Каков порядок применения бирочной системы? Что должно быть указано на бирке канатного или цепного стропа? Где располагается бирка? Для чего служит ключ марка.
размер шрифта
МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТАХ И РАЗМЕЩЕНИИ ГРУЗОВ- ПОТ РМ-007-98 (утв-... Актуально в 2018 году
Приложение 1. ПОРЯДОК ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ КЛЮЧ - МАРКИ НА ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ КРАНЫ И КЛЮЧЕЙ ОТ ВЫХОДОВ НА КРАНОВЫЕ ПУТИ
1. В целях предупреждения несчастных случаев при работе грузоподъемных кранов в результате несогласованных действий машиниста крана и стропальщиков, а также работников, занятых на ремонте или обслуживании кранов, исключения возможности включения защитной панели крана и управления им работниками, не имеющими на это право, вводится марочная система, определяющая порядок допуска на кран крановщика, помощника крановщика, работников для выполнения ремонтных работ и обслуживания крана, крановых путей.
2. Марочная система распространяется на грузоподъемные краны с электрическим приводом.
3. Вводное устройство (защитная панель) грузоподъемного крана оборудуется индивидуальным контактным замком с ключом.
4. Ключ - марка предназначена для замыкания цепи управления грузоподъемного крана и относится к приборам безопасности.
5. Конструкция замка должна быть такой, чтобы ключ из замка вынимался только при отключенном положении разъединителя.
6. На ключе - марке должен быть выбит регистрационный номер грузоподъемного крана.
7. Приемка грузоподъемного крана крановщиком осуществляется после получения им ключ - марки.
8. Ключ - марки неработающих грузоподъемных кранов и ключи от входов на крановые пути должны храниться в специальном ящике в кабинете начальника смены.
9. Ящик с ключ - марками должен быть постоянно закрыт на замок. Ключ от замка ящика должны иметь начальники смен, механик и энергетик цеха.
10. Ключ - марка выдается начальником смены крановщику перед началом смены.
11. Лица, ответственные за выдачу ключ - марки, передают их по сменам под расписку.
12. При уходе из кабины управления грузоподъемного крана в течение смены крановщик обязан выключить рубильник защитной панели и вынуть из замка ключ - марку.
14. По окончании работы на грузоподъемном кране крановщик обязан возвратить ключ - марку на место хранения в установленном в организации порядке.
15. Перед выводом грузоподъемного крана в ремонт ключ - марка передается лицу, ответственному за ремонт крана.
16. При осмотре и регулировке механизмов и электрооборудования крана включение механизмов крановщик должен производить по сигналу (команде) лица, производящего осмотр.
17. При осмотре (ремонте) грузоподъемного крана работники (слесарь, электромонтер) должны вывесить на ручку рубильника защитной панели крана плакат: "Не включать - работают люди", и на период осмотра (ремонта) ключ - марка должна находиться у лица, ответственного за осмотр (ремонт) крана.
18. После окончания осмотра (ремонта) работники, производящие эти работы (слесарь, электромонтер), обязаны снять плакат "Не включать - работают люди", возвратить ключ - марку крановщику или лицу, ответственному за его хранение, и произвести запись в вахтенном журнале об устранении неисправности.
19. На период проведения ремонта (среднего или капитального) грузоподъемного крана ключ - марка должна находиться у лица, ответственного за проведение ремонта крана. Фамилия этого лица должна быть записана в вахтенном журнале и в наряде - допуске.
20. Ключами от входов на крановый путь разрешается пользоваться только лицам, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии при выполнении ремонтных работ по наряду - допуску и начальникам смен в случае эвакуации крановщика через крановый путь при вынужденной остановке грузоподъемного крана не у посадочной площадки.
21. Работники, обслуживающие грузоподъемные краны (крановщики, слесари, электромонтеры), должны быть ознакомлены под расписку с настоящим Положением при введении его в действие.
22. За нарушение Положения о применении марочной системы на грузоподъемные краны или утерю ключ - марки виновные должны привлекаться к ответственности в соответствии с порядком, установленным в организации.
Бирочная система – это система допуска к работам, связанным с эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом оборудования и механизмов с электроприводом, гидроприводом и пневмоприводном, направленная на обеспечение безопасной организации труда и установление правильных производственных отношений между лицами, выполняющими эти работы.
Общие требования:
1. Бирочная система применяется при эксплуатации оборудования и механизмов, а также при их техническом обслуживании и ремонте, выполняемом как без нарядов – допусков, так и по нарядам – допускам, когда безопасность работ обеспечивается выполнением требований бирочной системы и наряда-допуска.
