Конституционно-правовые нормы: их особенности и классификация. Конституционно-правовые нормы: понятие, признаки, особенности и виды

Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды.

Конституционное право России состоит из норм. Конституционно-правовая норма -это правило пове­дения субъектов конституционно-правового отношения. Конституционно-правовая норма, будучи разновидностью правовой нормы, характеризуется признаками, присущими всем правовым нормам. Во-первых, она представляет собой правило поведения участников конституционно-правового отношения. Во-вторых, конституционно-правовая норма устанавливается уполномоченным на то органом государ­ственной власти или органом местного самоуправления. В-третьих, исполнение конституционно-правовой нормы обеспечивается при необходимости принудительной силой государства.

Вместе с тем конституционно-правовая норма обладает определенной спецификой. Прежде всего специфика конституционно-правовых норм вытекает из основно­го источника конституционного права, которым является Конституция РФ. Все нормы Конституции являются конституционно-правовыми нормами, которые одновре­менно выступают д качестве принципов для других отрас­лей российского права. Следовательно, конституционно-правовые нормы занимают ведущее место в системе норм российского права.

Специфика конституционно-правовой нормы проявля­ется в своеобразии ее структуры. Образцом структуры правовой нормы является наличие в ней трех элементов: гипотезы, диспозиции, санкции. Этому образцу, напри­мер, соответствуют нормы уголовного права. Что касает­ся конституционно-правовых норм, то они, как правило, не имеют всех трех перечисленных элеменгов. Большинство конституционно-правовых норм состоят только из диспо­зиции. Например, ч. 1 ст. 5 Конституции РФ гласит: «Рос­сийская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, ав­тономных округов -равноправных субъектов Российской Федерации «.

Конституционно-правовые нормы могут состоять из ги­потезы и диспозиции. Так, ч. 4 ст. 105 Конституции РФ уста­навливает, что федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более по­ловины от общего числа членов этой палаты. Гипотеза этой нормы -«если за него проголосовало более половины от об­щего числа членов этой палаты». Диспозиция -«федераль­ный закон считается одобренным Советом Федерации».

Незначительную часть конституционно-правовых норм составляют нормы, в которых имеется санкция. Примером может служить норма ч. 1 ст. 93 Конституции РФ, соглас­но которой «Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на осно­вании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Пре­зидента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Феде­рации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения».

Е. И. Козлова выделяет еще две особенности конститу­ционно-правовых норм. Специфика конституционно-пра­вовых норм состоит и в своеобразии субъектов, на регу­лирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, законодательные (представительные) органы государственной власти, поли­тические партии, сходы и собрания граждан, избиратель­ные комиссии. Кроме того, специфической особенностью конституционно-правовых норм является особый механизм реализации, который для многих конституционно-правовых норм связан не с возникновением конкретных правоотноше­ний, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации)^.

Многочисленные конституционно-правовые нормы, со­ставляющие конституционное право России как отрасль, в целях удобства изучения и рассмотрения принято клас­сифицировать.

По содержанию конституционно-правовые нормы де­лятся на нормы, закрепляющие: основы конституционного строя; основы конституционно-правового положения граж­дан Российской Федерации; федеративное устройство; из­бирательное право; систему, принципы организации и дея­тельности высших органов государственной власти России; систему, принципы организации и деятельности законода­тельных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ; судебную власть; местное самоуправление.

По характеру имеющихся в них предписаний конституци­онно-правовые нормы можно подразделить на управомочи-вающие, обязывающие, запрещающие. Управомочивающие нормы устанавливают полномочия индивидов, государ­ственных органов, их должностных лиц, общественных объединений. Обязывающие - закрепляют обязанности субъектов конституционно-правовых отношений. Запре­щающие нормы устанавливают правила запретительного характера.

По степени определенности содержащихся предписа­ний конституционно-правовые нормы делятся на импера­тивные и диспозитивные. Императивные нормы требуют точного соблюдения установленных ими правил. Диспо­зитивные - допускают возможность альтернативы, выбор различных вариантов поведения в зависимости от конкрет­ных условий.

По территории действия конституционно-правовые нормы могут быть: федеративными, действующими на территории всей Российской Федерации; регионально-республиканскими, действующими на территории субъектов РФ; местными, действующими на территории муниципальных образований.

По источникам, т.е. характеру актов, в которых они за­креплены, конституционно-правовые нормы можно класси­фицировать на конституционные, содержащиеся в Консти­туции РФ, конституциях (уставах) субъектов РФ, и иные, содержащиеся в иных нормативных правовых актах.

7. Конституционно-правовые отношения: понятие, виды, юридическая конструкция (субъекты, объекты, содержание, юридические факты).

