Практическая работа «Растворимость веществ. Практическая работа "приготовление раствора соли с определенной массовой долей растворенного вещества"

Цель : приготовление раствора с заданной массовой долей путем растворения рассчитанной массы твердого вещества в определенном объеме воды.

Реактивы и оборудование: растворяемое вещество (поваренная соль, сахар, лимонная кислота, натриевая селитра), вода; весы с разновесами, стакан, мерный цилиндр, стеклянная палочка, фильтрованная бумага.

Задания 1. Прочитайте инструкцию в практической работе №3 на с.77 учебного пособия.

Задание 2. Приготовьте раствор в соответствии с указанным вариантом.

1. Рассчитайте массу растворенного вещества и объем воды, необходимые для приготовления раствора.

Вариант №1.

2. Взвесьте растворяемое вещество в соответствии с рассчитанной массой.

3. Отмерьте вычисленный вами объем воды.

Воду в мерный цилиндр наливают так, чтобы нижний край мениска находился на уровне необходимого деления цилиндра. Соблюдайте правильное положение цилиндра относительно глаз (рис.12) при наполнении его жидкстью!

4. Пересыпьте вещество в химический стакан, добавьте отмеренный объем воды. Перемешивая содержимое стакана стеклянной палочкой, добейтесь полного растворения вещества в воде.

5. Приготовленный раствор покажите учителю и затем перелейте его в склянку с соответствующей этикеткой.

Задание 3. Ответьте на вопросы.

1. Объясните, что означает фраза: отпределите массовую долю вещества в растворе.

Найти отношение массы растворенного вещества к массе всего раствора.

2. В плодах томатов содержится 94% воды. Рассчитайте, сколько воды поступит в организм, есть съесть один помидор. (Масса одного среднего по величине помидора равна 150 г.)

Цели:

1. Уметь готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, используя следующие операции: взвешивание, отмеривание определенного объема жидкости, растворение; производить необходимые расчеты; знать расчетную формулу для определения массовой доли растворенного вещества, правила пользования химической посудой и реактивами.

2. Воспитывать сознательную дисциплину во время практической работы. Развивать диалектическое мировоззрение, воспитывать коммуникативную культуру учащихся, формировать умения организовать работу.

3. Создать условия для развития логического мышления, интеллектуальных умений.

Оборудование: Технические весы с разновесами, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка, склянка под приготовленный раствор.

Реактивы : Н 3 ВO 3 , NaHCO 3 , KMnO 4 – все кристаллические, дистиллированная (кипяченая) вода.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Подготовка к выполнению практической работы.

Правила техники безопасности

Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!
Пользуйтесь чистой и пригодной для работы посудой.

3. Ход работы.

Цель: Закрепить знания по теме «Растворы», развить навыки решения задач на нахождение массовой доли вещества, обращения с химическими реактивами.

Схема движения по модулю

УЭ-1: входной контроль

Цель. Проверить знания и готовность к практической работе.

Работаем в тетради для практических работ.

ЗАДАНИЕ

I вариант

1. Массовая доля – физическая величина, которая измеряется:

а) в литрах;
б) в граммах;
в) в процентах;
г) в молях.

2. Что называют мениском?

(1 балл.)

3. Какова массовая доля (в %) гидроксида калия в растворе, содержащем в 200 г воды 40 г КОН?

а) 16,7;
б) 20;
в) 40;
г) 33,4.

II вариант

1. Массовая доля – физическая величина, которая обозначается:

а) m;
б) w;
в) V;
г) M.

2. Какой мениск даёт вода в стеклянном сосуде?

3. Какова массовая доля (в %) гидроксида калия в растворе, содержащем в 180 г воды 20 г КОН?

а) 16,7;
б) 20;
в) 10;
г) 33,4.

Проверь себя по ответам на доске.
Если ты набрал 0 баллов, то при выполнении УЭ пользуйся тетрадью с конспектами.
Если ты набрал 1 балл, переходи к УЭ-2.
Если ты набрал 2 балла, переходи к УЭ-3.
Если ты набрал 3 балла, переходи к УЭ-4.

Цель. Развить умения подбирать разновесы для отвешивания вещества определенной массы.

Упражнения.

1. Отобрать разновесы для отвешивания 6,25г вещества (5г + 1г + 0,2г +0,05г = 6,25г).

2. Отобрать разновесы для отвешивания 3,64г вещества 2г + 1г + 0,2г + 0.2г + 0,2г + 0,02г + 0,02г

Цель. Развить навыки решения задач на нахождение массы растворенного вещества в растворе.