2. Ответственность за организацию функционирования бирочной системы и контроль за соблюдением её требований возлагается на руководителя структурного подразделения, а внутри структурных подразделений – на руководителей участков.
3. В каждом подразделении должны быть выполнены следующие мероприятия:
а) составлен перечень механизмов, укомплектованных ключ-бирками и жетон-бирками;
б) внесены необходимые изменения в технологическую документацию (чертежи, электросхемы и т.д.) электроприводов механизмов и цепей управления с помощью электромагнитов, гидро - , пневмораспределителей, на которых установлены замки – выключатели с ключ-бирками;
в) укомплектованы замки – выключатели и ключ-бирками пульты управления механизмами в соответствии с перечнем;
г) определены места навешивания (хранения) жетон-бирок для механизмов с электроприводом при их эксплуатации в соответствии с перечнем;
д) определены места хранения жетон-бирок для механизмов с гидроприводом и пневмоприводном при эксплуатации соответствии с перечнем;
е) определён порядок передачи ключ-бирок и жетон-бирок при эксплуатации механизмов;
ж) определены места хранения ключ-бирок от периодически используемых механизмов, находящихся в эксплуатации;
з) назначены допускающие при проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту механизмов;
и) определены места хранения журналов выдачи-приёма бирок;
к) назначено лицо, ответственное за изготовления жетон-бирок, бирок к ключам и их дубликатов;
л) требования бирочной системы при техническом обслуживании и ремонте механизмов, касающиеся конкретных профессий рабочий и видов работ, доведены до рабочего персонала в инструкциях по охране труда по профессиям и видам работ.
4. Механизмы с электроприводом, коммутационная аппаратура которых находится в Машинных залах (электрических помещениях, запираемых шкафах), а пульты управления располагаются в постах управления или к пультам управления располагаются в постах управления или к пультам управления возможен свободный доступ посторонних лиц, оборудуются и жетон-биркой, и ключ-биркой.
5. Лицами, ответственными за соблюдением бирочной системы и безопасное проведение работ с применением бирочной системы, являются:
- лицо, выдающее наряд-допуск;
- допускающий к работе;
- электромонтёр или слесарь по обслуживанию механизмов;
- лицо из технологического персонала, управляющего механизмом;
- производитель работ;
- члены бригады.
Бирочная система предусматривает применение следующих типов бирок:
Ключ-бирка (ключ с навешенной биркой);
Жетон-бирка для механизмов с электроприводом;
Жетон-бирка для механизмов с гидроприводом;
Жетон-бирка для механизмов с пневмоприводном.
Ключ-бирка предназначена для подготовки цепей управления электроприводов механизмов к включению или отключению с помощью замка-выключателя, устанавливаемого на пультах управления механизмами, а также цепей управления с помощью электромагнитов и гидро - , пневмораспределителей. Бирка к ключу имеет прямоугольную форму, окрашена в белый цвет, изготовлена из пластмассы, оргстекла, текстолита. На бирку наносят порядковый номер и наименование механизма, сокращённое наименование участка, подразделения. Жетон-бирка длямеханизмов с электроприводомприменяется на механизмах с электроприводом и служит для допуска к работам, выполняемым с разборкой силовых цепей и цепей управления электроприводами. Жетон – бирка для механизмов с электроприводом имеет треугольную форму, окрашена в зелёный цвет, изготовлена из пластмассы, оргстекла, текстолита. На бирку наносят порядковый номер и наименование механизма электропривода, панели, к которым относится жетон – бирка, сокращённое название участка, подразделения. Жетон-бирка для механизмов гидроприводом применяется на механизмах с гидроприводом и служит для допуска к работам, выполняемым с отключением гидропривода. Жетон-бирка для механизмов с гидроприводом имеет круглую форму, окрашена в белый цвет, изготовлена из пластмассы, оргстекла, текстолита. На бирку наносят порядковый номер и наименование механизма, гидропривода, панели к которым относится жетон – бирка, сокращённое наименование участка цеха. Жетон- бирка для механизмов с пневмоприводном применяется на механизмах с пнемвоприводом и служит для допуска к работам, выполняемым с отключением пневмопривода. Жетон-бирка для механизмов с пневмоприводном имеет квадратную форму, окрашена в белый цвет, изготовлена из пластмассы, текстолита. На бирку наносят порядковый номер и наименование механизма, сокращённое наименование участка, цеха.
