Конституционные гарантии прав и свобод личности. Конституционные гарантии прав и свобод личности в российской федерации

Наряду с названными понятиями существует понятие правового положения, которое представляет собой совокупность реализуемых прав, свобод и обязанностей. От правового статуса это понятие отличается своей действенностью, так как это те права и обязанности, которые осуществляются в виде правоотношений , тогда как правовой статус образуют нормы, не все из которых реализуются субъектами.

Основу конституционного статуса человека, личности и гражданина составляют такие принципы, как равенство всех перед законом , неотчуждаемость прав человека; уважение и соблюдение чужих прав и свобод, гарантированность прав и свобод государством.

Конституционный статус включает права, свободы и обязанности личности. Наиболее сложным является соотношение прав и свобод. По этому вопросу существует две точки зрения. Согласно одной из них, названные понятия тождественны, согласно другой -- различны. Их разделение построено с учетом деления правоотношений на относительные и абсолютные. Конституционные права - это такие юридически признанные возможности человека избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы только при условии исполнения соответствующей (корреспондирующей) юридической обязанности государства в лице государственных органов , должностных лиц, а также других субъектов права (например, право на охрану здоровья). Права соответствуют относительным правоотношениям.

Конституционные свободы - это такие правомочия индивида, которые он может реализовать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими субъектами (право на жизнь и т.п.). Реализация индивидом свобод предполагает лишь невмешательство со стороны других субъектов, т.е. они должны воздерживаться от деяний, препятствующих осуществлению свобод.

Конституционные обязанности это предписанные и закрепленные в Конституции определенные вид и мера необходимого (должного) поведения (обязанность сохранять окружающую среду и т.п.).

Конституция Российской Федерации предусматривает право граждан России иметь двойное гражданство в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62 Конституции РФ). Приобретение гражданином Российской Федерации второго гражданства не меняет его правового статуса как гражданина России. За ним сохраняются все права и свободы , и он не освобождается от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации.

Закон устанавливает семь оснований приобретения гражданства Российской Федерации:

  1. в результате признания;
  2. по рождению;
  3. в порядке регистрации;
  4. в результате приема в гражданство;
  5. в результате восстановления в гражданстве;
  6. путем выбора гражданства при изменении границы Российской Федерации;
  7. иные основания.

В случае добровольного волеизъявления, гражданство может быть прекращено по следующим основаниям:

  1. вследствие выхода из гражданства;
  2. вследствие отмены решения о приеме в гражданство, так как подданство было приобретено на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов;
  3. путем выбора гражданства при изменении границы Российской Федерации (оптация);
  4. иные основания, в частности, для недееспособных и детей .

Решением вопросов приобретения и прекращения гражданства занимаются следующие органы: Президент Российской Федерации , комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения России. Закон о гражданстве закрепляет полномочия каждого названного органа.

Порядок рассмотрения вопросов российского гражданства установлен Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации № 386 от 10 апреля 1992 года с изменениями и дополнениями.

Личные конституционные права и свободы человека необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства, для защиты его как человеческой личности . Эти права связаны с индивидуализацией личности, частной жизнью человека. Рассмотрим основополагающие права данной категории. Бесспорно, ядро личных прав и свобод составляет право на жизнь. Это понятие многопланово. С одной стороны, это право понимается как физическое бытие, то есть беспрепятственное функционирование целостного биологического объекта. С другой стороны, жизнь - это бытие определенного качества, соответствующего стандартам, выработанным человеческой практикой. И в этом смысле речь идет о достойной, качественной, полноценной жизни. В таком широком смысле право на жизнь осуществляется одновременно со всеми иными правами и свободами.

Важным является право на защиту и охрану достоинства личности. Достоинство - достаточно общая категория, практически не имеющая внешней формы. Именно это обстоятельство затрудняет ее оценку, выявление, охрану и защиту. Сложилась точка зрения, согласно которой для признания факта умаления достоинства и его защиты необходимо не только установить то, что человек осознавал принадлежность ему каких-либо нравственных, интеллектуальных качеств (субъективная сторона), но и оценить, проявлялись ли эти качества в его деятельности (объективная сторона).

Политические права и свободы

Политические права выражают свободу граждан формировать органы государственной власти и местного самоуправления и участвовать в их деятельности.

Основу политических прав составляет право граждан на участие в управлении делами государства , которое может осуществляться непосредственно или через представителей. Это право носит обобщающий характер и включает в себя различные механизмы его реализации. Так, например, граждане имеют право избирать своих представителей в органы государственной власти и право быть избранными в эти органы, право участвовать в референдуме. Право избирать представляет собой гарантированную государством возможность принимать участие в формировании органов государственной власти. Право быть избранным означает возможность личной деятельности в составе государственных органов.

Мирные митинги, шестг ия и пикетирования также являются политически?, и свободами, так как они позволяют гражданам публично выражать свои требования и интересы, осуществлять свободу слова. Реализация этих свобод не безгранична, так как их пределы определяются интересами государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Собираться можно без оружия и при наличии предварительного уведомления соответствующих органов государственной власти. Запрещается использовать это право для насильственного изменения конституционного строя , разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны .

Социально-экономические и культурные права

Социально-экономические и культурные права : свобода экономической деятельности; право иметь имущество в частной собственности , распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; право на свободный труд; право на отдых; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других случаях; право на благоприятную окружающую среду; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на образование; свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Право на материнство, отцовство и детство должно обеспечиваться государственными и иными гарантиями. Законодательством предусмотрены обоюдные обязанности: родителей по воспитанию и содержанию детей , совершеннолетних, трудоспособных детей в части заботы о нетрудоспособных родителях.

Конституцией Российской Федерации предусмотрена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Эта обязанность направлена на то, чтобы прекратить дальнейшее разрушение природы.

На родителей возлагается обязанность обеспечения получения детьми (до 15 лет) основного общего образования. Эта обязанность способствует снижению роста преступности и является стабилизирующим социальным фактором, так как современный информационный мир не принимает людей без минимального образовательного уровня. Хотя, конечно, основное общее образование - слабая гарантия общественной востребованности человека .

Важной представляется обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. На всех граждан Конституция Российской Федерации (ст. 44) возлагает обязанность беречь памятники истории и культуры.

Финансовая устойчивость государства обеспечивается путем выполнения лицами своей обязанности платить налоги и сборы (ст. 57 Конституции России). Собранные средства используются на содержание государственного аппарата , на социальные выплаты и программы.

Вопрос №20. Конституционные гарантии прав и свобод. Конституционные обязанности.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Вопрос №20. Конституционные гарантии прав и свобод. Конституционные обязанности.
Рубрика (тематическая категория) Государство

Под гарантиями принято понимать правовые средства, обеспечи­вающие реализацию того или иного права человека и гражда­нина. Каждое право только тогда должна быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить. Гарантии, в сущности, и есть обязанности, применительно к конституционным правам и свободам это обязанность государ­ства. Конституция содержит специальные статьи (ст.45-54), устанавливающие гарантии реализации прав и свобод граждан.

Эти гарантии бывают условно разбиты на две группы:

1) Общие гарантии.

Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивыс­шую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неот­чуждаемом естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права.

Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. Гарантом прав и свобод выступает Пре­зидент РФ. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ. Эта функция составляет главное назначение судебной системы. Следовательно, в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, всœе органы государственной власти.

Право человека и самому защищать свои права и свободы (самозащита) всœеми способами, не запрещенными за­коном. Способы самозащиты многообразны: обжалование дей­ствий должностных лиц, обращение в средства массовой ин­формации, использование правозащитных организаций и об­щественных объединœений (профсоюзы и др.). Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия.

Судебная защита прав и свобод. Такая защита наиболее эф­фективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд мо­гут быть обжалованы любые решения и действия (или бездей­ствие) органов гос. власти, органов местного са­моуправления, общественных объединœений и должностных лиц. Объектом обжалования бывают законы, действия и указы Президента͵ постановления Правительства и т. д.

Право обращать­ся с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Это право обусловлено наличи­ем соответствующих международных договоров РФ и используется, в случае если исчерпаны всœе имеющиеся средства правовой защиты. Комитет ООН и Европейский суд по правам человека;

Каждый вправе на возме­щение государством вреда, причинœенного незаконными дей­ствиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Возмещение причинœенного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством.

Законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, не должны издаваться. Данная нор­ма гарантирует незыблемость прав и свобод.

2) Гарантии правосудия.

Гарантия подсудности - никто не должна быть ли­шен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Эта гарантия в равной мере распространяется как на уголовное, так и на гражданское судопроизводство.

Право на юридическую помощь - предоставляется каждому задержанно­му, заключенному под стражу, обвиняемому в совершении преступления право пользоваться помощью адвоката (защит­ника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинœения. Право на защиту относится к числу абсолютных прав, по­скольку ни при каких обстоятельствах человеку нельзя отка­зать в ней, в случае если он обвиняется в уголовном преступлении.

Презумпция невиновности - вина должна быть доказана в предусмотренном ФЗ порядкеʼʼ, что предполагает соблюдение права на защи­ту и других процессуальных гарантий обвиняемому. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания лежит на прокуроре, следователœе и лице, производящем дознание. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Запрет повторного осуждения - никто не должна быть повторно осужден за одно и то же преступление. Это означает, что уголовное дело против гражданина не должна быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению, в случае если данный человек уже был судим по тому же обвинœению и суд вынес приговор или прекратил дело. Снова судить по тому же обвинœению можно только в том слу­чае, в случае если приговор суда будет отменен в порядке судебного надзора, а дело передано в суд на новое рассмотрение.

Недействительность незаконно полученных доказательств - не призна­ются доказательством никакие сведения, полученные с нарушением прав и свобод человека и гражданина.

Гарантия от самообвинœения - человека нельзя принуждать к даче показаний против самого себя или к при­знанию себя виновным. От него нельзя также требовать свиде­тельств против супруга и близких родственников. УПК включает в их число родителœей, детей, родных братьев и сестер, усыновителœей и усыновленных, деда, бабку, внуков, супруга.

