Необходимые материалы при расследовании дтп на предприятии. Об утверждении положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий


Зачастую дорожно-транспортные происшествия требуют более тщательного расследования, с привлечением специалистов и созданием особых комиссий. Это обусловлено субъектным составом участников аварии, а также причинами их нахождения на определенном участке дороги в момент инцидента. Таким образом, в том случае если водитель в момент аварии нес свои трудовые обязанности, дело о ДТП подвергается служебному расследованию на предприятии.

Когда проводится расследование?

Служебное расследование производится во всех аварийных ситуациях с участием транспортных средств предприятия, независимо от степени тяжести происшествия и вины водителя. Таким образом, единственным поводом для начала работы специальной комиссии предприятия является участие в ДТП механизма, владельцем которого является организация или индивидуальный предприниматель.

Проведение служебного расследования ДТП преследует следующие цели:

  • установить причины и обстоятельства возникновения происшествия;
  • определить нарушения внешних и внутренних нормативных актов водителем;
  • организовать профилактические мероприятия по недопущению подобных ситуаций.

Закон придает особое значение факту проведения внутреннего расследования предприятием возникшей аварии, вследствие чего устанавливает для этого определенные сроки. При этом они зависят от последствий. Так, по общему правилу служебная комиссия должна организовать свою работу до 5 дней. А в ситуации со смертельным исходом более 2 лиц – до 7 дней.

Существует также региональный уровень служебного расследования, когда в аварии пострадало более 14 человек или погибло более 7 лиц. На него отводится до 10 дней.

Порядок проведения служебного расследования ДТП

Равно как и сроки, порядок проведения внутреннего расследования регламентирован федеральным законодательством. Закон дает четкий перечень действий руководителя организации при возникновении аварии с участием ее транспортного средства.

По приказу руководителя фирмы или ИП создается специальная комиссия по расследованию ДТП, в состав которой входят сотрудники предприятия и ответственный за безопасность на предприятии.

Проведение расследования происходит в несколько этапов по инструкции. Первый этап – это сбор и фиксация информации. Для этого на место происшествия выезжает один из членов комиссии, как правило, это лицо, отвечающее за безопасность дорожного движения или председатель комиссии.

Выезд на место аварии входит в процесс проведения расследования и способствует реализации ее основных задач:


  • установление даты и места происшествия;
  • установление обстоятельств аварии;
  • определение состава участников ДТП;
  • установление причин аварии;
  • выявление обстоятельств, по которым транспортное средство организации оказалось на месте аварии;
  • определение психофизического состояния водителя в момент ДТП;
  • сотрудничество с органами ГИБДД при необходимости.

Второй этап – анализ собранных данных. В ходе него должны быть установлены обстоятельства, причины аварии, степень вины водителя предприятия, а также соотнесение действий водителя с внутренним регламентом и дорожными нормами для определения его ответственности перед законом и в рамках исполнения трудовых функций.

Третий этап – это составление акта служебного расследования. В нем подробно описываются обстоятельства аварии, работа служебной комиссии, излагаются результаты расследования и его выводы. Следует отметить, что авария на территории предприятия требует в дополнение тщательного анализа организации служебной безопасности, а также анализа, и при необходимости, изменения рабочего процесса с целью устранения причин аварий в будущем.

При аварии со смертельным исходом

Смертельный исход в ДТП с участием транспортного средства предприятия служит причиной для увеличения срока проведения служебного расследования, равно как для организации дополнительных мероприятий в работе комиссии.

К таковым относятся:

  • сотрудничество с органами ГИБДД и следственного комитета, закрепление и сбор необходимых материалов;
  • организация помощи пострадавшим, доведение информации до родственников;
  • определение степени вины водителя при аварии со смертельным исходом;
  • участие членов комиссии в расследовании ДТП следственными органами и судом.

Оформление приказа

В случае необходимости провести служебное расследование издается специальный приказ руководителем организации или его заместителем. Приказ издается по каждому случаю дорожно-транспортного происшествия отдельно. В нем должны быть указаны члены состава комиссии и обозначен ее руководитель. Кроме этого, в документе определяется срок работы комиссии, а также перечисляются ее задачи и цели. Документ подписывается, закрепляется печатью организации и доводится до сведения сотрудников.