При эксплуатации мостовых кранов, управляемых из кабины, должна применяться «марочная система», при которой управление краном разрешается лишь лицу, получившему в установленном на предприятии порядке «марку» или ключ, замыкающий электрическую цепь управления краном. Последний принято называть «ключ-марка». Ключ-марка снабжается тем же номером, что и кран, и не подходит к другим кранам. Пользование ключом-маркой лицам, не имеющим права на управление краном, должно быть исключено. При отлучке крановщика с крана нельзя оставлять ключ-марку в кабине.Порядок обмена сигналами между стропальщиком (сигнальщиком) и крановщиком устанавливается предприятием (стройкой), производящим работы с помощью кранов. При этом должна применяться, знаковая сигнализация, при которой сигнал на перемещение груза подается одной или двумя руками или флажками. В Правилах по кранам приведена лишь рекомендуемая знаковая сигнализация, которая может быть изменена или дополнена недостающими сигналами. Например, «Поднять крюк главного подъема»; «Поднять крюк вспомогательного подъема»; «Подвять одновременно оба крюка» и т. п.
Сигнализация голосом допускается только при работе стреловых самоходных кранов (автомобильных, гусеничных, пневмо-колесных) со стрелой длиной не более 10 м. Для других кранов подача сигнала голосом недопустима, так как не обеспечивается достаточная слышимость и могут быть допущены ошибочные действия. На башенных кранах, применяемых для строительства многоэтажных зданий, целесообразно применять двустороннюю телефонную и радиотелефонную связь.
Установленная на предприятии сигнализация заносится в инструкцию крановщика и стропальщика. Сигнализацию должен знать работник, ответственный за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.
Популярные статьи
|
1 Бирочная система предназначена для создания безопасной организации труда при эксплуатации, осмотрах, ремонтах кранов.
2 Ключ-бирка - это документ нэ право работы крана, т.е. машинист крана, не имеющий у себя ключа-бирки, не имеет права включать главный рубильник и производить какие-либо движения механизмами крана.
3 Ключ-бирка крана является неотъемлемой частью крана и передается сменщику ипи обслуживающему персоналу на посадочной площадке.
4 Бирка представляет собой прямоугольную металлическую пластину размером 80x50 мм с двумя срезаннымив верхней части углами (5x5 мм). Между углами стороны 50 мм делается отверстие диаметром 6 мм для прикрепления к ней ключа или навешивания в шкафу для хранения. На бирке должно быть выбито иливыгравировано о лицевой стороны наименование грузоподъёмной машины, порядковый цеховой номер, регистрационныйномер, грузоподъемность механизма. С обратной стороны - сокращенное наименование структурного подразделения (либо его шифр).
5 Совместно с биркой на одном конце должен быть механический ключ защитной панели, замыкающий контакты, которые включаются последовательно катушке главного контактора (автомата) крана. При выемке ключа разрывается оперативная цепь и включение крана становится невозможным.
6 При отсутствии ключа-бирки машинисту крана запрещается принимать смену. Машинист крана, принимающий смену, не имеет права входить на кран, а обязан доложить лицу, ответственному за содержание кранов в исправном состоянии, а при его отсутствии - лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами.
7 Пуск крана в работу в этом случае может быть произведен только после выдачи дубликата ключа-бирки и письменного разрешения указанных выше лиц, причем письменное разрешение ответственного лица за безопасное производство работ кранами действительно только на одну смену.
На машиниста крана, утерявшего ключ-бирку, распоряжением руководителя структурного подразделения налагается взыскание.
8 При временных перерывах в работе во время смены (технический перерыв, перерыв на обед, отдых) машинист крана обязан обесточить кран, изъяв ключ-бирку замка запрета, и передать ключ-бирку машинисту, подменяющему его на время перерыва.
9 Аварийные ремонты, не связанные с выходом на крановые пути, по вызову машиниста крана производятся по бирочной системе.
10 В случае остановки крана для осмотра или ремонта, лицо, проводящее осмотр, или начальник ремонта обязан на посадочной площадке изъять у машиниста крана ключ-бирку на право управления краном.
Без ключа-бирки ремонтный персонал не имеет права входить на кран.
11 В период осмотра или ремонта крана ответственность за безопасность обслуживающего персонала, находящегося на кране, несет лицо, получившее ключ-бирку от машиниста крана, при этом обслуживающий персонал обязан выполнять все требования лица, у которого находится ключ-бирка.
12 По окончании осмотра или ремонта лицо, у которого находилась ключ-бирка, возвращает ее машинисту крана на посадочной площадке или другом посадочном месте, предварительно удалив с крана обслуживающий и ремонтный персонал, а также инструмент и замененные детали.
Возвращение ключа-бирки машинисту крана является допуском (разрешением) на включение крана для производства работ.
