Как осуществляется психологический отбор по воинским специальностям. Профессиональный психологический отбор

Основанием для распределения являются результаты профессионального отбора, который включает в себя следующие виды отбора:

1) социальный;

2) медицинский (военно-врачебная экспертиза);

3) профессиональный психологический;

4) образовательный (по общей и профессиональной подготовленности);

5) по физической подготовленности.

Наиболее существенное значение при профессиональном отборе имеют данные медицинского освидетельствования (отбора), по результатам которого призывнику устанавливается соответствующая категория годности к военной службе, профессионально психологического (по его результатам также присваиваются категории) и образовательного отборов. Профессиональный психологический отбор в вооруженных силах - комплекс мероприятий, направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных социально-психологических, психологических и психофизиологических качеств граждан, призываемых или добровольно поступающих на военную службу, и военнослужащих требованиям военно-профессиональной деятельности. Организация и порядок проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору регулируются приказом Минобороны России от 26 января 2000 года № 50 "Об утверждении Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации".

Мероприятия по профессиональному психологическому отбору с гражданами, подлежащими призыву на военную службу, осуществляются поэтапно:

В период первоначальной постановки граждан на воинский учет;

В период от первоначальной постановки граждан на воинский учет до их явки на заседание призывной комиссии.

В период от первоначальной постановки граждан на воинский учет до их явки на заседание призывной комиссии нештатная группа профотбора военного комиссариата:

Проводит мероприятия по военно-профессиональной ориентации граждан на приобретение гражданских профессий (специальностей), родственных военным, подготовку по военно-учетным специальностям в общественных объединениях и обучение в военно-учебных заведениях по соответствующим специальностям;

Продолжает социально-психологическое изучение граждан, подлежащих призыву на военную службу, в целях уточнения вынесенных в период первоначальной постановки на воинский учет заключений об их профессиональной пригодности;

Проводит дополнительное психологическое и психофизиологическое обследование в целях уточнения уровня нервно-психической устойчивости граждан, подлежащих призыву на военную службу;

Участвует в отборе граждан для подготовки по военно-учетным специальностям в общественных объединениях и предварительном отборе граждан для поступления в военно-учебные заведения;

Анализирует результаты мероприятий по профессиональному психологическому отбору граждан для подготовки по военно-учетньм специальностям в общественных объединениях и обучения в военно-учебных заведениях.

Полученные в ходе мероприятий по профессиональному психологическому отбору данные на граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также уточненные перед призывом сведения о наличии у них гражданских специальностей, военно-учетных специальностей, полученных в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, и дополнительные сведения из территориальных центров профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения учитываются при вынесении заключений об их профессиональной пригодности к военной службе на воинских должностях (по классам основных сходных воинских должностей). Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся с использованием методов социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования.

Социально-психологическое изучение предусматривает оценку условий воспитания и развития личности, ее военно-профессиональной направленности, организаторских способностей, особенностей общения и поведения в коллективе, образовательной и профессиональной подготовленности. Социально-психологическое изучение проводится с использованием следующих основных методов: изучение документов, наблюдение, опрос (беседа, анкетирование). Психологическое и психофизиологическое обследование позволяет оценивать познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление), внимание, психологические особенности личности (способности, характер, темперамент), свойства нервной системы (силу, подвижность, лабильность, уравновешенность, динамичность), психомоторики и нервно-психическую устойчивость.

Основным методом психологического и психофизиологического обследования является профессионально-психологическое испытание (тестирование), в том числе с использованием технических средств профотбора. По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям и военной службе на конкретных воинских должностях:

Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств полностью соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно отличные оценки, получить классную квалификацию;

Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств в основном соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно хорошие оценки;

Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств минимально соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), с трудом овладевают военно-учетной специальностью в установленные сроки, имеют по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно удовлетворительные оценки. Допускаются к обучению или профессиональной деятельности при недостатке кандидатов;

Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств не соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей).
При вынесении заключений о профессиональной пригодности граждан учитывается также уровень их нервно-психической устойчивости.

Оценка нервно-психической устойчивости выносится по 4 уровням:

Высокая нервно-психическая устойчивость;

Хорошая нервно-психическая устойчивость;

Удовлетворительная нервно-психическая устойчивость;

Неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость или нервно-психическая неустойчивость.

Лица с нервно-психической неустойчивостью относятся только к 4 категории профессиональной пригодности к подготовке и службе на воинских должностях классов основных сходных воинских должностей, установленных Психологической классификацией воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами. Данные о лицах с нервно-психической неустойчивостью представляются в комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывные комиссии, комиссии объединений, соединений и воинских частей по распределению молодого пополнения, комиссии военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, и аттестационные комиссии воинских частей, где учитываются:

Врачами-специалистами (психиатром, невропатологом) - при определении их годности к военной службе по состоянию здоровья;

Врачами-специалистами и психологами соединений и воинских частей - для проведения с ними необходимых лечебно-профилактических и психокоррекционных мероприятий.

Граждане и военнослужащие, имеющие 4 категорию профессиональной пригодности, не могут быть:

Направлены для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения и учебные воинские части;

Направлены на обучение в военно-учебные заведения;

Приняты на военную службу по контракту на соответствующие воинские должности.

Граждане и военнослужащие, имеющие 4 категорию профессиональной пригодности по классам основных сходных воинских должностей, назначаются на воинские должности, для выполнения которых не требуются особые профессионально важные качества (прочие воинские должности), установленные психологической классификацией воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами. Иные ограничения, учитывающие категории профессиональной пригодности при назначении солдат, матросов, сержантов и старшин на воинские должности, связанные с особенностями прохождения военной службы, устанавливаются Генеральным штабом. Результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования, заключения о профессиональной пригодности и другие данные на граждан и военнослужащих заносятся в соответствующие разделы листа изучения призывника, учетной карты призывника и карты профессионального психологического отбора.

