Приемы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Психологические игры на развитие креативности (творческого мышления)

2 случайных слова

Возьмите любую книгу или толковый словарь. Наугад выберите 2 слова: откройте любую страницу и не глядя ткните пальцем. А теперь попробуйте найти нечто общее между этими двумя словами, сопоставляйте их, сравнивайте, анализируйте, ищите взаимосвязи. Вы можете придумать невероятную, даже сумасшедшую историю, которая бы связывала эти два понятия. Упражняйте и тренируйте свой мозг.

Говорил: «Креативность – это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют».

Безумства архитектора

Как вы смотрите на то, чтобы примерить на себя роль архитектора и спроектировать дом? Не умеете рисовать или вспомнили с ужасом школьные уроки черчения и сопромат в универе? Ничего страшного, умение рисовать и чертить здесь дело десятое. Главное – процесс. Ну что, согласны? Отлично, тогда поехали.

Сначала запишем на лист 10 существительных, любых. Мандарин, стакан, луг, вода, помидор – все, что приходит в голову. Эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом. К примеру, «мандарин» – сделайте стены дома оранжевого цвета, «вода» – пусть перед домом будет фонтан или прудик, «помидор» – запустите в пруд красных рыбок или повесьте в доме красные занавески и т.д. Дайте своей фантазии волю. Рисуйте и представляйте, как бы это выглядело в реальной жизни.

Ассоциации (5+5)

Взгляните на комнату, в которой вы сейчас находитесь. За какой предмет зацепился ваш взгляд? Мой – за шоколадку, которая лежит на столе. А теперь возьмите листок бумаги с ручкой и напишите 5 прилагательных, которые наиболее подходят к предмету, который вы выбрали. Например, горький шоколад, вкусный шоколад, бельгийский шоколад, натуральный шоколад, развесной шоколад (в голову приходит ещё импортный, отечественный, любимый, белый, молочный, горячий, плиточный шоколад и много других вариантов).

Написали? А теперь самое интересное – напишите еще 5 прилагательных, которые абсолютно не подходят. Сделать это ощутимо сложнее: стеклянный шоколад, плюшевый шоколад, летний шоколад, загадочный шоколад, жареный шоколад. Покопайтесь в своих ощущениях и восприятиях и найдите нужные определения. Приложите чуть больше усилий, и все получиться, главное не оставляйте задание невыполненным. Посидите и поразмышляйте.

Час «безмолвствия»

Не пугайтесь, набирать в рот воду и молчать не придётся. Как вы поняли из названия упражнения, это задание займет у вас один час, но при этом вы не должны отрываться от своих дел и обычного распорядка дня. В этот час отвечайте людям только на общие вопросы, использую «да» и «нет». Ведите себя как можно более естественно, чтобы никто не заподозрил ничего странного. У окружающих не должно сложиться впечатление, что вы не в себе, заболели или встали утром не с той ноги. Попробуйте и, поверьте, вы войдете во вкус.

Игра «Поиск общих свойств»

Детям предлагаются два слова, мало связанные между собой.

Например: блюдо и лодка, карандаш и уголь, мел и мука, матрешка и конструктор, консервная банка и чашка и т.д.

За 10 минут ребенок должен написать как можно больше общих признаков для этих предметов. Если родители занимаются с ребенком индивидуально, то это задание должны выполнить и они, чтобы затем вместе с ребенком обсудить результаты, т.е. общие свойства пары предметов, которые они нашли.

Ответы могут быть стандартными: в примере «блюдо и лодка» могут быть названы такие общие свойства, как «сделаны человеком», «имеют глубину», но очень важно найти как можно больше и таких признаков. Особенно ценными являются необычные ответы, позволяющие увидеть предложенные слова в совершенно новом свете.

При групповой работе очень важно выслушать все ответы ребят. В игре побеждает тот из учащихся, у кого список общих признаков больше, длиннее. При обсуждении с детьми названных признаков следует обратить внимание на характеристику этих признаков, насколько они существенны или являются несущественными для данных предметов, т.е. – второстепенными. Эта работа необходима для того, чтобы дети научились вскрывать связи между предметами, а также предельно четко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки предметов.

Игра «Зоопарк»

Игра на актерское мастерство. Участвуют 7-8 человек, каждый выбирает себе любое животное: овца, лошадь, свинья, кошка, собака, крокодил, утконос, шакал зимой, марал в брачный период и т.д. Далее знакомство: каждый по кругу выразительно демонстрирует остальным характерное движение этого животного. После этого, по-очереди, надо показать сначала «себя», а потом любое другое присутствующее «животное». Это «животное» получает ход, показывает себя и далее другого зверя. И так далее. Потом можно объявить «суперзоопарк». Это когда все животные демонстрируются максимально утрированно и ярко!

Можно играть навылет. Ошибся в передаче хода – выбыл из игры.

Упражнение «Рифмуем имена»

Участникам необходимо сочинить двустишье на свое имя, которое начинается словами: «Меня зовут…»

Пример:

    Меня зовут Никита, меня любят москиты!

    Меня зовут Нина, я пришла из магазина!

    Меня зовут Саша, у меня сгорела каша!

    Меня зовут Настя, от меня всем здрасьте!

    Меня зовут Рита, в огороде все полито!

Упражнение «Сочинитель»

Цель : развитие речи, словаря детей, мышления и креативности. Можно использовать в качестве ледокола на тренинге у взрослых.

Ход проведения : Даны три слова. Например, стол, арбуз, вагон. Необходимо придумать как можно больше предложений, в каждом из которых были бы использованы все три слова. Слова можно изменять любым способом.

Упражнение «Найди пару»

Цель : Развитие прогностических возможностей и интуиции; формирование у членов группы установки на взаимопонимание.

Ход упражнения : Каждому участнику при помощи булавки на спину прикрепляется лист бумаги. На нем написано имя сказочного героя или литературного/исторического персонажа, имеющего свою пару. Скажем: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров, Дедал и Икар и т.д. Каждый участник должен отыскать свою «половину», опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы, например: «Что написано на моем листе?» Отвечать на вопросы можно только словами «да» и «нет». Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.

Игра «К счастью... К сожалению...»

Цель : развитие воображения и творческих способностей.

Время проведения : 30 минут.

Материалы : маленький мячик.

Игрокам предстоит сочинять рассказ. Каждый участник придумывает свое предложение, которое обязательно должно начинаться словами «К счастью» или «К сожалению» (попеременно).

Тот, кто готов быть первым, получает мяч. Закончив предложение, он передает мяч другому участнику, и история продолжается.

Длина истории не установлена заранее. Любой игрок может принять решение закончить ее, если сочтет это нужным.

Игру можно проводить по-разному. Вы можете сами начать ее или дать мяч тому игроку, который, по вашему мнению, готов проявить инициативу. Если Вы хотите придать членам группы больше уверенности, то можете поинтересоваться, есть ли у них на примете какие-то темы, вокруг которых можно было бы разворачивать историю.

Возможные варианты:

    Группа затерялась на необитаемом острове.

    Одиссей попадает на Красную площадь.

    Вася и Маша открывают магазин игрушек.

    Мальчик влюбился в девочку.

    Двое родителей спорят из-за подарков сыну (дочери) на день рождения.

Упражнение «Шнурок»

Группа становится в узкий круг и вытягивает руки вперед. Тренер привязывает в произвольном порядке к кистям шнурки. Задача группы – распутаться. При этом нельзя разговаривать. Можно изобретать всякие звуковые сигналы, жесты.

Запрещается вербальное общение.

После завершения упражнение проводится обсуждение: каждый из группы делится своими впечатлениями, высказывает свое мнение о работе группы, например, почему сразу не получилось сделать что-то, что удалось и т.д.

Упражнение для менеджеров «Принцесса и крестьянин»

Цель : побудить людей к творческому мышлению.

Размер группы : от 5 до 15 человек.

Условия : классная комната. Вам понадобится по одному экземпляру текста истории на каждого участника.

Порядок действий:

    Расскажите историю о принцессе и крестьянине.

    Раздайте каждому участнику по экземпляру истории и разрешите обсуждать проблему сколь угодно долго – скорее всего, это займет 5-10 минут.

    Предложите собственный ответ на загадку, но если кто-то рассудит иначе, тем лучше.

Упражнение «Творческое озарение»

Цель : развитие творческого мышления и умения сосредоточиться.

На протяжении двух минут, используя 14 слов (тренер сам подбирает заранее слова, набор слов может меняться в связи с целями и задачами тренинга), придумайте связный рассказ. Можно ставить слова из списка в любом порядке, а также добавлять любые другие слова.

