Обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Здоровье человека и безопасность жизни

Здоровый образ жизни можно определить как деятельность человека в конкретных социально-экономических, политических, экономических и прочих условиях, направленных на сохранение, улучшение, и укрепление здоровья людей. В это понятие входит, с одной стороны, формирование позитивного поведения человека, с другой стороны, преодоление факторов риска здоровью.

Во все времена человека сопровождали опасности, он был вынужден бороться за свое существование с опасными факторами окружающей среды, природными катаклизмами, болезнями, эпидемиями и т.д.

Безопасность – необходимое условие дальнейшего развития цивилизации. В XXI веке мир не стал безопаснее. Сохраняются традиционные угрозы и опасности, возникают новые. Наблюдается усиление социальных противоречий, возрастает уязвимость городских инфраструктур к ударам стихии, энергетическим катастрофам, актам терроризма. Распространяются новые инфекционные заболевания.

Постоянно возрастает техническое обеспечение жизнедеятельности человека. Жизнь в современном мире трудно представить без различных видов транспорта, без многих бытовых приборов, обеспечивающих его жизненные потребности. В то же время деятельность человека приводит к возрастанию проблем в области безопасности жизнедеятельности. С увеличением количества технических средств, используемых в повседневной жизни, возрастает вероятность возникновения опасных ситуаций из-за нарушения правил эксплуатации и различных неисправностей в их работе. Все это увеличивает фактор риска для жизни и здоровья человека.

В настоящее время очевидным становится факт, что решение проблем снижения рисков различных кризисных явлений не должно ограничиваться нормативными правовыми, организационно-техническими и инженерными мероприятиями. Эффективное управление безопасностью человека, общества, государства необходимо осуществлять через социальную сферу, через согласованное поведение людей и четко регламентированные социальные нормы поведения (законы, правила, традиции, науку, политику).

Анализ причин трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия происходит чаще всего из-за незнания и несоблюдения норм и правил безопасного поведения, из-за пренебрежения правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни, из-за низкого уровня общей культуры и элементарной безграмотности в области безопасности. Кроме того, отмечено, что большинство техногенных катастроф – рукотворные, а среди основных причин – разгильдяйство, беспечность и равнодушие.

Учет человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у людей простой совокупности знаний и умений.

Важным является то, чтобы обеспечение безопасности жизнедеятельности являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Это может достигаться путем развития нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения, т.е. формирования целой культуры безопасности жизнедеятельности.

Обеспечение безопасности каждого человека в процессе его жизнедеятельности и повышение его уровня общей культуры в области безопасности являются одной из основных составляющих в индивидуальной системе здорового образа жизни. Можно утверждать, что здоровый образ жизни - это цельная, логически взаимосвязанная система поведения человека в процессе его жизнедеятельности, которая способствует обеспечению его личной безопасности и благополучию в жизни.

Становится ясно, что высокие духовные и физические качества человека теряют свою значимость, если он не подготовлен к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде, не способен оценить уровень опасности для жизни и здоровья в конкретной опасной или чрезвычайной ситуации, найти наиболее оптимальный выход из создавшейся ситуации, позволяющий ему снизить фактор риска для жизни и здоровья.

Сегодня невозможно обойти вниманием такую важную проблему, как профилактика безнадзорности и правонарушений. В настоящее время профилактика выходит на общегосударственный уровень и предполагает консолидацию усилий различных ведомств при ведущей роли системы образования. Коллектив нашей школы считает, что остановить поток негативных явлений среди подростков возможно через возрождение нравственных идеалов, которые помогают человеку определить свою жизненную позицию, и через широкую пропаганду здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни - важнейшее условие здоровья любого человека. Соблюдение здорового образа жизни особенно актуально в детском возрасте, когда психика и тело человека еще только формируются.
Говоря о здоровом образе жизни школьника, мы должны четко представлять, какие особенности его жизни могут представлять опасность для нарушения гармоничной схемы поведения. Попробуем сформулировать основные моменты:

2.Занятия в учреждениях дополнительного образования.
3.Уменьшение контроля со стороны родителей.
4.Становление личности ребенка и формирование собственных взглядов на правильный образ жизни.
5.Влияние сверстников на поведение, предпочтения и устремления.
6.Половое созревание и связанное с ним поведение.
7.Психологическая ранимость ребенка в критические переходные периоды, в том числе в подростковом возрасте.
В вопросе здорового образа жизни школьника задача родителей и педагогов подразумевает три основных направления:

  • создание оптимальных внешних условий (питание, одежда, подходящая мебель и т.п.);
  • составление гармоничного режима труда и отдыха;
  • воспитание правильных представлений о здоровом образе жизни и его важности, а также формирование здорового стереотипа поведения.

Охрана здоровья учащихся

Сохранение и укрепление здоровья учащихся - первостепенная задача образовательных учреждений. Состояние здоровья детей, их образование и воспитание неразрывно связаны друг с другом. Поэтому сегодня перед системой образования поставлена задача по сохранению здоровья детей и молодежи, формированию у них навыков здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры здоровья, созданию условий общей здоровье сберегающей среды, внедрению в учебный процесс эффективных здоровье сберегающих технологий.

Условия охраны здоровья учащихся регламентированы такими нормативно - правовыми документами как Федеральный закон «Об образовании», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 N 2106

В МБОУ СОШ № 8 г. Поронайска работа по сохранению здоровья учащихся организуется согласно федеральным требованиям к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.

Охрана здоровья обучающихся в образовательном учреждении включает в себя:

  • соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
  • организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
  • оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
  • организацию питания обучающихся;
  • определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
  • пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
  • прохождение обучающимися периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
  • профилактику и запрет курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных и одурманивающих веществ;
  • обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в школе;
  • профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе;
  • проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
  • проведение уроков о здоровом образе жизни, тематических классных часов, оформление стенгазет, изготовление информационных и агитационных буклетов, защита индивидуальных проектов, создание презентаций;
  • организацию родительского лектория;
  • сотрудничество с субъектами профилактики;
  • проверку исправности и испытания спортивного инвентаря;
  • инструктажи по ТБ;
  • организацию работы по гражданской обороне и действиям в ЧС;
  • проведение мероприятий по антитеррористической безопасности.

Федеральные нормативные акты

Локальные акты школы

Прочие документы школы


Здоровый образ жизни формируется из множества составляющих, причем каждый компонент по-своему важен. Игнорирование даже одного из них может свести на нет все прочие усилия.

