Иные меры уголовно правового характера виды. Иные меры уголовно-правового воздействия

Уголовная ответственность – это осуждение лица и совершенного им общественно опасного деяния, выраженное во вступившем в законную силу обвинительном приговоре суда, связанное с неблагоприятными последствиями для лица в виде наказания или иных мер уголовно-правового характера и судимости.

Уголовная ответственность наступает со дня вступления вынесенного обвинительного приговора в законную силу и прекращается с погашением или снятием судимости.

Проведенное исследование показывает, что правовое регулирование уголовно-правовых средств, призванных обеспечивать реализацию задач уголовного права, весь комплекс уголовно-правовых норм, регулирующих соответствующие вопросы, нуждается в принципиально иной регламентации. В уголовном законодательстве должна получить более четкое закрепление система разнообразных, наиболее эффективных уголовно-правовых мер, которые призваны и способны служить средствами решения задач уголовного права - система уголовно-правовых мер противодействия преступности.

Структурно система уголовно-правовых мер противодействия преступности должна включать две группы мер. Первая из них - система мер уголовно-правового воздействия (система карательных мер) , включающая в себя уголовное наказание и различные виды освобождения от уголовной ответственности и от уголовного наказания, в том числе относящиеся к ним условное осуждение и принудительные меры воспитательного воздействия . Перечисленные меры объединяет единая карательная сущность, все они представляют собой различные формы реакции государства на совершение преступления, применяются за совершение преступлений в отношении лиц, их совершивших, назначаются в соответствии с характером и степенью общественной опасности преступления во имя уголовно- правовых целей восстановления (утверждения) социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения новых преступлений.

Вторая группа мер - система мер безопасности в уголовном праве, или иначе - «иные меры уголовно-правового характера» (система некарательных мер), включающая медицинские и иные меры безопасности, имеющие некарательную сущность, которые применяются не за совершение преступления, а в связи с совершением запрещенного уголовным законом общественно опасного деяния к лицу, его совершившему, в целях обеспечения его безопасности для себя и для общества в целом, его излечения, ресоциализации и т.п . Кроме мер медицинского характера, к указанной группе могут быть отнесены нынешняя конфискация имущества и конфискация предметов, изъятых из гражданского оборота, орудий и средств совершения преступления, административный надзор или иное ограничение прав и свобод рецидивоопасного лица из «зоны риска» (например, ссылка, высылка), обсуждаемая ныне возможная кастрация «педофилов» и другие меры, которые появятся в будущем.



При таком подходе под «иными мерами уголовно-правового характера» («мерами безопасности в уголовном праве») предлагается понимать совокупность различных предусмотренных уголовным законом некарательных мер, которые призваны и способны участвовать в решении задач уголовного права: охранительно-регулятивной и регулятивно-охранительной.

Своеобразие таких мер как мер уголовно- правового характера проявляется в их специфических признаках:

Основная их особенность - некарательная сущность, они применяются не в качестве реакции на совершение преступления (т.е. не «за то, что» лицо совершило преступление); не требуется соответствие (соразмерность) такой меры характеру и степени общественной опасности преступления; восстановление социальной справедливости (кара) не является их целью; соответственно, «иные меры» не указываются в санкциях;

Предусматриваются они в Уголовном кодексе именно в таком качестве; основания, цели и принципы их применения регламентированы нормами УК; реализуются они в рамках специфических уголовно-правовых отношений;

Такие меры имеют своими целями обеспечение безопасности самого лица и других лиц, предупреждение совершения правонарушений, оказание необходимой помощи в рамках реализации соответствующего уголовно-правового отношения;

Юридическим основанием применения таких мер служит законное и обоснованное решение суда, выносимое от имени государства;



Их применение является принудительным - независимо от желания лиц, к которым они применяются, и их законных представителей;

Это меры, альтернативные не только наказанию, но и всем иным мерам уголовно-правового воздействия (карательным), однако при необходимости они могут применяться наряду с последними в качестве «иных мер».

Справедливость требует оговориться, что совокупность приведенных признаков характеризует систему «иных мер уголовно-правового характера» скорее со стороны должного, чем сущего. Значение их представления в данном учебнике - способствовать становлению анализируемого важного уголовно-правового института и совершенствованию его правового регулирования.

