Статистика по делам о банкротстве. Статистика банкротств граждан: процедур стало больше, а денег меньше

В сегодняшней статье я решил немного абстрагироваться от своей работы и посмотреть на имеющиеся проблемы чуточку шире, так сказать, со стороны. Речь пойдет, как всегда, о банкротстве, но на этот раз не о криминальной его составляющей, а о банкротстве в целом по стране. Я постараюсь привести немного статистики, имеющейся в официальных источниках, и сделать кое-какие выводы. Итак, преступим!

Согласно официальных сведений (аналитической записке к отчету о работе арбитражных судов в Российской Федерации, Российский статистический ежегодник и пр.), количество поступивших заявлений о признании должника банкротом (в тыс.) составляло: 40, 2 в 2010г., 33, 4 в 2011г., 40, 9 в 2012г., 31, 9 в 2013г., 42 в 2014г. Из поступивших заявлений на долю уполномоченного органа (как известно, таким является Федеральная Налоговая Служба), пришлось: 12, 9 тыс. в 2012г., 4 тыс. в 2013г., 8, 8 тыс. в 2014г. По статистике, где-то в 80% случаев заявления принимаются к производству, менее половины из которых доходят до принятия решения о введении процедуры банкротства – конкурсного производства. Из завершенных дел о признании должника банкротом, по данным за 2013 год, 10 877 дел завершено в связи с завершением конкурсного производства (в том числе по 4 459 делам по упрощенной процедуре банкротства), по 11 233 делам производство было прекращено, в том числе по 585 делам – в связи с утверждением мирового соглашения (менее 3% от общего числа).

По имеющимся официальным данным по состоянию на 22.07.2015г. (форма №1А, утвержденная приказом Высшего Арбитражного Суда), на начало 2015г. в производстве находилось 38 225 дел о банкротстве, за первое полугодие поступило ещё 21 698 заявлений о банкротстве, из которых принято к производству 18 471 заявление. Более подробная аналитика за 2015 год отсутствует (по крайней мере, я так и не нашел). Что значат эти цифры?

Это значит, что, не смотря на посткризисное восстановление экономики России, снижения заявлений о признании должника банкротом не происходило, и из этого можно сделать вывод о том, что процесс банкротства должников никак не коррелирует с экономическим состоянием страны. Из этого, в свою очередь, можно сделать вывод о том, что банкротство не является последствием (к примеру, последствием экономической политики государства, некомпетентности органов управления (высшего менеджмента) предприятия-должника и т.д.), обусловленного какими-то объективными факторами, а является инструментом. Инструментом достижения целей, не всегда соответствующих тем, которые законодатель закладывал, создавая очередной законопроект.

Во-первых, если изначально предполагалось, что своевременное введение процедуры банкротства может хоть как-то помочь должнику выйти из сложившийся неблагоприятной финансовой ситуации (защита от кредиторов, чьими исполнительными действиями должник мог быть разорен, в то время как процедура банкротства могла позволить ему восстановить свою платёжеспособность, пусть и в ущерб немедленному удовлетворению требований кредиторов), банкротство сейчас не ставит перед собой цель финансового выздоровления должника, а скорее наоборот, преследует цели ликвидации и растаскивания активов банкрота. До финансового оздоровления, как и до заключения мирового соглашения, как видно из приведенной статистики, доходят редко.

Во-вторых, цель перераспределения активов убыточного предприятия между другими, более эффективными участниками рынка, также не находит своей реализации, т.к. существующая модель реализации таких активов не позволяет добросовестным игрокам осуществить их цивилизованный выкуп на торгах по банкротству, вместо чего активы часто реализуются аффилированной должнику коммерческой структуре, т.е. остаются в одних и тех же руках.
В-третьих, в ходе процедуры банкротства часто не работают механизмы социальной защиты работников предприятия-должника. Так как выплата текущей задолженности происходит раньше оплаты заработной платы работников, недобросовестный должник (его «орган» управления) имеет возможность путем «наращивания» такой задолженности уклоняться от оплаты.