Правильное питание. Питание школьника должно быть полноценным и сбалансированным. Энергии и питательных веществ должно хватать на рост и ежедневную активность, при этом избыток и недостаток калорийности и питательной ценности одинаково вредны.
Рациональный режим дня. Сюда входит режим труда, подразумевающий рациональную учебную нагрузку, а также достаточный объем качественного отдыха, в том числе сна.
Любой ребенок, даже самый «неспортивный», должен заниматься физкультурой или спортом. Учитывая, что уроки физкультуры не в состоянии обеспечить достаточную физическую нагрузку, в свободное время школьнику рекомендуется посещать спортивную секцию и выделять время на подвижные игры на свежем воздухе.
Закаливание. Закаливание является отличным средством повышения сопротивляемости организма: человек становится менее подверженным простудным заболеваниям, он реже болеет вирусными инфекциями даже во время эпидемий.
Соблюдение гигиенических норм. В эту группу входят все основные гигиенические мероприятия: поддержание чистоты полости рта и тела, гигиена половых органов, чистота постельного и нательного белья, использование только личных предметов гигиены и т.п.
Отказ от вредных привычек. Курение, алкоголь, любая форма наркомании несовместимы со здоровым образом жизни и угрожают школьнику задержкой роста и развития, формированием различных заболеваний и даже смертью.
Благоприятная психологическая обстановка в семье. Добрые дружеские отношения между всеми членами семьи являются основой психического здоровья школьника.


В целях профилактики правонарушений и пропаганды здорового образа жизни в школе разработана и введена Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений и употребления ПАВ "Дороги, которые мы выбираем...". Цель программы - профилактика употребления наркотиков среди обучающихся, формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, раскрытие личностного потенциала ребёнка.

Ожидаемый результат деятельности - создание здоровой и безопасной среды в школе, личностный рост всех участников образовательного процесса, осознанное отношение к собственному здоровью.


О вреде курения и алкоголя

Курение.

К урение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной - сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. В результате многолетних наблюдений французский доктор Декалзне еще 100 лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие, расстройство пищеварения.

Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих.
Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха (например, юношам стать летчиками, космонавтами, спортсменами, девушкам - балеринами, певицами и др.).
Курение и школьник несовместимы. Школьные годы - это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Это относиться не только к полезным, но и к вредным привычкам. Чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.

Многократный чемпион страны по конькам И. Аниканов писал: «считаю, что мои спортивные достижения в немалой степени связаны с полным воздержанием от курения. Мой горячий совет всем - отказаться от этой вредной привычке». Прислушайтесь к этому совету.
При первом курение першит в горле, учащенно бьется сердце, во рту появляется противный вкус. Все эти неприятные ощущения, связаны с первой сигаретой, не случайны. Это защитная реакция организма, и надо ею воспользоваться - отказаться от следующей сигареты. Пока не наступил час, когда сделать это будет не так легко.
Если ты считаешь, что вред, наносимый курением твоему здоровью маячит где-то далеко, а может быть, и вообще минует тебя, - ты ошибаешься. Посмотри внимательно на курящую девушку, на цвет ее лица, кожу, пальцы, зубы, обрати внимание на ее голос. Ты можешь заметить внешние признаки табачной интоксикации. Некоторые считают, что сигарета придает девушки элегантность. Скорее, она придает ей вульгарность.
Подумай, ребята, обо всем этом. Будьте разумными и воздержитесь от сигареты!

Алкоголь.

К вредным привычкам кроме курения, относиться еще более пагубная - потребление алкоголя. К сожалению. В жизни они очень часто сочетаются друг с другом. Так, среди непьющего населения курильщиков 40%, среди злоупотребляющих алкоголем уже 98%.
Пьянство «зажигает зеленый свет «злокачественным новообразованиям. Не исключается наличие в алкогольных напитках канцерогенных веществ. Являясь хорошим растворителем, алкоголь помогает их проникновению в организм. У злоупотребляющих алкоголем, особенно в молодом возрасте, риск развития рака полости рта в 10 раз выше, а если они еще и курят, то в 15 раз выше по сравнению с непьющими.

Из-за алкоголя из организма уходит вода и кислород, в результате чего клетки начинают сморщиваться. Работать в привычном режиме им становится необычайно сложно. Если же алкоголь поступает в организм регулярно и в приличном объеме, то это вообще может привести к гибели клеток. Под действием этого вещества могут быть нарушены абсолютно все процессы, происходящие в организме и регулирующие его деятельность.

Это может в итоге привести к заболеваниям печени, почек, сердца и сосудов.Быстрее и сильнее всего алкоголь воздействует на клетки головного мозга, в первую очередь поражая высшие отделы. Алкоголь очень быстро проникает в нервные клетки, нарушая их работу. При этом часть клеток погибает, в результате чего происходит одновременное нарушение взаимодействия между участками головного мозга.

Кроме того, алкоголь крайне негативно влияет на кровеносные сосуды. Сначала происходит их расширение. Из-за этого кровь вместе с содержащимся в ней алкоголем приливает к мозгу. В результате происходит перевозбуждение центров активности головного мозга. Именно по этой причине человек, принявший алкогольный напиток, становится возбужденным и развязным.

Из-за алкоголя в человеческом мозге значительно ослабляются процессы торможения. Кора мозга перестает контролировать то, что происходит в других отделах. По этой причине выпивший человек не контролирует себя, а также не способен критически относиться к своему поведению. Кстати, заметь, что крайне отрицательно алкоголь влияет на будущее потомство. Между прочим, стоит разграничивать такие понятия, как пьянство и алкоголизм. Если первое является итогом неправильного воспитания или же слабой воли, которая не смогла сопротивляться внешнему негативному влиянию, то алкоголизм — это уже серьезная болезнь, которую нужно лечить. Однако справиться с ней не так уж и просто. Придется приложить огромное количество усилий, чтобы излечить человека от этого. Причем далеко не факт, что это подействует. Может случиться, что все усилия окажутся тщетными.

Ты уже вполне взрослый для того, чтобы самостоятельно выбирать себе правильных друзей. Если ты видишь, что компания, в которую ты попал, не представляет отдыха или прогулки без банки пива или еще какой-нибудь подобной гадости, то, в первую очередь, тебе стоит задуматься о том, нужно ли тебе подобное общение. Не стоит появляться на вечеринках, которые собираются только для того, чтобы лишний раз выпить чего-нибудь крепкого.

Юношеский алкоголизм во много раз страшнее взрослого, кроме того, он практически не поддается лечению. Юношеский алкоголизм развивается в разы быстрее по сравнению со взрослым. Причем алкоголь для девушек еще более опасен, чем для юношей. Да и личность от пьянства разрушается очень быстро. Всегда при употреблении алкогольных напитков поражаются внутренние органы, причем сильнее всего достается нервной системе. Из-за этого происходят нарушения в памяти, а также значительно теряется контроль за своими действиями.

Злоупотребление алкоголем в любом возрасте может привести к травмам, развитию хронического алкоголизма и других заболеваний, но особенно опасно, когда к выпивке начинают приобщаться юноши или подростки. Болезненное пристрастие к алкоголю и другие симптомы алкоголизма развиваются у них намного быстрее, болезнь приобретает бурное течение.
Причинами приобретения пристрастия к алкоголю могут быть незнание его коварных свойств, переоценка своих сил и возможностей противостоять действию ядовитых веществ, желание во всем, в том числе и во вредных привычках, походить на взрослых. Именно это свойственно юным.

