Конституционно-правовые основы статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев. Конституционные основы статуса иностранных граждан Основы правового положения неграждан в Российской Федерации

В результате изучения главы студент должен:

  • знать определения понятий "иностранный гражданин", "лицо без гражданства", "беженец", "вынужденный переселенец"; основы конституционно-правового статуса иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца, вынужденного переселенца; решения Конституционного Суда РФ по проблемам правового статуса указанных лиц;
  • уметь различать иностранных граждан, законно и незаконно находящихся на территории РФ; классифицировать иностранных граждан в зависимости от времени и состояния проживания на территории РФ; разграничивать национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и специальный режим для иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России; определять критерии, характеризующие беженцев и вынужденных переселенцев;
  • владеть способностью оценивать правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев с точки зрения его соответствия Конституции РФ, компетентно аргументировать свою позицию.

Конституционно-правовые основы статуса иностранных граждан и лиц без гражданства

Иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ .

Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства имеет единую основу. Он определяется Конституцией РФ (ст. 62 и 63) и конкретизирующими ее содержание нормами Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Не случайно в п. 2 ст. 2 этого Федерального закона сказано, что понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

По критерию правомерности пребывания на территории России иностранных граждан можно классифицировать на законно и незаконно находящихся на территории РФ. Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, имеющее действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Если указанные документы у лица отсутствуют, он считается иностранным гражданином, незаконно находящимся на территории РФ, и может быть выдворен с территории России в административном порядке. В течение пяти лет со дня выдворения он не может въезжать на территорию РФ.

Иностранные граждане обязаны зарегистрироваться в течение семи рабочих дней со дня прибытия в Россию в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел (сейчас это подразделения Федеральной миграционной службы). Регистрация иностранного гражданина производится по письменному заявлению, поданному лично или через приглашающую организацию по месту его пребывания в России при наличии миграционной карты, имеющей отметку органа пограничного контроля о въезде в Россию, и документа, удостоверяющего его личность.

Регистрации не подлежат главы иностранных государств; главы правительств иностранных государств; члены парламентских и правительственных делегаций; руководители международных организаций, въехавшие в Россию по приглашениям федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, а также члены семей указанных лиц; иностранные граждане, въехавшие в Российскую Федерацию на срок не более трех дней; иностранные граждане – моряки, являющиеся членами прибывших в Российскую Федерацию с официальным визитом либо с деловым заходом экипажей военных кораблей и т.п.

В зависимости от времени и состояния проживания на территории РФ иностранных граждан подразделяют на четыре категории : временно пребывающие; временно проживающие; постоянно проживающие; лица, получившие политическое убежище.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации зависит от срока действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем визы, не может превышать 90 суток, за исключением ряда случаев, предусмотренных Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы или срока окончания трудового договора или военного контракта.

Временное проживание иностранного гражданина на территории РФ возможно на основе разрешения, выданного в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года. Квота ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

Постоянное проживание иностранного гражданина в Российской Федерации возможно на основании вида на жительство, выдаваемого территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство нс ограничено.

Разрешение на временное пребывание и постоянное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случаях, если данный иностранный граждан: выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации; финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность; представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения и т.п.

Особой категорией иностранных граждан и лиц без гражданства являются представители этих категорий лиц, получившие политическое убежище. Согласно Декларации Генеральной Ассамблеи ООН "О территориальном убежище" от 14 декабря 1967 г. убежище, предоставляемое каким- либо государством в осуществление своего суверенитета лицам, имеющим основание ссылаться на ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, должно уважаться другими государствами. На право искать убежище и пользоваться убежищем не может ссылаться никакое лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества по смыслу тех международных актов, которые были выработаны для того, чтобы предусмотреть нормы относительно этих преступлений. Оценка оснований для предоставления убежища лежит на предоставляющем это убежище государстве (ст. 1).

К вышеназванным лицам не должны применяться такие меры, как отказ от разрешения перехода границы или, если оно уже вступило на территорию, на которой оно ищет убежища, высылка или принудительное возвращение в какую-либо страну, где это лицо может подвергнуться преследованию. Исключение допускается лишь по имеющим решающее значение соображениям национальной безопасности или в целях защиты населения, как, например, в случае массового притока людей.