Упражнение «Развитие креативности»

Найдите сходство между приведенными ниже объектами. Например: «Что общего между слоном и бананом?». Возможные ответы: толстая кожа, живут в жарком климате и т.д. На каждую пару отводится по три минуты.

    Что общего между кофе и жителями Лапландии?

    Что общего между шнурками для обуви и поездами?

    Что общего между горой и шоколадом?

    Что общего между ходьбой и говорением?

Время проведения и обсуждения результатов – 25-30 минут.

Упражнение «Заглавная буква»

Чтобы стимулировать появление творческих идей, нужно научиться выискивать ассоциации в обычном потоке мыслей.

Это упражнение можно выполнять в любом месте, в любое время, с любой буквой!

Начнем с буквы Ж. На протяжении трех минут запишите как можно больше слов, начинающихся с буквы Ж.

Время проведения : 10-15 минут

Упражнение «Превращения»

Цель : развитие креативности.

Для развития технического интеллекта очень полезно представлять себе конструкцию различных машин и приборов, а также принципы их работы. Предлагаем вам новое и эффективное упражнение. Если вы не знаете, каков принцип работы того или иного прибора – просто придумайте его!

    Представьте себе, что вы – это лист бумаги, вот-вот готовый отправиться в копировальный аппарат. Закрыв глаза, в максимальных подробностях представьте процесс, происходящий с вами.

    Представьте, что вы – бензин в бензобаке автомобиля, поступающий в двигатель. Вы превращаетесь во взрывную силу и движете автомобиль. Закрыв глаза, в максимальных подробностях представьте процесс, происходящий с вами.

    Представьте, что вы – сигнал, излучаемый передатчиком местной телестанции. Закрыв глаза, максимально подробно представьте себе ваш путь от антенны передатчика до превращения в картинку на телеэкране.

    Представьте, что вы превратились в собственный голос и совершаете путь от вашей телефонной трубки через спутник связи в телефонную трубку вашего друга, находящегося на противоположном конце планеты. Закрыв глаза, представьте себе свое путешествие как можно детальнее.

Упражнение «Завяжи шнурок»

Цель : развитие креативности.

За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их.

Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т.д.

Время проведения и обсуждения результатов – 10 минут.

Упражнение «Прочти текст»

Чем сообразительнее человек, тем дольше он сможет читать этот текст, несмотря на пропуски. Ему в этом поможет контекст.

Упражнение «Поставь точку»

Цель : проба на оригинальность мышления.

Задание : Вот вам лист бумаги с нарисованном на нем кругом. Поставьте точку, где хотите! (и никаких дополнительных комментариев).

Оценка : По степени возрастания оригинальности мышления точка располагается так: в центре круга, на этой же стороне листа, но в центре круга, на другой стороне листа, на срезе листа (на его грани).

На Лайфхакере. Если хотите узнать, как пробудить в себе творческие порывы и что нужно делать, чтобы ваш внутренний творец рос и развивался, обязательно уделите время этой статье. Не пожалеете!

«Я не творческая личность, мне это не дано», - говорят многие из нас, с восхищением поглядывая на шаржи уличных художников или слушая, как патлатый хиппи поёт песню Radiohead в переходе. Но есть хорошие новости: последние научные исследования говорят о том, что все люди одинаковы и в каждом из нас живёт творец. Поэтому фраза «Я не творческая личность» - это лишь удобное оправдание своей лени .

Миф о творческой жилке долгое время культивировался и тщательно оберегался в богеме. Художники, музыканты, актёры, дизайнеры и даже средней руки копирайтеры любят выглядеть так, словно они принадлежат к другой породе, а во время работы ими двигает как минимум рука господня. Эталон творческой личности - это помесь Леди Гага с Агузаровой, которая вчера собиралась улететь на Луну, сегодня крушит хит-парады с новой песней, а завтра даёт интервью о пользе медитации в потешном кокошнике. А чтобы начать творить, нам нужно пройти девять кругов ада, как минимум трижды , пройти курс реабилитации от наркотиков и уехать медитировать в тибетские горы.

Научные исследования отвергают любое разделение на креативный и корпоративный рабочий класс

Что говорить, если в современной корпоративной среде существует искусственное разделение на «креативные» и «корпоративные» типажи, которые относятся друг к другу, как ученики Гриффиндора и Слизерина. Однако едва ли не все исследования творческих способностей, которые проводились в течение последних 50 лет, отвергают это разделение: творческий мускул никак не связан ни с генетикой, ни с уровнем интеллекта, ни с личностными качествами.

Например, в ходе эксперимента в Институте диагностики и исследования личности (IPAR) учёные пригласили на конференцию несколько десятков успешных представителей разных творческих профессий. В течение нескольких дней они прошли множество , которые не очень-то прояснили, где искать творческие задатки. Единственные общие черты исследуемых выглядели так: сбалансированность личностных характеристик, интеллект выше среднего, открытость новому опыту и склонность выбирать сложные варианты. Как видите, ничего особенного.

Никакого творческого типа личности не существует

Тогда упорные ребята в белых халатах начали искать творческие задатки в личностных качествах человека: был собран огромный массив информации о выдающихся творцах XX века, после чего каждый прошёл виртуальный тест «пятифакторная модель личности». Учёные рассчитывали, что у творческих людей будет перекос по одной из пяти личностных характеристик (открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм), но снова пальцем в небо - среди испытуемых были и неврастеники, и экстраверты, и доброжелательные пьяницы, и ещё много кто. Вывод: никакого творческого типа личности не существует.

Забросив психологию, искать творческий мускул стали в мозгу человека. Исследователи наплевали на просьбу о кремации и сразу после смерти гения полезли изучать его черепную коробку. И снова разочарование: мозг знаменитого физика ничем не отличался от мозга профессионального бейсболиста или попавшего под машину бездомного. Третий раунд стрельбы из рогатки по самолётам завершён, учёные «горят» со счётом 3:0.

Корреляции между генным кодом и творческими способностями нет

Когда у разбитого корыта остались и психологи, и физиологи, и просто все неравнодушные, разгадывать задачу стала генетика, до этого безуспешно пытавшаяся найти ген старости и ген . Чтобы исключить разницу в генах и влияние воспитания, учёные исследовали только семьи с детьми-близнецами. Исследуя Коннектикутский реестр близнецов с 1897 года, группа Марвина Резникоффа собрала команду из 117 близнецов и разделила их на две группы (однояйцевые и двуяйцевые). Результаты двух десятков тестов показали, что корреляции между генным кодом и творческими способностями нет. 4:0, и это почти Аргентина с Ямайкой.

За последние 50 лет таких экспериментов было вагон и маленькая тележка. В своей книге «Муза не придёт» Девид Брукс приводит ещё с десяток ссылок на безуспешные попытки найти природу творческого мускула и делает вывод, что , как и любой другой навык, можно прокачать при помощи тренировок.

Тренировки для прокачки творческого мышления

Утренние страницы

Старый как мир, но действенный метод. Как только просыпаемся, хватаем блокнот с ручкой и начинаем писать. Без разницы, будет это история о шагающем по Токио Годзилле, эссе о тёплом одеяле или сонный анализ геополитики Монголии. Главное - просто писать и ни о чём не думать. Норма утреннего письма - это три тетрадные страницы или 750 слов. Можно воспользоваться ресурсом 750 words и барабанить по клавишам, но бывалые писаки советуют делать это по старинке - ручкой по бумаге.

А что, если бы

Это даже не метод, а простой вопрос, задавать который Станиславский заставлял любого начинающего актёра. «А что, если бы» можно применять к любому привычному объекту, его части или действию. Например, а что, если бы историю в книге рассказывали картинками? Так появился комикс. Или что, если бы вместо мировых новостей мы будем рассказывать то, что волнует простых людей? Так появилась жёлтая пресса.

Этот метод отлично развивает фантазию и фактически является спусковым механизмом любого творческого процесса. Причём очень весело задавать странные вопросы. А что, если бы все люди пили кровь? А что, если бы президентом страны стал забавный мужчина с замашками диктатора из банановой республики?

Дробление слова

В мозгу взрослого человека существует жёсткая система символов, которая при первой же возможности любит давать оценки и клеить ярлыки на всё вокруг. В результате такой автоматизации , но это же является главной причиной узкого и шаблонного мышления. Придумывая новые слова, мы заставляем мозг отключать рациональное мышление и включать фантазию. Техника родом из детства и крайне проста: берём два любых слова, соединяем их в одно и потом пытаемся представить, как это выглядело бы в жизни. Ванна + унитаз = ваннитаз, Ким + Канье = Кимье.

