодательства в миграционной сфере. Эта проблема не решается сама по себе, здесь нет быстрых и простых решений. Нам нужна тактически выверенная стратегически долгосрочная программа, которая отвечала бы интересам государства и многим миллионам русскоязычных людей, которые остались в странах СНГ.

Решением президента в конце 2012 года была создана Межведомственная рабочая группа по совершенствованию иммиграционного законодательства, задача которой - выработать продуманную миграционную политику Российской Федерации с учетом международных рекомендаций. В правительстве уже существуют разработки в этом направлении. Один из таких документов - «Концепция демографического развития страны на период до 2015 года». Этот документ выделяет следующие основные задачи в области миграции и расселения:

  • · регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения;
  • · повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономического развития РФ;
  • · обеспечение интеграции мигрантов в российское общество и формирование толерантного отношения к ним.

Что касается совершенствования миграционной политики, то, по словам В.В Путина, приоритетом здесь остается привлечение из-за рубежа наших соотечественников. При этом он считает необходимым все больше стимулировать приток в страну квалифицированных мигрантов: людей образованных и законопослушных. Переезжающие в Россию люди должны с уважением относиться к российской культуре, к нашим национальным традициям.

Возвращаясь к вопросу о том, как в России можно контролировать и направлять миграционные процессы в нужное русло, необходимо отметить, что, в отличие от многих стран, у нас для этого не созданы многие базовые условия. Начнем с того, что в развитых странах трудовые потоки вообще не регулируются. Там, прежде всего, все решает рынок. Параллельно с этим проводится эффективная региональная и социальная политики. Меры региональной политики позволяют оказывать поддержку депрессивным территориям и полюсам роста. Социальная политика оказывает поддержку непосредственно людям (пособия по безработице, по бедности) Кузьбожев Э.Н. Экономическая география и регионалистика [Текст]: (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учебное пособие для бакалавров: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 080111 (061500) «Маркетинг», Москва: Юрайт, 2013 - с. 171.. Кроме того, во многих странах сильно развиты профсоюзы, общественный сектор. В отличие от них, в России, как правило, людям приходится надеяться большей частью на самих себя. Отсюда становится совершенно очевидно, что без развития крепкого гражданского общества России вряд ли удастся найти выход из сложившихся миграционных и социальных проблем. Миграция (в том числе трудовая) - неотъемлемая часть такого общества, а раз так, то, стало быть, она должна находиться под его непосредственным контролем. С этой целью необходимо создавать и развивать негосударственные общественные организации, способствующие развитию миграции и осуществляющие общественный контроль над соответствующими институтами власти, прежде всего, Федеральной миграционной службой России. Весьма уместными в такой ситуации могли бы быть Общественные советы при региональных службах ФМС, МВД и других госорганах Флоринская Ю.Ф. Миграционное поле России [Текст]: справочник / [Российский совет по междунар. делам (РСМД)]; [сост.: Ю.Ф. Флоринская, Л.Б. Карачурина, Д.В. Полетаев] Москва: Спецкнига, 2013 - с. 133-134..

Несомненно, новое российское миграционное законодательство, по сути вступившее в силу с 2007 года, в целом имеет ряд положительных моментов. Более 20 принятых законодательных актов, десятки указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства фактически заново создали нормативно-правовую базу в сфере миграции, закрепили полномочия в реализации миграционной политики и оказании гос услуг в области миграции. Благодаря этому появились новые возможности для оздоровления миграционной и демографической ситуации, однако впереди предстоит не менее важная и интенсивная работа. И именно от ее результатов будет зависеть благополучие России в целом и наше с вами в частности Ионцев В.А. Трудовая миграция в ЕЭП: анализ экономического эффекта и институционально-правовых последствий ратификации соглашений в области трудовой миграции [Текст] / [В.А. Ионцев и др.] Санкт-Петербург: Центр интеграционных исслед., 2012 - с. 33..