Конституция РФ в ст. 63 провозглашает:

"1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

2. В Российской Федерации нс допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации".

Для иностранных граждан и лиц без гражданства может быть установлен национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и специальный режим, определяющий их правовое положение на территории страны.

Конституция РФ закрепляет национальный режим для иностранных граждан и лиц без гражданства, предполагающий, что они пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором (ч. 3 ст. 62).

Режим наибольшего благоприятствования на территории России предоставляется гражданам Республики Беларусь. В рамках сообщества России и Беларуси приняты специальные акты о равных правах в сфере образования, медицинской помощи, трудоустройства, оплаты труда и предоставления других социально-трудовых гарантий. Гражданам России и Беларуси предоставлено право беспрепятственно обменивать жилые помещения на территории этих государств.

Специальный режим означает предоставление отдельных прав для определенных групп иностранных граждан в соответствии с законодательством или международным договором. Такой режим в Российской Федерации имеют граждане Казахстана, постоянно проживающие на территории РФ. На них нс распространяются ограничения в правах или дополнительные обязанности, вводимые для иностранных граждан. Они имеют право участвовать в приватизации наравне с гражданами России .

Национальный режим исключает право иностранных граждан избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов РФ. Вместе с тем постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме (ст. 12 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").

Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу). Они могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации иностранные граждане могут реализовать на основании выданных или оформленных в установленном законом порядке документов. Вместе с тем федеральный закон ограничивает передвижение иностранных граждан на ряде территорий, организаций и объектов, перечень которых утверждается Правительством РФ.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ.

Иностранным гражданам – сотрудникам дипломатических представительств и работникам консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудникам международных организаций, а также аккредитованным в Российской Федерации иностранным журналистам право на свободу передвижения в пределах Российской Федерации предоставляется на основе принципа взаимности, за исключением вышеизложенных ограничений.

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ряда ограничений, установленных федеральным законом. Иностранные граждане не имеют права.

  • – находиться на муниципальной службе;
  • – замещать должности в составе экипажа, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;
  • – быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
  • – быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
  • – быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ;
  • – заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ иностранные граждане и лица без гражданства в случае нарушения прав и свобод имеют возможность их защиты, в том числе посредством конституционного судопроизводства.

В силу ч. 2 ст. 22 Конституции РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства, пребывающие на территории России, в случае выдворения из Российской Федерации в принудительном порядке могут быть до судебного решения подвергнуты задержанию на срок, необходимый для выдворения, но не свыше 48 часов. Сверх указанного срока лицо может оставаться задержанным лишь по судебному решению и лишь при условии, что без такого задержания решение о выдворении не может быть исполнено

Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства (ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане -- лица, прибывшие в страну на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание;

временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане -- лица, получившие разрешение на временное проживание;

постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане -- лица, получившие вид на жительство. В их статусе имеются определенные различия.

Иностранные граждане равны перед законом, независимо от каких бы то ни было условий. Использование ими прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Российской Федерации, законным интересам ее граждан и других лиц. Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и ее законодательство.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, но не более 90 суток, за исключением случаем, предусмотренных Федеральным законом. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать за ее пределы по истечении срока действия визы, если на момент его истечения им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание. Основанием продления данного срока для иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, является заключение трудового договора или гражданско-правового договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований Закона. При этом срок временного пребывания продлевается на срок действия договора, но не более чем на один год со дня въезда в Российскую Федерацию (ст. 5 Федерального закона) от 25 июля 2002 г.

Разрешение на временное проживание выдано может быть иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ, сроком на три года. Без учета квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;

признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь -- граждан России;

имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;

состоящему в браке с гражданином России, имеющим место жительства в нашей стране;

осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством РФ (ст. 6 Федерального закона от 25 июля 2002 г.

Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются Правительством РФ.

