Какая бывает правовая культура. Состояние правовой культуры современного российского общества

Правовая культура как элемент общей культуры. Правовая культура общества

В отечественной юридической науке феномен правовой культуры интерпретируется весьма неоднозначно.

Так, например, А. Б. Венгеров считал, что правовая культура представляет собой наиболее высокую и емкую форму правосознания. При этом если правосознание охватывает только духовную жизнь общества и является лишь частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и юридические учреждения, их организацию, отношения; роль права в обществе, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем.

По мнению Т. В. Синюкова, правовая культура – это сфера человеческой практики, представляющая собой совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социоправовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации).

С. С. Алексеев отмечает, что правовая культура – это состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, выражающее утверждение и развитие права как социальной ценности, т. е. своего рода «юридическое богатство» общества.

А. Ф. Черданцев придерживается точки зрения, что правовую культуру следует рассматривать как «в широком», так и «в узком» смыслах. При этом «под правовой культурой в широком смысле слова понимается все, что создано человечеством в правовой сфере: право, правовая наука, правосознание, юридическая практика. Правовая культура характеризуется состоянием юридической науки, правосознания, уровнем разработки текстов законов, состоянием законности и правопорядка, уровнем профессиональной деятельности правоохранительных органов, юристов-профессионалов.

В узком смысле слова правовая культура – это уровень знания права членами общества и уважительное отношение к праву, высокий престиж права в обществе… Антиподом правовой культуры является правовой нигилизм как недооценка роли права или даже его отрицательная оценка, неуважение к праву, пренебрежительное к нему отношение, питающее различного рода правонарушения».

Наряду с плюрализмом подходов, следует констатировать также терминологическую неопределенность. Так, в юридической науке имеет место терминологический спор по поводу соотношения категории правовой культуры с такими категориями, как «правовая надстройка», «правовая система» пр.

Представляется, что, несмотря на значительное элементное совпадение содержания этих понятий, они не являются тождественными. Правовая система не охватывает всего комплекса юридических явлений, используется прежде всего для «выражения внутренних связей правовых явлений» и не структурируется по субъектному принципу. Правовая надстройка есть категория известной материалистической концепции и занимает в ее рамках строго определенное место, т. е. определяется через другие категории исторического материализма. Правовая культура же обозначает, как представляется, всю юридическую действительность во всем единстве и противоречивости составляющих ее элементов. Под правовой культурой следует понимать «систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей».

Таким образом, в самом широком смысле правовая культура – это система правовых норм, ценностей, институтов, состояний и форм, в совокупности выполняющих функцию социально-правовой ориентации людей в процессах правотворчества и реализации права.

Правовая культура представляет собой правовую среду жизнедеятельности государства, общества, индивида.При этом она может существовать в виде культуры отдельного человека – индивидуальная правовая культура, в виде правовой культуры общества.

Правовая культура общества – это часть социальной культуры, сформировавшейся в обществе на определенном этапе его развития. Правовая культура характеризует качественное состояние правовой жизни общества. Содержательными элементами правовой культуры общества являются: правовые ценности, действующее законодательство, правосознание, правомерное поведение.

Правовые ценности как наиболее значимые для государства, общества, личности руководящие установки характеризуют перспективные цели правового воздействия. В ценностях воплощается сложившийся в данном обществе, на данном этапе исторического развития идеал представлений о правильном, справедливом, гуманном общественном порядке, на поддержание которого и направлено правовое воздействие.

Действующее законодательство представляет собой совокупность обладающих в данное время юридической силой источников права, при помощи которых устанавливаются стандарты (нормы) общезначимого поведения и посредством которых регулируются и охраняются общественные отношения.

Общественное правосознание – это совокупность идей, взглядов, переживаний, выражающих отношение большинства членов данного сообщества к правовым явлениям.

Правомерное поведение представляет собой практическое воплощение предписаний правовых норм в правомерных деяниях (действиях, бездействии) членов сообщества.

Формирование правовой культуры общества связано с такими качественными характеристиками, как:

– качество нормативного материала, используемого в процессе правового регулирования;

– правовая информированность населения;

– сознательное выполнение правовых предписаний большинством членов сообщества;

– эффективная деятельность механизмов правотворчества и реализации права.

Высокий уровень правовой культура общества позволяет достичь компромисса публичных и частных интересов в области правового регулирования, обеспечить баланс правовых интересов государства и общества, гарантировать права и свободы личности, защитить эти права и свободы от каких бы то ни было противоправных посягательств.

Важнейшим признаком правового государства, обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранительных органов, должностных лиц.

Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного. Она - не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения.

В культурологическом аспекте правосознание можно рассматривать как элемент культуры общества, его правовой культуры. Правовая культура включает ценности, созданные людьми в области права. Она развивается и обогащается на основе принципа преемственности. Большие ценности современной правовой культуры были созданы ещё в Древнем Риме его замечательными юристами.

Правовая культура - это качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы её поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

Правовая культура личности - это знание, понимание и уважение права, проявляющееся в осознанном исполнении его предписаний. Правовая культура личности выражается в овладении ею основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримиримости к правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры. Правовое сознание человека включает чувство убежденности в том, что он найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом.

Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру (личности). Высший уровень правовой культуры индивида - это правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям, как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, во-вторых, в законосообразности (или законности) поведения (деятельности), в основе чего лежит убеждение в необходимости служения закону как высшей ценности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляют профессионально-правовая культура юристов.

