Местные органы власти и жкх. Полномочия органов местного самоуправления в некоторых областях управления


В соответствии со статьей 6 Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения относятся: содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений; создание условий для жилищного и социально - культурного строительства; благоустройство и озеленение территории муниципального образования; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.


Таким образом, законодательством закреплено за органами местного самоуправления решение указанных вопросов. Но чтобы данные вопросы были решены в полной мере необходимо не только установление их в соответствующем нормативном правовом акте, но и наличие необходимых материальных ресурсов для их реализации.


Организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом " Органы МСУ регулируют отношения между исполнителями и потребителями услуг по тепло-, электро-, водоснабжению и канализации и распространяются на потребителей и исполнителей услуг независимо от их ведомственной принадлежности, форм собственности и организационно-правовой формы Органы МСУ создают предприятия и учреждения, в собственности, полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерно инфраструктуры В обязанности органов МСУ входит предоставление потребителю коммунальных услуг, либо выступают заказчиками на оказание соответствующих услуг Определение порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений находится в исключительной компетенции представительного органа МСУ


Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп. от 29 декабря 2000 г., 10 января 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.). Закон также устанавливает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Для осуществления сбора и вывоза бытовых отходов и мусора могут создаваться муниципальные предприятия и учреждения, а также размещаться муниципальные заказы.


Обеспечение малоимущих граждан,проживающих в МО и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства (ФЗ-131) Деятельность органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере регулируется Жилищным кодексом РФ от 29 декабря 2004 г., введенным в действие с 1 марта 2005 г. Компетенция органов местного самоуправления в области жилищных отношений установлена в ст. 14 Жилищного кодекса. В нее включаются: учет муниципального жилищного фонда установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма


Обеспечение малоимущих граждан,проживающих в МО и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства Компетенция органов местного самоуправления в области жилищных отношений: определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированног о жилищного фонда предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения согласование переустройства и перепланировки жилых помещений


Обеспечение малоимущих граждан,проживающих в МО и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства Компетенция органов местного самоуправления в области жилищных отношений: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации Продолжение


Обеспечение малоимущих граждан,проживающих в МО и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства Вопросы обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, находят отражение и в подзаконных актах. Так, "Основные направления нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренные Указом Президента РФ от 29 марта 1996 г. 431 в п. 28 предусматривают, что органы местного самоуправления ежегодно должны устанавливать долю распределяемого муниципального жилья, предоставляемого бесплатно (или за доступную плату) на условиях договора найма. В целях развития жилищного строительства представительные органы муниципальных образований могут принимать решения о создании соответствующих местных внебюджетных фондов. Общие принципы формирования и использования внебюджетных фондов развития жилищного строительства установлены в Постановлении Правительства РФ от 15 июня 1994 г. 664 "Об утверждении Примерного порядка формирования и использования региональных и местных внебюджетных фондов развития жилищного строительства".


Содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения Строительство и эксплуатация указанных дорог и сооружений осуществляется посредством создания органами местного самоуправления соответствующих предприятий и учреждений, а также путем размещения соответствующего муниципального заказа.


Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах МО для организации транспортного обслуживания населения органы местного самоуправления могут создавать транспортные предприятия и учреждения, а также привлекать к этой работе на договорных началах предприятия и организации, расположенные на территории поселения, но не находящиеся в муниципальной собственности. Органы местного самоуправления согласовывают маршруты и графики движения для массовых пассажирских перевозок, а также тарифы на транспортное обслуживание население. В некоторых субъектах РФ принимаются законы, регулирующие порядок осуществления транспортного обслуживания населения.


Организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов Организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов в поселении осуществляется муниципальными предприятиями и учреждениями либо предприятиями иных форм собственности на основе заключенных с органами местного самоуправления договоров.


Организация благоустройства и озеленения территории МО, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов МО Вопросы организации благоустройства и озеленения территории поселения решаются органами местного самоуправления самостоятельно. Леса, расположенные на землях сельских поселений и землях городских поселений (городские леса), в соответствии со ст. 10 Лесного кодекса РФ (в ред. от 29 декабря 2004 г.) не входят в лесной фонд. Полномочия органов местного самоуправления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов установлены в ст. 49 Кодекса. Органы местного самоуправления осуществляют использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, расположенных в границах городских и сельских населенных пунктов (за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Использование, охрана и воспроизводство лесов, расположенных в границах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляются с учетом особенностей организации местного самоуправления, установленных федеральным законом.


Организация благоустройства и озеленения территории МО, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов МО Леса подлежат охране от пожаров, незаконных рубок (порубок), нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, а также защите от вредителей и болезней леса. Основными задачами охраны лесов от пожаров являются предупреждение лесных пожаров, их обнаружение, ограничение распространения и тушение. Защита лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от вредителей и болезней леса обеспечивается систематическим слежением за состоянием лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, своевременным выявлением очагов вредителей и болезней леса, мерами по профилактике возникновения указанных очагов, их локализации и ликвидации.


Осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья Согласно ст. 88 Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 г. 167-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2004 г.) общее водопользование осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, а также условиями, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда, федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора и другими федеральными органами исполнительной власти в области управления использованием и охраной природных ресурсов в пределах их компетенции.


Осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья Органы местного самоуправления устанавливают места, где запрещены забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных плавательных средствах, водопой скота, а также определяют иные условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территориях городских, сельских поселений и других муниципальных образований. О запрещении купания и иных подобного рода условиях осуществления общего водопользования население оповещается через средства массовой информации, специальными информационными знаками или иными способами.


Осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья В соответствии со ст. 143 Кодекса, водные объекты используются для массового отдыха, туризма и спорта в местах, устанавливаемых органами местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда, с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, с федеральным органом исполнительной власти в области санитарно- эпидемиологического надзора, с соблюдением требований охраны жизни людей на воде, определяемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.


СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ УПРАВЛЕНИЯ I. Органы МСУ: 1) обязаны обеспечивать равные условия деятельности управляющих независимо от организационно-правовых форм 2) могут предоставлять управляющим, ТСЖ либо ЖСК бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов 3) обязаны обучать лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами или обучения лиц, имеющих намерение стать управляющими II. Органы местного самоуправления и управляющие организации обязаны предоставлять гражданам информацию: 1)об установленных ценах и тарифах 2)о размерах оплаты 3)о перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ 4)о ценах и тарифах на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг (ст. 165 Жилищного кодекса РФ)


Постановлением Правительства Саратовской области от 25 августа 1997 г. N 59-П утверждена Программа реформирования жилищно- коммунального хозяйства Саратовской области. В ней определены основные полномочия органов местного самоуправления в указанной сфере. Органы местного самоуправления непосредственно или через службы заказчика, управляющие компании выступают заказчиками на обслуживание, содержание, ремонт и развитие объектов жилищно- коммунального хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, заключая, как правило, на конкурсной основе договоры на указанные виды работ с организациями различных форм собственности, осуществляющими жилищно-коммунальное обслуживание.


Основные функции органов местного самоуправления (службы заказчика, управляющей компании) сводятся к следующему: - заключить на конкурсной основе договоры на жилищно-коммунальное обслуживание с организациями различных форм собственности; - формировать муниципальный заказ; - контролировать качество работ и услуг, выполняемых и оказываемых организациями жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с договором; - предъявлять санкции организациям, осуществляющим жилищно- коммунальное обслуживание, за невыполнение договорных обязательств; - обеспечивать оплату жилищно-коммунальных услуг в соответствии с договорными обязательствами; - участвовать в отборе объектов жилищно-коммунального хозяйства для капитального ремонта и реконструкции, а также в приемке работ по их завершению;


Аккумулировать средства населения, организаций- потребителей в виде оплаты жилищно-коммунальных услуг, а также ассигнования из местного бюджета в виде дотаций на услуги жилищно-коммунального хозяйства (если не предусмотрены прямые расчеты с организациями, осуществляющими жилищно-коммунальное обслуживание). - рассматривать предложения, заявления и жалобы потребителей по качеству жилищно-коммунального обслуживания и принимать по ним меры в пределах представленных полномочий;


В тех случаях, когда служба заказчика или управляющая компания являются юридическим лицом, ей могут быть переданы в хозяйственное ведение или оперативное управление основные фонды объектов жилищно- коммунального хозяйства, обеспечивающих жизнедеятельность населенных пунктов.


Органы местного самоуправления передают организациям жилищно- коммунального хозяйства в хозяйственное ведение основные фонды (производственные базы, мастерские, гаражи, склады, транспортные средства, иное оборудование), предназначенные для обслуживания, содержания и ремонта объектов жилищно- коммунального назначения. С учетом экономической целесообразности и местных условий данным организациям могут быть переданы на обслуживание или в хозяйственное ведение и основные фонды объектов жилищно- коммунального назначения.


Организатор конкурса вправе отказаться от его проведения, но не позднее, чем за тридцать дней до его проведения, если иное не оговорено в извещении. В случае, когда организатор конкурса отказался от его проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.


В постановлении Губернатора Саратовской области от 19 ноября 1997г. N 837 "О перечнях социально значимых товаров и услуг предприятий торговли и бытового обслуживания населения Саратовской области" (с изменениями от 10 ноября 1998 г.) Рекомендовано главам муниципальных образований области:


Обеспечить продажу и реализацию в районе (городе) социально значимых товаров и бытовых услуг; определить перечень предприятий торговли и бытового обслуживания населения и предпринимателей, осуществляющих реализацию социально значимых продовольственных и непродовольственных товаров и бытовых услуг; предусмотреть наличие в продаже товаров, вырабатываемых местной промышленностью; установить систематический контроль за наличием социально значимых товаров и выполнением бытовых услуг.


В перечень социально значимых услуг предприятий бытового обслуживания населения входит: ремонт и обновление швейных изделий, изготовление детской одежды; ремонт и обновление обуви; ремонт и обновление изделий из натурального меха, кожи и замши; ремонт головных уборов; ремонт и обновление трикотажных изделий; ремонт бытовой радио-электронной аппаратуры, в т.ч. снятой с производства;


Ремонт часов; услуги парикмахерских, изготовление черно-белых фотоснимков для документов; услуги прокатных пунктов; ритуальные услуги; прием заказов на социально- значимые виды услуг (ремонтные виды, услуги личного характера, химическая чистка и крашение, ритуальные услуги); услуги бань и душа.




Решениями органов местной администрации устанавливается режим работы государственным (муниципальным) предприятиям торговли. Кроме того, муниципальные унитарные предприятия согласовывают с соответствующими органами местной администрации при регистрации. товарный профиль (тип) предприятия. Льготы в торговом обслуживании отдельным группам населения предоставляются на основании законодательных актов Российской Федерации, а также на основании решений местных органов исполнительной власти.


На уровне города Саратова приняты нормативные правовые акты, регулирующие полномочия органов местного самоуправления в области торговли, бытового обслуживания населения: - Постановление мэра города Саратова от 8 апреля 2002 г. N 311 "Об упорядочении работы временных торговых точек и летних кафе в весенне-летний период 2002 года на территории города" - Постановление администрации г. Саратова от 14 марта 1994 г. N 141 "Об упорядочении работы юридических и физических лиц, торгующих в ночное время"


Распоряжение Администрации города Саратова от 10 августа 1998 г. N 618-р "Об организации торговли бахчевыми культурами в городе" - Решение Саратовской городской Думы от 28 декабря 1999 г. N "О прейскуранте цен для населения на услуги муниципальных бань".

