Какая сумма считается взяткой в России? Разъяснения по вопросам учета имущества в реестре федерального имущества Указаны только общие правила.

Разрабатывая положение о закупке по 223 ФЗ, можем ли мы установить, что закупка у единственного поставщика (прямая закупка) не превышает 500 тысяч рублей?

Ответ

Как составить план‑график 2020 по новым правилам

План-график составляйте по новым правилам, Правительство утвердило для него новую форму. Она потеряла целых 19 граф и это главное изменение. На примерах показали, как заполнить каждую графу. Самое сложное в заполнении то, что сведения из плана закупок больше подтягиваться не будут: план закупок отменили.

Напоминаем, что в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, ГК РФ, Законом № 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в т. ч. порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Также согласно ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами. *

Учитывая вышеизложенное, а также отсутствие в положениях Закона № 223-ФЗ каких-либо требований и ограничений в части осуществления закупок у единственного поставщика по 223-ФЗ бюджетное учреждение может при разработке положения о закупке предусмотреть право бюджетного учреждения осуществлять закупку продуктов питания для нужд столовой бюджетного учреждения путем закупки у единственного поставщика. *

Однако необходимо отметить, что согласно ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тыс. руб. Данное "право" заказчику следует также указать в положении о закупке.

Таким образом, даже если бюджетное учреждение предусмотрит в положении о закупке возможность осуществления закупки продуктов питания на неограниченную сумму у единственного поставщика, то бюджетному учреждению все равно необходимо будет размещать информацию о закупке, если стоимость продуктов питания превысит сумму, указанную в ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке (ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Вместе с тем, обращаем Ваше внимание на принципы ч.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ:

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. *

В свою очередь, отмечаем, что в соответствии с ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. рублей. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд рублей, заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. рублей. Т.е. в данном случае, сведения о закупке у единственного поставщика не размещаются на официальном сайте. *

Если же, закупка превышает 100 (500) тыс. руб., и по таким закупкам не принято решения Правительства РФ по основаниям, указанным в п. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ то информация о такой закупке подлежит размещению в Единой информационной системе. При осуществлении закупки у единственного поставщика в вышеуказанном случае, заказчику необходимо разместить следующие документы в Единой информационной системе: извещение о закупке, документация о закупке, протокол, проект договора. *

Таким образом, напрямую Закон № 223-ФЗ не запрещает Вам в своем положении о закупке прописать возможность заключения с единственным поставщиком договор на условиях из Вашего вопроса.

Процедура выбора поставщика и заключения с ним договора, определяется требованиями положения о закупке заказчика. В котором, в том числе, отражаются условия применения закупки у единственного поставщика, порядок заключения и исполнения договоров.

Закон № 223-ФЗ не запрещает Вам в своем положении о закупке прописать возможность заключения с единственным поставщиком договор на условиях из Вашего вопроса, в положениях Закона № 223-ФЗ отсутствуют какие-либо ограничения по сумме договора при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Т.е., вы можете прописать в своем положении о закупке, что «закупка у единственного поставщика (прямая закупка) не превышает 500 тысяч рублей».

В свою очередь, отмечаем, что при осуществлении закупки на сумму до 500 тысяч рублей у единственного поставщика, в ЕИС необходимо разместить соответствующие документы о закупке (при условии, что цена договора превысит 100 тыс. руб, а Ваша годовая выручка за отчетный финансовый год составляет 5 млрд рублей и менее).

Журнал - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.

Аналитика от Национального Бюро Кредитных Историй.

1. Количество потенциальных банкротов достигло 926, 7 тысяч человек.

По данным 4 100 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), по состоянию на 01.07.2018 года количество граждан, формально подпадающих под действие закона о банкротстве физических лиц, составило 926,7 тыс. человек.

Именно столько граждан имеют просроченный долг более чем в 500 тысяч рублей сроком свыше 90 дней (по всем видам розничных кредитов/займов). Таким образом, с начала 2018 года количество потенциальных банкротов незначительно увеличилось – на 4,0%. По состоянию на середину 2018 года основная часть граждан - потенциальных банкротов, по-прежнему приходилась на потребительские кредиты – 68,0%, а самую незначительную долю составляли должники по ипотеке - 2,2%.