Метод Торренса

Метод основывается на дудлах - однотипных каракулях, которые нужно превратить в рисунок. На листе бумаги рисуем в ряд одинаковые символы (круг, два круга, гвоздь, крест, квадрат и т. д.). Затем включаем фантазию и начинаем рисовать.

Пример. Круг может быть щитом Капитана Америки, глазом кошки или 5-копеечной монетой, а квадрат - домом с приведениями или произведением искусства. Развивает не только фантазию, но и упорство в поиске идей, так как каждый новый дудл - это соревнование с самим собой.

Метод фокальных объектов

Метод заключается в поиске связей между основной идеей и случайными объектами. Например, открываем книгу на произвольной странице, хватаем 3–5 слов, которые первыми попались на глаза, и пытаемся связать их с предметом, над которым думаем. Книгу можно заменить телевизором, видеоигрой, газетой или чем-то ещё. Отлично работает, когда мыслительный процесс движется по инерции.

Аналогии Гордона

Это не самый простой в освоении, но весьма действенный метод. Уильям Гордон считал, что кладезь творческих идей заключается в поиске аналогий, которые он разделил на четыре группы.

  • Прямая аналогия : ищем аналогию объекту в окружающем мире. В масштабах от своей комнаты до страны.
  • Символическая : ищем аналогию, которая в двух словах опишет суть объекта.
  • Фантастическая аналогия : придумываем аналогию, вынося за скобки ограничения объективной реальности.
  • Личная аналогия : пытаемся встать на место объекта и посмотреть на ситуацию глазами объекта. Например, как живётся стулу, на котором мы сидим.

Непрямые стратегии

Этот очень странный и интересный способ, который придумали Брайан Ино и Питер Шмидт, чтобы выводить уставший мозг из творческого ступора по секретным тропам. Суть метода: у нас есть 115 карточек, на которых написаны советы. Причём советы довольно странные: «Убери двусмысленности и преврати их в подробности», «Помассируй шею» или «Используй старую идею». Фокус в том, что здесь нет прямых инструкций к действию, и в каждом совете два человека могут видеть два разных решения проблемы. Карточки можно сделать самому и высыпать их, например, в вазу или воспользоваться подсказками онлайн. Например, .

Придерживайтесь распорядка дня

В своей последней работе «О чём я говорю, когда говорю о беге» (What I Talk About When I Talk About Running) Харуки Мураками развенчивает миф о творческом лентяе, рассказывая о том, что строгий распорядок дня (подъём в 5 утра, отбой в 10 вечера) стал главным катализатором его работоспособности. Разум склонен капризничать и находить оправдания собственной лени, а следование режиму выводит его из и учит включаться с пол-оборота.

Не пренебрегайте другими творческими занятиями

Учитесь или . Любое творческое занятие держит мозг в тонусе, а их чередование переключает внимание и позволяет найти ответы в довольно неожиданных местах.

По данным исследований, более трети лауреатов Нобелевской премии по литературе занимались ещё одним видом искусства - живописью, театром или танцем. Эйнштейн своей второй страстью называл музыку и, если бы не стал физиком, скорее всего, подался бы в скрипачи.

Не опускайте руки

Когда дело не двигается с мёртвой точки, проявите упорство. Например, писатель Роди Дойл рассказывает, что во время ступора начинает изливать на бумагу пришедшую на ум белиберду. Через время мозг перестаёт тужиться и протестовать и просто отключается, выпуская наружу потоки мыслей. А Хемингуэй, когда садился писать роман, мог писать десятки вариантов первого предложения, пока не находил то, которому верит. Затем от него развивал действие.

Не зацикливайтесь

Если упорство не помогает, идём от обратного. Гуляйте, делайте что-то отвлечённое, общайтесь с другими людьми. Существует теория, согласно которой всё уже давно придумано, а творческий процесс заключается лишь в комбинации этих идей. А если ответы скрыты внутри нас, нужно лишь настроиться на правильную волну и услышать их. Можно сидеть под солнышком в позе лотоса, сосредоточенно мыть посуду, по лесу, слушая эмбиент, или пойти попрыгать на рок-концерт. Главное - делать то, что позволяет нам отключать внутренний диалог и концентрироваться на моменте.

Относитесь к творчеству как к игре

Творчество - это в первую очередь весело. Не стоит относиться к нему чересчур серьёзно. Сейчас объясню почему. В 2001 году в Мерилендском колледже прошёл эксперимент, в котором студентам нужно было провести мышку через нарисованный, как в детстве, лабиринт. Студенты первой группы шли вперёд к куску сыра (позитивный настрой), вторые же бежали от совы (негативный). Обе группы справились за одинаковое время, однако у студентов второй группы запустились механизмы избегания, и последовавшие за лабиринтом задачи вторая группа в среднем решала на 50% дольше, чем студенты первой группы.

Просто начните

Многие из нас в детстве мечтали стать музыкантами, художниками или актёрами, но со временем прагматичный подход к жизни задвинул эти мечты подальше на антресоли. У Бетси Эдвардс есть теория, согласно которой у большинства современных людей с возрастом левая половина мозга становится доминантной. Она отвечает за аналитическое мышление, систему символов и режим действия, и каждый раз, когда мы пытаемся научиться играть на гитаре или рисовать, то слышим её голос, который советует отложить подальше эту фигню и заняться чем-то полезным.

Поначалу переступить через будет сложно, но если хватит духу и желания, то со временем его голос станет тише, а критика в стиле «ты рисуешь как м*дак» сменится на что-то более конструктивное. Начать - это самое сложное.

ВЫВОД

Как видите, творчески мыслить может каждый человек , вопрос лишь в тренировках. Это можно сравнить с отсутствием гибкости: сходу пытаясь сесть на шпагат, мы будем кряхтеть, стонать и плакать, но если мышцы правильно разогревать и растягивать, то через пару лет можно будет отправлять резюме на должность циркового гимнаста. Главное - помните, что начинать что-то новое никогда не поздно : художники, музыканты, поэты и писатели уже живут в нас. Не стесняйтесь будить их.

Психологические игры

на развитие креативности (творческого мышления)

Игра «Покажи понятие»

Театральная творческая игра по командам. Здесь, как и во всех командных играх, наглядно проявляется, кто справляется с лидерством и творчеством, а кто просто является исполнителем, а иногда балластом для группы. Команде задается понятие и задание показать его в реальном времени с движением, звуком, взаимодействием. Используя себя, свои тела, движения, голос, любой реквизит и главное – творческие возможности. Это должна быть не просто иллюстрация – а совместная реализация каких-то командных идей и мыслей. Время на подготовку 15 мин. На демонстрацию около 1 мин.

Список понятий:

  • Улей.
  • Часы.
  • Фонтан.
  • Бородинская битва.
  • Самовар.
  • Свадьба.
  • Футбол.
  • Вселенная.
  • Динозавр.

Игра «Поиск общих свойств»

Детям предлагаются два слова, мало связанные между собой.

Например: блюдо и лодка, карандаш и уголь, мел и мука, матрешка и конструктор, консервная банка и чашка и т.д.

За 10 минут ребенок должен написать как можно больше общих признаков для этих предметов. Если родители занимаются с ребенком индивидуально, то это задание должны выполнить и они, чтобы затем вместе с ребенком обсудить результаты, т.е. общие свойства пары предметов, которые они нашли.

Ответы могут быть стандартными: в примере «блюдо и лодка» могут быть названы такие общие свойства, как «сделаны человеком», «имеют глубину», но очень важно найти как можно больше и таких признаков. Особенно ценными являются необычные ответы, позволяющие увидеть предложенные слова в совершенно новом свете.

При групповой работе очень важно выслушать все ответы ребят. В игре побеждает тот из учащихся, у кого список общих признаков больше, длиннее. При обсуждении с детьми названных признаков следует обратить внимание на характеристику этих признаков, насколько они существенны или являются несущественными для данных предметов, т.е. – второстепенными. Эта работа необходима для того, чтобы дети научились вскрывать связи между предметами, а также предельно четко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки предметов.

Игра «Зоопарк»

Игра на актерское мастерство. Участвуют 7-8 человек, каждый выбирает себе любое животное: овца, лошадь, свинья, кошка, собака, крокодил, утконос, шакал зимой, марал в брачный период и т.д. Далее знакомство: каждый по кругу выразительно демонстрирует остальным характерное движение этого животного. После этого, по-очереди, надо показать сначала «себя», а потом любое другое присутствующее «животное». Это «животное» получает ход, показывает себя и далее другого зверя. И так далее. Потом можно объявить «суперзоопарк». Это когда все животные демонстрируются максимально утрированно и ярко!