Конституционно-правовые отношения -это обще­ственные отношения, урегулированные нормами кон­ституционного права России. В силу этого специфика конституционно-правовых норм определяет специфику конституционно-правовых отношений.

Прежде всего конституционно-правовые отношения возникают в сфере осуществления многонациональным российским народом государственной власти. Это самые важные общественные отношения, которые регулируются нормами ведущей отрасли российского права -конститу-

ционным правом России, и в которых в качестве субъекта выступает российский многонациональный народ.



Второй особенностью конституционно-правовых отно­шений является специфический круг субъектов.

Третья особенность состоит в различной правоспособ­ности субъектов конституционно-правовых отношений. Например, граждане Российской Федерации обладают более широкой правоспособностью, кругом прав и свобод по сравнению с иностранными гражданами и лицами без гражданства, находящимися на территории России.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений весьма многообразен.

Народ выступает в качестве субъекта конституционно-правовых отношений при проведении республиканского референдума, выборов Президента России, Государствен­ной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее -Государственная Дума).

Российская Федерация в целом как государственное объ­единение российского народа также выступает в качестве субъекта конституционно-правовых отношений. Примером может служить норма ч. 3 ст. 4 Конституции РФ, согласно которой Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

В этом качестве выступают и субъекты РФ в лице респу­блик, краев, областей, городов федерального значения, авто­номной области и автономных округов. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 67 Конституции РФ изменение границ между субъектами РФ возможно только с их согласия.

Органы государственной власти и местного самоуправ­ления наделены конституционно-правовыми нормами определенными полномочиями, реализуя которые они вы­ступают в качестве субъектов конституционно-правовых отношений. Например, в пределах своей компетенции они принимают нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми субъектами конституционно-правовых отношений на соответствующей территории.

Депутаты представительных органов государственной власти и местного самоуправления, будучи представителя­ми избравшего их народа или населения, обязаны выражать в своей деятельности волю представляемых. Для этого они наделены конституционно-правовыми нормами необходи­мыми полномочиями. Реализуя эти полномочия, депутаты вступают в конституционно-правовые отношения.

Политические партии и общественные объединения вы­ступают в качестве субъектов конституционно-правовых отношений, например, выдвигая кандидатов в депутаты, являясь инициаторами проведения референдума, собраний, митингов, шествий и демонстраций.

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, осуществляя конституционные права, свободы, обязанности, вступают в конституционно-правовые отношения. Например, гражданин Российской Федерации, реализуя свое пассивное избирательное право, вступает в от­ношения с избирательной комиссией. Такие отношения ре­гулируются нормами избирательного права, составляющими институт конституционного права России.

Собрания граждан, сельские сходы наделены конститу­ционно-правовыми нормами рядом правомочий по реше­нию вопросов местного значения. Например, на сельском сходе местные жители выбирают сельского старосту.

Специфическим субъектом конституционно-правовых отношений являются избирательные комиссии, наделенные конституционно-правовыми нормами обширным кругом правомочий по организации и проведению выборов.

Объектом конституционно-правовых отношений яв­ляется то, по поводу чего возникают права и обязанности участников конституционно-правовых отношений. К объ­ектам конституционно-правовых отношений относятся: 1) действия; 2) имущественные блага; 3) неимущественные блага; 4) территория Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований.

Субъективные права и обязанности субъектов конкретного конституционно-правовогоотношения составляют его содержание.

Субъективное право - это предусмотренная нормой конституционного права мера возможного поведения участника правоотношения. Основная особенность, характеризующая субъективное право, - возможность использовать его по своему усмотрению участниками (субъектами) конкретного конституционно-правового отношения. Так, в ст. 31 Конституции РФ записано: "Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование". Следовательно, если при проведении должным образом разрешенной демонстрации конкретный гражданин захочет участвовать в ней, то он при желании имеет субъективное право принять участие в этой демонстрации.

Субъективная обязанность - это предусмотренная юридической нормой конституционного права мера должного поведения субъектов (участников) конституционно-правового отношения. В зависимости от характера поведения, закрепленного в диспозиции правовой нормы, субъективные обязанности бывают:

· активными, предусматривающими необходимость определенных действий;

· пассивными, предписывающими необходимость воздержания от определенных действий, запрещенных нормой права.

Возвращаясь к примеру о праве граждан проводить демонстрации, можно сказать, что если в этом случае конкретный гражданин участвует в демонстрации, то он реализует свое субъективное право на участие в демонстрации, а его праву корреспондирует субъективная обязанность органов государственной власти или органов местного самоуправления города или иного населенного пункта не чинить никаких препятствий этому гражданину в процессе демонстрации.