Правовая культура характеризуется состоянием правосудия, законности и правопорядка. В неё входят ценностные ориентации общества, социальных групп и слоев населения, а также индивидов, имеющие юридическое значение. Они концентрируются в правосознании. Наивысшими среди них являются ориентации на общечеловеческие ценности, а их ядром - человеческая личность с её естественными правами.

Структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право и правосознание, правовые отношения и законность, правопорядок и правомерная деятельность субъектов. Элементы, образующие правовую культуру общества, одновременно включены и в другие структуры. Более того, эти элементы выступают составными компонентами нескольких различных систем.

При оценке правовой культуры личности важно учитывать уровень и глубину познания правовых явлений, овладение ими. Здесь выделяются обыденный, профессиональный (специальный) и теоретический уровни правовой культуры.

Обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновенности с правовыми явлениями. Данный вид культуры как бы "останавливается" на поверхности правовых явлений, её обобщения неглубоки. Специфика обыденной правовой культуры такова, что она, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав и представляет собой огромный массив правомерного поведения.

Профессиональный уровень складывается у лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью. При непосредственном, каждодневном соприкосновении с правовыми понятиями и явлениями у юристов вырабатывается профессиональная правовая культура. Им свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также профессионального поведения.

Правовая культура теоретического уровня представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то отдельных направлений. Она вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, юристов, общественным опытом практических работников. Обыденный, профессиональный и научно-теоретический уровни правовой культуры тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Правовая культура в реальной жизни выполняет одновременно несколько специфических функции: познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую.

Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставив человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.

Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамического и эффективного функционирования элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом. Правовая культура, выступая компонентом правового сознания и бытия в их органическом единстве, сопряжена не только с отражением всего общественного бытия, но и с активным обратным воздействием на него. Присущие ей идеалы, правовые нормы, принципы, традиции и образцы поведения могут способствовать консолидации классов, иных социальных групп и слоев граждан, концентрации их усилий на формирование правового государства. Правовая культура может обеспечивать социальное сплочение людей. Она позволяет не только осуществлять правовое общение между гражданами, но регулировать их взаимоотношения в юридической сфере.

Ценностно-нормативная функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов ступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности.

Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность. Вместе с тем необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического всеобуча населения, оказанию ему юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности.

Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное "общение" с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы лично незнакомы, или которые отделены от нас расстоянием и временем. Правовое общение выступает как форма межсубъектных взаимодействий свободных и уникальных личностей в сфере права.

Правовая культура предполагает: определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности; надлежащую степень знания населением законов; высокий уровень уважения норм права, их авторитета; качественное состояние процессов правотворчества и реализации права; специфические способы правовой деятельности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и так далее); результаты правовой деятельности в виде духовных материализованных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика и так далее).

Повышение уровня правовой образованности и культуры населения; преодоление правового нигилизма представляет собой важную часть повышения правовой культуры общества. В той же мере и проблемы государственного обустройства тесно связаны с повышением уровня правовой культуры на практическом, административно-организационном уровне. По мнению В.В. Лазарева, правовая культура может проявляться в 4 основных состояниях:

1. идеолого-психологическом;

2. нормативном, фиксируемом совокупностью норм права;

3. поведенческом, указывающем на характер правовых действий;

4. объективированном, закрепляющем результаты правовой деятельности.

Люди в процессе своей многовековой жизнедеятельности выработали множество различных норм и правил. Это моральные, правовые, политические, эстетические, корпоративные, религиозные обычаи, традиции, привычки, нравы, обряды, ритуалы. Нормы - это образцы, эталоны, правила поведения участников общественных отношений.

Каждый субъект правоотношения (человек) должен иметь знания о нормах, действующих в обществе и строить свою жизнь на их основе. Процесс изучения, усвоения и применения различных социальных норм называют социализацией.

Участвуя в различных группах, сообществах, человек приобретает социальный опыт, формируется как личность. Личность - это индивид, который действует на основе знания культурных норм, ясно представляет себя, свою роль среди других людей. В результате социального взросления (в процессе формирования личностных качеств) человек осмысливает себя как гражданин. Гражданин - это одна из основных характеристик человека, которая обозначает его принадлежность к определенному государству. Схематически социализацию человека можно представить как жизненный путь, который начинается в семье и осуществляется в обществе, которая занимается регулированием совместной жизни людей. Таким образом, понятие социализации в его более общем значении представляет собой процесс социального становления человеческого индивида, формирование и развитие его социальной сущности. Гражданин и его интересы представляют главную заботу цивилизованного государства.

Правовая социализация составляет необходимую и важную часть общей социализации. Она представляет собой все более полное осознание человеком, гражданином своей социальной роли, места в социальной структуре общества, все более широкое включение в социально - правовые отношения. Правовая социализация происходит, так же как и общая социализация в течение всей сознательной жизни человека. Процесс правовой социализации идет посредством научения: прививается определенный образ поведения и деятельности в связи с действительностью. В этот процесс включаются политические и правовые нормы, знания политических и общественных институтов, механизма их функционирования и так далее.

Правовая социализация может основываться на представлениях, существующих на данный момент у группы, к которой он принадлежит. Неотъемлемой составной частью процесса правовой социализации индивида выступают политическое и правовое воспитание. Его цель - формирование системы знаний, мотивов и привычки социально активного поведения. Существуют различные типы правового воспитания: обучение, просвещение, пропаганда и от его качества зависит, станут ли социальные реализовываться в его привычном поведении.