Разрешение на временное проживание не выдается, а ранее выданное аннулируется в случае, если иностранный гражданин выступает:

за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности страны или ее граждан;

финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в их совершении или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;

представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

В течение срока действия разрешения на временное проживание иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. До получения вида на жительство он обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается на пять лет. По его окончании этот срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Число продлений срока действия вида на жительство не ограничено. Порядок выдачи вида на жительство, а также порядок его перерегистрации утверждаются Правительством РФ2. Основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство аналогичны основаниям отказа в выдаче разрешения на временное проживание.

Иностранные граждане могут работать в качестве рабочих и служащих или заниматься иной трудовой деятельностью на общих основаниях с гражданами Российской Федерации. При этом работодателем (заказчиком услуг) может быть физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд последних на основании заключенных с ними трудовых договоров. Трудовая деятельность иностранным гражданином, временно пребывающим в Российской Федерации, осуществляется только при наличии разрешения на работу (ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г.).

Иностранные граждане имеют право на отдых, охрану здоровья, пособия, пенсии и на другие формы социального обеспечения, на пользование жилым помещением, собственность жилого дома и иного имущества, на образование, пользование достижениями культуры.

Иностранным гражданам гарантируется свобода совести, неприкосновенность личности и жилища. Они могут заключать и расторгать браки с гражданами Российской Федерации и другими лицами.

Иностранные граждане в Российской Федерации не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы, занимать государственные должности, а также участвовать во всенародном голосовании. Однако в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут избирать и быть избранными в органы местного самоуправления того муниципального образования, на территории которого они живут.

Иностранные граждане и лица без гражданства не несут обязанности военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г., за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение. Их перечень утверждается Правительством РФ2. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Федерального закона.

При соблюдении установленных законом правил иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее.

Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории Российской Федерации, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами России. Тем из них, которые нарушают законодательство о правовом положении иностранных граждан, может быть сокращен срок пребывания в стране.

Изложенные выше положения распространяются и на лиц без гражданства, если иное не вытекает из федерального законодательства. Однако они не затрагивают привилегий и иммунитетов глав и сотрудников иностранных дипломатических и консульских представительств, а также других лиц, установленных законодательством и международными договорами Российской Федерации.

В ст. 63 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В данном случае Конституция РФ исходит из норм международного права о том, что каждое государство использует право предоставления политического убежища, и никто не может рассматривать это как недружественный акт. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 утверждено Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации. В нем определены основные условия, связанные с реализацией этого института и статус лиц, которым предоставлено убежище. Вопрос о предоставлении права политического убежища решается Президентом РФ.

В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия, не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации (ист. № 4, с 108-113).

Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции Российской Федерации. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Иностранные граждане в Российской Федерации равны перед законом независимо от каких бы то ни было условий. Использование ими прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Российской Федерации, законным интересам граждан Российской Федерации и других лиц. Иностранные граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и ее законодательство.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, могут работать в качестве рабочих и служащих или заниматься иной трудовой деятельностью на общих основаниях с гражданами Российской Федерации. Они имеют право на отдых, охрану здоровья, пособия, пенсии и другие формы социального обеспечения, на пользование жилым помещением, собственность жилого дома и иного имущества, на образование, пользование достижениями культуры.

Наравне с гражданами Российской Федерации иностранным гражданам гарантируется свобода совести, неприкосновенность личности и жилища. Они могут заключать и расторгать браки с гражданами Российской Федерации и другими лицами.

Иностранные граждане в Российской Федерации не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы, занимать государственные должности, а также участвовать во всенародном голосовании. Они не несут обязанности военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Допускается передвижение иностранных граждан по территории Российской Федерации и выбор места жительства в порядке, установленном законодательством, а также соответствующими международными договорами Российской Федерации. Однако в интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка могут устанавливаться ограничения в передвижении и выборе ими места жительства.

При соблюдении установленных законом правил, иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из нее.

Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории Российской Федерации, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами Российской Федерации. Тем из них, которые нарушают законодательство о правовом положении иностранных граждан, может быть сокращен срок пребывания в Российской Федерации.