Вместе с тем, следует упомянуть о проблемах внутренней миграции. Тем более, что они стоят не мене остро. Все последние годы россияне стремились в крупные города, а сельская местность и большинство малых городов теряли население. Сегодня сложилась чудовищная диспропорция между населением, проживающим в центральной части России и теми, кто живет в восточной части страны. Население самого крупного мегаполиса российского государства - Москвы уже не поддается никаким подсчетам, оно постоянно увеличивается. В то время как население Дальнего Востока за последние 15 лет сократилось на 1,5 миллиона человек, вернувшись к уровням середины 1970?х. Сегодня здесь живет на 20% меньше людей, чем в позднесоветский период. При этом население всей России за это время сократилось лишь на 4%. Это означает, что население Дальнего Востока не вымерло, оно просто мигрировало в западные регионы страны. Вслед за уменьшением населения постепенно уменьшается и вес дальневосточной экономики в общероссийском масштабе. В период с 1995-го по 2008 год доля макрорегиона в ВВП страны сократилась на 2%, упала стоимость основных фондов, снизился объем вводимого жилья. Существенно ухудшились показатели продовольственной обеспеченности, которые и до этого были невысокими. Даже южные регионы Дальнего Востока сегодня обеспечены собственным продовольствием менее, чем на 50% Менделев Н.Г. Миграционные процессы и формирование рынка труда на российском Дальнем Востоке [Текст]: учебное пособие / [авт.-сост.] Н.Г. Менделев, Л.Н. Фарафонова; М-во образования и науки РФ, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Дальневосточ. Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2012 - с. 147-148..

Как известно, самой мобильной частью населения является молодежь. Именно она первым делом покидает Дальне-Восточный регион, переезжает в крупные российские мегаполисы, отправляется работать за рубеж. По данным социологических исследований, доля молодежи в Приморском и Хабаровском краях, ориентированной на отъезд из региона, составляет около 45 процентов. В ведущих вузах Владивостока эта цифра достигает 70 процентов. В чем же причина? Начнем с того, что миграция - это чуткий индикатор социально-экономических изменений, которые происходят в каждом регионе. Резкий разрыв в их экономическом положении российских регионов, в состоянии рынков труда заставляет молодежь уезжать из родного края в поисках лучшей жизни. Думаю, если бы образовательные программы Дальне-Восточных университетов имели связь с местным рынком труда и были бы ориентированы на тенденции его развития, а выпускники вузов имели бы возможность устроится в своем регионе на работу по полученной специальности, то процесс оттока удалось бы сократить. Увы, в настоящее время молодежь просто вынуждают покидать регион. Сегодня единственный потенциальный выход для выпускников местных вузов - становиться предпринимателями, однако программ подготовки кадров для малого бизнеса практически нет, да и не каждый молодой человек готов к ведению своего бизнеса. А раз так, приходится читать неутешительные прогнозы. По оценкам экспертов, к 2050 году численность населения Дальнего Востока составит не более 4,5 миллионов человек, то есть сократиться еще на 2 миллиона от нынешнего уровня. Такую колоссальную потерю не сможет компенсировать никакой миграционный приток, даже если таковой в обозримое время здесь и начнется Иванов И.С. Миграция в России, 2000-2012 [Текст]: хрестоматия: в 3 т. / [Российский совет по международным делам; гл. ред. И.С. Иванов; сост. Н. В. Мкртчян, Е.В. Тюрюканова] Москва: Спецкнига, 2013..

В самом конце хотелось бы остановиться на самом важном моменте, касающемся поднятой темы. К сожалению, в Российской Федерации до настоящего времени нет основополагающего документа в сфере миграции, например, такого, как Концепция миграционной политики. Это значительно осложняет надлежащее правовое регулирование вопросов миграционной сферы и совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации. Вроде бы миграционное законодательство Российской Федерации есть, а «вектор», определяющий его направление развития и совершенствования не обозначен. Безусловно, мы «ловим» эти импульсы в посланиях Президента, в публичных выступлениях руководства страны, в различных документах, принимаемых на самом высоком уровне. Однако России нужна целостная миграционная стратегия, прогнозирующая будущее страны на длительный срок в контексте общих задач социально-экономического и политического развития страны Кузьбожев Э.Н. Экономическая география и регионалистика [Текст]: (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учебное пособие для бакалавров: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 080111 (061500) «Маркетинг», Москва: Юрайт, 2013 - с. 173..

Заключение

Таким образом, проведя исследование на тему «Проблема миграционной политики современной России», следует сделать следующие выводы.

Государство в значительной мере утратило свою монополию на управление миграцией. Одна из причин этого заключается в усилении тенденций глобализации, которая вообще сужает национальные возможности влиять на экономику и формировать политику, перенося акцент на наднациональный уровень. Что касается миграционной политики, то в условиях глобализации узконациональная, односторонняя миграционная политика оказывается неэффективной и недальновидной. Скажем, жесткое ограничение миграционного притока или чрезмерное усложнение правил въезда, пребывания и трудоустройства может привести к росту незаконной миграции или очень скоро обернуться невозможностью покрыть дефицит кадров за счет привлеченных из-за рубежа кадров, поскольку мировой рынок труда становится все более конкурентным. А ограничение прав граждан на временное трудоустройство за рубежом скорее всего приведет к безвозвратному оттоку населения.