I вариант

Какую массу гидрокарбоната натрия надо взять, чтобы приготовить раствор массой 20 г с массовой долей соли 2%? Где используют данный раствор?

Ответ: m (NaHCO 3) = 0,4 г. Полученный раствор используют для обработки кожного покрова в случае попадания на него кислоты.

II вариант

Определите массу борной кислоты, необходимую для приготовления 50 г раствора с массовой долей кислоты 0,02. Где применяют данный раствор?

Ответ: m (H 3 BO 3) = 1 г, Раствор борной кислоты используют в медицине как дезинфицирующее средство. В лаборатории он хранится в аптечке для промывания глаз в случае попадания в них щелочи.

Цель. Закрепить практические умения по приготовлению раствора с заданной массовой долей растворенного вещества в растворе.

При ожогах электрическим током накладывают повязку, смоченную 1 % раствором марганцовокислого калия KMnO 4 . Приготовьте 80 г данного раствора.

Цель. Выпарили 150 г 15 % -ного раствора сахара. Сколько сахара осталось в чашке после выпаривания?

Сдайте тетрадь для практических работ учителю. Приведите в порядок свое рабочее место.

Рефлексия

Вернитесь к целям урока. Достигли ли вы их в ходе работы? Оцените свою работу по трем направлениям: «я», «мы», «дело».

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРОВ С
ОПРЕДЕЛЕННОЙ МАССОВОЙ ДОЛЕЙ РАСТВОРЕННОГО ВЕЩЕСТВА».

ЦЕЛИ УРОКА:
- закрепление умений и навыков приготовления растворов с определенной
- массовой долей растворенного вещества;
- продолжить формирование навыков взвешивания веществ и измерения объема жидкости;
- формирование интереса к предмету.
ОБОРУДОВАНИЕ: весы, разновесы, мензурки, стаканы, стеклянные палочки, кисточки. Реактивы: вода, Na 2 CO 3 . Карточки по ТБ. Карточки-задания к практической работе. Листочки со «следами преступника» (тайнопись раствором фенолфталеина). Карточки с дополнительными заданиями. Схема, отражающая последовательность
выполнения работы. Алгоритм решения задач.
ХОД УРОКА.
1. Вступительное слово учителя (о целях урока).
Аннинский мясокомбинат сделал заявление о пропаже всей поваренной соли. Производство мясной продукции под угрозой срыва. Нам требуется в кратчайший срок найти преступника, который, как и всякий нарушитель закона, оставил следы на месте преступления. Выполнить столь трудную работу поручается отделам программистов, криминалистов и аналитиков. Каждый отдел должен приготовить
раствор карбоната натрия и с помощью его определить след преступника.
Совместными усилиями мы узнаем, кто является похитителем соли.
2. Инструктаж по технике безопасности. Фронтальная беседа о правилах техники безопасности, правилах взвешивания, измерения объема жидкости и растворения веществ.
3. Актуализация знаний о растворах. Беседа по вопросам:
- что такое раствор?
- из чего слагается масса раствора?
- как вычисляют массовую долю растворенного вещества?
4. Применение знаний умений и навыков. Учащиеся решают задачи, определяют массу соли и объем воды, готовят раствор. Когда раствор приготовлен, с его помощью проявляют рисунок на бумаге, сделанный раствором фенолфталеина. Полученную запись каждая группа записывает на доске.
Учащиеся, выполнившие задание, получают дополнительную задачу «Совершенно секретно» различной степени трудности.
Примечание. При выполнении практической части учащиеся работают в различных группах:
1) аналитики выполняют всю работу самостоятельно, не имеют право консультацию учителя;
2) криминалисты имеют схему, отражающую основные этапы работы, имеют право на одну подсказку;
3) программисты имеют схему, отражающую основные этапы работы, и алгоритм решения задачи на вычисление массы вещества и массы воды, необходимых для приготовления раствора.
Подведение итогов работы. Выявление «преступника» (H 2 O).
5. Домашнее задание.
Рассчитывать массовую долю сахара в вашем чае, если в 1 чайной ложке
содержится 10 г сахара.
6. Уборка рабочих мест.
Приложение.
Задание для группы аналитиков.
2. Определите цель вашей работы.
3. Решите задачу.
4. Приготовьте раствор.

Задание для группы криминалистов.
1. Запишите номер и название практической работы.
2. Определите цель работы.
3. Решите задачу:
а) запишите кратко условие задачи.
б) вычислите массу вещества, используя формулу:

m(в-ва) = (w(в-ва) m(р-ра)) / 100%

в) вычислите массу воды по формуле
m(H 2 O) = m(р-ра)- m(в-ва)

5.Приготовьте раствор.

