Государственная собственность. Понятие государственной собственности

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

экономическое отношение принадлежности (присвоенности) имущества государству (публично-правовому образованию), основной юридической формой которого выступает право Г.с. Право Г.с. - разновидность права собственности., при которой в качестве собственника выступает государство как участник гражданского оборота. Г.с. не следует считать особой формой собственности, ибо последняя является экономической, а не юридической категорией и речь при этом может идти лишь об особенностях приобретения. осуществления и прекращения права собственности на соответствующее имущество (ст.212 ГК РФ), т.е. об особенностях правового режима объектов гражданских прав, но не об особенностях содержания права (правомочий) собственника, которое является одинаковым для всех субъектов гражданского оборота.

Государство отличается от обычных, частных собственников, во-первых, наличием у него особых, властных полномочий (функций), позволяющих ему принимать нормативные акты, в том числе регламентирующие порядок реализации принадлежащего ему права собственности; во-вторых, осуществлением своего права собственности в публичных (общественных) интересах. В гражданском праве РФ государство традиционно признается особым, самостоятельным субъектом права (наряду с гражданами и юридическими лицами) (ст.124,212 ГК РФ). В зарубежных правопорядках известны и другие подходы - признание государства особой разновидностью юридического лица либо признание за ним и некоторыми его органами особого статуса юридических лиц публичного права.

Право Г.с. в РФ характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают РФ в целом и ее субъекты - республики.края, области и т.д., но не их органы власти или управления (ст.214 ГКРФ). Последние выступают от имени соответствующего государственного образования и исходя из своей компетенции, установленной законом, осуществляют те или иные правомочия публичного собственника(ст. 125 ГК РФ). Так, при отчуждении государственного имущества в частную собственность в порядке приватизации от имени отчуждателя-собственника выступают соответствующие комитеты и фонды по управлению имуществом, а последние являются также владельцами принадлежащих государству акций или долей участия в хозяйственных обществах с государственным участием; при продаже с аукционов конфискованных в пользу государства предметов контрабанды в качестве продавцов выступают соответствующие таможенные органы; приобретение или реализация находящихся в государственной собственности памятников истории и культуры производится через органы охраны этих памятников, в роли которых выступает Минкуль-туры РФ и его органы; ответчиками по искам к государственным образованиям в большинстве случаев становятся органы Минфина РФ.

В Г.с. могут находиться любые виды имущества, в том числе вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте (ст. 129 ГК РФ). Объектами Г.с. могут выступать различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, а также различные виды движимого имущества, в том числе оборудование. транспортные средства, предметы бытового и потребительского характера, ценные бумаги, вклады в банках и других кредитных учреждениях, иностранная валюта и валютные ценности; различные (движимые и недвижимые) памятники истории и культуры. Объекты Г.с. распределяются между РФ и ее субъектами в соответствии со специальным законом (ст. 214 ГКРФ), а до его принятия - в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации,краев,областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". Согласно этому акту все государственное имущество, за исключением прямо определенного в качестве муниципальной собственности, предполагается федеральным. Последнее разделено на исключительно федеральное имущество и на имущество, которое может быть передано в собственность субъектов Федерации.Таким образом, имущество, составляющее собственность субъектов РФ, может образовываться за счет федерального имущества только в случаях прямой его передачи (отчуждения) от Федерации. Субъект РФ вправе передавать находящиеся в его собственности предметы в муниципальную собственность.

К числу вещей, составляющих объект исключительно федеральной собственности, по действующему законодательству относятся ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны РФ. некоторые особо охраняемые природные объекты (в том числе некоторые заповедники, целебные источники и т.п.), особо ценные объекты историко-культурного наследия и некоторые художественные ценности, больший-. ство видов вооружений и объектов оборонного значения. оборудование некоторых важнейших предприятий и учреждений. Эти виды имущества, как правило, изъяты из оборота. В федеральной собственности находится и имущество, которое при определенных условиях может переходить в собственность других лиц, в том числе имущество государственной казны РФ, состоящее из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, золотого запаса, алмазного и валютного фондов и имущество ЦБ, а также имущество, находящееся в государственном резерве.

Находящееся в Г.с. (собственности Федерации и ее субъектов) имущество подразделяется на две части. Одна часть

закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями на ограниченных вещных правах (праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления). Это "распределенное" государственное имущество может служить для обеспечения покрытия возможных долгов публичного собственника, только если последний изымает это имущество в установленном законом порядке (ст. 296 ГК РФ), либо ликвидирует созданное им юридическое лицо и забирает остаток имущества после удовлетворения требований всех кредиторов (ст. 63 ГК РФ). Государственное имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями ("нераспределенное"), прежде всего средства соответствующего бюджета, составляет казну государства и может служить объектом взыскания его кредиторов (ст. 126 ГКРФ). Находящиеся в Г.с. земля и другие природные ресурсы становятся объектом взыскания кредиторов государства только в случаях, прямо предусмотренных специальным законом (ст. 126 ГКРФ).

Имущество может поступать в Г.с. не только общими (общегражданскими), но и специальными способами, не свойственными отношениям частной собственности: с помощью налогов, сборов и пошлин, а также реквизиции, конфискации и национализации. Специальным основанием прекращения права Г.с. является приватизация.

