Нарушения психического развития в детском возрасте. Психологические особенности детей с дефектами в развитии

Число детей с нарушениями в развитии неуклонно растет. В настоящее время примерно 4,5% от общего числа детей, проживающих в России, относится к лицам с ограниченными возможностями. Тому есть ряд причин: дестабилизация отдельных семей и общества в целом, в ряде случаев отсутствие нормальных условий для будущих матерей и их детей. Из десяти младенцев лишь у двух показатели физического и психического здоровья соответствуют норме.

Категории детей с нарушениями в развитии

У детей с нарушениями развития происходит отклонение от нормы психических функций вследствие врожденных или приобретенных поражений опорно-двигательного аппарата, органов речи, слуха и зрения или из-за недостаточности центральной нервной системы.

Существует несколько категорий детей с такими нарушениями развития:

  • С нарушениями зрения;
  • С нарушениями слуха;
  • С нарушениями речи;
  • С нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • С нарушениями поведения;
  • С нарушениями эмоционально-волевой сферы;
  • Умственно отсталые дети;
  • С задержкой психического развития;
  • С комплексными нарушениями развития.

Нарушения в психическом развитии у детей обусловлены двумя группами факторов – биологическими и социальными. Биологические факторы это: различные патологии беременности и родов, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, расстройства обмена веществ, нейрохирургические заболевания, интоксикации в первые годы жизни. К социальным факторам относятся психологические травмы, агрессия по отношению к ребенку, недостаточное общение с ним.

Любые отклонения, особенно у детей с комплексными нарушениями развития, требуют коррекции и своевременной профилактики, так как именно от этих действий зависит дальнейшая социальная адаптация ребенка.

Профилактика нарушений развития у детей

Главную роль в предотвращении нарушений развития у детей разного возраста играет комплексная система мер профилактики. Регулярные консультации и осмотры у педиатра стоят на первом месте. На втором – внимательность самих родителей, которые обязаны научиться проверять основные психомоторные реакции у ребенка, чтобы первые возможные отклонения в его психике не остались без пристального внимания.

Педиатры, детские психологи, логопеды и дефектологи могут определить состояние психического развития ребенка. Точный диагноз и категорию нарушения устанавливают благодаря диагностическим обследованиям. Профилактика нарушений развития заключается в использовании специальных медицинских, социальных, психологических и педагогических методик проверки ребенка.

Чтобы психическое развитие малыша протекало правильно и без отклонений, родители должны использовать положительное коррекционное пространство, в котором ребенок сможет развивать логику, мышление, обучаться и приобретать новые навыки.

Немаловажным фактором профилактики нарушений развития является проведение медицинских и педагогических консультаций будущей мамы во время беременности и соблюдение безопасности.

Итак, эффективная профилактика включает:

  • Отсутствие физических и психических травм у мамы во время беременности;
  • Благоприятную среду для развития малыша;
  • Отсутствие конфликтов в семье.

Коррекция нарушений психического развития

В коррекции нарушений развития у детей принимают участие специалисты разного профиля: неврологи, педиатры, психологи, логопеды, психиатры и дефектологи. От взаимодействия этих специалистов, а также от методов, выбранных ими, зависит эффективность лечения детей с нарушениями в психическом развитии. Перед выбором конкретной методики доктор диагностирует причину нарушения развития и его тип.

Медикаментозное лечение основывается на иммуностимулирующих, противовоспалительных, противосудорожных, ноотропных и сосудистых средствах. Дополнительно могут применяться витамины.

Детям с комплексными нарушениями развития назначают следующие виды реабилитации: сенсорные упражнения, коррекция психологического характера, коррекция логопедического типа, упражнения на релаксацию, лечебная гимнастика и физкультура, физиотерапия.

Одним из важных этапов коррекции нарушений развития является индивидуальная учебная программа для ребенка. Она разрабатывается педагогами и психологами и основывается на художественных, хореографических и музыкальных занятиях. Также в ней присутствуют особые интеллектуальные упражнения.

Для полноценной и эффективной коррекции нарушений психического развития необходимо сочетать все аспекты лечения - лекарственные препараты, реабилитацию и индивидуальные учебные программы.

Для семьи, в которой воспитывается ребенок с нарушениями в развитии, жизнь иногда превращается в сплошной процесс диагностики, коррекции и реабилитации ребенка. Трудности могут и объединить семью, и, к сожалению, разрушить ее.

Чтобы такое не случилось, родителям и детям необходима поддержка специалистов самого разного профиля. О современных методиках проведения диагностической и коррекционной работы с детьми с ОПФР, а также о возможностях семейной психотерапии в нашей стране пойдет речь в данной статье.

Загадочный синдром

Наиболее сложно выявлять и корректировать те нарушения развития ребенка, нарушения в развитии детей, которые не связаны с органическим и физическим происхождением, а именно психические и функциональные отклонения, ибо трактовать их можно по-разному. Одно из таких нарушений у детей - гиперактивные расстройства или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

О проблемах детской психиатрии в последние годы чаще стали появляться публикации, в которых говорится, что лекарственные средства исчерпали себя при коррекции гиперкинетичных расстройств у детей. Но при этом применение психотропных средств при лечении лиц с ОПФР увеличилось в мире в 9 раз за последние 15 лет.

За последние 20 лет увеличилось количество психических расстройств у детей: синдром дефицита внимания и гиперактивности стали обнаруживать в 3 раза чаще, а количество расстройств аутичного спектра возросла в 20 раз! Безусловно, необходимо и дальше создавать эффективные лекарственные средства, но важно искать и более перспективные пути реабилитации детей с ОПФР.

Ключевая теория о возникновении СДВГ

Ключевая теория о возникновении СДВГ свидетельствует: проблемы в детском организме существуют из-за того, что головной мозг вырабатывает малое количество дофамина - гормона удовольствия. Препарат, который считается эффективным при коррекции такого нарушения - метамфетамин. Он одновременно является и лекарственным средством и наркотиком.