У миграционной политики может быть несколько измерений: экономическое, демографическое, (гео)политическое, социальное, а также измерение, отражающее соображения национальной безопасности. Это связано с тем, что в управлении миграцией неизбежно сталкиваются три конкурирующие друг с другом цели:

  • 1) экономический прагматизм;
  • 2) национальная безопасность;
  • 3) права человека.

Первая цель подразумевает приоритет экономических (и демографических) интересов страны, вторая ставит во главу угла соображения национальной безопасности, а третья означает гуманитарный подход, основанный на равенстве и уважении прав человека. Приоритет какой-то из этих целей может отражать общую «философию» миграционной политики страны или применяться к определенной категории мигрантов.

Как бы то ни было, Россия продемонстрировала перед теми странами, относительно которых она провозгласила преферентный политический интерес, что мигрантов из этих стран, действительно, здесь ждут, и что Россия, действительно, готова обеспечивать их легитимность и защищать их права. Такая доброжелательная, открытая позиция государства по отношению к мигрантам, безусловно, будет способствовать сокращению ксенофобии и рабства, преодолению трудового дефицита, прогрессирующему росту экономики страны.

Важным политическим следствием либеральной миграционной политики, далеко выходящим за рамки собственно миграции, является то, что она создает предпосылки для укрепления позиции России в СНГ, создавая базу для качественно иных, более конструктивных отношений.

Вместе с тем, предстоит еще трудный путь по отлаживанию механизма работы нового миграционного законодательства. Важно продолжать этот путь и не допустить отката назад, как этого требуют сторонники прежних порядков. Важно, чтобы первый в истории России опыт либеральной политики удался. Поставить точки над "i" придется уже новому президенту.

Список использованных источников и литературы

Миграционная география России не меняется. Сибирь и Дальний Восток устойчиво теряют население. А практически весь миграционный прирост собирает Центральный федеральный округ, другим округам достаются в буквальном смысле крохи.

Устойчивость западного вектора практически не оставляет надежд на возможность организации попятного движения. В последние годы к западному дрейфу добавилось движение населения с Юга в Центр. Причём львиная доля миграционных притоков приходится на Москву и окрестные области Центрального региона. Даже СПб не способен конкурировать с Москвой по миграционному приросту.

Отток наблюдается как с восточных территорий, так и с севера (правда в последние годы он несколько уменьшился по сравнению с 90-ми и стабилизировался). Некоторые восточные регионы, например Амурская область, которые раньше компенсировали отток своего населений на запад притоком с востока, теперь стали чистыми донорами.

При условии сохранения современных тенденций в перспективе ни один из округов, кроме Центрального, не будет иметь шансов получить миграционный прирост населения. Для Центрального округа характерен самый высокий уровень естественной убыли населения в рабочих возрастах. Только для компенсации естественных потерь этого населения округу необходимо более 6 млн мигрантов в период до 2025 г. При нынешних тенденциях для возмещения этих потерь потребуется мобилизация миграционного потенциала всей России. В таких условиях главными донорами Центрального округа рискуют остаться Сибирь и Дальний Восток.

Население России в настоящее время характеризуется низкой внутренней территориальной мобильностью, которая сохраняется на одном и том же уровне последние 5 лет. Низкая миграционная мобильность является серьезным препятствием более полного использования рабочей силы.