Можно играть навылет. Ошибся в передаче хода – выбыл из игры.

Упражнение «Рифмуем имена»

Участникам необходимо сочинить двустишье на свое имя, которое начинается словами: «Меня зовут…»

Пример:

  • Меня зовут Никита, меня любят москиты!
  • Меня зовут Нина, я пришла из магазина!
  • Меня зовут Саша, у меня сгорела каша!
  • Меня зовут Настя, от меня всем здрасьте!
  • Меня зовут Рита, в огороде все полито!

Упражнение «Сочинитель»

Цель : развитие речи, словаря детей, мышления и креативности. Можно использовать в качестве ледокола на тренинге у взрослых.

Ход проведения : Даны три слова. Например, стол, арбуз, вагон. Необходимо придумать как можно больше предложений, в каждом из которых были бы использованы все три слова. Слова можно изменять любым способом.

Упражнение «Найди пару»

Цель : Развитие прогностических возможностей и интуиции; формирование у членов группы установки на взаимопонимание.

Ход упражнения : Каждому участнику при помощи булавки на спину прикрепляется лист бумаги. На нем написано имя сказочного героя или литературного/исторического персонажа, имеющего свою пару. Скажем: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров, Дедал и Икар и т.д. Каждый участник должен отыскать свою «половину», опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы, например: «Что написано на моем листе?» Отвечать на вопросы можно только словами «да» и «нет». Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом.

Игра «К счастью... К сожалению...»

Цель : развитие воображения и творческих способностей.

Время проведения : 30 минут.

Материалы : маленький мячик.

Игрокам предстоит сочинять рассказ. Каждый участник придумывает свое предложение, которое обязательно должно начинаться словами «К счастью» или «К сожалению» (попеременно).

Тот, кто готов быть первым, получает мяч. Закончив предложение, он передает мяч другому участнику, и история продолжается.

Длина истории не установлена заранее. Любой игрок может принять решение закончить ее, если сочтет это нужным.

Игру можно проводить по-разному. Вы можете сами начать ее или дать мяч тому игроку, который, по вашему мнению, готов проявить инициативу. Если Вы хотите придать членам группы больше уверенности, то можете поинтересоваться, есть ли у них на примете какие-то темы, вокруг которых можно было бы разворачивать историю.

Возможные варианты:

  • Группа затерялась на необитаемом острове.
  • Одиссей попадает на Красную площадь.
  • Вася и Маша открывают магазин игрушек.
  • Мальчик влюбился в девочку.
  • Двое родителей спорят из-за подарков сыну (дочери) на день рождения.

Упражнение «Шнурок»

Группа становится в узкий круг и вытягивает руки вперед. Тренер привязывает в произвольном порядке к кистям шнурки. Задача группы – распутаться. При этом нельзя разговаривать. Можно изобретать всякие звуковые сигналы, жесты.

Запрещается вербальное общение.

После завершения упражнение проводится обсуждение: каждый из группы делится своими впечатлениями, высказывает свое мнение о работе группы, например, почему сразу не получилось сделать что-то, что удалось и т.д.

Упражнение для менеджеров «Принцесса и крестьянин»

Цель : побудить людей к творческому мышлению.

Размер группы : от 5 до 15 человек.

Условия : классная комната. Вам понадобится по одному экземпляру текста истории на каждого участника.

Порядок действий:

  1. Расскажите историю о принцессе и крестьянине.
  2. Раздайте каждому участнику по экземпляру истории и разрешите обсуждать проблему сколь угодно долго – скорее всего, это займет 5-10 минут.
  3. Предложите собственный ответ на загадку, но если кто-то рассудит иначе, тем лучше.

Текст:

Крестьянин захотел жениться на принцессе. Король, ее отец, пришел в ярость и приказал отрубить крестьянину голову за дерзость.

Но крестьянин был красив, а королева добра и желала дочери счастья, поэтому она уговорила короля подвергнуть крестьянина испытанию. Было решено, что он должен вытащить из ящика одну из двух карт и принять то, что будет на ней написано, как свою судьбу. На одной карте будет написано «свадьба», а на другой – «смерть». Если он откажется, то умрет. Однако король смошенничал: пометил обе карты словом «смерть» и положил их в ящик.

Королева заметила это и поспешила рассказать обо всем принцессе, чтобы та смогла предупредить своего возлюбленного о неразрешимой задаче и той ужасной опасности, что нависла над ним. Однако, когда пришло время испытания, крестьянин держался спокойно. Он вытянул карту, после чего женился на принцессе и жил после этого счастливо. Король так рассвирепел, что умер от удара, а королева унаследовала престол.

Как крестьянину удалось избежать ловушки, устроенной злым королем?

Правильный ответ : правильный ответ гласит, что крестьянин вытянул карту и, не взглянув на нее, порвал на клочки, проглотил и сказал: «Пусть другую карту достанет король, и я узнаю свою судьбу из его рук. Если он вытянет "свадьбу", я буду знать, что моей картой была "смерть", и смирюсь со своей судьбой. Но если картой короля будет "смерть", я пойму, что моей была "свадьба", и смогу жениться на принцессе».

Завершение : участники часто считают, что короля тем или иным способом надули. Например, они скажут, что крестьянин подкупил человека, который клал карты в ящик, или что он попросил принцессу заменить «свадьбу» на «смерть». Один участник предположил, что эта история является старой французской сказкой, и что королева заставила короля написать букву «с», которая будет означать «смерть», а король был так глуп, что не вспомнил, что «с» означает также и «свадьбу».

В действительности не важно, какие предположения высказывают люди. Единственной целью занятия является немного встряхнуть их мозги.

Необходимое время : около 20 минут.

Упражнение «Творческое озарение»

Цель : развитие творческого мышления и умения сосредоточиться.

На протяжении двух минут, используя 14 слов (тренер сам подбирает заранее слова, набор слов может меняться в связи с целями и задачами тренинга), придумайте связный рассказ. Можно ставить слова из списка в любом порядке, а также добавлять любые другие слова.

Упражнение «Развитие креативности»

Найдите сходство между приведенными ниже объектами. Например: «Что общего между слоном и бананом?». Возможные ответы: толстая кожа, живут в жарком климате и т.д. На каждую пару отводится по три минуты.

  1. Что общего между кофе и жителями Лапландии?
  2. Что общего между шнурками для обуви и поездами?
  3. Что общего между горой и шоколадом?
  4. Что общего между ходьбой и говорением?

Время проведения и обсуждения результатов – 25-30 минут.

Упражнение «Заглавная буква»

Чтобы стимулировать появление творческих идей, нужно научиться выискивать ассоциации в обычном потоке мыслей.

Это упражнение можно выполнять в любом месте, в любое время, с любой буквой!

Начнем с буквы Ж. На протяжении трех минут запишите как можно больше слов, начинающихся с буквы Ж.

Время проведения : 10-15 минут

Упражнение «Превращения»

Цель : развитие креативности.

Для развития технического интеллекта очень полезно представлять себе конструкцию различных машин и приборов, а также принципы их работы. Предлагаем вам новое и эффективное упражнение. Если вы не знаете, каков принцип работы того или иного прибора – просто придумайте его!

  1. Представьте себе, что вы – это лист бумаги, вот-вот готовый отправиться в копировальный аппарат. Закрыв глаза, в максимальных подробностях представьте процесс, происходящий с вами.
  2. Представьте, что вы – бензин в бензобаке автомобиля, поступающий в двигатель. Вы превращаетесь во взрывную силу и движете автомобиль. Закрыв глаза, в максимальных подробностях представьте процесс, происходящий с вами.
  3. Представьте, что вы – сигнал, излучаемый передатчиком местной телестанции. Закрыв глаза, максимально подробно представьте себе ваш путь от антенны передатчика до превращения в картинку на телеэкране.
  4. Представьте, что вы превратились в собственный голос и совершаете путь от вашей телефонной трубки через спутник связи в телефонную трубку вашего друга, находящегося на противоположном конце планеты. Закрыв глаза, представьте себе свое путешествие как можно детальнее.

Упражнение «Завяжи шнурок»

Цель : развитие креативности.

За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их.

Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т.д.

Время проведения и обсуждения результатов – 10 минут.

Упражнение «Прочти текст»

Чем сообразительнее человек, тем дольше он сможет читать этот текст, несмотря на пропуски. Ему в этом поможет контекст.

Упражнение «Поставь точку»

Цель : проба на оригинальность мышления.