Задание для группы программистов.
1. Запишите название практической работы.
2. Определите цель работы.
3. Решите задачу:
а) краткое условие задачи:
Дано:
m(р-ра Na 2 CO 3)=20г
w(Na 2 CO 3)=5%

Найти:
m(Na 2 CO 3)
m(H 2 O)
б) вычислите m (Na 2 CO 3), используя формулу

m(Na 2 CO 3) = (m(p-pa Na 2 CO 3) w(Na 2 CO 3)) / 100%

в) вычислите массу воды по формуле:

m(H 2 O) = m(p-pa Na 2 CO 3)-m(Na 2 CO 3)

4.Приготовьте раствор.

Дополнительные задания «Совершенно секретно».
1. Вычислите массовую долю хлорида натрия, если в 100 г раствора
содержится 5 г хлорида натрия.
2. Вычислите массовую долю хлорида натрия, если в 80 г воды растворили
20 г хлорида натрия.
3. К 100 г 5-%-ного раствора хлорида натрия добавили 20 г воды.
Определите массовую долю полученного раствора.

Название: Практическая работа «Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества»

Должность: учитель химии и биологии
Место работы: МКОУ Верхнетишанская СОШ им.В.А. Фуфаева
Месторасположение: Воронежская область Таловский район


    Положения конкурсов:


    - Фото конкурсы

    Внеурочная работа:



    - КВН



    - Работа с родителями




    - Материалы к аттестации

    Школьные предметы:


    - Астрономия (класс 11)
    - Природоведение (класс 5)
    - Биология (5-11 класс)


    - Граждановедение (класс 5-7)
    - Естествознание (9-11 класс)

Урок №___ 8 класс « » _______. _____ г.

ТЕМА: Практическая работа №3 . Приготовление растворов солей с определённой
массовой долей растворённого вещества .

Цель урока : сформировать умение осуществлять расчеты по формуле определения массовой доли растворённого вещества; сформировать практические навыки приготовления растворов с заданной концентрацией с использованием лабораторной посуды и химических веществ.

Планируемые результаты обучения

Предметные. Уметь готовить раствор с определённой массовой долей растворённого вещества.

Метапредметные. Формировать умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Личностные. Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.

Основные виды деятельности учащихся. Осуществление расчётов для приготовления. Работа с техническими весами и мерной посудой. Приготовление раствор с определённой массовой долей растворённого вещества.

Основные определения: раствор, растворитель, растворенное вещество, массовая доля растворенного вещества, насыщенный и ненасыщенный раствор, концентрированный, разбавленный раствор, кристаллогидрат.

Оборудование: лабораторная посуда, правила Т.Б., кухонная поваренная соль (сахар, сода), вода, весы с разновесами.

Тип урока : урок закрепления знаний.

Метод обучения: проблемно-поисковый, практическая работа.

Организационные формы : беседа, практическая работа.

Структура урока

I. Организационный этап 2 мин

II. Актуализация и мотивация знаний …………………...5 мин

    Инструктажи: по технике безопасности

по проведению практической работы..5-6 мин

    Проведение практической работы …. 25 мин

    Домашнее задание...1- 2 мин

    Подведение итогов урока...3 мин

    Рефлексия урока ………………………………………… 2 мин

ХОД УРОКА

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (Учет отсутствующих учащихся)

    АКТУАЛИЗАЦИЯ И МОТИВАЦИЯ ЗНАНИЙ

Проводится опрос, учащиеся вспоминают основные формулынеобходимые для приготовлениярастворов солей с определённоймассовой долей растворённого вещества.

Беседа по вопросам

    Какие компоненты входят в состав раствора?

m (раствора) = m (вещества) + m (растворителя).

    Как определить состав раствора?

Состав раствора количественно выражается концентрацией , соотношением количества растворенного вещества и растворителя . Чаще всего используется массовая доля растворенного вещества (процентная концентрация), которую можно вычислить по формуле:

Массовая доля растворенного вещества - безразмерная величина, выражается в долях от единицы или в процентах.

Используя эту формулу, можно вычислить массу вещества и раствора:

m (раствора) = m (растворенного в-ва) *100% / w (растворенного в-ва)

m (растворенного в-ва) = m (раствора) *w (растворенного в-ва) /100%

    Вода жидкость как мы отмеряем ее массу?

Вычисляем объем воды, так как взвешивать воду на весах нельзя. Плотность воды при температуре +25°С равна 1 г/мл.