Суханов Е.А.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ" в других словарях:

    В РФ выступает в виде федеральнойсобственности и собственности республик, входящих в РФ, автономной об ласти, автономных округов, краев и областей. Словарь финансовых терминов. Государственная собственность Государственная собственность… … Финансовый словарь

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежат государству полностью или на основе долевой либо совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в … Современная энциклопедия

    Форма собственности, при которой имущество, в т. ч. средства и продукты производства, принадлежит государству полностью либо на основе долевой либо совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных… … Большой Энциклопедический словарь

    См. СОБСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    В соответствии со ст. 214 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность) и субъектам РФ (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц… … Юридический словарь

    Государственная собственность - (англ state property) в РФ имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ республикам, краям … Энциклопедия права

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ РФ - собственность, принадлежащая как РФ в целом, так и субъектам Федерации входящим в нее республикам, областям и т.д. Некоторые объекты отнесены законом к исключительной собственности Федерации: золотой запас, алмазный и валютный фонды, имущество… … Юридическая энциклопедия

    Экономический словарь

    - (state ownership) См.: государственный сектор (public sector). Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998 … Словарь бизнес-терминов

    государственная собственность - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN national domain … Справочник технического переводчика

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - одна из форм собственности, субъектами распорядителями которой являются органы государственной власти, а объектом собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания, материальные ресурсы, финансы, драгоценности,… … Юридическая энциклопедия

Книги

  • Государственная собственность в регулировании транзитивной экономики , Тюренков С.В.. В монографии рассматриваются вопросы функционирования государственной собственности в транзитивной экономике. Автор доказывает, что в случаях перехода от административной экономики к рыночной…

Совокупность средств и продуктов производства, которыми полностью или частично владеет государство.

Правовой статус государственной собственности регламентируется статьёй 214 ГК РФ. Она указывает на то, что в государственная собственность подразделяется на федеральную и относящуюся к субъектам Российской Федерации. При этом закон указывает, что земля и другие природные ресурсы, которые не принадлежат частным лицам или муниципальным образованиям, автоматически попадают в разряд госсобственности. Бюджетные средства, которые не являются закреплёнными за предприятиями или учреждениями, относятся к государственной казне. Муниципальное имущество и нематериальные активы к государственной собственности не относятся и являются автономным видом собственности, что закреплено в статье 130 Конституции РФ.

Детализация государственной собственности

Всё то, что относится к государственной собственности можно разделить на несколько основных видов — это:

Для того чтобы какие-то объекты перешли из государственной собственности в частную необходимо провести их приватизацию, а для обратного процесса, связанного с переходом частной собственности в государственную, необходимо провести национализацию. В России этот процесс регламентируется статьёй 235 Гражданского кодекса, которая указывает на федеральный закон от 31.12.2014 № 499-ФЗ, детализирующий этот процесс. Однако государство имеет право расширить свою собственность посредством обычного выкупа, что не относится к национализации и проводится на базе договоров купли-продажи.

Важные аспекты государственной собственности

В России законодательным образом закреплено равенство всех участников гражданских отношений. Для государства в этом плане никаких исключений не делается. Об этом говорит статья 2 ГК РФ. При этом рассматриваются лишь экономические вопросы, а политическая составляющая исключается. Государственная собственность обосабливает имущество от частного владения и делает его принадлежащим всему народу. Однако процесс реформирования и разделения прав и обязанностей различных субъектов продолжается.

Характерно, что государственные предприятия отвечают только по своим кредитным обязательствам. Их активы не могут рассматриваться в качестве способа покрытия общего государственного долга.

Управление государственной собственностью

Наличие государственной собственности непременно порождает проблему эффективного управления. В настоящий период основным инструментом его осуществления является государственная корпорация. Деятельность части таких организаций регулируется законом «О некоммерческих организациях», однако его применение невозможно по отношению к ряду корпораций, к примеру, госкорпорация «Росатом» действует на основании отдельного закона, призванного осуществлять нормативно-правового регулирование использования атомной энергии.

При этом вопрос о том, к какой области права относится создание, и деятельность государственных корпораций остаётся дискуссионным. Кто-то считает их юридическими лицами публичного права, а кто-то заявляет об уникальности правого статуса таких структур.

Экономика как наука в жизни человека.

Во-первых, экономика - как хозяйство в широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

Во-вторых, экономика - как наука , совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

Экономика -общественная наука. Она изучает определенную сторону жизни общества и как таковая тесно связана с другими общественными науками: историей, социологией, политологией, психологией, юриспруденцией и т.д. В частности, связь экономики и юриспруденции обусловлена тем, что в хозяйственной жизни общества экономические и правовые отношения тесно переплетаются. Экономика не может нормально функционировать без соответствующей правовой основы - совокупности норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов как на микро-, так и на макроуровне. В то же время сама необходимость в соответствующих правовых нормах порождается изменениями, происходящими в хозяйственной жизни общества.

Экономика исследует проблемы, которые касаются всех людей без исключения. Все люди вовлечены в сферу экономической жизни (они трудятся, получают доходы, совершают покупки, платят налоги и т.п.). Всякий человек рано или поздно задается вопросами: от чего зависит заработная плата, почему растут цены, почему в одной стране уровень жизни выше, чем в другой, что выгоднее – работать по найму или организовать собственное дело, положить деньги в банк или купить акции, и вообще, что такое деньги?