(Я ведь правильно понимаю, что количество банкротов нужно умножать на среднее количество членов семьи, чтобы адекватно оценить количество граждан, находящихся на грани? Скажем, на 3? Итого около 3 млн человек уже за бортом?)

2. С начала 2018 года количество злостных неплательщиков за коммунальные услуги, информация о которых была передана в НБКИ, увеличилось на 13,6%

Задолженность этих граждан за жилищно-коммунальные услуги на 1 января 2018 года составила около 1,35 млрд. рублей.

По состоянию на 01.07.2018 года число злостных неплательщиков (не погасивших долг за услуги ЖКХ по решению суда), информация о которых была передана в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) предприятиями ЖКХ, достигло 27,5 тысяч человек. По состоянию на 01.07.2018 года задолженность этих граждан за жилищно-коммунальные услуги составила около 1,35 млрд. рублей, увеличившись за 2018 год на 5,5% (на 01.01.2018 года – около 1,28 млрд. руб.). При этом средний размер их долга немного снизился и находится на уровне 46 тыс. рублей. (В свою очередь, количество источников информации, на постоянной основе передающих в НБКИ данные о неплательщиках, с начала года увеличилось на 22,0% и достигло 122 предприятий ЖКХ из 43 регионов РФ.)

3. По информации 3 000 микрофинансовых институтов (МФИ) (МФО, КПК и т.д.), передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), во 2 квартале 2018 года сумма выданных микрозаймов (займов «до зарплаты»), составила 26,3 млрд. руб., увеличившись на 23,8% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

4. В январе – июне 2018 года количество выданных кредитов на покупку потребительских товаров (потребительских кредитов) составило 7,08 млн. ед. Это на 1,8% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года (7,21 млн. ед.) Вместе с тем, сумма выданных потребительских кредитов продолжает расти. Так, за 6 месяцев 2018 года было выдано потребительских кредитов на сумму 1,25 трлн. руб. или на 25,3% больше, чем в 1 полугодии 2017 года (1,0 трлн. руб.).

5. В апреле-июне 2018 года количество выданных новых кредитных карт составило 2,42 млн. ед., увеличившись на 59,1% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года (1,52 млн. ед.)

6. Распределение заемщиков по доле, которую занимают платежи по всем кредитам в ежемесячном доходе. В целом по Российской Федерации , по состоянию на 01.05.2018 г. (7,2 % заемщиков платит более 60% ежемесячного дохода)

Татьяна Трефилова,
проректор по научной и инновационной деятельности ФГБОУ "Институт развития дополнительного профессионального образования"

На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ " " отвечает к. п. н., профессор кафедры государственных и корпоративных закупок, проректор по научной и инновационной деятельности ФГБОУ "Институт развития дополнительного профессионального образования", член-корреспондент РАЕН .

Из этого материала вы узнаете, как заключить контракт на аренду нежилых помещений, возможно ли создать единую контрактную службу для нескольких учреждений, включаются ли в план-график закупки у субъектов естественных монополий, а также закупки на сумму менее 100 тыс. руб. и многое другое.

О закупках переходного периода

Является ли нарушением размещение плана-графика на 2014 год в декабре 2013 года по старым правилам – без учета , установленных приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 20 сентября 2013 г. № 544/18н?

Vova

Нет, не является. Но указанный вступил в силу с 1 января 2014 года, и следовательно, с 1 января 2014 года Ваш план-график необходимо привести в соответствие с этим приказом.

Начиная с 1 января 2014 года, отдельные подразделения заказчика продолжают находиться и эксплуатировать здания, занятые по договорам аренды нежилых помещений, заключенных на срок с 1 января 2013 года по 30 декабря 2013 года. Нежилые помещения находятся в малонаселенных пунктах, где других помещений нет и быть не может. Собственники помещений монополисты (администрация либо физические лица). Сумма аренды по каждому помещению превышает 100 тыс. руб. в квартал.

Участвовать в конкурсах и аукционах собственники не хотят. Здания эксплуатируются подразделениями заказчика много лет, и в них вложены значительные средства.