Основанием возникновения, изменения и прекраще­ния конституционно-правовых отношений являются юри­дические факты, т.е. обстоятельства, предусмотренные конституционно-правовыми нормами. Юридические фак­ты бывают двух видов: действия и события. Юридические действия -это обстоятельства, связанные с деятельностью человека, проявлением его воли. Они бывают правомерны­ми и противоправными. Примером правомерного юриди­ческого действия может служить реализация законодатель­ной инициативы в Государственной Думе управомоченным на то Конституцией РФ субъектом законодательной иници­ативы. В качестве противоправного юридического действия можно назвать издание органом государственной власти нормативного правового акта, противоречащего Конститу­ции РФ. Юридические события не зависят от воли людей

Понятие, юридическое закрепление и структура основ конституционного строя Российской Федерации. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью как основа конституционного строя.

Раздел первый Конституции РФ открывается гл. 1 «Основы конституционного строя». Понятие основ конституционного строя является новым как для Конституции РФ, так и для нау­ки конституционного права.

В конституциях советского периода использовали понятия общественного строя (общественного устройства, его основ) и государственного строя.

Понятие «общественный строй» включало экономическую и политическую систему общества, его социальные основы.

Конституционный строй – это определенная форма и способ организации государства, закрепленные в его Конституции. Основы конституционного строя – это система принципов, регламентирующая социально-правовые отношения, обеспечивающие подчинение государства праву.

Характерные черты конституционного строя:

· 1. Основы конституционного строя имеют основополагающее, обобщающее и фундаментальное значение;

· 2. Политико-правовой характер;

· 3. Нормативность и общеобязательность;

· 4. Юридическое верховенство по отношению к положениям Конституции и всем н.а. государства;

· 5. Определенность и категоричность;

· 6. Сжатость и концентрированность положений;

· 7. Постоянность действия;

· 8. Общеприемлемость и свобода от идеологических установок;

· 9. Целостность;

· 10. Устойчивость и особый порядок принятия и изменения.

Основы конституционного строя – глава 1. Основы закреплены с помощью норм-принципов, которые условно разделены на четыре группы:

· - Гуманистические;

· - Основные характеристики РФ;

· - Экономические и политические;

· - Основы организации государственной Власти.

Конституционный строй – это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции. Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам - иначе существование основного закона лишается смысла. Однако в понятии "конституционный строй" включается нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное: государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву.

представляют собой общечеловеческие цен­ности, выработанные мировой цивилизацией, возникшие в период буржуазных революций и воспринятые конституциями современных демократических государств, в том числе Конституцией РФ.

Основы конституционного строя – фундаментальные положения конституции, определяющие основные характеристики формы государства и правового статуса личности.

Выделяют 4 группы основ конституционного строя:

1. Правовые основы взаимоотношений личности и государства. Статья 2 Конституции РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. Одновременно на государство возлагается основная обязанность – признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Гражданство – устойчивая политико-правовая связь государства с личностью. Гражданство свободно, едино, равно. Принцип социального государства закрепляется право человека на социальное обеспечение. Государство охраняет труд и здоровье людей, устанавливает минимальный размер оплаты труда, обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Гарантируются государственные пенсии, пособия и иные средства социальной защиты.

2. Принципы взаимодействия государства и общества. В Конституции РФ определяется демократическая характеристика Российского государства. Народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления. Определяется деятельность государства в экономической сфере. Земля и другие природные объекты могут находиться в собственности, в том числе частной.

Государство регулирует экономические процессы лишь опосредованно, остается широкое пространство для рыночных механизмов саморегулирования. Признается множественность конкурирующих друг с другом идей, т. е. идеологическое многообразие, идеологический и политический плюрализм. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Россия является светским государством, никакая религия не может признаваться государственной или обязательной.

3. Принципы отношения государства и права: принцип правового государства, верховенства Конституции РФ и ФЗ на всей территории РФ, высшей юридической силы, общеобязательности, прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ, обязательного официального опубликования законов и иных нормативно-правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, приоритета норм международных договоров РФ перед внутренним законодательством, а также включенности общепризнанных принципов и норм международного права в российскую правовую систему.

4. Конституционные принципы внутренней организации и осуществления государственной власти: республиканская форма правления, федеративная форма государственного устройства, принцип государственного суверенитета, принцип разделения властей, принцип самостоятельности местного самоуправления.