Вот почему бороться за трезвый образ жизни, воспитывать отвращение к спиртным напиткам нужно со школьных лет.

Не секрет, что во время путешествия возникает достаточно большое количество проблем, которые могут привести к неблагоприятным последствиям. Вероятность возникновения трудностей и неприятностей увеличивается также по той причине, что человек (турист, путешественник) отправляется в незнакомую местность, где существует своя культура, свои правила общения, свои традиции.

Трудности могут возникнуть с языком, с климатом или с другими факторами. Все это делает вопрос безопасности туризма крайне актуальным.

«Серьезные» туристические фирмы уже давно взяли на себя обязательства по оказанию туристам страховых услуг.

Так, любой турист при желании может застраховаться от всевозможных неприятностей и получить компенсацию за нанесенный здоровью либо имуществу ущерб. Безусловно, услуга страхования является необходимой и востребованной как за рубежом, так и в нашей стране.

Однако понятия «застрахованный» и «защищенный» не тождественны. Именно по этой причине на первое место ставится вопрос безопасности туризма, а только потом -

страхования.

Безопасности туризма посвящена глава VII ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Согласно ст. 14 названного ФЗ под безопасностью туризма понимается безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства.

Согласно п. 5.1 ГОСТа Р 50690-2000 «Туристические услуги. Общие требования» туристические услуги должны учитывать интересы туристов, быть безопасными для жизни, здоровья туристов и соответствовать требованиям ГОСТа 28681.3-95 «Туристско- экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов» и ГОСТа Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов».

Основная роль в обеспечении безопасности во время путешествия ложится на плечи проектировщика тура. При составлении тура необходимо учитывать всевозможные риски и их источники, необходимо понимать, как определенный источник фактора риска может повлиять на здоровье, жизнь или имущество туриста. Процесс подготовки тура должен включать в себя проведение различных мероприятий по защите туриста и его имущества.

Риск для жизни и здоровья человека в туристско-экскурсионном обслуживании возникает в условиях: 1)

существования источников риска; 2)

появления данного источника на опасном для человека уровне; 3)

подверженности человека воздействию источников опасности (п. 4.2 ГОСТ Р 5064494 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»).

Также очень важное значение имеет вопрос информированности туриста (потребителя туристических услуг). Любой турист должен быть информирован обо всех возможных неприятностях, которые могут с ним произойти в течение путешествия, и ознакомлен с теми мерами, которые необходимо принять по собственной безопасности

непосредственно во время туристическои поездки или при подготовке к ней (например, необходимость провести определенные медицинские процедуры при отправке в определенную местность).

Наибольший уровень опасности имеет самый первый этап путешествия - перевозка. Это происходит потому, что использование любых транспортных средств повышает риск возникновения различных затруднений. В СМИ достаточно часто встречаются сообщения о железнодорожных и автокатастрофах, о крушениях самолетов и др. Вследствие этих катастроф гибнет огромное количество людей.

Именно поэтому вопрос безопасности человека во время использования средств перевозки является одним из важных. На каждом виде транспорта существуют свои правила поведения для пассажиров и условия страхования их жизней. Пассажир в целях личной безопасности обязан соблюдать эти правила и следовать рекомендациям персонала соответствующего вида транспорта.

Согласно п. 4.4.3 ГОСТа Р 50644-94 транспортные перевозки туристов во время экскурсий, походов и путешествий осуществляются в соответствии с требованиями действующих Правил обслуживания пассажиров на конкретных видах транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного и т. д.).

Однако неприятности с туристами могут возникнуть не только во время перевозки, но и на протяжении всего путешествия.

Существует несколько видов факторов риска. В соответствии с п. 4.3. ГОСТа Р 50644-94 факторы риска (вредные факторы) можно классифицировать следующим образом: 1)

травмоопасность;

воздействие окружающей среды; 3)

пожароопасность; 4)

биологические воздействия; 5)

психофизиологические нагрузки; 6)

опасность излучений; 7)

химические воздействия; 8)

повышенная запыленность и загазованность; 9)

прочие факторы; 10)

специфические факторы риска.

Рассмотрим каждый из факторов подробнее.

Травмоопасность может возникнуть в результате перемещения механизмов и предметов, тел, сложного рельефа местности, перемещения горных пород (камнепадов, селей, лавин), неблагоприятных эргономических характеристик используемого туристского снаряжения и инвентаря, влекущих травмы (неудобная обувь, потертости кожных покровов у туристов и т. п.), опасных атмосферных явлений (атмосферное электричество, молнии и т. п.) (п. 4.3.1. ГОСТаР 50644-94).

Однако следует отметить, что существуют меры по снижению травмоопасности.

Так, согласно п. 4.3.1. ГОСТа Р 50644-94 снижение травмоопасности обеспечивается: -

защитными устройствами и ограждениями при использовании подъемников, канатных дорог и других подвижных механизмов, предметов, опасных участков территории; -

использованием средств индивидуальной защиты, например, страховочных веревок, шлемов и иного страховочного снаряжения; -

соблюдением эргономических требований к туристскому снаряжению и инвентарю; -

соблюдением требований СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения» к жилым и общественным зданиям и требований соответствующих нормативных документов к техническому состоянию транспортных средств, используемых для перевозок туристов (экскурсионных автобусов, плавсредств и пр.); -

соблюдением правил эксплуатации используемого инвентаря и оборудования (лифтов, подъемников), обеспечивающих его безопасную работу; -

упреждающим информированием туристов о факторах риска и мерах по предупреждению травм.

Следует отметить, что туристы должны быть информированы о том, как можно избежать возможных травм, и какие экстренные меры следует предпринять в случае получения травмы.

Вероятность получения травм связана также с тем видом туризма, который выбирает человек. Если это экстремальный туризм, горнолыжный, альпинизм, то опасность получения травм повышается.

Турист должен быть ознакомлен с правилами поведения в местах отдыха (тем более, экстремального), должен иметь специальную обувь и одежду, ознакомлен с правилами эксплуатации различных средств перевозки и передвижения (подъемники на горнолыжных базах, канатные дороги и т. д.). От осведомленности туриста и соблюдения им правил техники безопасности нередко зависит не только его здоровье, но и жизнь.

Воздействие окружающей среды обусловлено повышенными или пониженными температурами окружающей среды, влажностью и подвижностью воздуха в зоне обслуживания туристов, резкими перепадами барометрического давления. Показатели микроклимата в помещениях обслуживания туристов (спальных, питания, клубных и др.), а также в транспортных средствах должны соответствовать установленным санитарногигиеническим требованиям (п. 4.3.2. ГОСТа Р 50644-94).

