Получение земли на безвозмездной основе: правила осуществления процедуры. Предоставление земельных участков религиозным организациям в безвозмездное срочное пользование

23 июля 2014 г. подписан закон №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации» . Данный закон вступил в силу с 1 марта 2015 г. Одним из основных изменений стало дополнение Земельного кодекса главой V.1 «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности». Данная глава с 1 марта 2015 г. регламентирует все случаи предоставления гражданам или юридическим лицам в аренду , в безвозмездное пользование , в постоянное (бессрочное) пользование или в собственность земельных участков из государственной или муниципальной собственности.

Для всех этих случаев предоставления земельных участков предусмотрено две процедуры получения земли:

1) Без проведения торгов;

2) С проведением торгов (аукциона).

По длительности и сложности процедуры, а также по выкупной стоимости для граждан и организаций значительно выгоднее приобретать, получать в аренду или в безвозмездное пользование земельные участки без проведения аукциона. Давайте рассмотрим, как получить земельный участок без торгов в РФ (2015).

Условия предоставления земельных участков без торгов

Поскольку в данном случае мы рассматриваем общие основания для предоставления земельных участков без торгов на разных видах прав, то приведем перечень всех статей Земельного кодекса, в которых обозначены условия предоставления земельных участков без торгов . Перечень таких статей приведен в шестом подпункте пункта 1 ст. 39.15 ЗК РФ .

Без торгов земля предоставляется по следующим основаниям:

1) пункт 2 статьи 39.3 ЗК РФ устанавливает случаи, когда возможна продажа земельных участков без проведения торгов;

2) статья 39.5 устанавливает случаи предоставления земельного участка в собственность бесплатно (также без проведения торгов);

3) пункт 2 статьи 39.6 устанавливает случаи заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов;

4) пункт 2 статьи 39.10 устанавливает случаи предоставления земельных участков в безвозмездное пользование без торгов.

Рассмотрение этих оснований предлагаем начать со ст. 39.5 , так как она предлагает наиболее выгодные условия получения земли - В СОБСТВЕННОСТЬ БЕСПЛАТНО без торгов. Всего таких ВОСЕМЬ УСЛОВИЙ.

Бесплатно без торгов земля может быть предоставлена в следующих случаях:

1) Если в отношении земельного участка заключен договор о развитии застроенной территории. При этом земля предоставляется лицу, с которым заключен такой договор;

2) Если на земельном участке расположены здания и сооружения религиозного либо благотворительного назначения. При этом земля передается в собственность бесплатно религиозной организации, которой принадлежат данные здания и сооружения;

3) Если земельный участок предназначен для сельскохозяйственного производства и ранее предоставлен религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования. При этом земля передается в собственность бесплатно религиозной организации;

4) Если земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного созданной гражданами некоммерческой организации для ведения садоводства, огородничества. При этом данный выделенный участок относится к имуществу общего пользования. Земля предоставляется в общую собственность гражданам, членам такой некоммерческой организации;

5) Если земельный участок был ранее предоставлен в безвозмездное пользование гражданам для ведения ЛПХ или осуществления деятельности К(Ф)Х. При этом участок предоставляется в собственность гражданину, который использовал участок. Но при этом ставятся дополнительные условия: земельный участок передается в собственность по истечении 5 лет со дня предоставления, а также при условии использования его в указанный период в соответствии с разрешенным использованием;

6) Если земельный участок был ранее предоставлен в безвозмездное пользование для ИЖС или ЛПХ. При этом участок предоставляется в собственность гражданину, который использовал участок. Но при этом ставятся дополнительные условия: земельный участок передается в собственность по истечении 5 лет со дня предоставления; при условии использования его в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием; при условии, что гражданин работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которая определена законом субъекта РФ. То есть Земельным кодексом предусмотрено, что в каждом муниципальном образовании местными законами могут быть установлены приоритетные специальности, особо значимые для региона. И если человек работает на постоянном месте работы по данной специальности, то для него может быть предусмотрена возможность льготного получения земли для ИЖС или ЛПХ в собственность бесплатно ;

7) При предоставлении земельных участков гражданам, которые имеют трех и более детей. В основном для этих целей предоставляются земельные участки для индивидуального жилищного строительства. При этом органами государственной власти субъектов РФ могут быть предусмотрены дополнительные требования о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или иметь основания для постановки на такой учет. Также в некоторых муниципальных образованиях взамен предоставления многодетным семьям земельного участка в собственность бесплатно может быть установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями;

8) Если иные случаи предоставления земельных участков в собственность бесплатно без торгов предусмотрены федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации. При этом земля предоставляется тем категориям граждан, которые определены в этих местных законах.

