Права частной собственности земельные участки. Частная собственность на земельные участки - новые отношения и советское наследие

Право частной собственности на землю закреплено в Конституции РФ (ст. 36), согласно которой граждане и их объ­единения вправе иметь в частной собственности землю.

Право частной собственности на землю представляет со­бой одну из форм права собственности, при которой право­мочиями пользования, владения и распоряжения земельным участком обладают физические и юридические лица.

Объектом права частной собственности на землю всегда является индивидуально-определенный земельный участок, который в установленном порядке перешел к определенному субъекту и находится в его владении, пользовании и распоря­жении.

Собственностью граждан и ЮЛ (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и ЮЛ по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Граждане и ЮЛ имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и ЮЛ, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом , федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с ФЗ.

При этом владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Граждане и их объединения могут приобретать в частную собственность земельные участки:

1. за плату или бесплатно из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (приватизация);

2. путем совершения иных сделок с землей, предусмотренных земельным законодательством.

В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в частную собственность граждан и ЮЛ, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.


Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися

1. на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и

2. на иных особо установленных территориях РФ.

Следует отметить, что объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, приобретение права частной собственности на которые фактически не ограничивается. Любые земли сельскохозяйственного назначения могут быть приобретены в частную собственность в пределах установленных предельных размеров.

Согласно ст. 27 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям:

1. изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);

2. ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).

Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны:

· своевременно платить земельный налог,

· осуществлять мероприятия по охране земель,

· соблюдать требования градостроительных регламентов,

· своевременно приступать к использованию земельного участка,

· эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др.

Право частной собственности возникает чаще всего в результате совершения различного рода сделок - купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизации).

Иными основаниями для возникновения права частной собственности являются:

1. административно-правовые акты (решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления);

2. приобретательная давность;

3. приватизация.

Основания прекращения частной собственности на землю разделяют на добровольное и принудительное.

Право частной собственности добровольно прекращается при:

· отчуждении собственником своего земельного участка (сделки);

· прекращении деятельности юридического лица;

· смерти гражданина и переходе права собственности по наследству государству (муниципальному основанию);

· добровольном отказе собственника от своих прав на земельный участок (ст. 53 ЗК РФ).

Принудительно право частной собственности прекращается в случаях:

1. обращения взыскания на земельный участок по обязательствам должника (ст. 278 ГК РФ) –только по решению суда;

2. неиспользования земельного участка в соответствии с его целевым назначением (ст.284 ГК РФ);

3. использования земельного участка с нарушением законодательства (ст. 285 ГК РФ);

4. реквизиции земельного участка (ст. 51 ЗК РФ);

5. выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ);

6. отчуждения земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу;

7. национализации земель;

8. конфискации земель (ст. 50 ЗК РФ).

Возникновение, прекращение и изменение права частной собственности на землю удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

1. Частная собственность на землю подразделяется на несколько видов в зависимости от правообладателя: индивидуальная собственность граждан и юридических лиц; общая собственность, подразделяемая на общую совместную, т.е. без определения долей, принадлежащих каждому участнику общей совместной собственности, и общую долевую собственность, когда доля каждого сособственника известна заранее.

Юридические лица, так же как и граждане, могут по своему желанию объединять находящиеся в их собственности земельные участки и использовать их на праве общей совместной и общей долевой собственности.

В процессе земельной реформы граждане и их объединения могут приобретать в частную собственность земельные участки за плату или бесплатно из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (приватизация). Кроме того, они могут это сделать путем совершения иных сделок с землей, предусмотренных земельным законодательством.

В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приватизации земли. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в частную собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Право собственности на землю включает три правомочия: владения, пользования и распоряжения землей.