Предупреждение вредных воздействий данного фактора риска, согласно названному пункту ГОСТа, обеспечивается: -

выбором благоприятного времени года, суток для проведения туристского мероприятия; -

рациональным проектированием трассы туристского маршрута; -

учетом погодных особенностей района; -

сооружением на трассах туристских маршрутов укрытий от непогоды; -

оснащением помещений и транспортных средств устройствами кондиционирования, дезодорации воздуха, отопления, автоматического контроля и сигнализации; -

обеспечением соответствующей экипировки туристов, включая средства индивидуальной защиты; -

своевременным информированием туристов о реальных и прогнозируемых условиях на маршруте (в том числе, климатических условиях, перепадах высот на маршрутах).

Пожаробезопасность. Номенклатура требований и показателей по обеспечению безопасности туристов от воздействия данного фактора риска и методы их проверки в соответствии с ГОСТом 12.1.004-91 «Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования». Эксплуатацию объектов обслуживания необходимо осуществлять в строгом соответствии с требованиями утвержденных нормативных документов (соответствующих Правил пожарной безопасности).

Биологические факторы (патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, микроорганизмы, а также ядовитые растения, пресмыкающиеся, насекомые и животные, являющиеся переносчиками инфекционных заболеваний, вызывающие ожоги, аллергические и другие токсические реакции) (п. 4.3.4. ГОСТа Р 50644-94).

К биологическим факторам относятся всевозможные инфекционные заболевания и отравления.

В условиях перемещения в другую дестинацию (прежде всего, в страны тропического пояса) организм туриста сталкивается с проблемой неадаптированности его иммунитета к различным инфекциям.

Именно поэтому существует необходимость проведения предварительной медицинской профилактики перед отправкой в определенное место. Согласно ст. 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристы (экскурсанты), предполагающие совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями.

Еще одна проблема, с которой приходится сталкиваться туристам при несоблюдении мер предосторожности - это пищевые отравления. В незнакомой дестинации туристам рекомендуется не пить обычную местную воду, не есть овощи, фрукты и сырые продукты, купленные на местных рынках и лотках, без предварительной обработки, не приобретать пищу в местах, не принадлежащих предприятиям общественного питания. В соответствии с п. 4.4.2. ГОСТа 50644-94 в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья туристов должны соблюдаться установленные в нормативных документах требования по хранению, транспортированию и приготовлению пищевых продуктов.

Воздействие данных факторов риска на туристов, согласно п. 4.3.4. ГОСТа Р 50644-94, предупреждается: -

соблюдением установленных санитарных норм и правил обслуживания; -

применением оборудования и препаратов для дезинфекции, дезинсекции, стерилизации, дератизации, автоматизации производственных процессов; -

использованием знаков безопасности и необходимой маркировки на предметах оснащения и сооружениях, используемых при обслуживании туристов (посуды, кухонного инвентаря, в том числе для приготовления пищи в походе, мест водозабора, колодцев и

проведением предварительных и периодических медицинских осмотров обслуживающего персонала; -

упреждающим информированием туристов об опасных животных, рыбах, пресмыкающихся, растениях, ареалы распространения которых совпадают с туристским маршрутом, о том, как избежать нежелательных контактов и какие экстренные меры следует предпринять в случае получения травмы (контакта).

Психофизиологические факторы риска: физические и нервно-психические перегрузки.

Исключение или снижение воздействия психофизиологических факторов риска достигается: -

рациональным построением программы обслуживания туристов, графиков перемещения по маршруту, предусматривающих достаточные условия для нормальной жизнедеятельности человека (сна, приема пищи, удовлетворения санитарных и бытовых потребностей); -

учетом психофизиологических особенностей туристов при формировании туристской группы; -

соблюдением эргономических требований к используемому туристскому снаряжению и инвентарю, транспортным средствам, мебели (п. 4.3.5. ГОСТа Р 50644-94).

Еще одним фактором опасности являются нервно-психические и физические перегрузки. Проектировщик тура должен рассчитывать объем предоставляемой информации и объем нагрузки в зависимости от особенностей группы (возраст, состояние здоровья, уровень интеллектуальной подготовки и т. д.), каждый турист должен иметь достаточное количество свободного времени, для того чтобы отдохнуть.

В процессе путешествия туристам всегда предоставляется «свободное» время, т. е. время, не занятое запланированными мероприятиями. Человек, отправляясь в путешествие, стремится отдохнуть, иногда забывая о своих физических и психических возможностях. Регулярные недосыпания и переутомления в результате получения всевозможных услуг, предусмотренных и не предусмотренных программой путешествия, могут привести к ухудшению здоровья.

Опасными излучениями являются: повышенный уровень ультрафиолетового излучения, радиологического излучения. Предупреждение об опасности ультрафиолетовой радиации на туристских маршрутах обеспечивается: -

информированием туристов о воздействии ультрафиолетового излучения на человека; -

использованием средств индивидуальной защиты (защитных масок, кремов, одежды, закрывающей тело, руки, ноги туристов, солнцезащитных очков). Необходимо учитывать действие данного фактора риска при планировании графика движения по маршруту (по открытым, незатененным участкам маршрута в горных, водных, лыжных и других походах). Туристские маршруты допускается прокладывать и эксплуатировать только в местностях с благоприятными характеристиками радиологического состояния (п. 4.3.6. ГОСТа Р 50644-94).

Химические факторы риска: токсические, раздражающие, сенсибилизирующие. Для предотвращения действия данных факторов риска в обслуживании туристов необходимо: -

осуществлять регулярный контроль за содержанием вредных химических веществ в воздухе, воде, почве, продуктах питания и других биологических средах; -

осуществлять строительство и размещение объектов для обслуживания туристов в благоприятной с точки действия химических факторов риска среде; -

применять препараты для дезинфекции и дезинсекции в строгом соответствии с инструкцией по использованию, исключая возможность контактов туристов с этими средствами (п. 4.3.7. ГОСТа Р 50644-94).

Повышенная запыленность и загазованность. Требования к допустимому уровню вредных веществ в воздухе зон обслуживания туристов, помещений, транспортных средств должны быть не ниже санитарно-гигиенических норм, установленных ГОСТ 12.1.005, санитарными нормами и правилами. Безопасность обеспечивается соблюдением требований к оснащению помещений, транспортных средств вентиляцией с очисткой воздуха (п. 4.3.8. ГОСТа Р 50644-94).

Существуют также и прочие факторы риска, которые закреплены в п. 4.3.9. ГОСТа Р 50644-94. Согласно названному пункту к прочим факторам риска относятся опасности, связанные с отсутствием необходимой информации об услуге и ее номинальных (запроектированных) характеристиках. Необходимо предусматривать: -

предоставление туристам достаточной информации о реализуемых туристских услугах в соответствии с требованиями, установленными действующей нормативной документацией (требованиями к содержанию информационного листка к туристской путевке, технологической карты путешествия, технологической карты экскурсии) - об основных характеристиках этих услуг, условиях обслуживания; -

проведение для туристов необходимых инструктажей по безопасности, учитывающих специфику вида туристского маршрута.

