Название 223 фз о закупках. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

  • On 05.10.2017
  • 0 Комментарии
  • 223-ФЗ, 44-ФЗ, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, ФАС, Электронный аукцион, ЭТП

Законодательство о закупках представлено двумя основными законами - 44-ФЗ и 223-ФЗ. Первый из них регулирует государственные закупки, второй распространяется на закупки, осуществляемые госкорпорациями и прочими компаниями с государственной долей. Закупок в сфере корпоративного заказа (по 223-ФЗ) проводится в несколько раз больше, чем по 44-ФЗ. В то же время последний закон считается очень строгим, а вот 223-ФЗ называют гораздо более лояльным. Рассмотрим принципы этого закона, механизм его работы и .

Отличия между законами

Закон 44-ФЗ является процедурным нормативным актом - в нем определены все правила проведения закупок. У заказчика практически нет возможности выбирать что-то за редким исключением - он вынужден следовать четким требованиям закона. 223-ФЗ, напротив, является рамочным законом и дает заказчику все карты в руки. Он может устанавливать собственные правила, главное - чтобы они не противоречили требованиям законы. В этом, пожалуй, и состоит основное различие между 223-ФЗ и 44-ФЗ.

Если говорить более конкретно, то разница в следующем:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

  1. В рамках госзаказа для всех заказчиков действуют единые правила. В закупках по 223-ФЗ каждый из них устанавливает собственные правила и отражает их в Положении о закупке.
  2. 44-ФЗ позволяет производить закупку через строго определенные процедуры - аукционы, конкурсы, запросы котировок и предложений, а также закупку у единственного поставщика. В 223-ФЗ нет закрытого перечня процедур, так что заказчик может определять поставщика самыми различными методами.
  3. Разный подход к закупкам у единственного поставщика: в 44-ФЗ определен список случаев, когда это возможно, а заказчики по 223-ФЗ составляют этот список сами.
  4. В рамках 44-ФЗ на электронной торговой площадке (ЭТП) проводятся только аукционы, в рамках 223-ФЗ - любые закупки.
  5. Заказчик по 44-ФЗ обязан заключить контракт с победителем процедуры, а заказчик по 223-ФЗ заключает контракт с победителем не всегда.

Принципы 223-ФЗ

Как было сказано выше, 223-ФЗ предоставляет заказчику возможность практически все определять самостоятельно. Однако правила, которые он устанавливает, не должны противоречить самому закону и его принципам. А они таковы:

  1. Информационная открытость . У любого заинтересованного лица должна быть возможность посмотреть, что и на каких основаниях приобретает заказчик данной закупки.
  2. Целевое и эффективное расходование денежных средств . Этот принцип означает, что не получится, например, приобретать товар у единственного поставщика по завышенным ценам, ведь такое расходование денежных средств не является эффективным.
  3. Поставщиком может стать любая организация или ИП . Указанный принцип устраняет сложности, с которыми раньше сталкивались малые компании, пытаясь заполучить контракт с госкорпорацией.
  4. Справедливость и отсутствие дискриминации в отношении участников . Это означает, что заказчики не должны допускать необоснованных ограничений конкуренции.

В связи с тем, что конкретных требований закон не устанавливает, его принципы из красивых слов превращаются в механизм, посредством которого участники могут отстоять свои права. Например, заказчик установил, что поставщиком по контракту не может быть компания с оборотом меньше 10 миллионов рублей. С одной стороны, 223-ФЗ не запрещает заказчику устанавливать собственные правила игры. С другой - указанное требование напрямую нарушает принципы закона об участии любого лица и равноправии участников. И на этом основании поставщик, который не может принять участие в закупке из-за малого оборота, имеет право обратиться в суд. Обратите внимание, что подобного рода претензии рассматривается именно судами, поскольку .

Кто должен работать по 223-ФЗ

Субъектами хозяйственной деятельности, которые в своей работе применяют закон 223-ФЗ, являются:

  • госкорпорации, государственные компании, естественные монополии, а также организации, доля государства в которых составляет более 50%;
  • дочерние общества («дочки») таких организаций, а также дочерние общества этих «дочек»;
  • бюджетные учреждения, если их закупки производятся за счет грантов или средств, которые они заработали самостоятельно, а также в случае, когда они сами являются исполнителями по контракту и привлекают для его исполнения иных лиц.

Положение о закупке

Главным документом, на основании которого заказчики осуществляют закупочную деятельность по 223-ФЗ, является Положение о закупке . Его необходимо разработать и опубликовать на www.zakupki.gov.ru до начала года.

Положение является своеобразным «законом», по которому теперь придется осуществлять закупочную деятельность. В нем необходимо предусмотреть способы, которыми будут осуществляться закупки, порядок их подготовки и проведения, порядок заключения договоров, перечень товаров, работ и услуг, которые будут закупаться у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Заказчик в любое время может изменить что-либо в своем Положении о закупке - ограничений на это закон не устанавливает. Когда Положение будет изменено, необходимо опубликовать его новую редакцию и документ, в котором перечислены все изменения.

Если заказчик не утвердил Положение в срок, то работать по 223-ФЗ он не сможет и вынужден будет производить закупки по 44-ФЗ. Если в этом случае он пренебрежет и нормами законодательства о госзакупках, то будет оштрафован по части 3 статьи 7.32.3 КоАП. В соответствии с этой нормой, штраф для юридических лиц составляет 50 000-100 000 рублей, для должностных - 20 000-30 000 рублей.

Помимо Положения о закупке, заказчик должен разработать План закупок на один год. Перед каждой конкретной процедурой публикуется извещение о закупке и закупочная документация.

Техническое задание

Параметры объекта закупки указываются в Техническом задании . От его правильного составления напрямую зависит качество товара, работы или услуги и их соответствие нуждам заказчика. По оценкам экспертов, грамотно составленное ТЗ составляет 80% успеха закупки, так что его составлению нужно уделить особое внимание.