13 Отказ машиниста крана выдать ключ- бирку ответственному лицу, ремонтному персоналу или другим лицам означает несогласие на остановку крана. Разногласие разрешает лицо, ответственное за содержание кранов в исправном состоянии, а при его отсутствии - лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами.
14 Проверки технического состояния крана надзорными службами производятся в присутствии лица, ответственного за содержание кранов в исправном состоянии, или лица, им назначенного.
15 К свободному входу на кран и получению ключа-бирки от машиниста крана допускаются:
15.1 Лицо, ответственное за содержание кранов в исправном состоянии.
15.2 Начальник ремонта крана; лица, указанные в проекте организации работ на ремонт крана или наряде-допуске.
15.3 Дежурный персонал механической и электрической служб (ремонтных цехов).
15.4 Слесари и электромонтеры ремонтного персонала, закрепленные за кранами распоряжением по структурному подразделению и производящие профилактические осмотры.
15.5 Старшие машинисты кранов и сменные бригадиры машинистов кранов.
Другие лица из числа специалистов и ремонтного персонала могут быть допущены на кран только с разрешения и в присутствии вышеперечисленных лиц.
16 На изъятие ключа-бирки грузоподъемных кранов при обнаружении технических неисправностей, а также при нарушении правил безопасности при производстве работ кранами имеют право лица из числа руководителей и специалистов, а именно: руководители и специалисты по надзору за подъёмными сооружениями СЦ ТОиР и УОТиПБ, государственный инспектор Ростехнадзора.
17 В случае изъятия ключа-бирки у машиниста крана специалистами служб надзора руководителям структурного подразделения запрещается выдача дубликатов или письменных разрешений для пуска крана в работу хотя бы временно, до тех пор, пока изъявший не возвратит ключ-бирку.
18 Дубликаты ключей-бирок кранов должны храниться в закрываемом на замок ящике в отведенном руководителем структурного подразделения месте.
Порядок выдачи дубликатов и лица, ответственные за хранение их, должны быть определены распоряжением по структурному подразделению.
Дубликатом ключ-бирки разрешается пользоваться не более трех суток.
Приложение Г
(обязательное)
1. Бирка-ключ для крановщиков с указанием номера бирки, номера крана и наименования цеха. К бирке прикрепляется ключ от механического замка, включенного в систему электрических контактов таким образом, что при его запирании происходит замыкание цепи катушки линейного контактора. Замок должен быть устроен так, чтобы при извлечении из него ключа электрические контакторы, включенные в цепь катушки, размыкались. 2. Личные бирки для установленного контингента ремонтного персонала с указанием занимаемой должности и рабочего номера обладателя бирки.
Бирки для управления и личные бирки выдаются под расписку.
Бирка-ключ находится у крановщика и передается сменщику при передаче крана. При работе крана одну-две смены или в - случае невыхода сменщика она сдается начальнику смены, цеха. Крановщик, не имеющий при себе бирки на обслуживаемый им кран, не имеет права на управление.
При ремонтах оборудования устанавливается следующая система: а) после того, как кран остановлен, напряжение с него снято и выполнены требования наряда-допуска, руководитель ремонта принимает у крановщика ключ-бирку (до ее получения он не имеет права включать рубильник и производить какие-либо движения краном) и вручает крановщику свою личную бирку руководителя ремонта. После обмена бирками крановщик обязан по команде лица, вручившего ему свой бирку, повторить команду и приводить в движение механизмы только на холостом ходу и после удаления с крана всех людей. Команда других лиц, кто бы они ни были, крановщиком не выполняется, за исключением команды «стоп», которую крановщик обязан выполнить немедленно, независимо от того, кем она подана; б) обмен бирками между крановщиком и руководителем ремонта (осмотра) происходит после окончания работ, выполнения требований наряда-допуска и при полной уверенности в готовности крана к пуску и безопасном начале работ.
Если крановщик по каким-либо причинам отказывается отдать ключ-бирку ремонтному персоналу и тем самым не дает, выполнять работы, вопрос в каждом отдельном случае решает механик цеха, а при его отсутствии - начальник смены. При всех условиях до получения бирки ремонтному персоналу запрещается входить на агрегат и выполнять какие-либо работы на нем. На предприятии, эксплуатирующем краны, должен быть установлен твердый порядок, запрещающий крановщикам при уходе с крана оставлять ключ-бирку в кабине, передавать бирку для хранения своим помощникам, ученикам, стажерам и другим лицам, а также уносить ее с собой.