Пункты 5,6,7 из этого списка - наиболее важные условия, когда земельный участок бесплатно в собственность может получить именно физическое лицо гражданин. Более детально они рассмотрены в отдельной статье о получении земельного участка в собственность бесплатно . В данной статье также приведен порядок предоставления земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование без проведения торгов . Поэтому если вас интересуют не только условия предоставления земли без торгов, но и сам порядок, то перейдя по ссылке , во втором пункте статьи вы увидите блок-схему с детальным описанием каждого шага.

Далее рассмотрим случаи предоставления земельных участков в безвозмездное пользование без торгов. Это ст. 39.10 ЗК РФ . Данный вид прав на землю выгоден тем, что не подразумевает никаких выплат за пользование участком (ни арендной платы, ни налогов, ни выкупной стоимости). Но при этом земля передается только во временное пользование.

Земельные участки могут быть предоставлены в безвозмездное пользование без торгов:

1) гражданину для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности на срок не более чем 6 лет;

2) для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства гражданам, которые работают по основному месту работы в муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта РФ, на срок не более чем 6 лет;

3) гражданину, если на земельном участке находится служебное жилое помещение в виде жилого дома, предоставленное этому гражданину, на срок права пользования таким жилым помещением;

4) гражданам в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд на лесных участках на срок не более чем 5 лет;

5) в виде служебных наделов работникам организаций на срок трудового договора;

6) гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий, сооружений, если такие земельные участки включены в перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, на срок не более чем 5 лет;

7) некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более чем 5 лет;

8) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в целях жилищного строительства в случаях и на срок, которые предусмотрены федеральными законами;

9) религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до 10 лет;

10) религиозным организациям, если на таких земельных участках расположены принадлежащие им на праве безвозмездного пользования здания, сооружения, на срок до прекращения прав на указанные здания, сооружения;

11) лицам, с которыми заключены гражданско-правовые договоры на строительство или реконструкцию объектов недвижимости, осуществляемые полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на срок исполнения этих договоров;

12) лицам, с которыми заключены государственные контракты на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, осуществляемых полностью за счет средств федерального бюджета, на срок исполнения указанного контракта;

13) лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, и их общинам на срок не более чем 10 лет;

14) некоммерческим организациям, созданным субъектом Российской Федерации в целях жилищного строительства для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, на период осуществления строительства;

15) лицу, право безвозмездного пользования которого на земельный участок прекращено в связи с изъятием земли для государственных или муниципальных нужд, взамен изъятого земельного участка на срок в зависимости от основания возникновения права безвозмездного пользования на изъятый земельный участок;

16) лицу, имеющему право на заключение договора безвозмездного пользования земельным участком, в случае и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» .

Случаи продажи земельных участков без проведенияторгов согласно п. 2 статьи 39.3 ЗК РФ наиболее детально рассмотрены в статье о приватизации (выкупе) земельных участков в 2015 г . В этой статье также рассмотрена сама процедура приобретения (то есть платного получения) участков как на торгах, так и без торгов.

Аренда земельного участка без торгов

Предоставление в аренду земельного участка из государственной или муниципальной собственности БЕЗ ТОРГОВ согласно п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ возможно в 33 случаях. Это очень объемный перечень, поэтому мы систематизировали эти случаи в зависимости от категории лиц, которым земля предоставляется в аренду.