Техническое задание прежде всего должно содержать качественное описание объекта закупки. В отличие от закона о госзакупках, 223-ФЗ позволяет не только детально прописать его параметры, но и указывать товарный знак, а также точные, а не диапазонные, значения определенных его характеристик. Кроме того, техническое задание включает требования по комплектации, количеству, срокам и местам поставок, качеству, монтажу, обслуживанию и обучению персонала, а также гарантии поставляемого товара. Это минимальный набор требований, которые следует прописать в Техническом задании.

Электронная подпись

И заказчику, и поставщику по 223-ФЗ не обойтись без электронной подписи . И если 44-ФЗ определяет, какие типы электронных подписей должны использоваться той или иной стороной закупки, то 223-ФЗ требует лишь наличия квалифицированного сертификата. С одной стороны, это проще - теоретически подойдет любой тип электронной подписи. С другой стороны - закупки по 223-ФЗ проводятся на множестве самых разных площадок, которые имеют право устанавливать собственные требования к сертификату электронной подписи. Так что сертификат, полученный для работы на одной ЭТП, могут не принять другие. Таким образом, за сертификатом нужно обращаться, уже определивший со списком площадок, на которых поставщик собирается работать.

Согласно с 223-ФЗ, самым надежным методом обеспечить выполнение госконтракта, считается применение банковских гарантий. Являясь своего рода обязательством, а не системой взаиморасчетов между клиентом и финансовым учреждением, гарантии выступают в качестве инструмента. Его работа основана на том, что при неисполнении обязательств оговоренных контрактом, банк является гарантом, отвечающим за финансовую часть договора.

В соответствии с законом № 223-ФЗ под закупкой у единственного поставщика следует понимать способ осуществления закупок путём направления заявки одному единственному поставщику. Данная форма торгов является способом неконкурентного определения кандидата на заключение госконтракта и на практике в отношении такой процедуры могут существовать значительные коррупционные риски. Поэтому действующим законодательством накладываются существенные ограничения на возможность применение таких закупок.

Одним из самых важных вопросов, для поставщиков, планирующих стать участниками закупки по 223 Федеральному закону и организаций, выступающих в роли заказчика, является ответственность, которую они понесут в случае невыполнения своих обязательств и предусмотренные штрафы по 223 ФЗ, предусмотренные за нарушения правил проведения закупки в рамках данного закона.

На практике делового оборота принято устанавливать следующие способы обеспечения исполнения контракта: перечисление залоговой суммы на специальный счёт заказчика, а так же предоставление банковской гарантии. Действующая редакция Закона 223-ФЗ не требует обязательного установления обеспечения контракта, заключаемого на тендерной основе. Однако данное условие может применяться на усмотрение заказчика.

В отношении ряда организаций с 01.01.2012 г. в соответствии с законом 223-ФЗ устанавливается обязанность выбора поставщиков на основе тендера. Ключевым отличием данного Закона от Закона № 44-ФЗ является возможность выбора заказчиком форм осуществления закупок, а так же определение поставщика не только по критерию наименьшей стоимости, но и на основе прочих нестоимостных параметров (качество поставляемых товаров, услуг, деловая репутация, состав кадров, техническое оснащение и пр.).

Давайте разберемся, что нужно знать об обеспечении заявки для участия в аукционах, конкурсах и тендерах по 223-ФЗ. Организация разнообразных аукционов, тендеров на государственные заказы и конкурсов преследует сразу несколько целей, а именно максимально эффективное распределение бюджетных средств, обеспечение доступности к государственным (и не только заказам) большого количества организаций и физических лиц и в целях формирования прозрачного рынка закупок.

Федеральный рамочный закон 223 позволяет заказчикам самим выбирать виды конкурентных и неконкурентных процедур, которые нужны им для совершения закупок. Одним из самых известных и популярных способов закупок является запрос ценовых котировок.

Запрос предложений по Федеральному закону №223 - один из распространенных способов осуществления закупок, к которому прибегают крупные организации. Запрашивая предложения поставщиков, заказчик заранее сообщает им о своей потребности в той или иной продукции, а также приглашает потенциальных контрагентов к соревнованию за участие в закупке. Договор подписывается с поставщиком, который наиболее соответствует требованиям закупщика.


стр. 1



стр. 2



стр. 3



стр. 4



стр. 5



стр. 6



стр. 7



стр. 8

"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

с изменениями и дополнениями, внесенными в текст, согласно Федеральным законам:

от 06.12.2011 г. № 401-ФЗ, от 30.12.2012 г. № 324-ФЗ, от 07.06.2013 г. № 115-ФЗ,

от 02.07.2013 г. № 160-ФЗ, от 21.12.2013 г. № 379-ФЗ , от 12.03.2014 г. № 26-ФЗ;

с изменениями и дополнениями, частично внесенными в текст, согласно Федеральному закону

Статья 1. Цели регулирования настоящего Федерального закона и отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:

1) государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;

2) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 настоящей части юридическим лицам;

3) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 настоящей части дочерним хозяйственным обществам;

4) бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении им закупок:

а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

в) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

2.1. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности не превышает пятьдесят процентов, на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, а именно на:

1) субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, если общая выручка соответственно таких субъектов, организаций от деятельности, относящейся к сфере деятельности естественных монополий, и от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки соответственно от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - единая информационная система);

2) дочерние хозяйственные общества субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами и их иными дочерними хозяйственными обществами составляет не более чем пять процентов суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе;

3) дочерние хозяйственные общества указанных в пункте 2 настоящей части дочерних хозяйственных обществ, если выручка от закупки товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами (в том числе иными дочерними хозяйственными обществами основных хозяйственных обществ) основных хозяйственных обществ указанных дочерних хозяйственных обществ составляет не более чем пять процентов суммы выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе.