Специфические факторы риска, в соответствии с п. 4.3.10. ГОСТа Р 50644-94, обусловлены: -

возможностью возникновения природных и техногенных катастроф в зоне размещения туристского предприятия или маршрута, а также других чрезвычайных ситуаций (в том числе связанных с состоянием общественного порядка в районе обслуживания туристов); -

техническим состоянием используемых объектов материально-технической базы (туристских гостиниц, баз, кемпингов, канатных дорог и бугельных подъемников, туристских трасс, в том числе горно-пешеходных, лыжных, горнолыжных, водных, верховых и вьючных животных, разнообразных транспортных средств, в том числе велосипедов, маломерных и гребных судов, архитектурных, природных достопримечательностей); -

сложным рельефом местности (речными порогами, горными склонами, моренными, скальными, ледовыми участками туристсих трасс и т. п.); -

уровнем профессиональной подготовленности обслуживающего персонала (инструкторов, экскурсоводов идр.); -

подготовкой туристов к передвижению по маршруту определенного вида и категории сложности (инструктаж, экипировка и т. п.); -

информационным обеспечением (гидрометеорологические прогнозы, маркировка трасс туристских маршрутов).

Наряду с рассмотренными факторами риска для здоровья и жизни человека, существует риск возникновения неприятностей с имуществом туриста (личными вещами и багажом), поэтому вопрос сохранности имущества тоже является актуальным.

Туристы представляют собой «желанный» объект для всякого рода мошенников, грабителей и воров. Это связано с притуплением бдительности самого туриста и незнанием им особенностей посещаемой страны. Риск возникновения неприятностей возрастает, если местом отдыха туриста является страна с высокой социальной напряженностью. В ряде стран издаются специальные памятки, которые выдаются туристам. В подобных памятках объясняется, куда не стоит ходить, чего не стоит делать и т. д. В этом проявляется заинтересованность принимающей стороны в безопасности

туриста. К сожалению, туристы довольно часто пренебрегают подобными рекомендациями и попадают в неприятные ситуации, разрешение которых занимает много сил и времени самих туристов, а также сопровождающих их лиц.

Не менее важным является вопрос безопасности окружающей среды. Под экологичностью туризма понимается взаимодействие индустрии туризма и окружающей среды, где главным является ненанесение вреда и рациональное использование имеющихся ресурсов.

Узкое понимание данной проблемы сводится к тому, что турист имеет право свободного доступа к туристическим ресурсам в соответствии с различными ограничениями, предусмотренными конкретной страной пребывания, в то же время, турист обязан бережно относиться к окружающей природной среде, не наносить ей вреда.

В более широком понимании данный вопрос рассматривается на уровне экологичности туризма. Туристическая индустрия, как и любая другая, оказывает воздействие на окружающую природную среду. Степень и характер этого воздействия и определяют экологичность либо неэкологичность туризма.

Введение - 4

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья - 13

Государственная система обеспечения безопасности населения - 35

Основы обороны государства и воинская обязанность - 78

Основы медицинских знаний - 143

Темы рефератов по ОБЖ - 198

Литература, электронные источники - 200

Участники дорожного движения и общие правила их поведения. Пешеход, безопасное поведение пе шехода на улицах и дорогах - 202


Введение

Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (1), цели и задачи дисциплины (1.2). Основные теоретические положения дисциплины, определения терминов «среда обитания», «биосфера», «опасность», «риск», «безопасность» (1.3). Необходимость формирования безопасного мышления и поведения. Культура безопасности жизнедеятельности - современная концепция безопасного типа поведения личности. Значение изучения основ безопасности жизнедеятельности при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

Введение

Жизнедеятельность человека осуществляется в сложной, перегруженной техническими средствами среде обитания. Эта среда насыщена многочисленными вредными факторами, которые представляют серьезную потенциальную или реальную опасность для здоровья и жизни людей. Совокупность опасностей определяется конкретным качественным состоянием среды, характером и интенсивностью реализуемой в ее пространстве разнообразной производственной, хозяйственной и иной деятельности. Человечество, вступившее в новое тысячелетие, обеспокоено тем, что более отчетливо стал проявляться многофакторный кризис цивилизации, вызванный, с одной стороны, не­ регулируемым, потребительским отношением к окружающей среде, а с другой - незащищенностью самого человека. Становится совершенно очевидным, что необходимо искать новые, более эффективные пути гармоничного развития общества и кардинально изменять потребительскую психологию людей. В современных условиях глобализации развития мировой экономики, усложнения, интенсификации и увеличения напряженности профессиональной творческой деятельности существенно возрастает общественно-производственное значение состояния здоровья каждого человека. Здоровье становится приоритетной социальной ценностью. Постоянное внимание к сохранению и укреплению собственного здоровья, сознательная ориентация на здоровый образ жизни должны стать важнейшими показателями общей культуры человека ХХI в. Его повседневная деятельность, поведение и устремления должны быть направлены на создание гуманистического и рационально обустроенного общества на основе гармоничного духовного и физического совершенствования личности в процессе позитивного преобразования мира.



Глава 1.Введение в дисциплину

1. Актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

Эффективное развитие в стране инновационной экономики возможно лишь при качественной подготовке специалистов различного профиля, создании благоприятных условий для их жизнедеятельности и сохранении их здоровья.

На протяжении своего существования человеческая популяция, развивая экономику, создавала и постепенно совершенствовала социально-экономическую систему безопасности, ее научные и практические основы. Вследствие этого, несмотря на увеличение количества вредных воздействий в среде обитания, уровень безопасности человека неуклонно возрастал. Указанное положение подтверждается тем, что в настоящее время средняя продолжительность жизни, являющаяся одним из ключевых показателей безопасности жизнедеятельности людей, составляет в наиболее развитых странах около семидесяти семи лет(В России 65-66 лет).