  • Понятие и цели наказания
    • Определение и признаки наказания. Отличие уголовного наказания от иных мер государственного принуждения
    • Цели уголовного наказания
    • Эффективность наказания
  • Общие начала назначения наказания
    • Понятие назначения наказания
    • Понятие и характеристика общих начал назначения наказания, их учёт судами при назначении наказания
    • Назначение наказания с учётом принципов назначения наказания
  • Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание
    • Понятие, правовая природа и классификация обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание
    • Характеристика отдельных обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание
    • Проблемы учёта судами обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание
  • Определение судом меры уголовного наказания
    • Понятие меры уголовного наказания в теории уголовного права
    • Мера уголовного наказания в законе
    • Проблема судейского усмотрения при определении меры уголовного наказания
    • Формализация назначения наказания
  • Назначение наказания при наличии множественности преступлений
    • Правила назначения наказания при рецидиве преступлений
    • Правила, принципы и пределы назначения наказания по совокупности преступлений
    • Правила, принципы и пределы назначения наказания по совокупности приговоров
  • Специальные правила назначения наказания
    • Понятие и виды специальных правил назначения наказания
    • Особенности назначения наказания при особо смягчающих обстоятельствах
    • Назначение наказания в случае соблюдения условий досудебного соглашения о сотрудничестве
    • Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено законом за данное преступление
    • Назначение наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении
    • Особенности назначения наказания за неоконченное преступление
    • Особенности назначения наказания за преступление, совершённое в соучастии
    • Назначение более мягкого наказания вследствие обратной силы уголовного закона
    • Назначение наказания при особом порядке принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением
  • Особенности назначения наказаний, не связанных с лишением свободы
    • Пределы применения наказаний, не связанных с лишением свободы
    • Назначение штрафа
    • Назначение лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью
    • Назначение лишения специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград
    • Назначение обязательных работ
    • Назначение исправительных работ
    • Особенности назначения ограничения по военной службе
    • Назначение наказания в виде ограничения свободы
  • Особенности назначения наказаний, связанных с лишением свободы, и смертной казни
    • Назначение наказания в виде ареста
    • Особенности назначения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части
    • Назначение наказания в виде лишения свободы
    • Пределы применения смертной казни и их ограничения
  • Проблемы назначения наказания несовершеннолетним
    • Система наказаний для несовершеннолетних
    • Особенности назначения наказания несовершеннолетним
    • Система принудительных мер воспитательного воздействия
  • Проблемы назначения мер уголовно-правового характера
    • Иные меры уголовно-правового характера
    • Назначение условного осуждения
    • Отсрочка отбывания наказания
    • Назначение принудительных мер медицинского характера
    • Назначение конфискации имущества

Иные меры уголовно-правового характера

Уголовная ответственность включает в себя предусмотренные уголовным законом меры принудительного воздействия, ограничивающие правовой статус лица, признанного виновным в совершении преступления, - меры уголовно-правового характера .

Основной формой реализации уголовной ответственности является наказание, т.е. уголовно-правовая мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда, применяемая к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающаяся в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

При осуждении лица за совершённое нм преступное деяние закон предусматривает возможность применения мер уголовно- правового характера, отличных от наказания, но также предполагающих лишение осуждённого тех или иных прав: например, условного осуждения, отсрочки отбывания наказания. Такие меры, как и наказание, применяются в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осуждённого и предупреждения совершения новых преступлений; права осуждённого при этом подвергаются существенным ограничениям, предусмотренным уголовным и уголовно-исполнительным законодательством а за поведением осуждённых осуществляется контроль специализированными органами.

Названные меры имеют определенное сходство с уголовным наказанием, поскольку:

  1. назначаются исключительно по приговору суда.
  2. применяются к лицам, подлежащим уголовной ответственности, чья виновность в совершении преступления установлена приговором суда:
  3. заключаются в предусмотренных уголовным и уголовно- исполнительным законодательством лишениях или ограничениях прав и свобод виновного лица.

Вместе с тем такие меры уголовно-правового характера не могут быть отождествлены с наказанием: они не включены в систему наказаний, не названы в санкциях статей Особенной части; их применение сопряжено с предварительным назначением наказания, исполнение которого отложено на определённых условиях, при несоблюдении которых возможна отмена названных уголовно-правовых мер с направлением лица для отбытия назначенного судом наказания.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» раздел VI УК РФ получил наименование «Иные меры уголовно-правового характера» и дополнен главой 15.1 «Конфискация имущества» 1 Проект этого раздела был подготовлен под руководством академика В.Н. Кудрявцева в 2004 г. Помимо положений о конфискации имущества, в эту главу предполагалось включить положения о реституции, а также о фонде поддержки лиц, пострадавших от преступлений, в который будут направляться средства, полученные в результате конфискации. . Тем самым законодательно оформлено существование самостоятельного уголовно-правового института - иных мер уголовно-правового характера, к которым, помимо конфискации имущества, отнесены принудительные меры медицинского характера. Законодатель, введя новый уголовно-правовой институт, отказался от конструирования нормы-определения иных мер уголовно-правового характера, в настоящее время это понятие активно разрабатывается представителями науки уголовного права.