3. Порядок определения совокупной доли участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном капитале хозяйственных обществ, совокупной доли участия указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи юридических лиц в уставном капитале дочерних хозяйственных обществ, совокупной доли участия указанных в пункте 2 части 2 настоящей статьи дочерних хозяйственных обществ в уставном капитале их дочерних хозяйственных обществ, а также порядок уведомления заказчиков об изменении совокупной доли такого участия утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

4. Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с:

1) куплей-продажей ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов, а также заключением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (за исключением договоров, которые заключаются вне сферы биржевой торговли и исполнение обязательств по которым предусматривает поставки товаров);

2) приобретением заказчиком биржевых товаров на товарной бирже в соответствии с законодательством о товарных биржах и биржевой торговле;

3) осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ

4) закупкой в области военно-технического сотрудничества;

5) закупкой товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором Российской Федерации, если таким договором предусмотрен иной порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) таких товаров, работ, услуг;

6) пункт 6 части 4 статьи 1 утратил силу согласно Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. № 401-ФЗ;

7) осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности";

8) заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, являющихся обязательными для субъектов оптового рынка - участников обращения электрической энергии и (или) мощности;

9) осуществлением кредитной организацией лизинговых операций и межбанковских операций, в том числе с иностранными банками;

10) определением, избранием и деятельностью представителя владельцев облигаций в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

Статья 2. Правовая основа закупки товаров, работ, услуг

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации , настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

3. Положение о закупке утверждается:

1) высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании в случае, если заказчиком выступает государственная корпорация или государственная компания;

2) руководителем унитарного предприятия в случае, если заказчиком выступает государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие;

3) наблюдательным советом автономного учреждения в случае, если заказчиком выступает автономное учреждение;

4) советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества в случае, если заказчиком выступает акционерное общество, либо в случае, когда уставом акционерного общества предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием акционеров общества, коллегиальным исполнительным органом общества или при отсутствии коллегиального исполнительного органа общим собранием акционеров общества;

5) общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью в случае, если заказчиком выступает общество с ограниченной ответственностью, либо в случае, когда утверждение положения о закупке отнесено уставом общества с ограниченной ответственностью к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества или коллегиального исполнительного органа общества, советом директоров (наблюдательным советом) общества или коллегиальным исполнительным органом общества;

6) органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, в случае, если заказчиком выступает государственное бюджетное учреждение или муниципальное бюджетное учреждение.

Статья 3. Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

2. Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке, на аукционе - лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.

3. В положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

4. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.

5. Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

6. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

7. При закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ

8. Правительство Российской Федерации вправе установить:

1) приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами;

2) особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.

Часть 8.1 статьи 3 вступит в силу с 1 января 2016 г. согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ .

8.1. В случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в объеме, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, либо размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, включенной в отчет, предусмотренный частью 21 статьи настоящего Федерального закона, или неразмещения указанного отчета в единой информационной системе положение о закупке такого заказчика с 1 февраля очередного года и до завершения такого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. В указанном случае заказчик при закупке руководствуется положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

9. Участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

10. Участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Статья 4. Информационное обеспечение закупки

1. Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.

2. Заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается заказчиком в единой информационной системе на период от пяти до семи лет.

4. Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

5. В единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

6. Положением о закупке может быть предусмотрена иная подлежащая размещению в единой информационной системе дополнительная информация.

7. Заказчик дополнительно вправе разместить указанную в настоящей статье информацию на сайте заказчика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

8. Извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.

9. В извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения:

1) способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);

2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;

3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;

4) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;

7) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

10. В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;

11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;

12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

11. Изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в единой информационной системе внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.

12. Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

13. В случае возникновения при ведении единой информационной системы федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение единой информационной системы, технических или иных неполадок, блокирующих доступ к единой информационной системе в течение более чем одного рабочего дня, информация, подлежащая размещению в единой информационной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке, размещается заказчиком на сайте заказчика с последующим размещением ее в единой информационной системе в течение одного рабочего дня со дня устранения технических или иных неполадок, блокирующих доступ к единой информационной системе, и считается размещенной в установленном порядке.

14. Размещенные в единой информационной системе и на сайте заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом и положениями о закупке информация о закупке, положения о закупке, планы закупки должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

15. Не подлежат размещению в единой информационной системе сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении договоров, составляющие государственную тайну, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи. Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей.

16. Правительство Российской Федерации вправе определить:

1) конкретную закупку, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе;

2) перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе.

17. Порядок подготовки и принятия актов Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.

18. Размещение заказчиками в единой информационной системе информации о закупке осуществляется без взимания платы. Порядок размещения в единой информационной системе информации о закупке устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок регистрации заказчиков в единой информационной системе устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на ведение единой информационной системы.

19. Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе:

1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг;

2) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

3) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи;

4) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.

20. Порядок размещения в единой информационной системе информации, предусмотренной частью 2.1 статьи 1 настоящего Федерального закона, и требования к такой информации устанавливаются Правительством Российской Федерации. До вступления в силу такого порядка информация, предусмотренная частью 2.1 статьи 1 настоящего Федерального закона, размещается на сайтах юридических лиц, указанных в части 2.1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Часть 21 статьи 4 вступит в силу с 1 января 2016 г. согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ .

21. Информация о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства, размещается в единой информационной системе не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом.

Статья 4.1 вступит в силу с 1 января 2015 г. согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ .

Статья 4.1. Реестр договоров, заключенных заказчиками

1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивает ведение в единой информационной системе реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки (далее - реестр договоров). Порядок ведения указанного реестра, в том числе включаемые в него информация и документы о закупках, сроки размещения таких информации и документов в указанном реестре, устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. В течение трех рабочих дней со дня заключения договора заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, в реестр договоров. Если в договор были внесены изменения, заказчики вносят в реестр договоров такие информацию и документы, в отношении которых были внесены изменения. Информация о результатах исполнения договора вносится заказчиками в реестр договоров в течение десяти дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора.