Ответственность за полноту и качество проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору с гражданами и военнослужащими несут военные комиссары, командиры соединений и воинских частей, начальники военно-учебных заведений и училищ. Персональную ответственность за обоснованность и достоверность заключений о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих несут начальники подразделений (специалисты) профотбора. В приказе Минобороны России от 2 октября 2007 года № 400 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663" отражены некоторые особенности распределения призывников по видам, родам войск вооруженных сил, другим войскам, воинским формированиям и органам, воинским должностям (по военно-учетным специальностям) с учетом оценки психологических качеств и с учетом образования и профессиональной подготовленности призывников.

Обратим внимание еще на ряд нюансов, связанных с распределением призывников:

Братья-близнецы, если они призываются на военную службу одновременно одной призывной комиссией, должны направляться для прохождения военной службы, как правило, в одну воинскую часть;

При предназначении водителей автомобилей необходимо учитывать уровень их профессиональной подготовки и особенности эксплуатации автотранспорта в соответствующих регионах. Наиболее подготовленные водители отбираются и направляются в первую очередь в автомобильные воинские части и подразделения, постоянно занятые перевозкой личного состава и подвозом материальных средств;

Призывники, имеющие неудовлетворительную нервно-психическую устойчивость, не направляются в режимные и учебные воинские части, а в учебные воинские части - отнесенные к IV категории профессиональной пригодности в отношении воинских должностей (военно-учетных специальностей), на которые проводится подготовка в этих учебных воинских частях.

Решение о предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил РФ, другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по военно-учетным специальностям на воинских должностях принимается призывной комиссией большинством голосов на основе результатов медицинского освидетельствования, данных профессионального психологического отбора, образовательной и специальной (профессиональной) подготовки, а также предложения военного комиссара о предварительном предназначении призывника. При этом учитывается также потребность в накоплении военных специалистов в запасе для комплектования войск по мобилизационному плану. Организацию направления в воинские части, организации вооруженных сил и других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, отдельных категорий призывников, в том числе имеющих дефицитные специальности, осуществляет Генеральный штаб (Главное организационно-мобилизационное управление).

Федеральный закон "О военной обязанности и военной службе" (статья 36) предусматривает, что военную службу по призыву граждане проходят в Вооруженных Силах РФ, пограничных органах и во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ. В другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по призыву граждане направляются в соответствии с указом Президента РФ после укомплектования воинских должностей, замещаемых военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и органах. Призывники, признанные военно-врачебной комиссией годными к военной службе или годными с незначительными ограничениями, но не годными к военной службе по конкретной военно-учетной специальности, назначаются на воинские должности, обязанности по которым они могут исполнять с учетом состояния здоровья. Если в воинской части отсутствуют такие воинские должности, то военнослужащие подлежат переводу в другие воинские части.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, имеющие больных и пенсионного возраста родителей, у которых в период военной службы возникло право на ее прохождение вблизи места проживания семьи, на основании заключения, утвержденного военным комиссаром субъекта РФ, с приложением заключения органа государственной службы медико-социальной экспертизы о нуждаемости родителей в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), заверенного печатью этого учреждения, и копии пенсионного удостоверения, заверенной в установленном порядке, могут быть переведены к новому месту военной службы по семейным обстоятельствам.

В рамках Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" под воинскими частями понимаются органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, организации, военные образовательные учреждения профессионального образования, в которых в соответствии с законодательством РФ военнослужащие проходят военную службу. Учебная воинская часть - военно-учебное заведение начального военно-профессионального образования, предназначенное для подготовки сержантов (старшин) и солдат(матросов) - специалистов. Включает несколько учебных подразделений курсантов, подразделений обеспечения и обслуживания. Учебные воинские части (роты, батальоны, полки, центры, бригады, отряды, команды, школы младших специалистов и др.) имеются во всех видах Вооруженных Сил РФ, родах войск (сил) и специальных войсках.
Линейные воинские части - воинские части, составляющие основу сомкнутых линейных боевых построений, находящиеся, как правило, в состоянии постоянной боевой готовности (стрельбы, вождения, тактика). В русской армии к линейным частям относились части, охранявшие пограничные укрепленные линии и государственную границу.

Режимная воинская часть входит в состав режимных объектов, к которым согласно Указу Президента РФ от 30 ноября 1995 года № 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" относятся объекты, на которых ведутся работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и для функционирования которых установлены специальные меры безопасности. Военный энциклопедический словарь Минобороны России к режимным объектам относит военные и специальные объекты, воинские части, предприятия, организации, учреждения, военно-учебные заведения иди их отдельные элементы, на которых ведутся работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну и для функционирования которых установлены специальные меры безопасности. Так, например, в зависимости от степени секретности и объема проводимых работ, количества лиц, непосредственно занятых на их выполнении, режимные объекты ракетных войск стратегического назначения (РВСН) подразделяются на особо режимные, особо важные и режимные, перечни которых устанавливаются Правительством и Министерством обороны РФ.

Постановление Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. N 1259
"Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации"

В соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.

Правила
профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. N 1259)

С изменениями и дополнениями от:

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации и проведения профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - служба).

2. Профессиональный психологический отбор гражданина на службу (далее - психологический отбор) осуществляется для определения способности указанного гражданина (далее - кандидат) по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, а также для выявления факторов риска девиантного (общественно опасного) поведения (далее - факторы риска).