Подобно наказанию иные меры уголовно-правового характера:

  1. предусмотрены Уголовным кодексом;
  2. применяются к лицам, совершившим преступное деяние;
  3. носят принудительный характер.

Однако принудительные меры медицинского характера и конфискация имущества относятся именно к иным мерам уголовно- правового характера в силу специфики круга лиц, которым они могут быть назначены, содержания, оснований, целей и сроков их применения, а также их уголовно-правовых последствий. Иные меры уголовно-правового характера могут являться формой реализации уголовной ответственности, но могут быть и не связанными с нею.

Иные меры уголовно-правового характера могут быть применены как к осужденным, так и к лицам, вина которых не констатирована обвинительным приговором суда, и даже к лицам, которые не могут нести уголовную ответственность (например, совершившим преступление в состоянии невменяемости), а потому такие меры не всегда являются формами реализации уголовной ответственности, выступая вне нее. Они могут быть применены не «за», а «в связи» с совершенным преступным деянием.

Основанием применения иных мер уголовно-правового характера является не только обвинительный приговор суда, но и другие судебные решения. Принципиально и то, что иные меры уголовно-правового характера, в отличие от всех уголовно-правовых мер, предусмотренных уголовным законом, могут назначаться самостоятельно, т.е. не в сочетании с наказанием.

Иные меры уголовно-правового характера не являются наказанием и не ставят своей задачей исправление лица. Они могут заключаться в оказании лицу, совершившему преступное деяние, медицинской помощи, в том числе в условиях отбывания наказания, в его изоляции, если данное лицо представляет угрозу для окружающих, в возвращении имущества законному владельцу или возмещении причинённого ему ущерба и т.д. Уголовно-правовой институт конфискации имущества, кроме того, призван служить целям противодействия финансированию терроризма и организованных преступных структур. Таким образом, целями применения иных мер уголовно-правового характера являются восстановление социальной справедливости (в том числе охрана интересов общества и его членов) и частная превенция.

Содержание и цели применения иных мер уголовно-правового характера обусловливает и то, что закон, как правило, не устанавливает предельные сроки их применения. Как принудительные меры медицинского характера, так и конфискация имущества могут применяться до тех пор, пока не будут достигнуты их непосредственные цели: излечение осужденного и изъятие имущества, неправомерно находящегося у лица, совершившего преступление.

Наконец, в отличие от наказания и типичных мер уголовно- правового характера, применение иных мер находится вне связи с судимостью. Так, судимость является правовым последствием применения любого вида наказания, судимыми признаются лица, отбывающие условное осуждение, отсрочку и т.д. Назначение иных мер уголовно-правового характера не порождает судимости, равно как и погашение или снятие последней в связи, например, с отбытым наказанием не служит препятствием для исполнения отдельных принудительных мер медицинского характера или конфискации имущества.

Таким образом, иные меры уголовно-правового характера образуют самостоятельный институт уголовного права, получивший законодательное закрепление.

Принудительный характер мер уголовно-правового характера подчеркивает то, что назначение и исполнение таких мер осуществляется безотносительно воли соответствующего лица (хотя и не обязательно вопреки ей).

Иным мерам уголовно-правового характера не свойственно наличие карательной составляющей.

Иные меры уголовно-правового характера не являются наказанием и не ставят своей задачей исправление лица. Они могут заключаться в оказании лицу, совершившему преступное деяние, медицинской помощи, в том числе в условиях отбывания наказания, в его изоляции, если данное лицо представляет угрозу для окружающих, возвращении имущества законному владельцу или возмещении причиненного ему ущерба и т.д. Уголовно-правовой институт конфискации имущества, кроме того, призван служить целям противодействия финансированию терроризма, экстремизма и организованных преступных структур. Тем самым, целями применения иных мер уголовно-правового характера являются восстановление социальной справедливости (в том числе – охрана интересов общества и его членов) и частная превенция.