При нарушении крановщиком Правил технической эксплуатации и Правил техники безопасности отбирать у него бирку и лишать его тем самым права управления агрегатом имеет право начальник цеха, его заместитель по оборудованию или механик, а также лицо, осуществляющее технический надзор за состоянием кранов и их эксплуатацией на предприятии. Так или иначе, если у крановщика нет бирки, независимо от причины, кран не может быть пущен в работу, и об этом должен быть поставлен в известность заместитель начальника цеха по оборудованию или механик, а в их.отсутствие - начальник смены.
На предприятии, эксплуатирующем грузоподъемные краны, должен быть узаконен порядок, исключающий прекращение работ или их задержку из-за утери бирок. Если все же крановщик ее потерял, то ему временно выдается заменяющая записка, подписанная механиком цеха или начальником смены, которые сообщают об утере бирки начальнику цеха для наложения взыскания на виновного. Обычно при этом устанавливается следующий порядок: 1. Номера утерянных бирок распоряжением по цеху объявляются недействительными. 2. Заменяющая их записка действительна на протяжении не более 24 часов и в течение этого срока должна быть заменена новой биркой. 3. Дубликат бирки. перед выдачей на агрегат должен быть ароклеймен в отделе главного механика предприятия. 4. Утерянные личные бирки восстанавливаются в том же порядке и для руководителей ремонтов.
Разрабатывая вышеприведенные основные положения бирочной системы, каждое предприятие, естественно, исходит из местных условий, но при этом должны быть учтены все меры, гарантирующие безопасность работ.
Надзор
Надзор осуществляется на предприятии специальной службой и органами Госгортехнадзора. Служба надзора на предприятии обязана: а) осуществлять надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией объектов, подконтрольных Госгортехнадзору, и принимать меры по предупреждению нарушений; б) обеспечивать наличие и соответствие Правилам технической документации на объекты Госгортехнадзора и соблюдать установленный Правилами порядок ввода их в эксплуатацию; в) соблюдать установленный Правилами порядок назначения лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию объектов Госгортехнадзора и контролировать наличие у этих лиц соответствующих удостоверений и производственных инструкций; г) контролировать соблюдение установленного Правилами порядка допуска рабочих к управлению и обслуживанию объектов Госгортехнадзора и организовывать периодическую (в сроки, установленные Правилами) проверку знаний (переаттестацию) этих лиц; д) участвовать в комиссиях по аттестации и переаттестации обслуживающего и ремонтного персонала; е) проверять выполнение своих предписаний, предписаний
Госгортехнадзора, а также графиков периодических осмотров и ремонтов объектов, подконтрольных Госгортехнадзору; ж) проводить в соответствии с Правилами первичные, очередные и внеочередные освидетельствования объектов и заносить их результаты в паспорта; з) контролировать соблюдение Правил безопасной эксплуатации объектов и участвовать в обследованиях, проводимых представителями Госгортехнадзора; и) проводить совещания с рабочими и инженерно-техниче- скими работниками, обслуживающими объекты Госгортехнадзора, а также выполнять другие обязанности, определяемые требованиями Правил и местными условиями.
Работники службы надзора имеют право: а) в любое время посещать цехи, участки, где эксплуати руются объекты, подконтрольные Госгортехнадзору, для проверки их состояния, условий работы, соблюдения правил безопасности инженерно-техническими работникамн и рабочими; б) останавливать (с наложением пломбы) работу объектов, если есть неисправности, угрожающие аварией или несчастным случаем; в) требовать от лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию объектов, предъявления для проверки документов, связанных с безопасной и безаварийной работой; г) давать начальникам цехов, объектов, участков, служб предписания и устанавливать сроки устранения нарушений; д) предлагать администрации отстранять от обслуживания объектов. необученных и неаттестованных лиц или работников, нарушающих Правила. При необходимости ставить вопрос о привлечении виновных к ответственности.
Обязанности и права этой службы разрабатываются и утверждаются на предприятии специальным положением.
Следует иметь в виду, что успех в работе определяется не только формальным исполнением обязанностей и использованием прав. Работники служб технического надзора, отделов техники безопасности, других контролирующих подразделений предприятия должны отличаться глубокими знаниями, деловитостью, творческим подходом к делу, умением видеть главное, находить все новое, передовое, развивать его применительно к своему предприятию, оперативно внедрять в практику, совершенствовать организацию, систему профилактической работы, настойчиво доводить начатое дело до конца. Важным качеством любого работника, осуществляющего контроль и надзор, должен быть принципиальный подход к решению вопросов. Какое-либо отступление от принятого (обязательно обоснованного) решения в создании безопасных условий труда недопустимо.
Полезная информация: