Порядок обучения работников безопасным методам работы. Как написать программу обучения по охране труда для рабочего

Всем привет! В прошлой статье я рассуждал о программе первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте для работников рабочих профессий. Сегодня вдогонку пост о программах обучения по охране труда/безопасным методам и приемам выполнения работ. Заметьте, я употребляю два этих понятия.

Мы не будем сегодня залезать в специальные правила безопасности по отраслям, там чаще всего всё написано понятно. Сосредоточимся на ГОСТ 12.0.004-90 и Постановлении 1/29.

Прошу также обратить внимание на то, что в этой статье я везде употребляю термины «рабочий» и «работник рабочей профессии», так как все РАБОЧИЕ являются РАБОТНИКАМИ, но не каждый РАБОТНИК является РАБОЧИМ.

Что нам говорит ГОСТ 12.0.004-90 по поводу обучения и проверки знаний рабочих.

4.1. В отдельных отраслях, связанных с работами, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда, проводят дополнительное специальное обучение безопасности труда с учетом этих требований.

4.2. Перечень работ и профессий, по которым проводят обучение, а также порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения устанавливают с учетом отраслевой нормативно-технической документации руководители предприятий по согласованию с профсоюзным комитетом, исходя из характера профессии, вида работ, специфики производства и условий труда.

4.3. Обучение осуществляют по программам, разработанным с учетом отраслевых типовых программ и утвержденным руководителем (главным инженером) предприятия по согласованию с отделом (бюро, инженером) охраны труда и профсоюзным комитетом.

4.4. После обучения экзаменационная комиссия проводит проверку теоретических знаний и практических навыков.

Что всё это значит? То есть, исходя из этого, обучению и проверке знаний подлежат только работники отдельных отраслей, к работам которых предъявляются повышенные требования безопасности. Это означает, что учить нужно далеко не всех.

Далее пункт 4.3. Скажем так, далеко не все отрасли разрабатывали типовые программы обучения работников рабочих профессий. Что, если ваше предприятие работает в отрасли, где не разработали ни одной типовой программы обучения. Как быть?

По этому вопросу ГОСТ 12.0.004-90 себя исчерпывает. Да и не стоит забывать, что он носит всё-таки рекомендательный характер.

Обратимся к Постановлению 1/29.

2.2.1. Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.

Обучение по охране труда проводится при подготовке работников рабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям.

Лично я не совсем понимаю эти 2 абзаца. Во первых, в первом абзаце идет речь об обучении безопасным методам и приемам выполнения работ, а во втором уже об обучении по охране труда. То есть, этот документ разделяет эти 2 понятия.

Во вторых,в этом пункте указаны условия при которых проводится эти 2 вида обучения: первое — всем, второе только при подготовке, переподготовке и обучении другим профессиям.

Я думаю многие согласятся, что этот документ достаточно противоречивый и, надеюсь, у Минтруда тоже скоро дойдут до него руки.

3.1. Проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости — в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

Вы слышали это?! Оказывается комиссию для проверки знаний рабочих вообще можно не создавать! Достаточно, что проверку знаний проедет единолично непосредственный руководитель. А мы привыкли штамповать приказы о комиссиях. Ну да ладно, всё равно без протокола и комиссии не обойтись. Нужно же как-то доказать, что вы обучили и проверили рабочего. Но это уже совсем другая история.

Чем же поможет в нашем вопросе этот пункт. Он четко гласит — ПРОВЕРКУ ЗНАНИЙ ПРОВОДИ В ОБЪЕМЕ ПРАВИЛ И ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА! Это означает, что программа обучения, как и программа инструктажа, должна базироваться на ИНСТРУКЦИЯХ ПО ОХРАНЕ ТРУДА.

Многие скажут, что не надо ничего придумывать, ведь есть Письмо Минтруда от 17.05.2004, утверждающее Примерную программу обучения по охране труда работников организаций. Но, если вы вчитаетесь в нее, то поблагодарите Минтруд за то, что она только ПРИМЕРНАЯ. Нет, она вполне себе может быть использована для обучения специалистов и служащих, но она же практически неприменима для рабочих! Или может рабочему надо знать о Руководстве МОТ-СУОТ 2001, OHSAS 18001-1996, ГОСТ Р 12.0.006-2002, о котором идет речь в теме 2.3. этой Программы?! А может ему будет интересна тема 1.9.: Административная и уголовная ответственность должностных лиц за нарушение или неисполнение требований законодательства о труде и об охране труда?! На кой хрен скажите мне, рабочему нужно всё это! Повторюсь, я рад, что многие документы Минтруда являются примерными и не обязательными .

Ну а теперь, я предложу свой вариант программы обучения безопасным методам и приемам выполнения работ рабочих.