Права человека - важнейший институт конституционного строя, представленный совокупностью конституционных возможностей, призванных обеспечить достойную и безопасную жизнь человека и гражданина, условия его свободной жизнедеятельности. Права человека в юридическом значении означают возможность его обладателя совершать дозволенные или не запрещенные Конституцией и основанными на ней законами, конституционными принципами, конституционными обычными нормами, международно-правовыми стандартами осуществления (а равно неосуществления) определенных действий. В конституционном лексиконе за термином «права человека» закрепилось значение основных, или конституционных, прав. Законодательство РФ различает понятия «права» и «свободы». Общим для данных понятий является то, что обладание правом и свободами означает возможность избрать тот или иной вид поведения. Разница между ними заключается в смыслах: права связаны главным образом с возможностью получения определенных благ - это всегда право на получение чего-то. Свобода для человека есть возможность избегать воздействия со стороны государства, государственной власти, тех или иных ограничений. Свобода в этом смысле есть независимость от государства. Соответственно, конституционные права и свободы - это закрепленные в Конституции и гарантированные государством возможности, позволяющие каждому свободно и самостоятельно избирать вид и меру своего поведения, создавать и пользоваться предоставленными ему социальными благами как в личных, так и в общественных интересах.

Права и свободы могут иметь индивидуальные и коллективные формы выражения. Те конституционные права и свободы, реализация которых требует коллективных действий граждан (право на объединение, проведение собраний, митингов, шествий и др.), именуются коллективными правами граждан.

Особый смысл имеет понятие «права народов» - предусмотренная нормами международного права возможность народа участвовать в международных отношениях с целью реализации своих жизненных потребностей. Регламентация прав народов осуществляется в рамках сотрудничества государств, главным образом в области защиты прав человека. Общепризнанными стали права народов на равноправие и самоопределение (п. 2 ст. 1 Устава ООН). Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о праве народов на мир (1984 г.), призванную обеспечить «священное право народов нашей планеты на мир». В доктрине международного права к этому перечню относят права народов на развитие, защиту национальных меньшинств и др. В отличие от прав человека права народов - права коллективные, тесно связанные с первыми. Правам народов корреспондирует обязанность субъектов международных отношений уважать их. В случае нарушения их прав народы имеют право обращаться за защитой и к международному сообществу.

Современное международное право признает за народами безусловное право на защиту от геноцида (Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказания его 1948 г.); от расовой дискриминации (Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.), других преступлений против народов.

Отличительные признаки конституционных прав и свобод состоят в следующем.

Во-первых, это основные права и свободы. Основными они именуются потому, что: а) защищают основные, базовые ценности и интересы личности; б) являются общими для всех без исключения независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания и др.; в) характеризуются особой юридической формой конституирования, закрепляются в основном законе государства; г) обладают наиболее высокой юридической силой (весом, или значимостью). Конституционные права и свободы являются важнейшими, основополагающими для правового статуса личности, они предопределяют содержание всех иных прав и свобод граждан. Значимость их такова, что для их обозначения в конституционном лексиконе используется понятие основных прав и свобод. Термин «основные права и свободы» в этом смысле синонимичен термину «конституционные права и свободы». В таком значении данный термин употребляется в Конституции (ст. 17, ч. 1 ст. 55). Во-вторых, конституционные, или основные, права и свободы человека являются неотчуждаемыми и принадлежат ему от рождения в силу гражданства. В-третьих, конституционные права и свободы в РФ признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В-четвертых, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В-пятых, характеризуются особым механизмом реализации, имеют непосредственно действующий характер, т.е. даже при отсутствии конкретизирующих конституционные права и свободы законов и иных нормативных актов суды, иные государственные органы обязаны принимать решения в защиту таких прав и свобод. В-шестых, ограничение конституционных прав и свобод допускается лишь в случаях, определенных федеральным законом.

Достоинство личности означает свойственный человеку, его духовности облик, предполагающий отношение к его личности со стороны государства, иных лиц как к высшей ценности. Достоинство личности в его конституционно-правовом значении - обладание личностью неким набором нравственных и интеллектуальных свойств, соответствующих общепринятым моральным нормам. Составляющим достоинства личности являются высоконравственные, одобряемые окружающими поведение и поступки человека. Принято считать, что человек априори наделен такими свойствами. Соответственно, унижение достоинства личности означает соотнесение конкретного человека с неблаговидными поступками. Достоинство личности предполагает обязанность этой личности (носителя достоинства) уважительно относиться к другим лицам, их правам и свободам. В этом значении достоинство личности выступает основой и целью конституционных прав, их принципом, в соответствии с которым должна выстраиваться вся система конституционных прав человека, должны закрепляться обязательства государства, всей системы власти по отношению к обеспечению достоинства личности. Охраняя достоинство личности, Конституция РФ возводит в ранг юридической аксиомы положение о том, что «ничто не может быть основанием для его умаления» (ст. 21).

Конституционная норма, конкретизируя этот принцип, устанавливает запрет подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам. Эти конституционные положения в полной мере соответствуют нормам Всеобщей декларации прав человека, ст. 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.