В-четвертых, в законодательстве о банкротстве (ФЗ №127 «О несостоятельности «банкротстве») одной из базовых целей являлось регулирование процесса пропорционального удовлетворения требований кредиторов. На практике же я вижу создание фиктивной задолженности, размер которой не только не позволяет реальным кредиторам избрать кандидатуру управляющего, чем мешает им реализовывать свое право по контролю над должником и его активами, но и создает угрозу вывода средств от реализации конкурсной массы должника фиктивным кредиторам.

Из вышеизложенного читатель легко сможет сделать вывод о том, инструментом достижения каких целей служит сегодня институт банкротства. Как видно, основной целью банкротства является его использование в противозаконных «схемах» по уходу от уплаты кредиторской задолженности перед контрагентами и уклонению от уплаты обязательных платежей. Также, из приведенных цифр следует, что чуть меньше половины всех дел, завершенных конкурсным производством, завершены по упрощенной процедуре банкротства, что также свидетельствует о «умышленном» характере банкротства. Чаще всего это используется в «схемах» по ликвидации маленьких фирм с относительно небольшой задолженностью в бюджет и внебюджетные фонды, и не имеющих каких-либо активов, реальных к взысканию. Такие процедуры финансируются за счет «дружественных кредиторов» и используются для так называемой альтернативной ликвидации путем реорганизации нескольких фирм-однодневок в одну, которую и готовят в последствии к банкротству.

В подтверждение своих слов приведу еще несколько статистических данных, отражающих общую динамику роста задолженности организаций поставщикам, бюджету и внебюджетным фондам (млн. руб.):

Задолженность
поставщикам

Из нее
просроченная

Задолженность
бюджету

Из нее
просроченная

Задолженность
государственным
внебюджетным
фондам

Из нее
просроченная
На конец 2013г.

40 281
На конец 2014г.

Вышеуказанные данные приведены на основании сведений Росстата. Из них мы видим структуру задолженности, задолженность бюджету в которой составляет примерно 1 к 10 по отношению к задолженности перед поставщиками. При этом, структура просроченной задолженности имеет соотношение 1 к 20, что говорит нам о том, что организации предпочитают осуществлять гашение долгов преимущественно перед бюджетом, нежели перед поставщиками. Полагаю, это объясняется невозможностью «договориться» с ФНС о реструктуризации или отсрочке от уплаты долга, в результате чего последняя процедуру банкротства должника.

Теперь рассмотрим данные, указанные в другом официальном источнике: сайте ФНС, и проанализируем информацию, содержащуюся в отчетах 4-НМ по состоянию на начало 2014 и 2015 годов, а именно задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему РФ (тыс. руб.):

Задолженность по налогам и сборам, всего

Задолженность,
приостановленная к
взысканию в связи с
введением процедур
банкротства

Сумма задолженности
ликвидированных
организаций (подпункт 1
пункта 1 статьи 59 НК РФ)
На начало 2014г.

129 207 437
На начало 2015г.

Говоря проще, имеем: 20% всей задолженности по налогам приостанавливается к взысканию из-за введения процедуры банкротства, после чего до 86% этой задолженности списывается как с ликвидированной организации, т.е. с организации, процедура банкротства которой завершена, и в ходе её (процедуры) проведения средств для погашения требований налогового органа не хватило. Тут следует учитывать также тот факт, что эти требования остаются неудовлетворенными, как и требования остальных кредиторов третьей очереди, т.е. тех самых поставщиков, просроченная задолженность перед которыми в конце 2014 года составила 1 451 141 млн. руб.!

Анализируя статистические данные, необходимо учитывать также и то, что на несколько крупнейших Российских предприятий может приходится основная доля всей указанной в статистике задолженности: это банки и крупнейшие градообразующие предприятия.