Содержание и цели применения иных мер уголовно-правового характера обусловливает и то, что закон, как правило, не устанавливает предельные сроки их применения. Как принудительные меры медицинского характера, так и конфискация имущества могут применяться до тех пор, пока не будут достигнуты их непосредственные цели: излечение осужденного и изъятие имущества, неправомерно находящегося у лица. Более того, это единственные меры, предусмотренные уголовным законом, срок применения которых не ограничен.

В отличие от наказания и типичных мер уголовно-правового характера, применение иных мер находится вне связи с судимостью. Так, судимость является правовым последствием применения любого вида наказания; судимыми признаются лица, отбывающие условное осуждение, отсрочку и т.д. Назначение иных мер уголовно-правового характера не порождает судимости; равно как и погашение или снятие последней в связи, например, с отбытым наказанием не служит препятствием для исполнения отдельных принудительных мер медицинского характера или конфискации имущества.

Основанием применения иных мер уголовно-правового характера является не только обвинительный приговор суда, но и другие судебные решения. Принципиально и то, что иные меры уголовно-правового характера, в отличие от всех других уголовно-правовых мер, предусмотренных уголовным законом, могут назначаться самостоятельно, т.е. не в сочетании с наказанием.

Признаки иных мер уголовно-правового характера:

1. могут быть назначены обвинительным приговором и другим решением суда;

2. назначаются в связи с совершением общественного опасного деянии или преступления как лицам их, совершившим, так в предусмотренных законом случаях – в отношении третьих ли;



4. не обладают возмездным характером, не предусматривают лишения или ограничения прав и свобод адресата;

5. не влекут судимости и других юридических последствий;

6. целями применения иных мер уголовно-правового характера являются восстановление социальной справедливости (в том числе – охрана интересов общества и его членов) и частная превенция, а также иные специальные цели;

7. закон, как правило, не устанавливает предельные сроки их применения.

Иная мера уголовно-правового характера может быть определена как предусмотренная уголовным законом некарательная мера государственного принуждения, назначаемая по решению суда в связи с совершением общественного опасного деянии или преступления как в отношении лиц их, совершивших, так и в предусмотренных законом случаях – в отношении третьих лиц. Мера уголовно-правового характера применяется в целях восстановления социальной справедливости, предупреждения совершения новых преступлений и других специальных целях.

УДК 343.139+343.1

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА

В. В. Колосовский кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного

права и уголовного процесса факультета права и финансов, Южно-Уральский государственный университет

Рассмотрены меры уголовно-правового характера и меры, не являющиеся государственным насилием, однако основанные на угрозе реального применения государственного принуждения, назначаемые на основании уголовно-правовых норм только судом, имеющие целью предотвратить совершение новых общественно опасных деяний.

Ключевые слова: мера уголовно-правового характера, общественно опасное деяние.

В уголовном законе выражение «меры уголовно-правового характера» стало наполняться содержанием в тот период, когда произошли изменения в структуре Общей части УК РФ, которые были связаны с преобразованием шестого раздела в новый раздел «Иные меры уголовно-правового характера», а также с появлением дополнительной гл. 15.1 «Конфискация имущества»1. С этого момента рассматриваемое правовое явление активно стало встречаться в правовом обороте, обсуждаться на страницах юридической печати.

Наряду с уголовным наказанием к мерам уголовно-правового характера следует отнести: условное осуждение (ст. 73 УК РФ); отсрочку отбывания наказания, которая предоставляется осужденной беременной женщине, женщине, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до 14 лет и являющемуся единственным родителем (ст. 82 УК РФ); конфискацию имущества (ст. 104.1 УК РФ); принудительные меры медицинского характера (п. «а», «б» ч. 1 ст. 97 УК РФ); принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 90, ч. 2 ст. 92 УК РФ)2.

В литературе некоторые авторы раскрывают содержание мер уголовно-правового характера через призму социальной справедливости, поэтому обращаются к принципу социальной справедливости3, закрепленному в ст. 6 УК РФ. При таком подходе к решению вопроса об определении понятия мер уголовноправового характера и их видов вполне обоснованным выглядит обращение к общей и частной превенции. Однако стоит заметить, что общее и частное предупреждение совершения преступлений в большей степени подходит

для реализации превентивных целей при назначении наказания, но не при использовании иных мер уголовно-правового характера.

В настоящее время ст. 43 УК РФ содержит определение уголовного наказания. Данным законодательным определением были сняты некоторые разногласия относительно признаков и самого понятия наказания, ведь долгое время в литературе обсуждался вопрос о том, является ли наказание страданием или нет.