Каким образом осуществлять заключение договоров или контрактов, если проведение конкурса или аукциона не имеет смысла, и каким образом осуществлять оплату за фактическое время аренды с 1 января 2014 года?

Андрей Симаков

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ " " в внесены изменения, согласно которым к случаям осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) отнесена аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, определенных соответственно правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

Если Ваш случай аренды не подпадает под , Вы можете оплачивать аренду по – на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. [совокупный объем закупок, осуществляемых на основании данного пункта, исчисляется за годовой период. – Ред. ] Отметим, что никакого отношения к квартальному периоду закупки по п. не имеют.

Извещение об аукционе размещено в декабре 2013 года, рассмотрение первой и второй частей заявок проводится 13 января 2014 года. При этом уже известно, что аукцион не состоялся (поступила одна заявка, которая соответствует предъявляемым требованиям и признана победившей).

Необходимо ли в этом случае проводить согласование заключения контракта с уполномоченным в сфере контроля органом (Рособоронзаказ, ФАС России) в соответствии с Законом № 44-ФЗ?

Марина Огурец

Нет, в этом нет необходимости. В совместном Минэкономразвития России и ФАС России от 27 декабря, 30 декабря 2013 г. № № 29401-ЕЕ/Д28и, АД/53811/13 указано, что размещение заказов, извещения об осуществлении которых размещены на Портале закупок либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года, осуществляется в соответствии с Федеральным закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ " " (далее – Закон № 94-ФЗ), в том числе при:

  • принятии решений о внесении изменений в конкурсную документацию, документацию об аукционе, отказе от проведения торгов;
  • разъяснении положений документации о торгах;
  • осуществлении допуска либо отказа в допуске к участию в торгах, определении победителя торгов, запроса котировок;
  • заключении контрактов, согласовании заключения контракта с единственным поставщиком в случае, если размещение заказа признано несостоявшимся;
  • осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении заказов.

О правилах назначения и деятельности контрактного управляющего

Автономное медицинское учреждение подчиняется Департаменту здравоохранения, которому подведомственны еще несколько более мелких медицинских учреждений.

Можно ли создать единую контрактную службу (и нужен ли там еще и контрактный управляющий?) на базе самого большого автономного медицинского учреждения, чтобы осуществлять закупки для всех медицинских учреждений, подведомственных Департаменту?

И если да – то как это оформить? Достаточно ли приказа Департамента о выполнении данной работы одним из учреждений и перераспределении средств на это учреждение?

Наталья Золотухина, Олег Дьяков

Единую контрактную службу создать нельзя. Возможно на базе уполномоченного казенного учреждения осуществить централизацию закупок в соответствии с . При этом заказчики создают контрактные службы (назначают контрактных управляющих), которые осуществляют функции в соответствии с Законом № 44-ФЗ, не переданные такому уполномоченному учреждению.

У нас в районе 40 школ и 20 детских садов. Бюджетных ассигнований на обучение работников каждой школы и сада для выполнения функций контрактного управляющего не предусмотрено. Можно ли двум контрактным управляющим работать от имени всех школ и садов по соглашениям или в каждом учреждении должен быть свой отдельный контрактный управляющий?

Александр

В каждом учреждении – свой контрактный управляющий.

    БЛАНКИ

    С другими формами, образцами и бланками документов по Закону № 44-ФЗ можно ознакомиться .

О закупках малого объема (до 100 тыс. руб.) у единственного поставщика

Может ли наше учреждение заключить в 2013 году контракты до 100 тыс. руб. (закупки малого объема) на 2014 год? Войдут ли они в совокупный годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить у единственного поставщика (не более 5% от общего объема средств на осуществление всех закупок в соответствии с ) и необходимо ли учитывать такие контракты в отчетности за 2014 год?

Муниципальное казенное учреждение, г. Снежинск Челябинской области

По вопросу, войдут ли заключенные контракты до 100 тыс. руб. в 2013 году с оплатой в 2014 году в совокупный годовой объем закупок, относительно которого рассчитывается 5% объем закупок по существуют разные мнения.

Минэкономразвития России в письме от 8 ноября 2013 г. № ОГ-Д28-15539 " " указало, что в случае заключения в 2013 году заказчиком договора, финансируемого из бюджетных лимитов 2014 года, заказчик не учитывает сумму данного договора при расчете совокупного объема плана-графика закупок на 2014 год.