Е.В. ЗАХАРОВ, аспирант кафедры публичного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета Анализируется действующее российское законодательство в жилищно-коммунальной сфере, рассматриваются вопросы нормативного регулирования участия муниципалитетов в реформе жилищно-коммунального хозяйства. Определены задачи, стоящие перед органами местного самоуправления в ходе проведения реформы.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


Страницы в журнале: 72-76

Е.В. ЗАХАРОВ,

аспирант кафедры публичного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета

Анализируется действующее российское законодательство в жилищно-коммунальной сфере, рассматриваются вопросы нормативного регулирования участия муниципалитетов в реформе жилищно-коммунального хозяйства. Определены задачи, стоящие перед органами местного самоуправления в ходе проведения реформы.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, жилищно-коммунальная реформа, финансовая поддержка, муниципальный бюджет, концессионное соглашение.

The participation of the bodies of local self-government in the reform of housing and communal services

Zakharov E.

Author analyses Russian legislation in the area of housing and utilities and describes the issues of the law regulation of local authorities’ involvement in housing and utilities reform. In conclusion author defines the further steps of local bodies during realization of the reform.

Keywords: local authorities, housing and utilities reform, financial support, municipal budget, concession agreement.

Результаты реформы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в России остаются одним из наиболее наболевших вопросов, поскольку от решения поставленных в ходе реализации реформы задач во многом зависит улучшение качества жизни каждого гражданина. Жилищно-коммунальные услуги для населения имеют особое значение, они жизненно важны и необходимы. Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса в большинстве муниципальных образований России стало проблемой общегосударственного значения.

Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (с последующими изменениями и дополнениями) объекты инженерной инфраструктуры городов были отнесены к муниципальной собственности (п. 1 Приложения 3). Таким образом, муниципалитеты приняли на себя бремя содержания огромного ЖКХ.

В дальнейшем с развитием местного самоуправления полномочия местных органов уточнялись и расширялись. В статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривается, что организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водо-снабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения поселения. При этом местные органы несут бремя содержания объектов коммунального хозяйства, которые относятся к муниципальной собственности.

Полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений определены также в ст. 14 ЖК РФ. Среди полномочий, относящихся к сфере ЖКХ, названы: учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. К данному перечню относятся и полномочия по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, поскольку муниципальное образование при заключении договора социального найма жилого помещения принимает на себя ряд обязательств, в том числе по содержанию жилого помещения.

Коммунальную (инженерную) инфраструктуру муниципалитета можно охарактеризовать как совокупность объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения и предприятий, а также иных связанных между собой и территориально обособленных в границах муниципального образования объектов, необходимых для удовлетворения нужд потребителей и устойчивого функционирования предприятий и организаций.

Очевидно, что построенная еще в советские времена коммунальная инфраструктура морально и физически устарела, требует модернизации. Самостоятельно справиться с этим органы местного самоуправления не в состоянии. В последнее время государством прилагаются значительные усилия по улучшению ситуации в сфере ЖКХ.

В рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 № 675) была принята подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры». В настоящее время действует подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050).

В 2010 году одобрена Концепция федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы» (утв. распоряжением Правительства РФ от 02.02.2010 № 102-р) (далее - Концепция), задачами которой являются: проведение соответствующих современным требованиям капитальных ремонтов жилых домов, включая требование энергоэффективности; снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры; финансовая устойчивость предприятий коммунальной сферы. Особая роль в решении поставленных задач отводится органам местного самоуправления.

Концепция предусматривает создание единых муниципальных баз информационных ресурсов, включающих в себя автоматизированный сбор информации, расчетно-сервисное обслуживание потребителей услуг по принципу «одного окна», контроль несанкционированного потребления ресурсов, обмен данными с отраслевыми государственными автоматизированными системами и другие мероприятия.

Главной проблемой развития коммунальной инфраструктуры по-прежнему остается недостаточное финансирование. В Концепции отмечается, что финансирование единых муниципальных баз из местных бюджетов малоэффективно, поскольку в Российской Федерации в настоящее время ни одно муниципальное образование не имеет полностью сформированной комплексной программы, а возможности муниципальных бюджетов в подавляющем большинстве случаев недостаточны для финансирования деятельности по разработке и реализации программ комплексного развития. Денежные средства в ЖКХ планируется привлекать посредством концессионных соглашений с участием органов местного самоуправления, а также ассигнований из федерального бюджета.

При этом надо понимать, что муниципальные информационные базы имеют лишь косвенное отношение к коммунальной инфраструктуре, а требуемые вложения непосредственно в объекты капитального строительства (теплотрассы, очистные сооружения, водопроводы) достаточно велики.

Предлагаются и другие способы привлечения денежных средств в сферу ЖКХ на долгосрочной основе. В частности, А.В. Чернов и Т.А. Семина видят решение проблемы нехватки финансовых ресурсов в структурном финансировании проектов, связанных с привлечением инвестиций в ЖКХ, что позволяет объединить характеристики одного или нескольких активов предприятий ЖКХ, участвующих в проектном финансировании, в единый базовый актив - инструмент, обладающий оптимальными параметрами доходности и риска. Суть заключается в объединении финансовых активов одного или нескольких предприятий ЖКХ для создания более привлекательного инвестиционного инструмента по сравнению с отдельными составляющими финансовых активов этих предприятий ЖКХ. Авторы отмечают, что для муниципальных образований структурное финансирование дает ряд преимуществ, среди которых: расширение круга вовлекаемых в оборот залоговых активов, существенное увеличение объемов привлекаемого капитала, улучшение условий предоставления средств и удешевление кредитных ресурсов.

Таким образом, финансировать мероприятия, связанные с реформированием коммунальной отрасли, можно двумя способами: разработкой различных программ на федеральном уровне с указанием источников финансирования (ассигнования из федерального бюджета или софинансирование из бюджетов различных уровней) либо осуществлением модернизации непосредственно муниципалитетами с помощью различных финансовых инструментов.

Федеральными властями был выбран первый путь развития, в результате чего на практике складывается ситуация, когда муниципалитеты ждут прямых финансовых вливаний из федерального центра и из регионального бюджета для того, чтобы «залатать дыры» в жилищно-коммунальном комплексе.

Способствовать успешной реализации реформы ЖКХ должен был Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Закон № 185-ФЗ). Принятие данного закона, на наш взгляд, обусловлено неспособностью как региональных властей, так и местных органов власти кардинально улучшить ситуацию в сфере ЖКХ.

Норма ч. 2 ст. 20 Закона № 185-ФЗ указывает, что «средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда и предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, распределяются субъектом Российской Федерации между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и выполнившими предусмотренные статьей 14 настоящего Федерального закона условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда».

Участие в софинансировании муниципальных образований определяется самим субъектом Российской Федерации.

Существует мнение, что целесообразно более четко указать на возможность освобождения муниципальных образований от софинансирования в зависимости от фактической бюджетной обеспеченности каждого муниципального образования субъектом Российской Федерации.

Таким образом, созданием Фонда, по сути, узаконены прямые вливания денежных средств в коммунальную инфраструктуру, принадлежащую муниципалитетам. Решая насущные вопросы ремонта объектов ЖКХ, федеральные власти отстраняются от проблемы создания самостоятельной муниципальной системы финансирования ЖКХ.

Региональным властям, в свою очередь, необходимо на нормативном уровне четко определить сферу деятельности органов местного самоуправления в рамках реализации Закона № 185-ФЗ. Так, в Республике Марий Эл была утверждена республиканская адресная программа «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов» на 2009 год (утв. распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 13.03.2009 № 124-р). Республиканская адресная программа определяет, что администрации муниципальных образований:

Публикуют в СМИ муниципального образования и на сайте муниципального образования в сети Интернет информацию об отборе подрядных организаций для проведения капитального ремонта многоквартирных домов и о ходе ремонта;

Принимают решения о распределении средств Фонда, республиканского бюджета Республики Марий Эл и средств, предусмотренных в местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, между многоквартирными домами, включенными в программу;

Осуществляют контроль соблюдения товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями порядка выбора подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов;

Перечисляют средства долевого финансирования капитального ремонта товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям;

Осуществляют контроль хода проведения работ по капитальному ремонту подрядными организациями и целевого использования направленных средств;

Представляют в установленном порядке отчетность о ходе реализации мероприятий в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл.

Кроме того, органы местного самоуправления представляют отчеты о целевом использовании средств с указанием перечня объектов, объема и стоимости выполненных работ по каждому дому.

Основной задачей Фонда содействия реформированию ЖКХ стал ремонт многоквартирных домов, в которых проживают граждане. Однако остается нерешенной проблема изношенности инженерных коммуникаций, обеспечивающих нормальное функционирование жилых домов.

Среди полномочий органов местного самоуправления в коммунальной отрасли особую роль занимает тарифное регулирование. Перечень указанных полномочий определен в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Закон № 210-ФЗ). Органы местного самоуправления именуются в данном законе органами регулирования муниципальных образований, что подчеркивает важность возложенных на них законом полномочий.

Представительные органы муниципальных образований наделены полномочиями по утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры, а также по установлению надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Очевидно, что законодатель, как и в случае с модернизацией коммунальной инфраструктуры, особое внимание уделяет привлечению инвестиций в ЖКХ (в данном случае - посредством совершенствования тарифного регулирования).

Исходя из основных понятий, используемых в Законе № 210-ФЗ, можно сделать вывод, что инвестиционные программы должны формироваться за счет надбавок к цене (тарифу) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса.

Однако тарифы растут, коммунальные ресурсы дорожают, а инженерные коммуникации ветшают.

На основании изложенного выше можно выделить две группы полномочий органов местного самоуправления в ходе реформы ЖКХ:

Полномочия по обеспечению функционирования систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований;

Полномочия в области тарифного регулирования, осуществляемые органами регулирования муниципальных образований.

Анализ предоставленных местным органам полномочий показывает, что цель реформы - модернизация ЖКХ путем привлечения в отрасль частного капитала. С учетом выбранного экономического курса государства эта цель и средства ее реализации, безусловно, оправданны и правильны. Однако проведение реформы ЖКХ выявило извечную проблему избыточности полномочий органов местного самоуправления и необеспеченности финансовыми возможностями.

Как результат, прямое финансирование из федерального бюджета отдельных наиболее важных направлений развития муниципалитетов, к которым относится и коммунальная инфраструктура, остается при сложившейся системе взаимоотношений государственной и местной властей единственным выходом.

Кроме того, необходимо учитывать, что частный капитал готов финансировать только те проекты, которые будут давать прибыль. Инвестирование в ЖКХ в нынешних условиях возможно только на долгосрочной основе, при этом получение прибыли не гарантировано.

В заключение необходимо отметить наиболее важные, на наш взгляд, задачи, стоящие перед органами местного самоуправления в ходе проведения реформы ЖКХ:

Дальнейшее развитие местной нормативной базы;

Создание финансовых механизмов, позволяющих на долгосрочной основе привлекать денежные средства в систему ЖКХ;

Установление муниципальных социальных стандартов и нормативов качества отдельных видов жилищно-коммунальных услуг, контроль их соблюдения;

Совершенствование тарифной политики для установления баланса между интересами потребителей и поставщиков коммунальных ресурсов;

Информационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления в отрасли ЖКХ.

Проводимая реформа ЖКХ в очередной раз сталкивается с проблемами разграничения уровней публичной власти, что, по нашему мнению, требует дальнейшего совершенствования ее механизма.

Литература

Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учеб. 3-е изд. - М., 2010. - 672 с.

Чернышева Н.Ю. Жилищно-коммунальное хозяйство: практ. пособие. - М., 2010. - 79 с.

Библиография

1 См.: Чернов А.В., Семина Т.А. Привлечение финансирования в сферу жилищно-коммунального хозяйства // Жилищное право. 2010. № 3.

2 См.: Чертков А.Н., Полещенко Д.А. Некоторые вопросы правового регулирования содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства // Законодательство и экономика. 2009. № 4.

3 СЗ Республики Марий Эл. 2009. № 4 (II ). Ст. 207.

Поделитесь статьей с коллегами:
  • 10. Местное самоуправление в зарубежных странах.
  • 11. Понятие Местное самоуправление.
  • 13. Функции местного самоуправления.
  • 14. Понятие правовых основ местного самоуправления в рф
  • 8. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России.
  • 12. Принципы местного самоуправления.
  • 9. Организация местной власти в советский период.
  • 16. Федеральные законы рф – нормативно-правовая база, необходимая для организации и деятельности местного самоуправления.
  • 17. Правовые основы местного самоуправления в законодательстве субъектов рф
  • 20. Понятие территориальных основ местного самоуправления в рф.
  • 18. Понятие система муниципальных правовых актов
  • 24. Понятие и формы межмуниципального сотрудничества.
  • 19 Устав муниципального образования
  • 23. Преобразование муниципальных образований
  • 21Формы территориальной организации местного самоуправления.
  • 29. Собрание граждан и Конференция граждан (собрание делегатов)
  • 22.Установление и изменение границ муниципального образования
  • 25. Местный референдум: понятие, процедура проведения.
  • 26. Опрос граждан: понятие, порядок назначения, правовые последствия.
  • 27. Муниципальные выборы: понятие, процедура проведения.
  • 28. Сходы граждан.
  • 30. Правотворческая инициатива граждан
  • 31. Обращения граждан в органы местного самоуправления
  • 33. Понятие и виды органов местного самоуправления.
  • 34.Представительный орган муниципального образования
  • 35.Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования.
  • 39. Категории и виды муниципальных должностей.
  • 38. Понятие муниципальной службы и ее принципы.
  • 36.Глава муниципального образования
  • 37.Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления
  • 40. Муниципальный служащий: права, обязанности, гарантии и социальные льготы.
  • 41.Порядок поступления, прохождения и прекращения муниципальной службы
  • 45. Основные полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью.
  • 46. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не ходящими в состав муниципальной собственности.
  • 44. Понятие и структура местных бюджетов..
  • 43. Муниципальная собственность: способы формирования и со­став.
  • 43. Муниципальная собственность.
  • 47.Порядок подготовки, обсуждения, принятия и исполнения местного бюджета. Контроль за исполнением бюджета.
  • 49.Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды
  • 48. Полномочия органов местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов.
  • 50. Полномочия органов местного самоуправления в области строительства.
  • 52. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства.
  • 51. Полномочия органов местного самоуправления в области транспорта и связи.
  • 53. Полномочия органов местного самоуправления в области тор­гового и бытового обслуживания населения.
  • 54.Полномочия органов местного самоуправления в области образования.
  • 55. Полномочия органов местного самоуправления в области здравоохранения и социальной защиты.
  • 56.Полномочия органов местного самоуправления в области культуры, физкультуры и спорта.
  • 58. Понятие и система гарантий местного самоуправления.
  • 57.Полномочия органов местного самоуправления в сфере обеспечения законности, охраны общественного порядка, обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
  • 59. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления.
  • 60. Ответственность органов и выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением, физическими и юридическими лицами.
  • 61.Ответственность представительного органа и главы муниципального образования перед государством.
  • 62.Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.
  • 52. Полномочия органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства.

    Полномочия органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства имеют определенные особенности. Большинство полномочий, переданных от органов исполнительной власти, содержатся в рекомендательных нормах. Например, Указом Президента России от 28 апреля 1997 г. N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" утверждена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации. При этом органам местного самоуправления рекомендовано разработать региональные программы реформы жилищно-коммунального хозяйства. В названной Концепции содержатся рекомендации органам местного самоуправления ускорить процесс разгосударствления организаций жилищно-коммунального хозяйства, функционирующих в этой сфере, обеспечить реальное равноправие хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и заключение соответствующих договоров на конкурсной основе, осуществлять контроль за установлением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей путем введения оценки объективности расчета затрат предприятий - естественных монополистов и прибыли для формирования цен, а также обеспечивать участие в работе региональных энергетических комиссий всех заинтересованных сторон (органы местного самоуправления, организации по защите прав потребителей, антимонопольные органы и другие) при установлении тарифов как для организаций коммунального хозяйства, так и для организаций - поставщиков топливно-энергетического комплекса; повышать организационно-правовую и финансово-экономическую независимость хозяйствующих субъектов для перехода на договорные отношения в сфере производства жилищно-коммунальных услуг; контролировать обеспечение в рамках договорных отношений гарантированного обслуживания потребителей жилищно-коммунальных услуг на уровне федеральных социальных стандартов; способствовать внедрению приборов индивидуального учета и регулирования расходов воды, тепла, газа и других энергоресурсов.

    Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2001 г. N 804 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2002 год" органам местного самоуправления рекомендовано:

    а) устанавливать стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги (в целом по всем видам этих услуг) в 2002 г. в размере, предусмотренном в Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента РФ от 28 апреля 1997 г. N 425;

    б) руководствоваться федеральными стандартами и установленным стандартом уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги при расчете размера средств бюджетов муниципальных образований, направляемых на покрытие расходов предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства;

    в) устанавливать стандарты предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья по муниципальным образованиям дифференцированно, с учетом арктических районов, районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, в пределах утвержденного федерального стандарта для соответствующего субъекта Российской Федерации;

    г) изменение оплаты жилищно-коммунальных услуг осуществлять с учетом уровня доходов населения и мер по социальной защите малоимущих категорий граждан, а также реализации мероприятий, направленных на снижение издержек при оказании жилищно-коммунальных услуг и повышение качества обслуживания потребителей;

    д) обеспечить в 2002 - 2003 годах поэтапное сближение тарифов на водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение, а также на уничтожение, утилизацию и захоронение твердых бытовых отходов (по категориям потребителей) и сокращение дотирования предоставляемых населению услуг за счет промышленных и приравненных к ним потребителей.

    Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2002 г. N 490 "О проведении эксперимента по применению экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства" органам местного самоуправления рекомендовано:

    а) принять необходимые меры по организации и проведению эксперимента на соответствующих территориях;

    б) определить в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, уполномоченные банки, привлекаемые в ходе эксперимента к формированию системы персонифицированных социальных счетов для осуществления адресной социальной поддержки населения при оплате жилищно-коммунальных услуг;

    в) устанавливать дифференцированные ставки оплаты жилищно-коммунальных услуг в зависимости от их количества и качества;

    г) формировать проекты соответствующих бюджетов с включением в них расходов на предоставление населению субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, обеспечивающих полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание указанных услуг;

    д) организовать контроль за проведением эксперимента.

    В действующем законодательстве, особенно в подзаконных актах, редко используются нормы, расширяющие полномочия органов местного самоуправления в этой сфере. Чаще всего используется опосредованное регулирование полномочий этих органов. Например, Постановлением Правительства России от 26 мая 1997 г. N 621 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг" установлено, что при сохранении за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления права определять основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг размеры финансовой помощи, оказываемой субъектам Российской Федерации из средств федерального бюджета (в первую очередь в виде трансфертов), рассчитываются на основании ежегодно определяемых в соответствии с утвержденной в установленном порядке методикой федеральных стандартов.

    Подзаконные акты российского законодательства иногда конкретизируют полномочия органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства через инструктивный правовой материал, через различного рода правила, порядки, инструкции. Например, Постановлением Правительства России от 12 февраля 1999 г. N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" при толковании понятийного аппарата, используемого в данном акте, конкретизируются полномочия муниципалитетов. В части первой Правил указано, что "лимит водопотребления (водоотведения)" - это установленный абоненту органами местного самоуправления предельный объем отпущенной (полученной) питьевой воды и принимаемых (сбрасываемых) сточных вод на определенный период времени; а "нормативы водоотведения или нормативы сброса" - это установление органами местного самоуправления показателей объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие нормальное функционирование. "Разрешительная документация" - это разрешение на присоединение к системам водоснабжения (канализации), выдаваемое органами местного самоуправления по согласованию с местными службами Госсанэпиднадзора, и технические условия на присоединение, выдаваемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

    Данными Правилами установлено, что для населенных пунктов, имеющих общесплавные системы канализации, по решению органов местного самоуправления разрабатываются и утверждаются в установленном порядке местные правила пользования такими системами канализации. Для присоединения новых, реконструируемых, перепрофилируемых или расширяемых объектов к системам водоснабжения и канализации, а также при выполнении водоохранных мероприятий абонент (заказчик) должен получить разрешение органов местного самоуправления, выдаваемое при наличии заключения организации водопроводно-канализационного хозяйства о технической возможности присоединения к системам водоснабжения и канализации. При этом организация водопроводно-канализационного хозяйства при наличии технической возможности и заявки с необходимыми расчетами производит присоединение к системам водоснабжения и канализации строящихся объектов и торговых организаций, работающих только в летний период, и объектов дорожного хозяйства и благоустройства, расположенных в местах, разрешенных органами местного самоуправления, по временной схеме. Учет объемов питьевой воды на пожаротушение, ликвидацию аварий и стихийных бедствий, а также ее оплата осуществляются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. Лимиты водопотребления и водоотведения абонентам устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту также органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

    Если к абоненту присоединены субабоненты, то расчет за отпуск им воды и прием от них сточных вод и загрязняющих веществ производится субабонентами по договорам, если иной порядок расчетов не установлен органами местного самоуправления.

    Постановлением Правительства РФ от 2 августа 1999 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (в последующ. ред.) установлено, что органами местного самоуправления утверждаются:

    нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг; ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ) с учетом реализации мероприятий по их снижению в результате выявляемых при проведении экспертизы тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в их оплате, необоснованных затрат. Принятию решения по пересмотру размеров ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги должна предшествовать проводимая в обязательном порядке экспертиза экономической обоснованности тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых при оплате соответствующих услуг.

    Органы местного самоуправления имеют право в течение переходного периода устанавливать размер максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи и размер платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги.

    При этом установление предельных размеров платы населения за жилье и коммунальные услуги ниже федерального стандарта не может служить основанием для перераспределения средств.

    Постановлением Правительства России от 21 августа 2001 г. N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в пределах их полномочий предписано в 2002 - 2003 годах принять меры по поэтапному сближению тарифов по категориям потребителей на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов и довести в 2003 г. тарифы на указанные услуги для всех потребителей до уровня, обеспечивающего возмещение затрат на их предоставление и развитие объектов коммунальной инженерной инфраструктуры; обеспечить адресную социальную помощь малообеспеченным слоям населения для оплаты коммунальных услуг.

    При этом органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг для населения в соответствии с Методическими рекомендациями по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999 г. N 192; устанавливать тарифы на услуги на основании подтвержденных экспертизой экономически обоснованных затрат на предоставление этих услуг и с учетом Методических рекомендаций, указанных в подп. "а" п. 2 данного Постановления, а также отказаться от практики установления для отдельных категорий потребителей льгот по оплате услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов с приведением своих нормативных актов по вопросам регулирования тарифов на указанные услуги в соответствие с указанным Постановлением.

    "

    Модернизированное жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ) характеризуется рациональным разграничением полномочий органов публичной власти (государственного и муниципального управления). Нововведения имеют неразрывную связь с формированием социального государства в РФ, повышением качества жизни населения.

    На сегодняшний день ЖКХ - это сложная, комплексная отрасль хозяйства, обеспечивающая надлежащее функционирование инженерных инфраструктур, строений, предназначенных для жилья в населенных пунктах. Сфера ЖКХ связана с созданием удобств и комфорта для проживания и пребывания в жилых домах населения с предоставлением им большого перечня жилищно-коммунальных услуг. Эту отрасль связывают напрямую с качеством жизни человека. Поэтому требуется формирование эффективного правового механизма обуславливающего взаимодействие и научно-производственную организацию органов местного самоуправления, их взаимодействие с населением для цели реформирования жилищно-коммунального комплекса. Необходимо переводить его на качественно иной уровень с использованием материально-технической базы нового образца Мартынова С. Э. К проблеме формирования методики оценки удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов // Проблемы управления в социальных системах. - 2014. - №2. - С. 39.

    В России рыночная экономика идет по пути укрепления. Особое развитие получают частные организации в последние годы. Они функционируют и составляют конкуренцию государственным и муниципальным предприятиям, занимая важную роль. Это приводит к необходимости пересмотра роли органов МСУ в области жилкомуслуг.

    При рассмотрении вопроса о месте, а также роли ЖКХ при решении вопросов местного значения, нужно остановить взгляд на сущности вопросов местного значения.

    Основная проблематика жалоб, поступивших в 2015 году к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, касалась уголовного процесса (30%), жилищных прав и сферы ЖКХ (16%), уголовно-исполнительного производства (14%), социального страхования и обеспечения (5%), оборонной сферы (4%), миграции и вопросов гражданства (4%). По вопросам соблюдения либо восстановления всех иных прав доля обращений составила 27%.

    Октябрь 2007 г. ознаменовался внесением дополнений в Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Была включена новая статья 18.1, содержащая критерии оценки эффективности деятельности органов МСУ. Президент своим Указом от 28 апреля 2008 г. №607 утвердил список основных и дополнительных показателей, определяющих оценку эффективности деятельности органов МСУ муниципальных районов и городских округов Население даст оценку местному самоуправлению [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// Ladoga-park.ru, свободный..

    Разработанная система показателей позволяет оценить работу органов местного самоуправления в различных сферах: образование, здравоохранение, дорожное хозяйство и транспортное обслуживание, жилищное строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и другие направления.

    Постановлением Правительства РФ от 17.12.2012 г. № 1317 "О мерах по реализации Указа Президента РФ № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» была введена методика мониторинга оценки эффективности деятельности органов местного уровня в городских округах и муниципальных районах. Она дает возможность оценить деятельность муниципальных органов исключительно по общим показателям. Это говорит о ее универсальности.

    Тем не менее, эта методика не лишена недостатков. Один из них - это наличие среди показателей конечных результатов деятельности органов МСУ показателей, которые далеко не всегда можно считать таковыми. Средства могут выделяться значительные, но расходоваться они могут неэффективно Формирование стратегии развития муниципальных образований / Д.А. Гай-нанов, И.В. Дегтярева и др. - Уфа: Гилем, 2015. - 163 с..

    Второй недостаток - это использование показателей, которые зависят, от деятельности властей сразу нескольких уровней и от набора целого ряда объективных факторов. К числу таковых относятся, например, объем инвестиций, внесенных в основной капитал (исключая бюджетные средства) из расчета одного жителя (руб.). Этот показатель вообще находится в прямой зависимости от уровня экономического развития территории, поэтому высокоразвитые муниципалитеты автоматически будут иметь гораздо более высокие значения показателя по сравнению с муниципалитетами с низким уровнем экономического развития.

    Третий недостаток методики - это неполное отражение в системе показателей полномочий органов местного самоуправления, установленных в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    Четвертый недостаток - это недостаточное количество критериев для оценки населением деятельности органов МСУ. На наш взгляд удовлетворенность населения работой ОМСУ должна выражаться не только организацией транспортного обслуживания, качеством автомобильных дорог, и уровнем жилищно-коммунальных услуг, как это указано в Постановлении Правительства.

    Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство выступает в качестве сложной, комплексной отрасли народного хозяйства, обеспечивающей функционирование инженерной инфраструктуры, создавая удобную среду проживания, обеспечение населения услугами водоснабжения, отопления, электроснабжения, газоснабжения. К полномочиям органов МСУ в этой сфере в основном относится регулирование посредствам установления тарифов и нормативов потребления услуги.

    А. В. Стукалов

    Полномочия органов местного самоуправления в сфере ЖКХ: вопросы теории и практики

    Введение

    Сегодня в целях реформирования местного самоуправления в Российской Федерации необходимо создать условия для самостоятельного формирования и функционирования муниципальных образований путем как увеличения доходной части местных бюджетов, так и определения правовой компетенции органов местного самоуправления.

    По нашему мнению, модернизация жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ) и рациональное разграничение полномочий между органами публичной власти неразрывно связаны со становлением социального государства в Российской Федерации, повышением качества жизни отдельного гражданина.

    Президентом РФ В.В. Путиным на заседании Государственного совета 17 июля 2012 года был сделан акцент на бездействии органов местного самоуправления в решении острых вопросов в ЖКХ (неэффективность управляющих компаний, завышение тарифов, низкое качество оказываемых услуг, хищение бюджетных средств)1.

    В настоящее время ЖКХ представляет собой сложную, комплексную отрасль народного хозяйства, которая обеспечивает функционирование инженерной инфраструктуры, различных зданий населенных пунктов, создающих удобства и комфорт для проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.

    Данная отрасль, безусловно, напрямую связана с качеством жизни каждого отдельного гражданина и требует формирования эффективного правового механизма взаимодействия и научно-производственной организации с органами местного самоуправления, населением с целью реформирования жилищно-коммунального комплекса для его перевода на качественно новую материально-техническую базу.

    В условиях становления в России рыночной экономики в последние годы наряду государственными и муниципальными предприятиями важную роль стали занимать частные организации, что привело к значительному пересмотру роли органов местного самоуправления в области ЖКХ.

    В целом в нашей стране отрасль ЖКХ остается непрозрачной, закрытой, коррупционной. С момента распада СССР не получилось создать конкурентный рынок коммунальных услуг: на смену монополиям местного значения приходят новые монополии, аффилированные с крупными энергетическими компаниями и финансовыми структурами, подконтрольные должностным лица различного уровня вертикали власти (названная проблема будет рассмотрена более детально ниже).

    Одним из достижений реформы ЖКХ стал переход на полную оплату потребителями коммунальных услуг, однако с каждым днем возрастает физический износ объектов коммунальной инфраструктуры; учащаются аварии систем жизнеобеспечения в муниципальных образованиях.

    В настоящее время в Российской Федерации законодательно не определен круг полномочий органов местного самоуправления в области ЖКХ, не определена и правовая связь между жилищной отраслью и коммунальной. Следствием чего стало отсутствие законодательно установленного понятия «жилищно-коммунальное хозяйство».

    Для решения накопившихся проблем требуются сложные, комплексные, системные решения, обеспечивающие кардинальное улучшение качества жизни населения и повышающие эффективность отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

    В связи с чем считаем необходимым выработать принципиально новую концепцию развития ЖКХ и реализовать ее в федеральном законе «О деятельности органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства».

    Внедрение в правовую систему названного закона послужит толчком для разработки правоприменителями и учеными из различных отраслей наук Кодекса Российской Федерации жилищно-коммунального хозяйства, по нашему мнению, его принятие – вопрос времени.

    Целевого, комплексного, системного и правого анализа регулирования сферы ЖКХ в рамках конституционного и муниципального права в России до настоящего времени не проводилось. Вместе с тем необходимо отметить, что отдельные правовые аспекты организации управления коммунальным хозяйством, формирования и развития исследовались в трудах известных ученых правоведов: С.А. Авакьяна, Г.В. Атаманчука, Г.В. Барабашева, С.А. Бурмистровой, В.Н. Бутылина, А.И. Васильчикова, В.И. Васильева, Л.А. Велихова, И.И. Веремеенко, Б.Н. Габричидзе, А.Д. Градовского, В.В. Григорьев, А.А. Демко, Н.А. Емельянова, А.И. Коваленко, B.C. Кронского, А.М. Курамшина, О.Е. Кутафина, Б.М. Лазарева, В.П. Логвинов, Г.В. Мальцева, Р.С. Мулукаева, Е.А. Незнамова, И.В. Нечай, О.П. Ольфиренко, Н.Л. Пешина, В.А. Пертцика, А.В. Пикулькина, Ю.В. Попов, А.Е. Постникова, Н.В. Постового, А.А. Сергеев, В.В. Таболина, Н.А. Тарасьян, Д.О. Тепляков, В.И. Фадеева, Е.В. Шишкиной, К.Ф. Шеремета, Ю.Л. Шульженко, Л.М. Энтина и др.

    В настоящее время в связи с институциональным реформированием общества, местного самоуправления, развитием рыночных отношений необходимо также отметить научные труды, О.Е. Бессоновой, В.В. Бузырева, Т.М. Говоренковой, В.И. Коробко, В.С. Чекалина.

    Иные вопросы развития отрасли ЖКХ рассматривались А.А. Алпатовым, Р.М. Джапаридзе, Е.П. Губиным, Е.Б. Лаутсом, М.Н. Кондратьевой, Ж.С. Кулижской, А.В. Пушкиным, М.Д. Фатиевым. Среди зарубежных теоретических разработок значительную роль ученые отводят трудам А. Вебера, К. Еассерта, А. Рисса, И. Редлиха и др.

    В свою очередь, необходимо подчеркнуть, что правовое регулирование полномочий органов местного самоуправления в сфере коммунального хозяйства как комплексной проблемы в юридической науке практически не рассматривалось. Конституционные и муниципальные аспекты, которые проанализированы в настоящей монографии, еще не получили должного научного осмысления в отечественной юридической науке и до сих пор относятся к числу малоизученных. Говоря более предметно, не исследовалась проблема отсутствия единообразия в правотворческой и правоприменительной практике решения вопросов ЖКХ как на территории отдельного региона, так и государства в целом.

    В настоящей работе, поставлена цель проведения анализа существующих теоретических и практических правовых моделей осуществления органами местного самоуправления своих полномочий в отрасли ЖКХ, проблем в названной сфере в условиях финансовой нестабильности, с учетом коррупционного и иных факторов.

    Исходя из чего определено место и роль полномочий органов местного самоуправления в системе муниципальных полномочий, исследовано федеральное и региональное законодательство, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие полномочия органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, классифицированы полномочия органов местного самоуправления в сфере ЖКХ; определены общие и специальные полномочия органов местного самоуправления в области ЖКХ; исследованы конституционные основы полномочий органов местного самоуправления в рассматриваемой области и др.

    Настоящая монография отличается своим комплексным характером, сочетающим многоаспектные проблемы правового регулирования государственного сектора экономики.

    Исследуемые в работе вопросы муниципально-правового регулирования ЖКХ определяют теоретически важный аспект в структуре актуальных проблем современной теории конституционного и муниципального права.

    ГЛАВА 1. Теоретико-правовые основы полномочий органов местного самоуправления в области жилищно-коммунального хозяйства

    1.1. Место и роль полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства в системе муниципальных полномочий

    Рассматривая вопрос о месте и роли жилищно-коммунального хозяйства в решении вопросов местного значения, следует прежде всего остановиться на сущности категории «вопросы местного значения», выступающей, по мнению О.В. Новиченко, первичной по отношению к «полномочиям органов местного самоуправления»2.

    Местное самоуправление представляет собой уровень публичного управления, самостоятельное политико-территориальное образование, поэтому при определении его компетенции следует исходить из общегосударственной компетенции. Поскольку последняя определяется с учетом границ территорий РФ и ее субъектов, то компетенция самоуправления реализуется через компетенцию муниципального образования3.

    С.Е. Чаннов отмечает, что любые полномочия, закрепляемые за муниципальными образованиями, не могут выходить за круг, очерченный вопросами местного значения4.

    Вместе с тем по своей сути и фактическим обстоятельствам вопросы местного значения установлены законодателем таким образом, что касаются как вопросов ведения федеральных органов государственной власти, так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В связи с чем нагрузка на органы местного остается довольно высокой, а в некоторых регионах страны еще и увеличивается.