К признакам, наличие которых в определении понятия уголовного наказания не оспаривается большинством исследователей этого вопроса, относятся следующие. Во-первых, наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Во-вторых, наказание есть мера государственного принуждения. В-третьих, наказание по своей правовой природе есть лишение или ограничение прав4 и свобод осужденного лица. В-четвертых, наказание назначается только судом. Однако последний признак отдельными авторами ставится под сомнение5.

При условном осуждении и отсрочке отбывания наказания реальное наказание в отношении осужденного лица не применяется, а поэтому исходя из положений ч. 2 ст. 2 УК РФ условное осуждение и отсрочка отбывания наказания относятся к иным мерам уголовно-правового характера. Если уголовный закон не ограничивает виды наказаний, при назначении которых может быть предоставлена отсрочка, то условное осуждение может быть назначено при следующих видах наказаний: исправительные работы, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на срок

до восьми лет. При предоставлении отсрочки уголовным законом вводится ограничение, связанное с наказанием: предоставление отсрочки категориям лиц, указанных в ч. 1 ст. 82 УК РФ, не допускается, если они осуждены к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности. Иные меры уголовноправового характера - условное осуждение и отсрочка отбывания наказания - позволяют государству экономить на применяемом в отношении осужденных насилии.

Целью применения рассматриваемых мер является исправление осужденного. Такой вывод можно сделать, обратившись к ч. 3 ст. 73 УК РФ. Аналогичный вывод вытекает из анализа и логического толкования положений ст. 82 УК РФ. Условное осуждение и отсрочка отбывания наказания - это меры, применение которых становится возможным в связи с реальной угрозой государственного насилия в отношении лица, осужденного за совершение преступления. Из этого вытекает и другой вывод - каждая из анализируемых мер реализует специальную (частную) превенцию, поскольку в случае отмены условного осуждения или отсрочки исполнения наказания может быть реально применено наказание в отношении лица, к которому применена одна из мер уголовно-правового характера. Реализовать общую превенцию ни условное осуждение, ни отсрочка исполнения наказания не может, поскольку каждая из этих мер значение имеет только для того лица, в отношении которого она применена.

Поскольку при условном осуждении и отсрочке отбывания наказания реально наказание не применяется, эти меры приобретают на период их действия и до освобождения от наказания либо до отмены их действия при соблюдении условий, изложенных в уголовном законе, самостоятельное уголовно-правовое значение. Такое значение приобретают эти меры потому, что осужденный понуждается к правомерному поведению, подавляются его желания и стремления не только к совершению преступных деяний, но и к иному противоправному поведению. В формировании правомерного поведения лица важным элементом выступает принуждение, основанием которого является угроза реального применения уголовного наказания (государственное насилие), а также ограничение прав и свобод лица, совершившего преступление. Поражение в правах есть результат того, что лицо

совершило преступление и в отношении него была применена иная мера уголовноправового характера, альтернативой которой является не восстановление в правах (как логично следовало бы для лица, не совершившего преступление), а реальное уголовное наказание, т. е. ограничение прав осужденного входит в содержание условий условного осуждения и отсрочки отбывания наказания. Однако отмеченные ограничения имеют несколько иное правовое содержание, нежели это можно наблюдать при применении уголовного наказания, что указывает на различия юридической природы рассматриваемых мер и уголовного наказания. Например, наказание в виде лишения свободы на определенный срок связано с ограничением осужденного на свободу передвижения и избрания места жительства, а также с ограничением других прав. Условное осуждение и отсрочка отбывания наказания таких ограничений не содержат.

В этой связи не приходится рассматривать условное осуждение или отсрочку отбывания наказания в качестве конструктивного элемента системы наказания, поскольку они таким не являются. Эти меры не входят в систему наказаний, однако при применении одной из этих мер имеется реальная угроза применения наказания, поэтому меры и наказание взаимосвязаны и взаимозависимы. Наказание не применяется реально, потому что применяется одна из рассматриваемых мер, а если нарушаются условия, которые обусловили применение условного осуждения или отсрочки отбывания наказания, то подлежит применению реальное наказание. Поэтому законодатель в ст. 2 УК РФ не противопоставляет эти меры уголовно-правового характера наказанию, а лишь дополняет наказание применени-^ 6 ем одной из рассматриваемых мер.