3. В реестр договоров не вносятся сведения и документы, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат размещению в единой информационной системе.

Статья 5. Реестр недобросовестных поставщиков

1. Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе.

2. В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

3. Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, должны быть доступны для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.

5. Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, по истечении двух лет со дня их внесения в реестр недобросовестных поставщиков исключаются из этого реестра.

6. Включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

Статья 6. Контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона

Контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации

За нарушение требований настоящего Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона.

3. До 1 июля 2012 года, если иной срок не предусмотрен решением Правительства Российской Федерации, положение о закупке, изменения, вносимые в такое положение, планы закупки, иная информация о закупке, подлежащая в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке размещению в единой информационной системе, размещаются на сайте заказчика. После 1 июля 2012 года, если иной срок не предусмотрен решением Правительства Российской Федерации, положение о закупке, изменения, вносимые в такое положение, планы закупки, иная информация о закупке, подлежащая в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке размещению в единой информационной системе, размещаются в единой информационной системе.

4. В случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона заказчики, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона (за исключением заказчиков, указанных в частях 5 - 8 настоящей статьи), не разместили в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, утвержденное положение о закупке, такие заказчики при закупке руководствуются положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения утвержденного положения о закупке.

5. Заказчики, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона и созданные после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, утверждают в течение трех месяцев с даты их регистрации в едином государственном реестре юридических лиц положение о закупке. В случае, если в течение указанного срока такими заказчиками не размещено в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона утвержденное положение о закупке, заказчики при закупке руководствуются положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона утвержденного положения о закупке.

6. В случае изменения совокупной доли участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном капитале хозяйственных обществ, совокупной доли участия указанных в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона юридических лиц в уставном капитале дочерних хозяйственных обществ, совокупной доли указанных дочерних хозяйственных обществ в уставном капитале их дочерних хозяйственных обществ, в результате которого на отношения, возникающие в связи с закупкой товаров, работ, услуг заказчиком, распространяются положения настоящего Федерального закона, заказчик в течение трех месяцев с даты получения уведомления об изменении совокупной доли в соответствии с частью 3 статьи 1 настоящего Федерального закона размещает в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона утвержденное положение о закупке. В случае, если таким заказчиком в течение этого срока не размещено утвержденное положение о закупке, заказчик при закупке руководствуется положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до дня размещения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона утвержденного положения о закупке.

7. Организации, осуществляющие виды деятельности, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий, и (или) регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки за 2011 год от всех видов деятельности, осуществляемых такими организациями, а также дочерние хозяйственные общества, более пятидесяти процентов уставного капитала которых в совокупности принадлежит государственным корпорациям, государственным компаниям, субъектам естественных монополий, организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственным унитарным предприятиям, государственным автономным учреждениям, хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации превышает пятьдесят процентов, дочерним хозяйственным обществам этих дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля этих дочерних хозяйственных обществ в совокупности превышает пятьдесят процентов, за исключением организаций, которые указаны в части 2.1 статьи 1 настоящего Федерального закона и разместили в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, информацию, предусмотренную частью 2.1 статьи 1 настоящего Федерального закона, применяют положения настоящего Федерального закона с 1 января 2013 года.

8. Муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, дочерние хозяйственные общества, более пятидесяти процентов уставного капитала которых в совокупности принадлежит муниципальным унитарным предприятиям, хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, дочерние хозяйственные общества указанных дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия указанных дочерних хозяйственных обществ в совокупности превышает пятьдесят процентов, применяют положения настоящего Федерального закона с 1 января 2014 года, если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования.

9. С 1 января 2013 года до 1 января 2015 года планы закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещаются заказчиками в единой информационной системе на трехлетний срок.

10. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


Федеральный Закон «223-ФЗ от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» вступил в силу с 1 января 2012 года.

Различные субъекты регулирования начинают работать по этому закону в различные сроки. В зависимости от этого разделим их на группы:

1 группа - работает по этому закону с 2012 года:

  1. Государственные компании и корпорации.
  2. Естественные монополии и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, выручка от которых составляет более 10 процентов от общего объема выручки.
  3. Автономные учреждения.

2 группа - работает по этому закону с 2013 года:

  1. Естественные монополии и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, выручка от которых составляет менее 10 процентов от общего объема выручки.
  2. Дочки и внучки 1 группы.

3 группа - работает по этому закону с 2014 года:

  1. МУП. (Все МУП, осуществляющие регулируемые виды деятельности, применяют 223-ФЗ с 2012 или с 2013 года в зависимости от объема выручки.)
  2. Автономные учреждения муниципального уровня.
  3. Дочки и внучки 3 группы.

Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки, производимые компанией, начиная от 1 копейки.

Исключения составляют:

  • Купля-продажа ценных бумаг и валютных ценностей
  • Приобретение биржевых товаров на товарной бирже
  • Закупки в соответствии с 94-ФЗ
  • Закупки в области международного военно-технического сотрудничества
  • Международные договоры РФ
  • Обязательный аудит (согласно Закону об аудиторской деятельности №307-ФЗ обязательный аудит проводится в порядке, предусмотренном Федеральным Законом №94-ФЗ)* примечание - с 1.01.2014 в порядке, предусмотренном Федеральным законом №44-ФЗ.
  • Договоры, обязательные для субъектов оптового рынка, участников обращения электрической энергии или мощности
  • Осуществление кредитной организацией лизинговых операций и межбанковских операций, в том числе с иностранными банками

Мена

В соответствии со ст. 567 Гражданского кодекса РФ, по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. К договору мены применяются правила о купле-продаже (гл. 30 ГК РФ), если это не противоречит правилам гл. 31 ГК РФ и существу мены. При этом каждая из сторон признается и продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. Соответственно, по договору мены заказчик, руководствующийся 223-ФЗ, приобретает товар, который он принимает в обмен на передачу своего товара.