Резкий рост эмиграции и наряду с этим повышение иммиграционных потоков, получившее начало в 1987 г., усиление оттока русскоязычного населения из союзных республик, сокращение оттока сельского населения в города, наметившееся в начале 80-х и получившее ускорение в конце 80-х – начале 90-х, коренные изменения на рубеже двух последних десятилетий в межрегиональных миграциях – такова современная миграционная ситуация, которая сложилась к 1992 г. В связи с распадом СССР возникла уникальная ситуация, когда внутренняя миграция одномоментно превращается во внешнюю, требующую совершенно других подходов, иной миграционной политики. Несмотря на снижение интенсивности внутренних миграций их роль сохранилась. 1-я особенность современной миграции связана с изменениями в сельско-городской миграции. Россия пытается перепрыгнуть одну из стадий миграционного перехода. (в 1991 г. впервые отмечен некоторый миграционный прирост сельского населения). Это связано с резким ухудшением общей экономической ситуации в России, потерей привлекательности крупных городов, удорожание жизни в которых превысило все возможные уровни. В то же время приток населения в сельскую местность позволит уменьшить деформацию возрастно-половой и брачно-семейной структуры сельского населения, что может благоприятно сказаться на его воспроизводстве. 2-я особенность – наметившийся с конца 1989 г. отток населения из северных и приравненных к ним территорий, богатых природными ресурсами. Стало уезжать население хорошо уже адаптировавшееся в северных условиях, т.е. наметилось разрушение генетического потенциала. Что касается внешней миграции – уникальная ситуация, связанная с возникновением ближнего зарубежья. Характерно: 1) выделение среди республик своеобразного центра притяжения мигрантов в лице России, которая из региона длительное время «отдававшего» людей, превратилась в их «собирателя». 2) резкое обострение межнациональных отношений, обусловленное политическим экстремизмом, причем как между бывшими республиками, так и внутри них. И как результат – потоки вынужденных переселенцев и беженцев, устремившихся главным образом в Россию. 3)углубление экологического кризиса, ведущего к быстрому увеличению «экологических беженцев». 4) глубокий экономический кризис, определяемый превращением Союза в конгломерат независимых «княжеств» с противоречивыми интересами и политикой. Что ведет к разрыву народнохозяйственных связей. Положительный миграционный обмен России с бывшими союзными республиками способствовало 90-е годы сглаживанию негативной демографической ситуации, обусловленной естественной убылью населения и нарастающей эмиграцией, выступив таким образом единственным фактором, улучшающий демографический баланс России, хотя в региональном плане расселение мигрантов из ближнего зарубежья требует значительной корректировки. В отличие от влияния иммиграции из ближнего зарубежья на демографическую ситуацию в России, эффект от внешней миграции, связанной с дальним зарубежьем практически равен 0, особенно если говорить об иммиграции, величина которой не превышала в год 1-2 тыс. чел. Серьезная проблема, связанная с иммиграцией, это увеличивающаяся быстрыми темпами нелегальная иммиграция. Число иммигрантов по оценкам достигло 500 тыс.чел. Многие из них рассматриваются Россией как транзитный путь на Запад. В этом отношении данная классификация представляет собой большую угрозу для здоровья россиян, т.к может стать разносчиком болезней. Эмиграция, масштабы которой в первой половине 90-х г. находилась на уровне 110 тыс чел. в год, Также не сможет при таких размерах существенно изменить демографическую ситуацию. Особое значение имеет «утечка мозгов». По прогнозам комитета Совета Европы по образованию, убытки России от этого вида миграции могут достигнуть 50-60$ млрд. в год. Противовесом может стать развитие трудовой возвратной миграции. Это касается долгосрочной перспективы

ПРОБЛЕМЫ ВНУТРЕННЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

АГУЗАРОВА Л.А.,

кандидат экономических наук, доцент, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ,

БЕСОЛОВ С.Э.,

аспирант,

Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ,

В статье описаны проблемы внутренней трудовой миграции в России, дается анализ миграционных процессов, раскрываются пути решения проблем трудовой миграции. В условиях процесса глобализации, развития международных экономических связей именно адекватная миграционная политика государства играет ведущую роль с точки зрения не только роста ВВП, но и общественного благосостояния в целом.

Ключевые слова: миграция; население; административные барьеры; межрегиональное взаимодействие; рынок труда.

THE PROBLEMS OF INTERNAL MIGRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THEIR SOLTIONS

Ph.D., associate professor,

e-mail: [email protected];

Graduate student,

The North Ossetian state university named after Khetagurov K.L., Vladikavkaz,

e-mail: [email protected]

This article describes the internal labor migration in Russia, an analysis of migration processes, the ways of solving the problems of labor migration. In the context of globalization, the development of international economic relations is adequate migration policy has played a leading role in terms of not only the growth of GDP and the public welfare in general.

Keywords: migration; population; administrative barriers; interregional cooperation; the labor market.

JEL classification: E24, J10, J11, J21, J61, J82.

На современном этапе развития экономики России наиболее острым вопросом остается проблема трудовой миграции. Для того чтобы экономика как отдельного государства, так и региона продолжала развитие необходимо эффективное перераспределение трудовых ресурсов, обеспечивающее приток кадров их тех отраслей или регионов, в которых отсутствует возможность населения осуществлять свою трудовую деятельность. В условиях процесса глобализации, развития международных экономических связей именно адекватная миграционная политика государства играет ведущую роль с точки зрения не только роста ВВП, но и общественного благосостояния в целом.

© Л.А. Агузарова, С.Э. Бесолов, 2013

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3

Следует также отметить и другую сторону вопроса трудовой миграции. В ближайшем будущем Россию может ожидать демографический кризис. В настоящий момент численность населения РФ составляет 143,3 тыс. чел. Согласно высокому варианту прогноза, общая численность родившихся в 2013 г. будет составлять 1 824 272 чел. К 2030 г. численность родившихся уже будет равна 1 591 949 чел., против 1 695 669 умерших при показателе естественного прироста 103 720 чел. Таким образом, даже по самым оптимистичным прогнозам, общая численность населения в 2030 г. составит 151 229,1 чел. при достаточно высоком уровне миграционногго прироста 530,7 чел.1 По состоянию на декабрь 2012 г., в России число умерших уже превышает число родившихся приблизительно на 10 тыс. чел. Население будет быстро уменьшаться, и как следствие этого, будет уменьшаться человеческий капитал. В связи с этим, остро встает вопрос о пересмотре внутренней миграционной политики государства.