Права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью - означает возможность судебного обжалования действий дол­жностного лица, которые, даже не являясь преступлением, нарушают закон, а также компенсацию причинённого ущерба.

Запрет обратной силы закона - закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Следовательно, никто не может нести ответственность за деяние, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Обязанность составная часть правового статуса личности. Конституционное право выполняет в закреплении обязанностей человека и гражданина и специфическую роль.

Оно закрепляет основные обязанности человека и гражданина , которые:

1) имеют всœеобщий характер,

2) не зависят от конкретного правового статуса лица,

3) закрепляются на высшем, конституционном уровне. К таким обязанностям отнесены те, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства, а тем самым и жизнедеятельность общества.

Причем исходя из своей специфики одни обязанности распространяются на каждого человека, другие - только на гражданина РФ.

В конституционно закрепленных обязанностях выражены наиболее важные требования - ответственности личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов. Соблюдение обязанностей обеспечивается всœеми мерами правового и общественного воздействия. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, основные обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с крайне важно стью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Важнейшей обязанностью является соблюдение Конституции и законов . Режим законности - незыблемая основа порядка, стабильности в государстве, обществе, в жизни каждого человека. Обязанность соблюдать Конституцию и законы универсальна, распространяется на всœех субъектов правоотношений. Конкретно как обязанность человека и гражданина она выражается в крайне важно сти у него стойких установок на правомерное поведение во всœех сферах жизни и деятельности. Конституция и законы наиболее обобщенно отражают весь строй общественных отношений, принятые в государстве и обществе нормы, правила поведения людей, которых должен придерживаться каждый человек и гражданин. Любое нарушение этих норм связано с ущемлением интересов государства, общества, граждан.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Конституция предлагает единственно возмож­ный путь избежать этого - закрепляемая ею обязанность вво­дит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной са­морегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав.

Родители обязаны заботиться о детях , их воспитании. Трудоспособ­ные дети , достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудо­способных родителях . Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителœей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Гражданское и семейное законодательство регла­ментирует правоотношения, вытекающие из рассматривае­мых конституционных обязанностей, обеспечивая охрану со­ответствующих им прав.

Конституция возлагает на каждого гражданина обязан­ность получить основное общее образование , а на родителœей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получе­ние детьми этого образования. Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанно­сти. Установление обязанности родителœей носит более конкрет­ный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожале­нию, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о крайне важно сти получения их детьми основного общего образования, без чего их жизнен­ная адаптация окажется затрудненной.

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия , беречь памятники истории и культу­ры. Ясно, что данная обязанность не может лежать только на государстве, к тому же многие культурные ценности находятся в частной собственности у граждан. Данная конституционная обязанность направлена на со­хранение материальных и духовных ценностей многонацио­нального народа России, развитие его культуры.

Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы . В условиях, когда существуют свобода предпринимательства, многообразные формы экономической деятельности, различные не контролируемые и не учитываемые государством источники доходов, уплата налогов уже связана с инициативой человека, обязанного сообщать о своих доходах в налоговые службы, заполнять декларации о доходах. От добровольного исполнения этой обязанности в значительной мере зависят выполнение государством своей социальной роли, иных видов государственной деятельности, охрана его суверенитета͵ обороноспособность, в чем кровно заинтересован и каждый гражданин.

Закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду , бережно относиться к природным богатствам. Природа как внешняя среда обитания человека в век научно-технического прогресса требует особых мер охраны государством и обществом. Но в ней должен участвовать и каждый человек - главный "потребитель" природы. Действует ряд законов об охране природы, атмосферного воздуха, животного мира. Многие нормы этих законов определяют поведение граждан при использовании природных богатств. Обязанностью гражданина является соблюдение установленных правил, активное противодействие их нарушениям со стороны других лиц. Введена или повышена плата за пользование природными ресурсами.

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Федеральный закон от 28.03.1998 ᴦ. "О воинской обязанности и военной службе" определяет условия прохождения военной службы в рядах ВС РФ, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и др.
Размещено на реф.рф
Конституция РФ закрепляет возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, в случае если убеждениям лица или вероисповеданию противоречит несение военной службы. Сегодня осуществляется военная реформа, одним из направлений которой является переход армии на профессиональную, контрактную основу формирования.

Вопрос №20. Конституционные гарантии прав и свобод. Конституционные обязанности. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Вопрос №20. Конституционные гарантии прав и свобод. Конституционные обязанности." 2017, 2018.

Конституционные гарантии прав и свобод личности

Конституция Республики Беларусь не ограничивается простым декларированием прав и свобод. Она закрепляет также достаточно надежный гарантийный механизм их реализации. При этом, относясь к человеку как к высшей ценности общества и государства, Республика Беларусь ставит важнейшей целью обеспечение не только конституционных прав и свобод граждан, но и иных прав, закрепленных в различных нормативных актах и предусмотренных международными обязательствами.

Гарантии прав и свобод – это условия и средства их реализации, связующее звено, которое дает возможность осуществить необходимый в правовом статусе граждан переход от предусмотренной в законе возможности к действительности . Иными словами, гарантировать права и свободы – значит, обеспечить обладание и пользование ими, а также защиту.