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ безопасным методам и приемам выполнения работ слесаря КИПиА

Настоящая программа составлена на основании ГОСТ 12.0.004-90 и Постановления Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 №1/29, с учетом Письма Минтруда России от 17.05.2004.

Основой для проведения обучения и последующей проверки знаний работников рабочих профессий являются инструкции по охране труда и пожарной безопасности.

  1. Понятия «охрана труда» и «пожарная безопасность».
  2. Обязанность работника по соблюдению требований охраны труда, пожарной безопасности и трудового распорядка.
  3. Основные причины травматизма для данной профессии.
  4. Основные требования безопасности по ИОТ слесаря КИПиА 6 разряда.
  5. Требования безопасности для электротехнического персонала по ремонту распределительных устройств.
  6. Требования безопасности для электротехнического персонала по обслуживанию электрооборудования линий по производству базальтопластиковой арматуры.
  7. Требования безопасности для электротехнического персонала при производстве работ на лестницах и стремянках.
  8. Требования безопасности для электротехнического персонала по обслуживанию электрооборудования линий по нанесении песчаных анкеров на базальтопластиковую арматуру.
  9. Требования безопасности для электротехнического персонала по обслуживанию электрооборудования грузоподъемных машин.
  10. Требования безопасности при проведении работ на высоте.
  11. Требования безопасности для электротехнического персонала при работе с мегомметром.
  12. Требования безопасности при работе с ручным слесарным инструментом.
  13. Требования безопасности при передвижении пешим ходом по территории и производственным помещениям.
  14. Требования безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных и складских работ.
  15. Требования электробезопасности.
  16. Основы пожарной безопасности.
  17. Действия работника при несчастном случае, пожаре и (или) аварии.
  18. Оказание доврачебной помощи пострадавшим.

Ну как вам такой минимум знаний для рабочего, а? Практически всё в ней из инструкций по охране труда для работника этой профессии. Ничего лишнего!

Это вариант программы, по его подобию, руководствуясь инструкциями, можно составить любую программу. Для программы вы также можете составить конспект, но, я сч

Не знаю как вы, а я, если ГИТ будет предъявлять мне что-то по обучению и проверке знаний рабочих — дам почитать ему эту статью.

Будьте минималистами, не раздувайте документацию по охране труда до нереальных размеров, дайте работнику только то, что ему нужно. 🙂

В следующий раз поговорим подробнее о проверке знаний работников рабочих профессий.

Спасибо за внимание. Не забываем согласовывать все документы по охране труда с собой 🙂 и профсоюзом.

Скачать образец Программы обучения безопасным методам и приемам выполнения работ рабочих в формате WORD

P.S. Не стоит игнорировать и отраслевые программы обучения, если они разрабатывались ведомствами для вашей отрасли.

Введение

Безопасность жизнедеятельности в широком смысле определяют как «науку об оптимальном взаимодействии человека со средой обитания», причем среда обитания определяется как часть пространства и совокупность реальных объектов, окружающих человека в местах его пребывания. Современный человек в своей повседневной жизни неотделим от мира машин, что нашло отражение в термине «техносфера», понимаемом как мир техники, искусственная, созданная человеком среда, входящая в биосферу и взаимодействующая с ним. И это взаимодействие со временем становится все более драматичным. Последние десятилетия отмечены резким ростом числа аварий, человеческих жертв, размеров экономического ущерба, деградации природной среды.

В связи с этим выделяют ближайшую и стратегическую задачи безопасности жизнедеятельности как научного направления. Ближайшая задача - это обеспечение здоровых условий жизни и труда, высокой продолжительности жизни. Стратегическая задача подразумевает обеспечение выживаемости и сохранение цивилизации в условиях бурно развивающихся экологического и социального кризисов. Ни в коей мере не являясь простой суммой знаний, содержавшихся в читаемых ранее курсах «Охрана окружающей среды», «Охрана труда», "«Гражданская оборона", учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» обобщает многие данные, положения, выводы, полученные в рамках соответствующих научных направлений, и служит, таким образом, методологической базой для решения конкретных вопросов в области безопасности труда, экологической безопасности, безопасности в чрезвычайных ситуациях. Кроме этого, она интегрирует в себе элементы таких наук как физика, химия, теория надежности, физиология, гигиена, эргономика, инженерная психология, таких специальных разделов математики как алгебра логики, теория вероятностей, математическая статистика, теория катастроф.

Цели безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины формулируются как приобретение теоретических знаний и навыков для выявления, оценки и контроля опасностей окружающей среды, в том числе производственной, а также разрабатываемой техники и технологии, разработки и осуществления мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий, создания безопасных условий жизнедеятельности, проектирования оптимальных производственных и трудовых систем, прогнозирования и принятия правильных решений в условиях чрезвычайных ситуаций.