В 2012 г. была утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., реализация которой должна решить проблему как социально-экономических, так и политических рисков, которые могут возникнуть в связи с притоком мигрантов. Данная Концепция отражает основную проблему внутренней миграции, выявленную еще несколько лет назад - низкую территориальную мобильность населения, обусловленную наличием административных барьеров, в том числе:

Высокой стоимостью арендуемого жилья;

Отсутствием развитой транспортной инфраструктуры;

Низким уровнем доходов населения.

Основные пути решения данных проблем заключаются в следующем:

1) Необходимо убрать административные барьеры, касающиеся учета и регистрации граждан и препятсвую-щие изменению жительства или места пребывания;

2) Необходимо создать систему межрегионального взаимодействия по возможностям трудоустройства;

3) Необходимо развивать систему рынка арендного жилья, а также транспортной инфраструктуры, связывающей Дальний Восток и Сибирь с Центральной частью России;

4) Необходимо повышение инвестиционной привлекательности отдельных депрессивных регионов (Агуза-рова, 2011).

Если провести анализ общих итогов миграции населения РФ за период с 2010 по 2012 гг., можно проследить следующее. В 2010 г. число мигрантов внутри субъектов РФ составляло 1 035 899 чел., в 2012 г. - уже 2 023 865 чел. при ежегодно увеличивающемся приросте 294 930 чел. Количество мигрантов из других регионов составляло: в 2010 г. - 874 749 чел, в 2012 г. данный показатель вырос и составил уже 1 754 597 чел.

В 2010 г. наибольшее число мигрантов наблюдалось в Центральном ФО 485 077 чел., Северо-Западном 177 293 чел., Южном 171 873 чел., Северо-Кавказском 117 221. Показатели миграции имеют тенденцию к ежегодному увеличению. В 2012 г. они составили: В Центральном ФО - 929 603, Северо-Западном 435 736, Южном 326 320 чел., СевероКавказском - 182 497 чел.

Показатели миграции неразрывно связаны с уровнем занятости населения. В 2010 г. в Центральном ФО он составляет 65,1%, Северо-Западном - 66,6%, Южном - 59,6%, Северо-Кавказском - 53,3%, в 2012 г. - 67,8%, 68,7 %, 61,6%, 56,7% соответственно. Республика Северная Осетия-Алания среди 7 субъектов Северо-Кавказского ФО по данному показателю занимает 5 место, опережая Чеченскую Республику и Ставропольский край (61,9% против 49,6% и 61,6% соответственно). По уровню безработицы РСО-Алания находится на втором месте (7,9%), уступая Ставропольскому краю (5,4%). По имеющимся данным, численность занятых, которые работали за пределами субъекта Российской Федерации, в котором они проживают (своего субъекта), включая работавших на территории другого государства, составила в среднем за 2012 г. 2,4 млн чел. против 2,0 млн чел. в 2011 г. В 2012 г. отмечается увеличение размеров межрегиональной трудовой миграции. Наибольшие размеры выезда граждан на работу в другие регионы имели в 2012 г. Московская, Ленинградская, Тульская, Владимирская, Ивановская, Тамбовская, Тверская, Смоленская, Орловская, Пензенская области, Чувашская Республика, Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Республика Мордовия - от 6,5 до 15% численности занятого населения этих субъектов (Республика Адыгея - 18%). Основными субъектами Российской Федерации, принимающими на работу граждан из других регионов, являются Москва (1 млн. чел., или 17% к численности занятого населения данного региона), Тюменская область (с автономными округами) (270 тыс. чел., или 14,6%), Московская область (183 тыс. чел., или 4,8%), Санкт-Петербург (180 тыс. чел., или 6,3%), Краснодарский край (84 тыс. чел., или 3,4%).

Все приведенные показатели наглядно указывают, что процессы внутренней миграции прямо пропорциональны уровню занятости и безработицы (Агузарова, Добролежа, 2010. С. 5-12). На деле это означает, что экономически активное население стремится переехать в те субъекты, в которых уровень безработицы минимален, а также уровень доходов значительно превосходит имеющийся в регионе отбытия. Для того чтобы не наблюдалось дисбаланса в человеческом капитале, для сглаживания и нивелирования возможных негативных процессов внутренней миграции, необходимо поэтапное решение поставленных государством задач. И в настоящий момент наметился ряд положительных изменений.