На 85 процентов этот препарат снимает проблемы поведения. Но всегда ли это хорошо для ребенка? Он становится адекватным только на то время, пока действует препарат. Очевидно, что решение о назначении метамфетамина может приниматься только при самых тяжелых формах СДУГ, если с ребенком совсем невозможно справиться. В других случаях необходимо пользоваться методами психолого-педагогического воздействия.

Есть мнение, что гиперкинетические расстройства являются просто особенностями ребенка, с которыми специалисты не всегда могут справиться. Некоторые считают, что это - результат плохого воспитания в семье. Существует мнение, что СДВГ является началом другого психического нарушения, например, расстройства шизофренического спектра.

Дети с синдромом гиперактивности

Дети с синдромом гиперактивности во взрослой жизни чаще других имеют различные эмоциональные переживания, у них могут развиться психопатия, тревожные состояния, депрессии.

Как же проявляется СДВГ? Часто у детей с этим синдромом неплохие показатели интеллектуального развития, но из-за неадекватного поведения, дефицита внимания, повышенной утомляемости и проблем с запоминанием дети учатся ниже уровня своих возможностей. Они дезорганизованы, склонны к протестам, в ответ на просьбы взрослых их первое слово - «нет».

Такие дети очень импульсивны, им нужно «все и сразу», они не способны отличить главное от вторичного. Они не умеют преодолевать себя, их трудно мотивировать к какой-то деятельности. Проанализировать результаты того или иного своего действия им также не по силам.

У детей с СДВГ нарушены сенсорные функции, им не нравится яркий свет, они боятся даже незначительного шума, а некоторых из них, наоборот, шум успокаивает. У таких детей повышенная тактильная чувствительность. Часто они не чувствуют голода, мало едят, отказываются от еды с кусочками хлеба. У них наблюдаются нарушения речи.

Такие дети очень хотят общения, только их не все приглашают в свою компанию, ведь ведут они себя с точки зрения обычных детей по-дурацки. До 10 лет таких детей нельзя одних выпускать на улицу, они чаще, чем их ровесники, травмируются.

Какими бы ни были дети с гиперкинетическими расстройствами, их обязательно нужно включать в среду здоровых людей. И информировать родителей, педагогов, врачей, что особых детей не нужно “ломать”, приспосабливая к незнакомомой среде, а окружение должно принимать их такими, какие они есть, и помогать им.

«Мишени» психологической помощи

Есть несколько уровней диагностики. На первом определяется симптоматичный диагноз, который сводится к фиксированию фактов поведения, речевой активности, которые замечаются при непосредственном наблюдении признаков развития.

Следующий уровень диагностики предполагает постановку функционального психологического диагноза, если психолог не только констатирует факты, которые наблюдает, но и описывает проявление отдельных психических функций и характерные черты ребенка (его память, внимание, мышление, самооценку, темперамент и др.). Оценка психолога, как правило, отображается в цифрах, часто он использует тесты (например, на интеллект).

Оценка отклонений и нарушения развития ребенка должна быть не только количественной, но и качественной, важно понять саму структуру дефекта, механизм возникновения нарушения развития ребенка. Если до функциональной диагностики психолога добавить информацию о системных связях между отдельными психическими функциями ребенка, об уровне его включенности во взаимоотношения с другими людьми и его умения справляться с различными жизненными задачами, - можно говорить о системном психологическом диагнозе.

При проведении системной диагностики нарушения развития ребенка необходимо сопоставлять полученные данные о развитии ребенка с данными о развитии других детей - как тех, кто развивается нормально, так и тех, кто имеет отклонения.

Психологическая помощь

Для того чтобы психологическая помощь была эффективной, она должна быть «точечной», иначе говоря, иметь конкретные мишени воздействия, которые и необходимо отмечать в процессе диагностики. Одной из ключевых идей, которые необходимо использовать в диагностике, является идея “зоны ближайшего развития”. Она помогает оценить конкретного ребенка в конкретных социальных условиях и вклад обучения и воспитания в состояние ребенка в этот момент.

Все больше детей с ОПФР сегодня идут учиться в учреждения общего образования по месту жительства. Главная цель психолого-педагогической службы таких учреждений образования - помогать в личностном развитии особых детей, в их позитивной социализации.

Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются диагностика нарушения развития ребенка и коррекционная работа. Чтобы определить правильный психологический диагноз ребенка, за ним нужно довольно долго наблюдать, вести с ним разговоры, одним словом, изучать. На начальном этапе психолог проводит скрининг-диагностику, чтобы определить для себя, что в близкое к норме, а что нет.

Если психолог выясняет наличие нарушений, а именно нарушения развития ребенка, он направляет ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию, где команда специалистов осуществляет более точную его диагностику и определяет определенный образовательный маршрут.

Понятно, что за 30-40 минут в условиях ПМПК невозможно провести полную диагностику. Она обязательно продолжится в учреждении образования, где педагог-психолог будет поэтапно осуществлять углубленную диагностику и на основании полученных данных составлять индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Если у специалистов появляется мысль, что у ребенка нарушение ЦНС, они обычно советуют родителям направить его на компьютерную или магнитно-резонансную томографию, пройти проверку на энцэфалографе, сделать ультразвуковое исследование головного мозга.

Однако эти методы исследований помогают выявить только грубые (структурные) нарушения головного мозга. Легкие нарушения функционирования ЦНС, недоразвитие мозговых зон и структур они не могут зафиксировать.

Методы диагностики

Аппаратные методы малоэффективны и при диагностике у детей гиперкинетических расстройств, минимальной мозговой дисфункции, аутизма. Здесь на помощь может прийти нейропсихологичный метод исследования, позволяющий дифференцировать недоразвития и повреждения на тонких уровнях.

В нашей стране, к сожалению, нейропсихология не развита, нет отдельной кафедры этого научного ответвления, нет специальных институтов, только считанные учреждения системы здравоохранения имеют соответствующих специалистов.

Хотя сегодня в мире нейропсихология очень актуальная отрасль знаний, которая постоянно развивается. Программы нейропсихологической реабилитации и коррекции стоят очень дорого.