Первым типом правовой социализации являются правовое обучение и пропаганда. Правовое обучение, как любой вид обучения, происходит длительное время, с систематическим применением полного арсенала педагогической науки, воспитательных средств. Правовая пропаганда действует в основном в разовом, несистематизированном виде разовые публичные лекции, плакаты, реклама, материалы процесса и тому подобное. Поэтому эффективность этих форм подачи знании о необходимости и важности правомерного образа мысли и жизни должна быть продуманной и предварительно отработанной.

Ко второму типу непосредственных факторов правовой социализации личности можно отнести внедрение таких организационных и законодательных мер, которые максимально облегчают обращение человека к правоохранительным органам по поводу защиты своих прав, свобод и законных интересов.

К третьему типу факторов можно отнести прозрачность, легальность принятия законодательных актов, а самое главное - их неукоснительное исполнение самими органами государства, юридического института общества. Необходимо, чтобы любое решение на любом уровне и этапе его подготовки было бы доступно любому человеку, если это не наносит ущерба ходу расследования или стратегии государственной безопасности.

К четвертому, к самому распространенному виду факторов правовой социализации личности можно отнести такие формы и методы, как доверительные взаимоотношения делегирование власти, которые были бы максимально близки обычаям, традициям и нравственным нормам и ценностям самих социальных групп.

Таким образом, правовая социализация личности есть не механическое накопление новой информации о законодательной системе общества, о деятельности юридического института общества, а это сложный содержательный, осмысленный и мировоззренческий процесс, и к нему следует относиться ответственно, глубоко научно, на основе высокой культуры деятельности юридических организации общества и правительства.

Объективные факторы правовой социализации личности в целом связано с благосостоянием. Образом жизни основной части населения страны или его больших социальных групп и слоев, с политико-правовой ситуацией в государстве. Если господствующий политический режим направлен на строительство правового государства, на утверждение демократичного общества, то в целом формируется положительная атмосфера в правозаконной сфере жизни общества.

К субъективным факторам правовой социализации личности в первую очередь относится сам человек. Направленность становления человека в целом и самовоспитание личности являются самыми определяющими субъективными факторами правовой социализации личности. Родители, родственники, ближайшие знакомые, члены коллектива (друзья, учебные группы в школах, вузах, трудовой коллектив, социальные группы по интересам и тому подобное) представляют собой самые важные субъективные факторы правовой социализации личности.

Юридические и другие воспитательно-образовательные институты общества составляют особую группу субъективных факторов правовой социализации личности. Они специально опираются на научные исследования по данной проблеме, и личность рассматривают как свой объект воздействия. Общественные институты, как субъективный фактор правовой социализации личности, определяют конкретные цели, содержание, методику, дидактику и другие вопросы эффективного функционирования указанной системы. Самой главной целью такой работы следует считать формирование у личности потребности в правовой социализации.

Культура общества в целом представляет собой единство объективных и субъективных факторов, которое определяет общую направленность правовой социализации личности. Культура конкретного человека, как разновидность культурных процессов в обществе, представляет собой, с одной стороны, самую простую и понятную и, с другой стороны, самую сложную проблему. Перемещение правовых норм во внутреннюю структуру индивида невозможно без его собственных усилий, самовоспитания.

Нормы, которые направляют совместную жизнедеятельность людей, представлены в международных соглашениях (конвенциях); конституциях; уставах различных организаций, партий; кодексах;, законах; моральных требованиях (предписаниях); религиозных обычаях; культурных традициях; политических обязательствах. С помощью этих норм устанавливается определенный порядок, иерархия (то есть соподчиненность одних другим). Действие норм наблюдается везде и повсюду, они регулируют разнообразные виды деятельности людей в их взаимоотношениях между собой. Социальные нормы начинают функционировать с момента, когда человеческий плод еще находится в материнском организме и прекращается с событиями, связанными со смертью человека. Чтобы создать нормальную жизнь для граждан государства, регулировать их взаимоотношения, а также отношения между государствами (между народами), необходимы нормы права. Эти нормы закреплены в законах, кодексах, конвенциях (договорах) и иных правовых актах. В обществе действуют национальные (государственные) и международные (если данное государство разделяет их) нормы права. В свою очередь они обязательны для применения и исполнения всеми гражданами, организациями.

Наибольшее значение для правовых норм имеют нормы морали. Мораль-это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.

В отличие от права мораль несет оценочную характеристику (хорошо -плохо, благородно-низко). Нормы морали действуют через внутренние психологические механизмы. Для них характерно отсутствие текстуального закрепления, и санкциями являются, например, общественное суждение. Отклонение от моральных норм можно назвать пьянство, самоубийство, бродяжничество.

Право и мораль являются важнейшими элементами человеческого поведения, тесно взаимосвязаны. Как правило, все правовое подлежит моральным оценкам и, прежде всего, классификации добра и зла. Мораль есть одна из сторон правовых отношений, так как эти отношения затрагивают коренные интересы людей и подлежат не только юридическим, но и моральным оценкам.

Также право связано с религиозными нормами. Религиозными нормами называются правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Источниками религиозных норм являются Коран, Сунна, Иджма, Киас, Ветхий завет, Новый завет, религиозные книги буддистов и другие. Эти нормы устанавливают правила организации и функционирования (деятельности) религиозных объединений.

Из истории развития человеческого общества видно, что религиозные нормы нередко имели юридический характер, являлись регуляторами политических, государственных, гражданско-правовых, брачно-семейных и иных отношений. Сегодня большинство государств являются светскими. Тем самым в них религия и право отделены друг от друга.