Право владения землей означает физическое обладание предметом собственности, т.е. землей. Владеть землей может и несобственник, но только легитимно, т.е. в соответствии с законом. В противном случае владение землей будет считаться самовольным захватом или самовольной передачей земли, за что по законодательству может применяться юридическая ответственность. Осуществление данного правомочия производится путем ограничения доступа на земельный участок несобственников, т.е. лиц, не имеющих права на данный земельный участок.

Право пользования землей дает возможность эксплуатировать ее полезные свойства и качества.

Возможность легального пользования землей является сердцевиной не только права владения, но и права собственности. Однако многие собственники не пользуются землей непосредственно, а предоставляют ее во владение и пользование другим лицам. Особенно это характерно для такого земельного собственника, как государство. Как показывает опыт стран мира, у собственника в этом случае сохраняется право на извлечение выгод из принадлежащей ему земли, но опосредованно - путем получения арендной платы за землю. Непосредственно же пользуется землей то лицо, которому она предоставлена во владение. Пользование в этом случае как бы раздваивается. Но что касается права пользования, то формально оно принадлежит владельцу земли - арендатору (а не собственнику), поскольку он непосредственно эксплуатирует землю.

Во многих случаях собственник сам владеет и пользуется своей землей. Чтобы отделить эти случаи от случаев предоставления земли в аренду, в теории права различают как бы две категории собственников: передающих и не передающих землю в чужое владение и пользование.

Собственнику принадлежит право распоряжения землей. У владельца-несобственника (арендатора) этого права либо вовсе нет, либо он обладает им в ограниченном виде и только с согласия собственника.

Распоряжение землей может выражаться в двух основных формах - вещественной и правовой. Юристы традиционно обращают внимание на правовую сторону распоряжения землей. Она выражается в праве собственника продать, заложить землю, передать ее в дар, обменять, завещать по наследству, сдать в аренду по частям или полностью, передать другому лицу в бесплатное пользование, внести в уставный капитал организации, т.е. в праве на определение юридической судьбы земельного участка как вещи. Иногда сюда добавляют право выбирать управляющего (управомоченное лицо), которому доверяется вести хозяйство от имени и по поручению собственника или дается право разделить свою землю на несколько частей, поручение управлять каждой из них особому лицу. Также к правовой форме распоряжения земельным участком необходимо отнести изменение его правового режима путем перевода земельного участка из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка.

Но не меньшее значение имеет и вещественная форма распоряжения землей. Сюда относится право необратимого изменения назначения земли, например ее застройки, перепланировки ландшафта. Вещественное (физическое) распоряжение включает в себя также такие мероприятия, как трансформация угодий (например, посадка леса на месте пашни или раскорчевка леса под пастбище), проведение капитальных работ, направленных на защиту и (или) улучшение земли.

2. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных особо установленных территориях Российской Федерации. До установления Президентом Российской Федерации перечня приграничных территорий не допускается предоставление земельных участков, расположенных на указанных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.

Под приграничными территориями понимаются территории пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемые природные территории, объекты и другие территории, прилегающие к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска.

Иные "особо установленные территории" могут быть предусмотрены федеральными законами. Например, в соответствии со ст. 3 ФЗ от 24 июля 2002 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

3. Общая собственность на земельные участки возникает в случаях, предусмотренных законодательством, или путем добровольного объединения собственниками принадлежащих им земельных участков. Соответственно, этот вид собственности возникает либо в силу закона, либо по заключаемому между собственниками договору.

Например, Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" установлено, что земельный участок, как и любое иное имущество фермерского хозяйства, принадлежит его членам на праве общей совместной собственности, если соглашением между ними не установлено право общей долевой собственности.