Однако, к концу 20-го века была осознана необходимость создания новой науки, обобщающей научные данные нескольких дисциплин, формирующей единый понятийный, теоретический и методологический аппарат. В 1990 г. впервые официально появилось название «Безопасность жизнедеятельности». Предмет с таким названием был введен в учебные программы вузов Приказом №473 Госкомвуза СССР.

Объектом изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) является комплекс явлений и процессов в системе «человек - среда обитания», негативно воздействующих на человека и среду оби обитания.

Цель изучения дисциплины - это получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасных и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла.

Обучение безопасным методам работы и инструктаж на производстве

Обучение работающих безопасным методам труда

Обучение и инструктаж по безопасности труда носит непрерывный многоуровневый характер и проводится на: промышленных предприятиях транспорта, связи, строительства, в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, во внешкольных учреждениях и в процессе трудовой деятельности. Обучение основам безопасности труда в учебных заведениях организуется и проводится на всех стадиях обучения, в учебно-воспитательных учреждениях. Обучение безопасности труда при подготовке рабочих, переподготовке и обучению вторым профессиям.Согласно статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан проводить инструктажи по охране труда и стажировки на рабочем месте. Правила проведения инструктажей по охране труда определены в Порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утвержденном постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29. Все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений, проходящие производственную практику проходят вводный инструктаж. Его проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом по предприятию возложены эти обязанности. Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов РФ (в частности, ГОСТ 12.0.004-90 (1999)

Инструктаж на рабочем месте

Инструктаж на рабочем месте заключается в ознакомлении работников с основными положениями и требованиями по безопасности труда, санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами, строительными нормами и правилами, техническими регламентами, стандартами (государственными, отраслевыми, организации), правилами устройства и безопасной эксплуатации различных видов оборудования, правилами и инструкциями по охране труда, организационно - методическими документами, методическими указаниями, рекомендациями, а также с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, описаниями и демонстрациями безопасных методов и приемов выполнения работ. Инструктаж по охране труда завершается проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов выполнения

Повторный, внеплановый, целевой инструктаж

Повторный инструктаж работников на рабочем месте проводится для того, чтобы повысить уровень их знаний и навыков по охране труда. Его проходят все работники не реже 1 раза в 6 месяцев за исключением тех работников, которые согласно приказу работодателя освобождаются от первичного инструктажа. Повторный инструктаж может проводиться индивидуально с каждым работником или с группой работников одной профессии. Внеплановый инструктаж проводится: - при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда; при изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;- при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и тому подобное.); - по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля; - при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями - более 30 календарных дней, а для остальных работ - более двух месяцев;- по решению работодателя (или уполномоченного им лица). Целевой инструктаж проводится в следующих случаях: при выполнении разовых работ, которые напрямую не связаны с обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории и тому подобное);- при ликвидации аварий, последствий стихийных бедствий и катастроф; при производстве работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение и другие специальные документы; при проведении в организации массовых мероприятий. Все виды инструктажа должны проводиться непосредственно руководителем работ. Проверка знания требований охраны труда. Экзамены по охране труда сдают все работники предприятия, за исключением руководителей подразделений и должностных лиц, прошедших обучение по охране труда в специализированных учебных центрах и имеющих соответствующее удостоверение.

Безопасные методы труда– методы, позволяющие создать условиятруда, исключающие производственный травматизм и возникновение профессиональных заболеваний.

Работающий должен быть обучен безопасным приемам работы, обя-зан уметь правильно оценить производственную обстановку, своевременнозамечать и устранять опасности. Порядок и виды обучения безопасности труда регламентируются ГОСТ12.0.001-90 «Организация обучения безо-пасности труда. Общие положения». Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний в целом попредприятию и учебному заведению возлагают на его руководителя, а в подразделениях– на руководителя подразделения. Своевременность обу-чения контролирует отдел охраны труда или инженерно- технический ра-ботник, на которого возложены эти обязанности приказом руководителя.

Обучение завершается экзаменом по безопасности труда. Рабочие, связан-ные с выполнением работ повышенной опасности, а также объектов, под-контрольных органам государственного надзора, должны проходить пе-риодическую проверку по безопасности труда. При получении рабочим неудовлетворительной оценки повторнуюпроверку знаний назначают не позднее одного месяца. До повторной про-верки он к самостоятельной работе не допускается. Перед очередной проверкой знаний на предприятиях организуют за-нятия, лекции, семинары, консультации по вопросам охраны труда.