Отдел государственного и муниципального заказа Кемеровского УФАС России по аналогичному вопросу в части расчета объема для осуществления закупок путем проведения запроса котировок указал : "Согласно в 2014 и 2015 годах расчет совокупного годового объема закупок, предусмотренного , производится заказчиками без использования планов-графиков. Вступление указанных правовых норм отсрочено до 1 января 2016 года. Следовательно, невозможен расчет совокупного годового объема закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в процентном отношении.

Констатируем, что у заказчиков (уполномоченных органов) появилось лишь два ограничительных критерия для исполнения Закона № 44-ФЗ с 1 января 2014 года (в части исполнения законодательства при размещении заказов путем запроса котировок):

  • невозможность размещения заказов способом запроса котировок с указанием в качестве начальной (максимальной) цены контракта суммы более 500 тыс. руб. Речь идет об ограничении при проведении каждой отдельной котировки;
  • совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не может составлять сумму более 100 млн руб. в год".

Мое мнение заключается в следующем. В 2013 году заказчики заключали договоры до 100 тыс. руб. в соответствии с , руководствуясь приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2011 г. № 273 " ". С 1 января 2014 года ни Закон № 94-ФЗ, ни указанный приказ Минэкономразвития России не действуют. Заказчики осуществляют закупки до 100 тыс. руб. в соответствии с . При этом расчет совокупного годового объема закупок, предусмотренного этим пунктом Закона № 44-ФЗ, производится заказчиками без использования планов-графиков. Законодательством Российской Федерации не определено, каким образом осуществляется расчет совокупного годового объема закупок в 2014-2015 годах.

Следовательно, заказчик самостоятельно принимает решение относительно совокупного годового объема закупок в 2014-2015 годах. Исходя из вышесказанного, объем малых закупок возможно определять, исходя из доведенного объема финансирования на 2014 год, несмотря на то, что по части такого доведенного объема заказчик принял на себя обязательства в 2013 году.

Пример : в 2014 году заказчику доведен 1 млн руб. При этом в 2013 году в соответствии с заказчик разместил 500 тыс. руб., оплата которых производится в 2014 году. 5% объем закупок в соответствии с рассчитывается от 1 млн руб. и составляет 50 тыс. руб.

Закупки на сумму до 100 тыс. руб. у единственного поставщика могут производиться только в случае, если совокупный годовой объем таких закупок не превышает 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком ().

ЦЗН Зеленогорск

Законодательством Российской Федерации не определено, каким образом осуществляется расчет совокупного годового объема закупок в 2014-2015 годах. Следовательно, заказчик самостоятельно принимает решение относительно совокупного годового объема закупок в 2014-2015 годах.

Закупки у субъектов естественных монополий в план-график включаются.

В учреждение доведены лимиты, согласно которым по статье "Закупки товаров, работ, услуг" доведены объемы финансирования на 2014 год в сумме 50 тыс. руб. Учреждению необходимо заключить договор на оказание услуг публикации официальных материалов, договор поставки канцелярских товаров и др. договоры.

Имеет ли право данное учреждение, применяя , заключить договоры с несколькими единственными поставщиками при условии, что сумма по договору с каждым из поставщиков будет составлять не более 2,5 тыс. руб. (5% от 50 тыс. руб.) или же учреждение обязано применить конкурентные способы определения поставщика (запросы котировок, конкурс, аукцион, запрос предложений) на сумму не менее 47,5 тыс. и только сумму в 2,5 тыс. руб. имеет право использовать на закупки у единственного поставщика?

О. Анучина

Исключений в этой части в Законе № 44-ФЗ нет. Поэтому на 47,5 тыс. руб. Вы должны проводить конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Может ли муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей осуществлять закупки у единственного поставщика в соответствии с ?

Директор школы

Да, может.

Бюджетное общеобразовательное учреждение осуществляет закупку в соответствии с (до 400 тыс. руб.). Как можно обосновать эту закупку?