Как оформить акт служебного расследования ДТП?

В завершении работы внутренней комиссии необходимо оформить акт о проведении служебного расследования ДТП . Этот документ обладает собственной структурой и должен быть выполнен с соблюдением определенных правил.

Акт предполагает наличие семи разделов:

  • в первом разделе указывается состав комиссии, данные о транспортном средстве и обстоятельства ДТП в общем виде;
  • второй раздел посвящен обстоятельствам, предшествующим ДТП. Здесь должна быть приведена информация о рейсе водителя, операторе рейса и пройденном водителем медосмотре;
  • третий раздел включает информацию об условиях на дороге;
  • четвертый раздел касается информации о водителе, его состоянии в момент аварии, стаже и опыте работы, допускаемых нарушениях ПДД в прошлом;
  • пятый раздел посвящен транспортному механизму и его техническому состоянию;
  • шестой раздел посвящен профилактической работе предприятия по недопущению аварийных ситуаций;
  • последний седьмой раздел включает выводы комиссии о причинах происшествия, степени вины и ответственности водителя.

Многими бизнес-субъектами, напрямую не связанными с пассажирскими или грузовыми перевозками, используются в производственных целях легковые автомобили. К сожалению, они не застрахованы от аварий на дорогах. И когда таковые случаются, важно оперативно и грамотно провести ДТП. Игнорирование этой необходимости чревато привлечением к ответственности компании вне зависимости от ее формы собственности.

Служебное расследование – понятие, цели, регламентация

В случае аварии сотрудники ГИБДД, приезжающие на место, а также представители следственных органов (если последствия ДТП тяжелые) обязаны выяснить причины случившегося, определить виновность водителя транспортного средства и других участников в целом.

Если автомобиль принадлежит бизнес-субъекту, то в дополнение к этому проводится локальное служебное расследование, в ходе которого изучаются:

  • обстоятельства, предшествующие аварии;
  • причины происшествия;
  • имеющиеся последствия;
  • участники аварии, их действия и вина.

Следовательно, целями проведения данного мероприятия являются:

  • установление обстоятельств и причин случившегося;
  • определение нарушений правил, локальных инструкций и нормативов;
  • принятие мер по недопущению ДТП в будущем.

Целевая направленность служебного расследования зафиксирована в Приказе Минавтотранса РСФСР от 09.12.1970 г. № 19. Помимо этого нормативного акта, вопрос регламентируется ФЗ от 10.12.1995 г. № 196 (абз. 6 указывает на необходимость анализа происшествия и устранения его причин), Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 г. № 647 (касается учета происшествий и определяет его обязательность независимо от места ДТП и виновников) и Приказом Минавтотранса РСФСР от 29.04.1990 г. № 49.

Регулирующим процесс проведения расследования, является соответствующее Положение. Оно должно содержать методику разбора происшествия и документальное сопровождение.

Положение о порядке проведения служебного расследования ДТП

Форма документа на законодательном уровне не проработана. При его составлении следует руководствоваться делопроизводственными нормами.

На практике, Положение может включать такие смысловые блоки:

Кто проводит служебное расследование ДТП

По каждому ДТП издаётся административное распоряжение, в котором указаны конкретные сроки и ответственные лица (в составе комиссии).

Чаще всего, комиссия включает трех членов (один из них – председатель, в роли которого выступает административное лицо компании или предприятия, либо же его зам). Обязательно включение лица, ответственного за БДД (безопасность дорожного движения). В качестве иных членов выступают, чаще всего, кадровики, сотрудники бухгалтерии, сторонние специалисты.

Для объективности непосредственный руководитель попавшего в ДТП сотрудника членом быть не может.

Сроки проведения служебного расследования ДТП руководителем предприятия

Процедура расследования происшествия имеет четкие временные рамки, равные 5 дням с даты ДТП. На них не влияют никакие факторы (даже тяжесть аварии).