Потребности общества и виды благ, необходимые для жизни людей.

Для жизни людей необходимы определенные благоприятные условия.

Понятие благо, широко используемое в русском языке, имеет один корень с такими словами, как: благополучие, благодарность, благосостояние, благосклонность, благородство, благословение. В толковом словаре В. Даля «благо» – все доброе, полезное, служащее нашему счастью.

Благо – необходимое жизненное условие человека. Всякое живое существо нуждается в определенных благоприятных внешних условиях. И человек испытывает нужду в пище, одежде и других необходимых для жизни условиях. Но человеческая нужда всегда выступает в определенной социально-культурной форме. Например, нужда в пище одинаково необходима и европейцу, и американцу, и миллиардеру, и нищему. Но социально-экономическое содержание нужды неодинаково. С изменением социального и экономического положения человека (индивида, семьи, народа) изменяется содержание и структура его нужды.

Такую очеловеченную нужду принято называть потребностью. Потребность является исходной и важнейшей категорией экономики. Отметим, что существует многотолкований понятия «потребность». На наш взгляд наиболее точное толкование дает экономический словарь:

«Потребность – это нужда в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества, внутренний побудитель активности»

Факторы производства

Любое предприятие можно представить как производственную систему, в которой осуществляется трансформация факторов производства в готовый продукт (изделие или услугу).

Факторы производства – это основные компоненты, используемые в процессе производства продукции, работ, услуг.

Труд – это вклад в процессе производства, сделанный людьми в форме непосредственного расходования умственных и физических усилий.

Земля – это ресурсы, используемые для выращивания сельскохозяйственной продукции, строительства домов, городов и поселков, железных дорог, предприятий и т. п.

Капитал (средства труда), или «инвестиционный ресурс», – это деньги, вкладываемые в средства производства – здания, сооружения, производственное оборудование, инструменты, сырье, материалы и др.

Предпринимательская активность и способность – свойства человека и реальное их проявление, заключающиеся в профессионализме, умении, мобильности, предприимчивости, инициативе.

Предпринимательские способности – умение людей соединять все факторы производства для создания товаров или услуг с наибольшей эффективностью, принимать основные решения по ведению производственного процесса и идти на риск.

Закон Энгеля

ЗАКОН ЭНГЕЛЯ - зависимость доли расходов на продукты питания в доходах семьи от их уровня, установленная в XIX в. немецким статистиком и экономистом Э. Энгелем. Согласно этому закону по мере роста доходов семьи падает доля расходов на продовольствие, почти не меняется удельный вес затрат на жилище, отопление, освещение, одежду; зато растет доля расходов на прочие нужды. А структура потребления продуктов питания изменяется в сторону более качественных продуктов. Рост доходов приводит к увеличению доли сбережений и потреблению высококачественных товаров и услуг, при сокращении низкокачественных.

Виды собственности

Отношения собственности закреплены определенной юри­дической формой. В любом обществе законодательно фиксиру­ется система форм собственности. На протяжении истории су­ществовало множество форм собственности. Мировой опыт сви­детельствует, что современная рыночная экономика опирается на многообразие форм собственности.

Каждая форма собственности имеет свои сферы наиболее эффективного применения. Государственная собственность функционирует успешно в сферах с ограниченными возможностями рыночного стимулирования. Акционерная и коллективная собственности целесообразны в случаях, когда требуется концентрация средств. Акционерная собственность – это групповая собственность, которая создается путем выпуска и реализации ценных бумаг. Коллективная и кооперативная собственность – это долевая собственность, которая предполагает коллективно-групповой характер присвоения, совместное владение, пользование и распоряжение факторами и результатами производства. Особенностью такой собственности является то, что, хотя она делится на доли, единым и единственным собственником является коллектив (группа) собственников в целом. Отдельные члены утрачивают право собственности на передаваемое в виде вкладов имущество. Частная собственность используется там, где необходимые средства для хозяйственной деятельности могут быть заработаны и накоплены индивидуально.

Частная собственность

Частная собственность – к ней относят собственность частных лиц: граждан – физических лиц и организаций – юридических лиц, осуществляющих обособленную от государства деятельность в собственных целях и интересах.

Часто используют расширительное понятие частной собственности как любой собственности, которая не является полностью государственной или муниципальной и не служит интересам всего народа. При таком подходе собственность общественных организаций, ассоциаций, фондов, в том числе и бесприбыльных, следует считать частной, хотя подобная точка зрения представляется спорной.

Признаки:

1.Самым существенным признаком частной собственности в классической, исторической форме является то, что в качестве ее субъекта выступает отдельный человек, свободный гражданин, который осуществляет наиболее полную власть над принадлежащими ему вещами, образующими в совокупности его имущество или объекты собственности.

2.Для отношений между частными собственниками характерно формальное, юридическое равенство субъектов в вопросах, связанных с взаимным использованием, передачей, куплей-продажей объектов собственности.

3. Основной формой таких отношений служит договор между независимыми собственниками, заключаемый по обоюдному согласию сторон и в их взаимных интересах. В договорной форме осуществляется распоряжение имуществом, его продажа, дарение, сдача в аренду, другие способы отчуждения.