Договор аренды без проведения торгов заключается:

с Физическими лицами (гражданами) в случае передачи в аренду:

1) земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования,

2) земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования. Земля передается в аренду членам такой некоммерческой организации;

3) земельного участка зарезервированного для государственных или муниципальных нужд или ограниченного в обороте. При этом такой земельный участок может передаваться в аренду без торгов только лицам, которое имеют право на приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов, в том числе бесплатно. То есть если человек имеет право без торгов получить в собственность земельный участок, но в данный момент участок не может быть предоставлен, поскольку зарезервирован для государственных нужд или ограничен в обороте, то он передается в аренду ;

4) земельного участка для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества;

5) земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в случае его расположения за границами населенного пункта;

6) земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

7) любого земельного участка, если он предоставляется гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации;

8) земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ. То есть если после публикации извещения о предоставлении участка в исполнительный орган не поступило заявок от других граждан о намерении участвовать в аукционе;

9) земельного участка взамен земельного участка, уже предоставленного на праве аренды, но изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

С Некоммерческими организациями в случае передачи в аренду:

1) земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства в случае, если это предусмотрено решением общего собрания;

2) земельного участка, образованного в результате раздела ограниченного в обороте земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства или для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и отнесенного к имуществу общего пользования;

С Юридическими лицами в случае передачи в аренду:

1) земельного участка по указу или распоряжению Президента РФ;

2) земельного участка по распоряжению Правительства РФ для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов;

3) земельного участка по распоряжению высшего должностного лица субъекта РФ для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов;

4) земельного участка для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения;

5) земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц;

6) земельного участка взамен земельного участка, ранее предоставленного юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

С собственниками зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства в случае передачи в аренду:

1) земельного участка, на котором расположены здания, сооружения. Также такие участки могут передаваться в аренду без торгов лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления;

2) земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства;

С Лицами, с которыми ранее заключены какие-либо договоры в отношении земельных участков в случае передачи в аренду:

1) земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории. Договор аренды без торгов заключается с лицами, с которым заключен договор комплексного освоения территории;

2) земельного участка, образованного в границах застроенной территории. Договор аренды без торгов заключается с лицами, с которым заключен договор о развитии застроенной территории;

3) земельного участка для освоения территории в целях строительства жилья экономического класса или для комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса. Договор аренды без торгов заключается с юридическим лицом, заключившим договор об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса;

4) земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. Договор аренды без торгов заключается с лицом, с которым заключено концессионное соглашение;

5) земельного участка, необходимого для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Договор аренды без торгов заключается с лицом, с которым заключено охотхозяйственное соглашение;

6) земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны или на прилегающей к ней территории, для строительства объектов инфраструктуры этой зоны. Договор аренды без торгов заключается с лицом, с которым заключено соглашение о взаимодействии в сфере развития инфраструктуры особой экономической зоны;

7) земельного участка для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования. Договор аренды без торгов заключается с лицом, ранее заключившим договор об освоении территории;

8) земельного участка для добычи (вылова) водных биологических ресурсов. Договор аренды без торгов заключается с лицом, с которым ранее заключены договора о предоставлении рыбопромыслового участка или договора пользования водными биологическими ресурсами;

С религиозными организациями, казачьими обществами в случае передачи в аренду земельного участка для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ;

С недропользователями в случае передачи в аренду земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами;

С резидентами особой экономической зоны или управляющими компаниями в случае передачи в аренду земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны или на прилегающей к ней территории, для выполнения функций по созданию за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования объектов недвижимости по управлению этими и ранее созданными объектами недвижимости;

С резидентами зоны территориального развития в случае передачи в аренду земельного участка в границах указанной зоны для реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционной декларацией;

С резидентами свободного порта Владивосток в случае передачи в аренду земельного участка на территории свободного порта Владивосток.

В особых случаях для выполнения деятельности, связанной с государственными интересами или интересами государственных компаний земельные участки без торгов могут передаваться в аренду:

1) для размещения водохранилищ и (или) гидротехнических сооружений, если размещение этих объектов предусмотрено документами территориального планирования в качестве объектов федерального, регионального или местного значения;

2) Государственной компании «Российские автомобильные дороги» для осуществления деятельности в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог;

3) открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» для осуществления деятельности компании, а также для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

4) по решению Правительства Российской Федерации для размещения ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов и пунктов захоронения радиоактивных отходов;

5) для выполнения международных обязательств Российской Федерации;

Договор аренды земельного участка из государственной или муниципальной собственности без проведения торгов может быть заключен повторно с арендатором

земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства. При этом необходимо, чтобы выполнялись условия надлежащего использования земли. А заявление о заключении нового договора аренды должно быть подано до истечения срока действия ранее заключенного договора аренды.