Инструктажи по характеру и времени подразделяют следующие ви-ды:

Вводный инструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии, с временными работниками, командированными, учащимися и студента-ми, прибывшими на производственное обучение или практику, а также с

учащимися в учебных заведениях перед началом лабораторных или прак-тических работ. На предприятии вводный инструктаж проводит инженер по охране труда, а с учащимися в учебных заведениях– преподаватель.

После окончания инструктажа делают запись в журнале регистрации ввод-ного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструк-тирующего.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят со всеми вновь принятыми на предприятие, переводимыми из одного подразделения в другое, командированными, временными работниками, со студентами и учащимися, прибывшими на практику и при проведении практических за-нятий в учебных классах, лабораториях.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работ-ником или учащимся индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда.

Повторный инструктаж проходят все рабочие, независимо от квали-фикации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже од-ного раза в полугодие. Проводят его индивидуально или с группой работ-ников, обслуживающих однотипное оборудование, по программе первич-ного инструктажа.

Внеплановый инструктаж проводят:

1. При введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменения к ним.

2. При изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, ис-ходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безо-пасность труда.

3. При нарушении работающими и учащимися требований безопасности труда, которые могут привести к травме, аварии, взры-ву или пожару, отравлению.

4. По требованию органов надзора.

5. При перерывах на работе– для работ, к которым предъ-являют дополнительные(повышенные) требования безопасности труда– более чем на30 календарных дней, а для остальных работ– 60 дней.

Целевой инструктаж проводят при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы; при органи-зации массовых мероприятий с учащимися(экскурсии, походы).

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой проводит непосредственный руководитель работ(мастер, пре-подаватель). Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой зна-ний. Знания проверяет работник, проводивший инструктаж.

Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельнойработе не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.

О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторно-го, внепланового, работник, проводивший инструктаж, делает запись вжурнале регистрации. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину егопроведения. Целевой инструктаж фиксируется в наряд-допуске или другой доку-ментации, разрешающей производство работ.

Вопрос

АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ

При проведении аттестации рабочих мест необходимо руководствоваться «Временными межотраслевыми рекомендациями по аттестации рабочих мест в промышленности», соответствующими отраслевыми рекомендациями. Аттестация - логическое продолжение составления паспортов производственных объединений (предприятий). В ходе ее учитывают также результаты проведенной ранее (при разработке Программы сокращения ручного труда и Комплексного плана улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровитель-ных мероприятий) паспортизации ручных работ и работ, связанных с неблагоприятными условиями труда. В свою очередь, результаты аттестации создают основу для внесения необходимых дополнений в соответствующие программы и планы. В дальнейшем указанные работы должны быть совмещены по срокам и проводиться по единому первичному документу.
Для проведения работы по аттестации (переаттестации) и рационализации рабочих мест на предприятии создают центральную общезаводскую комиссию, возглавляемую главным инженером. В ее состав включают руководителей функциональных подразделений (технологического, конструкторского, труда и заработной платы и т. д.), представителей партийной, профсоюзной организаций, совета бригадиров, НОТ, ВОИР и др. Состав общезаводской аттестационной комиссии и график проведения аттестации в цехах утверждает приказом руководитель предприятия. График проведения аттестации разрабатывают в такой последовательности:
- рабочие места, на которых применяют ручной труд с тяжелыми и вредными условиями;
- рабочие места, на которых применяют только ручной труд;
- рабочие места, на которых применяются ручной труд параллельно с механизированным; другие рабочие места.
Цеховые аттестационные комиссии возглавляют начальники цехов. В их состав включают мастеров, технологов, нормировщиков, представителей партийной и профсоюзной организаций, бригадиров и передовых рабочих. Состав цеховых аттестационных комиссий, сроки проведения аттестации рабочих мест в цехах, а также графики проведения аттестации на участках утверждают начальники цехов. Ответственность за проведение аттестации рабочих мест на предприятии несут главный инженер и начальники цехов.

Функции цеховой аттестационной комиссии:

Сопоставляет фактические значения показателей, характеризующих организационно-технический уровень рабочего места, с нормативными и фиксирует - оценку соответствия (несоответствия) аттестуемых показателей в акте аттестации рабочего места;

Принимает решения об аттестации (неаттестации) рабочего места;

Проводит технико-экономический анализ характеристик рабочего места, вырабатывает и фиксирует в акте аттестации решение о дальнейшем

Использовании аттестованных и неаттесто-ванных рабочих мест;

Представляет общезаводской аттестационной комиссии такие документы: акты аттестации рабочих мест, подписанные всеми членами цеховой аттестационной комиссии; технико-экономические расчеты, подтверждающие возможность (невозможность) их сокращения; проект плана мероприятий по повышению организационно-технического уровня неаттестованных рабочих мест и предложения по срокам их повторной аттестации; проект плана сокращения рабочих мест и предложения по созданию новых, отвечающих прогрессивным решениям.