Государство обязано гарантировать реальное осуществление прав и свобод всеми доступными ему средствами. Гарантированность прав и свобод – своеобразный механизм ограничения власти, которая всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия во всех сферах человеческой жизни.

В статье 2 Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что не только признание, но и соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина – высшая цель общества и государства. Эта норма конкретизируется в статье 21 Конституции, которая устанавливает, что государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

Что касается классификации гарантий прав и свобод, то в литературе нет единого мнения по данному вопросу. Обобщая имеющиеся точки зрения, их можно классифицировать по следующим основаниям:

· по территории действия – внутригосударственные и международно-правовые;

· по объему охвата прав и свобод – общие и специальные.

Общие гарантии предназначены для обеспечения всех прав и свобод, которыми гражданин (человек) наделен как субъект правоотношений. Данный вид гарантий закреплен в ряде статей Конституции Республики Беларусь. Можно предположить, что в качестве важнейшей из общих гарантий выступает гарантия, закрепленная в статье 79 Конституции, в которой указано, что гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент Республики Беларусь. Функцию гаранта Президент реализует как в своей каждодневной практике, так и инициируя законы, издавая декреты, указы, направленные на защиту правового положения личности и отдельных групп населения: пенсионеров, вынужденных переселенцев, военнослужащих и др.

Защита прав и свобод человека осуществляется и Правительством, которое в соответствии со статьей 107 Конституции Республики Беларусь обязано принимать меры по обеспечению прав и свобод граждан, что оно делает, в первую очередь, через органы внутренних дел и другие правоохранительные структуры.

Важная гарантия содержится в статье 58 Конституции, которая определяет, что никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав.

Осуществление гражданами конституционных прав и свобод во многом зависит от эффективности деятельности государственных органов и общественных объединений. В этой связи важной гарантией реализации прав и свобод граждан выступает норма, содержащаяся в ст.59 Конституции. В соответствии с ней, государственные органы, должностные лица и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.

Эффективной гарантией прав и свобод человека и гражданина является правосудие. Как установлено статьей 60 Конституции Республики Беларусь, каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

Конституция Республики Беларусь предусматривает, что законом охраняются права потерпевших от преступлений и нарушений законности. В соответствии с вышеуказанной статьей (60), с целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда.

Значимы и юридические гарантии, закрепляющие этические (моральные) принципы и нормы. Согласно статье 27 Конституции Республики Беларусь, никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.

Важная правовая гарантия прав и свобод содержится в статье 62 Конституции, в которой сказано, что каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств. Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.

В качестве одной из общих гарантий прав и свобод выступают и положения ст.63 Конституции, в соответствии с которой приостановление основных прав и свобод не допускается. Это может быть осуществлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и переделах, определенных Конституцией и законом.

Необходимым условием реализации гражданами прав и свобод является благоприятная международная обстановка, обеспечивающая основное право человека – право на жизнь. В соответствии со ст.59 Конституции, государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией.

В качестве важного гаранта, осуществляющего контроль за соблюдением властями правового статуса личности, выполняет в Республике Беларусь Конституционный суд, наделенный соответствующими полномочиями в этой сфере.

Специальные гарантии . Кроме общих гарантий многие права и свободы дополнительно обеспечиваются специальными гарантиями, т.е. они гарантируются как бы дважды. Подобные права и свободы закрепляются вместе с гарантией их обеспечения, т.е. соответствующее право (свобода) и гарантия его (ее) реализации содержаться в одной статье Конституции. Например, право на свободу и личную неприкосновенность (ст.25) сопровождается гарантией от произвольного ареста. При этом следует отметить, что некоторые права (свободы) закреплены не декларативно, как в выше указанном примере (каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность), а в виде самой гарантии (гражданам гарантируется право на труд – ст.41; или – неприкосновенность жилища – ст.29 и др.). Различие формулировок не умаляет роли того или иного права (свободы), поскольку Конституция имеет прямое действие и уже само закрепление соответствующего права (свободы) есть своеобразная его гарантия, во всяком случае, невозможности его отрицания.



Внутригосударственные гарантии (общие и специальные) классифицируют и по иным основаниям, например, по сферам деятельности:

· политические : проявляются в принадлежности власти народу, развитии демократических процессов в формировании и функционировании государственных органов и общественных объединений;

· экономические : развитие социально ориентируемой рыночной экономики, забота государства об удовлетворении материальных и духовных потребностей граждан;

· организационные : характеризуются наличием правил, ограничивающих произвол и возможность нарушения органами, учреждениями и должностными лицами государства прав человека (например, принцип разделения властей с т.н. системой «сдержек и противовесов»);

· юридические (правовые) гарантии: представляют собой правовые формы реализации прав и свобод граждан, их охрану и защиту от каких бы то ни было посягательств.

Рассматривая проблему гарантий прав и свобод, важно отметить, что гарантии, содержащиеся в соответствующих статьях Конституции Республики Беларусь, детализируются и развиваются в нормах отраслевого законодательства.