Цена земельного участка без проведения торгов

Одним из основных отличий при получении земельного участка по процедуре торгов и без проведения торгов является цена.

Цена приобретения (выкупа, приватизации) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может устанавливаться:

1) по результатам аукциона;

2) в размере начальной цены предмета аукциона. При этом в качестве такой цены уполномоченный орган может выбрать рыночную либо кадастровую стоимость земельного участка. Устанавливать начальную цену на уровне кадастровой стоимости разрешено только в том случае, если кадастровая оценка проводилась не раньше чем за 5 лет до аукциона;

3) не выше кадастровой стоимости в случае заключения договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов.

Цена аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может устанавливаться:

1) по результатам аукциона;

2) в размере начальной цены предмета аукциона;

3) в порядке, установленном Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления;

1. Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается гражданином и юридическим лицом с уполномоченным органом, а в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи, с организацией, которой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.

2. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование:
1) лицам, указанным в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса, на срок до одного года;
2) в виде служебных наделов работникам организаций в случаях, указанных в пункте 2 статьи 24 настоящего Кодекса, на срок трудового договора, заключенного между работником и организацией;
3) религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет;
4) религиозным организациям, если на таких земельных участках расположены принадлежащие им на праве безвозмездного пользования здания, сооружения, на срок до прекращения прав на указанные здания, сооружения;
5) лицам, с которыми в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") заключены гражданско-правовые договоры на строительство или реконструкцию объектов недвижимости, осуществляемые полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на срок исполнения этих договоров;
6) гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет;(Подпункт в редакции, введенной в действие со 2 мая 2016 года Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ.

7) для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет;
8) гражданину, если на земельном участке находится служебное жилое помещение в виде жилого дома, предоставленное этому гражданину, на срок права пользования таким жилым помещением;
9) гражданам в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд на лесных участках на срок не более чем пять лет;
10) гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий, сооружений, если такие земельные участки включены в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, на срок не более чем пять лет;
11) некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более чем пять лет;
12) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в целях жилищного строительства в случаях и на срок, которые предусмотрены федеральными законами;
13) лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, на срок не более чем десять лет;
14) лицам, с которыми в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заключены государственные контракты на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, осуществляемых полностью за счет средств федерального бюджета, если для выполнения этих работ и оказания этих услуг необходимо предоставление земельного участка, на срок исполнения указанного контракта;
15) некоммерческим организациям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации и созданным субъектом Российской Федерации в целях жилищного строительства для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации, в целях строительства указанных жилых помещений на период осуществления данного строительства;
16) лицу, право безвозмездного пользования которого на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, прекращено в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, взамен изъятого земельного участка на срок, установленный настоящим пунктом в зависимости от основания возникновения права безвозмездного пользования на изъятый земельный участок;
17) лицу, имеющему право на заключение договора безвозмездного пользования земельным участком, в случае и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";(Подпункт дополнительно включен с 9 марта 2015 года Федеральным законом от 8 марта 2015 года N 48-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 года)
18) гражданину в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".(Подпункт дополнительно включен со 2 мая 2016 года Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ)____________________________________________________________________Подпункт 18 пункта 2 настоящей статьи действует до 1 января 2035 года - см. пункт 4 статьи 20 Федерального закона от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ.____________________________________________________________________
3. Срок безвозмездного пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается по заявлению заинтересованного в получении земельного участка лица с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

4. Договор безвозмездного пользования земельным участком для ведения садоводства, заключаемый с некоммерческой организацией, созданной гражданами, должен предусматривать обязанность этой некоммерческой организации обеспечить подготовку в отношении соответствующего земельного участка проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

5. Договор безвозмездного пользования земельным участком для ведения огородничества, заключаемый с некоммерческой организацией, созданной гражданами, должен предусматривать обязанность этой некоммерческой организации обеспечить подготовку в отношении соответствующего земельного участка проекта межевания территории, а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Комментарий к статье 39.10 ЗК РФ

Подход к правовому регулированию отношений, связанных с предоставлением находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков на праве безвозмездного срочного пользования, претерпел ряд существенных изменений.