Вторгаясь своей не всегда продуманной деятельностью в природу, законы которой далеко еще не познаны, создавая и внедряя новые технологии в различные сферы экономики, человек формирует искусственную среду обитания, так называемую техносферу. Учитывая, что нравственное и общекультурное развитие цивилизации отстает от темпов развития научно­технического прогресса, становится очевидным увеличение риска неблагоприятных последствий тех или иных видов экономической деятельности для здоровья и жизни современного человека. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), например, смертность от несчастных случаев на производстве, транспорте и в быту занимает третье место после сердечно­сосудистых и онкологических заболеваний. При этом часто гибнут молодые, трудоспособные и наиболее активные в социальном и профессиональном отношении люди (в том числе и военнослужащие). Травматизм является основной причиной смерти человека от 2 лет до 41 года. По данным официальной статистики, в настоящее время в России ежегодно в авариях и катастрофах погибают в среднем 50 тысяч человек, а от несчастных случаев, связанных с отравлением фальсифицированными (суррогатными) спиртными напитками, -35-40 тысяч человек в год. Значительные психофизические и информационные нагрузки у работающих из-за высокой интенсивности и нерациональной организации трудовой деятельности часто сопровождаются перенапряжением организма и, как следствие, нередко вызывают возникновение гипертонических кризов, ранних инфарктов миокарда и инсультов с серьезными негативными последствиями не только для трудоспособности, но и для жизни людей. При эксплуатации различных производственных объектов на территории Российской Федерации часто наблюдается антропогенное загрязнение окружающей среды токсичными веществами, твердыми и жидкими промышленными отходами, что может приводить к ухудшению экологических условий жизни населения. Повышение риска проявления тех или иных опасностей в среде обитания обусловливается различными причинами, в том числе и человеческим фактором, т.е. недостаточным знанием или недооценкой соответствующими лицами значимости соблюдения принятых норм и требований безопасности жизнедеятельности. Приведенные данные подтверждают актуальность и важность обязательной и качественной и профессиональной подготовки специалистов всех уровней, в том числе и среднего звена, по проблемам создания и поддержания условий для индивидуальной и коллективной безопасности жизнедеятельности. В этом плане каждый специалист должен располагать достаточно глубокими знаниями о возможных и реальных опасностях техносферы, владеть умением распознавать характер тех или иных негативных факторов среды обитания, определять и проводить необходимый комплекс мер по предупреждению неблагоприятного воздействия негативных факторов на организм человека, состояние здоровья трудового коллектива и экологическую безопасность населения.

Актуальному решению данных вопросов в определенной мере будет способствовать целенаправленная реализация специалистами среднего звена знаний, приобретенных в области основ безопасности жизнедеятельности. Эти знания необходимы: – для формирования и соблюдения правил здорового образа жизни, рациональной организации труда и поддержания психофизического состояния и высокой работоспособности организма; – обеспечения жизни и здоровья в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; – развития в себе духовных и физических качеств, важных для прохождения военной службы; – создания благоприятных условий для осуществления трудовой деятельности военнослужащих; – формирования навыков оказания первой медицинской помощи.

1.2. Цели и задачи дисциплины

В современном понимании дисциплина «Основы Безопасности Жизнедеятельности» изучает риски производственной, природной, социальной, бытовой, городской и других сред обитания человека как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Данная дисциплина является начальной ступенью в освоении норм и правил безопасности. Основная цель данной дисциплины как науки-защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и обеспечение комфортных условий жизнедеятельности. Перед учащимися и преподавателями ставятся задачи:

освоения знаний о безопасном поведении человека в чрезвычайных и опасных ситуациях природного, техногенного, а также социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

воспитания ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике патриотизма и долга по защите Отечества;

развития черт личности, необходимых для ведения здорового образа жизни; безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; соблюдения бдительности при возникновении угрозы терроризма;

Овладения умениями правильно оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; целенаправленно действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;

развития потребности в расширении и постоянном углублении знаний по проблемам обеспечения безопасности жизнедеятельности в современных условиях;

формирования мировоззрения и воспитания у студентов социальной ответственности за последствия своей будущей профессиональной деятельности. Безопасность жизнедеятельности человека тесно связана: –с идентификацией (распознаванием) и количественной оценкой негативных воздействий среды обитания;–профилактикой и защитой от опасностей воздействия тех или иных негативных факторов на человека;–ликвидацией последствий воздействия опасных и вредных факторов чрезвычайных ситуаций.

1.3. Основные теоретические положения и понятия

Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности. Для решения этой проблемы привлекаются многие науки. Оперируя понятиями этих наук, дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» выработала также определенную систему собственных понятий и методов исследования.

С момента своего появления на Земле человек живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей.

Опасности причиняют вред здоровью человека, что проявляется в травмах, болезнях, иногда влекущих за собой инвалидность и даже летальный исход; соответственно, они угрожают не только каждому конкретному человеку, но и обществу и государству в целом.

Профилактика опасностей защита от них-актуальная гуманитарная и социально-экономическая проблема, в решении которой должно быть заинтересовано, прежде всего государство.

Обеспечение безопасности - приоритетная задача для личности, общества и государства.

Абсолютной безопасности не бывает, всегда существует некоторый остаточный риск, поэтому под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития общества можно смириться.

Для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения разработана учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности». Как известно, современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, природной, местной (городской, сельской), бытовой и др. Таким образом, мы можем говорить о системе «человек - среда обитания», которая состоит из множества взаимодействующих элементов, имеет упорядоченность в определенных границах и обладает специфическими свойствами. Взаимодействие внутри системы определяется множеством факторов и оказывает влияние как на самого человека, так и на составляющие среды обитания.

Среда обитания - это окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

В системе «человек - среда обитания» происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации. Это происходи т в полном соответствии с законом сохранения жизни: жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело означенных выше потоков. Потоки вещества, энергии и информации во многом зависят от масштабов преобразующей деятельности человека и от состояния среды обитания. Человек и среда его обитания гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых и человеком, и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и (или) окружающую среду. Действуя в этой системе, человек непрерывно решает, как минимум, две основные задачи:

– обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе;

– создает и использует защиту от негативных воздействий как со стороны среды обитания, так и со стороны себе подобных. Среда обитания неразрывно связана с понятием «биосфера».

Биосфера - это область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.

ХХ век ознаменовался потерей устойчивости в таких процессах, как рост населения Земли и его урбанизация (повышение роли городов в развитии общества). Это вызвало крупно масштабное развитие энергетики, промышленности, транспорта, военного дела и обусловило значительный рост антропогенного (от греч. anthro –pos- человек) воздействия. Кроме того, к середине ХХ в. Человек стал обладать способностью инициировать крупно масштабные аварии и катастрофы и тем самым вызывать необратимые экологические изменения регионального и глобального масштаба. В результате активной техногенной деятельности человека во многих регионах нашей планеты разрушена биосфера и создан новый тип среды обитания - техносфера.

Техносфера - это участок биосферы, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия материальным и социально бытовым потребностям.

Однако созданная трудом человека, призванная максимально удовлетворять его потребности в комфорте и безопасности, техносфера во многом надежды людей не оправдала. Новые условия обитания человека в городах, и особенно в крупных промышленных центрах, бытовые составляющие его жизни по уровню безопасности оказались далеки от допустимых норм и требований, что предопределяет актуальность грамотного осуществления соответствующего комплекса предупредительных и защитных мер при внедрении научно-технического прогресса в различные сферы экономики. Негативные воздействия в системе «человек - среда обитания» принято называть опасностями.