Таким образом, заключение договора мены в целях 223-ФЗ является закупкой, и на него распространяются все требования этого закона.

Пример нарушения 223-ФЗ о закупках

«Настоящее Положение регламентирует процедуры закупки любых товаров, работ, услуг (далее - Продукция) стоимостью свыше 100 000, 00 рублей (включая НДС).

При этом здесь и далее под закупками продукции (товаров, работ, услуг) понимается заключение любых возмездных гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами, а также объединениями этих лиц, в которых Общество выступает в качестве плательщика денежных средств другой стороне по такому договору.»

Суть нарушения - 223-ФЗ регламентирует не только закупки свыше 100 000 рублей , но и все прочие закупки независимо от цены договора.

Если заказчик попадает под 223-ФЗ, но не разместил на ООС , то при закупках он должен применять Закон 94-ФЗ (часть 4 ст. 8 Закона 223-ФЗ)*

*примечание - с 1.01.2014 в порядке, предусмотренном Федеральным законом №44-ФЗ. Иначе, заключенный договор может быть признан недействительным.

Положение о закупке должно содержать:

  • Способы закупки (как минимум, конкурс или аукцион, согласно законодательству)
  • Порядок подготовки и проведения закупок
  • Порядок заключения и исполнения договоров
  • Иные положения

Заказчик в обязательном порядке размещает свое Положение о закупке на официальном сайте zakupki.gov.ru. Нельзя прописать в Положении о закупке, что официальным сайтом является сайт организации, и, основываясь на этом, размещать Положение о закупке и другие документы, связанные с закупочной деятельностью, исключительно на собственном «официальном» сайте организации. На нем можно только дублировать информацию, которая размещается на сайте zakupki.gov.ru.

Утверждение положения о закупках

Каким образом заказчики работают с официальным сайтом (ООС).

Положение о закупке в электронном виде на ООС. Также формируется документ со сведениями:

Наименование Положения о закупке.

Полное и сокращенное наименование заказчика.

ИНН, ОГРН.

Даты утверждения и вступления в силу Положения о закупке.

Наименование органа, утвердившего Положение о закупке.

Изменение Положения:

Производится с одновременным размещением на ООС новой редакции Положения и, кроме этого, необходимо разместить документ, содержащий перечень внесенных изменений.

Сохраняются и доступны для свободного ознакомления все предыдущие редакции измененных документов.

Для регистрации на сайте zakupki.gov.ru нужно:

1. Получить в аккредитованном удостоверяющем центре.

Для работающих по 223-ФЗ казначейство бесплатные подписи не выдает. ЭЦП нужно купить в любом аккредитованном удостоверяющем центре. Это должна быть усиленная ЭЦП. Получать ее необходимо на руководителя организации в первую очередь. Затем можно, при необходимости, получить ЭЦП на других сотрудников.

2. Зарегистрироваться в ЕСИА - Единой системе идентификации и аутентификации (www.gosuslugi.ru). Сначала регистрируется руководитель как физлицо. Затем заводит там карточку организации.

3. Зарегистрироваться на сайте zakupki.gov.ru.

На сайте ООС есть дорожная карта, где содержатся инструкции относительно порядка регистрации на этом сайте.

Заказчик обязан размещать на официальном сайте:

1. Документы, регламентирующие деятельность заказчика:

Положение о закупке (в течение 15 дней после утверждения).

Изменения в положение, только для тех организаций, которые вправе их вносить (в течение 15 дней после утверждения).

2. . Общее правило - план формируется не менее, чем на один год. Планы закупок высокотехнологичной, инновационной продукции и лекарственных средств формируются на 5 лет. Изменения в план можно вносить согласно условиям, прописанным в Положении о закупке.

3. Документы закупки.

Извещение о закупке.

Документация.

Проект договора.

Изменения.

Протоколы.

4. Изменения в договоры (существенные условия договора, в течение 10 дней со дня внесения изменений).

5. Отчеты:

Ежемесячный, не позднее 10 числа месяца.

- «1-закупки» в Росстат (Приказы 525 и 473).

Если закупки не проводились в течение месяца, то публикуем нулевой отчет.

Документация о закупках

Заказчик не обязан предоставлять документацию в бумажной форме, а имеет право предложить поставщикам только в электронной форме. При этом заказчик вправе установить, что за предоставление документации на бумажном носителе взимается плата. В этом случае, необходимо в документации определить размер, сроки и порядок внесения такой платы.

На основании п. 10, ч. 10 ст. 4 Закона 223-ФЗ в документации определяется порядок предоставления разъяснений положений документации.

Заказчик вправе не размещать на официальном сайте:

  • Закупки стоимостью до 100 000 рублей (если годовая выручка менее 5 млрд. рублей)/500 000 рублей (если годовая выручка более 5 млрд. рублей).
  • Закупки, составляющие государственную тайну. В случае, если возможно опубликовать закупку, не раскрывая государственную тайну, то это делать нужно.
  • Закупки, определенные решением Правительства РФ.

Отнесение заказчиком информации к коммерческой тайне не является основанием для ее неразмещения на официальном сайте.

Форма плана закупок

Постановление Правительства №932 от 17.09.12 «Об утверждении правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана».

План закупки составляется на год и должен иметь помесячную или поквартальную разбивку.

В план не включаются:

Закупки, составляющие государстенную тайну.

Закупки, определенные решением Правительства РФ.

В план можно не включать:

Закупки, стоимостью до 100 000/500 000 рублей.

Ежемесячный отчет (ч. 19 ст.4 Закона 223-ФЗ)


Ценовой порог в 100 000 (500 000) рублей - это порог для размещения информации о закупке на ООС или неразмещения.