Задание : Вот вам лист бумаги с нарисованном на нем кругом. Поставьте точку, где хотите! (и никаких дополнительных комментариев).

Оценка : По степени возрастания оригинальности мышления точка располагается так: в центре круга, на этой же стороне листа, но в центре круга, на другой стороне листа, на срезе листа (на его грани).

Упражнение «Круги»

Цель : измерение свойств интеллектуальной деятельности.

Возраст : дошкольный, младший школьный.

Правила проведения : Детям предлагают дорисовать 20 кругов таким образом, чтобы получились законченные изображения (солнце, цветок, мяч и т.д.).

Работа выполняется в течение 7-10 минут в зависимости от возраста.

Обработка результатов: подсчитывается общее число рисунков, определяется количество тем рисунков. Их предполагается 9. Это вселенная: солнце, луна, планета. Природа: цветы, деревья, животные. Наука и техника: глобус, очки, машина, колеса и т.д. Человек, изображение частей его тела: головы, ушей, глаз. Быт: еда, одежда, предметы домашнего обихода. Народное творчество, сказочные образы (колобок, снежная баба, Чебурашка и т.д.). Спорт, спортивный инвентарь: кольца, ракетки, диски и т.д. Экономика: монеты… Искусство, любые украшения: бусы, игрушки, медали и др.

Гибкость мышления определяется количеством рисунков, общей суммой баллов.

Оригинальность измеряется суммой баллов за оригинальные рисунки. Система баллов: 1 балл – рисунок встречается у половины детей и чаще; 2 балла – рисунок встречается у меньшей половины группы; 3 балла – рисунок встречается в единственном числе.

Упражнение «НЛО»

Цель : развитие воображения, активизация внимания, мышления и речи.

Возраст : младший школьный.

Оборудование : бумага и цветные карандаши.

Ход игры : – Ребята, сегодня вы будете рисовать инопланетянина. Для того, чтобы нарисовать его продумайте сначала каким он будет. Включите всю свою фантазию.

Детям отводится около 15-20 минут на рисование. После каждый ребенок рассказывает о своем персонаже, где он живет, чем питается, как взаимодействует с другими, о его качествах.

Это упражнение можно использовать в психодиагностических целях, так как рассказывая о своем герое, ребенок проецирует свои качества и чувства.

Упражненние «Разговор с руками»

Цель : научить контролировать свои действия, развитие воображения.

Возраст : дошкольный.

Форма проведения : индивидуальная.

Правила проведения : Психологу обвести на листе силуэт ладоней ребенка дошкольника. Затем предложить ребенку «оживить» ладошки – нарисовать им глазки, ротик, шляпы, причёски. Можно раскрасить определенным цветом каждый пальчик. После выполнения этой работы можно начать беседу с пальчиками, спросить: «Как вас зовут?» (может ребёнок придумает свои имена пальчикам), «Что вы любите делать?», «Чего вы не любите?», «Какие вы?». При этом необходимо подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислить что), но иногда не слушаются своего хозяина.

Игра «Катастрофа в пустыне»

Задачи : отработать навыки поведения в дискуссии, умения вести диспут, быть убедительным, изучить на конкретном материале динамику группового спора, открыть для себя традиционные ошибки, совершаемые людьми в полемике, потренировать способности выделять главное и отсеивать «шелуху», видеть существенные признаки предметов, научиться осознавать стратегические цели и именно им подчинять тактические шаги и т.д.

Ведущему следует акцентировать внимание при обсуждении результатов на таких аспектах, как получение обратной связи участниками друг о друге (в силу своей эмоциональной насыщенности игра позволяет хотя бы на какое-то время «отключить» механизм психологической защиты и стать самим собой – именно поэтому она эффективна на первых этапах групповой работы).

Время : не менее полутора часов.

Каждый участник получает специальный бланк (или чертит его по указаниям ведущего).

Ведущий дает группе следующую инструкцию :

С этого момента все вы – пассажиры авиалайнера, совершавшего перелет из Европы в Центральную Африку. При полете над пустыней Сахара на борту самолета внезапно вспыхнул пожар, двигатели отказали, и авиалайнер рухнул на землю. Вы чудом спаслись, но ваше местоположение неясно. Известно только, что ближайший населенный пункт находится от вас на расстоянии примерно 300 километров. Под обломками самолета вам удалось обнаружить пятнадцать предметов, которые остались неповрежденными после катастрофы.

Ваша задача – проранжировать эти предметы в соответствии с их значимостью для вашего спасения. Для этого нужно поставить цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значимости и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас. Заполняйте номерами первую колонку бланка. Каждый работает самостоятельно в течение пятнадцати минут.

Список предметов :

  • Охотничий нож.
  • Карманный фонарь.
  • Летная карта окрестностей.
  • Полиэтиленовый плащ.
  • Магнитный компас.
  • Парашют красно-белого цвета.
  • Пачка соли.
  • Солнечные очки на каждого.
  • Литр водки на всех.
  • Карманное зеркало.

После завершения индивидуального ранжирования ведущий предлагает группе разбиться на пары и проранжировать эти же предметы снова в течение десяти минут уже совместно с партнером (при этом номерами заполняется второй столбик в бланке со списком предметов). Следующий этап игры – общегрупповое обсуждение с целью прийти к общему мнению относительно порядка расположения предметов, на которое выделяется не менее тридцати минут.

Из наблюдения за работой участников хорошо видна степень сформированности умений организовывать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументировано доказывать свою точку зрения, владеть собой. Часто разворачивающиеся жаркие споры-баталии, когда никто не желает прислушаться к мнению других, наглядно демонстрируют самим участникам их некомпетентность в сфере общения и необходимость изменения своего поведения.

По окончании дискуссии ведущий объявляет, что игра завершена, поздравляет всех участников с благополучным спасением и предлагает обсудить итоги игры. Первым вопросом, на который ведущий просит ответить всех участников но кругу, является следующий: «Удовлетворен ли ты лично результатами прошедшего обсуждения? Объясни почему».

Ответы участников с необходимостью сопровождаются рефлексией, цель которой – в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности. Возникшая в результате дискуссия подогревается ведущим, задающим уточняющие вопросы примерно такого типа:

  • Что вызвало твою удовлетворенность (неудовлетворенность)? Как, по-твоему, в верном направлении продвигалась ваша дискуссия или нет?
  • Была ли выработана общая стратегия спасения? Что тебе помешало принять активное участие в обсуждении? Ты не согласен с принятым решением? Почему тебе не удалось отстоять свое мнение?
  • Кто в наибольшей степени повлиял на исход группового решения, то есть по сути дела оказался лидером, сумевшим повести за собой группу?
  • Что именно в поведении лидера позволило ему заставить прислушаться к себе? На какой стадии появился лидер?
  • Какими способами другие участники добивались согласия с их мнениями?
  • Какие способы поведения оказались наименее результативными?
  • Какие только мешали общей работе?

Как следовало бы построить дискуссию, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемить права всех участников?

Обсуждение итогов игры должно подвести группу к тому, чтобы самостоятельно разобраться в вопросе, как наилучшим способом организовывать дискуссии, как избежать грубых столкновений в споре и расположить других к принятию своего мнения. Как правило, в процессе обсуждения затрагивается очень широкий спектр проблем: фазы, через которые проходит практически любая дискуссия, лидер и его качества, навыки эффективного общения, умения самопрезентации и т.д.

При необходимости ведущий только помогает более четко сформулировать найденные участниками закономерности. Очень большое значение имеет самоанализ участниками собственного поведения, который обогащается обратной связью от других членов группы. От ведущего зависит, чтобы эта обратная связь не превратилась в серию взаимных обвинений, а носила бы конструктивный характер и была принята участниками.

Практически всегда возникает вопрос о «правильном» ответе на проблему дискуссии. Такой ответ дается ведущим, но с оговоркой, что это мнение зарубежных экспертов, с которым мы вправе не соглашаться, но вынуждены учесть важность выбора стратегии спасения для ранжирования предметов: либо двигаться по пустыне к людям, либо ждать помощи от спасателей. Если в группе при обсуждении практически не поднимался вопрос о стратегии, то на этом этапе обнаруживается, что часть участников молчаливо подразумевала первый вариант, в то время как другая часть имела в виду второй. Этим выявляется еще одна причина взаимного непонимания.

Итак, ответы:

Вариант «Ждать спасателей» (кстати, по мнению экспертов, предпочтительный).