Изложенные выше положения распространяются и на лиц без гражданства в Российской Федерации, если иное не вытекает из законодательства. Однако они не затрагивают привилегий и иммунитетов глав и сотрудников иностранных дипломатических и консульских представительств, а также других лиц, установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

В ст. 63 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. В данном случае Конституция Российской Федерации исходит из норм международного права о том, что каждое государство использует право предоставления политического убежища, и никто не может рассматривать это как недружественный акт. Указом Президента от 26 июля 1995 г. утверждено «Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации». В нем определены основные условия, связанные с реализацией этого института, и статус лиц, которым предоставлено убежище. Вопрос о предоставлении права политического убежища решается Президентом Российской Федерации.

В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия, не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Конституционные положения в настоящее время развиты в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Базовый принцип правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в России установлен в статье 62 Конституции Российской Федерации . Согласно данному принципу указанные лица имеют права и обязанности наравне с гражданами России, за исключением случаев, которые установлены федеральным законодательством либо международными договорами РФ.

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002 года (в ред. от 29 июля 2017) описывает правовое положение иностранных граждан в России, а также регламентирует отношения иностранных граждан с органами государственной и муниципальной власти, их должностными лицами. Он закрепляет общие принципы их правового статуса, их основные свободы, права, обязанности и ответственность.

В качестве иностранных граждан признаются физические лица, которые не являются гражданами России и имеют доказательства наличия гражданства (или подданства) любого другого иностранного государства.

В ФЗ выделены три категории иностранных граждан , в статусе которых есть определенные различия:

- постоянно проживающие в РФ (имеют вид на жительство),

- временно проживающие в РФ (имеют разрешение на временное проживание)

- временно пребывающие в России (имеют миграционную карту, прибыли по визе либо без неё, не получили вида на жительство и разрешения на временное проживание).

Ключевые принципы правового положения иностранных граждан в России отличаются демократическими и интернационалистскими чертами.

В Российской Федерации иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме предусмотренных законодательством случаев. При этом использование иностранными гражданами своих прав не должно причинять ущерб интересам России, а также законным интересам граждан и других лиц. Иностранцы обязаны соблюдать Конституцию и законодательство России.

Иностранные граждане наделены правом свободно применять свои способности к труду , избирать профессию и род деятельности, а также свободно использовать свои способности и имущество для ведения предпринимательской и другой не запрещенной законодательством экономической деятельности , но с учетом предусмотренных законом ограничений. В федеральном законодательстве назначение на те или иные должности либо занятие определенными видами трудовой деятельности связано с принадлежностью к гражданству России .

Иностранцы имеют право на отдых и охрану здоровья, право на различные пособия, пенсии, образование, пользование достижениями культуры, право на пользование жилым помещением и на собственность на жилой дом или другое имущество. Они могут быть членами профсоюзов, кооперативных, акционерных, научных, культурных, спортивных и иных общественных объединений (за исключением политических партий) в случае, если это не предусмотрено их уставными документами. Им гарантирована свобода совести, а также неприкосновенность личности и жилища. Они могут заключать и расторгать браки с гражданами России и иными лицами.

Одной из особенностей статуса иностранных граждан в России является отсутствие у них возможности избирать и быть избранными в выборные органы государства, занимать государственные должности, а также принимать участие во референдумах (всенародных голосованиях). Постоянно проживающие в России иностранцы в предусмотренных законом случаях и порядке вправе избирать и быть избранными в органы муниципального самоуправления , а также принимать участие в местном референдуме .

Они не могут быть призваны на военную службу или альтернативную гражданскую службу.

Иностранные граждане вправе свободно передвигаться в личных либо деловых целях в пределах территории РФ на основании документов, которые выданы или оформлены им в соответствии с положениями законодательства, но за исключением возможности посещения тех территорий, организаций и объектов, требующих для въезда специальное разрешение.

Состав территорий, организаций и объектов, для въезда в которые иностранцам нужны специальные разрешения , формируется и утверждается Правительством России.

При соблюдении положений и правил ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15 августа 1996 года (в ред. от 29 июля 2017 года) иностранные граждане вправе въезжать в Россию и выезжать из неё беспрепятственно. В статьях 26 - 28 закона определены основания, которые допускают запрет на въезд и выезд из страны.

Иностранные граждане, которые совершили преступления либо административные и иные правонарушения на территории России, несут ответственность на общих основаниях с гражданами РФ.