Нормы, которые установлены религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений, а именно основной закон государства создает правовую основу деятельности религиозных организации, гарантируя каждому свободно исповедовать любую религию. Религиозным объединениям может придаваться статус юридического лица.

Таким образом, человеческие отношения регулируются разнообразными нормами. Особо значимые для общества и государства отношения регулируются правовыми нормами или правом. В зависимости от того, какое место занимает правовые нормы в ценностной системе личности, определяется и её правовое поведение. Правовое поведение - это социально значимое поведение индивидуальных или коллективных субъектов, которое подконтрольно их сознанию и воле, предусмотренное нормами права и влекущее юридические последствия.

правовая культура личность

Правовая культура - многозначная характеристика одной из важнейших сторон жизни общества. Это более высокая и емкая форма правосознания. “Под правовой культурой - пишут Каминская В.И. и Рестинов А.Р., - предлагается понимать систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражения в сознании и поведении людей”.

Правовая культура - часть общей культуры или отдельной личности.

Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. И прежде всего, конечно, с обычной, повседневной, связанной с воспитанностью человека, его адаптированностью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны. Не подготовленного в правовом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Правовая культура - один из важнейших элементов правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства.

Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний. Последние сегодня востребованы многими науками, дисциплинами и специальностями как гуманитарного, так и негуманитарного профиля. Эти знания необходимы практически во всех областях, где действуют законы, юридические нормы. Не случайно почти во всех вузах страны общеобразовательная подготовка студентов включает в себя и правовую, ибо в этом нуждается любая профессия, любой вид деятельности.

Важнейшую роль правовая культура играет в реализации известного либерально-демократического правового принципа «не запрещенное законом дозволено». Человек, не обладающий необходимым уровнем правовой и нравственной культуры, легко может встать на путь злоупотреблений этим принципом. Или он просто не будет знать, что конкретно разрешено, а что запрещено. Без знания права, без привычки соблюдать закон нельзя решить ни одной серьезной проблемы.

Особенность правовой культуры состоит в том, что она представляет собой не право или его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц.

Правовая культура предполагает высокое качество правотворческого процесса, реализации права; достаточный уровень правового мышления и психологического воспитания правовой реальности; осознание специфических способов правовой деятельности правоохранительных органов; результатов реализации требований законности в виде устойчивого и стабильного правопорядка

Правовая культура связана с правовым сознанием, опирается на него, однако является самостоятельной категорией, так как включает не только социально-психологические процессы, фиксируемые в соответствующих нормах права, но и юридически значимое проведение людей, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов. В правовую культуру входят те элементы общественного сознания, которые связаны с правовыми институтами и практикой их функционирования, формированием определенных вариантов правового поведения людей в обществе, в коллективе.

Структурными элементами являются: правоотношение, правовое поведение, правосознание, создание и функционирование правовых учреждений, применение норм права.

Кроме того, элементами (подсистемами) правовой культуры являются уровневые состояния, т.е. «степени правового развития» таких компонентов системы правовой жизни общества, как:

  • 1) правовые тексты (акты-документы и тексты, имеющие юридическое содержание);
  • 2) правовая деятельность (теоретическая и практическая);
  • 3) правовое сознание (включая когнитивный, эмоциональный и установочный его компоненты);
  • 4) субъект-носитель правовой культуры (общество, классы, нации, народности, коллективы, отдельные индивиды)

В зависимости от носителя правовой культуры различают: правовую культуру личности и правовую культуру общества.

Рассмотрим правовую культуру личности. Правовая культура личности это прежде всего уровень знания права каждым из нас, уважительное отношение к праву. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием и опирается на него.

Наиболее характерными чертами (слагаемыми) правовой культуры личности являются : 1) достаточно высокий (приемлемый) уровень правосознания; 2) знание действующих законов страны (незнание законов не освобождает человека от ответственности за их нарушение); 3) соблюдение, исполнение или использование этих законов, ибо одно только знание юридических предписаний не может дать желаемого эффекта; 4) убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними; 5) правильное понимание (осознание) своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения (статуса) в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми, согражданами; 6) правовая активность, т.е. целенаправленная инициативная деятельность субъекта по пресечению правонарушений; противодействие беззаконию; поддержание правопорядка и законопослушания в обществе; преодоление правового нигилизма.

Ведущий себя культурно правовой человек предпочитает лично ознакомиться с правовыми актами (законами, приказами, договорами. и.т.д.), выбрать нужные юридические средства и возможности и действовать в соответствии с ними, считая их, социально значимыми. Следовательно, не всякого человека, знающего и понимающего юридические нормы можно считать правокультурным человеком. Таковым является тот, у кого знания юридических правил сочетается с потребностью соблюдения их предписаний, кто следует им в своей деятельности.

Знание законов выполняет роль стимула правомерного поведения лишь тогда, когда оно приобретает для человека личностный смысл, когда он заинтересован в этом знании и выражает готовность в соответствии с требованиями права. В иных случаях социально значимая роль такого знания по крайней мере не бесспорна. Об этом свидетельствуют проведенные в нашей стране многочисленные социологические исследования, согласно которым правонарушители нередко знают юридические нормы не хуже, а подчас и лучше остальных граждан. Поэтому обязательный элемент правовой культуры гражданина - уважительное отношение к действующим нормам, следование их требованиям.

Итак, Суть правовой культуры личности можно выразить следующей формулой: знать - уважать - соблюдать. Имеются в виду требования законов. Как и в случае с правосознанием, это первичный, обыденный уровень правовой культуры, приобретающий, однако, и общественное значение.