Основная задача службы раннего вмешательства - профилактика инвалидизации детей с ОПФР и социального сиротства, а также поддержка семьи такого ребенка. Родители, которые узнали о рождении ребенка с нарушениями в развитии, чувствуют шок.

Психологическая помощь в этот период для них не всегда эффективна, они еще не готовы принять ее. Проходит время, и родители настраиваются на действия, они готовы сделать все для своего ребенка. Хотя их действия сначала не всегда правильные, часто под влиянием эмоций они пытаются найти какую-то волшебную палочку, которая должна помочь малышу, не прислушиваются при этом к мнениям специалистов.

Если же эмоции уступают место рациональным планам на будущее и адекватному обсуждению перспектив для всей семьи, с родителями можно разговаривать серьезно и о диагностике, и о способах лечения, и о коррекционной работе с ребенком.

Нарушения развития ребенка — единых требований быть не может

Об основной направленности коррекционных занятий с детьми с тяжелыми нарушениями речи - развитию их коммуникативных способностей, формированию навыков речи поговорим подробнее. При отборе дидактического материала, речевых упражнений для проведения занятий по коррекции нарушений устной речи детей с ТНР (в том числе и для формирования языкового анализа и синтеза), необходимо учитывать различные уровни умственных способностей у детей и, соответственно, предусматривать разноуровневую систему помощи малышам.

Нарушения психического развития в детском возрасте


Откуда вообще взялось понятие «дети с ограниченными возможностями в развитии»? На бытовом уровне мы понимаем, что это категория детей, которые ограничены в своих возможностях: возможности полноценно жить наравне с нормальными людьми. Это те дети, которые имеют дефект.

Дефектология — это наука, изучает недостатки, которые приводят к нарушению, и поэтому у ребенка есть свои особенности в обучении, воспитании и развитии. Сам по себе дефект может быть и незаметен, если мы говорим о минимальных нарушениях.

Виды отклонений, теория Выготского

Существуют спецификации дефектов у детей по времени, локальности.

  • Есть первичные дефекты — это частные и общие нарушения ЦНС (центральной нервной системы) при рождении. Например, ребенок слепой или глухой (нарушение анализаторных систем). Ил травма или поражение головного мозга, или перинатальные (постнатальные) дефекты в развитии.
  • Вторичные дефекты — наблюдаются в последствии, когда ребенок не компенсируется в своем развитии. Например, малыш слепой с рождения, и родители ничем не компенсируют ему это нарушение (осязательные игры, больше рассказывать и давать щупать руками все предметы, рассказывать об их форме и т.д.) В этом случае у ребенка поверх первичных накладываются дополнительно вторичные психологические отклонения, вплоть до тяжелых психических расстройств.

Л.С. Выготский выдвинул свою теорию о сложной структуре дефекта.

Нарушение слуха (первичный дефект) искажает восприятие, нарушает весь процесс ВПР (высшие психические функции), что приводит ко вторичному дефекту. Потому что ребенок не компенсировал дефект, он не имеет дальнейшей адекватной социализации и в конечном итого это приводит к деформации личности в целом.

В свою очередь, существует отношение к норме . Как считать: нормальное развитие или нет? Понятие нормы в целом не существует. В любой науке норма имеет условность. В нашем понимании, норма:

  • Среднестатистическая, когда мы берем определенную выборку исследуемых и сравниваем ее с конкретным ребенком.
  • Функциональная норма — исключительно для отдельного человека.

Условия для нормального развития ребенка. Дизонтогенез

  • Нормальная работа головного мозга.
  • Нормальное физическое развитие ребенка.
  • Сохранность органов чувств: зрение, слух, движение, осязание, обоняние.
  • Систематичность и последовательность в обучении ребенка. Потому что только в процессе обучения малыш развивается.

Вот эти условия должны существовать, чтобы ребенок развивался нормально. Если что-то нарушается, происходит аномальное развитие.

Сухарева и Лебединский выделяют 6 видов психического дизонтогенеза (нарушение в развитии):

  1. Общее стойкое недоразвитие.
  2. Задержанное развитие. Это дети ЗПР (с задержкой психического развития).
  3. Поврежденное развитие на ранних этапах жизни малыша. Это дети с органической деменцией.
  4. Дефицитарное развитие. Оно связано с тяжелыми нарушениями каких-то отдельных анализаторных систем (зрение, слух).
  5. Искаженное развитие. Это наследственные заболевания, в т.ч. и аутизм.
  6. Дисгармоничное развитие личности. Когда у ребенка наблюдаются стойкие дефекты в характере.

Причины аномального развития ребенка

Биологические факторы:

  • Хромосомные и генетические отклонения. Выявляются на раннем сроке беременности. Но здесь вопрос к родителям: продолжать беременность или прервать.
  • Инфекционные и вирусные заболевания, которые мама переносит в момент беременности (гепатит, краснуха, грипп).
  • Несовместимость резус-фактора.
  • Эндокринные заболевания матери (диабет).
  • Алкоголизм и наркомания.
  • Биохимические вредные вещества, воздействующие на маму на раннем сроке беременности: отравление, лечение антибиотиками.
  • Токсикоз, особенно на ранней стадии развития.
  • Родовые и послеродовые травмы ребенка: асфиксия во время родов (приводит к детскому церебральному параличу, повреждение головного мозга), гипоксия, удары плода, малый вес малыша.
  • Хронические заболевания матери.

Социальные факторы.

  • Это все неблагоприятные условия, в которых находится будущая мама..
  • Те условия, в которых длительно находится сам ребенок: в семье алкоголиков и наркоманов, нарушение детско-родительских отношений, постоянные конфликты между родителями, насилие со стороны взрослых (физическое и психологическое).
  • Дети с депривацией, когда ребенка лишают жизненно важных потребностей.

Все эти факторы приводят к деформации личности ребенка. Плюс сюда накладываются дополнительные нарушения в развитии, вплоть до аномальностей развития.