Вышеизложенные правила распространяются в России и на лиц без гражданства , если иное не установлено законодательством. Но они не относятся к установленной законом РФ и международными договорами системе привилегий и иммунитетов для глав и сотрудников иностранных консульских и дипломатических представительств, а также иных лиц.

Статья 63 Конституции России закрепляет, что РФ предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства политическое убежище согласно общепризнанным нормам международного права. В этой ситуации Конституция основывается на нормах международного права. Согласно им каждое государство применяет право предоставления политического убежища , и это не должно рассматриваться как недружественный акт. Указ Президента от 21 июля 1997 года (в ред. от 7 декабря 2016 года) утвердил Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища .

В качестве основания для предоставления политического убежища может выступить преследование (либо его реальная угроза) лица, которое ищет убежище и защиту, в государстве его гражданской принадлежности либо в стране обычного местожительства за политическую и общественную деятельность и убеждения, соответствующие нормам международного права и демократическим принципам, принимаемым международным сообществом.

Лицо, получившее политическое убежище, получает на территории России права и свободы и обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством либо международным договором РФ.

Согласно статье 63 Конституции Россия не допускает выдачу другим государствам тех лиц, которые преследуются за политические убеждения , а также за действия (или бездействие), не признаваемые на территории РФ как преступления.

Выдача лиц, которые обвиняются в совершении преступлений , а также передача уже осужденных для отбывания наказания в других странах происходит в соответствии с положениями федерального законодательства или международного договора РФ (статья 63 Конституции России).

  • Назад
  • Вперёд

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского.

Юридический факультет

Кафедра конституционного и административного права

Контрольная работа

по конституционному праву

Конституционные основы статуса иностранцев и лиц без гражданства в России

Работу выполнил:

студент 2 курса з/о

группы 11-23

А.А. Луковников

Нижний Новгород 2010г.

Введение

Заключение

Список использованной литературы

Введение

12 декабря 1993 г. российский народ на Референдуме принял Конституцию России Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). // РГ от 25 декабря 1993 г. . Одним из основных её положений является положение о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Государства, в соответствии с действующими международно-правовыми актами, в своей законодательной и правоприменительной практике должны гарантировать соблюдение прав и свобод граждан. Такой подход следует распространять на все категории лиц, которые находятся в пределах юрисдикции государства. Свобода внешнеэкономической деятельности для российских предпринимателей и открытость отечественной экономики для иностранных инвестиций, снятие многих ограничений на въезд в Российскую Федерацию и пребывание на ее территории для иностранных граждан и лиц без гражданства, развитие деловых связей и туризма - все это привело к резкому увеличению числа иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих в нашей стране. Таким образом, в связи с развитием международных отношений проблема правового регламентирования сроков пребывания и депортации иностранных граждан и лиц без гражданства приобретает для России все большую актуальность.

Данная работа посвящена исследованию правового института конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Объектом данного исследования является конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Предметом данного исследования являются правовые нормы, регулирующие правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации. Итак, цель данной работы - исследовать правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.

1. Понятие и основа правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства

Законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации основывается на нормах Конституции РФ и состоит из ФЗ от 25 июля 2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. ФЗ №374-ФЗ от 27.12.2009 / СЗ РФ от 28.12.2009) // СЗ РФ. 2002г. №30. Ст.3032. и ФЗ от 15 августа 1996г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» Федеральный закон от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп. от 21.12.2009 №337-ФЗ) // СЗ РФ. 1996г. №34. Ст.4029. , иных законодательных актов. Наряду с этими нормами правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

Наряду с законодательными актами, действует большое количество подзаконных актов, принятых, прежде всего, во исполнение положений Закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Лица, находящиеся на территории того или иного государства, в зависимости от наличия или отсутствия гражданства государства пребывания, могут относиться к одной из следующих категорий: гражданин данного государства, иностранный гражданин или лицо без гражданства (апатрид). Гражданами называются физические лица, имеющие устойчивую правовую связь с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей Герасименко Ю.В, Лица не являющиеся гражданами России, как субъект конституционно-правовых отношений // Государство и право. 2002. № 6. .

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» даёт следующие определения понятиям "иностранный гражданин" и "лицо без гражданства". Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В целях Закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан (п.2 ст.2 Закона).