  • Полтора литра воды на каждого. В пустыне необходима для утоления жажды.
  • Карманное зеркало. Важно для сигнализации воздушным спасателям.
  • Легкое полупальто на каждого. Прикроет от палящего солнца днем и от ночной прохлады.
  • Карманный фонарь. Также средство сигнализации летчикам ночью.
  • Парашют красно-белого цвета. И средство прикрытия от солнца, и сигнал спасателям.
  • Охотничий нож. Оружие для добычи пропитания.
  • Полиэтиленовый плащ. Средство для сбора дождевой воды и росы.
  • Охотничье ружье с боеприпасами. Может использоваться для охоты и для подачи звукового сигнала.
  • Солнечные очки на каждого. Помогут защитить глаза от блеска песка и солнечных лучей.
  • Переносная газовая плита с баллоном. Поскольку двигаться не придется, может пригодиться для приготовления пищи.
  • Магнитный компас. Большого значения не имеет, так как нет необходимости определять направление движения.
  • Летная карта окрестностей. Не нужна, так как куда важнее знать, где находятся спасатели, чем определять свое местонахождение.
  • Определитель съедобных животных и растений. В пустыне нет большого разнообразия животного и растительного мира.
  • Литр водки на всех. Допустимо использовать в качестве антисептика для обеззараживания при любых травмах. В других случаях имеет малую ценность, поскольку при употреблении внутрь может вызвать обезвоживание организма.
  • Пачка соли. Значимости практически не имеет.

Вариант «Двигаться к людям». Распределение по значимости будет иметь несколько иной вид:

  • Полтора литра воды на каждого.
  • Пачка соли.
  • Магнитный компас.
  • Летная карта окрестностей.
  • Легкое полупальто на каждого.
  • Солнечные очки на каждого.
  • Литр водки на всех.
  • Карманный фонарь.
  • Полиэтиленовый плащ.
  • Охотничий нож.
  • Охотничье ружье с боеприпасами.
  • Карманное зеркало.
  • Определитель съедобных животных и растений.
  • Парашют красно-белого цвета.
  • Переносная газовая плита с баллоном.

Иногда прояснение взаимных впечатлений и открытый обмен обратной связью на первых этапах тренинга затруднены, и хотя эта игра остается полезной и эффективной, она не способна полностью снять психологические защиты участников. Для ослабления напряжения на этой стадии используются психогимнастические игры с релаксационной направленностью.

Упражнение «Молчащее и говорящее зеркало»

Ведущий предлагает выйти в круг добровольцу, который будет «смотреть в зеркало».

Твоя задача только по отражению в «зеркале», точнее в двух «зеркалах», определить, кто из членов группы подошел к тебе сзади. Эти два «зеркала» будут живыми. Одно будет молчащим: оно сможет объяснить тебе, кто находится за спиной, только с помощью мимики и жестов. Второе зеркало – говорящее. Оно будет объяснять, что за человек, конечно не называя его имени. Выбери из группы тех двоих, кто станет молчащим и говорящим «зеркалом».

После того, как игрок сделал выбор, ведущий дает «зеркалам» более подробную инструкцию:

«Зеркала» встают рядом у стены. Основной игрок – перед ними. Все остальные участники группы располагаются за его спиной и по одному бесшумно подходят к нему сзади. Отражение зеркалами происходит по очереди. Сначала работает молчащее «зеркало». Если основной игрок не может угадать человека стоящего за спиной, то вступает «говорящее зеркало» и произносит одну фразу. Если игрок опять не угадывает, то снова можно по-другому – отражает молчащее «зеркало» и так далее. Задача игрока угадать человека за спиной как можно быстрее.

Для «зеркал» есть определенное условие – не акцентироваться только на изображении чисто внешних особенностей людей и тем более подчеркивать какие-то физические характеристики.

Можно обсудить такие вопросы:

  • Кому из игроков потребовалось меньше всего зеркальных «отражений», чтобы определить, кто находиться за его спиной?
  • В чем секрет такой прозорливости?
  • Кто из участников группы оказался самым талантливым «зеркалом»? Что ему в этом помогло?
  • Кто из участников удивлен тем, как был отражен «зеркалами»?
  • Что вы почувствовали, когда увидели свое отражение?

Аутотренинг «Волшебный лес»

Цель : создание позитивного образа «Я», познание и развитие «Я-концепции», обучение аутотренингу как способу изменения психологических и эмоциональных состояний, развитие перцепции и креативности.

Необходимое время : 15–20 минут.

Процедура.

1. Текст погружения в релаксационное состояние . Займите удобную позу. При этом очень важно выпрямить позвоночник поскольку он имеет естественные изгибы. Кисти рук лежат свободно на коленях, чтобы не соприкасались большие и указательные пальцы. Настройтесь на то, чтобы на время отложить свои эмоции и переживания. Закройте глаза. Оставьте любые суждения, ожидания и фантазии по поводу того, каким окажется ваш опыт аутотренинга. Дайте ему состояться. Расслабьте мышцы лица. Отрегулируйте дыхание, чтобы оно стало ровным.

Глубоко и ровно дышите. Говорите себе: слово «вдох» – при вдохе, и «выдох» – при выдохе. Сопровождайте этими словами каждый вдох и выдох. Если вы обнаружите, что задумались о чем-то, мягко напомните себе стоящую перед вами задачу и снова начинайте говорить «вдох – выдох».

Сосредоточьте все свое внимание на дыхании. Чувствуйте как ваши легкие наполняет и покидает воздух (сосредоточение на дыхании 5 минут).

Ваше тело начинает постепенно расслабляться. Вы чувствуете, как исчезает напряжение в мышцах. С каждым произносимым словом каждый мускул тела все больше наполняется ощущением покоя и приятной вялости. Ваше дыхание ровное, спокойное. Воздух свободно заполняет легкие и легко покидает их. Сердце бьется четко, ритмично. Обратите свой внутренний взор к пальцам правой руки. Кончики пальцев правой руки как будто касаются поверхности теплой воды. Вы чувствуете пульсацию в кончиках пальцев. Возникает ощущение, что рука постепенно погружается в теплую воду. Эта волшебная вода омывает вашу правую кисть, расслабляет ее и поднимается по руке вверх.. До локтя… Еще выше… Вот уже вся ваша рука погружается в приятную теплоту, расслабляется… По венам и артериям правой руки бежит свежая обновленная кровь, даруя ей отдых… Дыхание ровное спокойное. Сердце бьется четко, ритмично… А теперь ваш внутренний взор обращается к пальцам левой руки.

Текст, приведенный выше, полностью повторяется для левой руки. В конце обязательно дать установку относительно дыхания и сердца.

Обратите луч своего внимания к ногам. Ступни расслабляются. Они чувствуют приятное тепло, напоминающее тепло от огня, горящего в камине. Ощущение такое, как будто ваши ноги стоят на каминной решетке. Доброе, ласковое тепло поднимается по ногам вверх, даруя живительное расслабление и отдых мышцам… Напряжение исчезает… И вот уже мышцы ног расслабляются – от кончиков пальцев до бедра…Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично…

Есть еще одни источник тепла в вашем теле. Он – в районе солнечного сплетения. Словно маленькое солнышко пропитывает своими животворящими лучами ваши внутренние органы и дарит им здоровье, помогает лучше функционировать… Расправляются, расслабляются мышцы живота и груди… По всему телу распространяется приятное расслабляющее тепло, которое создает ощущение покоя и отдыха… Исчезает напряжение в плечах, в шейном отделе, в нижней части затылка… Вы чувствуете, как скопившееся здесь напряжение растворяется и исчезает… Уходит… Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично…

Теперь ваш внутренний взор обращается к лицу. Расслабляются мышцы лица… Уходит напряжение из скул. Из челюстей… Губы становятся мягкими… Разглаживаются морщинки на лбу… Веки сомкнуты и неподвижны… Все мышцы лица расслаблены… Легкий, прохладный ветерок омывает ваше лицо… Воздух несет вам свою целебную энергию… Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично…

Ваше тело наслаждается полным покоем… Напряжение спадает, растворяется уходит… Усталость улетучивается… Вас наполняет сладостное ощущение отдыха, расслабленности, покоя… Покоя, наполняющего вас новыми силами, свежей и чистой энергией…

Вы расслаблены и свободны. Вы можете оказаться там, где вам хочется быть. Там, где вам хорошо. Для кого-то, может быть, это его собственный дом, для кого-то – это уголок двора, где он любил прятаться в детстве. А для кого-то – просто полянка в летнем лесу, где можно валятся в траве и увидеть над собой ослепительную голубизну неба… Побудьте немного в этом месте. Напитайтесь позитивной энергией этого доброго для вас места… Ваше дыхание ровное и спокойное.