Во-первых, право безвозмездного срочного пользования на земельный участок заменено правом безвозмездного пользования. Это обусловлено необходимостью гармонизации гражданского и земельного законодательства (подробнее см. комментарий к ст. 24 ЗК РФ).

Во-вторых, изменились основания возникновения такого права. Так, если ранее предусматривалось предоставление участка на рассматриваемом праве на основании акта уполномоченного органа или на основании договора, то с 1 марта 2015 года единственным основанием предоставления уполномоченным органом земельного участка на данном праве является договор безвозмездного пользования.

Необходимость заключения договора безвозмездного пользования земельным участком также предусмотрена в целях получения земельного участка в качестве служебного надела. В данном случае договор заключается с организацией, которой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.

В-третьих, существенно расширен перечень случаев и лиц, имеющих право на получение земельных участков в безвозмездное пользование.

В-четвертых, установлены четкие сроки, на которые земельный участок может передаваться в безвозмездное пользование. При этом, если установлен только максимальный предел, срок безвозмездного пользования земельным участком устанавливается по заявлению заинтересованного в получении земельного участка лица с учетом такого ограничения (п.3 комментируемой статьи).

В-пятых, установлены дополнительные требования к договорам безвозмездного пользования земельными участками, предоставляемыми для определенных целей. Так, договор безвозмездного пользования урегулирован главой 36 части второй ГК РФ. Пунктами 4 и 5 комментируемой статьи установлено требование о включении в договор безвозмездного пользования земельным участком для ведения садоводства, огородничества обязанности некоммерческой организации обеспечить подготовку проекта планировки территории и проекта межевания территории (проекта межевания - для огородничества), а также проведение кадастровых работ, необходимых для образования земельных участков.

Указанное требование связано с тем, что в соответствии с внесенными Законом N 171-ФЗ изменениями раздел земельного участка, предоставленного некоммерческой организации граждан для ведения садоводства, огородничества, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. Кроме того, проект планировки территории заменил ранее разработанный садоводческими некоммерческими объединениям граждан проект организации и застройки территории такого объединения.

Основания, предусмотренные подп.1-5, 9, 10 и 12 п.2 комментируемой статьи, не являются новыми и ранее предусматривались ЗК РФ (п.1 ст. 24, п.5 ст. 93 ЗК РФ).

При этом целесообразно отметить, что понятие "религиозные организации" раскрывается в ст. 8 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (подробнее см. комментарий к ст. 39.5 ЗК РФ). Вопросы, связанные с предоставлением гражданам земельных участков в виде служебных наделов, урегулированы п.2 ст. 24 ЗК РФ.

Воспроизводя основание о предоставлении земельных участков лицам, с которыми в соответствии с законодательством о закупках заключены гражданско-правовые договоры, законодатель предусмотрел, что речь идет не только о договорах на строительство, но и на реконструкцию объектов недвижимости, осуществляемые полностью за счет бюджетных средств.

Сходным по своей сути данному основанию является новый случай предоставления земельного участка в безвозмездное пользование - лицам, с которыми в соответствии с ФЗ от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заключены государственные контракты на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, осуществляемых полностью за счет средств федерального бюджета, если для выполнения этих работ и оказания этих услуг необходимо предоставление земельного участка на срок исполнения указанного контракта.

Общим для данных пунктов является заключение гражданско-правовых договоров в соответствии с законодательством о закупках, осуществление деятельности, направленной на обеспечение государственных нужд. Принципиальные различия - основание, предусмотренное подп.14 п.2 комментируемой статьи, не ограничивается строительством или реконструкцией объектов, а предусматривает выполнение работ и оказание этих услуг, но только для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Правила передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, утверждены постановлением Правительства РФ от 31 марта 2006 года N 176 (СЗ РФ. 2006. N 15. Ст.1613).

Указанными Правилами предусмотрен порядок формирования перечней земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых ими, размещения сообщений о наличии таких земельных участков, порядок их предоставления. Указанные правила подлежат применению только в части, не противоречащей ЗК РФ.