Общезаводская аттестационная комиссия рассматривает акты аттестации и технико-экономические расчеты и принимает окончательное решение по дальнейшему использованию рабочих мест. Рассматривает предложения цеховых аттестационных комиссий по повышению организационно-технического уровня рабочих мест и поручает функциональным подразделениям разработать конкретные мероприятия (по соответствующим направлениям) для их включения в план повышения эффективности производства предприятия. Устанавливает сроки повторной аттестации неаттестованных рабочих мест.

Общезаводские и цеховые комиссии должны привлекать к участию в проведении аттестации рабочих мест передовиков производства, инженерно-технических работников, рационализаторов и изобретателей. Для развития творческой инициативы рабочих и специалистов в этом направлении целесообразно создавать творческие группы, периодически проводить смотры-конкурсы на лучшую постановку работы по аттестации рабочих мест.

Материально поощряют работников предприятия за разработку и внедрение мероприятий по рационализации рабочих мест, сокращению неэффективных и высвобождению персонала производства из фондов премирования за создание и внедрение новой техники, материального поощрения и заработной платы.


Похожая информация.


Организация безопасного производства работ и процессов. Этапы

Организация безопасного производства работ и процессов должна осуществляться на всех этапах трудового процесса:

  1. до начала работы (смены);
  2. после окончания работы;
  3. в процессе работы,
  4. в случае аварийной или чрезвычайной ситуации.

При организации производственного процесса производитель (организатор, руководитель) работ обязан: До начала работы (смены):

  1. обеспечить наличие необходимой технологической документации и инструкций, определяющих порядок и меры безопасного производства работ;
  2. принять меры по созданию на рабочих местах условий, соответствующих нормативным требованиям;
  3. обойти и осмотреть участок производства работ, все рабочие места, убедиться в наличии достаточного освещения, исправности оборудования, технологических и инвентарных средств, оснастки, обратив особое внимание на исправность средств и приборов безопасности (блокировок, ограничителей, заземления, сигнализации и др.), в отсутствии нео-гражденных опасных зон, наличии предупредительных плакатов, надписей, знаков безопасности. Там, где они отсутствуют, необходимо установить соответствующие временные (передвижные, переносные) или стационарные хорошо видимые и освещаемые в темное время суток ограждения, знаки безопасности, плакаты, предупредительные надписи;
  4. произвести расстановку технологических машин, оборудования, бригад рабочих в соответствии с технологическими регламентами. Назначить старших, звеньевых, во всех технологических звеньях производства;
  5. обеспечить наличие на рабочих местах исправного инвентаря, вспомогательных материалов, инструмента и оснастки;
  6. проверить у работающих наличие удостоверений на право выполнения конкретных видов работ, наличие и исправность спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, их соответствие предстоящей работе;
  7. установить пути и порядок движения транспорта и пешеходов, исключить, по возможности, перекрестные и встречные маршруты, обратив внимание на участки производства других (ремонтно-строительных и монтажных) работ в условиях действующего производства; определить места безопасного нахождения рабочих в процессе выполнения технологических операций и на время их перерыва;
  8. исходя из реально сложившейся ситуации, провести беседу (инструктаж) с рабочими о безопасных методах производства работ и правилах применения СИЗ, указав способы и приемы работы.

Убедиться, что инструктаж усвоен. В процессе работы:

  1. контролировать выполнение рабочими требований инструкций и технологических документов по безопасному производству работ, применению СИЗ, принимать меры по устранению нарушений и устранять своими средствами причины, которые могут повлечь несчастные случаи или аварии. В случае невозможности устранения этих причин своими средствами прекратить работу и информировать об этом своего непосредственного руководителя, который обязан принять соответствующие меры;
  2. следить за тем, чтобы рабочие выполняли только ту работу, которая им поручена;
  3. не допускать к работе лиц в нетрезвом состоянии, а также нахождения посторонних лиц на участке.

После окончания работы (смены).

  1. обеспечить уборку рабочих мест, а также передачу рабочими технологической оснастки и инвентаря, полученного оборудования под ответственное хранение соответствующим сменным работникам;
  2. убедиться, что станки, механизмы, другие электропотребители и установки отключены;
  3. показать сменяющему должностному лицу неисправное оборудование или технические средства безопасности, если это имело место, а также другие объекты и факторы, которые могут привести к несчастному случаю (аварии).

В случае аварийной (или чрезвычайной) ситуации:

  1. принять меры по приостановке технологического процесса и выводу людей из опасной зоны, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим;
  2. сохранить, по возможности (если она не усугубляется), ситуацию, предшествовавшую аварийной (чрезвычайной), проинформировать об этом соответствующих должностных лиц (непосредственного руководителя, Службу охраны труда, руководство аварийной бригады);
  3. принять меры по локализации и устранению последствий аварийной (чрезвычайной) ситуации, обеспечив соблюдение личных мер безопасности при производстве аварийных работ.