Опасность - это негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

Опасности не обладают избирательным свойством, при своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их среду. Являясь частью жизни, они также реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации. Многочисленность и многообразие опасностей, высокая вероятность их воздействия на каждого позволили сформулировать аксиому о потенциальной опасности самого процесса жизнедеятельности: «Жизнедеятельность человека потенциально опасна!» В отличие от реальной, видимой опасности потенциальная опасность заключается в скрытом, неявном характере ее проявления. Например, мы не ощущаем до определенного момента увеличение концентрации углекислого газа (СО2)в воздухе. В норме атмосферный воздух должен содержать не более 0,05% СО2. В непроветриваемом помещении, в частности в аудитории, концентрация СО2увеличивается.Углекислый газ не имеет ни цвета, ни запаха, и нарастание его концентрации дает о себе знать появлением усталости, вялости, снижением работоспособности. В целом организм человека, систематически пребывающего в таких условиях, отреагирует сложными физиологическими процессами: изменением частоты, глубины и ритма дыхания (одышкой), увеличением частоты сердечных сокращений, изменением артериального давления. Это состояние (гипоксия) может повлечь за собой снижение внимания, что в определенных областях деятельности может привести к травматизму и другим негативным последствиям. По степени и характеру действия на организм все факты условно делят на вредные и опасные.

К вредным факторам относятся такие факторы, которые в определенных условиях могут стать причиной заболеваний или снижения работоспособности.

Опасные факторы в определенных условиях приводят к травматическим повреждениям или внезапным и резким нарушениям здоровья. Это деление условно, так как вредные факторы могут стать опасными. Некоторая часть опасных и вредных факторов - преимущественно это относится к производственной, а в какой-то мере и к другим средам обитания - имеет внешне определенные, пространственные области проявления, которые называются опасные зоны . Такие зоны характеризуются увеличением риска возникновения несчастного случая. Условия, при которых создается возможность возникновения несчастного случая, называют опасная ситуация . В процессе жизнедеятельности человек может оказаться в такой ситуации, когда физические и психические нагрузки достигают максимума, при этом он теряет способность к адекватным и рациональным поступкам и действиям. В этом случае говорят об экстремальных ситуациях . Потенциальная опасность как явление - это возможность воздействия на человека неблагоприятных или несовместимых с жизнью факторов.

Аксиома о потенциальной опасности предусматривает количественную оценку негативного воздействия, которая из меряется риском нанесения того или иного ущерба здоровью и жизни.

Риск определяется как отношение тех или иных нежелательных последствий в единицу времени к возможному числу событий.

Различают индивидуальный и социальный риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.

Социальный, или групповой, риск - это риск для группы людей. Говоря о социальном риске, прослеживают зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей. В мировой практике в настоящее время отвергнута концепция абсолютной безопасности и находит признание концепция приемлемого риска.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения. То есть речь идет о риске, при котором защитные мероприятия позволяют поддерживать достигнутый уровень безопасности.

Безопасность - это состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей или отсутствует чрезмерная опасность.

Иными словами, это прежде всего ощущение человека, что ему ничто не угрожает. Вместе с тем это и деятельность различных элементов государственной системы защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства. Это и совокупность накопленных обществом методик выживания в экстремальных и чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Человечество должно научиться прогнозировать негативные воздействия и, соответственно, обеспечивать безопасность принимаемых решений на стадии их разработки. Для защиты от негативных факторов следует создавать и активно использовать защитные средства и проводить мероприятия, всемерно ограничивающие зоны действия и уровни таких факторов. Реализация этих задач обусловила необходимость разработки специальной области научных знаний - безопасность жизнедеятельности.

Вопросы для самоконтроля

1.В чем заключается актуальность изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»? Почему, на ваш взгляд, она относится к числу дисциплин непрерывного цикла изучения?

2. Что такое среда обитания? Воздействует ли на нее человек? Свой ответ проиллюстрируйте примерами.

3. Какие различия существуют между опасной и экстремальной ситуацией?

4. Что такое индивидуальный и социальный риск?

5. Объясните содержание концепции приемлемого риска.

6.Что такое безопасность?


Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

1.1. Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

1.2. Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для здоровья. Влияние двигательной активности на здоровье человека. Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и здоровье человека.

1.3. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Основные источники загрязнения окружающей среды. Техносфера как источник негативных факторов.

1.4. Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика. Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

Наркотики, наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.

1.5. Правила и безопасность дорожного движения. Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.

1.6. Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Социальная роль женщины в современном обществе. Репродуктивное здоровье женщины и факторы, влияющие на него. Здоровый образ жизни - необходимое условие сохранности репродуктивного здоровья.

1.7. Правовые основы взаимоотношения полов. Брак и семья. Культура брачных отношений. Основные функции семьи. Основы семейного права в Российской Федерации. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка».

Практические занятия

Изучение основных положений организации рационального питания и освоение методов его гигиенической оценки.

Изучение моделей поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.

Сообщение на родительском собрании.

«Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей»

Мы сегодня пригласили вас, чтоб поговорить на одну из злободневных и актуальных тем нашего времени – об обеспечении безопасности жизни детей.

Проблема обеспечения детской безопасности в наше время одна из самых

актуальных проблем всего населения. Не смотря на то, что общество в своем

развитии идет далеко вперед, дети остаются самыми уязвимыми и их

подстерегает множество опасностей угрожающих их жизни и здоровью как

дома, в быту, так и на улице.

Семья - естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются

предпосылки развития физически и духовно здорового человека. К тому же семья для ребенка - это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей.

В Российской Федерации п. 2 ст. 38 Конституции установлено, что забота о детях, их воспитании - равное право и обязанность родителей.

Наше дошкольное учреждение проводит большую работу с воспитанниками в меру их возраста по воспитанию и обучению их безопасности

жизнедеятельности: это непосредственно образовательная деятельность.

Хочу напомнить самые распространенные «опасности»:

Дома: бытовые приборы, медикаменты, колющие и режущие предметы, окна

На улице: это дорога, транспорт, незнакомые люди и предметы, водные объекты, бездомные животные, ядовитые растения.

Все мы должны приложить максимум усилий, чтоб избежать любых чрезвычайных ситуаций с ребенком, а значит и с вами.

Если вы будете выполнять элементарные правила, беды можно избежать:

Не оставляйте ребенка дома одного или с несовершеннолетним!

Сразу определите предметы домашнего обихода, которыми ребенок может

пользоваться сам или с вашей помощью.

Пример: он может помочь вам пропылесосить, но не включать вилку

В электророзетку. Но он может подмести пол.

Нельзя брать медикаменты! Любые!

Нельзя брать в руки ножи, булавки, гвозди, иголки, лезвия, спички, зажигалки и др.!

Родителям необходимо обеспечить в доме все условия, чтобы обезопасить ребенка от возможных проблем:

Нельзя оставлять включенную плиту или опасные электроприборы без

присмотра.

емкости с горячей жидкостью, поскольку ребенок может всё перевернуть на

себя.

Электрические розетки должны иметь заглушки или поворотный механизм.

Низкие углы мебели должны быть скругленные или иметь смягчающие

накладки. Нельзя чтобы на уровне ребенка торчали острые предметы, о

которые он может пораниться.

В доме не должно быть открытых проводов.

Число домашних пожаров тоже впечатляющее, и в них гибнут дети.