4. При частной собственности происходит, согласно закону или завещанию, переход имущества по наследству.

Совокупность этих признаков в их взаимосвязи и образует понятие частной собственности.

Особый признак – суверенность прав собственника (хотя суверенны все формы).

Непосредственность (частник непосредственно владеет и собственностью, и продуктом, а акционер – опосредованно: через бумажную проекцию капитала и через коллективное распределение прибыли)

Частная собственность предполагает юридическую власть отдельного лица над вещами.

Две разновидности частной собственности:

Индивидуальная

Групповая

Главное свойство индивидуальной собственности состоит в персонификации субъекта собственности как физического лица, индивида, обладающего правом (в рамках законности) владения, распоряжения, пользования принадлежащим ему объектом собственности.

В пределах индивидуальной собственности, в зависимости от природы объекта собственности и характера его использования собственником, можно различать личную и частную собственность (не принципиально). По характеру использования. Потребляет только сам собственник или предоставляет другим в бесплатное пользование. Частная – за отдельную плату.

Вторая основная форма частной собственности – групповая.

В пределах этой формы субъект не персонифицирован как индивид, а представляет собой совокупность, сообщество, группу собственников.

Согласно ст.244 ГК РФ «Понятие и основания возникновения общей собственности» вводится следующее представление об общей собственности:

Имущество, находящееся в распоряжении двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.

Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

Характерный признак общей и групповой частной собственности состоит в том, что это одновременно многосубъектная и односубъектная собственность. Многосубъектна, т.к. каждый участник обладает определенными правами и вправе считаться собственником. Односубъектна, т.к. должен существовать один субъект, которому доверено распоряжаться собственностью как единым объектом.

Групповая: кооперативная, коллективная, корпоративная, акционерная.

Государственная собственность

Государственная и муниципальная формы собственности возникли в результате глобального обобществления имущества в виде природных богатств, материально-вещественных средств производства, предметов потребления денежных средств. Выведение этих объектов из частной собственности, передача прав распоряжения, а частично и пользования в руки органов управления, действующих от лица уполномочившего их владельца – народа, составляет суть государственной и муниципальной форм собственности.

Расчленение этих общественных по своей природе форм собственности на государственную и муниципальную обусловлено скорее политическими и социальными, чем экономическими факторами. Выделение муниципальной формы собственности позволяет приблизить управление к объектам с использованием которых тесно связаны повседневные нужды граждан, и повысить уровень непосредственного участия населения в управлении такими объектами.

Номинально в роли субъектов государственной и муниципальной собственности выступают народ страны, население региона, территориально-административного образования. Реальными же распорядителями от лица государства, региона, административно-территориальной единицы становятся органы законодательной, исполнительной, судебной власти.

Государственная и муниципальная собственность делятся на три официально, статистически, разделяемые группы:

· Государственная федеральная собственность (собственность Федерации);

· Государственная собственность субъектов федерации (субфедеральная собственность);

· Муниципальная собственность, находящаяся в ведении местных органов управления.

В настоящее время государство представляет собой одновременно т политическую систему, и субъект экономической деятельности – суперпредпринимателя. В первом смысле слова оно выражено в деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов. Как аппарат власти оно ничего материального не создает.

Что же касается государственного сектора экономики, то он не только потребляет, но и производит продукты и приносит доходы.

По своей сути это такой же участник хозяйственной жизни, как и предприятия других секторов народного хозяйства.

Специфика государственной собственности заключается в том, что она непосредственно связана с осуществлением политической власти, которую поддерживают армия, полиция, другие силовые структуры, правовая система.

Государственная собственность включает в себя многообразные и взаимосвязанные отношения, построенные по иерархическому принципу:

Отношения внутри органов государственной власти и управления, которые связаны с владением, пользованием и распоряжением имуществом, принадлежащим государству, утверждением и наполнением бюджета государства.

Отношения между центральными и региональными, региональными и местными органами власти и управления;

Отношения между аппаратом государства и государственными предприятиями как реальными товаропроизводителями и предпринимателями.

Государственная собственность не способна служить исключительно «интересам всего народа», ибо у государства, обладающего собственностью, формируются интересы, отличные от интересов других собственников. Следовательно, государственная собственность не может иметь общенародный характер.

Поэтому вряд ли стоит выделять такую форму собственности как общенародная на природные богатства, не вовлеченные в общественное производство. Правильнее – общенародное достояние, т.к. они находятся за пределами экономики.

Государственная собственность во всех странах противопоставляется частной.

Всегда следует учитывать, что развитие частной собственности и частного сектора экономики имеет объективные границы, обусловленные материально-техническими, социальными и другими особенностями данного исторического этапа (быстрая ликвидация частной собственности в 30-х годах – привело к кризису; 90-х искусственное расширение масштабов приватизации – финансово-экономический кризис).

Установление рационального соотношения всех форм собственности – важнейшая часть социально-экономической политики государства.

8. Документальное закрепление прав собственности – органы осуществляющие эти операции

ЧТО ТАКОЕ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВА?