Защита достоинства обеспечивается нормами Конституции о праве на достойную жизнь (ст. 21), неприкосновенности частной жизни (ст. 23), защите человеком своей чести и доброго имени (ст. 23), запрещением сбора информации о частной жизни (ст. 24), запретом насильственного проникновения в жилище (ст. 25) и др. Охрана достоинства личности обеспечивается нормами уголовного права (уголовная ответственность за клевету и оскорбление - ст. 129, 130 УК РФ).

Действующий уголовно-процессуальный кодекс РФ предписывает следователю при производстве обыска принять меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные обстоятельства интимной жизни лица; личный обыск производится лицом одного пола с обыскиваемым и др. Основы законодательства об охране здоровья граждан (ст. 29) устанавливают запрет на испытание новых методов диагностики, профилактики и лечения, а также лекарственных средств, проведение биомедицинских исследований с привлечением в качестве объекта лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест. Жизнь, здоровье, достоинство, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя и авторство защищаются нормами гражданского права (ст. 150-151 ГК РФ).

В случае причинения морального вреда (физические или нравственные страдания) гражданин вправе в судебном порядке требовать от нарушителя денежной компенсации причиненного вреда.

Со спецификой конституционных правоотношений неразрыв­но связана и специфика конституционно-правовых норм . Ряд этих норм представляет собой нормы-декларации . Но большинство из них содержит конкретные обще­обязательные правила поведения и предполагает или прямо ука­зывает на возможность принудительного обеспечения (см. норма права). В них час­то можно выделить обычные структурные элементы всякой пра­вовой нормы: гипотезу, диспозицию и санкцию. Но во многих нормах санкция отсутствует, в иных же нет и гипотезы. Это за­трудняет технико-нормативистский анализ многих конституци­онных правоотношений, заставляя юристов логически выводить или искать скрытые средства правового обеспечения таких норм. Впрочем, часто этого не требуется, так как порождаемые этими нормами правоотношения не приводят к конфликтам или доста­точно надежно обеспечиваются нормами политической морали.

К обязывающей относится норма, диспозиция которой закреплена, например, в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы".

Примечание

Некоторые авторы работ по конституционному праву рас­сматривают обязывание и дозволение как проявление различных приемов и способов правового воздействия на общественные от­ношения, совокупность которых образует метод конституцион­но-правового регулирования. Но для такого вывода нет достаточ­ных оснований, поскольку обязывание и дозволение свойствен­ны нормам практически всех отраслей права и, следовательно, никакой специфики конституционного права не выражают. А это лишает смысла и вывод о якобы специальном методе конститу­ционно-правового регулирования.

Примером запрещающей может служить диспозиция ч. 2 ст. 34 Конституции РФ: "Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и ".

К управомочивающим можно отнести диспозиции конституционных норм, регламентирующих полномочия РФ и ее субъектов (ст. 71-73), Президента РФ (ст. 83-86) и других органов, а также закрепляющих права и свободы человека и гражданина. К ним относятся такие нормы, как:

"Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени" (ч. 1 ст. 23) или

"Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества" (ч. 2 ст. 26).

Особенность конкретно-регулятивных норм состоит в том, что они достаточно четко формулируют правила поведения. В них прямо указывается конкретное право, или обязанность, или запрет на определенный вид поведения. Например, в ч. 1 ст. 78 Конституции РФ записано:

"Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц".

К конкретно-регулятивным относятся все конституционно-правовые нормы, которые в своей диспозиции содержат указания на субъективные юридические права и обязанности.

Что же касается общерегулятивных, или дефинитивных , норм, то они устанавливают такое правило поведения, которое не получает в нормативном акте достаточно четкого выражения, и оно может быть выведено лишь в результате соответствующего анализа. Эти нормы определяют, в частности, цели, принципы, категории. Такой нормой, например, являются: "Президент РФ является главой государства" (ч. 1 ст. 80).

Критерий, принятый для классификации конституционно-правовых норм по территории их действия , к сожалению, не отражает одну из важных характеристик правовой нормы - кем, органом государственной власти какого уровня (федерального, субъекта Федерации или местного, муниципального) эта норма установлена. Дело в том, что вполне возможна ситуация, когда конституционно-правовая норма, принятая органом федеральной государственной власти, будет действовать не на всей территории РФ, а лишь на части ее территории. Например, в случае объявления чрезвычайного положения на какой-то части территории. В связи с этим представляется более определенным основанием классификации конституционно-правовых норм не по территории их действия, а по уровню органов власти, установивших эти конституционно-правовые нормы: а) федеральные; б) субъектов Федерации; в) муниципальные или органов местного самоуправления.

Нормы материального права определяют содержание деятельности субъектов конституционного права, их полномочия. Например, ч. 1 ст. 105 Конституции РФ устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой РФ, а в ст. 105, 106, 107 и некоторых других Регламента Государственной Думы говорится о порядке, в котором принимаются федеральные законы - рассмотрение законопроектов осуществляется в трех чтениях и т. п.