Такие правила должны быть категоричны, и приниматься всеми членами семьи, родственниками и гостями и обсуждению не подлежать!

Нельзя отпускать ребенка на улицу без присмотра взрослого человека. Если

ваш ребенок идет гулять к соседским детям, отведите его, узнайте, кто из

взрослых будет смотреть за детьми, узнайте номер телефона, оставьте свой, спросите через какое время забрать ребенка.

При прогулках с ребенком всегда следите чтобы:

1. В ближайшем окружении ребенка не было неадекватных детей с

опасным поведением или предметами.

2. Смотрите, чтобы ребенок не подходил близко к качелям или каруселям.

3. Следите за тем, чтобы вокруг не находились пьяные люди или люди со

странным поведением.

4. Обращайте внимание на собак на улице, иногда даже мирное с виду

животное может внезапно напасть на ребенка.

5. Просматривайте те места, где играет ребенок, следите, чтобы там не

было шприцов, стекла и других опасных предметов.

6. Не разрешайте ребенку играть в местах, где есть острые углы, об

которые он может травмироваться, например, такие углы могут быть на

старых металлических площадках.

7. Будьте внимательно, когда находится на лестницах, возле ограждений с

острыми краями или вблизи дороги.

Учите детей, даже гуляя у своего дома, быть внимательным. Если кто-то

подошел ко двору, звать взрослых. Нельзя подходить к незнакомым людям,

нельзя разговаривать с незнакомыми. Число пропавших детей, детей, подвергшихся насилию из года в год не становиться меньше. В наших силах научить детей быть более осмотрительными, научить избегать опасности. Обучить детей безопасному поведению - это значит приучить их к определенному образу жизни. У ребенка должен выработаться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент.

Никогда не думайте, что если вы будете осторожны, то это каким-то образом

отразиться на развитии ребенка. Конечно, не стоит запугивать ребенка и держать его возле юбки, но вы как взрослый человек, должны четко осознавать возможный уровень опасности и оградить собственного ребенка. При этом не последнюю очередь играют профилактические беседы с детьми, ведь часто ребята просто не представляют себе, что, например, лежащий на земле провод может их ударить электричеством.

Не запугивайте! Специалистами давно подмечено, что попытки родителей

обезопасить ребенка от преступных посягательств, рассказывая им страшные

истории, иногда приводят к обратному результату - ребенок в сложной

опасной ситуации становится более уязвимым, поскольку внушенный ему страх настолько парализует его, что он не в состоянии что-либо самостоятельно предпринять. Цель "безопасного" воспитания - внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию.

Будьте внимательны к вашим детям, давайте им свободу в безопасных рамках и не переоценивайте возможности ребенка. Дети дошкольного возраста имеют множество физических и психических ограничений. Еще одной сложностью является отсутствие опыта, многие ребята просто не придают значение тем вещам, которые очевидно для них опасны. Поэтому и происходят многие трагедии, когда ребята выпадают из окон, суют спицы в розетки, обвариваются кипятком, падают в обрывы, тонут и так далее.

С достижением младшего школьного возраста возможности детей по усвоению опасностей будут расти. Они будут уже лучше видеть, осознавать источник шума, научатся контролировать тело, осознавать возможную беду. Но всё равно учтите, что их параметры тела и мозга максимально приблизятся к параметрам взрослого лишь при достижении подросткового возраста.

Бывают ситуации, когда нам, в силу обстоятельств, приходится оставить ребёнка дома одного. Именно о том, какие опасности подстерегают маленького человечка дома, мне и хочется напомнить. Необходимо постепенно приучать ребенка оставаться одного.

Основными правилами, если ребенок остается один дома, должны быть:

1. На видном месте напишите телефоны, по которым он может быстро связаться

(ваша работа, мобильный, милиция, скорая помощь, пожарная охрана,

соседи).

2. Постоянно повторяйте правила поведения, устраивайте маленькие экзамены, разбирайте ошибки.

3. Сами неукоснительно выполняйте правила по безопасности. Будьте

примером.

4. Выучите с ребенком, как его зовут, и как зовут его родителей, а также

домашний адрес и телефон.

5. Исключите в квартире малейшую возможность возгорания, потопа, и прочих техногенных «катастроф». Проверьте, не оставили ли вы включенной воду или газ, выключили ли электронагревательные приборы.

6. Уберите все предметы, которыми он может пораниться.

7. Закройте окна и тщательно заприте входную дверь.

Блиц – опрос для родителей

Попробуйте ответить на мои вопросы.

Вопрос №1: Назовите правила поведения при обнаружении запаха газа в квартире.

Ответ: Не включать свет и электроприборы, не зажигать спички, открыть окна и форточки, звонить в газовую службу от соседей по телефону –104-, оповестить других соседей о случившемся.

Вопрос №2: Назовите правила поведения при пожаре в квартире.

Ответ: Не открывать окна, не тушить водой загоревшиеся электроприборы, дышать через мокрую ткань, к выходу двигаться, пригнувшись, покиньте помещение, закройте за собой дверь, вызовите пожарную охрану по телефону

101-, сообщите о пожаре соседям.

Вопрос №3: Назовите правила поведения при контакте с домашней и бродячей собакой.

Ответ: Не гладьте незнакомых животных; не трогайте собаку, когда она ест или кого-то охраняет, особенно своих детенышей; не толкайте и не нападайте в шутку на хозяина собаки; никогда пристально не смотрите собаке в глаза; не убегайте от собаки, не поворачивайтесь к ней спиной; чтобы отогнать бродячую собаку, бывает достаточно поднять с земли камень или палку, а вот с домашними животными, часто хорошо дрессированными, лучше не размахивать руками, а громко и четко отдать команду: «Фу! » или «Нельзя! ».

А сейчас мы предлагаем вам решить проблемные ситуации.

(каждая группа родителей выбирает себе карточку с ситуацией, прочитывают, разыгрывают и предлагают возможные ответы)

Ситуация №1: Молодая женщина приятной наружности говорит девочке (мальчику) : «Здравствуй, девочка! Как тебя зовут? А где ты живешь? » Как должна ответить девочка незнакомке?

Возможные ответы: «Вот я сейчас маму (папу) позову! »; «Простите, но я очень спешу! ».

Ситуация №2: Ребенок потерялся. Что он будет делать?

Возможные ответы:

Везде бегать и искать маму.

Стоять на месте, где потерялся.

Обратиться к милиционеру за помощью, если уж очень долго стоишь.

Пойти с незнакомой тетей, которая скажет, что только что видела твою маму, а мама плачет, ищет тебя.

Пойти с чужим мужчиной, который скажет, что живет рядом с домом, в котором ты живешь, что он тебя проводит.

Попросить прохожего отвести тебя в ближайшее отделение милиции.

Обратиться к продавцу в магазине за помощью.

Попросить прохожего позвонить в милицию и сообщить, что ты потерялся и находишься в таком-то месте.