3. В процессе психологического отбора проводится определение категорий профессиональной психологической пригодности (далее - профессиональная пригодность) кандидатов.

4. Определение категорий профессиональной пригодности осуществляется путем проведения психологических и психофизиологических исследований (обследований), тестирований, медицинских обследований (за исключением исследований (обследований), тестирования, указанных в части 6 статьи 17 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") в том числе с применением специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде, а также медицинских изделий (далее - комплексные обследования).

5. Критериями определения категорий профессиональной пригодности являются уровень развития личных и деловых качеств кандидатов, необходимых для выполнения служебных обязанностей сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (далее - личные и деловые качества), наличие или отсутствие факторов риска.

6. Личными и деловыми качествами, подлежащими изучению в ходе комплексных обследований, являются:

а) уровень общего интеллектуального развития, способностей к логическим суждениям и умозаключениям, а также к четкому изложению информации в устной и письменной формах;

б) эмоциональная устойчивость, уравновешенность, контроль своего поведения и внешних проявлений эмоций, эмоциональная зрелость;

в) уровень волевой регуляции поведения, выдержки, смелости, решительности, настойчивости, целеустремленности, работоспособности;

г) внутренняя организованность, исполнительность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело;

д) уровень правосознания и нравственных убеждений, честность, принципиальность, соблюдение норм общественной морали;

е) зрелость личности, способность брать на себя ответственность за свои решения, действия и поступки, умение определять приоритеты и последовательность в решении проблем, самостоятельность, уверенность в своих силах и уровень самокритичности;

ж) самооценка, особенности мотивационной сферы личности.

7. Факторами риска, подлежащими выявлению в ходе комплексных обследований, являются:

а) злоупотребление алкоголем или токсическими веществами;

б) потребление без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ;

в) участие в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ;

г) противоправные контакты с лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;

д) участие в незаконном обороте оружия;

е) участие в деятельности запрещенных общественных объединений;

ж) совершение уголовно наказуемых деяний (кроме уголовно наказуемых деяний, указанных в других подпунктах настоящего пункта);

з) сокрытие или искажение анкетных данных, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

и) попытка поступления на службу в интересах деятельности запрещенных общественных объединений, преступных и иных организаций;

к) склонность к злоупотреблению должностными полномочиями;

л) склонность к совершению суицидальных действий.

8. Методика проверки личных и деловых качеств кандидатов, методики выявления факторов риска (за исключением факторов риска, указанных в подпунктах "а" , "б" и "л" пункта 7 настоящих Правил), а также критерии оценки результатов комплексного обследования, направленного на изучение и выявление личных и деловых качеств и факторов риска, утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации. Методики выявления факторов риска, указанных в подпунктах "а", "б" и "л" пункта 7 настоящих Правил, а также критерии оценки результатов комплексного обследования, направленного на их выявление, утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.

9. При проведении комплексных обследований кандидатов, не имеющих на день этих обследований трудового стажа, стажа государственной или муниципальной службы, фактор риска, указанный в подпункте "к" пункта 7 настоящих Правил, не проверяется.

10. Для проведения психологического отбора в органах внутренних дел Российской Федерации формируются комиссии по психологическому отбору (далее - комиссии).

11. В состав комиссий включаются специалисты кадровых подразделений и медицинских организаций органов внутренних дел Российской Федерации, имеющие высшее психологическое или медицинское образование по специальностям "Психиатрия", "Функциональная диагностика", а также имеющие иное высшее медицинское или педагогическое образование, при условии прохождения ими профессиональной переподготовки (повышения квалификации) по соответствующей специальности (далее - специалисты). Изучение личных и деловых качеств, указанных в пункте 6 настоящих Правил, а также выявление факторов риска, указанных в подпунктах "в"-"к" пункта 7 настоящих Правил, осуществляется специалистами кадровых подразделений с применением специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде. Выявление факторов риска, указанных в подпунктах "а" , "б" и "л" пункта 7 настоящих Правил, осуществляется специалистами медицинских организаций органов внутренних дел Российской Федерации с применением медицинских изделий.

13. Комплексное обследование проводится с письменного согласия кандидата. Письменное согласие кандидата оформляется в день представления заявления с просьбой о поступлении на службу.

14. Кандидату в день оформления письменного согласия кадровым подразделением выдается направление на прохождение комплексного обследования (далее - направление), в котором указываются дата, время и место проведения этого обследования.

15. Форма направления и образец письменного согласия кандидата утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации.

16. Комплексное обследование проводится в течение 30 суток с момента явки кандидата в комиссию для прохождения указанного обследования.

17. Члены комиссии в каждом случае проведения комплексного обследования должны удостоверить личность кандидата путем проверки документа (паспорт, военный билет, удостоверение личности военнослужащего) и направления. При осуществлении медицинского обследования необходимым предварительным условием такого обследования является информированное добровольное согласие кандидата на медицинское вмешательство на основании предоставленной специалистом в доступной форме полной информации о целях, методах медицинского обследования, риске, связанном с таким обследованием, возможных вариантах медицинского вмешательства, а также о его последствиях и предполагаемых результатах. При отказе от медицинского вмешательства кандидату должны быть разъяснены возможные последствия отказа.

18. На основании проведенного комплексного обследования с учетом его результатов члены комиссии, придя к общему мнению, составляют и подписывают заключение о профессиональной пригодности кандидата (далее - заключение) по форме, утверждаемой Министром внутренних дел Российской Федерации.

В случае возникновения разногласий между членами комиссии каждый из них (член комиссии, который не согласен с другими) составляет рапорт, который прилагается к заключению и служит его составной частью. Член комиссии, составивший рапорт, не подписывает заключение.