Регистрация права осуществляется внесением государственным регистратором записи о праве в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Правила ведения Единого реестра утверждены Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 года № 219. запись о праве содержит четыре основных элемента:

1) субъект права (правообладатель);

2) объект права (имущество);

3) вид права (собственность и другие вещные права;

4) основание (правоустанавливающий документ).

Запись о праве даёт ответ на вопрос: «Кто, на что, какое право и каким образом приобрёл?».

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, навигационного обеспечения транспортного комплекса, а также функции по государственной кадастровой оценке, федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Подведомственными учреждениями Росреестра являются ФГБУ «ФКП Росреестра» и ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД». В ведении Росреестра находится ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».


Похожая информация.


Термин Государственной собственности представляет собой принадлежность в экономическом отношении имущества государству. Согласно ст.212 ГК РФ подразумевается особенности приобретения, прекращения и осуществление прав собственности на определенное имущество. Поэтому не стоит считать особой формой собственности Государственную собственность как юридическую категорию, ибо она является экономической. Регламентируется как особенности правового режима гражданских прав на объекты собственности, но не означает особенность содержания правомочий собственника имущества. Государственная собственность отличается от частных собственников наличием особых функций, которые позволяют определять порядок реализации права собственности, которое ему принадлежит. Также отличается осуществления своих правомочий согласно общественным интересам.

Государственная собственность Российской Федерации длительное время была ведущей формой собственности, которая отличалась большим удельным весом. Отметим, что концентрация собственности в государственную форму, привело к ограничению сферы имущества и прав других собственников. Исключение собственности частной формы не дает положительных результатов.

Сегодня закреплено законодательством (ст.2 ГК РФ) равенство между всеми участниками гражданских прав и отношений, также включая и государство. Равенство субъектов в отношении прав на собственность, явились условия ограничения государства некоторых преимуществ. Это, например, отказ от невозможности распространить исковую давность согласно требованиям возврата имущества государства из незаконного владения и определенных других льгот. Также условием равенства субъектов прав на собственность выступает закрепление равных прав всех собственников по защите своего имущества (п.4 ст.212 ГК РФ).

Действующее на сегодняшний день законодательство определяет частную и государственную собственность как составляющие по отношению к экономике, они не имеют политической окраски.

В образовавшихся сложных экономических отношениях государственная собственность РФ определяет форму собственности, которая имеет цель присвоения имущества народу. Она обособлена от собственности других граждан и организаций. Конституционное положение выступает основой совпадения интересов государства и народа в присвоении материального благосостояния. Таким образом, согласно (ч.1 ст.3 Конституции РФ) единственным носителем и источником собственности является многонациональный народ Российской Федерации. На данный момент осуществляется разделение и реформирование прав на владения объектами федеральной собственности.

История Государственной собственности РФ

Согласно истории России, первоначальной формой собственности выступала коллективная собственность, то есть родовая и общинная. После разделения труда в обществе появилось неравенство среди владения имуществом, так появилась частная собственность. И только после организации государства появилось имущество, входившее в права владения государства. Но при появлении новых форм собственности, старые не уничтожались.

В случае, когда Россия до окончания 20 века считалась аграрной страной, главной формой собственности являлась государственная и земельная общинная. А частная собственность напротив, имела слабое развитие. Большую роль занимала собственность церквей, а в последних годах 19 века стала появляться форма собственности корпоративная.

Государство России с самого начала своего образования считалось основным владельцем собственности земли, также способно было глубоко влиять на политику организации разных форм собственности. Так, крестьяне имели право пользоваться земельной собственностью на правах владения.

В конце 17 начало 18 века берет свое активное развитие мануфактурная промышленность, так начинают образовываться государственные предприятия. Законы, введенные в период империи (1835 г.), стояли в защите прав на частное имущество, регламентируя ее потомственной, значит, вечной. Но, ни смотря на это, большая часть земельных ресурсов принадлежали государственной собственности. В период становления СССР собственность, принадлежавшая государству, имела высокую форму, входящая в состав экономической системы.

Современный этап государственной собственности характеризуется наличием мощной материально-технической базы. Это составляющая основы экономики народнохозяйственного комплекса России. Характерны взаимосвязь и централизация каких-либо звеньев производства, также имеет новый уровень технической оснащенности.

Виды и формы Государственной собственности РФ

К собственности государства Российской Федерации относятся:

Состоящие в основе богатства нации объекты, такие как объекты историко-культурного наследия и природного, художественные ценности и объекты природы, природные ресурсы, территориальные воды, ресурсы континентального шельфа;

Объекты, которые служат обеспечением функционирования органов федеральной власти, решением и управлением общих задач России - казна государства Российской Федерации, разные войска и принадлежащее вооруженным силам имущество, предприятия, республиканские средства бюджета РФ, пенсионный фонд, фонды социального страхования и другие внебюджетные, золотые запасы, валютный и алмазный фонды Российской Федерации и др.;

Оборонные объекты;

Объекты, обеспечивающие в целом жизнедеятельность отраслей народного хозяйства, а также его других отраслей;

Автомобильные дороги федерального назначения, принадлежащие общему пользованию, а также обслуживающие эти дороги предприятия. Такие как телевизионные и радиопередающие центры, предприятия связи, конные и племенные совхозы и заводы, семенные инспекции, лаборатории, сортоиспытыющие сельскохозяйственные культуры;

Прочие объекты - предприятия направленные на фармацевтическую промышленность, медико-биологическое производство препаратов, предприятия, производимые ликероводочную и спиртовую продукцию.
В Российской Федерации государственная собственность различается по трем уровням:

Собственность федеральная означает собственность в целом;
. собственность субъектов Российской федерации, то есть республик, областей, автономных областей и округов, краев и федеральных городов.