Закупки до 100 000 (500 000) рублей:

  • Можно не включать в план.
  • Можно не публиковать на ООС извещение.
  • Нужно включать в ежемесячный отчет.
  • Нужно включать в отчет Росстат.
  • Порядок их расчета, одноименность, периоды - все это определяется в положении.

Заказчикам, у которых есть собственность в г. Москве, рекомендуется посмотреть ПП №441 , которое устанавливает дополнительные требования к Положению о закупках и накладывает дополнительные ограничения.

Рамочный договор

Заключать рамочный договор можно. При этом в договоре должно быть указано количество поставляемого товара (объем работ, услуг) согласно п.3 ч.9 ст.4 Закона №223-ФЗ и указание на то, что поставка осуществляется по заявкам заказчика.

Если в договоре отсутствует объем, каждая поставка по такому договору является отдельной закупкой.

Пример заключения обычного, нерамочного договора на ГСМ. В таком договоре необходимо указатьцену за единицу товара, точный срок действия договора и обязательно прописать, что поставка по этому договору осуществляется только по заявке заказчика, в противном случае, заказчик вправе не принимать товар и не оплачивать его. Таким образом, в случае, если в течение срока действия договора, заказчику понадобится меньший объем товара, чем предполагалось при заключении договора, то никаких проблем с поставщиком не возникает, по причине прописанных в договоре условий. Если же понадобится больший объем товара, то необходимо заключать дополнительное соглашение или новый договор с поставщиком.

В случае, когда договор пролонгируется без увеличения объема закупаемых товаров, работ, услуг, то необходимо просто разместить информацию на ООС об изменении сроков исполнения договора. Если же договор пролонгируется с увеличением объема закупаемых товаров, работ, услуг, то это считается новой закупкой.

Определение способа и формы закупки

Алгоритм выбора способа закупки:

  1. Определить, можно ли закупать у единственного поставщика. Если нет, то:
  2. Определить ОКДП (это нужно для последующего определения формы закупки - в электронном виде или в бумажном виде).
  3. Проверить наличие ОКДП в 616-ПП (определить форму закупки как электронную в случае, если этот ОКДП указан в перечне ПП-616).

Определить способ в соответствии с Положением о закупке.

Способы закупки:

  1. Прямая закупка (закупка у единственного поставщика).
  2. Аукцион (извещение о проведении аукциона публикуется не позднее, чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок, ч.2ст.3 223-ФЗ).
  3. Конкурс (извещение о проведении конкурса публикуется не позднее, чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок, ч.2ст.3 223-ФЗ).
  4. Запрос котировок (запрос цен) (срок приема заявок обычно составляет от 5 до 7 дней).
  5. Запрос предложений (срок приема заявок обычно составляет от 5 до 15 дней).
  6. Иные.

Договор обязательно заключается с победителем аукциона или конкурса. По остальным способам закупки договор заключается в зависимости от того, что определено для таких случаев Положением о закупке.

Любой способ закупки может быть проведен в электронной форме.

Торги

Аукцион - это торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля - наиболее высокую цену договора.

Конкурс - это торги, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в документации.

Электронные закупки

Электронная форма закупки и электронный аукцион - понятия не тождественные.

Закупки в электронной форме

Существует Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2012 г.№616г. Москвы «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме». Несколько примеров из этого перечня:

  • Бумага
  • Полиграфия
  • Канцелярия
  • Медицинская аппаратура
  • Автомобили
  • Техобслуживание и ремонт оргтехники
  • Уборка

Например, если нужно провести техобслуживание автомобиля, не всегда удобно проводить электроный аукцион, но можно провести в электронной форме запросом предложений. Проведение любых закупок в электронной форме намного менее трудоемко, чем в бумажной форме.

Есть ряд исключений. Например, когда необходимо закупить услуги технического обслуживания автомобиля, которые содержатся в перечне ПП№616, возможно все же осуществить закупку не в электронной форме при наличии следующих обстоятельств:

  1. Когда закупка не подлежит размещению на ООС(когда закупка относится к государственной тайне или относительно этой закупки принято решение Правительства РФ).
  2. Когда закупка производится в целях устранения последствий чрезвычайных ситуаций.
  3. Когда закупка производится у единственного поставщика.

Вероятно у многих заказчиков в Положении о закупке написано, что у единственного поставщика производится закупка товаров, работ и услуг, стоимость которых не превышает 100 000 руб. (500 000 руб.). Если это написано в Положении о закупке, то на законных основаниях заказчик может не проводить такие закупки в электронной форме.

При проведении закупки в электронной форме нельзя требовать от участника копию заявки на бумажном носителе. Согласно заключению ФАС, это является избыточным требованием.

Работа Заказчика на ЭТП по 223-ФЗ

Электронная площадка OTC-tender

  • Организация системы гарантий на стадии проведения закупки, обеспечение заключения и исполнения контрактов
  • Выгодные цены, высокая конкуренция в закупках по всем товарным категориям, для стандартизированной продукции количество участников - до 25, уровень экономии - до 50% от начальной цены
  • Снижение трудозатрат на осуществление закупочной деятельности
  • Помощь квалифицированных сотрудников по оптимизации закупочной деятельности и проведению закупочных процедур
  • Статистические и аналитические материалы по итогам проведенных процедур
  • Способы закупок: аукционы, редукционы, запросы цен/предложений, конкурентные переговоры (открытые, закрытые и пр.)

Проведение он-лайн переговоров и веб-конференций через ЭТП

  • Планирование и согласование времени виртуальной встречи
  • Приглашение участников
  • Видео и аудио конференции, чат
  • Возможность обмена документами
  • «Виртуальная доска»
  • Разделение рабочего стола
  • Видео-запись, протоколирование проведенных переговоров

Вся работа на OTC-tender бесплатна для заказчиков.