Международно-правовые гарантии . Согласно статье 61 Конституции Республики Беларусь, «каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Под исчерпанностью всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты следует понимать использование гражданами всех предусмотренных законом возможностей для защиты своих прав и свобод внутри государства. К этим средствам следует относить рассмотрение споров в судах либо в административных органах.

Международно-правовые гарантии статуса личности заложены во Всеобщей декларации прав человека 1948 года; Международном Пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, ратифицированном Республикой Беларусь 10.01.1992 года, где она заявила, что признает компетенцию Комитета ООН по правам человека, обязуется получать и рассматривать сообщения о том, что какое-либо государство – участник данного Пакта не исполняет своих обязанностей.

Важная роль принадлежит Европейскому суду (в Страсбурге), действующему под эгидой Совета Европы, куда входит абсолютное большинство европейских государств, и решения которого обязательны.

Обращение в Суд в праве подать как государство, так и физическое лицо. Суд может налагать штрафы на виновное государство. Общее число поступающих в него жалоб составляет в среднем около 10 тысяч в год, но 90% из них не принимается к производству, поскольку не относятся к компетенции данного Суда. Контроль за соблюдением прав личности в государствах – членах Совета осуществляют так же Европейская комиссия по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

Вступление Республики Беларусь в Совет Европы будет способствовать защите прав и свобод граждан нашего государства, используя международные средства. Однако важнейшим условием этого является приведение национального законодательства в соответствие с требованиями Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в 1950 году государствами - членами Совета Европы, и дополненных протоколах к ней.

Подводя итоги, можно резюмировать, что провозглашенные в Основном Законе Беларуси права и свободы достаточно полно закрепляют правовой статус личности, соответствуют международным актам о правах человека и содержат надежный гарантийный механизм.

Контрольные вопросы к теме 4

1. Назовите классификацию основных прав и свобод.

2. Приведите примеры политических прав и свобод.

3. Назовите экономические права.

4. Назовите личные права.

5. Какими правами не обладают иностранцы?

6. Какие права и свободы не могут быть ограничены в условиях военного и чрезвычайного положения?

7. Назовите конституционные обязанности.

8. Гарантии прав и свобод – это…

9. Какие Вы знаете виды гарантий прав и свобод?

Основная литература по теме 4

(нормативная)

1. Избирательный Кодекс Республики Беларусь от 11 февраля 2000 г. (с измен. и дополн. от 04.07.2000 г.) //Ведомости Национального Собрания Респ. Беларусь 2000. №6 Ст.47; НР ПА Респ. Беларусь 2000. №25, 2/145; №64.2/181.

2. Закон Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. «О политических партиях» (с измен. и дополн. от 13.12.1999 г. и 22.06.2001 г.)// Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. 1994. №30. Ст.509; НР ПА Респ. Беларусь. 2001. №63. 2/779.

3. Закон Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях» (с измен. и дополн. от 31.01.1995 г. и 22.06.2001 г.) // Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. 1994 г. №29. Ст.503; 1995. №14 Ст.135; НР ПА Респ. Беларусь. 2001. №3. 2/779.

4. Закон Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. «О профессиональных союзах» (в ред. от 14.01.2000 г.) // НР ПА Респ. Беларусь. 2000. №23. 2/146.

5. Закон Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. «О порядке и условиях содержания лиц под стражей» // НР ПА Респ. Беларусь. 2003. №76. 2/964.

6. Закон Республики Беларусь от 4 июня 1991 г. «О культуре в Республике Беларусь» (в ред. от 18 мая 2004 г.) // НР ПА Респ. Беларусь. 2004. №87. 2/1031.

7. Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (в ред. от 14.07.2000 г.) // Ведомости Национального собрания Респ. Беларусь. 2000. №24. Ст.329.

8. Закон Республики Беларусь «О ветеранах» (в ред. от 12.07.2001 г.) // НР ПА Респ. Беларусь. 2001. №67. 2/787.

9. Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. «О социальном обслуживании» // Ведомости Национального собрания Респ. Беларусь. 2000. №16 Ст.208.

10. Закон Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. «О воинской обязанности и воинской службе» (в ред. от 22.07.2003 г.)// Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. 1992. №29. Ст.501; НР ПА Респ. Беларусь. 2003. №85. 2/976.

11. Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г.
«О свободе совести и религиозных организациях» (в ред. от 31.10.2002 г. // Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. 1993. №2. Ст.18; НР ПА Респ. Беларусь. 2002. №123.2/886.

12. Закон республики Беларусь от 4 июня 1991 г. «О культуре в Республике Беларусь» (с измен. и дополн. от 14.05.2001 г.) // Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. 1991. №20. Ст.291; НР ПА Респ. Беларусь. 2001. №48.2/759.

13. Закон Республики Беларусь от 13 января 1995 г. «О печати и других средствах массовой информации» // Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. 1995. №12. Ст.121; 1996. №21. Ст.378; НР ПА Респ. Беларусь. 2000. №2. 2/112.