Администрации территориальных производственных коопераций на расследование ДТП с 2 погибшими или четырьмя и больше пострадавшими, дается на расследование 7 дней.

Аварии, повлекшие смерть 7 и больше лиц, а также травмирование более 14 человек, расследуются 10 суток.

Порядок проведения служебного расследования ДТП

Свое начало расследование берет на месте происшествия. Руководство компании, чей сотрудник стал участником ДТП, обязано в кратчайшие сроки делегировать туда своего представителя (чаще всего – специалиста по БДД) или комиссию для оказания помощи пострадавшим и доставки их в медицинские учреждения, а также фиксирования следов аварии и поиска свидетелей.

Сбор информации считается первым этапом процедуры. Для качественного анализа следует собрать как можно больше данных, включая:

  • время происшествия;
  • место аварии и имеющиеся погодные условия;
  • дорожные условия, обстановку;
  • характеристику транспортного средства;
  • наличие и число пострадавших, характер травм;
  • информацию о подчиненном-водителе, его состоянии;
  • цель и вид поездки;
  • документы (на автомобиль, путевой лист);
  • наличие или отсутствие отклонений от заданного маршрута;
  • вид ДТП.

Фиксировать их стоит в заранее продуманной бумаге на протяжении осмотра места происшествия и опроса участников.

Также можно вести фото- и видеосъёмку. На ее основании должны четко определяться:

  • место аварии;
  • положение автомобиля в пространстве;
  • следы транспортного средства и его повреждения;
  • номера автомобилей-участников ДТП.

В процессе следует контактировать с работниками ГИБДД (не только для выяснения нюансов, но и контроля правильности составления ими документов). В случае несогласия с их мнением следует внести поправки и коррективы.

Обязательно нужно сделать копии составляемых автоинспектором бумаг. Получить их можно и другим способом – отправив письмо начальнику подразделения ГИБДД с просьбой выдать копии.

После сбора данных наступает второй этап – само расследование. В ходе него анализируются полученные сведения, определяются намерения и действия водителей, а также их соответствие правилам, выясняются причины происшествия, делаются выводы.

Особо тщательно нужно проводить расследование, если сотрудник за рулем был пьян. Кроме того, важно установить связь между инцидентом и недоработками организации по обеспечению БДД. Для реализации последнего проверяются:

Заключительным этапом расследования станет составление Акта, визируемого членами комиссии. К его оформлению нужно подходить грамотно, так как он может стать доказательством невиновности подчиненного в суде ил понадобиться следственным органам.

Структурно документ включает 7 разделов. В первом указывается состав комиссии, данные о ТС, пострадавших и обстоятельствах происшествия.

Во втором отмечается, на каких основаниях водитель отправился в поездку, проходил ли он медосмотр, маршрут следования.

Третий раздел содержат информацию о дорожных и природных условиях.

Информация о водителе указывается в следующем разделе. Это должен быть его стаж работы, повышение квалификации, состояние здоровья, репутация и так далее.

Пятый раздел отводится под указание данных о пострадавших ТС.

6 раздел показывает работу, проводимую на предприятии по обеспечению БДД. Здесь указываются выявленные в процессе расследования недостатки и дается оценка системе.

Заключительный раздел содержит выводы и предложения. Указывается, что комиссия считает предпосылками происшествия, какие меры предотвращения повторной ситуации предлагаются.

К акту нужно приложить:

  • копии бумаг из ГИБДД (особенно схему);
  • документы, уточняющие обстоятельства, в том числе свидетельские показания;
  • данные об участниках аварии.

После этого заполняется форма учёта ДТП, включающая две части: первую, которая ежемесячно уточняется в органах внутренних дел, и вторую, используемую на локальном уровне.

Подытоживая вышенаписанное, следует еще раз акцентировать внимание на том, что любое ДТП, в котором задействован легковой автомобиль компании и ее сотрудник, подлежит расследованию специально созданной комиссией. Его продолжительность зависит от тяжести происшествия. В процессе расследования уточняются обстоятельства и причины ДТП с целью предотвращения подобного в будущем.