19. Заключение должно содержать сведения о кандидате (фамилия, имя, отчество, дата рождения), результаты комплексного обследования с указанием примененных методов (методик) и средств, оценку полученных результатов, факторы риска (в случае их выявления), дату составления заключения, его номер, а также один из следующих выводов:

20. К первой категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется высокий уровень развития личных и деловых качеств, позволяющий быстро овладеть профессиональными знаниями, навыками и умениями, успешно выполнять обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе в особых условиях деятельности.

21. Ко второй категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется средний уровень развития личных и деловых качеств, позволяющий в установленные сроки овладеть профессиональными знаниями, навыками и умениями, успешно выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

22. К третьей категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется уровень развития личных и деловых качеств ниже среднего, позволяющий овладеть необходимым минимумом профессиональных знаний, навыков и умений, удовлетворительно выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в обычных условиях, но не обеспечивающий успешного выполнения обязанностей в особых условиях деятельности.

К этой категории профессиональной пригодности могут быть отнесены также кандидаты, у которых при высоком или среднем уровне развития личных и деловых качеств выявлен один фактор риска. Решения о профессиональной пригодности таких кандидатов принимаются с учетом содержания фактора риска, уровня развития их личных и деловых качеств, а также других данных.

23. К четвертой категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых имеется низкий уровень развития личных и деловых качеств, не позволяющий в установленные сроки овладеть необходимым минимумом знаний, навыков, умений и выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, или выявлен фактор риска (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 22 настоящих Правил).

24. Заключение в 5-дневный срок направляется в соответствующее кадровое подразделение. Сведения, содержащиеся в заключении, являются конфиденциальной информацией (служебной тайной).

25. Заключение действительно в течение 6 месяцев со дня определения категории профессиональной пригодности. Днем определения категории профессиональной пригодности считается день составления заключения.

26. Повторное определение категории профессиональной пригодности до истечения срока, указанного в пункте 25 настоящих Правил, проводится в случае, если требуется определить категорию профессиональной пригодности кандидата к службе иного направления деятельности, чем при предыдущем комплексном обследовании.

27. Заключение учитывается руководителем (начальником), наделенным в установленном порядке правом рассмотрения документов, представляемых кандидатом (далее - руководитель), при принятии решений, предусмотренных частью 4 статьи 19 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и приобщается кадровым подразделением к личному делу сотрудника (материалам изучения этого кандидата).

28. Кандидат имеет право ознакомиться с заключением. Ознакомление организует соответствующее кадровое подразделение с соблюдением законодательства об охране государственной или иной тайны.

29. Для урегулирования разногласий по вопросам, касающимся применения настоящих Правил, в Министерстве внутренних дел Российской Федерации формируется центральная комиссия по психологическому отбору (далее - центральная комиссия).

30. В состав центральной комиссии включаются квалифицированные сотрудники центрального аппарата, территориальных органов, образовательных, научных и медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, представители других федеральных органов исполнительной власти, государственных органов, учреждений и иных организаций (по согласованию), имеющие высшее психологическое или медицинское образование по специальностям "Психиатрия", "Функциональная диагностика" и обладающие необходимым профессиональным опытом в области психологической (психофизиологической) диагностики.

31. Положение о центральной комиссии и ее персональный состав утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации.

32. Кандидат в случае несогласия с заключением вправе обратиться в письменной форме в центральную комиссию, а при несогласии с ее решением - в суд.

33. Руководитель в случае несогласия с заключением или получения кадровым подразделением заключения, содержащего рапорт, указанный в пункте 18 настоящих Правил, направляет в центральную комиссию полученные в процессе психологического отбора документальные материалы с пояснительной запиской, отражающей суть несогласия с заключением или разногласий между членами комиссии.

34. Решения центральной комиссией принимаются в течение 30 суток со дня поступления обращения кандидата или материалов, указанных в пункте 33 настоящих Правил.

35. В случае если по результатам рассмотрения обращения кандидата или материалов, указанных в пункте 33 настоящих Правил, в деятельности комиссии выявлены нарушения установленного порядка проведения психологического отбора, центральная комиссия принимает решение об отмене заключения и назначает новое комплексное обследование, которое проводится комиссией, определяемой центральной комиссией, в 10-дневный срок. Новое комплексное обследование не может быть поручено комиссии, в деятельности которой выявлены нарушения установленного порядка психологического отбора.

36. Получение, обработка, хранение, передача и любое другое использование сведений о профессиональной пригодности кандидатов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Чтобы попасть на службу в органы внутренних дел, нужно пройти профессиональный психологический отбор. Регламентированы правила его проведения.

Цели такого отбора - определить способность гражданина по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника ОВД; выявить факторы риска девиантного (общественно опасного) поведения.

Кандидаты проходят психологические и психофизиологические исследования, тестирования, медицинские обследования (в том числе с использованием специализированных техустройств). В ходе отбора изучают такие качества, как общее интеллектуальное развитие, эмоциональная устойчивость, выдержка, смелость, настойчивость, целеустремленность, работоспособность, исполнительность, дисциплинированность, ответственность. Оценивают уровень правосознания кандидата, его честность, принципиальность, зрелость личности, самокритичность, а также иные личные и деловые качества.

Профессиональный психологический отбор помогает выявить факторы риска: злоупотребление алкоголем, потребление наркотических средств, противоправные контакты с судимыми гражданами, склонность к злоупотреблению должностными полномочиями, возможность суицидальных действий и др.

Для проведения отбора в ОВД создаются специальные комиссии. В них включают специалистов-медиков и психологов.