Собственность муниципальная обозначает владение и пользование собственностью на уровне отдельных городов, округов, сел и др. Москва и Санкт-Петербург не относятся к муниципальному праву собственности, они являются субъектами федерации.

Главными органами, которые располагают правами в управлении и распоряжении объектов собственности государства Российской Федерации, являются губернаторы, меры, главы администраций.

Государственная собственность разделяется на две части, одна из них закрепляется за юридическими субъектами государственного уровня, при этом имеют ограниченные, но самостоятельные права ведения хозяйства и оперативного управления. Такое «распределенное» имущество государства является составляющей базы, которая принимает участие в качестве и обороте самостоятельных юридических субъектов. Такая государственная собственность не может выступать обеспечением покрытия имеющихся обязательств государства, потому как юридические субъекты (организации и предприятия) не отвечают за долги и обязательства учредившего их государства. Своей собственностью они могут отвечать только по своим кредитным обязательствам.

Вторая часть государственной собственности Российской Федерации имущество, которое не считается закрепленным за предприятиями и учреждениями государственного назначения («нераспределенное» имущество государства) - это средства бюджета, составляющие казну государства или другого государственного образования. Согласно Гражданскому Кодексу под термином «казна» понимается «нераспределенное» имущество государства, но никак не казначейский орган. Такая собственность государства может выступать в качестве объекта по взысканию долгов и обязательств государства-собственника

То, что Россия обозначается переходом к рынку, совсем не значит отмену собственности государства. Государственные управленческие органы являются субъектами прав на собственность. Объектами этой собственности могут выступать разное имущество. Согласно п.4 ст.214 ГК РФ государственная собственность, то есть имущество закреплено за предприятиями и учреждениями государственного назначения, они могут им пользоваться, владеть и распоряжаться. Доминирующее назначение обладает в энергетических отраслях, фундаментальной науке, производстве оборонного товара и др.

Функции Государственной собственности РФ

Важную роль играет государственная собственность, выполняя социальные функции, в функционировании и обеспечении стабильности экономики:

Обеспечение материальных предпосылок для устойчивости воспроизводства капитала общества;

Дает возможность государству Российской Федерации существовать как самостоятельный элемент в правах и отношениях экономики с субъектами другой собственности внутри своей страны, а также за ее рубежом;

Создает функционирование отраслей капиталоемких, экономических сфер и производств, которые имеют высокое обобществление, требующих непосильное для частных сфер капиталовложений (информационная современная связь, безопасность экономики, космическая промышленность и др.);

Обеспечение функций социальной, не являющейся коммерческой, производства и сферы благ общественности, национальной безопасности;

Служит методом сглаживания кризисных ударов, тем самым мобилизуя ресурсы на высокий уровень с помощью понижения ставки налогов, используя при этом резервные фонды государства. Также организует интервенцию товарных закупок, которая помогает ускорить уровень освоения технологий, при этом национализируя имущество предприятий, которые обанкротились.

Задачи и цели Государственной собственности РФ

На ряду сложившейся ситуации в экономическом и социальном отношении, назревает необходимость пересмотреть приоритеты и принципы распоряжения и управления имуществом государства РФ, также существует необходимость в усилении контроля и регулирования экономического сектора государства. Это не стоит понимать как усиление государственной роли в политике увеличения объемов собственности государства в пространстве экономики.

На данный момент времени существует потребность государства в создании стройных, логических и экономически выверенных критериев, согласно которых те или другие объекты государственной собственности участвуют в выборе осуществления управления государством, которое стоит на базе детального и жесткого регламентирующего механизма по контролю и управлению собственностью государства.

Целями государственной собственности выступают:

Увеличенная доходность бюджета федеративного назначения, основанная на эффективности управления собственностью государства;
. оптимизирование структуры государственной собственности согласно интересам преследуемых обеспечение предпосылок роста экономики;
. максимальное вовлечение объектов собственности в совершенствование процесса управления;
. применение активов государства для инвестирования сектора экономики;
. увеличение конкурентоспособности организаций коммерческого назначения, увеличение экономико-финансовых показателей, согласно внутренним преобразованиям, а также прекращение функций, которые им не свойственны.

Для осуществления этих целей органам федеральной исполнительной власти следует решить следующие задачи:

  • Инвентаризация объектов собственности государства в полном объеме;
  • Увеличить эффективность управления имущества, используя современные методы и инструменты процессов управления;
  • Классифицировать объекты собственности;
  • Оптимизировать объекты управления;
  • Обеспечить права государству участника некоммерческих и коммерческих организаций;
  • Установить контроль за сохранность и использование государственной собственности.