Многие организации, даже не связанные напрямую с перевозками, используют при осуществлении своей деятельности автотранспорт. И к сожалению, бывает так, что транспортное средство предприятия попадает в аварию.

А когда случается ДТП необходимо его служебное расследование на предприятии. Сразу скажу, что оно обязательно для всех компаний и ИП. А игнорирование его проведения грозит проблемами с надзорными органами и не только.

Это Кулик Илья, и сейчас я расскажу вам, что такое служебное расследование при ДТП и как его правильно проводить. Готовы? Поехали!

При любой дорожной аварии сотрудники ГИБДД, а при тяжёлых последствиях и следственных органов, проводят расследование с целью определить причины и обстоятельства аварии, чтобы точно определить виновность в аварии и каждого участника аварии.

Но когда происходит ДТП, в которое попадает транспортное средство, владелец которого – организация или индивидуальный предприниматель, необходимо ещё служебное расследование, проводимое силами предприятия. Касается оно в первую очередь на изучение обстоятельств, касающихся автомобиля организации и направлено на предотвращения в дальнейшем подобных инцидентов.

В ходе служебного расследования выявляются:

  • обстоятельства , возникшие до аварии;
  • причины случившегося , в том числе внешние факторы;
  • последствия ДТП ;
  • лица, имеющие отношение к аварии (водитель, технические сотрудники и т. д.), предварительная вина каждого из них;
  • недочёты в работе организации , из-за которых стало возможно ДТП.

Чем регламентируется служебное расследование ДТП на предприятии

Обязательность расследования установлена Федеральным законом №196. В абзаце 6 п.1 ст. 20 этого законодательного акта говорится, что юр. лица и частные предприниматели обязаны «анализировать и устранять причины ДТП», произошедшие с участием их ТС.

Хочу отметить, что это положение относится ко всем организациям, эксплуатирующим автотранспорт, даже если их основная деятельность далека от перевозок, и ко всем авариям, независимо от их тяжести, и размера ущерба.

Учёт происшествий

Правила учёта установлены постановлением Правительства РФ №647. Соответствие этих правил Закону №196-ФЗ подтверждено судом, они обязательны для всех. Независимо от места происшествия с участием ТС организации, оно должно быть учтено, а сообщить о нём обязательно нужно в ГИБДД по месту нахождения компании. Форма учёта установлена в 1996 году Приказом Минтранса №22.

Каждый месяц данные о происшествиях должны сверяться с информацией в отделах ГИБДД. И надзорные органы законно требуют исполнение этого положения проверяют это.

Служебное расследование

Необходимость служебного расследования и учёта ДТП на предприятии устанавливает также пункт 111 Приказа Минавтотранса РСФСР от 9 декабря 1970 г. № 19.

А собственно служебному расследованию посвящён Приказ Минавтотранса РСФСР от 29.04.1990 №49, утвердивший Положение о порядке проведения служебного расследования, в нём достаточно подробно описывается методика разбора происшествия. Не удивляйтесь давности приведённых документов. Они действуют до сих пор и обязательны к исполнению.

Непосредственно по каждому ДТП руководитель предприятия издаёт приказ, в котором уже конкретно прописаны кто, в какой срок и что должен установить.

Цели расследования

Согласно Приказу Минавтотранса №19 служебное расследование необходимо для:

  • установления обстоятельств и причин случившегося;
  • выявления нарушений нормативных документов, правил, инструкций;
  • разработки мероприятий по недопущению в дальнейшем ДТП.

Исходя из этих целей и действует комиссия по разбору.

Кто проводит служебное расследование

Приказом руководителя фирмы создаётся комиссия, которая должна расследовать происшествие. Обычно в неё входят трое: один председатель и члены комиссии. Председателем обычно становится руководитель предприятия или его заместитель, обязательно в состав входит лицо, отвечающее за БДД.

Привлекаются обычно сотрудники кадровой службы, технические работники, могут быть привлечены и сторонние специалисты. Непосредственный начальник водителя, попавшего в ДТП не должен быть членом комиссии в целях объективности.