Земельные участки, расположенные под многоквартирными жилыми домами, являются общей долевой собственностью всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Право частной собственности – есть правовая форма наделения граждан материальными благами, не допускающая вмешательства распоряжения ими иных лиц. В нижеприведенной статье мы расскажем о том, что такое частная собственность на землю, какими статьями закона регулируется данный правовой аспект.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ право частной собственности на землю представляет собой совокупность трех правомочий, несущие определенные юридические и физические аспекты:

  • Владение - юридически законное правомочие, дающее возможность обладать определенным имуществом.
  • Пользование - правомочие на эксплуатацию имущества с целью извлечения из него прибыли либо продуктов потребления. Данное правомочие возможно только в случае собственного фактического владения имуществом.
  • Распоряжение - правомочие, дающее возможность определить юридическую принадлежность имущества посредством состояния или назначения (уничтожение, передача по наследству, отчуждение или аренда по договору, залог или обременение, другое).
Согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник имущества вправе самостоятельно выбирать юридическую судьбу своего объекта, основываясь на личных интересах, которые, в свою очередь, не должны противоречить закону и нарушать законные интересы иных лиц.

Общие права собственника земли регулируются ст. 40 Земельного кодекса РФ. Частная собственность на землю может принадлежать на законных основаниях как физическим, так и юридическим лицам. Соответственно, правовой режим предполагает равный доступ всех лиц к приобретению, содержанию и распоряжению землями, находящимися в собственности субъектов. Отметим также, что правом частной собственности на землю могут обладать иностранные граждане или юридические лица, лица без гражданства. Но при этом российский закон ограничивает это право невозможностью быть собственниками земельных долей, а также земель, которые предоставляются для ведения фермерского хозяйства или ведения садоводства, земель, находящихся на приграничных и иных особо установленных территориях РФ. В частную собственность может быть передан земельный участок, свободный от законодательных ограничений. На основании п. 2 ст. 27 ЗК РФ не могут быть переданы в частную собственность и быть объектами любых сделок земли, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте, в частности, это касается земель лесного фонда, общего пользования в населенных пунктах и земель, на которых находятся объекты обороны. Право собственности на участок дает правомочия для распоряжения объектом в назначении, указанном непосредственно в правоустанавливающих документах. Так, земельный участок может быть использован гражданами для ведения фермерского хозяйства, огородничества и садоводства, под и для ведения предпринимательской деятельности. Имея права собственности на землю, гражданин может передавать объект во временное пользование иным лицам, сдавать в аренду либо отчуждать через , передавать в объект собственности в качестве взноса в уставной фонд либо залогового имущества, дарить, менять, передавать по договору наследования. Кроме того, собственники земельного участка вправе добровольно отказаться от права владения им либо создать общую собственность с иными лицами посредством объединения земельных участков. Закон вправе ограничить правомочия владения, пользования и распоряжения землей. Вместе с тем, земельный участок, находящийся в частной собственности, может быть изъят в установленном законном порядке для государственных, общественных или муниципальных нужд с компенсацией его стоимости по государственной оценке. При наличии правонарушений собственником земельного объекта, он может быть лишен права частной собственности без компенсации на основании судебного решения. Право частной собственности на землю возникает с момента регистрации и удостоверяется выпиской из реестра недвижимости. Лица, обладающие правом частной собственности на землю, кроме правомочий, приобретают определенные обязанности:

  • своевременная уплата налога за землю;
  • реализация мероприятия по сохранению земельного участка;
  • эффективное использование земли в соответствии с указанным целевым назначением;
  • неукоснительное соблюдение законов градостроительства;
  • своевременная подача .

Основаниями для возникновения права собственности на землю могут являться сделки по купле-продаже, мене, дарения, наследования, ипотеки. Также, частная собственность может возникнуть вследствие таких аспектов, как приобретательная давность и административно-правовые акты (решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления). Частная собственность на землю делится в зависимости от правообладателя и может быть:

  • индивидуальной собственностью, принадлежащей физическому или юридическому лицу;
  • общей собственностью, которая, в свою очередь, делится на:
    • общую совместную (без определения долей)
    • общую долевую (каждый сособственник знает заранее, какая доля ему будет принадлежать).