2. Текст АТ . Вы оказались в чудесном, теплом лесу. Он не пугает вас, а наоборот кажется приветливым и гостеприимным. Ярко светит солнце, его теплые лучики пробиваются через листву многовековых деревьев-великанов и ласково касаются ваших волос, вашего лица. Воздух свежий, насыщенный разными ароматами леса, попробуйте ощутить лесные запахи (пауза). Вы слышите пение птиц? Вслушайтесь, лес полон звуков (пауза) Перед вами тропинка. Идите по ней. Тропинка узенькая, вы идете медленно, наслаждаетесь красотой. Подойдите к любому дереву, потрогайте его кору, мох на ней, поднимите голову вверх и разглядите его крону. Теплый ветер нежно играет вашими волосами и успокаивает вас, вы чувствуете себя в этом лесу как дома. Вы идете дальше по знакомой тропинке и выходите на поляну, окруженную могучими деревьями. В центре поляны небольшое дерево. Видимо очень старое, оно не высокое, но ствол его слишком широкий, крона раскидистая, крепкие ветки (пауза).

Под деревом сидит старик-мудрец, он знает ответы на все вопросы. Он не вызывает у вас чувство страха или опасения, наоборот уважение и доверие. Подойдите поближе, видите, мудрец улыбается вам. Присмотритесь к нему, постарайтесь запомнить его внешность, лицо, глаза. Хотите поговорить с ним? Вы же не зря сюда пришли, он знает все. Попробуйте с ним поговорить о себе. Спросите его: «Кто Я такой?» (пауза). Продолжайте разговор со стариком, старайтесь внимательно смотреть на него и вслушивайтесь в его слова.

Вам пора возвращаться. Вы еще придете сюда, в этот лес-великан.

3. Текст выхода из релаксационного состояния.

Сейчас я начну считать от семи до одного. С каждой следующей цифрой вы станете все больше и больше выходить из состояния расслабленности – вплоть до того момента, когда я назову цифру «один» и вы встанете отдохнувшими, бодрыми, полными новых сил и энергии.

Итак, семь … Вы чувствуете как к вам возвращается ощущение собственного тела… Вялость и апатия отступают. Вы начинаете возвращаться в свое нормальное состояние. Шесть … Ваши мышцы наполняются силой и энергией…Вы пока неподвижны, но пройдет несколько мгновений, и вы сможете легко встать и начать двигаться… Пять … Сохраняется состояние спокойствия, но оно начинает наполняться ощущений силы и возможности действовать…Расслабленность заменяется собранностью… Четыре … Вы чувствуете, что окончательно пришли в себя и уже готовы к проявлению активности. Бодрость и энергия все больше наполняют вас. Три … Пошевелите ступнями. Вы полностью чувствуете свои ноги и способны легко напрячь мышцы. Пошевелите пальцами рук. Медленно сожмите пальцы в кулак Два . Не открывая, глаза поворачивайте головой. Вы бодры, наполнены силой и энергией. Вы хорошо отдохнули. Вы спокойны и уверенны в себе. Один . Открыли глаза. Встали. Не делайте это слишком быстро.

Обсуждение.

Какие у вас ощущения? (обратить внимание, чтобы высказались все желающие, поделились своими впечатлениями, открытиями, эмоциями).

С сегодняшнего дня мы каждое занятие будем заканчивать аутотренингом и вы еще вернетесь к «мудрецу», продолжите с ним разговор.

Наверняка в следующий раз он вам расскажет намного больше, чем в вашу первую встречу.

Игра «Развиваем наблюдательность»

Возраст : младший школьный.

Участники игры делятся на 2 команды.

Условия игры : в течение 10 минут ребята записывают как можно больше предметов, группируя их по форме, цвету, начинающиеся с одной буквы, сделанные из одного материала, относящиеся к одному роду и т.д.

Необходимо составить следующие списки предметов:

  1. красного цвета,
  2. черного цвета,
  3. зеленого цвета,
  4. синего цвета,
  5. овальных,
  6. квадратных,
  7. деревянных,
  8. металлических,
  9. каменных,
  10. начинающихся с буквы «к»,
  11. относящихся к мебели,
  12. относящихся к посуде и т.д.

За самый длинный список предметов по одной из позиций начисляется 5 баллов.

Упражнение «Завершение рассказа»

Возраст : младший школьный.

Детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись...».

Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа.

Время работы - 10 мин.

Рассказ можно оценить по следующим критериям:

  • законченность рассказа;
  • яркость и оригинальность образов;
  • необычность поворота и сюжета;
  • неожиданность концовки.

Упражнение «Разговор по телефону»

Цели: игра направлена на моделирование социальных ситуаций и способов поведения, развитие умения слушать другого, а также развитие пространственного мышления, зрительного восприятия; творческого воображения, эмоциональной адекватности.

Материалы : игровое поле: на верхней части листа ватмана изображены Кот Леопольд, Крокодил Гена, Колобок, Волк (из мультфильма «Ну, погоди!»); на нижней части – Лиса, Заяц, Чебурашка, Мышь. Персонажи держат трубки телефонов, которые соединены между собой по парам (в соответствии с мультфильмом) ломаной линией, образуя своеобразный лабиринт.

Краткое описание содержания игры :

«В двух больших домах живут разные герои мультфильмов. Жильцы одного дома – кот Леопольд, Крокодил Гена, Колобок и Волк позвонили своим друзьям. Найди, кто кому позвонил. О чем они разговаривали?»

Перед игрой рекомендуется прочесть детям стихотворение К.И.Чуковского «Телефон» с последующим обсуждением и/или провести короткую беседу о правилах этикета разговора по телефону. Вспомнить мультфильмы, сказки с участием вышеназванных героев.

Количество участников игры – от 1 до 4 детей.


Янв 29 2016

Нестандартное мышление во многом востребовано в сфере информации. Развитие креативного мышления у взрослых пригодится в таких профессиях, как:

  • профессии в сфере рекламы и менеджмента;
  • профессии психолога (ведение психоанализа);
  • профессии дизайнера, художника;
  • профессии писателя;
  • в других творческих профессиях.

Людям временами кажется, что те, кто преуспел в творческих профессиях, пришли из другого мира. Откуда берутся их гениальные идеи? Ничего необычного в этом нет, они видят ту же реальность, что и все остальные, но при этом они её видят совершенно по-другому.

Они не подстраиваются под реальность, а стараются подстроить саму реальность под свои идеи. Для взрослого человека сложно увидеть в обычной вещи что-то необычное, когда маленький ребенок в тени от ветки может увидеть силуэт птицы. Это происходит потому, что в детстве каждый видит мир без ограничений, ему дан весь творческий потенциал, чтобы познать мир. Но с взрослением он теряет эту способность. В школе нас учат принципам общей логики.

Так как же развить наше утраченное с годами творческое мышление?

Прежде всего напомним, что творческое мышление связано с правым полушарием мозга. Там, где берут начало наши эмоции, интуиция. В детстве у ребенка сначала более развито правое полушарие, а у большинства взрослых людей – левое, логически-абстрактное. Как же развить креативное мышление у взрослых?

Первое, что требуется для выработки гениальных мыслей – это психологический настрой.

Привычная серая обстановка притупляет восприятие и вызывает унылое настроение. Чтобы оно было всегда хорошим, начните видеть мир так, словно вы видите все в первый раз. Подумайте о том, что вы – инопланетянин и никогда прежде не бывали в этом городе, на этой планете. Повесьте красочную картину в том месте, где вы работаете над идеями. Она поможет вам сосредоточиться и стимулировать свое восприятие и мыслить более позитивно.

Организуйте процесс тренировок развития креативного мышления на Викиум по индивидуальной программе

Один мудрец сказал: «Счастливый нищий спит на пороге несчастного богача». При этом многие пытаются понять, в чем смысл жизни? Можно сказать, что любое творческое занятие, которое дает вам ощущение самоудовлетворения, может стать вашим смыслом. Физиологически ощущение счастья связано с химической реакцией мозга и выделением эндорфинов. Этот нейрогормон участвует в формировании позитивного восприятия и подкреплении успеха. Любое занятие, даже домашняя уборка, к примеру, может принести удовольствие, если при этом вы испытываете позитивные эмоции.

Взрослый человек склонен ставить себе различные мысленные ограничения. Мысль о том, что вы не сможете решить сложную задачу, за которую вы взялись впервые, ведет к негативной установке и заведомо обрекает вас на неудачу.

Необходимо помнить, что в мире все возможно и он неограничен, а ограниченным может быть только ваше восприятие. В какой-то мере гениальная идея потребует от вас отречения от всего известного, от интеллектуальных запретов. Если всё же задачу решить не удалось, не следует использовать неудачный опыт в качестве генерализации мысли «я никогда не смогу этого сделать».