Например, мы закупаем готовые обеды для школы у единственного поставщика на сумму 250 тыс. руб. Должны ли мы обосновывать невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в документально оформленном отчете, размещаемом в единой информационной системе (), или можно просто ссылаться на этот пункт закона? Если должны обосновывать, то как? В нашем городе нету организаций которые бы специализировались на приготовлении детского питания и мы заключаем договор с проверенным поставщиком (у индивидуального предпринимателя).

Надежда Кныш

Образовательное учреждение вправе заключать договоры с единственным поставщиком до 100 тыс. рублей () но не более 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок в соответствии с планом-графиком.

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем .

В связи с тем, что в настоящее время осуществляется обновление программного обеспечения ФГИАС ЕСУГИ, Территориальное управление Росимущества в городе Санкт-Петербурге (далее - Территориальное управление) сообщает, что в Межведомственном портале реализован механизм автоматического удаления черновиков карт и записей.

Карты и записи в статусе «черновик» удаляются через 30 дней, в случае если с ними в течение этого периода не выполнялось никаких действий. За неделю до удаления на электронную почту правообладателя отправляется соответствующее уведомление. После удаления карт и записей, Правообладатель также уведомляется по электронной почте.

Обращаем Ваше внимание на тот факт, что первоначальная стоимость объекта - это стоимость объекта на дату принятия объекта на баланс учреждения (предприятия), данный вид стоимости не меняется. В случае изменения балансовой стоимости в связи с переоценкой, модернизацией, рыночной оценкой или иными изменениями стоимости графа «первоначальная стоимость» не меняется, а вносится новая стоимость в графу «иная стоимость» с указанием вида стоимости, например, восстановительная, рыночная или кадастровая.

В отношении карты 2.3 необходимо вносить сведения о правоустанавливающих документах как в графу «документы-основания возникновения иного вещного права», так и в графу «документы-основания возникновения права собственности РФ» (указываются реквизиты одних и тех же документов в обеих графах).

По вопросу отнесения движимого имущества к особо ценному (далее - ОЦДИ) сообщаем следующее:

  • 1. В случае, если перечень ОЦДИ утвержден вышестоящей организацией, в графу «Дата внесения в перечень особо ценного имущества» вносится дата приказа об утверждение ОЦДИ.
  • 2. В случае, если приказом вышестоящей организации об утверждение перечня ОЦДИ предусмотрено, что ведение перечня осуществляет непосредственно учреждение, в графу «Дата внесения в перечень особо ценного имущества» вносится дата перечня, составленного учреждением.

В случае если перечень ОЦДИ не утвержден - процедура учета будет следующая:

  • 1. Имущество, стоимость которого составляет от 200 т.р до 500 т.р. учитывается в составе карты 2.5;
  • 2. Имущество, стоимость которого свыше 500 т.р вносится в карту 2.3. Графы «Отнесение к категории особо ценного движимого имущества» и «Дата внесения в перечень особо ценного имущества» остаются незаполненными.

Изменения сведений к карте 2.5 подаются ежегодно в соответствие с годовой бухгалтерской отчетностью и перечнем движимого имущества стоимостью свыше 500 тысяч рублей и особо ценного движимого имущества стоимость менее 200 тысяч рублей. Ежеквартально изменения сведений к карте 2.5 подтверждаются справкой, заверенной надлежащим образом главным бухгалтером Правообладателя на основе документов бухгалтерской (финансовой) отчетности. (пункт 21 Приложения 4 к Постановлению Правительства РФ №447 от 16.07.2007).

Все карты и записи, направленные в Территориальное управление должны быть подписаны уполномоченным лицом. Заверение карт и записей, направленных в Территориальное управление, факсимильной подписью действующим законодательством не предусмотрено.

При создании во ФГИАС ИЕСУГИ (Межведомственном портале) следующих документов: свидетельство о государственной регистрации права собственности РФ, свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления, хозяйственного ведения и права постоянного (бессрочного) пользования, а так же кадастровых паспортов необходимо прикреплять скан-образы указанных документов.

Дополнительно сообщаем о необходимости синхронизации исходящего номера запроса во ФГИАС ИЕСУГИ (Межведомственном портале) и реквизитов сопроводительного письма к предоставляемому комплекту документов в адрес Территориального управления: исходящий номер и дата сопроводительного письма на бумажном носителе должны быть указаны в соответствующем запросе в Межведомственном портале.

Несоблюдение вышеуказанных требований может послужить причиной приостановки/отказа учета в РФИ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447.

И.о. руководителя С. И. Шульженко

Судья сможет разобрать дела без вызова сторон. А решение стороны могут получить по почте или даже через Интернет. Как планируется, по упрощенной процедуре будут рассматриваться иски с суммой требований до 500 тысяч рублей.

Заметно ускорится и взыскание коммунальных платежей. Согласно проекту управдомам будет достаточно взять судебный приказ. Вопрос с жильцами-должниками будет решаться без лишних проволочек: есть долг, он бесспорен, судья примет соответствующее заявление и выдаст судебный приказ.

В ближайшее время документ будет направлен в Госдуму. Как отметил вчера секретарь Пленума Верховного суда России Виктор Момотов, проект стал одним из шагов по унификации гражданского и арбитражного процессуальных законодательств.

Упрощенная процедура была введена в арбитражах еще в 2012 году. Целью ставилось разгрузить суды от дел, где особого спора нет, но процедуры часто затягивают решение вопроса. Особенно если ответчики начинают всячески увиливать.

Новые процедуры резко изменили ситуацию, так как простые вопросы стали решаться оперативно. Более того, участникам арбитражных процессов не требовалось даже приходить в суд. Иск можно было подать по Интернету, ответчик тут же получал уведомление в Сети. Стороны получали время, чтобы представить свои доказательства и изучить документы оппонентов: все это было выложено на закрытой страничке. Затем судья тщательно изучал аргументы той и другой стороны и выносил решение.

Собственно, говорить в прошедшем времени вряд ли уместно, так как процедура действует. По словам экспертов, такой порядок хорошо себя зарекомендовал, так что есть смысл распространить его и на суды общей юрисдикции. Тем более что объединение Верховного и Высшего арбитражного судов России дало повод говорить и о необходимости унификации процессуального законодательства в гражданских и арбитражных делах.

Правда, когда процедура еще только вводилась, некоторые эксперты опасались беззакония. Мол, вдруг судья будет выносить в заочном режиме нелепые решения и вешать на ничего не подозревающих предпринимателей несуществующие долги. Практика показала, что волнения были напрасны. Если кто-то считает себя обиженным, он всегда может обжаловать решение. Но в том-то и дело, что под упрощенную процедуру чаще всего попадают дела, где ответчик, как правило, в глубине души признает свою неправоту. Если же требования беспочвенны, случается и такое, судья также может с этим разобраться самостоятельно в спокойной обстановке.

Например, по данным Верховного суда страны, в 2013 году было обжаловано лишь 4,2 процента решений, вынесенных по рассмотренным в упрощенном порядке делам и лишь 0,4 процента жалоб были признаны обоснованными. Теперь упрощенный порядок призван разгрузить и суды общей юрисдикции. В прошлом году число рассмотренных гражданских дел в них достигло 13,8 миллиона. Проект дает возможность судье рассматривать иски на сумму до 500 тысяч рублей по упрощенной процедуре - без вызова сторон и лишь по представленным суду документам. При этом у сторон будет 15 дней для представления доказательств и возражений и до 30 дней - для представления дополнительных документов.

В упрощенном порядке предлагается также рассматривать дела по искам, основанным на документах, которые ответчиком признаются, но не исполняются. Или на документах, подтверждающих задолженность по договору до 500 тысяч рублей. Также предполагается возможность рассмотрения любого дела в порядке упрощенного производства по инициативе сторон или их согласии.

При наличии препятствий для упрощенного порядка, например, когда необходимо исследование дополнительных доказательств, предлагаются гибкие правила выхода из данной процедуры в общий порядок рассмотрения споров. По оценке экспертов, упрощенный порядок позволит уйти от "злоупотребления правосудием", когда одна из сторон под разными предлогами начинает затягивать дело. Еще одна новация - проект дополняет перечень требований, по которым может быть выдан судебный приказ. В список войдут взыскания долгов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, услуг телефонной связи и обязательных платежей с членов товарищества собственников жилья или стройкооператива.