В настоящее время федеральным законодательством установлена лишь возможность передачи земельных участков в безвозмездное пользование жилищно-строительному кооперативу, который создан в целях обеспечения жилыми помещениями граждан из числа работников государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования, государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, государственных и муниципальных учреждений культуры, а также граждан, имеющих трех и более детей, для строительства многоквартирных домов, технико-экономические показатели и параметры которых соответствуют условиям отнесения жилых помещений к жилью экономического класса, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, и строительства объектов инженерной инфраструктуры в границах этих земельных участков.

Категории граждан, имеющих право быть принятыми в члены кооператива, из числа указанных лиц определяют соответственно Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ (п.9.2 ст. 3 Закона N 137-ФЗ).

Необходимо обратить внимание на новые основания предоставления земельных участков в безвозмездное пользование.

Так, в целях развития сельских территорий, привлечения сельскохозяйственных товаропроизводителей в районы, нуждающиеся в увеличении производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также в целях привлечения к работе на этих территориях специалистов Законом N 171-ФЗ введена норма о предоставлении гражданам в безвозмездное пользование земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства или для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта РФ, а также для индивидуального жилищного строительства гражданам, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта РФ (подп.6 и 7 п.2).

Если гражданин использовал в течение пяти лет земельный участок в соответствии с установленным разрешенным использованием (а в случае если участок предоставлен для индивидуального жилищного строительства - также работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта РФ), он вправе получить такой земельный участок в собственность бесплатно (ст. 39.5 ЗК РФ).

При этом следует обратить внимание, что законодатель предусмотрел широкие полномочия субъектов РФ по определению соответствующих муниципальных образований, специальностей исходя из социально-экономической и демографической ситуации в конкретном регионе.

Основание, предусмотренное подп.8 п.2, устраняет существующий пробел, вытекает из принципа обеспечения единства судьбы земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости.

Анализ законодательства, действующего до вступления в силу Закона N 171-ФЗ, свидетельствует, что в последние годы земельные участки садоводческим, некоммерческим организациям граждан могли предоставляться только на праве аренды.

Предоставление земельного участка некоммерческой организации граждан по основанию подп.11 п.2 осуществляется для выполнения определенных процедур, связанных с освоением такого земельного участка. В связи с этим и предусмотрено, что земельный участок предоставляется на срок не более чем пять лет. Исходя из положений п.4 и 5 комментируемой статьи, такой срок необходим объединениям садоводов и огородников для того, чтобы обеспечить разработку и утверждение проекта планировки и (или) проекта межевания территории.

По данному основанию земельные участки предоставляются только некоммерческим организациям, созданным гражданам, для ведения садоводства и огородничества. При этом ст. 14 ФЗ от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" установлены правила расчета максимальной площади земельных участков, которые могут быть предоставлены для ведения садоводства и огородничества.

После разработки документации по планировке территории, образования земельных участков и их распределения между членами некоммерческой организации граждан такие земельные участки предоставляются данным членам в собственность или аренду без проведения торгов.

Законом предусмотрен принципиально иной порядок предоставления земельных участков некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения дачного хозяйства, учитывая разрешенное использование таких земельных участков и фактическое их использование для индивидуального жилищного строительства (см. комментарий к ст. 39.11 ЗК РФ).

Новым является положение о предоставлении земельных участков в безвозмездное пользование лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности (подп.13 п.2 комментируемой статьи).

В случаях когда использование земельного участка не предусматривает строительство зданий, сооружений, то такое использование земельных участков лицами, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности допускается без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешений уполномоченных органов (см. ст. 39.33 ЗК РФ).

Согласно ст. 1 ФЗ от 20 июля 2000 года N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (СЗ РФ. 2000. N 30. Ст.3122), к коренным малочисленным народы Севера, Сибири и Дальнего Востока относятся народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Единый перечень коренных малочисленных народов РФ утвержден постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 года N 255 (СЗ РФ. 2000. N 14. Ст.1493). Конкретный перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года N 536-р (СЗ РФ. 2006. N 17 (ч.2). Ст.1905).

В соответствии со ст. 123.16 ГК РФ общинами коренных малочисленных народов РФ признаются добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам РФ и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признаку в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

Традиционное природопользование - это исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а обычаями коренных малочисленных народов являются традиционно сложившиеся и широко применяемые коренными малочисленными народами правила ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни.