Постарайтесь работать над своими идеями в одном и том же месте. Происходит связывание ощущений, эмоций с определенной обстановкой, которая настраивает на продуктивную умственную работу. В дальнейшим данная обстановка и даже определенное время суток будет стимулировать ваш творческий процесс без всяких усилий.

Чтобы ум начал работать творчески, нужно его приучить работать в разных направлениях. Вам помогут следующие упражнения на развития креативного мышления.

Упражнение «Найти другое применение предмету». Возьмите, к примеру, обычный предмет табуретку и попытайтесь придумать что ещё с ней сделать. Можно её перевернуть и использовать как подставку для ёлки. Можно использовать её гладкую поверхность в качестве стола. Можно такой метод применить и к словам. Возьмите любое слово и придумайте с ним нестандартную фразу или метафору. Представьте смысл образно, затем сверните и замените символом. Постарайтесь найти этот символ в очертаниях какого-нибудь предмета.

Упражнение «Рассказ из ограниченного количества слов» . Чем больше вы ограничиваете для себя реальное пространство, тем больше стимулируется выработка всевозможных мыслей, как можно применить эти слова (как в критической ситуации, когда подключается ресурсы подсознания). Не бойтесь высказывать мысли с фантастическими идеями, не следует ограничивать себя только реальными смыслами.

Это упражнения, которые вам помогут развить креативность.

Упражнение «Сочетая несочетаемое» . Попробуйте ассоциировать в словосочетания слова с противоположным смыслом. Например, горячий лед, твердая вата, темный день. Такая игра в ассоциации способствует перестройки ума на другой лад.

Упражнение «Слова наоборот» . По пути на работу, на учебу, видя названия магазинов и кафе, попытайтесь прочитать эти и другие названия наоборот. Например, аптека – «акетпа». Затем пытайтесь, таким образом, читать не только названия, но и словосочетания и фразы.

Упражнение «Сначала развязка» . Ещё одно замечательное упражнение способствует перестройке на нестандартный лад. Попробуйте начать читать книжку не сначала, а с середины или конца. Таким образом первой по смыслу будет развязка, а последним предисловие.

Изучение иностранного языка . Лучшей гимнастикой для ума является изучение иностранного языка. Если вы уже знаете какой-то иностранный язык, то возьмите учить второй. Старайтесь, чтобы языки ни имели сходной структуры (например, немецкий, китайский). Изучая чужой язык, вы постепенно станете видеть структуры родного языка. Это позволит вам воспринимать события и предметы более многогранно, с позиции восприятия другого языка. Такая эрудиция в отношении «определений и их связей» достаточно сильно способствует развитию нестандартного мышления.

Упражнение «Перефразируй это» . При обдумывании определенной задачи или идеи старайтесь мысли о ней выразить косвенно, с помощью свободных ассоциаций. Попробуйте перефразировать свои мысли, пересказать другими словами.

Заведите себе блокнот, в который будете записывать все пришедшие в голову неожиданные идеи. Старайтесь сохранить каждую идею , даже если она на первый взгляд кажется совсем глупой.

Расширяйте свой кругозор . Если вы узнали в разговоре или из книги какое-то незнакомое слово, не ленитесь посмотреть значение слова в словаре. Если это слово взято из исторического контекста, узнайте, что оно означало в те времена, и с каким временным периодом связано, какие события способствовали его возникновению. Изучите, например, такие слова и фразы, как «примус», «красный октябрь».

Собрал и систематизировал стратегии творческого мышления.

Предлагаем вам несколько игр и головоломок из его книги.

КВОТА ИДЕЙ

Ежедневно тренируйте свой ум. Установите квоту: в день столько-то новых идей, касающихся вашей работы, например по пять идей в день в течение одной недели. Вы увидите, что труднее всего выдать пять первых, потом они будут приходить в голову сами. Чем больше идей выдвигаете, тем больше шансов на победу. Квота поможет активно генерировать идеи и альтернативы, не дожидаясь, когда они появятся сами собой. Старайтесь выполнять квоту, даже если идеи, приходящие вам на ум, на первый взгляд будут казаться смехотворными или притянутыми за уши. Квота не должна мешать генерировать больше идей, чем «положено». Пусть она служит лишь гарантией того, что вы не опуститесь ниже установленного минимума.

Томас Эдисон запатентовал 1093 изобретения. Он свято верил, что надо упражнять собственный ум и умы своих сотрудников, и считал, что без установленной квоты идей не достиг бы столь многого. Его личная квота равнялась одному маленькому изобретению каждые десять дней и одному крупному - каждые полгода.

Эта картинка чем-то напоминает сознание - всякий раз, когда смотрите на нее, вы видите нечто новое. Каково же ее содержание? Скорее всего, вы рассмотрели несколько букв и цифр.


На самом деле здесь можно рассмотреть все 26 букв латинского алфавита и цифры от 0 до 9. Хотите верьте, хотите нет. И вы все это действительно увидите, потому что все это здесь есть. Точно так же вы можете заставить свой ум генерировать новые и новые идеи, чтобы выполнить установленную квоту.

«ПОПАДАНИЕ В ТОН»

Когда радар улавливает цель, пилот истребителя рапортует: «Попал в тон!» - и с этого момента пилот, а вместе с ним и авиаприборы сосредоточиваются на поражении цели. В повседневной жизни попасть в нужную тональность - значит обращать больше внимания на происходящее вокруг.

Сколько букв «п» в приведенном ниже тексте?

Потребность в постоянной профессиональной подготовке помощников фермеров для работы на первоклассных фермах по производству продуктивного скота занимает помыслы владельцев первоклассных ферм. Поскольку предки фермеров подготавливали помощников фермеров для первоклассных ферм в процессе производства продуктивного скота, владельцы первоклассных ферм считают, что они обязаны постоянно продолжать традицию своих предков по подготовке помощников фермеров для работы на первоклассных фермах по производству продуктивного скота, поскольку они считают, что профес- сиональная подготовка помощников является полноценным фундаментом поддержания продуктивного хозяйства на фермерском подворье. Общее количество букв «п»: _______

КРОХОТНЫЕ ИСТИНЫ

Это упражнение поможет стать внимательнее. Оно было разработано Майнором Уайтом, который преподавал фотографию как дисциплину в Массачусетском технологическом институте. Итак, выберите картину (или фото), которая вам нравится и при этом содержит много деталей. Устройтесь поудобнее, расслабьтесь. Установите таймер или будильник на десять минут. Не двигаясь, смотрите на картину, пока не зазвучит сигнал. Сохраняйте полную сосредоточенность на изображении. Не позволяйте свободных ассоциаций. Обращайте внимание только на картину, стоящую перед вами.

После сигнала отвернитесь и вспомните все, что видели. Попробуйте восстановить изображение зрительно, а не словесно. Примите воображаемое, каким бы оно ни было. После того как ваше созерцание и ваше впечатление оставят только легкий «аромат», вернитесь к обычной деятельности, стараясь время от времени вызывать в памяти образ картины. Вам начнут открываться крохотные истины, которые могут обнаружиться, лишь когда внимание будет полным. Вспоминайте картину часто и обязательно визуально.

ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

Психолог Гилфорд, пионер в области изучения творчества, полагал, что выполнение определенных упражнений может способствовать развитию беглости и гибкости мышления и помочь в таких сложных делах, как построение сюжета романа, создание научной теории, планирование производства, - то есть там, где требуется учитывать многочисленные взаимосвязи и переплетения. Попробуйте с друзьями поиграть в игру:


ЧЕЛОВЕК НА ВЕРЕВКЕ

Представьте себе, что вы - тот человек, который изображен на рисунке слева. Ваша задача состоит в том, чтобы соединить концы двух веревок, свисающих с потолка. Веревки расположены так, что, держа одну, невозможно, как ни тянись, достать другую. Комната совершенно пуста, в карманах у вас нет ничего особенного - только то, что лежит в них обычно. Как решить задачу?


СПИЧКИ И ЦИФРЫ

Вот арифметическое выражение, записанное римскими цифрами, которые выло- жены десятью спичками. Выражение это неправильное. Можете ли вы его исправить, не прикасаясь к спичкам, не добавляя и не убирая их?


Чтобы решить эту задачу, надо отказаться от привычного взгляда на вещи. Всегда придерживаясь одной перспективы, вы сами очерчиваете тот круг, внутри которого блуждают ваши мысли. Чтобы решить задачу, надо посмотреть на нее по-новому.