«Особенные» дети

Аномальные дети — это те дети, которые не вписываются в среду нормального ребенка. Выделяют несколько категорий таких детей:

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие и тугоухие, оглохшие). Т.е. любое нарушение слухового анализатора.
  2. Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие, дальтоники).
  3. Дети с нарушениями интеллектуального развития. Это отголоски поражения ЦНС, мозга и т.п. Умственно отсталые дети.
  4. Дети с нарушениями речи (логопаты). С данной категорией детей хорошо работают логопеды.
  5. Дети с несколькими нарушениями психофизичесого развития (глухонемые, слепонемые, глухие умственно отсталые и другие сочетания, дети ДЦП немые).
  6. Дети с нарушениями ОДА (опорно-двигательного аппарата). Это мышечные дистрофии, меопатии, карликовость, сильный сколиоз.
  7. Дети с психопатией.

Нарушения зрения

Поговорим о нарушениях сенсорного восприятия.

Вообще, как мы воспринимаем информацию? Это зрение, слух, обоняние, вкус, осязание (тактильность).

Больший процент информации человек получает через зрение. Существуют зрительные иллюзии, которые искажают информацию, которую мы воспринимаем глазами. Это норма. В определенные моменты наши глаза могут искаженно воспринимать картинки (см. рисунок).

Иногда бывают зрительные иллюзии, когда что-то кажется, когда представляем одну вещь, а на самом деле эта вещь другой формы. Всё это ситуативно и обусловлено какой-то причиной. Это норма.

Другое дело, когда идет стойкое нарушение зрения (недоразвитие, потеря, ослабление).

Слепые дети — это те, кто с рождения незрячие, либо на первых годах теряют зрение (по причине травмы или болезни) и у них еще не сформировалось зрительное представление.

По степени нарушения это дети с абсолютной слепотой (на оба глаза) и слабовидящие (острота зрения от 0,05 до 0,2 с коррекцией или очками).

Каковы причины нарушения зрения?

  • вирусные, инфекционные заболевания. Переносчиками могут быть домашние животные. Например, если беременная мама заражается от кошки токсоплазмозом, ребенок родится незрячим;
  • наследственная передача нарушения зрения от родителей (катаракта, уменьшение размеров глаз). Иногда это доброкачественные опухоли связанные с нарушениями сетчатки глаза;
  • доброкачественные мозговые опухоли, которые выявляются не сразу, а могут появиться через какой-то промежуток времени;
  • травмы головы при родах и в раннем возрасте ребенка, кровоизлияния в мозг;
  • повышение внутриглазного давления;
  • недоношенный ребенок.

Слепые дети — это дети с полным отсутствием зрительного ощущения либо которые имеют какое-то остаточное зрение на расстоянии до 2 метров. Есть тотально слепые дети, у которых отсутствует даже ощущение света, потому что у незрячих иногда остается какой-то процент светоощущения.

Частично слепые дети имеют светоощущение, способны видеть и выделять фигуры людей, крупные объекты на общем фоне без детализации. У них отсрота зрения от 0,005 до 0, 04.

Слабовидящие дети, у которых острота зрения варьируется от 0,05 до 0,2. Таких детей сегодня много, особенно в начальной школе многие портят себе зрение.

Любой ребенок, который рождается с нарушением любой познавательной функции, неважно, зрение это или слух, у него идет наслойка вторичного дефекта, в т.ч. в эмоциональной, психической сфере. Незрячий ребенок компенсируется слухом, тактильностью. Даже свою врожденную слепоту ребенок может не сразу осознать (вплоть до возраста 6 мес.) Только в дошкольном возрасте ребенок начинает четко осознавать, что у него нарушено: не видит предметы, формы, близких людей, ничего и никого.

Но если своевременно организовать коррекционное пространство для малыша, то он сможет вполне адаптивно и адекватно себя чувствовать.

Как развивается слепой ребенок?

Он начинает позже манипулировать предметами, т.к. у него не развивается координация, он не видит форму. Ребенок начинает позже ползать, и ползает вперед ногами. Он садится на попу, вытягивает ноги вперед и потихоньку начинает исследовать окружающее пространство.

Слепые дети часто травмируются. Естественно, что уже на первом году жизни они начинают отставать от своих сверстников. За счет нарушения зрительного анализатора нарушается и пространственно-фотографические представления. Даже если ребенок развивается через речь и тактильно, все равно мелкая моторика отстает от детей с нормой. Отсюда и отставание высших психических функций — восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение.

Какое внимание может быть у ребенка с нарушенным зрением? Это внимание только на звуковой раздражитель. И оно не всегда фиксируется: дети часто переключаются и отвлекаются, их невозможно привлечь к постоянно и монотонной работе.

Память . У детей нарушена координация, плохо развита моторика, поэтому память тоже страдает. Наглядно-образная память вообще отсутствует, т.к. у детей нет зрительного примера. Образ предмета формируется только за счет тактильного ощущения. Словесно-логическая мышление формируется и развивается, но тоже с задержкой.

Воображение практически отсутствует, потому что зрительно предмет сложно представить, тем более, если малыш не видит с рождения. Форма предмета у него формируется за счет каких-то внутренних, интуитивных представлений.

У слепых детей может быть исключительная слуховая память и музыкальный слух.

Если говорить о психологических особенностях, эмоциональной и волевой сферы, это нарушение и расстройство психики, проявление агрессии (ребенок не может полностью ощущать себя и понимает свой «дефицит»). Многие дети вообще не способны к проявлять самостоятельность, поэтому родителям нужно постоянно приучать их к самостоятельности, единственное, чтобы это не вредило здоровью и не угрожало жизни ребенка.

Если родители смогут адаптировать и асоциализировать ребенка, незрячий человек вполне может быть активный, найти свое дело, вполне компенсировать себе потерю зрения и испытывать полноту жизни, и во взрослом возрасте в том числе.

Сегодня многие родители адаптируют ребенка через искусство. Например, посещение выставок и музей, где ребенок может руками пощупать скульптуру, предмет.

Обучение слепых детей должно производиться с опорой на другие анализаторы: слуховой, кожный, вибрационный, обонятельный, тепловой.