Все исследования допустимы только с письменного согласия кандидата. По их результатам присваивается 1 из 4 категорий профпригодности. К 1-й категории относят кандидатов, у которых отсутствуют факторы риска и имеется высокий уровень развития личных и деловых качеств. Их рекомендуют к принятию на службу в первую очередь.

Заключение комиссии является служебной тайной. Оно действительно в течение 6 месяцев. Кандидат вправе ознакомиться с ним и обжаловать его в центральную комиссию МВД России, а при несогласии с ее решением - в суд.

Постановление Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. N 1259 "Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации"


Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства РФ от 6 марта 2015 г. N 201

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления


Последний раз нормативные законодательные документы о военном профессиональном психологическом отборе обновлялись в 1994 году, а в текущем в 2018 году в Закон №53-ФЗ был внесён ряд изменений, касаемо данного мероприятия. Теперь официально закреплена необходимость проведения проф. психологического отбора, который должны проходить все, кто так или иначе связан с призывом и военной службой.

Первоначально профессиональный психологический отбор проходят юноши при первоначальной постановке на воинский учёт после школы. Эти данные хранятся до достижения призывником 27 лет, например, в период действия отсрочки или ещё не прошедших службу. Данные о призванных на срочную службу или учащихся на военные специальности хранятся не менее трёх лет. Ответственное хранение документов возложено на военкомат.

Приказ Минобороны РФ от 04.07.1994 N202 «О введении в действие Руководства по профессиональному психологическому отбору в ВС РФ» действующая редакция

Пример карты, которая хранится в документах личного дела призывника из приложения к Руководству

С какой целью проводится профессиональный психологический отбор?

Из-за недавних изменений в законодательстве, теперь многие беспокоятся, задумываются, для чего проводится профессиональный психологический отбор, повлияет ли он на их жизнь. Обратимся к юридической основе его проведения. Основная цель военного профессионального психологического отбора – это выполнить качественное формирование военных сил страны через отбор подходящих граждан, соответствующих профессионально важных индивидуально-психологических качеств и способностей. Такова официальная глобальная цель.

Задачи и предназначение военного профессионального психологического отбора

Однако подцели раскрывают процесс более существенно. Это и психологическая ориентация граждан перед службой по контракту, это и определение проф.пригодности к обучению и военной службе призывников, полноценный отбор желающих пройти обучение в военных учебных учреждениях (далее ВУУ), выявление лиц с затруднённой адаптацией, формирование отдельных команд на основе психологической совместимости, выявление лиц с нарушением психологического здоровья. Это означает, что мероприятие направлено на формирование наиболее сильных военных подразделений, стремясь исключить возможные психологические проблемы и возникновение неуставных отношений (она же дедовщина). Юноша, желающий поступить в ВУУ, пройдя тестирование, получит рекомендации по освоению наиболее предпочтительной для него военной специальности. Для призывников прохождение военной профессиональной психологической оценки может дать дополнительный шанс попасть в элитные войска или ему могут предоставить службу наиболее подходящей его личности.


Методы проведения отбора. Как проходит оценка?

Профессионально психологический отбор в военкомате проводят по специальным разработанным методикам. Используют разработанные рекомендации для направления на определённую воинскую должность (называется «психологическая классификация воинских должностей»). Методика – это более 120 тестовых заданий. В настоящее время используется в общей практике до 19 тестов. Обязательно проводится беседа, как правило, в самом военкомате.

Проводится оценка качеств личности, условий воспитания и развития, насколько человек стремится к воинской службе, проводится оценка волевых качеств, моральных, организаторских споростей. Обязательно оценивают коммуникативные навыки, как человек ведёт себя в обществе, коллективе, учитываются особенности поведения. Через тесты проводят оценку интеллектуальных и физических способностей. Это оценка восприятия, внимания, памяти, мышления, силы, подвижности, лабильности, уравновешенности, психомоторики, выявляют темперамент, особенности характера, способности и таланты, психологическую устойчивость и выносливость. Также военкомат вправе затребовать характеристики с места учёбы, работы, провести беседу с родственниками и другими лицами из окружения.

По результатам профессионального психологического отбора составляется карта

По результатам выносится заключение, указанное в карте призывника:

    а) рекомендуется, то есть полностью соответствует требованиям воинских должностей, претендует на должности более высокого ранга; б) рекомендуется, то есть в основном соответствует требованиям воинских должностей; в) рекомендуется условно – означает, что гражданин минимально соответствует требованиям воинских должностей, его могут допустить к обучению или проф.деятельности при недостатке кандидатов; г) не рекомендуется, применяется, когда гражданин не соответствует требованиям воинских должностей.

По результатам военного профессионального психологического отбора формируются списки лиц из «рекомендованных, годных к армии» и «группы риска». Рекомендованные должны пройти также мед.освидетельствование для уточнения годности по состоянию здоровья. А для группы зоны риска проводится дополнительные психологические обследования в рамках мед.освидетельствования. Список группы риска направляется психиатру для дальнейшей работы. К ним относятся молодые люди с неудовлетворительной нервно-психической устойчивостью.


Выводы

Стоит ли беспокоиться из-за прохождения профессиональной оценки? Конечно, нет. Данное мероприятие проводится для составление индивидуального психологической характеристики. На этапе призывных мероприятий можно выявить молодых людей с девиантным поведением, низкой социальной адаптацией, исключить неготовых и не годных по физическим параметрам к армии, и в результате сформировать подразделения наиболее оптимально. В идеале каждый будет обучаться на срочной службе тому, к чему у него есть предрасположенность. Отбор существует и практикуется военкоматом не один десяток лет. На практике отбор производится при первичной постановке на учёт, и в период прохождения мед.освидетельствования, в который обязательно входит беседа с психиатром. Если у него возникнут сомнения, то призывника направят на обследование в ПНД. Если оснований для доп.обследования нет, но на готовность к армейской службе будут оценивать другие врачи.

2.1. Цели ППО:

Выявление психологических, социально-психологических и психофизиологических особенностей кандидатов;

Оценка уровня развития индивидуально-психологических профессионально важных качеств;

Определение степени пригодности кандидата к выполнению профессиональных обязанностей или обучению по конкретной специальности.

2.2. Задачи ППО:

Подготовка стимульных материалов и регистрационных бланков для проведения психодиагностического обследования;

Проведение психодиагностического обследования в соответствии со стандартами по психодиагностическому обеспечению в МЧС России;

Обработка протоколов, интерпретация и анализ результатов психодиагностического обследования (опросные, тестовые, аппаратные методы);

Кодирование протоколов психодиагностического обследования в рамках ППО (приложение № 1 к настоящему Руководству);

Изучение материалов личного дела;

Проведение собеседования с кандидатом по результатам психодиагностического обследования и изучения материалов личного дела;

Подготовка на кандидата заключения установленной формы по результатам ППО (п. 4.1. – 4.4. приложения № 4 к настоящему Руководству);

Предоставление заключения руководителю соответствующего кадрового органа (председателю (секретарю) приемной комиссии вуза, председателю (секретарю) аттестационной комиссии воинского спасательного формирования);

Информирование кандидата в устной форме о результатах ППО (по индивидуальному запросу);

Оформление индивидуальных карт психологического изучения принятых на службу (работу, учебу) кандидатов (приложения № 2 – 3 к настоящему Руководству);

Ведение отчетности по вопросам ППО;

Обобщение опыта проведения мероприятий по ППО;

Внесение предложений по усовершенствованию системы ППО в МЧС России.

2.3. ППО в структурных подразделениях ЦА, территориальных органах МЧС России, организациях МЧС России центрального (регионального, субъектового) подчинения

2.3.1. ППО кандидатов на службу (работу) в структурные подразделения ЦА реализуют специалисты ГУ ЦЭПП МЧС России.

2.3.2. ППО кандидатов на службу (работу) в территориальные органы МЧС России, организации МЧС России центрального (регионального, субъектового) подчинения реализуют штатные психологи.

2.3.3. При отсутствии штатных психологов в организациях МЧС России центрального (регионального, субъектового) подчинения ППО кандидатов на службу (работу) реализуют специалисты ГУ ЦЭПП МЧС России (региональных филиалов ГУ ЦЭПП МЧС России, штатные психологи территориальных органов МЧС России).

2.3.4. Заключения установленной формы по результатам ППО кандидатов на службу (работу) в структурные подразделения ЦА, территориальные органы МЧС России, организации МЧС России центрального (регионального, субъектового) подчинения предоставляются руководителю соответствующего кадрового органа (п. 4.1. приложения № 4 к настоящему Руководству).

2.4. ППО в воинских спасательных формированиях

2.4.1. Первичный ППО кандидатов из числа гражданских лиц, поступающих на военную службу по контракту в воинские спасательные формирования, реализуют штатные психологи военных комиссариатов.

2.4.2. Вторичный ППО кандидатов из числа гражданских лиц, поступающих на военную службу по контракту в воинские спасательные формирования, реализуют штатные психологи воинских спасательных формирований.

2.4.3. Заключения установленной формы по результатам вторичного ППО кандидатов из числа гражданских лиц, поступающих на военную службу по контракту в воинские спасательные формирования, предоставляются руководителю соответствующего кадрового органа (п. 4.1. приложения № 4 к настоящему Руководству).

2.4.4. ППО кандидатов из числа военнослужащих по призыву, поступающих на военную службу по контракту в воинские спасательные формирования, реализуют штатные психологи воинских спасательных формирований.

2.4.5. Заключения установленной формы по результатам ППО кандидатов из числа военнослужащих по призыву, поступающих на военную службу по контракту в воинские спасательные формирования, предоставляются председателю (секретарю) аттестационной комиссии воинского спасательного формирования (п. 4.1. приложения № 4 к настоящему Руководству).

2.4.6. Первичный ППО военнослужащих по призыву реализуют штатные психологи военных комиссариатов.

2.4.7. Вторичный ППО военнослужащих воинских спасательных формирований по призыву реализуют штатные психологи воинских спасательных формирований.

2.4.8. Вторичный ППО военнослужащих воинских спасательных формирований по призыву проводится в период сборов молодого пополнения, в отдельно выделенные дни, включенные в расписание занятий, из расчета не более 20 военнослужащих на одного психолога в день.

2.4.9. Заключения установленной формы по результатам вторичного ППО военнослужащих воинских спасательных формирований по призыву предоставляются руководителям воспитательного и кадрового звеньев (п. 4.2. приложения № 4 к настоящему Руководству).

2.4.10. При отсутствии штатных психологов в воинских спасательных формированиях ППО кандидатов на военную службу по контракту (призыву) реализуют специалисты ГУ ЦЭПП МЧС России (региональных филиалов ГУ ЦЭПП МЧС России, штатные психологи территориальных органов МЧС России).

2.5. Окончательное решение о приеме кандидатов на службу (работу) в структурные подразделения ЦА, территориальные органы МЧС России, воинские спасательные формирования, организации МЧС России центрального (регионального, субъектового) подчинения принимают руководители соответствующих структурных подразделений ЦА, территориальных органов МЧС России, воинских спасательных формирований, организаций МЧС России центрального (регионального, субъектового) подчинения.

2.6. ППО кандидатов на обучение в ГОУ ВПО МЧС России

2.6.1. Первичный ППО кандидатов на обучение в ГОУ ВПО ГПС МЧС России с целью регионального конкурсного отбора кандидатов реализуют штатные психологи территориальных органов МЧС России и подразделений федеральной противопожарной службы МЧС России, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях.

2.6.2. Заключения установленной формы по результатам ППО предоставляются руководителю соответствующего кадрового органа для формирования личных дел кандидатов на обучение в ГОУ ВПО ГПС МЧС России (п. 4.3. приложения № 4 к настоящему Руководству).

2.6.3. Личные дела кандидатов на обучение в ГОУ ВПО ГПС МЧС России, получивших IV категорию профессиональной психологической пригодности, в образовательные учреждения не направляются.

2.6.4. Первичный ППО кандидатов на обучение в Академии гражданской защиты МЧС России реализуют штатные психологи военных комиссариатов.

2.6.5. Вторичный ППО кандидатов на обучение в ГОУ ВПО МЧС России реализуют психологи подразделений психологического обеспечения учебного процесса в период сдачи вступительных испытаний, в отдельно выделенные дни, предшествующие дням сдачи иных вступительных испытаний, из расчета не более 20 кандидатов на одного психолога в день.

2.6.6. Методическое руководство и контроль мероприятий по ППО кандидатов на обучение в ГОУ ВПО МЧС России осуществляют специалисты ГУ ЦЭПП МЧС России, включенные в состав предметных экзаменационных комиссий по определению профессиональной психологической пригодности кандидатов на обучение.

2.6.7. Категории профессиональной психологической пригодности кандидатов на обучение в ГОУ ВПО МЧС России, вынесенные по результатам ППО, заносятся в экзаменационные ведомости (п. 4.4. приложения № 4 к настоящему Руководству).

2.6.8. Экзаменационные ведомости с результатами ППО кандидатов на обучение в ГОУ ВПО МЧС России предоставляются председателю (секретарю) приемной комиссии вуза.

2.7. На кандидатов, принятых на службу (работу, учебу) в структурные подразделения ЦА, территориальные органы МЧС России, воинские спасательные формирования, организации МЧС России центрального (регионального, субъектового) подчинения, оформляются карты индивидуального психологического изучения (приложения № 2 – 3 к настоящему Руководству).

2.8.В соответствующие разделы индивидуальных карт психологического изучения кандидатов, принятых на службу (работу, учебу)в структурные подразделения ЦА, территориальные органы МЧС России,воинские спасательные формирования, организации МЧС России центрального (регионального, субъектового) подчинения, заносятся анкетные данные, полученные числовые результаты ППО и вкладываются копии заключений установленной формы.

2.9. Протоколы психодиагностического обследования в рамках ППО подлежат обязательному кодированию в установленном порядке (приложение № 1 к настоящему Руководству).

Среди комплекса мероприятий, направленных на повышение качества комплектования суворовских военных училищ воспитанниками и эффективности учебно-воспитательного процесса, немаловажное значение играет профессиональный психологический отбор кандидатов на обучение.

Оценка военно-профессиональной направленности и индивидуальных психологических качеств кандидатов проводится (в соответствии с требованиями приказа МО РФ № 50-2000 г.) в целях выявления у них конкретных личностных качеств и индивидуальных особенностей, необходимых для успешного обучения в училище, овладения в будущем избранной военной специальностью и эффективного применения полученных знаний в самостоятельной военно-профессиональной деятельности.

Профессиональный психологический отбор включает социально-психологическое изучение, психологическое и психофизиологическое обследование кандидатов.

Социально-психологическое изучение предусматривает оценку воен­но-профессиональной направленности кандидата, условий воспитания и развития личности, моральных и волевых качеств, особенностей общения и поведения в коллективе, организаторских способностей.

Психологическое и психофизиологическое обследование предполагает оценку особенностей познавательных психологических процессов, эмоционально-волевых качеств, уровня нервно-психической устойчивости и других профессионально важных качеств.

В период проведения вступительных экзаменов (обычно в первую неделю) группа профессионального психологического отбора проводит социально-психологическое, психологическое и психофизиологическое обследование кандидатов в соответствии с утверждённым начальником училища расписанием.

В процессе социально-психологического изучения оцениваются военно-профессиональная направленность кандидатов на учёбу, целеустремлённость, степень общительности, склонность к организаторской деятельности, авторитетность, ответственность, социальные установки, целостные ориентации, особенности межличностных отношений и некоторые черты характера.

Для социально-психологического изучения кандидатов используются следующие методы:

Анализ документов;

Наблюдение и индивидуальное собеседование;

Обследование кандидатов по разработанным и стандартизирован­ным методикам.

Данные социально-психологического изучения кандидатов используются при определении общей группы профессиональной пригодности по результатам психологического и психофизиологического обследования.

В процессе психологического и психофизиологического обследования у кандидатов оцениваются свойства личности, определяются степень развития у них логического и пространственно-образного мышления, умение принимать правильное решение в условиях дефицита времени, уровень концентрации внимания, объём зрительной и оперативной памяти, эмоционально-волевая и нервно-психическая устойчивость и ряд других показателей.



Психологическое и психофизиологическое обследование кандидатов проводитсяв два этапа:

На первом этапе проводится групповое обследование всех кандидатов с помощью комплекса формализованных методик;

На втором этапе проводится индивидуальное обследование и собеседование с кандидатами.

По результатам профессионального психологического отбора каждому кандидату выносится одно из следующих заключений:

Рекомендуется к обучению условно (минимально соответствует необходимым требованиям) - 3-я группа профессиональной пригодности (такие кандидаты допускаются к конкурсу только при недостатке кандидатов с более высокой группой профессиональной пригодности);

Все кандидаты, получившие по результатам группового обследования неудовлетворительные результаты, обязательно проходят индивидуальное собеседование. Кандидаты, получившие по результатам индивидуального собеседования 4-ю группу профессиональной пригодности, к дальнейшим экзаменам не допускаются и в документах, выдаваемых им на руки или высылаемых по месту жительства, записывается формулировка: «Не прошёл профессиональный психологический отбор».



Результаты профессионального психологического отбора доводятся до кандидатов (заносятся в их экзаменационный лист) и учитываются при составлении конкурсного списка.

Преимущественное право на поступление в училище при прочих равных оценочных показателях имеют кандидаты, получившие по результатам профессионального психологического отбора более высокую группу профессиональной пригодности.

Успешность прохождения профессионального психологического от­бора зависит от наличия у кандидата необходимых профессионально важных качеств ивнимательного отношения к выполнению всех заданий и инструкций.

При выполнении заданий кандидату необходимо уяснить, что значимость полученных результатов и полученные в результате обработки данные об индивидуальных качествах кандидата принесут только пользу каждому из них, поскольку будут способствовать правильному выбору военной специальности, обеспечат успешность её освоения при сохранении здоровья.

С целью подготовки к прохождению профессионального психологического отбора рекомендуем пользоваться, кроме данного пособия, следующей литературой:

1.Айзенк Г. «Универсальные тесты профессора Айзенка» (пер. с англ. Ефремова В.И.) (серия «Я мыслю, следовательно, существую») (СПб «Стелла», 1996).

2. Москвина А. «Энциклопедия психологических тестов» (серия «Практическая психология для всех») (М., изд-во АСТ, 1997).

3. «Энциклопедия психологических тестов (личность, мотивация, потребность)» (серия «Практическая психология для всех») (М изд-во АСТ 1997).

4. «Энциклопедия психологических тестов (мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты)» (серия «Практическая психология для всех») (М., изд-во АСТ, 1997).

5. «Энциклопедия психологических тестов (общение, лидерство, межличностные отношения)» (серия «Практическая психология для всех») (М., изд-во АСТ, 1997).

6. «Энциклопедия психологических тестов» (сост. Касьянов С.А.) (М., ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 1999).

наиболее типичных вопросов, предлагаемых кандидатам при прохождении профессионального психологического отбора

Для группового обследования кандидатов при прохождении профессионального психологического отбора могут использоваться, например, следующие методики:

1. «Биографическая анкета» и краткое (на 8-10 предложений) сочинение «Моя будущая профессия», опросник КОС-2 (коммуникативные и организаторские способности), методика «Ситуации» - для оценки степени выраженности военно-профессиональной направленности.

2. Методики «Арифметический счёт», «Аналоги» и ряд других - для исследования уровня общих познавательных способностей.

3 Методика «Графические изображения», «Тест возрастающей трудности» - для изучения индивидуальных психологических качеств (в частности, для исследования логического мышления).

4. Методика «Завершение фраз» и тест «Прогноз-2» - для оценки нервно-психической устойчивости и т.д.

ПРИМЕРЫ НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫХ ВОПРОСОВ:

Опросник КОС-2.

Кандидату предлагается ответить на вопросы, подобные следующим:

Есть ли у Вас стремление к изучению людей и знакомству с различными людьми?

Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

Методика «Арифметический счёт».

Её сущность состоит в устном выполнении арифметических действий с целыми числами. При этом исследуются качества оперативной и кратковременной памяти, внимания, мышления (способности к преобразованию цифровой информации) и некоторые темповые характеристики психиче­ских процессов кандидатов.

При выполнении задания надо помнить: арифметические действия должны выполняться строго в том порядке, в котором они записаны

Например: 53 + 47: 2 - 41 3.

Последовательно выполняя действия, получим:

53+47=100 100:2=50 50-41=9 9-3=27 Ответ: 27.

Методика «Графические изображения».

Это одна из наиболее прогностических методик для измерения невербального интеллекта.

С помощью данной методики могут быть также измерены эффективность мышления и эффективность скорости мышления.

Сущность данной методики заключается в установлении логических отношений между абстрактными фигурами.

Каждое задание представляет собой набор изображений, организованных в соответствии с определённой закономерностью. Кандидат должен выявить скрытую закономерность и найти недостающий фрагмент, выбрав его из числа предложенных вариантов.

«Тест возрастающей трудности».

Его сущность состоит в том же, что и сущность предыдущей методики «Графические изображения», а отличие - название текста говорит само »а себя.

Тест «Прогноз-2».

Кандидату предлагается дать ответ «да» или «нет» на вопросы, подобные следующим:

Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы или учебы, это кажется мне невыносимо трудным.

Все методики, применяемые в училище при профессиональном психологическом отборе, научно обоснованы, адаптированы для подростков 14-15 лет и не представляют особого труда при их выполнении. От канди­датов требуется лишь внимание и собранность. Однако все они строго ограничены по временным показателям и контролируется время выполнения каждой методики.

В процессе выполнения кандидатами заданий за ними ведётся наблюдение. Отмечаются кандидаты, которые не могут сосредоточиться, теряются, волнуются, а также те, кто работает четко, спокойно, справляется с заданиями раньше времени.

Результаты наблюдения используются в качестве дополнительной информации при вынесении заключения о профессиональной пригодности кандидата.

Более подробную информацию о порядке прохождения профессио­нального психологического отбора можно получить в военных комиссариатах по месту жительства кандидата, а также в городских и областных центрах профессиональной ориентации молодежи.