Сроки служебного расследования

Срок для служебного расследования руководителем предприятия установлен равный пяти дням, независимо от тяжести аварии. Руководители территориальных производственных объединений, когда в аварии погибло более 2 или пострадало больше 4 человек должны завершить расследование за 7 суток.

В особо крупных авариях, когда погибает 7 или больше человек или получают ранение больше 14 человек и расследование ведётся уже на региональном уровне, оно может занимать и до 10 дней. Как видите, сроки небольшие, но для выполнения поставленных целей их вполне достаточно.

Как проходит служебное расследование

Начинать расследование нужно с места происшествия. Сразу как руководство компании узнало о ДТП с участием их ТС, на место должен выехать сотрудник, обычно это специалист по БДД. На этом этапе действия сотрудника сходны с поведением обычного водителя, только ответственность он несёт большую, поэтому и делать всё должен тщательнее.

То есть первым делом оказывается помощь пострадавшим (если они есть) и доставка их в медучреждение, делается всё возможное для сохранения следов аварии и предотвращения вторичных происшествий. Не надо забывать и про поиск очевидцев.

Этап первый – сбор информации

Необходимо зафиксировать как можно больше сведений о происшествии, чтобы было что анализировать. Желательно заранее разработать определённую форму, чтобы в экстренной ситуации не забыть зафиксировать важные моменты.

Можно использовать как образец бланки, используемые правоохранительными органами при или воспользоваться , которую самостоятельно разработал для себя один практикующий специалист по БДД, и любезно предоставил её всем желающим.

Необходимо осмотреть место инцидента и участвовавшие в нём ТС, узнать информацию у участников происшествия, очевидцев, сотрудников правоохранительных органов, оформляющих аварию. В общем, как можно более детально выяснить все делали случившегося.

Что изучается на месте аварии

Для служебного расследования нужно зафиксировать:

  • дату и точное время случившегося;
  • место происшествия , не забыть зафиксировать плохие дорожные условия;
  • сведения о ТС , включая номерной знак;
  • число пострадавших (если есть) и характер телесных повреждений;
  • сведения о водителе-работнике предприятия , а по возможности и о других участниках аварии;
  • психофизическое состояние водителя (принимается только оценка, данная врачом);
  • на каком часу рабочего дня водителя произошло ДТП;
  • какова была цель поездки;
  • вид перевозки (пригородные, междугородние и т. д.);
  • нет ли отклонений от положенного маршрута , по назначению ли было использовано ТС;
  • вид ДТП ;
  • погоду , осадки, освещённость;
  • дорожные условия , обстановку.

Не стоит забывать и про фото- видеосъёмку. Нужно сделать чёткие фотографии, позволяющие определить:

  • место происшествия , то есть общий план;
  • положение ТС после аварии;
  • следы , позволяющие установить обстоятельства происшествия
  • повреждения автомобилей;
  • госномера участвовавших авто;
  • обстоятельства происшествия , то есть фиксация разметки, знаков, светофоров и т. п.

Все эти сведения также следует зафиксировать письменно и по необходимости настоять о внесении в документы, оформляемые ГИБДД.

А также нужно осмотреть водительские документы сотрудника компании, попавшего в ДТП, а также бумаги на ТС, на перевозимый груз, а также путевой лист и т. д.

Взаимодействие с ГИБДД

Принимайте участие в оформлении аварии работниками ДПС. Во-первых, у них можно выяснить некоторые обстоятельства происшествия, во-вторых, необходимо следить за правильность составления ими документов, схемы происшествия.

Внимательно читайте документы. Если не согласны с чем-то, есть положения, вызывающие вопросы, выясняйте всё, просите внести изменения. Если инспектор не принял во внимание ваши замечание, водитель обязательно должен указать это в объяснении.

По возможности надо снять копии с оформляемых автоинспектором , они нужны для расследования, то есть получить копии в любом случае необходимо, но можно сделать это и несколько позже. Обычно это делается через отправку письма начальнику подразделения ГИБДД с просьбой выдать копии бумаг для служебного расследования.