Вот еще несколько выводов, которые можно сделать:

  1. Далеко не каждому кредитору удается вернуть несколько копеек из каждого погоревшего в банкротстве рубля.
  2. Как правило уже в начале процедуры банкротства должник вынужден признать, что большая часть имущества и активов предприятия уже выведены и возвращать кредиторам практически нечего.
  3. Значительная часть дел о банкротстве - это дела о банкротстве должников, которые существуют только на бумаге. У этих должников не осталось ни конкурсной массы, ни работников, ни руководителей и уж тем более собственников.
  4. Кредиторы, как правило, не заинтересованы в финансовом оздоровлении предприятия-должника.
5. Недоработки в законодательстве о банкротстве, а также та коррупционная составляющая, которая имеется в противоречивой по своей правовой природе должности арбитражного управляющего, обуславливает высокую криминализацию института банкротства в целом.

Каждый человек разоряется по-своему, в соответствии со своими склонностями и привычками.

Схема процесса банкротства

Признание несостоятельности физических лиц осуществляется в два этапа, которые контролируются , назначаемым судебной инстанцией . , из числа членов которой выбирается подходящая кандидатура, указывается истцом в заявлении.

Схематически банкротство физлиц выглядит следующим образом:

  1. стадия наблюдения:

1.1. проверка финансового состояния должника;

1.2. выявление признаков преднамеренного или фиктивного банкротства;

1.3. выявление незаконно оформленных сделок и их оспаривание;

1.4. оценка имущества заемщика.

2. стадия конкурсного производства;

2.1. наложение ареста на имущество должника;

2.2. выставление на торги имущества, которое может быть изъято, в соответствии с законодательством;

2.3. подготовка и проведение торгов;

2.4. получение средств от реализации имущества и покрытие задолженности;

2.5. при нехватке вырученных средств для полного погашения долга, списание остатка задолженности.

  • ДОЛЖНИК
  • ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • АРБИТРАЖНЫЙ СУД
  • КРЕДИТОР
  • ПРОЦЕДУРА БАНКРОТСТВА

Рассмотрена статистика банкротств с 2005 по 2015гг. по Российской Федерации, Приволжском федеральном округе, Республики Башкортостан, Республики Татарстан, Свердловской области и Челябинской области. В аналитических таблицах приведено абсолютное количество зарегистрированных юридических лиц, количество юрлиц, прекратившие свою деятельность в связи с банкротством, рассчитаны доли обанкротившихся юридических лиц. В результате проведения данного анализа выявлена тенденция роста предприятий-банкротов в целом по России и по ее регионам.

  • Механизм обеспечения экономической безопасности региона
  • Анализ индикаторов экономической безопасности на примере региона
  • Анализ методик проведения оценки эффективности управления муниципальными финансами

В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей .

Основания для признания должника несостоятельным (банкротом), порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства, проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, регулируются Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Признаком банкротства юридического лица считается неспособность платить по долгам, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. По истечении этого срока кредиторы получают право на обращение в арбитражный суд о признании предприятия-должника банкротом. Продолжительный период неплатежеспособности является следствием неудовлетворительного состояния бизнеса в целом. Проблемы в деятельности предприятия являются результатом взаимодействия многих внешних и внутренних факторов. Предприятия, не прогнозирующие изменений внешней среды, прежде всего научно-технических, не имеющие обоснованной стратегии развития, подвержены риску банкротства в связи с потерей конкурентоспособности товара. Причиной банкротства может быть неэффективное управление, отсутствие маркетинговой стратегии, ошибки в формировании капитала, осуществление рискованных операций. В конечном счете производственные и коммерческие, управленческие просчеты приводят к финансовым затруднениям: нарушению финансовой устойчивости предприятия, существенной несбалансированности денежных потоков в течение продолжительного периода, низкой ликвидности активов.

Отдельные аспекты проблемы несостоятельности в макроэкономическом плане и антикризисного управления на уровне предприятий рассмотрены в работах российских ученых, в частности, Гаффарова Р.Д., Ефимова О.Н., Шариповой Г.Р. . В данной работе мы не ставим себе задачу анализа причин банкротств, а ограничиваемся анализом его динамики, но несомненно, что одним из инструментов регулирования и защиты от кризисных явлений в экономике является страхование .