14. Закон Республики Беларусь от 20 октября 1994 г. «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» (в ред. от 23.05.2000 г.) // Ведомости Национального Собрания Респ. Беларусь. 2000. №17. Ст.229.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные права человека и гражданина в Конституции РФ. Гражданство РФ, как основание возникновения прав. Классификация основных прав и свобод. Гарантии осуществления и защиты прав и свобод. Механизм осуществления гарантий прав и свобод.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2005

    Понятие основных прав и свобод человека, их классификация и закрепление в Конституции. Виды гарантий прав и свобод человека, механизм их осуществления. Право на международную защиту как важная гарантия реализации прав человека и гражданина в Украине.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2013

    Становление прав и свобод человека. Понятие и сущность прав и свобод. Историческое развитие прав и свобод. Виды прав и свобод. Защита прав и свобод. Основные и иные права человека и гражданина. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2008

    Понятие и структура конституционного статуса личности. Конституционные принципы правового положения человека и гражданина в РФ. Проблемы реализации личных прав и свобод после принятия Конституции РФ 1993 г. Способы и порядок защиты личных прав и свобод.

    дипломная работа , добавлен 16.04.2013

    Гарантии прав и свобод человека и гражданина: суть, классификация. Содержание конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина, их административно-правовая защита. Специфические формы государственного контроля в системе исполнительной власти.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2011

    Понятие основ правового статуса личности. Концепция прав человека и её отражение в Конституции. Конституционно-правовое регулирование гражданства. Система конституционных прав, свобод и обязанностей. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.

    Экономические, социальные и культурные права. Содержание конституционно-правового статуса личности. Понятия и принципы российского гражданства. Понятие "свобода человека и гражданина". Виды гарантий и основные механизмы исполнения защиты прав и свобод.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2014

Права, как бы широко они не были декларированы, не представляют реальной ценности без гарантий их реализации. Людям, населяющих огромную территорию постсоветского пространства, это утверждение особенно понятно и близко. "Большая Сталинская Конституция", которая провозглашала широкие права за всю историю человечества, на самом деле была самой фикцией в мире, потому что трудно найти государство, где права человека попирались бы цинично и жестоко, чем в стране "развитого социализма".

Конституционные гарантии реальны лишь тогда, когда надежно подкреплены механизмом их реализации. Механизмом гарантий прав человека и гражданина можно считать систему правовых средств, определенных конституцией - это государственные правоохранительные органы, судебная система, общественные организации по защите прав человека и гражданина и тому подобное.

Право на защиту - это прежде всего материальное субъективное право правоохранительного характера, которое возникло в момент нарушения субъективного права потерпевшего и следует из конституции.

Юридический механизм защиты человеком своих прав - это активный связь носителя прав на защиту и правоохранительного органа, обязанного защитить эти права.

Виды конституционных гарантий прав и свобод.

Система гарантий прав и свобод человека предусматривает создание условий экономического, политического организационного и правового характера, а также способов и методов, обеспечивающих реальный фактический защиту этих прав. Указанная система имеет сложную структуру.

Во-первых, это общие гарантии, охватывающих всю совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на практическое осуществление прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий на пути осуществления гражданами своих прав и свобод.

Во-вторых, это специальные юридические гарантии, правовые средства и способы, с помощью которых реализуются, защищаются права и свободы граждан, устраняются нарушения прав и свобод, восстанавливаются нарушенные права.

Общие гарантии прав и свобод подразделяются (классифицируются) на:

Экономические;

Политические;

Организационные.

Экономические гарантии конституционных прав и свобод заключаются в способе производства, экономическом устройстве общества, которые обеспечивают неуклонный рост производительных сил на основе всех форм собственности. Согласно выбранной модели развития это социально ориентированная рыночная экономика. Создавая высокий материальный достаток, она тем самым обеспечивает экономическую независимость личности в обществе. Экономическая свобода граждан и их объединений заключается в реальной возможности выбирать формы предпринимательской деятельности и беспрепятственно такую осуществлять.

Политические гарантии - это политическая система государства, главного организатора системы осуществления и защиты прав человека, власти народа, осуществляемой непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления. Политические гарантии обеспечиваются правом граждан на свободу объединений в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод, а также правом граждан на участие в управлении государственными делами, в референдумах. Избирательное право предусматривает свободно избирать и быть избранным в органы государственной власти и органов местного самоуправления. Среди политических гарантий является возможность обращаться за защитой своих прав к уполномоченному парламента и в международные правозащитные организации.

Организационные гарантии - это систематическая организаторская деятельность государства и всех его органов, должностных лиц, общественных организаций, направленная на создание благоприятных условий для реального пользования гражданами своими правами и свободами. К таким гарантиям следует отнести наличие четкой системы взаимосвязи человек - государство. Он проявляется в хорошо отлаженном механизме проверки жалоб граждан и быстрого реагирования на них и тому подобное.

Юридические гарантии - это предоставление государством формальной (юридической) загальонообовьязковости условиям, которые необходимы для того, чтобы каждый человек мог воспользоваться своими конституционными правами и свободами.

Юридические гарантии устанавливаются государством в Конституции, нормам текущего законодательства. их цель - реальное обеспечение максимального осуществления гражданами своих прав и свобод с помощью правовых методов.

Право на судебную защиту свидетельствует, что провозглашенные Конституцией права и свободы - не просто декларация о намерениях, не просто лозунг, а принципиальные положения, государство намерено реализовывать. Судебная защита - это гарантия осуществления прав и свобод, существует во всех демократических государствах. Основанием для судебного оспаривания могут быть не только противозаконные действия и акты, но и бездействие государственных и самоуправленческих органов и должностных лиц.

Право на возмещение материального и морального ущерба. Имеются в виду случаи причинения ущерба должностными лицами государственного и местного самоуправления при осуществлении ими своих должностных обязанностей. Ущерб может быть материальным и моральным и причиняться путем принятия незаконных решений, совершением незаконных действий и бездействием упомянутых лиц. Аналогичные положения содержатся и в административном кодексе. Подобные спорные вопросы решает суд.

Право на знание каждым своих прав и обязанностей является важной демократической гарантией прав и свобод. В советское время было значительное количество так называемых закрытых правовых актов, которыми устанавливались обязанности людей, о которых последние даже не были проинформированы. Речь идет о том, что государство обязано информировать своих граждан, потому что незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение.

Право на юридическую помощь. Это право логически вытекает из права на судебную защиту. Его история начинается с шести поправок к Конституции США, впервые юридически закрепило это право. Сегодня оно рассматривается как неотъемлемое право гражданина. Основное содержание этого права состоит в том, что все граждане в равной степени имеют право на защиту, осуществляя его, могут пользоваться услугами адвоката. Роль адвоката в этом отношении чрезвычайно высокой, поскольку он дает гражданам консультации по правовым вопросам, представляет их интересы в административных учреждениях, в досудебном расследовании и в суде. Именно адвокат способен добиться неукоснительного соблюдения процессуальных прав гражданина.

Принцип недопустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина. Никому не дано право по-своему изменять, а тем более ограничивать права и свободы гражданина и человека без соответствующего указания об этом в законе. В конституциях приведены права, которые не могут быть ограничены даже в военное время. К ним относятся: право на жизнь, право на обращение, на жилье и тому подобное.

Гарантии правосудия. Законы и другие нормативные акты не имеют обратной силы. Закон, смягчающий ответственность, имеет обратную силу.

Никто не обязан выполнять заведомо преступные распоряжения и приказы. Этот принцип направлен на воспитание разумного волевого человека, который способен объективно оценить каждое распоряжение сверху, и только после этого выполнять его. Речь идет об очевидности, понятность для всех преступности приказа какого-либо органа или лица, которые могут не оказаться в поле зрения соответствующих органов, наблюдающих за законностью. Стоит учесть, что это не рекомендация, а юридическая норма, которая предусматривает ответственность как за издание такого приказа, так и за его выполнение.

Принципом правосудия является также положение о том, что никто не может быть привлечен к ответственности дважды за одно и то же правонарушение.

Презумпция невиновности. Человек является невиновным до тех пор, пока его вина не доказана в приговоре суда. Никто не должен доказывать свою невиновность. Даже признание виновным своей вины не освобождает суд от необходимости доведения ее объективными доказательствами. Все сомнения толкуются в пользу обвиняемого (примером неправомерных приговоров можно считать позицию А. Вышинского и его принцип "Признание - царица доказательств").

Определение статуса человека в процессе правосудия. Речь идет о праве человека на отказ от показаний против себя, членов своей семьи или близких, на защиту в процессе досудебного расследования, а так же судебного расследования и о статусе осужденного. Осужденный пользуется всеми правами человека и гражданина за исключением ограничений, определенных законом по приговору суда.

Принципиально новым средством защиты прав человека является институт омбудсмена, к которому можно обращаться в случае необходимости. Кроме того, когда использованы все национальные средства защиты своих прав, есть возможность обратиться в международные судебные учреждения или организации, членом или участником которых является государство.

Омбудсман, или омбудсмен (швед. Ombudsman - представитель интересов) - выбрана специально (назначаемая) должностное лицо для контроля разного рода административных органов, а в некоторых странах - также частных лиц и объединений.

Экскурс в историю понятия позволяет выявить его связь с терминами "власть", "авторитет". Шведский термин "омбудсмен юстиции", используемый для обозначения исторически первой омбудсмановские службы, не снискал всеобщее признание. Авторитетное определение института омбудсмана принадлежит Международной ассоциации юристов: "Служба, предусмотрена конституцией или актом законодательной власти и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, ответственное перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших или действует по собственному усмотрению и уполномочена проводить расследования, рекомендовать корректирующие действия и представлять команды ". Институт имеет различные наименования: в Франции - медиатор, в Испании - народный защитник, в Великобритании - парламентский уполномоченный по делам администрации, в Италии - гражданский защитник, в Австрии - коллегия народного правозащиты, в Нидерландах - национальный омбудсмен, в Канаде - уполномоченный в публичных расследованиях, в США - общественный адвокат и помощник граждан, в рф _ уполномоченный по правам человека. Действуют общие и специализированные службы (омбудсман университетов и школ, больниц и психиатрических учебных заведений, для защиты личных данных, обеспечения равенства полов, по делам потребителей, по охране окружающей среды, несовершеннолетних, по здравоохранению, для вооруженных сил). Успешно работают муниципальные омбудсмены городов Парижа, Иерусалима, Нью-Йорка. Учреждена должность омбудсмена Европейского Союза.

Правовой механизм любого государства содержит не только традиционные средства контроля за законностью деятельности публичной администрации, но и так называемые нетрадиционные, неформальные элементы. К последним можно отнести омбудсменов. Необходимость института омбудсмана объясняется тем, что классические способы контроля за администрацией, в частности парламент, суды (общие и административные), не могут выявить все несправедливые, грубые, предвзятые, невнимательны акты и действия должностных лиц.

Омбудсмановские сообщество насчитывает более 50 государств. Институт омбудсмана принято в государствах с различными формами правления: президентских республиках (США, Франция, Германия, Финляндия, Португалия, Израиль), парламентских республиках (Австрия, Швейцария), конституционных монархиях (Швеция, Дания, Норвегия, Испания, Нидерланды, Австралия, Канада Великобритания, Новая Зеландия). Его уважают в классических демократиях и высоко оценивают в странах, где сравнительно недавно начат переход от тоталитаризма к демократии, Польши, Венгрии, Румынии.

Прототипом омбудсмановские служб является шведский омбудсмен, введенный Конституцией Швеции 1809 как должностное лицо парламента, который рассматривает жалобы на должностных лиц и государственных органов. Модель шведского омбудсмена получила признание том, что общие суды в Швеции традиционно не контролируют административную деятельность. Несменяемость чиновников и судей создавала в XVIII в. угрозу гражданским правам. В Финляндии также практически не осуществлялся контроль судов за административной деятельностью, и опыт Швеции был успешно взят в 1919 То же можно сказать о Дании (1995).

Юридическая природа омбудсмена концентрируется в его общих и особых характеристиках. Первые демонстрируют "чистоту", вторые - гибкость. Можно выделить 12 общих характеристик, среди которых:

1) омбудсман - субсидиарный (дополнительный) средство правовой защиты в отношении суда, административных органов, прокуратуры;

2) омбудсман - независимый публично-правовой институт, а не предвзятый в проведении расследований;

3) омбудсмен предоставляет персонифицированную помощь (что не исключает образования коллегиальных служб);

4) народный защитник - неформальный способ правозабезчення. С его помощью граждане реализуют право на хорошее управление вне судебных формальных процедур. Омбудсман проявляет чуткость и причастность к проблемам пострадавших от административных злоупотреблений. Он лишен отрицательных черт "юрократии", использует нетрадиционные критерии административного производства (справедливость, разумность, правильность, уместность)

5) народный защитник не имеет императивных полномочий, его решения зачастую являются рекомендательными. Сторонники права принуждения считают, что омбудсману не хватает юридического господства. Другие правоведы относят его к контрольной власти. Ни та, ни другая точка зрения не согласуется с социальной и юридической природе омбудсмена. Императивность здесь заменена другими свойствами: омбудсмен демонстрирует умеренность, уравновешенность и компетентность суждений. Его косвенное влияние зачастую является более эффективным, чем традиционный (юридический, силовой)

6) институт омбудсмана - открытый средство правовой защиты, противовес административной секретности. Публичность необходима для выполнения рекомендаций омбудсмена;

7) институт имеет государственные атрибуты (должность, полномочия, юридическую регламентацию организации и функций, подотчетность парламента - органа исполнительной власти, установленные обязанности администрации выполнять требования и рекомендации омбудсмена). Они являются дополнительными гарантиями результативности института;

8) омбудсменов объединяет общность задач: они не только решают вопросы, связанные с жалобами на административные органы, но и участвуют в выработке стандартов административной поведения и совершенствования законодательства;

9) народные защитники имеют большую сферу компетенции, охватывает широкий круг административных органов и должностных лиц;

10) омбудсмены сохраняют политическую нейтральность, не имеют права катализировать политическое противоборство, заручиться поддержкой партий;

11) омбудсмена беспокоят такие проблемы: угроза независимости расследования, материальные и кадровые трудности;

12) успех службы омбудсмана определяется неинституциональных факторами, в том числе управленческой, политической и гражданской культурой, сбалансированностью системы государственной власти.

Компетенция омбудсменов по кругу органов и лиц не является однозначной в разных государствах. Как правило, компетенция омбудсмена ограничивается органами государственного управления (только в Швеции и Финляндии омбудсмен может оценивать деятельность суда) - Общей тенденцией для всех омбудсменов является включение в сферу их компетенции местных органов управления, дискреционных решений администрации. Деятельность омбудсменов ряда государств (например, парламентский уполномоченный по делам администрации Великобритании) ограничивается центральными органами управления. В Испании признается преимущество судебной деятельности перед квазисудебными функциями омбудсмена: ему разрешено оценивать только задержки в отправлении правосудия.

Некоторые омбудсмены имеют специфические полномочия: право обращения в Конституционный суд с ходатайством о рассмотрении гражданской жалобы о признании закона неконституционным, о проверке правомерности задержания граждан (Австрия, Испания). Отдельным Омбудсман предоставлено право выступать с инициативами принятия законов или внесении изменений в действующее законодательство.