Общая собственность на землю может возникнуть в силу закона либо по договору. Также как и физические лица, юридические на правах собственности, вправе принимать решение по объединению нескольких земельных участков, находящихся в их собственности, с целью использования на правах общей совместной или общей долевой собственности. Так, например, земельные участки, используемые под строительство многоквартирных домов, являются общей долевой собственностью всех собственников помещений в многоквартирном доме. Прекращение права собственности на землю граждан может быть:

  • Добровольным:
    • при отчуждении собственником земельного участка на основании сделки;
    • в случае смерти собственника объекта и перехода права собственности государству согласно договору наследования (муниципальное основание);
    • прекращение деятельности юридического лица;
    • добровольный отказ собственника от своих прав на землю.
  • Принудительным:
    • при использовании земельного участка не по целевому назначению (284 и 285 ГК РФ и ст. 44 ЗК РФ);
    • при обращении взыскания на земельный участок по неисполненным обязательствам должника (статья 278 ГК РФ);
    • при реквизиции земельного участка;
    • при конфискации или национализации земель;
    • в случае выкупа земельного участка государством или муниципалитетом (ст.ст. 279 - 282 ГК РФ и статья 49 ЗК РФ);
    • в случае отчуждения земли, которая, согласно с условиями законодательства, не может принадлежать на правах частной собственности данному лицу.

Право собственности на земельный участок, кроме обязательств, указанных выше, предполагает возникновение у собственника гражданско-правовой, дисциплинарной, административной, трудовой и уголовной , которая регулируется:

  1. статьями 254, 246 Уголовного кодекса РФ;
  2. статьей 75 Трудового кодекса РФ;
  3. статьями 7.1, 8.6, 10.9 КоАП РФ.

Людмила

Доброй ночи! Мой участок принадлежит моей семье на праве частной собственности с 1984 г.(без ограничений). ИЖС. Дом расположен на расстоянии 40 м. от железнодорожного перегона, где отсутствуют стационарные источники выброса вредных веществ. В свете постановления Правительства 222 от марта 2018 г. о СЗЗ, требуется установление СЗЗ относительно существующих объектов. Размер зоны должен быть установлен с учётом натурных промеров показателей излучаемых вредных выбросов (механических факторов) или принимается фиксированная величина? Как противостоять "надуманной" необходимости застолбления территории. И имеет ли право муниципалитет, не имея прав на мой участок, требовать от ж.д. установления СЗЗ шириной в 150 м. не обосновывая данные требования?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Людмила! При установлении границ санитарно-защитных зон учитываются рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физическое воздействие на атмосферный воздух и оценка риска для здоровья человека. Поэтому в каждом конкретном случае должен быть обоснован конкретный размер санитарно-защитной зоны. Согласно указанному Вами постановлению Правительства РФ документы об установлении санитарно-защитных зон готовятся и предоставляются собственниками соответствующих объектов недвижимости, а не местной администрацией.

Алла

Здравствуйте, проблема такая: есть дача и земля 30 соток все в собственности оформлено, но местное ЖКХ без предупреждения по участку прорыло 2 огромных рва, непонятно зачем, при этом повредив заборы, мелкие сооружения и плодовые деревья. Как и кого привлечь к ответственности и заставить устранить весь этот ужас?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Алла! Если размер ущерба является значительным, то можно подать заявление в полицию о возбуждении уголовного дела. Если это не поможет, то надо фиксировать причиненный ущерб и подавать иск в суд о возмещении причиненного материального ущерба. Привлекать к суду надо ту организацию, которая осуществила раскопки.

Анастасия

Здравствуйте. Скажите пожалуйста, могу ли я отрезать воду соседям если труба лежит на моем земельном участке? Администрация говорит что не имею права так как я имею право только на пахотный слой.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Анастасия! Если будет установлено, что проложение водопроводной трубы соседями через Ваш участок было незаконным и нарушающим Ваше право собственности, то Вы имеете право отрезать трубу. Но перед этим надо точно убедиться в характере использования данной трубы. Возможно, труба используется для нужд садоводства.