Различие между иностранцами и лицами без гражданства в основном состоит в том, что иностранцы имеют юридическую связь с отечественным государством и это государство несет определенную ответственность за своего гражданина и обязано в случае возникновения необходимости прийти к нему на помощь. Что же касается лиц без гражданства, то единственным защитником их прав и свобод является государство места их пребывания.

Я уже подчеркивал, что правовое положение иностранных граждан в РФ определяется международными договорами РФ. Ратифицированные международные акты являются базисом национального законодательства РФ. В силу ч.4 ст.15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Прежде всего, необходимо выделить Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 г.), наряду с Декларацией это следующие акты: - Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // РГ. 10 декабря 1998г. ; - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976г. №17(1831). ; - Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976г. №17(1831). Ст. 291. и другие.

2. Порядок въезда, временного пребывания и выезда из РФ

Основные положения режима въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства в настоящее время определяются Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». В статье 24 данного закона указано, что иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Срок пребывания иностранного гражданина в России определяется сроком выданной ему визы, а срок временного пребывания в порядке, не требующем визы, не может превышать 90 дней. В данном случае введен уведомительный порядок при приглашениях: приглашающая сторона уведомляет об этом соответствующий орган. Для заключивших трудовое или гражданско-правовое соглашение по выполнению работ или услуг срок временного пребывания продлевается на срок договора, но не более чем на год. От этого порядка следует отличать временное проживание иностранца в РФ. Такое разрешение иностранцу выдается сроком на три года (но в пределах квоты, число таких лиц утверждается Правительством РФ) СЗ РФ. 2002. №30. Ст. 3032. . В течение срока действия разрешения на временное проживание иностранцу может быть выдан вид на жительство (с 14 лет) с фотографией (дети до 14 лет вносятся в вид на жительство родителей). Он дает право на постоянное проживание в РФ. Вид на жительство выдается на 5 лет и может неоднократно продлеваться Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2008. С.138-139. . Иностранные граждане, получившие вид на жительство в РФ, осуществляют въезд в РФ и выезд из РФ на основании действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых РФ в этом качестве и виде на жительство. Лица без гражданства, получившие вид на жительство в РФ, осуществляют въезд в РФ и выезд из РФ на основании вида на жительство Рождествина А.А. "Комментарий к ФЗ от 25.07.2002г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (постатейный). М., 2006. .

Иностранные граждане и лица без гражданства, признанные в порядке, установленном федеральным законом, на территории РФ беженцами, могут выезжать из РФ, и въезжать в РФ на основании проездного документа беженца Там же. .

Иностранец может быть приглашен в РФ любым физическим лицом, организацией, в том числе для обучения и трудовой деятельности, но приглашения оформляются официально и выдаются федеральным органом исполнительной власти.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в РФ обязаны получить и заполнить миграционную карту. Миграционная карта заполняется на каждого иностранного гражданина независимо от возраста.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания. При выезде из РФ иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу РФ. Должностное лицо органа пограничного контроля проставляет в миграционной карте отметку о въезде иностранного гражданина в РФ и отметку о его выезде из РФ Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс». 2003. С. 150. .

Транзитный проезд через территорию РФ осуществляется, как правило, без права на остановку. Транзитный проезд через названную территорию иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с РФ по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из РФ проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории РФ.

Транзитный проезд через территорию РФ без визы разрешается иностранному гражданину или лицу без гражданства в случаях, если они:

Совершают беспересадочный полет воздушным транспортом через территорию РФ;

Следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории РФ и имеют надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории РФ в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки;

Проживают на территории государства, с которым РФ имеет соответствующий международный договор Фалюш Е.А. Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и российская действительность // Тюмень, 2003. Вып. 5. С.125-128 .

В период проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр иностранные граждане, принимающие участие в организации и проведении Олимпийских игр и Паралимпийских игр, а также иностранные граждане, являющиеся участниками Олимпийских игр и Паралимпийских игр, осуществляют въезд в Российскую Федерацию, пребывание на территории Российской Федерации и выезд из Российской Федерации без оформления виз на основании действительных документов, удостоверяющих личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и олимпийского удостоверения личности и аккредитации. Олимпийским удостоверением личности и аккредитации признается выданный Международным олимпийским комитетом или Оргкомитетом "Сочи 2014" документ, дающий его обладателю право на участие в Олимпийских играх и Паралимпийских играх или осуществление иной деятельности, связанной с организацией и проведением Олимпийских игр и Паралимпийских игр ФЗ РФ от 1.12. 2007г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» // РГ от 5.12.2007. .