1) В декабре 2013 г. Государственная Дума приняла законопрект о борьбе с фиктивной регистрацией. Данная норма закона гласит, что гражданин РФ имеет право не регистрироваться в жилом помещении по месту проживания в случае, если его место жительства находится в том же населенном пункте. Подобное проживание без регистрации разрешено и родственникам владельца жилья. Закон стал предусматривать штраф за фиктивную регистрацию в размере от 100 до 500 тыс. руб. вплоь до лишения свободы сроком на 3 года. В КоАП будет внесена статья, предусма-

1 Данные Федеральной службы государственной статистики.

ПРОБЛЕМЫ ВНУТРЕННЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

тривающая санкцию за проживание без регистрации. Для собственников жилья сумма штрафа будет составлять до 5 000 руб., граждан - до 3 000 руб., юридических лиц - до 750 000 руб. Данная норма закона сущетственно упростит возможность трудоустройства граждан, приезжающих из других регионов и проживающих у своих родственников, а также позволит бороться с нелегальными мигрантами.

2) Активно развивается система межрегионального взаимодействия между различными субъектами государства по возможностям трудоустройства. Более того, в стране разработана госпрограмма «Содействие занятости населения на 2013-2020 годы», основная цель которой - создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.

Так, в 2013 г. в рамках реализации программы, Комитет РСО-Алания по занятости населения активно содействовал гражданам, ищущим работу в трудоустройстве за пределами региона. В центрах занятости населения и отделе по взаимодействию с работодателями Комитета РСО-А по занятости населения любой гражданин может получить сведения о потребности в рабочей силе в других регионах страны, в том числе с предоставлением жилья и других видах дополнительного мотивирования. В рамках «Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда РСО-Алания в 2013 году» финансовая и другие виды помощи буду оказаны по направлению «стимулирование работодателей, осуществляющих деятельность в субъектах Российской Федерации с уровнем регистрируемой безработицы ниже среднероссийского показателя, к замещению свободных рабочих мест (вакантных должностей)» - 30 безработным гражданам. По направлению «содействие трудоустройству в других субъектах Российской Федерации граждан государственным казенным учреждением службы занятости населения Ставропольского края «Межрегиональный ресурсный центр» - 130 гражданам.

3) Для того чтобы мигранты, переезжающие в другой регион, могли эффективно трудиться необходимо достаточное как по объему, так и по цене, жилье. Однако, ситуация на рынке вторичного жилья в стране складывается крайне неоднозначная. В 2010 г. индексы цен на квартиры составляли 102,7%, в 2012 г. - 112,1%. Средний уровень цен за 1 кв.м. составлял в 2010 г. 59 998 руб., в 2012 г. - 56 370 руб., при этом небольшое падение цен обусловлено только за счет снижения в 2011 г. цен на элитную недвижимость. Таким образом, о возможности покупки недвижимости трудовым мигрантом говорить весьма преждевременно. Учитывая рост ставок ипотечного кредитования и, следовательно, затруднительности приобретения жилья, спрос на аренду повышается, одновременно с уменьшением предложения, к примеру, в г. Москве. В настоящий момент разработана госпрограмма РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» на период с 2013 по 2020 гг. Одной из целью данной программы является повышение доступности жилья для граждан. Для эффективной реализации миграционной политики ключевыми инструментами здесь будут являться следующие критерий: коэффициент доступности жилья - 2,5 года в 2015 г., 2,1 года в 2017 г., 1,8 года в 2020 г.; превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту в рублях над индексом потребительских цен: в 2015 г. - не более 3,6 процентных пунктов, к 2018 и 2020 гг. - не более 2,2 процентных пункта.

Также происходит активная реализация программы «Развитие транспортной системы РФ» на 2013-2020 гг., в рамках которой обеспечивается развитие сетей автомобильных дорог, транспортной подвижности населения, повышение количества перевозок.

Все данные меры помогут увеличить социально-георграфическую мобильность населения, а также структурировать внутреннюю трудовую миграцию наиболее рациональным способом.

4) В 2010 г. по уровню инвестиции в основной капитал на душу населения менее всего было вложено в СевероКавказский федеральный округ - 30 310,6 руб. Причинами низких инвестиций являются такие факторы, как: отсутствие крупных потенциальных инвесторов, стимулов для их привлечения; неразвитость предпринимательского сектора (Агузарова, 2013). Наибольший процент инвестиций приходится на производство и распределение электроэнергии, газа, воды, а также транспорт и связь. Ситуацию поможет исправить разработанная программа «Стратегия социальноэкономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года». В рамках ее раелизации осуществляется внедрение ряда финансовых стимулов, таких как налоговых, таможенных льгот, льгот по аренде земли и т. п. в целях привлечения инвесторов, преимущественно, иностранных и создания стимулов для их деятельности.