Первоначально в УК РФ конфискация имущества предусматривалась в качестве одного из видов наказания, однако в 2003 году она была исключена. В 2006 году конфискация имущества вновь была включена в УК РФ в качестве иной меры уголовно-правового характера. Не представляется возможным согласиться с мнением отдельных авторов, полагающих, что сущность конфискации, когда законодатель придал ей иное значение - значение меры уголовно-правового характера, не изменилась7. Конфискации имущества после возвращения ее в уголовный закон и насыщения этой меры иным содержанием было придано новое уголовно-правовое значение.

Конфискация перестала быть наказанием, поэтому не входит в систему наказаний.

Нынешнее уголовно-правовое содержание конфискации указывает на то, что изъятию подлежат деньги, ценности и иное имущество, которым лицо владеет незаконно: имущество либо было добыто преступным путем (п. «а», «б» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ), либо представляет собой орудия и средства совершения преступления (п. «г» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ). Деньги, ценности и иное имущество (п. «в» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ) по существу являются инструментами, используемыми лицом для совершения преступлений. Именно поэтому деньги, ценности и иное имущество, о которых речь идет в п. «а», «б», «в» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, могут быть признаны в качестве вещественных доказательств по уголовному делу (ст. 81 УПК РФ), подлежащих конфискации.

Конфискация имущества как мера уголовно-правового характера (ст. 104.1, 104.2, 104.3 УК РФ), по замыслу законодателя, должна реализовать частную превенцию, поскольку исходя из юридических характеристик является избирательной мерой, имеет своего адресата - определенное лицо, в отношении которого имеются указания в положениях гл. 15.1 УК РФ. Конфискацией не может быть реализована общая превенция, поскольку основной смысл конфискации имущества заключается в лишении материальной основы совершения преступлений - в устранении источников финансирования преступной деятельности, а также в изъятии доходов от нее -нейтрализации преступного результата8.

Принудительные меры медицинского характера также являются иными мерами уголовно-правового характера, что было законодательно оформлено в 2006 году после изменений и дополнений, внесенных в УК РФ, о которых ранее упоминалось. Они рассчитаны на применение в отношении лиц, которые совершили деяния, предусмотренные статьями Общей части УК РФ, в состоянии невменяемости либо у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания (п. «а», «б» ч. 1 ст. 97 УК РФ). Есть еще категория лиц, в отношении которых могут быть определены принудительные меры медицинского характера, - лица, совершившие преступления и страдающие психическими расстройствами, не исклю-

чающими вменяемость (п. «в» ч. 1 ст. 97 УК РФ).

Принудительные меры медицинского характера, которые законодатель обоснованно включил в перечень иных мер уголовноправового характера, не входят в систему наказаний.

Лицам, осужденным за преступления, принудительные меры медицинского характера наряду с наказанием (п. «в» ч. 1 ст. 97 УК РФ) назначаются не потому, что эти лица совершили преступления, а в связи с наличием у них психических расстройств, не исключающих вменяемость. Иное толкование рассматриваемой нормы не согласуется ни с принципами, ни с задачами, на основании и во исполнение которых действует уголовное законодательство Российской Федерации. Кроме того, правом, а не обязанностью суда является назначение лицам принудительных мер медицинского характера, определяемых наряду с наказанием9. Даже этой, возможно, на первый взгляд не столь значимой чертой содержательной стороны эти меры отличаются от уголовного наказания.

В этой связи необходимо отметить, что принудительные меры имеют некоторые сходства и отличия от наказания. Сходство состоит в том, что как принудительные меры медицинского характера, так и наказание являются по своей сути мерами государственного принуждения (государственным насилием), назначение, проведение и прекращение которых осуществляется судом в соответствии с общепризнанными принципами, нормами международного права и международными договорами Российской Федерации10. Другое сходство состоит в том, что обе меры уголовно-правового характера назначаются только судом. Принудительные меры и наказание применяются для того, чтобы предотвратить совершение новых общественно опасных деяний (ст. 98 УК РФ). В этой части цели правового регулирования принудительных мер и наказания перекликаются, поскольку целями этих мер уголовно-правового характера является обеспечение безопасности населения в одном случае от общественно опасных посягательств лиц, страдающих психическими расстройствами, а в другом - от преступного поведения.

Имеются и различия между наказанием и рассматриваемой принудительной мерой, которые состоят в следующем: совершение ли-

цом уголовно-правового деяния является основанием для применения в отношении него принудительных мер медицинского характера, а совершение преступления - для назначения наказания; принудительные меры - это уголовно-правовая, социальная и медицинская категория, в то время как наказание -уголовно-правовая и социальная категория; регламентация принудительных мер - назначение, проведение и прекращение - содержится в нормах уголовного и медицинского законодательства, тогда как регламентация наказания - в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве.