Конституционные нормы: их особенности и виды.

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

Понятие "конституционно-правовые нормы" охватывает не только нормы конституций, но и всех нормативных правовых актов, имеющих своим назначением регулирование общественных отношений, относящихся к предмету отрасли конституционного права.

Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете определяются предметом самой отрасли права.

От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:

2) источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, - в Конституции РФ;

3) своеобразием видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.);

4) учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему государственных органов;

5) особым механизмом реализации, которая для многих конституционно-правовых норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);

6) специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;

7) особенностями структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, - гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях - санкция.

Обладая спецификой по сравнению с нормами других отраслей права, конституционно-правовые нормы сами по себе очень многообразны.

Их принято классифицировать по следующим основаниям:

2) по юридической силе. Наиболее значимые по сфере и уровню правового регулирования нормы закреплены в Конституции РФ, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Среди других нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные и федеральные законы. На основе Конституции и названных законов издаются все иные нормативные правовые акты.

3) по территории действия. По этому основанию различают нормы, действующие на всей территории Российской Федерации, на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление (муниципальные образования).

4) по характеру предписания. По этому основанию различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. (например, ст. 71, 72, 73, 83 - 90, 102, 103 Конституции). Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. Например, ч. 3 ст. 107 Конституции обязывает Президента РФ подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции.

Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это обычно такие формулы: "запрещается", "не допускается", "обязаны", "не вправе" и т.п. Например, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещаются создание и деятельность общественных объединений по указанным в ней основаниям.

5) по степени определенности предписаний. По этому основанию различают императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы - такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах.

Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

6) по назначению в механизме правового регулирования. По этому основанию принято различать материальные и процессуальные (процедурные) нормы. В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. Однако реализация многих норм данной отрасли права сопряжена с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах.

деятельность Конституционного Суда РФ осуществляется в форме конституционного судопроизводства, в котором обеспечивается соблюдение всех конституционных принципов судопроизводства.

Рассмотренные основания классификации конституционно-правовых норм не являются исчерпывающими.

Понятие. Под нормами права обычно понимают исходящие от государства или санкционируемые им, охраняемые государством общеобязательные, общие (не индивидуальные), формально-определенные правила поведения. Они очерчивают регулируемые правом отношения, вводят обстоятельства, с которыми связывается наступление, изменение, прекращение данных отношений. Нормы права называют участников этих отношений, закрепляют права, обязанности последних, определяют объекты (предметы, явления), по поводу которых люди, их объединения взаимодействуют между собой в рамках правовых отношений. Это понимание норм права справедливо и для конституционно-правовых норм.

Особенности. Важнейшую часть конституционно-правовых норм составляют конституционные нормы (нормы Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, уточняющие их позиции конституционных (уставных) судов). Отличает конституционно-правовые нормы также то, что они направлены на детальное закрепление устройства и порядка деятельности институтов верховной государственной власти, политической системы.

В качестве одной из особенностей норм конституционного права зачастую называют отсутствие в их структуре санкций. Однако конституционное законодательство содержит внушительный набор конституционно-правовых санкций, некоторые из них содержатся в конституционных актах. В их числе роспуск парламента, отрешение от должности Президента, отзыв депутата, отставка Правительства, аннулирование решения о регистрации кандидата в депутаты, ликвидация политической партии по суду и др.

Виды норм. Нормы конституционного права по их назначению и роли в правовой системе делятся на учредительные, регулятивные, охранительные, обеспечительные (гарантийные), дефинитивные, коллизионные, оперативные .

Учредительный характер имеют конституционные нормы, учреждающие социально-экономические, политико-управленческие, духовно-культурные, правовые устои общества, основы правового положения человека и гражданина. В то же время многие конституционные предписания дополнительно играют и иную роль (регулятивную, обеспечительную, др.).

Регулятивные нормы опосредуют текущую нормативно допускаемую деятельность органов публичной власти, граждан, их объединений. Они закрепляют права, обязанности людей, полномочия органов, должностных лиц. Таковы, например, нормы избирательного законодательства, законодательства о референдумах, определяющие допускаемое поведение людей на выборах, референдумах.

Охранительные нормы устанавливают меры конституционно-правового принуждения, направленные на обеспечение правопорядка (предупреждение кандидата в депутаты о недопустимости нарушений избирательного законодательства, роспуск парламента, ликвидация политической партии по суду, отрешение от должности главы государства). К их числу следует относить нормы, вводящие механизмы и порядок применения принудительных мер (конституционное судопроизводство и др.).