ρ=m / v V= m / х;

Жизнь на Земле зародилась в растворе с массовой долей солей около 1%. Раствор, содержащийся в живом организме и составляющий основу крови, имеет массовую долю соли 0,9%. Все сложные обменные процессы на клеточном уровне протекают в растворах. В повседневной жизни мы с вами используем растворы: поваренной соли, соды и тд..

Сегодня на уроке мы с вами проведем практическую работу по приготовлению раствора с определённой массовой долей растворённого вещества.

    Какова цель нашего урока? (учащиеся самостоятельно формулируют цель практической работы).

Научиться готовить растворы с заданной массовой долей растворенного вещества, уметь использовать следующие операции: взвешивание, отмеривание определенного объема жидкости, растворять вещества; производить необходимые расчеты.

    ИНСТРУКТАЖИ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПО ПРОВЕДЕНИЮ П.Р. (Подготовка учащимися рабочего места к практическому занятию).

Учащиеся называют Правила по ТБ.

    Для насыпания твердых веществ следует пользоваться шпателем.

    Нельзя брать реактивы не защищенными руками.

    Перемешивать жидкость в стеклянном стакане следует перемешивать стеклянной палочкой.

    Во время работы со стеклом необходимо быть осторожными, особенно необходимо беречь глаза.

Для работы вам необходимы весы с разновесами. Вспомним строение технохимических весов и правила работы с ними. Приложение №2.

Учащиеся знакомятся с инструкцией по проведению и выполнению практической работы (с.118 учебника).

Каждый учащийся получает свое задание. Приложение №1.

    ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (Оформление в тетради)

Практическая работа №3

Тема: Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества (соли).

Цель : научиться приготовлять растворы с заданной массовой долей растворенного вещества, уметь производить необходимые расчеты.

Оборудование: т ехнические весы с разновесами, химический стакан, мерный цилиндр, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка, склянка под приготовленный раствор.

Реактивы: дистиллированная (кипяченая) вода, сухая поваренная соль, сухая питьевая сода.

Правила техники безопасности: работа с сыпучими веществами;правила взвешивания.

Ход работы

Задание № 1. Проведите расчеты.

Рассчитайте массу вещества и объём воды необходимые, для приготовления раствора ___г. с массовой долей вещества ___%.

Результаты расчетов занесите в таблицу:

Масса раствора

Массовая доля раств. вещества w (%)

Масса вещества

Масса воды

Объем воды

Задание № 2. Взвешивание.

Перед взвешиванием проверьте техническое состояние весов. На чаши весов положите одинаковые кусочки фильтровальной бумаги (на неё будет насыпаться вещество при взвешивании и размещаться разновес) и уравновесьте весы при помощи маленьких кусочков бумаги.

Отвесьте на весах рассчитанную вами навеску соли. На правую чашку весов при помощи пинцета поместите разновес (в соответствии с тем, какую массу должна иметь навеска соли), а на фильтровальную бумагу, лежащую на левой чашке, насыпьте соль. Снова уравновесьте весы, добавляя или убирая небольшие порции соли.

Задание № 3. Приготовление раствора .

Навеску соли перенесите в колбу. При помощи мерного цилиндра отмерьте объём воды, необходимый для приготовления раствора. При отмеривании жидкости глаз наблюдателя должен находиться в одной плоскости с уровнем жидкости, а черта деления - напротив нижнего мениска уровня жидкости. Примерно половину отмеренного объёма воды вылейте в колбу с веществом. Энергичным взбалтыванием добейтесь полного растворения соли. Затем в полученный раствор вылейте остальную воду, после чего раствор взболтайте вновь.

Задание № 4. В отчете опишите последовательность ваших действий. Сделайте вывод.

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить темы «Кислород», «Водород» и «Вода. Растворы».

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Учитель подводит итоги урока, оценивает технику работы учащихся, проводит обсуждение выполненной работы.

Наш урок хочу закончить словами М.В.Ломоносова: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции».

    РЕФЛЕКСИЯ УРОКА

Самостоятельно проанализировать, чему научились, а над чем еще надо поработать.

Список использованной литературы:

    Рудзитис Г.Е. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Г.Е. Рудзитис, Ф.Е. Фельдман. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 207 с.: ил.

    Гара Н. Н. Г20 Химия: уроки в 8 классе: пособие для учителя / Н. Н. Гара. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2014. - 127 с. - ISBN 978-5-09-018248-5.

m (вещества)

m (вещества)

Приложение №1.

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

m (раствора)

w (вещества)

Приложение №2.