3. Основные права, обязанности и ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства

Как уже отмечалось, иностранные граждане, и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором (ч.3ст. 62 Конституции РФ). Россия гарантирует полное соблюдение в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства принципов равноправия.

Проживающие в России иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правом на труд, на предпринимательскую деятельность, на отдых, на образование, правом собственности и другими социально-экономическими и культурными правами. Они вправе вступать в профсоюзы, кооперативы, спортивные и другие объединения (кроме политических), если это не противоречит их уставам. Иностранцы и лица без гражданства пользуются личными конституционными правами (свобода совести, неприкосновенность личности, жилища и др.), могут вступать в брак с гражданами РФ и другими лицами (во всех случаях -- иного пола), вправе обращаться в суд Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник. М., 2000. .

Иностранцы и лица без гражданства не могут участвовать в выборах в органы государственной власти, в референдумах РФ и субъектов РФ (при определенных условиях, на основе международных соглашений и взаимности вправе участвовать в местных выборах и референдумах), не могут быть членами политических партий, занимать государственные должности. В соответствии с российским законодательством иностранцы не вправе иметь контрольный пакет акций в электронных средствах массовой информации (на газеты, журналы это ограничение не распространяется). Ограниченно право собственности иностранцев на землю. Некоторые рабочие места могут быть закрыты для иностранцев (иностранец не может быть командиром воздушного судна, работать ведущим на радио и телевидении, иностранцы не могут быть приняты на любую работу в военные городки, объекты, связанные с государственной тайной, организации, связанные с ядерным производством), а преимущества при приёме на разрешенные виды работ могут отдаваться собственным гражданам Конституционное право России: Уч. Пособие / Под ред. А.В. Малько. М., 2002. .

Для посещения ряда объектов иностранцам требуется разрешение (территории закрытых административно-территориальных образований, военных городков, пограничных зон, объекты, на которых размещены органы государственной власти, есть «ограниченные зоны» в субъектах РФ и др.) Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2008. .

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на политическое убежище. Политическое убежище в России предоставляется в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 21.07.1997 г. СЗ РФ. 1997. №30. Ст. 3601. При этом предоставление убежища тем или иным лицам не должно рассматриваться как недружественный акт по отношению к другим государствам. Политическое убежище предоставляется лицам, преследуемым (если есть реальная угроза преследования) в стране их гражданской принадлежности или обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые соответствуют общедемократическим принципам, признанным мировым сообществом, и нормам международного права Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2008. . В РФ не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляется на основе федерального закона или международного договора РФ (ч.2 ст.63 Конституции РФ).

Основные конституционные обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются к поведению любых лиц, находящихся на территории государства, либо только к поведению собственных граждан, независимо от места их нахождения, в связи с необходимостью их участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Конституция РФ возлагает на всех обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы (п.2 ст.15).

Согласно ст. 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

Ст. 58 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого «сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Гарантии основных прав, свобод и обязанностей - это условия и средства, обеспечивающие их реализацию. Главные же условия эффективной реализации основных прав, свобод, обязанностей и их конституционных гарантий в целом определяется тем уровнем демократии, который достигнут обществом и государством, а также их экономическими возможностями Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция / Авакьян С.А. СПб., 2003. .

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в Российской Федерации, либо подлежащий передаче в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемый в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных. При нарушении иностранцами сроков пребывания в России к ним может быть применена департация -- административное выдворение (без судебного решения) за пределы России. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган либо федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами безопасности, или его органы осуществляют административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации и направляют информацию об этом в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, а также в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции.

Иностранные граждане, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов внутренних дел или безопасности либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации.

иностранный гражданство право

Заключение

В последнее время в Российской Федерации остро встала проблема нелегальной иммиграции.