Рассмотрим статистику банкротств В Российской Федерации с 2005 по 2015 гг. (таблица 1).

Таблица 1 Динамика доли обанкротившихся юридических лиц по РФ за 2005–2015 г.г.

Показатели

Количество коммерческих организации, всего

Количество обанкротившихся коммерческих организаций, всего

Доля обанкротившихся коммерческих организаций, %

Полные товарищества

Обанкротившиеся полные товарищества

Доля обанкротившихся полных товариществ, %

Товарищества на вере

Обанкротившиеся товарищества на вере

Доля обанкротившихся товариществ на вере, %

Общества с ограниченной ответственностью

Обанкротившиеся общества с ограниченной ответственностью

Доля обанкротившихся обществ с ограниченной ответственностью,%

акционерные общества (открытые, закрытые)

Обанкротившиеся акционерные общества (открытые, закрытые)

Доля обанкротившихся акционерных обществ,%

Производственные кооперативы

Обанкротившиеся производственные кооперативы

Доля обанкротившихся производственных кооперативов

Унитарные предприятия

Обанкротившиеся унитарные предприятия

Доля обанкротившихся унитарных предприятий, %

Прочие коммерческие организации

Обанкротившиеся прочие коммерческие организации

Доля обанкротившихся прочих коммерческих организаций

По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что в 2007 г. доля обанкротившихся юридических лиц составила - 3,6% , что в анализируемом периоде является минимальным показателем, а в 2015 г. этот показательно увеличился на 1,0%. За период с 2014 – 2015 гг. доля обанкротившихся коммерческих организаций не изменилась и составляет - 5,1%. Значительное изменение показателя обанкротившихся полных товариществ наблюдается в сравнении 2007 г. (11,7%) с 2015 (29,3%). Что касается показателя обанкротившихся товариществ на вере, то за анализируемый период наблюдается значительное сокращение числа товариществ, а именно практически в 6 раз. Доля обанкротившихся унитарных предприятий так же имеет тенденцию к увеличению. Число обанкротившихся прочих коммерческих организаций в 2007 году составило 41919, что на 51,3% меньше показателя 2015 г.

Для наглядности представим таблицу 1 и результаты ее анализа на рисунке 1.

По приведенному анализу можно сделать вывод, что динамика роста наблюдается в в 2008 г. 3,7% доля обанкротившихся юридичесикх лиц. В 2009 г. – это значение остается неизменным. В 2015 г. доля обакротившихся – 4,6%, т.е. 220667 юридических лиц.

Большой интерес представляет динамика банкротств в разрезе субъектов Российской Федерации. Для примера приведем эту информацию в таблице 2.

Таблица 2.Динамика доли обанкротившихся юридических лиц в разрезе субъектов с 2005-2015гг.

Показатели

Приволжский Федеральный Округ

Количество юридических лиц, сведения о которых содержаться в ЕГРЮЛ - ВСЕГО

Количество юридических лиц прекратившие свою деятельность в связи с банкротством

Доля обанкротившихся юридических лиц, %

Республика Башкортостан

Количество юридических лиц, сведения о которых содержаться в ЕГРЮЛ - ВСЕГО

Количество юридических лиц прекратившие свою деятельность в связи с банкротством

Доля обанкротившихся юридических лиц, %

Республика Татарстан

Количество юридических лиц, сведения о которых содержаться в ЕГРЮЛ - ВСЕГО

Количество юридических лиц прекратившие свою деятельность в связи с банкротством

Доля обанкротившихся юридических лиц, %

Свердловская область

Количество юридических лиц, сведения о которых содержаться в ЕГРЮЛ - ВСЕГО

Количество юридических лиц, прекративших свою деятельность в связи с банкротством