Этап второй – проведение расследования

После этого начинается собственно расследование. На его протяжении нужно сотрудничать с ГИБДД, а также организациями, относящимся к дорожным службам. Когда есть пострадавшие работники, привлекаются представители профсоюза.

В процессе проведения изучается и анализируется вся собранная информация. Нужно определить действия участников происшествия до столкновения, оценить их с точки зрения ПДД, определить причины случившегося, сделать свой вывод о виновности каждого участника происшествия.

Определяются:

  • обстоятельства и явные причины случившегося;
  • причины возникновения аварийной ситуации . Особое внимание стоит уделить расследованию, когда водитель на момент аварии оказался нетрезвым. В этом случае тщательно изучается также вопрос, как получилось так, что водитель выехал на служебном автомобиле в таком состоянии.

Оцениваются:

  • действия водителя на соответствие ПДД;
  • дорожные условия с точки зрения оказания ими влияния на возможность возникновения ДТП;
  • взаимосвязь между инцидентом и упущениями со стороны организации по обеспечению БДД.

Проверка обеспечения безопасности со стороны предприятия

Так как одной из целей расследования является устранение в дальнейшем причин аварии, исследованию работы организации по БДД надо уделить особое внимание. Для этого нужно проверить:

  • соблюдение правил перевозок , режима труда водителя;
  • замечен ли ранее водитель в нарушении ПДД , трудовой дисциплины;
  • как организовано на предприятии обучение и повышение мастерства водителей;
  • какие меры применяются внутри организации к провинившимся водителям;
  • изучались ли дорожные условия на маршрутах следования, и делались ли попытки устранения недостатков;
  • нормируется ли скорость для водителей на маршрутах;
  • каково было техническое состояние ТС до рейса, кто его проверял, кто и когда проводил обслуживание и ремонт, заявлял ли водитель о неисправностях;
  • как организовано техобслуживание на предприятии.

Исходя из причин происшествия и выявленных недочётов, необходимо разработать меры по повышению БДД при эксплуатации автомобилей фирмы (ИП).

Акт служебного расследования ДТП + образец заполнения

Итогом работы комиссии по расследованию становится составление Акта служебного расследования, составляемого и подписываемого всеми членами комиссии. Пример заполнения можно скачать .

Подойдите к оформлению Акта со вниманием, особенно при сложных авариях. При необходимости материалы расследования можно будет использовать в суде для доказывания невиновности водителя организации.

Примечание. Выводы комиссии о виновности водителя имеют предварительный характер. Установить виновность может только суд.

А также в некоторых случаях им интересуются следственные органы, для получения более полной информации о ДТП. И не исключено, что вы заметите и зафиксируете то, что ускользнуло от взгляда работников госорганов, но имеет важное значение для определения невиновности вашего работника.

Что пишется в Акте

В первом разделе Акта приводится состав комиссии, общие сведения о ТС, попавших в аварию водителях, обстоятельствах ДТП.

В третьем разделе пишутся сведения о дорожных условиях, покрытии, видимости в момент происшествия. Указываются, если были, неудовлетворительные условия, несоответствие дорожного полотна и инфраструктуры нормативным актам.

Четвёртый раздел – информация о водителе. Помимо прочего, должны быть сведения о стаже и опыте работы, отдельно – на конкретной модели ТС, о прохождении переподготовки, о состоянии здоровья перед аварией, о ранее налагавшихся взысканиях за нарушение ПДД, других правил, попадал ли раньше в ДТП.

В пятом разделе указываются сведения о транспортных средствах, попавших в аварию. Особое внимание уделяется техническому состоянию, прохождению ТО. Приводятся имеющиеся данные о ТС другого участника происшествия.

Шестой раздел – состояние проводимой на предприятии работы по обеспечению БДД. Указываются выявленные в ходе проверки недостатки, даётся оценка эффективности.

Выводы, приложения, и форма учёта

И последний, седьмой раздел, содержит выводы. Указывается, что именно, по мнению комиссии, стало причиной аварии, предлагаются меры и методы для предотвращения в дальнейшем происшествий.