Организация безопасных процессов, как указывалось ранее, зависит от особенностей выполняемой работы, вида применяемого оборудования и механизмов, др. факторов. Однако, независимо от этого, одним из условий, способствующих сохранению высокого уровня работоспособности (производительности) и безопасности людей, является рациональная организация рабочего места.


Рабочее место является основным звеном производственного процесса, где сосредоточены средства и предметы труда, где имеет место влияние окружающей и производственной среды, где формируются предпосылки для безопасного или наоборот - для опасного производства работ. От того, как организован труд непосредственно на рабочем месте, зависят результативность производственных процессов, качество и затраты на выпускаемую продукцию или оказываемых услуг, общая культура и безопасность труда. Поэтому неслучайно сегодня в странах Евросоюза формируется модель качества рабочего места, предусматривающая создание таких условий, которые обеспечивают высокую производительность труда, безопасность всех участников трудового процесса и создают предпосылки для успешной бизнес-деятельности.


Организация рабочего места - это система мероприятий по его оснащению средствами и предметами труда и их размещению в определённом порядке. В соответствии с требованиями эргономики рабочее место должно быть приспособлено для конкретного вида деятельности и работников определённой квалификации с учётом их физических и психофизиологических возможностей и особенностей. Конструкция и организация рабочего места должны обеспечивать быстроту, безопасность, простоту и рациональность выполняемых действий в нормальных и аварийных условиях, полностью отвечать функциональному назначению и предполагаемым условиям трудовой деятельности.


Организация безопасного рабочего места связана со многими факторами, влияющими на безопасность персонала, выполняющего производственно-технологические операции и предусматривает реализацию различных мероприятий, направленных на безопасное производство работ и безопасное функционирование технических, энергетических, транспортно-технологических систем, оборудования, машин и механизмов, зданий и сооружений. К ним относятся технология производства работ, психофизиологические и личностные качества исполнительского персонала, степень взаимосогласованности действий участников производственного процесса, характер и тяжесть труда, особенности окружающей социальной среды и др.


По этим причинам проблемы организации безопасного производства работ на рабочем месте носят многоаспектный характер.


В общем случае пространственная совместимость человека и окружающей среды требуют такого расположения всех элементов социально-производственной системы, чтобы их взаимное расположение и влияние не создавало опасных зон. Это обеспечивается следующими мерами:

  1. рациональным выбором и использованием территории, производственных и санитарно-бытовых помещений, содержанием их в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами;
  2. выбором безопасных технологий и правильной организацией конкретных технологических процессов;
  3. выбором и размещением (расстановкой) производственного оборудования, оснастки, приспособлений, инструмента, организацией их безопасного использования;
  4. выбором, способом хранения и транспортирования исходных материалов, сырья, грузов;
  5. распределением функций и взаимодействием при исполнении трудовых и производственных процессов, применением рациональных приемов выполнения технологических операций;
  6. профессиональным отбором и обучением работников;
  7. применением коллективных и индивидуальных средств защиты при работе в условиях, не соответствующих нормативным требованиям (вредных и опасных);
  8. включением требований и норм безопасности в нормативно-техническую документацию;
  9. эффективным контролем за действиями персонала.

К числу общих требований, которым должна соответствовать организация рабочего места, относятся следующие:

  1. организация и планировка должны избавлять работающих от излишних и утомительных трудовых движений и обеспечивать удобную рабочую позу;
  2. рабочее место должно быть обеспечено технологическими инструментами, приспособлениями, инвентарем, необходимыми для безопасного выполнения работы согласно заданию, а также технологическими регламентами и инструкциями по охране труда;
  3. рабочее место должно быть обеспечено необходимыми материалами в зоне досягаемости;
  4. должен быть обеспечен удобный, безопасный доступ к месту выполнения трудовых операций независимо от того, где они будут осуществляться;
  5. должна быть исключена опасность падения в процессе работы при резком изменении позы;
  6. для выполнения рабочих операций необходимы оптимальные размеры рабочей зоны в соответствии с антропометрическими данными тела человека;
  7. должна обеспечиваться возможность согласованных действий и исключена опасность падения предметов (креплений, инструмента, грузов), если работа выполняется не одним человеком, на разных уровнях;
  8. рабочее место должно соответствовать эргономическим требованиям и санитарным нормам по освещённости, наличию загрязняющих веществ в воздухе рабочей зоны; должно быть сведено к минимуму влияние других вредных производственных факторов.