Доля обанкротившихся юридических лиц, %

Челябинская область

Количество юридических лиц, сведения о которых содержаться в ЕГРЮЛ - ВСЕГО

Количество юридических лиц прекратившие свою деятельность в связи с банкротством

Доля обанкротившихся юридических лиц, %

Число предприятий-банкротов по ПФО с 2005 по 2015 гг. выросло в 2 раза. В Республике Татарстан число банкротов в 2005 году был значительно меньше по сравнению с другими регионами (918 банкротов), но к 2015 году рост составил более чем в 5 раз (5597 банкротств), по абсолютному количеству несостоятельных организаций Татарстан остается одним из благополучных регионов ПФР. В Челябинской области число несостоятельных организаций с 2005 по 2015 гг. изменилось в 5 раз (2005г. – 1497 банкротов, 2015г. – 5180). Свердловская область отличается количеством несостоятельных ЮЛ по сравнению с анализируемыми субъектами. В 2005г.- 3674, в 2015г.- 5505 .

Отдельно рассмотрим динамику количество юридических лиц, прекративших свою деятельность в связи с банкротством в Республике Башкортостан (рисунок 2).

Динамика банкротств в Республике Башкортостан выглядит следующим образом. Рост числа банкротств в республике за 10 лет составил чуть менее 3 раз (2005г. – 3860, 2015г. – 9897 банкротов), значительный рост числа несостоятельных юрлиц наблюдается в 2008г. – 6827, в 2015 г. – 9897. С 2005г. по 2015 г. число юридических лиц-банкротов варьируется от 200 до 300 банкротов в год.

Процедура банкротства начинается с заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано самой компанией, которая таким образом в добровольном порядке объявляет себя банкротом, либо одним или несколькими из ее кредиторов, в качестве крайней меры вернуть свои денежные средства. Стоит отметить, что процедура банкротства может использоваться как противоправное средство ухода от своих обязательств, введения контрагентов в заблуждение, также может применяться с целью сокрытия хищения имущества организации. Такое банкротство квалифицируется как фиктивное банкротство, и является уголовно наказуемым. Кроме этого, в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за преднамеренное банкротство – действия (бездействия) руководителя, участника организации, которые причиняют ущерб компании и приводят к несостоятельности. После принятия заявления о признании должника банкротом арбитражный суд рассматривает обоснованность такого заявления, а именно проверяет наличие вышеуказанных признаков банкротства. Убедившись, что требования кредиторов не удовлетворены на момент данного судебного заседания, суд вводит наблюдение - одну из четырех процедур, которые предусмотрены законом о несостоятельности (банкротстве). Законодательством предусмотрены несколько сценариев развития процедуры банкротства должника – от полной финансовой «реабилитации» до ликвидации бизнеса и даже уголовной ответственности учредителей. Процедуры финансового оздоровления и внешнего управления дают шанс организации привести свою деятельность в порядок, восстановить свое финансовое положение. Это также выгодно и кредиторам, поскольку появляется вероятность, что должник сможет полностью расплатиться по своим обязательствам, пусть даже и в несколько другой форме. Если же восстановить платежеспособность должника не получится, закон гарантирует защиту интересов кредиторов, предоставляя возможность для принудительной ликвидации должника и взыскания задолженности (или части задолженности) за счет его имущества. Таким образом, закон защищает и интересы должника, освобождая его от пожизненного «долгового рабства» и исключая парализацию хозяйственной деятельности должника одним кредитором с целью заставить должника исполнить перед ним свои обязательства .

В целом картина рассматриваемых дел арбитражными судами выглядит следующим образом (таблица 3).

Таблица 3. Сведения о рассмотрении арбитражными судами Российской Федерации дел о несостоятельности (банкротстве)

Поступило заявлений о признании должников несостоятельными (банкротами)

Принято к производству

Количество дел, по которым проводилась процедура финансового оздоровления , из них

Прекращено производство по делу в связи с погашением задолженности

Количество дел по которым проводилась процедура внешнего управления

Прекращено производство по делу в связи с восстановлением платежеспособности

Принято решений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства

Государственных унитарных предприятий

Муниципальных унитарных предприятий

Во-первых, необходимо отметить значительное снижение числа обращений в суд заявлением о банкротстве в 2011 г. на 17% по отношению к предыдущему году. Но в 2012 г. это число возросло на 22,4% по отношению к 2012г. Резкий спад наблюдается в 2013г., число заявлений о банкротстве снизилось на 21,9%.