Светлана

Здравствуйте! К нашему земельному участку, в связи с расположением, возможен один единственный проезд, который был отображен на выкипировке плана. Сосед сделал межевание таким образом, что включил дорогу в свой участок, лишив нас подъезда к дому, нарушив наши права. Это ошибка кадастровых инженеров или желание соседа, не знаю Но что нам делать в данной ситуации?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Светлана! Сосед должен по договоренности с Вами предоставить сервитут. В случае отказа надо обращаться в суд с иском об установлении сервитута. Но предварительно следует изучить кадастровую карту на предмет установления права собственности соседа на часть участка с дорогой. Если он самовольно захватил землю, то с ним уже должны разбираться надзорные органы.

Александр

Здравствуйте. На земельный участок был получен кадастровый номер 2015 г., в 2016 г. Приказом Министерства культуры РФ от 12.08.2016 № 1864 данный участок стал достопримечательным местом. Исходя из вышесказанного Управление охраны культурных объектов города Севастополя с целью уточнения сведений о Достопримечательном месте и уточнения наличия культурного слоя на данном земельном участке просит проинформировать о наличии договора на проведение археологических работ либо о наличии историко-культурной экспертизы до 08.06.2018. Имеет ли право Управление охраны культурных объектов города Севастополя требовать данный договор на проведение археологических работ либо о наличии историко-культурной экспертизы за средства владельца земельного участка?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Александр! Для справочных целей управление охраны культурных объектов может потребовать предоставления договора, если он есть, но вот обязать Вас проводить археологические работы или историко-культурную экспертизу указанный орган не имеет права.

Александр

Павел Петров

Здравствуйте. Владею участком земли ИЖС на первой линии озера в Ленинградской области. Участок прилегает непосредственно к самой воде. И справа и слева от моего участка точно такие-же собственники ИЖС. Федеральная служба земельного надзора просит убрать заборы ограждающие наши участи друг от друга на расстояние 20-ти метровой зоны от берега. Тем самым оставив нас без заборов между соседями. Зачем тогда этот 20-ти метровый доступ? Правомерно ли такие действия, ведь это частная собственность и кроме собственника находится на участке кого либо другого незаконно, сервитутов мы никому не предоставляем и видеть на своих участках других, незнакомых нам людей наверное, желание не возникает. Как быть в этой ситуации подскажите пожалуйста?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Павел! В Водном кодексе РФ нет запрета на установку заборов в пределах водоохранных зон. Поэтому непонятно, на каком основании базируется требование государственного органа об удалении заборов. Для начала Вам следует получить письменное предписание с указанием законов, на основании которых выдвигается соответствующее требование. Только таким образом можно установить, насколько правомерны действия чиновников. Не исключено, что все это было высказано в устной форме произвольно.

Павел Петров

Здравствуйте, спасибо за ответ. Федеральные служащие на словах утверждают: что есть действующий водный кодекс РФ и статья № 65 в которой прописаны ограничения и запрет на строительство в природоохранных зонах. А именно: на расстоянии 20 метров от кромки воды не позволительно устанавливать заборы и другие ограждения препятствующие доступ третьих лиц к водоему. Огородив часть береговой зоны и создав дополнительные неудобства для доступа граждан владелец участка должен заплатить штраф и снести его.

Сергей (старший юрист)

В ст. 65 Водного кодекса РФ перечислены все ограничения в водоохранной зоне, а про 20 метров там нет ни слова.

Павел Петров

Водный кодекс Статья 6. Водные объекты общего пользования 1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. 2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. 6. Полоса земли вдоль береговой линии границы водного объекта водного объекта общего пользования береговая полоса предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 244-ФЗ

Так же регламентирован положениями статьи 264 ГК РФ. Статьями 11, 15 и другими – Земельного кодекса.

ГК РФ Статья 264. Права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков

  1. Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
  2. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
  3. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.