От правовой культуры личности следует отличать правовую культуру отдельных социальных групп и общества в целом . Групповая правовая культура характеризуется уровнем правосознания данной социальной группы, а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права. Она ощущает на себе воздействие господствующих в обществе ценностных ориентаций и влияние отдельных личностней, которые придают этим ориентациям тот или иной характер. Правовая культура общества - это составная часть созданных им духовных ценностей. Она включает в себя такие «показатели», как достигнутый уровень правового сознания, полноценное законодательство, развитую правовую систему, эффективное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую грамотность основной массы населения, четкую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и правовое развитие государства.

Функции:

Говоря о функциях правовой культуры, можно выделить такие функции: познавательная, регулятивная, нормативно-ценностная, коммуникативная, прогностическая.

  • 1. Познавательная функция правовой культуры заключается в освоении правого наследия прошлых эпох и достижения отечественного и зарубежного права. Такие знания необходимы для того, чтобы внести свой непосильный вклад в улучшение жизни нашего общества.
  • 2. Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение нормального существования общества и создания устойчивого правопорядка: следуя правовым и другим социальным нормам, мы обеспечиваем соблюдение предписаний, делающую нашу жизнь более стабильной.
  • 3. Нормативно-ценностная функция правой культуры состоит в том, что, совершая определённые поступки, человек сопоставляет их с образцами поведения. В результате одни наши поступки подвергают одобрению, а другие критическому анализу.
  • 4. Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личностных интересов, обеспечивает взаимодействие людей. Эта функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массой информации и другими видами искусства.
  • 5. Прогностическая функция правовой культуры охватывает основные направления правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы.

Категория «правовая культура» используется для характеристики всей правовой надстройки, всей правовой системы страны, но под определенным углом зрения. В отличие от анализа иных предельно широких правовых категорий при анализе правовой культуры общества основной акцент смещен на изучение уровня развития правовых феноменов в целом, на описание и объяснение правовых ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, отражающих объем прав и свобод человека и степень его защищенности в данном обществе. Понятие «правовая культура» всегда предполагает оценку «качества» правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми образцами, идеалами и ценностями.

Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Из определения следует, что правовая культура - определенное «качество» правовой жизни общества, уровень ее развития, складывающийся из в том или ином состоянии пребывающих (тоже с точки зрения уровня развития) подсистем, частей или элементов. Какие же это подсистемы, части или элементы? Каково, другими словами, «устройство» правовой культуры?

Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т. д„ насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т. д. Это первый элемент правовой культуры.

Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в правовом поведении, которые имеют и самостоятельные характеристики. Поэтому вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической - деятельность ученых-юристов, образовательной - деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т. д. и практической - правотворческой и правореали-зующей, в том числе правоприменитсльной, деятельности. Понятно, что правовая культура общества во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом и многих других отношениях лица с соблюдением демократических и собственно юридических процедур и принципов.

Существенно влияет на правовую культуру общества и правоприменение, т. е. властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации. Качество правоприменительной деятельности зависит от многих факторов как институционального (структура государственного аппарата, порядок взаимоотношений его органов), так и иного характера (профессионализм, культура правопримените-ля и др.).

Говоря, например, об устройстве государственного аппарата вообще и правоохранительных органов в частности, нужно подчеркнуть необходимость совершенствования структуры и порядка подчиненности органов следствия, повышения авторитета суда, укрепления гарантий его независимости и т. д. Требуется также внедрение новых принципов деятельности правоохранительных органов (отказ от обвинительного уклона, обеспечение приоритета прав и свобод человека и т. д.), кардинальное возвышение третьей ветви власти в России - правосудия. Правовая культура общества во многом определяется реальным правовым поведением граждан, деятельностью их по реализации права, тем, насколько они знают и своевременно исполняют свои обязанности (например, по заполнению налоговой декларации о совокупном годовом доходе), соблюдают запреты и насколько полноценно используют свои права.

Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов, т. е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и управления. Любой юридический акт должен быть правовым, т. е. отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве и свободе. Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: быть непротиворечивым, по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения источнике и т.д. О качестве закона свидетельствует и содержащийся в нем самом механизм его реализации (институциональный, организационный, процедурный, финансово-экономический и др.).

При определении качества правовой культуры общества должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов - документов: правоприменительных (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в административно-управленческой сфере и т.д.) и правореализационных (договоры в хозяйственном обороте и т. д.).

На основании анализа указанных правовых актов, а также иных текстов правового характера (например, научных и публицистических текстов на правовые темы) можно сделать вывод об уровне развития не только правовой культуры общества, но и его культуры в целом. Ведь по дошедшим до нас памятникам права и иным правовым документам историки восстанавливают и атмосферу правовой жизни общества, и особенности того или иного уклада хозяйственной жизни, того или иного строя общественных отношений. В правовых актах находит официальное закрепление форма собственности на орудия и средства производства, отражается факт наличия в руках какого-либо класса, социальной группы экономической и политической власти, структура государственного аппарата, правовое положение личности в обществе, уровень защищенности прав и свобод человека.

Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так как нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, а правосознание может проявиться лишь в правовой деятельности и ее результатах - правовых актах. Наконец, все составные части правовой культуры не могут существовать без своего носителя-субъекта - человека, группы людей, населения в целом. Правовая культура общества зависит от уровня правового развития различных социальных (классов, например) и профессиональных групп, а также от уровня развития отдельных индивидов. В этом аспекте нужно выделять правовую культуру населения в целом, групповую правовую культуру и правовую культуру личности, человека. В последнем случае также надо учитывать уровень правовых знаний данного индивида и отношение его к правовой ценности, к закону, уровень правовой установки на соблюдение юридических предписаний. О правовой культуре личности можно судить по ее поведению в правовой сфере, т. е. использовать те же признаки и критерии правовой культуры (уровень развития правового сознания, правовой деятельности и др.), но только на индивидуальном уровне.

Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов построения правового государства и общества, в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и духовному строю права и свободы человека.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шубина Ольга Борисовна. Правовая культура как элемент культуры общества: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01: СПб., 2004 167 c. РГБ ОД, 61:05-12/657

Введение

Глава 1 Правовая культура как феномен культуры общества 10

1.1 Культура, правовая культура и право в их взаимосвязи 10

1.2 Понятие правовой культуры и ее элементы 35

1.3 Соотношение правовой культуры и правосознания

Глава 2 Основные функции правовой культуры

2.1 Познавательная функция

2.2 Регулятивная функция

2.3 Информационная функция

Заключение

Библиографический список литературы

Введение к работе

настоящее время в России осуществляются кардинальные
государственно-политические и социально-экономические, правовые
преобразования. Построение правового государства, формирование
гражданского общества требуют новых подходов к

фундаментальным проблемам правовой теории, выработки новых нравственных и правовых идеалов, высокой правовой культуры. Становление правовой основы современного общества требует пересмотра сложившейся системы ценностей, возрождения нравственно-правовых идеалов российского народа. Сегодня правовая наука может развиваться, лишь опираясь на духовный опыт народа,его высокую правовую культуру.

В настоящее время отечественная правовая система находится в состоянии глубокого кризиса. Этот кризис в первую очередь связан с девальвацией в сознании общества основополагающих правовых ценностей, несовершенством законодательства, недостаточностью реальных гарантий защиты прав и свобод, деформированностью системы отправления правосудия, отсутствием общедоступной правовой информации и др. В результате падает уровень правовой культуры общества, характерной чертой правосознания становится правовой нигилизм. Все это ведет к кризису законности и как следствие - к кризису самого общества.

Сложившаяся ситуация требует безотлагательного поиска путей её разрешения. Одним из важнейших условий преодолений кризисных явлений служит создание условий для повышения уровня правовой культуры во всех ее проявлениях. Важной задачей на сегодняшний день является повышение культуры в работе всех органов государства, местного самоуправления, структур формирующегося гражданского общества. Необходимо укреплять

законность, улучшать деятельность правоохранительных органов, прокуратуры, деятельность судов, воспитывать у граждан чувство ответственности перед обществом. Осознание гражданами своей ответственности свидетельствует об определенной культуре, которая должна быть свойственна обществу, каждому ее члену.

Уровень правовой культуры в стране является показателем развития общества, условием становления правового государства. Одной из причин распространения в России правового нигилизма является низкая культура - как общая, так и правовая. Следствие этого - отсутствие одной из важнейших предпосылок реального функционирования правового государства. Правовая культура приобретает всё большее значение для обеспечения достойной и благополучной жизни граждан Российской Федерации. Это определяет ее особое значение как фактора социального развития.

Все изложенное обусловливает необходимость теоретической разработки вопросов правовой культуры как элемента общей культуры общества, социокультурного явления. Между тем в современной юридической литературе практически отсутствуют комплексные исследования, посвященные влиянию правовой культуры на развитие общества, на обеспечение защиты прав и свобод граждан. Отмеченное предопределило необходимость обращения диссертанта к данной проблематике.

Степень разработанности темы исследования.

Вопросы, рассмотренные в настоящем исследовании, были основаны на общетеоретических подходах к понятию правовой культуры, соотношения её функций, которые разрабатывались в трудах таких российских и зарубежных ученых как: Е.В. Аграновская, В.М. Боер, А.Б. Венгеров, Н.Ф. Волкодаев, В.В. Витрянский, И.А. Ильин, Д.А. Керимов, Х.Кётц, Ю.В. Кудрявцев, Б.А. Кистяковский, Е.В. Лукашева, Ю.М. Лотман, Э.С. Маркарян,

М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, А. Моль, М.С. Ошеров, Л.И. Петражицкий, И.Ф. Покровский, Н.В. Разуваев, И.Ф. Рябко, В.П. Сальников, А.П. Семитко, Л.И. Спиридонов, Е.В. Татаринцева, Ю.В. Тихонравов, А. Тоффлер, К. Цвайгерт, А. Щюц, Л.С. Явич и др.

Теоретической основой диссертационного исследования послужили монографические работы по философии, культурологи, истории и теории права и государства, труды дореволюционных отечественных юристов - Н.Н. Алексеева, Н.А. Бердяева, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, Е.Н. Трубецкого, Б.Н. Чичерина, Г.Ф. Шершеневича, А.С. Ященко и др. На формирование позиции автора оказали влияние работы современных юристов С.С. Алексеева, Ю.Я. Баскина, Г.Г. Бернацкого, Н.В. Витрука, П.Н. Галанзы, СБ. Глушаченко, В.Г. Графского, Н.М. Золотухиной, В.И. Зорькина, П.Н Грацианского, Д.А. Керимова, С.Ф. Кечекьяна, И.Ю. Козлихина, В.В. Лазарева, О.Э. Лейста, Е.А. Лукашевой, Д.И. Луковской, Г.В. Мальцева, Л.С. Мамута, Н.И. Матузова, B.C. Нерсесянца, А.В. Полякова, Р.А. Ромашова, В.А. Туманова и др.

Объект исследования составляет правовая культура современного российского общества.