Необходимо отметить сохранение значительного воздействия мер государственной политики на динамику банкротств. Регулирование деятельности налоговых органов в сфере признания должников банкротами играют немаловажное значение .

Динамика прекращения производства по делам о банкротстве представлена в табл. 4.

Таблица 4. Сведения рассмотренных заявлений о несостоятельности Арбитражным судом по Российской Федерации с 2010г. по 2013 гг.

Завершено производство по делам о несостоятельности (банкротстве)

В том числе

Завершено конкурсное производство

Отказано в признании должника банкротом

Прекращено производство по делу в связи с утверждением мирового соглашения

% к количеству дел, по которым завершено производство

Рассмотрено заявлений, разногласий, жалоб, ходатайств в рамках дел о несостоятельности (банкротстве)

Спад количества дел о банкротстве наблюдается в 2011 г. на 16,2% по отношению к предыдущему году. В 2013 г. так же наблюдается снижение на 21,3% по отношению к предыдущему году, в 2012 г. количество завершенных дел о несостоятельности составил 30159 (рост на 15,4% по отношению к 2011г.) .

Сопровождение банкротства - процесс сложный, требующий глубоких знаний вопроса как с юридической, так и с экономической точки зрения. Все стадии процедуры банкротства имеют свои «подводные камни», тонкости и нюансы. Процесс признания лица несостоятельным достаточно сложен как с правовой точки зрения, так и с моральной. Поэтому, чтобы не наделать большое количество ошибок, рекомендуется обращаться к специализированным фирмам или компаниям. Они имеют достаточный опыт сделок в этой сфере и смогут помочь обратить заведомо проигрышный вариант в хорошие перспективы или же сгладить последствия.

Список литературы

  1. О несостоятельности (банкротстве). Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 29.12.2015) ")" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2016). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»
  2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 15.02.2016). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»
  3. Единый Федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Режим доступа http://fedresurs.ru/ (дата обращения: 29 апреля 2016г.)
  4. Федеральная налоговая служба Российской Федерации. Официальный сайт. Режим доступа www.nalog.ru (дата обращения: 29 апреля 2016г.)
  5. Ведение дел в арбитражном суде, банкротство Режим доступа http://www.jurist-arbitr.ru (дата обращения 27 апреля 2016г.)
  6. Ефимов, О.Н. Экономика предприятия [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ефимов О.Н.- Электрон, текстовые данные.- Саратов: Вузовское образование, 2014.- 732 с.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23085.- ЭБС «IPRbooks», по паролю
  7. Ефимов О.Н., Гаффаров Р.Д. Антикризисное управление и оценка стоимости бизнеса // Экономика и социум - №4(13) 2014г. [Электронный ресурс]. URL: http://iupr.ru/osnovnoy_razdel__2_15_/
  8. Ефимов О.Н., Шарипова Г.Р. Влияние налогового контроля на антикризисное управление // Экономика и социум - №4(13) 2014г. [Электронный ресурс]. URL: http://iupr.ru/osnovnoy_razdel__4_13__2014g_/
  9. Ефимов, О.Н. Страхование по закону о страховом деле. Учебное пособие (приложение к программе подготовки бакалавров) / О.Н.Ефимов. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Heinrich-Böcking-Str. 6-8, 66121 Saarbrucken, Germany, напечатано в России, 2012, 685 стр.
  10. Ефимов О.Н. Экономика страхования и анализ страховых операций [Электронный ресурс]: курс лекций/ Ефимов О.Н.- Электрон, текстовые данные.- Саратов: Вузовское образование, 2014.- 2G1 с.- Режим доступа: http://www.lprbookshop.ru/23092.- ЭБС «IPRbooks», по паролю