При этом в любом случае наряду с типовыми должны предприниматься специфические меры безопасности, характерные только для определенного вида работ. И зависит это как от организационного обеспечения (ответственные - организаторы, производители, руководител работ), так и от действий самих исполнителей, которые в соответствии со статьёй 14 Закона «Об охране труда» должны заботиться о личной безопасности и здоровье, а также о безопасности, здоровье окружающих людей, знать и выполнять требования нормативно-правовых актов по охране труда, правила обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты.


Поэтому только совместными взаимосогласованными действиями может быть обеспечено безопасное производство работ и процессов.


Всё это необходимо учитывать при разработке соответствующих инструкций и непосредственно при производстве работ.


При организации производственного процесса на рабочем месте, в первую очередь, следует исходить из нормы, обусловленной статьёй 6 Закона «Об охране труда», которая требует, чтобы условия труда на рабочем месте, безопасность технологических процессов, машин, механизмов, оборудования и иных средств производства, состояние средств коллективной и индивидуальной защиты, которые используются работниками, а также санитарно-бытовые условия, соответствовали требованиям законодательства.

Организация и проведение инструктажей по охране труда

А. Вводный инструктаж

Согласно статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан проводить инструктажи по охране труда и стажировки на рабочем месте. Правила проведения инструктажей по охране труда определены в Порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утвержденном постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29. Все принимаемые на работу лица, а также командированные в организацию работники и работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений, проходящие производственную практику проходят вводный инструктаж. Его проводит специалист по охране труда или работник, на которого приказом по предприятию возложены эти обязанности. Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов РФ (в частности, ГОСТ 12.0.004-90 (1999) «Организация обучения безопасности труда») с учетом специфики деятельности организации.

Примерный перечень основных вопросов вводного инструктажа

(по ГОСТ 12.0.004-90 (1999):

1. Общие сведения о предприятии, организации, характерные особенности производства.

2. Основные положения законодательства об охране труда

2.1. Трудовой договор, рабочее время и время отдыха, охрана труда женщин и лиц моложе 18 лет. Льготы и компенсации.

2.2. Правила внутреннего трудового распорядка предприятия, организации, ответственность за нарушение правил.

2.3. Организация работы по охране труда на предприятии. Ведомственный, государственный надзор и общественный контроль за состоянием охраны труда.

3. Общие правила поведения работающих на территории предприятия, в производственных и вспомогательных помещениях. Расположение основных цехов, служб, вспомогательных помещений. 4. Основные опасные и вредные производственные факторы, характерные для данного производства. Методы и средства предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний: средства коллективной защиты, плакаты, знаки безопасности, сигнализация. Основные требования по предупреждению электротравматизма.

5. Основные требования производственной санитарии и личной гигиены.

6. Средства индивидуальной защиты. Порядок и нормы выдачи СИЗ, сроки носки.

7. Обстоятельства и причины отдельных характерных несчастных случаев, аварий, пожаров, происшедших на предприятии и других аналогичных производствах из-за нарушения требований безопасности.

8. Порядок расследования и оформления несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

9. Пожарная безопасность. Способы и средства предотвращения пожаров, взрывов, аварий. Действия персонала при их возникновении.

10. Первая помощь пострадавшим. Действия работающих при возникновении несчастного случая на участке, в цехе.

Вводный инструктаж должен проводиться в кабинете по охране труда с использованием технических средств обучения и наглядных пособий (плакатов, натурных экспонатов, макетов, моделей, кинофильмов, диафильмов, видеофильмов и т.п.).

Вводный инструктаж должны проходить все категории поступающих без исключений. Инженер по охране труда должен регулярно сверять в отделе кадров, все ли поступившие на работу прошли вводный инструктаж.

По результатам проведенного инструктажа лицо, отвечающее за работу с кадрами, производит окончательное оформление вновь поступающего сотрудника и направляет его к месту работы.

Проведение вводного инструктажа должно быть скреплено подписями инструктируемого и инструктирующего в журнале регистрации вводного инструктажа, а также в документе о приеме на работу (как правило, в приказе (распоряжении) о приеме на работу на оборотной его стороне).

Б. Инструктаж на рабочем месте

Инструктаж на рабочем месте заключается в ознакомлении работников с основными положениями и требованиями по безопасности труда, санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами, строительными нормами и правилами, техническими регламентами, стандартами (государственными, отраслевыми, организации), правилами устройства и безопасной эксплуатации различных видов оборудования, правилами и инструкциями по охране труда, организационно - методическими документами, методическими указаниями, рекомендациями, а также с имеющимися опасными или вредными производственными факторами, описаниями и демонстрациями безопасных методов и приемов выполнения работ. Инструктаж по охране труда завершается проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов выполнения работы.