Предметом исследования выступает взаимосвязь и взаимовлияние правовой культуры и общества, выражающиеся в их обоюдном воздействии.

Цель диссертационного исследования состоит в определении влияния правовой культуры на развитие общества и защиту прав и свобод граждан. Достижение указанной цели требует решения следующих задач:

1. Определить и исследовать взаимодействие понятий права, культуры, правовой культуры;

    Выявить особенности взаимодействия правовой культуры и правосознания; обосновать специфику рассмотрения правовой культуры в теории права;

    Дать научно-обоснованную характеристику правовой культуры, её элементов и функций;

    Определить и проанализировать особенности функционального взаимодействия правовой культуры и развития общества;

    Охарактеризовать и обосновать на правовом материале значение правовой культуры как условия защиты прав и свобод граждан.

Методологическую основу исследования составляют
диалектический метод познания, общенаучные (исторический,
системный, функциональный) и специальные методы правовых
исследований (историко-правовой, сравнительно-правовой,

формально-юридический).

Нормативную основу диссертации составляют Конституция РФ, законодательство Российской Федерации, законодательство города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований Санкт-Петербурга и Ленинградской области, локальные ряда организаций.

Научная новизна исследования. Диссертация - одно из первых в отечественной юридической литературе исследование, посвященное трактовке правовой культуры как социокультурного явления. Автором уточнено взаимодействие культуры, права и правовой культуры в процессе развития общества; впервые исследовано функциональное взаимодействие и взаимозависимость культуры и права; сформулированы и проанализированы некоторые новые особенности понятия правовой культуры, раскрыты её

функции и показано их влияние на развитие общества; впервые проанализировано соотношение уровня правовой культуры и информационных технологий. В диссертации впервые в юридической литературе на монографическом уровне исследован широкий круг вопросов, связанных с анализом проблем формирования правовой культуры российского общества.

законодательства, сформулированы предложения по повышению уровня правовой культуры населения. В работе по-новому осмыслен ряд теоретических положений трактовки правовой культуры.

Диссертация представляет собой комплексное исследование места и роли правовой культуры в российской правовой системе. Результаты исследования правовой культуры на основе различных методологических подходов, полученные в соответствии с целями и задачами диссертационного исследования, позволили впервые воссоздать в целостности данный объект исследования с учетом закономерностей его развития. Элементы научной новизны содержатся также в следующих положениях, выносимых на защиту.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Материалы, содержащиеся в диссертационном исследовании и сформулированные в нем практические предложения могут быть использованы в процессе дальнейшей научной разработки проблем правовой культуры. Кроме того, выводы, сделанные в диссертации, позволяют наметить пути решения ряда конкретных задач правового развития страны, в том числе решения прикладных задач, связанных с правовым регулированием и организацией защиты прав человека и гражданина, формирования правовой культуры как элемента общей культуры.

Положения диссертации могут быть полезны в процессе
законодательной, правоприменительной, правоохранительной

деятельности, а также деятельности в сфере отправления правосудия и правового воспитания. Выводы автора могут использоваться в процессе преподавательской деятельности, при чтении курсов теории права и государства, правового воспитания, при разработке спецкурсов, посвященных правовой культуре общества, правосознанию, развитию законодательства в Российской Федерации, представляют интерес для практических органов, занимающихся правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Эмпирическую базу диссертации составляет правотворческая и правоприменительная практика, документы Конституционного суда РФ, Уставного суда города Санкт-Петербурга, также федеральных судов обшей юрисдикции мировых судов, материалы социологических исследований состояния правовой культуры в российском обществе, изучения правосознания отдельных социальных слоев нашего общества, исторические материалы, данные периодической печати.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на кафедре гражданского и трудового права Северо-Западной академии государственной службы. Основные положения исследования докладывались автором на ряде научных и научно-практических конференций, в том числе межвузовской и международной: Итоговой научной конференции Северо-Западной академии государственной службы (Санкт-Петербург, СЗАГС, 2001); научно-практической конференции «Совершенствование системы государственного и муниципального управления в Российской Федерации и её регионах» (Санкт-Петербург, СЗАГС, 2001); Юбилейной научно-практической конференции Северо-Западной

академии государственной службы (Санкт-Петербург, СЗАГС, 2002); «Государственное и муниципальное управление: история и современность» (Санкт-Петербург, СЗАГС 2002); Совместной междисциплинарной аспирантской конференции РАГС-СЗАГС «Реформы в России: проблемы и перспективы» (Москва, Российская Академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2003); IV Международной научной конференций «Россия: приоритеты выборов и выбор приоритетов» (Москва, Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии наук, 2003); Научно-практической конференции «Становление конституционализма в России: к 10-летию Конституции Российской Федерации» (Санкт-Петербург, СЗАГС 2004); Научно-практической конференции «Право и политика» (Санкт-Петербург, СЗАГС, 2004); Международной научно-практической конференции «Совершенствование образовательных программ подготовки государственных служащих нового типа» (Санкт-Петербург, СЗАГС, 2004).

Положения и выводы диссертационного исследования отражены в публикациях автора, используются в процессе проведения занятий со студентами СЗАГС.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка литературы.

Культура, правовая культура и право в их взаимосвязи

Для того чтобы выявить взаимосвязь каких-либо явлений необходимо определить их сущность. В данном случае сущность культуры и правовой культуры. Начать следует с трактовки культуры как понятия.

Культура - это определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Различают материальную и духовную культуру, в более узком смысле термин «культура» относят к сфере духовной жизни людей. Духовная жизнь представляет собой идеи, эмоции, связанные с внутренним, нравственным миром человека.