Обеспечительные (гарантийные) нормы направлены на поддержку надлежащего использования гражданами прав, свобод, осуществления деятельности органов власти. Например, ст. 39 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Часть 4 ст. 109 Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

Дефинитивные нормы вводят определения исходных правовых терминов. Так, ст. 94 Конституции РФ устанавливает, что Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Такие нормы имеют в своей структуре, как правило, только диспозицию (само правило).

Коллизионные нормы указывают на нормы, подлежащие применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений, определении компетенции тех или иных органов. Коллизионным является правило ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом по отношению к законам страны при их применении. Указанная норма соединяет в своей структуре диспозицию (правило о приоритете международного договора) и гипотезу или условие действия данного приоритета (применение в стране закона и (или) международного договора).

Оперативные нормы направлены на введение, отмену, изменение содержания других норм. Оперативный характер имеет предписание п. 1 раздела второго Конституции РФ, гласящее, что Конституция РФ вступает в силу со дня ее официального опубликования по результатам всенародного голосования.

Нормы, закрепляющие возможности и долженствования субъектов конституционного права, делятся на управомочивающие, обязывающие, запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют правовые возможности участников правовых отношений путем установления их прав, полномочий. Таково правило ч. 4 ст. 125 Конституции РФ о праве граждан, судов на обращение в Конституционный Суд РФ.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность граждан, органов, организаций совершать определенные положительные действия. Обязывающей нормой является правило о том, что при вступлении в должность Президент РФ приносит присягу (ст. 82 Конституции РФ). Статья 57 Конституции РФ гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц, органов, организаций воздерживаться от описанного в них поведения. Законодатель, например, устанавливает, что Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По характеру регулируемых отношений выделяют материальные и процессуальные нормы. Материальные нормы направлены на закрепление прав, обязанностей, полномочий разных субъектов. Процессуальные нормы определяют порядок осуществления прав, несения обязанностей, исполнения полномочий. Материальные нормы, например, определяют устройство парламента, его статус, статус его отдельных звеньев, депутатов. Процессуальные нормы устанавливают порядок деятельности парламента, в частности порядок осуществления депутатами законодательной деятельности.

По характеру содержащихся в нормах конституционного права велений выделяют нормы императивные, диспозитивные, рамочные.

Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут дополняться или видоизменяться участниками правоотношений. Императивно предписание ст. 3 Конституции РФ о народе как носителе суверенитета и единственном источнике власти в Российской Федерации.

Диспозитивные нормы позволяют участникам правоотношений в известных пределах действовать по собственному усмотрению. Так, Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает, что субъекты РФ могут учреждать свои конституционные (уставные) суды

(ст. 27). Иметь или не иметь такой суд каждый субъект РФ решает самостоятельно.

Рамочные нормы сочетают в себе признаки императивных и диспозитивных норм. Они предоставляют участникам отношений свободу выбора, но в императивно заданных пределах. Так, п. 8 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет, что устанавливаемый субъектом РФ минимальный возраст кандидата на выборах депутатов в региональный парламент не может превышать на день голосования 21 год. Следовательно, субъект РФ свободен в выборе конкретного возрастного ценза на указанных выборах, но лишь в отрезке от 18 лет (минимальный возраст для пассивного избирательного права) до 21 года включительно.

По субъектам правотворчества выделяют, к примеру, нормы, исходящие от федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ, международных организаций, некоммерческих объединений, граждан, принимающих нормативные правовые акты на соответствующих референдумах, сходах (собраниях).

По юридической силе нормы различаются в зависимости от актов, в которых они содержатся. Нормы федеральных конституционных законов обладают большей силой, чем нормы федеральных законов. Однако и в рамках одного акта разные нормы могут обладать разной юридической силой. Так, нормы гл. 1 Конституции РФ обладают большей юридической силой, чем нормы иных ее глав.

По территории действия различают нормы, действующие на всей территории страны (например, нормы Конституции РФ), на территории отдельных субъектов РФ (законы субъектов РФ), на территории муниципальных образований (уставы муниципальных образований).

  • О видах правовых норм см., например: Теория государства и права: учебник / отв.ред. В. Д. Перевалов. 3-е изд. М., 2004. С. 162-166 (авт. главы - В. Д. Перевалов).

Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации как отрасли права. Место конституционного права в системе российского права.

КП – одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных гос-м, исполнение которых обеспечивается гос-м, в том числе и методами принуждения.

Конституционное право – ведущая (публичная), отрасль российского права, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1) основ конституционного строя РФ, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, соц. и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;

2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации:

3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т.д.;

4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти РФ, органов судебной власти, а также местного самоуправления.

Место Конституционного Права в системе российского права.

КП являетсяведущей отраслью в системе права РФ. Устанавливая в правовой форме основополагающие принципы устройства общества и государства, определяя общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, эта отрасль тем самым дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.