Приобретенные знания проверяет работник, проводивший инструктаж (руководитель подразделения, руководитель работ и т.д.).

Примерный перечень основных вопросов первичного инструктажа на рабочем месте (по ГОСТ 12.0.004-90 (1999):

1. Общие сведения о технологическом процессе и оборудовании на данном рабочем месте, производственном участке, в цехе. Основные опасные и вредные производственные факторы, возникающие при данном технологическом процессе.

2. Безопасная организация и содержание рабочего места.

3. Опасные зоны машины, механизма, прибора. Средства безопасности оборудования (предохранительные, тормозные устройства и ограждения, системы блокировки и сигнализации, знаки безопасности). Требования по предупреждению электротравматизма.

4. Порядок подготовки к работе (проверка исправности оборудования, пусковых приборов, инструмента и приспособлений, блокировок, заземления и других средств защиты).

5. Безопасные приемы и методы работы; действия при возникновении опасной ситуации.

6. Средства индивидуальной защиты на данном рабочем месте и правила пользования ими.

7. Схема безопасного передвижения работающих на территории цеха, участка.

8. Внутрицеховые транспортные и грузоподъемные средства и механизмы. Требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах и транспортировке грузов.

9. Характерные причины аварий, взрывов, пожаров, случаев производственных травм.

10. Меры предупреждения аварий, взрывов, пожаров. Обязанность и действия при аварии, взрыве, пожаре. Способы применения имеющихся на участке средств пожаротушения, противоаварийной защиты и сигнализации, места их расположения.

Работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте, утверждается работодателем.

Инструктажи подразделяют на:

Вводный;

Первичный на рабочем месте;

Повторный;

Внеплановый;

Целевой.

Перед началом самостоятельной работы работник проходит стажировку на рабочем месте. В зависимости от сложности работ она длится от 2 до 14 смен.

На предприятии должен быть приказ, в котором указываются руководители стажировки.

Стажировка завершается проверкой знаний работниками инструкций по охране труда, мер безопасности при эксплуатации оборудования, правил пожаро- и электробезопасности и оформляется в журнале инструктажа на рабочем месте.

В. Повторный, внеплановый, целевой инструктаж

Повторный инструктаж работников на рабочем месте проводится для того, чтобы повысить уровень их знаний и навыков по охране труда. Его проходят все работники не реже 1 раза в 6 месяцев за исключением тех работников, которые согласно приказу работодателя освобождаются от первичного инструктажа. Повторный инструктаж может проводиться индивидуально с каждым работником или с группой работников одной профессии.

Внеплановый инструктаж проводится:

При введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда;

При изменении технологических процессов, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда;

При нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий (несчастный случай на производстве, авария и тому подобное.);

По требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;

При перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями - более 30 календарных дней, а для остальных работ - более двух месяцев;

По решению работодателя (или уполномоченного им лица).

Целевой инструктаж проводится в следующих случаях:

При выполнении разовых работ, которые напрямую не связаны с обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории и тому подобное);

При ликвидации аварий, последствий стихийных бедствий и катастроф;

При производстве работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение и другие специальные документы;

При проведении в организации массовых мероприятий.

Все виды инструктажа должны проводиться непосредственно руководителем работ.

Проверка знания требований охраны труда

Экзамены по охране труда сдают все работники предприятия, за исключением руководителей подразделений и должностных лиц, прошедших обучение по охране труда в специализированных учебных центрах и имеющих соответствующее удостоверение.

Для проведения проверки знаний работников предприятия по охране труда необходимо:

1. Издать приказ о создании комиссии для проверки знаний по охране труда.

2. Подготовить Программу обучения по охране труда работников рабочих профессий.

3. Издать приказ о проведении обучения и проверки знаний по безопасности труда работников предприятия.

4. Оформить протокол заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников.

5. Организовать подготовку работников к сдаче экзаменов:

Сделать рабочую папку с инструкциями и Программой обучения и расположить ее в удобном для ознакомления месте;

Провести занятия и лекции по охране труда и пожарной безопасности;

Объявить работникам о дне сдачи экзаменов в соответствии с приказом.

6. Принять экзамены и оформить протокол.

Обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве

Обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве начинается с издания приказа об ответственных за оказание первой доврачебной помощи при несчастных случаях и аптечке первой помощи.

В соответствие с эти приказом инженер (ответственный) по охране труда должен провести обучение ответственных за оказание первой доврачебной помощи в лечебном учреждении, имеющем лицензию на оказание этого вида услуг (в основном это медучереждения МЧС).

Обучение работников по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве проводится во время учений (тренировок) по пожарной безопасности или во время специальных учений (гражданская оборона).

В заключение надо отметить, что работники, не прошедшие в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда, к работе не допускаются.