Нарушение слуха

Детей с нарушением слуха изучает сурдопсихология и сурдопедагогика.

Обучение ребенка, его адаптация и компенсация осуществляется через дактильный алфавит и язык жестов. Каждая буква в алфавите отражает свой эмоциональный язык.

Жестовая речь заменяет речевую форму общения. Дети очень хорошо ее осваивают.

При быстром обмене информации используется либо дактильный алфавит, либо жестовая речь, по выбору ребенка. У некоторых может быть даже жестовая сверхподвижность, когда от тебя сходит такой поток информации, что другой человек не успевает читать твои жесты..

Выделяют 3 группы детей с нарушениями слуха :

  • Глухие. Не слышат даже очень громкие звуки более 60-70 дБ. Такие дети рождаются без слухового анализатора
  • Слабослышащие (тугоухие) — имеют частичную компенсацию, у них есть недостаточность восприятия звуков. В итоге это приводит к речевому недоразвитию. Такие дети начинают слышать звуки громкостью от 20-50 дБ и больше.
  • Позднооглохшие. Это дети, потерявшие слух вследствие какой-то болезни или травмы.

Современные наушники и высокая громкость музыки, что так любит большинство подростков сегодня, могут привести к полной глухоте.

Основные причины нарушения слуха у детей: детские вирусные и инфекционные заболевания, антибиотики, воздействие сильного источника звука, контузии травмы, повреждение среднего уха, отит, менингит.

Речь, как мы знаем, формируется за счет слухового восприятия. Поэтому если ребенок не слышит, он не может обучаться речи. Речи обучают специалисты, ориентируясь на зрительный анализатор у ребенка. Чем раньше начнете обучать ребенка речи, тем лучше будет его адаптация к будущей жизни.

Но если малыш депривирован, лишен обучения, у него могут развиться вторичные дефекты, связанные с психическим и физическим развитием (например, нарушение зрения, работы почек и др.)

Глухие дети могут обучаться за счет мимики и жестов.

У слабослышащих детей сочетается бедность словарного запаса с неправильным употреблением и запоминанием новых слов, искажение и недоговаривание речи, нарушение грамматического строя речи, невыразительность, неправильное составление предложений и их согласование, ограниченное понимание устной речи.

Если слепые дети обучаются по специальной методике Брайля, слышат все звуки и делают много ошибок, то что можно сказать о глухих детях? Они вообще не могут слышать звуки и подражать услышанному. Они способны только эмпирическим опытным путем достигнуть нужного произношения.

Коррекция слуха у детей происходит через:

  • Кохлеарную имплантацию (протезирование) — когда имплантант берет на себя функции врожденного внутреннего уха. Периодически имплантант нужно менять.
  • Занятия с сурдопедагогом. Специалист помогает ребенку освоить общение вплоть до звуковой речи: воспринимать, различать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и употреблять в своей речи.

Как развивается глухой ребенок?

В психическом развитии дети с нарушениями слуха отстают в развитии от своих сверстников. Такие дети хуже пользуются своей моторикой, позже начинают ходить. Они не всегда координационно стойкие, т.е. у них может быть нарушена координация.

В эмоционально-волевой сфере это приступы агрессии, негативизм, потеря самостоятельности (когда ребенка слишком опекают и ограничивают его развитие сами родители), развиваются разные формы психопатии.

Родителям ни в коем случае не нужно ограничивать своего ребенка, больше его социализировать, больше привлекать в общую среду, в общение со сверстниками.

Нарушения опорно-двигательного аппарата

Различают несколько форм нарушений у детей:

  • Легкая форма. Человек самостоятельно передвигается, имеет навыки самообслуживания, пользуется общественным транспортом.
  • Средняя форма. Такие люди нуждаются в помощи, имеют навыки самообслуживания, но не всегда могут это сделать.
  • Тяжелая форма. Человек полностью зависит от других людей.

Детей с нарушениями делят на 4 группы:

  1. Поражение нервной системы, головного мозга (детский церебральный паралич), опухоли, нарушения в проводящих путях: паралич рук, кривошея. Поражения спинного мозга после полиомелита или последствие травм.
  2. Нарушение ЦНС + НОДА (центрально-нервная система и нарушения опорно-двигательный аппарат) вследствие родовых травм.
  3. С нарушениями опорно-двигательного оппарата при сохранном интеллекте. Это сколиозы, артрогриппозы.
  4. Получили НОДА по наследству + мышечная атрофия.

Детский ДЦП

Детский ДЦП имеет несколько форм. На сегодня выделяют:

  • Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма. Таких называют «дети-растения» + умственно отсталые. Они полностью обездвижены, отсутствует интеллект (IQ ниже 20), поражение зрения и слуха, отсутствует речь, иногда проявляют агрессию, когда им некомфортно. Такие дети много не живут, максимум 16-17 лет, чаще до 10 лет.
  • Гиперкинетическая форма. Это наиболее часто встречаемая форма, в том числе при рождении ребенка. Это резкие выпады руками, невозможно удержать в статичном положении какой-то предмет, дети очень тяжелы к обучению (даже письму сложно обучить). У таких детей может наблюдаться умственная отсталость, задержка психического развития, но в целом они обучаемы, могут адаптироваться и социализироваться. Их нужно обучать в спец. школах.
  • Спастическая диплегия, встречается очень часто. Чаще страдают нижние конечности. Дети с легкой формой вполне могут обучаться в обычной школе, сами передвигаются, обучаются, есть некоторые нарушения в речи.
  • Гемипарез. Это поражение односторонних рук и ног. Например, если поражение правого полушария, то гемипарез будет с левой стороны (левая рука, левая нога). Если идет поражение левого полушария, то страдает правая сторона (рука и нога). Есть сочетание умственной отсталости, нарушение речи, задержка психического развития.
  • Анатонически-астатическая форма. Нарушение тонуса, речи, интеллектуального развития, психического развития. Всё зависит от формы протекания, легкая/средняя/сложная.