Согласно официальным сведениям (аналитической записке к отчету о работе арбитражных судов в Российской Федерации, Российский статистический ежегодник и пр.), количество поступивших заявлений о признании должника банкротом (в тыс.) составляло: 40, 2 в 2010г., 33, 4 в 2011г., 40, 9 в 2012г., 31, 9 в 2013г., 42 в 2014г. Из поступивших заявлений на долю уполномоченного органа (как известно, таким является Федеральная Налоговая Служба), пришлось: 12, 9 тыс. в 2012г., 4 тыс. в 2013г., 8, 8 тыс. в 2014г. По статистике, где-то в 80% случаев заявления принимаются к производству, менее половины из которых доходят до принятия решения о введении процедуры банкротства - конкурсного производства. Из завершенных дел о признании должника банкротом, по данным за 2013 год, 10 877 дел завершено в связи с завершением конкурсного производства (в том числе по 4 459 делам по упрощенной процедуре банкротства), по 11 233 делам производство было прекращено, в том числе по 585 делам - в связи с утверждением мирового соглашения (менее 3% от общего числа).

По имеющимся официальным данным по состоянию на 22.07.2015г. (форма №1А, утвержденная приказом Высшего Арбитражного Суда), на начало 2015г. в производстве находилось 38 225 дел о банкротстве, за первое полугодие поступило ещё 21 698 заявлений о банкротстве, из которых принято к производству 18 471 заявление. Более подробная аналитика за 2015 год отсутствует (по крайней мере, я так и не нашел). Что значат эти цифры?

Это значит, что, не смотря на посткризисное восстановление экономики России, снижения заявлений о признании должника банкротом не происходило, и из этого можно сделать вывод о том, что процесс банкротства должников никак не коррелирует с экономическим состоянием страны. Из этого, в свою очередь, можно сделать вывод о том, что банкротство не является последствием (к примеру, последствием экономической политики государства, некомпетентности органов управления (высшего менеджмента) предприятия-должника и т.д.), обусловленного какими-то объективными факторами, а является инструментом. Инструментом достижения целей, не всегда соответствующих тем, которые законодатель закладывал, создавая очередной законопроект.

Во-первых, если изначально предполагалось, что своевременное введение процедуры банкротства может хоть как-то помочь должнику выйти из сложившийся неблагоприятной финансовой ситуации (защита от кредиторов, чьими исполнительными действиями должник мог быть разорен, в то время как процедура банкротства могла позволить ему восстановить свою платёжеспособность, пусть и в ущерб немедленному удовлетворению требований кредиторов), банкротство сейчас не ставит перед собой цель финансового выздоровления должника, а скорее наоборот, преследует цели ликвидации и растаскивания активов банкрота. До финансового оздоровления, как и до заключения мирового соглашения, как видно из приведенной статистики, доходят редко.

Во-вторых, цель перераспределения активов убыточного предприятия между другими, более эффективными участниками рынка, также не находит своей реализации, т.к. существующая модель реализации таких активов не позволяет добросовестным игрокам осуществить их цивилизованный выкуп на торгах по банкротству, вместо чего активы часто реализуются аффилированной должнику коммерческой структуре, т.е. остаются в одних и тех же руках.

В-третьих, в ходе процедуры банкротства часто не работают механизмы социальной защиты работников предприятия-должника. Так как выплата текущей задолженности происходит раньше оплаты заработной платы работников, недобросовестный должник (его «орган» управления) имеет возможность путем «наращивания» такой задолженности уклоняться от оплаты.

В-четвертых, в законодательстве о банкротстве (ФЗ №127 «О несостоятельности «банкротстве») одной из базовых целей являлось регулирование процесса пропорционального удовлетворения требований кредиторов. На практике же я вижу создание фиктивной задолженности, размер которой не только не позволяет реальным кредиторам избрать кандидатуру управляющего, чем мешает им реализовывать свое право по контролю над должником и его активами, но и создает угрозу вывода средств от реализации конкурсной массы должника фиктивным кредиторам.