Сейчас Россия уверенно встала на путь важнейших экономических преобразований, основная цель которых -сгладить межрегиональные различия в уровне и качестве жизни населения (Kwon, Spilimbergo, 2009, P. 97-119). Достижения баланса в этом вопросе возможно только лишь путем ликвидации различных барьеров, как социальных, так и административных (Andrienko, Guriev, 2004. P. 1-27).

Вследствие того, что подобных барьеров, стоящих на пути внутренней миграции населения, не станет вследствие эффективной реализации миграционной политики, начнется эффективное перераспределение трудового потенциала государства. Каждый гражданин должен найти применение своим способностям, эффективно трудиться и, главное, иметь для этого все возможности. Только в этом случае можно утверждать, что реализуется одно из важнейших конституционных положений о том, что Россия - государство социальное.

ЛИТЕРАТУРА

АгузароваЛ.А. (2011). «Теория и практика управления развитиеим трудового потенциала депрессивного региона» (монография) // Изд-во ТТИ, Таганрог.

Агузарова Л.А., Добролежа Е.В. (2010). Регион как открытая система: роль межрегионального обмена в ресурсном обеспечении развития территории // Известия КБНЦРАН, № 4. C. 5-12.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2013 ^ Том 11 № 3 Часть 3

Агузарова Л.А. Агузарова Ф.С. (2013). Региональные особенности формирования нового экономического содержания трудового потенциала как фактора модернизации // Международная конференция «Наука и человечество». 27-28 сентября, г. Лондон.

Данные Федеральной службы государственной статистики. Доступно на: http://www.gks.ru/.

Kwon G., Spilimbergo A. (2009). / Regional Volatility in Emerging Countries - The Case of Russia // Economics of Transition, № 17(1), pp. 97-119.

Andrienko Y., Guriev S. (2004). Determinants of Interregional Labor Mobility in Russia // Economics of Transition, № 12(1), pp. 1-27.

Aguzarova L.A. (2011). Theory and practice of labor potential razvitieim depressed region" (monograph). Taganrog. (In Russian.)

Aguzarova L.A., Dobrolezha E.V. (2010). "The region as an open system: the role of inter-regional exchange in resource supply development territory". Proceedings KBSC RAS, № 4. pp. 5-12. (In Russian.)

Aguzarova L.A., Aguzarova F.S. (2013). Regional features of formation of a new economic content of the labor potential as a factor of modernization. International Conference "Science and Humanity". 27-28 September London. (In Russian.)

Data of the Federal State Statistics Service. Available at: http://www.gks.ru/. (In Russian.)

Kwon G., Spilimbergo A. (2009). Regional Volatility in Emerging Countries - The Case of Russia. Economics of Transition, 17 (1), pp. 97-119. (In Russian.)

Andrienko Y., Guriev S. (2004). Determinants of Interregional Labor Mobility in Russia. Economics of Transition, 12 (1), pp. 1-27. (In Russian.)

Проблемы мигрантов

миграция трудовой ресурс население

Последствия миграций могут быть как положительными, так и отрицательные. В странах, которые поставляют рабочую силу, трудовая миграция способствует снижению уровня безработицы, дает дополнительные источники валютного дохода в виде денежных переводов рабочих-мигрантов своим семьям. После возвращения домой такие мигранты обычно пополняют ряды среднего класса, используя заработанные деньги, чтобы открыть на родине собственное дело, а это помимо всего прочего приводит к созданию новых рабочих мест. С другой стороны, далеко не все трудовые мигранты возвращаются в свою страну.

У стран, принимающих трудовых мигрантов, возникает еще больше разного рода проблем. Конечно, таким путем они в какой-то мере компенсируют недостаток трудовых ресурсов (особенно в отраслях с низкой квалификацией занятых) и получают некоторые экономические выгоды. Однако социальные проблемы трудовая миграция, как правило, только обостряет. Лишь части из пришлых рабочих удается получить гражданство принимающей страны и стать ее полноправными гражданами. Остальным приходится довольствоваться так называемым видом на жительство, что не делает их полноправными членами общества. Хотя рабочие-мигранты нередко живут и работают в своего рода этнических анклавах и существуют как бы сепаратно в своей культурно-политической среде, иммигрантские общины часто влияют на облик целых городов, зачастую становясь очагами преступности, наркомании и других социальных зол. Даже в периоды экономических подъемов это вызывает протесты местного населения. Когда же подъем сменяется кризисом, депрессией или состоянием политической нестабильности, возрастает и неприязнь к иммигрантам, начинаются межэтнические трения и раздоры. Неудивительно, что трудовые миграции давно уже стали объектом острой политической борьбы между демократическими и националистическо-экстремистскими силами.