Следует сделать вывод, что данные задачи станут приоритетными всем федеральным органам. Установится ответственность этих органов за реализацию полномочий и управления, предоставленных им.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

в соответствии со ст. 214 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность) и субъектам РФ (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются Г. с. От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют соответствующие органы государственной власти в пределах их компетенции. Имущество, находящееся в Г. с., закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

право государственной собственности) - система экономических отношений, складывающихся в процессе опосредованного государством коллективного, общественного присвоения материальных благ, произведенных обществом. Присвоение государством материальных благ имеет целью удовлетворение общественных потребностей, что проявляется, во-первых, в материальном обеспечении существования самого государства как формы организации политической власти в обществе (в узком смысле - содержание государственного аппарата), во-вторых, создании материальной базы для осуществления им его функций, в т.ч. социальной защиты малообеспеченных слоев населения. В последнем случае через государство опосредуется присвоение материальных благ его гражданами. Поэтому государство нередко именуют публичным собственником в отличие от частного собственника. Во всех странах с рыночной экономикой Г.с. - обязательная составная часть многоукладной экономической структуры общества. Современная тенденция к оптимизации структуры Г.с. выражается в сокращении ее массы и объектного состава (в основном путем приватизации) до размеров, позволяющих, во- первых, обеспечивать необходимые основы общественного воспроизводства (опираясь на сохраняющиеся в руках государства экономические инфраструктуры, коммуникации, стратегический научно-технический потенциал и другую Г.с), и, во-вторых, осуществлять функции современного социального государства в сферах социального обеспечения, здравоохранения, культуры и др. Формой правового выражения отношений по поводу Г.с. является право Г.с. Отношения по поводу Г.с. являются объектом регулирования нормами многих отраслей права - конституционного, административного, гражданского, трудового, природопользования, уголовного и др. В Конституции РФ, в отличие от конституций советского периода российской истории, закреплявших главенствующую роль общенародной социалистической собственности как экономической основы общества, Г.с. впервые получила одинаковые с другими формами собственности общественный и юридический статус, равные права на защиту (ст. 8,9). Для гражданского права, центральным правовым институтом которого является право собственности, Т.е. - лишь одна из разновидностей собственности наряду с частной, муниципальной и другими основными видами собственности. Функционирование Г.с. обеспечивается в процессе реализации права Г.с. По признаку субъектной принадлежности Г.с. Конституция РФ (п. «д» ст. 71) выделяет прежде всего федеральную Г.с. Более детально Г.с. подразделяется в ГК РФ (ст. 212,214), согласно которому Г.с. в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов РФ). Исходя из этого право Г.с. делится на подвиды: право собственности РФ (право федеральной Г.с.) и право собственности субъекта РФ. Природа этих подвидов права собственности идентична, и такое деление предполагает разделение между ними правомочий владения, пользования и распоряжения на определенные материальные объекты - государственное имущество. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется согласно п. 5 ст. 214 ГК РФ в порядке, установленном законом. Пока такой закон не принят, сохраняет силу постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденное распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992. Объектом права Г.с. является имущество, в т.ч. - изъятое из гражданского оборота, право собственности на которое может принадлежать исключительно государству. Виды такого имущества устанавливаются законом в целях обеспечения безопасности государства и общества в широком смысле (оборонной, экономической, информационной и иной). Государству принадлежит имущество Вооруженных Сил РФ, федеральный железнодорожный транспорт, федеральные средства связи, ресурсы недр, континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны; памятники истории и культуры. В то же время отдельные виды имущества не могут принадлежать государству на праве собственности. Это, во-первых, те объекты, абсолютность прав на которые невозможно обеспечить правовыми средствами и которые приобретают статус общественного достояния. Потребление таких материальных благ осуществляется непосредственно, безвозмездно (например атмосферного воздуха); во-вторых, объекты исключительной муниципальной собственности (например муниципальный жилой фонд); в-третьих, имущество, которое по своему характеру может принадлежать только физическим лицам (например доля в праве общей собственности на жилое помещение). В отношении такого вида имущества, как земля и другие природные ресурсы, которые в силу Конституции РФ могут находиться не только в публичной, но и в частной собственности, устанавливается общее правило, согласно которому такие объекты, если они не находятся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются Г.с. Таким образом, земля и другие природные ресурсы не могут признаваться бесхозяйным имуществом и на них нельзя приобрести право собственности за давностью владения. Объекты права Г.с. могут находиться как на территории РФ, так и за ее пределами. В последнем случае правовой режим такого имущества определяется нормами международного права (частного и публичного) и соответственно национальными нормами государства, на территории которого находится такое имущество. Его особый гражданско-правовой режим обусловлен иммунитетами государства. И РФ, и ее субъекты осуществляют правомочия собственника как непосредственно, так и опосредованно. В первом случае - через органы государственной власти, соответственно федеральные и субъектов Федерации, в пределах их компетенции. Наиболее важную роль при этом играет исполнительная власть - Правительство РФ и органы исполнительной власти, прежде всего в области управления Г.с, финансами, государственным бюджетом. Во втором случае - через учреждаемые юридические лица - унитарные предприятия, в т.ч. казенные (см. Казенные предприятия), и учреждения. Все государственное имущество подразделяется на две части и в зависимости от этого приобретает соответствующий правовой статус. В одну часть входит имущество, закрепленное за государственными юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Оно обособляется от иного государственного имущества, на него не может быть непосредственно обращено взыскание по долгам государства. Во вторую часть входит все остальное имущество, в т.ч. средства соответствующего государственного бюджета, имущество, временно не закрепленное за государственными юридическими лицами. Это имущество составляет государственную казну - федеральную или субъекта РФ. Это прежде всего средства федерального бюджета РФ и бюджетов субъектов Федерации. За счет средств казны государство производит, в частности, расчеты по своим гражданско-правовым обязательствам, например по государственным контрактам. Из средств государственного бюджета соответствующего уровня возмещается вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в т.ч. в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа. Правомочия владения государство как собственник реализует через государственных юридических лиц, поскольку государственный орган, за которым закреплено имущество, представляющее средства казны, приобретает, с точки зрения гражданского права, статус учреждения (Министерство финансов РФ, Министерство по управлению государственным имуществом, ЦБ РФ и т.п.). Правомочие пользования реализуется также в основном через государственных юридических лиц. Свои права они получают от соответствующих органов государственной власти в порядке осуществления ими законодательной и исполнительно- распорядительной деятельности. Особенность права Г.с. отражается в его правомочии распоряжения, которое в отношении отдельных видов имущества имеет ограничения. Государство не может распорядиться своим имуществом, которое отнесено законом к изъятому из гражданского оборота, путем его отчуждения другому собственнику. Государство может приобретать имущество специальными способами, например, путем конфискации, национализации, сбора государственных налогов и сборов, приобретения права собственности на клад, представляющий собой памятник истории или культуры, а также прекращать право собственности путем разгосударствления в форме приватизации и муниципализации. Право Г.с. защищается наравне с правом собственности иных субъектов. В зарубежном праве Г.с. имеет еще две разновидности, не получившие пока в российском праве четкого юридического оформления, хотя фактически процесс их размежевания идет интенсивно. Это - публично- правовая и частноправовая разновидности Г.с. Во многих странах такое деление существует официально. В основе разграничения - критерий гражданской оборотоспособности и коммерческого назначения Г.с «Частная» Г.с полноценно участвует в гражданском обороте, может свободно и неограниченно отчуждаться, а государство - ее собственник выступает как обычный частный предприниматель, участвующий в коммерческих, рыночных отношениях с целью извлечения прибыли. Публично-правовая Г.с либо полностью исключается из гражданского оборота, либо допускается к участию в нем опосредованно, через плоды, продукцию или доходы от ее использования (так, недра земли в их естественных ложах и состоянии могут быть неотъемлемой, неотчуждаемой собственностью государства, тогда как извлеченные полезные ископаемые становятся товарной, рыночной продукцией). Исторической основой публично- правовой собственности послужили вещи, которые в силу их природных свойств невозможно присвоить, физически обладать ими или документально засвидетельствовать право собственности на них, вследствие чего такие вещи всегда рассматривались как принадлежащие всему обществу в целом, всем его членам. В эпоху римского права к ним относились «общие» вещи - такие, как солнце, луна, звезды, солнечный и лунный свет, воздух, море. Изымались из гражданского оборота также вещи рукотворного происхождения, бывшие в пользовании всех членов общества (сооружения общественного назначения, оборонительные объекты, культовые постройки и т.п.). Такие вещи неотчуждаемы, неотъемлемы, на них не распространяются сроки давности владения, они не подлежат аресту по постановлению суда. В более поздние исторические эпохи, с возникновением политико-правовых концепций общественного интереса, общественной полезности собственности изъятия из гражданского оборота стали осуществляться уже и по закону. Это - либо вещи, не имеющие коммерческой природы (или неотделимые от личности их обладателя), либо вещи, хотя и способные к коммерческому использованию, но изъятые из оборота законодателем в силу общественного интереса или публичной полезности. Как и вещи общего пользования, они неотчуждаемы и неотъемлемы, и само государство - их собственник не может свободно распоряжаться ими по нормам гражданского права. ГК РФ признает категорию вещей, изъятых из оборота, но именует их объектами гражданских прав. Так, согласно ст. 129, виды гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. Фактическое образование в РФ категорий объектов неотчуждаемой и неотъемлемой Гс. («исключительной Г.с.» или «общественного достояния») уже давно происходит. Прежде всего из государственных программ приватизации исключаются категории объектов, которые ни при каких обстоятельствах не могут подлежать приватизации. Особенно много их среди объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности. В соответствии с законодательством о разграничении объектов Г.с. между РФ, ее субъектами и муниципальными образованиями к объектам исключительной федеральной собственности относятся, во-первых, объекты, составляющие основу национального богатства страны (ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны РФ, охраняемые или особым образом используемые природные объекты типа заповедников, национальных природных парков, курортов и т.п.), объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности общероссийского значения; во-вторых, объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач; в-третьих, объекты оборонного производства; в-четвертых, объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие его иных отраслей. Другой путь образования неотъемлемой и неотчуждаемой Г.с. - установление законодательством в индивидуальном, именном порядке объектов культурного, научного, исторического и иного общественного достояния, причем не только национального (федерального) по своему значению, но и республиканского, областного, краевого, окружного значения. Муниципальные образования тоже могут иметь в составе своей собственности (см. Муниципальная собствен- ность) объекты неотчуждаемого и неотъемлемого муниципального достояния. С. А. Сосна, Е.Н. Васильева