Стоимость услуг

Плата за подключение = 0 руб.

Абонентская плата = 0 руб.

Стоимость услуг для Заказчика = 0 руб.

Стоимость услуг для Участникаот 1000 до 3000 руб.

Реестр недобросовестных поставщиков

Существует Постановление № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В случае уклонения от заключения договора поставщик может попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Их на сегодняшний день 2 - по закону 223-ФЗ и по закону 94-ФЗ. Это решение выносится компетентными органами в присутствии заказчика, поставщика и при наличии достаточных доказательств.

Обжалование

Поставщик может обжаловать действия заказчика в таких случаях:

Полезно знать всем заказчикам и поставщикам Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 28.07.2012)«О защите конкуренции», особенно стоит обратить внимание на ст. 17, 17.1, а также на ст. 18.1 «Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров».

Что можно обжаловать по ст. 18.1 Закона 135-ФЗ:

  • Можно обжаловать действия заказчика, оператора ЭП, конкурсной или аукционной комиссии
  • Жалобу могут подавать только лица, подавшие заявки на участие
  • Срок для подачи жалобы - не позднее 10 дней со дня размещения результатов торгов на официальном сайте
  • Срок рассмотрения жалобы - 7 дней
  • На период рассмотрения жалобы торги приостанавливаются
  • Заказчик не вправе заключить договор до принятия решения по жалобе
  • Договор, заключенный с нарушением указанного требования, является ничтожным
  • Решение можно обжаловать в суде в течение 3 месяцев.

Вопросы слушателей

Вопрос: Нужно ли в ежемесячном отчете учитывать договор дарения?
Ответ: Нет, не нужно. Закон 223-ФЗ вопросы, связанные с договорами дарения, не регламентирует.

Вопрос: Включаются ли в ежемесячный отчет закупки до 100 000 руб.?
Ответ: В отчет включаются все закупки, в том числе до 100 000 рублей. То же самое относится к отчету Росстата.

Вопрос: Если закупка произведена по чеку без договора, как быть?
Ответ: Каждый чек является договором, мы считаем количество чеков и включаем их в общее количество договоров. Так же поступаем в случае, если оплачивается счет без договора. Каждый оплаченный счет является договором. В том случае, если товар получен, а оплата этого товара планируется через год, то моментом совершения сделки считается момент получения товара покупателем. Эти сделки в отчетах также учитываются.

Вопрос: Отчет Росстата отправляется в Росстат, но его на ООС не нужно публиковать, верно?
Ответ: Да, совершенно верно.

Вопрос: Билет на один проезд в автобусе является одним договором, верно?
Ответ: Да, верно.

Вопрос: Когда дополнительное соглашение не является новой закупкой?
Ответ: В случае, если в договоре изначально было прописано, что возможно увеличение объема закупки на определенный процент от общей суммы договора.

Вопрос: Если договор был заключен до вступления Закона № 223-ФЗ в силу?
Ответ: Федеральный Закон №223-ФЗ на такой договор не распространяется, поскольку этот закон обратной силы не имеет. Это справедливо только если договор не рамочный, если в нем определены все существенные условия, в том числе определено количество закупаемых товаров, работ, услуг.

Вопрос: Сведения о закупке до 100 000 рублей можно не размещать на ООС. А ежемесячные отчеты также являются сведениями о закупке?
Ответ: Нет.

Вопрос: Если не публиковать отчеты, какие могут быть штрафы?
Ответ: Когда законодательно будут установлены штрафы, они обратной силы иметь не будут. Все, что нарушается до вступления в силу документов, определяющих штрафы, не будет подлежать штрафованию.

Вопрос: Почему нельзя дробить закупку?
Ответ: Потому что это может быть признано контролирующими органами фиктивной закупкой, прикрывающей большую закупку. Также может быть выдвинуто обвинение в неэффективном расходовании средств.

Вопрос: Заключили договор на 700 000 рублей. Затем заключили допсоглашение на 56 000 руб. Нужно ли размещать информацию на официальном сайте?
Ответ: Да, нужно разместить информацию на ООС об изменении договора. Если он уже есть в реестре договоров, то вносятся изменения. Если этого договора еще нет в реестре договоров, то его необходимо внести туда.

Вопрос: Как быть с монополистами при размещении плана?
Ответ: Заключать договор, в котором изначально прописан объем, выраженный, например, через начальную цену. При этом начальную цену заказчик не обязан обосновывать, если иное не указано в Положении о закупках. И, более того, он не обязан ее указывать, поскольку в законе сказано, что должны быть указаны сведения о начальной максимальной цене, а сведениями может также являться информация, что начальная цена не установлена. Т.е., если заказчик не может посчитать начальную максимальную цену, он вправе ее не указывать. Но в плане закупок все равно нужно ее предусматривать.

Вопрос: Нужно ли включать в ежемесячный отчет авансовые отчеты сотрудников?
Ответ: Да, если сотрудник что-то приобрел и предоставил авансовый отчет, он учитывается.

Вопрос: Как закупать воду?
Ответ: Воду нужно закупать в электронной форме, например, запросом цен или аукционом.

Вопрос: Подача заявок на электронную почту считается электронной формой?
Ответ: Подача заявок на электронную почту также является электронной формой, если при этом есть требование по подписанию заявки электронной подписью. Если это просто письмо на электронную почту, то это не электронная форма.

Вопрос: Занимаетесь ли вы банковскими гарантиями?
Ответ: Занимаемся. Электронная площадка OTC-tender их выдает.

Вопрос: Как можно получить гарантию, что поставщик проверен? Были ли у этого поставщика нарекания?
Ответ: Существует рейтинг поставщиков. Когда поставщик подает заявку заказчику, то заказчик видит, какой рейтинг (положительный ил отрицательный) имеет этот поставщик. На основании этого рейтинга официальные решения заказчик принимать не вправе. Но когда заказчик видит отрицательный рейтинг поставщика, это дает дополнительный стимул к более тщательной проверке такого поставщика и того предложения, которое он делает. Площадка OTC-tender, кроме того, самостоятельно проверяет рейтинг поставщиков при аккредитации на площадке в двух реестрах (по 223-ФЗ и по 94-ФЗ).