Кроме того, уровень, степень развития, достигнутая в какой -либо отрасли знания или деятельности (культура труда, политическая культура, правовая культура, культура речи и.т.д. Характеристика определенных исторических эпох (например, культура древнего мира), народов или наций (например, русская культура, степень общественного, умственного и нравственного развития, присущая кому-либо.

Культура - это совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни.

Можно понимать культуру как наличие условий жизни, соответствующих потребностям просвещенного человека.

Культура развивается вместе с обществом, она отражает своебразие, свойственное определенной эпохе и в этом её связь с историей. Она не является чем-то отдельным от общества. Общество и его культура это единый организм. Кризис культуры свидетельствует о кризисе в обществе. Культура во всех её проявлениях украшает нашу жизнь. Культура права должна предотвращать социальные конфликты, быть гарантом защиты прав и свобод человека и гражданина.

Термин «культура» на сегодняшний день трактуется по -разному.3.

Например:

1. Как говорилось уже ранее культура - уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

2. Культура - уровень развития отрасли знания или деятельности (политическая культура, правовая культура, культура речи.)

3. Культура - характеристика определенных исторических эпох, народов или наций.

4. Культура является степенью общественного, умственного и нравственного развития

Понятие правовой культуры и ее элементы

Правовая культура общества, как предмет изучения, подразумевает анализ всей правовой жизни общества, всей правовой действительности с определенной точки зрения.

На сегодняшний день существует довольно много определений понятия правовой культуры.

Данное понимание сущности правовой культуры близко к понятию правосознания.

С точки зрения других под правовой культурой понимается: «знание научных основ государственного управления...глубокое знание и точное исполнение каждым работником аппарата своего служебного долга, способность принимать верные и юридически обоснованные решения»

Третьи правовую культуру понимают как «правовое состояние общества на данном этапе исторического развития, выражающееся в развитости государственно-правовых взглядов, широте и гарантированности прав трудящихся, степени совершенства действующего законодательства, уровне соблюдения законности в нормотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов, эффективности защиты нарушенных прав, стабильности правопорядка, уровне постановки юридического образования и воспитания»

Правовая культура - это определенное отношение каждого человека к правам других людей, уважение их прав. Здесь можно заметить некоторую взаимосвязь правовой культуры и правосознания.

Правовая культура проявляется в накопленных правовых ценностях, которые относятся к духовной культуре. Правовая культура имеет практическую направленность наряду с культурой управления и состоит из взаимосвязанных элементов. Основные из них:

1. состояние правосознания в обществе;

2. состояние законности;

3. состояние законодательства, состояние практической работы в области права.46

Состояние правосознания в обществе, то есть степень понимания права. Правовая культура связана как с оценкой уровня знания и понимания права, так и с развитостью чувства законности. Одно из важнейших проявлений культуры общества это законность. Уровень культуры в области юриспруденции зависит от уважения, с каким законодатель относится к издаваемым им самим нормам.

Состояние законодательства не только характеризует воплощенные в праве общечеловеческие начала, но и предполагает научное построение законодательства, нахождение оптимальных методов регулирования складывающихся отношений, строгое соблюдение правотворческой процедуры.

Познавательная функция

Правовая культура в реальном существовании выполняет одновременно несколько специфических функций - познавательную, преобразовательную, праворегулятивную, ценностную, коммуникативную и прогностическую.

Познавательная и преобразовательная функции правовой культуры связаны с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и обеспечению становления гражданского общества. Они призваны содействовать созданию гражданам достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития индивида.

Праворегулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования всех элементов правовой системы.

Правовая культура является компонентом правового сознания. Правовая культура может обеспечивать социальное сплочение людей. Она позволяет не только осуществлять правовое общение между гражданами, но и регулировать их взаимоотношения в правовой сфере. Регулятивная функция правовой культуры осуществляется через правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинение людей в их деятельности определенным правилам, реализацию их потребностей, интересов, социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей в правовых отношениях, вносит элемент упорядоченности в эти отношения.

Ценностная функция правовой культуры проявляется в разнообразных явлениях и фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, в социальных институтах и т.д. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности. Данная функция проявляется и тогда, когда изучается оценочное отношение личности к результату, цели её действий, которая направлена на изменение окружающей правовой действительности. Встречаясь с каждой новой ценностью правовой культуры, мы даем ей оценку с позиций уже сложившихся у нас ценностных ориентации в этой сфере, одобряя одни компоненты правовой деятельности и отвергая другие. Эта устойчивая система оценок в свою очередь зависит от нашего мировоззрения и уровня правовой культуры. Следует отметить, что система ценностей всегда определяется традициями народа, его социальным опытом, духовными идеалами. Для русского народа эти идеалы и ценности формировались под определяющим влиянием православной Церкви, и это необходимо учитывать в современной практике воспитания правовой культуры. Идеал православия и других традиционных для России конфессий находит свое отражение не только в морали, нравственно - правовой культуре отдельного человека, но и в практических делах людей, и в отношении друг к другу, и в отношении общества и государства, тем самым человек не замыкается в своем узком кругу, а распространяет свои принципы на всех людей. Коммуникативная и информационная функции правовой культуры обеспечивают общение граждан и обмен информации в правовой сфере, они существуют через общение и влияют на него. Имеется в виду не только общение между людьми, но и взаимодействие с другими правовыми культурами. Правовая культура не может успешно развиваться без приобщения к другим правовым культурам, поскольку характеризуется соотношением общечеловеческого и национального.