Статьями 11, 15 и другими – Земельного кодекса.

ЗК РФ, Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

  1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
  2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

ЗК РФ, Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц

  1. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
  2. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
  3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Право частной собственности на землю имеют физические и юридические лица.

Предусматривает рачительное распоряжение приобретённым участком, с соблюдением установленных санитарных и иных нормативов. Требует использования только по целевому назначению, соответствующему категории земель. Может выступать в роли индивидуальной и совместной собственности, с выделением долей в праве или без выделения таковых.

Основания возникновения и прекращения права собственности на ЗУ

Право частной собственности граждан на земельные участки может опираться на два варианта полномочий приобретателя данного титула:

  1. Приобретение надела в результате перехода имущественных прав от предшествующего правообладателя.
  2. Переоформление участка в собственность , которым правообладатель пользуется на основании иных правомочий.

К первой категории относятся гражданско-правовые прецеденты, сопровождающиеся составлением договора и . и отчуждение земельного участка, находящегося в частной собственности может происходить как:

  • или мена.

Вторая категория отношений опирается на взаимодействие титульного владельца с местной администрацией, которая может предоставить право выкупа или безвозмездной приватизации ЗУ, если физическое лицо владеет наделом на основании:

  • постоянного (бессрочного) пользования;
  • пожизненно наследуемого владения.

Законодатель выделяет проблемы , сопутствующие рыночным земельным отношениям, которые безвозвратно закрепляют за собственником ЗУ вещные права, вменяя ответственность за неиспользование ЗУ или использование не по целевому назначению.

Недобросовестный владелец, имеющий право частной собственности на земельные участки, нарушает регламент установленного законодательства с минимальным риском. Тем не менее со стороны администрации населённого пункта могут предприниматься действия по изъятию ЗУ у нарушителей.

Само право собственности на землю является не прекращаемым видом права: прекращаясь в отношении одного субъекта, оно возникает у другого. Исключение составляют погибшие или уничтоженные объекты, что может произойти в результате пожаров, наводнений, военных действий и т.п.

Остальные формы ориентируются на замену субъекта права и передачу объекта новому правообладателю.

Объекты и субъекты собственности

Объектами в частной собственности находятся земельные участки, переданные государством в собственность физических или юридических лиц. То есть участки, которые исключаются из публичной или федеральной собственности.

  • сельскохозяйственного назначения;
  • земель поселений;
  • промышленных территорий.

Остальные массивы остаются в ведении государства и не допускают перехода в частные руки.

Субъектами определяются физические и юридические лица, выкупившие или приватизировавшие муниципальные земли, либо оформившие имущественную сделку с приобретением ЗУ. Субъект может выступать только конкретное лицо или учреждение, в сторону которого осуществлено оформление ( ?). В то же время субъект разделяется:

  • владения;
  • распоряжения;
  • пользования.

Владение вещным правом на землю определяется как господство над приобретённым участком, гарантирующее беспрепятственное распоряжение и использование в рамках закона и защиту от посягательства на него со стороны третьих лиц.

Распоряжение предусматривает участие правообладателя в гражданско-правовых процессах, в том числе – в имущественных сделках с землёй. Собственник вправе : продать или подарить, а также – оформить надел завещанием или обменять на иной объект недвижимости.

Только собственник вправе передать надел в аренду третьим лицам или оформить сервитут за соразмерную плату . Так же надел может выступить в роли предмета залоговой стоимости при оформлении кредита.

Пользование сохраняет за собственником право обрабатывать землю, используя её по целевому назначению. Он может извлекать прибыль из выращивания сельскохозяйственной продукции или строить жилой дом на землях населённых пунктов. Такие земли могут участвовать в бизнесе и выполнять прочие функции, по усмотрению собственника, в соответствии с нормами законодательства.

Частная собственность на ЗУ санкционирована государством и опирается на конституционные права граждан РФ и иные источники законодательства.