Например, в России механизмом перераспределение трудовых ресурсов (внутренняя миграция населения) является необходимым условием для обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Такое перераспределения населения призвано сглаживать существующие межрегиональные различия и более эффективно задействовать дефицитные трудовые ресурсы России. Однако отсутствие сформировавшихся общероссийских рынков труда и жилья, административные барьеры, недостаточная степень развития финансового рынка приводят к неэффективности рыночных механизмов регулирования внутрироссийских миграционных потоков. Единственный регион, который остается трудоизбыточным сегодня, - это республики Северного Кавказа (Чечня, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария). Проблемы, связанные с их занятостью, отражаются в том, что значительная часть мигрантов из этих республик приезжает на заработки в другие регионы России, и проблемы здесь связаны, в первую очередь, с ростом ксенофобии в обществе. Как следствие, острота проблем трудовой миграции в настоящее время не снизилась, а в некоторых аспектах даже обострилась. В частности, актуальными остаются проблемы легализации и защиты трудовых прав мигрантов; культурная и трудовая адаптация мигрантов, и так далее.

Что касается внешней миграции, проблема постановки на миграционный учет трудовых мигрантов более или менее решена, то проблема получения разрешения на работу для трудовых мигрантов еще остается.

Есть еще несколько ключевых проблем в сфере трудовой миграции, которые требуют обсуждения. Во-первых, необходимо определиться, необходима ли России трудовая миграция или нет. Судя по демографическим прогнозам, в первую очередь у нас громадный провал в обеспечении трудовых ресурсов. Начиная с 2009 и до 2017 года, ежегодно из трудоспособного возраста уходят порядка миллиона человек. А до 2025 года сокращение населения в трудоспособном возрасте составит почти 14 миллионов человек. Это прогноз Росстата, средний вариант. Мы нуждаемся в притоке трудовых мигрантов, но у властей и в обществе нет консенсуса: нужны ли мигранты или нет. Есть точка зрения, что демографический вызов слишком серьезный, и нам без мигрантов не обойтись; другая постановка вопроса - это будущее русско-православного культурного ядра, и его размывание чревато серьезными социокультурными вызовами. Другая проблема - отсутствие инструментов борьбы с ксенофобными настроениями, которые очень распространены. Нет инструментов согласования интересов федеральных и региональных властей, органов местного самоуправления принимающего населения, работодателя и самих мигрантов. Т.е., должно быть четкое разграничение компетенции и в сфере миграционной политики, и в сфере политики интеграции мигрантов.

Важнейшими задачами, стоящими практически перед всеми странами мира в области регулирования миграционных потоков, являются минимизация стихийного развития данных процессов, снижение их негативного влияния. В РФ также идет поиск механизмов использования потенциала миграции в реализации различных социально-экономических проектов, предпринимаются попытки реализации территориально-дифференцированного принципа в миграционной политике.

Механизмы решения данной проблемы включают:

Совершенствование законодательства РФ в области миграции, приведение его в соответствие с нормами международного права, для чего, в частности, предусмотрено заключение межгосударственных соглашений со странами СНГ;

Совершенствование системы иммиграционного контроля, включая меры по депортации (выдворению) незаконных мигрантов;

Дифференцированную финансовую поддержку вынужденных мигрантов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

Создание центров временного размещения вынужденных переселенцев,

Компактных поселений, новых рабочих мест и др.

Таким образом, значительное разнообразие видов, форм, типов, причин и тенденций, свойственных миграционным процессам, порождает не менее значительное разнообразие проблем, с которыми сталкиваются мигранты и которые необходимо решать. Проблема регулирования миграций все больше выходит за пределы отдельных стран, приобретает международное и общенациональное значение, требует формирования регулирующих механизмов на международном уровне. Наиболее значимыми проблемами для принимающих государств являются:

Предотвращение возможных конфликтов, складывающихся на основе усиления миграционных процессов;

Защита национальных интересов с помощью административно-ограничительных мер, не противоречащих нормам демократических государств;

Создание механизмов интеграции мигрантов в принимающую социальную среду.

Особенно актуальны вопросы, связанные с миграционной политикой, для государств, которые уже не в состоянии естественным путем преодолеть проблему демографического кризиса. К таким странам относится и Россия. А с учетом активизации миграционного движения во всем мире, в т.ч. в России, возрастает и степень влияния миграционных процессов на социально-демографическое развитие общества. Все это обусловливает необходимость разработки комплекса мер по совершенствованию государственной политики в области миграции населения.