В силу того, что дети с ДЦП ограничены в движениях с детства, изначально у них ослаблен сосательный рефлекс (на первом году жизни) или отсутствует вообще, соответственно, страдает и речь (атрофия мышц лица).

У детей нарушен и зрительный анализатор. Это тоже мышца и нервное окончание, которое приводит к полноценной работе глаз и слуха. Поэтому у многих детей наблюдаются проблемы со зрением (косоглазие, тугоухость). Если форма протекания ДЦП легкая, такие дети обучаемы, вполне социализированы и адаптированы к жизни. Главное, чтобы не наблюдалась умственная отсталость, чтобы интеллект был в норме.

Но если идет очень сильное снижение интеллекта, здесь ребенка приобщаем только к навыкам самообслуживания, к элементарным предметным действиям, и чтобы кто-то всегда был рядом.

В целом дети с незначительными нарушениями очень страдают эмоционально. Они осознают свой дефект, что они отличаются от других детей. Также страдают и высшие психические функции, наглядно-образное восприятие, пространственное представление, нарушена схема тела.

Попроси ребенка с ДЦП нарисовать человека, он нарисует отдельно голову, отдельно туловище, руки и ноги. Т.е. нет общего, цельного восприятия своего тела.


Введение

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Наличие подобных недостатков не предопределяет неправильного, с точки зрения социума, развития. Л.С. Выготским утверждалось, что «аномальный ребенок не неправильно, а иначе развитый».

Тем не менее, в специальной психологии к аномальным (от греч. anomalos - неправильный) относят детей, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития.

Цель работы: исследовать классификации нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Объект исследования: дети с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования: нарушения детского развития.

Классификация нарушений развития

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети с нарушением психофизического развития, которые нуждаются в специальных обучающих и воспитывающих мероприятиях.

  • Детей с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  • Детей с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  • Детей с нарушением речи (логопаты);
  • Детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • Детей с умственной отсталостью;
  • Детей с задержкой психического развития;
  • Детей с нарушением поведения и общения;
  • Детей с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемых, глухих или слепых дети с умственной отсталостью).

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеть в процессе развития, обучения и воспитания ребенка. Например, у детей с нарушениями речи и ЗПР. У других дефекты лишь сглаживаться, а в частных случаях только компенсироваться.

Т. А. Власовой и М.С. Певзнер предложены следующие категории:

  • 1) детей с отклонениями в развитии, которые вызваны органическими нарушениями ЦНС;
  • 2) детей с отклонениями в развитии, вызванные функциональной незрелостью ЦНС;
  • 3) детей с отклонениями, вызванные депривационными ситуациями.

Итак, как мы видим, некоторые подгруппы переходят из классификации в классификацию, иные представлены лишь в единичных вариантах, или из одной системы в другой объединяются.

К примеру, Г.Н. Коберником и В.Н. Синевым выделяется похожая классификация. Они выделют следующие группы:

  • 1) детей со стойкими нарушениями слуховой функции (глухих, слабослышащих, позднооглохших);
  • 2) детей с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих);
  • 3) детей со стойкими нарушениями интеллектуального развития на основе органического поражения центральной нервной системы;
  • 4) детей с тяжелыми речевыми нарушениями;
  • 5) детей с комплексными расстройствами;
  • 6) детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • 7) детей с задержкой психического развития;
  • 8) детей с психопатическими формами поведения.

В таблице ниже представлены варианты психического дизонтогенеза, согласно В.В. Лебединского.

Исходя из работ В.И. Лубовского «Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей» и А.Р. Лурия «Мозг и психика» допускается единство контролирующего пункта центральной управляющей системы, посылающей двигательные команды. Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности (ВНД) влияют на способности к овладению социальным опытом, познание действительности. Биологические факторы создают предпосылки психического развития человека. Без сомнения слепота и глухота есть факторы биологические, но не социальные.

«Но все дело в том, - писал Л.С. Выготский, - что воспитателю приходится иметь дело не столько с этими биологическими факторами, сколько с их социальными последствиями».

Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у ребенка необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Социокультурный статус ребенка определяется наследственными биологическими факторами, социальной стратой жизни ребенка.

Сложность структуры атипичного развития обусловлена наличием первичного дефекта, который вызвал биологический фактор, и вторичных нарушений, возникших под влиянием первичного дефекта в ходе последующего своеобразного развития на патологической основе. Рассмотрим практических пример: повреждение слухового аппарата до овладения речью будет первичным дефектом, а наступившая, как следствие немота - вторичный дефект.

Важная закономерность - соотношение первичного, вторичного и третичного дефектов. В связи с этим Л.С. Выготский на основании исследований утверждал: «Чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем он более поддается воспитательному и лечебному воздействию. Получается на первый взгляд парадоксальное положение: недоразвитие высших психологических функций и высших характерологических образований, являющееся вторичным осложнением при умственной отсталости и психопатии, на деле оказывается менее устойчивым, более поддающимся воздействию, более устранимым, чем недоразвитие низших, или элементарных процессов, непосредственно обусловленное самим дефектом».

Теория Л.С. Выготского о первичных (ядерных) и вторичных особенностях психики, к первичным дефектам относит частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония, и т.п.), нарушение межфункциональных связей.

Первичный дефект - следствие таких нарушений как недоразвитие или повреждения мозга. Возможно, их сочетание. Выявление первичного дефекта и работы по его возможному уменьшению относятся к задачам невропатологов, психиатров, патопсихологов.

Проявление первичного дефекта происходит в виде нарушений слуха, зрения, нарушений умственной работоспособности, мозговых дисфункций.

Вторичные дефекты возникают в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития, при условии, что социальным окружением не компенсируются эти нарушеня, а напротив детерминируются отклонения личностного развития. Таким образом, дефектом, который препятствует нормальному общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозится усвоение им знаний и навыков, культурных ценностей.

Исходя из этого, интеллектуальная недостаточность, которая возникла в результате первичного дефекта - органического поражения коры головного мозга, порождает вторичные нарушения - отклонения в деятельности высших познавательных процессов (активного восприятия и внимания, произвольных форм памяти, абстрактно-логического мышления, связной речи), становящиеся заметными в процессе социокультурного развития ребенка.