Другой отличительный признак - целями принудительных мер являются излечение лиц, указанных в ч. 1 ст. 97 УК РФ, или улучшение их психического состояния (ст. 98 УК РФ). Следующим отличительным признаком является то, что совершение лицами деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ, в состоянии невменяемости - это не безусловное основание для применения в отношении этих лиц принудительных мер медицинского характера. В отношении лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 97 УК РФ и не представляющих опасности по своему психическому состоянию, суд может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц или направлении их в психоневрологические учреждения социального обеспечения (ч. 4 ст. 97 УК РФ). Другими словами, суд при назначении (неназначении) принудительных мер руководствуется тем, представляет ли лицо опасность вследствие психического расстройства, связанного с возможностью причинения вреда себе или другим лицам, либо это лицо такую опасность не представляет.

Лица, к которым принудительные меры медицинского характера применяются в силу того, что они совершили деяния, предусмотренные статьями Особенной части УК РФ, в состоянии невменяемости (п. «а» ч. 1 ст. 97 УК РФ), не являются субъектами преступления. Однако это не означает, что указанные лица не обладают теми правами, которые вытекают из положений, закрепленных в нормах уголовного права. Как известно, норма уголовного права устанавливает конкретные права и обязанности участников общественных отношений, образующих предмет уголовноправового регулирования. Лица, страдающие психическими расстройствами, исключающими вменяемость, обладают всеми правами,

к примеру, правом на жизнь или сохранение здоровья и т.д., поэтому нормами уголовного права все права этих лиц защищены, наравне с теми лицами, которые психическими расстройствами не страдают. В отношении указанных лиц не представляется возможным установить конкретные обязанности, вытекающие из норм уголовного права, поскольку эти лица при совершении деяний не могут осознавать общественно опасный характер деяний, предвидеть их общественно опасные последствия (интеллектуальный момент), а также осознанно руководить своими действиями (волевой момент), т.е. в их действиях отсутствует вина. Наличие у лиц возможности интеллектуально осознавать процессы, происходящие в правовой действительности, и оказывать свое влияние на эти процессы определяет качества, в соответствии с которыми происходит определение субъективного критерия и которые использованы законодателем для уголовной ответственности. Отсутствие таких возможностей у лиц, страдающих психическими расстройствами, исключает уголовную ответственность этих лиц, они подлежат освобождению от такой ответственности.

Лица, о которых идет речь в п. «б» ч. 1 ст. 97 УК РФ, не подлежат уголовной ответственности, поскольку, хотя они и были на определенном этапе признаны виновными, это не привело к назначению наказания либо иной меры уголовно-правового характера.

Принудительные меры воспитательного воздействия относятся к иным мерам уголовно-правового характера, однако не всеми исследователями данное мнение разделяется11. Некоторые авторы при анализе принудительных мер не ассоциируют их с мерами уголовно-правового характера, предпочитая рассматривать изолированно от иных мер уголовно-правового характера12.

Вместе с тем принудительным мерам воспитательного воздействия присущи признаки, которыми обладают иные меры уголовно-правового характера. Во-первых, эти меры носят принудительный характер, что вытекает как из названия мер, так и из их содержания. Принудительные меры применяются вместо наказания в отношении несовершеннолетних. Во-вторых, принудительные меры воспитательного воздействия могут быть назначены только судом. В-третьих, основанием применения таких принудительных мер в отношении несовершеннолетних являются нормы уголовного права. В-четвертых, в

уголовном законе не содержатся цели применения принудительных мер воспитательного воздействия. Однако такие цели не сложно установить логическим путем, а также анализом уголовно-правовых норм, регламентирующих порядок и содержание уголовного наказания и принудительных мер. Принудительные меры являются альтернативой уголовному наказанию, поэтому их цели соответствуют целям уголовного наказания. Кроме того, принудительные меры позволяют экономить государству на применяемом в отношении несовершеннолетних насилии, т.е. прослеживается ярко выраженная экономия репрессий.