Вопрос: Можно ли пользоваться разными площадками?
Ответ: В случае с поставщиками, в их интересах быть зарегистрированными на всех площадках, чтобы не упустить заказы. Что касается заказчиков, они тоже могут проводить закупки на разных площадках. Но при этом заказчики не могут размещать одну и ту же закупку на разных площадках. В результате таких действий невозможно будет по результатам проведения закупки составить протокол.

Вопрос: Можно ли указывать производителя товара и отклонять заявки, не соответствующие эту требованию при проведении котировок?
Ответ: Во-первых, заказчик не обязан в техническом задании указывать «или эквивалент» при требующегося описании товара. Можно указать товарный знак продукта, который необходимо закупить. В некоторых случаях антимонопольная служба может признать это ограничением конкуренции. Например, в случае, если требующийся товар производится только одним предприятием или существует только один дилер этого товара. Тогда лучше всего оформить эту закупку как закупку у единственного поставщика. Иначе это будет считаться ограничением конкуренции. В случае, когда товар определенной торговой марки могут предложить несколько поставщиков, то все будет в порядке, закон о защите конкуренции не нарушается.

Закон о закупках отдельными видами юридических лиц (он же 223 ФЗ) вступил в силу 01.01.2012. Он закрепляет основные положения проведения закупочных процедур определенной категорией организаций. Целями, ради которых он был принят, являются:

  • развитие конкуренции на товарном рынке;
  • рациональное использование денежных средств;
  • обеспечение открытости и прозрачности торгов;
  • недопущение коррупции и иных злоупотреблений.

223 ФЗ для чайников

Также закон закрепляет основополагающие принципы, среди которых необходимо выделить:

  1. Иинформационная доступность торгов. Этот принцип является общеправовым и обеспечивается путем размещения сведений в интернете. Единая информационная система (Закупки гов ру)официальный сайт 223 ФЗ, в ней публикуется информация о проводимых тендерах. Также среди площадок, на которых осуществляются торги, можно выделить, « » и « » а из специализированных — , торговая площадка 223 ФЗ, на которой проводит торги Сбербанк России, и .
  2. Равноправие и справедливость, а также отсутствие ограничения конкуренции в отношении участников тендера. Организатор процедуры обязан обеспечить равные права и возможности всем участникам, а также исключить избирательный подход при отборе победителя.
  3. Эффективное расходование денежных средств, а также уменьшение издержек заказчика. Означает, что заказчики должны стремиться рациональнее расходовать денежные средства. Обращаем внимание, что речь идет не о снижении цен, а о снижении общих издержек.
  4. Нельзя ограничивать допуск участников, установливая неизмеряемые требования. Следует избегать условий (финансовые ресурсы участников, производственным мощностям), которые могут трактоваться двусмысленно или не могут быть применены ко всем участникам в полной мере.

Какие лица относятся к заказчикам по 223 ФЗ

Итак, по 223-ФЗ к заказчикам относятся (статьи 3.1 223-ФЗ):

  • государственные корпорации, государственные компании, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которого доля Российской Федерации превышает 50%;
  • другие юрлица (субъекты естественных монополий, их дочерние хозяйственные общества и иные юрлица) в случае реализации инвестиционных проектов общей стоимостью не менее 10 млрд. рублей, при этом которым оказывается государственная поддержка;
  • бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия (при соблюдении условий, обозначенных ст. 1 ФЗ);
  • федеральные государственные унитарные предприятия (их перечень утверждается Правительством РФ).

Ранее перечень был без дополнительных условий, но, как гласит223 ФЗ о закупках, последняя редакция 2019 года, указанные выше организации могут проводить тендеры только при наличии обозначенных Законом требований.

Особенности проведения торгов

Первой особенностью, а также и отличительной чертой заказов по 223 ФЗ, является принимаемое заказчиком Положение о закупках. Этот документ регламентирует закупочную деятельность заказчика. Его необходимо обязательно публиковать на официальном сайте ЕИС.

Положение включает в себя порядок подготовки и проведения процедур (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также другие важные правила, например, связанные с обеспечением закупки. Таким образом, при осуществлении закупочной деятельности заказчик должен руководствоваться как 223 ФЗ, так и принятым на его основании Положением.

Если обратиться к вопросу об утверждении документа, то в зависимости от вида юридического лица, утверждение происходит различными способами. К примеру, для государственной корпорации или компании — высшим органом управления, а для ГУПа, МУПа — его руководителем.

Еще одной особенностью является полная информационная открытость торгов. То есть закон обязывает публиковать все необходимые сведения в ЕИС (план закупок, извещение и документация, а также вносимые изменения). Предусмотрена возможность размещения информации о торгах на сайте заказчика.

Также, ФЗ № 223 предоставляет возможность проводить все закупки в электронном виде. Заказчик самостоятельно определяет формы и виды закупочных процедур в утверждаемом Положении.

Последние изменения

Последние изменения связаны с коррекцией перечня тех, кто имеет право осуществлять торги в соответствии с указанным ФЗ. Прежний перечень заказчиков сильно поредел, некоторые из них больше не могут проводить процедуры в соответствии с 223 ФЗ, не соблюдая новые требования. Например, ГУПы и МУПы вправе осуществлять тендеры лишь за счет грантов, передаваемых безвозмездно, а также в случае отсутствия бюджетных средств при закупке товаров, работ либо услуг.

Также ФЗ 223 о госзакупках, последняя редакция 2019, пополнился новыми требованиями в отношении аптечных организаций в форме ГУПов и МУПов.