К Акту разбора прилагаются:

  • копии документов из ГИБДД , включая схему;
  • объяснения водителей и должностных лиц компании, а также другие документы, уточняющие обстоятельства произошедшего;
  • информацию о пострадавших .

Помимо Акта расследования, заполняется также форма учёта ДТП. Саму форму можно скачать по . Вся информация для её заполнения уже будет прописана в Акте.

Подведём итоги

  • должно быть учтено и расследовано любое ДТП , случившееся с транспортными средствами, которыми владеет предприятие;
  • создаётся специальная комиссия ;
  • 5 дней – срок расследования в большинстве случае;
  • раз в месяц организация должна сверять имеющиеся у неё данные о ДТП со сведениями правоохранительных органов;
  • в процессе расследования на предприятии выясняются обстоятельства и причины аварии, выявляются нарушения со стороны сотрудников, предлагаются меры по улучшению БДД.

Заключение

Служебное расследование по факту ДТП – это обязанность каждой фирмы или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего транспорт. И за соблюдением предписанных законами нормативными актами требований следят надзорные органы. Так что не забывайте про служебное расследование.

Вопросы по теме статьи пишите в форме для комментариев. А также рассказывайте о своём опыте по проведению расследованию на предприятии, он будет полезен другим.

Видео-бонус: 5 мифических существ, снятых на камеру.

На этом статья окончена. Не забывайте про подписку на рассылку – она действительно поможет сэкономить время. А также поделитесь статьёй с друзьями и коллегами в соцсетях – уверен, они будут вам благодарны. Всем удачи!

П. С.: Изображения в статье с этой страницы: drive2.ru/r/landrover/1162130. На фотографиях Land Rover Range Rover, а также Porsche Cayenne.

У многих предприятий на балансе находится собственный автотранспорт. И вот один из автомобилей попадает в аварию.

В этом случае необходимо провести служебное расследование ДТП. Его назначение – установить объективную картину происшествия и степень вины в нем водителя предприятия.

В этой статье:

Служебное расследование ДТП на предприятии

Оно должно быть проведено в течение 5 дней с момента аварии. В исключительных случаях (наличие жертв или большого числа пострадавших) служебное расследование по факту ДТП растягивается на более продолжительное время.

Для того чтобы началась работа по установлению причин аварии должен быть издан приказ о служебном расследовании ДТП. Им назначается комиссия и устанавливается срок ее работы.

Цель служебного расследования ДТП состоит в том, чтобы выявить причины и условия, способствовавшие возникновению аварии.

Если выяснится, что виновником происшедшего является водитель, то результаты работы комиссии лягут в основу привлечения работника к материальной ответственности.

При этом проведение служебного расследования не заменяет собой работу правоохранительных органов и иных структур, призванных разобраться в причинах аварии.

Порядок проведения служебного расследования ДТП

Работа комиссии начинается с непосредственного изучения места происшествия. На данном этапе фиксируются все детали, с помощью которых можно воссоздать достоверную картину ДТП.

При выяснении обстоятельств события допускается опрос иных водителей, фотосъемка, составление схем и т.д. Комиссия вправе запросить и материалы от правоохранительных органов.

Затем анализируются обстоятельства возникновения ДТП. Здесь анализируются состояние водителя на момент аварии, погодные условия и дорожная обстановка, техническая исправность автомобиля, соблюдение всеми участниками происшествия правил дорожного движения.

Кроме того, во время служебного расследования устанавливаются и общее состояние транспортного хозяйства на предприятии. Комиссия проверяет, соблюдаются ли водителями должностные инструкции и трудовая дисциплина.

В завершении своей работы, комиссия должна выработать рекомендации для снижения риска возникновения ДТП в будущем.

Акт служебного расследования ДТП

По окончании работы комиссии ее выводы оформляются актом служебного расследования. Условно этот акт состоит из пяти частей. Вначале следует общая информация о составе комиссии, участниках ДП, количестве пострадавших и причиненном ущербе.

После этого в акте делается акцент на дорожной обстановке. Здесь описываются состояние дороги, погодные условия, наличие разметки и дорожных знаков.

Должен быть в акте и блок, посвященный техническому состоянию машины. Здесь указываются сведения об ее исправности (неисправности), дате последнего техосмотра и т.д.

Завершают акт выводы комиссии относительно лиц, виновных в ДТП. Итоговый документ может содержать и приложения. К их числу относятся схема ДТП, пояснения водителей и иных участников аварии, рекомендации комиссии по предотвращению подобных инцидентов в будущем.

Служебное расследование (проверка) – это достаточно серьезная процедура, и мелкие нарушения не становятся его целью. А вот факт нанесения серьезного ущерба, либо использования в корыстных целях служебных полномочий – основание весомое.

К слову, данное понятие не закреплено законодательно, оно является частью дисциплинарного производства и регламентируется правилами внутреннего трудового распорядка и внутренними нормативными актами.

Какие цели преследует данная процедура и как она осуществляется в организации, расскажем в этой статье. А также можно скачать на предприятии и акт.

В этой статье:

Служебное расследование ДТП на предприятии

ДТП при любых обстоятельствах требует расследования. При его проведении предприятие пользуется Положением о службе расследований ДТП на ведомственном транспорте и Методикой проведения расследований.

Стоит отметить, что действующее законодательство Российской Федерации дает предприятию (индивидуальному предпринимателю) пять суток на расследование, произошедших с принадлежащими им транспортными средствами ДТП.

Каждое транспортное предприятие имеет службу безопасности движения, которая и занимается подобными случаями. Кроме того, руководителем утверждаются План мероприятий по предупреждению ДТП, а так же Положение о служебном расследовании ДТП.

Цель служебного расследования происшествия

Проводится расследование для точного установления обстоятельств, причин, условий ДТП, выявления произошедших нарушений, а также виновности должностных лиц.

Кроме того, разрабатывается план мероприятий, направленных на предупреждение возникновения в дальнейшем чрезвычайных происшествий, связанных с транспортными средствами предприятия.

В процессе участвуют представители транспортного предприятия, следственных органов, ответственных за состояние дорожного полотна учреждений, профсоюзной организации (при ранении и гибели работников).

Порядок проведения служебного расследования при ДТП

Для осуществления процедуры в установленном порядке руководитель предприятия создает специальную комиссию, назначает ответственного за исполнение Положения о порядке проведения служебного расследования.

Затем издают локальный акт, который входит в перечень документации по обеспечению БДД – приказ о служебном расследовании дорожно-транспортного происшествия.

Установлению подлежат следующие обстоятельства:

  1. Дата, место, точное время.
  2. Категория и километр дороги, где имел место несчастный случай.
  3. Организация, в ведомости которой дорога находится.
  4. Марка, модель транспортного средства.
  5. Исходные технические характеристики транспорта и степень нанесенных ему повреждений.
  6. Данные водителя, иные факторы (опьянение, состояние здоровья, продолжительность смены в конкретный день, стаж, условия работы и прочее).
  7. Тип перевозок, факты отклонения от маршрута.
  8. Погодные условия, освещенность и видимость.
  9. Дорожные условия.
  10. Тип груза.
  11. Пассажировместимость и фактическая загрузка.
  12. Количество пострадавших.
  13. Материальный ущерб.
  14. Наличие связи между фактом авто аварии и нарушением требований безопасности.

Комиссией составляется акт служебного расследования ДТП на предприятии из пяти отражающих все выявленные обстоятельства разделов, к которому прилагаются схема и снимки места происшествия, списки (если таковые лица имеются) пострадавших, объяснительные причастных лиц, акты проверки состояния транспортного средства и нанесенного ему ущерба.

Кроме того, по факту ДТП проводится разбор ГИБДД.

Итак, расследование ДТП на предприятии – это всесторонний анализ действия каждого из его участников в непосредственно предшествовавшее происшествию время, оценка их с точки зрения соблюдения правил дорожного движения, выводы о причинах, результатом которых стала авария, и заключение о степени виновности каждого из участников.