На сегодняшний день эта проблема приобретает особую актуальность в связи с тем, что Россия становится с каждым днём все привлекательнее для эмигрантов, а это в свою очередь создает проблемы, в первую очередь финансовые. Это связано с тем, что основная масса иммигрантов направляется в Россию с целью заработков. Как правило - это граждане из республик бывшего СССР. Работодатели таких иммигрантов с удовольствием принимают, т.к. оплата их труда составляет гораздо меньший размер, чем за такую же работу необходимо платить гражданам России. При этом, как правило, иностранные работники работают без заключения трудового договора, что соответственно влечет уклонение работодателя от уплаты целого ряда налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации.

Сейчас отсутствует реальный контроль со стороны государства за въездом, пребыванием и выездом данной категории лиц. Въезжая в Российскую Федерацию они, как правило, теряются на её просторах. И часть из этой категории мы видим в криминальных сводках, причём далеко не в роли пострадавших. Эта категория лиц не ограничивается простыми кражами или ограблениями. Очень часто дело доходит и до убийств.

В заключении можно сделать вывод, что правовое регулирование правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в законодательстве Российской Федерации осуществляемое на основе норм Конституции РФ, федеральных законов полностью соответствует стандартам международного права и обеспечивает надежную защиту прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.

Список использованной литературы:

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. // «Российская газета» от 25. 12. 1993г.

2. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп. от 21.12.2009 №337-ФЗ) // СЗ РФ. 1996г. №34. Ст.4029.

3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. ФЗ №374-ФЗ от 27.12.2009 / СЗ РФ от 28.12.2009) // СЗ РФ. 2002г. №30. Ст.3032.

4. ФЗ РФ от 1.12. 2007г. N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» // РГ от 5.12.2007.

5. Указ Президента РФ от 21.07.1997г. №746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления РФ политического убежища» // СЗ РФ. 1997. №30. Ст. 3601.

6. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // РГ. 10 декабря 1998г.

Основная:

1. Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс». 2003.

2. Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник. М.: БЕК, 2000.

3. Герасименко Ю.В, Лица не являющиеся гражданами России, как субъект конституционно-правовых отношений // Государство и право. 2002. № 6.

4. Конституционное право России: Уч. Пособие / Под ред. А.В. Малько. М.: Юристъ, 2002.

5. Рождествина А.А. «Комментарий к ФЗ от 25.07.2002г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ». М.: Юстицинформ, 2006.

6. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ, 2008.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    курсовая работа , добавлен 07.08.2003

    Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Въезд, выезд и транзитный проезд через территорию РФ иностранных граждан. Ответственность иностранных граждан. Сокращение срока пребывания. Выдворение.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2007

    Институт гражданства в России. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства. Порядок въезда и выезда иностранных граждан из РФ. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства. Категории иностранных граждан.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2009

    Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Въезд, выезд и транзитный проезд через территорию РФ иностранных граждан. Ответственность иностранных граждан. Сокращение срока пребывания. Выдворение.

    контрольная работа , добавлен 01.11.2006

    Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Особенности их пребывания в Российской Федерации, порядок въезда, временного пребывания и выезда. Основные права, обязанности и ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства.

    дипломная работа , добавлен 03.03.2010

    Понятие "иностранный гражданин". Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Основы правового статуса иностранных граждан. Въезд, выезд и транзитный проезд через территорию РФ иностранных граждан.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2004

    Понятие и основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства. Порядок въезда, временного пребывания и выезда из Российской Федерации. Характеристика основных прав, обязанностей и ответственности иностранных граждан, лиц без гражданства.

    контрольная работа , добавлен 14.06.2010

    Порядок въезда и выезда иностранных граждан в РФ. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства. Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России. Виза и миграционная карта.

    курсовая работа , добавлен 07.04.2009

    Исследование законодательства Российской Федерации в области гражданства и миграции. Основные права, обязанности и ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ. Порядок въезда в страну, временного проживания и выезда.

    дипломная работа , добавлен 29.06.2011

    Конституционно-правовые особенности статуса иностранных граждан в России. Классификация категорий иностранных граждан в российском законодательстве. Порядок въезда, временного пребывания и выезда из России. Права и обязанности иностранных граждан.