Отличительной особенностью принудительных мер воспитательного воздействия является то, что они могут выступать в качестве формы реализации уголовной ответственности, поскольку они применяются за совершенное преступление. Для несовершеннолетнего, совершившего преступление, назначенные принудительные меры должны реализовывать лишь одну цель - частное предупреждение совершения преступлений. Иллюзорной представляется другая цель - общее предупреждение совершения преступлений подростками (о взрослом населении здесь не приходится говорить), поскольку назначенные судом принудительные меры воспитательного воздействия изначально рассчитаны только на воздействия в отношении конкретного несовершеннолетнего, а поэтому значение они имеют только для этого подростка.

Итак, можно подвести некоторые итоги.

Признаками всех мер уголовно-правового характера является то, что их применение осуществляется только судом за совершенное лицом общественно опасное деяние, за исключением принудительных мер медицинского характера, которые назначаются лицам, нуждающимся в таком лечении. Можно выразить надежду на то, что наше государство твердо встало на путь построения правового государства, а поэтому в прошлом осталась возможность, например, назначения принудительных мер воспитательного воздействия внесудебными органами - комиссиями по делам несовершеннолетних.

Запрет на совершение общественно опасного деяния содержится в уголовном законе.

Другим признаком, который объединяет меры уголовно-правового характера, являются принудительный характер этих мер либо

угроза реального применения государственного насилия.

Следующим признаком являются цели, которые стоят перед мерами уголовноправового характера. Лицу, совершившему общественно опасное деяние, назначенная мера должна реализовать частную превенцию, и только наказание может реализовать обе цели - общую и частную превенции.

Выделение основных признаков, которые присущи всем или большинству мер уголовно-правового характера, включая и наказание, позволяет предложить следующее определение мер уголовно-правового характера.

Меры уголовно-правового характера -это, во-первых, определяемые за совершение общественно опасных деяний (за исключением принудительных мер медицинского характера, которые назначаются лицам, нуждающимся в таком лечении), меры государственного принуждения либо меры, не являющиеся государственным принуждением (насилием), однако основанные на угрозе реального применения государственного принуждения - во-вторых. В-третьих, меры, назначаемые только судом (по приговору суда либо иному решению суда). В-четвертых, меры, имеющие целью предотвратить совершение новых общественно опасных деяний, поэтому они направлены на защиту прав и интересов граждан, общества и государства. В-пятых, меры, которые могут быть назначены только на основании положений уголовного закона.

1 См.: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 153-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму».

2 Иного мнения придерживается В. Д. Филимонов. См.: Филимонов В. Д. Уголовно-правовая ответственность по российскому законодательству. М., 2008. С. 112.

3 См., например: Минязева Т. Ф. Цели наказания и иных мер уголовно-правового характера и средства их достижения в современном уголовном праве // Законы России: опыт, анализ, практика. 2007. № 5.

4 По Уголовному закону Латвии (ст. 36) «ограничение прав» является одним из видов дополнительного наказания.

5 См., например: Дядькин Д. С. Теоретические основы назначения уголовного наказания: алгоритмический подход. СПб., 2006. С. 18.

6 Иного мнения о соотношении наказания и иных мер уголовно-правового характера придерживается Е. Медведев. См.: Медведев Е. Понятие и виды иных мер уго-

ловно-правового характера, применяемых за совершение преступлений // Уголовное право. 2009. № 5.

7 См., например: Чучаев А. И. Конфискации имущества // Российское уголовное право: учебник: в 2 т. Т. 1. Общая часть / под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, В. С. Комиссарова, А. И. Рарога. М., 2007. С. 521.

8 Медведев Е. В. Спорные положения института конфискации и вопросы его применения на практике // Российская юстиция. 2010. № 5.

9 Аналогичное мнение высказал в своей работе Б. А. Спасенников. См.: Спасенников Б. А. Принудительные меры медицинского характера: история, теория, практика. СПб., 2003. С. 37.

10 Более подробно о применении судами общепризнанных принципов и международных договоров Российской Федерации см.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г.

№ 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 2 дек.

11 Так, И. Э. Звечаровский полагает, что конфискация имущества, принудительные меры медицинского характера и воспитательного воздействия не следует относить к иным мерам уголовно-правового характера, поскольку применение этих мер не влечет за собой изменение уголовно-правового статуса личности (См.: Звечаров-ский И. Э. Меры уголовно-правового характера: понятие, система, виды // Законность. 1999. № 3. С. 35; Он же. Понятие меры уголовно-правового характера // Законность. 2007. № 1. С. 19-21.

12 См., например: Костюк М. Ф., Носков О. С. Принудительные меры воспитательного воздействия: уголовноправовые и криминологические аспекты. Уфа, 2008. С. 8.