Третичные недостатки являются недосформированностью психических свойств личности умственно отсталого ребенка. Их проявление происходит в примитивных реакциях на окружающее, недоразвитии эмоционально-волевой сферы: завышенной или заниженной самооценке, негативизме, невротическом поведении. Принципиальный момент: вторичные и третичные нарушения могут влиять на первичный дефект, усугубляют его, при отсутствии целенаправленной и систематизированной коррекционно-реабилитационной работе.

Согласно исследованиям Бгажноковой И.М. Бикметова Е.Ю., Сизоненко З.Л., Юлдашевой О.Н., Лебединской К.С., Лебединского В.В., большинство детей с ОВЗ в реферативных группах проявляют вторичные поведенческие нарушения, что в большинстве случаев определяется их эмоциональной неуравновешенностью, неумением контролировать и корректировать свое поведение в учебе и общении со сверстниками.

Поведенческие проявления включают в себя:

  • внешне необоснованную агрессию,
  • склонность к девиантному поведению, что может выражаться в пропуске уроков без уважительной причины,
  • дезадаптацию к школе (начальная школа).

Дети не могут длительно сосредоточиться на выполнении определенного задания, быстро теряют интерес к нему, систематически отвлекаются на уроках, требуют постоянного внимания со стороны педагога в школе, родителя, психолога, наставника - педагога дополнительного образования - вне школы.

Опираясь на концепцию Л.С. Выготского о первичных и вторичных проявлениях в структуре дефекта, можно утверждать, что при раннем начале коррекционной работы максимально используется пластичность нервной системы в коррекции первичного дефекта, и возможности для коррекции довольно перспективны.

Чтобы нейтрализовать проблему нужно гармонизировать детско-родительские отношения, в том числе посредством психологической разгрузки и снижения уровня эмоциональных переживаний, которые связаны с выполнением роли родителя ребенка с ОВЗ.

Исходя из результативности лечебно-восстановительные эффекты проявляются через активацию центральных нервных механизмов, регулирующих вегетативные функции, психическую и двигательную активность, эмоции и поведение, т.е. через повышение неспецифической резистентности организма. Технология аудиовизуальной стимуляции позволяет контролировать психоэмоциональное состояние, не используя медикаменты, воздействие посторонних установок и внушений и формирования зависимости к ним.

Гипервозбудимость, отставание в развитии, проблемы в общении ребёнка далеко не всегда вызывают у родителей беспокойство. Многие считают нарушения индивидуальными особенностями и ждут, когда малыш «израстётся». Всегда ли такая тактика оправдана, и чем она может обернуться, когда придёт время идти в школу? Как помочь будущему первокласснику?

Эксперт портала «Сибмеда» – Людмила Кожевникова, директор Центра реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Олеся».

Главное – своевременность

То, что состояние детей, имеющих какие-либо нарушения развития в раннем возрасте, поддаётся коррекции, для специалистов сегодня – неоспоримый факт. Правда, результаты могут быть разными – всё зависит от структуры нарушения и возраста начала системой работы. И всё же, своевременное, а точнее, максимально ранее вмешательство с принятием комплексных мер сегодня даёт существенный эффект, отмечают эксперты. Увы, для многих родителей это не всегда очевидно.

«Независимо от сложности дефекта, при обеспечении систематической работы с ребёнком до 7-ми лет сегодня можно достигнуть очень многого, – рассказывает Людмила Кожевникова. – Тем не менее, в Новосибирской области, как и по всей стране, очень много семей, в которых при обнаружении у ребёнка какого-либо нарушения говорят: «подрастёт – израстётся», «я сама в 5 лет заговорила» и так далее. Такой, скажем, не совсем серьёзный подход в плане развития детей ведёт к негативным результатам. Не надо быть ни врачом, ни педагогом, чтобы понять: если у ребёнка в определённые периоды наблюдается отставание в развитии от возрастной нормы, нужно срочно обращаться к специалистам».

Известно, что в развитии ребёнка существуют так называемые сенситивные периоды, когда с помощью психолого-медико-педагогического воздействия любое нарушение в развитии наиболее эффективно корректируется. В сложных случаях состояние ребёнка в этот период способно просто выйти на более высокий уровень.

Наиболее удачен в этом отношении период, который Людмила Кожевникова называет «золотым» – от нуля до 3-х лет. Многое можно сделать и в так называемый «серебряный» период – от 3-х до 7 лет. Всё дело в том, что именно в это время особенно велика способность организма к включению компенсаторных возможностей, а также адаптации к новым условиям и мобилизации всех жизненных ресурсов.

Сегодня специалисты всё чаще используют термин «абилитация», хотя в обиходе ещё осталось привычное «реабилитация». Отличие «абилитации» от «реабилитации» в том, что, если во втором случае специалист помогает пациенту (в данном случае – ребёнку) вернуть утерянные функции (например, в результате аварии), то в первом случае речь идёт о развитии функций, отсутствующих с рождения.

Абилитация до 7-ми лет крайне важна ещё и потому, что в этот промежуток времени перед ребёнком, который начинает учиться в школе, ставятся новые обучающие задачи. К этим задачам ребёнок должен быть готов психологически и эмоционально. В свою очередь, их трудно, а то и вовсе невозможно решить, не пройдя предыдущие этапы развития.

Сегодня, как заметила Людмила Алексеевна, детей, имеющих проблемы с развитием в первом классе, немало. Часто среди проявлений таких проблем встречается гипервозбудимость, социальная и физическая неготовность, проблемы общения, неусидчивость, трудности с концентрацией внимания и так далее. И это ещё не самые печальные симптомы.

«Много встречается и социальной незрелости, и неврологической патологии, и психоневрологии в связи с отсутствием до 7-ми лет полной диагностики, и как следствие, своевременной систематической коррекции Родитель ожидает, что ребёнок, придя в школу, будет делать то же, что и все, но так не получается. И на данном этапе начинается бег по кругу специалистов с ожиданиями быстрого исправления всех проблем у ребенка. А уже в 10-12 лет никакой колоссальной динамики быть не может, и у родителей, не занявшихся ребёнком своевременно, наступает разочарование и нередко опускаются руки».