Из вышеизложенного читатель легко сможет сделать вывод о том, инструментом достижения каких целей служит сегодня институт банкротства. Как видно, основной целью банкротства является его использование в противозаконных «схемах» по уходу от уплаты кредиторской задолженности перед контрагентами и уклонению от уплаты обязательных платежей. Также, из приведенных цифр следует, что чуть меньше половины всех дел, завершенных конкурсным производством, завершены по упрощенной процедуре банкротства, что также свидетельствует о «умышленном» характере банкротства. Чаще всего это используется в «схемах» по ликвидации маленьких фирм с относительно небольшой задолженностью в бюджет и внебюджетные фонды, и не имеющих каких-либо активов, реальных к взысканию. Такие процедуры финансируются за счет «дружественных кредиторов» и используются для так называемой альтернативной ликвидации путем реорганизации нескольких фирм-однодневок в одну, которую и готовят в последствии к банкротству.

В подтверждение своих слов приведу еще несколько статистических данных, отражающих общую динамику роста задолженности организаций поставщикам, бюджету и внебюджетным фондам (млн. руб.):

Задолженность
поставщикам

просроченная

Задолженность
бюджету

просроченная

Задолженность
государственным
внебюджетным
фондам

просроченная

На конец 2013г.

На конец 2014г.

Вышеуказанные данные приведены на основании сведений Росстата. Из них мы видим структуру задолженности, задолженность бюджету в которой составляет примерно 1 к 10 по отношению к задолженности перед поставщиками. При этом, структура просроченной задолженности имеет соотношение 1 к 20, что говорит нам о том, что организации предпочитают осуществлять гашение долгов преимущественно перед бюджетом, нежели перед поставщиками. Полагаю, это объясняется невозможностью «договориться» с ФНС о реструктуризации или отсрочке от уплаты долга, в результате чего последняя процедуру банкротства должника.

Теперь рассмотрим данные, указанные в другом официальном источнике: сайте ФНС, и проанализируем информацию, содержащуюся в отчетах 4-НМ по состоянию на начало 2014 и 2015 годов, а именно задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему РФ (тыс. руб.):

Говоря проще, имеем: 20% всей задолженности по налогам приостанавливается к взысканию из-за введения процедуры банкротства, после чего до 86% этой задолженности списывается как с ликвидированной организации, т.е. с организации, процедура банкротства которой завершена, и в ходе её (процедуры) проведения средств для погашения требований налогового органа не хватило. Тут следует учитывать также тот факт, что эти требования остаются неудовлетворенными, как и требования остальных кредиторов третьей очереди, т.е. тех самых поставщиков, просроченная задолженность перед которыми в конце 2014 года составила 1 451 141 млн. руб.!

Анализируя статистические данные, необходимо учитывать также и то, что на несколько крупнейших Российских предприятий может приходится основная доля всей указанной в статистике задолженности: это банки и крупнейшие градообразующие предприятия.

Вот еще несколько выводов, которые можно сделать:

  1. Далеко не каждому кредитору удается вернуть несколько копеек из каждого погоревшего в банкротстве рубля.
  2. Как правило уже в начале процедуры банкротства должник вынужден признать, что большая часть имущества и активов предприятия уже выведены и возвращать кредиторам практически нечего.
  3. Значительная часть дел о банкротстве — это дела о банкротстве должников, которые существуют только на бумаге. У этих должников не осталось ни конкурсной массы, ни работников, ни руководителей и уж тем более собственников.
  4. Кредиторы, как правило, не заинтересованы в финансовом оздоровлении предприятия-должника.
  5. Недоработки в законодательстве о банкротстве, а также та коррупционная составляющая, которая имеется в противоречивой по своей правовой природе должности арбитражного управляющего, обуславливает высокую криминализацию института банкротства в целом.