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ утвержден распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 года N 631-р (СЗ РФ. 2009. N 20. Ст.2493).

Границы территорий традиционного природопользования различных видов утверждаются соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Подпункт 15 п.2 комментируемой статьи направлен на реализацию приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам Российской Федерации" и подлежит применению только при наличии соответствующего закона субъекта РФ.

Подпункт 16 п.2 комментируемой статьи по своей сути не является самостоятельным основанием предоставления земельного участка в безвозмездное пользование, а определяет возможность получения земельного участка на таком праве в случае прекращения данного права в связи с изъятием ранее предоставленного земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Новый земельный участок должен предоставляться не на оставшийся срок безвозмездного пользования, а определяется по-новому в зависимости от основания возникновения права безвозмездного пользования на изъятый земельный участок с учетом п.3 комментируемой статьи. Также необходимо обратить внимание, что предоставление земельного участка взамен изъятого не является обязательным, а служит одной из форм возмещения убытков, причиненных изъятием.

Консультации и комментарии юристов по ст 39.10 ЗК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 39.10 ЗК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 8. Предоставление органами исполнительной власти города Москвы земельных участков в аренду, безвозмездное пользование

1. Земельные участки, распоряжение которыми осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, могут быть предоставлены в аренду, безвозмездное пользование гражданам и юридическим лицам в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы при условии соблюдения обременений и ограничений по использованию этих земельных участков.

Информация об изменениях:

3) земельного участка взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных нужд;

4) земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением Мэра Москвы для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным статьей 8.1 настоящего Закона;

5) в иных случаях, установленных федеральным законодательством.

5. Предметом торгов является право на заключение договора аренды земельного участка, сформированного и прошедшего государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями федерального законодательства. По условиям торгов в качестве критерия определения победителя торгов может предусматриваться размер платы за право на заключение договора аренды либо годовая ставка арендной платы.

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 1 апреля 2015 г. N 13 статья 8 настоящего Закона дополнена частью 5.1, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 г.

5.1. Основанием для принятия до 1 января 2020 года решения об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, является отсутствие соответствующего земельного участка в перечне земельных участков, права на которые планируется реализовывать на торгах, одобренном в порядке, установленном Правительством Москвы.

6. По договорам аренды земельных участков, заключенным с органами исполнительной власти города Москвы до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, передача арендаторами своих прав и обязанностей по договору аренды третьим лицам (в том числе передача арендных прав в залог, внесение их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив, а также передача земельного участка в субаренду в пределах срока договора аренды) допускается при наличии согласия арендодателя, если иное не предусмотрено договором аренды.

7. Уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы обеспечивает учет поступивших уведомлений о передаче арендаторами своих прав и обязанностей по договору аренды третьим лицам (в том числе о передаче арендных прав в залог, внесении их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив, а также о передаче земельного участка в субаренду в пределах срока договора аренды) по договорам, заключенным с органами исполнительной власти города Москвы после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Может ли ФГУП получить в постоянное (бессрочное пользование) земельный участок, на котором расположено принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения строение?

Ответ

: Унитарное предприятие не сможет приобрести земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, т.к. в настоящее время предприятиям участок может быть предоставлен только на праве аренды.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов за исключением документов, предусмотренных этим перечнем (абз. 3 п. 5 ст. 36 ЗК РФ).

В месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении земельного участка в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Исчерпывающий перечень субъектов, которым участки могут быть предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования определены в ст.20 Земельного кодекса РФ и унитарные предприятия отсутствуют в данном перечне.

Исходя из вышеизложенного, со дня введения в действие Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной/муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только в случаях, установленных п. 1 ст. 20 ЗК РФ (п. 8 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ).

Таким образом, предоставление федеральному унитарному предприятию земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования не допускается (см. Постановление ФАС ПО от 13.11.2008 № А55-622/08).

Дополнительно Вы можете ознакомиться:

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

«Статья 36. Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения

1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.* Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно.

Религиозным организациям, имеющим в соответствии с федеральными законами на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются на праве безвозмездного срочного пользования на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями»

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.