И всё-таки, как не упустить тревожных звоночков? Для этого существуют специальные скрининг-тесты, где прописаны обязательные навыки и умения ребёнка в том или ином возрасте. Найти их несложно: к услугам родителей –книжные магазины и газетные киоски, и, конечно, интернет. При нахождении несоответствия умений ребёнка его возрасту нужно обратиться к педиатру, который, в свою очередь, направит родителя с ребёнком к узким специалистам.

Абилитационная терапия: классические методы

Сегодня нуждающейся семье доступно множество методов абилитации. Многие из них можно бесплатно получить в муниципальных и государственных учреждениях, а некоторые вполне применимы в домашних условиях.

Основная тенденция современной абилитационной терапии – комплексный подход. Если раньше ребёнок с нарушениями развития был отдан на откуп одним лишь врачам, то сейчас медицинская составляющая детской реабилитации – лишь часть комплексной терапии. Помимо врача, с ребёнком сегодня работают психологи и педагоги (а в некоторых случаях врач нужен лишь при наличии у ребёнка соматического заболевания).

В то время, как головной мозг ребёнка получает дополнительное питание с помощью лекарственных препаратов, специалисты психолого-педагогического профиля помогают ребёнку формировать и автоматизировать новые навыки, интегрировать их в свою жизнь. Таким образом, у ребёнка не только активизируются физиологические возможности, но и стимулируется способность к различным видам деятельности – мозговой, когнитивной, игровой, речевой и так далее.

Некоторые новые направления детской абилитации специалисты уже называют классикой. Речь идёт, например, о позиционной терапии, которую начали применять в нашей стране около 20 лет назад. Суть позиционной терапии в том, чтобы нивелировать патологические с точки зрения физиологии позы ребёнка и формировать правильные. По словам Людмилы Кожевниковой, сегодня без такой терапии в самом раннем возрасте просто не обойтись, особенно при нарушении опорно-двигательного аппарата. Сегодня для позиционной терапии существуют всевозможные технические средства.


Свою эффективность продемонстрировали и мотивирующие абилитационные технологии. Их использование также требует специального оборудования, в данном случае это специальные тренажёры и велосипеды. Ребёнок, зафиксированный на таком велосипеде, крутит педали и понимает, что ему это нравится и его захватывает этот процесс. По словам специалистов, это помогает ребёнку справиться не только с расстройствами вестибулярного аппарата, но и с психоневрологическими нарушениями. Оборудование для такой терапии изначально производили лишь в США, сегодня «мотивирующие» велосипеды изготавливаются и в нашей стране, в том числе в Новосибирске.

Дельфинотерапия: хорошо, но недостаточно

Что касается таких «экзотических» методов реабилитации, как, например, иппотерапия, дельфинотерапия и канистерапия (контактирование с собаками в лечебных целях), то, несмотря на то, что они, по словам Людмилы Кожевниковой, заслуживают не менее серьёзного отношения, чем «классика», столь нетрадиционная терапия всё же вторична.

«Канистерапия, иппотерапия – это очень хорошо, любое животное даёт ребёнку позитив , – говорит Людмила Алексеевна. – Но и такая терапия должна быть системной. Рассчитывать на то, что вы 2-3 недели позанимались и у вас будут изменения, не стоит. Некоторые родители говорят: мы летом поедем на дельфинотерапию, и этим ограничиваются. Конечно, этого недостаточно, и только на эти методы не стоит возлагать надежды, они помогут лишь в комплексе с другими методами».


К вспомогательным методам детской абилитации относят и музыкотерапию. По словам специалистов, если правильно использовать при работе с ребёнком музыкальное сопровождение, терапия дает очень хорошие результаты. Сегодня даже существуют различные методики этого направления.

А вот водные процедуры, хоть и не относятся к первоочерёдным методам абилитации, неизменно остаются лучшим подспорьем на пути к позитивным переменам. По словам специалиста, если ребёнок будет не менее двух раз в неделю заниматься в бассейне, это пойдёт на пользу не только абилитационному процессу, но и общему состоянию ребёнка.

Абилитационные центры: где получить помощь?

Сегодня в любом городе работают муниципальные реабилитационные центры, где льготникам предоставляются места за счёт бюджета, учреждения здравоохранения и образования. Льготы на получение реабилитационных услуг получают все дети с нарушением развития, которым установлен статус психолого-медико-педагогической комиссией или в бюро медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов).

Много сегодня и частных центров, предоставляющих услуги абилитации. Свои «плюсы» и «минусы», как водится, есть везде. Что же выбрать родителям?

Чтобы попасть государственное учреждение, порой необходимо выждать очередь, которая может растянуться на месяцы. Однако из этой ситуации есть выход: по словам Людмилы Кожевниковой, специалисты могут и должны научить родителей необходимым методам абилитации детей в домашних условиях.


Что касается частных центров и специалистов, то их «минус» в отсутствии системной работы. Обычно коммерческие центры предоставляют родителям возможность посещать любые занятия и процедуры в любое время, что может способствовать перегрузке ребёнка всевозможными манипуляциями. А это, по словам специалистов, сказывается на ребёнке не самым лучшим образом.

«У родителей часто бывает такая ошибка: как только они увидели положительную динамику, они пытаются усилить воздействия на ребёнка, не понимая, что тем самым можно усугубить состояние ребенка и получить регресс , – говорит Людмила Кожевникова. – Это может дойти до стимулирования патологической активности головного мозга, которая в некоторых случаях может стимулировать эпиактивность и даже эпилептические приступы».

Выход из этой ситуации – повышенная внимательность к ребёнку. Людмила Кожевникова советует родителям проявлять чуткость к состоянию своего чада, принимать во внимание возраст ребёнка (чем младше ребёнок, тем меньше должна быть нагрузка) и не перегружать его в погоне за результатами.