Во всех отраслях российского права получают воплощение и конкретизацию закрепленные нормами КП незыблемые, прирожденные права и свободы человека и гр-на, конституционно-правовой принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами КП принципы федеративного устройства государства, разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Все отрасли основываются на закрепленных КП принципах организации системы власти, компетенции и принципах деятельности всех органов государственной власти, выступающих субъектами соответствующих отраслевых правоотношений.

Роль КП как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно его нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органов, их издающих, соотношение их юридической силы.

Нормы Конституции – основного источника КП – исходные для всех отраслей права.

Соотношение КП с др. отраслями права:

Определяя систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, нормы КП устанавливают основные начала для АП. Закрепляя различные формы собственности, права собственника, принципы хозяйствования, КП служит базой для гражданского и хозяйственного права. Регулируя основы бюджетной системы РФ, нормы КП предопределяют основы финансового права. Устанавливая систему органов судебной власти конституционные принципы правосудия, права граждан в сфере судопроизводства, КП содержит исходные начала для УП, уголовного процесса и др.

Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды. Конституционно-правовые институты.

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные правила, установленные или санкционированные государством, обеспеченные гос. принуждением или его угрозой и регулирующие конституционный строй страны. Эти нормы содержатся прежде всего в Конституции как высшем и основном законе страны, ФКЗ, ФЗ, и др.

Особенностями конституционно-правовых норм являются: а) их особая важность и значимость, поскольку в них речь идет о правовом регулировании особого среза общественных отношений, связанного с конституционным устройством; б) широта охвата многими из них регулируемых сфер и проблем; в) сравнительно большой удельный вес норм общего характера, которые предполагают издание на их основе еще и других норм, разъясняющих, конкретизирующих и развивающих эти общие нормы; г) преобладание в них императивного (повелительного) характера правового регулирования, в отличие от дозволительного, который широко используется в КП лишь при определении прав и свобод человека; е) высшая юридическая сила большинства этих норм, обладающих в своем действии приоритетом перед другими правовыми нормами; ж) нередкое отсутствие в этих нормах таких обычных структурных элементов правовых норм, как гипотез (т.е. условий применения норм) и особенно санкций; з) особый порядок и процедура принятия, изменения и отмены этих норм в сравнении с другими правовыми нормами.

Сами же конституционно-правовые нормы могут быть классифицированы : по характеру предписаний эти нормы могут быть императивными, когда в них правило поведения предписывается повелительно, строго, однозначно, и диспозитивными, когда правило формулируется таким образом, что предоставляется возможность выбора того или иного поведения. Примерами первых может служить ст. 116 Конституции РФ («Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия»). Примерами вторых являются: положение ч. 4 ст. 117 Конституции, согласно которому, если ГД отказывает в доверии Правительству, то «Президент в течение 7 дн. принимает решение об отставке Правительства или о роспуске ГД и назначении новых выборов».

По их назначению : материальные и процессуальные. Первые - что именно регулируется, вторые - как осуществляется регулирование. В ч. 1 ст. 105 Конституции РФ содержится материальная норма: «ФЗ принимаются ГД», а в ч. 2 той же статьи - процессуальная норма: «ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов».

По методу правового регулирования , а) обязывающие б) запрещающие; в) дозволяющие.

По времени своего действия конституционно-правовые нормы подразделяются на постоянные, которые не ограничены сроком своего действия, и временные, призванные действовать только в определенные периоды (в периоды чрезвычайного положения).

Но наиболее дифференцированы конституционно-правовые нормы по форме выражения их конкретного содержания . Это - нормы-правила, нормы-принципы, нормы-определения, нормы-разъяснения, нормы-декларации, нормы-цели и др. Например, Нормы-правила говорят о том, как надо поступать при наступлении того или иного юридического факта (полномочия старого парламента истекают в день открытия сессии вновь избранного парламента). Нормы-принципы, как и нормы-декларации - в ст. 8 Конституции РФ говорится, что в РФ признается и защищается равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

––––––

Институты конституционного права - это совокупность согласованных и взаимосвязанных конституционно-правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений и объединенных общностью конкретных целей такого регулирования. Такими институтами являются институт гражданства, институт личных прав и свобод человека и гражданина, институт главы государства, институты парламента, правительства и др. Эти и другие конституционно-правовые институты далеко неодинаковы как по своей структуре, так и по масштабам регуляции, по числу норм. Ряд институтов носит сложный в структурном отношении, комплексный характер, включая в себя большее или меньшее число более частных институтов (например, институт прав и свобод человека и гражданина включает институты личных, политических, экономических, социальных, культурных прав). Системы конституционно-правовых институтов разных стран неодинаковы и могут не включать те или иные конкретные институты. Ясно, например, что в республиканских конституционно-правовых системах отсутствуют отдельные институты, свойственные аналогичным монархическим системам.